Кто такие этруски

Откуда пришли ЭТРУСКИ, и как им удалось развить столь высокую в свое время культуру?

Итальянский регион Тоскана и Тирренское море названы в честь древнего и мистического народа, населявшего земли современной Италии — ЭТРУСКИ.

Науке хорошо известен этот загадочный народ, но в то же время он становится всё больше таинственным, потому что каждое открытие подтверждает его странность и разницу по сравнению с соседями народами.

Гипотезы о происхождении этрусков.

Наиболее интересная гипотеза восходит к легендам этрусков и предполагает, что они вместе с басками, являются спасшимися жителями мифической Атлантиды. Это действительно большое доказательство того, насколько высока их культура и заслуживает всеобщего внимания.

Согласно другой гипотезе, они пережили жителей другой значительной цивилизации — Трои. С таким заявлением выступил академик Владимир Георгиев, который говорит, что родство между троянцами, этрусками и фракийцами не вызывает сомнений.

Существуют также предположения о связи этрусков с ранними славянами из-за сходства, встречающегося в географических названиях, которые трудно произнести окружающим народам.

Что известно наверняка, так это то, что этот древний народ обитал в центральных и северных регионах, современной Италии в конце второго тысячелетия до нашей эры.

Археологические раскопки показывают высокий уровень культурного развития этрусского народа в 3 – 1-ах веках до нашей эры. Это наблюдается в городском планировании, искусстве и письме.

На протяжении многих веков, этрусский народ, был доминирующим на морских бассейнах Тирренского, Адриатического и Средиземноморского морей. Этруски также управляли Древним Римом с момента его основания, пока латынь не получила независимость.

Древнее этрусское государство — ЭТРУРИЯ, было завоевано Римской империей, а народ ассимилировал с римскими народами. Влияние этрусков на римлян не вызывает сомнений.

Этрусские императоры правили Римом с 590 по 490 годы до нашей эры. Таинственный этрусский народ передал римлянам свои навыки в строительстве зданий, укреплении стен, дорог, храмов, водных сооружений, а также знания астрологии и предсказаний.

Устройство жизни, языка, верований и культура этрусков.

Сравнение с другими соседними народами показывает, что этрусский народ имел высокоразвитую городскую культуру. Не только язык, религия и искусство, но и их образ жизни сильно отличался от образа жизни окружающих народов.

Этрусский язык близок к хеттскому языку, и есть даже предположения, что это диалекты одного языка. Этрусские женщины были гораздо образованнее и более влиятельны в обществе, чем женщины других народов.

Верования этрусков также сильно отличались от убеждений их соседей. Для них мир был трех уровневым храмом. Верхний уровень считался раем, средний — миром, в котором живут люди, а нижний — царством мертвых.

Согласно, их верований, связь между средним и нижним уровнями мира, представлена трещинами на земле. Поэтому не было ни одного этрусского города без ям, через которые можно было бы предлагать дары душам предков и богам подземного мира.

Предсказывание в древней ЭТРУРИИ, было очень развитым и широко распространенным. Они гадали внутри жертвенного животного, летающих птиц, а также яиц. Они практиковали жертвоприношения животных. Римляне учились у них.

Вклад этрусков в современников.

Этруски оказали большое влияние не только на римлян и их соседей, но и на весь древний мир. Многие из их культурных ценностей были приняты древними европейскими народами. Они оказали значительное влияние на культурное развитие своих современников.

Исторический дискуссионный клуб

Современная дискуссия по вопросу происхождения этрусков отчасти связана с противоречивостью античной традиции относительно прародины этого народа, отчасти с самим характером этрусской культуры, пропитанной греческими и восточными (сиро-египетскими) элементами. Обращаясь к свидетельствам древности, исследователи прежде всего сталкиваются с твердым и общераспространенным убеждением, что этруски – народ, прибывший в Италию из Анатолии в Малой Азии, в частности, из Лидии. Таково было почти всеобщее убеждение греческих и римских писателей, когда им приходилось касаться происхождения этого народа, таково было мнение и самих этрусков.

Версия восточного происхождения является наиболее древней и известна по свидетельству Геродота, который рассказывал о решении царя Лидии для борьбы с голодом разделить народ на две группы и по жребию направить одну из них в вынужденную эмиграцию под руководством своего сына Тиррена (Тирсена):

«О себе они рассказывают так: при царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод . Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал все более и более усиливаться, они стали искать избавления, придумывая разные средства. …Поэтому царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться и кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков (умбрийцев) и построили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя , который вывел их за море, тирсенами».

В этом сообщении «отца истории», которое бытовало в его время в Малой Азии, содержатся три факта, имеющих бесспорную ценность для рассмотрения вопроса:

— этруски в эпоху Геродота считались народом, прибывшим в Италию издалека в земли умбров

— прибыли они морем

— существовало малоазийское предание о том, что жившие в землях умбров тиррены или этруски являлись выходцами из Лидии

Эта версия представляется возможной, исходя их реалий того времени, когда кризис государства хеттов кон. XIIIв. до н.э. спровоцировал значительные потрясения и масштабную миграцию в район Средиземноморья из-за вторжения «народов моря» — ахейцев, филистимлян, сардов и загадочных «тереш» (или турша), в которых некоторые историки видят троянцев-таршиш (греческое название тирренцев от корня «турша).

Из греческих историков и географов, придерживавшихся версии Геродота, следует отметить Тимея, Диодора Сицилийского, Плутарха, Аппиана, Страбона. Сторонниками версии «отца истории» являлись и известные латинские авторы – Цицерон, Валерий Максим, Сенека, Плиний Старший, Тацит, известные поэты Овидий и Виргилий.

Из-за наличия восточных черт в этрусской культуре, нахождения в языке общих черт с языками Малой Азии и Кавказа, многие ученые уже в наше время встали на сторону версии Геродота. В.Н. Модестов в «Введении в римскую историю» (1904) указывал на следующие «ориенталистские» черты этрусской культуры:

— обряд погребения (трупоположение) отличается от трупосожжения италиков

— камерные гробницы со сводчатыми потолками малоазийского типа

— хеттские черты этрусской скульптуры

— связанная с ионийской техникой вазовая живопись

— сходство этрусского алфавита с лидийским

— этимологические совпадения этрусского и западномалоазийских языков

— найденная на о. Лемнос стела с изображением копьеносца и непонятной надписью, отнесенная к тирренскому искусству и письменности как доказательство происхождения этрусков из восточной части Эгейского бассейна.

Но если относительно легко установить родство тирренцев с Лемноса и этрусков, то мы еще пока не можем точно определить, первые ли эмигрировали в Италию или вторые, уже обосновавшись там, завязали отношения между Западом и Востоком. Имеются доводы, которые дают современным историкам (Р. Блок) аргументы в пользу версии о восточном происхождении этрусков. В частности, это поразительные сходства между азиатской религиозной практикой и этрусской. У вавилонян, например, есть немало общего с тосканцами в области методов гадания, в частности, на печени ритуальных животных. Археологами обнаружены бронзовые муляжи, которые использовались для обучения жрецов-предсказателей. Аналогичную практику мы встречаем в Месопотамии.

А. Пиганьоль добавил несколько новых аргументов в пользу восточного происхождения этрусков. Он критиковал, как необоснованную, теорию, согласно которой, этруски были пастухами-наездниками, пришедшими с Кавказа и Ирана через Фракию и Иллирию. Он обнаруживает многочисленные связи между крупным анатолийским поселением Топрак-Кале и Этрурией. В поселении были обнаружены несколько памятников этрусского типа: три священных камня – бетила на основании цилиндрической формы, погребальные помещения, окруженные скамьями и т.д. Кроме того, обнаружена общность в ирригационной практике. На основании этого, Пиганьоль делает вывод о несомненном родстве между этрусками и древними народами Малой Азии. Древнейший этрусский храм на высокой платформе имеет халдейское происхождение, оттуда же ведет происхождение и бог Янус. Пиганьоль добавляет: «Сквозь нарядные греческие одежды, наброшенные на Этрурию, просвечивает, однако, восточное происхождение этого народа. Решение этрусской загадки от нас ускользнет, если упорно искать истоки этой цивилизации на севере Альп или среди туземных народов Италии».

Изображение оленьей головы, найденное в Ветулонии, имеет совершенно скифский характер и некогда украшало нос небольшого этрусского судна. Аналогичные украшения были обнаружены во время раскопок Тель-Талафа под руководством М. фон Оппенгейма на барельефах XVв до н.э с изображением льва и оленя. Совершенно одинаково выглядят столбы внутри этрусских склепов, украшенных барельефами и пилястры анатолийского храма в Мусасире, у горы Арарат.

Т.о, в классической древности, в основном, бытовало представление об этрусках, как малоазийском народе, хотя некоторые авторы не считали их именно лидийцами. В связи с этим, рассмотрим вторую версию о том, что этруски являются переселившимися в Италию пеласгами.

Греческий историк Гелланик с о. Лесбос (VI век до н.э.), писал, что Этрурия была обязана своим происхождением пеласгам, которые во времена царя Наны, изгнанные эллинами, приплыли в Ионийский залив к устью р. Спинету, одному из рукавов р. По у г. Спина. Оставив суда, они двинулись вглубь страны и захватили г. Кротону, превратив его в форпост своих будущих завоеваний и создания Тиррении, т.е. Этрурии.

Геродот же пишет о происхождении пеласгов следующее:

«На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда обитали в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем – по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке. Если, стало быть, и все пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов. Ведь еще и поныне жители Крестона и Плакии говорят на другом языке, не похожем на язык соседей. Это доказывает, что они еще и теперь сохраняют своеобразные черты языка, который они принесли с собой после переселения в эти края»

Цитируемый Страбоном Антиклид, афинский писатель александрийской эпохи, видоизменил предание, упомянутое Геродотом, присоединив к переселенцам из Лидии пеласгов, обитавших на о-вах Лемнос и Иброс. В представлении Антиклида пеласги – лишь один из народов, прибывших с востока Средиземного моря в земли умбров в составе колонистов.

Но не все древние авторы отождествляли пеласгов и этрусков. Дионисий Галикарнасский видел в этрусках и пеласгах два разных народа и утверждал, что этруски не являются лидийцами. В представлении Дионисия этруски – народ не пришлый, а туземный, ни похожий ни на какой другой италийский ни по языку, ни по обычаям. Довольно странное заключение, скорее доказывающее обратное. Отсутствие общих черт со своими ближайшими соседями умбрами и лигурами делает версию об их иноземном происхождении более очевидной. Дионисий Галикарнасский утверждал, что «этрусский народ никуда не эмигрировал и был всегда там». Эта ремарка привлекла внимание некоторых ученых, особенно лингвистов XX века, для которых этрусский язык — так как он не является индоевропейским — мог служить свидетельством того, что это было местное наречие, предшествовавшее появлению народов — носителей индоевропейского языка. Между тем, несмотря на его кажущиеся сильными аргументы (он, например, подчеркивал, что историк Ксанф Лидийский никогда не говорил о предводителе, по имени Тиррен, который эмигрировал бы в Италию), тезис Дионисия должен рассматриваться с очень большой осторожностью. Этруски были для него лишь варварами, на которых не бросила свой отсвет блестящая греческая цивилизация и которых Рим имел полное право завоевать. Очевидно, что оригинальный взгляд Дионисия отвечает политическим требованиям оценки Рима, которым он восхищался, не смотря на какую-либо историческую объективность.

Еще более странно то, что аргументацию Дионисия счел достаточно обоснованной такой видный историк, как Нибур. Древние авторы говорили об этрусском племени, обитавшем в Ретийских Альпах. Но Тит Ливий, Плиний и Юстин не говорили о том, что этруски вышли из этих мест, наоборот, в их представлении это одичавшие потомки этрусков, бежавших от преследований галлов в горы, у которых не осталось ничего этрусского, кроме сильно изменившегося языка.

Нибур находит их версию несостоятельной, объясняя это тем, что, будучи не в силах бороться с галлами в укрепленных городах, этруски вряд ли могли завоевать место под солнцем Альп в борьбе с местными агрессивными племенами.

Нибур считал, что этруски пришли из Ретии в Северную Италию, перешли Апеннины и поселились между реками Арно и Тибр, сделав эти земли очагом своей культуры. Греки дали им имя тирренов-пеласгов, прежних обитателей, уже после завоевания Этрурии, по ошибке. Т.о, Нибур говорит о доэтрусской пеласгической Тиррении, о которой нет упоминания ни в одном древнем источнике.

Тит Ливий утверждает, что реты, жившие в Альпах, имели этрусское происхождение. Предлагая обратное, археологи XIX века хотели увидеть в этих северных народах первоисточник италийских и этрусских народов, мигрировавших на юг в конце II тысячелетия. Некоторые из них опираются в своих гипотезах на аргумент, который они считают очень важным: на практику кремации. Они считали, что виллановианская культура происходила из так называемых полей погребальных урн, пренебрегая тем существенным фактом, что эта цивилизация имела неоспоримый индоевропейский характер, не связанный с этрусской цивилизацией. Они установили также связь между названием «реты» (Rhaeti) и тем, как тосканцы называли себя на этрусском языке: «расенна». Помимо того, что этот тезис не подтверждается ни одним древним источником, представляется, что он не выдерживает современного анализа фактов. Во всяком случае, распространение этрусской цивилизации с юга на север выглядит более правдоподобно, чем в противоположную сторону.

Отфрид Мюллер, филолог и историк, считал, ретийские расены перешли через Апеннины в земли умбров и соединились с жившими в Тарквиниях тирренами, образовав этрусский народ. Расены, по его мнению, другое название ретов. И хотя они пришли с севера, но, по сути, являлись коренным населением Италии, получившим мощный импульс развития от высадившихся в Тарквиниях пеласгов, которых Мюллер считал греческим или полугреческим племенем.

Швеглер, опровергая гипотезу Нибура, причислял этрусков к индоевропейцам, наряду с латинами, умбрами и сабеллами, но принесшими из Азии особую культуру, теологию и жреческую дисциплину.

Теодор Моммзен, отвергая свидетельство о пришествии этрусков с моря, указывал на тот факт, что большая часть наиболее важных городов Этрурии расположена в дали от побережья, за исключение Популонии, которая не принадлежит к «двенадцати великим городам» ( Вейи, Цере, Тарквинии, Вульчи, Ветулония, Вольтерра, Вольсинии/Орвието, Клузий, Кортона, Перузия, Ареццо). Данное утверждение ошибочно, т.к. многие значимые города Этрурии находились вблизи моря: Цере, Тарквинии, Вульчи, Сатурния, Ветулония, Рузеллы. Причина их отстояния от побережья заключалась в стремлении избежать нападений пиратов, как это было в Греции (Афины, Коринф, Аргос). Ничем не подкреплено так же утверждение Моммзена о движении этрусков с севера на юг, хотя он справедливо замечает, что ни по языку, ни по обычаям и религии они не имеют ничего общего с италийскими народами индоевропейского происхождения, но, неожиданно приходит к заключению о том, что их происхождение – индогерманское.

Попытка рассмотреть происхождение этрусков как результат смешения миграционных течений иллирийского населения была предпринята З. Майяни. Его взгляд перекликается с теорией А. Тойнби, который говорил об этрусках, как образце влияния иноземных переселенцев на группу более ранних колонистов.

Майяни писал, что этрусская эпиграфика свидетельствует о том, что в этой цивилизации существовали и переплетались два течения:

— дунайское

— анатолийское

Он отмечал, что евразийская степь, простиравшаяся от современной Богемии и Венгрии через Северное Причерноморье и Кавказ, через каспийские области до Южной Сибири, была одновременно и Европой, и Азией. Уже в раннюю эпоху происходило беспрерывное движение различных этнических групп по этой степи с запада на восток и в противоположном направлении. Степь имела свои религиозные принципы, любимую керамику, искусство и средства передвижения. Ей принадлежали древние очаги металлургического производства (Богемия, Венгрия). Они снабжали степняков оружием, обеспечивая экспансию на запад и восток. Чтобы понять предысторию этрусков, эти факторы следует принять во внимание. Все начиналось с того, что древние протодунайские пастухи перегоняли стада овец на летние пастбища в горы. Тяжелые, крытые шкурами повозки бороздили степь вдоль Дуная и его притоков. В этрусской цивилизации реликвией осталось курульное кресло – символ справедливого суда, который творили вожди племен кочующих пастухов.

Все эти миграции ни к чему бы не привели, если бы будущие этруски не появились в Италии как «люди из бронзы». Именно бронзовое оружие открывало им пути с Дуная через Боснию и Босфор в Трою и через Боснию в Грецию и Италию.

Д. Рандалл Мак-Айвер писал: «Венгерская медь и богемское олово были источником процветания целого ряда многочисленных городов, расположенных вдоль Дуная. Они-то и заложили основу бронзовой цивилизации в Европе. Протоиталики как бы создали связь между Дунаем и Италией».

Одновременно следует принимать во внимание характер этрусского языка, происхождение его алфавита, а также свидетельства керамики и орудий, найденных на местах древних поселений на Балканах и анатолийском берегу. Этрусский язык родственен некоторым языкам Малой Азии, но эти языки не восточные по своему происхождению, а языки с индоевропейской основой, перенесенные в Малую Азию. Т.о, этрусский язык также не является восточным, он дунайского происхождения.

Этруски частично являются потомками турша, т.е. древних иллирийцев (или фрако-иллирийцев), обосновавшихся в Малой Азии. Обычно передовые группы народов, ищущие новую родину за морем, бывают немногочисленные (гиксосы, филистимляне, норманны, шумеры). Поэтому вряд ли группа турша, прибывшая из эгейско-анатолийской области могла стать единственной этнической основой будущей конфедерации «12 городов Этрурии». Большая часть иллирийского населения страны жила там до прибытия турша. Говоря об этом населении, З. Майяни имел ввиду обширную языковую семью, к которой, наряду с собственно иллирийцами, относятся эпироты, македоняне, фракийцы, фригийцы, этруски, лидийцы, венеты, либурны, япиги, дарданцы, троянцы, тевкры. Филистимляне, возможно, жители Крита и мн. др. В качестве названия для этой общности Майяни предлагает термин «протодунайцы», указывающие на самый древний очаг происхождения. Основным признаком, объединяющим все иллирийское население, является язык, который носит в основном индоевропейский характер. По-видимому, он заимствовал многие элементы из анатолийских и кавказских языков, но пропитался ими значительно меньше, чем хеттский или армянский. Кроме того, в нем есть много аналогий с балто-славянскими языками, что означает привязку языкового очага к району между Дунаем и Карпатами. Остается открытым вопрос о пути, по которому прибыли иллирийцы в Италию.

Дж. Уотмуг считает, что они прибыли морем: «Нет ни малейшего указания на то, что происходила длительная миграция по суше вокруг Адриатического моря. Такая миграция должна была бы быть очень трудной и могла разрушить национальное единство народа». Отмечается, что этруски не могли принести в Италию элементы алфавита, происходящего из Малой Азии. Но некоторые заимствования могли прийти в этрусский алфавит позднее с новыми волнами мигрантов.

М. Хаммерштрём после тщательного анализа письмен Греции и Малой Азии приходит к выводу, что этруски позаимствовали свой алфавит у греков, живших к северу от Коринфского залива. Это наталкивает его на мысль о том, что этруски, возможно, одно время жили в Южной Италии. Изучая такую возможность, он констатирует удивительное совпадение названий многих местностей юга Италии и Этрурии: Volcei в Лукании и Вульчи в Этрурии, река Сабатус и озеро Сабатинус. Т.о, будущие этруски, пришедшие из самого сердца Балкан, прошли через Грецию и обосновались в Южной Италии, а затем двинулись на северо-запад, к колыбели своей будущей цивилизации. На это имеется только одно возражение: иллирийские выходцы из дунайских областей, уже обосновавшиеся в Греции, возможно, в свою очередь, были отброшены в Италию вторгшимися в XI в до н.э. дорийцами. Однако, это были не разрозненные группы изгнанников, иначе, они не смогли бы жить столь интенсивной интеллектуальной жизнью, что для ее нужд потребовался алфавит. Кроме того, известно, что этруски появились в Италии, как «люди из бронзы», в том же обличии, в котором их соотечественники филистимляне предстали перед израильтянами. Иначе иллирийцы не смогли бы изгнать из сотен городов своих предшественников умбров, как об этом рассказывают древние. Видимо, первая волна иллирийцев, примитивных, но вооруженных дунайской бронзой, была довольно многочисленной.

Т.о, отправившись с берегов Среднего Дуная, с границы степи, иллирийцы пересекли Балканы, Грецию, затем Адриатику и добрались до Италии. Это западная основа этрусской цивилизации и именно она была первоначальным и очень основательным вкладом в ее становление. Через 2-3 века сюда придут расна, известные под именем турша, выходцы из Малой Азии, привнеся восточное влияние в культуру этрусков.

Эти группы, последовательно пришедшие в Италию, были представителями одного и того же этнического элемента, имели общий язык, но уровни их цивилизации были различны. Возможно, именно эта разнородность состава населения и явилась главной причиной органической неспособности этрусков сформировать единую нацию и преодолеть разногласия среди племен, из которых состоял народ Этрурии – «двенадцать городов Этрурии».

Резюмируя, Майяни пишет, что «если приход в Италию некого иллирийского сообщества, пришедшего через Грецию неоспорим, участие в создании Этрурии иллирийских племен турша, пришедших с анатолийского берега, также не подлежит сомнению». При этом, он подчеркивает три важных фактора, которые позволяют выстроить определенную цепочку:

древняя экспансия иллирийцев в Малую Азию (Анатолии) — участие турша в этой экспансии — последующий миграция турша в Италию

Т.о, налицо двойственность в формировании этрусского народа, сложившегося из двух элементов: иллирийского западного и иллирийского восточного. Рассмотрим эти факторы подробнее:

1. Древняя экспансия иллирийцев в Малую Азию

Ф. Альтхейм считает, что первопричиной дорийского и многих других переселений явился толчок, данный иллирийцами в 1500г до н.э, когда они начинают проникновение в Малую Азию из областей Нижнего Дуная. Это переселение имело огромный размах и затронуло многие народы, включая пеонов, тевкров, мизийцев и фракийцев. Следы этой экспансии наблюдаются в ряде поселений, расположенных по пути от Дуная в Боснию, Сербию и Фракию, в которых была обнаружена керамика с белой ангобой (покрытия из жидкой глины). По свидетельству Страбона, перед Троянской войной из Фракии прибыли фригийцы и убили царя Трои. Троянская война – это прежде всего столкновение между двумя этническими группами: греками и иллирийцами. Не только троянцы были тевкрами, но и их главные союзники – фригийцы, фракийцы, мизийцы, пеоны – все они были фрако-иллирийцами. В постгомеровской Трое не было ничего ни троянского, ни греческого: она была типично дунайским поселением. На это указывают найденные при раскопках топоры, прибывшие с Дуная. Позднее страна, существовавшая на месте Лидии и Троады, была населена фригийцами, также фракийского происхождения. С. Ллойд рассматривал Троянскую войну как эпизод «движения на Восток народов Фракии и Македонии, в результате которого через несколько веков фригийцы утвердились как хозяева Малой Азии»

2. Участие турша в анатолийской экспансии

Оно подтверждается иллирийскими названиями некоторых городов Лидии и Троады, а также тем, что в египетских источниках турша упоминаются наряду с шардана, жителями Сард, и другими анатолийскими племенами, совершавшими нападения на Египет. Однако после крушения фригийского царства под натиском киммерийцев, положение турша пошатнулось.

3. Миграция турша в Италию

Со всей очевидностью подверждается тем, что с этого момента соседи стали называть этрусков и их страну именем турша, поскольку военная мощь, материальная культура и религия турша находились на более высоком уровне, чем у родственных им племен.

В 1864 году Фюстель де Куланж, профессор истории из Страсбурга, опубликовал книгу «Древний город», в которой он пишет, что индусы, древние греки, римляне и этруски происходят из одного и того же слоя примитивной цивилизации, который историки называют протоиндоевропейским или протоэгейским. Важно отметить сходство между этрусским языком и языками ближайших соседей — латинян и умбров. Близость прослеживается по совпадению многих местных и родовых этрусских, латинских, рутульских и иных италийских имен. Отмечается сходство с ахейским языком в числительных и некоторых терминах родства. Целый ряд имен этрусских божеств находит более или менее близкое соответствие в именах латинских или иных италийских божеств.

Распространение надписей на древнеиталийских диалектах, относящихся к I тыс. до н.э., возможно, объясняется миграцией «италиков» из заальпийских областей (или балканского Придунавья), что находит подтверждение в данных исследований погребений. Наличие в Италии, начиная с эпохи бронзы, двух обрядов погребений представляет собой, по сути, два религиозных уклада, подчеркивающих этнические различия их носителей. Трупосожжение, как явление более позднее, считается обрядовым новшеством, характерным для индоевропейцев. На основании этих данных, П. Кретчмер, Дж. Буонамичи, А. Тромбетти, В. Бертольди установили наличие двух языковых напластований в Италии:

— «средиземноморское» или протоиндоевропейское (лигурийский, ретийский, этрусский и др. альпийские и апеннинские диалекты)

— «италийское» (латинский и родственные ему италийские диалекты индоевропейского происхождения)

В отношении «средиземноморских» диалектов были произведены попытки установления их родства с древнеиберийским (баскским) и древнемалоазийскими языками.

Н. Я. Марр установил связь этрусского языка с иберо-лигурийскими и малоазийско-кавказскими языками, определив его в качестве стадиально предшествующему латинскому и другим индоевропейским языкам Италии. Сходство грамматических форм этрусского языка с древнеиберийскими (баскскими) и малоазийскими древними языковыми формами может быть объяснено тем, что этрусский язык сохранил связь с более древним языковым слоем Средиземноморья, охватывавшего территорию от Пиренеев до Кавказа и сохранившимся в наиболее культурно-застойных местах. Гораздо более тесную связь можно проследить между этрусским языком и древнейшими диалектами Эгейского бассейна, сохранившего следы в греческой топонимике (окончание наименований гор, поселений на assos и inthos) и, отчасти, в эпиграфике. Именно на этом сходстве этрусского языка с догреческим (ахейско-тирренским) языковым слоем Эгейского бассейна и основывается легендарная традиция о родстве пеласгов и о тирренских миграциях из Эгейского бассейна (или с побережья Малой Азии) в Италию.

Некоторые исследователи (Ф. Дун, Ден. Девото), связывающие проникновение индоевропейских языков в Италию с появлением носителей культуры железа, говорят о двух волнах миграции:

— «трупополагающие» италики (умбро-сабеллы)

— «трупосжигающие» италики (латиняне)

В свою очередь, А. Пальгрем отмечал условность и односторонность представлений об «италиках», как среднеевропейских иммигрантах на Апеннинский п-ов, носителях индоевропейского языкового слоя. Он показал, что культура этих племен органически связана с культурой предшествующего этапа италийской истории, носителями которой были представители средиземноморской расы, говорившие на неиндоевропейских языках.

С другой стороны, Пальгрем подчеркивает также и условность термина «доиндоевропейцы», поскольку он не предполагает обязательной преемственности между доиндоевропейскими и индоевропейскими языками и фактическую одновременность представляющих их памятников.

М. Палоттино в середине XX века показал, что вопрос происхождения этрусков ничего для них самих не значил, так как очевидно, что этот народ, как и любые другие, сформировался и обогатился в течение многих веков от различных народов, которые были его составными частями. Абсурдно думать, что он был целиком переселен из Азии в Италию в какой-то определенный момент, но не менее абсурдно верить, что он появился на итальянской земле, не приняв колонистов, пришедших с Востока, как это было повсюду в Средиземноморье. В легендах, которые часто хранят в себе следы исторической памяти, в Тоскане всегда кто-то жил. Народы, пришедшие с Востока и, привлеченные богатствами этой земли (руды и т.д.), смешались с местным населением, причем вполне вероятно, что это происходило многократно, благоприятствуя таким образом образованию оригинальной и утонченной цивилизации, породившей первоначальную культуру ранней Италии и развивавшейся в контакте с греческими колонистами, обосновавшимися на юге полуострова.

Подлинная проблема заключается в том, чтобы узнать, в какой момент произошло это соединение. Историки очень долго датировали начало этрусской цивилизации VIII в. до н.э. Хотя некоторые легенды, миграционные движения в Средиземноморье и развитие виллановианской цивилизации, подтвержденное археологическими находками, позволяют датировать начало этого глубокого превращения Х веком до н.э. (и даже ХI веком до н. э.). А это серьезно меняет взгляд историков-исследователей на образование и зарождение Этрурии, т.к. северо-западное побережье Малой Азии в эпоху предполагаемого переселения этрусков (X-VIII вв. до н.э), не обладало элементами «восточной» культуры, отличавшими этрусков от их италийских соседей, и было в культурном отношении во многом родственно сравнительно невысоко развитому фракийско-македонскому побережью и балкано-дунайским культурным центрам эпохи железа.

Этруски: уникальная тайна древней истории

Этрусков по праву считают одной из самых удивительных загадок в истории. Ученые точно не знают, откуда они пришли и на каком языке говорили. До сих пор не прояснен вопрос о возможной связи между этрусками и русскими.
Под завесой тайн
В середине I тысячелетия до н.э. на территории Италии между реками Тибр и Арно простиралось легендарное государство – Этрурия, ставшее колыбелью Римской цивилизации. Римляне с жадностью учились у этрусков, позаимствовав у них систему управления и богов, инженерное искусство и мозаику, бои гладиаторов и гонки на колесницах, погребальные обряды и одежду. Несмотря на свою известность, этруски для нас — одна сплошная загадка. Об этрусках сохранилось много свидетельств, но они не дают нам убедительной и достоверной картины жизни этого народа. Ученым доподлинно неизвестно, как появились этруски и куда они исчезли. До сих пор не установлены точные границы Этрурии и не расшифрован этрусский язык.
Правивший в I веке нашей эры римский император Клавдий I оставил потомкам 20-томную «Историю этрусков», а также словарь этрусского языка. Но судьбе было угодно, чтобы эти рукописи целиком погибли в пожаре Александрийской библиотеки, лишив нас возможности приподнять завесу тайн этрусской цивилизации.
Народ с Востока
Сегодня существуют три версии происхождения этрусков. Тит Ливий сообщает, что этруски проникли на Апеннинский полуостров с севера вместе с альпийскими ретами, с которыми состояли в родстве. Согласно гипотезе Дионисия Галикарнасского, этруски были аборигенами Италии, перенявшими достижения предыдущей культуры Вилланова. Впрочем, «альпийская версия» не находит никаких материальных подтверждений, а культуру Вилланова современные ученые все чаще связывают не с этрусками, а с италиками. Историки давно заметили, насколько этруски выделялись на фоне своих менее развитых соседей. Это послужило предпосылкой для третьей версии, по которой этруски заселили Апеннины из Малой Азии. Такого взгляда придерживался Геродот, утверждавший, что предки этрусков пришли из Лидии в VIII веке до н.э.

Существует немало доказательств малоазийского происхождения этрусков. Например, способ создания скульптур. Этруски, в отличие от греков, предпочитали не высекать образ из камня, а ваять его из глины, что было характерно для искусства народов Малой Азии. Есть и более важное свидетельство восточного происхождения этрусков. В конце XIX столетия на острове Лемнос, расположенном недалеко от малоазийского побережья, археологи обнаружили надгробие.
Надпись на нем была сделана греческими буквами, но в совершенно необычном сочетании. Каково же было удивление ученых, когда они, сопоставив эту надпись с этрусскими текстами, обнаружили поразительное сходство!
Болгарский историк Владимир Георгиев предлагает любопытное развитие «восточной версии». По его мнению, этруски — это никто иные, как легендарные троянцы. Ученый основывает свои предположения на легенде, согласно которой возглавляемые Энеем троянцы из охваченной войной Трои бежали на Апеннинский полуостров. Свою теорию Георгиев подкрепляет и лингвистическими соображениями, находя родство между словами «Этрурия» и «Троя». К этой версии можно было бы относиться скептически, если бы в 1972 году итальянские археологи не раскопали этрусскую гробницу-памятник, посвященную Энею.
Генетическая карта
Не так давно ученые из Туринского университета с помощью генетического анализа решили проверить гипотезу Геродота о малоазийском происхождении этрусков. В процессе исследования сопоставлялись Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) населения Тосканы и жителей других регионов Италии, а также острова Лемнос, Балканского полуострова и Турции.
Выяснилось, что генетические образцы жителей тосканских городов Вольтерра и Мурло больше схожи с образцами жителей Восточного Средиземноморья, чем соседних итальянских регионов.
Более того, некоторые генетические характеристики жителей Мурло абсолютно совпадают с генетическими данными жителей Турции. Исследователи из Стэндфордского университета для реконструкции демографических процессов, затронувших население Тосканы за последние 2500 лет, решили использовать метод компьютерного моделирования. В этом методе изначально были задействованы данные антрополого-генетической экспертизы.
Результаты оказались неожиданными. Ученым удалось исключить генетическую связь между этрусками, древними жителями центральной Италии и современными обитателями Тосканы. Полученные данные заставляют предположить, что этрусков с лица земли стерла какая-то катастрофа или же они представляли собой социальную элиту, которая имела мало общего с предками современных итальянцев. Руководитель стэндфордского проекта антрополог Джоанна Маунтин, отмечает, что «этруски во всех отношениях отличались от итальянцев и даже говорили на языке не индоевропейской группы». «Культурные и языковые особенности сделали этрусков настоящей тайной для многочисленных исследователей», – резюмирует Маунтин.
«Этруск – это русский»
Фонетическая близость двух этнонимов – «этруски» и «русские» – порождает среди исследователей гипотезы о непосредственной связи двух народов. Философ Александр Дугин понимает эту связь буквально: «этруск – это русский». Правдоподобности данной версии придает и самоназвание этрусков – Rasenna или Raśna. Однако, если слово «этруск» сравнить с римским названием этого народа – «tusci», а самоназвание «расены» связать с греческим наименованием этрусков – «тирсены», то близость этрусков и русских уже не выглядит столь очевидной. Подтверждений того, что этруски могли покинуть территорию Италии, существует достаточно.
Одной из причин исхода, возможно, стало изменение климата, сопровождавшееся засухой. Оно как раз совпало с исчезновением этого народа в I веке до н.э.
Предположительно маршруты миграции этрусков должны были распространяться на более благоприятный для ведения хозяйства север. Свидетельством этого, к примеру, являются обнаруженные в Верхней Германии урны для хранения пепла умершего, которые сходны с этрусскими артефактами. Вполне вероятно, что часть этрусков дошла до территории нынешней Прибалтики, где могла ассимилироваться со славянскими народами. Однако версия о том, что этруски заложили основы русского этноса, ничем не подтверждается.
Главная загвоздка в отсутствии в этрусском языке звуков «б», «д» и «г» — строение гортани не позволяло этрускам их произносить. Такая особенность голосового аппарата скорее напоминает не русских, а финнов или эстонцев.
Один из признанных апологетов этрускологии французский ученый Закари Майяни поворачивает вектор расселения этрусков сразу на восток. По его мнению, потомки этрусков — это современные албанцы. Среди обоснований своей гипотезы ученый приводит тот факт, что столица Албании Тирана несет в себе одно из наименований этрусков – «тиррены». Подавляющее большинство ученых считает, что этруски просто растворились в этносе народов населявших Римскую империю. Быстрота ассимиляции этрусков вполне может быть следствием их малочисленности. Согласно предположению археологов, население Этрурии даже в пору ее расцвета не превышало 25 тысяч человек.
Трудности перевода
Изучение этрусской письменности ведется с XVI столетия. Какие только языки не брали за основу, чтобы расшифровать этрусские надписи: древнееврейский, греческий, латинский, санскрит, кельтский, финский, даже языки индейцев Америки. Но все попытки так и не увенчались успехом. «Этрусское не читается», – заявили лингвисты-скептики. Впрочем, определенных результатов ученые все-таки добились.
Они установили, что этрусский алфавит ведет свое начало от греческого и состоит из 26 букв.
Причем заимствованный у греков алфавит мало соответствовал особенностям фонетики этрусского языка — некоторые звуки в зависимости от контекста приходилось обозначать разными буквами. Более того, поздние этрусские тексты грешили пропуском гласных звуков, что создавало практически неразрешимую задачу по их дешифровке. И все же некоторым лингвистам, с их слов, удалось прочитать часть этрусских надписей. Сразу трое ученых XIX столетия – поляк Тадеуш Воланский, итальянец Себастьяно Чьямпи и русский Александр Чертков – заявили, что ключ к расшифровке этрусских текстов заключается в славянских языках.
По стопам Воланского пошел российский лингвист Валерий Чудинов, который предлагает считать этрусский язык преемником «славянского рунического письма». Официальная наука скептически относится и к попыткам Чудинова «удревнить» славянскую письменность, и к его способности читать надписи там, где неискушенный человек видит «игру природы». Современный исследователь Владимир Щербаков пытается упростить проблему перевода этрусских надписей, объясняя, что этруски писали, как слышали. При таком методе дешифровки многие этрусские слова у Щербакова звучат совершенно «по-русски»: «ита» – «эта», «ама» – «яма», «тес» – «лес».
Лингвист Петр Золин по этому поводу замечает, что любая попытка читать тексты такой давности с помощью современных слов абсурдна.
Академик РАН Андрей Зализник добавляет: «Лингвист-любитель охотно погружается в обсуждение письменных памятников прошлого, совершенно забывая (или просто ничего не зная) о том, что в прошлом знакомый ему язык выглядел совсем не таким, как теперь». Сегодня большинство историков убеждено в том, что этрусские надписи не будут расшифрованы никогда.
Тарас Репин

Тайны и загадки древних этрусков

16 октября 2019 в 14:27

Сотни лет, когда Рим только делал свои первые шаги, по Италии и всему Западному Средиземноморью гремела слава могучего и богатого народа. Этруски, о происхождении которых спорят до сих пор, создали высокоразвитую цивилизацию удивительно быстро.

Интересные находки на месте руин Этрусской цивилизации

В I тысячелетии до н.э. они не только активно торговали с Грецией и Карфагеном, но непосредственно участвовали в формировании римской культуры. Этрусские цари династии Тарквиниев в VII—VI вв. до н.э. правили Вечным городом, даря ему знания и традиции предков.

Однако возмужавший Рим, завоевывая господство над миром, захватил и ассимилировал Этрурию и этрусков. Факел этрусской цивилизации разгорелся стремительно и светил ровным светом сотни лет, пока не померк в сиянии более яростного огня — восходящего солнца выросшего по соседству Рима.

Происхождение этрусков

Этрурия, страна этрусков или тусков, дала название Тоскане — области в центральной Италии. Этруски жили здесь между Апеннинами, становым хребтом полуострова на востоке, Тирренским морем на западе, реками Арно на севере и Тибром на юге.

Красоты тосканского ландшафта известны с древности, но колыбелью итальянской цивилизации Этрурия стала отнюдь не поэтому. Здесь плодородная почва, орошаемая многими реками и удобренная вулканическим пеплом, но главное — недра, богатые железом, медью, свинцом, оловом, серебром. Земледельцы, скотоводы и мореходы этруски заселили Этрурию не позже IX (а по преданию, в XI) в. до н.э. В следующие сто лет здесь появились рудники, стали расти города и стремительно расширяться торговые связи.

В VIII В. до н.э. греческие и финикийские купцы лихорадочно искали на западе новые источники металлов. Их моряки-землепроходцы основывали колонии и фактории по всему Средиземноморью. На побережье Тосканы их ждали более чем приятные сюрпризы.

Откуда взялись сами этруски, неясно. Греческий историк Геродот писал в V в. до н.э., что это переселенцы из малоазиатской страны Лидии, которых привел с собой князь Тиррен. Однако в I в. до н.э. Дионисий Галикарнасский настаивал на местных корнях этрусской культуры. Очевидно, правы оба: произошло смешение италиков-индоевропейцев (культура Вилланова) и пришлых из Малой Азии. Быстрому развитию этрусков, несомненно, способствовал международный товарообмен, который, в свою очередь, стимулировали минеральные ресурсы Тосканы. Однако сами этруски как народ, скорее всего, сформировались в Италии.

Письменность этрусков

Язык этрусков не проясняет, а запутывает историю. Этруски начали писать в VII в. до н.э. алфавитом, разработанным на основе греческого. Однако их слова и грамматика совершенно другие. Этот язык остается непонятным, он не связан с латынью живших рядом римлян (потомков индоевропейских переселенцев из Средней Европы, лингвистически близких к хеттам, меньше — славянам, иллирикам и др.) и, возможно, являлся одним из последних остатков доиндоевропейской культуры в этом регионе.

Сохранились тысячи этрусских погребальных надписей, многие из которых понятны. Однако словарный запас этих эпитафий невелик. Вероятно, повседневная переписка велась на восковых табличках и пергаменте. Этот материал вместе с текстами этрусских чиновников и ученых давно истлел. Сравнительно длинные надписи относятся к «полотняной книге» (пелене поздней египетской мумии), двум золотым пластинкам (с посвящениями богам) из порта Пирги и бронзовой табличке (земельному контракту) из Кортоны.

Изучать историю этого загадочного народа приходится в основном по остаткам материальной культуры и свидетельствам современников-индоевропейцев — греков, а затем римлян.

Государственное устройство Этрурии

К VI в. до н.э. Этрурия превратилась в федерацию 12 самоуправляемых городов-государств, каждый с несколькими подчиненными деревнями и поселками. Эти государства развивались относительно самостоятельно, и каждое сохранило собственные обычаи. Одно из них оставило особенно много археологических свидетельств и часто упоминается в трудах римских историков. Они называют его Тарквиниями.

Согласно легенде, 12 этрусских городов основал Тархон, сын или брат Тиррена. Тарквинии, т.е. «город Тархона», видимо, заслужил свое громкое название особым местом среди этой дюжины. Вероятно, он появился в IX в. до н.э. Процветание жителям обеспечивало удобное стратегическое положение — на сложенном затвердевшим вулканическим пеплом горном отроге, который господствует над прибрежной равниной в южной части страны. Его порт контролировал всю морскую торговлю, проходившую через эту часть побережья.

Уникальные вещи находят здесь с XVIII в., и раскопки до сих пор продолжаются. Обнаружены городские стены и основание колоссального храма, условно названного Алладел-ла-Реджина («Алтарь царицы»). Однако центральные районы пока неизвестны. Местами они перекрыты культурными слоями римской эпохи, местами уничтожены развитием земледелия. В 1976 сложная сканирующая аппаратура позволила составить довольно детальный план всего города, что намного облегчило дальнейшую работу археологов.

Раскопки гробниц в древнем городе

Самый перспективный объект нынешних раскопок — кладбище на скалистом хребте Монтероцци южнее Тарквиний. С IX по II в. до н.э. в вырубленных здесь камерах похоронили более 10 000 человек. Некоторые из этих склепов украшены красивыми фресками, демонстрирующими множество деталей этрусской жизни. Защищенные могильным мраком, их краски за тысячи лет почти не выцвели.

Недавно археологи стали использовать на кладбище фотозонды. Сначала бурят стену и вводя т в погребальную камеру гибкий перископ, который позволяет видеть и даже фотографировать то, что находится внутри. После этого решают, стоит или нет гробница затрат на ее вскрытие.Погребальные росписи в Тарквиниях говорят о мире радости и процветания: пиры, музыка, танцы, спорт, охота, рыбалка. Одни фрески поражают высоким качеством, другие довольно топорны, но всем свойственны яркий колорит и динамика.

В самых древних гробницах расписана лишь наружная сторона двери. Часто фигурируют львы, тигры и леопарды. Своды покрывали геометрическим или растительным орнаментом. Позднее, с развитием торговли, появились более смелые краски, и стало очевидным греческое влияние. Художники Тарквиний явно заимствовали достижения своих изощренных заморских коллег, но это не было простым подражанием. Греки стремились к гармоничному идеалу. Этруски предпочитали более приземленный реализм. Лучшие его образцы датируются второй половиной VI в. до н.э., когда у местных мастеров сложился свой характерный стиль.

Иногда темы для росписей брались из греческих мифов. В погребальной камере середины VI в. до н.э., известной как «Гробница с быками», герой Ахилл ждет в засаде Троила, сына Приама. На Троиле причудливый шлем с кокардой и этрусская обувь. Он идет к высокому фонтану, за которым прячется Ахилл с греческими щитом и шлемом, но в короткой юбке этрусского фасона.

«Гробница с авгурами» покрыта фресками почти целиком, от пола до потолка. Одна из сцен — два мускулистых обнаженных атлета, готовых к борцовскому поединку. Рефери поднял руку, подавая сигнал к началу раунда. Один из зрителей нетерпеливо смотрит на слугу, несущего складной стул. Другой слуга, присев на корточки, сейчас уснет.

Много танцевальных сцен. В «Гробнице с львицами» обнаженный мужчина выделывает па перед женщиной в прозрачных одеждах. Фигуры симметричны и стилизованы, но полны динамики. Природные объекты изображались всегда. «Гробница с охотой и рыбалкой» радует глаз морскими пейзажами. В небе порхают разноцветные пернатые, по волнам скачут дельфины. Рыбаки забрасывают сеть с плоскодонки; охотник стреляет из рогатки по птицам; вдали от них мужчина ныряет с обрыва в спокойное море.

Однако жизнелюбие этрусков, их стремление полнее вкусить земных радостей заметнее всего в банкетных сценах. В «Гробнице с леопардами» изображены три нары, которые пируют, развалившись на ложах. Рядом музыканты. Один из мужчин держит яйцо — символ продолжения рода. Другой велит молодому веселому слуге принести еще вина.

Росписи погребальных камер — самое богатое и оригинальное собрание этрусского искусства, но местные художники оставили нам не только фрески. В склепах встречаются скульптуры из камня и терракоты. Как и живопись, они демонстрируют влияние на молодую цивилизацию более развитых культур. Древние гробницы, примерно 700 до н.э., содержат песчаниковые плиты с рельефами. Их спиральные бордюры с растительным и животным орнаментом, реже с человеческими фигурами, вероятно, навеяны ближневосточными коврами. Позднее на первый план выходит греческое влияние. На крышках каменных саркофагов появляются изображения усопших. Боковины несут барельефы с мифологическими и загробными сценами. Пример для подражания очевиден, но этрусская скульптура реалистичнее идеализированных греческих форм.

Естественно, сюжеты, украшающие гробницы, при всей своей жизненности не дают полного представления об этрусском обществе. Почти ничего не известно, например, о быте простого народа, еще меньше — о многочисленных рабах. Несмотря на богатство деталей, росписи склепов создавались с определенной религиозной целью — они обеспечивали загробный мир знатного покойника всем, что он особенно ценил в земной жизни.

Этрусская религия

Этрусская религия вобрала в себя множество чужих божеств, особенно греческих, но отличалась необычным фатализмом. Считалось, что судьба каждого предопределена свыше и остается лишь прожить отпущенный срок в соответствии с этой «кармой». Однако будущее не возбранялось предсказывать, и толкование знамений было важнейшим элементом всех сторон жизни. Одна из центральных фигур этрусской мифологии — мальчик-пророк Таг, найденный в борозде в окрестностях Тарквиний и обучивший местных жителей искусству гадания.

Способов было много. Например, наблюдали за молнией, отмечая место ее возникновения и траекторию. Авгуры гадали по полету птиц, а гаруспики — по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени. В Пьяченце на севере Италии найден бронзовый «срез» овечьей печени с надписями, возможно, служивший учебным пособием но гаданию. Пластина разделена на поля, соответствующие разным группам богов. Сходным образом делилось и небо — внутренности считались моделью Вселенной.

Эти знания собраны в книге «Этрусское учение» («Disciplina etrusca»), которую знали и уважали римляне. Похоже, собственным фатализмом они во многом обязаны поднаторевшим в гаданиях соседям. Общая религия давала всем этрускам чувство единой нации — то, чем не могла обеспечить их политическая система. Города развивались автономно, часто в одиночку воюя и мирясь с соседними племенами и друг с другом.

Представители всех государств встречались раз в год на празднестве в городе Вольсинии (ныне Больсена). Там проводились игры — вероятно, подражание греческим олимпиадам. Программа почти совпадала: кулачный бой, борьба, бег, скачки, метание копья и диска, прыжки в длину. Этруски считаются изобретателями нового зрелища — гладиаторских боев насмерть.

Строительство городов в Этрурии

Глубокий след в истории оставил строительный гений этрусков. Их новые города закладывались по единому сетчатому плану с широкими улицами, системами водоснабжения и канализации. Эту систему усвоили и впоследствии развили римляне. Как и в прочих важных случаях, при закладке городов этруски ориентировались на знамения. Прорицатели выбирали день, благоприятный для начала работ. Потом пахарь бороздой очерчивал контур городских стен, вынимая плуг из земли только в местах, предназначенных для ворот.

Фундамент зданий делали каменным, а прочие конструкции возводили из непрочного сырцового кирпича и дерева. От этрусских построек мало что сохранилось — только несколько впечатляющих ворот и мостов. В Тарквиниях раскопан редкий образец работы по камню, не связанный с похоронными обрядами, — великолепный горельеф двух крылатых коней, датируемый примерно 400 до н.э., который некогда украшал фасад главного городского храма — «Алтаря царицы».

Главным элементом обстановки этрусского дома, вероятно, было ложе, на котором спали и возлежали во время еды. Пожитки хранились в ларях и корзинах или развешивались на вбитых в стену крючьях. В быту использовались удивительно разнообразные керамические сосуды — от парфюмерных флаконов до гигантских амфор, часто изготовленных по греческим образцам.

Однако высшим достижением этрусков была металлообработка. Их мастера выработали строгие стандарты качества и славились по всему Средиземноморью. Выдумка и старательное исполнение видны даже в простейших орудиях. Конец обычной кочерги часто изображает руку, а ковш — голову животного. Дома богачей освещались великолепными бронзовыми канделябрами.

К предметам роскоши относились тонкой работы зеркала — бронзовые диски, отполированные так, чтобы давать отражение. Некоторые из них с откидными крышками, другие — в оправах из обычной или слоновой кости. Обратная сторона покрывалась гравировками или рельефами, изображающими мифологические или бытовые сцены.

Из металлов делали все что угодно: украшения, чаши, вазы, оружие, доспехи, элементы упряжи и даже колесницы. Эти изделия экспортировались, достигая глубин Европы и Азии, их высоко ценили и кельтские вожди, и горожане Средиземноморья.

Устройство общественной жизни

Сначала этрусскими городами-государствами правили цари, но, похоже, потом их сменили олигархические собрания. Символ власти в виде фасций, т.е. пучков перетянутых ремнями прутьев с воткнутыми в них секирами, римляне, а затем Муссолини с итальянскими фашистами позаимствовали именно у этрусков. Олигархия формировалась из членов знатных семейств, и аристократия дорожила честью и традициями своих кланов. Некоторые обширные склепы пополнялись на протяжении многих поколений. На надгробии в знак уважения к усопшему часто указывались имена его родителей.

Женщины у этрусков обладали равными правами с мужчинами. Судя по изображениям, пировали оба пола, возлежа бок о бок на ложах. Это было недопустимым у греков, которые, как и почти все индоевропейцы, исключали женщин из общественной жизни. Отсюда, возможно, предвзятые сообщения о своеволии и развратности этруриек.

Этрусская мода

До V в. до н.э. одежда была довольно оригинальна, хотя и имела ближневосточные веяния. Потом стал преобладать греческий стиль. Фрески в Тарквиниях дают представление о разнообразии любимых горожанами тканей и красок.

Тканями драпировались, закрепляя их на плечах пряжками-фибулами (типа декоративной английской булавки) или пуговицами, что позволяло формировать рукава. Мужчины носили короткие плащи или туники, узкие или свободные, едва прикрывавшие бедра. Руки оставались обнаженными. Более парадный костюм мог доходить до колен и оставлять открытым одно плечо. Рыбаки и ремесленники часто ходили просто в набедренных повязках.

Женские туники бывали из прозрачных тканей и доходили до икр или лодыжек. Этрурийки носили мало драгоценностей, но косметику любили. Обычной обувью и мужчин, и женщин были башмаки высотой до лодыжек с длинными заостренными носами. Этруски любили музыку, как, впрочем, и вообще искусство. Их любимыми инструментами были лира и двойная флейта авлос (справа). Флейтисты играли везде — на охоте, спортивных состязаниях, религиозных церемониях, даже при выпечке пирожных.

Военная мощь Этрурии

Достигнув в VI в. до н.э. вершины могущества, этруски контролировали почти половину Италии. Они победоносно воевали с греками и заключили союз с Карфагеном. На суше их торговые пути вели через Альпы в леса Центральной Европы, а сильный военный (а также пиратский) флот защищал национальные интересы в Западном Средиземноморье.

В эту эпоху Рим, основанный в 754/753 до н.э., пока не представлял особой угрозы. Городок потихоньку рос в тени соседней процветающей цивилизации — до Тарквиний было всего 70 км, а до этрусских центров Вейи (ныне Вейо) и Цере (Черветери) и того меньше. Для самообороны и порядка Рим использовал систему пожизненно выбираемых монархов. Двое из них были тарквинийцами: Тарквиний Приск (616-579 до н.э.) и последний римский царь Тарквиний Гордый (534/533— 510/509 до н.э.). Древние историки приписывают обоим важные нововведения. Правда, праздновавшим триумф, в ходе которого проехал по улицам на колеснице, облаченный в пурпурную с золотом мантию.

Римлянам, в конце концов, надоела власть этрусских царей. Недовольство, согласно легенде, достигло пика, когда сын Тарквиния Гордого обесчестил местную знатную даму Лукрецию. Она покончила с собой, вспыхнул бунт, царя изгнали, монархию упразднили и провозгласили республику. Эти события, относимые к 509 или 510 до н.э., имели огромное значение как для Рима, так и для Этрурии.

Этруски неоднократно пытались восстановить контроль над новоиспеченной республикой, но раз за разом терпели неудачи. Со свойственными им и в дальнейшем мужеством и упорством римлянам постепенно, за 200 лет войн, удалось одолеть сильных соседей. Мощь Рима неуклонно росла, а Этрурия слабела.

Упадок этрусков

Полагают, что обилие ресурсов и успехи в торговле, обеспечив процветание этрусков, способствовали и их гибели — народ разленился и успокоился. Рыхлая федерация городов-государств не давала, когда надо, собрать силы в единый кулак против внешнего врага. А это был не только Рим. В 474 до н.э. греческий флот из Сиракуз нанес этрускам сокрушительное морское поражение около Кум, греческой колонии в 19 км западнее Неаполя, которую хотели захватить этруски. Параллельно вторжения кельтов все больше ослабляли Этрурию.

В 396 до н.э. римляне после 10-летней осады взяли этрусский город Вейи. Римские легионы с их железной дисциплиной, организацией и выучкой одну за другой покоряли все новые земли Италии. В 288 до н.э. римляне окончательно разбили соединенные силы этрусков и галлов, подчинив себе все вплоть до реки По. Фатализм этрусков на фоне потерь и поражений только обострился. Они как будто покорились воле судьбы, отказавшись от дальнейшего сопротивления. В Тарквиниях эпикурейский дух ранних погребальных фресок в IV в. до н.э. сменяется мрачными мотивами. На пирах появляются демоны. Лица людей отражают горечь прощания с жизнью и страх перед неведомым. Эта тенденция особенно заметна в «Гробнице с Орком», расписанной зловещими потусторонними фигурами.

Со временем латынь завоевателей вытеснила язык этрусков, этрусские города заполнились новыми постройками и иммигрантами. Римляне, как позднее у греков, переняли у соседей обряды, знания, технику и предрассудки. А уникальная этрусская культура, возросшая некогда среди пейзажей центральной Италии, угасла, и Этрурия исчезла с карты мира.

Сообщество Империал: Краткая характеристика этрусской цивилизации — Древний Мир — Исторические Статьи — Библиотека — Сообщество Империал

Примечание: Эта статья — сокращенная часть моей курсовой работы.Прошу строго не судить, это моя первая курсовая работа.

Краткая характеристика этрусской цивилизации
Этот народ вошел в историю под разными названиями. Греки называли их тирсенами или тирренами, а римляне – тусками или этрусками. Как вы уже поняли, этруски являются достаточно загадочным народам. Главная их загадка заключена в их происхождении. Письменные памятники самих этрусков не могут помочь нам в разгадке этой тайны, так как их язык практически не расшифрован. Поэтому ученым приходится строить различные гипотезы, которые основываются на некоторых археологических находка, а так же на свидетельствах греках и римлян. Все теории о происхождении этрусков(кроме самых неправдоподобных)можно свести к четырем гипотезам.
1)Восточная гипотеза – самая древняя из всех гипотез. Она основана на трудах Геродота и некоторых других античных авторов. По их мнению, этруски – выходцы из Малой Азии. Причинами, по которым им пришлось покинуть свою изначальную родину, называют Троянскую войну и походы «народов моря». В пользу этой теории говорят и некоторые черты политического устройства(«федерации» 12 городов, деление на 3или 30 племен) и другие особенности, которые роднят этрусков с народами хетто-лувийской группы. Противники этой теории сомневаются, что целый народ смог бы переселится из Малой Азии в Италию именно в период Троянской войны и походов «народов моря». К тому же, этрусский язык не похож на хеттский или другие родственные ему языки.
2)»Теория формирования» По этой теории этруски как этнос сформировался в Италии (или перед непосредственными переселением в неё) из представителей нескольких разных народов. В наше время она наиболее распространена. Её придерживаются, в частности А.И Немировский, А.И Харченко и другие российские ученые.
3)Северная гипотеза Согласно ей, этруски пришли в Италию из-за Альп. Основана на сообщении Тита Ливия о сходстве языка этрусков и ретов (народ, живший между Альпами и Дунаем), а так же сходство германских рун с буквами этрусского алфавита. В наши дни она не имеет приверженцев, так как было установлено, что и германские руны, и язык ретов происходят из Этрурии, не никак не наоборот.
4)Автохтонная гипотеза: этруски – коренные (доиндоевропейские) жители Италии. Эта теория наиболее популярна у итальянских ученых.
Так или иначе, но этруски стали одним из народов Италии. Первые археологические памятники, связанные с этрусками (датируются концом VIII века до.н.э) появились в одном регионе Италии, который назывался Этрурия(кстати современное название этого региона – Тоскана, происходит от одно из названий этрусков – туски)

Этрурия – болотистая равнина, которая без мелиорации попросту становится не пригодной для земледелья, и побережье с мелководными гаванями, которые без нужного ухода легко заносится песком. Так что, для того что бы сделать эти земли пригодными для жизни, этрускам нужно было приложить огромные усилия. И они их приложили. Еще на заре своей истории этруски, с помощью труда покоренных народов смогли провести громадные осушительные работы. И Этрурия стала крайне плодородным регионом.
Экономика
В сельском хозяйстве у этрусков преобладало земледелье: выращивание зерновых культур и льна. Достаточно важным источником богатства страны была добыча металлов – меди и железа. На ней этруски сколотили огромное состояние, так как металлы и изделия из них нужны были нужны всем народам от Испании до Ближнего Востока. Достаточно больших успехов этруски достигли и в гончарном деле. В VIII-VII веках до.н.э этрусские мастера изготовляли очень оригинальную керамикe»буккеро»,которая пользовалась большим спросом по всему Средиземью.
Ваза стиля «буккеро»

Торговые связи этрусков были очень велики. Они торговали практически со всей Европой. Предметы этрусского происхождения находят не только в Италии, но и в Испании, Франции, Греции, Турции и на побережье Северной Африки. В страны Средиземья(особенно в Грецию) этруски вывозили металлы в слитках, металлические изделья(особенно пользовались
спросом металлические зеркала с резными рисунками на обороте),керамику, а ввозили они в основном предметы роскоши – изящную греческую керамику, стекло из Египта, пурпурную ткань из Финикии. Народами, что жили за Альпами, этруски продавали вино, оружие и домашнюю утварь, приобретая взамен меха, янтарь и рабов.
Общество
Главной силой в этруском обществе была знать. В ее руках была сосредоточена вся власть в этрусских городах, да и большинство земель так же принадлежала им. Только представители знати могли носить фамилию. Не меньшей властью жрецы. Они были главными хранителями знаний. Так же к ним обращалась, когда нужно было провести гадания(гадали как правило на внутренностях животных) Толкованием результатов гадания тоже занимались жрецы. А с учетом того что этруски были очень суеверным народом и результаты гадания для них были очень важны, жрецы запросто могли истолковать результаты гадания так как им было выгодно. Так что жрецы в какой-то мере обладали даже большей властью, чем знать.
О «среднем классе» этрусского общество нам практически ничего не известно. Каков было его состав, и владели ли представители этого класса землей нам так же неизвестно.
Зависимые люди в этруском обществе делились на 3 категории: лаутни , этэра и рабы. Отношение к рабам в этруском обществе практически не отличалось от того, как к рабам относились в Греции и на Востоке. Они были собственностью своего господина, и не редко их воспринимали не как людей, а как скот. Впрочем, в отличии от греков, этруски не ограничивали возможность раба выкупить себя у хозяина.
Категория лаутни по своему положению, немного напоминала спартанских илотов. Они были связаны со своим патроном патриархально-родовыми узами, так как они были частью семьи своего патрона. В основном этак категория комплектовались из вольноотпущенников и тех свободных людей, что попали в долговую кабалу. Положение лаутни было потомственным: их дети и внуки оставались в этом сословии.
Этэра, в отличии от лаутни были связаны с патронами не патриархально-родовыми узами, а добровольно принесенная клятвой верности. Они получали от своего патрона небольшой участок земли(часть урожая с которого шла патрону) или выступали в качестве ремесленников, делая для своего патрона то что ему необходимо.

Государство
Основной политической единицей у этрусков был город- государство. У каждого такого города, как правило, в подчинении было несколько городов, которые пользовались определенной автономией. Во главе города-государства стаял либо царь (лукумон), либо магистраты, которые выбирались из знати.
Пока что неизвестно, обладал ли лукумон реальной властью или она была ограничена советом старейшин. Известно, что царь возглавлял войска во время войн и что он был верховным жрецом в своем городе. Его личность считалась священной, он рассматривался как воплощение бога-покровителя данного города.Возможно должность царя была выборочной(правда не известно избирали ли их пожизненно или на определенный срок).
Начиная с VI века до.н.э во многих этрусских городах власть лукумонов была ликвидирована, и им на смену пришли выборочные магистраты. Чаще других упоминается зилк, или зилат. Известно, что эту должность могли занимать молодые люди в возрасте до 25 лет, так что полномочия этого магистрата были не велики. Известны названия некоторых других магистратов(marnux,purth), но о их функциях ничего не известно.
Города-государства этрусков объединялись в союзы – двенадцатиградья(число 12 было священным). Всего таких союзов было 3 – собственно в Этрурии(это был главный союз),в долине реки Пад(По) в Северной Италии(появился в середине VII века до.н.э) и в Кампании в Южной Италии(появился в VI веке до.н.э) В случае выбытия одного из членов союза, на его место сразу же выбирался другой город-государство(как правило его выбирали из тех городов, которые находились в подчинении у выбывшего из союза города). Каждую весну главы всех городов союза собирались в религиозной столице Этрурии – Вольсиниях, где они выбирали главу союза. Выбранный глава союза судя по всему не обладал реальной властью. Вообще, этрусское двенадцатиградье было лишь религиозным союзом. Единства в своих действиях члены союза добивались крайне редко. В основном они воевали, мирились и заключали свои договора независимо друг от друга.
Такая неорганизованность и сгубила этрусков.Их города не могли дать единый отпор своим многочисленным врагам. И увы этот удивительный народ ждала печальная судьба. В IV веке до.н.э союз этрусских городов в долине Пад был уничтожен кельтами, а союз городов в Кампании покорился грекам, а к середине III века до.н.э римляне смогли покорить этрусских городов в Этрурии(последним в 265 году до.н.э покорился Вольсиний) Но на этом история этрусков еще не закончился. Еще в течение 200 лет после покорения Римом, этруски сохраняли свою самобытность. Но со временем их становилось все меньше и меньше. А начавшиеся в Риме гражданские войны в окончательно отправил этрусков на «свалку» истории. От их великого народа остались лишь пару знатных родов(к примеру Спурины и Цильнии), которые уже и не помнили языка и культуры своих предков, и союз 12 городов(который правда был расширен до 15 городов)