Кто такой лошарик?

Секреты «Лошарика»

АС-12 также известная как «Лошарик» – это российская атомная глубоководная подводная лодка (согласно официально российской военно-морской классификации – атомная глубоководная станция). «Лошарик» не несет на своем борту никакого вооружения, по некоторым данным глубина погружения данной станции может достигать 6000 метров. Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», иногда указывается номер лодки 210, была создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века. Главным конструктором уникальной лодки был Герой России Ю. М. Коновалов. Строительство «Лошарика» началось еще в 1988 году, однако в 1990-е годы из-за нехватки финансирования было остановлено и продолжено лишь в начале 2000-х годов.

Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине только в конце прошлого года. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.
Целью данной экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа на территории Арктики. В середине октября 2012 года главный инженер «Севморгео» Юрий Кузьмин (компании, возглавлявшей исследовательские работы), в интервью РИА Новости говорил о том, что на глубине в 2-2,5 километра в море были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 см. соответственно. Сбором данных образцов занимался «Лошарик». По другим данным работы производились на глубине в 2,5-3 километра, в любом случае – это существенно больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок.

Во многих источниках встречается название данного проекта как «210», что является неверным, так как это обычное сокращение от заводского № подводной лодки (заводской номер 01210). Так же в некоторых источниках указывается, что шифр проекта – «Лошарик», но данное наименование является неофициальным и скорее стихийным самоназванием, которое однако получило активное распространение, в том числе и в СМИ. При этом в ряде источников лодка проекта 10831 соотносится с натовским наименованием лодок – NORSUB-5.
Скорее всего, к 1988-1990 году были созданы и утверждены рабочий и технический проекты подводной лодки. Разработка данных проектов велась совместно с макетированием размещения в сферических отсеках лодки различного оборудования. В 1991 году при уже почти полностью готовых блоках прочного корпуса лодки по техзаданию заказчика была проведена корректировка технического 10830. В частности в носовой части лодки было решено разместить дополнительное вооружение, скорее всего, речь шла о специализированном оборудовании. Откорректированный технический проект лодки был представлен и защищен уже в 1992 году.

Создание задела для постройки подводной лодки и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш», скорее всего, еще в 1988 году. Головная и пока единственная лодка данного проекта – АС-12, имеющая заводской №01210 была заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш», расположенном в городе Северодвинск. Произошло это 16 июля 1990 года. В середине 90-х годов по причине нехватки финансирования проект был временно приостановлен, при этом спуск достроенной лодки на воду произошел 5 августа 2003 года.

По словам работников предприятия, в случае с «Лошариком» процедура спуска лодки на воду проходила в лучших традициях Советского Союза. На церемонии присутствовали лишь представители заказчика проекта, разработчики уникальной подлодки из «Малахита» и сами специалисты из «Севмаша», которые имели непосредственное отношение к постройке лодки. Во времена Советского Союза было принято выводить готовые подлодки из цехов заводов ночью. Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут узнать точное количество введенных в строй атомных подлодок, а во-вторых, не смогут произвести качественные снимки новых советских лодок из космоса.
При этом специалисты «Севмашпредприятия» подчеркивают, что по своему внешнему виду новая российская подводная лодка мало что может сказать непосвященным людям, по внешнему виду «Лошарика» трудно судить о заложенных в этой субмарине возможностях. При этом если взять те атомные субмарины, которые были созданы конструкторами «Малахита», то можно сделать вывод о том, что «Лошарик» – это самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте. Скорее всего, на определенной скорости, а вероятнее, глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.
В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.
Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.
Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.
Лодка-носитель «Оренбург» в месте постоянной дислокации, Оленья губа
В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.
Специально для глубоководной станции АС-12 была проведена и переделка атомной стратегической подлодки проекта 667БДР «Кальмар» К-129, которая стала носителем глубоководной станции. Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».
В свое время именно фотографии «Оренбурга», всплывшего на Северном полюсе во время экспедиции «Арктика-2012», были опубликованы в прессе. В то же время внешний вид «Лошарика» до сих пор засекречен, достоверных фотографий данной глубоководной станции нет в открытом доступе. В то же время можно утверждать, что и станций, которые бы были подобны АС-12, сегодня нет ни у одной из стран мира.
Источники информации:

Атомные подводные лодки Проекта 1910 (NATO: Uniform) начали проектироваться в 1972 году, в конструкторском бюро Малахит. Создание первой АПЛ класса началось в 1977 году. Вероятно, толчком к созданию ПЛ, стало появление в США специальной инженерной подводной лодки типа NR-1. Для Советского, а позже российского ВМФ было построено три подводных лодки проекта 1910: АС-13 (сдана 31.12.1986), АС-15 (сдана 30.12.1991) и АС-33 (16.12.1994). Ас-13 изначально была сделана без рубки (как миджет для ПЛ Проект 675Н), но ее эксплуатация сопровождалась рядом технических проблем, вследствие чего на АС-15 и АС-33 рубки были установлены изначально.

АС-33 в Оленьей Губе.
Все субмарины вошли в состав Северного флота, причем АС-15 была последней лодкой, вставшей на вооружение СССР. Субмарины предназначались для обслуживания атомных глубоководных станций новых типов, вследствие чего информация о них до сих пор окутана темной вуалью тайны.
Примечание: Текущий статус АС-13 неизвестен. Есть информация о том, что АС-15 также выведен из состава действующего флота.
Несмотря на то, что лодки выглядят большими, в действительности они очень маленькие. Диаметр внутренних отсеков «Кашалота» не превышает 6 метров. Прочный корпус разделен на две независимые тандемные. Причем в реакторный отсек невозможно попасть из рабочего отсека. В передней части ПЛ находится отделение, оборудованное роботизированным манипулятором. Корпус подводной лодки сделан из титановых сплавов, вследствие чего «Кашалот» может погружаться на глубину 1,000 метров (минимум). Вероятно, ПЛ обладает усовершенствованной двигательной установкой, которая обладает несколькими боковыми системами, меняющими вектор движения подводной лодки. С помощью этих небольших маневровых двигателей (их минимум 6) «Кашалот» может «парить» над базальтовым дном океана.

Правая передняя подруливающая колонка без крышки. Фотография сделана в Северодвинске.
На борту АПЛ, предположительно установлено следующее оборудование:
— эхолот,
— телевизионная наблюдательная система,
— ГАС бокового обзора,
— магнитометр
— спутниковая система навигации,
— высокочастотный профилограф,
— фотоаппаратура для съемки глубоководных объектов,
— роботизированный манипулятор с дистанционным управлением,
— система отбора проб воды,
— барокамера для водолазов и система выхода водолазов на грунт.
Оперативной базой «Кашалотов» является комплекс ГУГИ в Оленьей Губе (Мурманская область). Как правило, «Кашалоты» всегда появляются там, где действует проект 1851 «Лошарик» или проект 1083 аппараты типа «Палтус».
Известно, что АС-15 привлекалась к работам по поиску и спасению подводной лодки «Курск». Несколько раз подводную лодку засекали в районах падения самолетов НАТО и в местах прокладки западных транокеанских кабелей.

ПРОЕКТ 1910 «КАШАЛОТ»
Водоизмещение: 1,390 тонн (надводное) / 2,000 тонн (подводное)
Длина: 69 метров
Ширина: 6 метров
Осадка: 5,2 метра
Скорость: 30 узлов (подводная) / 10 узлов (надводная)
Глубина погружения: 1000 метров+
Экипаж: 36 офицеров ГУГИ
Вооружение: Неизвестно. Есть вероятность, что подводная лодка АС-13 использовалась для тестирования системы «Краб» (контейнер для пуска ракет с океанского грунта).
Двигательная установка: водо-водяной ядерный реактор мощностью 10,000 л.с.

ГУГИ – подводный спецназ российского генштаба

Морской спецназ российского генштаба

Автор – Алексей Гавриленко

Почему гидронавты ГУГИ секретнее ракетчиков РВСН

1 июля 2019 года на российской атомной глубоководной станциии (АГС, по сути атомная мини-подлодка) АС-31 произошел пожар, унесший жизни 14 моряков-подводников. Станцию ожидает ремонт, в связи с чем многие выразили недоумение: зачем ремонтировать и сохранять подлодку, в которой произошел пожар? Не проще ли отправить на слом? Обращал на себя внимание и список погибших:

Семь капитанов первого ранга, из них два Героя Российской Федерации;

Три капитана второго ранга;

Два капитана третьего ранга;

Капитан-лейтенант;

Подполковник медицинской службы.

Так что же это за подлодка такая, на которой служат сплошь офицеры и которую всеми силами пытаются вернуть в строй? Какие задачи она выполняет?

Чтобы понять это, нужно вернуться в 60-е годы XX века. То время было началом расцвета изучения «гидрокосмоса». Достаточно назвать имена Жака Пикара и Жака Ива Кусто, прославившегося уникальными фильмами о красотах морских глубин. Но морские глубины манили не только ученых. Две сверхдержавы обзавелись к тому времени подлодками с баллистическими ракетами. И хотя они были ещё несовершенны, на первое место вставал вопрос их обнаружения и уничтожения, избежав этого для своих подлодок. Уже тогда для максимального усложнения действий советских подводных сил США и НАТО начали развертывание сети гидроакустических датчиков SOSUS, закупались подводные аппараты и батискафы. СССР же имел только один подводный аппарат для спасения экипажей подлодок и один гидростат для наблюдения за водолазными работами.

Само собой, такое положение дел не устраивало ВМФ СССР. И уже 19 января 1963 года в Москве была сформирована в/ч 90802, передислоцированная в следующем году в Ленинград. Параллельно Министерству судостроительной промышленности и ленинградскому ЦКБ-18 поручалась разработка обитаемых подводных аппаратов, способных действовать на глубинах до 6 километров. В 1965 году в Москве для координации работ по созданию технических средств, изучению и обработке информации о глубоководных исследованиях было создано специальное подразделение, позднее переименованное в 19-й центр МО СССР, подчиненный непосредственно Минобороны. Первым командиром стал капитан 1 ранга Е.Г. Астахов, а первыми результами – изучение дна мирового океана в множестве мест и постройка буксируемого глубоководного комплекса «Архипелаг», состоящего из модернизированной ПЛ пр. 611 и буксируемого подводного аппарата. В начале 70-х на основании опыта, полученного при испытаниях комплекса «Архипелаг», на КМОЛЗ были построены два глубоководных комплекса «Селигер».

Глубоководный комплекс «Селигер»

1 юля 1975 года для обслуживания комплекса «Селигер» и испытания отдельных конструкций будущих глубоководных средств в Кронштадте был сформирован 160-й отдельный дивизион ПЛ специального назначения. В дивизион вошли ПЛ БС-69(пр.611П), БС-91(пр.611П) и БС-82(пр.611РК). В 1986 году дивизион был расформирован.

Также в начале 70-х была инициирована разработка автономной исследовательской ПЛ пр.1910 «Кашалот» и комплекса, состоящего из носителя и носимого аппарата пр.1851 «Нельма».

АГС пр. 1910

АГС пр. 1851

Так как условия проектирования, постройки и эксплуатации этих аппаратов значительно отличались от обычных подлодок, они были названы атомными глубоководными станциями (АГС), а служащие на них моряки получили статус гидронавтов.

И здесь нужно отдельно заострить внимание на том, что служба на специальных АПЛ и особенно на АГС и глубоководных аппаратах считается самой опасной и ответственной. Глубины погружения в 3-6 километров, секретные задачи государственной важности, необходимость в высокой технической грамотности, знании работы узлов и агрегатов, психологической устойчивости потребовали формирования экипажей исключительно из офицеров и медкомиссию при отборе, аналогичную таковой для космонавтов.

Это элита подводных сил России и даже мира, ведь специалистов такого класса, выполняющих задачи гидронавтов ГУГИ, нет больше нигде и ни у кого. Достаточно сказать, что труд 10-го отряда гидронавтов ГУГИ удостоен современного ордена Нахимова. Кроме них орденом награждены только экипажи крейсеров «Петр Великий», «Варяг» и «Москва». Именно гидронавты и их работа являются наиболее засекреченной частью ГУГИ.

Первая АГС пр. 1851 АС-23 вошла в строй в 1986 году, а затем и АС-13 пр. 1910. С 1988 года велось строительство АГС пр. 1083 (10831) «Калитка» – той самой АС-31. Всего, в общей сложности, в состав ВМФ вошли 7 АГС пр. 1910 (19102), 1851 (18510) и 1083 (10831). На данный момент часть из них находится на модернизации или в ремонте.

АГС пр. 10831

В 2005 году 19-й Центр министерства обороны был переименован в Главное управление глубоководных исследований – ГУГИ. Начальником был назначен вице-адмирал А.В. Буриличев, который находится на этой должности по сей день.

Алексей Витальевич Буриличев

ГУГИ сохранило прямое подчинение Минобороны и официально занимается глубоководными (неожиданно, правда?), океанографическими исследованиями, поиском и спасением затонувших судов, физиологическими исследованиями влияния больших глубин на человеческий организм, испытаниями аварийно-спасательных средств. В общем, сугубо мирные задачи. Однако весьма подозрительно выглядит «мирная» структура с прямым подчинением генштабу и атомными подлодками на вооружении. И, надо сказать, подозрения о двойном характере миссий ГУГИ имеют под собой основания.

Особенно это стало очевидно после спуска на воду атомной подводной лодки К-329 «Белгород», переоборудованной под носитель беспилотных подводных аппаратов «Посейдон» с ядерными боезарядами мощностью до 100 мегатонн. Какое уж тут изучение мирового океана!.. Кроме этого, к военным задачам ГУГИ, не называемым официально, относятся снятие информации с подводных коммуникационных кабелей, обслуживание своих, постановка гидроакустических датчиков, поиск и поднятие на поверхность затонувших самолетов, вертолетов, космических аппаратов.

Для выполнения поставленных задач ГУГИ оснащено флотом специальных кораблей и подводных лодок. В частности, в его ведении находится весь флот океанографических и исследовательских кораблей ВМФ, опытовые суда, некоторое количество спасательных судов и плавучих доков, а подводные силы состоят из двух атомных подлодок-носителей, в общей сложности, до 7 носимых АГС, различных телеуправляемых и обитаемых автономных аппаратов. Наибольший интерес, безусловно, представляет то, что на западе называют «темными» или «черными» миссиями, о которых многие догадываются, но доподлинно о них ничего неизвестно. К наиболее значимым и важным «темным» задачам ГУГИ можно отнести три направления:

1. Обеспечение функционирования и применения беспилотных подводных аппаратов 2М39 «Посейдон» и их носителей;

2. Развертывание и поддержание функционирования системы автономного подводного старта межконтинентальных ракет «Скиф»;

3. Создание гидроакустической системы слежения «Гармония».

По мнению автора, «Посейдон» – это один из элементов обезоруживающего удара, призванного в кратчайшие сроки решить исход глобального конфликта в пользу России. Вероятно, богу морей отводится роль уничтожителя морской компоненты ядерного потенциала США и «бонусом» – уничтожение крупных военно-морских баз и корабельных соединений. В день «Пэ» подводные аппараты подорвутся возле крупнейших военно-морских баз США вызвав локальные цунами и землетрясения, которые сметут корабли и подлодки на рейде, разрушат портовую инфраструктуру. Как известно, именно морская составляющая является самой, современной и боеспособной в ядерных силах США. А ведь пунктов базирования американских ПЛАРБ класса «Огайо» всего два: военно-морская база «Китсэп» и военно-морская база «Кинг-Бэй».

Разумеется, часть подлодок с баллистическими ракетами будет на боевом дежурстве в открытом океане. Но в океане одновременно находится не больше 2-3 ПЛАРБ, в исключительных случаях – 4-5. К тому же, из-за срывов сроков ремонта ядерных реакторов количество выходов на патрулирование упало на 20%. Лишить противника 80-90% морской составляющей СЯС разом – кто откажется от такой возможности?

Поэтому неудивительно, что 2М39 уделяется самое пристальное внимание, как со стороны российского руководства, так и со стороны западных военных и спецслужб. В настоящее время проходит испытания первый их носитель, атомная подводная лодка пр. 09852 К-329 «Белгород». Это не новый проект, а переделка атомной подводной лодки пр. 949А, в которую был врезан дополнительный участок корпуса, благодаря чему «Белгород» стал самой длинной подлодкой в мире – 184 метра. Однако уровень секретности настолько велик, что на церемонии спуска на воду было разрешено снимать только хвостовую часть. Одна подлодка пр. 09852 несет, по различным данным, от 4 до 6 «Посейдонов», а также, возможно, и некоторое количество обычных торпед и крылатых ракет.

Также, помимо 2М39, «Белгород» может нести различные автономные и обитаемые подводные аппараты, использоваться для проведения спасательных работ и исследования мирового океана. Но первоочередное назначение – доставка 2М39 «адресатам». А уже до конца 2019 года ожидается спуск на воду штатного носителя – АПЛ пр. 09851 «Хабаровск».

Если же обезглавливающий удар по каким-то причинам не удастся, возмездие гарантируют, в том числе, системы автономного подводного старта межконтинентальных ракет «Скиф». Впервые о ее существовании стало известно в 2013 году, а в 2017-м тогдашним главой комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктором Бондаревым было объявлено о ее нахождении на вооружении российской армии. Можно было бы списать такую откровенность на желание «попиариться», но Бондарев – это не условный Клинцевич, просто так не «ляпнул» бы. Только по приказу.

Однако, скорее всего, он имел в виду завершение испытаний или какие-то юридические формальности. Но то, что система прошла испытания и готова к поступлению на вооружение – тем более сейчас – можно говорить почти безо всяких скидок. А может быть, что где-то на дне морском уже лежит десяток-другой контейнеров. Хотя более вероятно, что «Скиф» придерживают до смерти СНВ-3.

Что же представляет собой «Скиф» и почему он так опасен? С технической точки зрения это находящийся на дне достаточно глубокого водоема автономный контейнер со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения и связи с помещенной в него межконтинентальной ракетой Р-29М «Синева»/»Лайнер». По команде извне контейнер становится в вертикальное положение, подвсплывает на глубину 50 метров и стартует так же, как и с борта подводного ракетоносца.

Вроде как «Скиф»

Выгоды от такого технического решения очевидны. Контейнеры в разы дешевле ПЛАРБ с равным по количеству боекомплектом, их невозможно обнаружить, как и уничтожить. Можно завалить один «Скиф» хоть всем ядерным арсеналом – и ничего не добиться. Толща воды надежно защитит ракету лучше самой прочной шахты и самых лучших систем защиты. Важно отметить, что «Скиф» не нарушает Договор о морском дне, ведь он запрещает размещение ядерного оружия на дне морей и океанов только за пределами 12-мильной зоны территориальных вод. Внутри неё можно делать что угодно. Можно хоть в Байкале или Ладожском озере спрятать несколько контейнеров.

Ну а обеспечивать развертывание «Скифов» будет, как уже догадался читатель, именно ГУГИ. Вероятно, к работам будут привлечены спасательное судно «Звездочка», транспорт вооружения «Академик Ковалев», океанографические исследовательские суда «Янтарь» и «Академик Александров», атомные подводные лодки специального назначения «Подмосковье» и «Оренбург» с носимыми АГС и подводными аппаратами. Все корабли заслуживают отдельного упоминания, но хочется уделить внимание последним двум и «Янтарю».

Как и «Белгород», БС-64 «Подмосковье» пр. 09787 и БС-136 «Оренбург» пр. 09786 являются переделками другого типа подводных лодок. В данном случае это атомные подводные ракетоносцы проектов 667БДРМ и 667БДР соответственно. У обеих лодок вырезаны секции с 16-ю шахтами для БРПЛ Р-29, а вместо них установлена вставка со стыковочным узлом для АГС и помещения для персонала и обслуживания носимой лодки. Торпедное вооружение сохранено только у «Подмосковья».

Модель БС-64 «Оренбург»

БС-64 «Подмосковье» с носимыми АГС

Океанографическое исследовательское судно пр. 22010 «Янтарь» обрело широкую известность. Пока на его счету всего две значимых миссии, но уже первая в октябре 2016 года привлекла внимание мирового сообщества и военных экспертов. Да что там, ведущие СМИ разразились чуть ли не очередной истерикой на тему коварных русских. А «Янтарь» всего-то находился возле побережья Сирии и некоторое время стоял над подводными оптоволоконными кабелями. По мнению западных СМИ и даже начальника британского генштаба сэра Стюарта Питча, «Янтарь» способен «прослушивать» их и в нужный момент перерезать.

«Янтарь»

Какие вам еще нужны доказательства?

Насчет прослушивания точно сказать нельзя, но перерезать их есть чем. Ведь «Янтарь» оснащен сразу двумя автономными обитаемыми подводными аппаратами-шеститысячниками «Русь» и «Консул», несколькими телеуправляемыми подводными аппаратами, гидроакустическими станциями различного назначения. Но, вообще-то, резать кабели не главная задача корабля. Официально его задачи – проведение океанографических исследований, картографирование морского дна. Неофициально… Впрочем, это уже совсем другая история. Все эти плавсредства наверняка будут участвовать в «засеивании» морского дна «Скифами». Одни будут доставлять комплексы к месту постановки, другие опускать на дно, третьи проводить инспекции и обслуживание.

Автономный обитаемый подводный аппарат «Русь»

И, наконец, настало время рассказать о гидроакустической системе слежения «Гармония». О начале создания системы было заявлено в 2016 году, тогда же стали известны и некоторые подробности. Это аналог натовской системы SOSUS, но по своим возможностям превосходит его. Так, «Гармония» может пеленговать не только подводные и надводные объекты, но и низколетящие самолеты и вертолеты. Помимо этого, «Гармония» способна работать не только в пассивном режиме, принимая звуковые сигналы, но и излучать их. В её основе лежат роботизированные автономные донные станции (АДС), постановка которых осуществляется с подводных лодок. На дне разворачиваются мощные гидроакустические станции, а информация об обнаруженных объектах передается через спутниковую связь с помощью специального всплывающего буя.

72 метра; фрагмент про буй

«Гармония» имеет большое значение для безопасности морских рубежей. Впервые Россия получит автономную гидроакустическую систему, развернутую на ключевых направлениях, что укрепит морскую оборону страны.

Вряд ли нужно говорить, что подводные лодки, пригодные для развертывания «Гармонии», есть только у ГУГИ. По сведениям из открытых источников, в испытаниях системы принимали участие ДЭПЛ специального назначения Б-90 «Саров» и спасательное судно «Звездочка». Для штатного развертывания предполагалось привлечь уже знакомые нам «Белгород» и «Хабаровск». Все же помнят, что они могут нести не только «Посейдоны»? А дальнейшим обслуживанием займутся АГС, океанографические и спасательные суда, телеуправляемые и автономные обитаемые аппараты.

Спасательное судно «Звездочка»

Значение Главного управления глубоководных исследований для национальной обороны, стратегической безопасности России трудно переоценить. Находясь в тени более именитых ракетчиков, подводников, летчиков ядерных сил, моряки и гидронавты ГУГИ ежедневно выполняют задачи государственной важности, и зачастую – с риском для своих жизней. И тем бесценнее их вклад в безопасность страны и отстаивание ее национальных интересов.

Источник

Памяти глубоководников. Дополнение. Aftershock.news

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Gabby1 ›
Блог ›
Глубоководная атомная подводная лодка «Лошарик»

Всегда приятно осознавать, что в нашей стране еще могут построить что-то, чему нет аналогов у других мировых держав. Одним из таких примеров является подводная лодка АС-12, которую еще во время постройки неофициально окрестили Лошариком из-за ее модульной структуры, чем она походит на героя из одноименного мультфильма.

Несмотря на то, что про подводную лодку Лошарик говорят и пишут очень много, до сих пор нигде не имеется ни одной официальной ее фотографии, а под всеми имеющимися снимками стоит подпись со словами «возможно» или «вероятно». Соответственно, это порождает много слухов и домыслов. Давайте по возможности разберемся, что из высказанного является слухами, а что не совсем.

Известно, что создание подобной подводной лодки началось в 1988 году, известно, что из-за кризиса в 90-х, оно было остановлено, известно, что в 2000-ом году процесс был заново запущен и, наконец, в августе 2003 года, субмарина была спущена на воду. Также известно, что она оборудована автономным атомным реактором, двигателем на 10 тысяч л.с. и в ее составе 25 офицеров. Далее данные уже идут с пометкой «не проверено».

Глубина погружения субмарины, заявленная, как 1000 метров, в разных источниках легко меняется на 6 тысяч. При условиях, что Лошарик выполнял работы на глубине 2,5-3 тысяч метров в Северном Ледовитом океане. Подводная скорость при этом у лодки составляет 30 узлов. Неудивительно, что западные страны занервничали. Просто на такой глубине и относительной бесшумности подводной лодки, она становится практически неуязвима. Ибо ее не сможет услышать ни один гидроакустик. Следовательно, у нас в руках есть почти идеальное средство для разведки.

Конструкцию АС-12 составляют несколько сферических камер, изготовленных из титана. Снаружи полисферическая конструкция «обернута» легким классическим корпусом. Такая схема позволяет лодке выдерживать давление на очень больших глубинах.

Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн, а в качестве ее носителя используется другая подводная лодка, специально переделанная для этой цели. Она называется БС-136 «Оренбург». Для длительных перемещений используется носитель, а в дальнейшем Лошарик уже плавает сам. Учитывая его способность несколько месяцев находиться под водой.

Еще одной особенностью подводной лодки АС-12 является следующее. Несмотря на то, что она приписана, к Северному флоту России, она не подчиняется его командованию. Подчиняется субмарина непосредственно Министерству обороны и входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ. Которое также называется, как «глубоководная разведка».

При всем при этом, Лошарик – это не военный корабль. По официальной классификации лодка числится, как атомная глубоководная станция. На её борту нет ни одного орудия или торпедной установки. Там есть лишь инструменты для забора грунта, гидролокатор и некоторые другие устройства, связанные с научной деятельностью. Но все прекрасно понимают, что при возникновении военного конфликта, все эти инструменты из носовой части легко превращаются… превращаются… в элегантные шорты.

Трагедия на атомной подлодке. Что известно об АС-12 «Лошарик» и экипаже

2 июля 2019 Министерство обороны сообщило о пожаре на научно-исследовательском глубоководном аппарате: в результате трагедии погибли 14 человек. По данным Минобороны, возгорание произошло «в ходе проведения биометрических измерений». Моряки-подводники, самоотверженно тушившие пожар, отравились продуктами горения. Сейчас глубоководный аппарат находится на военно-морской базе Североморск.

По данным РБК, пожар произошел на АС-12 «Лошарик». Министерство обороны эту информацию не подтверждает и не опровергает. Есть и другие версии о том, на каком именно аппарате случилось ЧП: АС-31, БС-64, БС-64. Что известно о трагедии и погибших, рассказывает Anews.

Что такое АС-12 «Лошарик»?

Атомная глубоководная станция типа АС-12 — это атомная подводная лодка небольшого размера — около 60 метров, внутренняя конструкция которой состоит из серии шарообразных элементов, сообщает Mash.

«Лошариком», по аналогии с советским мультипликационным героем — лошадкой, собранной из отдельных шариков, станцию назвали именно из-за ее конструкции: последовательность из семи шаров, закрытых обычным для лодки обтекаемым корпусом.

Предположительное устройство «Лошарика». Источник: hisutton.com

«АС-12» из-за малой шумности и незаметности рассматривается как лодка-шпион или лодка-диверсант. Американцы считают, что эти лодки вооружены опасным диверсионным оружием, способным уничтожать глубоководные межконтинентальные кабеля связи, отмечает Mash.

Предположительно, единственное существующее фото «Лошарика». Опубликовано в автомобильном журнале «Top Gear» — лодка случайно попала в объектив

Строительство «Лошарика» началось в конце 80-х, завершилось в начале нулевых из-за проблем с финансированием проекта.

«Лошарик» не несет на своем борту вооружения, глубина ее погружения может достигать 6 тыс. м, сообщает портал «Военное обозрение». Станция крепится к днищу большой подводной лодки, что позволяет ей оставаться незамеченной.

Фото: «Военное обозрение»

Материнским судном «Лошарика» называют 172-метровую подлодку «Белгород» (К -329), которая кроме АС-12 несет «Клавесин» — автономные глубоководные аппараты малого размера, которые погружаются до 2-х километров. На вооружении у лодки — шесть ядерных торпед «Посейдон».

Материнское судно «Лошарика». Фото: militaryrussia.ru

«Военное обозрение» лодкой-носителем «Лошарика» называет БС-136 «Оренбург».

Лодка-носитель «Оренбург» в месте постоянной дислокации, Оленья губа. Фото: «Военное обозрение»

Считается, что «Лошарик» снабжен собственным подчиненным судном — мини-подлодкой «Русь».

Военная пресс-служба всегда подчеркивают «научную-исследовательскую» деятельность лодок АС. Однако служащие на них офицеры часто удостаиваются высших правительственных наград — например, «Героя России», отмечает Mash.

Что случилось на борту «Лошарика»? Почему погибли моряки?

Минобороны не уточняло тип глубоководного аппарата, на котором произошел пожар.

Источник РБК в силовых структурах сообщил, что ЧП произошло 1 июля около 20:30 на АС-12 «Лошарик». Погиб штатный экипаж спускаемого аппарата.

«Все переоборудованные под работу с «Лошариком» подлодки входят в структуру Главного управления глубоководных исследований. Это уникальная структура — они входят в ВМФ, но по факту живут своей жизнью. Главные задачи, которые перед ними стоят, — это прослушивание зарубежных подводных линий связи, подъем с глубины интересных образцов вооружений и военной техники, защита наших аналогичных средств связи — подводных кабелей от проникновения», — пояснил РБК источник, близкий к Министерству обороны.

Источник «Газеты.Ru», знакомый с ситуацией, сообщил, что научно-исследовательский аппарат представляет собой атомную глубоководную станцию проекта 10831. Ее бортовой номер — АС-31, в некоторых источниках ошибочно указана как АС-12, отмечает издание. Причиной пожара источник «Газеты.Ru» назвал короткое замыкание в электрических сетях.

По данным «Открытых медиа», пожар, в котором погибли 14 моряков, произошел не на «Лошарике». Источники издания утверждают, что возгорание произошло на носителе глубоководной станции — обычной атомной подводной лодке либо БС-64 «Подмосковье», либо БС-64 «Оренбург».

Расследованием причин пожара руководит главнокомандующий Военно-морского флота Николай Евменов, который прибыл на базу в Североморске утром 2 июля.

Российские власти сообщили, что на борту подлодки взорвался газ, передает Reuters, со ссылкой на директора Центра радиационной и ядерной безопасности Норвегии Рейтера Пер Странда.

«Мы провели проверки, мы не наблюдаем слишком высоких уровней радиации в районе», — добавил Пер Странд.

Версию со взрывом называют и СМИ. «Перед пожаром на борту «глубоководного аппарата» произошёл взрыв. Это подтверждается также и характером повреждений у выживших на подлодке: у них, помимо отравления продуктами горения, диагностирована контузия», — сообщает Baza со ссылкой на анонимный источник.

Как отреагировал Владимир Путин?

Вечером 2 июля президент России Владимир Путин собрался на экстренное совещание с министром обороны Сергеем Шойгу. Из их беседы стало известно, что среди погибших было много офицеров. Путин назвал подводную лодку «необычным судном».

Фото с сайта Кремля

«Мы с вами знаем, это научно-исследовательское судно, экипаж высокопрофессиональный. В соответствии с вашими предварительными докладами из 14 погибших семь — капитаны I ранга, двое — Герои России. Это большая потеря для флота, да и вообще для армии», — сказал президент.

Путин поручил Шойгу лично отправиться в Североморск для установления причин трагедии и выразил соболезнования семьям погибших.

Что известно о погибших моряках?

Члены экипажа, погибшие в результате пожара в Баренцевом море, служили в войсковой части № 45707, которая дислоцирована в Петергофе, пригороде Петербурга, сообщает «Коммерсант».

Среди погибших на подводной лодке капитан 1-го ранга Андрей Воскресенский, сообщает Baza. Он был зятем контр-адмирала Владимира Бедердинова, который 13 лет возглавлял Учебный Центр ВМФ в городе Сосновый Бор. В 1979 году Бедердинов в составе экипажа он совершил переход вокруг Земли в подводном положении, через пролив Дрейка на Камчатку, за что получил орден Красного Знамени.

Андрей Воскресенский с семьей. Фото: Baza

Андрей Воскресенский с семьей. Фото: Baza

Еще один погибший на «глубоководном аппарате» — Герой России капитан 1-го ранга Денис Долонский. Он приписан к воинской части Петергофа и командовал подлодкой «Лошарик». Звание Героя России Долонский получил около 6-7 лет назад, по некоторым данным, за исследование Арктики и Антарктики.

Денис Долонский с семьей. Фото: Baza

Вторым Героем России, погибшим на подлодке в районе Баренцева моря, оказался испытатель глубоководной военной техники, капитан первого ранга Николай Филин. С 1987-го он приписан к воинской части в Петергофе. В 2018 году получил звание Героя России.

Николай Филин. Фото: Baza

Четвертым погибшим на подлодке, по данным Baza, стал 40-летний Денис Опарин из посёлка Оленья Губа в Мурманской области. Отец Дениса Опарина — Герой России, капитан 1-го ранга и командир части №45707 в Петергофе, к которой, по данным «Коммерсанта» был приписан весь экипаж пострадавшей подлодки.

По данным Mash, именно на борту подводной лодки погиб лишь один офицер, часть скончалась по пути в больницу, остальные уже в медучреждении. 4 или 5 человек выжили и доставлены в военно-морской клинический госпиталь Североморска, передает Baza.