Кто придумал одеколон

LiveInternetLiveInternet


Одеколон (фр. eau de Cologne — «кёльнская вода») — духи, созданные итальянским парфюмером Йоганном Марией Фарина (1685—1766).

Чем-то вроде одеколона пользовалась единственная женщина-фараон Хатшепсут, которая правила Египтом около 1479 года до нашей эры. Как полагают ученые, в состав жидкости входил, скорее всего, спирт, бергамот и ладан.


«Зря Ален Делон не пьет одеколон», — сказал бы пьемонтский цирюльник XVIII века Джан-Паоло Фемини, доведись ему услышать строчку из популярной песни «Наутилуса». Свое фирменное средство Aqua mirabilis он задумывал именно как «два в одном»: покупатель мог и благоухать свежим ароматом; и принять крепкую настойку на виноградном спирту. Бережливые и всегда готовые заложить за воротник бюргеры Кёльна — там Фемини держал лавку — раскупали чудо-изобретение на ура. Вскоре главой семейного дела стал племянник Фемини- Джованни Фарина. Именно его, а не Фемини, часто упоминают как отца одеколона.

Йоганн (Джованни) Мария Фарина 1685—1766.
В 1709 году Йоганн Фарина основывает в Кёльне мануфактуру, сегодня старейшее парфюмерное предприятие в мире. Торговым знаком становится изображение красного тюльпана. Фарина называет свои духи в честь новой родины, города Кёльна (по-французски «Кёльн» звучит как «Колонь»): Eau De Cologne — одеколон («кёльнская вода» — нем. Kölnisch Wasser). Рецепт первого одеколона, предложенный аптекарем Фарина в 1709 году: бергамот, цитрон, померанец, розмарин и малабарский кардамон. «Мой аромат напоминает весеннее утро в Италии после дождя, апельсины, лимоны, грейпфрут, бергамот, цедрат, цветы и травы моей родины», — пишет И. М. Фарина в 1708 году в письме своему брату. Судя по всему, он сильно тосковал по родине, которую покинул, приехав добиваться успеха в богатом немецком Кёльне.

1709 год.

1811 год.

Visitenkarte. 1746 год.

1849 год.
Кёльн становится известным во всем мире городом парфюмеров: в XVIII веке «Кёльнскую воду» заказывает высший свет всей Европы. В конце XVIII века к одеколону прилагалась инструкция: «Молодым людям рекомендуется ежедневно 20-30 капель, пожилым – 50-60 капель развести с водой или вином – помогает против учащенного сердцебиения и головных болей». По словам Вольтера, одеколон Фарины способствует вдохновению. Гёте упоминает одеколон в трагедии «Фауст», его любят и русские писатели Н. В. Гоголь и Л. Н. Толстой. Фарина становится поставщиком двора английской королевы Виктории; большинство монархов Европы следуют ее примеру (в архиве хранятся более 50 титулов дворовых поставщиков).
Далеко не полный список клиентов Дома Фарина.
Одеколон был сокровищем во всех смыслах — флакончик стоил тогда столько же, сколько обычный чиновник получал за полгода. Не менее громкими были и имена клиентов семейства Фарина (оно до сих пор владеет этим легендарным бизнесом) — прусский король Фридрих II, русская императрица Екатерина II, скупавшая одеколон целыми коробками, Наполеон, расходовавший не меньше пузырька в день и даже заказавший себе сапоги со специальным кармашком для бутылочки ароматных духов. Именно Фарина принес городу славу «столицы парфюмеров», а в благодарность получил титул его «почётного гражданина». Сейчас статуя основателя династии Фарина украшает здание городской ратуши.
Фирма Дом Фарина.
Могила И. М. Фарины в Кёльне.
В Кёльне существует еще одна марка одеколона «4711». 1796 год — Кёльн оккупирован французами. Генерал Дорье издал приказ о нумерации домов. Контора и производство предпринимателя, продававшего продукцию Фарина, Вильгельма Мюленса (1762—1841) на Глокенгассе получило номер 4711. В 1803 году Вильгельм Мюлленс выкупил право на пользование псевдонимом «Фарина» и перепродал имя другим предпринимателям, которые на его основе также как и Мюлленс основали свои мануфактуры. В 1832 году согласно судебному решению все мануфактуры были объявлены вне закона. После этого Вильгельм Мюлленс повторно выкупил псевдоним «Фарина» и вновь перепродал права предпринимателям.
Гобелен в Торговом Доме фирмы «4711».
Здание Glockengasse в 1864 году.
Так продолжалось до 1881 года, когда суд огласил окончательный запрет на основания фирм с использованием чужого псевдонима. Мюленс был вынужден распустить своё предприятие и после этого он основал своё собственное под названием «Кёльнская вода и парфюмерная фабрика Глокенгассе» с номером 4711 (нем. Eau de Cologne & Parfümerie Fabrik Glockengasse No. 4711) напротив почтамта Фердинанда Мюлленса. Для одеколонов это число то же, что «№5» для духов. Оно стало названием одеколона Мюленса, а в 1875 году — официальной торговой маркой компании. В архивах компании до сих пор хранится и письмо великого композитора — и известного скряги — Рихарда Вагнера с требованием персональной скидки.
В 1994 году марка «4711» была продана фирме «Wella». В 2003 году фирму «Wella», а также предприятие Мюлленса выкупила фирма «Procter&Gamble», в 2006 году марка «4711» была продана предприятию «Mäurer & Wirtz». №4711 — выпускают на том же предприятии по сей день. Духи Мюлленса «4711» имеют совершенно другой запах, не имеющий ничего общего с кёльнской водой Фарина. На флаконе этого старейшего из дошедших до нас парфюмов красуется надпись «настоящая кёльнская вода», но её нельзя путать с защищённой торговой маркой «Eau de cologne» Фарины. И по сей день восьмое поколение династии Фарины продолжает выпуск оригинальной кёльнской воды, рецепт которой был и остаётся тайной.
Во время Отечественной войны 1812 года по приказу Наполеона для солдат, долго находящихся в походе, было разработано дезинфицирующее средство с троекратным защитным эффектом – лечебным, гигиеническим и освежающим, к одеколону добавили три эфирных масла: бергамотное, лимонное и нероли. Ничего лучше не было придумано и через сто лет, поэтому в 1913 году на всемирной выставке в Париже это средство получило Гран-при. Дошло оно и до наших дней под названием «Одеколон «Тройной»». До 1914 года Россия являлась важным рынком сбыта для одеколона, а представители династии Романовых были постоянными покупателями.
В России массовое питьё одеколона началось в годы Первой мировой войны, когда был введён сухой закон. Торговля этой жидкостью составляла важную статью дохода аптек и магазинов. В Петрограде открылось около 60 одеколонных мастерских. Пили жидкость и в провинциальных городах. Следующий всплеск употребления суррогата произошёл в СССР во время антиалкогольной кампании 1980-х. Одеколон был популярен среди российских алкоголиков и в 2000-е. Среди 32 образцов распространённых напитков, отобранных зарубежными исследователями в Ижевске в 2003—2005 гг., 4 составляли одеколоны. По данным учёных, пьют одеколон также в Эстонии и Литве.
Со временем название «Eau de Cologne» стало общим обозначением духов с лёгким запахом. В этом случае подразумевается ароматизированная вода, в состав которой входит 70 % алкоголя и от 2 до 5 % ароматических веществ (на русском «одеколон»). Наряду с «Eau de cologne» существуют также следующие категории различных видов духов:
Eau de Toilette или Туалетная вода, содержащая от 4 до 7 % ароматических веществ.
Eau de Parfum или Парфюмерная вода, содержащая от 7 до 12 % ароматических веществ.
И самый дорогой вид ароматической жидкости — Parfum, или духи, которые содержат от 12 до 20 % ароматических веществ, с ещё одним названием «Extrait»
«Шипр» — это французский вариант произнесения названия острова Кипр. Легенда гласит, что создатели одеколона «Шипр», побывав на Кипре, решили навсегда сохранить в памяти запахи сандалового дерева и других экзотических растений острова. По ГОСТу 1971 года «Шипр» входил в группу одеколонов «Экстра» класса с содержанием массовой доли этилового спирта не менее 70%.
Во времена появления новых русских в продаже появился одеколон, который назывался «Запах денег». Вскрыв коробку, разрезав ленточки, развернув бумагу и откупорив флакон, покупатели могли убедиться, что бесцветная жидкость не имела совершенно никакого запаха – ведь деньги, как известно, не пахнут.
Вся информация собрана в интернете. Некоторые фото- Пауль Платнер- geoblogger.livejournal.com

Как появился одеколон: военная история «кельнской воды»

В России одеколон начали широко использовать после Отечественной войны 1812 года. В захваченных у французов обозах часто попадались флаконы с водой приятного запаха и водочной крепости и многие солдаты и офицеры российской армии с удовольствием ее использовали по назначению и не очень.

Советская реклама «Тройного»

Российские парфюмеры разгадали секрет рецептуры и начали выпускать отечественную продукцию. Первый одеколон российского производства назывался «Тройной» из-за того, что включал в себя три основных компонента, образующих аромат: бергамот, нероль и лимон.

Революция 1917 года сделала одеколон общедоступным. Конечно, «Тройной» лишь отдаленно напоминал изысканное детище Фарины, полюбившееся Бонапарту. Но зато он был стойким и доступным для всех. К «Тройному» одеколону добавился еще один продукт — «Шипр», созданный парфюмером Франсуа Коти. Он имел тяжелый аромат древесины дуба с хорошо различимыми нотками мха.

Одеколоны пошли в массы в полном смысле этого слова. Пролетариат полюбил его не только как парфюмерное средство, но и как алкогольный напиток. Производство быстро поставили на поток и во время «сухого закона», введенного после Первой мировой, он отлично заменял крепкие напитки. В одном Петрограде работали более 50 артелей, выпускавших и тут же разливавших в посуду страждущим благородную жидкость.

Два бестселлера СССР

Второй всплеск спроса на «Тройной» был отмечен в середине 80-х, в период борьбы за трезвость. Большой ассортимент продукции позволял составлять целые одеколонные коктейли, например «Александр Третий», из «Тройного» и «Саши». Некоторые гурманы шли дальше и добавляли в напиток сахар и другие компоненты по вкусу.

Сегодня одеколон не пьют даже маргиналы. Но это связано, скорее всего, не с высокой стоимостью продукта, а с падением качества всем известных марок. При изготовлении «Тройного» давно уже не используют природное сырье, да и «букет», как утверждают знатоки, совсем не тот.

Смотрите также: Женщины на грани истерики: история вибратора

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

«Eau de Cologne» — Кельнская вода — Одеколон.

13 июля 1709 года в Кельне была основана старейшая парфюмерная фирма в мире G.B. Farina, которая сейчас называется Johann Maria Farina gegenber dem Jlichs-Platz GmbH (ООО «Иоганн-Мария Фарина напротив Юлихьсплац»). В 1709 году итальянский аптекарь Иоганн-Мария Фарина (1685-1766) на основе масел лимона, апельсина, бергамота, мандарина, лайма, кедра, грейпфрута и смеси некоторых трав создал туалетную воду, которую в честь приютившего его города назвал «водой из Кельна». Тот первый «одеколон» Кельнская фирма выпускает и сегодня по старинному и неизменному рецепту.

src=»http://sovettebe.ru/wp-content/uploads/2011/11/kyolnskaya-voda-odekolon.jpg» alt=»духи» />


Долгое время о туалетной воде за пределами этого немецкого города мало кто знал в Европе. В Семилетнюю войну (1756-1763) в Кельн вошли французские войска под командованием графа Клермона. Благодаря военным «кельнская вода» быстро стала популярной в Париже и во всей Франции.

Дело в том, что тогдашние европейцы вообще, и французы в частности, не страдали от избытка гигиены. Вонь от немытых тел европейцы пытались замаскировать запахами кельнской воды. В изданной в XIX веке «Энциклопедии парфюмерии» Ойгена Риммеля про кельнскую воду можно прочитать следующее: «Она легко доступна для изготовления в любом месте, так как все входящие в ее состав вещества доставляются с юга Франции или из Италии. Ароматическая составляющая кельнской воды представляет собой композицию эссенций из цветов, листьев и кожуры горького апельсина, а также других деревьев семейства цитрусовых, которые хорошо смешиваются между собой и образуют гармоничное сочетание. Туалетный уксус представляет собой более рациональный вариант кельнской воды и используется вместо бальзамов и винного уксуса».

Кельнская вода, или одеколон, использовалась в качестве чудодейственного эликсира, который исцелял от всех недугов.

Спрос на eau de Cologne возрастал в периоды эпидемий чумы и холеры. Западные медики не ошибались, травяная настойка на спирту с ароматическими маслами обладала антисептическими и дезинфицирующими свойствами. При этом кельнская вода практически ничем не пахла.

Лечебное средство кельнская вода превратилась в современный одеколон, который принимают во внутрь только завзятые алкоголики, во многом благодаря Наполеону. В 1810 году император Франции издал декрет, в соответствии с которым от аптекарей требовалось открыть рецепты всех лекарственных средств. Дабы избежать раскрытия секрета производства кельнской воды, изготовители Klnischwasser превратили медицинский препарат в ароматическую или туалетную воду. Для этой цели в нее добавили некоторые ароматические вещества и получили стойкое парфюмерное средство с очень приятным запахом.
Наполеон Бонапарт пользовался одеколоном только парфюмерной фирмы «Фарина». Пользовался — это не то слово. Наполеон не только брызгал одеколон на подмышки и щеки, но и употреблял его внутрь: полоскал горло, капал на сахар, с которым пил чай, добавлял в ванну. Можно встретить даже такие сумасшедшие цифры — Бонапарт заказывал до 60 флаконов «одеколона» в месяц, или дюжину флаконов в день. Обретя новые парфюмерные качества, средство не утратило своих старых лечебно-профилактических свойств.

Кельнская вода, попавшая в Россию вместе с наполеоновским нашествием, содержала в определенных пропорциях три основных компонента: лимон, бергамот и розмарин. Так в нашем Отечестве появилась своя кельнская вода, которую назвали тройным одеколоном.

Тройным — по числу составляющих его компонентов. Об утерянной связи средства парфюмерии с лекарством свидетельствуют места его продажи. До Первой мировой войны, зайдя в русскую москательную лавку, можно было приобрести «о-де-колон». Бывавшие в Европе знают, что тамошние магазины парфюмерно-галантерейных и аптекарских товаров зачастую торгуют непривычным для бывших советских граждан товаром.

Революция многое изменила в быте и образе жизни. И когда иностранные аристократы перестали пить одеколон, за него принялись …….

Мужчины по своим парфюмерным предпочтениям подразделялись на две большие группы — любителей одеколона «Шипр» (подороже) и любителей «Тройного одеколона» (подешевле).

Ассортимент духов и одеколонов в магазинах СССР был невелик, поэтому их запахи запоминались легко и надолго. Для многих запах духов «Красная Москва», или одеколона «Шипр» до сих пор ассоциируется с детством.

«Кёльнская вода»: как одеколон стал любимым парфюмом аристократии и простого народа


Кёльнская вода 4711 и Тройной одеколон.

В середине XVIII века был создан один из самых известных парфюмов – одеколон. Его формула оказалась настолько успешной, что представители разных эпох и сословий вот уже три столетия выбирают этот аромат, отыскивая узнаваемые флакончики на магазинных полках. Как одеколон стал именем нарицательным – далее в обзоре.

Туалетная вода «Eau de Cologne». | Фото: lh6.ggpht.com.

Принято считать, что одеколон увидел свет в 1709 году. Его создателем стал итальянец Джованни Мария Фарина, живший тогда в немецком городе Кёльн. Его дядя предложил на продажу ароматную воду, представлявшую собой спиртовой раствор на основе лаванды, бергамота и розмарина. Фарине рецепт показался слишком простым и невыразительным, поэтому он усовершенствовал его, добавив туда масла цитрусовых растений, кедра и нероли. Получившийся аромат напомнил парфюмеру запах утренней свежести после дождя на его родине в Италии. Созданный аромат Фарина назвал «Кёльнская вода» (Kölnischwasser).

Джованни Мария Фарина — создатель Кельнской воды. | Фото: elle.ru.

Поначалу вода использовалась как аптечное средство, которое прекрасно дезинфицировало кожу и прописывалось при мигренях. Популяризации «Кёльнской воды» поспособствовали французы во время Семилетней войны. Тогда город был занят войсками неприятеля. Домой солдаты Людовика XV возвращались с флакончиками ароматной воды.

Eau de Cologne — парфюм, популярный уже три столетия. | Фото: static.newauction.ru.

Аристократия, не отягощавшая себя частым соблюдением гигиенических норм, очень быстро оценила парфюм, заглушавший запах пота. Вскоре поставки «Кёльнской воды» или на французский манер «Eau de Cologne» («о де колонь») достигли огромных масштабов.

Реклама «Кёльнской воды».


Дом с адресом: Glockengasse, 4711. Место, где производят Кельнскую воду. | Фото: cs6.livemaster.ru.

Любопытна история появления названия на этикетке флакончика. Когда французы вторглись в Кёльн, они обнаружили, что дома в городе не имели номеров. Виднелись лишь вывески: «Дом сапожника», «Булочная», «Швейная мастерская». Тогда было принято решение пронумеровать все строения. Парфюмерная лавка Джованни (на немецкий манер Иоганна) Марии Фарина в переулке Колокольчиков получила номер 4711.

Наполеон Бонапарт — поклонник одеколона. | Фото: mif-medyza.ru.

Большим поклонником одеколона был Наполеон Бонапарт. Он не только брызгал его на одежду, но и принимал ванны с парфюмом, добавлял его в чай от головной боли, полоскал им горло. Специально для него изготавливали круглые флаконы, чтобы удобно было их вкладывать в сапог во время походов.

В 1810 году Наполеон Бонапарт издал декрет о том, чтобы все аптекари раскрыли секреты изготовления своих лекарств и настоек. Пытаясь сохранить в тайне рецептуру одеколона, тогдашние владельцы запатентовали его под маркой «Kölnischwasser № 4711» и стали продавать только как парфюмированное средство.


Тройной одеколон. | Фото: c7.staticflickr.com.

Со временем одеколон стали выпускать не только в Кёльне, но и в других странах. В России он известен как «Тройной», т. е. основанный на базовых компонентах – маслах лимона, бергамота и нероли.
Уже в наше время представители маргинальных слоёв общества использовали одеколон не только, как парфюм, но и каксредство, заменившего алкоголь в «сухие» времена.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Шипровые ароматы: яркое прошлое и сомнительное будущее

Шипры очень популярны, спору нет. Шипры порой очень красивы – и это непререкаемо. С шипрами «все не так однозначно», как любят поговаривать интернет-тролли, но в целом принято считать, что шипровые ароматы большой загадки не представляют. Пожалуй, только их главный ингредиент – дубовый мох – таинствен уже тем, что не является мхом и растет вовсе не на дубе.

Но так ли это? Нет ли в рождении шипра своих загадок, причем связанных с Российской Империей? Есть! О них и поговорим, попутно определив, что же такое шипровые ароматы? Какую парфюмерию можно назвать шипровой? А заодно и ответим на несколько актуальных вопросов, в частности, почему эти популярнейшие композиции оказались под угрозой исчезновения.

Заглянем в кипрские леса

История появления первого шипра хорошо известна и много раз изложена. К ней мы еще вернемся чуть ниже, а для начала постараемся понять, что же это такое в принципе. Описывать запах словами, сами знаете, дело неблагодарное. Поэтому давайте попробуем немного визуализировать картину, как мы с вами делали это при описании фужерных ароматов.

В прошлый раз мы прогуливались по чудесному лесу средней полосы, сегодня же пустимся в экзотическое путешествие на остров Кипр.

Мягкий средиземноморский климат. Роскошный пляж. Но сейчас нас интересует не отдых под солнцем, а тенистая лесополоса, отделяющая побережье от цитрусовых садов местного фермера. Небольшой, но очень густой лесок в основном состоит из местного вида сосен – старых, разлапистых, тянущих вниз свои длинные хвойные длани.

В густую тень под своды сосен и лежит наш путь. Встречает прохлада. Где-то щебечут незримые птахи. Наша цель — зеленоватые наросты лишайников, щедро облепившие сосновые ветви. Срываем немного и разламываем в руках. Раздается характерный запах «дубового мха»: скипидарный, чуть пыльный, немного древесный.

Он интересен и сам по себе, но здесь звучит на фоне целого букета местных ароматов: сосновая хвоя, сырая земля, невысыхающая в тени деревьев; из незримых садов доносится запах цитрусовых, где-то вдалеке цветет жасмин. Носятся и некие анималистические нотки.

Представили букет запахов? Нечто похожее ощутит и Франсуа Коти – наверное, один из самых выдающихся парфюмеров ХХ века. По крайней мере, принято считать именно так.

Шипр – что это и как появился?

Встретить описанные запахи можно во многих точках мира. Но Франсуа Коти был именно на Кипре, и именно ольфакторная специфика этого острова подвигла маэстро на создание в 1917 году своего шедевра – новаторской для того времени композиции, названной Chypre (Шипр), что по-французски и обозначает «Кипр». Запомните год – 1917-ый. Мы к нему еще вернемся.

Одно из первых изданий Chypre Coty

Шипровые ароматы – это широкое семейство парфюмерии, объединенное общей концепцией составления композиции, где главная нота – дубовый мох, звучит на фоне цитрусовых, древесных и цветочных нот.

В основном в состав шипров входят:

Как несложно догадаться, «Шипр» Коти дал название целому семейству в дальнейшем. По крайней мере, повторюсь, принято считать именно так.

Тайны шипровых ароматов: русский след

Порой мифы, созданные вокруг появления чего-либо, не только полезны, но и значительно упрощают понимание. Франсуа Коти – один из лучших в своем времени, думаю, спорить с этим бессмысленно. Насколько легко смириться с принятой формулировкой, и именно его гений считать автором шипров? Зачем нагромождать недоверие, особенно, если (как и в данном случае) существуют только сомнения, а точных данных нет?

Не знаю! Возможно, в силу природной вредности характера :). Но я не могу пройти мимо некоторых фактов, особенно когда они облачены в поэтическую форму. Наслаждайтесь. Это Саша Черный, строфа из стихотворения 1909 года «Отъезд петербуржца»:

…Злобно содрогаюсь в спазме эстетизма

И иду к корзинке складывать багаж:

Белая жилетка, Бальмонт, шипр и клизма,

Желтые ботинки, Брюсов и бандаж…

Упс! Что это за шипр в Санкт-Петербурге в 1909-ом, если Коти его «придумал» только в 1917-ом? Причем слово используется легко, без пояснений, подразумевая, что оно понятно русским читателям. Наравне с жилеткой, Бальмонтом и, простите, клизмой.

Может «шипром» называлось что-то иное? Но ни один словарь не дает другой интерпретации этого слова – только парфюмерия. Может год стихотворения указан неверно, и это было после 1917-го? Нет, хотя бы потому, что начинается оно со строфы:

Середина мая и деревья голы…

Словно Третья Дума делала весну!

В зеркало смотрю я, злой и невеселый,

Смазывая йодом щеку и десну.

Третья Дума! Напоминаю, что III Государственная Дума – единственный созыв российского дореволюционного парламента, действующий полный срок – пять лет с 1907 по 1912 год. То есть, даже если предположить ошибку в указанном времени (что маловероятно), то оно не может быть старше 1912-го.

Шипр от Брокара

Теперь посмотрим что же все-таки называли Шипром в Империи. Перед вами довольно известная реклама «Брокаръ и Ко» — российского парфюмерного производителя конца XIX – начала XX века. Обратите внимание, перед нами «Chypre»! И это явно парфюм:

«Шипр» на рекламном постере от «Брокаръ и Ко», начало ХХ века

Я не могу сказать в каком году вышел данный постер, но я могу точно определить, в каком году он не мог быть выпущен. Для этого посмотрим на несколько основных вех в истории знаковой компании.

Год

Событие

1893

Основание.

1913

«Брокаръ и Ко» становится поставщиком императорского двора.

1917

Фирма национализирована, с присвоением названия «Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5».

1922

Компания переименована в «Новую зарю».

Думаю, вы догадались, к чему я веду. Если с 1917 года компания называлась уже иначе, то видимый нами постер «Брокаръ и Ко» относится к предшествующему периоду. То есть «Шипр» в России точно знали до 1917 года, в котором его якобы «изобрел» Франсуа Коти, при всем моем к нему пиетете.

Единственное, что мы можем с точностью констатировать – в России «Шипр», как парфюмерия, был известен до 1917 года. Когда точно и кем он был придуман? Такой информации, к сожалению, нет.

Но я слишком увлекся историей. А нас еще ждет таинственный дубовый мох, и туманное будущее шипровых духов.

Ни мха, ни дуба: тайна главного ингредиента

Пришло время хорошенько вас запутать. Не подумайте, что я окончательно сошел с ума, но следующая фраза вовсе не является плодом больного воображения:

Лишайник Эверния сливовая, который растет на соснах, называют дубовым мхом.

Так лишайник или мох (а сточки зрения ботаников, это совершенно разные виды)? Сосны, сливы или дубы? Что за каша?! Как и во многих других случаях, все дело в идиомах – неких устоявшихся словоформах.

Кто-то и когда-то впервые увидел этот лишайник на дубе, и, по всей видимости не являясь ботаником, назвал мхом. А раз на дубе, то дубовым. Но эта «симбиотическая ассоциация грибов и водорослей» (спасибо, Википедия!) произрастает еще и на других лиственных и хвойных растениях. В том числе на соснах.

Именно сосновые лишайники обладают характерным запахом (древесно-мшисто-сладковато-скипидарным), который и стали применять в парфюмерии.

Эверния – так ботаники называют целый род лишайников, к которым относится и Эверния Сливовая. Остается только один вопрос – почему, собственно, Сливовая? Но, знаете что — не буду отвлекаться на поиски ответа. Он не имеет принципиального значения. Для нас главное, что дубовый мох не имеет отношения ни к дубу, ни ко мху. Просто принято называть именно так данный лишайник.

Самые известные шипры

Всегда легче понимать что-либо на примерах. Что же еще, кроме знаменитого Chypre от Francois Coty, относится к этой группе? Тут нельзя обеспечить полноту списка, т.к. перечень вышел бы огромным, посмотрим на самые популярные и известные.

Кстати, посмотреть все шипровые духи нашего справочника всегда можно просто нажав на кнопку: Результаты можно будет отфильтровать по любимым брендам.

Еще следует понимать, что шипровые, как и другие семейства, могут вполне благополучно сосуществовать с другими группами в одной композиции. К примеру, широко распространены шипрово-цветочные или шипрово-фруктовые ароматы.

Женские шипры:

Шипровые ароматы для мужчин:

Что еще? Конечно знаменитый «Шипр» от «Новой Зари». Ох, как его ругали, как ругают до сих пор.

Я ничего не могу сказать об этом аромате кроме одного: мы не может оценивать его адекватно из-за слишком большой доступности «Шипра» в те времена, при одновременном дефиците другой парфюмерии. Его легко можно было найти и купить, и уже поэтому аромат воспринимался, как дешевый. Психологии здесь куда больше, чем честной оценки.

Будущее шипров: могут ли исчезнуть?

Проблема, которая может коснуться шипровой парфюмерии, известна давно. И имя ей – Евросоюз. Вернее, профильные структуры, постоянно что-то регламентирующие. Серьезная опасность нависла над дубовым мхом – его использование в парфюмерии хотят запретить. Мы с вами уже подробно рассматривали этот вопрос в данной статье, если еще не успели ознакомиться, прочтите.

Здесь лишь коротко напомню, что запрет может полностью перечеркнуть возможность производить шипры из естественных компонентов. Но, подчеркну – естественных. Я просто знаю, что с ситуацией обязательно справятся! И помогут в этом, как ни банально, деньги.

Потеря прибыли современными корпорациями – не предусмотренный вариант развития событий. Значит, они потребуют от лабораторий создать заменители (они и сейчас существуют – просто повысят качество и схожесть). Директора надавят на парфюмеров, парфюмеры матюгнуться, но рано или поздно изобретут «новый дубовый мох». Шипры не умрут, но могут измениться знакомые композиции.

Заключение

Материал получился немаленьким. Надеюсь, осилили. Кто и когда придумал «Шипр» мы так и не смогли разгадать, узнали только, что французы изобрели в 1917-ом нечто, чем русские уже пользовались :). Главное, стало ясно что же такое шипровые ароматы.

Увидели мы и опасность исчезновения этого семейства парфюмерии. Оптимизма добавляет то, что шипровые духи в состоянии справиться с чиновничьей напастью, и еще долго будут радовать человечество своими эксклюзивными, ни на что не похожими запахами.

Приятного вам аромата!

Сергей Полье,