Кто такой черная пантера

Чёрная Пантера (Black Panther) – первый чернокожий супергерой, появившийся в комиксах дольше, чем на пару выпусков. Он появился в комиксах Marvel в 1966 году, став сначала эпизодическим врагом, а после – другом и союзником Фантастической Четвёрки. Проще говоря, при первом появлении Чёрная Пантера, особо не напрягаясь, победил Четвёрку, а когда Четвёрка оклемалась и дала сдачи, то сразу раскрыл карты и признался, что сделал это просто ради прикола, а не чтобы с кем-то всерьез враждовать.

Чёрная Пантера – это официальный титул, передающийся по наследству (впрочем, ленивому и слабому потомку его всё равно не дадут). Наиболее известный Чёрный Пантера в комиксах – Т’Чалла, до него Пантерой был его отец, Т’Чака. Чёрная Пантера правитель Ваканды. Именно так. Где-то президент, где-то король, а в Ваканде – Чёрная Пантера.

Т’Чалла исключительно ловок и силён, а связь с Богом Пантер наделяет его животным чутьём. Чёрная Пантера в совершенстве знает несколько единоборств, прекрасно разбирается в современной технике, а в некоторых случаях оказывается ещё и невосприимчив к магии. В более свежих комиксах Пантеру вооружили — ему выдали костюм из вибраниевых нитей, когти и кинжал из вибрания, а также миниатюрный, но очень мощный компьютер.

Чёрная Пантера стал одним из классических членов команды Мстителей, наряду с Капитаном Америкой. Однако он не мог всё время находиться в Америке или летать по миру с остальными героями — без своего правителя Ваканда, богатая вибранием и пантерами страна, не то чтобы совсем бедствовала, но всё же несколько тосковала. Тем более, на богатые залежи вибрания покушались самые разные суперзлодеи, начиная от Когтя (Klaw), по вине Чёрной Пантеры превратившегося в существо из живого звука, и заканчивая Человеком-Обезьяной (Man-Ape), мощным дикарем из культа горилл. А однажды на страну напал Доктор Дум, желая завладеть запасами вибрания. Пантера пригрозил уничтожением этого драгоценного металла (это был бы очень, очень мощный взрыв) и заставил Дума ретироваться. В разное время на страну нападали самые разные злодеи, и казалось, чем мощнее становятся автоматические системы защиты Ваканды, тем проще их обойти и тем сильнее становятся враги.

У каждого супергероя есть своя «тема». Супермен противоборствует с гостями из глубин вселенной, Железный Человек часто противостоит всяким техноманьякам, а врагом Чёрной Пантеры неоднократно становился расизм. Т’Чалла сражался с возрождённым Ку-Клус-Кланом, останавливал беспредел банды малолетних негров, считавших, что все беды от белых людей, и вёл воспитательную работу с молодёжью, как в личном порядке, так и от лица своей страны.

Чёрная Пантера неоднократно помогал разным героям. Он сделал своеобразный крылатый «джетпак» для Сокола (Falcon), соорудил из чистого вибрания щит для Стива Роджерса, когда того сняли с должности Капитана Америки (и забрали форму и щит), а Грозу из Людей-Икс и вовсе взял в жёны. Кроме того, Чёрная Пантера является другом и союзником Сорвиголовы.

После очередного нападения Доктора Дума на Ваканду Т’Чалла потерял титул Пантеры. Черной пантерой стала его сестра, Шури, а сам Т’Чалла переселился в Нью Йорк, где заменил Сорвиголову на должности Человека без страха, защитника простого народа. Впрочем, со временем он вернулся в Ваканду, где начался локальный зомбиапокалипсис. Спустившись в Некрополис, город мёртвых под Вакандой, Т’Чалла вошёл в контакт с Баст, богиней пантер. Баст лично вновь сделала Т’Чаллу Чёрной Пантерой, при этом наделив его знаниями и памятью всех Чёрных Пантер, существовавших до него. И всё ради сражения с Анубисом, богом мёртвых.

Чёрная Пантера окончательно рассорился с Грозой в сюжетке Avengers vs. X-Men — Ороро и Т’Чалла оказались по разные стороны конфликта, и нападение Нэмора, ставшего союзником Людей-Икс, на Ваканду делу не помогло. Конфликт с Нэмором зашёл дальше, и Чёрная Пантера объявил войну Нэмору и Атлантиде. Элитный отряд армии Ваканды уничтожил Атлантиду, Нэмор в ответ приврал Таносу, что в Ваканде скрыты Камни Бесконечности, на которые тот так неистово охотится. Войска Таноса разгромили Ваканду. Впрочем, победа все равно осталась за Пантерой — он запер Нэмора в погибающей вселенной во время столкновения миров.

О силе Чёрной Пантеры говорит ещё и тот факт, что Т’Чалла, выучив повадки и особенности строения своего противника, с лёгкостью победил Супер-Скрулла, обладающего силой Люка Кейджа, когтями Росомахи, меткостью Меченого и боевыми навыками Капитана Америки, Лунного Рыцаря, Железного Кулака, Сорвиголовы и Чёрной Пантеры.

Про Чёрную Пантеру ещё в 1992 году планировал выпустить фильм Уэсли Снайпс. Фильм долго откладывали, но в итоге ни к чему это не привело. Сейчас фильм про Пантеру запланирован на 2018 год, как часть третьей фазы киновселенной Marvel, также Вы могли его видеть в фильме «Первый мститель: Противостояние». А ещё Пантера ненадолго появился в одном из мультсериалов про Фантастическую Четвёрку, мелькнул в мультсериале про Железного Человека и стал одним из главных персонажей мультсериала «Мстители: Величайшие герои Земли».

«Он изменил жизнь миллионов американцев»: как Мартин Лютер Кинг повлиял на расовую политику в США

Расовая сегрегация

Движение за гражданские права зародилось в США в середине прошлого века. Несмотря на то что Гражданская война (1861—1865) завершилась за 90 лет до этого, расовое равноправие в Америке так и не установилось. У истоков формирования общества в Штатах стояли белые переселенцы из Европы, и все возможности в этом социуме были открыты именно для них.

Формально равенство декларировалось повсеместно, однако даже выходцы из неанглосаксонской среды долгое время подвергались в США некоторым ограничениям. Так, многочисленные иммигранты из Италии и Ирландии не имели реальных возможностей подняться по карьерной лестнице. Но в наиболее бесправном положении находилось чернокожее меньшинство.

  • Рабы на одной из плантаций США
  • Gettyimages.ru
  • © Mondadori Portfolio

После завершения Гражданской войны и эпохи Реконструкции Юга в рамках политики национального примирения и борьбы за голоса избирателей южные штаты США постепенно получили возможность законодательно ограничить права негров. Так появилась политика расовой сегрегации: белое большинство дистанцировалось от чернокожих во всех аспектах повседневной жизни. В итоге у выходцев с Чёрного континента были собственные школы, магазины, кафе, вагоны железной дороги и даже места в общественном транспорте.

Также по темеЛидер нации: 240 лет назад Вермонт стал первым штатом, отменившим рабство 8 июля 1777 года штат Вермонт стал первым на территории США, отменившим рабство. Именно здесь была принята первая в Северной Америке…

Была ограничена даже возможность голосовать: право избирать и быть избранным тесно увязали с образовательным и имущественным цензом. Но здесь возникала сложность с голосованием белых бедняков, и тогда было принято решение, гласившее, что потомок избирателей не может лишиться избирательных прав. При этом каждому темнокожему американцу немедленно указывали на его место в обществе. Конечно же, такое социальное давление не могло не спровоцировать протесты, которые нарастали по мере того, как повышались уровень жизни и образования темнокожих.

Нельзя сказать, что до появления Движения за гражданские права общественное мнение было безразлично к проблемам меньшинства. Ещё в 1909 году была основана Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения. Эта организация вела активную пропаганду против сегрегации и лоббировала интересы расовых меньшинств. Мартин Лютер Кинг — самый известный борец за права чернокожих в истории США — вступил в её ряды ещё в юности.

«К 1950-м годам американцы постепенно стали понимать, что прежняя политика расовой сегрегации должна уйти в прошлое. Но чтобы это мнение стало всеобщим, необходима была яркая личность, подобная Мартину Лютеру Кингу», — заявил в интервью RT главный научный сотрудник института США и Канады Владимир Батюк.

Начало карьеры

Кинг родился в 1929 году в семье, которая по американским меркам того времени достигла почти максимально возможного для чернокожих успеха в обществе. Его отец служил пастором баптистской церкви, прихожанами которой были наиболее обеспеченные чернокожие жители Атланты.

Мартин Лютер Кинг получил хорошее образование, окончив колледж в 1948 году. Ещё во время студенчества он получил рукоположение в священный сан, хотя до этого не раз отрицал церковные догматы и считал себя религиозным скептиком.

Однако церковная карьера была наиболее подходящей для сына священника, поэтому Кинг продолжил образование в духовной семинарии, по окончании которой стал бакалавром теологии. Позднее ему была присуждена докторская степень.

В 1954 году Кинг переехал на юг — в город Монтгомери. Именно здесь зародилось Движение за гражданские права, а Кинг стал его идейным вдохновителем.

Лидер меньшинства

В Монтгомери пастор Кинг возглавил гражданский «автобусный протест», который стал следствием инцидента с темнокожей швеёй Розой Паркс. Она отказалась уступить место в автобусе белокожему мужчине, за что её арестовали и оштрафовали. В итоге чернокожие жители Монтгомери начали масштабный бойкот городского общественного транспорта. Акция сопротивления длилась более года и увенчалась сенсационным успехом: федеральные власти признали сегрегационные меры штата Алабама незаконными. С этого момента стало ясно, что ликвидация системы разделения белого и цветного населения Юга — вопрос ближайшего будущего.

  • Инцидент с Розой Паркс в автобусе Монтгомери спровоцировал масштабную акцию протеста среди темнокожего населения
  • Gettyimages.ru
  • © Bettmann

Участие в протесте сделало Кинга популярным. Он стал общепризнанным неформальным лидером Движения за гражданские права и занялся политикой. Кинг ездил по стране и выступал с речами перед цветным меньшинством, обосновывал их право на борьбу за равенство, участвовал в маршах протеста и многочисленных митингах. Пастор из Монтгомери стал настолько известен, что его выступления собирали сотни тысяч людей.

Несмотря на то что в начале 1960-х годов движение за равные права постепенно начало обретать радикальный уклон, который поддерживали такие лидеры, как мусульманский проповедник Малкольм Икс и глава организации чёрной самообороны Роберт Уильямс, Кинг насилие отрицал.

«Мы либо научимся жить вместе как братья, либо все вместе погибнем как глупцы», — говорил Кинг.

Он настаивал, что только ненасильственные методы борьбы приведут к равноправию. Кинг прислушивался к идеям Ганди и к лозунгам гражданского сопротивления власти англичан в Индии. Многие из политических практик гандизма Кинг успешно реализовал в США.

  • «Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу», 28 августа 1963 г.
  • AFP

«Лично на меня гигантское впечатление произвела речь Кинга «У меня есть мечта». Это выдающийся пример ораторского искусства. Она по-настоящему изменила жизнь миллионов американцев. США после «Марша на Вашингтон», где рядом шли чёрные и белые американцы, стали совсем другой страной», — рассказал в беседе с RT Батюк.

Смерть проповедника

К 1968 году Мартин Лютер Кинг был одним из самых влиятельных политиков США. Он стал безусловным харизматичным лидером для многочисленного чернокожего населения Соединённых Штатов. К этому времени влияние консерваторов на Юге уже свелось к нулю, а либеральная администрация президента Джонсона полным ходом демонтировала систему сегрегации.

Несмотря на то что у Кинга было множество врагов, положение его было таково, что наладить с ним дружеские отношения стремились самые влиятельные люди США. Отчасти поэтому убийство Кинга стало одним из самых резонансных в американской истории.

4 апреля 1968 года Кинг находился в Мемфисе, где поддерживал забастовку чернокожих рабочих. Он остановился в недорогом мотеле «Лорейн», который принадлежал его другу, также темнокожему. Выйдя вечером на балкон своего номера, Кинг был убит одним выстрелом из винтовки.

Спустя три месяца после покушения лондонская полиция задержала американца Джеймса Эрла Рея с фальшивыми документами. После ареста он сознался в преступлении и был выслан в США. Экспертиза отпечатков пальцев показала, что убийцей Кинга был именно Рей.

«Кинг своей жизнью заплатил за убеждения, которые исповедовал. Его трагическая гибель превратила политика в настоящего героя современной Америки», — считает Батюк.

Версии преступления

Убийство Кинга вызвало широкий общественный резонанс: по стране прокатились волнения, затронувшие 110 городов. А после того как был вынесен приговор Джеймсу Эрлу Рею, появилось множество версий и мотивов преступления, во многих из них убийца Кинга фигурировал исключительно как исполнитель.

Обвинение считало, что Рей прибыл в мотель «Лорейн», снял там комнату на чужое имя, узнал, в каком номере остановился Кинг, и заперся в своём номере, поджидая жертву. Заметив, что Кинг вышел на балкон, Рей прицелился и сделал выстрел. После этого он сразу же бросил ружьё, немедленно выписался и уехал из мотеля. Затем Рей каким-то образом обзавёлся канадским паспортом и отправился в Лондон, откуда улетел в Португалию, но вскоре по непонятным причинам вернулся в Лондон, где и был задержан.

  • Джеймс Эрл Рэй/мотель в Мемфисе, где был убит Мартин Лютер Кинг
  • globallookpress.com
  • © Keystone Press Agency/ZUMAPRESS.com/Wikimedia Commons

Однако ряд экспертов считают эту историю сомнительной. Ведь после того как Рей подписал чистосердечное признание, он отказался от своих слов и всю жизнь отрицал, что убил Кинга. Скепсис подкрепляет и тот факт, что преступник бросил ружьё с отпечатками своих пальцев на месте преступления. Историки указывают и на то, что баллистическая экспертиза оружия была проведена с большим опозданием, а её результаты до сих пор признаются сомнительными. К тому же Джеймс Эрл Рей был выходцем из бедной семьи, его несколько раз судили за кражи, и на момент покушения на Мартина Лютера Кинга у него могло не быть достаточных ресурсов, чтобы самому организовать преступление.

Также по теме 8 лет ненависти: Бараку Обаме не удалось справиться с расовыми разногласиями в США В столице американского штата Джорджия тысячи демонстрантов заблокировали движение на автомобильном мосту в ходе акции протеста против…

Всё это породило версию и причастности к убийству ФБР. Сторонники этой теории считают, что Мартин Лютер Кинг слишком мешал американским политикам, его влияние было чрезмерным, и он вполне мог серьёзно повлиять на исход выборов. Кроме того, консерваторы из американских спецслужб полагали, что смерть лидера темнокожих американцев приведёт к спаду Движения за гражданские права, а это позволит сторонникам сегрегации взять реванш.

Говорилось о контактах Рея с неким Раулем, который помог ему достать оружие и склонил к преступлению. Факт слежки за Кингом подтвердило ФБР, однако неопровержимых доказательств причастности спецслужб к его смерти так и не нашли.

Эффект Кинга

Несмотря на гибель духовного лидера, Движение за гражданские права не утратило своих позиций. Борьба с расовой сегрегацией продолжилась, а в последние тридцать лет национальные меньшинства и вовсе получили ряд социальных преференций в качестве компенсации за столетия угнетения.

  • Публикация в «Московской правде» от 10 апреля 1968 г.

Мартин Лютер Кинг получил государственное признание. В США с 1986 года на самом высоком уровне празднуется День памяти Кинга. Именем легендарного проповедника названо множество улиц, площадей, учебных заведений, библиотек и больниц по всей стране. Речи Кинга стали образцом американского ораторского искусства, их изучают в колледжах и университетах.

«Америка после Мартина Лютера Кинга — это гораздо более гомогенное, монолитное общество, нежели в 1950-х. До появления Движения за гражданские права США были расколотым обществом, где права значительной части граждан были ущемлены», — считает Батюк.

  • «Советская Культура», 6 апреля 1968 г.

Эксперты признают, что деятельность Кинга действительно создала новую реальность, однако при этом они отмечают, что современная Америка не стала менее противоречивой, чем была 50 лет назад, просто изменился характер противоречий.

«Вместо открытой расовой сегрегации граждане США получили чёрный реваншизм тех, кто считает, что его предков несправедливо обижали на протяжении столетий, и теперь они требуют компенсации. Восстановление прав расовых меньшинств решило старые проблемы, но создало новые, которые не получается решить в рамках общепринятой практики политической корректности», — пояснил в интервью RT доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.

Лев Яшин — «Черная пантера»

То, что Лев Яшин — лучший вратарь в истории мирового футбола, не оспаривает никто. С этим согласны фанаты футбола, спортивные журналисты, великие тренеры и игроки. Своего восхищения его игрой не удержал, например, португалец Эйсебио, которому довелось играть против Яшина на чемпионате мира 1966 года в Англии. Тогда сборная Португалии сошлась со сборной Советского Союза в матче за третье место. Эйсебио удалось забить гол в ворота Яшина с 11-метрового, и португальцы в итоге победили — 2:1. Позже Эйсебио сказал журналистам: «Яшин — бесподобный вратарь, лучший в нашем столетии».

У российского голкипера было прозвище — «черная пантера». Яшин и в самом деле умел совершать дальние, поистине «кошачьи» прыжки за мячом и с «кошачьей» же точностью захватывать свою добычу в любом углу ворот. Точно так же он умел «нырять» за мячом в самую гущу игроков или в последний момент снимать его с головы нападающего. В 50-х годах XX столетия еще далеко не все российские вратари отваживались покидать вратарскую площадку, в то время как Яшин показывал примеры безошибочной игры на выходах. Чем, в самом деле, не пантера (черная — по цвету обычной вратарской экипировки российского голкипера)?!

Знаменитый вратарь играл долго: появился в московском клубе «Динамо» в 1949 году, когда ему шел 20-й год, а прощальный матч Яшина против команды суперзвезд мирового футбола, среди которых были англичанин Бобби Чарльтон и немец Герд Мюллер, состоялся в Москве в 1971 году. К тому времени Лев Яшин был олимпийским чемпионом 1956 года, чемпионом Европы 1960 года, вице-чемпионом Европы 1964 года, основным вратарем национальной сборной на мировых чемпионатах 1958, 1962 и 1966 годов, обладателем «Золотого мяча» лучшего футболиста Европы 1963 года. Не говоря уж о том, что вместе со своим родным «Динамо» пять раз становился чемпионом страны и трижды выигрывал Кубок СССР. За свою спортивную карьеру Лев Яшин сыграл 812 матчей и в 207 из них оставил свои ворота «сухими».

Лев Яшин

Даже трудно теперь поверить, что в его спортивной биографии был момент, когда Яшин едва не покинул футбол, чтобы стать хоккеистом. В 1953 году его настойчиво звали в команду тренеры хоккейного «Динамо», поскольку он прекрасно владел клюшкой, а его футбольные дела в то время совершенно не ладились. К счастью, он выбрал футбол и, работая на тренировках, как никто другой, доказал всем и себе самому в том числе, что он лучший из лучших. А работы, даже самой тяжелой, Лев Яшин не боялся с детства, которое пришлось на очень нелегкую пору в истории страны.

Яшин — москвич. Как и многим его сверстникам, жить в 1930-х годах приходилось в тесной квартире рабочего района не только с родителями, но и с многочисленными родственниками. Как и все мальчишки, большую часть времени проводил на улице за нехитрыми детскими играми. Вместе с другими рано начал гонять мяч.

В 1941 году вместе с родителями пришлось уезжать в эвакуацию под Ульяновск. Едва закончив пять классов, Лев пошел на военный завод учеником слесаря. Когда в 1944 году семья вернулась в Москву, будущему великому голкиперу шел 15-й год. Теперь он работал на заводе в Тушине, куда приходилось добираться из Сокольников на метро и двух трамваях. Вставать надо было в пять утра, а домой Лев возвращался поздно вечером, потому что после смены играл в футбол в заводской команде. Именно тогда ее тренер разглядел в нем способности голкипера и впервые поставил Льва Яшина в ворота. Позже тот признался, что поначалу куда больше ему нравилось играть в поле и забивать голы.

Попасть в команду мастеров, как это нередко случалось, Яшину помог случай. Его приметил и пригласил в юношескую команду «Динамо» Аркадий Иванович Чернышев — знаменитый тренер… по хоккею. А в 1949 году Лев Яшин уже был дублером знаменитых футбольных вратарей основной команды «Динамо» Алексея Хомича и Вальтера Саная. И, как это почти всегда случается с будущими великими вратарями по классическим «законам жанра», начинал свою карьеру молодой голкипер с поистине катастрофических промахов.

Первый из них случился весной 1949 года на сборах в Гаграх, где «Динамо» играло контрольный матч со сталинградским «Трактором». В одном из эпизодов вратарь сталинградцев выбил мяч так сильно, что он прилетел прямо к воротам Яшина. Не спуская с него глаз, молодой голкипер «Динамо» вышел вперед, чтобы забрать его в руки, но… столкнулся с собственным защитником, а мяч в этот момент оказался в сетке.

Поскольку матч был неофициальным, знаменитые динамовские игроки вместо того, чтобы попенять своему вратарю, разразились дружным хохотом, и это стало для него, конечно, еще большим унижением.

Осенью следующего 1950 года, уже в официальном и очень принципиальном матче со «Спартаком», Яшину пришлось заменить получившего травму Алексея Хомича. Счет был 1:0 в пользу «Динамо». Молодой вратарь нервничал и часто ошибался. Одна из ошибок оказалась роковой: спартаковцы навесили мяч в штрафную площадку, Яшин выскочил из ворот, чтобы его перехватить, но… опять столкнулся с динамовским игроком. После этого спартаковцу Николаю Паршину оставалось только чуть коснуться мяча головой, чтобы он влетел в динамовские ворота.

Очевидцы рассказывают, что после матча в раздевалку «Динамо» ворвался высокопоставленный милицейский чин и в гневе приказал тренерам никогда больше не ставить «этого малого» в ворота. И Яшин после этого три года действительно ни разу не появлялся в основном составе.

Только в 1953 году ему вновь пришлось выйти на замену в матче с тбилисским «Динамо». Счет был 4:1 в пользу москвичей, и ничто, казалось бы, не предвещало беды. Но Яшин вновь так нервничал, что счет быстро сравнялся. «Динамо» все-таки выиграло — победный гол в самом конце игры забил Константин Бесков. Однако именно тогда Яшин всерьез задумался о том, чтобы навсегда уйти из футбола в хоккей.

И все-таки тренеры «Динамо» не могли не видеть, что из молодого вратаря должен получиться толк. Помимо задатков — высокого роста, прыгучести, реакции, — у него было поразительное упорство. И огромная трудоспособность.

О том, как из Яшина «выходил толк», позже один из выдающихся динамовских тренеров Михаил Иосифович Якушин вспоминал: «Передо мной стояла проблема: как сделать так, чтобы Яшин стал более мудро и уверенно играть на выходах? Решил помимо того, что он будет проводить обычный вратарский тренинг, привлекать его постоянно и к участию в общекомандных упражнениях, в которых он должен действовать как обычный полевой игрок. Идея такая: играешь на выходах ногой — вот и учись этому делу на высшем уровне.

Яшин, надо отдать ему должное, на тренировках любил в поле играть. Тут же, кроме расчетливости, еще и выносливость вырабатывается — много надо бегать, открываться, чтобы мяч получить. Так что он попутно еще и свои функциональные возможности расширял, что способствовало повышению общего его тонуса.

Когда Яшин уверенно освоил игру на выходах, мы стали уже с учетом его действий строить и свою тактику. Временами он у нас выполнял роль “чистильщика”, то есть игрока, страхующего партнеров по обороне, чем в других командах занимались специально выделенные защитники. Предусматривали мы заранее и различные стандартные комбинации. Скажем, на наши ворота с правого фланга следует навесная передача, мы уверены, что Яшин успешно сыграет на перехвате, поэтому левый защитник Борис Кузнецов, не дожидаясь, когда это произойдет, устремляется вперед на свободное место. Яшин, который обо всем знает загодя, ловит мяч, отыскивает взглядом Кузнецова и рукой быстро делает ему передачу».

Бессчетные часы тренировок исподволь переходили в качество. А вместе с мастерством росла и уверенность в себе. В том же 1953 году Яшин стал основным вратарем «Динамо». В следующем году впервые стал чемпионом страны. И тогда же Лев Яшин впервые занял место в воротах сборной СССР.

Дебют в сборной, в отличие от первых игр за клуб, он провел вполне удачно, правда, пропустил все-таки два мяча. Но счет в товарищеском матче со сборной Швеции был 3:2 в пользу команды Льва Яшина.

Огромная популярность пришла к вратарю в 1956 году, когда сборная СССР в Мельбурне стала чемпионом XVI Олимпиады. Четыре года спустя, обыграв в финальном матче в Париже сборную Югославии, советская команда стала первым чемпионом Европы. Естественно, вся страна ожидала от нее большого успеха и на первенстве мира 1962 года, проходившем в Чили.

Сборная СССР заняла первое место в своей группе, обыграв сильные команды Югославии и Уругвая. Правда, матч со сборной Колумбии закончился с неожиданным результатом — 4:4. А в четвертьфинальном матче сборная СССР проиграла хозяевам турнира — сборной Чили — 1:2.

После чемпионата многие обвинили в поражении именно вратаря. На его голову обрушились волны критики, да еще какой! Поскольку в ту пору Льву Яшину уже было за тридцать, футбольные чиновники всерьез подумывали, не отправить ли его «на пенсию». Даже самые преданные болельщики «Динамо» встречали его появление на поле свистом и недоброжелательными выкриками. Словом, уже став великим вратарем, Яшину довелось испить немало горечи.

Но в следующем 1963 году именно Льва Яшина пригласили защищать ворота сборной мира в матче на лондонском стадионе «Уэмбли» со сборной Англии, посвященном 100-летию английского футбола. Тогда подобные юбилейные матчи были еще в новинку и вызывали огромный интерес. В звездной компании, куда входили Пушкаш, ди Стефано, Копа, Эйсебио, Яшин был равным среди равных. Безошибочная его игра вызывала восторг стадиона и миллионов телезрителей.

Вдобавок в том же году Лев Яшин получил «Золотой мяч» как лучший футболист Европы. И отношение к нему на родине, как по мановению волшебной палочки, вновь переменилось: Яшин стал прежним любимцем, и российские стадионы неистово аплодировали его игре. Перед новым чемпионатом мира 1966 года и у футбольных чиновников, и у тренеров никаких сомнений не было — основным вратарем сборной поедет в Англию 36-летний Лев Яшин. Что и говорить, иной раз бывает стыдно за соотечественников…

А для всего футбольного мира Яшин всегда был и остается одним из самых популярных и уважаемых людей. И этому способствовало, конечно, не только выдающееся мастерство голкипера, но и его преданность спорту, скромность, приветливость, большое личное обаяние. Всеобщее уважение к российскому вратарю еще больше укрепилось после английского чемпионата, где сборная СССР, во многом благодаря уверенной игре своего вратаря, заняла четвертое место. И по сей день это наивысшее достижение отечественных футболистов. В 1968 году Яшина вновь пригласили сыграть за сборную мира — на этот раз в Бразилии.

А в 1971 году он в последний раз встал в ворота, и теперь сборная играла в его честь — в честь лучшего вратаря XX века. После своего прощального матча в Москве Лев Иванович Яшин работал в родном клубе «Динамо», потом в Управлении футбола, затем снова в «Динамо». Из жизни ушел рано — вскоре после своего 60-летнего юбилея. К сожалению, последние его годы были омрачены тяжелой болезнью. Но когда подкралась беда, за здоровьем Яшина с волнением следила вся футбольная планета. Письма, телеграммы с добрыми словами и пожеланиями приходили к нему со всех концов света — и от тех, кому в разное время доводилось играть вместе с ним или против него, и от тех, кто видел Яшина с трибун или хотя бы на экранах телевизоров.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Рождение и смерть «Чёрных пантер»

Условия сегрегации: почва появления радикальной партии

По мере развития в мире антиколониального движения, росло и движение афроамериканцев за свои права. Первым кирпичиком, поводом к осознанию прав стала Вторая мировая. На её фронтах чернокожие умирали ничуть не меньше своих белых сослуживцев. Выжившие, вернувшись на родине, не понимали, почему они не заслуживают тех же прав, что и белые.

Но, в общем-то, не будь этого толчка, терпение рано или поздно лопнуло бы. Человек банально не может терпеть унижения слишком долго. 1 декабря 1955 года случился важный прецедент. Итак, афроамериканцы должны были занимать строго определённые места в автобусах в штате Алабама и ни в коем случае, даже если белых пассажиров не было, они не могли занимать их места. А если приходило слишком много белых пассажиров и зарезервированных мест не хватало, то «цветной» должен был уступить своё место.

В 1955 году водитель автобуса в Монтгомери застрелил чернокожего

В тот день, 1 декабря 1955 года, афроамериканская швея Роза Паркс не уступила место белому мужчине в Монтгомери. Её арестовали и оштрафовали. В этом же году в Монтгомери были арестованы за то же самое преступление ещё пять женщин, двое детей и множество мужчин. Одного чернокожего водитель застрелил.

Ёмкости с водой для чернокожих и белых в Оклахоме, 1939 год. Источник: thedailybeast.com

В ответ на это, по инициативе Мартина Лютера Кинга, чернокожие жители города объявили всеобщий бойкот общественному транспорту. Чернокожие владельцы машин перевозили «братьев по коже» своими силами, без какой-либо платы. Афроамериканцы поддерживали бойкот 381 день, который был назван «Ходьбой во имя свободы».

В это время автобусные компании понесли значительные убытки — 70% от всех пассажиров автобусов в то время составляли чернокожие. Первоначально городские власти пытались расколоть движение (путём дезинформации в СМИ и дискредитации лидеров), но, когда это не помогло, полиция вступила в дело и начала преследовать активистов и давить на них всеми возможными методами. Чернокожих водителей останавливали, подвергали арестам под надуманными предлогами, — а их домашним угрожал Ку-Клукс-Клан. Так, в январе 1956 года в дом Мартина Лютера Кинга бросили бомбу, что породило новый всплеск движения среди чернокожих. После этого власти запустили «антибойкотный» закон от 1956 года, арестовав ещё сотню активистов. Суды против активистов были известны и за рубежом, в том числе, в Европе.

В ответ на отмену сегрегации в транспорте расисты устроили террор

После подачи иска от активистов Федеральный окружной суд констатировал незаконность автобусной сегрегации. Прокуратура Монтгомери апеллировала в Верховный суд США, который оставил решение окружного суда в силе. В ту же ночь члены Ку-Клукс-Клана, прибывшие на 40 грузовиках, провели показательное шествие с целью запугивания местных жителей. 20 декабря 1956 года сегрегацию городских автобусов в Монтгомери отменили законодательно. Но фактически такое положение сохранялось в отдельных городах юга США до 1970-х гг. На это решение расисты ответили террором: расстрелом автобусов, взрывом самодельной бомбы в кварталах с чернокожими жителями, и избиением чернокожих.

Джордж Уоллес блокирует вход в университет Алабамы, чтобы не допустить туда чёрных студентов. Источник: g. cz

Никуда, впрочем, не исчезла дискриминация в образовательных учреждениях и общественных местах. После серии судебных исков в 1954 году Верховный суд США признал, что расовая сегрегация в школах противоречит конституции — люди должны иметь равный доступ к образованию. Но южные штаты запротестовали. Алабама оказала самый сильный отпор. Штат отказался выполнять требование федерального суда.

В Литл-Роке чернокожие школьники попали на урок благодаря армии

В сентябре 1957 года, в первый день занятий девять чернокожих детей отправились в школу в городе Литл-Рок, Арканзас. Их со штыками встретила Национальная гвардия штата, подчинённая губернатору. Толпа белых запугивает детей, — угрозы, оскорбления. Штат отказался соблюдать постановление Верховного суда. Одна из школьниц, Элизабет Экфорд, позже вспоминала свой первый школьный день 1957:

«Я подошла к школе и наткнулась на охранника, который пропускал белых учеников… Когда я попробовала протиснуться мимо него, он поднял свой штык, потом это же самое сделали и другие охранники… Они так враждебно смотрели на меня, что я очень испугалась и не знала, что делать. Я обернулась и увидела, что сзади на меня наступает толпа… Кто-то выкрикнул «Линчевать её! Линчевать её!» Я попыталась найти глазами хоть одно дружелюбное лицо в толпе, хоть кого-нибудь, кто мог бы мне помочь. Я посмотрела на одну пожилую женщину, и её лицо показалось мне добрым, но когда наши глаза встретились вновь, она на меня плюнула… Кто-то крикнул- тащите её к дереву! Надо заняться ниггером!»

Военнослужащие охраняют чернокожих детей на пути в школу в Литл-Роке. Источник: twimg.com

Позже они попали на уроки — в город были введены федеральные войска, чтобы заставить штат соблюдать конституцию. Эти же солдаты и охраняли детей.

В Олбани было арестовано за протесты 5% всего чернокожего населения

Параллельно, как уже было сказано, шла борьба за равный доступ к общественным местам. В 1961 году в Олбани, Джорджия чернокожие горожане по инициативе Мартина Лютера Кинга попытались провести кампанию за отмену сегрегации в общественных местах. В результате разгона демонстраций полицией было арестовано 5% от общего числа всех чернокожих жителей города.

Два пути протеста

На фоне мирных протестов афроамериканцев, лидером которых был Мартин Лютер Кинг, происходила радикализация чернокожей молодёжи США. Многие молодые люди были недовольны слишком пацифистской политикой Кинга и других лидеров Движения за гражданские права, так как считали такую политику слишком мягкой и не способной ни к чему привести.

В итоге за годы борьбы сформировалось две парадигмы протеста. Первая — интеграционистская. Она заключалась в требовании равенства прав белых и чёрных американцев, и интеграции чернокожего населения в американское общество в качестве его полноправной состовляющей. Истоки интеграционистской парадигмы формировались ещё в 1920-х в «Гарлемском ренессансе» — культурном движении, приведшем к расцвету афроамериканскую литературу первой половины ХХ века и способствовавшем улучшению представлений белого населения США об афроамериканцах. И именно в русле этой парадигмы работали Мартин Лютер Кинг и его сторонники по Движению за гражданские права.

Ученики возвращаются из школы. Источник: blogspot.com

Мирное включение чернокожих в американское общество без радикальных преобразований не удовлетворяло молодёжь из низов. Они не верили в саму возможность интеграции чернокожего населения в социально-политическую жизнь США.

Феномен «черного радикализма»

Параллельно выступавшим с маршами интеграционистам радикальная часть афроамериканцев сплотилась вокруг идей чёрного национализма и сегрегации. Но не в уничижительном ключе. Они выступали за полное обособление от белого населения США. Забегая вперёд скажем, идеи о «положительной» сегрегации в наши дни находят своё выражение в концепции «safe spaces», зон, свободных от притеснений (в самом широком смысле). В 1920-е же годы такая позиция нашла отражение в более радикальной и смелой деятельности Маркуса Мосиа Гарви. Он боролся за возвращение афроамериканцев в Африку.

Многие афроамериканцы стали последователя «Нации ислама»

Другие радикалы решили принять ислам в противовес «белому» христианству, «религии рабовладельцев». Во второй половине 20 века силу набирает организация «Нация ислама» (существует до сих пор и дружит с мусульманскими странами).

Выступление «Чёрных пантер».(ytimg.com)

Большое влияние на развитие своеобразной националистической парадигмы в афроамериканском радикальном движении оказали африканские теоретики. Прежде всего — теория негритюда, утверждающая, что негроидная раса самоценна, а африканские народы исключительны и уникальны, и не нуждаются в каком-либо заимствовании из европейской культуры. Видимо, в связи с этим на почву негритюда так удачно лёг социализм в постколониальный период. Негритюд утверждает, что африканскому менталитету присущи сопричастность и чувственное познание динамического мира. Всё это противопоставляется «европейской основе» — рациональности и завоеванию.

В 1960-е афроамериканские националисты подхватили модные левые идеи

В 1960-е годы многие афроамериканские радикалы познакомились с леворадикальными идеями, в то время распространявшимися в американской студенческой среде. Так антиимпериалистические и социалистические лозунги вошли в политическую фразеологию афроамериканских националистов.

Рождение «пантер»

Партия самозащиты «Чёрные пантеры» появилась в октябре 1966 года в Окленде. И ей было суждено стать одной из самых известных радикальных организаций США. У истоков организации стояли Бобби Сил и Хью Ньютон — молодые люди, выступавшие за «чёрный сепаратизм», о котором говорилось выше.

Пара слов о друзьях-основателях партии. Роберт (Бобби) Сил родился в 1936 году в Техасе. На момент создания «пантер» ему уже тридцать. В Окленд он переехал вместе с родителями, а в 19 пошёл служить в подразделение ВВС США. Но через три года Бобби со службы выгнали из-за плохой дисциплины. Он устроился резчиком по металлу параллельно завершая среднее образование. После школы пошёл в колледж, учась на инженера и постигая азы политологии. Именно в колледже Сил вступил в Афроамериканскую ассоциацию (ААА), выступавшую за «чёрный сепаратизм». Сам Бобби, впрочем, был скорее маоистом. В рядах ААА Бобби Сил и познакомился с Хью Ньютоном — сооснователем «Чёрных пантер».

Основатели «Чёрных пантер» Бобби Сил и Хью Ньютон. Источник: pbs.org

Последнему в 1966 было всего 24 года. Хью Перси Ньютон был из бедной семьи, но это не отбило у него тягу к учёбе. Он сумел поступить в оклендский Меррити-колледж, затем изучал право в Сан-Франциско. Параллельно с учёбой участвовал в деятельности чёрных банд, воровал. С Силом его сблизил интерес к модному тогда маоизму. Хью Ньютон удивительным образом сочетал в себе лихой вид типичного парня с улицы, подверженного алкоголизму и наркомании, с постоянной тягой к познанию и желанию помочь своим ближним.

Вдохновители «пантер»: Мао, Малькольм Икс и Франц Фанон

Большое влияние на формирование взглядов Хью и Бобби оказали идеи легендарного афроамериканского лидера Малькольма Икса. Его убийство в 1965 году послужило формальным поводом к созданию «Чёрных пантер». Сейчас мы знаем, что Малькольма Икса застрелили чёрные националисты, но в то время многие афроамериканские политичекие деятели обвинили в убийстве своего лидера американские спецслужбы. Тогда казалось, что правительству выгодно физическое устранение крайне популярного радикального оратора.

Идейная база «пантер» — негритюд, маоизм и взгляды Франца Фанона

Малькольм Литтл, взявший себе позже псевдоним Икс, был типичным представителем «чёного сепаратизма». Он выступал за максимально жесткую изоляцию чернокожего населения США от «белых», отвергал пропагандируемую Мартином Лютером Кингом доктрину ненасилия. Однако позже, углубившись в изучение ислама, Малькольм Икс совершил хадж в Мекку и поездку по Африке, где под влиянием арабских политических деятелей, принадлежавших к белой расе, отошел от примитивного черного расизма и переориентировался на идеи интернационалистического объединения «чёрных» и «белых» против расизма и социальной дискриминации. Судя по всему, за отказ от идей «чёрного расизма» его и убили активисты «Нации ислама» — крупнейшей организации, придерживающейся идей «чёрного сепаратизма». Именно у Малькольма Икса «Чёрные пантеры» заимствовали ориентацию на насильственное сопротивление расизму, вооруженную борьбу против притеснения афроамериканского населения.

Единственная встреча Малкольма Икса и Мартина Лютера Кинга, состоявшаяся 26 марта 1964 года. Источник: thoughtco.com

«Чёрные пантеры» с самого начала своего существования формировались не только как националистическая, но и как социалистическая организация. Идеология «пантер» сформировалась под влиянием как «чёрного сепаратизма» и негритюда, так и революционного социализма, в частности — маоизма. Симпатии «пантер» к китайской версии коммунизма можно объяснить тем, что концепция Председателя Мао отлично подходила к восприятию угнетёнными массами в странах третьего мира. Собственно, афроамериканцы фактически и были «третьим миром» внутри Соединённых Штатов. Смысл пролетарской революции и диктатуры пролетариата вряд ли можно было донести до молодых чернокожих парней из трущоб, которые (почти) никогда не работали на постоянной основе. Помимо маоизма, «Чёрные пантеры» уделяли много времени работам Эрнесто Че Гевары о партизанской войне.

В мешанину идей «Чёрных пантер» свою лепту внёс и Франц Фанон (1925 — 1961), один из наиболее значительных фигур в африканском национально-освободительном движении. Интересно, что сам Фанон был человеком смешанного происхождение. Выходец из Мартиники, французской колонии в Карибском море. По отцу он был афромартиникцем по отцу, а по матери имел европейские, эльзасские, корни. Во время Второй мировой войны Фанон служил во французской армии, участвовал в освобождении Франции и даже был награжден Военным крестом. После войны Франц Фанон получил в Лионском университете высшее медицинское образование, одновременно изучая философию и познакомившись с целым рядом видных французских философов.

Активист «Чёрных пантер» у мемориала Линкольну, 19 июня 1970 года. Источник: wikimedia.org

Позже он присоединился к национально-освободительной борьбе алжирского народа и стал членом Фронта национального освобождения Алжира. В 1960 году его даже назначили послом Алжира в Гане, но примерно тогда же Фанон заболел лейкемией и уехал лечиться в США, где и умер в 1961 году, дожив лишь до 36 лет. По своим политическим взглядам Фанон был последовательным сторонником антиколониальной борьбы и полного освобождения Африканского континента, а также афроамериканского населения, от гнета колонизаторов и расистов. Программной работой Франца Фанона была книга «Проклятьем заклейменные», ставшая для многих активистов «Чёрных пантер» настоящим руководством к действию. В этой работе Фанон подчеркивал «очищающую» силу насилия, воспевая вооруженную борьбу против колонизаторов.

По мнению Фанона, и этот момент очень важен для понимания сути идеологии афроамериканского (и африканского в целом) политического радикализма, именно через смерть угнетенный («негр») осознает конечность угнетения — ведь колонизатора, расиста, угнетателя можно просто убить и тогда его превосходство рассеивается. Таким образом, Фанон утверждал приоритет насилия в борьбе с колониализмом и расизмом, поскольку видел в нем средство освобождения угнетенных от рабского сознания. «Чёрные пантеры» восприняли идеи Фанона о насилии и именно поэтому провозгласили себя вооруженной партией, ориентированной не только на общественно-политическую деятельность, но и на вооруженную борьбу с врагами афроамериканского народа и с «реакционными силами» внутри самого афроамериканского движения.

Патриоты общины

В итоге, «Программа десяти пунктов» «Чёрных пантер» включала в себя следующие тезисы:

1) Мы стремимся к свободе. Мы хотим получить право самим определять судьбу чернокожей общины;

2) Мы стремимся к полной занятости для нашего народа;

3) Мы стремимся прекратить эксплуатацию чернокожей общины капиталистами;

4) Мы стремимся обеспечить нашему народу достойное жилье, пригодное для проживания людей;

5) Мы хотим обеспечить для нашего народа образование, которое в полной мере могло бы раскрыть истинную природу культурного упадка белого американского общества. Мы хотим учиться нашей настоящей истории, чтобы каждый чёрный знал свою истинную роль в современном обществе;

6) Мы выступаем за то, чтобы все чернокожие граждане освобождались от военной службы;

7) Мы стремимся немедленно положить конец жестокости полиции и несправедливому убийству чернокожих граждан;

8) Мы выступаем за освобождение всех чернокожих заключенных в тюрьмах города, округа, штата и федеральных учреждениях;

9) Мы требуем того, чтобы судьбу чернокожих обвиняемых решали граждане, равные их социальному статусу и чернокожие общины, как это предписано в Конституции США;

10) Мы хотим земли, хлеба, жилья, образования, одежды, справедливости и мира.

Национально-освободительные тезисы в программе сочетаются с социальными и дерзкими контркультурными тезисами. По мере «левения» активисты «Чёрных пантер» также дрейфовали и в сторону отказа от идей «чёрного сепаратизма», допуская возможность сотрудничества с «белыми» революционными организациями.

У «Чёрных пантер» был свой фирменный стиль

«Чёрные пантеры» создали неповторимый стиль, получили всемирную известность и завоевали симпатии афроамериканской радикальной молодёжи на десятилетия вперёд. Эмблема организации — чёрная пантера, никогда не нападающая первой, но защищающаяся до последнего и уничтожающая нападавшего. В партии была принята особая униформа — черные береты, черные кожаные куртки и голубые кофты с изображением черной пантеры. Численность партии за два года достигла двух тысяч человек, а ее отделения появились в Нью-Йорке — в Бруклине и Гарлеме. К партии присоединились наиболее политически активные молодые афроамериканцы, симпатизировавшие революционным социалистическим идеям.

«Пантеры» защищали афроамериканцев от произвола полиции

«Чёрные пантеры» претендовали на роль революционеров-освободителей гетто, а всякие хорошие революционеры готовятся взять власть. Соответственно в партии были введены должности по образу правительственных. Роберт Сил стал председателем и премьер-министром партии, а Хью Ньютон — министром обороны. Именно в подчинении отважного Хью Ньютона находились вооруженные боевики «Чйрных пантер», в чьи задачи входила оборона негритянских кварталов от произвола со стороны американской полиции.

«Чёрные пантеры». Источник: thedailybeast.com

Боевики «пантер» на автомобилях следили за полицейскими патрулями, при этом сами не нарушали правил дорожного движения и вели себя так, чтобы к ним никак нельзя было придраться с точки зрения закона. Полицейские стали главными врагами «Чёрных пантер». «Свиньи», как называли полицейских афроамериканские революционеры, олицетворяли государственный гнёт. Революционные идеи отлично легли на ненависть афроамериканцев к полиции, которую те питали с детства.

«Чёрные пантеры» пытались искоренить наркоторговлю в чёрных кварталах

Но боролись не только с полицией. «Чёрные пантеры» решили искоренить преступность в афроамериканских кварталах. Прежде всего — наркоторговлю. Она, по мнению лидеров партии, несла смерть чернокожего населения. Кроме того, «пантеры» проявили себя и на нише социальной инициативы. В частности, они организовывали благотворительные столовые для малообеспеченных афроамериканцев.

«Пантеры» кормят детей из неблагополучных афроамериканских семей завтраком. Источник: berkeleyside.com

Фредрика Ньютон, жена Хью Ньютона, в интервью журналистам вспоминала, что «Чёрные пантеры» «требовали прекратить сегрегацию и дискриминацию при приеме на работу, строили социальные жилища, чтобы у обитателей трущоб был достойный кров. Мы протестовали против полицейского беспредела и произвола судов, а также нанимали автобусы, чтобы отвезти неимущих родственников на свидание в тюрьму к заключенным. Никто из нас не получал за работу денег — еду для бедных и средства на благотворительность мы собирали по крупицам. Кстати, придуманная нами «Программа завтраков» получила распространение по всей стране. Именно мы в 70-х годах первыми сказали, что дети не могут нормально учиться, если их с утра не накормить. Так, в одной из церквей в Сан-Франциско мы кормили малышей каждое утро, и правительство прислушалось к нам и сделало школьные завтраки бесплатными».

«Чёрные пантеры» организовывали столовые для бедных афроамериканцев

Министром информации в Партии «Черные пантеры» стал Элдридж Кливер. Его роль в организации «Черных пантер» не менее значима, чем роль Бобби Сила и Хью Ньютона. Элдридж Кливер родился в 1935 году и на момент создания партии был 31-летним мужчиной с немалым жизненным опытом. Уроженец Арканзаса, позже перебравшийся в Лос-Анджелес, Кливер с подросткового возраста принимал участие в деятельности молодежных преступных группировок.

В 1957 году он был арестован за совершение нескольких изнасилований и помещен в тюрьму, где написал несколько статей, пропагандирующих идеи «черного национализма». Освободили Кливера только в 1966 году. Естественно, что человек с подобными взглядами не остался в стороне и поддержал создание партии «Чёрные пантеры». В партии он отвечал за связи с общественностью, однако, как и все партийцы, «патрулировал» улицы афроамериканских кварталов. Случались стычки с полицией.

«Пантеры» часто вступали в переписки с полицией

За финансы партии отвечал Роберт Хаттон (1950 — 1968). На момент создания партии ему было всего лишь 16 лет, но юноша быстро завоевал авторитет даже среди более старших соратников и ему доверили финансовые дела организации. Бобби Хаттон стал одним из наиболее активных членов партии и участвовал во многих демонстрациях, в том числе и в знаменитой акции против запрета на ношение огнестрельного оружия в общественных местах.

Закат партии: обострение конфликта с полицией

В 1967 году Хью Ньютон был арестован по обвинению в убийстве полицейского и помещен под стражу. Однако, спустя 22 месяца, обвинения с «министра обороны Чёрных пантер» были сняты, поскольку выяснилось, что полицейского, скорее всего, по ошибке застрелили свои же коллеги. Хью Ньютон вышел на свободу. Однако в 1970 году большая часть структурных подразделений «Чёрных пантер» в американских городах уже была разгромлена полицией.

Разгром произошёл после убийства Мартина Лютера Кинга в апреле 1968 года. «Чёрные пантеры», конечно, относились к Кингу без особых симпатий, но всё же решили отомстить. Какой-никакой, а Мартин Лютер Кинг был всё же борцом за права афроамериканцев. Во время перестрелки с полицией был застрелен семнадцатилетний казначей «Чёрных пантер» Бобби Хаттон. Другому ведущему активисту «пантер» — Элдриджу Кливеру — удалось эмигрировать и найти убежище сначала в Алжире, затем — во Франции и на Кубе. Бобби Сил получил четыре года тюремного заключения.

Многие «пантеры» были убиты в перестрелках с полицией

В августе 1968 году произошли перестрелки «Чёрных пантер» с полицией в Детройте и Лос-Анджелесе, позже — перестрелки в Индианаполисе, Детройте, Сиэтле, Окленде, Денвере, Сан-Франциско и Нью-Йорке. Только в течение 1969 года было арестовано 348 активистов партии. В июле 1969 года полиция атаковала офис «Чёрных пантер» в Чикаго, вступив в часовую перестрелку с «пантерами». В декабре 1969 года пятичасовой бой полиции и «Чёрных пантер» разгорелся в Лос-Анджелесе, где власти вновь попытались прикрыть местный офис афроамериканской партии. К концу 1970 года было арестовано 469 активистов «Черных пантер». Десять активистов за это время погибли в перестрелках. Помимо боевиков, жертвами 48 перестрелок стали и 12 офицеров полиции. Тем не менее, Хью Ньютон не терял надежд на возрождение былой мощи движения. В 1971 году он отправился в Китай, где провел встречи с представителями китайского коммунистического руководства.

«Чёрные пантеры». Источник: mtdata.ru

В 1974 года Ньютон сильно поссорился с Бобби Силом, после чего, в результате разбирательств, охранники Ньютона жестоко избили Сила кнутом, после чего последний был вынужден пройти курс медицинского лечения. В 1974 году Хью Ньютона вновь обвинили в убийстве — он был вынужден скрыться на Кубе. Социалистическое правительство Кубы относилось к «Чёрным пантерам» с симпатией, поэтому Хью Ньютон смог пробыть на острове до 1977 года, после чего вернулся в Соединенные Штаты.

В 1980 году Ньютон получил степень доктора философии в Калифорнийском университете, защитив диссертацию на тему «Война против пантер: исследование репрессий в Америке». В 1982 году «Чёрные пантеры» прекратила свое существование. Дальнейшие судьбы её лидеров и ведущих активистов сложились по-разному.

Хью Ньютон переосмыслял ошибки партии и подводил итоги почти двадцатилетней борьбы. 22 августа 1989 года он был убит. Стрелял вовсе не белый расист и не полицейский, а афроамериканец-наркодилер Тайрон Робинсон, входивший в состав конкурирующей левацкой группировки «Чёрная партизанская семья». Робинсон получил 32 года тюрьмы.

40-я встреча бывших активистов «Чёрных пантер», 2006 год. Источник: republicbuzz.com

Бобби Сил отошёл от политики и занялся литературой. Он написал автобиографию и поваренную книгу, рекламировал мороженое. В 2002 году начал преподавать в Университете Темпл в Филадельфии.

Элдридж Кливер отказался от политики ещё в 1975 году, вернувшись в Штаты из эмиграции. Написал книгу «Душа во льду», в которой рассказал о боевой молодости и изложил свои общественно-политические взгляды. Кливер умер в 1998 г. в медицинском центре в возрасте 63 лет.

Наследие «Чёрных пантер»

Идеология и деятельность «Чёрных пантер» оказали значительное влияние не только на дальнейшую судьбу афроамериканской борьбы за свои права, но и на культуру в целом. Многие бывшие активисты «Чёрных пантер» стоят у истоков гангста-рэпа. Сами «пантеры» — символы американской контркультуры 1960−70-х.

Книга Хью Ньютона «Революционное самоубийство» очень популярна среди радикально настроенной молодежи во многих странах мира — и не только среди афроамериканцев и африканцев. Про саму партию «Чёрные пантеры» было снято несколько фильмов, написаны научные, публицистические и художественные книги.

Как раз в то время вспыхнули пожары и началась стрельба в Уоттсе, и Хью Ньютон со своим другом Бобби Силом осенью 1966 года решил создать партию активной борьбы против белых расистов. Они назвали ее «Партия самообороны черных пантер». Почему было избрано такое название? Сил говорит так: «Мы узнали, что в штате Алабама одна афроамериканская, организация выбрала в качестве своего символа изображение черной пантеры. И мы решили, что это счастливая мысль, ведь повадки черной пантеры как нельзя лучше отражают тот стиль, который мы решили усвоить в своей борьбе: черная пантера никогда не набрасывается на врага первой, но, когда на нее нападут, она злобно кидается на обидчика и уничтожает его полностью, целиком, абсолютно и до конца».

В том, как создавалась «Партия самообороны черных пантер», было много похожего на игру в «сыщики-разбойники». Партия строилась как своего рода военная организация; я уже упоминал, ее члены носят форму — кожаные куртки и черные береты, они вооружены; у них есть свои «министры» — нечто вроде «правительства». Хью Ньютон присвоил себе ранг «военного министра»; пост «государственного секретаря» вскоре занял молодой энергичный афроамериканец по имени Элдридж Кливер, который почти полжизни провел в тюрьме, — о нем я еще расскажу.

Первая акция Черных пантер

Одной из первых акций «черных пантер» в Оклэнде была такая: вооруженные чернокожие парни ходили по пятам за полицейскими патрулями; когда полицейские задерживали какого-нибудь афроамериканца, они подходили и спрашивали, в чем дело. Если полицейские арестовывали афроамериканца, «черные пантеры», как выражается Ньютон, «разъясняли ему его права». На практике это «разъяснение» частенько кончалось дракой с полицейскими, и все попадали в участок.

Некоторое время спустя разыгрался уже большой скандал. Ассамблея штата Калифорния обсуждала законопроект об ограничении права ношения оружия, явно направленный против «черных пантер». 29 членов партии Ньютона и Сила, вооруженные автоматами, винтовками и пистолетами, ворвались на галерею для публики и учинили там шумную демонстрацию протеста. Об этом написали газеты, и о «черных пантерах» заговорила вся Америка.

В газете «Черных пантер» я прочел десять заповедей этой партии. Это было уже нечто серьезное и совсем не похожее на игру в «сыщики-разбойники».

«Мы хотим свободы, — сказано было в этих заповедях, — мы хотим власти, которая бы определяла судьбу черного населения Америки; мы хотим полной трудовой занятости для нашего народа, прекращения политики ограбления, которую проводит белый человек по отношению к черному; мы хотим земли, хлеба, жилья, образования, одежды, справедливости и мира… Мы считаем, что правительство США не имеет права заставлять черное население сражаться в вооруженных силах, защищая расистское правительство, которое не в состоянии обеспечить нам защиту. Мы не будем сражаться и убивать людей, у которых другой цвет кожи и которые, подобно афроамериканцам в США, являются жертвами американского расистского правительства…»

Партия выдвигала также требование обеспечить справедливость в судах, освобождение томящихся в тюрьмах афроамериканцев, которые «не были подвергнуты справедливому и непредвзятому суду». Они провозгласили свою решимость «защищать себя от любого насилия со стороны расистской полиции и расистской армии любыми средствами, какие для этого потребуются».

Членам партии предписывалось заниматься политическим самообразованием. Правда, список литературы, которая им рекомендовалась, свидетельствовал о том, что в умах руководителей «Черных пантер» была невероятная мешанина разных воззрений: они советовали изучать работы покойного доктора Франца Фэнона, который призывал к всеобщему бунту всех черных против всех белых, и Че Гевары, «отца черного сепаратизма» Маркуса Гарвея и Мао Цзэдуна, прогрессивного афроамериканского деятеля доктора Дюбуа и знаменитого бунтаря Малькольма X.

Элдридж Кливер — лидер и государственный секретарь

Партия «Черные пантеры» поначалу опиралась главным образом на студентов-афроамериканцев, подростков и афроамериканский люмпен-пролетариат. Одной из наиболее характерных фигур являлся уже упомянутый мною «государственный секретарь» «Черных пантер» Элдридж Кливер.

Кливер родился в 1935 году в Литтл-Роке (штат Арканзас) в типичной афроамериканской семье: в ней было шестеро детей; отец оставил их, когда Кливеру было всего семь лет, и несчастная мать одна тащила на себе бремя воспитания вечно голодных и оборванных детишек. В 1941 году она с детьми перебралась в поисках лучшей доли в Лос-Анджелес и попала в зловещий Уоттс, где жизнь оказалась еще страшнее.

Элдридж Кливер ходил в школу; он был смышленым ребенком, но бремя расовых предрассудков быстро озлобило его. В 1959 году полицейские схватили его; при нем были три фунта наркотика марихуаны. Элдридж попросил об одном: — Отправьте меня в тюрьму. Там я научусь боксу…

Из последующих 14 лет он 11 провел за решеткой. В последний раз отсидел в заключении восемь с половиной лет. На сей раз Элдридж, повзрослевший, много читал, думал, писал. Начал посылать из тюрьмы в журнал «Рампартс» статьи. Они печатались, имели успех. Издательство «Макгроу хилл» заключило с Кливером договор, и он написал книгу «Душа на льду». Она стала бестселлером. 12 декабря 1966 года Элдридж Кливер был досрочно освобожден и стал работать в том же журнале «Рампартс», в который он посылал статьи из своей тюремной камеры.

Вскоре Кливер вступил в организацию «Черных пантер» и быстро выдвинулся — он стал ее главным идеологом. «Наша цель номер один, — говорил он, — завоевать позицию силы. Когда у нас будет солидная организационная база, мы сможем добиться уступок у власти».

Когда в октябре 1967 года его друг Хью Ньютон был арестован, Кливер заявил: «Если Ньютона не освободят, мы пойдем и освободим его сами, и мы это сделаем с оружием в руках». Полгода спустя, 6 апреля 1968 года, очередная перестрелка с полицией окончилась катастрофически: Кливер был ранен и попал снова под арест.

В декабре 1968 года Кливера отпустили на свободу — провести рождественский праздник в семье. Но он бежал за границу.

Подлинная трагедия «черных пантер», этих мужественных и ни перед чем не останавливающихся людей, состояла в том, что у них не было умудренного опытом политической борьбы, зрелого в идейном отношении политического руководства.

— Кливер, — сказал мне один видный революционный деятель США, — одаренный от природы и смелый человек. Его, представителя люмпен-пролетариата, воспитала и обучила тюрьма. Если бы ему встретились там подлинные революционеры, эта школа могла бы дать неплохие результаты. Но с настоящими революционерами он не увиделся. Вот почему его книга «Душа на льду» интересна лишь ярким, талантливым описанием ужасов гетто — Кливер прошел через них. Когда же он пытается изложить программу действий, у него ничего не получается…

Необыкновенно заостренный «черный» национализм заводит иных «радикалов» из гетто в политический тупик: отказываясь от сотрудничества с белыми соотечественниками, борющимися против капитализма, они утрачивали классовый подход и обрекали себя на изоляцию, а следовательно, и на неудачи.

— Наша проблема совсем иная, нежели у белых рабочих, — горделиво заявил мне один из этих «радикалов», — это колониальная проблема. Белые угнетают черных, как же мы можем сотрудничать с ними?..

Деятель Коммунистической партии США товарищ Загарелл, ведущий работу среди молодежи, рассказывал мне в январе 1969 года: В Чикаго проводилась конференция молодых рабочих. На нее пригласили представителя «Черных пантер». Пришел «министр труда» их местной организации, его сопровождали двое телохранителей. И что же? Он сказал, что сотрудничество с белыми немыслимо. Что свою задачу «Черные пантеры», напротив, видят в том, чтобы расколоть смешанные профсоюзы, вывести из них рабочих-афроамериканцев и создать свои собственные «черные» союзы.

Антикоммунистический оттенок черного радикализма

В Лос-Анджелесе, в Нью-Мексико «черный радикализм» носил антикоммунистический оттенок. В Нью-Мексико, например, «черные пантеры» исключили из своей организации одного афроамериканца, узнав, что он — член компартии. Справедливость требует, однако, отметить, что так обстояло дело далеко не везде. Сепаратистский, замкнутый характер деятельность «Черных пантер» приобретала там, где ощущалось влияние шовинистических группировок, а также ультралевых крикунов, готовых кричать на каждом углу, что «винтовка решает все» и что надо начинать партизанскую войну в американских городах во имя захвата власти.

Пресловутые «радикалы», ссылаясь на «африканские корни» чернокожего населения США, проповедовали воссоздание нравов и обычаев племен Африки и обособление чернокожих от белых; Отсюда, между прочим, и их требования отказаться от английского языка и перейти на язык суахили, носить африканскую одежду, отпускать длинные пышные волосы — это называется «прическа бушменов». Рон Каренга из Лос-Анджелеса, присвоивший себе прозвище «учитель», написал книгу «Черная идеология», в которой всерьез пытался доказать, что чернокожие должны, порвать с «белой» культурой колонизаторов и вернуться к образу жизни своих африканских предков. Каренга создал свою организацию, которая называется «Мы» — она конкурирует с «Черными пантерами».

Стоили Кармайкл и Рэн Браун, возглавившие в свое время так называемый Студенческий координационный комитет ненасильственных действий, направили эту организацию по авантюристическому пути, провозгласив призыв «взяться за оружие» как единственно стоящее средство борьбы. Они утверждали, что партизанская борьба — ближайшая стадия развития афроамериканского движения. Нашлись и сторонники фантастической программы захвата ряда крупнейших городов силами афроамериканцев и их партизанских отрядов. В конце концов, увидев, что его авантюристические замыслы не встречают поддержки, Кармайкл счел за благо уехать за границу.

Суровый жизненный опыт за последние годы многому научил молодых деятелей партии «Черных пантер». Они увидели, что разрыв с белыми рабочими и студентами и авантюристический подход к решению важнейших задач движения лишь ослабляют его. Пересмотрев свои взгляды, «черные пантеры» в ряде штатов начали встречаться с коммунистами, сотрудничать с ними в проведении манифестаций в защиту афроамериканского населения от расистов.

И хотя в сознании этих бунтарей из гетто еще преобладают стихийные чувства, по-моему, глубоко была права газета французских коммунистов «Юманите», когда, приглядываясь к деятельности «черных радикалов» Америки, она написала еще 13 ноября 1968 года.

«Перед лицом белой Америки, которая на протяжении столетий твердила им, что они неполноценные существа, недоумки, трусы, эти люди хотят доказать, что они способны взять свою судьбу в собственные руки… И они не хотят больше получать ударов, не расплачиваясь с обидчиками той же монетой…»

Где же выход? Что могут сделать американцы для того, чтобы покончить с позорящей их страну системой непрерывного и жестокого угнетения «цветных» меньшинств, и прежде всего афроамериканцев, которое длится уже 350 лет? Наиболее четкий и разумный ответ на этот вопрос дают в своих документах американские коммунисты, которые рассматривают борьбу против расизма как важную часть классовой борьбы в США. Они справедливо подчеркивают, что расизм — это одна из важнейших опор капитализма в их стране. С этой позиции американские коммунисты подходят к сотрудничеству с афроамериканскими националистами.

— Справедливость требует отметить, — сказал мне один из руководящих деятелей американской компартии, — что среди наших «черных радикалов» немало таких, которые; проявляют классовый подход к организации своей борьбы. Их лозунг „совершенно справедлив: «Черная власть — в гетто; рабочая власть — на заводах и фабриках; народная власть — в стране». Это разумная платформа, и на ней, конечно, мы можем строить свое сотрудничество с ними.

Поддержка коммунистами чёрного национализма

Таким образом, американские коммунисты полагают, что «черный национализм» может и должен сыграть позитивную роль в борьбе против капитализма, угнетающего всех трудящихся. В этой связи они считают справедливыми в современных условиях требования о том, чтобы в кварталах, где живут афроамериканцы, именно им было бы предоставлено руководство школами; чтобы там была черная, а не белая полиция; чтобы афроамериканцам принадлежала решающая роль в осуществлении планов коммунального жилищного строительства в гетто, экономического развития и социального обслуживания афроамериканских районов и т. д. Коммунисты поддерживают также требование афроамериканцев о том, чтобы внутри профсоюзных и иных организаций, борющихся за улучшение доли трудящихся в США, создавались афроамериканские группы, цель которых — борьба за разрешение специфических, присущих жителям гетто проблем.

— Однако, поддерживая все эти формы, — заявляют американские коммунисты, — мы отбрасываем утверждение, будто борьба афроамериканцев за свободу может увенчаться успехом без поддержки со стороны их белых союзников. В промышленности у черных рабочих общие интересы с белыми в борьбе против капиталистической эксплуатации. Единство рабочего класса имеет важнейшее значение в битве против господства монополий. Необходимыми условиями для обеспечения такого единства являются завоевание профсоюзной демократии и полноправное участие членов профсоюзов в руководстве деятельностью профсоюзов на всех уровнях.

Коммунисты поддерживают активные формы борьбы афроамериканцев за свои жизненные интересы и признают их право на самооборону. «Мы, коммунисты, — говорится в одном из партийных документов, — поддерживаем и ненасильственный метод борьбы, как тактику, применимую в некоторых случаях, но мы не приемлем этот метод как принцип или как философию. Пока расисты — в форме или без нее — безнаказанно избивают и убивают, афроамериканцы не только вправе, но и должны защищаться. Белые должны стоять плечом к плечу со своими черными братьями в этой самообороне, давая отпор насилию, причем решение вопроса о самообороне надо сочетать с массовым развертыванием воспитательной и организационной деятельности среди белого населения, разъясняя ему существо полицейских насилий и репрессий в афроамериканских кварталах».

Монополистический капитал делает все, что в его силах, чтобы расколоть белых и черных рабочих, — сказал мне в январе 1969 года один из руководящих деятелей Коммунистической партии США, Джеймс Джексон. — Мы, коммунисты, отвечаем на это усилением борьбы за единство черных и белых…

С тех пор как я побывал в последний раз в США, произошла известная эволюция, в частности, в деятельности организации «Черные пантеры». Вот что писал по этому поводу в ноябре 1969 года в журнале «Политикл афферс» деятель Коммунистической партии США Уильям Паттерсон:

«В процессе борьбы в защиту афроамериканских общин от систематической жестокости полиции «Черные пантеры» начали понимать, что расизм стал правительственной политикой именно потому, что он представляет собой источник сверхприбылей для капитала. «Черные пантеры» начали понимать силу капитализма в Соединенных Штатах и анализировать расстановку и вес сил, объединившихся против афроамериканцев. Эта партия увидела, что единство угнетаемых — нечто такое, за что нужно бороться, не жалея сил…»

Несмотря на организационные, политические и идеологические слабости, «Черные пантеры» в поразительно короткие сроки в результате борьбы добились большого политического роста, развития и гибкости… Всего после трех лет участия в освободительной борьбе партия «Черные пантеры» призвала к созданию «единого фронта борьбы против фашизма». Этот призыв был основан на растущем понимании того, что для разгрома американской реакции необходимо усилить борьбу за единство всех прогрессивных сил страны вне зависимости от их политической принадлежности, вероисповедания, цвета кожи, расы и национальности. Это было признанием серьезной опасности антикоммунизма.

Антирасисткая конференция Черных Пантер

Поворотным моментом в развитии движения явился созыв 18—21 июля 1969 года в Сан-Франциско антирасистской конференции единого фронта с участием многих антивоенных, студенческих, религиозных, профсоюзных и других организаций, в том числе и коммунистической партии. Инициаторами созыва этой конференции явились «Черные пантеры».

Стремление «Черных пантер» перейти к тактике широкого единого фронта в борьбе против расизма, подтверждает и такая характерная деталь: в те же дни их газета опубликовала выдержки из доклада Г. Димитрова па VII конгрессе Коммунистического Интернационала. Практическая деятельность этой партии привлекла к ней широкие слои афроамерикансого населения, прежде всего молодежь. Обращает на себя внимание, в частности, ее деятельность в социальной области. «Черные пантеры» во многих районах организовали бесплатное медицинское обслуживание бедняков, бесплатные завтраки для детей, живущих в афроамериканских гетто, и т. д. Всю эту работу партия проводила совместно с общественными организациями других направлений.

Естественно, что популярность «Черных пантер» начала возрастать, в короткое время партия создала свои отделения в 33 штатах и почти во всех крупных городах. «Главный полицейский США» — директор Федерального бюро расследования Эдгар Гувер забил тревогу. Он заявил, что «Черные пантеры» представляют собой «величайшую угрозу для внутренней безопасности страны».

Действия американской полиции

И сразу же по всей стране был начат зверский террор против «Черных пантер», — американская полиция действовала с присущей ей расистской бесцеремонностью и зверством.

Вот как описывали американские газеты события, развернувшиеся на рассвете 4 декабря 1969 года в Чикаго:

«Около небольшой квартиры руководителя «Черных пантер» штата Иллинойс Фреда Хэмитона появилась группа из 14 полицейских, вооруженных винтовками и автоматами. Один из них постучал в дверь. Через мгновение раздались выстрелы. Несколько минут спустя Хэмптон был найден в кровати мертвым с простреленной головой. В другой комнате распласталось безжизненное тело 22-летнего Марка Кларка. Четверо других членов этой организации были доставлены в госпиталь с многочисленными пулевыми ранениями, троих полиция арестовала…

Обратите внимание: здесь все как бы окутано какой-то неопределенной, неясной дымкой: «раздались выстрелы…», «Хэмитон был найден мертвым…» Можно подумать, что 14 полицейских, «появившихся» около его квартиры, были лишь свидетелями этих драматических событий. Такая неопределенность стиля была не случайной, она лишь предвещала кампанию дезинформации, которая должна была замаскировать расправу с лидером «Черных пантер». По телевидению была передана получасовая программа, участники которой доказывали, будто не полиция атаковала квартиру Хэмитона, а «черные пантеры» напали на полицию. Газета «Чикаго трибюн» вышла с огромным заголовком в центре первой страницы: «Только в нашей газете!» Под ним была помещена та же версия событий, а в подтверждение ее газета напечатала фотографии двери и дверной рамы ванной комнаты с пулевыми пробоинами — стреляли изнутри квартиры «черные пантеры», атаковавшие таким странным образом полицию.

Однако все эти сенсации завершились полным конфузом для полиции. Медицинским обследованием было установлено, что Хэмитон был убит в постели спящим. «Пулевые пробоины» во входной двери оказались… шляпками забитых гвоздей, а «дверь ванной комнаты» — дверью спальни, которую изрешетили очередями из автоматов полицейские. Растерянный редактор «Чикаго трибюн» опубликовал «разъяснение» о том, что же «сотрудники газеты и окружной прокуратуры неправильно поняли друг друга из-за спешки во время публикации материалов».

Но все эти перипетии нисколько не смущали американскую полицию. Она продолжала начатую охоту на «черных пантер». Через каких-нибудь четыре дня после событий в Чикаго была совершена еще более крупная операция в Лос-Анджелесе. Рано утром 8 декабря специальная полицейская группа численностью в 300 (триста!) человек окружила лос-анджелесскую штаб-квартиру и атаковала ее. «Черные пантеры», наученные трагическим опытом, решили не сдаваться без боя. Началась перестрелка, которая длилась четыре часа. Полицейские пытались проникнуть в дом, подорвав крышу динамитом. В воздухе кружили военные вертолеты. На улице перед домом появился бронетранспортер. В конце концов полиции удалось сломить сопротивление «черных пантер», — слишком неравны были силы. Во время перестрелки 6 афроамериканцев были ранены; 13 человек полиция арестовала.

Широкую огласку приобрела жестокая расправа с одним из лидеров партии «Черные пантеры» — Робертом Силом, о котором я писал выше. Он был схвачен полицией и приговорен к четырем годам тюрьмы якобы за оскорбление суда, хотя на самом деле сам суд издевался над Силом: ему не только не дали возможности защищаться, но приковали в судебном зале цепями к металлическому стулу, заклеили рот пластырем и надели на него наручники.

Такая же расправа была учинена и во многих других городах. Партия «Черные пантеры» заявила, что налицо заговор властей. Юрист партии Чарльз Гаррис сообщил, что от рук полиции уже погибли 28 афроамериканских активистов.

Характерно при этом, что репрессиям подвергнуты не только «Черные пантеры». В городе Сандерсвилл (штат Джорджия), например, в конце декабря 1969 года были схвачены полицией четыре деятеля местного отделения организации «Конфедерация христианского руководства на Юге», которую в свое время возглавлял покойный Мартин Лютер Кинг. Накануне банда расистов подъехала к дому одного из этих деятелей — Ричарда Тэриета и начала ломиться в дверь. У двери была найдена и обезврежена бомба с уже подожженным бикфордовым шнуром. Назавтра к дому Тэриета явились официальные представители полицейских властей, чтобы упрятать его и его коллег в тюрьму.

Эта новая волна террора вызывает возмущение и про-тесты у прогрессивной общественности Америки и прежде всего у афроамериканского населения.

— Мы будем продолжать борьбу, — заявил известный афроамериканский лидер Ральф Абернети, сменивший на боевом посту Мартина Лютера Кинга, которого застрелили расисты. — Они не могут убрать нас всех.

В защиту афроамериканских деятелей выступила организация «Женщины, боритесь за мир». Коммунистическая партия США расценила репрессии и убийства лидеров афроамериканского движения как ответ американской реакции на волну «всеобщего демократического наступления против политики империализма» и призвала дать отпор этим репрессиям.

Деятель американской компартии Уильям Паттерсон заявил: — Коммунисты в особенности должны признать настоятельную необходимость поддержать усилия по созданию единого фронта борьбы вне зависимости от тех разногласий, которые могут существовать между коммунистической партией и «Черными пантерами»… Именно в США должна вестись основная борьба против расизма и фашистски мыслящей клики, которая составляет военно-промышленный комплекс. Именно здесь следует выявлять самые глубокие корни расизма и нарождающегося фашизма. Эта борьба должна охватить все сферы американской жизни. Расизм и опасность фашизма непосредственно затрагивают 40 миллионов черных, коричневых и краснокожих американцев и угрожают самому их существованию… Продолжая диалог с «Черными пантерами» о разногласиях, члены американской коммунистической партии в то же время должны стоять на передовой линии защиты «Черных пантер»…

…Так обстоит дело с тем, что лживый журнальчик «Америка» именует «афроамериканской агрессивностью». Как видит читатель, в действительности сегодня, как и вчера, и позавчера, и 300 лет тому назад, в Америке речь идет об агрессивности белых расистов, против которой борются афроамериканцы и их белые друзья.

И уж во всяком случае смешно и нелепо утверждать, как это делает «Америка», будто «беспорядки» в гетто, как выражается с поистине расистским презрением к жителям обездоленных афроамериканских кварталов сей журнал, вызываются некими якобы врожденными «инстинктивными проявлениями» раздражения чернокожих людей, подавлявшегося ими в глубине души на протяжении веков и вылившегося наружу только нынче, когда афроамериканцев юридически уравняли в правах с белыми.

Я рассказал, как мог, обо всем том, что видел и слышал в афроамериканских кварталах Соединенных Штатов, и читатель имеет теперь полную возможность объективно сравнить бредни «Америки» с неумолимой правдой Уоттса и десятков других, таких страшных афроамериканских гетто. Выводы сделает он сам!