Кто такие трипольцы

LiveInternetLiveInternet

С научной точки зрения, Триполье это энеолитическая археологическая культура, распространенная в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье (Молдова и Правобережная Украина). Но, в своем изыскании, мы обратим внимание на самые интересные и потрясающие стороны этой, до сих пор, малоизвестной мировой культуры.

Как сказал один из университетских преподавателей автора этих строк, книгу профессора Сэмюеля Ноа Крамера «История начинается в Шумере» следует серьезно пересмотреть, поскольку история мировой культуры начинается в Триполье, которое на тысячу лет старше Шумера.

Итак, Трипольская культура стала известна научному миру с конца XIX в., когда ее обнаружил на Киевщине (Украина) археолог чешского происхождения Викентий Хвойка. Не смотря на то, что сегодняшняя академическая историческая наука не считает трипольцев ариями или индоевропейцами вообще, первооткрыватель культуры, по этому поводу четко высказался: «трипольцы» это автохтонное население, предки славян.

Что же такого удивительного в этих «трипольцах»?

Во-первых, это первая в полном понимании этого слова земледельческая культура в мире, это народ для которого земледелие приобрело не только хозяйственный но и мировоззренческий характер.

«Трипольцы» выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. И при всем этом, друзья мои, «трипольцы» не знали оборонительных сооружений и военных конфликтов. Нельзя утверждать, что столкновений не было вообще, но они действительно были весьма редки, о чем свидетельствует полнейшее отсутствие оборонительных сооружений. А это, как известно людям ведического мировоззрения признаки светлых времен и торжества веды (божественных знаний).

Во-вторых, «трипольские» города были не только уникальными и неповторимыми в свое время, они оставались таковыми еще долгие тысячелетия. Самый крупные трипольские города существовали более шести тысяч лет назад, и у них было 10000-15000 жителей. Каждые 60-70 лет наступал период, когда дома (а в них было много посуды, ритуальных статуэток людей и животных) обязательно сжигали, и руины их становились пристанищем для душ предков — им принадлежало все, что уцелело от огня. Жители осваивали новые угодья.

Города были правильного планирования (которое изменилось с рядового на концентрическое) и превосходили двухэтажные дома. Характерными, в определенный период, становятся застройки тремя округлыми улицам с площадью посредине, которая служила для загона скота, народных собраний и т.д. Защита от хищников осуществлялась сочетанием внешних стен крайней улицы. Сообщение города, нескольких окружающих сел и одного или нескольких святилищ-обсерваторий (которые и в Украине, и в Индии называются до сих пор майданами) показывают на полисный тип государственности — как его называли пелазги и греки, шумеры же говорили ур. Что не город — то государство! Полисы Триполья признавали родство между собой — об этом свидетельствует близость культовых статуэток, орнаментов. Такое этно-государственное объединение можно считать федеративным.

В-третьих, уникальная керамика, технология изготовления которой не превзойдена до сих пор. Если сейчас мы найдем на раскопках целый трипольский сосуд, в нем без осложнений можно сварить суп, борщ или другую пищу. Характерно трипольское гончарное искусство сохранилось в эгейской и крито-минойской цивилизациях. Кроме символов Солнца и Луны, времен года, дождя и света и т.д., на посуде изображались мифологические образы Праматери, змеи, тельца, псов, небесных оленей.

Мировоззрение «трипольцев» изучено учеными по керамике, культовой пластике и культовых сооружениях. Именно они создали для нас, потомков, космогонические идеи и мировоззренческие основы которым славянские родноверы следуют и ныне. Среди таких преобладающих идей можем выделить: свастику, двойственные мотивы, Триглав (космогонические символы триединства), четырехсторонность.


Свастика. Мировоззрения «трипольцев» насквозь пронизано стремлением к творчеству. Ладование окружающего пространства с помощью универсальной символики круговорота Вселенной (концентрические круги в орнаментике тарелок, круговое планирования поселений). Сюда же следует отнести «трипольский» бесконечник, так называемый «меандр», который старше своего греко-римского «родича» на несколько тысяч лет.

Двойственность. Упорядочивание действительности осуществляется по принципу «положительный — отрицательный», в основе которого лежит познание мира через сопоставление «космос — хаос». На посуде двучленные композиции отражают извечную борьбу и единство противоположных начал (две змеи-драконы, закрученные головами навстречу одни одному); бинарные оппозиции (день — ночь, лето — зима, север — юг), вписанные в целостный изделие, символизирует единство этих противоположных начал. Известнейший восточный «Таи Цзы» или знак «Инь Янь» родом из Триполья, именно здесь мы находим его генетического предка. Триглав. Представление о вертикальном строении Вселенной отражено в символике росписи кувшинов, макитр, крупных сосудов-зерновиков, на которых нижний ярус обозначает землю, средний — воздух, верхний — небо. Здесь значима каждая деталь, передает динамику извечного круговорота, позже разовьется и получит название Правь, Явь и Навь. С неба (Прави) падает дождь, прорастают (в Яви) злаки и плоды, семя, схороненное в земле (Навь), снова прорастет весной новыми лестницами. Обожествление естественного цикла: жизнь, смерть, воскресение — основа мировоззрения «трипольцев».

Четырехчленная символика отражает представление о четырех сторонах света: круг с равносторонним крестом или сваргоподибным знаком на тарелках, трипольский ромб (символ плодородия земли), изображение месяцев в разных фазах (первые образцы календаря). О существовании астрономических знаний и исследований, которые бесспорно были профессиональным достоянием жреческого сословия, свидетельствует открытие трипольской обсерватории V тыс. до н. ч. (с. Казаровичи на Днепре). Символикой четырех обозначены также «чотырехгрудые» сосуды, которые имеют все признаки ритуально-магического характера, очевидно связанной с «кормлением» (жертвоприношением) земли, вызыванием дождя и т.д. Таким образом, даже беглый обзор открывает перед нами
величественную ведическую культуру, цивилизацию, природными потомками который были наши предки и каковыми являемся по праву – мы, славяне.
Богумир Николаев
В статье использовались работы В.Хвойка, Г.Лозко, В.Видейко.

Трипольская культура

Трипольская культура (украинск. трипільська культура), строго говоря, самостоятельной культуры не представляет. Это неотрывная часть культуры кукутень или кукутени, та часть, которая расположена на территории прежней Российской империи, ныне Украины и Молдавии. Культура же кукутени, названная по селу Кукутень в Румынии, где в 1884 г. археолог Теодор Бурада нашел ее следы, занимает огромную территорию от Южных Карпат до Среднего Днепра. Сюда входят земли Румынии, Молдавии, Украины и небольшие кусочки Польши и Венгрии. В России первые находки этой культуры чех, поселившийся в России, Викентий Хвойка, нашел в Киеве в 1893 – 94 гг., но выделил как культуру в 1899 г. по раскопкам (за несколько лет до того) в селе Триполье неподалеку от Киева. Хвойка ничего не знал о находках в Кукутени и назвал культуру трипольской. В Румынии ее называли и называют культурой кукутени, а в России и на Украине стали называть трипольской.

Трипольская культура на карте.

Однако ныне признают, что это одна культура и что название кукутенской имеет приоритет. Более того, она и сформировалась на юго-западе своего ареала и продвигалась к север-востоку. Тем не менее, по традиции ее памятники на территории Молдавии и Украины зовут и сейчас трипольскими, а в Румынии – кукутенскими. На Украине ее называют трипiльской (от украинского звучания с. Трипiле), но названа она была первоначально у Хвойки трипольской.

Карта расположения Трипольской культуры на территории Украины.

Исследовали ее на территории Украины и Молдавии до распада СССР в основном московские и ленинградские археологи, также киевские, после этой вехи – украинские, а в Молдавии — молдавские. Только после этой вехи исследования трипольской культуры соединились с исследованиями кукутень, в значительной мере благодаря молдавским археологам, язык которых мало отличается от румынского.

Культура эта энеолитическая, оседлая и земледельческая, в основном в лесостепной полосе (только поздние памятники заходят в степь), с расписной керамикой. Датируется она по калиброванной радиоуглеродной хронологии 5500/5400 – 2750/2650 до н. э., т. е она начинается в середине VI тыс. и оканчивается со второй четвертью III тыс. до н. э.

Очень яркая и богатая, культура эта привлекает своей расписной керамикой и глиняной пластикой, интересна как первая оседлая и земледельческая культура на территории Украины. Она поражает своими огромными поселениями. Некоторые украинские исследователи даже называют ее цивилизацией с протогородами, что явное преувеличение. Недавно выпущена огромная двухтомная энциклопедия «Трипольская цивилизация», выходит интернетный «журнал трипольской цивилизации» — это проявление чрезмерного украинского национализма, тем более смешного, что трипольская культура никаких свидетельств славянской принадлежности не показывает.

Поселения. Трипольская культура известна прежде всего по поселениям (их известно уже более полутора тысяч). Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле водоемов. Их площадь — обычно несколько десятков гектаров, иногда и сотен. Наземные глинобитные жилища с круглыми окнами иногда разделёны внутренними перегородками, бывают и двухэтажные. Все трипольские посёлки как правило сожжены и жилища предстают как глинобитные площадки. Сначала археологи относили это за счет вражеских нападений, но со временем пришли к заключению, что посёлок использовался около полувека, до истощения окружающей его земли, а потом непременно сжигался, а жители переселялись на новое место.

В бассейне Южного Буга трипольские посёлки огромны — размерами в 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянки — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы. Их нередко трактуют как протогорода. На деле они далеки от этого статуса, не исполняют функции городов и не перерастают в города. Это просто большие сёла.

Реконструкция поселения Майданецкое трипольской культуры.

Реконструкция жилища трипольской культуры.

Хозяйство. Время существования трипольской культуры совпало с теплым и влажным атлантическим периодом климата, что благоприятствовало развитию земледельческого хозяйства и его распространению. Трипольцы выращивали злаки – пшеницу (пленчатую), овёс (пленчатый и голозерный), просо, ячмень. Также сеяли горох и бобы, а из фруктов – виноград, алычу и абрикосы. В обработке земли господствовала подсечная или подсечно-огневая система.

Половина всех домашних животных) приходилась на рогатый скот, крупный и мелкий. Также разводили свиней и лошадей. В одомашнивании лошади они даже на 1,5-2 тыс. лет опережали степной регион. Этого они достигали стойловым содержанием животных в зимнюю пору, которое по сравнению с табунным выпасом облегчало одомашнивание.

Впрочем, не оставляли трипольцы собирательство и охоту. Охотились с луком и стрелами, используя и собак. Собирали дикие фрукты, ловили рыбу. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди.

Трипольская керамика по качеству и орнаментации в Европе того времени одна из лучших. Она лепная (вручную), но обжиг производился не только на открытых очагах, но и в специальных горнах. Разнообразные формы определяют богатство этого вида творчества: корчаги, «фруктовницы», миски. Орнаментация на раннетрипольской посуде резная, в основном концентрическими кругами и косыми лентами, между которыми помещены фигурки людей и животных. В развитом триполье появляется поворотный столик – прообраз гончарного круга. А орнамент выполняется росписью тремя красками: белой, красной и черной. Значительно увеличивается разнообразие посуды – появляются амфорки, биноклевидные посудины и т. д. Биноклвидные — это спаренные (наподобие солонки и перечницы) сосуды нередко без дна. Их находят по одному и по нескольку в жилище. Выдвигались предположения, что это корпуса барабанов или культовые сосуды для жертвоприношений (в них лили жидкость для поения земли — но почему тога не все такие сосуды без дна?). Если это подставки для круглодонных чаш с излюбленной парной пищей, то почему ни разу они не найдены вместе с чашами?

Биноклевидный сосуд из Краковского археологического музея.

Расписные сосуды, Львовский исторический музей.

Периодизация. Исследованием трипольской культуры на Украине занимались в советское время петербургские археологи Б. А. Латынин и Т. С. Пассек (потом переселилась в Москву). Они разработали периодизацию этой культуры, причем ведущим был по-видимому Латынин. Однако он угодил под сталинские репрессии и Пассек опубликовала периодизацию одна. По ней в выделялись три этапа – А, В и С, а они распались на подэтапы. Это не было большой новацией: до того такие же этапы выделили в культуре кукутени немец Губерт Шмидт и румын Раду Вулпе. Ныне в разработках украинских последователей Пассек эти этапы выглядят так:

Ранний этап (Триполье A). Даты: начало V тыс. — третья четверть V тыс. до н. э. Орудия в основном каменные медных немного (шилья, рыболовные крючки, украшения) и лишь Карбунский клад в Молдавии богат медными изделиями. Но он видимо состоит из импортов. Жилища — землянки и небольшие наземные. Статуэтки изображают сидящую женщину, есть и зооморфные фигурки.

Зооморфная посуда, Львовский исторический музей.

Средний этап (Триполье B — Триполье C1 по Пассек). Даты: последн. четв. V тысячелетия— третья четв. IV тыс. до н. э. Поселения на мысах укреплены валами и рвами, площадь поселений увеличилась, жилища, иногда двухэтажные, располагаются в некоторых поселениях по кругу. Попадаются модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Появляются мастерские по изготовлению орудий. Теперь уже медное сырье (руда и самородная медь) добываются на трипольской территории между Днестром и Днепром. Появляется расписная керамика. Статуэтки теперь иные: стоячие с округлой головкой, причем есть и мужские.

Модель дома из Россохватки.

Поздний этап (Триполье C2), даты: конец IV – начало III тыс. до н.э. Культура изменяется настолько, что многие исследователи считают эту культуру уже не трипольской, а пост-трипольской или пост-трипольскими, поскольку ее локальные группы еще и заметно различаются друг от друга. Это усатовская культура, софиевская, выхватинская, животиловская и др. Территория расширяется на север и восток. Поселения небольшие и располагаются на местах с естественной неприступностью. Люди живут в небольших наземных жилищах и землянках. Расписной керамики меньше. Появляются округлые сосуды из глины с примесью песка и толчёных ракушек и с орнаментом по краю венчика (оттиски верёвочки, защипы, наколы). Много шлифованных кремнёвых топориков. Женские статуэтки — удлинённых пропорций со слитыми ногами. Впервые в трипольском мире появляются грунтовые и курганные могильники, а в Поднепровье есть и кремация – изменение погребального обряда говорит о смене идеологии и, возможно, о переменах в этническом составе.

Видимо, трипольская культура на этом этапе пережила нашествие других культур, которые смешались с ее населением и в ряде случаев, возможно возобладали над ним. Кто были эти пришельцы? В курганах усатовские погребения всегда раньше, ямные – всегда позже. Так что это не ямная культура. Возможно, воспользовавшись ослаблением трипольцев из-за климатических катастроф (похолодание и неурожаи вследствие крупных извержений вулканов), нашествие осуществили носители культур шаровидных амфор с северо-запада, культур задунайского происхожения с юго-запада, и др.

Духовная жизнь. Ввиду отсутствия письменности духовную жизнь реконструировать очень сложно. Обилие женских статуэток приводит многих археологов к стереотипным представлениям о наличии почитания Великой Богини, земледелие навевает мысли об аграрных культах, а сосуды непонятного назначения (например, биноклевидные) относят к культовым. Академик Б. А. Рыбаков избрал трипольскую культуру ввиду ее богатства, земледелия и территориального положения в праславянские, поэтому трактовал многие ее особенности как следы праиндоевропейской мифологии и объяснял из Ригведы. Всё это очень сомнительно.

Керамический алтарь, Одесский археологический музей.

И. В. Палагута не без изящества установил по стандартному набору статуэток в домиках-моделях ритуалы и сравнил статуэтки с римскими Пенатами, реконструировав домашний культ.

Зооморфное изображение на керамике.

Лицевая амфора с изображением божества.

При большом количестве поселений могильники трипольцев за малыми исключениями не обнаружены. Есть лишь одиночные погребения в жилищах. По-видимому, у них господствовал способ погребения, не оставляющий археологических следов. Поскольку в более ранней Анатолии было распространено скармливание покойников собакам и птицам («башни молчания») ради последующего нового рождения, а позже этот способ упокоения мёртвых утвердился у многих ираноязычных народов, промежуточное положение трипольцев по времени и территории побуждает Л. С. Клейна предполагать, что у них был именно этот способ.

Происхождение и связь с другими культурами. Выясняя происхождение кукутень-трипольской культуры, археологи находят в ней элементы разных более ранних культур Балкано-Дунайского региона. Это расположенные поблизости культуры карпато-дунайской территории – боян (территория Румынии), тисапольгар (Венгрии) и линейно-ленточной керамики (обширные земли по Дунаю от Венгрии и Польши до Германии), также расположенные южнее культура Винчи (с центром в Сербии), еще южнее – Старчево-Криш-Кёрёш (в Сербии, Румынии и Венгрии, в Болгарии этому близка культура Караново I), восточнее это культура Хаманджия в низовьях Дуная (на стыке Румынии и Болгарии) и культура Петрешть (в Молдавии). Часть этих культур (Старчево-Криш-Кёрёш, Винча и линейно-леточной керамики) начинаются с начала VI или с его второй половины (линейно-ленточной керамики), часть (тисапольгарская, хаманджия и петрешть) – с V тыс. до н. э.

Видимо, формирование кукутенской культуры происходило путем движения на северо-восток групп населения этих культур и смешивания их. Всё это было поздним этапом великого неолитического заселения этого региона земледельцами из Анатолии и приводило к распространению скотоводства и земледелия на районы, прежде редко заселенные охотниками и рыболовами нескольких неолитических культур — буго-днестровской, волынской и киево-черкасской. Но это был этап, уже связанный с владением медью.

Антропологически аборигены всех этих неолитических, дотрипольских культур на Украине были северные европеоиды — высокорослые люди с массивным скелетом, большим черепом и широким иногда плоским лицом, пришедшие сюда в мезолите с северо-запада. Люди же, пришедшие с земледелием и скотоводством из Карпато-Дунайского региона и сформировавшие трипольскую культуру были в основном древнесредиземноморского типа: невысокие, деликатного строения, с высоким и узким лицом.

Статуэтки из посел. Майданецкое

Статуэтка из посел. Русяны (Молдавия)

В пещере Вертеба (быв. Австро-Венгрия, ныне Тернопольская область Украины) были давно обнаружены останки людей, относимых ныне к трипольской культуре, по радиоуглеродной хронологии 3600-2500 гг. до н.э. Изучение генетиками семи особей из этой пещеры позволило выделить ДНК только из митохондрий. Это оказались гаплогруппы pre-HTV, HV или V (2 образца), H (2 образца), J и T4. Этот набор маркеров подтверждает родство населения этой культуры с народами балканского неолита, а корнями эти линии уходят в Анатолию. Но преобладают местные гаплогруппы, что говорит о смешивании пришельцев с аборигенами.

Ввиду того, что погребений трипольской культуры почти нет, очень мало данных по антропологии и мало данных для генетиков. Но по тем немногим скелетам, которые до нас дошли, видно, что в трипольской культуре есть оба типа людей массивные высокорослые протоевропейцы и грацильные средиземноморцы. Почти все могильники позднего этапа имеют оба эти типа. В могильнике Выхватинцы они сгруппированы любопытно: женщины – массивные протоевропеоидного типа, а мужчины – изящные средиземноморцы. На этом позднем этапе часть массивных протоевропеоидов вошла от степного населения.

Как назывались трипольцы «при жизни», мы не знаем. В погоне за знатными предками маргинальные археологи и любители ухватились за древний термин Аратта (страна, упоминаемая в шумерском эпосе) и даже археологический музей в селе Триполье назвали соответственно. Но термин Аратта обозначал народ, богатый лазуритом и мореходный, где-то «за семью горами» на юго-западе Ирана. Где Шумер, а где Украина, и на морских берегах трипольцев нет. Кстати, армянские националисты тоже претендовали на Аратту.

Судить о языке трипольцев очень трудно. Были попытки собрать слова непонятного происхождения в украинском языке и трактовать их как остатки трипольского субстрата (Ю. Мосенкис), но это чрезвычайно ненадежно, потому что за время после трипольской культуры и до славян на этой земле сменилось множество культур. Более реалистично следующее рассуждение: поскольку значительная часть населения прибыла из Анатолии и доминировала в этом круге энеолитических культур, очень возможно, что они сохранили свою анатолийскую в основе речь (к ней принадлежал хаттский язык) и навязали ее местному населению. А речь эта была скорее всего близка нынешним северокавказским языкам, поскольку последние продвинулись на Кавказ из того же очага.

Некоторые археологи, опираясь на облик статуэток, считают, что и внешне трипольцы были «арменоидного типа» — брюнеты с тяжелыми носами и густыми шевелюрами, но неясно, рисуют ли статуэтки реалистично свои прототипы, или это результат примитивной техники изображения носов защипом.

Сугубые энтузиасты украинского национализма ратуют если не за языковую преемственность украинцев от трипольцев, то, по крайней мере за биологическую преемственность. Они полагают, что при всех переменах языка население должно было оставаться на своих местах тысячелетиями и в крови современных украинцев течет трипольская кровь. Таким образом, украинцы – наследники и преемники великой трипольской цивилизации. Если, однако, посмотреть на геномы и гаплогруппы, то украинцы ближе к русскому населению, чем к древним группам, а эти древние составляют очень малую долю современного населения. А вот как хозяева свой страны украинцы несомненно ответственны за свою долю в мировом археологическом наследии, в частности за трипольскую культуру.

ЛСК

Трипольские модели жилища

Материалы по жилищам Трипольской культуры, в разные годы открытые археологами, могут быть использованы для расшифровки одной серии любопытнейших находок, сделанных на трипольских поселениях. Имеются в виду древние глиняные модели, известные из раскопок в Попудне и в Сушкове, и находку во Владимировке.

Первым моделям жилищ посвящены исследования ряда ученых. Однако их разнообразные толкования тематики трипольских моделей, толкования, проводившиеся оторванно от конкретной исторической обстановки, вскрываемой раскопками, неминуемо были обречены оставаться в плане гадательных, часто совершенно фантастических, заключений. А между тем, при анализе этих моделей параллельно с материалами, полученными в процессе раскопок трипольского жилища, выступает ряд черт, которые, с одной стороны, дополняют характеристику жилой постройки, а с другой — помогают правильно осмыслить самые модели.

Трипольских моделей известно пока лишь несколько экземпляров. Первая найдена М. Гимнером в 1912 г. в Полудне при раскопках «площадки» (жилища) № 8 и названа им «enclos» (ограда, огороженное место). Эта модель представляет собой, по описанию автора находки, округлую в плане, огороженную невысокими стенками платформу-помост на шести столбах. Размеры модели: высота — 0,20-0,21 м; ширина — 0,425 м Х 0,36 м. Вход в ограду — через небольшую террасу (неширокий выступ) с округленными краями. Две небольшие стенки загораживают террасу по бокам. Ограда, обходящая платформу, прерывается и при входе заметен невысокий порог.

Направо от входа расположена, по мнению Гимнера, хижина-шалаш (cabane), поднятая как бы на цоколе. Над входом предполагаемой хижины, имеются 2 бугорка, на которые, по мнению Гимнера, прикреплялись кожи, закрывавшие на ночь вход в жилище. Около хижины с двух сторон заметны две скамьи, на одной из которых, ближе к входу, сидит женский идол с руками, сложенными на груди.

Напротив хижины, у другой стенки, изображена фигурка женщины, растирающая зерно на зернотерке, стоящей на небольшом возвышении, а не просто на полу. Около зернотерки углубление, куда ссыпается зерно. Чуть дальше по той же стороне расположены три больших сосуда для хранения зерна, «грушевидные» по форме. Посередине ограды, несколько в глубине, находится возвышение в форме греческого креста.

По краям его нанесен орнамент в виде тонких углубленных полосок, перпендикулярно расположенных одна к другой. М. Гимнер считает это местом очага. На возвышении, в задней стене ограды,- округлое окно, которое также орнаментировано. Стены ограды с внутренней стороны орнаментированы своеобразным орнаментом, очень напоминающим, плетение из ветвей ивы. По верху края стен ограды также имеются полоски орнамента; роспись нанесена черной краской.

Ограда сделана из красноватой глины хорошего качества и целиком покрыта красной облицовкой. Все части этой модели изготовлены были отдельно и затем уже прилеплены к основанию, после чего покрашены, расписаны и позднее — обожжены. Четыре столба, расположенные по краю, симметричны и соответствуют реально существовавшей опоре — сваям.

Таким образом, модель из Попудни является копией «ограды на сваях», внутри которой направо помещалась «хижина», прямо в глубине крестообразное возвышение — «место очага». Такая ограда, никогда не имела крыши, а поскольку место обитания без крыши невозможно в климатических условиях Украины, такого типа «ограда на сваях» должна существовать в странах Востока; например в Месопотамии, откуда и была эта модель занесена на Украину.

Все изложенные выше мнения основаны на чисто формальном подходе к толкованию трипольских моделей. Отрыв от конкретных данных, добытых раскопками трипольских жилищ, привел зарубежных археологов к неверным представлениям о моделях, как об изображении «ограды на сваях» с «хижиной» внутри и «местом очага». На самом деле перед нами изображение трипольского дома, с печью внутри и жертвенником.

Новые раскопки показали нам с достаточной очевидностью, что прямоугольные в плане и значительные по площади трипольские жилища (так наз. «площадки») сооружались непосредственно на земле, а не на сваях, и имели две части. Одна — отделенное перегородкой входное помещение («сени») и другая — жилое помещение, состоящее обычно из отдельных камер. На месте входа имеется невысокий порог, за которым направо на возвышении («под») — печь, а за печью — скамья, «лежанка». Печь, как показали раскопки, прямоугольная в основании, строилась на деревянном каркасе (свод), обмазанном глиной. Такой деревянный каркас свода состоял (как это показывают большие куски глиняной обмазки с отпечатками дерева, находимые в раскопках) из широких (до 0,20 м ширины) деревянных плах, возможно стянутых поверх лозой. Прутяной каркас из лозы составляет верхнюю часть печи. Часто наблюдаются в глине с наружной стороны свода места выхода деревянного каркаса, как это отмечено на модели (печь) из Попудни. Печь обычно в трипольском жилище сооружалась на специальном «поде» из толстых, прекрасно обожженных плиток, лежащих чаще всего на «вальковой» основе (слабо обожженные «вальки» из глины с примесью половы). Таким образом, печь несколько возвышалась над общим уровнем пола жилища. С одной стороны печи имеется сделанная из глины скамья или лежанка, непосредственно прилегающая к стенке печи и как бы составляющая с ней одно целое.

Таким образом, форма и конструктивные особенности, установленные в раскопках, целиком совпадают с характеристикой печи, а не «шалаша» на модели из Полудни.

Кроме того, при раскопках трипольского жилища постоянно повторяется факт скопления наибольшего числа сосудов и зернотерок около стены напротив печи.

Все эти черты установлены раскопками и целиком повторяют то, что изображено на модели из Попудни. Следовательно, модель эта есть реальное изображение трипольского дома.

Остается сказать лишь о крестообразном возвышении, имеющемся на модели из Попудни (а также из Сушковки, о чем см. дальше). В жилищах, раскопанных на Коломийщине, таких возвышений пока открыто, не было. Но зато мы имеет теперь точно какие, как на моделях крестообразные возвышения на другом поселении во Владимировке. Здесь в одном из жилищ открыто даже два таких возвышения. Назначение их вполне определенное — это жертвенники, жертвенные места, а отнюдь не очаги.

Остатки жилища во Владимировке были обнаружены на глубине от 0,20 м. до 0,80 м. Это прямоугольное в плане жилище (длина 14,5 м, ширина 4 м), ориентированное входным концом на юго-запад, т. е. к центру поселения. В жилище прекрасно сохранился глиняный пол, основа перегородки, отделяющей входную часть от основного помещения; направо открыта большая печь прямоугольной формы (2,60м х 2,25м). Хорошо сохранились толстый «под», основание стенок печи и части рухнувшего свода. На обоих концах жилища (одно во входной части, другое — у задней стенки в основной, жилой части) обнаружены возвышения, имеющие в поперечнике по 1,5 м. Они очень хорошо выделаны из плотной глины, без всякой примеси половы и прекрасно обожжены. Каждое возвышение залегало выше пола и имело выступы (полукруглой формы, диаметром 0,5 м), которые ориентированы по странам света и не соответствуют направлению стен жилища. На каждом из выступов имеется в середине круглое незначительное углубление (диаметром около 0,30 м), а между этим углублением и краем каждого выступа идут тоже вполне правильно углубленные концентрические круги. Поверхность хорошо выглажена и края прекрасно закончены.

Возвышения эти, таким образом, имеют в плане форму равноконечного креста с округленными концами. В возвышении, расположенном в задней части жилища, непосредственно под верхним слоем обмазки (толщиной 0,07 м — 0,08 м), обнаружен второй слой, плитки которого образуют в плане ту же крестообразную форму, как и в первом, но этот второй слой был поврежден уже в древности. Под вторым слоем обнаружен круг, диаметром около 0,70 м (толщина 0,04-0,05 м). Круг этот хорошо обожжен и тоже имел повреждение в древности и затем был исправлен. Ниже шла тонкая прослойка из обожженной глины и пол.

Следовательно, возвышение жертвенника первоначально было сделано круглым в плане, а в дальнейшем переделано на крестообразное. Этих крестообразных возвышений во владимирском жилище, как сказано, два, тогда как на модели изображено одно. В отличие от модели, во владимирском жилище один жертвенник имеется в сенях. Форма же их обоих, орнаментировка, расположение одного из них в основном жилом помещении, наряду с открытой (направо от входа) печью, не оставляет сомнения в том, что они представляют остатки особого места, связанного с культово-обрядовыми действиями в доме,- родового жертвенного места.

Однако не следует забывать, что перед нами не архитектурная модель современного назначения, а модели назначения особого, специального. Прежде всего, совершенно ясно, что при изготовлении их имелась в виду необходимость легкого обозрения деталей внутри, поэтому модели не имеют кровли, которая бесспорно имелась в реальном трипольском доме.

Раскопками установлена конструкция стен (плетеный каркас, обмазанный глиной), пола, печей в трипольском жилище, а в 1938 г. были сделаны наблюдения в раскопках и о перекрытии такой постройки, которое, как и на глиняных моделях жилищ, известных из Моравии, Болгарии, Польши, оказалось двускатные, На болгарских — наружные стены такой модели покрыты спиральной орнаментацией. Кроме того, модели снабжены ножками, как и многие сосуды «Триполья». Этим ножкам, разумеется, нет и не могло быть никаких эквивалентов (например «сваи») в реальных жилищах.

Встреченная на моделях покраска или роспись говорит за то, что стены трипольского жилища расписывались. Это наблюдение может быть также подтверждено тем фактом, что в ряде жилищ на поселении Коломийщина наружные части стен печи покрывались краской, а в жилище во Владимировке мы имеем части свода, покрытые углубленным орнаментом и одновременно расписанные красной и белой краской.

Другой экземпляр модели жилища был найден при раскопках в Сушковке. Модель, найденная в Сушковке, чрезвычайно близка к рассмотренной выше модели из Полудни.

Со всех сторон прямоугольная, на четырех ножках, платформа с округленными углами ограждена стенками, кроме передней, являющейся «сенями». «Сени» отделены от внутреннего помещения невысокой стенкой со входом и порогом. Против входа, в задней стене, округлое отверстие. Под ним сохранились следы от крестообразного возвышения, как на модели из Попудни. Направо от входа располагается печь с лежанкой. Напротив печи, налево от входа, небольшое возвышение, на котором размещено четыре больших, грушевидной формы, сосуда (на модели сохранились лишь два из них). Тут же в левом углу изображение женской фигуры, склоненной над зернотеркой. Размеры модели: длина — 0,65 м, ширина — 0,20 м, наибольшая высота — 0,15 м Модель изготовлена из розоватой плотной массы, сохранившей на поверхности следы покраски красной краской.

В Сушковке же была найдена на «площадке» № 2 еще часть модели жилища, несколько иного по форме. Эта модель представляет собой как бы небольшую чашечку на четырех ножках, один край которой выступает и образует выступ — «сени». В основном повторен план модели, описанной выше.

Направо от входа печь с лежанкой сбоку. То, что в этой модели нет жертвенника, показывает, что он делается не во всех жилищах.

Выберите один правильный ответ на вопрос Какие украинские земли вошли в состав Австрийской империи в ХІХ веке :А) Закарпатье Б) Волынская губернияВ) Киевское генерал — губернаторство Г) Таврийская губернія​ Read these sentences and rewrite them using the modal verbs in the brackets in the correct form. Don’t forget about full stops. Example 0. You are all owed to go to the party. (can)Answer 0. You can go to the party. 1. Jane is obliged to be at work at nine o’clock. (have to) 2. I strongly advise you to check your documents. (must) 3. You are allowed to buy this phone. (can) СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА!!!​ Напишите название государства, западного соседа Руси, возникшего в XIII веке, увеличившем свои территории за счет присоединения западных русских княже ств 1. Состояние экономики Нидерландов. 2. Национально — освободительное движения в Нидерландах: а) экономические и политические причины, б) участники д вижения, в) основные события, г) итоги борьбы за освобождение. 3. Экономический подъём Голландии. О чем говорит Победа царя Алексея в противостоянии с Никоном.Даю 26 б Помогите пожалуйста с вопросами… Ответьте на них, прошу вас…​ СРООЧНО!!!!!!! надо написать конспект 1. Какие знания, технические изобретения сделали возможным совершить великие географические открытия? 2. Каковы причины ВГО? Чем манили новые неведомые земли? 3. Выписать имена главных путешественников, их маршруты, даты экспедиций и открытия. 4. В чем значение ВГО? (развёрнуто, по пунктам) 5. Словарь темы – раскрыть понятия: каравелла, мушкет, колония и др. В какой науке совершил открытия арабский ученый?пожалуйста​ Заговор рабов возник в Выясни, является ли зависимость между величинами прямо или обратно пропорциональной.​

Трипольская культура

Открытая археологами в конце XIX столетия, Трипольская культура (или культура Кукутень) продолжает по сей день вызывать интерес и противоречия у историков.

Будучи первым оседлым поселением, охватывающим часть современной Украины, Румынии и Молдовы, Триполье оставило после себя очень много вопросов.

Что из себя представляет трипольская культура

Начнем с основного: на территории Украины трипольская культура появилась в 5500 году до нашей эры и просуществовала приблизительно три тысячи лет. Мнения относительно исторической значимости трипольцев различаются.

Рисунок 1. Карта распространения и фото поселений трипольской культуры

По данным румынских археологов, трипольцы первыми придумали колесо, что подтверждается упоминанием этого предмета на посуде. Однако новаторами в сельском хозяйстве или произведении орудий труда их назвать нельзя: на момент появления первого поселения сельское хозяйство на Ближнем Востоке развивалось уже как пять тысяч лет (рисунок 1).

Читайте также: Национальная культура

Триполье – первая организованная культура на территории Украины, расцвет которой выпал на каменно-медный век (эпоха энеолита).

Период развития можно разделить на три этапа:

  1. 5500-4000 лет до н.э. – период расселения от Закарпатья на восток вдоль границ лесостепи. По 10-15 жилищ в одном поселении. Тип дома ‒ землянка с глиняной надстройкой. Изготовление орудий из костей, кремня, рога. Создание первого колеса и первое погребение. Фигурки сидящей женщины, седалищ, примитивная керамика с большим количеством примесей.
  2. 4000-3500 лет до н.э. – период расцвета. До нескольких сотен жилых домов, некоторые двухэтажные. Укрепление поселений мысами и рвами, размещение домов по кругу. Тип дома – одно- или двухэтажное здание с круглыми оконными проемами, встречались вариации с двускатной крышей. Обработка кремня, меди, выплавка металла. Совершенствование фигурок женщин и появление мужских статуэток, стоящие на ногах изображения. Расписная и кухонная керамика, более совершенное сырье для изготовления, появление украшений. Погребения в жилищах.
  3. 3500-2650 лет до н.э. – период упадка. Миграция, связанная с резким похолоданием и сменой климата. Уменьшение количества жилых домов. Совершенствование обработки металла, глины, создания статуэток, посуды, предметов быта и украшений, курганные захоронения, культурный обмен с соседними народами.

Кем были сами трипольцы? Проведенные ДНК тесты проливают свет на трипольскую культуру.

Нахождение захоронений позволило определить ведущие гаплогруппы, и на их основании предположить максимально вероятных предков.

Вопреки ожиданиям, трипольцы не были даже далекими предками славян. Они имели максимальное родство с племенами балканского неолита (Малая Азия) и европейского палеолита. С высокой вероятностью, внешне трипольцы имели южно-восточную внешность, встречались как широколицые, так и узколицые антропологические типажи (рисунок 2).

Состав представителей трипольской культуры не был постоянным. Как и все жители эпохи энеолита, они постепенно смешивались с менее развитыми соседними племенами.

Рисунок 2. Внешне трипольцы не были похожи на славян

Практически все о жизни и истории трипольцев рассказывает их керамика, ставшая визитной карточкой трипольской культуры. Даже после 6000-4000 лет в земле изделия сохраняли форму, цвет и орнамент.

Поселения и хозяйственная деятельность

Быт и хозяйство племен развивалось на очень высоком уровне. Как мы упоминали выше, одним из показателей развитости трипольской культуры была керамика. Из тонкой, гладкой, практически идеально выполненной основы изготавливали блюдца, тарелки, чаши, кувшины. Все изделия украшались аккуратными орнаментами, повествующими об истории, повседневности и верованиях народа.

Отдельного внимания заслуживают женские глиняные фигурки – по детализации и позам статуэток можно проследить культурный и религиозный рост трипольцев (рисунок 3).

Читайте также: Этническая общность

Плодородные черноземы и мягкий умеренный климат позволял народу вести хозяйство в следующих направлениях:

  1. Выращивание зерновых культур: просо, ячмень, бобы, пшеница, а также фруктовых: абрикосы, сливы, яблоки, груши и даже виноград. Стоит отметить, что благодаря трипольцам на территории Украины появились первые вишни.
  2. Скотоводство и одомашнивание животных: помимо мясомолочного направления, трипольцы задействовали крупный рогатый скот для обработки земли с помощью плуга. Диких лошадей они приручали, поя жеребят коровьим молоком. В поселениях присутствовали и домашние животные – собаки, кошки.
  3. Охота и рыболовство: для легкой охоты трипольцы использовали луки и стрелы с каменными наконечниками.
  4. Гончарство: создание посуды и утвари, а также отделка жилищ.
  5. Обработка металла (топоры, серпы, ножи): цеха по обработке устанавливали рядом с месторождением руды.
  6. Ткачество: задействование шерсти и хлопка, тканевых красителей. Однако большая часть одежды и обуви изготавливалась из шкур животных и меха.

Рисунок 3. Поселения и хозяйство того времни были достаточно развитыми

Поселения создавались на основе семейных кланов рядом с водоемами вдоль лесополосы. На первых этапах развития в каждом поселке находилось не больше 10-15 жилищ.

Уникальная архитектура, элементы которой использовались вплоть до XX столетия н.э., говорит о высокой развитости трипольской культуры в строительстве:

  1. Каркас дома создавался из древесины или коры ивы, покрывался сверху смесью глины и половы (побочном продукте обработки зерновых). Для поддержки крыши использовались деревянные столбцы. Форма крыш была разной – от плоской и округлой, до двухскатной.
  2. Пол, стены и оконные проемы также изготавливались из глины, после чего покрывались сверху краской белого, коричневого или красного цветов.
  3. В каждом доме устанавливалась печь, которая отапливала помещение в холодные ночи.

Самый необычный факт – это сжигание поселений после переезда на новое место. Жители одного поселка переселялись спустя 50-70 лет проживания и уничтожали в огне все, что построили ранее. Это было необходимостью, поскольку за два-три поколения лес вырубался, а ресурсы земли опустошались.

Искусство и керамика трипольской культуры

Из-за доступности ресурса – воды и глины, а также оседлому образу жизни, именно керамика стала ведущим направлением трипольской культуры. Мастерство лепки и обработки было доступно каждому члену поселения. Для обжига использовались двухуровневые печи, которые наравне с колесом считаются изобретением трипольцев.

Выделяют три разновидности лепки и украшения посуды:

  1. С углубленным спиралевидным орнаментом и толстыми стенками.
  2. С тонкими стенками и идеально полированной поверхностью.
  3. Из розовой глины с нанесением орнаментов черной, белой или красной красками.

Основными мотивами были природные явления – смена времен суток и года, изображения растений, животных, процессы возделывания почвы или сбора урожая.

Рисунок 4. Керамика данного периода имеет весьма характерный внешний вид

Однако достоянием трипольской археологической культуры стала не только посуда, но и статуэтки (глиняные женские и позже мужские фигурки). Большая их часть покрывалась космогоническими, орнаментальными узорами – первыми попытками связаться с высшими силами, попросить их о руководстве или защите.

По типу изготовления фигурок (от преобладания пышных форм и отсутствия головы до детализации и пропорциональности) можно отследить переход от культа матери-Земли и полного матриархата к частичному патриархату. Помимо них лепились образы зверей и даже домов, благодаря которым археологи смогли полностью воссоздать быт трипольцев (рисунок 4).

Верования и идеология трипольцев

О религиозной составляющей – обрядах, традициях, пантеоне жителей поселений – известно достаточно мало. Трипольцы почитали землю и культ плодородия, что считается типичным для оседлых поселений эпохи энеолита.

Рисунок 5. Точных данных о верованиях трипольцев ученые пока не обнаружили

В 2012 году в Центральной Украине был найден так называемый Небелевский двухэтажный храм – огромное для той эпохи сооружение размерами 20 на 60 метров. Для его строительства трипольцы выбрали самую высокую точку поселка. В храме располагались семь алтарей для поддержания огня, ширина дверей составляла 1,7 метра, а длина коридора достигала 10 метров.

До сих пор не нашли объяснения глиняным женским фигуркам, специально разломанным на несколько частей. Их составляющие археологи находили на расстоянии до 10 метров друг от друга (рисунок 5).

Вопреки гипотезам об особенном и таинственном погребальном обряде, в трипольской культуре захоронения были достаточно банальными. Покойного закапывали в яме глубиной до 2 метров вместе с элементами домашней утвари, орудиями труда. Все могилы находились рядом с поселениями.

Вопросы вызывает и единственное святилище Вертеба (Тернопольская обл.), которое посещалось трипольцами более тысячи лет. В нем были найдены черепа четырех насильственно убитых мужчин. Судя по расположению останков, они использовались для ритуала.

Протогорода и мегаполисы

Для эпохи неолита, трипольская культура относится к самым организованным поселениям. В южнобугском бассейне находился огромный протогород, общее население которого составляло от 10-15 тыс. до 20-24 тыс. человек. Для сравнения, численность населения европейских поселков составляла до 500 человек. Один такой мегаполис располагался на площади до 400 гектаров.

Часть домов была двухэтажной, жилища строились в два круга для защиты от возможной атаки со стороны кочевников. Как правило, в середине малого круга находилась общественная площадь. Все дома, площади и улицы между ними были четко организованы (рисунок 6).

Рисунок 6. Протогорода имели строгую организацию

Одним племенем управлял либо вождь, либо союз вождей. Как отмечается в археологических и этнографических трудах, отличительной чертой трипольцев были развитые общественные отношения.

Несмотря на то, что след трипольцев затерялся в веках, сохранилось языковое наследие. Среди привычных слов украинского языка существуют и относящиеся к трипольской культуре: батько, вирій, віл, горіх, жито, кібець, кобила, колиба, ліс, мідь, теля, хліб, а также многие другие.

Отыскать следы языка трипольцев было достаточно сложно. Для этого историки и лингвисты нашли в группе славянских языков слова неизвестного происхождения. Методом исключения всех возможных вариантов был обнаружен огромный пласт слов «без происхождения», которые и оказались образцом трипольской речи.

Слова, которые относятся к трипольской эпохе, имеют открытые слоги, что характерно для речи Малой Азии и древнегреческого острова Крит. Это подтверждает гипотезу о средиземноморском происхождении народа.

Больше познавательной информации о трипольской культуре вы сможете узнать из видео.