Казимир Семенович великое искусство артиллерии

Ракетчик XVII века: Казимир Семенович и его «Великое искусство артиллерии»

Спросите практически любого о том, с кем связана история развития ракетной техники – и услышите в ответ имена Константина Циолковского, Роберта Годдарда и Германа Оберта. Первый в начале ХХ века выдвинул идею использования составных «ракетных поездов» для космических полётов. Американец Годдард в 1913 году предложил модель ракеты с последовательным отделением ступеней в полёте, став обладателем соответствующего патента, а позже создал первую в мире ракету на жидком топливе. Наконец, немец Оберт вошёл в историю как разработчик образца ракетного двигателя, испытания которого успешно прошли в 1930 году. Но мало кто знает, что основы ракетостроения были заложены задолго до рождения этой «святой троицы»: ещё в XVII веке их сформулировал белорусский учёный и мыслитель Казимир Семенович.

В далеком 1650 году в типографии издателя Яна Янсона в Нидерландах увидел свет научный труд «Artis magnae artilleriae. Pars prima» («Великое искусство артиллерии. Часть первая»). Именно этот трактат, посвящённый как теории, так и практике артиллерии и пиротехники, в течение полутора веков лежал в основе европейского искусства войны. Автором труда, написанного на латыни, был белорус Семенович – первый теоретик артиллерии и предтеча современного ракетостроения.

Огни, взрывающие ночь

Семенович происходил из мелкого княжеского рода, владевшего землями в современной Витебской области. Вопреки желанию отца, настаивавшего, чтобы наследник выбрал политическую карьеру, Казимир решил пости­гать тайны военного дела — особенно артиллерии. Много времени он посвящал изучению точных наук, хотя и окончил Виленскую академию как магистр «вольных наук» и философии.

Будучи профессиональным военным, он участвовал в различных военных кампаниях — в конфликте Речи Посполитой с Московией в 1632–1634 гг., в сражении с татарами в 1644-м, а во время Тридцатилетней войны состоял на службе в войсках Фридриха Генриха Оранского и приобрёл военный опыт при осаде европейских городов. В 1646 г. король Речи Посполитой Владислав IV Ваза отозвал Семеновича на родину, где тот был назначен инженером, а затем и заместителем начальника артиллерии королевского войска.

Буквально через несколько лет, дослужившись до звания генерал-лейтенанта и выйдя в отставку, Казимир Семенович вновь едет в Нидерланды, где занимается обобщением полученного военного опыта и систематизацией накопленных знаний. Вдохновлённый воспоминаниями о битве 1644 г., когда в дыму, скрывавшем отступление врага, то и дело вспыхивали невиданные им ранее фейерверки, учёный писал в предисловии к своему труду, что татары «с помощью дьявола туманом и паром затемнили солнце на побоище и взорвали огнями ночь». Казимир Семенович посвятил свою жизнь тому, чтобы найти разгадку этого явления и перевести артиллерию из статуса простого ремесла в разряд военного искусства.

Казимир Семенович

Во время пребывания в Нидерландах Семенович активно осваивал существующую литературу по военному делу, культуре и истории, артиллерии и пиротехнике, общался с нидерландскими мастерами-производителями орудий и изготовителями фейерверков. Будучи инженером войска Владислава ІV, Семенович самостоятельно проводил эксперименты по внешней и внутренней баллистике, производил запуски изготовленных им ракет. В конце концов он поставил перед собой задачу создать произведение, которое связало бы практику с теорией и обобщило новейшие достижения точных наук. Итогом кропотливой работы стал трактат «Великое искусство артиллерии».

Учебник войны

Составленный белорусом учебник по пиротехнике и артиллерии включает 304 страницы текста, а также рисунки, выполненные известным голландским гравером Якубом ван Мейрсом по эскизам Семеновича. Некоторые разделы трактата намного опередили своё время. В частности, работа содержит описание строения и технологии производства нескольких десятков моделей летательных аппаратов.

Обложка «Великого искусства артиллерии»

Особый интерес представляет глава «Dе Rocketis», рассказывающая о строении, производстве и свойствах различных типов ракет. На этих страницах учёным разработана идея многоступенчатой ракеты — она представляла собой модификацию составной ракеты с автономными ракетными двигателями, которые размещались один за другим и работали одновременно либо по очереди. Каждая из трёх ступеней по сути представляла собой отдельную ракету со своим топливом, воспламенителем и соплом. Предполагалось, что при сгорании топлива в первой ступени она отходит и падает. Вслед за этим загорается порох во второй ступени, которая, с свою очередь, также падает при выгорании топлива. Порох воспламеняется в третьей ступени — и летательный аппарат постепенно поднимается вверх.

Трёхступенчатая ракета со стабилизатором (эскиз XVII века)

Кроме того, Казимир Семенович — разработчик стабилизаторов типа «дельта». Ранее, чтобы придать ракете стабильность при полёте, к ней крепили жердь, равную семи-восьми размерам корпуса ракеты. Учёный предложил крепить к ракете треугольные крылья. Такие крылья-стабилизаторы используются и в современном ракетостроении.

Остальные главы посвящены различным вопросам пиротехники и артиллерии: излагаются классификация и описание ядер, подробно рассказывается об оборудовании, используемом европейскими мастерами-артиллеристами, приводятся способы определения калибра орудий, вычисления радиуса и массы ядер, изготовленных из различных материалов. Там же учёным описан способ получения единственного известного в XVII веке взрывчатого вещества — «чёрного пороха».

Трактат был переведён на многие европейские языки и неоднократно переиздавался. В течение полутора столетий он был вообще единственным в Европе учебником по артиллерийскому делу и пиротехнике. Известно, что Семенович подготовил и вторую часть своего труда, в которой излагал подробную историю развития артиллерии от древних времён до середины XVII столетия. Рукопись до наших дней не дожила, однако есть сведения, что ещё в начале ХХ века она хранилась в библиотеке Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге.

Многочисленные ссылки на «Великое искусство артиллерии» можно найти в научных трудах уже упомянутого Циолковского, который во многом опирался на идеи учёного XVII века. И хотя широкой публике имя Казимира Семеновича не слишком известно, космическое агентство НАСА причисляет белоруса к основоположникам ракетостроения.

Литература:

Казимир Семенович. Создатель европейской артиллерии

Откуда родом Казимир Семенович

Тем не менее, это не помешало имени Казимира Семеновича (Kazimierz Siemienowicz), почти навсегда исчезнуть из анналов истории. Возможно, что в случае с отцом учебника артиллерии это закономерно, ведь даже даты рождения и смерти 1600 и 1651 история сохранила с приставкой – примерно, или со знаком вопроса. Для учёных это не меньшая загадка, чем национальность своего коллеги и даже место его рождения. Так Польша, Литва и Белоруссия оспаривают степень родства Казимира Семеновича с территориями этих стран. Хотя думается, что загвоздка тут скорее не национальная, а историческая и геополитическая. Территории, откуда был родом Казимир Семенович, в то время относились к одному образованию – Речи Посполитой (Rzeczpospolita obojga narodów) и являлось понятием политическим, а не этническим, как это часто бывает с подобными союзами. Дабы избежать споров, позволим себе считать Семеновича, скажем, подданным короля Владислава IV. А так как он был королём Речи Посполитой, то и Семеновича, следовательно, будем считать подданным существовавшей до раздела Польши польско-литовской федерации под названием Речь Посполитая. Всё это, правда, не отменяет факта, что сегодня каждая из вышеперечисленных стран считает его исконно «своим».

По происхождению Семенович относился к шляхте, родовое имение которых, по одной из версий, располагалось в районе Витебска, на территории современной Белорусии. Считается, что гербом его рода был дворянский герб Остоя. Польская историография называет его полонизированным шляхтичем и польским инженером. Литовская история говорит о рождении его в пределах Жмуди, в семье бедного литовского шляхтича герба Остоя. Белорусская версия гласит, что родился Семенович недалеко Дубровны, в семье мелких русских князей Семеновичей.

По утверждению некоторых специалистов-лингвистов, кое-какие лексические особенности Казимира Семеновича действительно говорят в пользу белорусской версии. Сам же Семенович в своём труде обходит место своего рождения, ровно как сам называет себя литовским шляхтичем. Существует также версия, что право напечатать герб Остоя в своей книге было им приобретено в расчёте на увеличение своей популярности. Так или иначе, а источники того времени затрудняются подтвердить принадлежность фамилии Семеновича к гербу Остоя.

Молодые годы

Юность Казимира Семеновича, также как и место его рождения, окутаны пеленой загадочности. До наших дней точных сведений об этом периоде жизни учёного, не дошло. Но, по той информации которая всё же осталась, можно сделать вывод, что образование Казимир Семенович получил хорошее. Кроме польского языка он владел литовским, греческим и латинским языками. По некоторым данным, знал он и французский. Бывал в свете. Дальше по большей части – только предположения. Но из его дальнейшей жизни следует логический вывод, что кроме гуманитарного образования, Семенович овладел ещё и точными науками, причём на очень высоком уровне. Разбирался он также и в военном деле. На этом поприще он строил карьеру, и фигура его оставила неизгладимый след в истории армий Европы. Да и не только Европы.
Семенович служил в армии Речи Посполитой и принимал участие в её военных операциях. Приказом короля он был откомандирован в Нидерланды, на службу к герцогу Фредерику Оранскому. Когда же Польше понадобились специалисты по артиллерии для войны с турками и подавления восстания Богдана Хмельницкого, на какое-то время вернулся в Польшу, чтобы вскоре уехать вновь. Второй выезд в Нидерланды принёс ему реализацию его наработок и огромного багажа знаний. Там, в Амстердаме в 1650 году он опубликовал свой труд под названием «Artis Magnae Artilleriae pars prima» – «Великое искусство артиллерии. Часть первая». Этот учебник достаточно быстро снискал огромную популярность в Европе.

Взгляд в будущее

Такая популярность объясняется тем, что учебник был скорее энциклопедией. В нём Семенович изложил, по-сути, квнинтесенцию технических знаний того времени, совместив их с наблюдениями древних учёных и философов. Для учебника характерна экстрактивная, сжатая и очень точная информация по созданию различных гранат, шутих, ракет – их характеристики и необходимые для производства манипуляции и инструменты. В работе Семеновича наличествуют заряды и ракеты разнообразнейших видов. От изделий со стабилизирующей жердью до «крылатых» ракет.

В ней изложены методы создания, в том числе, «прообраза многоступенчатой ракеты». По меньшей мере, прописан и иллюстрирован механизм действия заряда сходного по структуре и принципу со ступенями, применяемыми в современной ракете. Состояла она из трёх совмещённых ракет. Семенович даёт точные указания по её созданию:

«Наибольшую ракету первой ступени наполнить следует более слабым материалом, чем её размер требует, остальные же две имеют заданием своим, чтобы третья вверх посредством их поднималась.»

Казимир Семенович

Если некоторые другие типы и принципы строения ракет в том или ином виде Семенович мог почерпнуть в доступных ему источниках, то концепция многоступенчатой ракеты, безусловно, является его прорывным изобретением. До него никто подобного рода механизмы не предлагал.

Эксперимент со знанием

Возможно, кто-то из инженеров XX века черпал в произведении Казимира Семеновича вдохновение. Немудрено, ведь плотное изложение ближе к концу переходит к точным рисункам, где, в частности, можно ознакомиться с устройством ступеней вышеупомянутой ракеты в разрезе. Работу, которую проделал Семенович при написании учебника, можно назвать колоссальной. Причём без всякого преувеличения. Всю свою широту своего кругозора он подкрепил знаниями по физике, математике, химии, военному делу и механик, почерпнутыми из более чем 200 источников, написанных на разных языках. Польские исследователи установили, что в своём труде Семенович обращается к авторам эпохи Ренессанса и Нового времени. Также он обращался и к античным авторам: Архимеду, Аристотелю, Платону. Более того, он умело сочетал цитирования необходимых для себя отрывков их трудов со знаниями о технических достижениях, полученными из книг своих современников и последних научных данных. Вот почему «Великое искусство артиллерии» больше походит на энциклопедию. Название «учебник» можно списать на счёт скромности автора.

Практики без практики

Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что Семенович не ограничился простой компиляцией теоретических и общефилософских знаний. Он был экспериментатором. Свои выводы он подтверждал проведёнными испытаниями. В нём всё говорило о любви к точности и доказанности. В книге всё приходит в гармонию именно благодаря такому научному подходу. Семенович считал, что одной только теории мало. Тем более что к его времени большинство известных исследований насчёт предлагаемой темы безнадёжно устарели, а новое всегда требует практической доказательной базы. Более того, Семенович выступал за то, чтобы был принят специальный закон, который допускал бы к делу пиротехники не любителей, основывающихся часто на собственных умозаключениях, а профессионалов – людей, ориентирующихся точных в науках и умеющих применять их на практике.

«Здесь именно есть исток новой науки, неизвестной прошлым столетиям, – «псевдомеханики». Больно мне оттого, что великая наука пиротехники униженна теми, кто использует её, – практики без практики, больно, что отобрали они у неё славу былую и красоту, заложенную её первооткрывателями. Больно, что науку эту оторвали от верной основы её – математики, и поставили промеж обычными ремеслами.»

Казимир Семенович

Так критиковал Семенович тех, кто погряз в пережитках прошлого и не желал использовать возможности технических достижений современности. Разумеется, часто по незнанию основ. Можно себе вообразить, как не любили его за это те пиротехники – «практики без практики», коих в эпоху Семеновича было превеликое множество. Эта критика была не единственным поводом для нелюбви к нему. Семенович исповедовал принцип раскрытия научных данных. То есть шел в разрез с большинством тех же пиротехников, которые считали, что мастерство должно быть предметом тайны. Он же скрупулёзно описал всё, что сумел выявить и подтвердить в своих экспериментах. Семенович проводил опыты по стрельбе из пушек, заряжая их двумя ядрами. Так, ему удалось сформировать закон абсолютного неупругого столкновения одинаковых по форме и материалу тел. Встречаются в его труде и моменты, где он пытается схоластически объяснить явления, лежавшие в то время далеко за пределами понимания науки. Полученные результаты отразились в книге.

От фейерверков до ракет

Книга состоит из пяти частей рассказывающих читателю о весах и калибрах зарядов, о взрывчатых материалах, специальной пиротехнике, ракетам и различной амуниции. Каждый вопрос рассматривается интердисциплинарно и скрупулёзно: начиная от мер и весов, принятых в Европе, через химию и взрывчатку к металловедению и металлургии. Так описаны способы хранения и проверки качества пороха, технология его изготовления, способы определения калибров и размеров и так в каждом разделе. Прописаны везде и материалы. Наименьшие ракеты изготавливать предлагалось из плотной бумаги. Ракеты побольше имели слоёв бумаги больше, кроме того, имели сегменты, связанные между собой суровыми нитками. Этот тип устройства интересует современных исследователей не менее многоступенчатой ракеты, предложенной Семеновичем. Для производства более крупных корпусов ракет предлагалось использовать дерево.

В разделе, посвящённом ракетам, оговариваются не только вопросы концепций тех или иных их типов, но и аэродинамика. Есть в труде Семеновича глава, которую наверняка нашли полезной некоторые любители различных методик саботажа. В частности в ней описаны «шары артиллерийские, которые тайно хранить можно, чтобы в необходимое время взорвались с присущим им результатом». Кроме военного применения разнообразных ракет и зарядов, автор описывает возможности их мирного применения. Для увеселительных целей, в качестве фейерверков. Точнее, на мирное применение его ракет Семенович делает наибольший акцент, военное же применение остаётся затронутым косвенно. Решающее значение, по мнению автора учебника, имеет наполнение головки ракеты. Искры, составы для различных цветов взрыва – это основа описанного инженером. Только один раз читатель найдёт упоминание о наполнении ракеты металлическими элементами, но напрямую о целях и действии такой ракеты автор не упоминает. Возможно, потому что это понятно априори. Ведь несложно догадаться, что приложив к уже готовому проекту немного технической мысли, как из увеселительного инструмента ракета превращается в грозное оружие. И наверняка знания, изложенные в учебнике, кто-то использовал в военном деле, применив и доработав их своими идеями. Более того, учёный сам этого желал. Он хотел, чтобы его труд поняли и чтобы в его выводы поверили:

«Как только, в соответствующее время, до сознания каждого дойдёт всё это, тогда упрочится вера в слова мои.»

Казимир Семенович

Что было дальше. И было ли?

Но, к сожалению, учебник «Artis Magnae Artilleriae pars prima» остался единственным дошедшим до нас произведением Казимира Семеновича. Для учёных до сих пор остаётся загадкой, были ли следующие.

По логике, должны были быть. Во-первых, в своей работе Семенович указывает на то, что во второй части будут затронуты вопросы описания и обслуживания пушек, тонкости их использования в обороне от противника, архитектурные формы и технологии постройки артиллерийской техники, во вторых, само название учебника «часть первая» наводит на мысль о том, что часть вторая как минимум предполагалась. Но ни второй части, ни сведений о ней у исследователей нет. По этой самой причине учебник Казимира Семеновича до XIX столетия оставался основным источником знаний по артиллерии. Ещё при жизни учёного книгу перевели на вытеснявший латинский французский язык, затем на немецкий. Значительно позже был выпущен и английский текст с поправками. Судьба остальных работ польского инженера Казимира Семеновича, если они были, остаётся неизвестной. Причины, по которой они могли пропасть, лежат в плоскости загадок и теории заговоров. Возможно, к забвению и работ, и имени учёного мужа приложили руку ремесленники-пиротехники, те самые «практики без практики», с засилием которых своим примером пытался бороться Семенович. Всё это только предстоит выяснить учёным.

Отцы ракетостроения

В современную эпоху те, кто сегодня работает в космическом полете, часто признают трех “отцов ракетостроения”, которые помогли запустить первые ракеты в космос. Только один из них жил достаточно долго, чтобы увидеть ракеты, используемые для космических исследований.

Константин Евгеньевич Циолковский (1857-1935) опубликовал то, что сейчас известно как “уравнение ракеты” в 1903 году в русском авиационном журнале. Уравнение относится к соотношениям между скоростью и массой ракеты, а также к тому, как быстро уходит газ из топливной системы, и будет расходоваться топлива. Циолковский также опубликовал теорию многоступенчатых ракет в 1929 году.

Роберт Годдард (1882-1945) был американским физиком, который отправил первую жидкостную ракету наверх в Оберн, штат Массачусетс, 16 марта 1926 года. У него было два патента США на использование жидкостной ракеты, а также на двух-или трехступенчатую ракету, использующую твердое топливо.

Герман Оберт (1894-1989) родился в Румынии, а затем переехал в Германию. По данным НАСА, он увлекся ракетной техникой в раннем возрасте, и в возрасте 14 лет он представил себе “реактивную ракету”, которая могла двигаться в космосе, используя только свой собственный выхлоп. Будучи взрослым, он изучал многоступенчатые ракеты и то, как использовать ракету, чтобы избежать земного притяжения. Его наследие испорчено тем, что он помогал разрабатывать ракету V-2 для нацистской Германии во время Второй мировой войны. Ракета была использована для разрушительных бомбардировок Лондона. Оберт жил в течение десятилетий после начала космических исследований и видел, как ракеты приносят людей на всю дорогу до Луны и наблюдал, как многоразовый космический шаттл снова и снова поднимает экипажи в космос.

В настоящее время ракетостроение постоянно развивается и обновляется. Часть ракет уходит «на пенсию», например ракета «Сатана» https://companion.ua/raketa-satana-razrabotannaia-kb-yuzhnoe-ushla-na-pensyiu/.

Ракеты в космическом полете

После Второй мировой войны несколько немецких ученых-ракетчиков эмигрировали как в Советский Союз, так и в Соединенные Штаты, оказав помощь этим странам в космической гонке 1960-х гг. в этом соревновании обе страны соперничали, чтобы продемонстрировать технологическое и военное превосходство, используя космос в качестве границы.

Ракеты также использовались для измерения уровня радиации в верхних слоях атмосферы после ядерных испытаний. Ядерные взрывы в основном прекратились после заключения в 1963 году Договора об ограниченном запрещении ядерных испытаний.

В то время как ракеты хорошо работали в атмосфере Земли, выяснить, как отправить их в космос, было трудно. Ракетостроение находилось в зачаточном состоянии, и вычислительные машины не были достаточно мощными, чтобы выполнять моделирование. Это означало, что многочисленные летные испытания заканчивались тем, что ракеты резко взрывались через секунды или минуты после выхода из пусковой площадки.

Однако со временем и опытом был достигнут определенный прогресс. Ракета была впервые использована для отправки чего-то в космос, когда был советский спутник в октябре 1957 года. После нескольких неудачных попыток Соединенные Штаты использовали ракету Jupiter-C, чтобы поднять свой спутник Explorer 1 в космос в феврале 1958.

Прошло еще несколько лет, прежде чем обе страны почувствовали себя достаточно уверенно, чтобы использовать ракеты для отправки людей в космос. Обе страны начали с животных (обезьян и собак, например). Российский космонавт Юрий Гагарин был первым человеком в космосе, покинувшим Землю 12 апреля 1961 года на борту ракеты “Восток-к” для многоорбитального полета. Примерно через три недели Алан Шепард совершил первый американский суборбитальный полет на ракете Redstone. Несколько лет спустя в программе NASA Mercury агентство перешло на ракеты Atlas для достижения орбиты, и в 1963 году Джон Гленн стал первым американцем, вышедшим на орбиту Земли.

Программа космических челноков НАСА (1981-2011 гг.) впервые использовала твердые ракеты для запуска людей в космос. В отличие от жидких ракет они не могут быть выключены. Сам шаттл имел три жидкостных двигателя с двумя твердотопливными ракетными ускорителями, закрепленными по бокам. В 1986 году уплотнительное кольцо ракеты-носителя твердого тела отказало и вызвало катастрофический взрыв, убив семь астронавтов на борту космического челнока Challenger . Твердотопливные ракетные ускорители были переработаны после инцидента.

Ракеты с тех пор использовались для отправки космических аппаратов дальше в нашу Солнечную систему: мимо Луны, Венеры и Марса в начале 1960-х годов, которые позже расширились в исследовании десятков лун и планет. Ракеты пронесли космические аппараты по всей Солнечной системе, так что астрономы теперь имеют изображения каждой планеты (а также карликовой планеты Плутон), многих лун, комет, астероидов и более мелких объектов. А благодаря мощным и передовым ракетам космический аппарат “Вояджер-1” смог покинуть нашу Солнечную систему и выйти в межзвездное пространство.

Казимир Семенович — основоположник ракетной техники из XVII века

Если вы спросите кого угодно, с кем, на его взгляд, связана история развития ракетной техники, он почти точно назовет вам как минимум имя Константина Циолковского. Однако в истории есть практически забытые сегодня люди, которые рассуждали о прототипах ракет задолго до начала XX века. Одним из таких людей является загадочный Казимир Семенович, военный инженер Великого княжества Литовского. Семенович был теоретиком артиллерии, в 1650 году он написал книгу «Великое мастерство артиллерии», которая уже тогда опережала свое время. Также Казимир Семенович являлся изобретателем прототипа многоступенчатой ракеты.

Данный персонаж является одним из самых загадочных деятелей Великого княжества Литовского. О его национальной принадлежности ученые спорят уже не одну сотню лет. Даже даты его рождения и смерти (1600—1651 гг.) известны сегодня только примерно. Для ученых это не меньшая загадка, чем национальность ученого-теоретика, который уже в XVII веке писал о создании ракет и зарядов к ним. Степень его родства сегодня оспаривают между собой Польша, Белоруссия и Литва. Каждая из сторон перетягивает одеяло на себя, записывая Казимира Семеновича в свои соотечественники.
По своему происхождению Семенович относился к шляхте, но вот к какой — это вопрос. Родовое его имение, по одной из версий, было расположено в районе Витебска, на территории современной Белоруссии. Полагают, что гербом его рода являлся дворянский герб Остоя. При этом польская историография называет Казимира Семеновича польским инженером и полонизированным шляхтичем. В то же время литовцы утверждают, что он родился в пределах Жмуди в семье небогатого литовского шляхтича герба Остоя. А согласно белорусским историкам, он родился недалеко от Дубровны, в семье мелких русских князей Семеновичей.

По словам некоторых специалистов в области лингвистики, кое-какие лексические особенности действительно говорят в пользу того, что он был белорусом. Сам же Казимир в своих работах обходил место своего рождения стороной, в то же время называя себя шляхтичем-литвином. Также существует версия, что право напечатать герб Остоя в своей книге он просто приобрел в расчете на увеличение собственной популярности.
Главной работой его жизни стала книга «Великое искусство артиллерии. Часть первая», которая была издана в 1650 году в Нидерландах в типографии Яна Янсона. В этой книге им были заложены основы ракетостроения задолго до того, как они были сформулированы учеными мужами XX века. Данный труд был посвящен как теории, так и практическому применению артиллерии и пиротехники. На протяжении практически двух веков после написания данная книга лежал в основе европейского искусства ведения войны, являясь уважаемым учебником по артиллерийской науке. Труд, написанный Казимиром Семеновичем на латыни («Artis Magnae Artilleriae pars prima»), сделал его, по сути, предшественником современного ракетостроения. В этой книге, помимо всего прочего, он описал принцип устройства многоступенчатых ракет, привел рисунки систем залпового огня и треугольного крыла-стабилизатора. Все это он написал и опубликовал еще за 250 лет до появления трудов Циолковского.
Сегодня трудно судить, но, скорее всего, Казимир Семенович учился в Виленской академии, однако точных подтверждений этому нет. Однако не стоит сомневаться в том, что это был человек с большими познаниями в разных областях. Его познания были в духе эпохи Возрождения, которая требовала универсальных гениев: помимо химии, физики, оптики, гидравлики и акустики, он изучал много искусств, как механических, так и свободных. По всей видимости, он хорошо был знаком со скульптурой, изобразительным искусством, литейным и граверным искусством. О его образованности и любви к чтению говорит тот факт, что в своей книге он ссылается на более чем 200 работ различных авторов.
В настоящее время известно, что Казимир Семенович принял участие как минимум в двух сражениях. Таким образом, можно сказать, что он имел отношение к военной службе в войсках Речи Посполитой. Точно известно, что в 1647 году он получил должность инженера коронной артиллерии. Но и до этого, он, по всей видимости, был на службе. Первый известный случай из его военной карьеры — это участие в осаде крепости Белой (сегодня находится на территории Тверской области в России), которая продолжалась с 22 марта по 27 мая 1634 года и закончилась победой малочисленного русского гарнизона. О данной осаде он написал как непосредственный свидетель событий, не указав, какую именно роль он в это время играл. Некоторые историки считают, что Казимир Семенович принимал участие во всей Смоленской войне 1632-1634 годов, однако это трудно подтвердить фактами.

Вторым известным участием Семеновича в сражениях стала битва с крымскими татарами под Ахматовом, которая произошла 30 января 1644 года (сегодня территория Черкасской области Украины). О ходе этого сражения он также рассказывал от первого лица. Возможно, в это время Казимир состоял в артиллерии коронного гетмана Станислава Конецпольского. Рассказывая о данном сражении, он отметил, что татарские пиротехники прикрыли отступление своих войск густой дымовой завесой.
Известно, что в Голландии Семенович бывал как минимум два раза. Первый раз его, по всей видимости, отправил туда король Владислав IV. Он нес военную службу у герцога Фредерика Оранского, принял участие в испано-голландской войне, в том числе в осаде Гюйста, которая произошла в 1645 году. Вернулся обратно на территорию Речи Посполитой в 1646 году, когда король Владислав IV начал собирать по всей Европе специалистов в области артиллерии для ведения большой войны с турками. С тех пор он служил в коронной артиллерии, с 1648 года был заместителем начальника. Согласно совету нового короля Яна-Казимира около 1649 года вернулся в Нидерланды, чтобы напечатать там свой труд по артиллерии. По другой версии, он был вынужден уехать из страны из-за конфликта со своим непосредственным начальником К. Арташевским, который обвинил Казимира Семеновича в присвоении денег.
Так или иначе, снова оказавшись в Нидерландах, Казимир Семенович написал книгу, в которой постарался обобщить весь накопленный военный опыт применения артиллерии и систематизировать полученные знания. До этого он достаточно активно осваивал имеющуюся литературу не только по военному делу, но и по истории, культуре, пиротехнике, общался с производителями орудий и изготовителями фейерверков. Еще будучи на службе у короля Владислава ІV, он самостоятельно осуществлял эксперименты и опыты по внутренней и внешней баллистике, выполнял запуски сконструированных им ракет. Неудивительно, что в итоге он поставил перед собой задачу — создать литературный труд, который позволил бы связать воедино практику с теорией и обобщить все накопленные знания и достижения точных наук тех лет.
В своем трактате «Великое искусство артиллерии» автор собрал 304 страницы материала, в том числе 22 гравюры и 206 различных рисунков. Гравюры были выполнены по эскизам самого автора известным голландским гравером Якобом ван Мейерсом. Данный труд стал настоящим учебником для артиллеристов, совместив накопленные знания и опыт с оригинальными мыслями и наработками самого Казимира Семеновича. Некоторые разделы данной книги сильно опережали свое время. В частности, в работе было описание и технология производства нескольких десятков моделей различных летательных аппаратов.

Популярность книги в Европе на протяжении двух веков объяснялась ее энциклопедичностью. Семеновичу удалось создать квинтэссенцию технических знаний своего времени, которую он удачно совместил с наблюдениями древних философов и ученых. Для его работы была характерна сжатая, экстрактивная и очень точная информация по созданию разнообразных ручных гранат, ракет и шутих — их основные характеристики, необходимые для производства материалы и инструменты. В работе Казимира Семеновича нашлось место описанию ракет и зарядов разных видов. Он описывал ракеты от изделий со стабилизирующей жердью до «крылатых» ракет. Также он рассказал о своей теории создания «прообраза многоступенчатой ракеты». Если какие-то из перечисленных им принципов строения и типов ракет он мог в том или ином виде почерпнуть в доступных ему источниках информации, то концепция многоступенчатой ракеты, безусловно, стала его прорывным изобретением. До него никто никогда не описывал подобных механизмов. Предложенная им концепция многоступенчатой ракеты совмещала в себе три элемента: «Наибольшую ракету первой ступени наполнить следует более слабым материалом, чем её размер требует, остальные же две имеют заданием своим, чтобы третья вверх посредством их поднималась».
Неудивительно, что для современников автора и для сегодняшних ученных наибольший интерес в его книге представляла именно 5-я глава, которая называлась «Dе Rocketis». На страницах этой главы ученый представил свое видение многоступенчатой ракеты, которая представляла собой модификацию составной ракеты, обладающей автономными ракетными двигателями, которые располагались один за другим и работали по очереди. Каждая из трех составных ракет имела свой запас топлива, воспламенитель и сопло. Ученый предполагал, что после сгорания запаса топлива в первой ступени она отпадет и упадет на землю. Далее должен был загореться порох во второй ступени, которая также упадет на землю после сгорания всего топлива. Затем топливо загорится в третьей ступени, все это время ракета должна подниматься вверх.
Но многоступенчатая ракета, это не единственное, что предложил Казимир Семенович. Он стал разработчиком стабилизаторов типа «дельта». До этого для придания ракете стабилизации во время полета к ней прикрепляли специальную длинную жердь, которая равнялась 7-8 размерам корпуса самой ракеты. В то же время Семенович предложил отказаться от жерди и крепить на ракете специальные крылья треугольной формы. Данные крылья-стабилизаторы по сей день используются уже в современном ракетостроении.

Всего в его книге было 7 глав. Остальные из них посвящались артиллерии и пиротехнике. В них излагалась классификация и подробное описание ядер, содержался подробный рассказ об оборудовании и механизмах, которые применялись европейскими мастерами-артиллеристами, приводились способы вычисления массы и радиуса ядер, произведенных из различных материалов, способы определения калибра артиллерийских орудий. Также Семенович описал способ получения единственного известного в том веке взрывчатого вещества, так называемого черного пороха.
Его обширный и подробный труд был переведен на многие языки стран Европы и многократно переиздавался. На протяжении полутора столетий он вообще оставался единственным европейским учебным пособием по артиллерийскому делу. Известно, что Казимир Семенович до смерти успел подготовить и вторую часть своей книги, которая должна была вместить подробную история развития артиллерии от древнего мира до дней его жизни. Однако до наших дней данная книга не дожила, хотя были сведения, что еще в начале XX века она хранилась в Санкт-Петербурге в библиотеке Артиллерийского музея.
В свое время по книге Казимира Семеновича учились Ньютон, российский император Петр I и французский Наполеон I. Отец и основоположник российской космонавтики Циолковский прямо ссылался на Казимира Семеновича в некоторых своих работах. А американское космическое агентство НАСА и вовсе называет Семеновича одним из основоположников всей ракетной техники.
Источники информации:

Трактат «Великое искусство артиллерии» Казимир Семенович , 1650

1. (1920 x 1285) Издание 1729 , на английском . Музей в Тракае , Литовская Республика . Отсюда .
Казимир Семенович (лит. Kazimieras Simonavičius, в некоторых источниках – Kazimieras Semenavičius; бел. Казімір Семяновіч; pol. Kazimierz Siemienowicz; лат. Casimiro Siemienowicz) (ок. 1600 — ок. 1651) — военный инженер армии Великого княжества Литовского, теоретик артиллерии. ( вики )
Почитать нём можно , и . И много ещё где , достаточно ввести в поиск «Казимир Семенович» .
В 2017 в Беларуси был снят научно-популярный фильм «Казимир Семенович. Великое искусство артиллерии»
Трейлер :
Полностью фильм — .
Теперь о содержании поста . Под катом — 25 фотографий разворотов первого издания , 1650-го , на латыни . В основном — рисунки/чертежи. Отсюда . JPG .
И конечно же , сам трактат , в PDF :
«ARTIS MAGNAE ARTILLERIAE PARS PRIMA» , 1650-й , латынь . PDF ~ 54 MB . Взято .
«GRAND ART D’ARTILLERIE» , 1651-й , французский . PDF ~216 MB . Мой . Исходники в JP2 взял .
«THE GREAT ART OF ARTILLERY» , 1729-й , английский ( перевод французского издания 1651-го ) . PDF ~ 461 MB . Тоже мой . Исходники в JP2 взял . Кроме того , английское издание сконвертированное в JPG (446 страниц) лежит у меня .
2. (1123 x 1496)
3. (3763 x 3030)
4. (3718 x 3013)
5. (3750 x 3029)
6. (3754 x 3036)
7. (3770 x 3020)
8. (3799 x 3012)
9. (3969 x 2963)
10. (3969 x 2965)
11. (3994 x 2964)
12. (3983 x 2968)
13. (3975 x 2969)