Классика мбр

РТ-23 УТТХ «Молодец» (Индекс ГРАУ — 15П961 и 15П060, код СНВ — РС-22Б и РС-22В, по классификации МО США и НАТО — SS-24 Mod 3 и Mod 2 Scalpel, англ. Скальпель (PL-4 — в период испытаний на полигоне)) — стратегические ракетные комплексы с твёрдотопливными трёхступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж61 и 15Ж60, подвижного железнодорожного и стационарного шахтного базирования соответственно. Явился дальнейшим развитием комплекса РТ-23.
Головной разработчик — Конструкторское бюро «Южное». Приняты на вооружение в 1987 году.
Ракетные комплексы
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 768—247 (от 9.08.1983) предусматривало создание единой ракеты для трёх вариантов базирования: стационарного (в шахте) и мобильных (железнодорожного и грунтового). В апреле 1984 года разработчикам комплексов на базе ракет РТ-23УТТХ были выданы уточнённые ТТТ, определившие, что разработка единой ракеты должна учитывать особенности эксплуатации и боевого применения в составе подвижных и стационарного комплексов. Также была определена очерёдность разработки — сначала мобильные комплексы, затем — стационарный.

  • Разработку грунтового подвижного комплекса с ракетой 15Ж62 (тема «Целина-2») осуществлял МИТ. Для транспортировки ракеты был разработан проект и изготовлены опытные образцы тягача МАЗ-7907. Однако дальнейшие работы по комплексу были прекращены, когда стало очевидным, что он не сможет обеспечить необходимых характеристик боевой эффективности.
  • Разработка Боевого железнодорожного ракетного комплекса под руководством братьев Владимира и Алексея Уткиных стала дальнейшим развитием комплекса 15П952 на основе ракеты РТ-23 (15Ж52). Для нового комплекса была разработана модификация ракеты Р-23 УТТХ 15Ж61 (обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4), СНВ-1: РС-22В), а сам комплекс получил индекс 15П961. На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1987 года. На протяжении 2003—2007 годов все комплексы были сняты с вооружения и утилизированы.
  • Стационарный шахтный комплекс также разрабатывался на основе РТ-23 (комплекса 15П044 с ракетой 15Ж44). Комплекс получил обозначение 15П060 (БРК 15П161, обозн. НАТО: SS-24 «Sсаlреl» Моd 2, СНВ-1: РС-22Б). Пусковые установки 15П760 создавались как модернизация установок ракет УР-100Н УТТХ. На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После распада СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993—2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для использования ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

В 2006 году Минобороны США согласилось выплачивать Украине согласованную стоимость за каждый пустой корпус двигателя. При этом НКАУ возьмёт на себя расходы на извлечение топлива из имеющихся 163 ракетных двигателей.

()
Впервые заговорили о необходимости создания железнодорожного старта еще в начале 60-х годов. В 1966—67гг. в ОКБ-586( КБ «Южное») были проведены проектные изыскания по разработке на основе Р-12 боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Проект предусматривал создание специального состава из 20 вагонов,шесть из которых являлись одновременно транспортным средством и ПУ для ракет.
Предполагалось, что БРЖК обеспечит возможность скрытого маневрирования ракетного соединения, находящегося на боевом дежурстве. Но работы тогда не вышли из проектной стадии. По мере развития ракетостроения рассматривалась возможность создания БЖРК применительно к ракетам РТ-40, РТ-2, РТ-20. Проект ракетного комплекса с твердотопливной трехступенчатой МБР шахтного и железнодорожного базирования РТ—21 (15Ж41) разрабатывался в первой половине 60-х годов в КБ «Южное». Проект как и предыдущие не был реализован. Во второй половине 60-х годов на его основе разрабатывался проект БРЖК РТ—22, который также не был завершен.
Необходимо отметить, комплекс «Молодец» был первым в мире серийным представителем своего класса. Сама идея перевозки и запуска ракет со специально оборудованных поездов появилась еще в конце пятидесятых годов. Более того, идея БЖРК была не только сформирована, но и отрабатывалась в рамках экспериментов. Первым в мире БЖРК могла стать американская система с ракетой Minuteman I.

Американская железнодорожная система с ракетой Minuteman I / Фото: topwar.ru
Первый испытательный запуск межконтинентальной ракеты LGM-30A Minuteman I состоялся 1 февраля 1961 года. Примерно за два года до этого события специалисты Стратегического командования ВВС США, компании Boeing и ряда других смежных организаций начали исследования по теме живучести стратегических ракет. Уже в середине пятидесятых годов стало ясно, что шахтные пусковые установки в случае начала ядерной войны станут целью для первого удара, в результате чего часть ракет будет выведена из строя. Потерю части «сухопутных» ракет можно было компенсировать при помощи вооружения подлодок. Тем не менее, требовалось обеспечить и гарантированное сохранение максимально возможной части ракет наземного базирования.

Макет комплекса Mobile Minuteman в конфигурации с 5 пусковыми установками / Фото: topwar.ru
В ходе мозгового штурма и проработки нескольких оригинальных идей американские инженеры пришли к выводу о больших перспективах ракетных комплексов на базе железнодорожных составов. В то время в США работали несколько железнодорожных сетей с общей протяженностью путей в десятки тысяч миль. Это позволило бы ракетным комплексам постоянно менять свое положение, уходя из-под возможного удара, а также в определенной мере могло увеличить их радиус действия за счет запуска ракет из различных районов страны.
Выбор ракеты для перспективного комплекса не занял много времени. На тот момент продолжалась разработка ракеты LGM-30A, которая имела приемлемые габариты и вес. Полная длина этого изделия составляла 16,4 м, стартовый вес – 29,7 т. При таких параметрах ракета с пусковым устройством могла перевозиться в специальном железнодорожном вагоне. Несмотря на сравнительно малые габариты, ракета должна была иметь достаточно высокие характеристики дальности. Три ступени с твердотопливными двигателями обещали дальность до 9000-9200 км. Боевое оснащение ракеты предлагалось выполнить в виде термоядерного заряда. Для использования с мобильной железнодорожной платформой ракете требовалась новая система наведения, которую предполагалось разработать в ближайшем будущем.

Фото макета БЖРК Mobile Minuteman в прессе / Фото topwar.ru
12 февраля 1959 года состоялся официальный старт проекта, получившего название Mobile Minuteman (мобильный «Минитмен»). Военные, учитывая геополитическую обстановку, требовали провести все работы в кратчайшие сроки. Новый «ракетный поезд» должен был войти в строй не позднее января 1963 года. Таким образом, менее чем за три года требовалось провести весь комплекс исследований, разработать агрегаты пусковой установки и поезда в целом, а затем испытать новую систему вооружения и наладить ее производство.
По имеющимся данным, в состав БЖРК Mobile Minuteman должны были входить 10 вагонов, половина из которых отдавалась под жилые помещения и рабочие места расчета. К примеру, командный пункт комплекса должен был оснащаться двумя рабочими местами офицеров, отвечающих за пуск ракет. Из соображений безопасности места расчета предлагалось разделить бронестеклом. В остальных вагонах должны были размещаться три пусковые установки с ракетами и специальное оборудование.

Подготовка к запуску / Изображение: газета Prescott Evening Courier
13 декабря 1960 года компания Boeing завершила сборку полноразмерного макета перспективного «ракетного поезда». Макет предполагалось показать военным и получить одобрение на строительство полноценного прототипа со всеми необходимыми системами. Таким образом, уже в 1961 году проект Mobile Minuteman мог перейти в стадию полноценных ходовых испытаний и тестовых запусков. Технический облик перспективного БЖРК к этому времени претерпел некоторые изменения в сравнении с ранними версиями, однако в его основе лежали прежние идеи, касавшиеся общей архитектуры комплекса, вооружения и методик применения.
Однако уже 14 декабря поступил приказ приостановить все работы. В ходе испытаний стало ясно, что в предлагаемом виде новый ракетный комплекс имеет как плюсы, так и минусы. Кроме того, активное развитие ракетной техники и ядерных сил в целом сказывались на ходе перспективных проектов. Официально причиной остановки проекта была объявлена его высокая стоимость. За почти два года проект Mobile Minuteman «съел» несколько десятков миллионов долларов, а дальнейшие работы должны были привести к дополнительным тратам. В итоге проект сочли слишком дорогим и остановили.
Вторым ударом по разработке американского БЖРК стал приказ президента США Джона Ф. Кеннеди от 28 марта 1961 года. В соответствии с этим документом стратегические ядерные силы требовалось усилить не новым крылом, вооруженным «ракетными поездами», а подразделением с ракетами шахтного базирования.
Последним документом в судьбе проекта «Мобильный Minuteman» стал приказ министра обороны Роберта Макнамары. 7 декабря 1961 года глава военного ведомства распорядился окончательно прекратить все работы по боевому железнодорожному ракетному комплексу со специальной версией ракеты LGM-30A Minuteman I. В дальнейшем это оружие использовалось только с шахтными пусковыми установками.
Разработка предварительного проекта, испытания и последующие работы позволили установить положительные и отрицательные особенности оригинального предложения. К плюсам комплекса Mobile Minuteman отнесли высочайшую мобильность пусковых установок, способных перемещаться по множеству существующих железных дорог, и высокую вероятность выживания в случае начала ядерного конфликта. Кроме того, плюсом считалось отсутствие необходимости разработки полностью новой ракеты. В составе нового БЖРК предполагалось использовать модификацию изделия LGM-30A с обновленной системой наведения, способной выводить ракету на указанную цель из любой точки территории США.

Тем не менее, хватало и минусов. Главный – высокая стоимость разработки и строительства комплексов. Именно этот недостаток в итоге привел к закрытию проекта. Большие сложности были связаны с подготовкой ракеты к пуску. После выхода на стартовую позицию требовалось начать сложную и длительную процедуру подготовки. В частности, необходимо было с высокой точностью определить координаты поезда и ввести обновленную полетную программу в электронику ракеты, что серьезно затрудняло боевую работу в условиях реального конфликта.
Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.
После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию / Фото: bastion-opk.ru
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый «Целина-2» и шахтный. Головной разработчик — КБ «Южное» (генеральный конструктор В.Ф.Уткин).

Владимир Уткин / Фото: people.su
В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ — специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).
Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года.
В 1987-1991 годах были построены 12 комплексов.

Макет БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) / Фото: bastion-opk.ru
В 1991 году НПО «Южное» предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета АН-124-100. Дальнейшего развития этот проект не получил. В настоящее время комплекс снят с вооружения.
На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4).
Наименование по СНВ-1 — РС-22В, классификация по СНВ-1 — собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А).
Состав

Железнодорожный состав стандартной для БЖРК конфигурации / Фото: s011.radikal.ru
В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

  • три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ
  • командный модуль в составе 7 вагонов
  • вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов
  • два тепловоза ДМ-62

Вагонный пусковой модуль с МБР РТ-23УТТХ / Фото: kollektsiya.ru
Вагон командного модуля / Фото: defendingrussia.ru
Штабной вагон / Фото: www.istpravda.ru
Тепловоз ДМ-62 / Фото: moskva.all.biz
В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имеют по восемь колесных пар. Остальные вагоны — вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.
Проекция ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) / Изображение: bastion-opk.ru
Ракета РТ-23УТТХ имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа «кокон» из композиционного материала.
Первая ступень оснащена твердотопливным двигателем 15Д206 (заимствован с ракеты 15Ж44) с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на смесевом топливе Т9-БК-8Э.
Твердотопливный двигатель 15Д206 первой ступени / Фото: coollib.com
Вторая и третья ступени также имеют твердотопливные двигательные установки, сопло — центральное неподвижное, раздвижное. Топливо второй ступени — «Старт», третьей — АП-65. () Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй — отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.
Головная часть — разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками (ББ) мощностью 0.43Мт, размещенными в один ярус.
РГЧ оснащается десятью высокоскоростными ББ 15Ф174 повышенного класса мощности не менее 0,8 Мт каждый / Фото: militaryrussia.ru
Боевая ступень (БС) оснащалась многофункциональным жидкостным ракетным двигателем 15Д264 (РД-866), работающим на тетраоксиде диазота и несимметричном диметилгидразине (НДМГ+АТ).
Многофункциональным жидкостным ракетным двигателем 15Д264 (РД-866) / Фото: www.yuzhnoye.com
Многофункциональный без дожигания генераторного газа двигатель 15Д264 (РД-866) содержит однокамерный ЖРД большой тяги (ЖРД БТ), шестнадцать ЖРД малой тяги (ЖРД МТ), а также централизованный источник питания, состоящий из двух турбонасосных агрегатов с газогенераторами и двух питателей. РД-866 обеспечивает многократное включение и регулирование тяги ЖРД БТ и ЖРД МТ. Двигатель работает по комбинированной схеме (вытеснительная и насосная подачи компонентов топлива) и обеспечивает питание компонентами топлива потребителей в широком диапазоне изменения расходов и давлений. Максимальное суммарное время работы ЖРД БТ — 330с, ЖРД МТ — 1200с. Максимальное количество включений ЖРД БТ — 14, ЖРД МТ — 10000.
Двигатель РД-866 предназначен для выполнения следующих задач:

  • создания управляющих усилий по крену в полете боевой ступени
  • создания (на участке разведения ) тяги и управляющих усилий, различных по величине и направлению, при многократных включениях ЖРД БТ и ЖРД МТ
  • питания горючим гидроприводов качания камеры двигателя большой тяги на участке разведения

Отделение боевой ступени (БС) происходило по классической «толкающей» схеме. После отделения ЖРД БТ выводил боевую ступень в заданную точку пространства, ЖРД МТ разворачивали БС платформой вперед и доворачивали ступень отделяющимся боевым блоком (ББ) вниз. После срабатывания пиропатронов крепления и отсоединения главного штепсельного разъёма происходило безимпульсное отделение ББ.

После отделения боевого блока ЖРД МТ отводили БС в сторону и разворачивали ступень платформой назад для запуска ЖРД БТ, который выводил БС в точку отделения следующего ББ. Процедура повторялась для каждого боевого блока.
Таким образом применялась сложная комбинированная модель разведения с использованием и тянущей и толкающей схем. Выбор точек разведения (предположительно) выполнялся не по жёсткой программе (с 1 по 10), а по вероятностной, чтобы противнику невозможно было бы просчитать схему разведения.
На ракете 15Ж61 сохранены отработанные на ракетах 15Ж44 и 15Ж52 схемные и конструктивные решения по управлению полетом II и III ступеней отклонением головного отсека, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения. Минометное разделение ступеней обеспечивается за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и поперечного деления переходного отсека удлиненным кумулятивным зарядом. Такая конструкция гарантирует безударное разделение ступеней и обеспечивает максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты.
Отработка раскладки наконечника обтекателя гч ракеты / Фото: nevskii-bastion.ru
Ракета имеет оригинальный обтекатель головной части с изменяемой геометрией. Металическая гофрированная вставка под действием внутреннего давления, создаваемого специальным аккумулятором давления, в полёте распрямлялась, приобретая вид конуса вращения. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины ракеты и ее размещения в вагоне.
Система управления — инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина.
Владимир Лапыгин / Фото: mapsssr.ru
Особенностью системы управления является решение ряда новых задач:

  • восстановление информации в вычислителе после воздействия ядерного взрыва путем ее перезаписи в оперативное запоминающее устройство из хранителя информации на магнитном диске
  • реализация принципов терминального наведения
  • использование элементной базы повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва (1 уровень)
  • сопряжение с системой боевого управления «Сигнал-А»

Прицеливание осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу.
Пусковая установка / Фото: bastion-opk.ru
Пусковая установка 15П761 разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн.
Алексей Уткин / Фото: rv-ryazan.ru
Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД’а. Вагон — пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1.5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные «разгрузочные» устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.
Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается с помощью ЗОКС отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение.
С помощью ЗОКС отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение / Фото: defendingrussia.ru
После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.
Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно. Гарантийный срок хранения ракеты 15 лет.
БЖРК 15П961 «Молодец» с МБР 15Ж61 (РТ-23 УТТХ) / Фото: defendingrussia.ru

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы,км 10100
Точность стрельбы (предельное отклонение), км 0.2-0.5
Стартовый вес , т 104.50
Полетная надежность 0.98
Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс 31
Длина ракеты, м
— полная
— без головной части
— в ТПК
23.3
19.0
22.6
Первая ступень
— длина,м
— диаметр,м
— вес,т
— тяга ДУ (на земле/в пустоте),тс
9.7
2.4
53.7
218/241
Вторая ступень
— длина,м
— диаметр,м
— тяга ДУ,тс
4.8
2.4
149
Третья ступень
— длина,м
— диаметр,м
— тяга ДУ,тс
3.6
2.4
44
Вес полезной нагрузки, кг 4050
Мощность заряда, Мт 10 х 0.43
Жидкостный ракетный двигатель РД-866 (боевая ступень)
Тяга двигателя в пустоте, кгс от -94.4 до +513.5
Удельный среднеинтегральный импульс тяги ЖРД БТ в пустоте, кгс·с/кг 305.5
Удельный импульс тяги в пустоте, кгс·с/кг
— камеры ЖРД БТ
— ЖРД МТ в непрерывном режиме
— ЖРД МТ в импульсном режиме с частотой 10 Гц
323.1
245
176
— масса двигателя, кг 125.4
Абсолютное давление газов в камере сгорания, кгс/см2:
— ЖРД БТ
— ЖРД МТ
41.5
5.67
Абсолютное давление газов на срезе сопла камеры, кгс/см2:
— ЖРД БТ
— ЖРД МТ
0.024
0.007
Массовое среднеинтегральное соотношение компонентов топлива при работе:
— ЖРД БТ
— камеры ЖРД БТ
— ЖРД МТ
2.03
2.3
1.85
Отклонение тяги от номинального значения, кгс
— для ЖРД БТ
— для ЖРД МТ при работе в непрерывном режиме
±41
±0,65
Минимальное абсолютное давление компонентов топлива на входе в двигатель, кгс/см2:
— окислителя (при температуре 45°С)
— горючего (при температуре 65°С)
6.0
3.5
Минимальное абсолютное давление компонентов топлива на входе в двигатель при температуре +35°С, кгс/см2:
— окислителя
— горючего
4.5
1.45
Максимальное суммарное время работы, с:
— ЖРД БТ
— ЖРД МТ
330
1200
Максимальное количество включений:
— ЖРД БТ
— ЖРД МТ
14
10000
Пусковая установка
Габариты, м:
— длина
— ширина
— высота
23.6
3.2
5.0
Скорость движения, км/час 80
Стойкость БЖРК к ударной волне,кг/см2
— в продольном направлении
— в поперечном направлении
0.3
0.2

Испытания и эксплуатация
Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61 ) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.

Проведение испытаний БЖРК / Фото: rbase.new-factoria.ru
В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения («Сияние») и молниезащиту («Гроза»). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны («Сдвиг»). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) — на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) — на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

()
Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии,вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Звездный под г.Пермь и пос.Кедровый в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находились на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.
При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки.
При написании материала использовались открытые интернет источники:
1. Материалы сайта Википедии — свободной энциклопедии.
2. Материалы сайта 44 ракетного полка в/ч 89503 «Ветераны всех полков объединяйтесь».
3. Материалы сайта «Военное обозрение», статья Кирила Рябова «Проект Mobile Minuteman: БЖРК по-американски».
4. Материалы сайта ИНС «Ракетная техника».

ПОД ДНЕПРОПЕТРОВСКОМ ВЗОРВАЛАСЬ РАКЕТА СС-24

Автор Правда.Ру 12.06.2002 12:36

Взрыв твердого ракетного топлива произошел в минувшую субботу вечером на Павлоградском механическом заводе в Днепропетровской области. О подробностях происшедшего стало известно лишь теперь — руководство завода и местные власти попытались скрыть инцидент на режимном предприятии, где сейчас в соответствии с государственной программой демонтируются ракеты СС-24.

Как сообщается, обошлось без жертв, хотя взрыв и оставил без стекол дома в радиусе 5 километров от предприятия. Четверо работников предприятия получили ранения осколками выбитого оконного стекла.

По официальной версии, которую предложило руководство завода, «произошел объемный взрыв продуктов сгорания во время сжигания пиротехнических изделий и сегментов твердого топлива ракет». Жители Павлограда, однако, не исключают, что произошел взрыв ступени одной из ракет.

На заводе работает комиссия, которая расследует причины взрыва. По сообщению Павлоградского управления МЧС Украины, в пробах почвы и воздуха концентрация вредных веществ не превышает допустимых норм.

На заводе в Павлограде проходит утилизация стратегических ракет СС-24, деньги на которую выделили США в обмен на безъядерный статус Украины.

Как стало известно, это не первый инцидент, связанный с попытками утилизации СС-24 в Павлограде. Так, в начале года была раскрыта деятельность преступной группировки под руководство заместителя директора завода. Злоумышленники вывезли за 2 месяца более 6 тонн частей ракет СС-24, которые были проданы в качестве обычного металлолома.

Радиус действия твердотопливной ракеты СС-24 — 10 тысяч километров. Каждая ракета может нести до 10 ядерных боеголовок. Во времена СССР на Украине дислоцировалась 43-я армия Ракетных войск стратегического назначения. На территории Украины находилось 46 шахтно-пусковых установок для СС-24.

Ракетные «войны» местного масштаба

Еще сравнительно недавно почти на всех встречах украинских и американских руководителей последние неизменно вспоминали о судьбе стратегических ракет СС-24. Мол, когда, наконец, вы решитесь-таки их уничтожить. В итоге Украина согласилась избавиться от этих ракет. Но сегодня СС- 24 снова неожиданно попали в зону действия разновекторных интересов — уже в родном государстве.

Межконтинентальные баллистические ракеты СС-24, прозванные на Западе «Скальпелями», были гордостью и последним словом военно- технической мысли СССР. Каждая из них с хирургической точностью могла забросить на десять тысяч километров по 10 ядерных боеголовок, способных переварить в пепел десять крупных американских городов. 46 «Скальпелей» прочно были врезаны в Украину, где дислоцировалась 43-я ракетная армия войск стратегического назначения, в арсенале которой было 176 шахтных ракетных установок.

Распад Союза, окончание «холодной войны», разоруженческие ветры, провозглашение независимой Украиной безъядерного статуса — все это в корне изменило и судьбы ракетчиков, и судьбы ракет. Теперь военные заняты непривычным для себя делом — они уничтожают свое оружие. Причем делается это на американские деньги — благодаря инициативным сенаторам Сэму Нанну и Ричарду Лугару, решившим, что лучшим вкладом Америки в национальную безопасность будет финансирование ядерного разоружения бывших советских республик. В соответствии с международными договоренностями Украина уже избавилась от всех 130 жидкостных ракет СС-18. Теперь — очередь за «Скальпелями». Но сегодня копья ломаются вокруг проблемы — где хранить, где и как уничтожать СС-24? Складывается впечатление, что американские деньги для этих целей как яблоко раздора для украинских исполнителей.

В 1997 году по итогам совместного совещания Министерства иностранных дел, Минобороны и Минпромполитики Украины было решено, что стратегические ракеты СС-24 будут храниться на одном из удаленных арсеналов оборонного ведомства — в Михайленках. Теперь речь идет о том, чтобы их хранение и ликвидацию осуществлять непосредственно в Павлограде. Но насколько безопасно это для густонаселенного промышленного центра? Тем более что в этом городе еще помнят случай, когда в Павлограде взорвалась одна ракетная ступень — от чего пострадала едва ли не треть Павлоградского химического завода. Стоит ли рисковать снова? За разъяснениями «День» обратился на Павлоградский химический завод, к его директору Леониду Шиману.

— Леонид Николаевич, почему так случилось, что планы по хранению и утилизации ракет изменились?

— До того как мы пришли в эту программу (речь идет о программе совместного уменьшения угрозы, реализуемой между Украиной и министерством обороны США. — Авт. ), а это случилось год назад — ликвидационные работы проводила в основном 43 ракетная армия. Они разворачивали эту деятельность, исходя из своих критериев. Так у них и родилось решение — хранить ракеты в Михайленках. А там раньше планировалось построить восемь складов. И хранить ракеты в собранном виде после истечения гарантийного срока 5—7 лет. Но военные — специалисты в обслуживании военной техники. А здесь речь идет о принципиально новой ситуации, где есть необходимость рассматривать ракету не как оружие, а как образец техники, который нужно утилизировать.

Так как Павлоградский химический завод являлся производителем всех трех ступеней ракеты, КБ Южное было генеральным разработчиком, а Павлоградский механический завод осуществлял сборку этих ракет — мы высказали наши опасения военным, что хранение ракет в собранном виде представляет большую опасность. Лучше ракету разобрать. И для того чтобы безопасно хранить ракеты до завершения процесса ликвидации, необходимо разобрать их как можно быстрее и на более мелкие элементы. Такие подходы мы изложили американцам. Они с нами согласились. И те работы, которые раньше проводились в Михайленках по строительству новых складов для ракет, были прекращены. Сейчас предпринимаются усилия по скорейшему освобождению складов от тех ракет, которые там уже хранятся. Их нужно быстрее разобрать и хранить поэлементно.

— Но ведь до сих пор не было известно о каком-то окончательном решении, так сказать, в вашу пользу…

— Правительство приняло решение и запретило строить склады в Михайленках еще в 1998 году. А военные всякими обходными путями убеждали американцев вкладывать деньги и строить эти склады, мотивируя это различными обстоятельствами.

— А где гарантия, что в Павлограде с этими ракетами будет безопаснее?

— Есть определенные технические правила, нормы. У нас предполагается, что все ракеты до конца 2001 года будут разобраны. Ни одна из ракет больше, чем восемь месяцев после истечения гарантийного срока, храниться не будет. Это не 5—7 лет, как планировалось в Михайленках. И дальше они будут размещаться на складах, которые в свое время создавались для изготовления этих ракет. Здесь заводы, цеха для всего этого. Мы производили до ста ракет в год. А теперь речь идет всего о 54 ракетах.

И на Павлоградском механическом заводе, и на Южном машиностроительном заводе, и у нас созданы специальные цеха и есть квалифицированные люди, способные безопасно выполнить эту работу.

— Но раньше ведь сообщалось, что Украина унаследовала лишь 46 баллистических ракет СС-24?

— 46 — это те, что стояли на боевом дежурстве. Плюс речь идет о ракетах, которые у нас были в хранилищах. У нас уже хранятся 8 с половиной разобранных ракет.

— Что запланировано делать дальше после того, как ракета разбирается?

— Первоначально наши военные предлагали эти ракеты вообще сжечь. В программе это тоже было сначала обусловлено. Все 54 с половиной ракеты должны быть сожжены. Так как это делается сейчас в России.

— Но ведь такой подход объяснялся тем, что у нас нет технологий утилизации твердого топлива ракет СС-24?

— Мы подготовили свое технико-экономическое обоснование. Суть решения состоит в том, что ракеты нецелесообразно сжигать. Было предложено наше решение проблемы — производство из ракетного топлива промышленно взрывчатых материалов, при чем этим материалы дают возможность существенно повлиять на уменьшение загрязненности окружающей среды, с чем традиционно связаны подрывные работы. Приведу такой пример. В Кривом Роге подрывается более 70 тысяч тонн взрывчатых материалов в год. Половина из этих взрывчатых материалов — чистый тротил. Взрыв одного килограмма тротила выбрасывает 800 литров газов. Так что, если подсчитать, то ежегодно в Кривом Роге выбрасывается два с половиной миллиарда кубических метров газа. Из них 70 процентов — это вредные газы NО, СО, сажа и т.д. А если мы заменяем часть этого тротила на ВВ, которое будет содержать твердое ракетное топливо, то при взрыве будет выделяться 900 литров газа. Но содержание там вредных газов — всего 0,5 процента.

— Так это только теория или уже практика?

— Мы год проводили исследования по заказу министерства обороны США. Там тоже, кстати, ракеты не сжигают. Там есть технологии, при помощи которых извлекается топливо и перерабатывается или на компоненты для других ракетных топлив, или для промышленных взрывчатых материалов. Так вот, мы провели исследования и на основе этих исследований дали технико-экономическое обоснование. Это обоснование защитили у нас в правительстве, в министерстве обороны США и, наконец, оно прошло через американский Конгресс. И то, что Конгресс выделяет деньги под ликвидацию ракет — это где-то 20—25 млн. долларов — является лучшей зашитой нашего технологичного решения проблемы утилизации твердотопливных СС-24.

— Леонид Николаевич, но на планы хранения боевых ракет в Павлограде весьма остро и негативно реагируют общественные организации вашего города. Выходит, вы их так и не смогли переубедить в своей правоте…

— Мы вместе с представителями американских фирм их неоднократно приглашали к себе, собирали, рассказывали, что предусматривает программа уничтожения стратегических ракет. Но обеспокоенность у этих людей остается.

Я их тоже понимаю. Но мы им объяснили, что все проекты, которые будут здесь выполняться, соответствуют украинским нормам и законам и по охране труда, и по охране окружающей среды. Представители общественных организаций, если они захотят, будут иметь доступ к тем проектам, которые будут здесь осуществляться.

Оптимизм и уверенность Леонида Шимана разделяют далеко не все. Например, от военных довелось услышать аргумент, что хотя в Павлограде и производилось ежегодно 100 ракет, но никогда не было такого, чтобы на заводе хранилось полсотни изделий за раз. Мол, такой размах далеко не безопасен. Тем более что главное условие спокойствия — вовсе не в умелой разборке ракет «до винтика». Это все равно, что утверждать, что вынутая из снаряда взрывчатка — безопасна.

Есть замечания к настойчивости павлоградцев и у начальника управления экологической безопасности по Днепропетровской области Николая Шпака. В разговоре с корреспондентом «Дня» Николай Владимирович так оценил ситуацию:

— С точки зрения безопасности, в хранилищах Павлоградского химического завода в разобранном виде можно хранить не больше тех ракет, что у них уже есть сейчас. Есть соответствующие документы, паспорта, проектные решения, подтверждающие, что не нужно переходить границу дозволенного. Ракеты рационально хранить в тех хранилищах, которые есть у военных. И отправлять ракеты в Павлоград нужно только по мере их переработки на заводе. Но эта переработка не ведется, поскольку неизвестно, по какой именно технологии будут утилизироваться эти изделия.

— Но руководство Павлоградского химзавода утверждает, что у них технология такая есть и она удовлетворяет всех — в том числе и США?

— Я могу сказать, что технология извлечения твердого топлива еще не прошла экспертизу. У меня есть официальные письма от руководства ПХЗ, что в конце этого года будет проведен тендер на технологию утилизации ракет. Но тендера как такового нет, официального уведомления в мой адрес нет, окончательного выбора технологии нет и экспертизы этой технологии нет. До прохождения всей этой цепочки утилизация ракет — извлечение твердого топлива и его переработка на взрывчатые вещества — не может производиться.

…Вот такая история, причем, у каждого из действующих лиц — своя. А во вторник в Павлограде вдруг объявились представители еще одной небезразличной к происходящему стороны. В город прибыла инспекция министерства обороны США. Цель подобных проверок в соответствии с Договором СНВ-2 довольно традиционна — убедиться, что в Павлограде не возобновилось производство баллистических ракет СС-24. Впрочем, ради этого американцы к нам наведывались уже давненько. И если раньше они ломали голову над тем, как защитить Америку от наших «Скальпелей», то теперь они, наверно, не прочь взглянуть — способны ли мы уберечь себя от своих же «ноу- хау»…

Вниманию читателей представлены самые быстрые ракеты в мире за всю историю создания.

10. Р-12У | Скорость 3,8 км/с

Р-12У — самая быстрая ракета средней баллистической дальности с максимальной скоростью 3,8 км в секунду открывает рейтинг самых быстрых ракет в мире. Р-12У являлся модифицированным вариантом Р-12. Ракета отличалась от прототипа отсутствием промежуточного днища в баке окислителя и некоторыми незначительными изменениями конструкции — в шахте нет ветровых нагрузок, что позволило облегчить баки и сухие отсеки ракеты и отказаться от стабилизаторов. С 1976 года ракеты Р-12 и Р-12У начали сниматься с вооружения и заменяться на подвижные грунтовые комплексы «Пионер». Они были сняты с вооружения в июне 1989 года, и в период по 21 мая 1990 года на базе Лесная в Белоруссии были уничтожены 149 ракет.

9. SM-65 «Атлас» | Скорость 5,8 км/с

SM-65 «Атлас» — одна из самых быстрых американских ракет-носителей с максимальной скоростью 5,8 км в секунду. Является первой разработанной межконтинентальной баллистической ракетой, принятой на вооружение США. Разрабатывалась в рамках программы MX-1593 с 1951 года. Составляла основу ядерного арсенала ВВС США в 1959—1964 годах, но затем была быстро снята с вооружения в связи с появлением более совершенной ракеты «Минитмэн». Послужила основой для создания семейства космических ракет-носителей Атлас, эксплуатирующегося с 1959 и поныне.

8. UGM-133A Trident II | Скорость 6 км/с

UGM-133A Trident II — американская трехступенчатая баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Её максимальная скорость составляет 6 км в секунду. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году. Стартовая масса — 59 тонн. Макс. забрасываемый вес — 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Максимальная дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков — 11 300 км.

7. РСМ 56 Булава | Скорость 6 км/с

РСМ 56 Булава — одна из самых быстрых твердотопливных баллистических ракет в мире, стоящая на вооружении России. Имеет минимальный радиус поражения 8000 км, примерную скорость 6 км/с. Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989—1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». К настоящему времени произведено 24 испытательных пусков «Булавы», пятнадцать из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) — частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 27 сентября 2016 года.

6. Minuteman LGM-30G | Скорость 6,7 км/с

Minuteman LGM-30G — одна из самых быстрых межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования в мире. Её скорость составляет 6,7 км в секунду. LGM-30G «Минитмэн» III имеет расчетную дальность полета от 6000 километров до 10 000 километров в зависимости от типа боеголовки. Минитмен-3 стоит на вооружении США с 1970 года по сегодняшний день. Она является единственной ракетой шахтного базирования в США. Первый пуск ракеты состоялся в феврале 1961 года, модификации II и III были запущены в 1964 году и 1968 соответственно. Ракета весит около 34 473 килограмм, оснащена тремя твердотопливными двигателями. Планируется, что ракета будет стоять на вооружении вплоть до 2020 года.

5. 53Т6 «Амур» | Скорость 7 км/с

53Т6 «Амур» — самая быстрая противоракета в мире, предназначенная для поражения высокоманевренных целей и высотных гиперзвуковых ракет. Испытания серии 53Т6 комплекса «Амур» были начаты в 1989 году. Её скорость составляет 5 км в секунду. Ракета представляет собой 12-метровый остроконечный конус без выступающих частей. Ее корпус изготовлен из высокопрочных сталей с использованием намотки из композиционных материалов. Конструкция ракеты позволяет выдерживать большие перегрузки. Перехватчик стартует со 100-кратным ускорением и способен перехватывать цели, летящие со скоростью до 7 км в секунду.

4. «Сатана» SS-18 (Р-36М) | Скорость 7,3 км/с

«Сатана» SS-18 (Р-36М) — самая мощная и быстрая ядерная ракета в мире со скоростью 7,3 км в секунду. Предназначена она, прежде всего, для того чтобы разрушать самые укрепленные командные пункты, шахты баллистических ракет и авиабазы. Ядерная взрывчатка одной ракеты может разрушить большой город, весьма большую часть США. Точность попадания – около 200-250 метров. Ракета размещается в самых прочных в мире шахтах. SS-18 несет 16 платформ, одна из которых загружена ложными целями. Выходя на высокую орбиту все головки «Сатаны» идут «в облаке» ложных целей и практически не идентифицируются радарами».

3. DongFeng 5А | Скорость 7,9 км/с

Межконтинентальная баллистическая ракета DongFeng 5А (DF-5A) с максимальной скоростью 7,9 км в секунду открывает тройку самых быстрых в мире. Китайская МБР DF-5 поступила в эксплуатацию в 1981 году. Она может нести огромную боеголовку на 5 мт и имеет диапазон более чем 12,000 км. У DF-5 отклонение приблизительно в 1 км, что означает, что у ракеты одна цель — уничтожать города. Размер боеголовки, отклонение и факт, что на её полную подготовку к запуску требуется всего час, все это означают, что DF-5 — карательное оружие, предназначенное для наказания любых потенциальных нападающих. Версия 5A имеет увеличенный диапазон, улучшение отклонения на 300 м и способность нести несколько боеголовок.

2. Р-7 | Скорость 7,9 км/с

Р-7 — советская, первая межконтинентальная баллистическая ракета, одна из самых быстрых в мире. Ее предельная скорость составляет 7,9 км в секунду. Разработку и выпуск первых экземпляров ракеты осуществило в 1956—1957 годах подмосковное предприятие ОКБ-1. После успешных пусков она была использована в 1957 году для запуска первых в мире искусственных спутников Земли. С тех пор ракеты-носители семейства Р-7 активно применяются для запуска космических аппаратов различного назначения, а с 1961 года эти ракеты-носители широко используются в пилотируемой космонавтике. На основе Р-7 было создано целое семейство ракет-носителей. С 1957 по 2000 год выполнены запуски более 1800 ракет-носителей на базе Р-7, из них более 97 % стали успешными.

1. РТ-2ПМ2 «Тополь-М» | Скорость 7,9 км/с

РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (15Ж65) — самая быстрая межконтинентальная баллистическая ракета в мире с максимальной скоростью 7,9 км в секунду. Предельная дальность — 11 000 км. Несёт один термоядерный боевой блок мощностью 550 кт. В шахтном варианте базирования принята на вооружение в 2000 году. Метод старта — миномётный. Маршевый твёрдотопливный двигатель ракеты позволяет ей набирать скорость намного быстрее предыдущих типов ракет аналогичного класса, созданных в России и Советском Союзе. Это значительно затрудняет её перехват средствами ПРО на активном участке полёта.