Кто отменил рабство

Содержание

Лукавый дар Линкольна. Почему отмена рабства в США не принесла счастья?

Мировая история полна мифов, складывающихся вокруг реальных событий, и зачастую трактующих их в совершенно ином ключе, чем это было на самом деле.

Из уроков мировой истории школьники могут вынести информацию о том, что Гражданская война в США 1861-1865 годов вспыхнула из-за проблемы рабства, а президент Авраам Линкольн был горячим сторонником отмены рабовладения в Соединенных Штатах.

В реальности причины конфликта Севера и Юга лежали в экономической сфере. Например, стороны кардинально по-разному подходили к вопросу налогов на ввозимые товары — промышленно развитый Север выступал за введение высоких налогов, а Юг добивался свободы торговли с остальным миром. Фактически северяне продавливали законы, которые были выгодны им, и перекладывали стоимость индустриализации на плечи южан, которым такая политика грозила разорением.

Новый президент США Авраам Линкольн, избранный в 1860 году, объявил, что все новые штаты в составе страны будут свободными от рабства. Такая перспектива сулила устойчивый перевес северян в Конгрессе и во властных структурах, что позволило бы им принимать любые удобные для них законы без учёта мнения Юга.

Именно это и подтолкнуло южан к активным действиям по защите собственных интересов.

Борец с рабством поневоле

Взгляды Авраама Линкольна, с которыми он шел на президентские выборы, были далеки от взглядов борца с неравноправием — он был противником предоставления чернокожим избирательных прав, а также выступал против межрасовых браков, полагая, что «превосходство белой расы всегда будет очевидным».

Поставить вопрос об отмене рабства в южных штатах Линкольна заставил неудачный для Севера ход войны. Президент США говорил журналистам: «Если бы я смог спасти союз, не освободив ни одного раба, я бы сделал это».

В 1862 году Линкольн убедился, что придется идти на крайние меры. 22 сентября 1862 года был издан первый из двух указов, составляющих «Прокламацию об освобождении рабов». Согласно указу, свободными объявлялись все рабы в любом штате, не возвратившемся в состав США до 1 января 1863 года.

Второй указ, изданный 1 января 1863 года, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства.

За этот документ Линкольна подвергли критике сторонники отмены рабства. Дело в том, что он распространялся на штаты, где федеральные власти не имели контроля.

А вот четырёх рабовладельческих штатов, воевавших на стороне Севера — Делавэр, Кентукки, Миссури и Мэриленд — эта мера не касалась.

Тем не менее, «Прокламация об освобождении рабов» сыграла свою роль в переломе хода войны в пользу северян.

Тринадцатая поправка

31 января 1865 года Конгресс США проголосовал за принятие Тринадцатой поправки к Конституции США, запрещавшей рабство на всей территории страны. К 6 декабря 1865 года она была ратифицирована достаточным для окончательного утверждения количеством штатов, и 18 декабря вступила в силу.

Авраама Линкольна к тому моменту уже не было в живых — в апреле 1865 года всего через неделю после окончательной капитуляции Юга он был застрелен сторонником проигравших Джоном Бутом.

Тринадцатая поправка не вызывала восторга во многих штатах. Достаточно сказать, что штат Кентукки ратифицировал документ лишь в 1976 году, а последний документ о ратификации был направлен в Федеральный реестр США из штата Миссисипи 30 января 2013 года.

Но все-таки рабство было отменено, и вчерашние невольники обрели личную свободу.

Об обратной стороне этой свободы говорят куда менее охотно. Судьба десятков тысяч освобожденных чернокожих была трагичной.

Фото: .com

«Черные кодексы»: рабство в новой обертке

Как уже говорилось, большинство политических деятелей Америки того времени, включая борцов за отмену рабства, исходили из постулата о превосходстве белой расы над чернокожими.

Поэтому личная свобода для рабов не означала обретения ими гражданских прав.

Сразу после принятия Тринадцатой поправки в южных штатах были приняты так называемые «Черные кодексы», определявшие порядок жизни чернокожего населения.

Например, в штате Миссисипи неграм под страхом пожизненного тюремного заключения отказывалось в праве вступать в брак с белыми, запрещалось носить оружие, ограничивалось их право владеть землей.

«Закон о подмастерьях» гласил, что все негры — подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей, отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям.

Отдельно стоит сказать о входивших в «Черные кодексы» «Законах о бродяжничестве».

Поскольку освобождение бывших рабов происходило без наделения землей, вчерашние хозяева выбрасывали свободных людей на улицу, оставляя их без куска хлеба и крыши над головой.

Тут они попадали под действие «Закона о бродяжничестве». Согласно ему, чернокожие, не имевшие постоянной работы, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады, либо они оказывались на плантациях у прежних хозяев. Альтернативой была уплата штрафа за бродяжничество, но денег у несчастных просто не было. При этом эксплуатация «бродяг» была порой еще более жестокой, нежели до отмены рабства.

Американская плантация 1784 года. Фото: www.globallookpress.com

Реконструкция Юга

Чернокожие, выброшенные на улицу, не имеющие средств к существованию, стали совершать кражи и грабежи. Это, в свою очередь, стало поводом для создания различных объединений белого населения для борьбы с неграми. Самой известной такой организацией стал Ку-клукс-клан, члены которого развернули террор в отношении чернокожих, а также белых сторонников расового равенства.

Федеральному правительству подобные тенденции категорически не нравились. В период с 1865 по 1877 годы проходила так называемая Реконструкция Юга. На территориях южных штатов была введена военная администрация, которая должна была привести законы Юга к федеральным нормам.

В 1868 году была принята Четырнадцатая поправка к Конституции США, которая предоставляла гражданство любому лицу, родившемуся на территории США, вне зависимости от цвета его кожи. В 1870 году была принята Пятнадцатая поправка, запрещающая властям на уровне государства или отдельных штатов ограничивать граждан страны в активном избирательном праве по признаку «расы, цвета кожи или в связи с нахождением в рабстве в прошлом».

Благодаря этим документам, в законодательных органах южных штатов появились первые чернокожие парламентарии.

Федеральное правительство, озабоченное ростом популярности Ку-клукс-клана, в 1871 году издало специальный закон, дававший президенту полномочия на силовые действия против активистов данной организации. После арестов сотен активистов, Ку-клукс-клан был формально распущен. Однако фактически на местах акты террора продолжались.

Ку-клукс-клан в штате Нью-Йорк, 1924 год. Фото: .com

Сегрегация как норма жизни

Особую популярность приобрели так называемые «суды Линча» — убийства человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия.

После Гражданской войны в США главными жертвами «судов Линча» становились афроамериканцы. Излюбленным методом убийц на таких судах было повешение несчастных или даже их сожжение.

Точной статистики по «судам Линча» нет. Специалисты Университета Миссури, изучая этот вопрос, пришли к выводу, что в период между 1882 и 1920 годами линчеванию подверглись около 3500 афроамериканцев. Критики полагают, что в данном случае речь идет лишь о самых громких публичных случаях, а общее количество чернокожих, убитых расистами, измеряется десятками тысяч человек.

Реконструкция Юга завершилась в 1877 году, однако решить вопросы равенства в правах людей с разным цветом кожи она не смогла. Началась эпоха так называемых «Законов Джима Кроу», которые установили расовую сегрегацию в американском обществе.

Формально Пятнадцатая поправка наделяла чернокожее население южных штатов избирательными правами, однако местное законодательство было выстроено таким образом, что подавляющее большинство афроамериканцев оставались бесправными.

Например, на выборах 1900 года в Алабаме из 181500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000.

Сегрегация касалась не только избирательных прав, но и всех сфер жизни. Разделение белых и цветных было узаконено в учебных заведениях, отелях, магазинах, ресторанах, больницах, транспорте, туалетах. На автобусных станциях белые и негры должны были ждать своего рейса в разных залах ожидания, а в самом автобусе сидеть на разных местах. Даже Библия для принесения присяги в суде была для них разной. Что такое суд Линча? Подробнее

Развлечение по-американски: сжечь чернокожего и подарить открытку маме

Подобные законы только усиливали расистские настроения среди белых жителей южных штатов. Участие в линчевании чернокожих рассматривалось как весьма достойное дело.

Справедливости ради, нужно сказать, что в конце XIX — первой половине XX века линчевали более 1000 белых преступников. Разница лишь в том, что чернокожих казнили чаще всего за незначительные преступления, а порой и вовсе без каких-либо доказательств вины.

Сегодня любой желающий с легкостью найдет в интернете фотографии улыбающихся американцев на фоне обезображенных человеческих останков. Фотографироваться на фоне повешенного или сожженного человека участники линчевания считали честью. Более того, такие фотографии превращали в почтовые открытки, с помощью которых поздравляли родственников. Прислать фото чернокожего, повешенного на дереве, с надписью «Мама, с Рождеством!» — обычное дело для США первой половины XX века.

23 января 1906 года в городе Чаттануга (штат Теннесси) была изнасилована белая женщина. По обвинению в преступлении был арестован чернокожий Эд Джонсон. 6 февраля 1906 года Джонсона признали виновным и приговорили к смертной казни. Казнь была назначена на 20 марта. 19 марта суд разрешил подать апелляцию. В эту же ночь толпа ворвалась в городскую тюрьму. Джонсона подвергли безжалостным побоям, затем повесили на мосту, и всадили в мертвое тело десятки пуль. В данном случае власти довели расследование до конца, и участники линчевания получили по 60 дней тюремного заключения.

В 1916 году 17-летний чернокожий Джесс Вашингтон был приговорен к смертной казни через повешение за убийство белой женщины. Разъяренная толпа вырвала его из рук тюремщиков. Вашингтона вытащили на улицу, раздели и избили палками, лопатами и кирпичами. Затем в присутствии 15 000 человек его сожгли на костре на площади перед мэрией. Отрезанные пальцы рук и ног пошли на сувениры.

В 1919 г. в Небраске судили чернокожего Уилла Брауна, изнасиловавшего 19-летнюю белую девушку. Толпа штурмовала суд, вытащила оттуда преступника, тут же его повесила, затем в труп выпустили сотню пуль, протащили по улицам, отрубили конечности, облили бензином и сожгли.

Десантники против расистов: как подавляли сегрегацию

Принять законы против линчевания пытались сразу несколько американских президентов, включая Франклина Рузвельта, однако их попытки потерпели неудачу. Лишь в 1960-х годах линчевание стало рассматриваться как убийство с отягчающими обстоятельствами.

Лишь в июне 2005 года Сенат США принял резолюцию, в которой официально принес извинения за бездействие в отношении линчевания нескольких тысяч человек, в основном чернокожих.

Что касается законов о расовой сегрегации, то их ликвидация происходила в США уже после Второй Мировой войны. Причем федеральным властям приходилось применять для этого чрезвычайные меры.

В 1954 году Верховный суд США после серии процессов в разных штатах признал, что сегрегация в школах лишает чернокожих детей «равной защиты законами», что противоречит Четырнадцатой поправке к Конституции США. Решением суда был установлен юридический запрет на расовую сегрегацию в школах.

Но это решение еще надо было выполнить. Для того, чтобы в 1957 году в городе Литтл-Рок штата Арканзас чернокожие ученики смогли пойти в одну школу с белыми, в населенный пункт была введена 101-я воздушно-десантная дивизия. Десантникам было приказано выполнить решение суда, несмотря на сопротивление местных властей.

Свобода есть? Есть борьба за свободу

В 1964 году президент Линдон Джонсон утвердил Акт о гражданских правах, полностью ликвидировавший расовую сегрегацию на территории США. Это произошло накануне 100-летия принятия Тринадцатой поправки, ликвидировавшей рабство.

Волнения на расовой почве, впрочем, и сегодня остаются в Америке обычным делом. Многие афроамериканцы полагают, что даже после правления первого чернокожего президента сегрегация никуда не делась. Так что борьба за свободу, дарованную Авраамом Линкольном, продолжается.

150 лет назад вступила в силу поправка к конституции США, отменяющая рабство

«Какой же был груз? Двадцать рабов»

Еще в 1619 году английские колонисты завезли в Виргинию африканских невольников. Так описывал прибытие первого судна с рабами американский автор Джей Сондерс Реддинг:

Авраам Линкольн — 16-й президент США и первый от Республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа

Wikimedia Commons

«С убранными парусами и опущенным флагом на округлой корме оно пришло вместе с морским приливом. По словам всех, это и в самом деле было странное, пугающее, таинственное судно. Никто не знает, был ли то торговый, пиратский или военный корабль. Порт назначения — английское поселение Джеймстаун, что в колонии Виргиния. Судно прибыло, с него велась торговля, и вскоре оно исчезло. Возможно, ни один корабль в современной истории не перевозил более зловещего груза. Какой же был груз? Двадцать рабов».

Реклама

В первое время рабы получали свободу за примерное поведение и хороший труд.

Например, в 1635 году невольник Антонио Джонсон из Анголы освободился, изменил имя на Энтони и сам стал рабовладельцем — причем в его подчинении оказались даже белокожие рабы из стран Европы.

Однако вскоре положение невольников стало резко ухудшаться. Некоторые историки отмечают, что в середине XVII века из-за цвета кожи африканцев черный начал считаться признаком безвкусицы — в противовес белому, символизирующему красоту. А в 1691 году в Виргинии был принят закон, говоривший о том, что белые мужчины и женщины должны быть немедленно изгнаны, если они «вступают в брак с негром, мулатом, индейским мужчиной или женщиной, зависимым или свободным».

Рабы бегут

Среди рабов существовало огромное количество мятежников. Например, в газетных объявлениях за 1736–1801 годы содержатся сведения о побегах 1138 мужчин и 141 женщины. В связи с этим в виргинских кодексах о рабах было зафиксировано:

«Ввиду того что невольники часто убегают и прячутся, притаившись на болотах, в лесах и в других укромных местах, убивая свиней и нанося иной ущерб жителям…

если раб не возвращается немедленно, то любой может убить или уничтожить таких рабов теми методами и способами, которые он… сочтет нужным. …Если же раб будет пойман… должно быть… признано законным суду графства назначить такое наказание указанному рабу, будь то расчленение или иное… какое они (эти суды) сочтут уместным, в целях перевоспитания любого такого неисправимого раба и устрашения прочих от подобных деяний».

Север упраздняет рабство

В 1776 году была принята Декларация независимости — исторический документ, в котором британские колонии в Северной Америке объявили независимость от Великобритании. Томас Джефферсон, третий президент США и один из авторов Декларации независимости, внес в документ пункт, предусматривающий уничтожение рабства. Однако богатые плантаторы добились исключения этого пункта из окончательного текста — таким образом в молодом свободном государстве сохранилось рабство.

Однако вскоре рабство было запрещено на севере США. Вместе с тем

на юге эксплуатация невольников достигла пика своей изощренности — плантаторы «разводили» темнокожих рабов для последующей продажи.

В 1808 году в США был введен запрет на ввоз рабов извне. В то же самое время внутренняя работорговля стала одной из самых престижных профессий — она приносила больше прибыли, чем, например, производство и экспорт хлопка.

В 1850 году в США был принят закон, разрешавший поиск и задержание беглых рабов на территориях, где рабство было уже отменено. Один из виднейших мыслителей и писателей США Ральф Эмерсон воскликнул: «Подумать только, этот грязный закон принят в XIX веке людьми, умеющими читать и писать. Клянусь небом, я не стану выполнять его!»

Преступления греховной страны

В 30-е годы XIX века активизировались американские аболиционисты — сторонники ликвидации рабства. Аболиционисты были разбиты на две группы: первую возглавлял поэт и публицист Уильям Ллойд Гаррисон, вторую — писатель и оратор Фредерик Дуглас. Гаррисон выступал за ликвидацию рабства без применения силы, Дуглас же считал, что нужно спасать невольников вооруженным способом.

Одним из первых белых аболиционистов, боровшихся за отмену рабства, был Джон Браун. Он предпринял неудавшуюся вооруженную попытку освободить рабов в 1859 году и был обвинен в измене штату Виргиния, убийстве белых людей и подстрекательстве черных к бунту.

«Я должен сказать несколько слов, — заявил Браун в своей последней речи на суде. — Во-первых, я отрицаю все, кроме того, в чем признался, то есть моего намерения освободить негров. Я верю, что мои действия… были правильными».

Аболициониста признали виновным, и через 42 дня Браун был казнен. В последний день жизни он написал: «Я, Джон Браун, ныне совершенно уверен, что преступления этой греховной страны не могут быть смыты ничем иным, кроме как кровью».

Либерия — земля свободы

Американские аболиционисты в 1816 году купили земли на побережье Африки и основали государство Либерия — «Землю свободы» в переводе с латыни. В эту страну перевозились невольники, выкупленные борцами с рабством. Впрочем, уровень жизни в Либерии не самый высокий: с 1990 года эта страна регулярно входит в список наименее развитых стран мира ООН.

Рабы и Fallout 4

В компьютерной игре Fallout 4 действует организация «Железная дорога», помогающая сбегать разумным киборгам от их хозяев. Это — аллюзия на «подземную железную дорогу» — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски невольников из рабовладельческих штатов Юга на Север. «Подземная железная дорога» имела «кондукторов» — сопровождающих беглых рабов, и «станции» — жилье, предоставляемое сочувствующими для отдыха и укрытия.

Особенно отличилась американская аболиционистка и беглая рабыня Гарриет Табмен — она совершила 19 «путешествий по дороге» и освободила примерно 300 невольников.

Кстати, когда Табмен было 13 лет, надсмотрщик потребовал ее помощи в избиении беглого раба.

Девушка отказалась и стала на пути надсмотрщика — и тогда тот метнул в ее голову двухфунтовую гирю.

Как появился «Анти-Том»

«Негр сдох — подумаешь, какая важность», — утверждал работорговец с Юга Саймон Легри, антигерой знаменитого романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», написанного в 1852 году. Кстати, после публикации книги, направленной против рабовладения в США, Бичер-Стоу получила не только огромное количество писем с угрозами, но и посылку с отрезанным ухом чернокожего человека.

Показательно, что книготорговец из города Мобил штата Алабама, выставивший «Хижину дяди Тома» на продажу, вынужден был покинуть родные места под давлением общественности.

Хотя на сегодняшний день раб Том занимает 11-е место в американском списке «101 самая влиятельная несуществующая личность», в те годы возник целый жанр литературы «Анти-Том». Романы этого жанра защищали позицию, что рабы не могут жить без надзора хозяев.

Война за уничтожение рабства

В 1861 году в США началась Гражданская война между Севером и Югом. Главной причиной конфликта было рабство и стремление южных штатов распространить его на северные вопреки желанию последних. Авраам Линкольн, шестнадцатый президент США, понял, что страна станет или полностью рабовладельческой, или полностью свободной. Если раньше политический деятель выступал за постепенное освобождение рабов, то теперь он пришел к выводу, что рабство следует упразднить раз и навсегда.

Вскоре Линкольн подписал «Прокламацию об освобождении рабов», объявившую невольников, проживающих на находящихся в состоянии мятежа против США территориях, свободными. Так Гражданская война превратилась в войну за уничтожение рабства.

Полностью рабство было отменено после завершения Гражданской войны и принятия Тринадцатой поправки к конституции США в декабре 1865 года. Текст Тринадцатой поправки звучит следующим образом:

«Раздел 1. В Соединенных Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено.

Раздел 2. Конгресс имеет право исполнять настоящую статью путем принятия соответствующего законодательства».

Интересно, что в штате Кентукки поправка была ратифицирована лишь в 1976 году.

В Миссисипи голосование по ратификации поправки прошло только в 1995 году, а формально процедура отмены рабства была доведена до конца в 2013 году.

Американские рабы и российские крепостные

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Американские аболиционисты тут же начали проводить параллели между российскими крепостными и рабами в США, утверждая, что последних тоже нужно немедленно освободить. Более того, западные журналисты активно писали, что еще Александр Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» называл крепостных рабами, тем самым сравнивая положение невольников в двух странах.

«Царский престол, коего сила во мнении граждан коренится, отличествовати долженствует внешним блеском, дабы мнение о его величестве было всегда всецело и нерушимо, — утверждал российский прозаик в анонимно изданном романе. — Оттуда пышная внешность властителей народов, оттуда стадо рабов, их окружающих. Согласиться всяк должен, что тесные умы и малые души внешность поражать может. Но чем народ просвещеннее, то есть чем более особенников в просвещении, тем внешность менее действовать может».

Российские издания того времени были проникнуты антирабовладельческими настроениями.

«Эмансипация негров, считавшаяся в прошлом году утопией или преступлением, является теперь искренним желанием значительной части северных граждан, — писал петербургский ежемесячный журнал «Русское слово» в ноябре 1861 года. — Уже теперь никто не подвергает сомнению справедливость этой меры».

Кстати, «Прокламацию об освобождении рабов» издание встретило следующими строками: «Наконец наступил великий день для Америки — и эдикт об эмансипации негров, ожидаемый с таким нетерпением, был обнародован в Вашингтоне. Что же касается до мнения света, Линкольн смело может рассчитывать на сочувствие всех благомыслящих современников и быть уверенным, что потомство глубоко будет уважать его память».

Великая Америка говорите? Рабство в США официально было отменено лишь в 2013 году!

Американцы так ратуют за свободу и демократию, но вот рабство у себя в стране отменили только шесть лет назад!

Право слово, даже как-то неудобно выходит. Соединённые Штаты все из себя якобы светоч демократии, «град сияющий на холме», а начнёшь в их законодательстве копаться, так такие несуразицы находятся, что хоть стой, хоть падай. Но о законодательстве в другой раз. А пока просто посмотрим, что же в этой стране с таким простым по сути вопросом как рабство.

Тринадцатая поправка к Конституции США, отменяющая рабство, была принята Конгрессом во время Гражданской войны 31 января 1865 года и вступила в силу 6 декабря 1865 года после того, как её ратифицировали необходимые три четверти штатов – 27 из существовавших тогда 36.

Т.е. этот даже не закон, а поправка к Конституции должна была быть ратифицирована прежде чем вступить в силу. Однако некоторые штаты неторопливо присоединялись к этой инициативе на протяжении более чем ста лет. Более того, беглых рабов должны были задерживать на территории тех штатов, где рабство было отменено и возвращать хозяевам в те штаты, где отмена рабства не была раьтфицирована.

И тут самый интересный факт – штат Кентукки ратифицировал 13-ю поправку только в 1976 г, а в Миссисипи ратифицировать поправку и вовсе забыли, аж до 30 января 2013 года! Лишь 7 февраля 2013 года директор Федерального реестра Чарльз Барт объявил о том, что поправка официально зарегистрирована, т.е. рабство окончательно отменено на всей территории США.

Кто-то скажет – «ну подумаешь, забыли закнодательно оформить!». Но упустят из внимания тот факт, что в 70-е годы без всякой забывчивости в отдельных штатах рабство оставалось на законодательном уровне.

Но даже формальная отмена рабства ещё сотню лет не решала проблем с правами чернокожего населения. Большинство политических деятелей Америки того времени, включая борцов за отмену рабства, исходили из постулата о превосходстве белой расы над чернокожими. Поэтому личная свобода для рабов не означала обретения ими гражданских прав. Сразу после принятия Тринадцатой поправки в южных штатах были приняты так называемые «Черные кодексы», определявшие порядок жизни чернокожего населения.

Например, в штате Миссисипи неграм под страхом пожизненного тюремного заключения отказывалось в праве вступать в брак с белыми, запрещалось носить оружие, ограничивалось их право владеть землей. «Закон о подмастерьях» гласил, что все негры – подростки до 18 лет, не имеющие родителей, или дети бедных родителей, отдавались в услужение белым, которые могли их насильно удерживать в услужении, возвращать в случае побега по суду и подвергать телесным наказаниям. Отдельно стоит сказать о входивших в «Черные кодексы» «Законах о бродяжничестве».

Поскольку освобождение бывших рабов происходило без наделения землей, вчерашние хозяева выбрасывали свободных людей на улицу, оставляя их без куска хлеба и крыши над головой. Тут они попадали под действие «Закона о бродяжничестве». Согласно ему, чернокожие, не имевшие постоянной работы, объявлялись бродягами, заключались в тюрьму и отправлялись в каторжные бригады, либо они оказывались на плантациях у прежних хозяев. Альтернативой была уплата штрафа за бродяжничество, но денег у несчастных просто не было. При этом эксплуатация «бродяг» была порой еще более жестокой, нежели до отмены рабства.

Чернокожие оставались де факто поражены в правах. Даже после формального разрешения им голосовать. Формально Пятнадцатая поправка наделяла чернокожее население южных штатов избирательными правами, однако местное законодательство было выстроено таким образом, что подавляющее большинство афроамериканцев оставались бесправными. Например, на выборах 1900 года в Алабаме из 181500 человек чёрного населения допустили к голосованию лишь 3000.

Особую популярность приобрели так называемые «суды Линча» – убийства человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и следствия. После Гражданской войны в США главными жертвами «судов Линча» становились афроамериканцы. Излюбленным методом убийц на таких судах было повешение несчастных или даже их сожжение.

Точной статистики по «судам Линча» нет. Специалисты Университета Миссури, изучая этот вопрос, пришли к выводу, что в период между 1882 и 1920 годами линчеванию подверглись около 3500 афроамериканцев. Критики полагают, что в данном случае речь идет лишь о самых громких публичных случаях, а общее количество чернокожих, убитых расистами, измеряется десятками тысяч человек.

Принять законы против линчевания пытались сразу несколько американских президентов, включая Франклина Рузвельта, однако их попытки потерпели неудачу. Лишь в 1960-х годах линчевание стало рассматриваться как убийство с отягчающими обстоятельствами. Лишь в июне 2005 года Сенат США принял резолюцию, в которой официально принес извинения за бездействие в отношении линчевания нескольких тысяч человек, в основном чернокожих.

Так что ущемление прав чернокожих продолжались уже в современной истории. К примеру. 1 декабря 1955 г. Роза Паркс, 42-летняя чернокожая швея одного из универмагов Монтгомери, столицы штата Алабама, была задержана и затем оштрафована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру, как от неё требовалось по местному закону.

Для того, чтобы в 1957 году в городе Литтл-Рок штата Арканзас чернокожие ученики смогли пойти в одну школу с белыми, в населенный пункт была введена 101-я воздушно-десантная дивизия. Десантникам было приказано выполнить решение суда, несмотря на сопротивление местных властей.

В 1962 и то, после решения Верховного суда США, был принят первый чернокожий в американский университет Миссисипи. Чернокожий студент Джеймс Мередит появился в университете в сопровождении федеральных маршалов, однако для полного урегулирования ситуации в Миссисипи были направлены несколько тысяч солдат федеральной армии. Во время беспорядков погибли два человека, 375 человек были ранены и около 200 арестованы. Некоторое количество военнослужащих оставались для охраны Мередита до его выпуска.

Так называемый «автобус ненависти» с членами американской нацистской партии, которые пытаются всячески запугивать непокорных черных (1961 год)

Расисты оказывали ожесточенное сопротивление. В 1963 году губернатор Алабамы Джордж Уоллес заявил: «Сегрегация сегодня, сегрегация завтра, сегрегация навсегда». 11 июня 1963 года произошёл инцидент на входе в университет, когда Уоллес закрыл собой дорогу для первых двух чернокожих студентов Университета Алабамы – Вивиан Мелоун и Джеймса Худа. 12 июня 1963 чернокожий активист Медгар Эверс погиб на пороге своего дома в городе Джексоне (штат Миссисипи) от пули белого расиста Байрона де ла Беквита.

Только в 60-е годы 20-го века реально началась борьба за права чернокожих. Законрдательно она закончилась только к 1968 году, уже после гибели борца за их свободу Мартина Лютера Кинга. Но фактические экономическое неравенство черных, разумеется, нельзя было устранить только принятием тех или иных законов. А вот ратификация отмены самого рабства затянулась аж до 21-го века, как видим.

Отмена рабства в США: дата, причины

До определенного момента проблема расового неравенства вовсе и не считалась таковой – угнетение человека за другой цвет кожи было обыденной вещью, которую принимали как данность, а зачастую даже выставляли напоказ. Сегодня же этот этап истории человечества считается едва ли не одним из самых трагичных и неприемлемых с точки зрения морали и этики. О нем снимают фильмы, пишут книги и музыку, стараясь тем самым закрепить в памяти поколений несправедливость подобного устройства жизни.

Масштабы проблемы

Прежде всего, конечно, угнетение темнокожих заключалось в самом факте существования рабства в любом его проявлении. Люди негроидной расы приравнивались к вещи, а чаще всего ценились еще меньше. До 1860-х годов такая тема, как отмена рабства в США, даже не поднималась.

Территориальная расположенность

Следует отметить, что на территории США данное явление было распространено не повсеместно, а только в южной части, где основным источником дохода господ были бесчисленные плантации, на которых и использовался труд темнокожих.

Предпосылки

По сути, отмена рабства в США тесно связана с гражданской войной, развернувшейся в Америке между севером и югом. Напряжение нарастало еще с 1850-х годов и вылилось в итоге в четырехлетнее сопротивление между разными культурами и миропониманиями.

Следует отметить, что отмена рабства в США не была основной причиной развернувшегося противостояния, несмотря на то, что для северян такое явление было совершенно чуждым.

Отношения, сложившиеся между двумя частями страны, не могли рано или поздно не привести к открытому столкновению. Рабовладельческий юг, по сути, находился в полной зависимости и подчинении у севера, что и было своего рода яблоком раздора. Начиная с 1850-х годов, напряжение постепенно нарастало, и в 1861-м нашло выход в четырехлетней гражданской войне, за которой последовала отмена рабства в США.

Внутреннее сопротивление

Вполне очевидно, что гражданская война на территории Америки не была единственной предпосылкой к отмене рабовладельческого уклада. Прежде всего, источником противостояния были сами люди, чей труд и жизни безжалостно эксплуатировались. Не только побеги, но и активные восстания становились все более и более частыми, пока не переросли в открытое противостояние.

Исторический парадокс

Как ни странно, причины отмены рабства в США напрямую связаны с самим этим явлением. Плантаторы не только активно занимались торговлей людьми, но и приравнивали это к основополагающей особенности устройства страны, называли рабовладельческий строй источником процветания и величия Америки. Именно стремление к угнетению другого человека и подкосило сложившийся за долгие годы уклад на территории юга.

Желание плантаторов превратить присоединенный Канзас в рабовладельческую территорию получило отпор, дав толчок более активному сопротивлению. Насаждение данной политики в виде избрания Бьюкенена на пост президента и подавляющее большинство приверженцев рабовладельческого строя в составе Верховного суда вызывали все больше и больше негодования.

Первое движение сопротивления

Отмена рабства в США (дата приходится на 1865 год) была еще далека, когда произошло первое серьезное восстание, давшее толчок полноценному противостоянию. Джон Браун, возглавивший после серьезной подготовки отряд из 22-х человек, был впоследствии казнен, что вызвало большой резонанс среди противников эксплуататорской политики и самих рабов. За серьезным, пусть и жестоко подавленным восстанием в Миссури последовали многочисленные митинги и акции протеста, а уже через год в поддержку отмены рабовладельческого строя поднялись даже не сотни, а тысячи американских фермеров.

Избрание Линкольна

Это событие стало, можно сказать, определяющим в истории сопротивления рабовладельческому строю. Избрание на пост президента выходца из простого народа и его стремление к сохранению единства США, недовольство сепаратистским настроением юга и общий настрой не нравились плантаторам, и в скором времени, начиная с Южной Каролины, южные штаты начали выходить из состава страны.

В 1861 году началась знаменитая гражданская война в Америке, которая и стала в итоге освободительной в отношении угнетенных темнокожих.

Можно говорить о том, что к такому событию, как отмена рабства в США, Линкольн имеет самое непосредственное отношение, поскольку именно его действия привели в итоге к 13-й поправке в Конституции, давшей людям свободу.

Не первая попытка

Отдавая дань истории, следует отметить, что новые правила удалось ввести далеко не сразу. Официальный год отмены рабства в США – 1863-й, поскольку именно тогда была принята Декларация независимости, согласно которой темнокожие подлежали немедленному освобождению. Сопротивление южан тем не менее продолжалось еще 2 года, и бесплатный труд на плантациях оставался практически безнаказанным.

Последствия

Отмена рабства в США 1865 года действительно официально положила конец эксплуатации темнокожих на территории юга Америки. Штаты один за другим постепенно отказывались от каких-либо форм принудительной работы в отношении кого-либо.

Тем не менее это не значит, что будто по мановению волшебной палочки явлению торговли людьми был положен в одночасье конец. Случаи такого рода все еще встречались на территории США вплоть до начала ХХ века, становясь, впрочем, все более и более редкими.

Отражение в культуре

Как уже говорилось ранее, отмена рабства в США (дата все отодвигалась из-за сопротивления южан) стала одним из самых важных событий в американской культуре.

На данный момент существует бесчисленное множество картин, фильмов, а тем более книг об эксплуатации труда темнокожих как таковом и освобождении их от гнета в частности.

Однако не все знают, что уже сама борьба за отмену рабства была подкреплена изнутри с культурологической точки зрения. В данном случае имеется в виду книга американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», которую Авраам Линкольн провозгласил манифестом освободительного движения. Именно это литературное произведение вдохновляло солдат на сражения и вселяло абсолютную, непоколебимую веру в необходимость очищения Америки от славы угнетателей и работорговцев.

Не все сразу

Разумеется, с принятием 13-й поправки не закончилась сразу эра неравенства американцев. Несмотря на то что рабы были официально освобождены, темнокожие еще долго подвергались расовой дискриминации и сегрегации, которые Америка сумела преодолеть сравнительно недавно.

Одним из самых известных борцов за права темнокожих считается и по сей день Мартин Лютер Кинг, речь которого под названием «У меня есть мечта» знакома сегодня с детства едва ли не каждому американцу.

Рабство: два с половиной столетия на службе у господина

История рабства в США

Первых невольников насильно вывезли из Африки английские колонисты в 1610-х годах. Рабы трудились на хлопковых плантациях или становились домашними слугами. Второй вариант для невольников был предпочтительным. Однако и дома, и на плантации они полностью зависели от воли своих хозяев. Беглых клеймили или убивали, жестоко наказывали. Хорошим тоном считалось изнасилование рабынь, которых хозяева считали своей собственностью. О том, как издевались над невольниками, рассказывает фильм «12 лет рабства».

Кадр из фильма «12 лет рабства». Источник: pinterest.com

В 1654 году африканец Энтони Джонсон сумел накопить денег для выкупа из неволи и решил сам обзавестись чернокожим рабом. Он сумел убедить суд, что слуга является его пожизненной собственностью. Разбогатев, Джонсон стал поставлять африканцев землевладельцам. Вообще, довольно быстро в США расцвела контрабандная торговля — не только темнокожими, но и похищенными европейцами.

Невольники. (pinterest.com)

Большинство хозяев не считали своих невольников за людей и делали с ними, что хотели. Так, в начале 1760-х американцы высадили (забавы ради?) больше полусотни рабов на коралловых рифах посреди океана. К счастью, им удалось выжить.

Декларация независимости США, принятая в 1776 году, изначально содержала пункт об отмене рабства. Но крупные плантаторы воспротивились, и в итоге этот пункт из текста декларации исчез. Невольников освободили единичные землевладельцы, считая, что невозможно одновременно бороться за свободу и эксплуатировать человеческий труд.

Конституция 1787 года только укрепила институт рабовладения. Лишь спустя 21 год торговлю невольниками попытались ограничить на законодательном уровне, запретив ввоз африканцев из-за рубежа. Землевладельцы не растерялись и стали «разводить» бесплатную рабочую силу в южных штатах.

В 1850 году был принят закон о беглых рабах. Заниматься их поиском предписывалось всем жителям штата. Появилась особая должность, которую занимали ответственные за ловлю беглецов. Сложно представить себе положение африканцев более бесправным: чтобы раба признали беглым, американцу достаточно было сделать соответствующее заявление под присягой. Надо сказать, пример населению подавал сам президент. Глава США Джеймс Бьюкенен (1857−1861) занял невразумительную позицию в дискуссии о рабовладении.

Отмена рабства в США

Иных воззрений придерживался Авраам Линкольн. 19 июня 1862 года стал для африканцев особым днем: новый президент издал закон об отмене рабства. Однако по факту положение невольников не изменилось, пока в 1865 не была принята 13-я поправка к конституции.

Законодательные меры были лишь первым шагом в освобождении африканцев. За несколько столетий рабства в обществе установилось господство белых, и бороться с этой установкой было очень сложно. Длительное время африканцы не могли учиться в одних заведениях с американскими детьми, в общественном транспорте они должны были занимать отведенные для них места, в магазинах и кафе — стоять в отдельной очереди. Зачастую продавцы в магазинах и вовсе отказывались отпускать товар темнокожим. Вплоть до 1946 года на юге страны практиковались казни без суда — афроамериканцев вешали на глазах толпы. Расправы вершил ку-клукс-клан.

Члены Ку-клукс-клана. Источник: pinterest.com

Правда, поначалу они занимались только запугиванием, появляясь на улицах в белых одеяниях и с факелами. Затем члены организации перешли к убийствам. Предполагаемой жертве они обычно посылали предупреждение, например, зерна апельсина. Если жертва не покидала страну, ее ждала казнь.

Масштабы расовой дискриминации уменьшились в 1960-х годах, однако эта проблема остается актуальной для Америки и сегодня.