Коррупция в кб южное город днепр

В эти дни главное космическое конструкторское бюро Украины «Южное» из Днепра празднует свое 65-летие. Чем живет сегодня его коллектив, и есть ли надежда для Украины как космической державы — шла речь во время визита журналистов в святая святых аэрокосмической промышленности страны.

Что сегодня создает конструкторский коллектив КБ «Южное»

По словам его Главного конструктора и Генерального директора Александра Дегтярева, на данный момент сотрудники КБ работают над несколькими проектами.

«Во-первых, 17 апреля наши специалисты едут в США готовить очередной старт ракеты-носителя «Антарес», которую наше бюро разработало для запуска спутников NASA. Надеемся, что все пройдет хорошо. Во-вторых, в прошлые годы было три удачных запуска ракет-носителей серии «Зенит»: 2 – с космодрома Байконур в Казахстане, 1 – морским стартом. В-третьих, довели до летных испытаний двигатели четвертой ступени тяжелой ракеты-носителя «Вега» для Европейского космического агентства, который выдерживают до пяти включений, что очень много для ракетной техники.

Правда, произошел форс-мажор с запусками с бразильского космодрома Алькантара ракет серии «Циклон». Но взамен этого проекта, началось активное сотрудничество с канадской компанией MLS по запуску со строящегося у них космодрома возле города Галифакс (провинция Новая Шотландия) ракет-носителей «Циклон-4М. В мае этого года проведем переговоры с их инвесторами, с июня – начнем работы по помощи в строительстве пусковой инфраструктуры на канадском полигоне.

С привлечением украинских и зарубежных инвесторов начинаем строительство в Николаевской области собственного пускового комплекса под ракеты-носители серий «Циклон-1К», «Циклон-1М» и «Циклон-1С».

Кроме того, специалистами КБ «Южное» разработаны и в настоящее время собираются, и проходят испытания спутники «Сич 2-1», разработанный нами за собственные средства, отлаживается геостационарная платформа для размещения на ней обновленных спутников связи семейства «Лыбидь». Идут активные работы по созданию семейств спутников «Южсат» и «Кубсат», способных решать задачи дистанционного зондирования Земли в военных и хозяйственных сферах. Все такие спутники имеют разрешающую способность своей аппаратуры до 8 метров с высоты более 660 км над поверхностью Земли. Также в эти дни идет сборка спутника связи для Чили и платформы на запуск 6 испанских спутников связи.

К сожалению, имеется огромное недофинансирование спутниковых программ со стороны государства, поэтому приходится работать за свои средства и средства, привлеченные от коммерческой деятельности по созданию ракетно-космической техники для других стран», — рассказал Александр Дегтярев.

КБ «Южное» — для украинской армии

Еще одной немаловажной частью производственной программы КБ «Южное» является создание новых боевых ракетных комплексов для ВСУ.

«Сегодня на стадии конечных испытаний и передачи предприятиям в серийное производство у наших специалистов две программы. Первая – оперативно-тактический ракетный комплекс, способный поражать наземные цели на расстоянии до 280 км. Вторая – новые крылатые ракеты с дальностью полета до 200 км наземного, морского и воздушного базирования.

ОТРК «Гром»

В стадии опытного производства находятся создание новых, более мощных и эффективных боеприпасов для реактивных систем залпового огня (РСЗО) типа «Град» и зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) малой и средней дальности поражения воздушных целей. Только по скорости разворачивания из походного в боевое положение он чуть-чуть уступает известному российскому аналогу С-400, по остальным параметрам он либо равен ему, либо его превосходит.

Правительство обещало дать нам на разработку 8-9 программ развития боевой ракетной и реактивной техники, пока заказ есть только на две первых темы. Остальные проекты делаем за свои средства, увы», — комментирует Александр Дегтярев.

Особая гордость – собственная производственная база

На базе одного из корпусов Южмаша сотрудники КБ «Южное» созданы собственные суперсовременные цеха по производству композитных углеродистых материалов, служащих для изоляции ракетных двигателей и их топливных баков, 5-координатные станки для укладки этой изоляции на изделия, полимерный и металлический 3D-принтер для изготовления деталей любой сложности, окрасочно-сушильная камера для нанесения теплоизоляционных покрытий на внешние детали корпуса ракеты и многое другое оборудование.

Полимерный и металлический 3D-принтер для изготовления деталей любой сложности

«В собственную производственную базу мы в течение ряда последних лет вложили 20-25 миллионов долларов США, полученных от коммерческой деятельности на внешних рынках, что позволило нам создать не только собственное производство, но и новые рабочие места», — говорит Александр Дегтярев.

КБ «Южное» платит по 650 миллионов гривен налогов в год

По данным руководителя предприятия, в прошлом году они в бюджеты различных уровней заплатили 650 миллионов гривен, направили 1,2 миллиарда гривен в различные проекты, осуществляемые по кооперации с другими отечественными и зарубежными предприятиями, и получили прибыли 19 миллионов гривен.

«При этом, средняя зарплата нашего коллектива в 5300 человек составляет 14000 гривен в месяц. 95% получаемых КБ «Южное» средств получают от коммерческой деятельности. Государственная поддержка нас, как государственного предприятия, составила в прошлом году 40 миллионов гривен. Это при том, что месячный фонд нашей заработной платы составляет порядка 100 миллионов в год», — прокомментировал руководитель КБ «Южное».

Лунная программа пока подвисла

Посетил свое родное предприятие и экс-президент Украины Леонид Кучма. По его словам, он, пройдя по цехам и отделам КБ «Южное» порадовался тому, что коллектив продолжает работать на самом высоком профессиональном и технологическом уровне.

Леонид Кучма

«С КБ «Южное» связаны самые лучшие и радостные годы моей жизни. На этом предприятии я прошел трудовой путь от рядового конструктора до генерального директора. Моими учителями были такие легендарные ракетостроители, как Михаил Янгель, Василий Будник, Владимир Уткин, Александр Макаров. Горжусь, что, благодаря родному КБ, стал причастен к созданию Ракетных войск стратегического назначения – ядерного щита страны. Тогда с бывшим СССР в мире разговаривали все исключительно уважительно, в отличие от сегодняшней Украины. Увы. Хочу надеяться, что высшее руководство страны наконец-то «проснется» и обратит внимание на то, что пока в Украине еще есть специалисты и база, способные создавать самые современные образцы ракетной техники. Как боевого. Так и космического назначения. Пока еще есть…

Вот Лунную программу мы профукали. Разработки есть, ракет под них – нет. Ранее они рассчитывались на создание сверхтяжелого носителя в кооперации с Россией. Сегодня это уже невозможно. Мне мои бывшие коллеги сказали сегодня, что ищут пути кооперации с европейскими и американскими компаниями. Но пока это только на уровне предварительных переговоров. А жаль», — сказал во время брифинга экс-президент Украины Леонид Кучма.

Алексей Логинов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Метки:Днепр, КБЮ, Киев, космос, Украина, Южмаш

7 ноября родился конструктор Михаил Янгель (1911 — 1971). За свою жизнь он успел многое сделать для повышения обороноспособности страны. Янгель является автором ряда инженерных идей, без которых невозможна современная ракетная техника.

На лифте к звездам

Биография Михаила Кузьмича Янгеля практически доказывает, что разрушение в 1917 году социальных барьеров, способствовало приходу в науку одаренных людей из самых социальных низов. Он родился в сибирской глубинке, в деревне Зыряново Иркутской губернии. В семье, в которой было 12 детей. После 6-го класса перебрался в Москву, к старшему брату, где учился и работал на фабрике. В 1937 году с отличием окончил Московский авиационный институт.

Работал в КБ Мясищева. Затем перевелся в НИИ-88, где в 1951 году стал заместителем С.П.Королева. А в 1954 году в Днепропетровске возглавил ОКБ-586 (КБ «Южное»). Именно здесь Янгель и вписал свое имя в историю советской космонавтики и оборонной промышленности, разработав ряд знаковых баллистических и космических ракет…

Точка кипения

Как сплошь и рядом бывало в СССР, в начале 50-х годов на Днепропетровском автотракторном заводе изготавливали баллистические ракеты Р-1, Р-2 и Р-5М. В 54-м году из завода выделилось ОКБ-586, директором и генеральным конструктором которого стал Янгель. Первая же разработка ОКБ — ракета средней дальности Р-12 — оказалась удачной. До середины 70-х годов количество Р-12, стоявших на вооружении РВСН, составляло почти 80% от всех советских БРСД.

Следующая ракета средней дальности, Р-14, стала знаковой для отрасли. Почти при тех же габаритах, что и у Р-12, и использовании одной ступени дальность удалось повысить почти вдвое, доведя до 4500 км. Главным отличием Р-14 стало впервые в советском ракетном конструировании использование высококипящих топливных компонентов — окислителя и горючего. До этого ракеты заправлялись сжиженными газами, условно говоря, кислородом и водородом, которые способны находиться в жидкой фазе при крайне низких температурах. Для чего требовались мощные криогенные установки на стартовых площадках. Для высококипящих компонентов, то есть закипающих при высокой положительной температуре, такой проблемы не существует.

В качестве топлива в Р-14 был выбран несимметричный диметилгидразиин (гептил), испаряющийся при +60 градусах, окислителя — азотный окислитель АК-27И, имеющий температуру кипения, равную +22 градусам. При этом реально АК-27И может находиться в жидком состоянии и при более высокой температуре, поскольку содержится в баках под повышенным давлением.

Немаловажным плюсом высококипящих компонентов был их высокий удельный импульс, ненамного ниже, чем у «классической» пары кислород-водород.

Однако планы Янгеля встретили серьезное бюрократическое сопротивление из-за необходимости создания промышленного производства нового вида топлива. Требовалось конструировать и двигатели другого типа. Против конструкторских идей Янгеля активно выступал, в частности, С.П.Королев, работавший только со сжиженными компонентами.

Однако Янгелю удалось сломить противостояние. Что было непросто. В своей жизни ему неоднократно приходилось пробивать новые идеи. На что тратились силы и здоровье. Михаил Кузьмич умер в 60 лет от пятого инфаркта.

На смену Р-7 Королева

Две ракеты — средней дальности Р-14 и межконтинентальная Р-16 — поступили на вооружение почти одновременно в начале 60-х годов.

С Р-16 в РВСН были связаны громадные ожидания. Потому что находившаяся на вооружении Р-7 уже явно устарела. Ракета была хороша для космических запусков, но в качестве оружия уступала иностранным аналогам. При дальности в 8000—9500 км она имела отклонение от цели в районе 10 км. И при этом за счет использования криогенных технологий была сложна в эксплуатации и требовала длительной подготовки к старту. Ограниченное количество Р-7, меньше 10, базировалось в Плесецке на открытых стартовых площадках.

В связи с появлением в 1962 году двухступенчатой МБР Р-16 шахтного базирования положение существенно выправилось. К 1965 году было произведено около 200 ракет.

ТТХ Р-16

Количество ступеней — 2

Длина — 34,2 м

Диаметр — 3 м

Стартовая масса — 141,2 т

Забрасываемый вес — 2200 кг

Боезаряд — 3−6 Мт

Дальность — 10500−13000 км

Максимальное отклонение от цели — 2700 м

Система управления — инерциальная

Базирование — шахтное

Тяга двигателей первой ступени — маршевого 227 тс, рулевого 29 тс

Тяга двигателей второй ступени — маршевого 90 тс, рулевого 5 тс.

Снятие с боевого дежурства — 1977 год

Минометный старт

Есть и еще одно изобретение Янгеля, ставшее пионерным в ракетной технике. Именно на нем сейчас строятся все наземные и подводные пусковые комплексы МБР и БРСД. Это минометный старт ракеты.

Принцип минометного старта таков. Ракета находится в герметичном контейнере. С выключенным двигателем она выталкивается из контейнера пороховыми газами на высоту в несколько метров. В воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя. И уже после этого включается маршевый двигатель во избежание повреждения пусковой установки газовой струей маршевого двигателя первой ступени.

Минометный старт Янгель использовал в серийных ракетах МР УК-100 и Р-36М. Р-36М, созданная на технической базе Р-36 — это, несомненно, самая значимая разработка Янгеля. Он ее начинал в 1969 году, а завершил дело учителя его ученик — Владимир Федорович Уткин. На Западе ракету называют «Сатаной».

Эта тяжелая ракета имеет двойное назначение. Она доставляет на орбиту тяжелые аппараты, а также используется в качестве МБР. В ней используются эффективные средства преодоления ПРО.

ТТХ Р-36М

Количество ступеней — 2

Максимальная дальность — 16000 км

Максимальное отклонение от цели — 500 м

Боеготовность — 60 сек

Стартовая масса — 210400 т

Система управления — инерциальная

Длина — 33,65 м

Диаметр — 3 м

Масса головной части — 7823 кг

Боезаряд — несколько типов боеголовки: от 20 Мт до 10×400 кт

Принята на вооружение — 1975 год

Впоследствии ОКБ создало новую модификацию ракеты — Р-36М2 «Воевода», которая находится в эксплуатации по нынешний день.

Пусковая шахтная установка «Сатаны» обладает уникальными свойствами, благодаря которым ее невозможно уничтожить даже в случае прямого ядерного попадания. Сама ракета, имеющая код НАТО SS-18 Satan, способна прорывать существующие у противника современные средства ПРО. Ей не страшны мощные электромагнитные импульсы, способные вывести из строя любую электронику. К тому же электроника боеголовки дублирована пневмоавтоматами.

Корпус боеголовки изготовлен из мощной брони с большой долей добавления сверхтяжелого урана-238. Современные лазеры прожечь ее не в состоянии.

Головная часть SS-18 имеет три варианта исполнения:

— легкая моноблочная с зарядом 8 Мт;

— тяжелая с зарядом 25 Мт;

— разделяющаяся из 8 блоков по 1 Мт.

Ракета имеет 16 платформ, половина которых загружена ложными целями. В связи с чем все боеголовки «Сатаны» идут в облаке ложных целей и практически не обнаруживаются радарами. К тому же для уничтожения боеголовки требуется прямое попадание противоракеты.

Характеристики, заложенные в ракету Р-36М на этапе ее разработки в конце 60-х годов, оказались настолько мощными, что ракета на несколько десятилетий опередила рост американской ПРО. И поныне она не утратила способности преодолевать ее почти со 100-процентной вероятностью.

Снимок в открытие статьи: SS-18 Satan/ Фото: military

Рис. 1. А.В. Дегтярев,
с 2010 года – ген.конструктор
– ген.директор ГП «КБ»Южное»
им. М.К. Янгеля

Государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное» им. М. К. Янгеля» – одна из ведущих мировых компаний, специализирующихся на создании ракетно-космической техники, признанный отечественный лидер ракетно-космических технологий и науки.

10 апреля 1954 года правительство утвердило Постановление о реформировании отдела главного конструктора завода № 586, созданного для серийного производства боевых ракет С. П. Королёва, в Особое конструкторское бюро № 586 (с 1966-го – КБ «Южное»), главным конструктором и начальником которого назначили Михаила Янгеля. С тех пор КБ «Южное» родилось тринадцать боевых стратегических и семь космических ракетных комплексов (РК). Работы выполнены совместно с главным заводом-производителем – «Южмашем» и в тесном сотрудничестве с институтами и предприятиями Москвы, Киева, Ленинграда, Харькова, Воронежа, Бийска, Чернигова, Еревана и др. Все эти годы КБ «Южное» тесно взаимодействует с Академией наук Украины, основы сотрудничества с которой заложены во время личной встречи главного конструктора КБ «Южное» Михаила Янгеля с Борисом Патоном. Именно тогда академическим институтам предложили начать создание новых уникальных металлических и композиционных материалов для оборонной отрасли.

В дальнейшем интенсивное сотрудничество было сориентировано на два главные направления – оборона и космос, которые дополняли один другого. Благодаря системной координации и глубокой связи науки, проектирования и производства КБ «Южное» успешно справлялось с достаточно сложными заданиями. В конструкцию создаваемых тогда ракет заложены эффективные, нередко пионерские технические решения, благодаря которым разработанные КБ «Южное» боевые ракеты, ракеты-носители (РН) и космические аппараты (КА) часто опережали свое время. Многие из них и сегодня востребованы и актуальны, а главное – у них предусмотрены возможности для дальнейшего улучшения основных тактико-технических характеристик изделий путем модернизации.

Историю создания и освоения ракетно-космической техники в КБ «Южное» можно условно разделить на три этапа. Вначале разрабатывали ракеты военного назначения. Наиважнейшей политической и оборонной задачей стало создание ракетно-ядерного щита СССР, основу которого составляли межконтинентальные баллистические ракеты. На вооружение Советской Армии было взято тринадцать боевых ракетных комплексов. Свыше 60 процентов ядерных боеголовок всего арсенала СССР устанавливали на ракеты днепропетровского производства. Известные межконтинентальные боевые ракеты SS-24 (Scalpel) и SS-18 (Satan), сконструированные и изготовленные в Днепропетровске, по своим техническим параметрам до сих пор не превзойдены. Следует отметить: эти ракеты никогда не использовались по своему прямому назначению, но они обеспечили достижение главной цели – паритета стратегических сил США и СССР, что лишало какого-либо смысла ракетно-ядерную войну. Кстати, ракета SS-18, которую американцы назвали «Сатаной», и сегодня находятся на боевом дежурстве в составе Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации.

Рис. 2. Четыре поколения баллистических ракет разработки КБ «Южное»

Запуск днепропетровского космического аппарата ДС-2 («Космос-1») в марте 1962 года ознаменовал начало второго этапа. Начата реализация комплексных программ исследований космического пространства «Космос» и «Интеркосмос», осуществляемых при помощи ракет-носителей и космических аппаратов, созданных инженерами и рабочими КБ «Южное» и Производственного объединения «Южный машиностроительный завод». Разработано и сдано в эксплуатацию семь типов космических ракетных комплексов «Космос», «Космос-2», «Циклон-2», «Циклон-3», «Зенит-2», «Зенит-3SL», «Днепр», боковые ускорители I ступени космической системы «Энергия-Буран», свыше 70 типов космических аппаратов научного, военного и народнохозяйственного назначения. Прошел летные испытания ракетный блок лунного корабля (блок Е). При помощи ракет-носителей КБ «Южное» выведено на орбиту свыше 1100 космических аппаратов, в том числе 400 – собственной разработки.

Рис. 3. Ракета-носитель «Зенит»

Рис. 4. Ракета-носитель «Циклон-3»

Когда возможности ракетно-космической техники стали затребованы в новой сфере, начался третий этап ее развития. В первую очередь это относится к космическим системам прикладного назначения. Сегодня на геостационарных орбитах работает большое число космических аппаратов многих стран мира, создаются низкоорбитальные глобальные системы коммуникации. Человечество уже не может обходится без космических навигационных систем, без информации, полученной от метеорологических спутников и систем дистанционного зондирования Земли.

Рис. 5. Космический аппарат «Січ-1» Рис. 6. Космический аппарат «Січ-2»

«Січ-1» – название первого отечественного космического аппарата, созданного в независимой Украине. С его помощью было проведено дистанционное зондирование территории нашего государства и других участков земной поверхности. Полученные результаты использованы для оценки состояния грунта и растительного покрова, влажности грунта и состояния озимых культур, контроля динамики наводнений, а также для определения загрязненных зон Украины. На базе другого космического аппарата «Січ-2» создана космическая система, в состав которой вошли собственно КА, центр управления полетом, а также станция приема информации и комплексы ее обработки. КА «Січ-2» вывела на орбиту в августе 2011 года ракета-носитель «Днепр». За год аппарат сфотографировал земную поверхность площадью свыше 4,5 млн. км2, в том числе 2,5 млн. км2 территории Украины. Полученные снимки переданы заинтересованным министерствам и ведомствам и использованы для контроля за аграрными ресурсами, земле- и лесопользованием, для проведения мониторинга чрезвычайных ситуаций и разведки полезных ископаемых.

Активная позиция КБ «Южное» одновременно и на международном ринке космических услуг. Конструкторское бюро принимает участие в реализации масштабных международных космических проектов, таких, как «Морской старт» (с США, Россией, Норвегией), «Наземный старт» (с США, Россией), «Днепр» (с Россией), «Циклон-4» (с Бразилией), «Вега» (с Европейским космическим агентством), «Антарес» (с США). Кроме того КБ «Южное» создает научно-проектные наработку для дальнейшего развития сотрудничества по перспективным космическим проектам с Китаем, Индией, Южной Кореей Японией, Бразилией, США и странами Европы.

Рис. 7. Платформа «Одиссей» и РКП «Зенит-3SL»

«Морской старт» — уникальный международный проект для запусков космических аппаратов ракетой-носителем «Зенит-3SL» с плавучей морской платформы «Одиссей» в экваториальных водах Тихого океана. С 1999 года по этой программе уже проведено 33 успешных пуска «Зенит-3SL» с выводом на геостационарную орбиту космических аппаратов США, Японии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бразилии и других стран.

Не могу не вспомнить ситуацию с последним запуском КА «Intelsat-27» по этой программе. Как сообщалось в прессе, пуск ракеты «Зенит-3SL» 31 января 2013 закончился аварией. На момент написания этой статьи аварийная комиссия еще не завершила расследование. Согласно предварительному заключению экспертов причиной прекращения полета ракеты стал отказ бортового источника мощности (БДП), который обеспечивал работу системы управления вектором тяги двигателей первой ступени. Это единственный случай его отказа за все время штатной эксплуатации ракет «Зенит». Вероятной причиной этого считают случайное попадание в БДП посторонней частицы. Уже сегодня определен план завершения расследования и устранения причин аварии, реализации предложений комиссии по восстановлению штатной эксплуатации РКН (ракета космического назначения) «Зенит». Премьер-министр Украины Николай Азаров, комментируя упомянутый случай во время посещения завода «Киевприбор», сказал: «Даже такая наиболее высоконадежная и высокотехнологичная отрасль, как космическая, нигде не имеет примеров работы без сбоев: ни в Америке, ни в Европе, ни в Китае, ни в России, ни у нас. В высокотехнологичных программах и проектах, к сожалению, есть такие моменты. Из этого не нужно делать никаких трагедий. Надо детально разбираться, что стало причиной и как эту причину устранить «.

Дальнейшим развитием «Зенита» стало использование его в программе «Наземный старт», в рамках которой проведена модернизация технического и стартового комплексов на космодроме Байконур. На трехступенчатых носителях «Зенит-3SLБ» и «Зенит-3SLБФ» с различными разгонными блоками реализован ряд доработок, которые значительно повышают их надежность и эксплуатационные характеристики. Уже проведены девять успешных пусков по программе «Наземный старт».

Среди действующих проектов, имеющих первостепенное значение, необходимо назвать российско-украинский проект «Днепр», который имеет прочные позиции на международном рынке пусковых услуг и имидж надежного носителя в своем сегменте. На сегодня выполнено 17 пусков с выводом в космос 62 аппаратов различного назначения, принадлежащих 15 странам мира. Проект «Днепр» вполне можно считать одним из самых удачных примеров конверсии государственного масштаба.

Рис. 8. Ракета космического назначения «Дніпро»

Подытоживая объемы многолетнего предоставления космических услуг, отметим: по общему количеству запусков космических аппаратов на околоземные орбиты Украина занимает сегодня пятое-седьмое место в мире.

Недавно сотрудничество с американскими компаниями вышло на новый, более высокий уровень.

Это показало участие КБ «Южное» в разработке ракетно-космического комплекса (РКК) «Антарес» («Таурус-II»). Создаваемый носитель планируют на первом этапе применять для доставки грузов на Международную космическую станцию после завершения эксплуатации в США кораблей многоразового использования типа «Спейс шаттл», а в дальнейшем — для запуска КА как коммерческих, так и государственных заказчиков. Это беспрецедентный проект в истории сотрудничества Украины и США в космической сфере, когда впервые предприятия ракетно-космической отрасли нашего государства принимают непосредственное участие в создании американского носителя. Вместе с «Южмашем» КБ «Южное» разрабатывает основную конструкцию первой ступени ракеты. Огневые испытания РКК «Антарес» прошли успешно. В текущем году запланировано два пуска этой ракеты с космодрома Уоллопс (США), куда уже доставлено четыре комплекта материальной части из Украины.

Рис. 9. Технический комплекс «Антарес»

На завершающей стадии находится реализация крупного международного проекта «Циклон-4». Впервые полный цикл разработки и изготовления этого перспективного ракетно-космического комплекса обеспечивает кооперация украинских предприятий. Для этого проекта используют новый бразильский космодром Алкантара, чье удачное расположение в приэкваториальной зоне позволяет запускать космические аппараты в широком спектре наклонов орбит. Проект, в котором КБ «Южное» играет ключевую роль, имеет прочную техническую, коммерческую, правовую и административную базу. Его реализация способствует развитию сотрудничества между Украиной и Бразилией. В будущем даже предусмотрено непосредственное участие бразильских компаний в изготовлении ряда конструкционных элементов ракетных систем.

Рис. 10. Ракета-носитель «Циклон-4» в цеху главной сборки

Рис. 11. Строительство наземного
технического комплекса «Циклон-4»

Украина входит в семерку стран мира, имеющих полный законченный цикл создания жидкостных ракетных двигателей. Международное признание достижений КБ «Южное» и «Южмаша» в этой области показало создания двигательной установки четвертой ступени для европейской ракеты-носителя «Вега». В феврале 2012 года произведен успешный первый пуск этой ракеты с космодрома Куру во французской Гвиане.

Конструкторское бюро не только концентрирует усилия специалистов на нынешних задачах и проектах, но и интенсифицирует перспективные научно-технические разработки, призванные обеспечить стабильное будущее предприятия, полноценную реализацию его научно-технического потенциала и, в конечном итоге, обеспечить создание космической техники новых поколений, основанной на новейших технических решениях. Среди таких проектов — перспективное семейство экологически чистых ракет-носителей «Маяк», в основу которого положены лучшие проектные и конструкторские решения, отработанные на ранее созданных ракетных комплексах КБ «Южное». Это позволяет существенно снизить стоимость разработки проекта и т.д.. В проектной стадии находится разработка беспилотных летательных аппаратов, жидкостных и твердотопливных ракетных двигателей различного назначения, транспортно-космической системы на базе высотного сверхзвукового летательного аппарата и аэрокосмический комплекс сверхлегкого класса.

Рис. 12. Семейство перспективных ракет-носителей «Маяк»

Важнейшим направлением деятельности КБ «Южное» является разработка жидкостных и твердотопливных двигателей с полным циклом изготовления материальной части в Украине. Сегодня предприятие завершает отработку двигателя верхней ступени РКК «Циклон-4», создает целый ряд двигателей для верхних ступеней, которые могут быть использованы в собственных и зарубежных проектах. Интенсивно разрабатывается семейство маршевых двигателей первой и второй ступеней ракет-носителей тягой от 120 до 250 тонн. Начат проект по созданию мощного маршевого ракетного двигателя тягой до 500 тонн, проекты по созданию двигательных установок для модулей, которые смогут обеспечить доставку грузов и экипажей на Луну и ближайшие планеты Солнечной системы. Создание в Украине современных конкурентоспособных ракетных двигателей имеет важное значение как для комплектации ракетных комплексов других производителей, так и для изготовления отдельного, востребованного на мировом рынке продукта, имеющего большой экспортный потенциал.

Рис. 13. Маршевый жидкостной ракетный двигатель РД810

Рис. 14. Маршевый твердотопливный ракетный двигатель 15Д305

Среди перспективных проектов — «Микросат». Именно он начал практическую реализацию комплексной научной программы, посвященной изучению возможности предсказания природных катастроф на Земле, в том числе землетрясений. КА «Микросат» будет способен выполнять комплексные измерения для исследования взаимосвязи ионосферы с процессами в земной коре.

Завершается создание геостационарного КА «Лыбидь». Хотя этой разработкой по заказу Государственного космического агентства Украины занимается канадская компания, его запуск в этом году должен осуществить с космодрома Байконур ракета-носитель «Зенит-3SLБ». Находясь на орбитальной позиции 48° долготы, этот космический аппарат обеспечит покрытие Центральной и Восточной Европы, Индии, Центральной и Западной Африки и оказывать услуги в сфере связи, спутникового телевидения и широкополосного доступа в Интернет. Планируется, что половину мощности спутника будут использовать государственные компании, вторую — будут сдавать в аренду иностранным компаниям для проведения передач по их каналам на территории Украины.

Коллектив КБ «Южное» держит в поле зрения и вызовы планетарного масштаба, стоящие перед человечеством. Усилия специалистов направлены на решение таких актуальных общемировых проблем, как выведение радиоактивных отходов в космос, антиастероидную защиту Земли, оперативное управление кризисными и чрезвычайными ситуациями, вызванными техногенными и природными катастрофами, удаление космического мусора с околоземных орбит и т.п..

Разработка систем ракетно-реактивного вооружения по заказу Министерства обороны Украины остается основным приоритетом для ГП «КБ «Южное». В современных условиях трудно переоценить оборонное значение государственных ракетных вооружений. Понимая свою ответственную роль в обеспечении обороноспособности страны, КБ «Южное» неоднократно выдвигало предложения по созданию систем высокоточных вооружений различного назначения.

Рис. 15. Крылатая ракета «Коршун» воздушного,
наземного и корабельного базирования.

Рис. 16. Оперативно-тактический ракетный комплекс «Гром»

Сегодня уже выполнен первый особо важный этап работ по созданию оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Сапсан». Разработан эскизный проект, определен технический облик систем, сформирован состав кооперации, рассчитаны характеристики комплекса. Принята государственная программа, сроки и объемы финансирования. Однако недостаток финансирования, неопределенность позиции заказчика (Министерства обороны Украины), который не проявляет настойчивости в деле реализации программы, затормозили разработки ОТРК 2012 года. Между тем разработка этого комплекса и его составляющих открывает возможность перевести на реальную основу создание в нашем государстве других видов высокоточного ракетно-реактивного вооружения (зенитного ракетного комплекса, противокорабельного комплекса, комплексов крылатых ракет и др.). Сегодня КБ «Южное» совместно с задействованными в кооперации украинскими предприятиями готово к выполнению этой важной задачи.

Несмотря на недостаточное финансирование в 2009-2012 годах КБ «Южное» разработало принципиальные решения, направленные на совершенствование технических характеристик ОТРК в основном для экспортного варианта в сфере военно-технического сотрудничества. Учитывая это в Украине есть возможности для создания собственного комплекса.

Мы рассчитываем найти зарубежных партнеров для создания ОТРК на принципах военно-технического сотрудничества, чтобы снизить нагрузку на государственный бюджет. Учитывая провозглашенный руководством государства внеблоковый статус независимой Украины производство высокоточного оружия является единственным эффективным средством вооружения для сил сдерживания.

В современном мире темпы развития ракетно-космической отрасли чрезвычайно высоки. Выдержать конкурентную борьбу на рынке космических технологий и услуг возможно только тогда, когда решение всего комплекса вопросов разработки, изготовления, испытаний и эксплуатации изделий происходит непрерывно и системно с использованием новейших достижений науки и техники. Именно системность и целенаправленная координация фундаментальных и прикладных совместных исследований институтов НАН Украины и КБ «Южное» способно дать синергетический эффект от взаимодействия науки и производства по качеству и конкурентоспособности разработок.

Логичным шагом на пути обеспечения системного подхода к решению проблем ракетно-космической отрасли Украины стало проведенное в октябре прошедшего года по инициативе КБ «Южное» заседания Президиума Национальной академии наук Украины, посвященного развитию сотрудничества НАН Украины и ГП «КБ «Южное». Было заключено Генеральное соглашение о научно-техническом сотрудничестве между ГП «КБ «Южное» и Национальной академией наук Украины в области создания ракетно-космической техники. Для организации работ создан координационный совет под руководством президента НАН Украины и генерального конструктора — генерального директора ГП «КБ «Южное». Сформированы совместные рабочие группы по следующим основным направлениям:

• общие вопросы перспективных проектов;

• баллистика, аэродинамика и теплообмен;

• нагрузки и прочность конструкций;

• новые материалы и технологии;

• основные проблемы ракетных двигателей на твердом топливе (создание и модификация связующих);

• жидкостные двигательные установки;

• спутниковые системы научного и специального назначения, системы телеизмерений;

• системы управления;

• экономика и управление;

• история создания ракетно-космической техники.

На заседании Президиума НАН Украины принят перспективный план совместной научно-технической деятельности ГП «КБ «Южное» и научных учреждений НАН Украины по этим направлениям на пять лет. 10 декабря 2012 в Киеве состоялось первое заседание координационного совета ГП «КБ «Южное» и научных учреждений НАН Украины, на котором определен план совместных работ на 2013-й.

Рис. 17. Подписание Генерального
соглашения о научно-техническом
сотрудничестве между ГП «КБ «Южное»
и Национальной академией наук Украины

Следующим шагом консолидации науки и производства стало проведение 7 февраля текущего года в Днепропетровске, также по инициативе конструкторского бюро, координационного совещания с ведущими высшими учебными заведениями Украины. В совещании на базе КБ «Южное» приняли участие ректоры и сотрудники 26 ведущих университетов страны, представители МОН Украины, председатель Днепропетровского облсовета, представитель Днепропетровской облгосадминистрации, председатель Приднепровского научного центра НАН и МОН Украины. Состоялось широкое заинтересованное обсуждение актуальных проблем ракетно-космической отрасли. Подписано Генеральное соглашение о совместных исследованиях в области создания ракетно-космической техники. Принятые базовые соглашения будут способствовать внедрению научных наработок вузов в перспективные разработки ГП «КБ «Южное», развитию научно-технической базы вузов, повышению качества подготовки специалистов и научных кадров.

На повестке дня — организация совместного совещания с институтами Министерства обороны Украины, ведь создание современных образцов ракетно-реактивного вооружения возможно только при условии постоянного тесного контакта КБ «Южное» и специалистов военных научно-исследовательских институтов. Это особенно важно и для определения основных тактико-технических характеристик перспективных ракетных комплексов, и для формирования совместных с заказчиком представлений модели влияния боевого применения и взаимодействия со средствами разведки.

Наиважнейшая общая задача военной науки и промышленности — оптимизация этапов создания образцов ракетно-реактивного вооружения в условиях хронического ограничения бюджетного финансирования. В связи с этим инициированное нами совместное совещание КБ «Южное» и научных организаций Министерства обороны будет иметь крайне важное значение. Поэтому надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Сегодня КБ «Южное» как головная организация ракетно-космической отрасли делает все возможное для безусловного сохранения Украиной статуса космической державы, созданного еще в СССР мощного научно-технического и технологического потенциала, а также для его дальнейшего развития в интересах обороны страны. Для выполнения такой стратегически важной задачи необходимо непосредственное и неотложное участие государства в обеспечении реализации намеченных планов. Стабильность работы ракетно-космической отрасли требует реальной поддержки (посредством механизма государственного заказа) ключевых высокотехнологичных и жизненно важных для промышленности Украины направлений, таких, как гироскопия, замкнутый цикл производства двигателей, производство собственных углерод-углеродных материалов, проката и заготовок из алюминия и титановых сплавов и тому подобное. В рамках рассматриваемого правительством при участии Президента проекта программы по активизации высокотехнологичных отраслей экономики Украины на 2013-2014 годы целесообразно переоснастить производственные мощности Южного машиностроительного завода, восстановить испытательную базу ГП «КБ «Южное» и «Южмаша» с целью обеспечения дальнейшего развития этих предприятий и отрасли в целом.

Рис. 18. Главный корпус КБ «Южное»

В заключение хотел бы подчеркнуть: КБ «Южное», имея огромный опыт управления кооперацией высокотехнологичных предприятий и организаций, определяющих реальный промышленный потенциал страны и его конкурентоспособность, всегда открыто для сотрудничества в создании наукоемкой, востребованной на мировом рынке продукции. Сегодня КБ «Южное» и «Южмаш», несмотря на все проблемы, готовы выполнить полный объем проектно-конструкторских работ, экспериментальной отработки и производства современной ракетно-космической техники.

Олександр ДЕГТЯРЕВ,
Віче №7, 2013

Медленная смерть космонавтики: завод «Южмаш» и КБ «Южное»

Елена Соломина — Днепропетровск, РИА Новости Украина

Накануне профессионального праздника — Дня космонавтики и работников ракетно-космической отрасли у этих самых ракетчиков повода даже для очень сдержанного оптимизма нет. Со столпами отрасли — заводом «Южмаш» и конструкторским бюро «Южное» творится что-то неладное. Завод периодически лихорадит. Но это уже похоже на агонию перед смертью. Ситуацию вокруг КБ «Южное» сознательно раскачивают, убеждены на предприятии.

space.com.ua

Мы попытаемся разобраться, что же происходит с государственными предприятиями.

«Космическая промышленность имеет свою уникальную специфику, на первоначальном этапе конструкторское бюро разрабатывает космические изделия, а потом эти разработки реализуются и запускаются в серийное производство на промышленном предприятии с уникальным оборудованием и возможностями. Для этих целей в Украине существуют государственное предприятие «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К. Янгеля» и государственное предприятие «Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова», — пишет в своем блоге на одном из украинских сайтов экономист Александр Охрименко.

Он вспоминает времена недавнего прошлого, когда такой творческий и технический союз инженеров и конструкторов самого высокого уровня давал свои результаты. КБЮ под руководством генерального конструктора Михаила Янгеля разрабатывало новые ракеты и спутники, а завод, руководимый Александром Макаровым, превращал разработки в реальные космические объекты, которые летали в космос. Теперь же ситуация несколько другая.

«КБ «Южное» работает, и работает много, в любом случае бюджетные деньги тратятся и активно расходуются, но вот реальных результатов этой работы незаметно. В конечном итоге «Южмаш», громадное предприятие по производству космической техники, стоит незагруженное, так как нет космических разработок, которые можно запустить в серию. Приходится заниматься старыми космическими программами, типа ракета «Зенит» или «Днепр». А если учесть, что большая часть этих космических программ ориентирована на Россию, это тупик», — уточняет экономист.

Помощник генерального директора «Южмаша» Владимир Ткаченко говорит, что прекращение сотрудничества с Российской Федерацией стало причиной сокращения на 80% валютной выручки завода.

«Два-три заказа на ракеты-носители «Зенит» в последние годы позволяли нам сводить концы с концами и платить зарплату работникам», — заявил Владимир Ткаченко.

Ситуация складывается патовая. Причем, сложилась она не вчера. Ракетно-космическая отрасль — сфера высоких технологий, серьезнейших интеллектуальных разработок и высокопрофессионального их воплощения. Но для этого необходимо финансирование.

Будучи с визитом на «Южмаше» осенью 2014 года президент Украины Петр Порошенко пообещал заводу государственный заказ. Причем заводчане показали Верховному главнокомандующему уникальные разработки. Некоторые из них не имеют аналогов в мире. А те, что имеют, стоят в разы дешевле зарубежных разработок. Уже минул первый квартал 2016 года. Только где этот заказ? Украина предпочитает размещать заказы на иностранных предприятиях, нежели поддерживать отечественного производителя. Из-за отсутствия заказов, а значит, и реальной работы, завод «Южмаша» сидит на однодневке. При этом работники предприятия все равно, хоть раз в неделю выходят на работу. Во-первых, чтобы не потерять стаж, во-вторых, чтобы были основания для начисления зарплат.

Экономическая ситуация в КБ «Южное» разительно отличается от той, что сложилась на «Южмаше». Если завод — в долгах, как в шелках, то конструкторское бюро не только себя кормит, но и других.

К примеру, совсем недавно, именно КБ «Южное» перечислило на счет «Южмаша» порядка 80 млн.гривен, для того, чтобы завод мог частично погасить зарплатные долги.

А за пять лет — с 2010 по 2015 год — КБ «Южное» перечислило в госбюджет в виде налогов более 1 млрд.гривен. А из бюджета получило финансирование в размере 153 млн. гривен. Только за 2015 год отчисления составили более 400 млн.гривен. От государства пришло — 15 млн.

В том же 2015 году ГП «Конструкторское бюро «Южное» профинансировало смежные предприятия ракетно-космической отрасли на 1.1 млрд. гривен.

«Возможно, этого недостаточно. Но даже такая поддержка позволяет сохранять на предприятиях отрасли самое главное — интеллектуальный капитал страны, остановить отток высококвалифицированных инженеров и конструкторов за рубеж», — говорится в открытом письме работников КБЮ на имя главы украинского государства.

Сотрудники конструкторского бюро выражают обеспокоенность тем, что руководство Государственного космического агентства Украины силовым методом решило сменить генерального директора предприятия Александра Дегтярева. В бюро считают, что их генеральный — профессионал высочайшего класса. Именно благодаря ему КБ «Южное» может себе позволить оплачивать зарплату не только своему многотысячному коллективу, но, по сути, кормить еще двадцатитысячную армию смежников.

Читайте также: Агония «Южмаша». Ненужный завод и лишние люди на пути Украины в Европу

«Нам нужен только Дегтярев. Почему Сабадош (глава ГКАУ — Ред.) решил, что вправе самостоятельно решать судьбу руководителя и огромного коллектива конструкторского бюро?» — говорят работники предприятия. Молодые специалисты признаются: со студенческой скамьи мечтали о работе именно в КБЮ. Сегодня работа здесь не просто престижна, но и высокооплачиваема. Средняя зарплата на предприятии — почти 8 тысяч гривен.

«Почему не меняют директора «Южмаша», где просто крах? Почему понадобилось заменить нашего генерального? Ответ очевидный — личный конфликт Сабадоша и Дегтярева. Плюс, там, наверху, смекнули, что что финансовые потоки можно направить в правильное русло», — признается инженер Виталий.

Версию о личной подоплеке конфликта между главой космического агентства и уволенным им генеральным директором КБ «Южное» отчасти подтверждает и ветеран ракетно-космической отрасли, Герой Украины Станислав Ус. Он убежден — объективных предпосылок и оснований для смены руководства предприятия нет. И сейчас, когда КБЮ за счет собственного кармана помогает смежникам решать их финансовые проблемы, такому предприятию нужно только помогать. А не вставлять палки в колеса. Как это происходит сегодня.

Звездный путь КБ «Южное»

На этой неделе мы отмечали очередную годовщину полета человека в космос. А часть истории космоса – это история ракет.
Одним из ведущих предприятий в ракетно–космической отрасли есть конструкторское бюро «Южное», что расположено на Украине в городе Днепропетровске (точнее, сегодня это уже город Днепр).
10 апреля этого года исполнилось 63 года со дня создания дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции Государственного конструкторского бюро «Южное» им. М.К. Янгеля.
Поэтому хотелось бы вспомнить славные страницы истории этого уникального предприятия, поскольку кроме военных стратегических ракет в Днепропетровске выпускали еще спутники и ракеты-носители для мирного освоения космоса.
Часть 1.
Главной задачей созданного в годы холодной войны Особого конструкторского бюро № 586, как первоначально называлось ГКБ «Южное», была разработка боевых ракетных комплексов стратегического назначения, обеспечивающих возможность нанесения ответного ядерного удара в случае ракетно-ядерного нападения на СССР. За короткое время ОКБ-586 под руководством М.К. Янгеля стало ведущим в стране по значимости и количеству ракетных комплексов, сданных на вооружение Советской Армии.
Стратегические ракетные комплексы, разработанные ГКБ «Южное», явились технической базой для создания Ракетных войск стратегического назначения СССР и в дальнейшем составили основу могущества РВСН. Среди них — не имеющие аналогов в мировой практике комплексы на базе тяжелых жидкостных ракет с моноблочными, разделяющимися и орбитальными головными частями, а также боевой железнодорожный ракетный комплекс с твердотопливной ракетой, сыгравшие важную роль в достижении стратегического паритета с США и способствовавшие началу переговорного процесса по ограничению и сокращению стратегических вооружений двух великих ядерных держав.
ГКБ «Южное» является также лидером среди ракетно-космических КБ стран на постсоветском пространстве по использованию боевых стратегических ракет для создания космических носителей. Ракеты-носители «Космос», «Интеркосмос», «Циклон-2», «Циклон-3», созданные на базе боевых ракет, вывели на орбиты Земли более 1100 космических аппаратов, сыграв значительную роль в освоении космического пространства. Создание экологически чистого космического носителя «Зенит», одного из лучших в современном ракетостроении по конструктивному и технологическому совершенству, с полностью автоматизированным процессом подготовки и проведения пуска, обеспечением высокой точности выведения космических аппаратов на заданные орбиты является достижением мирового уровня. Космические аппараты, разработанные ГКБ «Южное», — от малых унифицированных до автоматических универсальных орбитальных станций — позволили успешно проводить космические исследования в интересах науки, обороны и народного хозяйства страны, а также в интересах международного сотрудничества в космосе.
Итогом шестидесяти трех лет творческой деятельности и самоотверженного труда коллективов ГКБ «Южное» и производственного объединения «Южный машиностроительный завод», смежных организаций России, Украины и других стран СНГ стали разработка и создание четырех поколений боевых ракетных комплексов стратегического назначения, пяти типов космических носителей, свыше семидесяти типов космических аппаратов.
Четыре поколения советских МБР, созданных КБ «Южное»
Ракето-носители КБ «Южное»
Успешная работа ГКБ «Южное» была бы невозможна без творческого участия специалистов обширной кооперации смежных предприятий, КБ, заводов, отраслевых и академических институтов и т. п. Но главными создателями ракетно-космической техники по праву являются люди: проектанты, конструкторы, инженеры, испытатели, технологи, рабочие, ученые, все те, кто в своей ежедневной и неустанной работе проявляли глубокие знания, инженерную эрудицию, изобретательность, смелость в принятии технических решений.
В начале 90-х годов двадцатого столетия эпоха противостояния крупнейших ядерных держав мира ушла в прошлое. Наступило время международного сотрудничества. ГКБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод» стали участниками ряда международных космических программ. Расширяющееся сегодня международное сотрудничество и работы, выполняемые в интересах Национальной и Межгосударственной космических программ, открывают новые перспективы в создании Государственным конструкторским бюро «Южное» им. М.К. Янгеля новых образцов ракетно-космической техники.
Начало истории КБ «Южное» и завода «Южмаш» берет со времени принятия на вооружение первой советской баллистической ракеты Р-1. После принятия на вооружение ракеты Р-1 и в условиях приближения к завершению работ по доведению ракеты Р-2 возникла проблема их серийного изготовления в массовом количестве для наращивания военного потенциала страны. При ОКБ-1 в Подлипках был опытный завод примерно на десять тысяч работающих, но для массового производства ракет его мощность была недостаточной, а возможности расширения завода ограничены территорией. Сначала для серии предполагался завод № 66 в Златоусте, строившийся с 1949, но через международное положение, которое обострялось (т.н. «Берлинский кризис 1949»), правительство решило ускорить поиски нового завода.
С целью выбора соответствующего завода для серийного производства ракет в конце 1950 г. была создана правительственная комиссия во главе с министром вооружения Д.Ф. Устиновым. По замыслу Устинова необходимо было подобрать достаточно мощный и перспективный завод с любого ведомства, желательно сравнительно «молодой» — для облегчения «экспроприации» и перепрофилирования. Комиссия посетила сначала завод в Златоусте, затем побывала в Киеве (говорят, что на счет Киева Н.С. Хрущев запротестовал: «Нельзя закрытым городом объявить столицу Украины»), но позже остановила свой выбор на молодом автомобильном заводе в Днепропетровске.
Ракета Р-36 у здания завода «Южмаш»
Город еще в довоенные годы стал центром металлургического производства полного цикла. Вокруг располагались заводы-поставщики необходимого сырья, была мощная энергетическая база. Промышленный центр располагал большим количеством квалифицированных рабочих, было много вузов и техникумов, где можно было организовать подготовку соответствующих инженерно-технических работников. И.В. Сталин одобрил выбор правительственной комиссии. Обсуждение длилось недолго. Министр автомобильной и тракторной промышленности попытался робко возразить, что, мол, стране нужны грузовики. На это И.В. Сталин сказал, что если у нас будут ракеты, то грузовики наверняка будут тоже, а если ракет не будет, то, возможно, не будет и грузовиков. Судьба днепропетровского завода была решена.

9 мая 1951 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 1528-768 «О передаче Министерству вооружения Днепропетровского автомобильного завода Министерства автомобильной и тракторной промышленности и Днепропетровского шинного завода Министерства химической промышленности и объединение их в единый Днепропетровский машиностроительный завод № 586 Министерства вооружения».
На следующий же день вышел приказ № 312 министра вооружения от 10 мая 1951 г.:
Во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 9 мая 1951 № 1528-768 «О передаче Министерству вооружения Днепропетровского автомобильного завода …
приказываю:
1. Включить Днепропетровский машиностроительный завод в состав предприятий 7-го Главного управления.
2. Для приемки завода назначить комиссию … «
Днепропетровский автомобильный завод становится секретным ракетным предприятием «почтовым ящиком № 186», полное закрытое наименование — Государственный союзный завод № 586. Территория завода обносится колючей проволокой, замененным позднее капитальным забором с электронной сигнализацией, вводится строгий пропускной режим, для охраны территории и сборочно-испытательных цехов создается специальная воинская часть. С мая 1951 г. на долгие годы из прессы полностью исчезает всякая упоминание о Днепропетровском автозаводе.
Коллектив конструкторов — автомобилистов вынужденно распался: кто-то уехал в Минск, на автозавод; некоторые вернулись на ГАЗ; большая часть осталась на новом заводе и переквалифицировалась в «ракетчики».
Ближайшая задача, поставленная правительством перед заводом, — скорейшее освоение серийного производства ракет Р-1, Р-2, а спустя некоторое время — и ракеты Р-5, также разработанной ОКБ-1 под руководством С.П. Королева. Отдел Главного конструктора завода возглавил Василий Сергеевич Будник, работавший ранее заместителем С.П. Королева. Уже в июне 1952 г. сданы заказчику первые серийные ракеты Р-1, собранные из узлов и деталей, изготовленных в Москве и Подмосковье, а спустя полгода освоено серийное производство ракет Р-1 из узлов и деталей собственного изготовления.
Василий Сергеевич Будник
Освоение документации ОКБ-1, ведение серийных ракет в производстве имело неоценимое значение для отдела Главного конструктора завода. Молодой коллектив постоянно ощущал помощь со стороны ОКБ-1, проходя «начальное образование» под руководством более опытных наставников, одновременно вырабатывая собственную позицию в принципиально важных вопросах создания ракет стратегического назначения.
10 апреля 1954 г. Постановлением СМ СССР № 67 4- 292 отдел Главного конструктора завода № 586 преобразован в Особое конструкторское бюро № 586. Главным конструктором ОКБ-586 9 июля 1954 г. был назначен Михаил Кузьмич Янгель, работавший в 1951 — 1954 гг. заместителем С.П. Королева, директором, а затем главным инженером НИИ-88. Первым заместителем Главного конструктора ОКБ-586 стал В.С. Будник.
Михаил Кузьмич Янгель
С самого начала своей деятельности в качестве Главного конструктора М.К. Янгель формирует общую концепцию творческого сотрудничества ОКБ и завода: «ОКБ расти и развиваться как головному разработчику на производственной базе завода, заводу — расти и крепнуть как головному опытному предприятию на основе и в процессе материального воплощения проектов ОКБ»
Полное понимание и поддержку позиции Главного конструктора проявили директор завода Леонид Васильевич Смирнов и главный инженер Александр Максимович Макаров. Отныне и на долгие годы совместная деятельность больших коллективов КБ и завода, разработчиков и производственников была подчинена главному — созданию боевых ракетных комплексов собственной разработки.
Первая ракета ОКБ-586 Р-12 (8К63) стала первой в мире ракетой стратегического назначения на высококипящих компонентах топлива с автономной инерциальной системой управления. Ее тактико-технические и эксплуатационные характеристики существенно превосходили характеристики ракеты Р-5М.
Общий вид ракеты Р-12
В марте 1959 г. ракета Р-12 была принята на вооружение, а в декабре того же года на её базе создан новый род войск — Ракетные войска стратегического назначения, первым Главкомом которых был назначен Главный Маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин.
Ракеты Р-12 на стартовой позиции
Установка ракеты Р-12 на позицию
Конец 50-х — начало 60-х годов ХХ века — один из плодотворнейших периодов творческой деятельности предприятия. Это годы разработки первого поколения ракет днепропетровских ракетчиков — Р-12, Р-14 (8К65), первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты на высококипящих компонентах топлива Р-16 (8К64), космических носителей на базе ракет Р-12 и Р-14, ракет Р-15 и Р-21 для Военно- Морского Флота.
Ракеты Р-14
Ракеты Р-16
Ракеты Р-21 для комплекса Д-4 подводных лодок
Старт ракеты Р-21
О высоких темпах и результативности работ по созданию ракет первого поколения свидетельствуют даты принятия их на вооружение: Р-12 — 1959 г., Р-14 — 1961 г., Р-16 — 1963 г.
Серийное изготовление ракет, разработанных ОКБ-586 (с 1966 г. – КБ «Южное»), производилось заводами Перми, Оренбурга, Омска, Красноярска, что создавало дополнительные возможности заводу № 586 (с 1966 г. — Южный машиностроительный завод) своевременно приступать к реализации новых проектов КБ «Южное»).
Оценка вклада КБ «Южное» в обороноспособность страны того периода изложена в воспоминаниях Н.С. Хрущева: «Вопросы обороны и вооружения нашей армии ракетным оружием легли в основном на плечи Янгеля».
Академик Михаил Янгель, Никита Хрущев и директор завода «Южмаш» Александр Макаров
Необходимость защиты ракет во время несения боевого дежурства от нападения вероятного противника потребовала их укрытия в шахтных пусковых установках. И первые в стране шахтные пусковые установки были созданы под янгелевские ракеты, которые были унифицированы и могли стартовать как из шахтных, так и с наземных сооружений. Уже в 1963 г. унифицированные варианты ракет Р-12У, Р-14У, Р-16У шахтного базирования были приняты на вооружение.
Продолжительность эксплуатации ракет первого поколения составила:
Р-12 (8К63) — с 1959 г. по 1988 г. Р-14 (8К65] — с 1961 г. по 1987 г., Р-16 (8К64) — с 1961 г. по 1976 г.
Схема установки ракеты Р-14 в шахту и вид на крышку шахты (фото внизу)
В условиях обостряющегося противостояния и «холодной войны» первостепенное значение приобретали совершенствование имеющихся и создание новых видов вооружений. На основе многоцелевой ракеты Р-36 создано семейство боевых ракетных комплексов: 8К67П — с разделяющейся головной частью и 8К69 — с орбитальной головной частью. Трехблочная головная часть ракеты 8К67П стала первой из созданных в СССР головных частей, способных поражать несколько целей в пределах заданного района.
Особенность орбитальной ракеты 8К69 состояла в выведении головной части, оснащенной двигательной установкой, на орбиту ИСЗ и в последующем торможении ГЧ и ее спуске в любую точку земного шара. Ракета обладала повышенными возможностями преодоления системы ПРО и возможностью подхода к целям с любого направления, в том числе и с наименее защищенного системами предупреждения. Создание ракеты 8К69 стало важнейшей основой начала переговоров между СССР и США по ограничению стратегических вооружений.
Из ШПУ стартует межконтинентальная ракета Р-36 с разделяющейся головной частью
Основные, определяющие третье поколение ракетных комплексов решения, в том числе минометный старт тяжелой жидкостной ракеты, были подтверждены экспериментально еще при жизни Главного конструктора Михаила Кузьмича Янгеля, скончавшегося 25 октября 1971 г., в день своего 60-летия. После смерти Михаила Кузьмича Янгеля Начальником и Главным конструктором КБ «Южное» был назначен Владимир Федорович Уткин, под руководством которого были завершены работы по созданию ракет третьего поколения, в том числе минометный старт тяжелой жидкостной ракеты, и созданы ракеты четвертого поколения.
Уткин Владимир Федорович
Из 24-х стратегических ракетных комплексов, принятых в различное время на вооружение, 16 созданы днепровскими ракетчиками.
В конце 1957 г. КБ «Южное» приступило к проектным проработкам космического носителя легкого класса на базе ракеты Р-12, завершившимся в апреле 1960 г. выпуском эскизного проекта. В августе того же года вышло Постановление правительства 110 создании ракеты — носителя 6ЗС1 на базе боевой ракеты Р-12, разработке и запуске 10 малых ИСЗ».
Идея разработки космической ракеты-носителя на базе боевой ракеты была чрезвычайно плодотворной: существенно сокращались сроки и стоимость разработки носителя и его эксплуатации за счет использования имеющегося промышленного оборудования и комплектующих элементов базовой ракеты на серийных заводах, а также существующего стартового комплекса и его технологического оборудования.
Ракета-носитель 6ЗС1 стала первым отечественным космическим носителем, собранным по тандемной схеме, ставшей традиционной для всех последующих разработок космических носителей КБ «Южное» .
Ракета-носитель 63С1 и схема его устройства
Вторая ступень была разработана заново с использованием имеющегося в заделе ОКБ-456 двигателя на топливной паре: жидкий кислород и несимметричный диметил гидразин. 16 марта 1962 года ТАСС сообщило миру о запуске в СССР первого спутника новой серии, получившей название «Космос». Такое же название получила и ракета-носитель, которая характеризовалась простотой конструкции и дешевизной изготовления, обеспечивала вывод космических аппаратов массой до 450 кг на орбиты высотой 200 км. В общей сложности было произведено 165 пусков, из которых 143 завершились успешно. Последний пуск был произведен 18 июня 1977 г. Именно ракета-носитель «Космос» положила начало международной программе «Интеркосмос», когда в октябре 1969 г. вывела на орбиту космический аппарат, в создании которого, помимо СССР, приняли участие ученые ГДР и ЧССР.
Ракето — носитель «Космос»
Ракето — носители «Космос» и «Интеркосмос», а также варианты их загрузки (рисунок из «Техника-молодежи» за ноябрь 1981 г.)
Разработка РН «Космос» позволила создать второй космический носитель страны в сравнительно короткие сроки, но носила этапный характер до появления в СССР более мощной базовой ракеты для нового носителя. Необходимость разработки в СССР нового космического носителя была вызвана постоянно нарастающей потребностью регулярного выведения на орбиты ИСЗ космических аппаратов различного назначения в интересах народного хозяйства, науки и обороны страны: связь, метеорология, разведка, навигация, изучение околоземного пространства и др.
Спутник «Интеркосмос-1», выведенный на орбиту в 1969 г.
Использование для этих целей мощной ракеты Р-7 и ее модификаций или легкого «Космоса» в ряде случаев было или экономически нецелесообразным, или не обеспечивало решение задачи по энергетическим возможностям. Требовался массовый космический носитель промежуточного класса. Таким носителем стала РН 65СЗ (11 К65), разработанная на базе боевой ракеты Р-14 (8К65), энергетические характеристики которой более чем в два раза превосходили характеристики ракеты Р-12.
Однако в силу необходимости сосредоточения всех сил и возможностей КБ «Южное» на разработке и создании боевых ракет второго поколения (8К67, 8К69, 8К67П) М.К. Янгель вышел с предложением передать разработку комплекса 65С3, в состав которого, помимо ракеты-носителя, входили спутники метеорологического назначения и систем служебной связи, в другие организации.
В августе 1962 г. это предложение было поддержано правительством, и разработка носителя 65СЗ и спутников систем служебной связи была передана в ОКБ-10 Главного конструктора М.Ф. Решетнева, а метеоспутника — во ВНИИЭМ, возглавляемый тогда А.Г. Иосифьяном. За КБ «Южное» сохранялась роль головной организации.
Материалы эскизного проекта по ракете-носителю и полный комплект конструкторской документации основного варианта были переданы в Красноярск. Наземная экспериментальная отработка узлов и систем ракеты, огневые стендовые испытания второй ступени, летно-конструкторские испытания первых десяти носителей, успешно начатые с приспособленного старта космодрома Байконур 18 августа 1964 г., проводились совместно специалистами Красноярска и Днепропетровска. М.К. Янгель накануне 1966 г. передал М.Ф. Решетневу права и обязанности Главного конструктора ракеты 65С3 (11К65,11 К65М), впоследствии известной под названиями «Космос-2», «Интеркосмос», «Космос-3», «Космос-3М».
Общий вид и старт ракеты «Космос — 3М»
РН «Космос-2» с КА «Интеркосмос-8»
С 1970 г. серийное изготовление ракеты-носителя «Космос-3М» ведется Омским ПО «Полет», конструкторское бюро которого постоянно поддерживает и улучшает технические характеристики ракеты. По долголетию, высокой надежности, количеству произведенных пусков и выведенных на орбиты ИСЗ космических аппаратов носитель «Космос-3М» занимает лидирующее положение в своем классе.
ОКБ-10 (с 1966 г. — НПО прикладной механики) стало ведущим разработчиком космических аппаратов для различных систем связи, телевидения, геодезии, навигации.