Камуфляж т 34 85

Еще в тему…..
________________________________________
Часть I. Камуфляж германской техники 1941-45 гг.
Перед нападением на Советский Союз германские танки, машины и бронетранспортёры полностью покрывались различными оттенками тёмно-серой краски. Для ясности необходимо добавить, что все немецкие красители, разработанные после 1925 года, кроме названия имели индекс (RAL) Deutsches Institut fur Guesicherung und Kennzeichnung e.V. (Германского института по контролю качества и идентификации), стандартизующий производство красок на предприятиях. Краски, разработанные до 1925 года, и отдельные из красителей (по крайней мере, известна одна такая распространенная краска, которая была введена, но не стандартизована) после 1925 года индексов RAL не имели. Для сухопутных войск вермахта и полевых войск это был утвержденный и стандартизованный в 1935 году Schwarz Grau (RAL 7021). И если до 1939 года в германских войсках использовался двухцветный камуфляж из Schwarz Grau и тёмно-коричневого Signal Braun (RAL 8002) в виде «облакообразных» пятен (соотношение 2/3 к 1/3 соответственно), то согласно циркуляру (Heeres Memorandum — НМ) № 864 от 31 июля 1940 года, камуфляжная окраска для немецкой техники была отменена. Новая окраска была принята из предположения, что в боевых условиях техника будет маскироваться в тени деревьев или зданий, для чего камуфляж не требуется, а нужен только более тёмный фон. Авиаполевые дивизии, а также дивизия люфтваффе «Герман Гёринг» до 1943 года окрашивали технику серым цветом ещё более тёмного оттенка Antrazit Grau (RAL 7016).
Данный подход в камуфлировании, отличающий германскую технику от тёмно-зелёной техники стран антигитлеровской коалиции, позволял немецкой пехоте, артиллерии и авиации легко производить визуальную идентификацию «свой-чужой». Поэтому советские танки, в достаточно большом количестве захваченные летом 1941 года, в обязательном порядке также перекрашивались в традиционный Schwarz Grau с нанесением опознавательных знаков германского образца увеличенного размера. Кроме немецкой и советской техники на советско-германском фронте в больших количествах использовались чехословацкие танки PzKpfw 35 (t) и PzKpfw 38(t), которые также окрашивались RAL 7027, производимой пражской компанией Tebaz. Несмотря на переданные немцами выкраски, чешская краска была несколько светлее германской. Французские и английские трофейные танки, окрашенные, как правило, RAL 7021, встречались достаточно редко.
С наступлением зимы (и неопределенностью перспектив «Восточной кампании») потребовалось сделать менее заметными немецкие тёмно-серые танки и автомобили. 18 ноября 1941 года германским командованием был выпущен циркуляр №1128, регламентирующий использование водорастворимой белой защитной краски для камуфлирования вооружения и техники в условиях снежной зимы. Однако, несмотря на наличие приказа, белую пасту, которую можно было разводить водой до необходимой консистенции, надо было сначала запустить в серийное производство, что сражающиеся на советско-германском фронте немецкие части совершенно не устраивало. Поэтому в ход шли все подручные материалы: различные белые краски, белый материал, которым маскировали технику, а также используемый для маскировки белый снег. Краску наносили кистью различными способами: могли побелить как всю машину, так и нанести различного вида камуфляж в виде белых полос. С наступлением весны водорастворимую краску предполагалось смыть, использовав базовый тёмно-серый защитный слой в летних кампаниях. Однако к весне 1942 года однотонно-серого защитного оттенка для камуфлирования германской техники было явно недостаточно. «Блицкриг» окончательно провалился и обе сражающиеся армии то наступали, то переходили к обороне. К тому же, до 1 марта 1942 года обе стороны потеряли большое количество танков и каждая машина в войсках была на вес золота. Поэтому новая германская техника, поступавшая на фронт с весны 1942 года, кроме базовой тёмно-серой окраски имела камуфляж в виде крупных зелёных, а иногда и тёмно-коричневых пятен или полос.
Зелёной была краска Olive Grun, а коричневой — Signal Braun (RAL 8002). Ранее официально зелёный цвет использовался в люфтваффе, так как немецкие ВВС приняли его для окраски наземных сооружений и оборудования. Signal Braun — выглядел как «тускло-коричневый», что в целом соответствовало требованиям маскировки.
Для боевых действий в Африке, в конце 1941 г, были разработаны более светлый серый RAL7027 и коричневый RAL 8020 цвета, не имевшие официальных названий, однако большая часть окрашенных ими машин попала в СССР.
Летом 1942 года во время боев в Крыму и на Кавказе на советско-германском фронте отмечено появление германской техники, окрашенной по раннему образцу немецкого Африканского корпуса жёлто-коричневой краской Grun Braun (RAL 8000) или более поздней RAL 8020, официально введённой циркуляром 8470; 315 от 25 марта 1942 года. Данное явление можно объяснить прежде всего схожестью климатических условий Kрыма и Кавказа с северо-африканскими (особенно в летний период), а также переброской на Кавказ наряду с корпусом «F», предназначенным для действий в тропических условиях, других бронетанковых частей, так и не отправленных в Африку. По другой версии, прежде чем перейти на новый вариант базовой окраски, в германских войсках в полевых и боевых условиях проводились широкомасштабные испытания как отдельных танков и САУ, так и целых соединений. Уже осенью 1942 года вместе со стандартно закамуфлированными боевыми машинами в войска стали поступать тёмно-жёлтые САУ 51-и С III Р. Данное положение подтверждается не только фотографиями Сталинградских боев, но и хроникой об осеннем параде немецких войск во Франции, где боевые машины StuG III F уже были окрашены в тёмно-жёлтый цвет.
Но несмотря на обилие различно камуфлированных машин, основу германского танкового и автомобильного парка в 1942 году составляли однотонно окрашенные в серый цвет танки и автомобили. Время обороны еще не наступило. Только после разгрома Германии под Сталинградом немецкому командованию стало окончательно ясно, что никакой «блицпобедой» на отдельном ТВД одержать вверх над Советским Союзом не удастся. Производственная победа была также затруднена — в СССР производилось гораздо больше танков и самолетов, чем во всех странах Третьего Рейха. Оставался один выход — создать более качественное и эффективное оружие, сведя на нет количественное преимущеcтво Красной Армии в вооружении. К этой задаче немецкие конструкторы и военные подошли комплексно: не только созданием новой техники, в частности танков Т-V «Пантера» и Т-VIН «Тигр», и новых версий известных бронированных машин, но и созданием современных эффективных камуфляжных схем. Циркуляром №181 от 18 февраля 1943 года в бронетанковых силах вермахта, люфтваффе и полевых войсках СС была введена единая камуфляжная схема. Базовым защитным цветом стал тёмно-жёлтый оттенок Dunkel Gelb (принят без индекса RAL), окраска которым танков, самоходных орудий, машин и прочей военной техники производилась прямо на предприятиях. Данный цвет был выбран базовым после долгих исследований, и не последнюю роль здесь сыграло следующее положение.
Тёмно-серый Panzer Grau удовлетворительно маскировал германскую технику на фоне лесных массивов и хорошо — на фоне улиц германских городов. В России подобными по фоновой структуре была только местность западных и северо-западных фронтов, где велась, в основном, позиционная борьба и маневрирование было затруднено. Поэтому и танковых частей там было существенно меньше, чем в юго-восточном и южном степных регионах, где развертывались основные операции 1942-1943 годов. Да и здания в российских городах были окрашены, как правило, в светлые оттенки. Именно с учетом фоновых особенностей лесо-степных зон советско-германского фронта, тёмно-жёлтый цвет был выбран в качестве наиболее эффективной базовой защитной окраски. Если же ландшафт конкретной местности имел специфические особенности фона, экипажи с помощью зелёной и коричневой красок могли создать необходимый деформирующий или маскирующий камуфляж. В густотертом виде данные краски упаковывались в 2-х и 20-килограммовых ёмкостях и разводились бензином, а некоторые варианты этих красителей — и обычной водой.
В соответствии с циркуляром от 18 февраля 1943 года было также предписано перекрасить всю имеющуюся наземную технику в тёмно-жёлтый цвет. Малоразмерное оборудование — радиостанции, ящики для инструментов — разрешалось не перекрашивать до поступления новых образцов, окрашенных на предприятии. Немцы — народ исполнительный, и к весне 1943 года в германских войсках появилось множество техники, где на тёмно-серый и базовый цвет или серо-зелёный камуфляж старого образца с помощью распылителя или кисти наносились пятна или полосы тёмно-жёлтого цвета, площадь покрытия которых составляла больше 50% поверхности объекта.
Не повторяя ошибок первой зимы 1941-1942 гг, в течение зимы следующего года на советско- германский фронт поступала немецкая техника, окрашенная поверх Panzer Grau, а затем и базовой тёмно-жёлтой краски, белым защитным пигментом, который в процессе эксплуатации приобретал жёлто-соломенный цвет, вполне пригодный для использования в камуфляжной схеме в летний период, особенно для степной полосы. В некоторых частях, действующих на южном крыле советско-германского фронта, так и поступали: размывали часть бело-соломенного зимнего покрытия до серой основы и в итоге получали деформирующий камуфляж из тёмных и светлых пятен неправильной формы. Но уже к лету 1943 года значительную часть бронетанковых сил фашистской Германии стали составлять новые образцы, изначально окрашенные в тёмно-жёлтый цвет. Однако, таким образом были окрашены машины танковых и автомобильных частей. Только 11 октября 1943 года был издан циркуляр № 322, регламентирующий перекраску оборудования и техники инженерных подразделений из Panzer Grau в тёмно-жёлтый цвет. До этого приказа сборные мосты, понтоны и другие переправочные средства оставались серыми.
Трофейную советскую технику, которую продолжали широко использовать в германских войсках, с весны 1943 года также перекрашивали в тёмно-жёлтый Dunkel Gelb или жёлтая краска напылялась таким образом, чтобы базовый советский тёмно-зеленый (4БО) образовывал с вновь нанесённой краской двухцветный крупнопятнистый камуфляж. В случае капитального ремонта советской техники в немецком тылу на тёмно-жёлтый базовый цвет наносили германский камуфляж: зеленые (RAL 6003) или коричневые (RAL 8017) пятна-полосы. Зимой советская трофейная техника, также как и немецкая, имела защитную белую окраску.
Касаясь непосредственно камуфляжа, используемого на танках и автомашинах германских вооружённых сил, то, несмотря на приверженность немцев к систематизации, в различных частях вермахта, наземных частях люфтваффе и полевых частях войск СС, он сильно различался как по конфигурации наносимых пятен, так и по их цветовым оттенкам.
Предполагалось, что оливково-зелёная и красно-коричневая краска, поступавшая на фронт в густотёртом виде, будет разводиться бензином, а затем с помощью компрессора в виде пятен-полос наноситься на тёмно-жёлтую основу. Однако на практике, особенно на советско-германском фронте, совершенно отсутствовали условия и время для камуфлирования техники. Часто камуфлирование приходилось производить с помощью кисти прямо из банки, а краска, нанесённая таким способом, имела несколько другие оттенки: тёмно-зелёный и шоколадно-коричневый. В других случаях, особенно после бомбардировок союзниками немецких химических заводов в 1944-1945 годах, краска перестала поступать регулярно, и это также отразилось на камуфляже бронетанковой и автомобильной техники. В случае окраски последней с помощью компрессора из-за жидко разведённой краски камуфляж мог иметь светло-зелёные и светло-коричневые оттенки. Когда камуфлирующей краски совсем не было, а особенности местности требовали изменить защитный фон, танк или самоходку обмазывали грязью.
В германских войсках практиковались как маскирующий мелкопятнистый, так и деформирующий крупнопятнистый камуфляж. Мелкопятнистый камуфляж был характерен для средних и лёгких танков, автомобилей, тягачей и бронетранспортёров. Он представлял собой извилистые зелёные и (или) коричневые полосы, своеобразной «сеткой» покрывающие всю площадь объекта. Реже использовался крупнопятнистый камуфляж из зелёных и коричневых пятен неправильной формы, покрывающей не менее 50% объекта. Деформирующий камуфляж из крупных пятен использовался в первую очередь в подразделениях танков типа «Пантера» и «Тигр», иногда — в частях истребителей танков. В 1944 году появился оригинальный вариант окраски, предназначенный в первую очередь для ведения боевых действий из засад. Он представлял из себя трёхцветный деформирующий камуфляж, по всему фону которого наносились «точечные» жёлтые на зелено-коричневом и зелёные (или коричневые) на жёлтом пятна. Таким образом, в одной камуфляжной схеме сочетались достоинства как маскирующей, так и деформирующей защитных схем. Краски поставлялись в войска в сухом виде в железных банках по 10 и 15 кг, а затем их растворяли в бензине, керосине или воде.
С лета 1944 года в германской армии обозначился острый дефицит бензина и краски приходилось разводить водой, что породило множество цветовых оттенков, крайне неустойчивых к погодным условиям. С октября 1944 года, в целях экономии краски, загрунтованные в красно-коричневый цвет машины, не окрашивали полностью в жёлтый, а лишь дополняли жёлтыми пятнами. Иногда к ним добавлялись поля белого цвета, который, будучи жидко разведён, просвечивал, или же, впитывая красный пигмент из грунтовки, казался скорее цветом слоновой кости.
Наиболее интенсивно новые окраски и схемы применялись в батальонах тяжёлых танков типа PzKpfw V «Пантера» и PzKpfw IV В «Королевский тигр», а также в соединениях САУ-истребителей танков. Однако уже зимой 1944-1945 годов поставки краски на германские танковые заводы практически прекратились. Ещё раньше они кончились в войсках. Поэтому за исключением отдельных элитных танковых частей войск СС, у которых снабжение было лучше, последнюю зиму войны немецкие танки встретили в однотонном тёмно-жёлтом камуфляже. Как и в первую военную зиму, белого пигмента также не хватало. В 1945 году в войска стали поступать танки и самоходки, окрашенные в тёмно-серый цвет Panzer Grau из старых запасов. Одновременно продолжали вводить новые варианты камуфляжа. Так, в 1945 году американцами было захвачено несколько истребителей танков «Хетцер» с полосами-пятнами, нанесёнными белой краской. С 1943 года часть немецких танков и САУ покрывалась циммеритом — своеобразным цементом, защищающим объект от магнитных мин и кумулятивных снарядов. В неокрашенном виде этот материал имел светло-серый оттенок, поэтому после покрытия циммеритом корпуса или отдельных элементов бронировки машины тёмно-желтая фоновая окраска выглядела ещё темнее. Техника, покрытая циммеритом, окрашивалась и камуфлировалась обычным порядком.
Кроме искусственных красителей, достаточно отличимых от естественного фона при фотосъёмке, для камуфлирования техники в различных бронетанковых частях германской армии с успехом использовали естественные материалы. Кроме вышеупомянутых снега и грязи, которые укладывали или которыми обмазывали корпус, для маскировки использовали ветки кустарника и деревьев, пропорции и цветовая гамма которых компенсировали различия техники с естественным фоном. Таким образом, в ходе Второй мировой войны германская система камуфлирования претерпела большие изменения. Они были в первую очередь вызваны фактами тактического характера, а не развитием психологической, инженерной и химической науки. Если в начале войны, когда немецкие части доминировали на театре военных действий, при камуфлировании во главу угла ставился принцип необходимой достаточности и на первое место выдвигалось взаимоопознавание войск, то на заключительном этапе войны, когда без авиационной и артиллерийской поддержки каждый танк становился опорным пунктом сопротивления, специальный камуфляж был незаменим.
Вкратце: На этой странице представлена статья М. Коломийца и И. Мощанского «Камуфляж германской техники 1941-45 гг.» («Армада-Вертикаль» №6, Экспринт, М., 1999).
________________________________________
Часть II. Опознавательные знаки (1941-45 гг.)
Впервые германская национальная эмблема, так называемый «Balkenkreuz» («Балочный крест»), появился на танках и броневиках вермахта во время боевых действий в Польше в сентябре 1939 г. «Balkenkreuz» представлял собой большой белый крест с прямоугольными равными по длине сторонами и предназначался прежде всего для визуального отличия своих боевых машин от боевых машин противника. Причём, такие кресты не только наносились на танки краской, но и изготавливались из листов тонкого металла и приваривались на борта и башни боевых машин.
Однако, первые же бои показали, что большие белые кресты сильно демаскируют технику и являются отличной мишенью для польских противотанковых пушек. Поэтому многие танковые экипажи вермахта для маскировки стали замазывать кресты грязью. Позже последовало распоряжение о закрашивании центра крестов тёмно-жёлтой краской, (используемой для нанесения на танки дивизионных значков), а белой оставалось только окантовка креста. Но многие экипажи перекрашивали кресты целиком в жёлтый цвет. В конце польской компании в качестве идентификационной эмблемы для танков был принят так называемый «открытый» крест, идентичный крестам, использовавшимся на самолетах люфтваффе. Он наносился в виде четырех белых уголков прямо поверх основной тёмно-серой окраски танка. Но некоторые танковые экипажи закрашивали центр креста чёрной краской. К началу боевых действий против Франции и Бельгии в мае 1940 г. на всех боевых машинах вермахта использовались именно такие кресты. Причём, размеры их могли варьироваться. (Правда, для танков Pz III и Pz IV был принят единый размер креста: 25 см. в высоту.) В таком виде «Balkenkreuz» наносился на тёмно-серую основную окраску танков вермахта вплоть до её замены на жёлтую в 1943 г.
С началом боевых действий в Северной Африке в феврале 1941 г. «Balkenkreuz» претерпел изменения. Выяснилось, что на жёлто-коричневом пустынном камуфляже белый «открытый» крест не очень хорошо заметен. Поэтому центр креста стали закрашивать чёрной краской. С введением в феврале 1943 г. для окраски всей бронетехники вермахта нового стандартного жёлтого цвета, в качестве стандартного образца вводится африканский вариант креста — чёрный с белой окантовкой. С этого же времени устанавливаются и стандартные размеры «Balkenkreuz» — 20 см. в ширину и 25 см. в высоту. Такой вариант креста просуществовал на немецкой военной технике вплоть до конца войны. Следует отметить, что несмотря на стандартный вариант «Balkenkreuz», существовало множество его разновидностей. Например, встречаются кресты с чёрной окантовкой, кресты с бело-чёрной окантовкой, кресты вообще без окантовки белого, чёрного и даже красного цветов и т.д. Например, на всех бронированных полугусеничных Ореl Maultier с реактивной установкой 15 сm Panzerwerfer 42 использовались узкие кресты с длинными краями.
Первоначально кресты на боевую технику наносились с помощью специальных трафаретов, реже вручную. С введением в 1943-1944 гг. циммеритовой обмазки на немецкой бронетехнике кресты стало возможным рисовать только вручную, поэтому разнообразие их вариантов в конце войны возросло.
На трофейной советской бронетехнике, использовавшейся на службе в вермахте, если она не перекрашивалась, наносились кресты больших, чем обычно, размеров. Но в большинстве случаев трофейная техника перекрашивалась в стандартные цвета, принятые в вермахте, и на неё наносились кресты стандартных размеров. Для опознавания с воздуха своих танков самолетами люфтваффе обычно использовался государственный флаг Третьего Рейха — черная свастика в белом круге в центре красного полотнища. Флаг обычно расстилался на башне, крыше моторного отделения танка или броневика.
К началу войны против СССР немецкая танковая дивизия имела в своём составе один танковый полк (Panzer Regiment) который, в свою очередь, включал в себя два танковых батальона (Panzer Abteilung). Каждый батальон состоял из четырёх рот (Panzer Kompaine), рота состояла из четырёх взводов (количество рот, взводов и число машин в ходе войны неоднократно менялось). Система нумерации боевых машин была довольно простой и состояла из трёхзначного номера, наносившегося на башню или корпус танка. Первая цифра обозначала номер роты, вторая — номер взвода, а третья — номер машины во взводе. Например, номер 234 обозначал вторую роту, третий взвод, четвёртую машину во взводе. Такая система нумерации просуществовала в частях вермахта вплоть до конца войны.
Нумерация командирских танков базировалась на вышеописанной системе. Машины штаба танкового полка маркировались латинской буквой R (R — Regiment и номером, обозначавшим принадлежность танка тому или иному командиру. Например, R01 обозначал танк командира полка, R02 — танк заместителя командира полка, R0З — танк офицера связи полка, и т.д. Некоторые полки использовали нестандартную систему обозначений: танк командира полка обозначался R00, в случае же выхода этой машины из строя командирским танком становился R01.
Аналогичным образом маркировались и машины штабов танковых батальонов. Тут вместо буквы R использовались римские цифры I, II или III, соответствовавшие номеру батальона в полку. Так, машина командира первого батальона имела номер 101, командира второго батальона — 1101, а командира третьего — 11101. В первом батальоне 102 обозначался танк заместителя командира батальона, 103 — танк офицера связи батальона и 104 — начальника технической службы батальона. Некоторые дивизии использовали более сложную систему обозначений своих штабных машин. Вместо буквы R, которая демаскировала командирские танки на фоне других машин, применялась система фальшивых «ротных» номеров. Делалось это так: танковый полк состоял из восьми танковых рот (в двух батальонах). Тогда машинам штаба полка присваивались номера 901, 902, 903 и т.д. Другие части использовали нулевую нумерацию: 001, 002, 003 и т.д. Некоторые полки, имевшие в своём составе девятую роту танков «Тигр», использовали для штабных машин полка нумерацию десятой роты: 1001, 1002,1003 и т.д.
В апреле 1944 г. генеральный инспектор танковых войск издал специальный приказ, согласно которому к 15 июня 1944 г. предполагалось стандартизировать систему обозначений для командирских машин и машин штабов полков и батальонов. Приказ также предписывал использование системы в виде трёхзначных номеров для всех бронетранспортёров панцергренадерских полков (Panzergrenadier Regiment) и разведывательных батальонов. Система нумерации, используемая для обозначения машин штабов полков и батальонов, полностью изменилась. Вместо буквы К и римских цифр был введён двухзначный кодовый номер.
Внутри рот танк командира роты обозначался номером 01. Например, 301, 501, 601. Но был ещё и другой вариант в виде двух нулей: 300, 500, 800 и т.д. Второй танк 02 обычно был запасным танком командира роты и мог использоваться заместителем командира.
Самоходно-артиллерийские части использовали свою систему обозначений. Например, в артиллерийских полках принадлежность машины к той или иной батарее дивизиона обозначалась буквами алфавита (А, В, С, и т.д.). Многие истребительно-противотанковые части использовали танковую трёхзначную систему обозначений (первая цифра — номер дивизиона, вторая — номер батареи в дивизионе, третья — номер орудия в батарее), а другие части — комбинированную систему. Она состояла из буквенного обозначения номера САУ и двухзначного номера (это мог быть или номер дивизиона, или батареи и литер орудия в батарее). В дивизионе было обычно две батареи по шесть орудий в каждой.
«Ostpanzer» — Тактические обозначения
________________________________________
Часть III. Тактические обозначения (1941-45 гг.)
Практически все боевые машины германской армии в ходе войны имели тактические знаки, показывающие, к какому подразделению они принадлежат. Эти обозначения были заимствованы из немецкой военной картографии и приспособлены для использования на бовых машинах. Знаки обычно наносились белой краской, но во время боевых действий зимой, когда техника окрашивалась в зимний камуфляж, использовались другие цвета — жёлтый, красный или чёрный. Кроме того, в некоторых дивизиях тактические знаки наносились разными цветами — белым, красным, жёлтым, синим и для различных подразделений дивизии. Все рекомендации по нанесению тактических знаков были оговорены в приказе Heeresdienstvorschrift 272 (HDv 272), а затем напечатаны в специальном буклете «Армейские тактические обозначения» («Taktische Zeichen des Heeres»). Тактические обозначения, утверждённые приказом HDv 272, использовались с начала Второй мировой войны и до конца 1942 года.
С начала 1943 года в HDv 272 начали вносить изменения, обусловленные как появлением новых видов вооружения (тяжёлые танки, реактивные миномёты и т. д.), так и созданием новых тактических единиц (батальоны САУ-истребителей танков и др.). В апреле 1944 года усовершенствованная система была окончательно утверждена, при этом некоторые традиционные символы были заменены на совершенно новые. Поэтому от субъективных взглядов танковых командиров на роль тактических знаков в бою, а также от степени их исполнительности зависело насколько быстро новая система будет введена в войска. Однако до конца войны в танковых дивизиях вермахта и полевых войск СС продолжали использоваться как новые, так и старые символы.
Обозначение машин штабов различного уровня выглядело согласно таблице 1. Тактические обозначения рода деятельности различных подразделений изображались согласно таблице 2. Различные виды вооружения обозначались согласно таблице 3. Обозначение различных видов транспортных средств отображено в таблице 4. При помощи комбинаций трёх последних групп обозначений с отдельным добавлением первой группы, легко составлялись тактические знаки для различных соединений. Использование таких знаков в комбинации с цифрами и буквами позволяло легко определить принадлежность любой машины. В дополнение к вышеуказанным тактическим обозначениям часто использовались буквенные и цифровые шифровки, позволявшие более конкретно указать то или иное подразделение (см. таблицу 5, а также Приложения 1 и 2). Особая система тактических обозначений использовалась в танковой дивизии (позже — корпусе) люфтваффе «Герман Гёринг» (см. таблицу 6).
Кроме тактических обозначений все боевые и транспортные машины вермахта (за исключением танков и САУ) имели регистрационные номера. Эти номера или штамповались из тонких металлических листов, или (что встречалось довольно часто) просто накрашивались. Передний номер обычно имел размеры 90х475 мм, задний — 200х320 мм. (в виде прямоугольника или прямоугольника с обрезанными верхними углами).
Обычно номера были белыми с чёрными цифрами и буквами. Буквы регистрационного номера определяли принадлежность машины к тому или иному роду войск или какой-то организации. Например:
• WH — Wehrmaht Heere (сухопутные войска),
• WL — Wehrmaht Luftwaffe (ВВС),
• WM — Wehrmaht Marine (ВМС),
• SS — Waffen SS (войска СС),
• ОТ — Organization Todt (строительная органи-зация Тодта), когда эта организация влилась в вермахт (конец 1944 г.), ей был присвоен номер WT.
• РОL — Polizei (полиция).
Кроме того, существовали свои обозначения для оккупационных частей в оккупированных странах и областях.
Цифры на регистрационных номерах формировались из числовых групп, соответствовавших различным военным округам. Кроме номеров германская техника имела также различные служебные надписи. Штабные машины вермахта имели специальные небольшие флажки, показывающие должность того командира, к штабу которого был приписан автомобиль. Цвет, форма и изображение на флажке соответствовали рангу командира. Форма и элементы флажков во многом повторяли принятые на немецких военных топографических картах символы подразделений, но отдельные из них имели оригинальный рисунок.
Довольно распространённой практикой в вермахте было нанесение на стволы артиллерийских орудий, танков и САУ символов, свидетельствовавших о количество побед, уничтоженных танках, самолётах и других целях. Обычно победные значки наносились на стволе орудия у основания или у дульного тормоза в виде цветных колец (белых или красных). Каждое кольцо соответствовало одной победе. Иногда победные отметки наносились на щите орудия или на броневой рубке САУ. В этом случае рисовался силуэт цели и палочками отмечалось количество уничтоженных целей.
Кроме того, в немецкой армии существовала практика присвоения боевым машинам личных имен. (Правда, распространена она была гораздо меньше, чем в английской, американской или французской армиях.) Наиболее распространёнными были женские имена, названия городов, земель и местностей Третьего Рейха, а также названия животных.

Лозунги и надписи

Лозунги и надписи

Лозунги, рисунки и надписи, нанесенные на боевую машину, имели не только идентификационное, но и морально-психологическое значение. Танк или бронеавтомобиль, имеющий личное имя, уподоблялся живому существу, сражающемуся вместе с экипажем против общего врага. Этот своеобразный фетишизм достаточно эффективно укрепляет психику воина в особо трудных боевых ситуациях. Поэтому личные имена боевым машинам начали присваивать сразу после применения их в первых танковых сражениях. В битве при Камбре (1917 г.) головной танк британских танковых соединений, атакующих немецкие позиции, назывался «Хильда». Кроме собственного названия над ним развевался трехцветный флаг британского танкового корпуса (красный- белый-красный), имеющего символический девиз «Через кровь и грязь к зеленым лугам вдали». Личные имена имели французские и немецкие танки, а также русские тяжелые бронеавтомобили. Однако все эти названия носили личностный оттенок и никак не были связаны с политикой. С началом российских революций в страну пришла новая политическая культура, породившая совершенно иную эстетику наименований, основанную на тех или иных политических пристрастиях. Так, захваченный красными под Каховкой врангелевский танк МК V «За Русь святую», был переименован в «Москвич-пролетарий» — в честь шефствующих над этой частью московских рабочих. Вместе с политическими названиями продолжали использоваться и личностные, отражая все особенности широкой русской натуры — в отличие от коротких английских, немецких или французских названий личного имени, названия местности, сражения или великого полководца, в Красной Армии (бронеотряд 11-й Армии) был танк Рено FT-17 под наименованием «Ну и что?», не говоря уже о многих других сложных и витиеватых названиях.

В период между двумя мировыми войнами постепенно все личностные и политические наименования были упразднены и к середине 30-х годов совсем исчезли. Это отражало полное прекращение политической борьбы в СССР (несмотря на заявление товарища Сталина) и установление твердой дисциплины в ставшей полностью регулярной РККА. В очень ограниченных масштабах (скорее всего в целях идеологической пропаганды) наименования использовались на тяжелых танках во время парадов в Москве и Ленинграде. Так, один из танков Т-28 назывался «Киров», а другой — «Сталин».

Танк КВ-1 (выпуска до февраля 1941 года — без курсового пулемета, с пушкой Л-11) «Бей фашистов!». Западный фронт. Август 1941 г.

Танки КВ-1 «Щорс» и «Багратион». 116-я ТБр. Западный фронт. Май 1942 г.

Танки Т-60 и KB-1 «Ворошилов» 3-й Гвардейской Танковой Бригады («3» на башне Т-60 означает номер бригады, «2» внизу круга — 2-й батальон). Калининский фронт. Апрель 1942 г.

Танк КВ-1 «Александр Невский» 3-й Гвардейской Танковой Бригады. Калининский фронт. Апрель 1942 г.

Танк KB «СТАЛИН» Гвардии старшего лейтенанта НИ.Лященко. 3-я Гвардейская Танковая Бригада. Май 1942 г.

Трофейная САУ STUG III «Мститель» из состава отдельной роты трофейных танков. Западный фронт. Март 1942 г.

Бронеавтомобиль БА-10 одного из партизанских отрядов Орловщины. Август 1943 г.

T-34/76 «Пархоменко» и «Котовский». 116-я ТБр. Западный фронт, май 1942 г.

Танк КВ-1 «Суворов» из состава 260-го отдельного танкового полка прорыва под командованием полковника Красноштана. Карельский перешеек. Июнь 1944 г.

С началом Великой Отечественной войны, после уроков первых поражений, руководство страны стало понимать, что нашей Родине поможет не пролетарская солидарность всего мира и идеологическая убежденность, а осознание русским народом, являющимся «стержнем» СССР, своих исторических корней. Только русский народ мог объединить все остальные национальности Советского Союза в единый лагерь для отпора захватчикам. Поэтому постепенно, особенно после Московской битвы, с лета 1942 года в Красной Армии (в том числе и на бронетанковой технике) начинают появляться надписи сначала политического, а затем и личностного характера.

Т-34/76 с надписью на башне «Даешь Крым!» в освобожденном Севастополе. Май 1944 г.

Экипаж СУ-85 1047 Калиниковичского САП. На борту надписи: «Смерть немецким оккупантам!». 1-й Прибалтийский фронт. Лето 1944 г.

Отгрузка СУ-85 на Уралмашзаводе. Осень 1943 г.

Танки Т-34/76 с надписью на башне «За Советскую Белоруссию». 1-й Белорусский фронт, 1944 г.

Танк «Павел Косых» и его экипаж (слева направо): Гв. сержант Д.Ф.Иванов, Гв. сержант П.Д.Зуев, Гв. старший сержант П.К.Косых. 1945 г.

СУ-76 «Смелый». Забайкальский фронт, Маньчжурия. Август 1945 г.

Колонна автомашин 10-й Гвардейской мехбригады, 5-го Гвардейского мехкорпуса, 4-й танковой армии. Чехословакия. Май 1945 г.

Эвакуация советских войск из города Дальнего, Южная Маньчжурия. Сентябрь 1945 г.

Колонна танков «За Советскую Молдавию». Октябрь 1942 г.

Комсомольский экипаж танка «Комсомолец Забайкалья» Гвардии лейтенанта И.П.Палюжного около танка. Воронежский фронт, 1943 г.

Зелёные цвета для Российской бронетехники от компании Ammo of Mig Jimenez

Сегодня мы расскажем Вам о русских зеленых цветах, используемых при окрашивании советской, а в последствии и российской бронетехники с 1935 года и по настоящее время. Компания Ammo of Mig Jimenez познакомит Вас с основными зелёными цветами российской бронетехники, приведенные в таблице. А так же покажет Вам как происходила эволюция зелёного цвета для российской БТТ с 1935 по 2015 гг.
Существует ошибочное мнение, что за огромный советский период и 24 года новой России, русская армия использовала огромную палитру цветов для окрашивания своей бронетехники. Это ошибочное суждение обусловлено множеством факторов. Таких как банальное выгорание краски, увядание, а так же подкрашивание техники после всевозможных ТО и ремонтов. В воинских частях не все командиры следили за соответствием окраски БТТ паспортным нормативам. Но нормативы эти были и большинство русской бронетехники окрашивались в стандартные заводские цвета. Посмотрев таблицу Вы ознакомитесь с маркировками цветов и периодом их использования.
Каждый цвет имеет различные характеристики и сроки использования. Впервые в истории моделирования мы предоставляем ранее не известную информацию основанную на исследованиях экспертов из России и Украины. Данная таблица поможет Вам подобрать правильный цвет для Ваших сборных масштабных моделей. И не забывайте, что выцветание и увядание краски может дать Вам иную трактовку цвета.

A.MIG-022 Алкидно уретановая
3В AU: Темно-зелёная краска, использовалась в качестве грунтовки, защиты от коррозии и для нанесения камуфляжа. Стандартный цвет для советской БТТ в период с 1935 по 1939 гг. В исключительных случаях он наносился на технику до 1942 года.

A.MIG-023 Защитный зелёный
Защитный зелёный: Светло-зелёная краска, использовалась в качестве грунтовки, защиты от коррозии и для нанесения камуфляжа. Применялась на советской БТТ до 1941 года.

A.MIG-019 4БО
4БО: Зелёная краска, использовалась в качестве грунтовки, защиты от коррозии и для нанесения камуфляжа. Является стандартным цветом с 1941 года, но так же применялся и раньше.

A.MIG-083 ХВ 518 Защитный зелёный
ХВ-518 и ЗИС-508: На смену 4БО в 1956 году пришли цвета ХВ-518 Хаки и ЗИС-508 Зелёный хаки. Оба этих цвета использовались параллельно и наносились на заводах до 1980 года. В это время изменился состав краски ЗИС-508 с добавкой эмалевой ХС-5146. Визуально краски ХС-5146 (Зелёный хаки) ХВ-518 (Хаки) это два разных оттенка ХС-5146 светлее чем ХС-518.
A.MIG-931 Русский зелёный Камуфляж Ближнего Востока
Этот очень темно-зелёный цвет всегда определяли как Русский зелёный, но он сильно отличается от других оттенков. Обычно он сочитается в камуфляже с другими цветами. Используется на Российской БТТ, а также бронетехнике Ливии, Сирии, Египта.
A.MIG-056 Зелёный хаки ХС-5146
Зелёный хаки ХС-5146 цвет используется в современной российской армии. Особенно в сочетании с такими цветами как чёрный, желтое масло, желто-серый. А так же с другими светло-зелёными и серыми оттенками.
A.MIG-058 Камуфляжный светло-зелёный ПХВ-512
ПХВ-512 Светло-зелёный Хаки, цвет используется в современной российской армии. Особенно в сочетании с такими цветами как чёрный, светло-зелёными и серыми оттенками.
A.MIG-932 ЗИС 508 Зелёный Хаки
ЗИС-508 (Зелёный Хаки) Стандартный цвет для Советской Армии, который применяется с 1956 по 1980 год. Данный цвет популярный и очень распространён и в наши дни. Особенно часто этот цвет применялся в камуфляже с другими цветами во время войны в Афганистане.

Столетняя история мирового танкостроения – это непрерывный поиск наиболее эффективного решения триединой задачи: создания максимальной огневой мощи танка, обеспечения его надежной броневой защиты, улучшения скоростных и маневренных показателей боевой машины.

Этот процесс, активным участником которого являются и танки России, заставляет производителей постоянно искать новые технические решения, следить за результатами научных исследований, учитывать данные опытных испытаний, стараться раньше других применить все это для создания и совершенствования бронетехники.

Из истории танков

Попытки соединить три основных действия любого боя – нападение, защиту и маневр – делались вовсе времена. Исторических фактов, подтверждающих это – сколько угодно. Танк отвечает всем этим требованиям.

Первым в мире считается английский танк – МК-1 (Марк 1). 15 сентября 1916 г. в битве на реке Сомме, несколько таких машин, наведя ужас своим появлением, обеспечили убедительную победу англичанам. При этом потери в личном составе оказались в 20 раз меньше «расчетных».

Справедливости ради, надо отметить, что в истории танкостроения сохранились имена и отечественных изобретателей – Лебеденко, Пороховщикова, Стечкина, Микулина.

Новое оружие Первой мировой

Английское правительство, получив информацию об успехах нового оружия, активизировало работы по созданию и производству танков.

За годы Первой мировой войны Англия выпустила боле 3000 танков 13 модификаций.

Не отставала от союзников по Антанте и Франция. Именно ей принадлежит наиболее удачный, на тот момент, танк РеноFT.Он был вооружен пулеметом (с 1917г. – пушкой).Имел вес 6 т, экипаж 2 человека, развивал скорость в 9,6 км. Рено FT стал прообразом многих других танков и находился на вооружении армии Франции до начала 30-х гг.

Что касается других стран, вставших в последствии производителями танков (России, Германии, США), то их вклад в создание нового оружия в годы Первой мировой войны сводился к попыткам модификации купленных либо захваченных в бою английских и французских моделей.

Между двумя войнами

Этот период не стал прорывом для создателей и производителей бронетанковой техники,хотя танки Англии и Франции не долго оставались вне конкуренции. В процесс создания новых видов вооружения постепенно включились другие страны (СССР, Германия, Италия, Чехословакия, Япония, Польша, США, Венгрия, Швеция).

Однако танкостроение бурного развития не получало. Даже краткий анализ работы конструкторов и производителей бронетехники в 20-30-е годы позволяет выделить его основные направления:

  • разработка и производство недорогих, легких танков и танкеток с 1-2 членами экипажа;
  • создание легких, маневренных разведывательных танков, с улучшенным вооружением и защитой по сравнению с танкетками;
  • отдельным направлением стали разработки разведывательного плавающего танка;
  • создание колесно-гусеничных моделей, вызванное необходимостью перемещения машин с одного участка на другой.Но вскоре, вместо этих сложных систем были разработаны более долговечные гусеницы.

Несложно заметить, что основные тенденции развития бронетехники в 20-е и начало 30-х гг. сводились к разработке легких, дешевых и простых в управлении боевых машин.

Сказывался экономический кризис послевоенных лет и неверие в боевые танки определенной части людей из властных, в том числе военных, структур.

Великобритания

На работу компаний, производящих танки в Великобритании, большое влияние оказала, развернувшаяся в военном ведомстве дискуссия между сторонниками крейсерских (быстрых, легких, маневренных, но легко уязвимых и слабо вооруженных) танков и пехотных (тяжелых, с хорошей броневой защитой и сильным вооружением, но недостаточно маневренных) машин.

Победившие сторонники первого, но неверного варианта, привели к тому, что к началу Второй мировой войны на вооружении армии Великобритании были в основном легкие и крейсерские танки.

Не лучше обстояли дела и у другого производителя первых бронемашин. Если англичане танкистам британской армии вместо добротного танка (лицензию на его производство продали) «Виккерс–6 т.» массово поставляли дешевую танкетку «Карден-Ллойд», то французы непрерывно пытались усовершенствовать уже хорошо известный РеноFT.

В результате ко второй мировой войне Франция подошла с армией, укомплектованной, в основном, легкими танками и старыми Рено.

Германия

Версальский мирный договор от 28.06.1919 г. ввел для побежденной Германии жесткие ограничения на производство многих видов боевой техники и вооружений. В том числе и на танки. Несмотря на запрет, еще до прихода к власти нацистов, немцы тайно, прикрываясь производством тракторов, начали разработку и выпуск легких и средних танков.

С приходом к власти Гитлер просто игнорировал Версальский договор. Начиная с 1934 г. танки Германии(легкие Pz-I, чуть позжеPz-II и средний танкPz-III) стали поступать на вооружение армии.

Советский Союз

В число стран, производящих танки, Россия, по объективным причинам, попала позже всех. Военное ведомство царской России этой темой не интересовалось. Осенью 1919 года был сделан первый шаг.

Совет военной промышленности РСФСР принял решение о создании на базе французского Рено советского танка.

31 августа 1920 г. из ворот завода «Красное Сормово» вышел первый танк «Борец за свободу товарищ Ленин!». Всего было произведено 15 танков, которые по характеристикам не уступали аналогичным моделям других стран.

Дальнейшее развитие бронетанковой техники в стране было столь активным, что разумным будет лишь тезисно обозначить вехи этого пути:

  • январь-февраль 1928 г. – начало серийного производства танка МС-1 (Т-18) –малый, сопровождения. Первый серийный танк. Участвовал в боях на КВЖД;
  • 1931 – 1932 г. – создание и серийный выпуск танков Т-26 и БТ-2. Вплоть до начала Великой Отечественной войны были модели были главными боевыми танками РККА;
  • 1930 – 1933 г- следуя мировым тенденциям запустили в производство двухместную танкетку Т-27 и плавающего танка Т-38;
  • 1931 год – первый год массового серийного производства танков. Было произведено 740 единиц техники. Для сравнения, в 1931 г. – 170;
  • десятилетие 1931-1941 гг. историки называют периодом создания комплекса бронетанковой техники. Массовая разработка моделей танков всех категорий, позволила к началу Великой Отечественной войны иметь ряд образцов, ставших в последствии «оружием победы».
  • середина – конец 30-х гг. на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) ведется разработка модели тяжелого танка КВ, решение о серийном производстве которого было принято в конце 1939 г;
  • 76 мм танковую пушку на КВ заменили на 152 мм танковую гаубицу М-10Т. Новая боевая машина получила классификацию КВ 2. Танк КВ стал именоваться КВ 1;
  • Сентябрь 1938 г – перед КБ Харьковского завода поставлена задача создания легкого танка А-20. Конструкторы завода во главе с М. Кошкиным предложили свой вариант – А-32, ставший в последствии средним танком Т-34. Впервые примененная наклонная лобовая броня, дизельный двигатель В-2, 76-мм пушка Ф-34, подвеска Кристи– все это в комплексе сделало средний танк лучшим для того времени.

В годы Великой Отечественной войны

Война стала кровавым «соревнованием» между немецким и советским танкостроением. В ходе нее, как боевые машины Красной Армии, так и немецкие танки,постоянно совершенствовались. Нередко, изменения в боевых и технических характеристиках советских танков становились мотивацией для активизации работы немецких производителей бронетехники. И наоборот.

Так, Красная Армия, имея на вооружении в начале войны небольшое количество средних танков Т-34, тяжелых КВ и легких Т-40, (в основном части были укомплектованы Т-26 и БТ-2), уже после первых боев практически отказалась от легких танков.

К концу 1941 года был снят с производства КВ-2 и все внимание сосредоточили на выпуске Т-34.

Но с появлением у немцев тяжелых танков «Пантера»и «Тигр», вернулась потребность в тяжелых танках. В 1943 году на вооружение поступил тяжелый танк ИС-2, получивший прозвище «Истребитель Тигров». В таблице представлены некоторые тактико-технические характеристики главных танков Красной Армии и вермахта в годы войны.

Неправильным будет простое сравнение цифр. Подход должен быть аналитическим. Например, надо учитывать, что по немецким меркам «Пантера» – средний танк, а по параметрам, принятым в мире – тяжелый.

Танки «холодной войны»

Послевоенная международная обстановка не уменьшила значения «главной ударной силы сухопутных войск». Частично поменялся состав основных стран,производящих танки. В первых рядах оказались СССР и США, находящиеся во главе Варшавского Договора и НАТО соответственно.

Танки США, представленные созданной в 1941 году моделью М3 Стюарт, стали известны только благодаря тому, что поставлялись в СССР, Англию, Францию и Китайпо системе ленд-лиза.

Отказавшись от легких танков, советское военное командование направило усилия танковой промышленности на сближение тяжелых и средних машин.

В 50-е – начале 60-х гг. были приняты на вооружение средние танки Т-54, Т-55, тяжелые ИС-4, Т-10, Т-10М, основной, на тот момент, Т-62, обеспеченный 115 мм гладкоствольной пушкой.Вскоре от производства тяжелых танков отказались, оставив действующие машины на длительном хранении.

Конец 60-х – начало 70-х гг. для бронетанковых войск ознаменовались появлением трех конкурирующих моделей: харьковского Т-64, нижнетагильского Т-72 Урал и изготовленного на Кировском заводе в Ленинграде Т-80.

Создатели всех трех моделей, продолжая лучшие традиции отечественного танкостроения, работали над решением классической триединой задачи:

  • усиление огневой мощи – на танках установлены 125 мм пушки, предусмотрено использование комплексов танковых управляемых ракет;
  • повышение маневренности боевых машин – двигатель Т-64 -700л.с., Т-72 – 840 л.с. и первый в мире газотурбинный двигатель мощностью 1000 л.с. установлен на Т-80;
  • усиление живучести и защиты экипажа за счет увеличения броневой мощи – не актуально. На представленных моделях и их модификациях устанавливаются динамичная защита «Контакт», комплекс активной защиты «Арена», КОЭП «Штора».

С 1976г. Т-80 был определен основным боевым танком. ОБТ- классификация, позаимствованная за рубежом.

В этот период создаются новые боевые машины в Германии («Леопард-2») и в странах НАТО: «Абрамс» в США, «Челленджер» в Великобритании, Лаклерка во Франции.

Направления, по которым идет совершенствование танков, как у нас, так и у наших «заклятых друзей» с годами не меняются: наступление, защита, маневр.

Увеличиваются лишь технические возможности, активнее применяются достижения науки. Даже невозможно представить глубину той пропасти, которая разделяет танк «Борец за свободу товарищ Ленин» и современную боевую машину Т-14 «Армата». А прошло всего каких-то сто лет.

Перспектива развития бронетанковой техники просматривается на примере нового ОБТ Российской армии – Т-14, который, по некоторым сведениям, придет на вооружение в 2020 году.

Его характеристики, появившиеся в открытой литературе: мощность двигателя – 1200 л.с., уже проверенная 125 мм пушка, которая может использоваться для пуска ракет, 4 степени защиты, в том числе необитаемая башня, подтверждают неизменность задач, которые стоят перед танкостроителями.

Камуфляж Т-34

Прототипы А-20, А-20Г и А-32, а также первые образцы танка Т-34, проходившие испытания, как правило, были окрашены в стандартный темно-зеленый цвет. Серийные танки красились в тот же цвет, который получил название «защитный, тёмно-зелёный» и официальное обозначение «4БО». Эта краска содержит базовый пигмент, который изготавливался в виде пасты и разбавлялся до необходимой концентрации растворителем, обычно бензином. Пигмент краски 4БО выпускали 3 химических (лакокрасочных) фабрики. Они же производили различные варианты уже готовой к употреблению краски различных тонов и оттенков, разбавленную растворителем. Такие краски предназначались для нанесения различной маркировки на корпус и башню танка.

Танк Т-34 со штампованной башней и в двухцветном камуфляже:
желто-песочные пятна на стандартной темно-зеленой основе. На боку башни заметен белый номер «268».
Ленинградский фронт, сентябрь 1943 года.

В 1939 году в НИИБТ (Научно-исследовательский институт бронетехники) были разработаны и испытаны образцы многоцветных камуфляжных схем. При этом использовались три основных краски: темно-зеленая 4БО, темно-коричневая 6К и черная 6РП (черная применялась как альтернативный оттенок темно-коричневой). Кроме этого, для вспомогательных оттенков применялись светло-коричневая 7К и желто-песочная. Для испытаний были выбраны следующие варианты камуфляжа:

  • окраска танков пятнами темно-зеленого, темно-коричневого, песочного и светло-коричневого цветов;
  • камуфляж танков из зеленого и светло-коричневого цветов;
  • камуфляж танков из 2 тонов (зеленый и светло-коричневый) с включением пятен коричнево и песочного цветов.
Прототип А-32 (первая версия с пушкой Л-10), лето 1939 года. Танк полностью окрашен в темно-зеленый цвет (4БО). Прототип А-34 на испытаниях в Кубинке, весна 1940 года. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет (4БО). Танк Т-34 ранней серии со сварной башней и с пушкой Л-11 в трехцветном камуфляже. Юго-западный фронт, лето 1941 года.

Принципиально необходимо было увязать варианты камуфляжа с конкретным районом боевых действий. Камуфляж должен был соответствовать растительности и климатическим условиям в различных районах СССР. Было рекомендовано также сохранять пропорции набора красок и придерживаться стандартным схемам камуфляжа. В реальности многоцветный камуфляж использовался на небольшом числе советских танков, включая и Т-34. Пример стандартного многоцветного камуфляжа — это трехцветная схема из пятен темно-зеленого (4БО), темно коричневого (6К) и светло-коричневого (7К) цветов. Часть танков 4-го и 15-го механизированных корпусов, которые действовали в районе Западного военного округа СССР были окрашены именно таким образом.

Фотография Т-34 раннего выпуска с литой башней с пушкой Ф-34.
Танк брошен экипажем — типичный случай каких было много в начале немецкого вторжения. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет (4БО), на нем отсутствуют какие-либо тактические знаки.

Стоит отметить, что этот тип камуфляжа не был найден в официальном списке, рекомендованных НИИБТ по результатам испытаний 1939 года. Согласно некоторым источникам, этот камуфляж был внесен в список в начале 1941 года. Советская химическая промышленность того времени не отличалась большим разнообразием продукции и была способна выпускать лишь базовые цвета: темно-зеленый, светло- и темно-коричневый. Проблемы с регулярными поставками были дежурным явлением всей советской индустрии, и химическая промышленность не составляла исключения. Черная краска широко использовалась как в гражданской отрасли, так и в военной (например, для камуфляжа танков Т-28 и или окраски самолетов). Согласно другим данным, трехцветный камуфляж был признан стандартным для бронетанковых войск, дислоцированных на западной границе Советского Союза.

Истребитель танков Т-34 с 57-мм пушкой, 21-я бронетанковая бригада, октябрь 1941 года. На корпусе танка белый номер «20». Танк принадлежал командиру части, Герою Советского Союза майору Лукину. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет. Т-34 раннего выпуска (сварная башня и пушка Ф-34) 1-й гвардейской бронетанковой бригады. Западный фронт, Московская область, конец 1941 — начало 1942 года. На танке зимний камуфляж типичный для этой части и для этого периода (известный как «зимний лес» или «сетка»).

К концу 1941 года, когда проблема камуфляжной окраски стала вновь дискутироваться, образец 3-цветного камуфляжа появился в инструкции, подготовленной АБТУ (Автобронетанковое Управление РККА). Она содержала рекомендацию использовать для окраски темно-зеленый, светло- и темно-коричневый. Было предписано, что темно-зеленый цвет должен покрывать от 45 до 55% поверхности танка, светло- и темно-коричневые от 15 до 30%. Существовали и указания на расположение цветовых пятен, которые предназначались для искажения силуэта танка. Линия цветов не должна наноситься параллельно линиям очертаний машины и пятна камуфляжа не должны быть симметричными. Известно только несколько примеров трехцветного камуфляжа Т-34 за период 1942-1945 годов. Они были на небольшом количестве танков 164-й бронетанковой бригады (район Курска в 1943 году) и 4-й Гвардейской танковой армии (район Львов в 1944 году).

Танк Т-34 выпуска СТЗ со сварной башней 130-й бронетанковой бригады, Южный фронт, район Харькова, весна 1942 года. На лобовой броне видно дополнительное бронирование. Двухцветный камуфляж был характерен для этой бригады как и нестандартные тактические знаки: «Л2-KC». Часто в этой части использовались имена героев Гражданской войны. Т-34 с шестигранной башней, вероятно из 2-й гвардейской механизированной бригады, Юго-Западный фронт, операция «Малый Сатурн», ноябрь-декабрь 1942 года. Танк в зимнем камуфляже, на нем видны не закрашенные части (зеленые квадраты сзади башен) — отличительный знак машин, участвовавших в операции «Малый Сатурн». Под тактическим номером «255» просматривается старый тактический номер «253».

Нет сомнения, что основной цвет советских танков оставался неизменным в течение всей войны это была темно-зеленая краска (4БО). Известны и двухцветные камуфляжи, но они встречались довольно редко. Двухцветный камуфляж состоял из светло- или темно-коричневой краски или более редко- песочной. Он наносился поверх стандартной темно-зеленой краски. Ссылки на существование весеннего и осеннего камуфляжей не состоятельны, речь идет не более чем, об обычном двухцветном камуфляже. Однако, при анализе фотографий этого периода необходимо проявлять исключительную осторожность. Некоторыми исследователями различные типы световых пятен, вызванных влагой или нанесением новой краски поверх старой на танках часто интерпретируются как новый камуфляж. Перекрашенные в полевых условиях танки — обычное явление, поэтому свежие пятна краски не являются новым видом камуфляжа. Краска 4БО была не лучшего качества, к тому же из-за сложных климатических условий она облезала с танков кусками, образуя псевдокамуфляжные пятна. Проблему могли бы решить цветные фотографии, сделанные немцами, но таких снимков с Восточного фронта почти не осталось. Во время тяжелых боев под Сталинградом летом 1942 года некоторые танки поступали на фронт прямо из цехов СТЗ неокрашенными.

Танк Т-34 с шестигранной башней. 152-я бронетанковая бригада, Ленинградский фронт, февраль 1944 года. Зимний камуфляж: белые камуфляжные пятна нанесены поверх основного темно-зеленого цвета. Т-34 «Сергей Киров» с шестигранной башней из состава 30-й гвардейской бронетанковой бригады, Ленинградский фронт, осень 1943 года. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет.

Зимой танки Т-34 окрашивались белой стираемой краской или известковым раствором. Стираемая краска выпускалась в некоторых вариантах, например так называемый тип В или темпера. Иногда танки целиком окрашивались белой краской, иногда белые пятна или полосы произвольной формы наносились на танк. Интересный образец зимней окраски появился на переломе 1941-42 годов на Т-34 в 1-й Гвардейской бронетанковой бригаде, а также в 4-й и 11-й бронетанковых бригадах. Здесь танки красились белой краской, и поверху наносились полосы имитирующие след колеса. При этом в качестве шаблона использовались решетки ( по этому признаку он получил название сетчатого камуфляжа, а также — «зимний лес»). Этот тип считался лучшим типом зимнего камуфляжа, его пытались использовать еще в конце 1930-х, однако он отличался повышенной трудоемкостью. Позже от него отказались и к концу войны он почти не встречался.

Танки 1-й бронетанковой бригады в камуфляже «зимний лес».
Хорошо заметно, что перед люком механика-водителя побелка стерта.