Космическая система Лиана

«Лиана» опутает Землю: система радиолокационных спутников заработает к новому году

Формирование на околоземной орбите уникальной системы радиолокационной разведки (РЛР) «Лиана», которая накроет всю планету, завершится в течение нынешнего года. Как сообщили «Известиям» в Министерстве обороны, до 1 января 2020-го запланированы запуски двух спутников, после чего система заработает в полную мощность. Ввод «Лианы» в строй позволит российскому Генштабу наблюдать даже за небольшими объектами по всему миру.

Система радиолокационной разведки «Лиана» должна состоять из четырех спутников — двух «Лотосов-С» и двух «Пионов-НКС». В ее основе лежат наработки системы морской космической разведки и целеуказания «Легенда», которая была создана еще в 1970-е. Для своего времени это была передовая технология, выполнявшая важную задачу по обнаружению американских авианосных ударных группировок. Без «Легенды» Генштаб не мог точно знать, в каком районе находится угроза, поскольку самолеты дальнего радиолокационного обнаружения физически не могли охватить весь Мировой океан.

Однако у советской космической системы были и определенные ограничения. Из-за низкой разрешающей способности оптической техники спутники находились на высоте 25 км и могли обнаруживать объекты длиной лишь в несколько десятков метров.

Систему РЛР нового поколения, способную обнаружить не только морские, но и сухопутные объекты относительно небольшого размера, российские инженеры начали разрабатывать с 1990-х. Но этот процесс затянулся: помимо очевидной причины — резкого снижения финансирования, — была и еще одна. Изначально выводить спутники для «Лианы» планировали с помощью ракет «Зенит». Но в связи с тем, что их производитель — днепропетровский «Южмаш» — оказался на территории Украины, была поставлена задача перепроектировать спутники под запуски «Союзами».

Дело сдвинулось с мертвой точки в конце прошлого десятилетия, когда «Легенда» уже выслужила все сроки и вышла из эксплуатации. В 2009 году на орбиту был запущен первый спутник для системы «Лиана» –—»Лотос-С», второй — к 2018 году. Для завершения формирования системы осталось ввести в строй два спутника «Пион-НКС», что и запланировано на этот год.

Спутники, входящие в систему «Лиана», выводятся уже на 100-километровую высоту. При этом их бортовое оборудование позволяет обнаружить объект размером с автомобиль и при необходимости навести на него системы высокоточного оружия.

Все остальные характеристики системы и ее элементов засекречены. Впервые о ее существовании министр обороны Сергей Шойгу официально заявил в начале 2017-го. Осенью прошлого года глава военного ведомства сообщил, что лично утвердил скоординированный график изготовления и испытаний спутника «Пион-НКС».

— В последние годы грань между гражданскими и военными спутниками стирается, к примеру, армейскую связь по закрытым каналам может обеспечить и обычный спутник, — рассказал «Известиям» научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Но радиотехническая разведка — это настолько специфическая область, что справиться с этой задачей может только военный аппарат. В гражданской отрасли подобные технологии начали развиваться лишь недавно — в частности, для контроля трафика на дорогах.

За рубежом также существуют аналогичные системы. В настоящее время на околоземной орбите находятся три американских спутника Lacrosse, которые оснащены радиолокаторами с синтезированной апертурой. Такая техника позволяет получать изображение местности сквозь плотный слой облаков, а при определенных условиях даже видеть объекты, находящиеся под землей.

Работы по созданию системы космической разведки и целеуказания

Сегодня, на селекторном совещании в Национальном центре управления обороной, министр обороны России Сергей Шойгу рассказал о работах над созданием спутника «Пион-НКС». Подробности в нашем материале.

Космические аппараты «Пион-НКС», вместе с космическими аппаратами «Лотос-С1», являются компонентами новой российской системы космической разведки и целеуказания «Лиана», которая должна прийти на смену советским космическим системам радиотехнической разведки, морской разведки и целеуказания. Работы по созданию новой системы были начаты ещё в 1993 году, однако из-за множества проблем, возникших с развалом СССР, затянулись. Первый космический аппарат элемент новой системы «Лотос» был запущен в 2009 году. В ходе опытной эксплуатации были выявлены недостатки и проблемы функционирования новых аппаратов, которые были исправлены на спутниках «Лотос-С1». Три космических аппарата «Лотос-С1», предназначенные для радиотехнической разведки, были запущены в период с 2014 по 2018 год.

В прошлом 2019 году для завершения работ над созданием системы «Лиана» было запланировано выведение на орбиту двух космических аппаратов «Пион-НКС». Однако этого сделано не было. В декабре 2019 года в Сочи на серии совещаний по развитию оборонно-промышленного комплекса Президент России Владимир Путин поручил разобраться с причинами срыва сроков создания этих и других спутников в интересах военного ведомства. Об этом в своём интервью в конце декабря рассказал вице-премьер Юрий Борисов.

«В декабре на сочинских совещаниях, где мы серьезно обсуждали состояние космической группировки в интересах Министерства обороны, был очень жесткий, серьезный разговор. Даны поручения создать комиссию, она уже работает, и не позднее 20 января доложит президенту о причинах, которые сопровождали срывы этих работ. Разработать так называемые «догоночные» графики, для того, чтобы войти в ритм и чтобы такие срывы впредь не повторялись», — рассказал Юрий Борисов.

Сегодня, 3 марта 2020 года на селекторном совещании в Национальном центре управления обороной России министр обороны Сергей Шойгу рассказал, что работы по созданию спутника «Пион-НКС» завершаются.

«Министерство обороны продолжает работу над созданием и поддержанием орбитальной группировки космических аппаратов военного назначения. В декабре прошлого года мы утвердили график завершения работ по космическому аппарату «Пион-НКС». Сроки его запуска во многом зависят от предприятий — разработчиков и изготовителей ракетно-космической техники», — рассказал Сергей Шойгу.

«Космические разведчики»: что увидят российские военные с орбиты

В состав российской военной орбитальной космической группировки входят, по официальным данным, около 140 «космических разведчиков». Разглядеть их невозможно даже в телескоп. Зато им сверху видно все, ну, или практически все. По крайней мере, способности новейших спутников радиолокационной разведки, входящих в состав Военно-космических сил (ВКС) России, позволяют в режиме реального времени обнаруживать объекты потенциального противника – вплоть до легкового автомобиля.

И если во время последней внезапной проверки боеготовности войск Центрального военного округа, проходящей с 7 по 12 сентября, авиация ВКС была поднята в воздух для отработки учебно-боевых задач, то орбитальной группировке этого не требовалось – она постоянно «висит» в космосе.

Среди многообразия спутников военного и двойного назначения самые новые и технически оснащенные – входящие в космическую систему разведки и целеуказаний «Лиана» спутники «Пион» и «Лотос». В 2013 году Роскосмос и Минобороны завершили опытное создание «Лианы» и приступили к отладке ее систем. Система состоит из четырех спутников, последний из которых влился в состав группировки в 2015 году, что позволяет утверждать о завершении основной части этого действительно уникального проекта в истории отечественной космической разведки.

Тандем «Лотосов» («Лотос-С» 14Ф145) отвечает за радиотехническую разведку и осуществляет перехват данных, в том числе переговоры противника по любым, даже закрытым, каналам связи. Тандем «Пионов» («Пион-НКС» 14Ф139) следит за перемещениями боевой техники на земле, самолетов в воздухе, кораблей в морях и океанах.

Звезды на погонах американского (например) офицера разглядеть не удастся, как это приписывалось американским спутникам еще в советские времена, но обнаружить бронеобъект или легковой автомобиль на любой поверхности – вполне по силам. При этом базируются эти спутники на высоте около тысячи километров над поверхностью планеты и сканируют все обозримое пространство на земле.

Система «Лиана» информацию принимает, обрабатывает, «вычисляет» противника и передает координаты на командный пункт, где формируется виртуальная карта реального времени. В случае боевых действий по этим целям можно наносить высокоточные удары.

Проектирование «Лианы» было начато в России еще в 1993 году, но разработки отставали от графика, порой не только из-за финансовых проблем. В 1996 году от разработчиков потребовали «подогнать» новые спутники под российский ракетоноситель «Союз», отказавшись от изначально запланированной украинской ракеты «Зенит».

В 2002 году пришлось унифицировать сами аппараты с отечественными спутниками фоторазведки, производимыми в Самаре «Кобальт-Ресурс». И лишь с запуском первого «Лотоса» («Космос-2455») российские специалисты Роскосмоса и Минобороны получили возможность начать испытания новой орбитальной системы.

«Так называемый «украинский след» в производстве разведывательной космической системы «Легенда» отразился и на ускоренных испытаниях и запуске в производство отечественных спутников, – рассказывает отставной полковник ГРУ Владимир Попов. – Естественно, что контролем за действующими объектами и их управлением занимались и занимаются наши специалисты в Краснознаменске (Центр испытаний и управления космическими средствами – ГИЦИУ КС им. Германа Титова). Но, как и любая техника, спутники разведки требуют постоянной доработки, совершенствования.

В силу ряда причин, доверять производство такой специфической аппаратуры кому-либо другому мы уже не могли. Впрочем, еще до введения всяких там санкций и появления термина «импортозамещение», отечественная космическая промышленность освоила собственные разработки, превосходящие своих предшественников в разы. Собственно, и программу «Лиана» удалось ввести в строй именно из-за готовности производителей наладить ее выпуск».

Спутник «Лотос-С» был создан Центральным научно-исследовательским радиотехническим институтом (Москва), машиностроительным заводом «Арсенал» (Санкт-Петербург) и ракетно-космическим центром «ЦСКБ-Прогресс» (Самара) в рамках проекта системы радиотехнической разведки нового поколения. «Пион-НКС» – тоже исключительно российского происхождения.

«После вывода из эксплуатации «Легенды» у Минобороны возникла большая потребность в средствах наблюдения и целеуказаниях. Сейчас «Лиана» сможет ее удовлетворить, – считает обозреватель профильного издания «Новости космонавтики» Игорь Лисов. – «Легенда» создавалась для узкой задачи – слежения за американскими боевыми кораблями, в частности авианосцами. Ее радары могли обнаруживать объекты длиной в несколько десятков метров. «Лиана» же решает более широкий круг задач и может обнаруживать малоразмерные цели».

Изначально «Лиана» создавалась как система морской космической разведки для выявления и обнаружения авианосных эскадренных группировок и отдельных кораблей. Впрочем, эту функцию она выполняет и сейчас. Но «не забывает» и про сухопутную составляющую – технические возможности позволяют одинаково эффективно работать как по водной поверхности, так и по сухопутной. И засекать все летающие объекты – самолеты и ракеты, в том числе баллистические, над всей поверхностью земли.

Если сравнивать ее с предшественницей, устаревшей системой «Легенда-Целина», то точность «Лианы» выросла более чем в 100 раз – до трех метров. Новая система на порядок увеличила возможности Вооруженных Сил России по обнаружению и поражению объектов противника.

Развитие этой программы в Военно-космических силах будет продолжаться ближайшее время – к 2018 году предполагается полностью завершить создание системы «Лиана». Вероятнее всего, – за счет увеличения спутниковой группировки. По крайней мере, сейчас машиностроительный завод «Арсенал» приступил к серийному производству спутников новой системы. Общая численность, по понятным причинам, не разглашается.

Вполне возможно, что вывод новых спутников системы «Лиана» состоится уже в первом полугодии 2016 года. «Ангара» будет использоваться не только для экономических, но и для оборонительных целей, например, для разведки и связи.

Можно с большой долей уверенности говорить, что программа развития Россией космоса, в том числе и военного, возвращается на традиционно высокий уровень, заложенный еще в 70-х годах прошлого века. На смену спутникам оптической и радиотехнической разведки третьего поколения, как например «Персона» (предназначенных для получения снимков высокого разрешения и оперативной их передачи на Землю по радиоканалу), пришла более совершенная система «Лиана».

Кроме того, в разработке находятся уже спутники пятого поколения, способные, образно говоря, не просто заглянуть за горизонт, но и «покопаться» в святая святых любого генерального штаба – в картах и электронных документах с самым высоким грифом секретности.

Виктор Сокирко

Фото: Минобороны России/Роскосмос

Система космической разведки «Лиана» работает в опытно-дежурном режиме

Министр обороны России Сергей Шойгу впервые публично заявил о разработке глубоко засекреченной системы космической разведки нового поколения «Лиана». Работа над проектом ведется с 1990-х годов. В 2013 году было завершено опытное тестирование системы, началась отладка работы её компонентов. В настоящее время она работает в опытно-дежурном режиме, снабжая командный пункт данными для их последующей обработки. Отдельные сегменты системы, по имеющейся у некоторых источников информации, применялись в ходе сирийской кампании при разведке целей и их поражения крылатыми ракетами.

Машиностроительный завод «Арсенал»
Ключевой элемент «Лианы» – сеть спутников семейства «Лотос-С» и «Пион-НКС», сборка которых осуществляется на Машиностроительном заводе «Арсенал» (Санкт-Петербург). Их первоочередная функция – разведка и целеуказание. Например, «Пион» в состоянии следить за бронетехникой с высоты тысячи километров, выполняя роль наводчика при ракетном поражении объектов. Первый спутник системы вышел в космос в 2010 году.
Залогом эффективной работы системы «Лиана» является своевременный вывод на орбиту спутников в целях поддержания орбитальной группировки военных космических аппаратов. В текущий момент вся группировка, включая спутники «Лианы», насчитывает не менее 140 аппаратов различного назначения.

Хорошо известно, что в эпоху холодной вой­ны при признанном паритете сторон вооруженные силы НАТО и Варшавского договора развивались несимметрично. В СССР активно разрабатывалось ракетное оружие разных типов, совершенствовались сухопутные силы, особенно танковые войска. США же активно работали над «длинной рукой» на море, со­зда­вая флот авианосцев, шествовавших по морям и океанам в окружении авианосных ударных групп (АУГ), куда входили как суда обеспечения, так и боевые корабли — они возводили неприступную стену противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны, а также выполняли разведывательные функции.

Спутник с активной радиолокацией УС-А имел в качестве электроэнергетической установки атомный реактор, спаренный с термоэлектрическим генератором.

Слишком заметно

Противопоставить Америке в этом смысле что-то аналогичное СССР не мог, особенно с учетом известной позиции Н.С. Хрущева, который отказался развивать авианосный флот, всецело полагаясь на ракетно-ядерную мощь. Однако задачу противостояния мощному американскому ВМФ никто с повестки дня снять не мог — и если у США были АУГ, должны были появиться и средства борьбы с ними. Требовалась возможность скрытно подобраться к АУГ на не очень близкое расстояние и нанести удар. Для этого лучше всего подходили подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами.

Уже в 1959 году на вооружение была принята первая советская противокорабельная крылатая ракета П-5, созданная в стенах ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея и предназначенная для запусков с подвод­ных лодок. Ракета летала с околозвуковой скоростью на дальность до 500 км и могла нести с собой БЧ массой до 1 т, в том числе и ядерную. Проблема была лишь в одном — П-5 стартовала только из надводного положения, а всплытие — это уже демаскировка. Требовалось иное решение.

Нужна «Легенда»

К разработке крылатой ракеты — «убийцы авиа­носцев» — в ОКБ-52 приступили в 1969 году, а принята на вооружение она была в 1983-м. Ракета получила название П-700 «Гранит». Ее можно было запускать из-под воды из наклонных контейнеров, установленных под углом 60°. Перед стартом контейнер заполняли морской водой, чтобы уравнять разницу давлений, а затем ускоритель выталкивал ракету к поверхности воды, где уже начинал работу маршевый двигатель. П-700 летала на сверхзвуке (2,5 М) на расстояние до 600 км, причем при полете на максимальную дальность сначала поднималась на большую высоту (для снижения лобового сопротивления), захватывала цель головкой самонаведения (ГСН), а затем спускалась к поверхности моря. Там она двигалась к цели на сверхмалой высоте, что затрудняло ее обнаружение локаторами вероятного противника. Причем при залпе ракеты могли выстраиваться в своего рода «стаю» — пространственную конфигурацию с распределением целей в составе АУГ. «Гранит» предназначался для оснащения атомных подводных лодок проекта 949 («Гранит» и «Антей»), получивших название городов Советского Союза, — среди них печальной памяти К-141 «Курск». Кроме того, П-700 устанавливали и на надводные корабли.

УС-А. Управляемый спутник активного наблюдения Средняя высота рабочей орбиты — 265 км; наклонение орбиты -65 градусов; масса — 4150 кг; бортовой источник электропитания — ядерная энергоустановка; электрическая мощность — 3,5 кВт; двигатель — ЖРД многоразового включения.

«Гранит» представлял собой безусловно более серьезную угрозу АУГ, чем предыдущие версии противокорабельных ракет, но и тут существовала проблема. При стрельбе с большой дальности ГСН ракеты не могла самостоятельно захватить цель, а значит, оружие требовало дополнительного целеуказания. АУГ движется с большой скоростью и регулярно меняет направление движения: стрелять наобум нет ни малейшего смысла. Авиация ДРЛО в случае конфликта будет немедленно атакована средствами АУГ, да и откуда ей взяться в открытом океане, особенно при практическом отсутствии собственного авианосного флота. Целеуказание можно было организовать только из космоса. Для решения этой задачи в том же ОКБ-52 (позже «НПО Машиностроения») параллельно с разработкой «Гранита» шло создание системы глобальной морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ «Легенда»). В рамках системы предполагалось создать группировку спутников, которые непрерывно сканировали бы Мировой океан с целью «беспропускной всепогодной разведки и получения информации о надводной целевой обстановке».

Драма над Канадой

Разведку спутники должны были вести с помощью радиолокации, и первенцем системы стал УС-А (управляемый спутник активный). Слово «активный» относилось к способу радиолокации Мирового океана — похожий на карандаш (цилиндр с заостренным окончанием) спутник облучал поверхность океана своей длинной, выступающей от кормовой части антенной и принимал отраженный сигнал. Поскольку активный локатор требовал значительного количества энергии и должен был функционировать как при свете Солнца, так и в тени Земли, конструкторы решили отказаться от солнечных батарей. В качестве источника питания решили использовать ядерную энергетическую установку БЭС-5 «Бук», включавшую в себя реактор на быстрых нейтронах БР-5А. Тепло, выделяемое реактором, преобразовывалось в электричество не через пар, турбину и классический электрогенератор (как это происходит на АЭС), а непосредственно — с помощью элементов из термоэлектрических материалов. Первый спутник этой серии под названием «Космос-102» был запущен в 1965 году — правда, вместо реактора на борту находился габаритно-весовой макет. Испытания продолжались до 1975 года, когда УС-А был, наконец, принят на вооружение.

УС-П. Управляемый спутник пассивной радиолокации Средняя высота рабочей орбиты — 440 км; наклонение орбиты — 65 градусов; масса — 2500 кг; бортовой источник электропитания — солнечная энергоустановка; двигатель — ЖРД многоразового включения.

Локатор УС-А имел невысокое разрешение, и потому орбита, на которой ему предстояло работать, была определена довольно низкой — всего 265 км. По истечении срока эксплуатации основная часть спутника сгорала в атмосфере, а реактор уводился на высокую орбиту, где мог находиться лет 200−300. По истечении этого срока он уже не представлял радиоактивной угрозы. И все-таки ядерная силовая установка на такой низкой орбите была опасной затеей. 18 сентября 1977 года спутник УС-А («Космос-954») неконтролируемо сошел с орбиты и упал на территорию Канады. Авария пришлась на малонаселенные территории, жертв не было, но Канада и ее союзники по НАТО не могли не воспользоваться этим поводом, чтобы устроить Советскому Союзу дипломатический скандал. Запуски прервали на три года и возобновили уже в 1980-х после тщательной доработки в плане радиационной безопас­ности. Тем не менее в 1982 году еще один спутник упал — к счастью, в океан, а не на сушу. Наконец, в 1988 году, в разгар перестройки, СССР пошел навстречу новым друзьям с Запада, и атомный УС-А отправился в историю.

Серия российских атомных подводных лодок — проект 949 («Гранит» и «Антей»)
Главное предназначение класса — уничтожение авианосных ударных соединений Вооружение: 12 спаренных пусковых установок ПКР «Гранит», 28 торпед.

Ажурное плетение

Более новым и совершенным аппаратом в системе МКРЦ стал УС-П. Буква «П», как можно догадаться, означала пассивную радиолокацию. УС-П не облучал океан, а осуществлял задачи радиотехнической разведки, пеленгуя и идентифицируя надводные цели по работе их радиосредств. На этом спутнике не было никакого «мирного атома», а за энергообеспечение отвечали панели солнечных батарей. УС-П был легче, чем УС-А (2800 кг против 4150), и работал дальше от Земли, на орбите 440 км, имея при этом более высокое разрешение локатора, чем спутник с активной локацией. Самым интересным элементом УС-П были антенны локатора. Они представляли собой ажурное сплетение множества элементов, имевших между собой шарнирные соединения, и во время запуска убирались в небольшой контейнер. Первый полет спутник совершил в 1974 году и работал до середины 2000-х. В 2007 году последний УС-П («Космос-2421»), по данным NASA, разрушился на орбите (Россия не подтвердила эти данные, заявив лишь о выводе аппарата из эксплуатации). На этом советский ресурс был исчерпан и «Легенда» окончательно стала легендой.

Небесная «Лиана»

Однако нельзя сказать, что на этом история российской морской космической разведки завершилась. С 1993 года началась работа над системой нового поколения, получившей название «Лиана». Первоначально она должна была состоять из четырех спутников радиолокационной разведки «Лотос-С», созданных в кооперации московским ЦНИРТИ, ЦСКБ «Прогресс» (Самара) и петербургским заводом «Арсенал» (он участвовал также и в работах над МКРЦ). Спутники будут летать на орбите высотой порядка 1000 км. Сообщается, что даже на такой высоте локаторы спутников обладают гораздо более высоким разрешением, чем аппараты МКРЦ, и смогут различать объекты размером от 1 м. «Лиана» будет работать не только по морю, но и по суше, взяв на себя также функции советской системы «Целина». Впоследствии «Лиану» дополнят спутниками «Пион-НКС». На сегодняшний день на орбиту выведены два «Лотоса-С», так что «Лиана» находится пока на стадии формирования.

Статья «Разведчик на быстрых нейтронах» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2015).