Концепция мягкой силы джозефа ная

Концепция “мягкой силы” Джозефа Ная

политика германия международный

Впервые представив понятие “мягкой силы” в книге “Bound to Lead: The Changing Nature of American Power”, Джозеф Най развил его до полноценного концепта в 2004 году в книге “Soft Power: The Means to Success in World Politics”. На вопрос “что такое мягкая сила?” Най даёт следующий ответ: “мягкая сила — это возможность достичь желаемого результата с помощью привлекательности, а не с помощью принуждения или подкупа”. В свою очередь под понятием “сила” или “власть” (power), подразумевается “способность влиять на поведение других людей с целью получения желаемых результатов”.

Най различает “жёсткую” и “мягкую” силу. Первая основывается на силовом или экономическом принуждении, в то время как вторая основывается на способности формировать предпочтения других людей. Для того чтобы продемонстрировать разницу между этими двумя походами, Най предлагает следующую схему:

Рис. 1 Различия между “жёсткой” и “мягкой” силой

Хотя различие представляется достаточно чётким, в некоторых случаях трудно отделить “жёсткую” силу от “мягкой”, например, миф о неуязвимости может формировать притягательный образ, а институты, учреждённые с помощью силовых методов, со временем могут стать легитимными.

Най не даёт объяснения тому, какие именно процессы стоят за появлением “мягкой силы”. Вместо этого он лишь указывает “источники “мягкой силы”. Согласно Наю существует три основных категории ресурсов, которые порождают “мягкую силу”: культура страны, её политические ценности (когда страна придерживается их как во внутренней, так и во внешней политике) и её международная политика (когда она воспринимается как легитимная и имеющей моральный авторитет). Важным фактором при этом является то, как воспринимаются культурные ценности и политические интересы страны за рубежом — как универсальные или как эгоистические. Тем не менее, Най делает предположения о том, какие организации могут создавать “мягкую силу” (государства, медиа, негосударственные организации (NGO’s), межгосударственные организации (IGO’s), рынок) и какие практики при этом могут использоваться.

“Мягкая сила” характеризуется отсутствием монополии государства. Это означает, что “мягкая сила” негосударственных структур может не только помогать, но и мешать государствам в достижении определённых политических целей. Несмотря на это, Най утверждает, что долгосрочный тренд компенсирует этот эффект (по крайней мере, в случае США).

Важнейшим инструментом для увеличения “мягкой силы” является так называемая публичная дипломатия. В общем смысле публичная дипломатия это особый вид коммуникации, имеющий дело с управлением и распространением информации, направленный на изменение отношения среди целевой аудитории, а также на установление долгосрочных отношений основанных на взаимопонимании и доверии. Джозеф Най понимает под публичной дипломатией “инструмент, используемый государствами, для мобилизации ресурсов, продуцирующих “мягкую силу” с целью коммуникации с иностранным обществом (а не с иностранным государствам) и его привлечения”.

При этом Най говорит о недопустимости приравнивания понятия публичной дипломатии к пропаганде, равно как и к простой кампании по работе с общественностью. Публичная дипломатия выходит за рамки пропаганды, которая зачастую выглядит не заслуживающей доверия, а также за рамки создания позитивного образа. Характерной чертой публичной дипломатии является выстраивание долгосрочных отношений, создающих условия для осуществления государственной политики. Отличительной особенностью публичной дипломатии по отношению к классической дипломатии является её ценностно, а не проблемно-ориентированный характер.

Для описания механизма работы публичной дипломатии Най использует подход Марка Леонарда, который выделяет три измерения публичной дипломатии. Согласно Леонарду, первое измерение публичной дипломатии заключается в реагировании на текущие события и подаче их в таком виде, который согласуется со стратегическими целями государства. Второе измерение состоит в проактивном создании повестки дня при помощи действий и событий, которые призваны усилить транслируемые базовые сообщения (core messages) и повлиять на восприятие реципиентов (Най называет это стратегической коммуникацией). Третьим измерением является выстраивание долгосрочных отношений с иностранным обществом с целью получения признания вклада государства и его ценностей, а также, чтобы принять что-то из иностранных ценностей. В условиях переизбытка информации и наличия доступа к ней у широких слоёв населения, политика превращается в борьбу за внимание аудитории, что увеличивает ценность доверия и надёжной репутации. Этот фактор становится критическим для успеха публичной дипломатии в современном мире. Безусловно, публичная дипломатия находится в прямой зависимости от проводимой политики и не может ей противоречить, иначе она становится абсолютно неэффективной.

Концепция «мягкой силы»

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Контрольная работа

Концепция «мягкой силы»

1. Происхождение термина «мягкая сила»

2. Теоретическое основание концепции «мягкой силы»

3. Примеры «мягкой силы»

4. «Умная сила»

Литература

1. Происхождение термина «мягкая сила»

«Мягкая сила» — это концепция, разработанная политологом Джозефом Наем в рамках теории неолиберализма. После окончания Холодной войны США оказались единственной сильной державой в мире, тем самым встав на путь поиска в понимании себя в новом мире. Перед США встала серьезная проблема: в мире, где растет взаимозависимость, появилась опасность того, что «если самая сильная страна мира не преуспеет в мировом лидерстве, то последствия для международной стабильности могут быть разрушительными» Nye, J. (1990). Soft Power.Foreign Policy, (80), p.153.. Мировая политика становилась намного сложнее, чем была в период Холодной войны, когда мир разделился на два лагеря, где всегда был элемент предсказуемости или понимания действий соперника. В 1990-х ситуация переменилась кардинально. Мир встал на путь усиления глобальной взаимозависимости. Однако при всех обстоятельствах США стремительно теряли «рычаги» давления на страны. Помимо государств, на первый план также выходили и другие акторы мировой политики: «хотя у них нет военной силы, транснациональные корпорации обладают огромными экономическими ресурсами»Ibid., p. 157.. У многих ТНК годовой объем продаж составляет больше, чем ВПН государств. Благодаря экономическому весу ТНК приобретают и политическое влияние, так как, вкладываясь в экономики развивающихся стран, они тем самым улучшают уровень жизни в них за счет предоставления рабочих мест, инвестиций в экономику и так далее. Однако Джозеф Най подчеркивает, что «суть не в том, кто важнее — государство или негосударственный актор, а в том, что в современное время более комплексные коалиции влияют на результат»Ibid., p. 157..

С изменяющимисяакторами меняются и принципы защиты государств. Национальная безопасность стала сдвигаться от исключительно военной мощи в сторону экономики и экологии. Военная сила в современном мире обходится намного дороже, чем она была веками ранее. Становятся важными другие инструменты — коммуникации, организации и институты, а также манипуляции взаимозависимостьюIbid., p. 158.. Тем не менее, взаимозависимость — далеко не гарантия гармонии в мире, намного чаще взаимозависимость заключается в неравнозначной зависимости друг от друга.

Разделение мировой политики на различные сферы сделало силу и ее ресурсы менее взаимозаменяемыми. Перевод экономических ресурсов в военную силу может быть слишком затратным и не оправдать себя. Примером тому может служить гонка вооружений в СССР. Постоянные вливания средств в технологии ради опережения США сыграли свою роль в распаде СССР. СССР первым запустил человека в космос, но проиграл гонку.

Великие державы уже не могут использовать традиционные силовые ресурсы при достижении своих целей. И по многим проблемам и вопросам частные акторы и небольшие государства обладают большим политическим и экономическим весом. В связи с этим Джозеф Най отмечает 5 тенденций в разделении силы: экономическая взаимозависимость, транснациональные акторы, национализм в слабых государствах, распространение технологий, меняющаяся политическая проблематикаIbid., p. 160.. Новые виды взаимосвязи произвели огромный эффект на экономическую взаимозависимость. Если в прошлом веке на пересечение Атлантического океана требовалось две недели, то сегодня благодаря авиации на это требуется не более четырех часов. Развитие технологий позволило в разы снизить издержки, что и толкнуло мировую экономику вперед.

Урбанизация, модернизация, технологическое развитие в развивающихся странах также сдвинула силу от государства к частным акторам. Еще один относительно новый вид силы — это информация, «в особенности до ее широкого распространения»Ibid., p. 164.. Рост экономики, основанной на информации, спровоцировал возвышение роли организационных способностей акторов и их гибкость в противовес наличию сырьевых ресурсов.

В связи со всеми факторами, Джозеф Най отмечает, что для достижения своих целей государству нужно менять стратегию поведения, отходя от «жесткой силы», согласно которой главный инструмент — принуждение. Для достижения желаемых результатов государству нужно научиться способности действовать на основе таких «нематериальных силовых ресурсов как культура, идеология и институты»Ibid.,p. 167.. К примеру, если культура страны и ее идеология симпатичны другим странам или частным акторам, то у нее появляются шансы на то, что другие акторы могут последовать за ней.

В дальнейшем Джозеф Най развил идею «мягкойсилы» вкниге «Soft Power: the Means of Success in the World Politics» Nye, J. (2004). Soft power. New York: Public Affairs.. Он определил «мягкую силу» как способность страны убеждать других делать то, что она захочет, без применения силы или принужденияIbid., p.10.. В то же время Най утверждает, что успешные государства должны использовать как «мягкую», так и «жесткую» силу, то есть сочетать способность принуждения других вместе со способностью формировать их предпочтения и взгляды. На примере США Джозеф Най показывает способность сочетать две силы. Так, будучи доминантным государством в мире, США также распространяют свое влияние через «мягкую силу», то есть через влияние своих компаний, фондов, университетов и других институтов гражданского общества. Благодаря этой концепции культура, демократические ценности и идеи США помогли Вашингтону привлечь поддержку и партнеров. Тем не менее, Най также отмечает границы «мягкой силы»: она обладает размытыми эффектами во внешнем мире и ее довольно тяжело контролировать при достижении сугубо конкретных целей. Как пример, общества разных стран принимают ценности США, однако стараются противостоять их внешней политике.

Таким образом, концепция «мягкой силы» — это ответ на вызовы изменяющегося мира, который в силу различных причин и факторов, одним из которых стал распад СССР, перестал требовать от государств проявления военной силы, напротив, теперь, в контексте теории неолиберализма, сильным считается то государство, которое смогло развить в своей внешней политике «мягкую силу», то есть обрести способность привлекать других акторов на свою сторону без применения силы и принуждения.

2. Теоретическое основание концепции «мягкой силы»

Так как концепция «мягкой силы» была создана американским политологом Джозефом Наем и преимущественно опирается для американскую модель внешней политики, то перед обществом встают такие вопросы, как «применима ли концепция к другим государствам?». Более того, события последних лет — вхождение Крыма в состав Российской Федерации, территориальный конфликт в Южно-Китайском море и конфликты на Среднем Востоке — ставят под вопрос актуальность концепции.

Однако большинство дискуссий о «мягкой силе» упирается в вопрос о том, возможно ли использовать только «мягкую силу» во внешней политике. Политолог Роберт Кауфман считает, что «мягкая сила» «имеет место быть, однако необходимо рациональное разделение между ее применением к демократическим режимам и авторитарным»McDowell, K. (2014). Panelists discuss the role of soft power in diplomacy | Daily Trojan. Daily Trojan. Available at: http://dailytrojan.com/2014/10/02/panelists-discuss-the-role-of-soft-power-in-diplomacy/ .- этоневлияние, аресурсвлияния. рства, однакоонанегарантирует, чтоэтогосударствонестанетприменять «оритарным» эо. Он также добавил, что «мягкая сила» необходима, но применяться она должна только в определенных обстоятельствахIbid.. По его мнению США и слабые страны или страны, которые не находятся в основном потоке геополитики, исторически предрасположены к «мягкой силе», так как «они обладают преимуществом использовать ее»Ibid..

Политологи также отмечают и негативные эффекты «мягкой силы». Они отмечают, что «мягкая сила» способствует улучшению имиджа государства, однако она не гарантирует, что это государство не станет неоправданно применять «жесткую силу» для политической экспансииIbid..

Сам Джозеф Най отмечает, что «мягкая сила» — это не влияние, а ресурс влияния Nye, J. (2008). Public Diplomacy and Soft Power.The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 616(1), p.95.. Государства зачастую сталкиваются со сложностями в применении «мягкой силы», так как довольно сложно изначально определить привлекательные стороны, особенно то, как их можно распространить на другие государства и выиграть в этой игре. Тем не менее, важность «мягкой силы» нельзя недооценивать. Это требование реальности и современной системы международных отношений. Во многом сомнения и дискуссии о «мягкой силе» исходят из того, что политологи, политики, государства и другие акторы убеждены в исключительно одном виде силы — в принуждении, которое чаще всего проявляется через войну и устрашение.

В работе «Public Democracy and Soft Power» (2008 г.) Джозеф Най пишет, что «условия для применения «мягкой силы» в последние годы претерпели серьезные изменения»Ibid., p.99. . Практически половина всех стран в мире имеют демократический строй, где на передний план выходит информация. Информация — это новая сила, и большая часть населения мира имеет доступ к этой силе. Новые технологии и их обширное распространение привели к снижению издержек в производстве и передаче информации. Как результат, это привело к эффекту избыточности информации, что, в свою очередь создало парадокс в ее недостатке. Дело в том, что при переизбытке информации различного типа обществу становится намного тяжелее понять, куда направить свой фокус. В такой ситуации «тот, кто может выделить ценную информацию из общего хаоса, владеет силой»Ibid., p.100.. Таким образом, век информационных технологий предоставил инструмент для контроля «мягкой силы» и направления ее в нужное русло.

Джозеф Най выделяет три ступени общественной дипломатии, которые играют важную роль в помощи создания положительного имиджа страны, что может улучшить перспективы в получении желаемых результатовIbid., p.102.. Первая — это ежедневные коммуникации, которые включают объяснение контекста внутренней и внешней политики. В современных демократических государствах государственные деятели после принятия решений продумывают, как и что сказать прессе. Средства массовой информации важны, так как через них формируется отношение людей к государственным деятелям. Вторая — это стратегические коммуникации, которые развивают набор простых повесток дня для фокусирования на определенных политических инициативах как минимум на ближайший год. И, наконец, третья ступень — это развитие долгосрочных отношений с ключевыми индивидами. В основном ставка делается на образовательные программы и доступ к СМИ. На примере США, Джозеф Най отмечает, что за годы действия стажировок, образовательных обменов, семинаров, грантов и прочего США делится своими ценностями, тем самым привлекая индивидов на свою сторону, и среди этих индивидов с большой вероятностью могут быть будущие правители других государств. Как пример, он указывает на Анвара Садата, Гельмута Шмидта и Маргарет ТэтчерIbid.. Каждая из этих ступеней общественной дипломатии играют важную роль в помощи создания положительного имиджа страны, что может улучшить ее перспективы в достижении конечных целей. Тем не менее, Най делает важную корректировку: «Даже лучшая реклама не сможет продать непопулярный продукт. Корыстные или высокомерные политики более склонны к запретам, нежели к производству «мягкой силы»»Ibid., p.103.. Таким образом, за эффективными результатами политики «мягкой силы» стоят эффективные политики.

Джозеф Най выделяет четыре источника «мягкой силы», и у каждого из источников есть свой получательIbid., p.107.. Первый источник — это внешняя политика, которая через правительство, СМИ, негосударственные и межгосударственные организации доходит до получателя — иностранных государств и их населенияIbid.. Второй источник — внутренние ценности и политика самого государства — также имеет в конечных получателях иностранные государства и их граждан, однако внутренние ценности и политика ретранслируются уже без помощи правительства, а только через СМИ и межгосударственные и негосударственные организацииIbid.. Следующий источник — высокая культура, транслируется также на иностранные государства и их граждан, однако уже не через СМИ, а через правительство и организацииIbid.. И последний, четвертый, источник — это поп-культура, ее главными распространителями являются СМИ и рынки, а целевой получатель — широкая публикаIbid..

Таким образом, «мягкая сила» — это набор качеств и инструментов, необходимых любому государству, стремящемуся к лидирующим мировым позициям. Это действенная концепция, и примером ее эффективности являются США и страны Западной Европы. Тем не менее, политика, основанная на исключительном применении «мягкой силы», сложно управляема в силу невозможности абсолютного контроля со стороны правительства.

мягкий сила дипломатия

3. Примеры «мягкой силы»

На сегодняшний день США — наиболее яркий пример страны, использующей «мягкую силу». Безусловно, страна тратит большие деньги на продвижение «мягкой силы» по всему мируForeign Policy. (2016). The War on Soft Power. Available at: http://foreignpolicy.com/2011/04/12/the-war-on-soft-power/ .. Соединенные Штаты Америки вкладываются в развитие публичной дипломатии, в образовательные и обменные программы, развивают военные контакты, помогают странам, пострадавшим от стихийных бедствий, и странам, нуждающимся в помощи в развитии. Военную силу США можно классифицировать на «жесткую» и «мягкую» силу. Хорошее военное обеспечение государства, сильная армия становится источником престижности страны, и военное сотрудничество между странами и совместные учения обеспечивают прочные связи, тем самым утверждая «мягкую силу». США в полной мере использует военную силу как продвижение своего имиджа. Примером тому служит НАТО.

США для всего мира являются страной, где демократия — одна из основных ценностей для общества. Демократические выборы и многопартийная система, права и свободы человека, благотворительные кампании (например, помощь странам, пострадавшим от стихийных бедствий) — подобные политические институты и ценности делают имидж США положительным на мировой арене. Культурные ценности США также распространяются по всему земному шару. Американские фильмы, поп-музыка, джаз, американская литература известны и, главное, понятны всему миру. Благодаря распространению английского языка американская культура становится намного ближе для населения планеты. Еще одна важная деталь, которая помогла США распространить свое влияние на весь мир — это культура потребления и потребительские предпочтения. Такие компании как Coca-Cola, TeslaMotors, Levi’s, Microsoft, Apple и другие известны всему миру, и, более того, их продукция широко распространена практически во всех странах земного шара. Таким образом, США, благодаря своей продукции, культуре и политическим ценностям, являются одной из наиболее привлекательных для жизни стран мира, в этом и проявляется ее «мягкая сила».

Еще одним положительным примером применения «мягкой силы» является Западная Европа. В первую очередь, главным элементом здесь является феномен Европейского Союза, объединения европейский стран, способных решать проблемы сообща. Главенство демократии, прав человека, принцип равенства перед законом, социальные блага для населения, сосредоточенность культурных объектов — все это так или иначе привлекает людей по всему миру. Доказательством привлекательности Западной Европы служит огромный поток мигрантов из Ближнего Востока и Африки, выбравшие Западную Европу как место, где можно жить и строить жизнь.

Многие небольшие страны преуспевают в использовании «мягкой силы». К примеру, Норвегия. Не будучи страной ЕС, Норвегия существует на мировой арене как небольшой, но индивидуальный игрок, проявляющий активность в основном в гуманитарных вопросах и вопросах международного развития. Это во многом влияет на благоприятный имидж Норвегии.

Конечный результат от применения «мягкой силы» зависит от того, кто ее продвигает. Отрицательным примером использования «мягкой силы» является ИГИЛ, вербующий боевиков по всему миру благодаря религиозной составляющей. Именно религия является «мягкой силой» ИГИЛ, а также обещания идеального мира, который воцарится на Земле после победы над кафирами, или неверными. Более того, в «Исламское государство» едут выходцы из бедных регионов в надежде заработать. В этом случае обещание денег — «мягкая сила» ИГ. Не менее важная составляющая часть вербовки — это вербовка молодых девушек, которые едут к возлюбленным в ДАЕШ.

Сегодня «мягкая сила» — это также основополагающий элемент в политике Китая. Будучи важным мировым экономическим игроком, Китай продолжает завоевывать свой имидж благодаря быстрым темпам роста экономики, быстрым развитием страны, невмешательством в дела других государств. Более того, китайское правительство много внимания уделяет распространению китайской культуры за рубежом, способствуя созданию центров китайского языка и культуры в различных странах мира. Особенное внимание Китай уделил Олимпийским Играм 2008 года, во время проведения которых китайское правительство устроило ряд мероприятий в контексте «мягкой силы».

Таким образом, «мягкая сила» в своем применении имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Результат зависит непосредственно от стороны, которая применяет «мягкую силу», и от поставленных целей. На примере ИГИЛ видно, что «мягкая сила» — это легко управляемый инструмент, способный также легко распространяться среди людей, так как «получатель» «мягкой силы» всегда считает, что решение принимает он сам, и его никто не направляет извне. В этом скрытом эффекте и состоит мощь «мягкой силы».

4. «Умная сила»

Термин «умная сила» вошел в обиход после того как 67-й Государственный Секретарь США Хиллари Клинтон (2009-2013) использовала его как обоснование для внешней политики США, где используется комбинация «мягкой» и «жесткой» силы, то есть полный объем имеющихся инструментов для достижения своих целей. Сам же термин «Умная сила» был введен Джозефом Наем в 2003 году для «развенчания заблуждения о том, что «мягкая сила» может создать эффективную внешнюю политику»Nye, J. (2009). Get Smart: Combining Hard and Soft Power. Foreign Policy, (80), p.160.. Сила — это способность оказывать влияние на поведение других государств и акторов для того, чтобы добиваться собственных целей. Если «жесткая сила» заключается в принуждении и подкуплении, то «мягкая» — в добровольном привлечении. «Умная сила» — в использовании и того, и другого. Джозеф Най отмечает, что настоящая «умная сила» заключается в «достижении экономического развития, улучшении и сохранении здоровья граждан, борьбе с экологическими проблемами, в открытости и стабильности»Ibid., p. 163. , и все это должно дополняться «военной и экономической мощью с инвестированием в «мягкую силу»Ibid..

В современном мире интерес к «умной силе» возрастает Wilson, E. (2008). Hard Power, Soft Power, Smart Power. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 616(1), p. 111.. Это коррелирует с двумя тенденциями, одна краткосрочная, другая — долгосрочная. Долгосрочная тенденция проявляется в США, где политика «умной силы» неоднократно провозглашалась Хилари Клинтон и была принята как необходимость в современном миреIbid.. Примером краткосрочной тенденции, где курс политики зависит от текущего правительства, является КитайIbid.. Правительство КНР использует ресурсы силы стратегически, основываясь на тщательном анализе положения дел в миреIbid.. Тем не менее, в «умной силе» Китая так или иначе намного больше составляющих от «мягкой силы».

Обладать «умной силой» может далеко не каждое государство, точнее, только сверхдержавы. Это обусловлено тем, что важной составляющей «умной силы» является «жесткая сила», то есть сильная армия, хорошее вооружение и ядерное оружие как инструмент давления. К «жесткой силе» относятся природные ресурсы, составляющие государственную мощь, а также экономика, наука, техника. Если «мягкую силу» может развить практически любое государство с относительно небольшими затратами на нее, то «жесткая сила» требует внушительных денежных инвестиций.

В международных отношениях «обладание «силой» означает обладание способностью оказывать влияние на другие акторы»Ibid., p.114., где «жесткая сила» — это способ принуждения»Ibid.. В теории такой подход называется неореалистским.

Таким образом, для продвижения «умной силы» необходима «умная кампания»Ibid.., p.120., которая должна иметь под собой институциональную базу «жесткой» и «мягкой» сил. Однако принцип того, что «хорошая дипломатия может предотвратить военные конфликты»Ibid.., p.122. должен сохраняться основополагающим, именно поэтому «мягкая сила» должна оставаться главенствующим элементом в политике «умной силы».

Данная глава посвящена концепции «мягкой силы», ее теоретическим основам и примерам ее применения. Исходя из изученных материалов можно сделать следующие выводы. Во-первых, «Мягкая сила» — это ответ на вызовы постоянно изменяющегося мира, который перестал требовать от государств проявления военной, «жесткой» силы. Во-вторых, «мягкая сила» — это источник влияния, а не само влияние. В-третьих, «мягкая сила» обладает своими позитивными и негативными эффектами. Среди позитивных можно выделить улучшение имиджа государства и усиление позиций на международной арене, среди негативных — «мягкая сила» может служить инструментом обмана, как в случае с ДАИШ. В-четвертых, существует несколько источников «мягкой силы»: внешняя политика, внутренние ценности государства и его политика, высокая культура и поп-культура. Таким образом, «мягкая сила» — это те качества и инструменты, которые требуются государству для того, чтобы занять лидирующую или просто заметную позицию на мировой арене.

Литература

Белова, И.Н. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / И.Н. Белова. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 314 c.

Бурлачков, В.К. Международные отношения: конспект лекций / В.К. Бурлачков. — М.: МГИМО-Ун-т. МИД России, 2012. — 102 c.

Дугин, А.Г. Международные отношения. Парадигмы, теории, социология / А.Г. Дугин. — М.: Академический проект, 2014. — 431 c.

Лебедев, Д.С. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: в схемах и таблицах / Д.С. Лебедев. — М.: Проспект, 2016. — 208 c.

Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 350 c.

Мороз, И.И. Мировая экономика и международные экономические отношения (для бакалавров) / И.И. Мороз. — М.: КноРус, 2013. — 256 c.

Никитина, Н.А Международные отношения и мировая политика. Введение в специальность / Н.А Никитина. — М.: Аспект-Пресс, 2014. — 156 c.

Размещено на Allbest.ru