Кинжал с трехгранным лезвием

Кинжал с тонким трёхгранным клинком.

Разум понимал, что это история из моего недавнего прошлого, что вот эти руки направили серебряный стилет в грудь полуэльфа, и стилет — вот он, его до сих пор можно взять за прохладную рукоять, провести пальцем по длинному узкому лезвию.

Там он переоделся в одежду раба, спрятав в складках стилет, хладнокровно дошел по коридорам до спальни вельможи, который еще почивал после вчерашнего дворцового бала, беспрепятственно вошел и вонзил стилет в сердце спящего.

В левой руке секира, в правой стилет, вода бурая от крови… Как махнул он секирой – и точно акуле по зубам, так и брызнули они во все стороны из разинутой пасти… И стилетом в глаз… А дальше Лин зажмурился.

Взяла стилет, без всякой торопливости направила острие стилета прямо в сердце и обеими руками медленно и глубоко вонзила его в себя.

Он носил с собой небольшой стилет, и умел использовать его не только ради собственного удовольствия.

Внезапно я ощутил в руке что-то твердое — в результате моих судорожных движений из кармана выпал трехгранный стилет, который я последнее время, по наущению соседа , всегда таскал с собой для защиты от «оборотня».

Я отказывался двигаться, и тогда старик вытащил стилет и табличку и написал на ней, что он действительно является посланцем моих предков.

Стоило лишь кинуть взгляд — и становилось ясно, что у каждого щеголяющего бриллиантами, напомаженного негодяя припрятана пушка под пиджаком и железный прут в набедренном кармане, а каждая змееподобная девица носит стилет в подвязке и серебряный дерринджер с перламутровой рукоятью под осыпанным блёстками шёлком.

Действовала не сгоряча, не в безумной жажде смерти, — взяла стилет, аккуратно приставила острие к груди и обеими руками неторопливо и уверенно вонзила его себе прямо в сердце.

Он извлекает из складок одежды короткий испанский стилет и шепотом: — Не видать тебе Наташи, сволочь!

Ятаган – коварный клинок на службе янычар

У каждого народа есть свои национальные черты и традиции. Важную роль в самоидентификации играет оружие. Большая часть населения, услышав вопрос о вооружении турок, ответят «кривая сабля ятаган». Винить в безграмотности кого-либо сложно, так как ятаган одна из первых попыток турецкой армии привести холодное оружие на поле боя в единую систему.

В армии Османской империи большое внимание уделялось индивидуальным боевым качествам каждого солдата, тем более из элитного корпуса янычар. Им требовалось лучшее оружие для победы.

История возникновения

Немногое оружие может похвастаться связанной с возникновением легендой. Ятаган, согласно турецким рассказам, появился после того, как один из турецких властелинов запретил янычарам носить оружие, воины ловко обошли запрет. Гвардейцы приказали выковать себе ножи размером с руку, и так получились ятаганы.

На самом деле появление ятагана было несколько сложнее. С усложнением военного дела и усовершенствованием оружия турецкой пехоте потребовался новый тип мечей.

Оружие должно с одинаковой эффективностью колоть и рубить противника. За основу взят известный со времен Древнего Египта меч хопеш. Изгиб клинка давал преимущество в рубке, заточенное острие позволяло колоть противника.

Но было существенное отличие, клинок был сделан с одинаковой шириной по всей длине. Немногочисленные экземпляры имели утолщение на конце клинка.

Поскольку Османская армия трансформировалась, переходя от тяжелой конницы к пехоте, бойцам нужно было новое эффективное оружие ближнего боя.

Турки использовали кинжалы как против регулярных армий, так и против восставших крестьян, недовольных гнетом Блистательной Порты. Тяжелое оружие в борьбе с партизанами было малоэффективно, и корпус янычар начинает массовую закупку нового типа клинков.

Новое оружие получилось удачным. Многие союзники осман переняли его, и уже в XVIII веке оно находилось на вооружении балканских народов, кавказцев, а так же крымских татар.

Как и из чего изготавливали ятаганы

Ятаганы имели выгнутый клинок, но таким образом, что бы острие и рукоятка были на одной линии. Центр тяжести старались делать ближе к рукояти, что обеспечивало удобный, а значит надежный хват. Одностороннее лезвие наносило как резаные, так и колотые раны.

При рубящем ударе повреждения наносились верхней частью клинка, режущие раны наносились нижней частью лезвия.

Сам клинок весил немного, до килограмма, что было плюсом и минусом. Положительным было то, что опытный боец почти не ощущал вес и мог долго рубиться, отрицательный фактор – бессилие перед тяжелыми доспехами.

Особенностью ятагана было отсутствие гарды. Ятаганы носили за поясом на животе, для того что бы воин мог одинаково эффективно использовать оружие как правой, так и левой рукой. Несмотря на явные преимущества гарды, она цепляла одежду и мешала быстро изготовиться к бою.

Для более эффективного применения рукоять имела так называемые «уши».

Они служили для противодействия центробежной силе, стремящейся вырвать кинжал из рук бойца при быстрой рубке.

Металл, используемы для этого оружия, сильно различался. Это могла быть сталь из Дамаска, булатный металл и местные виды материала. Многое зависело от материальных средств заказчика. Рукоять изготавливалась из дерева, кости, драгоценных металлов. Особое значение имели ножны.

Их создавали с помощью дерева и металла, обтянутого кожей, часто с тиснением или драгоценными камнями. Ножны весили до половины самого кинжала. Это позволяло не класть в ножны окровавленный ятаган, очистка хоть и не производилась автоматически, но часть грязи смывалась с клинка.

Известно несколько типов ятаганов, различных как по формам, так и по декорированию, а именно:

  • стамбульский тип, самый массовый и разнообразный за счет тысяч живших в столице империи мастеров;
  • балканский тип, отличающийся угловатостью «ушей» и большим использованием меди в декорации;
  • малоазиатский тип, с многообразием клинков, длинными лезвиями и обилием рога в декорировании ручки;
  • ятаганы Восточной Анатолии, с маленькими «ушами» и почти прямым клинком.

Турецкая армия, известная своим разнообразием и заказным оружием, пестрела различными типами ятаганов. Потом, правда, многие в качестве трофеев попадали в Европу, поражая богатством убранства и необычными формами.

Применение на полях сражений

Ятаганы применялись во всех войнах огромной Османской империи с момента рождения в XVI веке вплоть до века ХХ. Янычарская пехота, основа турецкой армии, помимо огнестрельного оружия часто использовала ятаганы.

В Турции индивидуальной подготовке бойцов уделялось большое значение. В отличие от большей части европейской пехоты, набираемой из крестьянства и горожан, янычары – каста, и их обучение владению клинками начиналось с детства.

Противники осман часто брали верх благодаря строю и сплоченности боевых подразделений, но в бою один на один янычары не знали равных.

Недаром вплоть до битвы под Веной в 1683 году турецкая угроза пугала всю Европу.

Янычары имели, как правило, два клинка. Кривую саблю в правой руке, они держали прямым хватом. Ятаган в левой, обратным, так что бы его клинок был за спиной. Атакуя, воины осыпали противника градом ударов, каждый из которых мог оказаться смертельным.

Обратный хват ятагана, на первый взгляд неудобный, позволял наносить рассекающие удары снизу вверх. Кто-то носил один лишь ятаган, во вторую руку беря небольшой выпуклый щит.

Помимо янычар клинок часто использовали наемные убийцы. Ассасинский ятаган ничем принципиально не отличался от обычного оружия. Однако эффективность оружия приводила охрану жертв в ужас.

Европейцы относились к ятагану как к неблагородному оружию, полагая легкость несерьезной для настоящего оружия. Турок, правда, это волновало мало и они продолжали использовать кинжалы во всех войнах и стычках.

Удобное, хотя и легкое оружие нашло широкую популярность в среде народов, напрямую связанных с турками.

Ятаган уважали и часто применяли сербские и черногорские борцы за независимость.

Запорожские казаки, как находившиеся на службе Блистательной Порты, так и противники турок, часто применяли этот тип кинжала. Его с удовольствием брали в качестве трофея. Сделанные на заказ экземпляры для офицеров и знати имели украшения из драгоценных камней, кости, серебра или золота.

Как ятаган утратил свое значение

Закат ятаганов пришел одновременно с концом янычарского корпуса. Этот кинжал был для султанских гвардейцев не только оружием, но и символом свободы и силы. С роспуском и физическим устранением элитного отряда ятаган фактически потерял статус. Конечно, применять изделие не прекратили.

Отряды башибузуков, нерегулярной пехоты, составленной из фанатиков, а чаще из разбойников, применяли это оружие до прекращения своего существования в конце 19 века. Собственно, башибузуков опасались сами турки, перевод этого термина «безумноголовые, бесшабашная башка».

На полях сражений Первой Мировой войны турецкие воины так же применяли ятаганы. Раскопки на местах Галипполийского сражения дают свидетельство об этом. С ятаганами связана и трагическая страница летописи армянского народа.

Во время геноцида турецкие солдаты использовали ятаганы против мирных жителей.

Неожиданно ятаган пригодился во французской армии. Ряд винтовок, к примеру Шассо, показавшие себя во время франко-прусской войны, получили штыки-ятаганы. Немного уменьшенное лезвие давало возможность солдатам безбоязненно чистить и ружье с примкнутым штыком.

Ятаган в искусстве

Мировая художественная литература пестрит упоминаниями об этом виде оружия. Описание человека, бывшего на Востоке, авторы считают завершить вишенкой на торте – ятаганом на персидском ковре на стене.

Это описание в равной степени справедливо как для отечественной, так и для зарубежной литературы. Имеются и негативные оценки в прозе. Так, в трилогии «Властелин колец» Толкина орки поголовно вооружены ятаганами.

Впрочем, киноверсия от Джексона сгладила такое представление об оружии янычар. Видимо, режиссер посчитал ятаган не таким зловещим и заменил его на более клюквенные клинки.

Несмотря на знаменитость, и даже определенную культовость, настоящий ятаган редко можно встретить в художественных фильмах. Героя статьи заменяют разными типами сабель, тульваров и даже мечей, бессовестно выдавая это за оружие янычар.

Исключая исторические фильмы, где специалисты серьезно подходят к данному вопросу, или турецкие картины, ятаган редко встречается на большом экране.

Ятаганы, принадлежавшие знаменитым воинам и полководцам, можно увидеть во многих музеях мира. В России, в музее «Золотые ворота» во Владимире хранится ятаган неизвестного воина, имеющий расширение на конце лезвия.

Редкий экземпляр открыт для публичного просмотра. Само же распространение говорит о популярности этой разновидности кинжалов в мире. Для историков и интересующихся оружием людей ятаган навсегда останется верным спутником янычара, лучшего воина исламского мира и грозы Европы.

Дедайт

Типичный дедайт в фильме «Зловещие мертвецы 2»

Дедайт (англ. deadite) — вымышленное существо, одержимое кандарийским (англ. kandarian) демоном. Термин был придуман американским режиссёром и сценаристом Сэмом Рэйми и впервые использован в сценарии к фильму «Зловещие мертвецы 2». Дедайты являются основными отрицательными персонажами трилогии «Зловещие мертвецы», основанных на ней видеоигр «The Evil Dead», «Evil Dead: Hail to the King», «Evil Dead: A Fistful of Boomstick», «Evil Dead: Regeneration», серии комиксов «Army of Darkness» и телесериала «Эш против зловещих мертвецов». В официальном переводе сериала компании «Амедиа» термин deadite читается транслитерацией, а в «правильном» переводе Гоблина — нежить.

Дедайтами также условно называют поклонников серии «Зловещие мертвецы».

Природа

Потенциальным дедайтом, то есть носителем демона, может являться практически любой объект: живые или мёртвые люди, животные (лошади), отдельные части их тел, а также деревья и неодушевлённые предметы. Этиология и патогенез превращения человека или животного в дедайта неизвестны, но скорее всего подчинение будущего носителя возможно при любом прямом контакте демона с выбранным телом, не обязательно через нанесённую рану или укус. Персонаж Джейка из фильма «Зловещие мертвецы 2» стал дедайтом, не имея видимых телесных повреждений.

Характеристики

У дедайтов как правило наблюдаются значительные внешние деформации, мутации, помутнение роговицы глаз, изменение тембра голоса. В отличие от зомби у дедайтов прослеживается интеллект, хитрость, специфическое чувство юмора, сохраняется возможность разговаривать и смеяться. Дедайты обладают повышенной физической силой, некоторые наделены сверхъестественными способностями (левитация, телепатия).

Поведение

В подавляющем большинстве случаев дедайты крайне агрессивны, иногда мотивируя своё поведение злостью из-за потревоженного сна или желанием жить — «Мы тоже хотим жить» — утверждение одержимого демоном научного работника в фильме «Зловещие мертвецы 2». На двусторонний вербальный контакт с жертвами идут редко, в основном ограничиваясь угрозами и проклятьями. Наиболее распространёнными угрозами, исходящими от дедайтов, являются обещания проглотить душу (англ. «I’ll swallow your soul!») или требования присоединиться (англ. «Join us!»). Инстинкт самосохранения развит слабо, уступая место свирепым лобовым атакам. Дедайты для усыпления бдительности своих противников способны на некоторое время возвращать себе нормальный внешний вид и голос.

Уязвимость

Дедайты по определению бессмертны. Остановить дедайта можно посредством полного расчленения тела-носителя (отдельные конечности расчленённых дедайтов при этом остаются жизнеспособными) или уничтожением головного мозга дедайта (при его наличии). Дедайты повышенно уязвимы к удару ритуальным кандарийским кинжалом, после которого они начинают временно агонизировать, истекая при этом белой жидкостью. Жизнь дедайтов неразрывно связана с книгой Некрономикон, которому они обязаны своим существованием. При уничтожении книги дедайты прекращают функционировать, и их тела, оставленные демонами, начинают стремительно разлагаться. Существуют также единичные случаи беспоследственного превращения дедайтов обратно в людей под воздействием солнечного света, воспоминаний о возлюбленной девушке (Эш Уильямс), после уничтожения главного дедайта (Плохой Эш из Армии тьмы), или захоронения живьём (Миа из Зловещие мертвецы: Чёрная книга), однако они не гарантируют невозможности дальнейших рецидивов.

Дедайты в музыке

  • Ирландский хип-хоп/индастриал коллектив Jenny and the Deadites.
  • Американские группы The Deadites (электронная музыка) и Deadites (гаражный рок).
  • Песня «The Deadite Girls Gone Wild» из репертуара финской группы Lordi.
  • Песня «Deadites Unite» американской группы FourZeroAlpha.
  1. Evil Dead 2 Script — Dead By Dawn Screenplay by Sam Raimi starring Bruce Campbell
  2. John Kenneth Muir — Horror Films of the 1980s. McFarland, 2012 г. 843 pages
  3. Terry Rowan — The Book of the Undead A Zombie Film Guide. 2012
  4. YouTube — ‪Bruce Campbell — Craig Kilborn Show‬‏
  5. Cinefantastique(англ.)русск. 1992. — Т. 23. P. 42
  6. см. настольные лампы и чучело оленьей головы в фильме «Зловещие мертвецы 2».
  7. см. сцену с угадыванием карт в фильме «Зловещие мертвецы».
  8. см. монолог Шерил в фильме «Зловещие мертвецы».
  9. см. финал фильма «Зловещие мертвецы».
  10. Dauzat, 2014, p. 84
  11. Существует также теория, что превращение Эша из дедайта в человека в фильме «Зловещие Мертвецы 2» произошло из-за его контакта с серебряной цепочкой, поскольку серебро считается губительным для нечисти.
  12. Dauzat, 2014, p. 85
  13. Эш Уильямс («Зловещие мертвецы 2») спустя некоторое время после исцеления стал дедайтом вторично.

Литература

Фильмы

Зловещие мертвецы (1981) · Зловещие мертвецы 2 (1987) · Армия тьмы (1993) · Зловещие мертвецы: Чёрная книга (2013)

Телесериал

Эш против зловещих мертвецов (2015)

В ролях

Брюс Кэмпбелл · Эллен Сэндуэйсс · Бэтси Бэйкер · Эмбет Дэвидц · Бриджит Фонда · Дэн Хикс · Маркус Гилберт

Создатели

Сэм Рэйми · Скотт Шпигель · Айван Рэйми · Боб Муравски · Роберт Таперт · Дино Де Лаурентис

Связанные фильмы

В лесах · Дом с привидениями (La Casa 3) · Ведьмовство (La Casa 4) · По ту сторону тьмы (La Casa 5) · Меня зовут Брюс · Хижина в лесу

Игры

The Evil Dead (1984) · Evil Dead: Hail to the King (2000) · Evil Dead: A Fistful of Boomstick (2003) · Evil Dead: Regeneration (2005) · Army of Darkness: Defence (англ.) (2011)

Комиксы

Ashes 2 Ashes · Shop till You Drop Dead · Marvel Zombies vs. The Army of Darkness · Freddy vs. Jason vs. Ash · Freddy vs. Jason vs. Ash: The Nightmares Warriors

Прочее

Эш Уильямс · Дедайт · Зловещие мертвецы: Мюзикл · Некрономикон

Ностальгия по Зловещим Мертвецам | Обзор игры Evil Dead: Regeneration

В последние пару десятков лет супергеройская тематика стала просто необычайно популярной и, кажется, до сих пор не сбавляет обороты. Но эти ваши Marvel, DC… Не знаю как вы, но я всегда считал самым крутым супергероем всех времён Эшли Уильямса — простого парня из Дирборна, который волею случая оказался единственным защитником человечества от кандарийских демонов. Конечно, Эш сам приложил руку (разумеется, случайно) к тому, чтобы дэдайты ворвались в нашу реальность, но это уже другой разговор… Вспоминая самые страшные фильмы, которые я когда-то смотрел на ум сразу же приходят Зловещие мертвецы, которых я как боюсь, так и безумно люблю еще со школьных времен. Но как известно судьба — та еще злодейка, и к огромному моему сожалению я пропустил все игры, вышедшие по мотивам Evil Dead, более того я даже не знал об их существовании! А ведь это именно то, чего мне так не хватало, когда я безумно фанател по Зловещим мертвецам. Но я считаю, что сколько бы времени не прошло, закрывать пробелы не вредно, а потому следующей на очереди прохождений у меня встала Evil Dead: Regeneration…

Для начала: что такое «Зловещие мертвецы»? Это то, что принято называть классикой, культом, легендой… какие там ещё слова говорят? Короче говоря, это то, что знает каждый истинный любитель фильмов ужасов, которому хотя бы за 20. Evil Dead – это целая вселенная, порождённая кинотрилогией Сэма Рэйми, которая повествовала о похождениях брутального героя, дамского угодника и просто хорошего парня — Эшли Уильямса, — современного борца с потусторонним злом. Когда-то он был простым продавцом, впаривавшим покупателям пылесосы и тостеры, однако после одной роковой ночи, когда он, вместе со своими друзьями, обнаружил в старой лесной хижине древнюю книгу Necronomicon Ex-Mortis, его жизнь круто переменилась. Эта книга являлась вратами, через которые Тьма из потустороннего мира могла проникнуть на Землю. Откопавший её археолог также оставил аудиозапись с заклинанием, ребята её включили и тем самым пробудили древнее Зло. Все друзья Эша погибли, в том числе и любимая девушка, да и сам герой в какой-то момент становится одержимым, однако ему всё-таки удаётся остановить кандарийских демонов дэдайтов, заплатив за это своей правой рукой.

Это было лишь началом его злоключений. Изгнать Зло герою удалось лишь, открыв портал в иное измерение, куда затянуло и самого Эшли. Он очутился в альтернативном средневековье, где подданные короля Артура страдали под натиском тёмных сил. Но пришествие Эша было отражено в древнем пророчестве, и на нашего однорукого бандита возложили роль спасителя мира, с чем Эш успешно (пусть и не без присущих ему косяков) справляется и возвращается в родной мир… Как оказалось, Зло не было изгнано окончательно и лишь ждало своего часа, чтобы вновь попытаться завладеть душами людей. Эш это понимал, поэтому он не стал далеко убирать свою бензопилу и старый добрый Ремингтон, ожидая нового пришествия Тьмы. На этом трилогия Рэйми завершается, и дальнейшая судьба Эшли Уильямса разворачивается уже в сериале «Эш против Зловещих мертвецов», о котором Вы, наверняка, слышали.

Вы только не подумайте, что весь этот геройский эпик построен на серьёзных щах. Лишь первый фильм Рейми был чистым хоррором, но вот в последовавших кинокартинах к бешеной расчленёнке, кровавым фонтанам и безумному смеху одержимых добавился и юмор, так что Зловещие Мертвецы превратились в чёрную комедию, без чего простой продавец бытового отдела магазина S-Mart из Дирборна не превратился бы в героическую икону конца ХХ века, нимб которой сияет до сих пор.

Наш сегодняшний сабж, — Evil Dead: Regeneration, — далеко не единственная игра, вышедшая по мотивам серии культовых фильмов Сэма Рейми. Первая (одноимённая) игра по Зловещим мертвецам появилась ещё в далёком 1984-м на Commodor и Spectrum. Это была такая незамысловатая аркада, в которой игрок, управляя Эшем, должен был бегать по той самой хижине в лесу, заколачивать окна и изничтожать всякого рода проявления демонических сил, пробуждённых Некрономиконом. А в конце появлялась и сама книга, которую необходимо было закинуть в камин для завершения игры. На всё про всё отводилось определённое количество очков энергии, которые расходовались даже при передвижении. В общем для тех лет это была довольно интересная штука.

Однако особого желания делать новые игры по этой теме ни у кого долгое время не возникало, и лишь в 2000-м году Heavy Iron Studios рожает хардкорный хоррор-выживастик Evil Dead: Hail to the King. Её тут же окрестили клоном Resident Evil, и она во многом действительно была схожа с детищем Capcom, хотя и не тупо её копировала, а имела и некоторые особенности. Но в подробности геймплея я углубляться не стану.

Сюжет рассказывал нам о жизни Эша после его возвращения из средневековья. Проходит 8 лет, а героя до сих пор мучают кошмары Некрономикона. Его новоиспечённая дама сердца решила, что увезти его в хижину, где всё началось, станет лучшим способом излечить Эша. Однако захваченная Тьмой правая рука, которую он отпилил себе во втором фильме, снова включает запись в подвале домика, и всё повторяется вновь. Эш должен был спасти свою пассию и остановить своё тёмное альтер-эго в лице Бэд-Эша. Но к сожалению, всё кончилось тем, что вместе со спасённой девицей, герой возвращается в неправильный Дирборн, где Некрономикон стал достоянием общественности…

Следующая игра Evil Dead: A Fistful of Boomstick продолжила историю Hail to the King, правда в отличие от предшественницы на ПК она уже не заглянула. Жанр с survival-horror сменился на action-adventure, соответственно механики выживания ушли в прошлое, а упор в игре делался уже именно на мясной экшн.

Эш стареет ещё на 10 лет, в течение которых также теряет свою подружку, но на этот раз уже в автокатастрофе, а заклинание, призывающее Зло, вновь открывает в наш мир дорогу дэдайтам, но теперь кандарийцы появляются не где-то в глухом лесу, а прямо в городе. Эш снова берётся за дело. Продолжается резня, путешествия во времени и непрекращающийся поток искромётного юмора, только теперь герой мог пользоваться ещё и магией на зло супостатами… Но вы ведь знаете Эша, и знаете, как он относится к подобным вещам. В конце концов он доигрался и очутился в древнем Китае, также терзаемом Тьмой, и на том игра закончилась, а начатая в Hail to the King история оборвалась, так и не получив продолжения.

Авторы Evil Dead: Regeneration решили оставить сюжет предыдущих игр, и затем выдумали свою собственную конву, взяв за основу второй фильм Рэйми и изменив его концовку. После того как Эш ампутировал себе руку и с помощью Некрономикона открыл портал, чтобы изгнать кандарийских духов, сам он остался в нашем мире и никуда не трансгрессировал. Правда после этого его упекли в психиатрическую лечебницу «Солнечные луга». Хотя по царящей в ней атмосфере и тому, что творится в её застенках, солнечным это место даже с натяжкой не назовёшь… Здесь всем заправлял доктор Райнхард, подозрительно говоривший с сильным немецким акцентом.

После небольшого обучающего пролога нам сообщают, что, с тех пор как Эш попал в лечебницу, прошло полгода, вернее он сам об этом и говорит. К нему наведывается адвокат по имени Салли, которой удалось выкрасть из кабинета Райнхарда дневник профессора Ноуби, того самого учёного, исследовавшего проклятую книгу. Оказывается, что доктор заполучил и Некрономикон, и всё это время он проводил опыты над пациентами. Но в самый нужный момент, благодаря Салли, дневника, без которого завершить начатый ритуал невозможно, под рукой у Райнхарда не оказывается. Кандарийские демоны разлетаются по всей больнице, захватывая всё живое и неживое, а Эш получает шанс сбежать. Но зная, что Некрономикон находится в руках безумного немецкого доктора, он отправляется на поиски книги.

Твоё лицо, когда случилось что-то, что не входило в твои злодейские планы…

Вернуть её герою не удаётся, зато он отыскивает свои бензопилу, ремингтон и свою любимую драную рубашку, после чего появляется дух профессора Ноуби, который сообщает, что Райнхард открыл порталы, через которые демоны снова проникли на Землю, и что Эш должен их закрыть и не дать доктору завершить ритуал. То есть наш старый друг снова должен спасать мир от дэдайтов, а вместе с ним и милашную адвокатшу от грязных рук Райнхарда…

Сюжет в игре интересный, но я бы назвал его предсказуемым… если бы не неожиданный поворот в конце. Заканчивается игра кстати довольно неоднозначно, и тут я вынужден дать небольшой спойлер…

Спойлер

После того как главный злодей был повержен, а все порталы, через которые Зло проникало в наш мир, оказались закрыты, внезапно открывается ещё один, куда засасывает и коротышку, и Эшли, и Некрономикон. А после сразу идут титры. И вот тут напрашивается вопрос: оставили ли разрабы такой жирнющий клифхэнгер или они так связали Regeneration с Army of Darkness?

Эш снова в деле

Я бы назвал Evil Dead: Regeneration упрощённой версией The Suffering с уклоном в hack and slay. И, думаю, нет смысла говорить откуда такое сравнение, всё сразу бросается в глаза. В первые пару минут игры у меня появились подозрительные мысли, что что-то мне это напоминает… ну а когда Эш превратился в здоровенного мясного БэдЭша, все сомнения тут же отпали. Так же, как и в игре от Surreal Software, нас запускали на уровни с тесными извилистыми коридорами, давали в руки оружие и пинка, а дальше, размахивая стволом, мы по инерции неслись от точки А к точке Б, кромсая и отстреливая нечисть, периодически превращаясь в огромного пауэрлифтера, если позволял запас энергии.

Но в отличие от молчаливого Торка, острому на язычок Эшу вовсе не нужны были ни патроны, ни аптечки. Хотя герой и перезаряжает оружие, боезапас у него неограничен, как и керосин для бензопилы, а вместо банок с обезболивающим герой собирает целебные сферы, выпадающие из поверженных врагов и подверженных разрушаемости предметов окружения. Точно также собиралась и энергия для превращения в БэдЭша, но уже из золотистых сфер.

Вот так происходит превращение в демонизированного Эша

Оружия Эшу за всю игру достаётся только по 3 штуки на каждую руку. Да, бензопилу также можно поменять: на гарпун, притягивающий врагов и огнемёт. А в левую руку можно было взять лишь пистолет, двустволку или же ракетомёт. Чтобы убить врага нужно не просто напичкать его свинцом или расцеловать бензопилой, необходимо дождаться, пока тварь не начнёт испускать зеленоватый дым, свидетельствующий о том, что её можно быстро добить, нажав соответствующую клавишу. Сами добивания представлены огромным количеством кровавых анимаций, которые Эш частенько любит прокомментировать в присущей ему манере, и смотрятся они очень круто для 2005-го, а по мне так ими и сейчас можно вполне насладиться.

А ещё в нашем распоряжении есть целый список всевозможных комбо-атак, благодаря которым, распиливание упырей проходит быстрее, веселее и зрелищнее. Нанося противникам обычные удары и выстрелы в определённой последовательности, последний выпад становился для демона фатальным, и неважно нанесли вы его тому же самому подонку или же нацелились на другого: даже ещё нетронутый вами супостат мгновенно покидает свою бренную оболочку, расплескав её содержимое.

Один из вариантов добивания. А если вы помните фильмы, то знаете, что это ещё и один из любимых приёмов Эша

С противниками дела обстоят гораздо лучше, чем с оружием: каждый из уровней игры добавлял в наш демонический «бестиарий» какую-нибудь новую тварь. В фильмах мы видели только одержимых, да скелетов, в игре же это лишь рядовые противники, составляющую основную массу пушечного мяса. Кроме них на героя нападают вооружённые кирками ублюдки, способные блокировать атаки Эша, и если схлестнуться с ними бензопилой, то начинается мини-игра на закликивание, чтобы опрокинуть вражину и добить. Есть и летающие муталиски, и пузатые водяные-камикадзе, какие-то ведьмы, тролли, местами появляется даже Линда, которая танцует на фоне рядом с хижиной в главном меню игры. Сражаться с каждым видом по-отдельности не составит труда, но вот когда на тебя наваливается большая разношёрстная толпа гадов, с каждым из которых разбираться нужно по-своему, вот тогда начинаешь напрягаться. Даже несмотря на то, что здоровье Эша (как и энергию) можно по ходу дела увеличивать на определённых точках, слетают хиты довольно быстро. А с учётом того, что, получая урон, вы на мгновение теряете контроль над героем, то лучше попаданий стараться избегать. Особенно это касается Сэма…

Наш маленький бессмертный компаньон, которого главгерой частенько будет использовать как футбольный мячик

Сэм – не вполне живой, но и не совсем мёртвый пациент доктора Райнхарда, одна из жертв его экспериментов с Некрономиконом. Впрочем, его не назовёшь очередным одержимым кандарийским демоном. Сэм – мелкий засранец, вынужденный во всём подчиняться и помогать Эшу, а это значит, что герой может его и пнуть, по желанию игрока, и даже вселиться в его тело, чтобы пролезть в какую-нибудь щель или проползти по кабелю и открыть проход с другой стороны. Но такое можно было проворачивать только, встав на особые точки. Кроме того, наш карлик – бессмертный, и возрождается каждый раз после того как его раздавит камнем, раздробят шестерни или укокошит дэдайт. И это его свойство мы непременно используем на протяжении всей игры. Запас здоровья у Сэма маленький, и сражаться в его теле невозможно, — на удары противники не реагируют, — зато их можно замедлить на несколько секунд, метая магические снаряды. Самое интересное случается, когда Сэму удаётся запрыгнуть на спину дэдайту-великану, и заставить его крушить всё вокруг, включая и всех прочих андэдов.

Вне тех аркадных эпизодов игры за Сэма, товарищ хафлинг активно помогает Эшу в бою, отвлекая на себя часть противников. Пинками его можно забрасывать на спины дэдайдов, и тогда карлик будет откручивать им головы, особенно это было полезно в случае с вурдалаками на крышах, до которых сам герой достать не мог. А также без Сэма нельзя было победить зомботроллей, которые блокируют любые атаки игрока, если коротышка не будет отвлекать великана, сидя у него на голове. Ну и наконец, стоит сказать, что из Сэма и Эша получается неплохой дуэт… вот только уж слишком часто герой издевается над своим напарником.

Странно, что под управлением ИИ Сэм спокойно откручивает головы и всячески старается подсобить Эшу в бою, но когда нам самим дают управлять соратником, то всё что мы можем делать: бежать и кидать замедление

А теперь сложим всё вышеперечисленное и получим очень драйвовый, бодрый и кровавый экшен вполне соответствующий духу Зловещих мертвецов. Насаживая монстров на гарпун, разнося им мозги двустволкой, распиливая и разрывая их тела, я получал просто неописуемое удовольствие. Эх, это как раз тот случай, когда игре не помешал бы ремастер… Однако, говоря о базе геймплея, стоит учитывать одно «НО».

Игровой процесс поначалу кажется очень интересным, но пройдя череду уровней, переселившись раз в тело Сэма и зарубив первого босса, мы обречены повторить всё то же самое ещё несколько раз в одинаковой последовательности. Отличия заключаются лишь в декорациях, разнообразии тварей, ну и миновать участок в теле карлика становится чуть сложнее. Боссы хоть и требуют каждый особого подхода, но прямо цепляющими схватки с ними не назвать: их ахиллесова пята обнаруживается практически сразу, знай себе только бегай вокруг них, уворачивайся от атак и стреляй из ружья в моменты, когда они становятся уязвимы, а их ты уж точно не прощёлкаешь. Короче слишком просто. Хотя финальный босс в лице одержимого Райнхарда уже оказался посложнее, а соответственно и биться с ним было на порядок интереснее. Но в целом общее однообразие оставляет такой лёгкий, но неприятный привкус. Однако всё это дело компенсируют две вещи: недолгая продолжительность игры и, конечно же, её атмосфера.

«Кхм… Здравствуйте! Не хотелось бы прерывать ваш сон, леди.»

Меня, как фаната старого Эша, Regeneration влюбила в себя буквально с первых секунд, когда я еще даже не успел начать новую игру. Главное меню открывается полётом бестелесного Зла, которое надвигается на ту самую легендарную хижину, а рядом с ней танцует полуразложившийся одержимый труп подружки героя, ну прямо как фильме, не хватает только замогильного воя… а, нет и он на месте. А на старте самой игры мы оказываемся внутри хижины в тот момент, когда зло начало сводить Эша с ума. Авторы настолько дотошно перенесли в Regeneration мою любимую сцену из второго фильма, что я как дурачина заулыбался во всю харю, сам того не замечая.

Помимо этого, в игре постоянно встречаются отсылки к фильмам: это и коронная фраза Эша, которую он время от времени бросает во время игры, и то, что половину оружия Эш мастерит сам из какого-то мусора, и проекция профессора Ноуби, повторяющая оную из вторых Зловещих мертвецов; это и перенесённые из фильма сцены – например, кровавый фонтан, бьющий Эшу прямо в лицо… И, конечно же, на месте фирменный «ивлдэдовский» юмор, который по большей части проявляется в кат-сценах.

«Знаешь, э-э… ты была бы просто сногсшибательна, если…»

Атмосфера в Regenerationпередана так как надо. С первых же минут я понял, что нахожусь именно в игре по мотивам Evil Dead, что передо мной те самые одержимые кандарийскими демонами, и что это тот самый Эш, которого я помню с детства: забавный, самонадеянный, эгоцентричный , отчасти малохольный… и тут хочется сказать простак, но нет, Эш – настоящий герой.

Да, графон конечно сильно подкачал, визуал Evil Dead: Regeneration находится примерно на том же уровне, что и та же The Suffering, а она между прочим вышла на год раньше. Скорее всего виной этому, как и всегда, порт с приставок. Не то чтобы меня это прямо-таки воротило от игры, да и на дворе уже вроде как 2020-й… просто одной из главных особенностей Зловещих мертвецов было мясо и кровище, и если с первым в Regeneration всё хорошо, то вот кровь ну уж слишком мыльная для 2005-го.

А вот звук для того времени – отличный, и, возвращаясь к теме об отсылках, часть звуковых эффектов безошибочно угадывается, будто они были перенесены прямиком из фильмов, что дало весомый плюс к атмосфере. На фоне звучат неплохие эмбиенты, хорошо запоминаются треки, играющие во время превращения в БэдЭша и переселения в тело карлика… однако порой можно было заметить и жалящую тишину, как во время стычек с нежитью, так и вне боя.

Смех этого оленя мне не забыть никогда…

Но уж за что определённо игру нельзя пожурить, так это за озвучку персонажей. Также, как и в двух предыдущих играх по Зловещим Мертвецам, Эшли озвучивал сам Брюс Кэмпбэлл, и я умоляю вас, не вздумайте ставить русскую озвучку, если решите сыграть в Regeneration: Брюс – личность неразрывная с Эшем, без его голоса Evil Dead – это не Evil Dead. А нашего помощника Сэма озвучил брат режиссёра – актёр Тэд Рэйми, который также засветился в «Зловещих мертвецах».

Если вы любите Зловещих мертвецов, незамысловатые экшены и чёрный юморок, то игра вам, я уверен понравится, ну а если вы являетесь прямо-таки фанатом этой темы, то тем более. Сам я прошёл не без удовольствия, но и не без горелой задницы. Разок у меня случился баг, когда не сработал скрипт (Сэм должен был опустить решётку, пока Эш сражался с мертвяками), так что пришлось загружаться; на уровне с пристанью пропали текстуры, и, хотя я не провалился в бездну, но почему-то не мог прицелиться в голову монстра, охраняющего вход в катакомбы, чтобы пинком запустить Сэма ему в рот (как того требовал триггер), и на этот раз заново пришлось проходить весь уровень. Быть может тому виной время, разделяющее Regeneration и Windows 10… Иногда не очень удачно были расставлены точки сохранения, а порой некоторые эпизоды прямо вымораживали своей сложностью, например, отстрел взрывающихся толстопузов в порту, которые, как ни старайся, всё равно успевали задеть взрывом обездвиженного Сэма… Так что, если подумаете взглянуть на игру лично – делайте это на свой страх и риск. Хотя ради живого голоса ещё не совсем постаревшего Брюса Кэмпбэлла и «зловещемертвецкой» атмосферы всё-таки, я думаю, это сделать стоит, хотя бы фанатам. К тому же Regeneration не такая уж и длинная: всего около 5 часов игры. Выбор за вами.


Из всех основных европейских типов кинжалов не рассмотренным нами остался лишь КВИЛОН. Так сказать эталонный кинжал. Ибо при слове «кинжал» люди в 99 случаях из 100, мысленно представляют себе именно это оружие.
Не баселард, баллок, рондель и ушастый кинжал, которые в определенное время по распространению превосходили кинжалы этого типа, а именно квилон. Возник квилон в 13 веке, по крайней мере уже в Библии Матиевского (которая является одним из самых достоверных художественных источников о вооружении средневекового рыцаря), созданной примерно в 1240-1250 годах, можно увидеть типичный кинжал квилон. Квилон явился развитием боевых ножей раннего средневековья, постепенно перейдя из разряда оружия простолюдинов в обязательный предмет экипировки благородного сословия.
Например на вот этой иллюстрации из Библии Матиевского воина в красном шлеме убивают ударом кинжала

И вот на этой миниатюре кинжал тоже присутствует

В сцене избиения филимистян тоже есть классический квилон


Квилон появился раньше всех основных типов европейских кинжалов, и в общем-то пережил их все, меняясь на протяжении веков вместе с комплексом вооружения европейских воинов. В виде даги он применялся вплоть до середины 19 века.
Вот кинжал середины 14 века. В общем, он представляет собой уменьшенную копию рыцарского меча того времени
Кинжал квилон 15 века. Размеры: общая длина: 336 мм; длина клинка: 219 мм; ширина клинка у пяты: 23 мм
Французский или итальянский обоюдоострый кинжал квилон 1560-1570 г. Общая длина 405 мм.

Итальянский большой квилон эпохи возрождения. Общая длина 46 см, длина клинка 32 см.
Если в 13-14 веках кинжал рассматривался, как вспомогательное оружие, то уже в 15 веке (а тем более позже) появляются техники обоерукого боя с применением кинжала как оружия для левой руки. Такая техника имела специальное название «main gauche», что в переводе с французского означает «левая рука». Это-та техника использования кинжала в бою для левой руки и привела к появлению знаменитой ДАГИ, которая впрочем является поздним подвидом квилона.
Кинжал леворучник из северной Италии. 16 век.
Валлонская Квилон-дага. Начало 17 века. Кольцо на рукояти предназначено, скорее всего, для дополнительного упора кисти руки, нанося колющий удар.
Позолоченный леворучный кинжал Саксонского стиля с клинком из дамасской стали, около 1600 г. Длина клинка 28,5 см.
Леворучник с шотландским клинком и итальянской гардой и рукоятью. Длина общая 390 мм
Леворучный кинжал начала 17 века. Направленные в лево и вниз концы крестовины и кольцо использовались для парирования и перехвата клинка противника при схватке в сочетании с рапирой или мечом в правой руке.
Еще один леворучник 17 века. Длина 45 см, клинок 34 см.
Богатейший кинжал леворучник из собрания Эрмитажа.
Великолепнейшая шпага и к ней парный кинжал (гарнитур) из музея г. Дрезден. 1562 год
Надо сказать, что термин ДАГА, не совсем верен. По сути своей дага и есть леворучный кинжал, используемый в бою в паре с длинноклинковым оружием. Общее название европейских кинжалов dagger и дало кинжалу для левой руки это название.
Различные даги из собрания шотландского музея Дин Кэстл
Венецианская дага 16 века.
Дага для левой руки, не раньше чем середина 17 века. Толедо, Испания. Общая длина — 48,8 см. Длина клинка — 38,5 см.
Позднее, с развитием европейских фехтовальных школ дага (особенно испанская) получает сплошную гарду, прикрывающую руку полностью совмещая в себе функции щита и оружия для левой руки.
Дага , мастер Педро Вельмонте, Толедо, ок. 1610 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Дага, дата изготовления не известна. Длина 51 см, длина клинка 34 см.
Классическая испанская дага
Попадались среди даг и весьма замысловатые образцы. Например даги носившие немецкое имя «шпрингклинг». Использовалась в Европе в 16–17 вв. При нажатии на рычажок на рукоятке клинок раскрывался, превращаясь в трезубец. Точно так же складывался назад. рассказы о том, что сначала противника пыряли этой штукенцией, а потом раскрывали дополнительные лезвия, это не более чем миф. Дополнительные лезвия играли роль захвата клинка противника в бою, этакой неожиданной ловушки.
Так называемые «гарнитуры», когда шпага/рапира и кинжал-дага были выполнены в одном стиле и продавались парой.
Еще один дуэльный «гарнитур». Италия 1630 год. Размеры: Кинжал-дага — рукоять 175 мм, клинок 366 мм. Рапира — рукоять 180 мм, клинок 1000 мм.