Крейсер слава черноморский флот

Ракетный крейсер » Слава «

Ракетные крейсера типа “ Слава “ ( проект 1164 )

В 1969 го­ду ру­ко­во­дство ВМФ вы­да­ло за­да­ние Се­вер­но­му ПКБ (под ру­ко­во­дством В.Д. Руб­цо­ва) на про­ра­бот­ку ва­ри­ан­тов БПК про­ек­та 1134Б, ко­то­рый к то­му вре­ме­ни на­чал стро­ить­ся. Идея про­ра­бо­ток бы­ла та­ко­ва — ис­поль­зо­вать ба­зо­вый ва­ри­ант в ка­че­ст­ве плат­форм, на ко­то­рых соз­дать сис­те­му из взаи­мо­под­дер­жи­ваю­щих ко­раб­лей: про­ти­во­ло­доч­ных, удар­ных (с про­ти­во­ко­ра­бель­ны­ми ра­ке­та­ми) и ко­раб­лей кол­лек­тив­ной ПВО (с зе­нит­ны­ми ра­ке­та­ми). Кор­пус и энер­го­ус­та­нов­ка со­хра­ня­лись по про­ек­ту, из­ме­не­ния ка­са­лись толь­ко кор­мо­вой час­ти ко­раб­ля, над­строй­ки и воо­ру­же­ние на удар­ном ва­ри­ан­те за­ме­ня­лись 12 пус­ко­вы­ми ус­та­нов­ка­ми для ком­плек­са «Ба­зальт», ко­то­рые смот­ре­ли в кор­му. На ва­ри­ан­те ПВО долж­ны бы­ли ус­та­нав­ли­вать­ся зе­нит­ные ра­ке­ты вер­ти­каль­но­го пус­ка «Квант» (впо­след­ст­вии «Форт»). Про­ра­ба­ты­ва­лись ва­ри­ан­ты с вер­то­ле­том и без.

Про­ра­бот­ки бы­ли ут­вер­жде­ны и на­ча­лась раз­ра­бот­ка тех­ни­че­ско­го про­ек­та — пред­по­ла­га­лось, что на­чи­ная со строи­тель­но­го но­ме­ра С-2007 уже пой­дет ра­кет­ный ва­ри­ант. Из-за это­го за­клад­ка БПК «Тал­лин» за­дер­жи­ва­лась, эки­паж не­сколь­ко раз фор­ми­ро­ва­ли, за­тем рас­фор­ми­ро­вы­ва­ли, на фло­те его уже на­ча­ли на­зы­вать «ле­ту­чим гол­ланд­цем» в ито­ге ко­рабль был за­ло­жен и до­стро­ен по пер­во­на­чаль­но­му про­ек­ту, в про­ти­во­ло­доч­ном ва­ри­ан­те.

На­чав­шие­ся вдруг ко­ле­ба­ния и за­держ­ки бы­ли свя­за­ны в ос­нов­ном с тем, что па­рал­лель­но соз­да­вал­ся ра­кет­ный ко­рабль ох­ра­не­ния про­ек­та 1165 «Фу­гас», воо­ру­жен­ный кры­ла­ты­ми ра­ке­та­ми и но­вым зе­нит­ным ком­плек­сом «Форт» С-300Ф уси­лен­ной ком­плек­та­ции для вы­со­ко­эф­фек­тив­ной кол­лек­тив­ной обо­ро­ны и за­щи­ты от низ­ко­ле­тя­щих кры­ла­тых ра­кет. Пред­поч­те­ние от­да­ва­лось ему, но в ав­гу­сте 1971 го­да ра­бо­ты по «Фу­га­су» пре­кра­ти­ли из-за до­ро­го­виз­ны (крей­сер пред­по­ла­гал­ся атом­ным).

По­это­му, ре­ши­ли вер­нуть­ся к про­ра­бот­кам Се­вер­но­го ПКБ, на ба­зе ко­то­рых бы­ло ре­ше­но соз­да­вать бо­лее про­стой и ме­нее до­ро­го­стоя­щий ра­кет­ный крей­сер третье­го по­ко­ле­ния на ба­зе тех­ни­че­ских ре­ше­ний 1134Б. В ок­тяб­ре 1972 го­да Се­вер­но­му ПКБ бы­ло вы­да­но так­ти­ко-тех­ни­че­ское за­да­ние на эс­киз­ный про­ект 1164 (шифр «Ат­лант»), глав­ным кон­ст­рук­то­ром на­зна­чи­ли А.К. Перь­ко­ва, глав­ным на­блю­даю­щим от ВМФ — ка­пи­та­на 2 ран­га А.Н. Бли­но­ва. При пол­ном во­до­из­ме­ще­нии 10000 тонн воо­ру­же­ние ко­раб­ля долж­но бы­ло со­сто­ять из про­ти­во­ко­ра­бель­но­го ра­кет­но­го ком­плек­са «Ба­зальт» (12 пус­ко­вых ус­та­но­вок для двух 6 ра­кет­ных зал­пов), зе­нит­ных ра­кет­ных ком­плек­сов «Форт» (8х8 ПУ вер­ти­каль­но­го стар­та) и «Оса» (2 спа­рен­ных ус­та­нов­ки), двух 100-мм пу­шек АК-100, ав­то­ма­тов са­мо­обо­ро­ны АК-630, бом­бо­ме­тов РБУ-6000, двух 5 труб­ных тор­пед­ных ап­па­ра­тов, вер­то­ле­та ко­ра­бель­но­го ба­зи­ро­ва­ния. Был ва­ри­ант (впо­след­ст­вии от­кло­нен­ный) с уто­п­лен­ны­ми в кор­пус ПУ для глав­но­го ра­кет­но­го ком­плек­са, с дву­мя 130-мм од­но­стволь­ны­ми ору­дия­ми, что вы­зы­ва­ло уд­ли­не­ние ко­раб­ля поч­ти до 200 мет­ров и не­при­ем­ле­мый рост во­до­из­ме­ще­ния. Нуж­но бы­ло учи­ты­вать воз­мож­но­сти за­во­да строи­те­ля, по­это­му раз­ме­ре­ния «ужа­ли», часть по­ме­ще­ний и ра­ке­ты бы­ли как бы «вы­дав­ле­ны» на­верх.

В де­каб­ре 1972 го­да со­стоя­лось рас­смот­ре­ние ма­те­риа­лов эс­киз­но­го про­ек­та, по ре­зуль­та­там ко­то­ро­го лич­но Глав­ком дал ука­за­ние до­ба­вить еще че­ты­ре пус­ко­вых ус­та­нов­ки для осу­ще­ст­в­ле­ния двух пол­ных вось­ми­ра­кет­ных зал­пов, а две ар­ту­ста­нов­ки АК-100 за­ме­нить на од­ну двух­стволь­ную АК-130. Все бы­ло ис­пол­не­но. Уси­ле­ние удар­ной мо­щи обер­ну­лось рос­том во­до­из­ме­ще­ния, сни­же­ни­ем ско­ро­сти хо­да (с 34 до 32,5 уз­лов), ог­ра­ни­че­ни­ем уг­лов об­стре­ла но­со­во­го ору­дия.

Кон­ст­рук­тив­ная бро­ни­ро­ван­ная за­щи­та на крей­се­ре от­сут­ст­во­ва­ла, так как для ее осу­ще­ст­в­ле­ния по­тре­бо­ва­лось бы уве­ли­че­ние во­до­из­ме­ще­ния ми­ни­мум на 1000 тонн. Это был ми­нус, на ко­то­рый за­каз­чик за­крыл гла­за. Счи­та­лось, что ко­рабль дол­жен был об­ла­дать лишь спо­соб­но­стью про­ти­во­сто­ять «не­бое­вым» экс­плуа­та­ци­он­ным ава­рий­ным по­вре­ж­де­ни­ям, по­жа­рам и за­то­п­ле­ни­ям, а по­то­му и жи­ву­честь его долж­на оце­ни­вать­ся без уче­та воз­дей­ст­вия ору­жия. По тре­бо­ва­нию на­блю­даю­ще­го ми­ни­маль­ные тол­щи­ны об­шив­ки крей­се­ра бы­ли при­ня­ты не ме­нее 8 мм, что по­вы­ша­ло сро­ки служ­бы ко­раб­ля и уве­ли­чи­ва­ло его об­щую проч­ность.

Про­ти­во­ло­доч­ные воз­мож­но­сти крей­се­ра вы­гля­де­ли, осо­бен­но на фо­не про­ек­ти­руе­мых ГАК даль­не­го дей­ст­вия, дос­та­точ­но скром­но, но про­ра­бот­ка ва­ри­ан­та ус­та­нов­ки но­вей­ше­го ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­но­го гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са «По­ли­ном» по­ка­за­ла, что рост во­до­из­ме­ще­ния со­ста­вит до по­лу­то­ра ты­сяч тонн, по­че­му и ре­ши­ли ог­ра­ни­чить­ся но­вым ГАК «Пла­ти­на», ко­то­рый уже про­хо­дил ис­пы­та­ния. Даль­ность об­на­ру­же­ния при нор­маль­ных гид­ро­ло­ги­че­ских ус­ло­ви­ях со­став­ля­ла ми­ни­мум 15 км, при не­бла­го­при­ят­ных не ме­нее 1 км. Та­ким об­ра­зом, идея о соз­да­нии как бы ли­де­ра для про­ти­во­ло­доч­ных групп на­ча­ла уми­рать не сты­ку­ясь по ком­плек­сам воо­ру­же­ния и ос­на­ще­ния, не имея воз­мож­но­сти вы­пол­не­ния функ­ций пол­но­цен­но­го флаг­ман­ско­го ко­раб­ля та­ко­го со­еди­не­ния, крей­сер на­чи­нал ста­но­вить­ся ко­раб­лем, ко­то­рый «гу­ля­ет сам по се­бе». Но та­ким его сде­ла­ли по­рой про­ти­во­ре­чи­вые тре­бо­ва­ния за­каз­чи­ка.

СССР то­гда впер­вые ощу­тил на се­бе влия­ние ми­ро­во­го энер­ге­ти­че­ско­го кри­зи­са, по­это­му пе­ред кон­ст­рук­то­ра­ми бы­ла по­став­ле­на за­да­ча до­бить­ся эко­но­мии то­п­ли­ва за счет по­вы­ше­ния эко­но­мич­но­сти ус­та­нов­ки, что бы­ло осу­ще­ст­в­ле­но вне­дре­ни­ем те­п­ло­ути­ли­за­ци­он­но­го кон­ту­ра.

Тех­ни­че­ский про­ект 1164 был ут­вер­жден 21 ав­гу­ста 1974 го­да. До 1979 го­да глав­ным кон­ст­рук­то­ром был А.К. Перь­ков, за­тем его сме­нил В.И. Му­ти­хин.

Го­лов­ной крей­сер про­ек­та «Сла­ва» был за­чис­лен в спи­ски ВМФ 20 мая 1973 го­да ко­рабль, 6 но­яб­ря 1976 г. за­ло­жен на за­во­де име­ни 61 Ком­му­на­ра в Ни­ко­лае­ве (строи­тель­ный № 2008), 27 ию­ля 1979 г. спу­щен на во­ду, с 10 де­каб­ря 1981 г. на­ча­лось за­се­ле­ние эки­па­жа, в сен­тяб­ре 1982 г. — за­во­дские хо­до­вые ис­пы­та­ния, 3 но­яб­ря 1982 г. пер­вый вы­ход в мо­ре, 30 де­каб­ря 1982 г. под­пи­сан при­ем­ный акт, 30 ян­ва­ря 1983 г. под­нят флаг и 7 фев­ра­ля 1983 г. крей­сер во­шел в со­став Чер­но­мор­ско­го фло­та (150 бри­га­да ра­кет­ных ко­раб­лей 30 ди­ви­зии). 16 мая 1995 г. по­лу­чил но­вое имя — «Мо­ск­ва».

Вто­рой крей­сер се­рии — «Ад­ми­рал фло­та Ло­бов». 17 сен­тяб­ря 1977 г. за­чис­лен в спи­ски ВМФ, 5 ок­тяб­ря 1979 г. за­ло­жен на за­во­де им. 61 Ком­му­на­ра в Ни­ко­лае­ве (строи­тель­ный № 2009), 25 фев­ра­ля 1982 г. спу­щен на во­ду, с мая 1985 г. на­чи­на­ет­ся за­се­ле­ние эки­па­жа, с 11 ап­ре­ля по 12 ав­гу­ста 1986 за­во­дские и го­сис­пы­та­ния, 15 сен­тяб­ря 1986 г. под­пи­сан при­ем­ный акт, 21 сен­тяб­ря 1986 г. под­нят флаг и 5 но­яб­ря 1986 г. крей­сер во­шел в со­став Се­вер­но­го фло­та (120 бри­га­да ра­кет­ных ко­раб­лей 43 ди­ви­зии). 5 но­яб­ря 1986 г. был пе­ре­име­но­ван в «Мар­ша­ла Ус­ти­но­ва».

Тре­тий крей­сер про­ек­та — «Чер­во­на Ук­раи­на». 31 ию­ля 1979 г. за­ло­жен на з-де им. 61 Ком­му­на­ра в Ни­ко­лае­ве (стр. № 2010), 5 но­яб­ря 1982 г. за­чис­лен в спи­ски ко­раб­лей ВМФ, 26 ию­ля 1983 г. спу­щен на во­ду. Эки­паж сфор­ми­ро­ван 1 де­каб­ря 1986 г. С 15 ав­гу­ста по 1 де­каб­ря 1989 г. за­во­дские хо­до­вые ис­пы­та­ния, 25 де­каб­ря 1989 г. под­пи­сан при­ем­ный акт. 7 ян­ва­ря 1990 г. под­нят флаг. 10 ав­гу­ста 1990 г. крей­сер вве­ден в со­став сил по­сто­ян­ной бое­вой го­тов­но­сти. С 21 де­каб­ря 1995 г. — «Ва­ряг».

Ра­кет­ные крей­се­ры про­ек­та 1164 пред­на­зна­че­ны для на­не­се­ния уда­ров по круп­ным над­вод­ным ко­раб­лям и удар­ным груп­пи­ров­кам про­тив­ни­ка, для обес­пе­че­ния бое­вой ус­той­чи­во­сти ко­ра­бель­ных про­ти­во­ло­доч­ных по­ис­ко­во-у­дар­ных групп, для ре­ше­ния за­дач кол­лек­тив­ной про­ти­во­воз­душ­ной обо­ро­ны со­еди­не­ний и кон­во­ев в уда­лен­ных рай­онах мо­рей и океа­нов. Вспо­мо­га­тель­ны­ми за­да­ча­ми счи­та­ет­ся борь­ба с под­вод­ны­ми лод­ка­ми, ог­не­вая под­держ­ка де­сан­тов, об­стрел по­бе­ре­жья, за­ня­то­го про­тив­ни­ком.

По кон­ст­рук­ции ко­рабль длин­но­по­лу­бач­ный, с раз­ви­той трех­ост­ров­ной над­строй­кой, баш­не­по­доб­ны­ми пи­ра­ми­даль­ны­ми фок- и гро­т-мач­та­ми. Для улуч­ше­ния ос­той­чи­во­сти и мо­ре­ход­но­сти шпан­го­уты кор­пу­са име­ют силь­ный раз­вал, а фор­ште­вень силь­ный на­клон. В пер­вом от­се­ке, по но­со­вую та­ран­ную пе­ре­бор­ку рас­по­ла­га­ют­ся вспо­мо­га­тель­ные по­ме­ще­ния и кла­до­вые. Во вто­ром от­се­ке, ни­же ва­тер­ли­нии вы­го­род­ка гид­ро­аку­сти­че­ской стан­ции «Пла­ти­на», вы­ше — цеп­ной ящик, шпи­ле­вая и кла­до­вые. Тре­тий от­сек прак­ти­че­ски пол­но­стью за­ни­ма­ет под­ба­шен­ное от­де­ле­ние и по­гре­ба 130-мм ору­дия, вен­ти­ля­тор­ные и бое­вые по­сты. Чет­вер­тый от­сек от­ве­ден под куб­ри­ки и каю­ты, с аг­ре­гат­ны­ми по­ме­ще­ния­ми в трю­ме. В пя­том от­се­ке, по­ми­мо жи­лья, рас­по­ло­жен по­греб бое­за­па­са для глу­бин­ных бомб. В шес­том от­се­ке раз­ме­ще­ны бое­вой ин­фор­ма­ци­он­ный центр, БИ­УС, ко­то­рые со­еди­не­ны с бое­вой руб­кой ко­ман­дир­ским лиф­том. В седь­мом от­се­ке рас­по­ло­же­ны вспо­мо­га­тель­ные ме­ха­низ­мы, в том чис­ле и при­во­ды но­со­вой па­ры крыль­е­вых уст­ройств ус­по­кои­те­лей кач­ки. Вось­мой от­сек но­со­вое ма­шин­ное от­де­ле­ние с мар­ше­вы­ми тур­би­на­ми, ре­дук­то­ра­ми, ТУК и па­ро­вы­ми вспо­мо­га­тель­ны­ми тур­би­на­ми на об­щей ра­ме, де­вя­тый от­сек вспо­мо­га­тель­ных ме­ха­низ­мов и вто­рой па­ры ус­по­кои­те­лей кач­ки. За­тем кор­мо­вое ма­шин­ное от­де­ле­ние с фор­саж­ны­ми тур­би­на­ми. Один­на­дца­тый от­сек — вспо­мо­га­тель­ные ме­ха­низ­мы, в сле­дую­щем — под­па­луб­ные по­гре­ба ЗРК «Форт» с пус­ко­вы­ми ба­ра­ба­на­ми, а так­же по­гре­ба и при­во­ды сис­те­мы по­ста­нов­ки по­мех ПК-2 (по­борт­но), гру­зо­вой лифт. В три­на­дца­том и че­тыр­на­дца­том от­се­ках раз­ме­ща­ют­ся куб­ри­ки эки­па­жа, име­ют­ся вспо­мо­га­тель­ные и слу­жеб­ные по­ме­ще­ния, тор­пед­ные ап­па­ра­ты, а в рай­оне 300-310 шпан­го­утов по­гре­ба и ПУ зе­нит­ных ра­кет «Оса». Кор­мо­вой от­сек, в ос­нов­ном, слу­жит для раз­ме­ще­ния бук­си­руе­мо­го ан­тен­но­го уст­рой­ст­ва и сис­тем для его по­ста­нов­ки и подъ­е­ма, так­же в кор­ме вы­го­ро­жен ах­тер­пик. На всем про­тя­же­нии ко­раб­ля име­ет­ся двой­ное дно (где рас­по­ла­га­ют­ся то­п­лив­ные цис­тер­ны), раз­ра­бо­та­на сис­те­ма плат­форм. Ос­нов­ные по­гре­ба бое­за­па­са раз­не­се­ны по ко­раб­лю, раз­де­ле­ны пе­ре­бор­ка­ми и снаб­же­ны сис­те­ма­ми оро­ше­ния и за­то­п­ле­ния. Все эти ме­ры кон­ст­рук­тив­но обес­пе­чи­ва­ют жи­ву­честь и не­по­то­п­ляе­мость крей­се­ра при за­то­п­ле­нии лю­бых трех от­се­ков, кро­ме ма­шин­ных от­де­ле­ний.

В кон­ст­рук­ции лег­ких вы­го­ро­док внут­ри кор­пу­са ис­поль­зу­ют­ся на­ря­ду со ста­лью алю­ми­ние­вые спла­вы. Над­па­луб­ные над­строй­ки в рай­онах воз­дей­ст­вия пла­ме­ни сталь­ные, верх­ние кон­ст­рук­ции для об­лег­че­ния из­го­тов­ле­ны из алю­ми­ние­вых спла­вов. На ниж­них яру­сах флаг­ман­ский ко­манд­ный пункт, каю­ты стар­ших офи­це­ров, каю­т-ком­па­ния. Бло­ки над­строй­ки име­ют тех­но­ло­ги­че­ские раз­ре­зы для то­го, что­бы она не вклю­ча­лась в об­щую проч­ность кор­пу­са и не трес­ка­лась из-за на­пря­же­ний из­ги­ба. Раз­ви­тые ды­мо­хо­ды с сис­те­ма­ми воз­ду­хо­за­бо­ра раз­ме­ще­ны по­пе­рек ко­раб­ля. Сра­зу за ды­мо­вы­ми тру­ба­ми ус­та­нов­лен кран гру­зо­подъ­ем­но­стью 8,5 тонн.

В кор­мо­вой час­ти глав­ной па­лу­бы в ви­де от­дель­но­го ост­ро­ва раз­ме­щен вер­то­лет­ный ан­гар, ко­то­рый вен­ча­ет 30 тон­ная ан­тен­на «Фор­та», да­лее в кор­ме вер­то­лет­ная пло­щад­ка с сис­те­ма­ми обес­пе­че­ния взле­та и по­сад­ки. Име­ют­ся, по­ми­мо на­бо­ра спа­са­тель­ных средств, разъ­езд­ной ко­ман­дир­ский ка­тер про­ек­та 1404 и ра­бо­чий ка­тер про­ек­та 1402.

Вре­мя экс­трен­но­го при­го­тов­ле­ния ко­раб­ля к бою и по­хо­ду — 12 ми­нут, ав­то­ном­ность ко­раб­ля 30 су­ток, мо­ре­ход­ность не­ог­ра­ни­чен­ная. При­ме­не­ние глав­ных ком­плек­сов ору­жия воз­мож­но при бор­то­вом кре­не до 15 гра­ду­сов, ки­ле­вой кач­ке до 5 гра­ду­сов, вет­ре до 20 м/сек. Диа­метр цир­ку­ля­ции со­став­ля­ет — 655 мет­ров. Сис­те­ма ус­по­кое­ния кач­ки ти­па УК 134-6, име­ет че­ты­ре ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных кры­ла пло­ща­дью по 6 кв. мет­ров, с по­вы­шен­ной ско­ро­стью пе­ре­клад­ки.

Ос­нов­ные тех­ни­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки го­лов­но­го крей­се­ра про­ек­та 1164 сле­дую­щие: во­до­из­ме­ще­ние стан­дарт­ное 9380 т, пол­ное 11490 т, наи­боль­шее 11720 тонн. Глав­ные раз­ме­ре­ния кор­пу­са: дли­на 186,4 м, ши­ри­на 20,8 м, осад­ка по ми­де­лю при пол­ном во­до­из­ме­ще­нии 6,28 м, осад­ка по но­со­во­му буль­бу 8,4 мет­ров. Раз­ме­ре­ния по кон­ст­рук­тив­ной ва­тер­ли­нии: 170х19,5 мет­ров.

Воо­ру­же­ние

Ос­нов­ное воо­ру­же­ние крей­се­ра — ком­плекс удар­но­го ра­кет­но­го ору­жия «Ба­зальт» с сис­те­мой управ­ле­ния «Аргон-1164» (ан­тен­ный пост рас­по­ло­жен на но­со­вой сто­ро­не фо­к-мач­ты). Ком­плекс пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния важ­ных оди­ноч­ных и груп­по­вых над­вод­ных це­лей про­тив­ни­ка. Мо­жет вес­ти оди­ноч­ную и зал­по­вую стрель­бу. Во­семь сдво­ен­ных не­на­во­дя­щих­ся пус­ко­вых ус­та­но­вок СМ-248 рас­по­ло­же­ны по­борт­но (угол на­кло­на — 30 гра­ду­сов). Бое­за­пас — 16 ПКР. Вы­да­ча це­ле­ука­за­ния для стрель­бы обес­пе­чи­ва­ет­ся ап­па­ра­ту­рой прие­ма спут­ни­ко­вой ин­фор­ма­ции «Корвет-5», а так­же ап­па­ра­ту­рой прие­ма ин­фор­ма­ции, как от са­мо­лё­тов Ту-95РЦ, так и от соб­ст­вен­но­го ко­ра­бель­но­го вер­то­ле­та раз­вед­ки и це­ле­ука­за­ния. Мак­си­маль­ная даль­ность стрель­бы — 550 км. Бое­вая часть — фу­гас­но-ку­му­ля­тив­ная или ядер­ная.

На треть­ем крей­се­ре про­ек­та 1164 «Чер­во­на Ук­раи­на» вме­сто ба­заль­та был ус­та­нов­лен ком­плекс «Вул­кан» с мак­си­маль­ной даль­но­стью стрель­бы 700 км.

Пе­ре­за­ряд­ка ра­кет «Ба­зальт» и «Вул­кан» про­из­во­дит­ся толь­ко в ба­зе, при по­мо­щи ра­ке­то­загрузоч­ных уст­ройств

Ос­нов­ное зенит­ное воору­же­ние — мно­го­ка­наль­ный ра­кет­ный ком­плекс кол­лек­тив­ной обо­ро­ны «Форт». «Форт» пред­на­зна­чен для унич­то­же­ния вы­со­ко­ско­ро­ст­ных, ма­нев­рен­ных и ма­ло­раз­мер­ных це­лей во всем диа­па­зо­не вы­сот, до сверх­ма­лых, а так­же мор­ских це­лей сред­них раз­ме­ров. В со­став ком­плек­са вхо­дит под­па­луб­ная пус­ко­вая ус­та­нов­ка ба­ра­бан­но­го ти­па Б-204 с во­се­мью ба­ра­бан­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми на 8 ТПК. Старт ра­ке­ты — под­па­луб­ный, вер­ти­каль­ный из транс­порт­но-пус­ко­во­го кон­тей­не­ра с за­пус­ком мар­ше­во­го дви­га­те­ля по­сле вы­хо­да ра­ке­ты, что обес­пе­чи­ва­ет по­жа­ров­зры­во­бе­зо­пас­ность по­гре­ба. Пуск ра­ке­ты про­из­во­дит­ся из кон­тей­не­ра под пус­ко­вым лю­ком. По­сле схо­да ра­ке­ты ра­ке­ты ба­ра­бан по­во­ра­чи­ва­ет­ся, вы­во­дя на ли­нию стар­та оче­ред­ную ра­ке­ту в ТПК. Об­щий бое­за­пас 64 — ра­ке­ты. В со­став пус­ко­вой ус­та­нов­ки Б-204 вхо­дят так­же за­гру­зоч­ные уст­рой­ст­ва, ус­та­нав­ли­ваю­щие транс­порт­но-пус­ко­вые кон­тей­не­ры с ра­ке­та­ми с па­лу­бы ко­раб­ля в по­греб на на­прав­ляю­щие ба­ра­ба­нов.


Даль­ность стрель­бы — 5-75 км. Вре­мя ре­ак­ции ком­плек­са в ре­жи­ме де­жур­ст­ва от 16 до 19 се­кунд, вра­щаю­щая­ся ан­тен­на РЛС обес­пе­чи­ва­ет од­но­вре­мен­ное со­про­во­ж­де­ние 6 це­лей и на­ве­де­ние на них по две ра­ке­ты в про­стран­ст­вен­ном сек­то­ре 90х90 гра­ду­сов.

ЗРК ближ­не­го дей­ст­вия пред­став­ле­ны дву­мя од­но­ка­наль­ны­ми ком­плек­са­ми 4К33 «Оса-М» (позже — 4К33А «Оса-МА»), ко­то­рые пред­на­зна­чен для са­мо­обо­ро­ны от низ­ко­ле­тя­щих про­ти­во­ко­ра­бель­ных ра­кет, са­мо­ле­тов, вер­то­ле­тов, а так­же для по­ра­же­ния над­вод­ных це­лей на даль­но­сти от 1 до 10, а по вы­со­те до 5 км. ЗРК «Оса-М» ус­та­нов­ле­ны по­борт­но: ка­ж­дый ком­плекс име­ет двух­ба­лоч­ную на­во­дя­щую­ся в обе­их плос­ко­стях пус­ко­вую ус­та­нов­ку ЗИФ-122, по­греб на 20 ра­кет и соб­ст­вен­ную сис­те­му управ­ле­ния и об­на­ру­же­ния. Об­щий бое­за­пас — 40 ра­кет.

Ар­тил­ле­рий­ское воо­ру­же­ние пред­став­ле­но двух­ору­дий­ной 130-мм ав­то­ма­ти­че­ской ар­ту­ста­нов­кой АК-130 с ра­дио­ло­ка­ци­он­ной сис­те­мой управ­ле­ния МР-184 «Лев». Сис­те­ма управ­ле­ния мно­го­диа­па­зон­ная, с ра­дио­ло­ка­ци­он­ным и те­ле­ви­зи­он­ным ка­на­ла­ми ви­зи­ро­ва­ния це­лей. Мак­си­маль­ная ско­ро­стрель­ность — 85 вы­стре­лов в ми­ну­ту. В пре­де­лах до­ся­гае­мо­сти бо­е­при­па­са ком­плекс обес­пе­чи­ва­ет об­стрел уча­ст­ков по­бе­ре­жья, пор­то­вых и дру­гих бе­ре­го­вых со­ору­же­ний, ук­ре­п­лен­ных пунк­тов при де­сант­но-вы­са­доч­ных опе­ра­ци­ях сил фло­та про­тив бе­ре­га; мо­жет вес­ти ар­тил­ле­рий­ский мор­ской бой с над­вод­ны­ми ко­раб­ля­ми и об­стре­ли­вать мор­ские це­ли сред­них и круп­ных раз­ме­ров; по­ра­жать раз­лич­ные ти­пы воз­душ­ных це­лей, в том чис­ле и низ­ко­ле­тя­щие ра­ке­ты. Темп стрель­бы ре­гу­ли­ру­ет­ся от оди­ноч­ных вы­стре­лов или зал­пов, до оче­ре­дей. Даль­ность стрель­бы 24,1 км, жи­ву­честь ство­ла свы­ше 1500 вы­стре­лов, бое­за­пас 360 сна­ря­дов на ствол.

Для по­ра­же­ния низ­ко­ле­тя­щих воз­душ­ных це­лей на ру­бе­же до­ст­ре­ла, борь­бы с ма­ло­раз­мер­ны­ми над­вод­ны­ми це­ля­ми, лег­ко­бро­ни­ро­ван­ны­ми бе­ре­го­вы­ми объ­ек­та­ми, унич­то­же­ние пла­ваю­щих мин име­ют­ся ско­ро­стрель­ные ав­то­ма­ты АК-630М- три ба­та­реи в со­ста­ве двух ар­ту­ста­но­вок и од­ной СУ. Управ­ле­ние стрель­бой от РЛС МР-123 «Вым­пел» или от ви­зир­ной ко­лон­ки. Темп стрель­бы 5000 вы­стре­лов в ми­ну­ту, даль­ность по­ра­же­ния по вы­со­те 5 км, мак­си­маль­ная даль­ность до 8 км. Об­щий бое­за­пас — 48000 вы­стре­лов.

Про­ти­во­ло­доч­ное воо­ру­же­ние крей­се­ра вклю­ча­ет ГАК «Пла­ти­на» (МГ-335). Даль­ность об­на­ру­же­ния под­вод­ных ло­док при бла­го­при­ят­ных гид­ро­ло­ги­че­ских ус­ло­ви­ях со­став­ля­ет 15 км, при вклю­че­нии бук­си­руе­мой ан­тен­ны пе­ре­мен­ной глу­би­ны по­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность «про­слу­ши­вать» го­ри­зон­ты ни­же слоя тем­пе­ра­тур­но­го скач­ка. По­ми­мо об­на­ру­же­ния, со­про­во­ж­де­ния, клас­си­фи­ка­ции и оп­ре­де­ле­ния ко­ор­ди­нат об­на­ру­жен­ных це­лей, «Пла­ти­на» мо­жет вы­да­вать дан­ные в ко­ра­бель­ную бое­вую ин­фор­ма­ци­он­ную сис­те­му, или пря­мо на при­бо­ры стрель­бы про­ти­во­ло­доч­но­го ору­жия, обес­пе­чи­ва­ет двух­сто­рон­нюю связь с под­вод­ны­ми лод­ка­ми, опо­зна­ва­ние, а так­же тре­ни­ров­ки опе­ра­то­ров гид­ро­аку­сти­ков на встро­ен­ном тре­на­же­ре. Ан­тен­ны мо­гут ра­бо­тать в ак­тив­ном и пас­сив­ном ре­жи­мах, на ближ­нем и даль­нем по­ис­ке.

Ос­нов­ное про­ти­во­ло­доч­ное воо­ру­же­ние — два пя­ти­труб­ных по­во­рот­ных тор­пед­ных ап­па­ра­та ПТА-53-1134 ка­либ­ром 533 мм. Стрель­ба про­из­во­дит­ся че­рез бор­то­вые лац­пор­ты. Про­ти­во­ло­доч­ные тор­пе­ды ти­па СЭТ-65 име­ют ско­рость до 40 уз­лов, даль­ность хо­да до 16 км. Вес БЧ — 205 кг. Бое­ком­плект — 10 тор­пед.

Мо­жет быть при­ме­нен ком­плекс са­мо­ход­ных гид­ро­аку­сти­че­ских ими­та­то­ров, ко­то­рые так­же за­пус­ка­ют­ся из тор­пед­но­го ап­па­ра­та. Име­ет­ся воз­мож­ность стрель­бы про­ти­во­ло­доч­ным ра­ке­то-тор­пе­да­ми ком­плек­са «Во­до­пад-НК».

Уни­вер­саль­ная ре­ак­тив­ная бом­бо­мет­ная сис­те­ма «Смерч-2» слу­жит для по­ра­же­ния иду­щих на ко­рабль тор­пед, для борь­бы с под­вод­ны­ми ди­вер­сан­та­ми, в край­нем слу­чае с под­вод­ны­ми лод­ка­ми (на дис­тан­ци­ях об­на­ру­же­ния ме­нее 6 км) и для стрель­бы по бе­ре­го­вым це­лям. В сис­те­му вхо­дят две 12 стволь­ных ус­та­нов­ки РБУ-6000 с си­ло­вым при­во­дом и уст­рой­ст­вом за­ря­жа­ния; ре­ак­тив­ные глу­бин­ные бом­бы РГБ-60; при­бо­ры управ­ле­ния стрель­бой «Бу­ря». Бом­бы из по­гре­ба по­да­ют­ся спе­ци­аль­ны­ми подъ­ем­ни­ка­ми, по­сле за­ря­жа­ния по­след­не­го ство­ла ус­та­нов­ка ав­то­ма­ти­че­ски пе­ре­хо­дит в ре­жим на­ве­де­ния. По­сле вы­стре­ли­ва­ния она ав­то­ма­ти­че­ски воз­вра­ща­ет­ся в ре­жим за­ря­жа­ния. Пре­ду­смот­рен ре­зерв­ный руч­ной при­вод ус­та­нов­ки.

Даль­ность стрель­бы до 6 км, глу­би­на по­ра­же­ния объ­ек­та до 500 мет­ров, взры­ва­тель или удар­но­го дей­ст­вия, или дис­тан­ци­он­ный (для оп­ре­де­лен­ной глу­би­ны). Все эти дан­ные вво­дят­ся при по­мо­щи при­бо­ров управ­ле­ния стрель­бой, не­по­сред­ст­вен­но пе­ред вы­стре­лом. Об­щий бое­за­пас 144 бом­бы (на 6 зал­пов для ка­ж­дой РБУ) вме­сто РГБ-60 мож­но при­ме­нять бо­лее со­вер­шен­ные сна­ря­ды 90-Р (РПК-8).

Ра­дио­элек­трон­ное воо­ру­же­ние пред­став­ле­но трех­ко­ор­ди­нат­ным РЛК МР-800 «Флаг» (стан­ции МР-700 «Фре­гат-М» и МР-600 «Вос­ход» с сис­те­мой об­ра­бот­ки дан­ных «Бай­кал-Ф» (поз­же — «Пой­ма») и ан­тен­ной опо­зна­ва­ния), спо­соб­ным об­на­ру­жи­вать в сан­ти­мет­ро­вом и де­ци­мет­ро­вом диа­па­зо­нах воз­душ­ные це­ли на рас­стоя­нии до 480 км, а над­вод­ные до 40 км (без вер­то­ле­та). С третье­го ко­раб­ля РЛС «Фре­гат» за­ме­не­на на бо­лее со­вре­мен­ную «Фре­га­т-МА». Она име­ет две ан­тен­ных ре­шет­ки в ви­де пло­ских по­ло­тен «спи­на к спи­не», для ко­рот­ко­вол­но­во­го диа­па­зо­на (раз­мер 3,4х3,3 м) и длин­но­вол­но­во­го диа­па­зо­на час­тот (раз­мер 3,54х2,42 м), с еди­ной сис­те­мой об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции. «Мерт­вая зо­на» — 2 км, до­пус­ти­мые ус­ло­вия вол­не­ния 20 гра­ду­сов при бор­то­вом кре­не и 10 гра­ду­сов при ки­ле­вой кач­ке. Ос­ве­ще­ние даль­ней над­вод­ной об­ста­нов­ки и це­ле­ука­за­ние (че­рез спут­ни­ки) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся стан­ция­ми «Кор­вет». На­ви­га­ци­он­ный ком­плекс «Сал­гир-У» вклю­ча­ет три РЛС ти­па МР-212 «Вай­гач». Сред­ст­ва свя­зи объ­е­ди­не­ны в ком­плекс «Тайфун-2», име­ют­ся ком­плек­сы кос­ми­че­ской свя­зи «Цу­на­ми-БМ» и «Кри­сталл». Управ­ле­ние под­сис­те­ма­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся БИ­УС «Лесоруб-1164».

На крей­се­ре име­ет­ся 12х10 ПУ по­мех сис­те­мы ПК-10 и 2х2 ПУ (ЗИФ-121) по­мех ПК-2, а так­же пол­ный на­бор ра­дио­ло­ка­ци­он­но­го воо­ру­же­ния ком­плек­са МП-152 «Коль­цо» по об­на­ру­же­нию ра­бо­таю­щих ра­дио и ло­ка­ци­он­ных стан­ций, го­ло­вок са­мо­на­ве­де­ния ра­кет про­тив­ни­ка, их пе­лен­го­ва­нию, по­дав­ле­нию трак­тов на­ве­де­ния ра­кет и дру­го­го про­ти­во­дей­ст­вия (МРП-3, МП-150, МП-152 «Гур­зуф» и т.д.).

На крей­се­ре мо­жет ба­зи­ро­вать­ся один вер­то­лет ти­па Ка-27.

Энер­ге­ти­че­ская ус­та­нов­ка

В ка­че­ст­ве глав­ных дви­га­те­лей ис­поль­зо­ва­ны два объ­е­ди­нен­ных ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ных аг­ре­га­та М-21 третье­го по­ко­ле­ния, ко­то­рые вклю­ча­ют в се­бя две мар­ше­вых эко­но­мич­ных ре­вер­сив­ных тур­би­ны М-70 по 10000 л.с., че­ты­ре фор­саж­ных ус­ко­ряю­щих тур­би­ны (так­же ре­вер­сив­ные) ти­па М-8КФ по 22500 л.с. и две по­сто­ян­но дей­ст­вую­щие па­ро­вые тур­би­ны ТУК по 1500 л.с. (при вклю­че­нии всех ис­точ­ни­ков го­ря­че­го от­ра­бо­тан­но­го га­за их мощ­ность по­вы­ша­ет­ся до 2500 л.с.). Та­ким об­ра­зом, мак­си­маль­ная дли­тель­ная мощ­ность ГЭУ крей­се­ра со­став­ля­ет 113000 л.с. (115000 л.с.).

Пол­ная ско­рость хо­да ко­раб­ля — 32,5 уз­лов. Мак­си­маль­ная даль­ность пла­ва­ния эко­но­мич­ным хо­дом со­став­ля­ет бо­лее 8000 миль.

Мар­ше­вые тур­би­ны, рас­по­ло­жен­ные в но­со­вом ма­шин­ном от­де­ле­нии, име­ют двух­кас­кад­ную амор­ти­за­цию и ра­бо­та­ют на ва­лы че­рез двух­ско­ро­ст­ные ре­дук­то­ры. Фор­саж­ные тур­би­ны (в кор­мо­вом ма­шин­ном от­де­ле­нии) ус­та­нов­ле­ны на од­но­кас­кад­ную амор­ти­за­цию и со­еди­не­ны с ва­лом зву­ко­изо­ли­рую­щи­ми муф­та­ми, че­рез спа­ри­ваю­щие од­но­ско­ро­ст­ные ре­дук­то­ры, ко­то­рые да­ют 300 обо­ро­тов на вин­ты. Управ­ле­ние энер­го­ус­та­нов­кой осу­ще­ст­в­ля­ет­ся из цен­траль­но­го по­ста по­сред­ст­вом тро­си­ко­вой сис­те­мы.

На крей­се­ре при­ме­нен те­п­ло­ути­ли­за­ци­он­ный кон­тур, в ко­то­ром ис­поль­зо­ван­ные в тур­би­нах га­зы тем­пе­ра­ту­рой до 400 гра­ду­сов ухо­дят в па­ро­вой ко­тел спе­ци­аль­ной кон­ст­рук­ции. Во­да в нем пре­вра­ща­ет­ся в пар, ко­то­рый в свою оче­редь пе­ре­гре­ва­ет­ся и идет как на бы­то­вые ну­ж­ды, так и в тур­би­ны, ко­то­рые «по­мо­га­ют» вра­щать вин­ты, по­вы­шая та­ким об­ра­зом об­щий КПД энер­го­ус­та­нов­ки на 20%, на 18 уз­ло­вом хо­ду на 12%, а за­од­но и сни­жа­ют тем­пе­ра­ту­ру вы­хлоп­ных га­зов.

Для вы­ра­бот­ки элек­тро­энер­гии слу­жат три элек­тро­стан­ции об­щей мощ­но­стью 8250 кВт, в ко­то­рых рас­по­ла­га­ет­ся по два га­зо­тур­бо­ге­не­ра­то­ра, мощ­но­стью по 1500 и 1250 кВт, вы­ра­ба­ты­ваю­щие трех­фаз­ный пе­ре­мен­ный ток 380 вольт (50 герц). Име­ет­ся один ава­рий­ный ос­ве­ти­тель­ный ди­зель ге­не­ра­тор.

Чис­лен­ность эки­па­жа от 485 че­ло­век (в том чис­ле 66 офи­це­ров, 64 мич­ма­на и 355 мат­ро­сов на «Сла­ве») до 476 че­ло­век (62 офи­це­ра) на по­сле­дую­щих). Жи­лой блок по­ме­ще­ний для офи­це­ров име­ет пре­крас­ную от­дел­ку и дос­та­точ­но про­сто­ра. Каю­т-ком­па­нии от­де­ла­ны де­ре­вян­ны­ми па­не­ля­ми с ин­кру­ста­ци­ей, кар­ти­на­ми и ков­ро­вы­ми по­кры­тия­ми. Мо­ря­ков, при­вык­ших к штат­ным ко­ра­бель­ным сау­нам, по­ра­жа­ют здесь и ком­фор­та­бель­ный бас­сейн с во­до­па­дом мор­ской во­ды, ле­чеб­ные ду­ши, об­шир­ная па­рил­ка, рез­ной пред­бан­ник — на крей­се­рах про­стая сау­на вы­пол­ня­ет роль оз­до­ро­ви­тель­но­го цен­тра в даль­них по­хо­дах. Не­пло­хо ос­на­ще­на ам­бу­ла­то­рия. Мик­ро­кли­мат в по­ме­ще­ни­ях ко­раб­ля соз­да­ет­ся при по­мо­щи че­ты­рех хо­ло­диль­ных ус­та­но­вок БМ-600.

Водоизмещение, т:

стандартное

полное

наибольшее

Главные размерения, м:

длина (по КВЛ)

186,4 (170)

ширина (по КВЛ)

20,8 (19,5)

осадка по миделю при полном водоизмещении

6,28

осадка по носовому бульбу

8,4

Суммарная мощность ГЭУ, л.с.

Суммарная мощность электроэнергетической системы, кВт

Максимальная скорость хода, узл

32,5

Дальность хода экономичным ходом, миль

более 8000

Ракетные крейсера типа Слава пр. 1164 – 4 (3)

Ракетные крейсера типа Слава пр. 1164 – 4 (3)

ОСНОВНЫЕ ТТЭ

Водоизмещение, т:

– стандартное 9 300, 9 750 (42*)

– полное 11 300, 11 670 (42*)

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по ВЛ) 186,0 (170,0), 192,0 (176,0) (42*)

– ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) 20,8 (19,2)

– осадка 8,4, 8,5 (42*)

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 485 (66)

Автономность по запасам провизии, сут 30

Энергетическая установка:

– тип газотурбинная с раздельной работой ГТА

– количество х тип форсажных ГТД (суммарная мощность, л.с.) 2 х М-8КФ (110 000)

– количество х тип маршевых ГТД (суммарная мощность, л.с.) 2 х М-70 (20 000) + 2 х ПТ (12 000), 2 х М-70 (20 000) (42*)

– количество х тип движителей 2 х ВФШ

– количество х тип (мощность, кВт) источников тока ЭЭС 3 х ГТГ (по 1500)4-3 х ГТГ (по 1250)

Скорость хода, уз:

– полная 32,0

– экономическая 18

Дальность плавания ходом 18 уз, мили 7 500

Вооружение:

Комплекс противокорабельных ракет:

– наименование «Базальт» (П-500), «Вулкан» (П-1000) ( 43*)

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 8×2 (палубная, ненаводящаяся КТ с подъемом на угол старта)

– боекомплект (тип) 16 ПКР (4К80 или комплекса «Вулкан» (44*)

– СУ «Аргон», «Аргон-В» ( 45*)

– комплекс системы МКРЦ «Корвет», «Коралл-Б2» ( 45*)

Зенитный ракетный комплекс:

– наименование «Форт» (С-300Ф)

– количество ПУ х направляющих ( тип пу ) 8 х 8 (ВПУ)

– боекомплект 64 ЗУР 5В55РМ

– СУ ЗР41

– количество х наименование комплексов х «Оса-МА» (46*)

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2 х 2 (палубная, наводящаяся ЗИФ-122)

– количество х тип СУ х 4Р-33

– боекомплект х тип 40 зур х 9МЗЗ

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-130/54 (АК-130)

– боекомплект выстрелов

– СУАО «Лев» (MP-184)

– количество АУ х стволов (тип АУ) 6х 1-30-мм (АК-630М) (46*)

– боекомплект 48 0 00 выстрелов

– количество х тип СУАО 3 х «Вымпел» (MP-123)

Противолодочное:

– количество ТА х труб (тип ТА) 2 х 5-533-мм (ДТА-53-1164)

– боекомплект (тип) 10 торпед (СЭТ-65 или 53-65К)

– КСУС «Пурга-1164»

– количество РБУ х стволов (тип РБУ) 2 х 12-213-мм (РБУ-6 000)

– боекомплект РГБ-60

– ПУСБ «Буря»

Авиационное:

– количество х тип вертолетов 1 х Ка-27Ц ( 47*) или 2 х Ка-27ПЛО ( 45*)

– оборудование ВПП светотехническое

– тип ангара палубный

Радиоэлектронное:

– БИУС «Лесоруб-1164»

– аппаратура обработки информации «Пойма»

– система обмена информацией «Море-1164»

– система освещения надводной обстановки 12КР

– РЛС общего обнаружения и целеуказания «Фрегат-М» (МР-710М) (48*) или «Фрегат-М2» (МР-750) (49*)

– РЛС общего обнаружения и целеуказания «Восход» (МР-600) или «Форум-М» (45*)

– навигационные системы КПФ-ЗК + КПИ-7Ф

– системы космической навигации «Шлюз» (АДК-ЗМ) + + «Парус» + «Цикада»

– радиопеленгатор «Румб»

– количество х тип навигационных РЛС 2 х «Вайгач» (МР-212) в обеспечение 3-х АП

– КРС «Тайфун-2»

– комплекс средств РЭБ «Кольцо» или «Кантата-М» ( 50*)

– количество х тип станций постановки активных помех 2 х «Гурзуф-А» ‘Ч 2 х «Гурзуф-Б» (51*)

– станции РТР «Ограда» + «Старт»(52*)

– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) СППП 2 х 2-140-мм (ПК-2М) + + 8 х 10-122-мм (ПК-10 «Смелый-П»)

– ГАК «Платина» (53*)

42* Для РКР пр. 11641.

43* На РКР Варяг, Адмирал флота Лобов и на пр. 11641. ПКРК «Базальт» на РКР Москва и Маршал Устинов во время проведения среднего ремонта был модернизирован. В частности, в нем могли уже использоваться ПКР комплекса «Вулкан», но оснащенные стартовыми агрегатами ПКР 4К80 (работа стартовых ступеней ПКР комплекса «Вулкан» могла бы привести к разрушению ПУ).

44* На РКР Варяг, Адмирал флота Лобов и на пр. 11641. ПКРК «Базальт» на РКР Москва и Маршал Устинов во время проведения среднего ремонта был модернизирован. В частности, в нем могли уже использоваться ПКР комплекса «Вулкан», но оснащенные стартовыми агрегатами ПКР 4К80 (работа стартовых ступеней ПКР комплекса «Вулкан» могла бы привести к разрушению ПУ)

45* Для РКР пр. 11641.

46* Кроме РКР пр. 11641.

47* На момент вступления в строй корабли несли вертолеты КА-25Ц.

48* На РКР Слава и Маршал Устинов.

49* На РКР Червона Украина, Адмирал флота Лобов и пр. 11641.

50* На РКР пр. 11641 и Адмирал флота Лобов.

51* Кроме РКР пр. 11641 и РКР Адмирал флота Лобов.

52* Кроме РКР пр. 11641.

53* С антеннами в носовом бульбовом и буксируемых обтекателях. На РКР пр. 11641 буксируемой антенны ГАС не должно было быть.

Схема общего вида РКР Слава.

I – обтекатель антенны ГАК «Платина»; 2 – 130-мм АУ АК-130; 3 – ПУ СППП ПК-10; 4 – 30-мм АУ АК-630М; 5 – ПУ ПКРК «Базальт»; б – РБУ-6000; 7 – визирная колонка СУАО «Вымпел»; 8 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 9 – ходовая рубка; 10 – оптический перископический визир ходовой рубки;

II – АП РЛС СУАО «Лев»; 12 – оптический перископический визир ГКП (боевой рубки); 13 – АП радиопеленгатора; 14 – АП СУ «Аргон-1164»; 15 – АП РЛС «Вайгач»; 16 – АП РЛС «Фрегат-М»; 17 – прожектор; 18 – АП станций «Ограда» и «Старт»; 19 – комплекса «Корвет»; 20 – стабилизированный пост ТВ системы за ближней наружной обстановкой; 21 – АП станций «Гурзуф А» и «Гурзуф Б»; 22 – АП РЛС «Восход»; 23 – АП комплекса «Кольцо»; 24 – устройство для передачи грузов на ходу «Струна»; 25 – устройства для погрузки ЗУР ЗРК С-300Ф; 26 – ВПУ ЗРК С-300Ф; 27 – стартовый стол ВПУ ЗРК С-300Ф; 28 – ПУ СППП ПК-2; 29 – 45-мм салютная пушка; 30 – АП РЛС СУ «Форт» ЗРК С-300Ф; 31 – лацпорт 533-мм ТА; 32 – АП РЛС СУ ЗРК «Оса-МА»; 33 – ангар для вертолета; 34 – ПУ ЗРК «Оса-МА»; 35 – стартовый командный пост вертолета; 36 – вертолет Ка-27 (на момент вступления в строй корабль нес вертолет Ка-25Ц); 37 – ВПП.

Продольный разрез РКР Слава.

I – кладовые различного назначения; 2 – якорный шпиль; 3 – цепной ящик; 4 – носовая антенна ГАК «Платина»; 5 – кубрики личного состава; 6 – 130мм АУ АК-130; 7 – подбашенное отделение 130-мм АУ; 8 – погреб 130-мм патронов; 9 – 30-мм АУ АК-бЗОМ; 10 – посты ПКРК «Базальт»; 11 – подбашенное отделение 30-мм АУ; 12 – РБУ-6000; 13 – погреб реактивных глубинных бомб для РБУ-6000; 14 – топливные цистерны; 15 – каюты офицеров; 16 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 17 – обтекатель антенны станции ЗПС; 18 – оперативная рубка; 19 – ходовая рубка; 20 – АП РЛС СУАО «Лев»; 21 – АП СУ «Аргон»; 22 АП РЛС. «Фрегат-М»; 23 – боевая рубка (ГКП); 24 – отсек вспомогательных механизмов и успокоителя качки; 25 – боевой информационный центр (БИЦ); 26 – носовое МО (маршевые ГТД); 27 – носовая электростанция; 28 – АП РЛС «Восход»; 29 – кормовое МО (форсажные ГТД); 30 – кормовая электростанция); 31 – ВПУ ЗРК С-300Ф; 32 – АП РЛС СУ «Форт» ЗРК С-300Ф; 33 – ангар для вертолета; 31 – румпельное отделение; 35 – выгородка ПОУ буксируемой антенны ГАК «Платина».

Носовая надстройка РКР Слава в период подготовки к Ялтинской международной конференции (с участием М.С. Горбачева и Дж. Буша-старшего) была частично перестроена. В частности, на ней оборудовали конференц-зал, зал для переговоров и каюты для VIР персон.

Схема общего вида РКР Червона Украина

I – обтекатель антенны ГАК «Платина»; 2 – 130-мм АУ АК-130; 3 – ПУ СППП ПК-10; 4 – 30-мм АУ АК-630М; 5 – ПУ ПКРК «Вулкан»; 6 – РБУ-6000; 7 – визирная колонка СУАО «Вымпел»; 8 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 9 – ходовая рубка; 10 – оптический перископический визир ходовой рубки; 11 – АП РЛС СУАО «Лев»; 12 – оптический перископический визир ГКП (боевой рубки); 13 – АП радиопеленгатора; 14 – АП СУ «Аргон-1164»; 15 – АП РЛС «Вайгач»- 16 – АП РЛС «Фрегат-М2»; 17 – прожектор; 18 – АП станций «Ограда» и «Старт»; 19 – комплекса «Корвет»; 20 – АП системы ГЛОНАС (глобальной навигационной спутниковой системы); 21 – АП комплекса «Кольцо»; 22 – АП РЛС «Восход»; 23 – АП станций «Гурзуф А» и «Гурзуф Б»; 24 – устройство для передачи грузов на ходу «Струна»; 25 – устройства для погрузки ЗУР ЗРК С-300Ф; 26 – ВПУ ЗРК С-300Ф; 27 – стартовый стол ВПУ ЗРК С-300Ф; 28 – ПУ СППП ПК-2; 29 – 45-мм салютная пушка; 30 – АП РЛС СУ «Форт» ЗРК С-300Ф; 31 – лацпорт 533-мм ТА; 32 – АП РЛС СУ ЗРК «Оса-МА»; 33 – ангар для вертолета; 34 – ПУ ЗРК «Оса-МА»; 35 – стартовый командный пост вертолета; 36 – вертолет Ка-27 (на момент вступления в строй корабль нес вертолет Ка-25Ц); 37 – ВПП.

РКР Москва после завершения среднего ремонта (октябрь 1998 г.)

РКР Слава после вступления в строй

Схема общего вида РКР Адмирал флота Лобов.

1 – обтекатель антенны ГАК «Платина»; 2 – 130-мм АУ АК-130; 3 – ПУ СППП ПК-10; 4 – 30-мм АУ АК-630М; 5 – ПУ ПКРК «Вулкан»; 6 – РБУ-6000; 7 – визирная колонка СУАО «Вымпел»; 8 – АП РЛС СУАО «Вымпел»; 9 – ходовая рубка; 10 – оптический перископический визир ходовой рубки; 11 – АП РЛС СУАО «Лев»; 12 – оптический перископический визир ГКП (боевой рубки); 13 – АП радиопеленгатора; 14 – АП СУ «Аргон-1164»; 15 – АП РЛС «Вайгач»; 16 – АП РЛС «Фрегат-М2»; 17 – прожектор; 18 – комплекса «Корвет»; 19 – АП системы ГЛОНАС (глобальной навигационной спутниковой системы); 20 – АП РЛС «Восход»; 21 – АП комплекса «Кантата-М»; 22 – устройство для передачи грузов на ходу «Струна»; 23 – устройства для погрузки ЗУР ЗРК С-300Ф; 24 – ВПУ ЗРК С-300Ф; 25 – стартовый стол ВПУ ЗРК С-300Ф; 26 – ПУ СППП ПК-2; 27 – 45-мм салютная пушка; 28 – АП РЛС СУ «Форт» ЗРК С-300Ф; 29 – лацпорт 533-мм ТА; 30 – АП РЛС СУ ЗРК «Оса-МА»; 31 – ангар для вертолета; 32 – ПУ ЗРК «Оса-МА»; 33 – стартовый командный пост вертолета; 34 – вертолет Ка-27; 35 – ВПП.

Ракетный крейсер пр. 1164 (шифр «Атлант») был разработан Северным ПКБ под руководством А.К. Перькова, а затем В.И. Мутихина. Корабль предназначен для слежения и нанесения ударов по корабельным группировкам противника (в первую очередь по его авианосным соединениям). Кроме того, он может осуществлять зональную противовоздушную оборону своих сил. Его 130-мм артиллерийский комплекс имеет режим стрельбы по береговым целям.

Основным вооружением крейсера пр. 1164 является ПКРК «Базальт» (для РКР Слава и Маршал Устинов) и – «Вулкан» (для РКР Чер- вона Украина). 16 ПКР размещены в восьми спаренных ненаводящихся ПУ контейнерного типа, смонтированных на верхней палубе. СУ «Аргон» (или «Аргон-В») позволяет вести залповую стрельбу всеми ракетами. Выдача целеуказания на столь значительную дистанцию (свыше 500 км) обеспечивается комплексом системы МКРЦ «Корвет», а также аппаратурой приема информации как от самолетов Ту- 95РЦ, так и от бортовых вертолетов Ка-27Ц.

Зенитные огневые средства представлены ЗРК «Форт». ПУ ЗРК «Форт» вертикальные, в виде барабанов (по восемь ЗУР каждый) вращающегося типа с одним стартовым столом на каждый барабан. В состав СУ ЗР41 входит стрельбовая многоканальная РЛС с ФАР.

Корпус корабля гладкопалубный, стальной, с усиленными обшивкой корпуса и конструкциями его набора (для увеличения долговечности), сильным развалом шпангоутов в носовой оконечности и двойным дном на всем протяжении.

Крейсер оснащен активными успокоителями качки в виде управляемых бортовых рулей, а также скуловыми килями. Три развитые надстройки (за исключением газоходов и дымовых труб), а также пирамидальные башенно- подобные фок- и грот-мачты выполнены с широким использованием алюминиево-магниевых сплавов. Две дымовые трубы расположены поперек корпуса корабля, что позволяет осуществлять агрегатную замену ГТД, воздухозаборники которых находятся на боковых стенках средней надстройки и дымовых труб.

Газотурбинная установка состоит из двух агрегатов М-21. Каждый из них включает в себя два форсажных (или основных) реверсивных газотурбинных двигателя, работающих на спаривающий односторонний редуктор, и один маршевый реверсивный газотурбинный двигатель, работающий на двухскоростной редуктор. Маршевые двигатели размещены в носовом машинном отделении на двухкаскадной амортизации, а форсажные – в кормовом машин ном отделении на однокаскадной амортизации. Редукторы маршевого и двух форсажных ГТД присоединены к одной линии вала через неотключаемые звукоизолирующие муфты. Управление газотурбинными двигателями осуществляется из центрального поста при помощи механической (тросовой) системы. Тепло (около 400°С) отработавших газов отбирается теплоутилизационным контуром (ТУК) и подается на специальные паровые котлы, пар которых приводит в движение дополнительно установленные паровые турбины, работающие через редуктор на гребные валы совместно с маршевыми газотурбинными двигателями, что увеличивает подаваемую на гребной вал мощность с 6 400 до 8 000 л.с. и повышает КПД главных механизмов на 12%. Это самая сложная комбинированная газотурбинная установка на современных боевых кораблях.

Корабль имеет комплекс защиты по физическим полям и локальную конструктивную защиту в районе погребов боезапаса, ГКП и ряда боевых постов. Крейсер пр. 1164 обладает хорошими мореходными и маневренными качествами.

Всего советский ВМФ планировал заказать 10 крейсеров данного типа (по четыре единицы для Северного и Тихоокеанского флотов, а также по одной-для Балтийского и Черноморского флотов). Начиная с пятого крейсера серии (Октябрьская революция) корабли должны были строиться по пр. 11641. Имея удлиненный на б м корпус, в отличие от базового проекта они бы вооружались крылатыми ракетами «Вулкан» (вместо КР «Базальт»), пятью боевыми модулями ЗРАК «Кортик» (вместо шести 30-мм АУ АК-630М), новейшим радиотехническим оборудованием и двумя вертолетами. При этом отсутствовала бы буксируемая антенна ГАК «Платина». Кроме того, на крейсерах пр. 11641 должен был быть заменен громоздкий и тяжелый подъемный кран на меньший и более легкий. Благодаря этому стало бы возможным объединить дымоходы в один меньших размеров. Частично все эти модернизации реализовали на крейсерах Червона Украина и Адмирал флота Лобов, уже имевших на вооружении ракеты «Вулкан». Последний корабль имеет объединенный дымоход, новый подъемный кран и комплекс средств РЭБ «Кантата-М».

04.10.1990 г. из-за финансовых ограничений Министерство обороны СССР отказалось от дальнейшей постройки крейсеров пр. 11641.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота находились три РКР пр. 1164.

РКР Варяг во время визита в Южную Корею (февраль 1997 г.)

Слава (зав. № 2008, с 16.05.1995 т.-Москва). ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): 05.11.1976 г.; 27.07.1979 г.; 30.12.1982 г.

Входит в состав ЧФ. Нес боевую службу в Средиземном море и Атлантическом океане. С 18 по 22 ноября 1986 г. с дружественным визитом посетил порт Пирей (Греция). В августе 1990 г. крейсер участвовал в Ялтинской международной конференции по выявлению и контролю за ядерным оружием, находящимся на борту боевых кораблей. С 21.03.1991 г. по август 1998 г. корабль прошел на ССЗ им. 61 коммунара средний ремонт. При этом с него сняли все АУ АК-630М, которые передали ССЗ в счет выполняемых работ. Затем корабль отбуксировали на СРЗ «Севморзавод» в г. Севастополь, где завершили ремонт и вновь установили АУ АК-630М, взятые из арсенала флота. В 2001 г. корабль с дружественным визитом посетил порт Тунис.

Маршал Устинов (зав. № 2009, до 05.11.1986 т.-Адмирал флота Лобов). ССЗ им. 61 коммунара: 05.10.1978 г.; 25.02.1982 г.; 15.09.1986 г.

Входит в состав СФ. Несет боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море. С 21 по 25 июля 1989 г. корабль с дружественным визитом посетил порт Норфолк (США), с 16 по 20 июля 1991 г. вместе с ВПК Симферополь (пр. 1155)-порт Мейпорт (США), с 30 июня по 5 июля 1993 г.-порт Галифакс и с 7 по 11 июля 1993 г.-порт Бостон (США). С 12 июня по 23 июля 1993 г. Маршал Устинов вместе с БПК Адмирал Харламов (пр. 1155) и ТН Днестр совершил переход по маршруту Североморск-Галифакс – Бостон – Североморск. С 01.09.1994 г. по 14.12.1997 г. на ССЗ «Северные верфи» (г. Санкт- Петербург) корабль прошел средний ремонт.

Червона Украина (зав. № 2010, с 21.12.1995 т.-Варят). ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): 31.07.1979 г.; 28.08.1983 г.; 25.12.1989 г.

Входит в состав ТОФ, несет боевую службу в Тихом и Индийском океанах. С 28 сентября по 5 ноября 1990 г. корабль вместе с ЭМ Быстрый (пр. 956) перешел из Севастополя в Петропавловск-Камчатский с заходом в порт Кам-Рань (Вьетнам). С 3 по 19 февраля 1997 г. крейсер предпринял поход к берегам Южной Кореи с заходом в порт Чемульпо.

18.03.1993 г. исключен (при общей технологической готовности 75%) из боевого состава флота РФ и перешел в собственность правительства Украины. Первоначально был переименован в Вiлну Украiну.(54*) Одновременно был сформирован экипаж. Спустя некоторое время из-за отсутствия финансирования экипаж расформировали, а корабль законсервировали и поставили на отстой у достроечной стенки ССЗ им. 61 коммунара. В 1999 г. крейсер посетил президент Украины Л.Д. Кучма( 55*).

По состоянию на конец 2001 г. на крейсере велись достроечные работы, общая технологическая готовность корабля составляла примерно 87%. Очевидно, что Украина не может содержать в составе своих ВМС столь дорогой корабль. Вероятна его продажа правительству России.

Октябрьская революция (зав. № 2012, пр. 11641, до 30.12.1987 г -Россия). ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): 15.11.1988 г.; -; -.

04.10.1990 г. корабль исключили из списков флота и разобрали на стапеле на металл.

Адмирал Флота Советского Союза Горшков (зав. № 2013, пр. 11641). ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): – ; – ; – .

Зачислен в списки флота 01.11.1988 г. Закладку предполагалось осуществить в середине 1989 г. со сдачей флоту в 1994 г. Корабль исключили из списков флота 04.10.1990 г.

Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов (зав. № 2014, пр. 11641). ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев):

Зачислен в списки флота 01.11.1988 г. Закладку предполагалось осуществить в середине 1990 г. со сдачей флоту в 1994 г. Корабль исключили из списков флота 04.10.1990 г.

Варяг (зав. № 2015, пр. 11641). ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев):

Зачислен в списки флота 01.11.1988 г. Закладку предполагалось осуществить в середине

1989 г. со сдачей флоту в 1996 г. Корабль исключили из списков флота 04.10.1990 г.

Севастополь (зав. № 2016, пр. 11641). ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев): -; -,

Зачислен в списки флота 01.11.1988 г. Закладку предполагалось осуществить в середине

1990 г. со сдачей флоту в 1997 г. Корабль исключили из списков флота 04.10.1990 г.

54* При этом на борту сохранялось название Адмирал флота Лобов.

55* К этому моменту вновь сформировали экипаж, корабль полностью выкрасили и с правого борта наварили название Украина.