Катер грачонок проекта 21980

Содержание

Противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок»

Активные темы

  • Очередной факап Приват Банка (26)

    Adaril Инкубатор 01:30

  • Цена на WTI упала ниже 0.1$ (371)

    Latgelo События 01:30

  • Медведев предложил продавать нефть по принципу take or pay (47)

    faramant66 Инкубатор 01:30

  • Привет друзья! Много новеньких, будем знакомы-я Пашкетт (289)

    Айдэн Инкубатор 01:30

  • Кучка картинок №4 (150)

    3Deffect Картинки 01:29

  • Культурный слой — обман археологов? (349)

    bobbax Картинки 01:29

  • Как я друга на ЯПе нашёл (51)

    Lastochka79 Зверье 01:29

  • Водитель скорой помощи из Старого Оскола рассказал как на самом … (35)

    Цифра Инкубатор 01:29

  • Несколько картинок (113)

    Kettah Картинки 01:29

  • Запрещенная правда. (55)

    RealVor Инкубатор 01:28

  • Первая поправка (30)

    Баннер Видео 01:28

  • Яндекс подчищает следы онлайн митингов (137)

    Mazar Картинки 01:28

  • Домашний арест как метод уничтожения активных стариков! (8)

    Xardos Инкубатор 01:28

  • Как прожить на 13000р ?Спб. (58)

    ВоваЦЦ Инкубатор 01:28

  • Танцующие африканцы уже не в тренде? (159)

    Steban Видео 01:28

Противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок»: история создания, описание и основные характеристики

Проект 21980 «Грачонок» — это серия скоростных, маневренных и многоцелевых катеров, предназначенных для защиты акваторий пунктов базирования, а также ближних подходов к ним от диверсионно-террористической угрозы. Кроме того, корабли этого проекта будут использоваться для охраны государственной границы нашей страны. Благодаря особенностям своей конструкции, а также оснащению катеров новейшим оборудованием и системами вооружения, они способны выполнять задачи, которые ранее выполняли суда гораздо большего водоизмещения. Следует отметить, что кораблей такого класса ранее не было не только в составе российского, но и советского военно-морского флота.

Катера типа «Грачонок» способны обнаруживать объекты в толще воды на дистанциях в 300 метров, проводить обследование дна на глубинах до 200 м (при волнении моря до 3 баллов и скорости движения судна до 8 узлов). Кроме того, эти корабли могут проводить изучение дна и подводных объектов с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. На катерах проекта есть водолазное оборудование и барокамера.

Противодиверсионный катер (ПДКТ) проекта 21980 был разработан конструкторами ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород), серийное производство этих кораблей налажено на Зеленодольском заводе им. Горького, а затем на Восточной верфи и ССЗ «Вымпел». Первый катер этого проекта был заложен в 2008 году, уже через год он был спущен на воду.

В настоящее время в строю находится уже 12 противодиверсионных катеров проекта 21980, еще 5 строится, а один «Грачонок» проходит испытания.

История создания проекта 21980 «Грачонок»

Катер проекта 21980 был разработан в ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» по заказу ВМФ РФ, руководил работами А. С. Речицкий. Корабль изначально проектировался для выполнения широкого спектра боевых задач, но основной из них должна была стать борьба с диверсионными и террористическими угрозами.

Головной корабль проекта был заложен в 2008 году на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», он получил номер П-104. 25 марта 2009 года катер был спущен на воду и после доработки начались его заводские испытания. После их успешного завершения П-104 был принят в состав Балтийского флота. В 2011 году П-104 принял участие в международной военно-морской выставке «Ленэкспо 2011».

В мае 2010 года в Зеленодольске был заложен второй катер проекта 21980. Он получил тактический номер П-191. На этом корабле был установлен водолазный колокол и барокамера. Катер был спущен на воду в июне 2011 года, а уже осенью начались его государственные испытания в Новороссийске.

В мае 2011 года началось строительство третьего катера проекта, он получил номер ПРДКА П-349.

В 2012 году в Зеленограде были заложены сразу два «Грачонка», кроме того, к серийному производству этих кораблей была подключена «Восточная верфь» во Владивостоке. На ней были заложены два катера проекта 21980.

В 2012 году катера под номерами П-191 и П-349 были зачислены в состав российского Черноморского флота.

В 2013 году в Зеленограде были заложены еще два катера, а П-377, изготовленный во Владивостоке, был спущен на воду. П-351 был принят в состав Каспийской флотилии.

В 2014 году к производству кораблей проекта 21980 присоединилось еще одно российское предприятие – рыбинский ССЗ «Вымпел». Российское военное ведомство подписало с заводом контракт на постройку шести кораблей проекта. В этом же году были спущены на воду несколько катеров, после испытаний они вошли в состав Черноморского и Тихоокеанского флота.

В 2020 году катера, находящиеся в составе Черноморского флота, получили собственные имена: «Суворовец», «Кадет» и «Курсант Кировец». Катер под номером П-104 принял участие в военно-морском параде, посвященном дню Победы, который состоялся в Санкт-Петербурге.

Закладки и спуски на воду катеров проекта 21980 продолжались и в 2020 году, начались работы над кораблями для Северного флота. В настоящее время (информация на конец 2020 года) в составе ВМФ РФ находится 12 катеров: пять из них входит в состав Черноморского флота, два – Северного флота, по одному ПДКТ находится на Балтике и Каспии и три входят в состав Тихоокеанского флота. Ведется работа над четырьмя катерами, еще на три «Грачонка» подписаны контракты.

Описание конструкции проекта 21980 «Грачонок»

Противодиверсионный катер «Грачонок» — это однопалубный корабль с довольно развитой надстройкой и транцевой кормой. Для проведения погрузочных работ он оснащен краном-манипулятором. Экипаж катеров этого проекта состоит из восьми человек. Автономность корабля составляет пять суток.

Главная энергетическая установка корабля выполнена на основе дизельных двигателей фирмы MTU Friedrichshafen (Германия). Она позволяет катерам этого проекта достигать скорости в 23 узла.

В 2014 году из-за наложенных на Россию западных санкций поставки немецких двигателей были прекращены. Их заменили китайскими аналогами, изготовленными компанией Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Поставки производились через российскую компанию «Морские пропульсивные системы». В состав новой ГЭУ вошли два двигателя TBD620V12, два реверс-редуктора и соединительные муфты.

В марте нынешнего года в российских СМИ появилась информация, что оба китайских двигателя вышли из строя во время первого же испытания. Из-за этого на российского субподрядчика «Морские пропульсивные системы» были наложены штрафные санкции в размере 750 тыс. рублей. Правда, теперь не совсем понятно, какими двигателями будут комплектоваться новые корабли.

Катера проекта 21980 оснащены весьма совершенным комплексом вооружения, современными радиоэлектронными и радиотехническими средствами, а также водолазным оборудованием, которое позволяет проводить обследование дна и подводных объектов.

В комплекс оборудования корабля входит РЛС МР-231 «Пал», которая предназначена для безопасности судовождения и обеспечивает круговой радиолокационный обзор. Эта РЛС может осуществлять автоматическое сопровождения 50 целей на протяжении длительного времени и имеет встроенную систему опознавания государственной принадлежности цели. Информация об окружающей обстановке накладывается на цифровую карту района плавания корабля.

Также в состав оборудования катеров этого проекта входит автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, многофункциональный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа».

Гидроакустическая станция «Анапа» может обнаруживать боевых пловцов на дистанциях в 300 метров в секторе 360 градусов. Антенны станции находятся на специальном устройстве, которое выдвигается из корпуса судна. В ходе испытаний с помощью станции была исследована подводная обстановка гавани, дно и толща воды. При движении со скоростью около шести узлов четко наблюдались различные объекты на дне, причальные стенки, якорные цепи на дистанциях до 300 метров.

Для выполнения боевых задач экипаж катера может задействовать и поисково-обследовательский комплекс «Кальмар», который позволяет исследовать дно на глубинах до 200 метров, а также подводный телеуправляемый аппарат ТНПА «Фалкон» разработанный компанией Saab Seaeye Co.LTD. Он способен достигать глубин в 300 метров.

По результатам проведенных государственных испытаний комплекс «Кальмар» был модернизирован, в дальнейшем для катеров этого проекта планируют создать новый, более совершенный, необитаемый подводный спускаемый аппарат.

Уже на второе судно этого проекта был установлен специальный водолазный комплекс с барокамерой, который можно использовать при проведении спасательных, поисковых, технических и иных видов подводных работ. Еще можно добавить, что оборудование катеров «Грачонок» отображает данные о подводной обстановке в режиме реального времени.

Несмотря на свои довольно скромные размеры, катер «Грачонок» серьезно вооружен. На его борту имеется четыре переносных ракетных комплекса «Игла» для борьбы с низколетящими воздушными целями, а также тумбовая пулеметная установка калибра 14,5 мм. Однако главным оружием, предназначенным для выполнения главной задачи катера – борьбы с боевыми пловцами противника, – являются противодиверсионные гранатометы. Их на борту «Грачонка» два вида: десятиствольный, калибра 55 мм, дистанционно управляемый гранатометный комплекс 98У и переносной ручной двухствольный противодиверсионный гранатомет ДП-64 «Непрядва».

55-мм гранатомет обеспечивает поражение подводных диверсантов на дистанциях до 500 метров и глубине до 40 метров. Фугасная граната РГ-55М, которую использует 98У, имеет гарантированный радиус поражения до 16 метров от точки входа. Это оружие работает в связке с гидроакустической станцией «Анапа», с помощью которой происходит прицеливание.

ДП-64 «Непрядва» используется для решения аналогичных задач, он может поражать подводные цели на дистанциях в 400 метров и глубине 40 метров. Боеприпас гранатомета обеспечивает радиус поражения 14 метров.

14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка позволяет уверенно поражать надводные, воздушные и береговые легкобронированные цели на дистанциях до 2 тыс. метров.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что катера проекта 21980, несмотря на свои довольно скромные размеры (водоизмещение 138 тонн, длина 31 метр, осадка 1,85 метра), способны решать целый комплекс боевых задач и уверенно защищать пункты базирования от диверсионных и террористических угроз.

Автор статьи: Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

«Грачонок» мал, да «удал» ..


На верфи Зеленодольского судостроительного завода им. М. Горького (Татарстан) 5 мая текущего года был заложен четвертый в серии боевой катер специального назначения пр. 21980 с характерным названием «Грачонок».
Как сказал Александр Карпов, первый заместитель генерального директора завода, по завершению строительства в 2013 г., катер должен поступить в состав Черноморского флота и нести боевую службу по охране акватории военно-морской базы (ВМБ) в Новороссийске.
Ожидается, что этот катер будет участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности при подготовке и проведении Олимпиады в Сочи в 2014 г. Примечательно, что это событие состоялось ровно через год после закладки и начала строительства третьего катера этого же проекта.

На возможный вопрос, заслуживает ли это событие такого внимания, следует ответить утвердительно и однозначно — да, заслуживает! В первую очередь, потому, что строительство этого, пусть и небольшого по размерам катера, говорит о продолжающейся реализации планов по развитию и повышению возможностей российского ВМФ. А второй причиной для такого утверждения является то, что сам катер неординарен и вызывает определенный интерес к себе. Что же представляет собой этот катер и оправдано ли к нему такое внимание на самом деле?

«Грачонок» (пр.21980) представляет собой высокоскоростной маневренный противодиверсионный катер (ПРДК) многоцелевого назначения. Уникальный, по словам заместителя начальника отдела надводных кораблей Департамента по обеспечению гособоронзаказа Минобороны РФ Андрея Шербаня, катер предназначен для борьбы с террористическими силами и средствами при защите акваторий ВМБ и пунктов базирования ВМФ России.
Кроме того, оснащение и технические характеристики катера позволяют использовать его в интересах антитеррористической безопасности при подготовке и проведении крупных мероприятий, а также для содействия Пограничной службе РФ в охране и защите государственной границы России. Следует отметить, что катер типа «Грачонок» в составе советского флота не было и на вооружение российского ВМФ принят недавно.

Катер пр. 21980 «Грачонок» разработан специалистами ОАО «КБ «Вымпел» (г. Нижний Новгород) и серийно производится на мощностях ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» по контракту с Минобороны, подписанного в 2007 г. Головной катер П-104 (заводской номер 981, бортовой 889) был заложен 18.02.2008 г., спущен на воду 25.04.2009 г. и после успешных испытаний в акваториях р. Волга и Балтийского моря в декабре того же года вошел в состав Балтийского флота ВМФ России.
На следующий год (4.05.2010 г.) на нем был поднят Адреевский флаг. В настоящее время катер несет боевую службу по охране водного района Ленинградской военно-морской базы, а летом 2011 г. в оригинальной маскировочной окраске он демонстрировался на Международном военно-морском салоне.

Второй ПРДК пр.21980 «Грачонок» (заводской номер 982, бортовой 840) был заложен 7.05.2010 г, спущен на воду в июле 2011 г. В конце октября этого же года был подписан акт о передаче катера в состав соединения кораблей охраны водного района Новороссийской ВМБ Черноморского флота. Накануне 67-ой годовщины Великой Победы на нем планировалось торжественное поднятие военно-морского флага.
В мае прошлого 2011 г. на мощностях Зеленодольского судостроительного завода был заложен третий противодиверсионный катер пр. 21980, активное строительство которого активно ведется в настоящее время. Таким образом, майская закладка катеров этого проекта стала традиционной в практике одного из крупнейшего судостроительных предприятий России, основанного в 1895 г.
На стапелях этого завода было построено около 600 военных кораблей для России и ряда зарубежных (Германии, Египта, Вьетнама, Кубы, Ливии, Сирии и др.) стран, а также около 900 пассажирских морских и речных судов. Сегодня ОАО «Зеленодольский судостроительный завод» входит в состав структуры холдинговой компании «Ак Барс».

Катер «Грачонок» (пр. 21980) имеет следующие основные характеристики. При стандартном водоизмещении в 138 т (длина, ширина, осадка – 31 м, 7,4 м, 1,85 м соответственно) силовая установка из двух дизелей обеспечивает движение полным ходом со скоростью 23 узлов и автономность действий экипажа из 8 человек до 5 суток. На вооружении катера состоит комплекс огневых и радиоэлектронных средств.

В состав первых входит 4 переносных зенитных ракетных комплекса (ПЗРК) «Игла» (9К38 с ЗУР 9М39), одна 14,5-мм крупнокалиберная морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ), а также 55-мм десятиствольный (в составе комплекса ДП-65А) и 45-мм (ДП-64) противодиверсионные гранатометы.
ПЗРК «Игла» (9К310, SA-16, Gimlet) представляет собой высокомобильный ЗРК ближнего действия, предназначенный для борьбы самолетами, вертолетами, КР и ДПЛА на встречных и догонных курсах в условиях их визуальной видимости, наличия естественных и искусственных тепловых помех. ПЗРК обеспечивает поражение указанных целей, действующих в диапазоне дальностей и высот 1-5,2 км и 0,01-2,5 км со скоростями до 360 м/с.

14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Установленная на палубе «Грачонка» МТПУ обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях и высотах до 2000 м и 1500 м соответственно.

Десятиствольный 55-мм гранатомет в составе дистанционно управляемого гранатометного комплекса ДП-65 обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа РГ-55М на дальностях 50-500 м, действующих на глубинах до 40 м в радиусе 16 м от точки нахождения гранаты.
Комплекс работает совместно с гидроакустической станцией типа «Анапа», обеспечивающей автоматическое и постоянное наведение гранатомета в точку стрельбы.

Ручной 45-мм противодиверсионный гранатомет ДП-64 предназначен для решения аналогичных задач и при массе не более 10 кг он обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа ФГ-45 на дальностях до 400 м и глубинах до 40 м в зоне радиусом 14 м.
Вторая группа объединяет в своем составе современные радиоэлектронные и радиотехнические средства, а также водолазное оборудование, позволяющее обнаруживать и обследовать подводные объекты – гидроакустический комплекс «Кальмар», навигационная РЛС МР-231 «Пал», оптико-телевизионный комплекс МТ-201.М3 и противодиверсионная ОГАС «Анапа».
Особое значение в решении катером задач по предназначению имеет гидроакустический комплекс «Кальмар» (ОАО «Тетис Про». Входящие в его состав многолучевые гидролокатор и эхолот, навигационная гидроакустическая станция и телеуправляемый необитаемый подводный аппарат обеспечивают поиск и обнаружение различных подводных объектов (дальность до 500 м), в т.ч. пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла, и обследование дна (на глубине до 200 м) при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов.
Кроме того, «Кальмар» позволяет вести гидролокационное и визуальное обследование обнаруженных объектов с использованием телеуправляемого необитаемого подводного аппарата, отображение в реальном масштабе времени данных подводной обстановки, их обработку и сохранение, а также решать др. задачи.
По результатам госиспытаний комплекса «Кальмар» на головном катере «Граченок» была проведена модернизация гидролокационной станции, позволившая значительно увеличить дальность обнаружения подводных пловцов. В ходе испытаний, при движении судна со скоростью около 6 узлов, она обеспечивала наблюдение различных объектов на дне, в т.ч. якорных цепей и причальных стенок, на расстояниях 70-400 м. В дальнейшем планируется модернизация комплекса «Кальмар», в т.ч. использование нового телеуправляемого необитаемого подводного аппарата.

Корабельная навигационная РЛС типа «Пал» (ОАО КБ «Аметист») предназначена для кругового радиолокационного обзора и обеспечения безопасного судовождения. Она позволяет обнаруживать надводные цели с отражающей поверхностью 5500 (300) кв. м на дальности до 16 (6) миль. При разрешающей способности 20 м по дальности и 1 градус по азимуту РЛС способна в автоматическом режиме одновременно сопровождать до 50 целей в течение 24 часов непрерывной работы.
Станция имеет систему опознавания государственной принадлежности целей, позволяет накладывать радиолокационную информацию на цифровую карту района плавания, отличается повышенными скрытностью собственного излучения и точностью определения угловых координат.
Гидроакустическая станция типа «Анапа» (ЗАО «Аквамарин») предназначена для поиска и обнаружения боевых пловцов на дальности не менее 300 м при одновременном обзоре горизонтального сектора в 360 градусов. При одновременном сопровождении всех обнаруженных целей среднеквадратическая ошибка определения координат каждой из них по дальности и пеленгу не превышает 2% и 2 град. соответственно.
Таким образом, судя по известным данным и характеристикам вооружения и др. технических средств, противодиверсионный катер пр.21980 «Грачонок», несмотря на его скромные размеры, способен решать целый комплекс задач в области обеспечения безопасности.

Канакина. 3 класс. Учебник №2, упр. 6, с. 5

6. Прочитайте.

Борьба за жизнь.

На краю обрыва стояла берёза. На берёзе висело грачиное гнездо. Недавно там появились маленькие грачата2.
Однажды ночью началась сильная буря. Она стала раскачивать берёзу из стороны в сторону.
Берёзе было трудно держаться за край обрыва, но она не сдавалась. Берёза боролась не только за свою жизнь, но и за жизнь маленьких грачат. Это придавало ей силы, и берёза устояла.
Всё кончилось хорошо.

В. Степанов

  • Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль.

Берёза боролась не только за свою жизнь, но и за жизнь маленьких грачат.

  • О чём самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть.

1. Маленькие грачата.
2. Буря.
3. Борьба за жизнь.
4. Счастливый финал.

  • Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова.

Стояла — стоя; грачиное — грач; грачата — грач; стороны, сторону- сторóнка; держаться — дéржится, боролась — бóрется;

жизнь — жи — ши пиши с и;

маленькие — правописание -еньк-;

ночью — разделительный ь;

хорошо — словарное слово.

  • Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.

← Предыдущее Следующее →

Ответы по русскому языку. 3 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 3 класс

Канакина. 3 класс. Учебник №2, упр. 6, с. 5 4.5 (90%) от 22 голосующих

Рапторы и Грачата — основа безопасности военно-морских баз

Как уже упоминалось в первой части статьи, основой катеров проекта 03160 являются катера CombatBoat 90 разработки шведской компании Dockstavarvet. Они закуплены и стоят на вооружении флотов 7-ми стран мира, включая ВМФ США и Великобритании. В отличие от БК-16, «Рапторы» очень похожи на своих «прародителей».

Сюжет: Армия

Проект разработан в КБ АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла»» по заданию ВМФ России. Строительство катеров ведётся на верфи «Пелла» в городе Отрадном Ленинградской области. Длина катера составляет 17 метров, водоизмещение 23 тонны. «Рапторы» очень быстроходны, они развивают скорость до 48 узлов. Это почти 90 км/ч. Даже для катеров это очень высокая скорость. Основным вооружением «Раптора» является боевой модуль «Управа-Корд», состоящий из пулемёта КПВТ калибра 14,5 мм. Модуль гиростабилизирован, что позволяет вести прицельную стрельбу при волнении на море. Дополнительно на катер устанавливаются два пулемета «Печенег» калибра 7,62 мм по бортам. Эти катера используются противодиверсионными силами и средствами флота (ПДСС). Отряды ПДСС – их на каждом флоте и флотилии несколько – прикрывают все военно-морские базы и важнейшие торговые порты страны. При необходимости на катере могут находиться спецназовцы или боевые пловцы. Все «Рапторы» несут военный трехцветный камуфляж, кроме одного. Катер П-344, формально приписанный к Балтийскому флоту, покрашен в белую краску, палуба сделана из тика, на месте боевого модуля с пулеметом находится большой обтекатель с антенной. На его борту номер – 001. Это катер для высшего руководства страны, его постоянное место базирования – военный дебаркадер у здания министерства обороны на Москве-реке. В день военно-морского флота катер переходит в Санкт-Петербург и на нем принимают парад флота.

«Рапторы»

По состоянию на середину 2019 года в составе ВМФ России находятся по разным данным от 14 до 16 катеров проекта 03160. Они входят в состав Балтийского и Черноморского флотов и Каспийской флотилии.

Противодиверсионный катер проекта 21980 шифр «Грачонок»

В настоящий период настолько велика угроза диверсий и других недружественный действий в отношении России, что для эффективной защиты баз и портов ПДСС нужны катера различных типов. Проект катера 21980 шифр «Грачонок» разработан по заказу ВМФ на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел». Они имеют водоизмещение 138 тонн, длину 31 метр, скорость хода 23 узла. Корабль оснащен всем необходимым для борьбы с вражескими боевыми пловцами. Для их обнаружения имеется специальная гидроакустическая станция. Катер вооружен 4-мя переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) «Игла» (9К38 с ЗУР 9М39). Вооружение дополняет одна 14,5-мм крупнокалиберная морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) и 55-мм десятиствольным (в составе комплекса ДП-65А) и 45-мм (ДП-64) противодиверсионными гранатометами. Может нести на борту боевых пловцов.

«Грачонок» По теме 2323

Симпозиум проводится раз в два года и в этот раз впервые должен был состояться на Филиппинах и завершиться парадом. По данным СМИ, в этом году мероприятия совпадают с 122-летием филиппинского флота.

«Грачата» строятся в Зеленодольске на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького», в Рыбинске, на судостроительном заводе «Вымпел», во Владивостоке, на «Восточной верфи». По решению Главкома ВМФ, все «Грачата» стали именными кораблями, т.е. кроме тактического номера каждый катер имеет свое название. Катера проекта 21980 являются основой отрядов ПДСС на всех флотах и флотилиях. Как правило, они работают в паре с катером типа «Раптор» К концу 2018 года в строю и постройке находились 20 «Грачат».

Для защиты Крымского моста Росгвардия заказала 4 катера проекта 21980. Первый катер уже находится на стадии строительства.

Десантно-штурмовая лодка проекта 02800

Все перечисленные катера, решающие разные задачи, имеют легкие, алюминиевые корпуса. Однако есть задачи, когда боевой катер должен действовать под огнем противника. Чтобы защитить экипаж и десантников он должен нести броню. К таким бронированным катерам, своеобразным БМП и относятся десантно-штурмовые лодки (ДШЛ) проекта 02800. Для Черноморского флота сейчас строится серия из шести патрульных кораблей проекта 21160. Головной, «Василий Быков» уже числится в составе ЧФ, «Дмитрий Рогачев» проходит испытания. Остальные четыре находятся в разных стадиях строительства.

Головной патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков»

Эти корабли предназначены для охраны экономической 200-мильной зоны и решения других задач, в том числе для действий против современных пиратов. В состав штатного вооружения корабля и входит ДШЛ. Она разработана по заказу Министерства обороны предприятиями TRIDENT Aluminium boats и ООО «Феррумленд» из Санкт-Петербурга. Десантно-штурмовая лодка проекта 02800 предназначена для выполнения патрульных, диверсионных и противодиверсионных функций; скоростной доставки десантно-штурмовых групп на берег и досмотровых групп на задержанный корабль; огневой поддержки действий подразделений специального назначения и морской пехоты. Длина ДШЛ 10 метров, скорость хода 35 узлов. Лодка может быть вооружена пулеметом КПВТ калибра 14,5 мм или 12,7-мм «Корд».

Пока этими лодками комплектуются патрульные корабли проекта 21160, но перспективы у ДШЛ большие. Во-первых, лодка, единственная из всех боевых катеров, бронирована. Во-вторых, конструкторы, разрабатывают вариант ДШЛ с дистанционным управлением, т.е. высадив десант, ДШЛ может отойти от берега, поддерживая огнем десант, а потом забрать его в нужном месте. Управлять лодкой будут с борта патрульного корабля. Уже известно, что 6 ДШЛ будут стоять на патрульных кораблях Черноморского флота, другие сферы применения прорабатываются.

Катера типа 1C16MII

Это самые закрытые из современных российских боевых катеров. Они построены в Швеции. Используются Федеральной службой для охраны первых лиц на воде. По понятным причинам, технические характеристики не афишируются. Известно только, что катера имеют большую скорость. Базируются там, где располагаются правительственные резиденции. Такими катерами укомплектован также и один из отрядов ПДСС на Черном море. Отличаются катера ФСО и ПДСС окраской. Катера ФСО имеют темно-синий корпус с наклонной красной полосой и серую надстройку. Катера ПДСС – белые.

Безэкипажные катера для тральщиков

По теме 6649

Как министерство обороны и Фонд социально-культурных инициатив делят остров Котлин

Мы уже упоминали в части 1 о новом оружии тральщиков. Теперь расскажем о нем чуть подробнее. Для противоминных сил флотов переломными стали 80-е годы ХХ века. До этого времени единственным оружием против мин были тралы. Они были различные – контактные, акустические, магнитные, комбинированные и т.д. Но все имели одну обязательную особенность. Для обнаружения и обезвреживания мины тральщик должен был войти в зону поражения мины.

В 80-х годах концепция противоминной борьбы изменилась. Тральщики стали оснащаться подводными телеуправляемыми аппаратами, которые шли впереди судна и под водой обнаруживать мины, которые потом уничтожались водолазами-минерами. Тральщики же стали называться «тральщики-искатели мин». Со временем телеуправляемые аппараты стали штатным вооружением тральщиков и название «искатели мин» перестали употреблять.

В XXI веке, с развитием технологий появились новые возможности. К подводным телеуправляемым аппаратам добавились безэкипажные (БЭК) катера. Аппаратура таких катеров позволяет более эффективно решать задачу обнаружения и обезвреживания мин. Первыми кораблями в ВМФ России, имеющими такие катера в качестве штатного вооружения, стали корабли противоминной обороны проекта 12700 шифр «Александрит».

Тральщики строятся серийно. Их общее количество планируется в 30-40 единиц. Первые два корабля оснащены французским комплексом БЭК «Inspektor Mk2». Но из-за санкций французы отказались поставлять катера для всей серии. Поэтому, начиная с третьего корабля на «Александритах» будет базироваться российский комплекс БЭК «Тайфун». Количество таких катеров в ВМФ России будет определяться количеством тральщиков, на которых они будут базироваться.

Морской тральщик проекта 12700 «Александр Обухов» БЭК «Тайфун»

С чего все началось. Катер проекта А-77 шифр «Гарпун»

Завершая рассказ о современных боевых катерах России, надо рассказать о катере, который был построен в единственном экземпляре, но который дал толчок к развитию всего класса боевых катеров в стране. 2003 год. Оборонная промышленность только восстанавливается. Но грамотные специалисты — судостроители понимают ценность боевых катеров для силовых структур и перспективность данного направления. Так на Выборгском ССЗ, в инициативном порядке, без заказа Министерства обороны, появился экспериментальный проект А-77 шифр «Гарпун». К проектированию было привлечено авиационное КБ Сухого. В этом катере были совмещены технологии судо- и авиастроения.

По ряду характеристик «Гарпун» превосходит принятые на вооружение спустя десятилетие патрульные катера проекта «Раптор». В частности, он способен развивать максимальную скорость на 10 узлов выше аналогичных показателей «Рапторов». Его скорость достигала 60 узлов! Это более 100 км/ч. Кроме того, проект А-77 подразумевал вооружение в виде 30-мм арт. установки АК-306. Однако, по количеству принимаемого на борт десанта «Гарпун» уступал появившемуся позднее «Раптору», что могло повлиять на выбор военного ведомства. В общем, при всей своей новизне, прогрессивности и инновационности, новый катер «Гарпун» не заинтересовал силовые ведомства и в серию не пошел. Он до сих пор находится в Выборге на хранении. Но «Гарпун» сделал главное – привлек внимание представителей силовых ведомств к теме нужности и полезности боевых катеров. У пограничников появились «Миражи», «Мангусты» и «Соболи», а у флота «Рапторы» и «Грачата», у ССО — БК-16/БК-18.