Красный цветок революции

Цвета и символика «цветных революций»

Разумеется, новым тоталитарным режимам совершенно необязательно походить на старые. Управление государством с помощью репрессий и казней, специально организованного голода, арестов и ссылок не только антигуманно (в наши дни это мало кого волнует), но к тому же – и это можно доказать – неэффективно, а в эру передовых технологий неэффективность – страшный грех перед Господом. Тоталитарное государство, заслуживающее названия действительно «эффективного», – это такая система, где всемогущий исполнительный комитет политических руководителей, опираясь на целую армию администраторов, держит в руках порабощенное население, которое излишне даже принуждать к труду, ибо оно с радостью приемлет свое рабство. Заставить людей полюбить рабское положение – вот главная задача, возлагаемая в нынешних тоталитарных государствах на министерства культуры, главных редакторов газет и школьных учителей.
Олдос Хаксли. Новое предисловие к роману «Прекрасный новый мир», 1946.
Одним из основополагающих принципов ПР является правильный выбор символов, отъединяющих народные массы. Вспомним все великие революции: «Взятие Бастилии» и «Бостонское чаепитие», «Не наступи на меня» или Гадсденовский флаг 1776 г., французский триколор и фригийский колпак 1793 года, «Янки-дудль» и «Марсельеза» — все это «знаки», помогавшие людям сплотиться, идентифицировать свою принадлежность и духовное единство.

Жимолость каприфоль. Если бы лично мне предложили бы создать очередную эмблему «цветной революции», то я предложил бы «революцию жимолости». Все, что связано с «жи» это – жизнь, а жизнь – это надежда на лучшее. Жимолость исключительно долголетнее и выносливое растение. Возраст более 60 лет для жимолости — это норма; жимолость выдерживает морозы до – 40°С, и не боится ни весенних, ни летних заморозков. Кроме того, видов жимолости очень много, более 200, то есть на все социальные группы населения любой страны – кому какая жимолость нравится, тот пусть с такой и ходит – все ради народных интересов! У нас в России насчитывается, например, около 50 видов и разновидностей жимолостей. Это очень декоративные, вечнозеленые и листопадные кустарники и лианы, некоторые часто используются для озеленения арок, беседок и устройства живых изгородей.
Вот и в современных «цветных революциях» цвета и символы тоже имеют едва ли не первостепенное значение, именно как некие важные знаковые системы. Понятно, что содержательная, то есть вербальная коммуникация очень важна, например, лозунг «Мир хижинам – война дворцам». Но невербальные знаки воздействуют на очень глубокие сферы человеческой психики (предсознание и подсознание) и потому важны ничуть не менее, а для людей примитивных и более. Политтехнологи прекрасно это понимают, вот почему появление таких эмблем, как «красная роза» или «красный тюльпан» в качестве революционных символов, совсем не случайны.
Начнем с того, что простейшие знаковые системы вызывают и простые (глубинные) эмоции (такие, как ярость, страх, отвращение, торжество, блаженство), которые могут подавить или, напротив, возбудить в человеке желание действовать. Причем очень важно, что при этом они не стимулируют целенаправленной деятельности и формируют у масс эмоциональный настрой. Ну, а из военной практики мы знаем, что в отдельных случаях – например, таких, как психическая атака, от этого настроя может зависеть исход боевой операции. Кроме того, знаковые системы полезны тем, что взывают к социальному опыту человека, который побуждает его к самоидентификации на основе его религиозных, политических и иных взглядов, и, наконец, к решительному поступку. Символ – это знак, обозначающий соратников и указывающий на противников, то есть разделяющий общество на своих и чужих. А людям очень важно иметь «своих» и «чужих», чтобы с одними солидаризироваться и получать от них одобрение, а других бояться и ненавидеть!

Жимолость раннецветущая.
Известно, что в Древнем Риме Сенат как-то разрешил одеть всех рабов в одинаковую одежду, но отказался от этой идеи, рассудив, что так им будет легче идентифицироваться, утвердиться во мнении о своем численном превосходстве над свободными гражданами и восстать.
Кроме того, зрительный образ, как и обонятельный, вкусовой, тактильный и звуковой, есть более архаичная структура по сравнению с образами вербальными. Не всякий вербальный образ идентифицируется правильно. Не всякий человек обладает достаточным жизненным опытом, чтобы представить в своем воображении цветок вербены или, скажем, тот же татарник из повести Л. Толстого «Хаджи-Мурат». Да и где сегодня человек из города тот же татарник увидит?

Жимолость татарская – интернациональной цветок, даже так…
А вот если цветок ему показать, то есть задействовать его зрительный канал получения информации, да еще и назвать ему предмет демонстрации, то он запомнит его навсегда. Белый кулак в круге и на черном фоне стал символом белградской «революции», а до этого революции «боксеров» в Китае. То есть все, что человек видит, все, что просто для распознавания, и что легко проникает в подсознание, должно быть использовано для вербовки адептов того или иного движения, революции или секты.
Причина – они продуцируют важное для людей коллективное чувство – синтонию, которое может дополняться массовыми шествиями, пикетами и актами самосожжения, то есть действиями, заставляющими «человека толпы» самоидентифицироваться с героями всех этих акций. Как следствие — картина мира искажается. Элементарная кража становится актом социального возмездия, а психически больной человек – вождем, а совершенно явный жулик – президентом!
В современных условиях возможность быстро общаться (социальные сети, живые журналы и блоги и т. п.) значительно повышает внушаемость большого числа людей. При этом многие психологи, психоаналитики и эксперты по сетевому общению указывают, что внедрение «YouTube», «Flickr» и «Twitter» способствуют деградации вербальных знаков языка и подменяют его символами-смайликами. Поставил смайлик, другой присоединился – и он уже свой. Создать таким образом «комюнити», то есть «общность» легче легкого. Потом у этой общности мы создаем своих героев («кто больше всех собрал лайков!»), потом «герои» ставят цели перед остальными, а там уже и до социального протеста недалеко: «Нам не разрешают рисовать смайлики на зданиях, а человек рожден свободным!» Так что именно современные средства коммуникации стали одним из важнейших средств по осуществлению «цветных революций». Так, «YouTube», третий по посещаемости сайт в мире (в январе 2012 года ежедневное число просмотров достигало 4 миллиардов, а сегодня стало еще больше), дает возможность мгновенно рассылать по мобильной связи как подлинные, так и сфальсифицированные видеосюжеты, способные вызвать ужас и желание наказать того, кто это чувство вызвал. Ну, а в роли последнего обычно выступает либо третируемый политический лидер или же члены правящей партии.

Жимолость вьющаяся.
Что стало «запалом» так называемой «арабской весны» в Тунисе и в Египте? А вот что: «эпидемия» самосожжений с последовавшей за ними немедленной героизацией их жертв в Интернете. Хотя такие поступки противоречат канонам ислама, жертв на них все-таки как-то подбили. Что ж – фанатики и дураки есть и будут. Тут главное их найти и немного подтолкнуть в нужном направлении. Важно, что нужно, чтобы сжегся хотя бы один. Если построить информацию о нем сто раз, то поневоле людям будет казаться, что таких самосожженцев много, если их будет много, то нетрудно внушить людям, что «горят все!»

Жимолость Максимовича.
Ну, а показав обугленные трупы этих героев, совсем нетрудно вызвать сопереживание. Затем гнев и жажду справедливого возмездия. А если есть жажда, то нет ничего сильнее, чем желание ее утолить.
Даже всего лишь десять лет назад истории этих самоубийц затронули бы только лишь самую небольшую группу людей – их знакомых или соседей. Зато сегодня, став символами, они воодушевили целые сообщества. С одной стороны, тут виновато желание «быть как все», с другой – хочется как-то выделиться. И вот тут-то и возникает единство цели – выделяемся вместе, да еще и боремся с чем-то или кем-то.
Ну и конечно огромную роль в символике играет цвет. Красный – самый высокоэнергичный, «цвет крови борцов, пролитой за свободу». В Древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови», а спартанцы так и вовсе носили красные туники и плащи. Так что неудивительно, что именно красный цвет был выбран для гвоздик в Португалия в 1974 году, роз в Грузии в 2003, и тюльпанов в Киргизии в 2005-ом.
Белый – цвет чистоты помыслов. Его попыталась выбрать Ю.Тимошенко во время своей первой оппозиционной агиткампании, но… неудачно! В России белый цвет вроде сам Бог велел использовать. Это ведь еще и цвет Белой гвардии, Белой армии, царь и тот у нас – тоже был Белый. Но что-то он так и не прижился. Зеленый – цвет надежды. И для партии зеленых лучше не придумать. Но до революции зеленых нам пока еще далеко. Сложить голову за зеленую лужайку захотят не так уж и много людей. Да и лужаек еще хватает. Вот в дальнейшем, когда численность населения планеты перевалит за 10 млрд, вот тогда посмотрим…
А вот голубой цвет – плохой. Он холодный, это цвет дистанцирования. Недаром это цвет формы судебных приставов! Лиловый цвет – тоже не годится. Это цвет скрываемых сексуальных фантазий. Так что, если вы увидите женщину в лиловом платье, лиловых туфлях и на лиловом автомобиле, держитесь от нее подальше. Не годится и желтый цвет. В средние века это цвет солдат-наемников, служивших за сольдо. Поэтому хотя желтый и является цветом богатства, это одновременно цвет измены!
А вот что означает оранжевый цвет, сыгравший такую колоссальную роль на Украине? В геральдике это цвет изгой, признается лишь в нескольких странах и в средние века неизвестный. Но затем мнение о нем изменилось. Великий немецкий поэт Гете, который делом всей своей жизнь считал работу над созданием теории цвета, считал, что оранжевый цвет означает теплоту и блаженство, что это цвет жара. И это не выдумка романтического поэта: ученые действительно отмечают активность этого цвета, а производимый им эффект рассматривается как возбуждающий.

Жимолость Королькова.
При исследовании цвето-символической атрибутики «цветных революций», нужно посмотреть еще и на те ботанические образцы, что в них используются. Только в Белоруссии в ходе протестного движения попытались использовать образ зубра, но совершенно безрезультатно. Куда проще и надежнее обычный кулак в круге, который может быть черным на красном фоне или красным на черном или белом. Да в принципе каким угодно, потому что в любом случае кулак – это сила, а сила – это власть! К тому же такой знак легко тиражировать на футболках, бейсболках, флагах и значках. Но растительные символы мягче! А их палитра ассоциаций – богаче! Так, грузинская красная роза это и национальный цветок, который ассоциируется с полотнами художника Нико Пиросмани, и символ (шипы) защиты от злого соседа и «оккупанта» – России. В Киргизии с символом получилось сложнее. До конца 2004 года это должен был быть желтый тюльпан. Но оппозиционерам этот цветок не понравился: желтый тюльпан – это, мол, символ разлуки. Поэтому цвет тюльпана поменяли на красный.
Жасмин, который сначала предлагался для Туниса, в восточной литературе это признание в любви, а вот в Англии – символ девической скромности. Считается, что его аромат усиливает чувственность, и видимо, недаром Клеопатра пыталась соблазнить Антония при помощи именно жасминового масла. То есть этот цветок опять-таки являлся намеком на нечто мягкое. А представьте, что было бы, коль символом революции выбрали бы саксаул?!

Жимолость Палласа. И ягоды красивые, хотя и неброские… Намек на «мягкую силу»…
Символом египетской революции стал лотос, известный еще по древнеегипетской мифологии. То есть для Египта лучше символа просто не сыскать. Это как для Японии хризантема, а для Шотландии – чертополох.
Но почему-то большинство египтян назвали февральский переворот «революцией гнева», а отнюдь не «революцией лотоса». Так что, видимо, размышление о том, что «пойдет», это одно, а вот «суровая правда жизни» иной раз – совсем другое!
Кстати, такая эмблема, как «белые ленточки», у нас в России тоже не прижилась. Яркости им что ли не хватает… Или уж слишком они быстро грязнятся? Зато для Мексики проблемы нет. «Революция кактусов» и это очевидно. Хотя… а какой кактус выбрать? Там, где растет много авокадо, можно предложить символом его. Это же лиана! А она обвивает и душит!! А плодами очень удобно кидаться!!!
Одним словом, здесь есть еще над чем поработать политтехнологам самого высокого уровня. Потому, что сегодня прямо на наших глазах осуществляется явная активизация борьбы за мировую гегемонию, причем, если раньше средства ее были грубы и примитивны, то сегодня технологии данной борьбы модернизированы самым серьезным образом. Одним из них как раз и стали «цветные революции» с применением «мягкой силы». Но кто предупрежден, тот вооружен…

Символы Революции

Кто бы что не говорил — но 100 лет это дата, посему сегодня будет много Октябрьской революции, ну или переворота, кому как больше нравится. Те, кто жил в СССР помнят, что 7 ноября был одним из самых главных праздников в стране. Гораздо более значительным чем 1 мая, или даже День Победы. Ну по крайней мере для государства и его чиновников. Но, удивительное дело, знаков-символов, связанных с этим праздником было не так уж и много. Давайте первым делом вспомним о них.

Ниже кроме небольшого обзора самих символов вас ждет подборка праздничных советских открыток, Октябрьская Революция на картинах советских художников и еще более раритетные плакаты времен гражданской войны.

Итак, первым и главным был крейсер «Аврора». Не совсем понятно, почему именно так случилось, если честно. Вот решили, что символом будет именно «Аврора» и все тут ) Хотя осенью 1918 года крейсер даже планировали затопить в фарватере в районе Кронштадта, чтобы потенциальные корабли интервентов не пробились к Петрограду. Обошлось.

Активно его начали продвигать как символ Революции после 1927 года. Хотя корабль был еще на ходу и участвовал в походах, в том числе и заграничных. Хотя корабль устарел, и к 1941 году «Аврору» планировали исключить из списков флота, но осуществлению этого помешала война.
Корабль находился в Ораниенбауме и участвовал в обороне города. 130- миллимитровые орудия были сняты с корабля и установлены как отдельная батарея (артбатарея «А»), а судно выполняло роль пункта ПВО. И надо сказать, де-факто немцы корабль практически потопили.
В августе 1944 года было принято историческое решение. Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Корабль подняли, почистили и отбуксировали на место. Там он и стоит по сей день, если не считать 2 ремонтов в 1984 году и в 2014 году. И если честно, от «Авроры» почти ничего не осталось.
Еще один интересный момент — 22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награждён орденом Октябрьской Революции, став единственным в стране дважды орденоносным кораблём. Причем на ордене изображён сам крейсер ))

Красная гвоздика.
Еще один символ, который везде и всюду присутствовал на этом празднике. На открытках, в кино, на манифестациях и парадах. Даже в петличках первых лиц государства в этот день можно было видеть именно этот цветок.
Я всегда думал почему так? И скорее всего, это аллюзии на другой символ, который присутствовал в 1917 — красный бант. Ибо революционно настроенные личности носили или красные ленточки, или красный бант. Причем второй был предпочтительнее. Так было и в Февральскую Революцию, причем доходило до маразма. Когда с красным бантом во главе Гвардейского флотского экипажа по улицам дефилировал….двоюродный брат императора великий князь Кирилл Владимирович.Тот самый, кто в 1924 году, в эмиграции, провозгласил себя Императором Всероссийским Кириллом I,и чьих дочь и внука мы постоянно видим у нас в стране как якобы претендентов на гипотетический престол.
В позднесоветские времена бант был не совсем в моде, зато гвоздики стали серьезной символикой. Хотя и банты вешали. Некоторые даже много. Как, например, Черненко:

Революционные матросы. Куча фильмов, показывающих и рассказывающих нам о том, что революцию делали матросы. Каноничный образ был примерно такой:
Но дело в том, что 80% матросов были приверженцами анархизма, и никак не могли быть причислены к сторонникам большевиков. Просто была буча, и они в ней поучаствовали. И уж точно нельзя сказать,что они были единственный революционной силой в городе. Ибо большое число сухопутных войск Петербургского гарнизона, в том числе лейб-гвардии Литовский полк, поучаствовали в мятеже. Но вот сложилось именно так — революционные матросы впоследствии стали одним из главных символов Революции.

Броневик.
Почему это убероружие так ценилось в те времена, я до конца понять не могу
Хотя колеса, какая-никакая броня и пулеметы-это ценилось. Особенно в локальных конфликтах. Опять-таки, Ильича весной при возвращении из эмиграции занесло именно на броневечок, с которого он какую-ту фигню нес. «Апрельские тезисы» он изложил вечером с балкона особняка Кшесинской, а не на Финляндской вокзале, как принято считать. Хотя памятник стоит, и даже башню броневика можно заметить.

Вот у народе все и перемешалось в голове

Ну и Смольный. До 1917 года в этом красивом здании, построенном знаменитым Кваренги, располагался Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию.
Однако в октябре 1917 года институт был переведён в Новочеркасск, после чего в опустевшем здании расположился штаб по подготовке к восстанию большевиков, которым руководил Петроградский военно-революционный комитет. В принципе этот был мозг и сердце всей революции (мятежа). Именно туда с конспиративной квартиры пробирался и Ленин.
В состав военно-революционного комитета вошли представители ЦК, и петроградских и военных партийных организаций партий левых эсеров и большевиков, делегаты президиума и солдатской секции Петросовета, представители штаба Красной гвардии, Центробалта и Центрофлота, фабзавкомов. В составе ВРК было организовано Бюро ВРК, осуществлявшее оперативную работу. В состав Бюро ВРК входили левые эсеры Лазимир и Г. Н. Сухарьков, большевики Подвойский и Антонов-Овсеенко. Во главе Бюро ВРК и самого ВРК формально стоял левый эсер П. Е. Лазимир, но зачастую решения принимались большевиками: Л. Д. Троцким, Н. И. Подвойским, В. А. Антоновым-Овсеенко. Поэтому, можно говорить, руководил восстанием прежде всего «пария революции» Лев Троцкий.

Начиная с 1918 года здание занимают органы городского управления — Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет ВКП(б)/КПСС (вплоть до 1991 года). С 1996 года Смольный служит официальной резиденцией губернатора Петербурга.

Некоторые виды искусства,наглядной агитации,пропаганды.
Ну или просто С праздником всех тех,кто считает это праздником.
Ленинград, крейсер «Аврора»,открытка издательства «Планета» 1987 год.

Карманные календари,думаю у меня не весь цикл в коллекции есть,но вот что есть,к 70-й годовщине Октября.

Самый популярный и узнаваемый корабль в мире.

Октябрьская Революция в живописи

К столетней годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции подборка картин посвященных судьбоносному Октябрю 1917 года изменившего историю России и всего человечества. Именно в этот день начался тот путь, который привел советского солдата в Берлин, а советского человека в космос.

Ленин и Сталин в конце лета 1917 года в Разливе.

Принятие решения о вооруженном восстании.

Александр Керенский.

Керенский накануне революции.

Как пройти в Смольный.

Смольный в дни Октября.

Ленин в Смольном.

Великая ночь.

Левый марш.

На Зимний.

Сталин как организатор Октябрьской революции.

Канун Октября.

Перед штурмом.

Аврора.

Залп Авроры.

Залп Авроры. В Зимнем дворце.

Залп Авроры. Смольный.

Последний выход Керенского.

Арест Временного Правительства.

Революция победила.

Провозглашение Советской власти. Это оригинальная картина, на редактуре времен Хрущева Сталина замазали.

Да здравствует Октябрьская революция.

Революционный Петроград.

Красногвардейцы Петрограда.

Революционный матрос.

Первый декрет Советской власти.

Ленин и революционные матросы.

Выступление Ленина на одном из петроградских заводов.

Ленин в редакции Правды.

Мир народам!

Декрет о мире.

Декрет о мире.

Солдат Революции.

Патруль.

Погромы винных магазинов.

На улицах Петрограда.

В штабе обороны Петрограда.

Вручение Дзержинскому решения об образовании ВЧК. Есть еще один вариант этой картины, где Сталина нет.

Яков Свердлов.

Декрет о земле.

Дзержинский.

Мы наш, мы новый мир построим!

С праздником товарищи! С днем Великого Октября!

Плакаты времен Гражданской войны

Особенно интересно, на тему Украины и Донбасса.

«РЕВОЛЮ́ЦИЯ СИ́МВОЛОВ»

Отражение «Революции символов» в каменной скульптуре докерамического неолита центральной части Плодородного полумесяца: 1 – статуя из раскопок в современном г. Шанлыурфа; 2, 4 – итифалличе…

«РЕВОЛЮ́ЦИЯ СИ́МВОЛОВ», тер­мин для обо­зна­че­ния воз­ник­но­ве­ния в пе­ри­од, пе­ре­ход­ный от эпи­па­лео­ли­та к нео­ли­ту, но­вой сим­во­ли­ки, фик­си­руе­мой про­из­ве­де­ния­ми ис­кус­ст­ва и ри­ту­аль­ны­ми комп­лек­са­ми на тер­ри­то­рии Пло­до­род­но­го по­лу­ме­ся­ца и со­от­но­си­мой с кар­ди­наль­ны­ми из­ме­не­ния­ми мыш­ле­ния и об­ществ. соз­на­ния. Вве­дён франц. ар­хео­ло­гом Ж. Ко­ве­ном, со­дер­жа­ние термина в ви­де раз­вёр­ну­той кон­цеп­ции пред­став­ле­но им в 1994. По Ко­ве­ну, «Р. с.» – один из осн. фак­то­ров не­оли­ти­за­ции (см. Нео­лит), на­ря­ду с из­ме­не­ни­ем ок­ру­жаю­щей сре­ды, пред­ше­ст­во­вав­ший на­ча­лу про­из­во­дя­ще­го хо­зяй­ст­ва. По­ро­ж­дён­ная «Р. с.» ли­ния раз­ви­тия сим­во­лов от жен­ских ста­ту­эток, как пра­ви­ло, с про­ра­бо­тан­ным ли­цом (осо­бен­но гла­за­ми) и ру­ка­ми, сло­жен­ны­ми под гру­дью, ро­гов и др. остан­ков бы­ка в ос­но­ва­ни­ях стен или под по­ла­ми по­стро­ек до круп­ных фи­гур жен­ско­го бо­же­ст­ва, изо­бра­же­ний тав­ро­ма­хии, бу­кра­ний (Ча­тал-Хю­юк и др.) – по­ка­за­те­ли но­вой ре­ли­гии, вклю­чаю­щей культ па­ры бо­жеств – Ма­те­ри Бо­ги­ни (Ве­ли­кой Бо­ги­ни) и Бы­ка, сим­во­ли­зи­рую­ще­го муж­скую силу. «Р. с.» свя­за­на с куль­ту­ра­ми Ле­ван­та Хи­ам­ско­го пе­рио­да, пе­ре­ход­но­го от на­ту­фий­ской куль­ту­ры к нео­ли­ту. В хо­де «не­оли­тич. диф­фу­зии» (в осн. ми­гра­ций) её ре­зуль­та­ты из Центр. Ле­ван­та рас­про­стра­ня­ют­ся на Юж. Ле­вант и Ср. Ев­фрат (где но­вая куль­ту­ра фор­ми­ру­ет­ся при уча­стии ме­ст­но­го на­се­ле­ния); в Вост. Ана­то­лии нео­ли­тич. куль­ту­ры по­яв­ля­ют­ся в хо­де вто­рич­ной, «эко­но­ми­че­ской», не­оли­ти­за­ции.

Символы революции. Ч.1.

Колыбель советских знаков

Настоящая революция несет в себе смену социально-экономической формации и Октябрьская социалистическая революция стала не просто рубежом, на котором старые элиты сменились новыми. Мятежный октябрь 1917 года стал не только точкой отсчета новой вехи политической истории страны, он еще ознаменовался (как в прямом, так и в переносном смысле слова) и актуализацией знакового пространства бунта, попранием прежних и рождением новых символов. Мощь революционного переворота 17-го года была столь велика и тотальна, что ее символы стали не просто артефактами эпохи, они превратились сперва в знаки отличия новой элиты, а затем на долгие десятилетия закрепились в арсенале атрибутики советской власти.

Уверенно следуя своей жестокой программе боевого революционного и организационного строительства коммунистического общества, лидеры страны Советов беспощадно, «до основанья» свергали старую власть с ее сакральными символами, а затем твердо укореняли свою собственную символику. Борьба со старыми символами была логичным продолжением борьбы классовой, борьбы верований, идеологий и ценностей. Создание собственной системы символов, знаков и эмблем являлось для большевиков задачей далеко не второстепенной важности — вколачивание новых смыслов в сознание народных масс было для новой государственной власти одной из важнейших целей в идеологической сфере.

Таким образом, возникла потребность в создании, по меньшей мере, двух категорий символических знаков — пропагандистских и идентификационных.

Пропагандистская символика отвечала за распространение коммунистических идей. Их необходимо было облечь в простые и понятные образы, близкие и мятежной (зачастую состоящей из инородцев) интеллигенции, и понятные дезориентированной безграмотной массе народа — красное знамя, факел, серп и молот, звезда.

Кроме того, людей необходимо было «пометить», оделить «своих» от «чужих», предлагая каждому простую форму выражения сделанного политического выбора. Для этого была создана символика идентификационная — бант, лента, гвоздика.

Здесь сразу хочется отметить одну очень любопытную и существенную с точки зрения анализа символических инструментов деталь — на заре становления молодой советской республики большевики из-за нарушения многих социальных, профессиональных и личных связей, а также в силу неприятия новой власти многими журналистами и деятелями культуры, не получили широкой поддержки в средствах массовой информации. Кроме того, значительная часть населения, готового поддержать власть советов, была попросту неграмотной. В следствии этого особую роль в деле агитации приобрели именно визуальные средства массовой информации (и, в первую очередь, транспарант, плакат, эмблема).

Благодаря своей простоте, выразительности, ясности, легкости воспроизведения, а главное, благодаря возможности обращаться не только к сознанию, но и к иррациональному бессознательному началу зрителя, символы новой власти оказались востребованными. Их популярность стала стремительно расти как среди гражданского населения, так и среди военных.

Отдельно стоит отметить и третью категорию символов, неразрывно связанных с революцией большевиков, но входивших в советский пантеон по мере развития аппарата коммунистической мифологии. Это символы-легенды — крейсер «Аврора», броневик, собственно вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов (Ленин), «колыбель» революции — Петроград, буревестник, неологизмы (в частности, имена), красные галстуки и т.п.

Но перед тем, как приступить к описанию и анализу революционных символов, нельзя не отметить, что перед тем, как насаживать их в сознания народных масс, большевики сперва взялись за искоренение символов старой власти. Уже после февральской революции имперские гербы, вензеля и атрибуты царской власти активно начали уничтожаться и вымарываться. Уже к октябрю 1917 года они практически повсеместно были поруганы. Олицетворяя в глазах революционеров власть сатрапов и прежнюю «неправильную» жизнь, сложные и вместе с тем изящные по своему изобразительному решению имперский герб, корона, скипетр, держава и двуглавый орел, становятся символическими антагонистами новой грубой и нарочито упрощенной до примитивизма символики большевиков. И это понятно — даже по своей стилистике новая символика должна была олицетворять собой начало новой традиции, нулевую точку отсчета, за которой начинается «новая история», новая формация человека — советский народ.

Но ничто не появляется ниоткуда и не бывает правил без исключений. И потому, начиная обзор революционной символики, хочется начать именно с исключения, с малоизвестных, но весьма знаковых символов революционной борьбы. Тем более, что они напрямую заимствованы из православной традиции.

В первую очередь, речь идет об образе святого Георгия Победоносца. Сюжет борьбы героя с Змием — один из самых тиражируемых в плакатах первых лет советской власти. Он появляется как в почти неизменном виде на фоне Кремля или красного флага, так и в стилизованном художественном решении, где на месте Георгия Победоносца изображен красноармеец, а в качестве Змия выступают Антанта и Врангель.

Кроме того, первые советские художники-пропагандисты совершенно не чурались заимствовать образ Рая (в качестве «воплощенного Парадиза» изображалась Москва). Также какое-то время агитаторы переносили на свои плакаты композицию житийной иконы с клеймами.

Продолжение следует…

Красный цветок революции — слово из 8 букв

Определения из сканвордов слова ГВОЗДИКА

  • цветок — символ Дня Победы
  • эфирномасличное растение
  • в народе этот цветок называют полевыми слезками, искорками, звездочками и даже девичьей травой
  • высушенные нераскрывшиеся цветочные почки (бутоны) тропического гвоздичного дерева
  • душистый садовый цветок
  • ж. растение Caryophyllus, также Dianthus. Цветочная почка гвоздичного дерева, Caryoph. aromaticus, употребляемая как пряность в яствах; пахотная, полевая, сорная гвоздика, Githago segetum, в хлебе ядовита. Гвоздичный, к гвоздике относящ., из нее сделанный. Гвоздичный камень, окаменелое животно-растение, похожее на гвоздику. Гвоздичная ж. отделение, часть теплицы, для разводки гвоздики. Гвоздичник м. то же, или гвоздичный цветник, грядка. Растение Geum urbanum, гравилат, гребенник, чистец, бадан, чагир или монгольский чай. Гвоздичница ж. разные виды растения мирты, Myrtus
  • красивый цветок со столярным названием
  • красный цветок революции
  • один из самых красивых цветов
  • одна из популярных пряностей
  • приправа
  • пряность
  • революционный цветок
  • садовый цветок
  • цветок большевиков
  • цветок в одеколоне
  • цветок символ Дня Победы
  • цветок, который дарят мужчинам
  • цветок, который появился из слез Богородицы, пролитых над Иисусом