Крестовый поход в палестину

Крестьянский крестовый поход, или Крестовый поход бедноты

Я вас приветствую!

Многие из тех, кто хотя бы одним ухом слушал уроки истории в школе, наверняка имеют представление о таком историческом явлении, как Крестовый поход. Для тех, кто не помнит/не знает — небольшой экскурс в историю, перед тем как перейти к основной теме.
Крестовые походы — это серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленная против «неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений. Официальная цель первых крестовых походов была чиста и благородна — освобождение Палестины, а в первую очередь Иерусалима с Гробом Господним, от «неверных», а в частности от радикально настроенных сельджуков, которые буквально заблокировали крестьянским паломникам допуск к величайшей из всех святынь — Гробу Господнему. Если говорить на чистоту, то и первый крестовый поход, и все за ним следующие это ничто иное, как крупномасштабный грабеж и захват территорий, сопровождаемые геноцидом местного населения и уничтожением целых городов и селений. Целые шайки бандитов и безземельных рыцарей, оставшихся без наследства, очень долгое время чинили беспорядки внутри Европы. С началом Первого крестового похода, который Папа Урбан 2 назначил на 15 августа 1096-го года на церковном соборе в Клермонте, эти самые шайки разбойников и обедневших рыцарей устремили свой взор в сторону «неверных», и под эгидой святой церкви отправились богатеть в Палестину. Десятки тысяч этих сумасшедших обратно так и не вернулись — они навсегда остались покоиться в Святой земле. Так, Европа взяла и избавилась от заразы, губившей ее очень долгое время. Очень хитро.

Собор в Клермонте (26 ноября 1095 года)

Теперь, когда я кратенько ввел вас в курс дела, мне хотелось бы рассказать об одном очень интересном эпизоде, который если и затрагивается в школе и университете в рамках изучения истории средневековья, то только вскользь — это начальный этап Первого крестового похода, зовущийся Крестьянским крестовым походом, или Походом бедноты.

Задолго до назначенной папой даты, ранней весной 1096 года, в сторону Иерусалима самостоятельно выдвинулась огромная армия людей. Что удивительно, на них на них не было никаких доспехов, в руках у них не было видно мечей и щитов, передвигались они не на лошадях, а на своих двоих. Возглавляли эту таинственную толпу простолюдинов некто Петр Амьенский и Вальтер Голяк. Петр, по прозвищу Пустынник, был до безумия фанатичен и помешан на вере. Долгие годы он без обуви, с непокрытой головой, в рваных тряпках и с распятием в руках метался по городам и селам Европы, проповедуя где только можно о необходимости скорейшего крестового похода для освобождения христиан и Гроба Господня. Напарник его, Вальтер Голяк, был обедневшим рыцарем, лелеющим мечту основать на Востоке свое королевство и стать невероятно богатым. На полгода раньше официальной даты, в марте 1096 года, эти двое встали во главе огромной армии, состоявшей из мелкого рыцарства, оголтелых крестьян и бедняков. Насчитывала эта армия, по разным данным, от 100 до 300 тысяч человек. Распевая религиозные гимны, вооружённые кольями и топорами, огромная толпа людей двигалась вперед. Устав от одолевающей Европу засухи, чумы и голода, они шли в Палестину только за одной целью — разбогатеть. Путь их сопровождался массовыми грабежами, разбоями и насилием.

Крестьянский крестовый поход

Первыми нападению крестоносной «бедноты» подверглись европейские евреи. Толпа устроила еврейские погромы в таких городах, как Руан и Кёльн. Евреи города Майнц, завидев животную жестокость, с которой пришельцы убивают и насилуют женщин и даже детей, решили совершить массовое самоубийство. Перед тем, как перерезать себе горло, родители убивали своих маленьких детей, дабы избавить их от того ада, который устроят в городе вторженцы. Примерно в конце лета — начале осени сильно поредевшее и крайне озлобленное войско прибыло в Константинополь, где продолжало вести себя как раньше, занимаясь всякого рода беспределом. Сказать, что Алексей Комнин был удивлен, значит ничего не сказать. Византийский император ожидал увидеть в качестве подмоги профессиональную армию, а вместо нее в великий Константинополь ворвалась необузданная толпа голодранцев. Не долго думая, он решил поскорее избавиться от этих «воинов» и переправил их всех в Малую Азию, кишащую турками, которым так не терпелось увидеть тех самых «освободителей» Гроба Господня, которые должны были их, «неверных», наказать. В октябре 1096 года сельджуки организовали новоприбывшим засаду. Сражение превратилось в побоище, кровавую баню, резню — как угодно. Толпа была наголову разбита, из 25 тысяч крестьян уцелело только 3 тысячи, многие попали в плен и потом были распроданы. Среди убитых был и Вальтер Голяк — сарацины всадили в него семь стрел.

Такая вот небольшая, но довольно печальная история. Выжившие и избежавшие плена вернулись обратно в Константинополь. Многие из них сразу же двинулись домой, благодаря судьбу за то, что они избежали ужасной смерти. Остальные, в числе которых был чудом выживший Петр Пустынник, остались ждать подхода рыцарей, чтобы взять реванш.

Почему война за Святую землю обернулась для христиан полным провалом: Крестовый поход бедноты



Тот факт, что Святая земля находилась в руках сарацин сильно беспокоил католическую церковь. В 1096 году папа Урбан II призвал всех христиан отправиться в крестовый поход. Тогда он и понятия не имел, какой катастрофой обернется эта затея.

В ожидании кары небесной

В 1096 году состоялся Клермонский собор. В историю он вошел благодаря выступлению папы римского Урбана II, который прямым текстом заявил, что Святую землю необходимо освободить от всех неверных. Ключевым в той речи являлось то, что под папскую «репрессию» попадали не только мусульмане, но и приверженцы всех других религий.
Понимал ли Урбан, что его слова приведут к массовой истории большинства христиан, проживавших в Европе? Ответа на этот вопрос нет. Из-за неосторожных слов хрупкий мир на Западе рухнул. Христиане решили, что поначалу им требуется разобраться со со всеми жителями Европы, которые придерживались иных религиозных взглядов. Священнослужители эту затею поддержали.
Надо сказать, что папа римский рассчитывал, что европейцы отправятся бить сарацинов ближе к осени 1096 года. Но просчитался. Тысячи людей сразу после пламенной речи решили, что им пора в путь. В первом официальном крестовом походе приняли участие наиболее бедные слои населения: крестьяне и разорившиеся рыцари. Первые и вторые изначально видели в дальних землях лишь возможность поправить свое бедственное финансовое положение, а речи священников служили лишь поводом.



Петр Амьенский./Фото: https://topwar.ru

Вообще, конец одиннадцатого века для Европы выдался, мягко говоря, непростым. Людей сильно покосили засуха и голод. А венцом страданий стала разразившаяся эпидемия чумы. Проповедники на всех углах без устали твердили о приближающемся конце света и каре божьей. Кто-то рассказывал истории о несущихся всадниках апокалипсиса. В общем, жители Европы готовились к худшему. Когда произошло лунное затмение, а спустя короткое время прошел еще и метеоритный дождь, то массовая истерия достигла своего апогея.
Неожиданно в дело вступили священнослужители. Оба природных явления они объяснили как «божественные знамения», которые следовало толковать так: господь хочет, чтобы христиане объединились и отправились на Восток для освобождения Священной земли от мусульман. И еще вчера обреченный на верную погибель народ ухватился за эту мысль. Что не удивительно, ведь в конце туннеля забрезжил свет — надежда на спасение.
Исследователи и историки и по сей день не могут придти к единому мнению на счет количества людей, принявших участие в первом крестовом походе. По разным данным бедняков-крестоносцев могло быть около трехсот тысяч. Причем воевать с неверными отправились не только мужчины, но и женщины, и даже дети.
Огромной разношерстной армией нужно было кому-то руководить. Формально лидером являлся Урбан, но он в походе участие не принял. И поэтому роль командира достала Петру Амьенскому, по прозвищу Пустынник. Известно, что он являлся монахом-отшельником, который до Клермонского собора вел скромную и ничем не примечательную жизнь.
Призыв папы римского воодушевил Петра, и он с проповедями начала посещать города и деревушки северной Франции и Фландрии. Перед людьми монах всегда выступал в белых одеждах, чтобы сыграть на психологическом факторе. К тому же, его слова были настолько красноречивы, что измученные и нищие жители Европы видели в нем чуть ли не божьего пророка.
Надо сказать, что Петр для своего времени был человеком умным и дальновидным. Когда до него дошли слухи о «пророке», Пустынник начал всячески их поддерживать. Поэтому начал рассказывать о видении, в котором бог призывал отправиться его на Восток.
Народ Петру верил. И вскоре он стал признанным лидером Крестового похода. Под его руководством собралась огромная, но невооруженная и необученная толпа, которая в основной своей массе мечтала лишь о шальном богатстве. Пустынник, конечно, все понимал, но закрывал глаза на это. Выбора-то у него не было.
Поскольку сам Петр был хорош только в ораторском искусстве, ему потребовался помощник из военной среды. И такой быстро нашелся в лице французского рыцаря Вальтера. Представитель дворянства погряз в долгах, за что и получил прозвище Голяк. Единственным выходом из затруднительного положения для Вальтера стал Крестовый поход.

«Буря» в Европе

Разношерстное войско отправилось в Иерусалим. Помимо отсутствия подходящего вооружения и доспехов, у армии была еще одна серьезная проблема – острая нехватка припасов. Дело в том, что у бедняков просто не хватало на это средств.



Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба./Фото: https://ru.wikipedia.org

Выход из ситуации крестоносцы нашли быстро. Они просто начали грабить все деревни и города, которые попадались на пути. Естественно, сначала воины пытались дипломатично «уговорить» градоначальников выделить средства на «дело божие», но, когда те отказывались, в дело шла грубая сила. После себя крестоносцы оставляли дымящиеся развалины и груды трупов. Причем вероисповедание жертв не играло никакой роли. Но особо досталось евреям.
Межнациональный конфликт назревал давно. За год до выступления Урбана II во Франции мелкие стычки переросли в полноценное противостояние. Христиане с особой злостью устроили погромы в еврейских общинах крупнейших городов. Но тогда священнослужителям кое-как удалось примирить противников. Но теперь все изменилось. Христине, помня слова папы римского о войне со всеми неверными, оторвались по полной программе. Маховик религиозных репрессий остановить уже никто не мог. Что евреи, что мусульмане – все они стали главными врагами крестоносцев.
Наиболее ожесточенные бои шли во Франции и Германии. Причем на сторону крестоносцев встали богатые и влиятельные люди. Во Франции, например, герцог Готфрид Бульонский и вовсе заявил, что сначала нужно разделаться со всеми евреями, а уже потом со спокойной душой идти на Иерусалим.
Евреев грабили и убивали без малейшего сожаления. Казалось, что христианам уже не нужен никакой Крестовый поход и Святая земля. Особо «благородные» крестоносцы ставили иудеев перед выбором: либо они принимают христианство, либо их ждет казнь.
Интересный факт: современники первого Крестового похода вспоминали, что ненависть к евреям была вызвана вовсе не религиозными различиями. Главная причина заключалась в их богатстве. Тысячи нищих, оборванных и голодных крестьян видели в иудеях шанс на безбедную жизнь. Власти позволили им заниматься ростовщичеством, поэтому деньги у них водились в больших количествах. А католикам этот «бизнес» был не доступен. И вот пришло время мести. Классовая ненависть оказалась сильнее всего человеческого. Кроме того, среди крестоносцев было много тех, кто сам брал у евреев кредиты. Соответственно, один удар дубиной или ножом мог эту кабалу «погасить».

Конечно, иудеи пытались откупиться. Но чем больше денег они давали, тем больше требовали от них крестоносцы.
Среди католического безумия все же были и те христиане, кто сумел сохранить разум. Император Генрих IV пытался защитить евреев, но у него не вышло. Епископ немецкого Майнца Рутхард укрыл несчастных в замке, а затем попробовал остановить озлобленную толпу. В итоге: замок был взят, евреи убиты. Неизвестно выжил ли сам епископ или нет.
Кровавые следы крестоносцев растянулись по всей западной Европе. Сколько иудеев они убили – никому не известно. В подсчетах запутались даже еврейские хронисты.
Медленно, но верно христиане продвигались на Восток. На их пути лежали земли Венгрии. Король Кальман I Книжник прекрасно знал, что приход крестоносцев принесет его земле только беды и разрушения. И он отправил им на встречу своих рыцарей. Кальман лично встретился в Вальтером Голяков, чьи солдаты первыми подошли к венгерской границе. Король потребовал соблюдать мир, пообещав, что в противном случае крестоносцев ждет встреча с его рыцарями. Голяк, естественно, согласился. Но выполнить условие не смог. Армия просто игнорировала его приказы.
Первым удар крестоносцев принял на себя чешский князь Бржетислав II. Его армия сумела победить, хотя и понесла большие потери. Параллельно несколько христианских отрядов начали грабить и жечь венгерские деревни. Кальман ответил быстро – его рыцари разгромили армию Вальтера. И вместо десятков тысяч солдат в его распоряжении осталось лишь несколько сотен. С ними-то он кое-как и сумел добраться до Константинополя.



Крестоносцы./Фото: https://miro.medium.com

Следом в Венгрию пришла армия, ведома Пустынником. Его солдаты знали об участи предшественников, поэтому на сей раз путь по владениям Кальмана прошел без серьезных эксцессов.

Бой за Святую землю: печальный финал

Осенью 1096 года под стенами Константинополем разбила лагерь разношерстная армия крестоносцев. По предположительным подсчетам у столицы Византии собралось более ста пятидесяти тысяч человек. Но армией их назвать было нельзя. Усталость и злость достигли своего апогея. То и дело вспыхивали мятежи, которые заканчивались тем, что от войска откалывался отряд, уходивший в «свободное плавание».
Такие союзники были ни к чему византийскому императору Алексею Коминину. Он ждал из Европы могучую армию рыцарей, а дождался алчных и злых крестьян, которые понятия не имели как воевать. Из-за крестоносцев сильно испортились отношения между императором Византии и парой римским. Комнин такую «помощь» посчитал личным оскорблением.
Тем временем обстановка у стен Константинополя накалялась. Крестьяне совершали набеги не только на близлежащие деревни, но и прорывались в сам город. Они грабили купеческие кварталы, оскверняли церкви… Комнин был в ярости. Договориться с Пустынником и Голяком не получилось. Лидеры Крестового похода бедноты лишь разводили руками и просили потерпеть. Терпеть император не стал. Его воины заставили европейцев сесть на корабли и высадиться на противоположной стороне Босфора, то есть, в землях, граничащих с владениями мусульман.
Крестоносцы разбили лагерь у города Цивитот. Петр и Вальтер попытались объединить армию в единый кулак, чтобы отправиться на освобождение Святой земли, но затея провалилась. Каждый день войско буквально таяло. Отряды бедняков превращались в шайки бандитов, промышлявших убийствами и грабежами. Постепенно они добирались до мусульманских земель, где и бесследно пропадали. Оказалась, что сарацины – это не жители деревень и воевать с ними не так-то просто. В этом лично убедился рыцарь Рено де Брей. Он поднял восстание против Пустынника, собрал вокруг себя армию из нескольких десятков тысяч крестьян и пошел на главный город сельджуков – Никею. Его лично встретил султан Кылыч-Арслан I. Боя, по факту, не было. Мусульмане в считанные минуты разделались с крестоносцами. А спустя пару недель сарацины уничтожили и войско Вальтера. Почти все крестоносцы погибли, в том числе и Голяк. Так печально завершился Крестовый поход бедноты.



Алексей I Комнин./Фото: https://ru.wikipedia.org

Что же касается Петра Амьенского, то он в том сражении не участвовал. Пустынник остался в Цивитоте. А когда узнал о поражении, так и вовсе вернулся в Европу. Петр обосновался на севере Франции, основал монастырь и больше не будоражил умы простых людей проповедями. Известно, что не умер духовный лидер первого Крестового похода в 1115 году.
Интересно вот еще что: есть версия, что Урбан II объявил Крестьянский крестовый поход вовсе не с целью освобождения Святой земли. Некоторые историки уверены, что он отправил на верную смерть сотни тысяч бедняков специально, чтобы «разгрузить» Европу. Нищих было так много, что они угрожали или голодом, или массовыми восстаниями. А так, от лишних ртов избавились, прикрывшись благими намерениями.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Первые крестовые походы: меч и огонь на Святой Земле

Между Средиземным и Красным морями находится Земля Обетованная, где расположены реликвии и святыни множества народов. Территория Ближнего Востока подарила человечеству иудаизм, христианство и ислам ‑ мировые религии, определившие развитие всей человеческой цивилизации. Тысячи лет за эти земли идет война, которая не прекращается и сегодня.

Истоки походов

В XI в. Византия в результате войны с турками-сельджуками потеряла территории Малой Азии и Палестины. Столицей своего государства турки сделали Никею.

Византия попросила помощи у королевств Западной Европы в борьбе с мусульманами. Откликнувшись на зов, Папа Урбан II объявил крестовый поход, чтобы освободить святыни от мусульман.

Слово Церкви услышали повсюду. Тысячи людей начали собираться в поход против иноверцев. Откликнувшиеся на призыв, люди «принимали крест» — нашивали на свою одежду полоски ткани. Их стали называть крестоносцами.

Франческо Хайес «Папа Урбан II провозглашает Первый крестовый поход.»

Пилигримы выступают в Палестину

К XI в. паломничества к святыням Израиля продолжались уже несколько столетий. Но теперь христиане направлялись в путешествие с мечом в руке. Пилигримы преследовали разные цели: кого вела вера, кто гнался за богатством, а кто-то жаждал власти.

Первыми на Ближний Восток отправились группы крестьян и городских нищих. Их вели за собой два авантюриста: рыцарь Вальтер и проповедник Петр, по прозвищу Пустынник. Общая численность ополчения составляла 50–70 тысяч человек. Огромная голодная армия двигалась по Европе, грабя деревни в поисках пищи и постоянно подвергаясь нападениям венгров и печенегов.

Крестьянский крестовый поход

Тем не менее, к августу 1096 г. бедняки дошли до Константинополя, чем был очень огорчен византийский император. Ведь он ждал послушных рыцарей-наемников, которые помогут в войне, а пришли десятки тысяч нищих, грабящих его страну.

Крестьянская армия перестала существовать в первом же бою с турками. Множество пилигримов было убито. Немногие оставшиеся в живых стали рабами.

Рыцари захватывают Иерусалим

Профессиональная европейская армия начала свой поход лишь в середине 1096 г. Французские князья со своими войсками погрузились на корабли и уже осенью достигли Византии, где остались на зимовку.

В мае следующего года крестоносцы вторглись во владения сельджуков. С помощью византийского флота была взята Никея. Победив еще в нескольких сражениях, крестоносцы разделили свои армии. Часть осталась покорять турецкий юг, а часть отправилась дальше в Сирию и Палестину.

Легко вооруженные сельджуки не могли противостоять закованным в железо европейским рыцарям. В середине 1098 г. основные силы христиан подступили к Иерусалиму.

Осада продолжалась больше года, но, в конце концов, город был захвачен. Крестоносцы устроили в Иерусалиме резню, грабя, поджигая и убивая все на своем пути. Спастись удалось немногим. Были убиты не только мусульмане, но и иудеи. Город был полностью разграблен.

Захват Иерусалима крестоносцами во время Первого крестового похода

Новые государства на Ближнем Востоке

Захватом Иерусалима закончился первый крестовый поход. Под властью христиан оказались обширные владения на юге Турции, в Армении, Сирии, Палестине и Иордании.

На своей новой земле они тут же организовали несколько графств и княжеств. Иерусалим же был провозглашен столицей королевства. Из Европы сюда потянулись многочисленные эмигранты, которые надеялись начать в Святой Земле новую жизнь.

Многие рыцари обрели власть. Лишенные земель и доходов на родине здесь они становились князьями и баронами. Постепенно крестоносцы перенимали местные обычаи и становились все больше похожими на арабов.

Между первым и вторым крестовыми походами

Поначалу крестоносцы расширяли свои владения, оттеснив турок в пустыню. Но мира между вновь созданными государствами не было. Вырвавшись из-под контроля своих королей, каждый предводитель крестоносцев пытался получить власть над все большей территорией. Начались междоусобные войны.

Сначала этим воспользовались византийцы. Недавние союзники захватили Антиохию. Почти одновременно с этим сельджуки напали на графство Эдесса. Это заставило оставшихся правителей прийти к мирному соглашению и попросить помощь в Европе.

Так начался второй крестовый поход.

Восхождение Саладина

Пока в землях Сирии и Палестины христиане пытались сдержать сельджуков, западноевропейские монархи собирали свои армии.

Проблемы второго похода начались уже в Малой Азии, где турки постоянно атаковали движущиеся войска крестоносцев. Очень скоро стало ясно, что отвоевать Эдессу не удастся. Потеряв значительное количество сил, европейцы вынуждены были повернуть обратно.

Саладин

А всего через несколько лет на политической арене Ближнего Востока появился молодой и талантливый предводитель сельджуков по имени Саладин. Умный и расчетливый политик сначала нанес крестоносцам несколько чувствительных военных поражений, а затем заключил с ними выгодное перемирие на несколько лет.

В это время Саладин собирал свою армию. Положение государств крестоносцев становилось критическим. Христиане просили помощи в Европе, но быстро собрать армию было очень сложно. Противостоять Саладину пришлось своими силами.

В июле 1187 г. сельджуки разгромили крестоносцев в Хиттинской битве. Путь на Иерусалим был открыт. За два месяца Саладин захватил почти всю Палестину и начал осаду города.

Битва при Хаттине

Иерусалим сдался в октябре, а еще через несколько недель под контролем крестоносцев осталось лишь несколько крепостей.

Падение Иерусалима стало катализатором для начала Третьего крестового похода. Новую экспедицию возглавили английский король Ричард по прозвищу Львиное Сердце и германский император Фридрих.

Саид Тахсин «Саладин и Ги де Лузиньян после битвы»

Но все чего смогли добиться европейцы – это возможность посещать Иерусалим паломникам.

Сегодня, через 900 лет после первого крестового похода Иерусалим до сих пор является яблоком раздора. Город контролирует Израиль, но юридически восточная часть Иерусалима должна принадлежать арабам.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

§17. Крестовые походы

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

5.0/5, Голосов: 1

Проверьте себя

1. В 1095 году Папа Римский Урбан II призвал христиан, двинутся на Палестину, чтобы отвоевать свою «святую землю» и главную святыню – Гроб Господень. 2. В походе на Восток народ увидел возможность вырваться из бедности, получить землю и свободу, феодалы же были наслышаны о несметных богатствах и сокровищах восточных стран. 3. В отличии от феодалов крестьянская армия было плохо обучена и вооружена, не дисциплинированна. Армия феодалов состояла из рыцарей, которые всю жизнь проводили в битвах, были отлично обучены и вооружены. 4. В завоёванных территориях устанавливались феодальные порядки. Местных жителей — мусульман и христиан – они насильно превращали в зависимых, взимали с них подати. 5. Вскоре после Первого Крестового похода в Палестине были созданы духовно-рыцарские ордены. Они были созданы для обороны и расширения владений крестоносцев. Ордены накопили огромные богатства и стали наиболее сплоченной силой рыцарей. 6. В отличии предыдущих крестовых походов Четвертый крестовый поход был против таких же христиан. 7. Войны с мусульманами были тяжелы и опасны, обе стороны несли большие потери, и желающих воевать становилось все меньше. 8. В результате крестовых походов оживилась торговля в Средиземном море. Европейцами были заимствованы новые землевладельческие культуры, научились изготавливать шелк и стеклянные зеркала. Было усовершенствованно строительство замков. Появились горячие бани. 9.

Линии сравнения Первый Крестовый поход Третий Крестовый поход Четвертый крестовый поход
Годы 1096-1099 г. 1189-1192 г. 1204-1261 г.
Участники Крестьяне и феодалы Немецкие, английские и испанские феодалы Рыцари-крестоносцы
Цели Достичь и захватить Иерусалим Попытка вернуть Иерусалим Сначала они намеревались переправиться через море в Египет, но не смогли оплатить корабли, поэтому их наняли венецианские купцы для нападения на Константинополь
Результаты В отличие от крестьян, феодалы все же достигли Иерусалима и захватили его, хоть и с огромными потерями Лишь английскому королю Ричарду 1 удалось захватить порт Акру. Иерусалим же остался не захваченным Как таковых целей у рыцарей не было, они захватили Константинополь и обосновались там

Подумайте

1) В первую очередь целью крестовых походов была, возвращение христианских земель и святынь, поэтому организатором выступала церковь. 2) Духовно-рыцарские ордены состояли из рыцарей, и созданы были для обороны и расширения владений, и, по сути, были лишь военными организациями. 3) Нет, так как это были не освободительные походы, и местное население не поддерживало крестоносцев. 4) Потому что Четвертый Крестовый поход был против таких же христиан, и не несло в себе ничего святого. 5) Это говорит о слабости движения крестоносцев, так как последующие походы были для того, чтобы заново захватить то, что они уже завоевывали и не смогли удержать. 6) И те и другие переняли многое друг у друга, как и в культурном плане, так и в сельскохозяйственном, начиная от одежды, украшений, заканчивая архитектурой и методами строительства. 7) Потому что они думали, что они карают неверных и все их имущество принадлежит крестоносцам.

Крестовые походы в 8 пунктах

27 марта 2017История, Антропология

Кем были крестоносцы — благородными паладинами или алчными захватчиками, могли ли женщины участвовать в походах и за что Фридриха II закидали потрохами

Автор Елизавета Лапина

27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у византийцев. В качестве возна­граждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.

1. Основные события Крестовых походов

Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII векBibliothèque nationale de France

15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, кото­рое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитате­лей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — граф­ство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское коро­левство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Афри­ки были отправ­лены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства кресто­носцев испытывали постоян­ную нехватку в защитниках.

В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окон­чился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иеруса­лим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христиан­ский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участво­вать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Три­поли, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.

2. Как походы изменили отношение к войне

Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI векWikimedia Commons

До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться цер­ковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию послед­него англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложи­ли на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло иску­пить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спа­сение души и обеспечивала место в раю.

Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, воз­никшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанно­стью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплие­ры при­няли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.

3. Сколько стоило участие в походе

Готфрид Бульонский переходит через Иордан. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII векBibliothèque nationale de France

Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так млад­шие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных бо­гатств Востока. Современ­ные историки от­вергают эту теорию. Во-первых, сре­ди крестоносцев было немало богатых людей, которые поки­дали свои владе­ния на долгие годы. Во-вто­рых, участие в Крестовых похо­дах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кор­мить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на воз­можность подработать в походе, а так­же на подаяния более обеспеченных кресто­носцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тра­тилось на провизию и другие необходимые вещи.

Исто­рики подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, дол­жен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульон­ский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.

Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дари­ли местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувший­ся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.

4. От чего умирали крестоносцы

Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII века Wikimedia Commons

Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не верну­лись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от получен­ных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка про­визии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Рим­ской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновид­ность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У дру­гого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.

5. Участвовали ли в походах женщины

Ида Австрийская. Фрагмент генеалогического древа Бабенбергов. 1489–1492 годыУчаствовала с собственной армией в Крестовом походе 1101 года.
Stift Klosterneuburg / Wikimedia Commons

Да, хотя их количество сложно под­считать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во вре­мя Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 муж­чин приходилось 42 женщины. Неко­торые женщины участвовали в Кре­стовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались отно­сительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спа­сти душу, помолиться у Гроба Господ­ня, посмо­треть на мир, забыть о до­машних неурядицах, а также просла­виться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательни­цы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение кресто­носцы старались соблюдать целомуд­рие: внебрачные связи карались, а про­ституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.

В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.

6. В какие настольные игры играли крестоносцы

Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы© DIOMEDIA

Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го­ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан­тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.

Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя­щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре­зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме­шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро­лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз­ре­шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона­шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь­ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи­тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).

7. С кем крестоносцы воевали

Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV векаThe British Library

Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не толь­ко на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим пред­лагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестонос­цев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство кресто­носцев не по­нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погро­мы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.

С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про­тив мусульман, но и против язычников, ерети­ков, православных и даже като­ликов. Например, так называемые Альби­гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек­ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто­носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като­лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо­дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.

8. Какой поход был самым необычным

Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV векBiblioteca Apostolica Vaticana / Wikimedia Commons

Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Кре­стовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нару­ше­ние обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фрид­рихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муазза­мом. Но ко­гда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иеру­салим. У му­сульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом ска­лы» и ме­четью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть насе­ления которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Воз­вращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлу­ченным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив