Кто такой шеварднадзе?

Министры иностранных дел РФ с 1990 года. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая 2018 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении министром иностранных дел (МИД) РФ Сергея Лаврова.

После распада СССР и подписания соглашения об образовании Союза Независимых Государств 8 декабря 1991 г., руководство внешней политикой России перешло от союзного министерства иностранных дел к МИД РСФСР (создано в 1944 г., до 1991 г. занималось вопросами выезда за границу жителей республики). С 1990 г. российский МИД возглавляли четыре министра. Дольше всех в должности по состоянию на 18 мая 2018 г. находился Сергей Лавров — 5 тыс. 183 дня. Самый короткий срок на посту министра был у Евгения Примакова — 976 дней.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о руководителях министерства с 1990 г.

Андрей Козырев (1990-1996)

Андрей Козырев (род. 1951), окончил Московский государственный институт международных отношений МИД СССР. Кандидат исторических наук (1977). С 1974 г. работал в центральном аппарате МИД СССР, с 1986 г. — был советником, руководителем отдела, заместителем начальника, начальником управления международных организаций внешнеполитического ведомства. С 11 октября 1990 г. по 5 января 1996 г. — министр иностранных дел РСФСР (с 25 декабря 1991 г. — РФ) в правительствах Ивана Силаева, Бориса Ельцина, Егора Гайдара и Виктора Черномырдина. В декабре 1991 г. вместе с Сергеем Шахраем, Егором Гайдаром и Геннадием Бурбулисом представлял РСФСР в рабочей группе, подготовившей Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и об образовании СНГ. Принимал участие в создании предвыборного блока «Выбор России». В 1993-2000 гг. — депутат Госдумы РФ I — III созывов. Входил в президиум Российского еврейского конгресса, был членом совета директоров, вице-президентом американской корпорации IСN Рhаrmасеutiсаls, старшим партнером инвесткомпании Global Strategic Ventures, возглавлял совет директоров Инвестторгбанка. В настоящее время проживает в г. Майями (шт. Флорида, США).

Евгений Примаков (1996-1998)

Евгений Примаков (1929-2015), выпускник арабского отделения Московского института востоковедения. Доктор экономических наук (1969), академик Академии наук СССР (1979). С 1956 г. работал в арабской редакции Госкомитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР, с 1965 г. был собственным корреспондентом газеты «Правда» на Ближнем Востоке. С 1970 г. был заместителем директора, в 1985-1989 г. — директором Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. В конце 1980-х гг. Евгений Примаков начал политическую карьеру, стал одним из заметных деятелей горбачевской «перестройки». В 1989 г. был избран кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС, являлся членом комиссии ЦК по международной политике. Одновременно возглавлял одну из палат Верховного Совета СССР, был академиком — секретарем отделения экономики АН СССР. С 1990 по 1991 г. входил в Президентский совет СССР, отвечал за внешнюю политику, вел переговоры с президентом Ирака Саддамом Хусейном по вопросу вывода иракских войск с территории Кувейта. Также был помощником президента СССР Михаила Горбачева в отношениях с «Большой семеркой». С сентября по декабрь 1991 г. возглавлял советскую внешнюю разведку — Первое Главное управление КГБ, затем Центральную службу разведки СССР. После распада СССР в 1991-1996 гг. был директором Службы внешней разведки РФ. 9 января 1996 г. был назначен министром иностранных дел, занимал этот пост в правительствах Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Евгений Примаков первым выдвинул идею укрепления сотрудничества в формате тройки Россия-Индия-Китай, которая дала старт процессу оформления БРИКС, выступал против ужесточения санкций в отношении Югославии и планов интервенции НАТО в этой стране. 11 сентября 1998 г. покинул МИД и возглавил российское правительство. После отставки с поста премьера в мае 1999 г. стал лидером избирательного блока «Отечество — Вся Россия» (ОВР) вместе с Юрием Лужковым и экс-губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым. В декабре 1999 г. избран депутатом Госдумы III созыва по списку ОВР. Тогда же официально заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента России в 2000 г. Однако в феврале 2000 г. отказался от участия в выборах. В декабре 2001 г. стал президентом Торгово-промышленной палаты РФ, досрочно прекратив депутатские полномочия. Занимал этот пост до 2011 г. Скончался 26 июня 2015 г. в Москве.

Игорь Иванов (1998-2004)

Игорь Иванов (род. 1945), окончил переводческий факультет Московского государственного института иностранных языков им. М. Тореза. Доктор исторических наук (2005). С 1969 г. был научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. С 1973 г. работал в центральном аппарате и зарубежных представительствах МИД СССР, в 1980-х гг. был советником в посольстве Советского Союза в Испании, помощником министра иностранных дел Эдуарда Шеварнадзе. После распада СССР руководил российским посольством в Испании, с декабря 1993 г. стал первым заместителем министра иностранных дел РФ. 11 сентября 1998 г. был назначен главой МИД. Сохранял свой пост в составе правительств Евгения Примакова, Сергея Степашина, Владимира Путина, Михаила Касьянова и Михаила Фрадкова. Под руководством Иванова была разработана и принята Концепция внешней политики РФ (2000). В марте 2004 г. ушел с поста главы МИД. В 2004-2007 г. — секретарь Совета безопасности РФ. Затем возглавлял комитет по стратегии и инвестициям нефтегазовой компании «Лукойл». Был директором Российского центра исследований Азиатско- Тихоокеанского экономического сотрудничества при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. В настоящее время — президент Российского совета по международным делам.

Сергей Лавров (2004 — н. в.)

Сергей Лавров (род. 1950), окончил восточное отделение факультета международных отношений МГИМО МИД СССР. С 1972 г. работал в посольстве СССР в Шри-Ланке, затем в управлении международных организаций МИД. С 1981 по 1988 г. — первый секретарь, советник, старший советник в постоянном представительстве Советского Союза при ООН в Нью-Йорке. На момент распада СССР занимал должность начальника управления международных организаций, в апреле 1992 г. был назначен заместителем министра иностранных дел РФ Андрея Козырева. С 1994 г. в течение десяти лет возглавлял постпредство России при ООН в Нью-Йорке. 9 марта 2004 г. сменил в должности министра иностранных дел РФ Игоря Иванова. Сохранял свой пост в правительствах Михаила Фрадкова, Виктора Зубкова, Владимира Путина и Дмитрия Медведева..

Шеварднадзе и его роль в судьбе советской страны

Сегодня исполняется девяносто лет со дня рождения Эдуарда Шеварднадзе, политика, сыгравшего достаточно заметную роль в истории и позднего Советского Союза, и постсоветской Грузии. Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе родился 25 января 1928 года в селе Мамати Ланчхутского района, что в исторической области Гурия в Грузии. Личность этого политика и последствия его действий на посту и министра иностранных дел СССР, и президента Грузии, вызывают неоднозначные оценки. О мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды. Но личность Шеварднадзе как человека мы обсуждать не будем, остановимся на его политике, последствия которой «живы» до сих пор.


Почему-то долгое время во многих российских СМИ Шеварднадзе подавали как исключительно мудрого политика, прирожденного дипломата, такого политического «аксакала». Однако, если взглянуть на список «заслуг» Эдуарда Амвросиевича, то понимаешь, что если и была у него какая-то политическая мудрость, то работала она явно не во благо советского государства. Да и после распада Советского Союза, к которому Эдуард Шеварднадзе тоже приложил руку, уже в статусе президента суверенной Грузии бывший советский министр иностранных дел далеко не был другом России. Моментально «переобувшись», вчерашний представитель советской партноменклатуры, генерал советского МВД и министр иностранных дел СССР спокойно переориентировался на сотрудничество с США.
Кто знает, как бы сложилась судьба Эдуарда Амвросиевича, избери он в молодости для себя другой жизненный путь. Он окончил с отличием Тбилисский медицинский техникум и мог бы без экзаменов поступить в медицинский вуз. Возможно, стал бы прекрасным врачом, как многие его земляки, лечил бы людей и через девяносто лет после рождения его вспоминали бы с исключительной благодарностью. Но, после окончания техникума, Шеварднадзе пошел по комсомольской, а затем и партийной линии. Это предопределило его дальнейшую судьбу, а карьера в партии у Эдуарда складывалась очень удачно.
В 18 лет он пришел на должность инструктора отдела кадров Орджоникидзевского райкома комсомола Тбилиси и далее шел исключительно по комсомольской линии. Ни опыта работы на производстве, ни службы в армии, ни даже работы учителем, фельдшером или корреспондентом газеты Шеварднадзе к этому времени не имел. Профессиональный аппаратчик. В 1952 году 24-летний Эдуард стал секретарем Кутаисского обкома ЛКСМ Грузинской ССР, а в 1953 году — первым секретарём Кутаисского обкома ЛКСМ Грузинской ССР. Естественно, что столь успешная карьера в комсомоле давала огромные шансы и на продолжение карьеры уже в партийных структурах. В 1957-1961 гг. Эдуард Шеварднадзе был первым секретарем ЦК ЛКСМ Грузинской ССР. Именно в это время он познакомился с другим комсомольским функционером – Михаилом Горбачевым, который в 1958 году участвовал в ХІІІ съезде ВЛКСМ в качестве второго секретаря Ставропольского краевого комитета ВЛКСМ.
В 1961 году, когда Эдуарду было 33 года, он перешел с комсомольской на партийную работу – возглавил Мцхетский райком КП Грузинской ССР. Далее началась просто головокружительная карьера. Путь от первого секретаря райкома до республиканского министра занял у него всего 4 года. В 1963-1964 гг. Шеварднадзе возглавлял Первомайский райком КП Грузинской ССР в Тбилиси, а в 1964 году был назначен первым заместителем министра охраны общественного порядка Грузии. Тогда это была очень распространенная практика – направлять партийных чиновников «на укрепление» МВД и КГБ. Вчерашний комсомолец Шеварднадзе, с 18 лет занимавшийся исключительно аппаратной работой, в 36 лет оказался на генеральской должности без малейшего опыта работы в правоохранительных органах и даже без службы в армии. В следующем 1965 году он был назначен министром охраны общественного порядка (с 1968 – внутренних дел) Грузинской ССР и получил звание генерал-майора внутренней службы. Грузинской милицией Шеварднадзе руководил семь лет – до 1972 года.

В 1972 году, после очень краткого руководства Тбилисским горкомом КП Грузинской ССР, Эдуард Шеварднадзе был избран первым секретарем ЦК Компартии Грузии. На этом посту он сменил Василия Мжаванадзе, которого обвинили в коррупции и поощрении деятельности цеховиков. Эдуард Шеварднадзе обещал навести порядок и справиться с нарушениями социалистической законности. Он провел массовую чистку в партийном и государственном аппарате республики, заменяя старые руководящие кадры молодыми интеллигентами и технократами. Однако, именно в годы его руководства Грузинской ССР – в 1970-е – 1980-е гг., республика уже окончательно закрепила за собой славу одной из самых коррумпированных в Союзе, живущей по «особым правилам», не имеющим отношения к советским законам. Да и «чистки» руководства могли быть классической подготовкой к последующему расцвету национализма.
В 1985 году Эдуард Шеварднадзе был назначен министром иностранных дел СССР. Михаил Горбачев нуждался в надежном человеке на этом посту, который бы разделял его устремления на либерализацию политического, в том числе и в международном плане, курса. Поэтому выбор и пал на Шеварднадзе, который, кстати, не имел никакого опыта дипломатической работы и даже на государственном языке СССР, не говоря уже об иностранных языках, до конца жизни разговаривал с сильнейшим акцентом.

Именно на посту министра иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе своей деятельностью нанес максимальный вред советскому государству. Фактически, вместе со своим «патроном» Михаилом Горбачевым, Шеварднадзе несет непосредственную ответственность за события, приведшие к окончательному ослаблению и распаду советского государства. Именно Эдуард Шеварднадзе своей крайней уступчивостью привел к быстрой сдаче позиций во внешней политике, сумев за пять лет полностью развалить социалистический блок в Восточной Европе, подготовить условия для полного вывода советских войск из стран Восточной Европы.
В 1987 году Эдуард Шеварднадзе подписал Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который должен был вступить в силу в 1991 году. В результате Договора Советский Союз уничтожил в 2,5 раза больше носителей и в 3,5 раза больше боеголовок, чем Соединенные Штаты. Ракета «Ока» (СС-23), которую в течение многих лет создавали целые коллективы советских ученых и инженеров, также была уничтожена, хотя США об этом и не просили. Получается, что Шеварднадзе и Горбачев просто «подарили» Соединенным Штатам уничтожение современной на тот период советской ракеты.
Еще одно знаменитое «дело» Эдуарда Амвросиевича – «договор Шеварднадзе – Бейкер». Министр иностранных дел СССР подписал с госсекретарем США Джеймсом Бейкером Соглашение о линии разграничения морских пространств в Беринговом море. Название этого документа не передает сути тех последствий, к которому привело «разграничение морских пространств». В части Берингова моря, о которой шла речь в соглашении, находились разведанные крупные запасы нефти, а кроме того водилось множество рыбы. Но «политический аксакал» просто уступил Соединенным Штатам 46,3 тыс. кв. км континентального шельфа и 7,7 тыс. кв. км континентальной экономической зоны Советского Союза. К СССР отошли лишь 4,6 тыс. кв. км континентального шельфа – в десять раз меньше, чем США. Разумеется, тут же в этой зоне появились корабли береговой охраны США и посещение ее советскими рыболовными судами стало невозможным. Впоследствии Джеймс Бейкер, характеризуя Шеварднадзе, говорил, что главное достижение последнего – отказ от применения силы для сохранения империи. Но были и другие, еще более интересные слова – «советский министр казался почти просителем. Советское руководству нуждается лишь в небольшом поощрении, чтобы вести дела, по существу, на западных условиях».
Эдуард Шеварднадзе сыграл одну из ключевых ролей и в выводе советских войск из Афганистана. Конечно, с человеческой точки зрения то, что перестали гибнуть наши солдаты и офицеры – большой плюс. Но в политическом плане это был колоссальный просчет. Его последствиями стал скорый приход моджахедов к власти в соседней стране, полное открытие «подбрюшья» Советского Союза для атак экстремистов, что и началось практически сразу же за выводом войск. Гражданская война в Таджикистане – тоже результат этого шага, как и хлынувший в постсоветские республики поток наркотиков, от которых погибли сотни тысяч, если не миллионы, молодых россиян.
Именно Эдуард Шеварднадзе стоял и за «сдачей» Восточной Германии. Михаила Горбачева и Эдуарда Шеварднадзе на Западе очень уважают за то, что они способствовали объединению Германии. Но какая от этого польза была для советского государства, для России? Действиями советского руководства были ошарашены даже сами западные лидеры. В течение всего 1990 года обсуждался вопрос объединения ФРГ и ГДР. И Эдуард Шеварднадзе шел на уступки очень серьезного характера. Как известно, ФРГ состояла в блоке НАТО, а ГДР – в Организации Варшавского договора. Была возможность зафиксировать необходимость отказа объединенной Германии от вхождения в НАТО, но Шеварднадзе уступил и согласился с правом Германии вновь войти в состав Североатлантического альянса.

Кроме того, он разрешил не указывать обещание министра иностранных дел ФРГ Ганса Дитриха Геншера отказаться от планов по расширению НАТО на Восток. Хотя последний обещал советскому министру, что бывшие страны социалистического блока не будут никогда членами НАТО. Свои действия Шеварднадзе объяснил тем, что доверяет партнерам по переговорам и записывать обещание Геншера на бумаге не нужно. Что стоило зафиксировать эти слова в договоре? Но нет фиксации – и нет договоренностей. В 1990-е – 2000-е годы большинство бывших союзников СССР в Восточной Европе стали членами НАТО. Североатлантический альянс максимально продвинулся к границам современной России – и в этом есть самая непосредственная «заслуга» тогдашнего министра иностранных дел СССР, «мудрого политика».
Процесс объединения Германии проходил в максимальной спешке. Такое впечатление, что перед Горбачевым и Шеварднадзе кем-то была поставлена задача – к 1991 году завершить полностью подготовку к развалу советского государства. Поэтому 1990 год вошел в историю как год сдачи позиций Советского Союза по всем фронтам. Кстати, сам «Белый Лис», как его любили называть СМИ, в своих мемуарах вспоминал, что некоторые решения по объединению Германии он принимал самолично, не советуясь с «Михал Сергеичем». Очевидно, что войти в историю как объединитель Германии Шеварднадзе хотелось куда больше, чем остаться в памяти нормальным министром иностранных дел своего государства. Джордж Буш-старший, президент США, был буквально шокирован поведением советских лидеров. Он вспоминал, что Запад был готов пойти на списание многомиллиардных долгов, дать гарантии, что Восточная Европа никогда не войдет в НАТО, но Шеварднадзе не требовал ничего взамен.
20 декабря 1990 года Эдуард Шеварднадзе на IV Съезде народных депутатов СССР заявил о своей отставке с поста министра иностранных дел «в знак протеста против надвигающейся диктатуры», хотя о какой диктатуре шла речь, было не очень понятно. Впрочем, в ноябре 1991 года он на месяц вернулся на пост министра внешних сношений СССР (вместо упраздненного МИДа), однако вскоре Советский Союз прекратил свое существование и Эдуард Амвросиевич оказался не у дел. Он принял решение вернуться в Грузию, где в январе 1992 года произошел военный переворот, свергнувший Звиада Гамсахурдиа.
10 марта 1992 года Шеварднадзе возглавил Госсовет Грузии, в октябре 1992 года был избран председателем грузинского парламента, а 6 ноября 1992 года – Главой грузинского государства (с 1995 – президент). Таким образом, суверенную Грузию Шеварднадзе фактически возглавлял одиннадцать лет – с 1992 по 2003 годы. Кто застал то время, помнят, что жизнь в Грузии стала буквально невыносимой. Война с Абхазией, конфликт в Южной Осетии, небывалый рост бандитизма – и все это на фоне полного разрушения социальной инфраструктуры, тотального обнищания населения. Множество граждан Грузии именно в годы президентства Шеварднадзе покинули территорию страны, эмигрировав в другие государства, в первую очередь – в ту самую Россию, независимости от которой Тбилиси так желал еще несколько лет назад.
Политику Шеварднадзе на посту президента суверенной Грузии также нельзя назвать дружественной по отношению к России. Хотя на словах «Белый Лис» неоднократно говорил о дружбе русского и грузинского народов, сам он пытался превратить страну в сателлита США, выпрашивая у Вашингтона ввод международного военного контингента в республику. Известна роль Грузии в годы Первой Чеченской войны. Как раз в это время страной, на территории которой находились базы боевиков, руководил Эдуард Шеварднадзе.
Во внутренней политике Шеварднадзе потерпел полнейшее фиаско, так и не сумев вывести страну из экономической и социальной катастрофы. 21-23 ноября 2003 года в Грузии произошла т.н. «Революция роз», вынудившая Эдуарда Амвросиевича 23 ноября 2003 года уйти с поста президента страны. После отставки Шеварднадзе прожил еще почти одиннадцать лет. Он скончался 7 июля 2014 года на 87-году жизни.

Рыбаки захотели выйти за «линию Шеварднадзе — Бейкера»

Сколько потеряли рыбаки из-за морской границы с США

Первые оценки потерь российских рыбаков из-за действия соглашения Шеварднадзе — Бейкера Счетная палата сделала в 2003 году, документ охватывал период 1991–2002 годов. В докладе говорилось, что за это время Россия могла выловить в акваториях, где она утратила право на рыболовство, 1,6–1,9 млн т рыбы, этот улов оценивался в $1,8–2,2 млрд.

В письме Матвиенко ВАРПЭ указывает, что потери рыбопромышленников из-за действия соглашения за 1991-2002 годы превышают 70 млрд руб. В последующие годы — с 2003 по 2017 год — ассоциация оценивает ущерб еще в 80–100 млрд руб. Эти расчеты были проведены с учетом снижения запасов минтая в Беринговом море, уточнил РБК Зверев. По его словам, потенциальный вылов в утраченных из-за соглашения районах за 2003–2017 годы составляет 1,2–1,4 млн т рыбы (исходя из средних рыночных цен — на $1,2–1,4 млрд).

Глава ВАРПЭ подчеркивает, что речь идет только о потерях рыбопромышленной отрасли — ущерб может быть и в других отраслях российской экономики.

Почему рыбаки вспомнили о потерях

Поводом для подсчета рыбаками потерь из-за соглашения Шеварднадзе — Бейкера стало обсуждение этого вопроса в Совете Федерации. Вопрос поднял на прошедшем 9 октября заседании Совета Федерации сенатор от Камчатского края Борис Невзоров. Он заявил, что соглашение нарушает интересы России, и обратился к Валентине Матвиенко с просьбой внести этот вопрос в повестку заседания Совета безопасности России. По словам Невзорова, при подписании договора «из-за уступок Шеварднадзе» границу спорных участков провели в интересах американской стороны. В результате Россия лишилась в Беринговом море акватории, сопоставимой с территорией Чехии или Австрии.

Из-за линии Шеварднадзе — Бейкера Россия потеряла возможность ежегодно добывать более 500 тыс. т рыбы и краба, заявил на заседании Совета Федерации Невзоров. Также на шельфе, по его словам, разведаны перспективные нефтегазовые месторождения на сотни миллиардов долларов. Саму временную линию по разграничению морских пространств сенатор назвал препятствием для развития Россией Северного морского пути.

О потерях доложат президенту

Матвиенко в ответ на просьбу сенатора от Камчатки поручила профильным комитетам Совета Федерации совместно с министерствами рассмотреть вопрос об экономических последствиях для России этого соглашения. В случае если они предложат возможные варианты решения этой проблемы, спикер Совета Федерации пообещала доложить об этом президенту.

Глава комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совфеда Алексей Майоров подтвердил РБК, что его комитет является соисполнителем поручения Матвиенко по вопросу о российско-американском соглашении. По его словам, в подготовке документов участвуют также комитеты по международной политике и по обороне. Результаты совместной работы трех комитетов будут переданы в администрацию президента, если «Валентина Ивановна сочтет это нужным», добавил Майоров.

Невзоров консультировался с ВАРПЭ, и в Совфеде знают о том, что рыбопромышленники теряют из-за указанного соглашения сотни миллиардов рублей, уточнил Майоров. «Наша страна теряет колоссальные деньги», — подтвердил Майоров, добавив, что межгосударственные вопросы должны решаться «на взаимовыгодной основе, а не с учетом интересов только одной страны».

ВАРПЭ, добавляет Зверев, готова участвовать в обсуждении вопроса и разработке предложений по пересмотру этого соглашения и восстановлению прав России на рыболовство в утерянных морских акваториях.

Может ли Россия выйти из соглашения

Оценки экономических потерь от заключения соглашения Шеварднадзе — Бейкера разнятся, говорит гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Он допускает, что Россия может выйти из соглашения: «Я понимаю настрой наших законодателей. Они ищут возможности каким-то образом наказать США за их действительно не очень корректное поведение. Но поскольку у нас остается мало возможностей выразить свое недовольство американской политикой, я не исключаю, что остающиеся соглашения, например это, могут стать разменной картой».

Вместе с тем, считает Кортунов, выхода России из соглашения «лучше было бы избежать». «Наше сотрудничество с США на севере пока что является образцом того, что можно делать в очень сложной геополитической обстановке, — поясняет эксперт. — Если посмотреть на работу Арктического совета, то там у США разногласий больше с Канадой, чем с Россией».

РБК направил запрос в Министерство внутренних дел США, которое курирует Службу охраны рыбных ресурсов и диких животных.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

«Линия предательства» Шеварднадзе.Так её и зовут рыбаки, пограничники и простыедальневосточники. От Петропавловска-Камчатского до этой воображаемой линии в Беринговоми Чукотском морях — трое суток ходу. Когда летом 1990 года в советской печати появилась официальная информация о договоре по разграничению водного пространства между СШАи СССР, мало кто обратил внимание на его перекос в сторону интересов США. Тогдашний министр иностранных дел СССР, а ныне президент Грузии Эдуард Шеварднадзе подписалс госсекретарем США Джеймсом Бейкером столь по-грузински щедрый договор, чтоот экономической зоны СССР в пользу США отошло около 50 тыс. кв. километров акватории Тихого океана.

После подписания договора его должны были ратифицировать парламенты двух стран. Сенат США одобрил экономическую границу с Россией по линии Шеварднадзе без колебаний:86 голосами против шести. И уже на следующий день «Вашингтон Пост» писала: «В защиту договора Государственный департамент сказал, что 70% территории Берингова моря будут находится под юрисдикцией США, что даст стране на 13 200 квадратных морских миль больше пространства, чем если бы линия прошла на равном расстоянии между побережьями». Необходимость разграничения с США по морю возникла, когда в 1976–1977 году во всем мире начали вводиться исключительные экономические зоны. Но в районах Берингова и Чукотскогоморей у нас с американцами эти зоны накладывались друг на друга на протяжении более чем полутора тысяч миль. В этих случаях в международной практике принято использовать серединную линию равноудаленную от берегов двух стран. Но американцы вспомнили про Конвенцию 1867 года.

Именно по ней Александр II-Освободитель тоже без лишнего шума сначала сдал в аренду,а потом продал Северо-Американским Соединенным Штатам Аляску за 7,2 миллиона долларов США. Боялся захвата Аляски англо-французскими войсками. По вопросу границы в Конвенциизакреплялась лишь точка в Беринговом проливе с координатами 65 градусов 30 минут.От ее пересечения с меридианом линия границы направляется прямо на север к полюсу, ав другую сторону идет из этой точки, как записано в конвенции, на юго-запад.
Шеварднадзе согласился на использовании именно этого направления границы по Конвенции1867 года. Но, сто лет спустя, даже эта линия на юго-запад на наших картах, использующих локсодромическую проекцию, не совпадала с линией на американских ортодромических картах.

Американцы настояли и здесь, так как по их картам линия ближе подходила к нашему берегу. Серединная линия, петляя между нашими берегами и островами, в каких-то местах уходила вправо от линии 1867 года, в каких-то — влево. Американцы предложили остановиться именнона простой прямой. Они вроде бы жертвуют нам свои участки к западу от линии 1867 года, а мы им свои к востоку. И Шеварднадзе пошел на это прямо наподобие индейцев, обменявшихна бусы и ружья остров Манхеттен. Если Александр II Аляску хотя бы продал, то Шеварднадзе отдал десятки тысяч квадратных километров просто так, за здорово живешь. Границу в спорныхучастках провели в соответствии с тогдашним «новым мышлением» просто по американской (ортодромической) прямой. Разница между зонами, уступленными Шеварднадзе,и уступленными американской стороной, как раз и составляла 50 тысяч квадратныхкилометров — в пользу американцев. Причем Россия (тогда ещё СССР) уступала богатые рыбными ресурсами квадраты, а получала пустые.

Но и это не всё. Ещё больший урон российским экономическим и политическим интересам нанесла передача американцам огромного анклава нейтральных вод, окруженного российскими экономическими зонами. Ничейный участок площадью около 46 тысяч квадратных километров, расположенный между островами Прибылова, Святого Матвея, Медным и Атту,американцы называли дыркой от пончика. Пока не получили её в подарок от Шеварднадзе.Все это тогда преподносилось союзным МИДом, как очередной мост дружбы между народами.
Поначалу американцы даже не верили, что им обвалилась территория в четверть Аляски, сказочно богатая рыбными ресурсами. К тому же и Верховный Совет СССР и российскийпарламент (дважды в 1996 и 1997 годах) от ратификации соглашения уклонились.Но со временем, когда мост дружбы Москва — Вашингтон обветшал, американцы решилиде-юре несуществующий договор закрепить де-факто. С помощью силы.
Примечательно, что содержание соглашения 1990 года, подписанного в эпоху гласности, было скрыто от населения. В газете «Правда» лишь мимоходом сообщалось о подписаниив Вашингтоне «соглашения о разграничении морских пространств».Что оно собой представляет?Об этом ни слова. Лишь в выступлении Дж.Буша-старшего на церемонии подписания советско-американских документов прозвучали, как представляется, вполне издевательские по меркам сегодняшнего дня слова: мол, в соответствии с соглашением по Берингову проливу «мост дружбы» перекинется над водой, объединяя два наших народа».

«Мост дружбы»

Российские рыбаки узнали о соглашении Бейкера — Шеварднадзе, лишь спустя полгода. Когдаиз Минсельхоза, в систему которого тогда входил Госкомитет по рыболовству, пришла телеграмма, запрещающая промысел за линией Шеварднадзе. Первый раз российское рыболовное судно было задержано американской береговой охраной в спорной зоне в августе1997 года. Траулер «Черняево» зашел за линию Шеварднадзе на 12 ярдов, то есть 11 метров.А в его трюме американская смотровая группа с патрульного судна нашла меньше тонны минтая. Чтобы вызволить судно с Аляски рыболовецкому колхозу «50 лет Октября» пришлось заплатить штраф в 150 тысяч долларов. Вторым был оштрафован траулер «Стимул». Чтобы уменьшить число споров о пересечении линии Шеварднадзе (ведь 11 метров и дажезначительно больше — вполне укладываются в погрешность навигационных приборов), Госкомрыболовство вынужден был создать своим приказом ещё и пятимильную буферную зону, сокращенную, правда, позже до трёх миль. То есть рыбаки потеряли ещё большие угодья. Конечно, по международному праву иностранное судно вправе следовать через исключительную экономическую зону некого государства. Но оно не вправе вести там промысел. Если же в исключительной зоне «застукали» некий траулер с грузом минтая в трюме,то это косвенно доказывает и сам промысел в запретной зоне. Капитану и судовладельцу светит как минимум длительное разбирательство.
Российский МИД, выждав время, лишь робко обращался за разъяснениями, когда в них уже пропадала всякая необходимость. А американцы тем временем продолжали выдавливать российских моряков — особенно, когда российская сторона заводила разговор о прекращениивременного применения договора. Наиболее активно корабли береговой охраны США стали действовать, когда отношения с Вашингтоном обострились из-за бомбардировок Югославии.В 1999 году российские суда задерживались не менее пяти раз, но автору кабального договора это было уже безразлично. Где Тбилиси, а где Берингово море? Газета «Анкоридж дэйли ньюс»с иронией писала, что капитан русского траулера «Гиссар», пытаясь избежать конвоированияв порт Датч-Харбор, вывел из строя дизель. А, когда его хотели отбуксировать, заявил, что «тогда точно начнется третья мировая война».

3 августа 1999 года судно «Гиссар» (порт приписки Владивосток, судовладелец ОАО «ТУРНИФ»)вело промысел минтая в исключительной экономической зоне России, имея на борту все необходимые документы. С некоторого времени за судном внимательно наблюдала береговая охрана США. Вначале действия русских рыбаков отслеживались с вертолета — судно зашлов буферную зону, хотя и не пересекло границу исключительной экономической зоны США. Тогда в район вышло американское патрульное судно «Гамильтон-715». Его командир отдал команду остановиться, на борт траулера поднялась досмотровая группа. Американский офицер сделал официальное заявление о том, что русское судно находится на территорииисключительной экономической зоны США и считается задержанным, капитана со старпомомзапрели в каютах, а радиорубку опечатали.
2 августа 2000 года береговая охрана США в Беринговом море задержала рыболовный траулер «Спитак». Только через сутки после задержания капитан Игорь Рябых смог выйти на связьи сообщить в порт приписки, что судно вело поисковое траление, во время разворота углубилось на 750 метров в исключительную экономическую зону США. После разворота «Спитак» вернулся в российскую экономическую зону и уже там был задержан сторожевым кораблем США. Судно было отконвоировано в Датч-Харбор на Аляске. Потом американские смотровые группы высаживались на траулеры «Механик Брызгалин», «Петропавловск». Последнее судно «Вийтина» было отконвоировано в Датч-Харбор 5 сентября 2002 года.Чаще всего американцы задерживают российские суда не в своей экономической зоне,а именно в буферной.

Спорные острова?

Чтобы как-то разгрести «наследие» Шеварднадзе, российский МИД предложил уладить противоречия интересов через рыбные квоты, которые США должны выделить российским рыбакам в качестве компенсации. Вопрос завис. Тем более, что дело далеко не в одной рыбе.В 1980-х годах в заливе Нортон у побережья Аляски и в районе острова Святого Лаврентия были разведаны запасы более одного миллиарда баррелей нефти и более 200 миллиардовкубометров газа. Но после распродажи лицензий на бурение американским фирмам было объявлено, что эксплуатация откладывается до разделения зон владения с Россией в районеострова Святого Лаврентия.

Вдобавок, чувствуя, что Россия намерена вернутся к так и не ратифицированному договору Бейкера-Шеварднадзе, американцы со своей стороны взялись оспаривать шесть российских островов. В своей резолюции HJR 27, принятой в июне 1999 года, парламент штата Аляска выразил несогласие с передачей под российскую юрисдикцию островов Врангеля, Геральда, Беннета, Генриетты, Медного, Сивуча, и Калана. Якобы Россия должна была уступить их вместес Аляской. Но на самом деле царь Александр II и даже. щедрый грузин Шеварднадзе эти острова американцам не передавали.

В середине сентября 2002 года лед истории тронулся и в Москве. Состоялось первое заседание специальной рабочей группы Совета Федерации по соглашению Бейкера-Шеварднадзе. Кроме сенаторов в заседании участвовали представители МИДа, Госкомрыболовства РФ и ПосольстваСША. После чего участники стали очень неохотно давать комментарии. Хотя глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов отправится в конце сентябряв США, чтобы прощупать позицию коллег в Сенате, в целом, оценки перспектив отобрать у СШАподарок Шеварднадзе отличаются традиционным пораженчеством. Вице-спикер Госдумы Владимир Лукин (бывший посол России в США) считает, что Россия не имеет права считать себяне связанной договором лишь на том основании, что он не ратифицирован законодательным органом. Инициатор создания сенатской рабочей группы, он же бывший губернатор Чукотки Александр Назаров сказал, что Америка вряд ли уступит столь выгодную акваторию, котораяей досталась из-за халатности Шеварднадзе, «однако, можно договориться о совместномуправлении и использовании этой территории».

Говорливых русских сенаторов, похоже, услышали в США. Государственный Департамент14 сентября официально заявил, что не намерен возвращаться к пересмотру соглашенияо разграничении на море 1990 года. Реакция Вашингтона вполне понятна: чего им-тоинициативу проявлять.

Хотя перспективы заставить американцев вернуть подарок Шеварднадзе есть. И прежде всего юридические. Текст соглашения 1990 года содержит такое понятие, как «морские пространства». В международном праве такого понятия нет. А что есть? Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года устанавливает только такие понятия как: «внутренние воды», «территориальное море», «исключительная экономическая зона» и «континентальный шельф».О чем уж точно мог бы поведать Эдуард Шеварднадзе — так это о том, почему английскийи русский тексты договора имеют юридически существенные расхождения. В американскомварианте говорится о «морской границе», а в русском — о разграничении «морских пространств». Случайность в таких вещах исключена.

Ну и конечно, в мировой практике нет ни одного случая вступления в силу договора путем простого обмена нотами. Зачем тогда вообще ратификация? А если ее не было с российскойстороны, значит надо уведомлять Вашингтон о прекращении временного применения договораи начинать новые переговоры. Конечно, они могут закончиться как и шампанским, таки хлопнувшей дверью.

Из любви Шеварднадзе к Америке, начавшейся с политики нового мышления и разбазариванияготового распасться СССР, можно извлечь три урока. Во-первых, за политическую поддержку Россия постоянно расплачивается геополитическими уступками. Но поддержка заканчивается,а уступки остаются навечно.

Во-вторых, был бы смысл перейти на понятный американцам язык: хочешь сохранить остров —требуй два новых. Утопия? Но требуют же через суд американские негры компенсациюза эксплуатацию своих предков.

И, в третьих: пример для расхитителей бюджета и «олигархов», сделавших состояние в смутныевремена, был подан на самом высоком уровне ещё «гениальным» Шеварднадзе. Понимая, что отвечать за российскую исключительную экономическую зону на Дальнем Востоке предстоитне ему, он поступил вполне по пословице: после меня — хоть трава не расти

Биография Эдуарда Шеварднадзе

С 1951 года работал инструктором ЦК ЛКСМ Грузинской ССР. С 1952 года секретарь и второй секретарь Кутаисского обкома, с 1953 года первый секретарь Кутаисского горкома ЛКСМ Грузинской ССР. С 1956 года второй, с 1957 года первый секретарь ЦК ЛКСМ Грузинской ССР.

С 1961 года — на партийной работе: первый секретарь Мцхетского райкома, затем первый секретарь Первомайского райкома Компартии Грузии (Тбилиси).

В 1964-1968 годах Шеварднадзе занимал посты первого заместителя министра, министра охраны общественного порядка, с 1968 года — министра внутренних дел Грузинской ССР.

В 1972 году был избран первым секретарем Тбилисского горкома партии.

В 1972 году был назначен первым секретарем ЦК Коммунистической партии Грузии.

В 1985 году Шеварднадзе по приглашению Михаила Горбачева был переведен на работу в Москву, назначен членом Политбюро ЦК КПСС и министром иностранных дел СССР.

В начале 1991 года покинул этот пост и возглавил Ассоциацию по внешнеполитическим отношениям.

В ноябре 1991 года вновь стал главой МИД СССР, но вскоре лишился этого поста в связи с упразднением Советского Союза.

В марте 1992 года Эдуард Шеварднадзе вернулся в Грузию, где возглавил Государственный совет, созданный после свержения президента Гамсахурдиа. В октябре того же года в результате парламентских выборов он стал главой грузинского государства — председателем Парламента республики.

В 1993 году в Тбилиси была создана партия «Союз граждан Грузии», председателем которой стал Шеварднадзе.
5 ноября 1995 года Шеварднадзе был избран президентом Грузии в ходе всенародного голосования. 9 апреля 2000 года вновь победил на очередных президентских выборах, получив поддержку около 80% граждан республики.

9 февраля 1998 года Эдуард Шеварднадзе пережил покушение. В центре Тбилиси его кортеж был обстрелян из гранатомета и автоматического оружия. Однако бронированный «Мерседес» спас ему жизнь, двое охранников президента погибли. В ноябре 2003 года в ходе «революции роз», прошедшей в Грузии из-за несогласия оппозиционных сил с результатами выборов в парламент страны, Шеварднадзе было предложено покинуть пост президента Грузии. 23 ноября 2003 года Шеварднадзе подал в отставку.

После досрочной отставки он жил в своем особняке в Тбилиси, подвергал резкой критике политику президента Саакашвили, в 2011-2013 годах активно поддерживал деятельность коалиции «Грузинская мечта».

В 2006 году в Тбилиси на грузинском языке была издана книга мемуаров Шеварднадзе «Мысли о прошлом и будущем». В 2007 году они были изданы в Германии на немецком языке под названием «Когда рухнул железный занавес. Встречи и воспоминания». Под этим же названием в 2009 году мемуары были изданы в Москве на русском языке издательством «Европа».

В последние два года он работал над новой книгой.

7 июля 2014 года бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе скончался.

Эдуард Шеварднадзе — Герой Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, многочисленными наградами и международными премиями. 1 октября 1999 года за выдающийся личный вклад в развитие сотрудничества между Украиной и Грузией, укрепление дружбы между украинским и грузинским народами Шеварднадзе получил Орден князя Ярослава Мудрого I степени.

Шеварднадзе был женат на филологе и журналисте Нанули Шеварднадзе (Цагареишвили), скончавшейся 20 октября 2004 года в Тбилиси.

Их сын Паата Шеварднадзе — юрист, в течении многих лет работал в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, затем занялся бизнесом; дочь Манана — тележурналист.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников