Какие модули ставить на батчат 25т

Bat.-Châtillon 25 t

Bat.-Châtillon 25 t

Средний танк | Франция | X ур.

сток топ Прозвища в игре бат, бэтмэн, бэтмобиль Огневая мощь

105 mm mle. 57 (D. 1504) Орудие

30 шт. Боекомплект

390 / 390 / 480 ед Урон

259 / 330 / 53 мм Бронепробитие

5.89 мин-1 Скорострельность

40 / 2.73 с Перезарядка обоймы

5 шт. Обойма (барабан)

2180 ед/мин Средний урон в минуту

2.7 с Время сведения

0.38 м Разброс на 100 м

38 °/с Скорость ГН

22 °/с Скорость ВН

360° Углы ГН

-6…+11° Углы ВН

Живучесть

1800 ед Прочность

60 / 40 / 30 мм Корпус

50 / 30 / 15 мм Башня

Мобильность Незаметность

16.89 % Незаметность стоя

12.66 % Незаметность в движении

Наблюдение

400 м Обзор

750 м Дальность связи

Экипаж

  1. Командир (Радист, Заряжающий)
  2. Наводчик (Заряжающий)
  3. Механик-водитель

1234567891011Французский средний танк десятого уровня. Обладает динамикой на уровне лёгких танков, барабанной системой зарядки, а также меньшими габаритами по сравнению с предшественником. Однако слабое бронирование, небольшой запас прочности и малый боекомплект осложняют игру в затяжных боях, а самая слабая по характеристикам пушка среди всех СТ 10 не позволяет вести точный огонь на дальние дистанции.

Модули

Башни/орудия

Двигатели

Ур. Двигатель Мощность
(л. с.)
Вероятность пожара
(%)
Вес
(кг)
Цена
()
X Hispano-Suiza HS 110 720 10 1426 94250

Ходовая часть

Ур. Ходовая часть Макс. нагрузка
(т)
Скорость поворота
(гр/сек)
Rmin Вес
(кг)
Цена
()
X Batignolles-Châtillon 25 t 28 42 0 4100 68200

Радиостанции

Ур. Радиостанция Дальность связи
(м)
Вес
(кг)
Цена
()
X SCR 528F 750 80 54000

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

F18_Bat_Chatillon25t france

Bat.-Châtillon 25 t в игре

Исследование и прокачка

Средний танк Bat.-Châtillon 25 t исследуется на Bat.-Châtillon 25 t AP за 200 000 .

Орудие

100 mm SA47

34500
127550

Орудие

105 mm mle. 57 (D. 1504)

45000
325000

Итог:
Кредиты: 452550
Опыт: 79500

Комментарии к прокачке

  • Орудие 100 mm SA47 увеличит пробитие, урон и улучшит точность. Может остаться с Bat.-Châtillon 25 t AP.
  • Орудие 105 mm mle. 57 (D. 1504) увеличит пробитие, урон и немного увеличит разброс.

Боевая эффективность

При игре на Bat.-Châtillon 25 t стоит воздерживаться от стереотипов игры на средних танках — следует быть там, где в данный момент команда остро нуждается в причинении большого урона противнику с целью замедлить или остановить его наступление. Конечно, не стоит бросать и традиционные для СТ пути, однако если, к примеру, тяжёлые танки ведут тяжёлый бой в городе, имеет смысл им помочь: при переходе с одного фланга на другой можно успеть перезарядиться, позвать на помощь, а подвижность танка позволяет ему добраться до нужного места еще до того, как союзники успеют погибнуть.

На открытой местности на танке нельзя останавливаться: многие игроки делают это, чтобы лучше реализовать урон от барабана, однако чаще всего это приводит к быстрой гибели машины от вражеской артиллерии. Необходимо также использовать отличную динамику танка и стрелять с ходу, но только на расстоянии не более 80-100 м от противника, иначе большая часть снарядов даже не попадет в цель. Орудие 105 mm CN 105/57 имеет потенциальный урон барабана в 1950 очков урона, что позволяет батшату даже в одиночку (хотя это очень рискованно), в отличие от АМХ 50В, который со своими 1600 урона может лишь оказывать поддержку, уничтожать средние танки 10 уровня и повреждённые тяжелые танки.

В городе Bat.-Châtillon 25 t при поддержке союзных тяжёлых танков чувствует себя хорошо: находясь, как правило, вне досягаемости вражеской артиллерии, можно спокойно остановиться и стрелять по перезаряжающимся вражеским ТТ, заходить с тыла и т. п. Быстрое уничтожение нескольких тяжело повреждённых вражеских тяжелых или средних танков или одного почти целого оказывает ошеломляющий эффект на команду противника и зачастую позволяет переломить ход затянувшейся битвы в городе. Танк обладает самым низким запасом прочности среди всех СТ-10, поэтому важно по возможности избегать даже размена очков прочности и реализовывать барабан без ответного выстрела противника.

Подвижностью танка стоит пользоваться «на полную катушку» — только тогда можно по-настоящему успешно действовать на поле боя. Однако важно при этом помнить, что бестолковые перемещения по полю боя оставляют союзников без мощной огневой поддержки, что чревато поражением.

Разведка является вторичной функцией для Bat.-Châtillon 25 t — низкий силуэт и отличный обзор, особенно усиленный просветлённой оптикой и перками на улучшение обзора позволяют успешно осуществлять как пассивный, так и активный засвет, однако не стоит этим слишком увлекаться, так как основной функцией танка всё же является нанесение урона.

Стоит также уделять внимание вражеским разведчикам — барабан позволяет их достаточно быстро уничтожать, но специально заниматься охраной артиллерии на протяжении половины боя попросту глупо.

()

Гайд Парк: Bat.-Châtillon 25t Неуловимый эгоист Достоинства:

  • высокая максимальная скорость и разгон на уровне легких танков;
  • низкий силуэт;
  • барабан на 1950 очков потенциального урона.

Недостатки:

  • орудие проигрывает вооружению одноклассников в точности, пробитии и скорости сведения;
  • плохая точность стрельбы в движении;
  • малый запас прочности;
  • малая масса, что исключает возможность убивать тараном и, соответственно, делает танк уязвимым к тарану;
  • малый боекомплект;
  • малый угол вертикальной наводки;
  • слабое бронирование;
  • долгая перезарядка барабана.

Экипаж

bottom 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 Вариант №1 1 Вариант №2 2 Вариант №3 3 Вариант №4 4 Вариант №5

Поскольку Bat.-Châtillon 25 t является крайне гибким в боевом применении танком, а также имеет немало недостатков, то сборки навыков отличаются для него немалым разнообразием. Если у игрока достаточно много специальностей экипажа, то имеет смысл брать боевое братство. Маскировка совершенно необходима для использования засадного стиля игры, равно как приводы наводки и плавный поворот башни. Ремонт и шестое чувство по умолчанию необходимы для всех типов сборок. Остальные навыки идут по предпочтению конкретного игрока, однако будет нелишним хотя бы во вторую очередь сосредоточиться на усилении поворотливости танка с помощью таких навыков, как Виртуоз и Король бездорожья.

  • Стабилизатор вертикальной наводки — уменьшит разброс в движении, и время полного сведения.
  • Просветленная оптика — увеличивает дальность обзора.
  • Улучшенная вентиляция — улучшит все основные характеристики танка.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top 0 БП15 КС15 ОФ0 Оборудование

  • Стабилизатор вертикальной наводки — уменьшит разброс в движении, и время полного сведения.
  • Просветленная оптика — увеличивает дальность обзора.
  • Усиленные приводы наводки — позволят быстрее сводиться.

Снаряжение Стандартный набор снаряжения огнетушитель, ремкомплект и аптечка. Также есть интересный вариант сочетания большого и малого ремкомплектов: малый используется для починки, а большой постоянно присутствует в снаряжении для 10% бонуса к скорости ремонта и не используется, а недостаток огнетушителя возмещается навыком пожаротушение. 1 БП20 КС10 ОФ0 Боекомплект

Основу орудия 105 mm mle. 57 (D. 1504) составляют подкалиберные снаряды. Бронепробиваемости топового орудия вполне достаточно, чтобы эффективно поражать цели. Тем не менее, полезно иметь с собой немного кумулятивных снарядов. Использование осколочно-фугасных снарядов на танках с барабаном заряжания смысла не имеет.

Оборудование

  • Стабилизатор вертикальной наводки — уменьшит разброс в движении, и время полного сведения.
  • Просветленная оптика — чтобы светить врагов раньше, чем они заметят вас.
  • Улучшенная вентиляция — улучшит все основные характеристики танка.

Снаряжение

  • Крепкий кофе — увеличит все характеристики танка.
  • Большой ремкомплект — Позволит починить сразу все модули.
  • Большая аптечка — Позволит вылечить сразу всех членов экипажа.

0 Стандартный набор 1 Максимум точности

Известные проблемы

Несоответствия историческому прототипу

  1. Экипаж танка состоял из четырёх человек (командир и наводчик в башне, мехвод и радист в отделении управления), а не из трёх, как в игре.
  2. Оба построенных прототипа были вооружены 90-мм пушками, другие орудия не устанавливались.

Галерея скриншотов

Оценка Bat.-Châtillon 25 t

  • Воин — за барабан заряжания, позволяющий быстро уничтожить несколько танков.
  • Защитник — за высокую скорость и хорошую бронепробиваемость.
  • Захватчик — за высокую скорость.
  • Танкист-снайпер — за перестрелки на небольших дистанциях, где точность не играет особой роли.
  • Разведчик — за хорошую подвижность и обзор.
  • Медаль Фадина — за небольшой боекомплект.

История изменений

Основная статья: История изменений Bat.-Châtillon 25 t История изменений Обновление 0.7.1

  • Введён на основной сервер в качестве французского среднего танка 9 уровня.

Обновление 0.7.2

  • Стоимость танка увеличена с 2 974 500 до 3 100 000 .
  • Стоимость ремонта уменьшена на 15%.
  • Прочность танка уменьшена на 100 единиц.
  • Дальность связи радиостанции SCR 508 уменьшена с 450 до 400 м.
  • Дальность связи радиостанции SCR 528 уменьшена с 850 до 750 м.
  • Скорость поворота башни Turret 1 Bat Chatillon25t уменьшена с 44 до 38 град/с.
  • Дальность обзора с башней Turret 1 Bat Chatillon25t уменьшена с 460 до 400 м.
  • Проходимость первой ходовой по твёрдым грунтам уменьшена на 11%.
  • Проходимость первой ходовой по средним грунтам уменьшена на 10%.
  • Проходимость первой ходовой по мягким грунтам уменьшена на 13%.
  • Разброс от движения и поворота для первой ходовой увеличен на 6%.
  • Проходимость второй ходовой по твёрдым грунтам уменьшена на 13%.
  • Проходимость второй ходовой по средним грунтам уменьшена на 11%.
  • Проходимость второй ходовой по мягким грунтам уменьшена на 14%.
  • Разброс от движения и поворота для второй ходовой увеличен на 19%.
  • Угол склонения орудия 90mm F3 уменьшен с -9 до -6.
  • Время перезарядки орудия 90mm F3 увеличено с 24 до 30 с.
  • Разброс орудия 90mm F3 на 100 м увеличен с 0.33 до 0.38 м.
  • Скорострельность орудия 90mm F3 внутри барабана уменьшена с 30 до 27 выстр/мин.
  • Время сведения орудия 90mm F3 увеличено с 2,5 до 3 с.
  • Угол склонения орудия 90mm canon DCA 45 уменьшен с -9 до -6.
  • Время перезарядки орудия 90mm canon DCA 45 увеличено с 24 до 30 с.
  • Разброс орудия 90mm canon DCA 45 на 100 м увеличен с 0.31 до 0.36 м.
  • Скорострельность орудия 90mm canon DCA 45 внутри барабана уменьшена с 30 до 27 выстр/мин.
  • Время сведения орудия 90mm canon DCA 45 увеличено с 2,5 до 3 с.
  • Угол склонения орудия 100mm SA 47 уменьшен с -9 до -6.
  • Разброс орудия 100mm SA 47 на 100 м увеличен с 0.31 до 0.36 м.
  • Время перезарядки орудия 100mm SA 47 увеличено с 32 до 40 с.
  • Скорострельность орудия 100mm SA 47 внутри барабана уменьшена с 24 до 22 выстрелов.
  • Время сведения орудия 100mm SA 47 увеличено с 2,5 до 3 с.

Обновление 0.7.5

  • Уровень танка увеличен с 9 до 10.
  • В связи с переносом танка на 10 уровень убраны первая ходовая, радиостанция SCR 508 и двигатель SOFAM 12GSds.
  • Стоимость танка увеличена с 3 100 000 до 6 100 000 .
  • Стоимость ремонта увеличена на 50%.
  • Прочность танка увеличена на 300 единиц.
  • Уровень двигателя Hispano-Suiza HS110 изменён с 9 до 10.
  • Уровень башни Turret 1 Bat Chatillon25t изменён с 9 до 10.
  • Уровень ходовой Chassis Bat Chatillon25t 2 изменён с 9 до 10.
  • Разброс от движения и поворота для второй ходовой уменьшен на 10%.
  • Время перезарядки орудия 90mm F3 уменьшено с 30 до 24 с.
  • Время сведения орудия 90mm F3 уменьшено с 3 до 2,7 с.
  • Время перезарядки орудия 100mm SA 47 уменьшено с 40 до 36 с.
  • Время сведения орудия 100mm SA 47 уменьшено с 3 до 2,7 с.
  • Среднее бронепробитие подкалиберным снарядом Frt Prf 1945 орудия 100 mm SA47 уменшена на 45 мм.

Обновление 0.8.6

  • Стоимость ремонта уменьшена на 5%.
  • Заметность от выстрела орудия 90 mm F3 снижена 6%.
  • Среднее бронепробитие снаряда OCC-105-57 орудия 105 mm mle. 57 (D. 1504) уменьшено с 360 до 330 мм.

Обновление 0.9.13

  • Время прицеливания орудия 100 mm SA47 для башни Batignolles-Châtillon 25 t уменьшено с 2,7 до 2,5 с.
  • Время прицеливания орудия 90 mm F3 для башни Batignolles-Châtillon 25 t уменьшено с 2,7 до 2,3 с.

Обновление 0.9.20

  • Машина переработана в новом визуальном качестве.
  • Боезапас орудия 100 mm SA47 увеличен с 30 до 42 ед.

Историческая справка

Основная статья: История Bat.-Châtillon 25 tBat Chatillon 25t

Полное название: Batignolles-Chatillon 25t

Эта боевая машина была спроектирована на базе всё того же АМХ 13. Увеличение размеров корпуса и значительное дополнительное бронирование позволяло повысить его боевую живучесть. После ряда изменений в конструкции танка его боевая масса составляла 25 тонн. Экипаж этой боевой машины состоял из четырех человек. Заявленная в проектных документах скорость, которую мог развить этот танк, равнялась 65 км/ч.

Как и у AMX 13, компоновка танка имеет несколько особенностей. Прежде всего это использование так называемой качающейся башни. Трансмиссионное отделение танка расположено в передней части корпуса. В передней же части находится смещенное к левому борту отделение управления. Переднее расположение трансмиссии предопределяет переднее положение ведущих колес.

Примечания

  1. topwar.ru // Прототип французского основного боевого танка — Batignolles-Chatillon Char 25 t

Ссылки

Ресурсы World of Tanks

  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на Bat.-Châtillon 25 t

Техника Франции Средние танки

Какое оборудование ставить на “Батчат 25т”: установка дополнительного оборудования, советы

Игра World of Tanks — один из самых популярных танковых симуляторов. Игроки могут окунуться в атмосферу военного времени, выступить в танковых боях и узнать все о реальных прототипах. У новичков на первых этапах возникает много вопросов, связанных с геймплеем. Например, какое оборудование ставить на «Батчат 25т» или как прокачивать ту или иную ветку.

Стоит сразу сказать, что многое зависит непосредственно от стиля игры. И только узнав о возможностях машины и разобравшись с тем, как играть на танке, можно ответить на эти и другие вопросы.

Об игре

World of Tanks — игра, которой в этом году исполниться 9 лет. Это многопользовательский проект, который стал популярен в 2010 году. Разработчики за это время изменили многое в игре, поэтому те, кто ушли еще лет 5 назад, уже не могут узнать ее.

Тем не менее игровой процесс практически не изменился. В стандартном бою по-прежнему участвует 20 машин, по 15 танков с каждой стороны. Игрокам нужно уничтожить всю технику противника или захватить его базу. Также в игре есть парочка новых режимов.

Прокачка

Также многое зависит от правильной прокачки техники и установки оборудования. Какое ставить на «Батчат 25т»? Это вы сможете решить только после того, как определитесь с прокачкой всего танка.

Для начала вам нужно узнать боевую эффективность машины. На основе этого можно определиться со стилем игры. Многие игроки не обращают внимания на эту деталь и считают, что могут играть на любой технике хорошо. Но на деле профессиональный геймер вам скажет, что он играет только на «светляках» или «тяжах».

Таким образом, можно выбрать собственный стиль игры, зачастую активный или пассивный. И лишь после этого можно думать, как прокачивать экипаж и какое выбрать оборудование.

О танке

«Батчат 25т» — это средний танк французской ветки, десятого уровня. Особенность его — динамичность. Многие новички путают его с легкими танками, поскольку он довольно быстрый, а также работает с барабанной системой зарядки. За свою скорость он обязан и малым габаритам.

Стоит этот танк 6 100 000. По ветки предшествует ему «Батчат 25т АП» девятого уровня.

Динамика техники

Прежде чем решать, какое оборудование ставить на «Батчат 25т», нужно понимать способности этой машины. Только так можно будет определиться со вспомогательными инструментами. Что нужно знать о танке?

На «Батчате 25т» важно быть всегда в нужном месте. Если на одном из флангов тяжелую технику начали выдавливать, лучше поспешить им на помощь, чтобы как можно скорее удержать наступление. Так же стоит поступать, если на одном из флангов пробили защиту, но немного не хватает урона.

Помните, что останавливаться в открытом поле — самоубийство. С огромной вероятностью вас шотнит арта или тяжи. В идеале стоит постоянно находится в движении, чтобы как можно быстрее реализовать весь боевой потенциал барабана. А после этого можно переместиться на другую точку, одновременно перезаряжая орудие. В теории барабан может выдать почти 2 тысячи урона. Соответственно, сам танк легко расправится с каким-то легким или средним танком.

Попадая в городскую местность, можно не боятся артиллерии и спокойно выстреливать все снаряды. Благодаря динамической игре машина может зайти с тыла и застать врасплох перезаряжающиеся тяжелые танки. Также будет не тяжело догнать «убегающий» тяж, у которого осталось мало хитпоинтов.

Разведка

Какое оборудование ставить на «Батчат 25т», будет понятно только после того, как вы разберетесь со своим стилем игры. Помимо динамических боев, в теории можно принять роль «светляка». Компактные размеры техники позволяют заниматься пассивным засветом, выбрав идеальные кустики.

Но тут стоит понимать, что «Батчат 25т» все-таки не является разведывательным танком. Он может помочь в этом деле, подстраховать, но не выполнять данную роль повсеместно. Поскольку это барабанная техника, ее задача — наносить урон и прикрывать союзников.

Оборудование

Доп. оборудование на «Батчат 25т» можно выбрать разное. Например, можно использовать комплекс стабилизационной наводки, юстированную оптику, износостойкие приводы наводки, систему отвода пороховых газов и расширенный набор ЗИП. Также есть стандартные аналоги этого оборудования, которые обычно используют игроки.

Подобные системы позволяют улучшить характеристики танка. Сложное штатное оборудование является наиболее распространенным и дешевым вариантом. А вот сложное усовершенствованное оборудование выбирают профессиональные игроки, поскольку оно продается за игровую валюту, боны.

Боны — относительно новая игровая валюта, которую ввели в качестве поощрения для игроков, показывающих высокую эффективность в бою. Чтобы накопить их и купить сложное усовершенствованное оборудование, нужно быть сильным игроком и показывать всегда лучшие результаты в бою.

Что лучше выбрать?

Поскольку танк, как мы определили, требует агрессивного стиля игры, то оборудование должно быть вспомогательным. Конечно, вы можете сами выбрать наиболее подходящие варианты, но игроки рекомендуют выбирать:

  • стабилизатор вертикальной наводки;
  • усиленные приводы наводки;
  • просветленную оптику.

Чтобы понимать, какое доп. оборудование ставить на «Батчат 25т», нужно понимать, за что оно отвечает. Просветленная оптика добавляет 10 % к радиусу обзора, при этом он не может превышать 445 м. Стоит оно 500 тысяч кредитов.

Стабилизатор вертикальной наводки уменьшает на 20 % разброс при движении, повороте башни и после выстрела. Это оборудование поможет вам в движении попадать по вражеской техники. Оно также стоит 500 тысяч кредитов.

Усиленные приводы наводки добавляют 10 % к скорости сведения орудия. Это также помогает в динамическом бою эффективнее реализовывать барабан и не ждать долгого сведения пушки.

Альтернативное мнение

Конечно, много споров о том, что поставить на «Батчат 25т». Оборудование каждый выбирает под себя, поэтому кто-то может и не согласиться с вышеупомянутым набором инструментом.

Например, некоторые игроки на форумах рекомендуют использовать улучшенную вентиляцию. Она добавляет 5 % ко всем умениям экипажа, но не работает на навыки. Некоторые рекомендуют использовать маскировочную сеть, но это для совсем уж пассивных игроков. На деле же «Батчат 25т» не сможет долго находится на месте, учитывая потенциал барабана.

Девятый уровень танка

Как упоминалось ранее, перед прокачкой «Батчат 25т» вам придется выкачать «Батчат 25т АП». Какое оборудование ставить на эту технику? Здесь все то же самое, без изменений: оптика, усиленные приводы наводки и улучшенная вентиляция (или стабилизатор вертикальной наводки). В последнем случае лучше сразу решить, что вы хотите видеть на машине десятого уровня.

Дело в том, что зачастую оборудование на «Батчат 25т АП» после покупки десятого левела переносится на следующую технику. Таким образом, вам не нужно тратить кредиты на покупку того же оборудования, которое было использовано ранее. К тому же девятка — не тот танк, к которому геймеры возвращаются.

Другие элементы прокачки

Кроме оборудования, вам придется установить снаряжение и боекомплект на «Батчат 25т». Лучше всего использовать ручной огнетушитель, аптечку и ремкомплект. Если вы готовы хорошенько потратиться, можете выбрать большие аптечку и ремкомплект, а также крепкий кофе. Последний позволяет улучшить все параметры техники.

Какой выбрать боекомплект для «Батчата 25т», решать вам. Некоторые игроки оставляют по 15 кумулятивов и бронебойных подкалибров. Иногда можно оставить меньше кумулятивов, чтобы сэкономить голду. Осколочно фугасные «Батчату 25т» не нужны.

Качающаяся башня французского лёгкого танка АМХ-13 была только одной из особенностей этой машины. Другая особенность – нарушение её создателями привычной классической компоновки, когда силовая установка заняла обычное для того времени место отделения управления в передней части корпуса, рабочее место механика-водителя с управляющими органами танка сместили к левому борту, более того, боевое отделение разместили в корме.

Поражает и количество выпущенных АМХ-13 – более 7700 единиц; половину из них Франция экспортировала в 25 стран мира. И ещё долголетие службы -с начала их производства в 1952 г. до сих пор многие машины находятся на вооружении армий некоторых государств. Так, по сообщениям СМИ, по состоянию на последние годы Аргентина имеет 105 танков АМХ-13, Венесуэла – 31 ед, Индонезия – 275 ед., Кот-д’Ивуар -5 ед., Марокко – 5 ед., Перу – 96 ед., Эквадор – 24 ед., больше всего находится в Сингапуре – 350 машин. В самой Франции, и в Индии, Израиле, Египте, в других странах танки хотя и сняты с вооружения, но законсервированы и хранятся на арсеналах и базах.

Находясь в армиях различных стран, АМХ-13 пришлось участвовать в войнах, как международных и локальных, так и в вооружённых конфликтах. Первое боевое крещение они приняли уже в 1953 – 1954 гг. во Вьетнаме, в военных операциях французских колониальных войск против партизанских сил Объединённого национального фронта этой страны. Затем – боевые действия в Суэцком кризисе 1956 г., известного также как Вторая арабо-израильская война. Далее – Вторая индо-пакистанская война 1965 г., где индийские танки АМХ-13 в решающем сражении при Асал-Уттаре в Пенджабе разгромили пакистанские М47/48 «паттоны». После этого – Шестидневная война 1967 г., или Третья арабо-израильская война. Здесь проявили себя теперь уже израильские АМХ-13, полностью уничтожив в районе Наблуса иорданский танковый батальон, состоявший из «паттонов». Однако их 75-мм пушки оказались далеко не столь эффективны при встречах с египетскими Т-54 в районе Исмаиля.

Затем затяжная Гражданская война в Ливане 1975 – 1990 гг., в которую вмешались Сирия, с одной стороны, и Израиль в 1982 г. – с другой, в армии которого опять-таки находились АМХ-13.

Лёгкий танк АМХ-13, вооружённый четырьмя ракетными пусковыми установками и двумя башенными пулемётами

Но и в совершенно другом конце земного шара воевали французские танки, правда, весьма недолго. Это было во время скоротечного – в течение месяца – локального конфликта между Эквадором и Перу за спорный район на границе двух государств в январе -феврале 1995 г. И те, и другие имели на вооружения такие танки, однако официальные сведения об их действиях не были обнародованы.

Успели АМХ-13 повоевать и в Африке в период Первой Ивуарийской войны -гражданской войны в Кот-д’Ивуаре в период с 2002 по 2007 г. Вмешавшиеся французские оккупационные силы оказали вооружённую помощь президенту Гбагбо в борьбе против повстанцев. Немалую роль при этом сыграли их танки.

Таким образом, в течение полувека АМХ-13 участвовали в боевых операциях по всему миру, оставив существенный след в военной истории действий танковых подразделений и соединений.

Разработка лёгкого танка АМХ-13 началась в 1946 г., когда французское военное руководство решило создать свой отечественный танк и снабдить им армию. В проектном задании была указана необходимость разработки лёгкой аэротранспортабельной машины массой до 13 т. Конструкторские работы поручили одному из государственных предприятий в Исси-ле-Мулино, промышленном пригороде Парижа. Через три года был изготовлен опытный образец, а ещё через два – наладили серийное производство в Руане на государственном арсенале ARE, а затем на предприятиях компании Creusot Loire («Крезо-Луар») в Сен-Шамоне, департамент Луара. Так, всего за пять лет французскими конструкторами и производственниками был пройден путь от проекта танка до серии.

АМХ-13 армии Перу на улице столицы Лимы. Парад в честь 190-й годовщины независимости страны, 2011 г.

Лёгкий танк АМХ-13:

1 – дульный тормоз пушки; 2 – 90-мм пушка D-960; 3 – качающаяся башня танка; 4 – ниша башни с механизмом заряжания; 5 – ведомое колесо; 6 – опорный каток; 7 – поддерживающий ролик; 8 – ведущее колесо; 9 – люк моторного отделения; 10 – жалюзи; 11 – люк наводчика; 12 – командирская башенка; 13 – люк водителя; 14 – смотровой прибор водителя; 15 – радиоантенна; 16 – блок дымовых гранат; 17 – смотровой прибор командира

АМХ-13 снабжён длинной кормовой нишей, в которой находятся автомат заряжания и часть боекомплекта снарядов

Прежде всего, АМХ-13 отличается от других танков качающейся башней FL-10 (позднее FL-12). Дело в том, что она состоит из двух частей – нижней и верхней. Первая из них выполнена литой, стоит на башенном погоне корпуса и может вращаться на 360°. Верхняя часть соединена с ней при помощи цапф и имеет возможность изменять углы возвышения.

Пушка в башне жёстко связана с верхней частью. При этом она настолько вынесена вперёд, что в башне остался только казённик; противооткатники разместились в так называемом «хоботе» -перед башней.

Таким образом, оказалось, что наводка по горизонтали осуществлялась за счёт нижней части башни, а по вертикали – самостоятельно пушкой в верхней части.

Такая башенная конструкция позволила установить в ней оригинальный механизм автоматического заряжания пушки, который разместили в длинной кормовой нише. Этот автомат состоит из двух магазинов барабанного типа, расположенных по обе стороны пушки. В каждый из них укладываются по шесть снарядов. При откате пушки после стрельбы магазин, вращаясь, опускает снаряд на лоток, который далее досылается в казённик, и закрывает затвор. Затем уже можно производить выстрел.

Автомат заряжания позволил увеличить скорострельность танка до 10 -12 выстр./мин, а главное, сократить экипаж на одного человека – вывести из его состава заряжающего. Это, в свою очередь, позволило уменьшить габариты башни, диаметр погона, а значит, и ширину корпуса танка.

Таким образом, в составе экипажа осталось лишь трое: командир машины, механик-водитель и наводчик. Командир занимает своё место в башне слева от пушки, под командирской башенкой; наводчик – справа.

Качающаяся башня такой оригинальной конструкции вызвала огромный интерес специалистов. Во многих танковых фирмах начали создавать подобные конструкции. Однако возможности согласования автомата заряжания с самим орудием вызвали существенные трудности, для большинства оказавшиеся непреодолимыми. АМХ-13 остался чуть ли не единственным такой конструкции.

Масса такой башни – 4500 кг.

Вооружение АМХ-13 изменялось в связи с его модернизацией. До 1964 г. на нём устанавливалась 75-мм пушка. Было изготовлено около 2000 таких башен. Позднее в той же башне FL-10 разместили 90-мм нарезную пушку D-960. Она имеет дульный тормоз и теплоизоляционный кожух, однако не снабжена стабилизатором вооружения. Угол возвышения пушки – лишь до +12°; он ограничен упором в крышу корпуса машины кормовой ниши башни. Угол снижения – -8°, что позволяет вести огонь и по приблизившимся на малое расстояние целям.

Приводы поворота башни – гидравлические. Обращают на себя внимание скорости, с которыми происходит разворот орудия: по горизонту это 30°/с, по вертикали – 5°/с.

Боекомплект пушки составляет 32 выстрела: 21 размещён в башне и 11 – в самом корпусе. Применяются пять типов снарядов: оперённые бронебойные подкалиберные APFSDS, с готовыми боевыми элементами CANISTER, фугасные НЕ, кумулятивные HEAT, дымовые.

Наведение пушки возможно и командиром, и наводчиком.

Командир пользуется телескопическим прицелом L961 с 1,5 и 6-кратным увеличением, наводчик – телескопическим прицелом L862 с увеличением 7,5х; прицел связан с лазерным дальномером типа ТСV-107, который выдаёт данные обоим членам экипажа. Точность измерения дальностей в диапазонах 400 -10 000 м составляет 5 м.

Batignolles-Chatillon Char 25T: танк с качающейся башней

Война способна дать огромный толчок технологиям и техническому развитию. Обе мировые войны XX века наглядно это продемонстрировали. К примеру, в годы Второй мировой войны эволюционные процессы в танкостроении, которые в период между войнами шли десятилетиями, ужались по времени в годы, а иногда и вовсе в месяцы. После завершения активной фазы боевых действий этот процесс не замедлился, так как на смену «горячему» мировому конфликту пришла война «холодная», поделившая планету на два противоборствующих лагеря.

В те годы законодателями мод в танкостроении по праву оказались советские и американские конструкторские школы, за которыми как могли пытались успеть и европейские конструкторы. Довольно ощутимых успехов смогли добиться британцы, которые спроектировали и запустили в производство удачное 105-мм танковое орудие Royal Ordnance L7. Знаменитая пушка L7, которая была спроектирована в 1959 году, нашла применение не только в Великобритании, но и по всему миру — в США, ФРГ, Швеции, Японии и даже Израиле. Но на этом фоне выделялась Франция, которая продолжала идти своим собственным путем. Проекты французских конструкторов отличались своей оригинальностью и в межвоенный период, эксклюзивность и необычность решений была сохранена во Франции и после Второй мировой войны.
Широкое распространение в годы Второй мировой войны подкалиберных снарядов, а также кумулятивных боеприпасов привело к стремительному росту бронебойных характеристик противотанковых средств. В этих условиях броня и ее толщина перестали играть ключевую роль в бою. Чаша весов в противостоянии брони и снаряда качнулась на сторону последнего. Принимая это во внимание, французские военные и конструкторы в конце 1940-х начале 1950-х годов сделали ставку на разработку быстрого и мобильного танка, который отличался бы хорошим вооружением. Скорость боевой машины на поле боя, ее маневренные характеристики и уменьшение поражаемого силуэта были выведены ими на первый план. Со временем развитие этой концепции привело к вырождению во всем мире тяжелых танков, на место которых пришли ОБТ — основные боевые танки.
AMX-13
Французские военные вовремя смогли уловить новые общемировые тенденции и решили держаться в кильватере, заказав промышленности создание прототипа основного боевого танка. Выбор пал на компанию Batignolles-Châtillon (Батиньоль-Шатильон), производственные мощности которой находились в Нанте. Компания специализировалась на выпуске железнодорожных локомотивов и оборудования для газовой и нефтяной промышленности, естественно, у фирмы имелся и опыт в создании танков. В 1950 году перед инженерами компании была поставлена задача спроектировать средний танк, оснащенный 90-мм пушкой F3. Танк должен был стать дальнейшим развитием легкого танка AMX-13, спроектированного во второй половине 1940-х годов. Планировалось, что новый танк, получивший название Batignolles-Chatillon Char 25T (25-тонный танк разработки компании «Батиньоль-Шатильон), станет основой французских танковых сил.
По сути, новый танк был модернизацией AMX-13, но с увеличенным корпусом. При этом танк не просто подрос в размерах, но и обзавелся еще одним членом экипажа (четыре человека против трех на AMX-13). Необходимо отметить, что прародитель в лице легкого танка AMX-13 и сам являлся очень удачной боевой машиной. Его сравнительно высокие боевые качества обеспечили этому французскому танку популярность в мире. Танк достаточно активно продавался на экспорт: из 7700 таких танков и машин на его базе, выпущенных французской промышленностью, 3400 было продано на экспорт. Танк состоял на вооружении как минимум 10 стран, в том числе Индии, Аргентины, Египта, Израиля.
Изюминкой легкого танка AMX-13 была его компоновка, которая имела ряд особенностей. Самым заметным элементом конструкции данного танка была его качающаяся башня. В отличие от обыкновенных башен качающая состояла из двух частей: нижней, которая была связана с опорой башни и верхней, которая устанавливалась на нижней на цапфах так, что могла поворачиваться относительно нижней части в вертикальной плоскости на определенный угол. При этом орудие было жестко связано с верхней качающейся частью танковой башни. Горизонтальная наводка орудия на цель производилась вращением нижней части башни, а вертикальная наводка поворотом верхней части башни. Использование такой конструкции облегчало решение проблемы автоматизации процесса заряжания пушки и способствовало уменьшению размеров башни.
AMX-13
Второй интересной особенностью рассматриваемого танка был автомат заряжания. В верхней качающейся части башни французские конструкторы разместили два магазина револьверного типа. Использование на легком танке автомата заряжания позволило уменьшить его экипаж до 3 человек за счет отказа от заряжающего. При этом командир боевой машины находился в левой части башни, наводчик в правой части, а механик-водитель располагался в отделении управления в корпусе танка. Сразу за казенником орудия по обеим сторонам ниши башни находились два барабанных магазина на 6 снарядов каждый. Сила отката орудия вращала магазин и освобождала очередной снаряд, который скатывался на лоток, ось которого совпадала с осью канала ствола орудия. После этого снаряд автоматически досылался в ствол, затвор закрывался и производился выстрел из пушки. Реализация данного механизма позволила обеспечить скорострельность на уровне 10-12 выстрелов в минуту. Однако имелся и серьезный минус. Расстреляв боекомплект из барабанов, по существу, ставший безоружным танк должен был покинуть поле боя или выйти из-под огня, для того чтобы провести повторную зарядку магазинов. Они вновь заполнялись через люки, расположенные на крыше башни.
Основным вооружением первых легких танков АМХ-13 была 75-мм пушка (с ней было выпущено чуть более 2 тысяч машин), установленная в башне FL-10. Затем появилась более многочисленная версия с 90-мм нарезной пушкой, установленной в той же башне. 90-мм пушка имела дульный тормоз и теплоизоляционный кожух. Уже в 1970-х годах свет увидела еще одна версия танка. На этот раз его оснастили модифицированной башней со 105-мм орудием и лазерным дальномером.
Так как Batignolles-Chatillon 25T являлся дальнейшим развитием танка АМХ-13, он получил особенности его компоновки. Прежде всего, речь идет об использовании качающейся башни. Помимо этого трансмиссионное отделение танка было расположено в передней части его корпуса. Здесь же располагалось отделение управления, смещенное к левому борту. Ходовая часть танка состояла из 6-и обрезиненных опорных катков, снабженных гидравлической подвеской, и 3-х поддерживающих роликов (на каждый борт). Переднее расположение трансмиссии предопределило тот факт, что ведущими у танка стали передние колеса, а задние играли роль ленивцев. В отличие от легкого танка АМХ-13, новая боевая машина отличалась не только большими размерами, но и лучшим бронирование. Верхняя лобовая деталь корпуса, расположенная под хорошим углом наклона, обладала толщиной 60 мм. На АМХ-13 лобовая броня корпуса не превышала 30 мм.
Batignolles-Chatillon 25T
Конструкция танковой башни повторяла ту, что была использована на танке АМХ-13 и уже описана выше. Башня данного типа была разработана еще в 1946 году инженерами французской компании АМХ для опытного проекта AMX-12t, позднее она была установлена на серийном легком танке АМХ-13, который в итоге и послужил прототипом для Batignolles-Chatillon Char 25T. Новый французский опытный танк унаследовал все плюсы и минусы данного технического решения.
Преимуществ у такой конструкции башни было несколько. Во-первых, она позволяла использовать имеющийся автомат заряжания. Конструкторы вынесли барабаны автомата заряжания в кормовую нишу башни, такое решение позволяло сократить ее забронированный объем. Во-вторых, в связи с тем, что наведение пушки по вертикали осуществлялось всей верхней частью башни, а не только одним орудием, не было необходимости в увеличении высоты башни. При использовании качающейся башни казенник орудия не мог упереться в крышу башни в случае, если ствол орудия опускался для стрельбы вниз на отрицательные углы наведения. Имелись у конструкции и свои недостатки — небольшой боекомплект (30 снарядов), а также невозможность ручной перезарядки изнутри танка, если автомат заряжания выходил из строя.
Основным вооружением опытного французского среднего танка стало 90-мм орудие F3 с дульным тормозом. Начальная скорость бронебойного снаряда данной пушки составляла 930 м/с. Вместе с орудием в верхней части качающейся башни был расположен спаренный с ним 7,5-мм пулемет MAC 1934T. Помимо этого по бокам башни были размещены по два дымовых гранатомета. В башне находилось только два члена экипажа — наводчик и командир танка. Внизу в корпусе танка располагался радист, а место механика-водителя, как и на танке АМХ-13, располагалось впереди с левой стороны от двигателя.
Batignolles-Chatillon 25T
Благодаря небольшому весу боевой машины, который составлял менее 25 тонн, танк был достаточно подвижным и отличался небольшими габаритами. Заявленная в проектных документах максимальная скорость хода по шоссе составляла 65 км/ч. Длина танка составляла 5,67 метра (для сравнения Т-54 — 6 метров), ширина — 3,16 метра (Т-54 — 3,27 метра), высота — 2,37 метра (Т-54 — 2,22 метра).
Два прототипа нового танка были изготовлены на заводе в Нанте в 1954 году. Их ходовые испытания и стрельбы шли на протяжении года, после чего в 1955 году проект было решено закрыть в пользу другой перспективной боевой машины, которая в дальнейшем получит индекс АМХ-30. Причинами такого решения стали: ненадежность гидравлической подвески танка Batignolles-Chatillon 25Т, которая оказалась очень капризной; необходимость постоянного технического обслуживания ходовой части танка после каждого применения, что было неприемлемо для французских военных; и угасающий интерес к башням качающегося типа. Стоит отметить, что тогда военные всего мира всерьез рассматривали возможность ядерной войны и боевых действий в ее условиях. Учитывая это, разрабатывались новые версии танков и других бронированных машин с противоатомной защитой. В то же время сделать полностью герметичным танк с качающейся башней просто не представлялось возможным.

До наших дней сохранился лишь один экземпляр данного танка. Единственный Batignolles-Chatillon Char 25Т хранится в знаменитом Музее бронетехники в Сомюре (Франция). И хотя данный танк никогда не был запущен в серийное производство, ему удалось сохранить свое имя и французский шарм. Благодаря популярной игре World of Tanks он не был забыт. Машина, которая никогда не становилась участником реальных сражений, активно участвует сегодня в боях виртуальных. В игре она представлена в виде среднего танка 10 уровня в ветке развития Франции, а также двух САУ на его базе Batignolles-Châtillon 155 55 и Batignolles-Châtillon 155 58 (с автоматом заряжания).

Качающаяся башня

Качающаяся башня танка AMX-13

Качающаяся башня — разновидность танковой башни, в которой орудие неподвижно устанавливается в верхней половине башни, качающейся на цапфах относительно поворотной нижней половины. Такая башня имеет ряд специфических как преимуществ, так и недостатков перед башнями традиционной схемы. Качающаяся башня была разработана во Франции вскоре после окончания Второй мировой войны и была успешно применена на лёгком танке AMX-13, запущенном в производство в 1951 году. Разработки в этом направлении велись в 1950-е годы и в других странах, однако в итоге недостатки качающейся башни на фоне растущих требований к танкам перевесили её достоинства, и конструкции на её основе не вышли за стадию проектов и опытных образцов. Единственным исключением явился оснащённый доработанной башней AMX-13 австрийский лёгкий танк SK-105 «Кирасир», чьё производство началось в 1971 году.

Конструкция качающейся башни

В отличие от башни традиционной конструкции, представляющей собой цельную поворотную конструкцию, в которой орудие для наведения в вертикальной плоскости размещается в подвижной установке на цапфах, проходя через амбразуру, качающаяся башня состоит из двух частей — поворотной нижней и качающейся относительно неё верхней, в которой и размещается орудие. Основным преимуществом качающейся башни перед башнями традиционной схемы является неподвижность верхней части башни относительно орудия, что позволяет использовать в ней максимально простой механизм заряжания. В разных странах применялись два различных подхода к реализации этого преимущества. Во Франции магазин автомата заряжания был вынесен в кормовую нишу башни, что позволило сократить заброневой объём башни и дополнительно упростить механизм заряжания. С другой же стороны, изолированное от экипажа размещение магазина позволяло его перезарядку только снаружи танка, что в боевых условиях требовало отвода танка из зоны обстрела. В США же был выбран иной подход, нацеленный лишь на использование обеспечиваемой автоматом заряжания высокой скорострельности, для чего магазин был перемещён в низ качающейся части башни, где сохранялась возможность перезарядки его экипажем изнутри танка, для чего в составе экипажа был оставлен отдельный заряжающий.

Помимо этого, конструкция качающейся башни обеспечивает ряд как преимуществ, так и недостатков. Так, перемещение орудия вне погона башни позволяет сократить диаметр последнего, как правило, определяемый пространством для обеспечения отката орудия при любых углах возвышения, а следовательно и заброневой объём. Хотя общая высота качающейся башни примерно одинакова с башней традиционной конструкции, её преимуществом являлась минимизация высоты части башни, находившейся над орудием, так как отпадала необходимось обеспечивать пространство для подъёма казённой части орудия при склонении ствола. В результате значительно повышалась защищённость танка при стрельбе с укреплённых позиций, когда для огня противника открыта только та часть танка, что находится на уровне ствола орудия и выше него.

Вместе с тем, большие размеры подвижной части в качающейся башне создавали и ряд проблем. Одной из них являлась дополнительная площадь, а соответственно и масса бронирования, необходимого для обеспечения защиты при любых углах возвышения орудия, по сравнению с башнями традиционной конструкции, где эту роль выполняет сравнительно небольшая маска орудия. Качающаяся вместе с орудием кормовая ниша башни также ограничивала максимальный угол возвышения орудия, упираясь в крышу задней части корпуса. Вдобавок сравнительно большой зазор между верхней и нижней частями башни затруднял её герметизацию для преодоления глубоких бродов, либо для защиты от оружия массового поражения, что стало важным требованием к танкам во многих странах в 1950-е — 1960-е годы. Не менее серьёзным недостатком со временем стала и крайняя сложность стабилизации орудия в вертикальной плоскости, обусловленная большой массой подвижной части.

История развития качающейся башни

Франция

AMX-13 SM1

Впервые схожая с качающейся башней концепция была применена на разработанном фирмой «Панар» в 1937—1940 годах опытном бронеавтомобиле Тип 201. В отличие от послевоенных качающихся башен, части которых шарнирно соединялись между собой, башня Типа 201 состояла из двух поворотных относительно вертикальной оси частей, верхняя из которых была установлена на нижней под небольшим углом. Таким образом, при повороте верхней части относительно нижней изменялся угол возвышения закреплённого в верхней части орудия.

С капитуляцией Франции в 1940 году, работы в этом направлении были прекращены и возобновились только после окончания Второй мировой войны. Первым танком, оснащённым качающейся башней, модели F.L.10, стал созданный в 1946—1949 годах лёгкий танк AMX-13. Применение качающейся башни, в сочетании с общей компактностью компоновки, позволило 15-тонному танку, предназначавшемуся на роль мобильного противотанкового средства, нести длинноствольную 75-мм пушку, бывшую доработанным вариантом германской KwK 42, устанавливавшейся на танке «Пантера».\Спасибухов, Дмитриенко AMX-13 серийно производился во Франции с 1951 по 1965 год, а впоследствии выпускался по лицензии в Аргентине с 1968 по 1985 год, всего было выпущено около 7 700 танков и машин на их базе. С середины 1960-х годов, когда совершенствование брони танков сделало 75-мм пушку AMX-13, ведшую огонь только калиберными бронебойными снарядами, устаревшей, на танки начали устанавливать 90-мм, а позднее и 105-мм низкоимпульсные пушки, ведшие огонь кумулятивными снарядами.Спасибухов, Дмитриенко

Бронеавтомобиль E.B.R.75 с башней F.L.11 с 75-мм пушкой

Качающаяся башня была также применена на тяжёлом танке AMX-50, разработанном во второй половине 1940-х годов. Было построено несколько различавшихся по конструкции прототипов танка, вооружённых 90-мм, 100-мм и 120-мм пушками, установленными в качающихся башнях, однако в серийное производство AMX-50 запущен не был. Свою роль в этом сыграла как высокая цена танка, так и поставки США танков M47, существенно снизивших для Франции остроту проблемы перевооружения своих танковых частей. С началом же разработки Францией в конце 1950-х годов основного боевого танка AMX-30, на нём было решено вернуться к традиционной конструкции башни.

Помимо танков, качающиеся башни устанавливались во Франции и на бронеавтомобиле E.B.R.75, разработанном фирмой «Панар» одновременно с AMX-13 и производившемся серийно с 1950 по 1960 год. В отличие от танков, башня F.L.11, устанавливавшаяся на E.B.R.75, не имела кормовой ниши и автомата заряжания и была вооружена 75-мм пушкой с меньшей длиной ствола. Как и AMX-13, E.B.R.75 в дальнейшем перевооружался низкоимпульсной 90-мм пушкой, устанавливавшейся в стандартной башне F.L.11. На часть выпущенных машин впоследствии устанавливались башни F.L.10 от AMX-13 с 75-мм пушками.

США

T69 на Абердинском испытательном полигоне, лето 1955 года

В США работы над качающимися башнями начались после передачи им французами в 1950 году второго прототипа AMX-13 для изучения. Интерес к этой концепции в США был вызван прежде всего стремлением установить на танк автомат заряжания, обеспечивавший значительно бо́льший темп огня, чем при ручном заряжании. Попытки создать автомат заряжания для башни традиционной схемы, предпринятые в начале 1950-х годов, не принесли успеха — необходимость обеспечения подачи выстрелов в подвижное относительно автомата орудие вызывала усложнение механизма, и как следствие, его ненадёжность, поэтому разработанные для лёгкого танка T41 и среднего T42 автоматы заряжания были признаны неудовлетворительными. Было решено обратиться к французскому опыту, и с 1951 года была начата разработка целого ряда проектов, использовавших качающуюся башню. В отличие от принятой на AMX-13 схемы, в США переместили магазин автомата заряжания под орудие, что позволило его перезарядку изнутри танка.

Из всех разработанных в США проектов, использовавших концепцию качающейся башни, наибольшего развития достигли средние танки. Первым из них стал вооружённый 90-мм пушкой танк T69, использовавший шасси опытного T42. Прототип T69 был закончен в начале 1955 года и с июня того же года по апрель 1956 года был подвергнут продолжительным испытаниям, выявившим по-прежнему ненадёжную работу автомата заряжания. Вскоре после начала работ по T69, была начата разработка ещё одного среднего танка с качающейся башней схожей схемы, на этот раз на шасси танка M48 и вооружённого 105-мм пушкой, получившего обозначение T54E1. Всего было заказано два прототипа T54E1, из которых как минимум один был завершён и подвергнут испытаниям, однако и этот танк не вышел за стадию опытного образца. Разработка ещё одного проекта танка с качающейся башней, схожего с T54E1, но вооружённого 120-мм пушкой, была начата в 1952—1953 годах под обозначением T77. Как и с T54E1, были заказаны два прототипа T77, однако работы по этому проекту были прекращены к 1957 году, ещё до начала испытаний опытных образцов.

Помимо средних танков, качающимися башнями были оснащены и некоторые проекты лёгких и тяжёлых танков. В 1952—1955 годах, в процессе разработки лёгкого танка для замены M41, различными фирмами были представлены многочисленные концепт-проекты, ряд из которых использовал качающуюся башню, но ни один из них не дошёл даже до стадии прототипа. Схожая судьба постигла и проекты использовавших шасси T43 тяжёлых танков T57 и T58 с качающимися башнями со 120-мм и 155-мм пушками, соответственно. Хотя постройка их опытных образцов и была начата к середине 1950-х годов, все работы по ним были остановлены в 1957 году ещё до завершения сборки прототипов. После отрицательных результатов, показанных законченными прототипами средних танков на испытаниях, интерес военных к концепции качающейся башни значительно упал, и все работы в этом направлении были прекращены в 1957—1958 годах.

Другие страны

В 1950-х годах, концепция качающейся башни некоторое время изучалась в Швеции, однако в итоге, шведские конструкторы в поисках пути для максимального использования преимуществ, обеспечиваемых схемой с неподвижной установкой орудия, пришли к ещё более радикальной концепции «качающегося танка», которым стал запущенный в производство в середине 1960-х годов Strv.103. Вместо установки орудия в верхней части башни, качающейся вместе с ним, было решено установить орудие неподвижно в корпусе танка, используя для вертикальной наводки наклон всего корпуса, обеспечиваемый регулируемой подвеской. Это разрешило часть проблем, присущих AMX-13 — так, магазин автомата заряжания оказался не в тесной кормовой нише башни, а в сравнительно просторном корпусе, вдобавок, исчезла проблема дополнительного бронирования и герметизации зазора между частями башни, вместе с самим зазором. С другой стороны, стабилизация орудия при такой схеме стала вовсе невозможна, к чему прибавилась невозможность горизонтальной наводки орудия без поворота всего танка. В результате, хотя в 1970-х годах в Швеции ещё продолжали разработку концепции безбашенного танка, в дальнейшем эти работы были прекращены в пользу более традиционных схем

Литература

Качающаяся башня на Викискладе