Клиновой затвор пушки

Клиновые затворы

  • Пневматическое оружие
  • ↳ Всё о пневматическом оружии
  • ↳ Общий
  • ↳ ППП
  • ↳ PCP
  • ↳ PCP online
  • ↳ EDgun
  • ↳ Компрессионное
  • ↳ Углекислый уголок (CO2)
  • ↳ Пневматическое оружие глазами владельца
  • ↳ Апгрейд и ремонт пневматического оружия
  • ↳ Охота с пневматическим оружием
  • ↳ Пульки
  • ↳ Пострелушки
  • ↳ Для начинающих
  • ↳ Мастерская
  • ↳ Помощь в ремонте и эксплуатации изделий Umarex, Walther, Hammerli Rohm
  • ↳ Практическое использование пневматического оружия
  • ↳ Общий
  • ↳ AirSoft
  • ↳ Обзоры
  • ↳ Пейнтбол
  • ↳ Хардбол
  • ↳ Варминт
  • ↳ Снайпинг
  • ↳ Советы по пулевой стрельбе
  • ↳ Продажи
  • ↳ Пневматическая барахолка
  • ↳ AirSoft
  • ↳ Пейнтбол
  • ↳ Магазины по пневматическому оружию
  • ↳ в России
  • ↳ на Украине
  • ↳ в Белоруси
  • ↳ Другие магазины
  • ↳ Запчасти, принадлежности
  • Холодное и метательное оружие
  • ↳ Холодное оружие
  • ↳ Общий
  • ↳ Нож глазами владельца
  • ↳ Ножи с фиксированым клинком
  • ↳ Финки и другие скандинавы
  • ↳ Кухонные ножи
  • ↳ Специальные ножи и инструмент
  • ↳ Складные ножи
  • ↳ Неклинковое холодное оружие
  • ↳ Клуб любителей Spyderco
  • ↳ Для ценителей Спайдерко
  • ↳ Samura Knives
  • ↳ Китайские ножики
  • ↳ Авторские и кастомные ножи
  • ↳ Ножевой бой
  • ↳ Кают-компания Пятой
  • ↳ Метательное оружие
  • ↳ Луки и арбалеты
  • ↳ Рогатки и пращи
  • ↳ Мастерская
  • ↳ Инструментальный парк
  • ↳ Кузнечное дело
  • ↳ Технологии
  • ↳ Заточка режущего инструмента
  • ↳ Продажи
  • ↳ Ножевая барахолка
  • ↳ Арбалетно-лучная ярмарка
  • ↳ Ножевые магазины
  • ↳ Барахолка мастерской
  • ↳ Продажа холодного оружия за пределами РФ
  • ↳ Частные лица
  • ↳ Складные ножи из мастерской
  • ↳ Ножи с фиксированным клинком
  • ↳ Разовые продажи и обмен складных ножей
  • ↳ Разовые продажи и обмен ножей с фиксированным клинком
  • ↳ Материалы и оборудование для ножеделов
  • Огнестрельное оружие
  • ↳ Гладкоствольное оружие
  • ↳ Общий
  • ↳ Ружье глазами владельца
  • ↳ Гладкоствольная мастерская
  • ↳ Сайга
  • ↳ Клуб любителей МЦ
  • ↳ Продукция ИМЗ
  • ↳ Снаряжение патронов гладкоствольного оружия
  • ↳ Боеприпасы для гладкоствольного оружия
  • ↳ Клуб любителей MP-153
  • ↳ Benelli Club
  • ↳ Комбинированные ружья
  • ↳ Куплю-продам ружье
  • ↳ Запчасти, принадлежности
  • ↳ Купля-продажа Сайга
  • ↳ Нарезное оружие
  • ↳ Общий
  • ↳ Винтовка глазами владельца
  • ↳ Боеприпасы для нарезного оружия
  • ↳ Продукция КСПЗ
  • ↳ Пристрелка оружия
  • ↳ Высокоточная стрельба
  • ↳ Всё для высокоточной стрельбы
  • ↳ Релоадинг
  • ↳ Страничка Neckа
  • ↳ Специализированные соревнования
  • ↳ Легендарные винтовки мировых войн
  • ↳ Ремингтон 700 серии
  • ↳ Купля-продажа винтовки
  • ↳ Оружейная фирма «Орсис»
  • ↳ Нарезная барахолка
  • ↳ Запчасти, принадлежности
  • ↳ Короткоствольное оружие
  • ↳ Короткоствольное оружие
  • ↳ Пистолет глазами владельца
  • ↳ Короткоствол без границ
  • ↳ Методика подготовки стрелка
  • ↳ Стрелковые туры
  • ↳ Стрелковый клуб
  • ↳ Продукция Grand Power
  • ↳ Продукция ИМЗ
  • ↳ Продукция ЗМЗ
  • ↳ IDPA
  • ↳ По правилам IPSC
  • ↳ Легализация короткоствольного оружия
  • ↳ Травматическое оружие
  • ↳ Общий форум
  • ↳ Тюнинг травматического оружия
  • ↳ Резинострельное оружие
  • ↳ Резинострел глазами владельца
  • ↳ Бесствольное оружие
  • ↳ Оружие под патрон Флобера
  • ↳ «Удар» и все о нем
  • ↳ Продукция завода Молот
  • ↳ Сигнальное оружие
  • ↳ Купля-продажа газового/травмат. оружия
  • ↳ Продукция ООО ПКП АКБС
  • ↳ РоссИмпортОружие
  • ↳ Продукция ЗАО ТЕХНОАРМС
  • ↳ Продукция компании «A+A»
  • ↳ Клуб любителей турецкого оружия
  • ↳ Запчасти
  • ↳ Тюнинг и ремонт огнестрельного оружия
  • Оптика
  • ↳ Оптический форум
  • ↳ Общий
  • ↳ Оптика глазами владельца
  • ↳ Оптика для пневматики
  • ↳ Прицелы
  • ↳ Оптические прицелы
  • ↳ Диоптрические прицелы
  • ↳ Коллиматорные прицелы
  • ↳ Ночные прицелы
  • ↳ Открытые прицелы
  • ↳ Другая оптика
  • ↳ Дальномеры
  • ↳ Подзорные трубы
  • ↳ Фонари
  • ↳ ЛЦУ
  • ↳ Бинокли
  • ↳ Ночная оптика
  • ↳ Продажи
  • ↳ Купля-продажа оптики
  • ↳ Купля-продажа ночной оптики
  • ↳ Магазины по оптике
  • Охота и рыбалка
  • ↳ Охота
  • ↳ Охота глазами участника
  • ↳ Охотничьи товары
  • ↳ Охрана природы
  • ↳ Подводная охота
  • ↳ Трофейная охота
  • ↳ Всё об охоте
  • ↳ Выживание
  • ↳ Изготовление трофеев
  • ↳ Охотничьи собаки
  • ↳ На охоту
  • ↳ О животных
  • ↳ Организация охот, клубы, охотничьи хозяйства
  • ↳ Оружие на охоте
  • ↳ Таксидермия
  • ↳ СТИЧ ПРОФИ
  • ↳ Горная охота
  • ↳ Купля-продажа щенков
  • ↳ Снаряжение патронов
  • ↳ Птицы
  • ↳ Прочие
  • ↳ Товары для охотничьих собак
  • ↳ На привале 🙂
  • ↳ Рыбалка
  • ↳ Общий
  • ↳ Снасти
  • ↳ Экипировка
  • ↳ Лодки
  • ↳ Наживка-приманка-прикормка
  • ↳ Кухня
  • ↳ Нахлыст
  • ↳ Отчёты
  • ↳ Соревнования-слёты-турниры
  • ↳ Уловы
  • ↳ Полезные приблуды
  • ↳ Рыбацкие хитрости
  • ↳ Куда поехать на рыбалку
  • ↳ Спининг
  • ↳ Троллинг
  • ↳ Зимняя рыбалка
  • ↳ Подводная охота
  • ↳ Курьёзы
  • ↳ Рыболовная барахолка
  • Спортивная стрельба
  • ↳ Спортивная стрельба из нарезного оружия
  • ↳ Специализированные соревнования
  • ↳ ISSF — Пулевая стрельба
  • ↳ IPSC
  • ↳ IDPA
  • ↳ Стрелковый клуб «Объект»
  • ↳ Стрелковый клуб «Мишень»
  • ↳ Товары для спортивной стрельбы
  • ↳ Спортивная стрельба из пневматического оружия
  • ↳ БР
  • ↳ ФТ/ХФТ
  • ↳ Оборудование для Бенчреста
  • ↳ Спортивная стрельба из пневматики
  • ↳ Стрельба из гладкоствольного оружия
  • ↳ Стендовая стрельба
  • ↳ Пулевая стрельба из гладкоствольного оружия
  • Безопасность
  • ↳ Безопасное обращение с оружием
  • ↳ Безопасность с пневматическим оружием
  • ↳ Безопасность с огнестрельным оружием
  • ↳ Безопасность с травматическим оружием
  • ↳ Безопасность с холодным оружием
  • ↳ Безопасность для рыболова
  • ↳ Безопасность для мастеровых
  • ↳ Пожарная безопасность
  • ↳ Общая безопасность
  • Военное дело и гражданская оборона
  • ↳ Военное дело
  • ↳ Авиация
  • ↳ Армейский раздел
  • ↳ Тактическое оружие
  • ↳ Артиллерия
  • ↳ Баллистика
  • ↳ История оружия
  • ↳ ПВО
  • ↳ Поиск однополчан
  • ↳ Давай закурим!
  • ↳ Гражданская оборона
  • ↳ Гражданская оборона
  • ↳ Самооборона в России
  • ↳ Самооборона без оружия
  • ↳ Охранная деятельность
  • ↳ Технические средства охраны
  • ↳ Обмундирование, экипировка, амуниция
  • ↳ Выживание в кризисных ситуациях
  • ↳ Экипировка своими руками
  • ↳ Организация владельцев гражданского оружия
  • ↳ Продукция компании «СПЛАВ»
  • ↳ Магазины амуниции и экипировки
  • ↳ Купля-продажа экипировки
  • ↳ Газовое оружие
  • ↳ Газовые баллончики
  • ↳ Газовые пистолеты и револьверы
  • ↳ Тюнинг газового оружия
  • ↳ Электрошоковые устройства
  • ↳ Гражданское оружие
  • ↳ Разовые продажи и обмен экипировки
  • История оружия
  • ↳ Коллекционное оружие
  • ↳ Антиквариат
  • ↳ Историческое холодное оружие
  • ↳ Макеты и реплики оружия
  • ↳ Обладателям коллекционных лицензий
  • ↳ Японское холодное историческое оружие
  • ↳ Дульнозарядное оружие
  • ↳ Реплики холодного оружия
  • ↳ Мастерская коллекционного оружия
  • ↳ Документация по оружию
  • ↳ Оружейные идеи
  • ↳ Военно-исторические миниатюры
  • ↳ Компьютерное моделирование оружия
  • ↳ Популярная механика
  • ↳ Книжная барахолка
  • ↳ Купля-продажа
  • ↳ Купля-продажа антиквариата
  • ↳ Купля-продажа макетов, реплик
  • Обо всем
  • ↳ Радиосвязь
  • ↳ Новости
  • ↳ Правила раздела
  • ↳ Пожелания покупателей
  • ↳ Портативные рации
  • ↳ Производители радиостанций
  • ↳ Anytone
  • ↳ Baofeng
  • ↳ Kydera
  • ↳ Boxchip
  • ↳ Puxing
  • ↳ Quansheng
  • ↳ Tytera
  • ↳ VOYAGER
  • ↳ WLN
  • ↳ WOUXUN
  • ↳ Yiyan
  • ↳ Автомобильные рации
  • ↳ Baofeng
  • ↳ Cobra
  • ↳ Resent
  • ↳ TYT
  • ↳ Tytera
  • ↳ VOYAGER
  • ↳ Yiyan
  • ↳ LPD, PMR, FRS
  • ↳ CB Radio 27МГц
  • ↳ Цифровые рации
  • ↳ Антенны для раций
  • ↳ Производители антенн
  • ↳ Baofeng
  • ↳ Comet
  • ↳ Cte
  • ↳ Diamond
  • ↳ Kenwood
  • ↳ Lemm
  • ↳ Nagoya
  • ↳ Opek
  • ↳ Storm
  • ↳ Аксессуары к рациям
  • ↳ Батареи для раций
  • ↳ Зарядные устройства
  • ↳ Программаторы
  • ↳ Блоки питания
  • ↳ Измерительные приборы
  • ↳ Гаджеты
  • ↳ Разъемы и переходники
  • ↳ Ретрансляторы
  • ↳ Гарнитуры, наушники, тангенты
  • ↳ Защитные чехлы
  • ↳ Некондиция и б.у.
  • ↳ Купля-продажа электронных устройств
  • ↳ Разное
  • ↳ Спутниковые телефоны
  • ↳ Приёмники
  • ↳ Сотовые телефоны
  • ↳ GPS-навигаторы
  • ↳ Коммуникаторы
  • ↳ Карманные компьютеры
  • ↳ Купля-продажа средств навигации
  • ↳ Отдел заказов
  • ↳ Заказы оружия
  • ↳ Заказы ножей
  • ↳ Заказы оптики
  • ↳ Заказы по охоте и рыбалке
  • ↳ Заказы антиквариата
  • ↳ Заказы других товаров
  • ↳ Книга отзывов
  • ↳ Транспортный раздел
  • ↳ Полноприводные автомобили
  • ↳ Мотоциклы
  • ↳ Купля продажа транспорта и запчастей
  • ↳ Дорожно-транспортные происшествия
  • ↳ Купля-продажа автомобилей
  • ↳ Купля-продажа мотоциклов и т.п.
  • ↳ Купля-продажа водного транспорта
  • ↳ Разное
  • ↳ Частные объявления
  • ↳ Домашнее хозяйство
  • ↳ Поиск работы
  • ↳ Спорт
  • ↳ Компьютерные игры
  • ↳ Компьютеры и программы
  • ↳ Мобильные измерительные приборы
  • ↳ Фонари
  • ↳ Фонарная барахолка
  • ↳ Сельхозпродукция и продукция охоты
  • ↳ Медицина
  • ↳ Бизнес-Клуб
  • ↳ Литература и языкознание
  • ↳ Мемориал
  • ↳ Криминальные сводки
  • ↳ Подарю
  • ↳ Юмор
  • ↳ Законодательство
  • ↳ Законодательство
  • ↳ Правовая поддержка
  • ↳ Законодательство об охоте
  • ↳ Оружие в СМИ
  • ↳ Клуб работников правоохранительных органов
  • ↳ Общение
  • ↳ Организация встреч
  • ↳ Знакомства
  • ↳ Мужской разговор
  • ↳ Отчеты, истории, куда пойти
  • ↳ Отдых, путешествия
  • ↳ Фотография
  • ↳ Отзывы о продавцах и покупателях
  • ↳ Курилка
  • Регионы
  • ↳ Российская Федерация
  • ↳ Центральный округ
  • ↳ Москва
  • ↳ Белгород
  • ↳ Брянск
  • ↳ Владимир
  • ↳ Воронеж
  • ↳ Вологда
  • ↳ Калуга
  • ↳ Коломна
  • ↳ Курск
  • ↳ Липецк
  • ↳ Рязань
  • ↳ Тамбов
  • ↳ Тверь
  • ↳ Тула
  • ↳ Ярославль
  • ↳ Северо-Западный округ
  • ↳ Санкт-Петербург
  • ↳ Купля-продажа. Санкт-Петербург
  • ↳ Архангельск
  • ↳ Карелия
  • ↳ Калининград
  • ↳ Мурманск
  • ↳ Псков
  • ↳ Южный округ
  • ↳ Волгоград
  • ↳ Краснодар
  • ↳ Ростов
  • ↳ Ставрополь
  • ↳ Приволжский округ
  • ↳ Башкортостан
  • ↳ Ижевск
  • ↳ Йошкар-Ола
  • ↳ Киров
  • ↳ Нижний Новгород
  • ↳ Оренбург
  • ↳ Пенза
  • ↳ Пермь
  • ↳ Самара
  • ↳ Саратов
  • ↳ Татарстан
  • ↳ Ульяновск
  • ↳ Уральский округ
  • ↳ Екатеринбург
  • ↳ Стрелковый клуб Южного Урала
  • ↳ Тюмень
  • ↳ Челябинск
  • ↳ Сибирский округ
  • ↳ Барнаул
  • ↳ Иркутск
  • ↳ Кемерово
  • ↳ Красноярск
  • ↳ Новокузнецк
  • ↳ Новосибирск
  • ↳ Омск
  • ↳ Дальний Восток
  • ↳ Владивосток
  • ↳ Томск
  • ↳ Хабаровск
  • ↳ Чита
  • ↳ Другие страны
  • ↳ Украина
  • ↳ Купля-продажа. Украина
  • ↳ Киев
  • ↳ Беларусь
  • ↳ Минск
  • ↳ Казахстан
  • ↳ Алма-Ата
  • ↳ Молдова
  • ↳ Германия
  • ↳ Армения
  • ↳ Латвия
  • ↳ Литва
  • ↳ Эстония
  • ↳ Другие страны
  • О нашем сайте
  • ↳ Информация о нашем сайте
  • ↳ О сайте
  • ↳ ТОП-новости
  • ↳ Новости и объявление
  • ↳ Референдумы
  • ↳ Книга жалоб

Крупп (Krupp) — история успеха династии германских промышленников

Фамилия Крупп большинству россиян напоминает о войнах, производстве пушек и снарядов, а также далекую историю немецкой промышленности. Но так ли это?

В созданную в конце 90-х годов ХХ века корпорацию «Тиссен Крупп АГ» наряду с концерном «Тиссен АГ» вошел концерн «Фрид. Крупп АГ Хеш-Крупп», который являлся одной из крупнейших промышленных фирм Германии, имевшей объем продаж около 10 млрд. долларов в год.

Объединение концернов лишь только на маркетинговых, рекламных и накладных расходах позволит им экономить около 0,5 млрд. долларов в год!

В настоящее время предприятия «Тиссен Крупп АГ» работают в металлургической и металлообрабатывающей отраслях промышленности, в машиностроении, автомобилестроении, авиастроении, судостроении, а также в электротехнической промышленности и в приборостроении.

История возникновения семейного бизнеса Круппов берет начало много веков тому назад.

В 1599 году в небольшой немецкий городок Эссен пришла эпидемия чумы. На каждом шагу слышались истерические крики, умирающих в муках людей: конец света, пришел конец света… Город был охвачен страхом и оцепенением. Многие жители бросали свои дома и бежали куда глаза глядят. Но мелкий эссенский ростовщик Арндт Крупп не поддался царящему повсеместно психозу и страху. Он стал за бесценок скупать дома, мебель, кухонную утварь и т. д., логично рассуждая, что если ему и суждено умереть, то лучше умирать богатым, нежели бедным.

Наступил 1600 год, а конец света так и не наступил. Постепенно в Эссен стали возвращаться покинувшие его в суматохе жители и первым делом, естественно, шли к Арндту Круппу, чтобы выкупить свое имущество, которое тот продавал уже втридорога.

Эпидемия чумы и всеобщая истерия по поводу якобы приближающегося конца света обогатили семью Круппов аж на 200 лет вперед!

Потомки сообразительного и предприимчивого Арндта Круппа купили небольшую фабрику по производству скобяных изделий, несколько земельных участков и безбедно жили до тех пор, пока 17 июля 1787 года в семье не родился мальчик-Фридрих Крупп, будущий отец будущего пушечного короля Альфреда Круппа. О Фридрихе Круппе без преувеличения можно сказать, что из всех поколений многовековой династии Круппов он был единственным в семье доверчивым и мечтательным романтиком от бизнеса, искренне верящим в удачу и судьбу, уверенным в том, что рано или поздно их семья станет самой богатой семьей в Германии.

Фридрих Крупп пришел к выводу, что производство закаленной легированной стали является исключительно выгодным и перспективным делом. Однако секретом такого производства в то время обладали только английские металлурги, которые тщательно хранили его как одну из величайших производственных тайн британской промышленности.

(Примечательно, что даже сам Наполеон Бонапарт обещал выплатить миллион франков золотом тому, кто разгадает секрет производства английской стали.)

Но все попытки как французских, так и немецких металлургов узнать технологию ее производства потерпели неудачу.

И вот однажды молодому Круппу казалось бы улыбнулась удача. В дверь его дома постучали два дезертировавших английских офицера, которые на ломанном немецком языке стали сбивчиво объяснять хозяину, что знают секрет производства английской стали и, разумеется, готовы его продать. Воодушевленный неожиданной удачей, Фридрих Крупп буквально на следующий день заявил, что открывает первый немецкий завод по производству легированной стали.

Молодой предприниматель со свойственной молодости энергией приступил к строительству предприятия, вложив в него все средства, которые имел, а также взял в долг большие суммы денег. Он был уверен в успехе. И 20 ноября 1811 года в пригороде Эссена был открыт завод, на котором работали 8 человек. Какое же разочарование он испытал, когда в процессе производства выяснилось, что купленный им за большие деньги «секрет» выплавки английской стали был списан из обыкновенного учебника по металлургии, а сами «офицеры», его продавшие, оказались обыкновенными мошенниками!

Чтобы расплатиться с долгами, Круппам пришлось продать свой дом, все ценное имущество и переехать жить в маленький, похожий на сарай деревянный домик, расположенный рядом со своим «заводом».

Молодому неудачнику ничего больше не оставалось, как производить изделия из обыкновенной стали — напильники, ножницы, инструменты для кожевенного производства, штампы, валки и т. д.

Если существовавшая при Наполеоне континентальная блокада торговли с Великобританией способствовала развитию немецкой промышленности, то отмена таковой после его поражения привела к наплыву товаров английского производства, в том числе и изделий из металла, в европейские страны. Конкуренция со стороны английских производителей металла была сильной и негативно отразилась на работе завода Круппа, которому все труднее и труднее становилось получать для него заказы. И вот 8 октября 1826 года, не прожив и 40 лет, Фридрих Крупп умер от сердечного приступа.

Казалось бы, с его смертью семейное предприятие должно было развалиться само по себе. Однако старший сын Фридриха Круппа – Альфред (1812—1887 гг.), которому в год смерти отца было всего лишь четырнадцать лет, решил продолжить семейное дело и непременно добиться успеха.

Будущий «король» стали и пушек на следующий день после похорон отца написал партнерам и клиентам покойного следующее: «Неудачи остались в прошлом, а у фирмы сейчас так много заказов, что мы не успеваем их выполнять». Очевидно, что вторая часть предложения не соответствовала действительности, но именно эти письма четырнадцатилетнего подростка положили начало процветанию семейного предприятия.

Альфред бросил школу и все свое время стал отдавать работе. Молодой предприниматель не верил в то, что ему в Эссен «по мановению волшебной палочки» полноводной рекой потекут заказы из всех уголков Европы. В 1832 году в возрасте двадцати лет он совершил свою первую деловую поездку по Германии, Австрии и Швейцарии. В результате им были получены заказы на два года вперед.

Отсутствие системного образования Альфред Крупп компенсировал неимоверным упорством, трудолюбием, энергией и желанием самостоятельно понять те области знаний, которые было необходимо хорошо знать производственнику и коммерсанту. Он был талантливым самоучкой, удивительным самородком, наделенным верой в собственные силы. Часто не имея средств для приобретения какого-либо станка, он сам конструировал и строил его из частей пришедших в негодность развалившихся машин. Созданные молодым немцем станки иногда выглядели столь фантастично, что у любого человека, случайно их увидевшего, сразу возникал вопрос: «Неужели они когда либо будут работать?» К всеобщему изумлению, все построенные Альфредом Круппом станки работали долгие годы.

Молодому Круппу, так же как и его отцу не давало покоя то, что англичане по-прежнему владели секретом производства легированной стали. Однажды, в 1839 году, он даже отправился в Англию под чужой фамилией. Выдавая себя за потенциального покупателя изделий из английской стали, Альфред попросил показать ему само производство. Разумеется, молодому немцу не удалось разгадать секреты британских металлургов. Однако поездку в Великобританию никак нельзя было назвать бесполезной. Осматривая на одном из металлообрабатывающих предприятий оборудование, он обратил внимание на не совсем обычный станок, на котором изготавливались… вилки и ложки. Альфред сразу понял принцип работы неизвестной в Германии машины и по возвращении в родной Эссен сразу же ее изготовил. Производство столовых приборов принесло наблюдательному и пытливому немцу большие деньги, на которые он обновил заводское оборудование.

И кто знает, быть может, Альфред Крупп всю свою жизнь производил бы столовые приборы да инструменты, если бы в 1843 году он не посетил оружейную фабрику в Саарне. Он сразу понял, что производство оружия в эпоху нескончаемых войн и вооруженных конфликтов является поистине «золотым дном».

Вернувшись в Эссен, в качестве эксперимента он изготовил несколько образцов пушек. Продемонстрированные немецким военным крупповские орудия оказались значительно прочнее тех, что были на вооружении в армии. Однако молодому промышленнику не удалось получить заказ на изготовление орудий.

Кстати, в то время завод Круппа уже даже отдаленно не напоминал то жалкое предприятие, которое досталось ему по наследству от отца. На нем в 1848 году работали более 120 человек, и по тем временам это было очень большое производство. Причем Альфред Крупп исключительно ответственно относился к своим обязательствам перед рабочими. Однажды, в том же 1848 году, имея временные денежные затруднения, он, чтобы выплатить зарплату рабочим, даже продал все свое столовое фамильное серебро.

Стремительное развитие железнодорожного транспорта в Германии и в других европейских странах способствовало быстрому развитию предприятия Альфреда Круппа. Так, ему удалось придумать и запатентовать технологию изготовления бесшовного колесного обруча для железнодорожных колес, который во время эксплуатации не трескался, то есть был безаварийным.

Примечательно, что именно три переплетенных между собой железнодорожных бандажа (т. е. обруча, кольца) стали зарегистрированной эмблемой фирмы «Фрид. Крупп АГ» на долгие годы.

Производя лучшие в мире колеса для паровозов и вагонов, а также рельсы, Крупп терпеливо ждал, когда же военные бюрократы вспомнят о том, что он может производить исключительно прочные, долговечные и надежные орудия. И это время настало. Покупка вице-королем Египта нескольких десятков пушек и проявленный к ним интерес со стороны Наполеона III, т. е., по существу, в то время потенциального исторического противника всех немцев, способствовали началу закупок немецкой армией крупповских орудий. Со временем армии многих европейских стран, например Австрии, Италии, России стали закупать пушки, изготовленные на заводах Альфреда Круппа.

«Король» пушек не хотел зависеть от партнеров ни по одному из направлений деятельности фирмы. Он купил необходимые для бесперебойной работы его заводов железорудные месторождения, угольные шахты, металлургические предприятия, пароходы и железные дороги. Он отказался от создания филиалов своей империи в России, Японии, в ряде других стран, объясняя это тем, что на большом удалении от Эссена, где находится его контора, их работу и финансовое положение невозможно контролировать. Крупп часто повторял, что он на все времена против вложений капитала за рубежом.

Большое внимание он уделял вопросам социально-экономического положения трудящихся на его предприятиях. Кроме постоянного увеличения рабочим зарплаты, он, например, еще в 1836 году создал добровольные фонды помощи по болезни и похоронный фонд, а также в 1855 году ввел пенсионные отчисления и создал на своей фирме пенсионный фонд. В 1856 году были построены общежития для холостых рабочих, а с 1861 года начали строить жилье для мастеров, прорабов, технологов и инженеров. В 1863 году были заселены первые поселки для семейных рабочих, в которых имелись школы и магазины, а в 1872 году сдана в эксплуатацию рабочая больница. Вплоть до самой смерти в 1887 году, а к тому времени на его заводах работали уже почти 20 тыс. человек, Альфред Крупп был в курсе практически всех социальных проблем своих рабочих и служащих.

Уже на закате своей жизни, будучи всеми признанным лидером немецкой промышленности, он решил реализовать свою давнюю мечту: построил для своей семьи в местечке Эссен-Хюгель замок. Камень для строительства привозили из каменоломен, находящихся в пригороде Парижа, а столетние деревья для аллей выкапывали и доставляли в Эссен-Хюгель со всех уголков Германии.

В замке было 180 комнат, причем в каждой из них заметно чувствовался запах навоза, ибо всесильный пушечный король в каждую комнату приказал провести специальные вентиляционные трубы из подвала, чтобы любимый им «аромат» ощущался в каждой комнате без исключения. Кстати, за эту систему «навозной» вентиляции в Эссене его прозвали навозным жуком, что отнюдь не расстроило Альфреда Круппа, который часто говорил, что он обожает этот чудный запах, напоминающий ему его далекое детство.

Своеобразная особенность внутреннего уклада жизни в замке состояла в том, что в каждой комнате на стене висели правила поведения в данном помещении, которые следовало неукоснительно соблюдать.

Одной из отличительных черт характера Круппа была исключительная бережливость. Много работая по ночам, он никогда не зажигал свечи — научился писать в темноте. Будучи одним из самых известных людей своего времени, он никогда не посещал ни банкеты, ни какие-либо другие светские мероприятия. Однажды на предложение жены послушать оперу он ответил отказом, сказав, что слышать гудки его заводов ему значительно приятнее, чем слушать оперные арии.

Его смерть в 1887 году в Европе восприняли по-разному: одни газеты писали, что Альфред Крупп был символом производства оружия и войны, а в других отмечалось, что он был человеком, исключительно много заботящимся о благосостоянии рабочих. Но и те и другие сходились на том, что Альфред Крупп являлся яркой личностью, который, по существу, начав с «нуля», создал громадную промышленную империю, работающую как точнейший механизм.

Через некоторое время после смерти Альфреда Круппа в его кабинете на рабочем столе был найден документ, который он назвал «Генеральные предписания», т. е., по существу, завещание будущим поколениям семьи Круппов, в котором были детально изложены принципы и правила управления его «империей», вплоть до цвета одежды рабочих.

Его единственному сыну Фридриху (1854—1902 гг.) предстояло продолжить дело своего отца. Однако он не обладал нужными деловыми и личными качествами, необходимыми для эффективного управления доставшейся ему по наследству «империей». В юности он увлекался археологией и мечтал о том, чтобы это увлечение стало профессией. Но, к сожалению, семейный долг был важнее личных пристрастий юноши — ему предстояло управлять самой крупной промышленной фирмой Германии. Фридрих Крупп отличался невнимательностью, страдал забывчивостью и был очень рассеян. Так, например, он даже мог приехать на заседание Совета директоров в… домашних тапочках. Все это было весьма плачевно, ибо фирма «Фрид. Крупп АГ» являлась официальным поставщиком оружия для армии кайзера Вильгельма.

Но все же Фридриху Круппу удалось кое-что сделать.

Так, в 1896 году он арендовал верфь в порту Киль, а затем в 1902 году ее купил. Там немецким инженером Р. Дизелем в 1897 году был создан первый в мире двигатель новой конструкции, двигатель внутреннего сгорания, получивший название по имени своего изобретателя — «дизельный» и который будет широко использоваться в промышленности и на транспорте.

Кроме того, Фридрих Крупп основал исследовательское подразделение для проведения научных изысканий в области производства стали с целью последующего внедрения новых разработанных технологий на своих предприятиях. Научные работы по технологиям выплавки кислото – и коррозионностойких сталей получили высокую международную научную оценку и признание.

Продолжая социальные, в том числе жилищные программы, начатые еще его отцом, Фридрих Крупп сам, наряду со строительством бесплатного жилья для рабочих и служащих, построил бесплатный дом для престарелых рабочих и инвалидов, а также несколько санаториев для них, которые с 1906 года стали доступны и для членов семей рабочих фирмы.

Решением социально-экономических проблем рабочих и служащих также занималась жена Ф. Круппа — Маргарет Крупп, которая организовала сеть детских садов, а также построила городок для отдыха и развития творческих способностей подростков.

Но наследник пушечного короля строил не только жилье для рабочих. В 1902 году из газет стало известно, что он построил на Средиземноморском острове Капри виллу для интимных развлечений со своими друзьями. Разразился скандал такой силы, что его жена немедленно потребовала развод. Вскоре Фридрих Крупп был найден в собственной ванной комнате в луже крови — он был мертв. Официальной причиной смерти был объявлен сердечный приступ. Однако в обществе все только и говорили о его самоубийстве.

В год смерти Ф. А. Круппа на его предприятиях работали около 43 тыс. человек. Его старшая дочь Берта (1886—1957 гг.), вступив в права наследства, сделала все возможное, чтобы восстановить «реноме» своего безвременно скончавшегося отца как добропорядочного семьянина. Ей даже удалось добиться объявления банкротства газеты, впервые напечатавшей статью о жизни ее отца на о. Капри.

Ее муж — Густав фон Болен-Хальбах (1870—1950 гг.) так проникся духом и мировоззрением семьи Круппов, что стал «большим Круппом, нежели был сам пушечный король Альфред Крупп». Так, например, он выучил наизусть почти все положения «Генеральных предписаний» и неукоснительно соблюдал их всю жизнь вплоть до самой своей смерти. Фактически именно он, а не его жена управлял фирмой. Его часто называли Густавом Круппом.

Концерн продолжал успешно развиваться. На его предприятиях в 1914 году работало уже 71 тыс. человек. Состояние же Берты Крупп превышало вдвое состояние Вильгельма II и оценивалось в астрономическую сумму — 300 млн. немецких марок.

Естественно, что Первая мировая война в значительной степени способствовала процветанию концерна, который производил оружие для немецкой армии. В то время о фирме Круппов часто писали, что «кайзер правит в Берлине, но сила его находится в Эссене». И действительно это было так, ибо предприятия Круппов выпускали более 3 тыс. наименований продукции — от вилок для лимона до паровозов и гаубиц. Так, из пушки «Большая Берта», названной в честь владелицы концерна, с расстояния почти в 100 км немецкие артиллеристы обстреливали Париж. Было даже изготовлено орудие для обстрела Лондона. Однако в связи с окончанием войны оно так и не поступило на вооружение в немецкую армию. Когда же представители Великобритании приехали на завод-изготовитель, чтобы конфисковать зловещую пушку, то они не могли ее найти. Громадное орудие словно испарилось. Англичанам, которые обыскали все уголки и закоулки предприятия, так и пришлось его покинуть ни с чем в весьма расстроенном состоянии. Со временем выяснилось, что немецкие инженеры замаскировали ствол гигантской пушки… под заводскую трубу!

Парижская мирная конференция, на которой 28 июня 1919 года представителями стран-победительниц и капитулировавшей Германии был подписан Версальский мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну. В частности, во исполнение ее решений в Германии должны быть ликвидированы все заводы по производству оружия. Германия обязуется никогда больше его не производить, а также сократить в два раза выплавку стали. Впоследствии по приговору суда Густав Крупп был осужден на тринадцать лет лишения свободы, но вышел из тюрьмы… всего через 6 месяцев.

Переориентировавшись на изготовление мирной продукции, крупповские предприятия стали выпускать, например, грузовики, сельскохозяйственную технику, а также паровозы, которые, кстати, поставлялись даже в Советскую Россию.

В конце 20-х — начале 30-х годов Круппы стали поддерживать набиравшего в Германии политический вес А. Гитлера, приход к власти которого потенциально сулил для «Фрид. Крупп АГ» возможность вернуться к исключительно прибыльному массовому производству оружия.

На заводах «Фрид. Крупп АГ» производились различные виды вооружений для немецкой армии: танки типа «тигр» и «пантера», орудия и минометы, линкоры и крейсеры, подводные лодки класса «U-2», а также много другого оружия.

Кстати, в начале Великой Отечественной войны советский город Севастополь обстреливался из дальнобойной пушки «Большой Густав», диаметр ствола которой составлял 820 мм и названной так в честь мужа владелицы концерна.

В 1944 году на Круппов работали около 120 тыс. человек.

Предполагалось, что Густав Крупп, занимавший с 1909 по 1943 год должность председателя Наблюдательного совета концерна «Фрид. Крупп. АГ», предстанет перед судом Нюрнбергского военного трибунала в 1945—1946 году. Когда же пришли его арестовывать, то неожиданно выяснилось, что некогда волевой и энергичный Густав Крупп, железной рукой управлявший крупнейшим промышленным концерном мира… оказался парализованным, немощным и глухим стариком, который не мог не только ни читать, ни писать, ни говорить, но даже был не в состоянии есть без посторонней помощи! Тогда государственные обвинители стран антигитлеровской коалиции предложили судить его сына — Альфреда Круппа (1907—1967 гг.). Однако его адвокаты единодушно и возмущенно заявили: «У нас здесь политический процесс, а не футбольный матч со скамейкой запасных!» Удивительно, но аргументация подействовала, и сын Густава Круппа не был включен в число военных преступников, осужденных впоследствии Нюрнбергским трибуналом. Но так как Альфред Крупп с 1943 года формально возглавлял «Фрид. Крупп АГ», все же в 1947 году он был осужден на отдельном судебном процессе и приговорен к двенадцати годам тюрьмы с конфискацией имущества.

На свободу Альфред Крупп вышел уже в феврале 1951 года. Выйдя из ворот тюрьмы и застегнув доверху все пуговицы шерстяного пальто, весьма любезно подаренного ему ее начальником, он сразу же направился в … автомобильный салон, где по случаю такого знаменательного события в его жизни приобрел машину — спортивный белый «Порше», в котором и отправился на пресс-конференцию, посвященную своему освобождению.

Вскоре Крупп добился, чтобы ему вернули часть конфискованной собственности.

Но если в целом охарактеризовать состояние семейной фирмы в первые послевоенные годы, то следует отметить, что большинство заводов были разрушены практически полностью бомбардировками, а почти все немногие уцелевшие предприятия были демонтированы и вывезены в страны –победительницы по репарациям. Сырьевая база концерна, его инфраструктура, например транспорт и связь, по существу отсутствовали. Так, все угольные шахты, принадлежащие «Фрид. Крупп АГ», теперь находились под юрисдикцией Оккупационных Администраций стран-победительниц и т. д.

Восстанавливая практически с «нуля» семейное дело, А. Круппу на первом этапе на базе нескольких чудом уцелевших под бомбежками предприятий пришлось реструктуризовать фирму и, таким образом, было возобновлено производство подвижного железнодорожного состава и выплавка стали на заводе в г. Рейнхауз. Этим было положено начало возрождению «Фрид. Крупп АГ».

К середине 60-х годов ХХ века «Фрид. Крупп АГ» снова стал одной из крупнейших европейских промышленных фирм, на заводах которой производилось около 4 тыс. наименований готовой продукции. Предприятия концерна находились по обе стороны Атлантического океана, более чем в десяти странах.

К сожалению, Альфред Крупп забыл предостережение своего великого прадеда — основателя концерна Альфреда Круппа, который предупреждал, что ни в коем случае нельзя иметь предприятия в других странах, так как из центральной конторы невозможно ни эффективно управлять работой филиалов, ни контролировать их финансовую деятельность. В конечном итоге многие предприятия концерна стали нерентабельными, что вынуждало его руководство брать банковские кредиты. В конце концов в 1967 году 263 банка предъявили свои финансовые претензии к «Фрид. Крупп АГ». После одного из многочисленных утомительнейших заседаний с представителями банков-кредиторов Альфред Крупп почувствовал сильные боли в области сердца. Через несколько часов, не дожив двух недель до своего шестидесятилетия, он скончался.

В течение почти четверти века фирма прошла через многие сложнейшие процедуры реорганизации и реструктуризации своих активов. В 1986 году умер единственный сын Альфреда Круппа — Арндт, названный так в честь своего далекого предка, жившего почти 400 лет назад. Наконец, 4 и 8 декабря 1992 года акционерное общество с уже несколько измененным названием «Фрид. Крупп АГ Хеш.-Крупп» было включено в Коммерческий регистр Дортмундского и Эссенского судов. С 6 января 1993 года новые акции корпорации стали котироваться на всех немецких и швейцарских фондовых биржах.

Несколько лет спустя фирма «Фрид. Крупп АГ Хеш. – Крупп» снова стала одним из лидеров немецкой промышленности в области производства стали, а также в металлообработке и машиностроении.

Пройдя в своем почти двухвековом развитии через многие экономические трудности, кризисы и военные катастрофы, фирма, основанная Альфредом Круппом, возрождалась снова и снова, и каждый раз вновь становилась одним из национальных промышленных лидеров.

С самых первых дней становления семейного бизнеса фамилия Крупп стала в Германии, а затем во всей Европе, своеобразным символом неиссякаемой предпринимательской энергии, исключительного трудолюбия, упорства в достижении поставленной цели, а также технического прогресса.

С этим читают так же:

Корабельная артиллерия XIX века Великобритании

Корабельная артиллерия в XIX веке прошла путь от дульнозарядных пушек до нарезных орудий. В Великобритании, несмотря на мощный промышленный и научный арсенал, внедрение новых орудий на флоте шло с большим трудом. Поспешное принятие нарезных казнозарядных орудий Армстронга едва не привело к утрате лидирующих позиций британского флота. Лишь к концу столетия Королевский флот Великобритании смог получить вооружение, достойное роли главной военно-морской державы в мире.

Система обозначений

Семидюймовое 6,5-тонное дульнозарядное орудие модификация 1 (RML 7 inch 6½ ton Mark I)

До середины XIX века в Королевском флоте Великобритании действовала общеевропейская система обозначений орудий, прямо указывающая на вес снаряда в фунтах (англ. pdr). С появлением нарезных и казнозарядных орудий для обозначения стали использовать специальные буквенные сокращения и указывать калибр:

  • BL (англ. breech loading) — казнозарядные гладкоствольные орудия;
  • RBL (англ. rifled breech loading) — казнозарядные нарезные орудия;
  • ML (англ. muzzle loading) — дульнозарядные гладкоствольные орудия, раннее обозначение;
  • RML (англ. rifled muzzle loading) — дульнозарядные нарезные орудия;
  • SBML (англ. smooth bore muzzle loading) — дульнозарядные гладкоствольные орудия;

C 1880 года для орудий с затвором Армстронга использовалось обозначение RBL, а с винтовым затвором — обозначение BL.

После появлениея снаряженных унитарных выстрелов для обозначения орудий с гильзовым заряжанием стало использоваться обозначение QF (рус. скорострельное). Орудия, у которых использовались гильзованные метательные заряды и раздельное заряжание, так же имели обозначение QF.

С вводом буквенных обозначений в названии орудии стало применяться обозначение калибра в дюймах. Параллельно с обозначением калибра в некоторых случаях использовалось указание веса ствола в хандредвейтах (англ. cwt, hundredweight), а позднее — в тоннах. У орудий среднего и малого калибров продолжали сохранять обозначение веса снаряда. Соответствие между калибром и весом было следующим: 1-pdr:37 мм, 2-pdr:40 мм, 3-pdr:47 мм, 6-pdr:57 мм, 17-pdr:76,2 мм, 25-pdr:87,6 мм, 60-pdr:127 мм. Такая система использовалась вплоть до Второй мировой войны.

Для обозначение модификации орудий равного калибра и конструкции в конце наименования добавлялось слово Mark или Mk и порядковый номер разработки, а иногда и буквенное обозначение. Так как в США использовалась схожая система обозначений, в Великобритании для указания порядкового номера применялись римские цифры.

Гладкоствольные дульнозарядные орудия

24-фунтовое орудие Бломфельд

18-фунтовые орудия применялись для вооружения парусных кораблей с XVII века. Они использовались на второй орудийной палубе линейных кораблей 3 ранга и третьей палубы кораблей 1 ранга. Позднее орудия устанавливались на 28-пушечных фрегатах и кораблях 3 и 4 рангов. В середине XIX века часть из находившихся на вооружении орудий были преобразованы в нарезные методом травления канавок во внутренней части ствола. Помимо флота Великобритании, орудие так же находилось на вооружении флотов Франции, Нидерландов, Испании, Швеции и США. Выпускались в вариантах с коротким (18-pounder short gun) и длинным (18-pounder long gun) стволом.

Орудие 24-pounder gun устанавливалось на тяжелых фрегатах и линейных кораблях 1 — 4 класса начиная с XVII века. На вооружении британского флота поступали орудия четырех модификаций, который отличались длиной ствола, составлявшей от 2,6 до 3,05 м. Стандартизация орудий впервые была проведена Томасом Бломфилдом (англ. Thomas Blomefield) в 1790 году, после чего эти орудия производились до 1865 года. Новый стандарт был разработан в 1812 году Уильямом Конгрейвом (англ. William Congreve), по нему орудия получили более короткие стволы длиной 2,28 м. Орудия Congreve 24-pounder производились в модификациях 37 и 41 cwt. Последняя стандартизация была произведена в 1853 году, согласно ней отливались орудия уменьшенного до 147 мм калибра.

32-фунтовое орудие служило для вооружения линейных кораблей первого класса. По сравнению с другими дульнозарядными гладкоствольными пушками, 32-pounder имели невысокую дальность стрельбы и не отличались точностью. Производились в вариантах 32-pounder 56 cwt и 32-pounder 63 cwt.

Первые британские броненосцы вооружались 68-фунтовыми орудиями, разработанными в 1841 году полковником Уильямом Дуднасом (англ. William Dundas). Орудие изготавливалось в нескольких вариантах, которые отличались весом и используемыми типами снарядов. На флоте наибольшее распространение получила модификация 68-pdr 112 cwt весом 5,68 тонны. Оно было выпущено в 2000 экземпляров и устанавливалось на многие корабли, в том числе — первый английский броненосец HMS Warrior. Благодаря простой конструкции и большому запасу прочности эти орудия находились на вооружении до 1921 года.

68-фунтовое орудие HMS Warrior

Орудие имело цельно-литую чугунную конструкцию и было достаточно дешевым в производстве. Расчет состоял из 18 человек, так как при заряжании требовалось вручную откатывать орудие от борта. Установка производилась на деревянном лафете с небольшими колесами. С появлением нарезных дульнозарядных орудий 68-фунтовые пушки стали недостаточно эффективными, но тем не менее оставались на вооружении. Капитан Уильям Паллисер (англ. William Palliser) во второй половине XIX века разработал метод установки в ствол нарезной вставки, благодаря чему с 1872 года 68-фунтовые орудия были переделаны в нарезные, получив калибр 6 дюймов и стали обозначаться как RML 68-pounder или RML 80-pounder 5 ton.

ML 8 inch shell

Орудие 8-inch ML 65 cwt

Изготовленное методом чугунного литья орудие конструкции Анри-Джозефа Пайханса (англ. Henri-Joseph Paixhans). Использовалось как облегченный вариант 68-фунтового орудия, и предназначалось для стрельбы осколочно-фугасными снарядами. Производилось в вариантах 50 cwt, 54 cwt и 65 cwt. В отличии от других орудий того времени, имели высокую настильность и относительно небольшую дальность стрельбы. В 1860-х годах были модернизированы в нарезные по методу Паллисера и получили обозначение RML 64 pounder 71 cwt.

Somerset cannon

Пушка Соммерсет (англ. Somerset) была разработана после отказа от применения с казнозарядных орудий RBL 7 inch 110 pounder Armstrong. Орудия имели устаревшую конструкцию и увеличенный собственный вес, однако, из за отсутствия альтернатив, ими был вооружен целый ряд броненосцев. На испытаниях снаряды, выпущенные из орудий Somerset, пробивали по нормали 140-мм броневую плиту при стрельбе на дальность 200 м.

ML 10 inch 86 cwt shell gun

Орудие для стрельбы осколочно-фугасными снарядами. Имело облегченную конструкцию за счет уменьшения толщины стенок ствола. Из за уменьшенного веса метательного заряда обладало малой дальностью стрельбы.

68-Pounder Lancaster gun

Дульнозарядное орудие с экспериментальной овальной нарезкой ствола. Устанавливалось на десантные винтовые бриги типа Arrow. По своему калибру, весу и используемым снарядам являлось аналогом 68-pounder gun. Были быстро сняты с вооружения, так как использовавшиеся специальные снаряды со свинцовым поддоном часто заклинивало во время выстрела.

Орудия Armstrong

Конструкция затвора Армстронга

Английский инженер Уильям Джордж Армстронг (англ. William George Armstrong), проанализировав действия артиллерии в ходе Крымской войны, разработал новый тип орудий и технологию их производства. До этого времени стволы имели цельную конструкцию, отлитую или выкованную из чугуна или бронзы. Армстронг разработал систему сборки ствола из нескольких частей, одетых друг на друга и соединенных проковкой через проволочный или листовой повив. Такие стволы имели меньший вес и выдерживали большее давление пороховых газов. Конструкция составного ствола давала возможность создания орудий практически любых калибров. Другой особенностью орудий Армстронга было использование заряжания с казенной части, для чего им был разработан специальный замковый механизм.

RBL 12 pounder 8 cwt Armstrong

Одно из ранних нарезных орудий, принятых на вооружение флота Великобритании. Являлось модификацией одноименной полевой полевой пушки, от которой отличалась увеличенной длиной ствола. Устанавливалось в качестве вооружения на корабли небольшого водоизмещения. Из за проблем с механизмом заряжания было заменено на орудия RML 9 pounder 8 cwt и RML 9 pounder 6 cwt.

RBL 20 pounder Armstrong

Укороченная версия полевой пушки RBL 20 pounder, устанавливалась главным образом на шлюпы и другие корабли малого водоизмещения. На крупных кораблях использовалось в качестве салютной пушки, так как не обладало достаточной эффективностью в качестве противоминного оружия.

Орудие RBL 7 inch 110 pounder Armstrong

RBL 40 pounder Armstrong

Орудие с модернизированным затвором Армстронга. Выпускалось в вариантах 32 cwt и 35 cwt, использовалось в качестве орудий главного калибра, а также в полевой артиллерии. Обладало достаточно высокими боевыми характеристиками, благодаря чему находилось на службе до 1902 года, когда было заменено более современными моделями.

RBL 7 inch 110 pounder Armstrong

Нарезное орудие с заряжанием с казенной части, оснащенное замком Армстронга. Предназначалось для замены 68-фунтовых дульнозарядных орудий. Производилось в вариантах 72 cwt и 82 cwt. Массовое производство этих орудий позволило вооружить ими достаточно много кораблей, хотя их характеристики были недостаточными против бронированных кораблей. Во время боя у Кагосимы 14 августа 1863 года 110-фунтовые орудия показали себя не только неточными, но и достаточно опасными из за частых осечек и разрушения стволов. В результате Адмиралтейство приняло беспрецедентное решение о прекращении эксплуатации дульнозарядных орудий, которое было отменено лишь с появлением затвора Банжа в 1880-х годах.

Нарезные дульнозарядные орудия

Орудия Армстронга, несмотря на техническое превосходство, отличались низкой надежностью. Их стволы трескались, а некоторые — даже разрывались во время выстрелов. Точность стрельбы так же вызывала нарекания, поэтому в 1864 году казнозарядные орудия были сняты с вооружения и заменены нарезными дульнозарядными.

RML 64 pounder 71 cwt

RML 64 pounder 71 cwt

Модернизация ML 8 inch shell gun с нарезным стволом. После перехода на нарезную артиллерию в арсеналах все еще оставалось значительное количество отлитых гладкоствольных орудий. Так как производство стволов было достаточно затратным, было решено произвести переделку гладкоствольных орудий в нарезные. Уильям Паллисер (англ. William Palliser) разработал технологию установки относительно тонкой трубки с нарезами во внутрь чугунного ствола. Орудия, доработанные таким образом, достаточно широко использовались на флоте до 1902 года.

RML 9 pounder 8 cwt

9-фунтовое нарезное орудие первоначально предназначалось для замены орудий RBL 12 pounder 8 cwt Armstrong в полевой артиллерии. Нарезы ствола выполнялись по технологии Паллисера. Существовали модификации RML 9 pounder 6 cwt и RML 9 pounder 8 cwt, а так же различные варианты, предназначенные для полевой, морской и конной артиллерией. На корабли устанавливались модели 9 pounder 8 cwt Mark II, 9 pounder 6 cwt Mark I, 9 pounder 6 cwt Mark III и 9 pounder 6 cwt Mark IV.

RML 64 pounder 64 cwt

Фортификационное орудие, разработанное в Королевском Арсенале. Выпускалось в вариантах 88, 95 и 112 cwt, в связи с нехваткой морских орудий использовалось для вооружения линейных кораблей. Модель Mark II отличалась от базовой Mark I кованным наружним кожухом ствола, а Mark III — каленым стволом, эта модель устанавливалась только в качестве крепостных орудий.

RML 7 inch

Орудия, разработанные в Королевском Арсенале и предназначенные для вооружения ораблей малого и среднего водоизмещения, а так же береговых укреплений. Стали первыми британскими орудиями, получившими французскую систему нарезов ствола, состоявшую из 3 — 9 широких канавок, в отличии от выступающих нарезов системы Армстронга. Имели составной ствол, набранный из отдельных трубок и скрепленных друг с другом проволочным повивом. Производились в следующих модификациях:

  • RML 7 inch 7 ton — для замены снятых с вооружения RBL 7 inch Armstrong, стоявших в крепостных батареях. Выпускались в вариантах с кованной нарезной частью (Mark I), навитой из листов нарезной частью (Mark II), с кованной нарезной частью и цельно-литым стволом (Mark III) и нарезной частью из конвертерной стали (Mark VI);
  • RML 7 inch 6½ ton — для установки на фрегатах, линейных кораблях и броненосцах вместо RBL 7 inch Armstrong и 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Выпускались в вариантах с нарезной частью из конвертерной стали (Mark I), навитой нарезной частью (Mark II) и с кованной нарезной частью и цельно-литым стволом (Mark III);
  • RML 7 inch 90 cwt — облегченный вариант для вооружения шлюпов и корветов.

RML 8 inch 9 ton

Орудие для вооружения легких броненосцев и береговых батарей. По мере производства ранние модели со сложным составным стволом Mark I постепенно были заменены на упрощенную модель Mark II, а позднее — на Mark III, ствол которых был набран всего из двух частей. Нарезка ствола была выполнена по схеме Woolwich и состояла из 4 нарезов, выполненных на длине в 40 калибров.

RML 9 inch 12 ton

RML 9 inch 12 ton Mark III

Разработанное в Королевском Арсенале орудие для вооружения броненосцев и береговых батарей. Выпускалось в следующих модификациях:

  • Mark I, модель 1865 года. Было спроектировано по проекту Армстронга. Ствол наборный, скрепленный проволочным повивом. Выпущено 190 экземпляров.
  • Mark II, модель 1865 года. Более дешевая модификация, созданная по проекту Фрейзера. От предшествующей модели отличалась использованием более тяжелых составных частей ствола. Выпущено 26 экземпляров.
  • Mark III упрощенная модификация, состоявшая из 4 состыкованных частей по проекту Фрейзера. Выпущено 136 экземпляров.
  • Mark IV модель 1869 года, развитие Mark III, ствол набирался из двух частей. Была рассчитана на использование только осколочно-фугасных снарядов весом 163,3 кг.
  • Mark V, модификация Mark IV, сконструированная для всех типов снарядов.

RML 10 inch 18 ton

Орудия крупного калибра, предназначенные для вооружения британских броненосцев и мониторов в 1860—1880-х годах. Были разработаны в Королевском Арсенале на базе орудий RML 9 inch 12 ton Mark III. Ствол наборный, из внутренней нарезной части, на которую через проволочный повив были закреплены наружние уплотнительные кожухи из кованного железа. Модификация Mark I имела один кожух, а Mark II — два. Ствол с 7 нарезами системы Woolwich. В ходе эксплуатации несколько стволов треснуло при выстрелах, поэтому орудия не получили большого распространения.

RML 11-inch 25 tonMark II

RML 11 inch 25 ton gun

Унифицированные с RML 12 inch 25 ton орудия для вооружения броненосцев HMS Alexandra и HMS Temeraire. Выпускались в модификации Mark I, созданной по проекту Армстронга с полностью наборным стволом и упрощенной Mark II, установленной на HMS Temeraire, которая отличалась цельным наружным кожухом вместо наборного.

RML 12 inch 25 ton

305-мм вариант орудия RML 11 inch 25 ton. Устанавливались на броненосцы и береговые батареи. 4 орудия были выпущены в модификации Mark I с каленой нарезной частью и кованными кожухами. С 1867 года производились по упрощенной схеме Фрейзера в модификации Mark II. Часть орудий ML 10 inch 18 ton были переоборудованы в RML 11 inch 25 ton путем замены нарезной части ствола.

RML 12 inch 35 ton

Так как 25-тонная модификация 305-мм орудия не обладала требуемыми для такого калибра характеристиками, для броненосцев типа Devastation была спроектирована более тяжелая модификация.

RML 12,5 inch 38 ton

Башенная установка RML 16-inch 80 ton

Удлинненная модификация орудий RML 12 inch 35 ton, созданная в 1875 года для вооружения броненосцев HMS Dreadnought (1875), HMS Agamemnon и HMS Ajax. Конструктивно не отличались от 305-мм орудий, имели нарезку ствола по схеме Woolwich. Были выпущены в модификациях Mark I и Mark II, последняя отличалась увеличенной пороховой каморой, благодаря чему при заряжании использовался больший метательный заряд. Последнее британское дульнозарядное нарезное орудие. На броненосце HMS Temeraire были фактически установлены орудия RML 12,5 inch 38 ton, но они обозначались как RML 12 inch 38 ton, так как использовали снаряды калибра 305 мм.

RML 16-inch 80 ton

Самое крупнокалиберное британское дульнозарядное нарезное орудие. Ствол имел наборную конструкцию и 33 нареза. Единственным кораблем, на котором были установлены эти орудия, стал казематный броненосец HMS Inflexible, однако к моменту его принятия в строй орудия уже считались устаревшими.

Типы снарядов

Шрапнель и сегментный снаряд

Ядра (англ. round shot). Для гладкоствольной артиллерии XIX века основным типом снаряда являлись чугунные ядра. Считалось, что сферическая форма ядер позволяет получить максимальные дальность и точность стрельбы. Для придания ядрам зажигательных свойств использовались каленые ядра англ. heated shot), которые перед заряжанием раскалялись в специальных печах.

Бомбы (англ. bomb). Полые ядра, содержащие заряд взрывчатого вещества. Подрыв заряда осуществлялся с помощью запального фитиля, поджигаемого перед выстрелом. Обладали значительным разрушающим действием.

Картечь (англ. canister shot). Для поражения живой силы на небольших дистанциях использовались картечные снаряды. Они представляли собой полотнянную или бумажную оболочку, которая заполнялась свинцовой или железной крупной дробью. При выстреле оболочка разрывалась и шарики образовывали облако, обладавшее огромной поражающей силой.

Шрапнель (англ. shrapnel). Шрапнель явилась дальнейшим развитием картечи. Шрапнельный снаряд состоял из прочной оболочки и заполнявших ее поражающих элементов, а так же разрывного заряда пороха и соединенной с ним запальной трубки. При выстреле поджигалась запальная трубка, во время полета снаряда содержавшийся в ней порох выгорал и поджигал разрывной заряд, который взрывался и разбрасывал поражающие элементы с большой начальной скоростью. По сравнению с картечью шрапнельные снаряды обладали увеличенной дальностью стрельбы, которая была равна дальности стрельбы орудия.

Сегментный снаряд (англ. segment shells). Сегментные снаряды были разработаны в 1859 году Уильямом Армстронгом. Внутренний заряд пороха и свинцовая дробь помещались в середину кольцевых сегментов, затем весь пакет помещался внутрь тонкостенного снаряда. При взрыве образовывалась как ударная волна, так и облако поражающих элементов. Сементный снаряд имел одновременно шрапнельные, фугасные и осколочные свойства.

Снаряд Паллисера

Конический снаряд (англ. sabot). В середине XIX века для гладкоствольной артиллерии наряду с обычными ядрами стали применяться литые снаряды вытянутой формы, которые обладали лучшими аэродинамическими свойствами в полете. Кроме специальных снарядов, использовались специальные вкладыши для стрельбы ядрами. Аналогичное название имеют подкалиберные снаряды.

Снаряд Армстронга (англ. Armstrong shell). Один из первых образцов снарядов для нарезных орудий. Состоял из чугунного корпуса, внутреннее пространство которго заполнялось небольшим количеством пороха и запаивалось свинцом. Подрыв происходил от детонации при попадании в твердую поверхность.

Различные типы бронебойных снарядов

Осколочный снаряд (англ. common shell). С появлением нарезных орудий большое распространение получили осколочные снаряды. Во внутреннюю полость снаряда помещалось взрывчатое вещество, подрыв которого производился с помощью запальной трубки или ударного взрывателя.

Снаряд Паллисера (англ. Palliser shell). Ранний тип бронебойного снаряда, не оборудованный взрывателем. Полый конический снаряд заполнялся небольшим количеством пороха, который взрывался при ударе от детонации. До появления более эффективных типов снарядов широко использовались в качестве бронебойных против кораблей с каленой железной броней.

Бронебойный снаряд (англ. armor-piercing shell, AP). Бронебойный снаряд имеет прочную заостренную переднюю часть, благодаря чему достигается большая скорость полета и увеличивается глубина проникновения снаряда в броню. Первые бронебойные снаряды имели кованную закаленную стальную головку, которая имела высокое бронепробитие. С появлением цементированной брони бронебойные снаряды стали изготавливать из стали с добавлением никеля и хрома.

Бронебойный снаряд с наконечником (англ. armour-piercing capped ballistic cap APCBC). Разновидность бронебойного снаряда с мягким баллистическим наконечником, увеличивающим скорость и разрушающим броню при ударе. Имеют увеличенную на 10-16 % бронебойность по сравнению с обычными бронебойными снарядами.

Зажигательный снаряд Мартина (англ. Martin shell). Использовавшийся в 1860—1869 годах зажигательный снаряд из расплавленного чугуна. Чугун плавился в специальной печи, а при достижении температуры 1200 °C быстро охлаждался, в результате чего снаружи снаряда образовывалась застывшая оболочка. Снаряд при попадании в цель разбивался, разбрызгивая раскаленный металл.

Осветительный снаряд (англ. star shell). Снаряды, содержавшие магний вместо пороха, использовались для освещения поля боя. При выстреле магний загорался и освещал пространство на достаточно большое расстояние.

Дымовой снаряд (англ. Smoke balls). Дымовые снаряды не наносили прямых повреждений, но благодаря выделявшемуся при горении дыму выводили из строя противника и ограничивали видимость. Состояли из картонной оболочки, заполненной составом из пороха, селитры, смолы, угля и жира. При сгорании состава выделялось большое количество плотного и едкого дыма.

Основные характеристики морских орудий Великобритании XIX века

См. также

  • Корабельная артиллерия
  • Бог войны на море: артиллерия
  • Корабельное вооружение

Литература и источники информации

Ссылки

  • Naval-History(англ.)

Примечания

  1. Орудия, разработанные в странах с метрической системой, имели обозначение в миллиметрах.
  2. Устанавливались на легкие корабли Индийского флота.
  3. Осколочный.
  4. Зажигательный.
  5. Сегментный.
  6. Шрапнель
  7. Снаряд Армстронга.
  8. Паллисера.
  9. Бронебойный.

Галерея

По мотивам поста, где рассказывают о применении рекошета при стрельбе из ручного оружия.

В артилерии этот способ, когда снаряд рикошетит, долгое время был основным против пехоты. Так как стреляли круглыми ядрами и они легко рекошетили от земли. Что добавляло поражающего эффекта. Но вот для бомб это было неприемлимо и поэтому после появления цилиндрических снарядов, снаряжённых взрывчаткой, рикошет стал рассматриваться как вредный. Но потом появились скорострельные пушки и более сложные взрыватели…

Впервые стрельбу на рикошетах применили французы, у них была великолепная 75 мм. пушка с огромной скорострельностью. Но взрыватель был с замедлением и зарывшись в землю, снаряд давал мало осколков. И на помощь пришел рикошет — отскочив от земли, граната (так называли тогда снаряженные взрывчаткой снаряды) взрывалась в воздухе и сноп осколков выкашивал пехоту на открытой местности.

Вот как описывает это в своих мемуарах Игнатьев, бывший военным аташе во Франции во время ПМВ:

«Остановив машину, мы решили заглянуть в рощицу, и то, что увидели, открыло глаза на многое. Даже мало впечатлительный и замкнутый Лаборд и тот не удержался от тяжелого вздоха: вдоль прорубленной артиллерийскими гранатами просеки лежали выравненные взводы французской пехоты. Все головы были обуглены, и раскрытые глаза мертвецов казались от этого еще более страшными. Сомнений не было: это были жертвы знаменитых coups de hache (ударов топором) собственной французской 75-миллиметровки, стрелявшей на рикошет гранатами, начиненными мелинитом.»

Применяли такой метод и во время ВМВ. Отрывок из мемуаров советского артиллериста Михина:

«Весь апрель шли кровопролитные бои за расширение плацдарма. За месяц боев, к середине мая, мы расширили плацдарм за Днестром до трех километров в глубину. Но наши соседи слева, за озером Бык, никак не могли одолеть небольшой взгорок, сильно укрепленный немцами. Противостоящие соседнему батальону немцы находились позади нас и стреляли не только в атакующих соседей, но и нам в спину, когда мы вели бой со «своими» немцами. Вся сила тех, «не наших» немцев заключалась в глубоких и очень прочных окопах в глиняном грунте, снаряды такой грунт не брали. При обстреле фашисты прятались на дне траншеи, а как только наша пехота начинала атаковать, выставляли наверх пулеметы и давай строчить.
Накануне весь день соседний батальон бился с немцами за этот злополучный взгорок, провел несколько безуспешных атак, но так и не завладел возвышенностью. Вся нейтральная полоса оказалась усыпана телами погибших наших солдат. Время от времени я наблюдал за трагическим боем соседей, но помочь им не имел возможности, так как сами мы весь день бились со «своими» немцами. Вот и сейчас захлебывалась уже третья атака наших соседей, и весь взгорок усеяли новые трупы наших солдатиков. Сжалился я над соседями и решил помочь им, хотя они меня и не просили. Как только выдалось у меня несколько минут более или менее свободного времени от участия в бою своего батальона, я повернулся назад и всмотрелся с помощью бинокля в тот бугор: снова безуспешно атаковавшие соседние пехотинцы откатываются назад, в свои вырытые за ночь окопы. А поддерживающие их артиллеристы ничем помочь не могут: их снаряды рвутся по разные стороны немецкой траншеи, совсем близко от нее, но не попадают в траншею, и немцы отлеживаются на дне окопов. Думаю: как же выкурить немцев из окопов, ведь по закону рассеивания и мои снаряды в траншею не попадут. А что, если попробовать стрельбу на рикошетах? Моя батарея стоит на закрытой позиции далеко позади — но как раз на уровне этого взгорка. Чтобы стрелять по «не нашим» немцам, орудия придется развернуть почти на девяносто градусов влево, а расстояние всего с километр. Должно получиться. Подаю команду на свою батарею:
— Левее пятнадцать ноль, прицел двадцать, взрыватель замедленный, заряд полный, первому один снаряд, огонь!
Мои огневики подумали, что я сума сошел: прицел на километр, а заряд на всю катушку — на двенадцать километров! И зачем-то орудия командир разворачивает на девяносто градусов влево, да и взрыватель почему-то замедленный… Батюшки! — орудийный ствол стоит почти горизонтально — снаряд пойдет настильно над самой землей. Да так никогда не стреляли! Но приказ есть приказ, команду надо выполнять, капитан знает, что делает. И команда была быстро исполнена. Грянул ожидаемый мною выстрел из гаубицы. Телефонист с огневой позиции тут же передал ко мне на НП: «Выстрел!»
Услыхав это, я стал еще пристальнее смотреть назад — на склон бугра, усыпанный телами наших погибших в атаках солдатиков. Прилетевший на большой скорости, наш гаубичный снаряд чиркнул по склону, поднял небольшое облачко красной пыли, отскочил вперед-вверх в сторону немецкой траншеи — и разорвался в воздухе прямо над траншеей! Громовой раскат воздушного разрыва потряс находившихся в траншее немцев. Лавина стальных осколков окатила траншею сверху. Я подал новую команду:
— Батарее, четыре снаряда, беглый, огонь!
Через двадцать секунд над головами фашистов загрохотали шестнадцать воздушных разрывов. Их раскатистые, страшнее близкого грома, удары грянули с такой силой, а град смертоносных осколков секанул сверху так разрушительно, что спрятавшиеся на дне окопов немцы почти полностью погибли. Оставшиеся в живых единицы выскальзывали из траншеи, как тараканы с горячей сковородки, и неслись восвояси. Я отпустил их на ровное место и уничтожил всехдо единого обычной стрельбой.
Наблюдая в бинокль за разрывами своих снарядов и поведением немцев, я не упускал из виду и многострадальных соседских пехотинцев. Расслабившись, они живо наблюдали, как метались по траншее немцы, когда над их головами трескались разрывы моих снарядов. Измученные атаками, соседи радовались, прыгали, хлопали в ладоши, как малые дети. А когда с немцами было покончено, они вылезли наружу из своих окопов и медленно, во весь рост побрели к немецкой траншее. Подойдя к ней, они уселись на бруствер, свесили ноги в окопы и долго рассматривали убитых немцев. А наглядевшись, вытерев мокрые лица пилотками, стали всматриваться строго направо — в сторону моей батареи. Как они были благодарны ей! Уж они смотрели, смотрели, не отрываясь, на мои орудия… а мне немного обидно стало, так и хотелось крикнуть им: да вы посмотрите вперед, вдоль озера, на меня — это я догадался с помощью стрельбы на рикошетах выкурить фашистов из траншеи! Но они были от меня в полутора километрах, и мой голос все равно бы не услышали.
Редкий мальчишка не умеет делать камешком «блинчики» на воде. Стоит только сильно метнуть этот камешек над самой водой, как он, коснувшись воды, подпрыгнет, а пролетев еще немного, снова чиркнет по водной поверхности и опять поднимется, да и утонет в пруду или речке. А в местах касания станут быстро расходиться круги на воде — это и есть «блинчики».
То же происходит и при стрельбе из орудий на рикошетах. Выпущенный с большой скоростью настильно над землей снаряд чиркнет по грунту, отскочит вверх и в воздухе взорвется, потому что взрыватель у него поставлен на замедленное действие, иначе он взорвался бы при касании о грунт, — это самый страшный и губительный для противника огонь. Вот так все просто. Но редкий артиллерист умеет это делать.

Пушка, которая сокрушила Францию

История знает немало примеров, когда армии передовых, промышленно развитых стран за счет технического превосходства легко одерживали верх над войсками отсталых государств и племен. Однако гораздо более редкой является ситуация, когда в войне между двумя странами с примерно равным уровнем развития победа достигалась за счет какого-то одного вида оружия, имевшегося только у одной из сторон. Именно такая ситуация сложилась во время франко-прусской войны 1870-71 годов, когда прусаки наголову разгромили сильную и многочисленную армию Франции благодаря своей артиллерии, а конкретно — новым полевым орудиям Круппа.
К началу войны на вооружении прусской армии имелось 1334 полевых и осадных орудия, из них более тысячи легких пушек Круппа трех типов: 6-фунтовые Feldkanone C/61 и С/64, а также 4-фунтовая Feldkanone C/67, она же 8cm Stahlkanone C/67. Все эти орудия имели стальные нарезные стволы и казенное заряжание, обеспечивающее им гораздо более высокую скорострельность, чем у дульнозарядных французских полевых пушек.
Стандартной скорострельностью орудия Круппа считались шесть выстрелов в минуту, но опытный и хорошо натренированный расчет мог выпускать ежеминутно до 10 снарядов. При этом максимальный темп стрельбы французских орудий не превышал двух выстрелов в минуту.
Отставание в скорострельности отчасти можно компенсировать численным превосходством, но у французов и его не было. К началу войны их артиллерийский парк включал в себя 950 пушек и гаубиц, не считая стационарных крепостных орудий.
Высокая скорость стрельбы крупповских пушек дополнялось повышенной дальнобойностью. Они забрасывали фугасные снаряды на дистанцию до 3500 метров, а у французских полевых артиллерийских систем предельная дальность стрельбы не превышала 2500-2800 метров. В результате прусаки могли с безопасного расстояния расстреливать французские батареи, а затем — сметать ураганным огнем пехоту. Это стало одним из решающих факторов, обеспечивших им успех в большинстве крупных сражений, а в конечном счете — победу в войне.

Полевая пушка Feldkanone C/64 на гравюре 1875 года. Она имела калибр 78,5 мм, масса ствола — 290 кг, масса лафета — 360 кг, масса фугасного снаряда — 4,3 кг (из них 170 грамм пороха), масса картечного выстрела — 3,5 кг (включая 48 свинцовых пуль по 50 г), начальная скорость снаряда — 357 м/с.

Первый крупносерийный образец казнозарядного полевого орудия со стальным стволом — пушка Feldkanone C/61, принятая на вооружение армии Пруссии в 1861 году. Затвор и лафет не сохранились и заменены новоделами.

От этой С/61 также уцелел лишь ствол. Затвор отсутствует, а лафет представляет собой современную копию.
Пушка С/64 с усовершенствованным затвором на железном лафете образца 1873 года.
Чертеж Feldkanone C/64.
Чертежи клиновых затворов орудий С/64 (слева) и С/67.
Батарея полевых орудий Круппа на позиции.
Полевые орудия, с которыми Франция вступила в войну, выглядели очень архаично. По сути они почти ничем не отличались от пушек времен Наполеона Бонапарта.
Подборка типов бронзовых дульнозарядных пушек, применявшихся французами в войне с Пруссией.