Кто такой Андрей сахаров

В.4.Система самостоятельного хозяйствования предприятия, самофинансирование

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

Стр 1 из 2

Задания А

1. Какое из названных положений характеризует конституцию СССР 1977 г.?

А. в СССР построено развитое социалистическое общество

Б. введено положение о гражданах лишенных гражданских прав

В.в СССР осуществлен переход от социализма к капитализму.

Наиболее важной внешнеполитической акцией СССР в конце 1980-х гг.

Является

1. вывод советских войск из Афганистана

2. урегулирование Карибского кризиса

3. подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и

сотрудничеству в Европе

4. нормализация отношений с Югославией

Во второй половине 80-х гг. во внешней политике СССР утвердилась доктрина

1. мирного сосуществования стран с различным общественно-политическим строем

2. разрядки международной напряженности

3. ядерного сдерживания

4. приоритета общечеловеческих ценностей

3.Чем завершилась «пражская весна»?

1. поражением реформистского течения в Коммунистической партии

Чехословакии

2. приходом к власти в Чехословакии оппозиционных коммунистам

политических сил

3. роспуском Организации Варшавского договора

4. распадом Чехословакии на Чехию и Словакию

4.Идею «совершенствования развитого социализма» выдвинул

1.Л.И.Брежнев 2.Ю.В. Андропов 3.К.У.Черненко 4. В.М.Молотов

В экономике СССР ведущую роль играл(а)

1. легкая промышленность 2. аграрный сектор 3. военно-промышленный комплекс

4. сфера услуг

6. Что из названного относится к результатам внешнеполитического курса Л.И.Брежнева?

1.ухудшение отношений с Югославией2.роспуск Совета экономической взаимопомощи

3. подписание Хельсинских соглашений по безопасности и сотрудничеству в Европе

Правозащитников в СССР называли

1.космополитами 2.диссидентами 3.репатриантами 4. антифашистами

8. Когда советские войска были введены в Афганистан?

1.1975 2.1977 3.1979 4.1981

9. Найдите дату принятия третьей Конституции СССР:

1. 7 октября 1977 2. 12 декабря 1979 3.24 февраля 1980 4.12 декабря 1993

10.Кто из перечисленных деятелей культуры вынужден был эмигрировать из СССР?

1.В. Шукшин 2.В. Тихонов 3.С.Бондарчук 4.М. Ростропович

11. Нобелевскую премию из лидеров правозащитного движения получил:

1.В. Саблин 2.Ю.Орлов 3.А.Сахаров 4.В. Шукшин

12.Какая политика называлась «доктриной Брежнева»?

1.усиление влияния СССР в Восточной Европе2.переговоры о разоружении

3.сотрудничество с США в области освоения космоса 4.мораторий на вооружение

ЗаданияВ

Определите термин по его значению, вставьте пропущенное слово или словосочетание.

В.1. это система производства и реализации товаров, действующая нелегально, вне рамок существующего законодательства …………..

В. 2. Ситуация в стране, при которой экономика целой страны становится нерентабельной, то есть затраты на выпуск единицы продукции слишком высокие, государство постепенно отстаёт от ведущих стран практически по всем показателям, то есть стоит на месте

В.3. Соотнеси понятие с термином: Описание в произведениях советской литературы трудового подвига, человека – труженика

1.Программа мира 2.»Производственная» тематика 3.Хозрасчёт

4.Коллективное руководство

В.4.Система самостоятельного хозяйствования предприятия, самофинансирование.

1.Программа мира 2.»Производственная» тематика 3.Хозрасчёт

4.Коллективное руководство 5.Концепция «развитого социализма»

Задания С 1 Прочтите документ и ответьте на вопросы.

Из выступления советского политического лидера:

«Известно, товарищи, что существуют общие закономерности социалистического строительства, отступление от которых могло бы привести к отступлению от социализма как такового. И когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистическому сотрудничеству в целом,- это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран. Понятное дело, такая акция как военная помощь братской стране для пресечения угрозы социалистическому строю – это мера чрезвычайная, вынужденная, она может быть вызвана лишь прямыми действиями врагов социализма внутри страны и за её пределами, действиями, создающими угрозу общим интересам лагеря социализма».

С 1. Кто произнёс эту речь?(фамилия)

С 2. Когда были сказаны эти слова? (указать год)

Вариант 2.

Задания А

1. 1977 г. – характеризуются

1. сменой политического курса

2. преодолением внешнеполитических кризисов

3. принятием новых Конституций

4. заключением важнейших международных договоров

2.Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию?

1. диссидентами 2. космополитами 3.лишенцами 4. анархистами

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 4354 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Стр 1 из 2

Приказ № от 2013 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр и. Н. Ищук 2013 г

ТЕСТ № 2 СССР в 20 — 30 -е годы.

1. Из развитых стран в 20-е годы дипломатические отношения с СССР не были установлены лишь:

1) Великобританией; 2) Германией; 3) Турцией; 4) США.

2. В каких хронологических рамках осуществлялся НЭП:

1) 1921-1929 гг.; 2) 1920 — 1030 гг.; 3) 1921 — 1931 гг..

3. Каково значение НЭПа:

1) посевная площадь достигла довоенного уровня; 2) увеличился выпуск продукции тяжелой промышленности; 3) рубль стал конвертируемым; 4) закончилась международная изоляция.

4. Когда был образован СССР:

1)20 ноября 1922 года; 2) 18 января 1923 года; 3) 30 декабря 1922 года.

5. Кто выиграл борьбу за власть в партийном руководстве после смерти Ленина:

1) Троцкий Л.Д.; 2) Бухарин Н.И.; 3) Сталин И.В.

6. С какой целью проводилась политика сплошной коллективизации в СССР:

1) для повышения эффективности сельского хозяйства; 2) для получения возможности перекачивать средства для нужд индустриализации; 3) для ликвидации хлебозаготовительного кризиса.

7. Какими методами проводилась коллективизация:

1) просвещением неграмотных крестьян; 2) репрессиями против тех, кто оказывал сопротивление власти; 3) раскулачиванием.

8. Когда в СССР была закрыта последняя биржа труда: 1) в 1931 году; 2) в 1933 году; 3) в 1932 году.

9. Для какого проекта характерны принципы равноправия добровольности, свободы вхождения и выхода из Союза: 1) для автономизации; 2) для федерации; 3) для конфедерации.

10. Имя, давшее название движению за перевыполнение хозяйственных планов:

1) Н.Изотов; 2) И.Папанин; 3) А.Стаханов; 4) В.Чкалов.

11. Крупнейшие стройки первой пятилетки: 1) Челябинский тракторный завод; 2) Турксиб;

3) Днепрогэс; 4) Сталинградский тракторный завод; 5) Магнитогорский комбинат.

12. Ряд крупнейших ученых и философов, не разделявших большевистские идеи, в 1922 г. Были:

1) расстреляны; 2) высланы из страны; 3) заключены в тюрьмы; 4) осуждены как «враги народа»

13. По какому принципу образован ряд:

«Шахтинское дело», дела «Промпартии», «Трудовой крестьянской партии», «Академическое»…

14. Расшифруйте аббревиатуры:

ГУЛАГ__________________________________________________________

МТС_____________________________________________________________

ДОСААФ__________________________________________________________

15. О чем идет речь?

Форма государства, при которой устанавливается полный контроль властей за всеми сферами жизни общества.

ТЕСТ № 3 Великая Отечественная война. 1 вариант

1.Оборонительные укрепления Карельского перешейка назывались:

1) «линия Мажино» 2) «восточный вал» 3) «линия Маннергейма» 4) «линия Зигфрида».

2.Укажите хронологические рамки Второй мировой войны:

1) 1 сентября 1939 г. — 9 мая 1945 г, 2) 1 сентября 1939 г. -2сентября 1945 г.

3) 22 июня 1941 г. — 9 мая 1945 г. 4) 22 июня 1941 г. — 2 сентября 1945 г.

3.Орган руководства страной в годы войны, сосредоточивший в руках всю полноту власти:

1) Ставка Верховного главнокомандования 2) Совет народных комиссаров

3) Государственный Комитет обороны 4) Совет по эвакуации.

5.Судебный процесс над главными нацистскими преступниками проходил в :

1) Москве 2) Берлине 3) Потсдаме 4) Нюрнберге

По какому принципу образованы ряды № 6 и № 7?

6.8 сентября 1941 г., 18 января 1943 г., 27 января 1944г.

7.В. Соловьев-Седой, М. Блантер, Н. Богословский, К. Литов.

8.Что является лишним в ряду? Конфедерация антигитлеровской коалиции:

1) Московская 2) Генуэзская 3) Крымская 4) Потсдамская.

9.Установите соответствие:

1) геноцид а) насильственное переселение народов

2) депортация б) вывоз населения, материальных ценностей из местностей, находящихся под

угрозой

3) эвакуация в) уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным и

иным мотивам

4) репатриация г) систематическое преследование и уничтожение нацистами и их пособниками в

Германии и на захваченных ею

5) холокост и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях значительной

части еврейского населения Европы.

10.Расположите в хронологической последовательности события:

1) капитуляция берлинского гарнизона 2) освобождение Праги

3) встреча на р. Эльбе 4) водружение Красного знамени Побед над рейхстагом

5) завершение окружение Берлина 6) безоговорочная капитуляция Германии.

Вариант № 2

1 .Договор о ненападении со стороны Германии и СССР подписали:

1) Гитлер, Сталин 2) Молотов, Риббентроп 3) Сталин, Риббентроп.

2.Дивизии советских приграничных округов летом 1941 г. насчитывали бойцов:

1) 2,7 млн. 2) 3,5 млн. 3) 5 млн. 4) 5,5 млн.

З.Союз государств, возникший в ходе Второй мировой войны в борьбе против фашистского блока:

1) движение Сопротивления 2) антигитлеровская коалиция 3) Лига Наций

4.Согласно плану по захвату Кавказа в 1942 г. немецким командованием были осуществлены:

1) окружение основных сил Красной армии в районе Ростова 2) захват Грозного

3) овладение Майкопскими нефтепромыслами 4) все указанное выше.

5.Событие, которое произошло позже других: 1) Атлантическая хартии 2) Потсдамская конференция 3) Тегеранская конференция 4) Ялтинская конференция.

По какому принципу образованы ряды 6 и 7 ?

6. Талалихин, Гастелло, Космодемьянская, Панфиловцы.

7.0.Бергольц, К.Симонов, А.Прокофьев, А.Сурков.

8.Что является лишним в ряду? Коренной перелом в ходе войны:

1) битва за Москву 2) Сталинградская битва 3) форсирование Днепра 4) Курская битва.

9.Установите соответствие:

1) геноцид а) руководящая роль какого-либо государства по отношению к другим странам

2) депортация б) уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным и иным

мотивам

3) гегемония в) систематическое уничтожение нацистами и их пособниками значительной части

еврейского населения Европы

4) эвакуация г) насильственное переселение народов

5) холокост

10. Расположите в хронологической последовательности:

1) выступление по радио Сталина с обращением к народу

2) подписание приказа № 270

3) образование ГКО

4) контрнаступление советских войск под Москвой

5) образование Ставки главного командования во главе с С.К.Тимошенко

6) И.В.Сталин возглавил Ставку Верховного главнокомандования

7) начало Великой Отечественной войны.

Ключи к тесту

ТЕСТ № 5 Вариант 1

1. Какие изменения произошли в политической системе СССР?

а) Были восстановлены отраслевые министерства б) была принята конституция

в) были закреплены основы правового государства

2. Когда проходила восьмая пятилетка? а) 1965-1970г. б) 1971-1975 г. в) 1976-1980г.

3. Почему произошло свертывание экономических преобразований?

а) реформа не смогла обеспечить военный паритет между СССР и США

б) реформа требовала замены экономической модели

в) проходил непрерывный рост цен на товары повседневного спроса

г) произошел резкий спад промышленного производства

4. Какую роль согласно Конституции играла партия в жизни общества?

а) руководящая и направляющая сила б) демократизирующий элемент жизни в) гарант Конституции

5. Кто из писателей был представителем деревенской прозы?

а) А. Солженицын б) Ф.Абрамов в) И.Бродский

6. Что было первым шагом борьбы с диссидентством в СССР?

а) ссылка А. Д. Сахарова б) арест Ю. Галанскова и А. Гинзбурга

в) арест А. Синявского и Ю. Даниэля

7. Каковы причины ввода советских войск в ЧССР?

а) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений в стране

б) реформы, проводимые в Чехословакии могли подорвать влияние СССР в стране

в) возникла угроза распада страны на Чехию и Словакию

8. В каком году состоялось совещание по безопасности в Хельсинки?

а) 1972 г. б) 1973 г. в) 1975 г.

9. Какие страны получали военную помощь от СССР?

а) Пакистан б) Индия в) Израиль

10. Когда советские войска вошли в Афганистан?

а) 1975 г. б) 1979г. в) 1980г.

Вариант2

1. К чему привела идея Брежнева о «стабильности кадров»?

а) к улучшению управленческой структуры 6) к старению кадров в) к укреплению власти КПСС

2. Назовите дату принятия новой Конституции?

а) 7 октября 1977 г. Ъ) 12 декабря 1979 г. в) 24 февраля 1980 г.

3. Основной идеей экономической реформы было:

а) укрепление роли партийных организаций на предприятиях б) усиление экономического стимулирования в) расширение помощи дружественным странам

4. В чем проявилось отставание СССР от стран Запада?

а) в области компьютеризации производства б) в создании новейшего оружия

в) в производстве чугуна и стали г) в жизненном уровне народа

5. Какие проблемы стояли в социальной политике СССР?

а) низкий уровень образования б) острая жилищная проблема

в) дефицит товаров народного потребления

6. Кто из перечисленных деятелей культуры вынужден был выехать из СССР?

а) М. Ростропович Б). А. Тарковский в) В.Шукшин

7. Какие международные события произошли в период с 1964-1985 гг.?

а) первый визит советского лидера в США б) Вьетнамская война

в) бойкот Московской олимпиады

8. Какая политика называлась «доктриной Брежнева»?

a) переговоры о разоружении б) сотрудничество с США в области освоения космоса

в) усиление влияния СССР в Восточной Европе

9. Кто из лидеров правозащитного движения получил Нобелевскую пре­мию мира?

а) А. Сахаров б) В.Саблин в) Ю.Орлов

10. Какие шаги советского руководства привели к усилению роли КГБ в жизни общества?

а) начало борьбы с коррупцией б) создание Пятого управления КГБ

в) борьба с иностранными разведками

Ключи к тесту:

ВАРИАНТ

А,б

а

б

а

б

в

б

в

б

б

б

а

б

А,г

Б,в

А,б

Б,в

в

а

б

ТЕСТ № 6

1. Какие черты характеризовали российское общество в начале XX века?

а) четкое разделение общества на классы б) сохранение в обществе сословного деления

в) наличие в общественном укладе черт феодального и буржуазного обществ

2. Что являлось отличительной чертой экономики России в начале XX века?

а) отсутствие иностранных инвестиций б) многоукладный характер экономики

в) высокие темпы роста тяжелой промышленности г) невмешательство государства в рыночные механизмы

3. Когда проходила русско-японская война?

а) 1903-1905 гг б) 1904-1905 гг. в) 1904-1906 гг.

4. Каковы причины первой российской революции?

а) отказ Николая II от проведения либеральных реформ б) высокие темпы роста тяжелой промышленности в) малоземелье крестьянства

5. Почему первая российская революция потерпела поражение?

а) царское правительство воспользовалось помощью иностранных армий

б) началась первая мировая война в) в стране начались либеральные реформы

6. Кто осуществлял реформаторскую политику после революции?

а) С.Ю.Витте б) А.И. Гучков в) П.А. Столыпин

7. Каковы итоги Февральской революции в России?

а) образование конституционной монархии б) складывание двоевластия

в) провозглашение демократических реформ

8. Первыми декретами большевиков были?

а) декрет о мире б) декрет о национализации промышленности

в) декрет о свободных выборах Учредительного собрания г) декрет о передаче земли крестьянам

9. Какие страны участвовали в интервенции в Россию?

а) Англия б) Германия в) Испания г) Япония

10. Каковы черты политики «военного коммунизма»?

а) отмена трудовой повинности б) отмена товарно-денежных отношений

в) введение продразверстки г) разрешение частной торговли

11. В каком году советское правительство перешло к новой экономичес кой политике?

а) 1918г. б) 1919г. в) 1920 г. г) 1921г.

12. Каковы основные идеи нэпа?

а) разрешение частной торговли б) возврат товарно-денежных отношений в) разрешение внешней торговли частным лицам

13. Какие промышленные объекты были построены в ходе первой пятилетки?

а) Камский автомобильный завод б) Магнитогорский металлургический комбинат в) Днепрогэс

14. Какие из перечисленных событий имели место в СССР в 30-е гг. XX века?

а) судебные процессы над врагами народа б) расширение территории СССР в) разоблачение «культа личности»

15. Каким сражением начался коренной перелом в Великой Отечественной войне?

а) обороной Севастополя б) битвой за Москву в) Сталинградской битвой г) выходом советских войск на государственную границу СССР

16. Н азовите дату безоговорочной капитуляции фашистской Германии

а) 2 мая 1945 г б) 8 мая 1945 г. в) 9 мая 1945 г.

17. Какое название получило противостояние бывших союзников по антигитлеровской коалиции после войны?

а) «доктрина Трумэна» б) «холодная война» в) «гонка вооружений»

18. Какая из реформ экономики в СССР была самой успешной?

а) косыгинская реформа 1965-1970 гг. б) продовольственная программа 1982 г. в) жилищное строительство 1985 г.

19. Кому из советских писателей присуждалась Нобелевская премия?

а) Б.Васильев б) М.Шолохов в) В.Шукшин г) Б. Пастернак

20. Какие из перечисленных реформ способствовали демократизации советского общества в период перестройки?

а) провозглашение политики гласности

б) отмена 6-ой статьи Конституции СССР

в) установление чрезвычайного положения в стране

Ключи к тесту:

а, в

Б, в

б

А, в

в

в

Б, в

А, г

А, б, г

Б, в

г

А, б

Б, в

А, б

в

б

б

а

Б, г

А, б

УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Методические пособия для учителя:

  • Борзова Л. П. Игры на уроке истории (пособие для учителя). М.: ВЛАДОС, 2005.

  • Борзакк Е. Олимпиады по истории. 5–9 классы: пособие для учителя. Волгоград , 2006.

  • Вяземский Е. Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального

мастерства. М.: Владос, 2003.

  • .Грибов, В. С. Дидактические материалы по истории Нового времени. 7–8 кл. Пособие для

учителя. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2007.

  • Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5 11 классы. М. «ВАКО», 2009.

Дополнительная литература для учителя:

Дополнительная литература для учащихся:

  • Аграшенков, А. В. Сто великих битв. А. В. Аграшенков . М. : Вече, 2001.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Наглядно-демонстрационные пособия.

  • Атлас. История России XX век . Авторы: С.В. Колпаков,

М.В. Пономарев. М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2004

2. Карты:

  • Политическая карта мира.

  • Российская Федерация.

  • Россия в нач. XX в.

  • Первая мировая война 1914-1918 гг.

  • Россия в XIX-начале XX столетия.

  • Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

  • Вторая мировая война

  • Становление советской власти

  • СССР в 1949 – 2000 гг.

  • Революция 1905-1907 г.

  • Европа после I мировой войны 1918-1923 гг

3. Дидактический материал

Раздаточный материал, тесты, фрагменты источников, статистические данные, диаграммы

памятки для характеристики исторических событий и деятелей

4. Информационно-коммуникативные средства и электронно-звуковые пособия.

  • Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов, А.А. Данилов, Косулипа Л.Г. «История

России: XX век». Компьютерный (мультимедиа) учебник. Ч.1-4. — М: Клио Софт, 2000.

  • Мультимедиа программа «Новейшая история зарубежных стран» 9 класс

  • виртуальная школа «Кирилл и Мефодий»

5. Технические средства обучения.

Ноутбук Asus, Проектор Sony Bravia, Доска аудиторная, Телевизор Tomson, Видеоплейер LG

Экран проекционный.

Андрей Сахаров

Биография

Имя академика Сахарова знакомо каждому, независимо от рода деятельности. Чрезвычайно широкий кругозор ученого и сфера научных интересов обусловили не только множество полезных научных открытий, но и активную общественно-политическую позицию Андрея Дмитриевича.

Академик Андрей Сахаров

В основном Сахарова знают как изобретателя водородной бомбы. А вот о его участии в разоблачении политики по преследованию генетиков (так называемой «лысенковщины») в основании «Московского Комитета прав человека» мало кто слышал, как и о том, что он стал обладателем Нобелевской премии за вклад в дело укрепления мира.

Возможно, столь активная гражданская позиция, а также широкий круг интересов обусловили гениальные открытия и изобретения ученого. Хотя сам он любил подчеркивать важность супруги, вдохновлявшей его на изобретения.

Детство и юность

Сахаров Андрей Дмитриевич родился в Москве 21 мая 1921 года. Дед по отцовской линии Иван Николаевич Сахаров вырос в семье священника, а сам стал юристом. Дело деда продолжил и отец будущего ученого Дмитрий Иванович. Он участвовал в политических митингах, за что оказался в списке студентов, исключенных из Московского университета.

Родители Андрея Сахарова

Когда же Дмитрий Иванович остепенился, женился на Екатерине Алексеевне. Он устроился преподавателем физики сначала в московскую гимназию, а затем в Коммунистический университет, готовивший кадры для партийной администрации. Супруга его, Екатерина Алексеевна (в девичестве Софиано), родом из семьи военных греческого происхождения.

Андрей Дмитриевич вспоминал, что сердцем семьи и хранителем очага стала его бабушка по линии отца Мария Петровна. Отец был увлечен наукой, что не могло не передаться Андрею и его брату, а в свободное время музицировал. Семья жила в коммунальной квартире вместе с близкими и дальними родственниками.

Андрей Сахаров в детстве

Поначалу мальчик получал домашнее образование, только в 7 классе он отправился в школу. Несмотря на замкнутость Андрея и нежелание общаться со сверстниками, товарищи пригласили его в математический кружок, сначала школьный, а затем функционировавший при Московском университете.

Хотя юноша и оказался успешен в математике, задачи он зачастую решал правильно, но интуитивно, не имея внятного объяснения. Потому в 10 классе Андрей оставил математический кружок и занялся физикой. Подробности юности Сахарова стали известны из воспоминаний ученого Акивы Моисеевича Яглома, который учился вместе с Андреем Дмитриевичем.

Андрей Сахаров в молодости

Учитывая интересы молодого человека, а также увлеченность физикой его отца, Андрей поступил в Московский государственный университет на физический факультет. Тогда же началась война, поэтому студентов эвакуировали в безопасный Ашхабад. Полгода после окончания университета молодой Сахаров работал в небольшом городке во Владимирской области по распределению, а затем заготавливал лес у села Мелекесс (современный Димитровград, Ульяновская область).

Увиденное Андреем в тот период (тяжелая жизнь простого народа) оставило глубокий след в душе молодого Сахарова. Занимаясь тяжелой работой, молодой человек очень хотел быть полезным фронту и получил патент на изобретенный им прибор контроля сердечников бронебойных снарядов.

Физика

Накануне 1945 года Андрей Сахаров принял решение связать свою жизнь с наукой и поступил в аспирантуру Физического института. Научным руководителем молодого ученого стал Игорь Евгеньевич Тамм. Спустя три года Сахаров защитил кандидатскую диссертацию на тему «К теории ядерных переходов типа 0 → 0».

Затем Андрей по протекции научного руководителя начал работу в Московском энергетическом институте, где молодого ученого привлекли к секретным научным разработкам, касающимся перспектив создания термоядерного оружия. Учитывая состояние холодной войны и гонки вооружений с США, работа Сахарова представляла поистине огромный научный и практический интерес.

Андрей Сахаров

В 1950 году Сахаров с научным руководителем Таммом разработали теорию магнитного термоядерного реактора, раскрывавшую специфику термоядерного синтеза. Это открытие помогло Андрею написать докторскую диссертацию в относительно раннем возрасте – ученому едва исполнилось 32 года. Тогда же за вклад в науку Сахарова признали Героем Социалистического Труда.

Разработки Андрея Дмитриевича позволили Советскому Союзу не уступить американцам в создании ядерного оружия. Хотя в замыслах Сахарова его разработки должны были служить исключительно мирным целям – ученый предполагал использовать возможность ядерного синтеза для изобретения топлива для атомных электростанций.

Выступление Андрея Сахарова

Затем уже Сахарова перевели в специализированную засекреченную лабораторию, где ряд выдающихся ученых работал над созданием сверхмощнейшего оружия для уравновешивания сил держав — мировых лидеров. Андрей Дмитриевич долгое время верил, что работает во благо сохранения мира.

В 1952 году США провели первые испытания термоядерного оружия на острове, расположенном в Тихом океане. В ответ СССР интенсифицировал научные разработки собственного оружия такого типа, испытания которого прошли 12 августа 1953 года в районе города Семипалатинск (сейчас город Семей, территория современного Казахстана). Испытания, прошедшие под наблюдением американцев, представляли собой только поиск оружия, они исследовали принцип действия процессов термоядерного синтеза, а Советский Союз, хоть и с опозданием на год, создал полноценную термоядерную бомбу.

Водородная бомба Андрея Сахарова

Первая водородная бомба, произведенная в СССР и названная РДС-6с, стала результатом многолетних исследований Андрея Сахарова, однако имела ряд существенных недостатков, которые требовали дальнейших исследований и усовершенствований. Следующую воплощенную Андреем Дмитриевичем конструкцию неофициально стали называть «Сахаровской слойкой», поскольку конструкция бомбы представляла собой заряд, состоящий из атомных, радиоактивных элементов, окруженный слоями тяжелых элементов.

Работая над созданием термоядерной бомбы, Сахаров одновременно читал курс лекций по ядерной физике в Московском энергетическом институте. За разработанные им конструкции водородной бомбы Сахаров в 1953 году удостоен звания академика. Не последнюю роль в этом сыграл известный ученый-физик Игорь Васильевич Курчатов.

Андрей Сахаров и Игорь Курчатов

Несмотря на определенный уровень социальной изоляции, в которой жил и работал Андрей Дмитриевич, он скрупулезно следил за последними научными достижениями в других областях науки. Так Сахаров вошел в число ученых, подписавших письмо, направленное в Политическое бюро Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза.

В письме выражалась обеспокоенность лучших умов страны состоянием развития биологии в СССР, а именно генетики. Результатом письма стало отстранение Трофима Денисовича Лысенко от научной деятельности. Учитывая, что работа Лысенко стала причиной отставания СССР от мировой науки, вклад Сахарова и других ученых в развитие генетики сложно переоценить.

Андрей Сахаров за работой

Общественный и политический деятель Валентин Михайлович Фалин в своих воспоминаниях рассказывает, что Сахаров уже после проведенных испытаний водородной бомбы вдруг осознал угрозу этого типа оружия для цивилизации, населения Земли и экологии.

В августе 1963 года академик Сахаров впервые в своей биографии открыто выступил против разработки и испытаний ядерного оружия, инициировав подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия. Столь яркая общественная позиция ученого стала причиной его конфликта с властью. В 1960-х годах академиком заинтересовался КГБ, а сам Сахаров вошел в ряды лидеров Правозащитного движения СССР и приобрел славу диссидента.

В 1966 году Андрей Дмитриевич в соавторстве с 24 учеными и деятелями культуры и искусства написал письма о недопустимости реабилитации Иосифа Виссарионовича Сталина. А спустя 2 года, после публикации в США книги Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», ученого отстранили от дальнейших исследований на очередном засекреченном объекте. Тогда же на почве общих социально-политических взглядов Сахаров познакомился с Александром Исаевичем Солженицыным.

Андрей Сахаров и Александр Солженицын

Продолжая вести социально-политическую деятельность вместо научной, в 1970 году академик выступил инициатором создания «Московского Комитета прав человека». В то же время коллеги Андрея Дмитриевича по Академии наук СССР осуждали взгляды Сахарова в публикациях в газетах.

Только доктор физико-математических наук Игорь Ростиславович Шафаревич написал открытое письмо о жертвах гонений, где поддержал Сахарова как ценного ученого. Тем временем академик продолжал вести активную политическую деятельность и даже написал книгу «О стране и мире», за которую впоследствии получил Нобелевскую премию мира.

Личная жизнь

Лишенный возможности вести научную деятельность, Сахаров сосредоточился на политических процессах над диссидентами, на одном из которых познакомился с Еленой Георгиевной Боннэр, на которой впоследствии женился. Она стала второй супругой знаменитого ученого. Елена Георгиевна, наполовину еврейка, наполовину армянка по происхождению, разделяла мятежные взгляды супруга. До встречи с Андреем Дмитриевичем Елена Георгиевна уже успела побывать в браке с Иваном Васильевичем Семёновым, от которого родила двоих детей. Сын и дочь Боннэр живут в Соединенных Штатах.

Андрей Сахаров и Елена Боннэр

Первой женой академика была Клавдия Алексеевна Вихирева, в браке с которой у Андрея Дмитриевича родилось трое детей. Клавдия Алексеевна умерла за год до встречи Сахарова с Еленой Боннэр. Женившись повторно, академик оставил младших детей от первого брака на попечение старших, а сам погрузился в политику.

Родной сын академика Дмитрий затаил в душе глубокую обиду на отца за его предательство. В интервью Дмитрий рассказывает о том, что после женитьбы на Елене Боннэр Андрей Сахаров забыл о родных детях, а сын Боннэр от первого брака называл себя наследником и отпрыском великого академика.

Андрей Сахаров и его жена

Андрей Дмитриевич сосредоточился на новой семье, бросив детей от первого брака самостоятельно разбираться со своими проблемами. Дмитрий вспоминает, что даже в самые тяжелые моменты его не было рядом. Детское фото с отцом – это все, что осталось Дмитрию и его сестрам на память о таком родном и таком далеком одновременно человеке.

В 1980 году Андрея Дмитриевича вместе с Еленой Георгиевной задержали и отправили в ссылку. Местом отбывания наказания стал город Горький (Нижний Новгород). Бывшие коллеги по Академии наук открыто критиковали Сахарова за его обращения к руководству США с просьбой развернуть атомное оружие против Советского Союза.

В 1986 году, одновременно с началом периода перестройки, академика Сахарова реабилитировали и вернули в Москву. По возвращении Андрей Дмитриевич снова занялся наукой, хоть уже и не делал столь значимых открытий, а также совершил ряд поездок за границу, во время которых встречался с американскими и европейскими лидерами.

Смерть Андрея Сахарова

Накануне смерти Сахарова он организовал крупную политическую забастовку, подчеркнув, что это – лишь предварительная акция. Эта акция стала поводом считать гибель Андрея Дмитриевича насильственной, то есть убийством по политическим мотивам.

Андрей Сахаров в последние годы

Согласно второй версии, которую поддерживает и сын ученого, смерть Сахарова ускорила его вторая жена Елена Боннэр. Елена Георгиевна не раз стимулировала мужа объявить голодовку, зная о его проблемах с сердцем, возрасте и о том, как мог отразиться на здоровье Сахарова отказ от пищи.

Среди целей Боннэр часто упоминаются желание помочь своим детям от первого брака, проживающим в США, а также избавиться от сдающего бунтарские политические позиции академика, а самой в глазах общественности стать жертвой сурового режима СССР.

Похороны Андрея Сахарова

Зимой 1989 года Андрей Дмитриевич почувствовал недомогание, а 14 декабря скончался. Официальной причиной смерти считается остановка сердца. В память о вкладе Сахарова в науку именем академика назван астероид, а также открыты и действуют музеи имени Сахарова.

Награды и достижения

  • Нобелевская премия мира (1975)
  • Герой Социалистического Труда
  • Орден Ленина
  • Юбилейная медаль «За доблестный труд»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За освоение целинных земель»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Орден Креста Витиса
  • Ленинская премия
  • Сталинская премия

Миф об «отце русской демократии» Андрее Сахарове


Люди, приложившие руку к развалу Советского Союза, сделали буквально всё, чтобы в массовом сознании Андрей Дмитриевич Сахаров стал чуть ли не иконой русской демократии, наиболее популярным среди общественности в СССР и Российской Федерации моральным авторитетом. Был создан образ гения-мученика, боровшегося с советской тоталитарной системой. Однако по мере того, как иллюзии о «демократии», «свободе» и «рынке» стали развеиваться, и десятки миллионов людей поняли, что их просто обманули, лишив безопасности и порядка, народного достояния, бесплатной медицины и образования, стало очевидно, что лауреат Нобелевской премии мира и один из создателей водородной бомбы Андрей Сахаров был всего лишь одним из десятков разрушителей Советского Союза. Подобных деятелей мы видим и ныне, когда они предлагают расчленить уже РФ, отнять у русских Арктику, Сибирь, Байкал и т. д. Только их масштаб значительно меньше, они не так раскручены. Во все эпохи таких людей считали предателями и врагами народа. Только во времена смуты и всеобщего развала, предательства их именовали «героями».

Его популярность связана с мощнейшей пропагандистской кампанией. Как внутри СССР, так и на Западе было сделано всё, чтобы создать образ гения-ученого, защитника «общечеловеческих ценностей». На самом же деле большинство идей академика Сахарова по обустройству страны говорили если не о расстройстве ума, то уж об откровенной измене точно. Первоначально Сахаров не был ни правозащитником, ни пацифистом. 12 августа 1953 года были произведены успешные испытания термоядерной бомбы — новейшего советского оружия страшной разрушительной силы. Одним из её разработчиков был недавно получивший степень доктора физико-математических наук Андрей Сахаров. А 23 октября 1953 г. Сахаров, миновав ступень члена-корреспондента, был сразу избран действительным членом советской Академии Наук.
Именно тогда Сахаров сделал предложение вооружить гигантскими торпедами с 100-мегатонными зарядами разрабатываемые атомные подводные лодки проекта 627. Таким образом, термоядерные заряды можно было доставить к берегам Соединенных Штатов. По замыслу молодого ученого, эти «суперторпеды», взорванные у Атлантического и Тихоокеанского побережья Америки должны были нанести американцам невосполнимый ущерб. Взрывы термоядерных зарядов могли вызвать огромные цунами, с высотой волн в десятки метров. «Волны-убийцы» должны были смыть десятки городов и поселений, убив сотни тысяч мирных жителей. По словам академика Игоря Острецова, Сахаров рисовал картину, когда гигантская волна стороны Атлантики обрушится на Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон, другие волны накроют западное побережье в районе Чарльстона, Сан-Франциско и Лос-Анджелес, смоют на побережье Мексиканского залива Хьюстон, Новый Орлеан и Пенсаколу на Флориде.
Во время проектных разработок суперторпеда получила шифр Т-15. Советское руководство ВМФ выступило против этого «людоедского» оружия. Контр-адмирал П. Ф. Фомин, с которым Сахаров обсуждал этот проект, был просто шокирован «кровожадностью» проекта, и сказал, что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в честном, открытом бою, и «для него отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве». Боевой адмирал знал весь ужас войны, на его глазах оборвались многие жизни, поэтому ему претило массовое убийство невинных людей. Кабинетный же ученый, не нюхавший пороху, без всяких сомнений был готов учинить массовую бойню ни в чём не повинных людей.
Пётр Фомич Фомин, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, с 1949 года руководил новым атомным отделом (6-й отдел) при Главнокомандующем ВМФ. Отдел решал задачи защиты объектов флота от ядерного оружия противника и разработкой атомного оружия для флота СССР. С 1953 года 6-й отдел под началом Фомина участвовал в проектирование первой советской атомной подводной лодки. С 1954 года контр-адмирал Фомин осуществлял общее руководство над всеми работами по объекту 627.
Первоначально суперторпеда Т-15 вошла как в эскизный проект (1953 год), так и в технический проект 627 (1954 год). По проекту торпеда была длиной 23,55 метра, весила 40 тонн и имела калибр 1550 мм. Однако руководство Военно-Морского флота СССР продолжало оказывать сопротивление этому проекту и в 1955 году технический проект АПЛ откорректировали: субмарину вооружили 8 торпедными аппаратами с 20 торпедами, их них 6 торпед имели тактические ядерные заряды по 15 килотонн. Работы над торпедой Т-15 были остановлены.
Постепенно ученый ударился в другую крайность, и с конца 1960-х годов Сахаров стал одним из лидеров правозащитного движения в Советском Союзе. Причём его движение к всемирной известности сопровождалось рядом отвратительных выходок, за которые его можно было смело приговорить как предателя или обычного мелкого хулигана. Так, из донесений КГБ об Андрее Сахарове известно, что в апреле 1976 года академик и его жена Боннэр (вторая жена с 1972 года) учинили хулиганские действия в Омском областном суде. Когда милиционеры призвали их к порядку, Сахаров, выкрикивая: «Вот вам, щенки, от академика», нанес удары двум работникам милиции и оскорбил их. Боннэр ударила по лицу коменданта суда, который пытался их успокоить. В августе 1976 г. чета «правозащитников» совершила злостные хулиганские действия в Иркутском аэропорту. Когда сотрудники аэропорта попытались их урезонить, начали их оскорблять, выражаясь нецензурными словами и угрожать. В октябре 1977 года Сахаров хулиганил в ректорате Московского педагогического института имени В. И. Ленина, оскорблял должностных лиц. В марте и мае 1978 года Сахаров совершил хулиганские выходки у здания Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и у Люблинского районного народного суда г. Москвы (снова ударил работника милиции).
Поведение Сахарова и Боннэр типичны и для современных радикал-либералов, «правозащитников», которые борются с «режимом» совершая различного рода хулиганские поступки, характерные для мелких уголовников. Это и не удивительно, учитывая их нестабильную психику. Так, в тех же документах КГБ отмечается ухудшение психического состояния Сахарова, что поведение «академика» не укладывается в общепризнанные нормы, Сахаров находится под сильным влиянием окружающих лиц, особенно жены (она подозревалась в связях с ЦРУ). Поведение академика явно противоречило здравому смыслу. Признаки нестабильности психического состояния Сахарова прослеживались в настроениях А. Сахарова, подверженных резким переходам от отрешенности и замкнутости к деловитости и общительности. В документе от 26 августа 1980 года отмечалось, что по мнению крупнейших советских психиатров, Сахарову присущи глубокие психические изменения, которые дают основание считать его «патологической личностью, нередко встречающейся в семьях с большой отягощенностью шизофренией» (родной брат и дочь состояли на учете как больные шизофренией, а сын лечился от неврастении). Многие отмечали манию величия, которая возрастала пропорционально усилиям западных структур по рекламированию его в качестве «всемирного борца за гражданские права».

Более того, Сахаров вступил как настоящий враг народа, когда начал озвучивать «великие планы» по переустройству России. Суть всех его планов заключалась в том, чтобы уничтожить СССР (Великую Россию). На первом этапе Сахаров предлагал расчленить державу на маленькие независимые области, а на втором — поставить их под контроль мирового правительства. А. Сахаров называл это «политическим выражением сближения с Западом». Проект конституции составленной Сахаровым предлагал провозгласить полную независимость всех национально-территориальных республик и автономных областей СССР, включая Татарстан, Башкирию, Бурятию, Якутию, Чукотку. Ямало-Ненецкий автономный округ. Каждая республика должна была иметь все атрибуты независимости — финансовую систему (печатать свои деньги), вооруженные силы, правоохранительные органы и т. д. Оставшаяся часть России казалась академику слишком большой, поэтому он предлагал её также поделить на четыре части. Кроме того, Сахаров предлагал поделить мировое сообщество на «чистую» часть (экологически чистую, благоприятную для проживания), в другие регионы вывезти все «грязные», вредные производства. Понятно, что области бывшего СССР должны были местом размещения «грязных» производств.
В целом этого было уже достаточно, чтобы отправить Сахарова в места не столь отдаленные. Однако, его явно вели, как советские, так и западные кураторы. Им был нужен такой человек, который, имея вес «отца водородной бомбы» и «академика», Лауреата Нобелевской премии мира, мог обрабатывать неискушенное советское население в нужном русле. СССР уже шел к гибели, значительная часть советской элиты работала на его уничтожения, мечтая о «буржуйской» жизни с яхтами, золотыми унитазами и стриптизом. Поэтому такие люди, как Сахаров, были на вес золота. Их руками ломали великую державу.
Брежнев и другие советские вожди той эпохи, уже не говорили о неизбежности противостояния двух систем. Они предпочитали не конфликтовать, а вести экономическое сотрудничество с Западом, попадая в ловушку культурного сотрудничества, обмена опытом. Поэтому крупным фигурам диссидентского движения ничего не грозило. С ними проводили профилактические беседы, журили, следили, ограничивали передвижение, не более того. Хотя по справедливости таких людей надо было надолго изолировать от населения или даже применять высшую меру социальной защиты. «Гонения» были условными, а шумиха в прессе, мировая известность, их «бытовые страдания» вызвали зависть у среднестатистических советских граждан. Фактически такие «репрессии» только рекламировали диссидентов, увеличивали их цену.
Большую роль в деградации Сахарова сыграла его вторая супруга — Елена Георгиевна Боннэр. Первый период её жизни ничем особо не отличался от судеб тысяч других советских граждан. Её мать и отчим попали под каток репрессий. Но это не помешало Боннэр успешно закончить школу, поступить в университет, вступить в комсомол. Во время войны она была мобилизована медсестрой. Была медработником военно-санитарного поезда, получила тяжёлое ранение и контузию. После войны Боннэр поступила в мединститут, успешно практиковала как врач-педиатр. Удостоилась звания «Отличник здравоохранения СССР». Однако в какой момент произошёл сбой программы. Рядом с Сахаровым Боннэр смогла реализовать свои амбиции, стать из рядового врача-педиатра правозащитницей с мировым именем.

В 1975 году для Е. Боннэр наступило время пика славы — она получила Нобелевскую премию мира за мужа, так как Сахарова не выпустили из СССР. Женщина, чьи «кухонные мысли» были интересны лишь приятелям и соседям, оказалась на вершине мировой славы. Боннэр хорошо понимала, что мировое сообщество ждёт от них новых разоблачений советского тоталитарного режима и готов за это платить как славой, так и определёнными материальными радостями. Сахаров был менее агрессивен в отношении СССР, чем его жена, но он уже ничего не решал в семье, являясь типичным «подкаблучником». Боннэр и после смерти Сахарова была врагом России: приветствовала кровавый расстрел Верховного Совета в 1993 году, радовалась успехам чеченских бандформирований в годы двух Чеченских войн, во время войны 2008 года поддержала режим Саакашвили. Даже в самом конце своего жизненного пути излила яд на Путина, подписавшись под обращением к гражданам России «Путин должен уйти». Что интересно, нынешнее российское правительство уничтожает Академии наук фактически по рецепту Боннэр. 22 марта 2010 года она написала в блоге на Гранях.ру заметку «Об Академии наук», в которой призвала лишить АН России административных и хозяйственных функций: «АН России… необходимо срочно разогнать … деньги, дома, санатории, больницы и пр. и пр. — передать на общенародный баланс. … А науку отпустить в свободное плавание по институтам и университетам. И это может оказаться её реанимацией».

К сожалению, в современной России власти продолжают чествовать «героев» вроде Сахарова, Горбачева и Ельцина — вместо того, чтобы открыто и ясно сказать, что это враги народа. Российская Федерация попадает в тот же концептуальный тупик, что и Российская империя и поздний СССР, обрекая себя на поражение в глобальном противостоянии с Западом.

Андрей Сахаров — борец за мир, создавший ужасное оружие

Академик Сахаров был не только великим физиком-теоретиком, лауреатом Нобелевской премии, но и известным общественным деятелем, а также весьма противоречивой личностью. Именно Сахаров, который боролся за мир и права людей, стал создателем ужасного оружия – водородной бомбы.

Ядерная гонка

В Москве 21 мая 1921 годам был рожден будущий академик мировой известности Андрей Дмитриевич Сахаров. Его отец, Дмитрий Иванович Сахаров, был юристом, который вскоре увлекся физикой, стал преподавать и выпустил известный задачник. Мать, Екатерина Алексеевна Сахарова, была родом из богатой греческой семьи Софиано и сидела домохозяйкой.

Сахаров в детстве

Юный Сахаров в начальные классы не ходил. Его обучение проводилось дома. Седьмой класс для мальчика стал первым. Сахаров был робок и не особо общителен, но мальчишки сумели с ним подружиться и пригласили его в школьный математический кружок. Там будущий гений и проявил свои способности. Он с легкостью мог решить любое математическое уравнение и задачу, однако объяснить как он это сделал, Сахарову давалось крайне сложно. Он словно видел что должно получиться в итоговом результате и интуитивно к этому шел. Однако Андрей не любил математическую строгость и в 10 классе уже не пошел в кружек, предпочел математике физику. Как упоминали его друзья, у Сахарова была очень сильно развита интуиция, что и понадобилось в атомной физике, да и в физике вообще.

Мнение эксперта Александр Николаевич Румянцев Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета. Питая интерес к физике, в 1938 году, Сахаров прошел в Московский государственный университет на физический факультет. К тому времени уже начались военные действия, и студентов перевели в более безопасный Ашхабат. Пропитавшись духом войны и сильным желанием помочь отечественному фронту, Сахаров получил патент на изготовленный им прибор дальнего контроля бронебойных снарядов.

В 1944 году Сахаров пошел на аспирантуру в ФИАН, где Андрея взял под крыло его единственный истинный учитель – Игорь Евгеньевич Тамм. Через три года он разработал теорию ядерных переходов. В дальнейшем физик связал свою научную деятельность с разработкой термоядерного оружия. В то время между Советским Союзом и США шла гонка вооружений и советским властям была необходима работа на то время уже известного ученого. Для Сахарова создание атомной бомбы было весьма интересным делом, к тому же он считал, что это будет во благо мира. И ученый принялся за работу. В 1950 году Сахаров вместе с Таммом разработал теорию магнитного термоядерного реактора, также представил работы по управляемой термоядерной реакцией, за что был в 32 года назван академиком и получил медаль Героя соцтруда.

Сахаров в молодости

Разработки Сахарова позволяли Советскому Союзу не отставать от США в разработке ядерного оружия. Хотя сам ученый хотел это использовать в мирных целях, как топливо для атомных электростанций.

Создание атомной бомбы было … Прорывом наукиБольшой ошибкой

Вскоре на свет появилось смертельное оружие – советская ядерная бомба, а после нее и первая водородная бомба, названная «слойкой Сахарова». После создания бомб Сахаров почувствовал мощь их убийственной силы и предлагал разместить заряды вдоль побережья США по 100 мегатонн каждый, в случае любой опасности нажав на кнопку. Согласно расчетам ученого, в результате взрыва водородной бомбы, должна образовываться огромная волна-цунами, которая единым махом уничтожает все побережье.

Требование мира

Только спустя время Сахаров понял какую дьявольскую игрушку он создал. У ученого произошел нервный и психический срыв. К тому времени умерла и его жена, мать его детей. Сахаров забросил науку и с головой ушел в политику. Он протестовал против использования ядерного оружия, выступал против репрессий над генетиками и высказывал антисталинские взгляды. Он открыто выступал за свободу человека, презирал преследования власти, мечтал о мирном сосуществовании и прогрессе. Сахаров называл каждого человека хрупким существом, словно это фарфор, который очень важно не разбить. В 1960 годах физиком заинтересовалось КГБ, на его квартире неоднократно проводились обыски, а в прессе в его адрес появилось множество негативных статей. Люди считали Сахарова, что боролся за мир, предателем народа.

Сахаров активно поддерживал диссидентов и политзаключенных. Так в 1970 году во время поездки в Калугу он встретил Елену Боннэр и спустя два года женился на ней, оставив своих троих детей от первого брака.

Академик Андрей Сахаров

В 1975 году физик написал книгу «О стране и мире». После выпуска книги ученому присудили Нобелевскую премию мира. Сахаров громко призывал отменить смертною казнь во всем мире, а также вел политику против ввода советский войск в Афганистан.

Арест и депутатство

Однако за свою деятельность в пользу мира, Сахаров получил лишь непризнание и осуждение со стороны окружающих. В 1980 году академик был арестован вместе со своей женой Еленой и заслан в город Горький.

Мнение эксперта Исаак Якович Зельдер Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР. Этот был изолированный город. В него нельзя было просто так въехать и нельзя было покинуть. Так же ученого лишили всех отечественных наград. Сахаров три раза подолгу голодал, даже в заключении высказывая свою активную позицию. Трижды его госпитализировали по причине резкого ухудшения здоровья и пытались насильственно кормить.

На протяжении семи лет заключения в многих странах мира проходили агитации за освобождение Сахарова. Улицы и площади называли в его честь. Когда началась «перестройка» и к власти пришел Горбачев, ученый уже сам обратился к новому главе страны. Он обратился с просьбой остановить его депортацию, чтоб жена смогла выехать в Москву, ей была необходима операция на сердце. Сам Сахаров обещал что оставит общественную деятельность. Спустя пару месяцев КГБ в их доме установило телефон. На следующее утро прозвучал звонок, голос в трубке уведомил Сахарова, что он вместе с женой может вернуться в Москву. После семи лет пребывания в изолированном городе их ссылка завершилась.

По возвращению Сахаров продолжил работать в Физическом институте имени Лебедева. В 1989 году Академия Наук избрала его народным депутатом СССР. И тут Сахаров уже не мог сдержать свое обещание. С самого первого заседания он запомнился как самый экстравагантный депутат и вызвал негативные эмоции у других присутствующих.

Сахаров дает интервью журналистам

На первой встрече Андрей Дмитриевич поднял тему Афганской войны, заявив, что когда советских солдат взяли в окружение, чтоб их не смогли захватить в плен, своих же расстреляли из советских вертолетов. После такого заявления возмещению депутатов не было предела, они называли это провокацией, а слушатели поднялись с трибун и освистывали ученого, негативно о нем отзываясь. В тот день велась видеотрансляции, и еще долгое время Сахаров получал ругательные письма со всего Советского Союза.

На таких съездах он неоднократно нарушал регламент, получая агрессивные отклики и возмущение со стороны других депутатов, учитывая то, что далеко не каждый успевал выступить. Так и на последнем заседании Сахаров потребовал слово. Зал единогласно прокричал: «Нет!», однако Горбачев все же разрешил ученому выступить.

Сахаров говорил 15 минут, дважды звено звонок, предупреждая о завершении времени регламента, но физика это не останавливало. Он предлагал ввести «декрет о власти». Даже после того как микрофон отключили, он продолжал выступать. Позже нарезки его речи не раз показывали по телевизору.

Вечером 14 декабря 1989 года великий ученый умер от внезапной остановки сердца.

Смерть академика

Про смерть Андрея Дмитриевича ходит несколько версий. По одной из них, это было убийство из политических побуждений. За пару дней до смерти академик организовывал крупную забастовку, которая могла послужить неплохой причиной для убийства.

Похороны академика А.Д. Сахарова

Другая версия заключалась в том, что смерть Сахарова могла спровоцировать его жена. Она неоднократно подстрекала мужа на голодовку, зная какое пагубное влияние это окажет на его здоровье. Смерть ученого ей была выгодна еще по той причине, что так она могла помочь своему сыну, живущему в США. При этом она оставалась жертвой в глазах всех остальных.

Изучение Вселенной

Мнение эксперта Кобельман Давид Борисович Советский и российский учёный, специалист в области астрофизики физики гравитирующих систем. Профессор, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии. Великий физик-теоретик был успешен не только в изобретении смертельного оружия, создав атомную и водородную бомбу, а также теорию термоядерных реакций, но и в изучении элементарных частиц и космологии. Ученый создал теорию барионной асимметрии Вселенной.

Он доказывал наблюдаемое преобладание в видимой части Вселенной вещества над антивеществом. Сахаров объяснял такую асимметрию между миром и антимиром за счет нарушения инвариантности и несохранения барионного закона. Изначально количество барионной и антибарионной материи было одинаковым, однако из-за влияющих факторов произошло возрастание одной материи за счет другой.