Как уничтожить авианосец США

Р-33
Предназначена для поражения самолетов (в том числе и ДРЛО), вертолетов, беспилотных летающих аппаратов, а также ракет класса «воздух—воздух» с любого направления под любым ракурсом, в условиях информационного противодействия противника, в сложных метеоусловиях.
Ракета имеет обычную аэродинамическую схему, со сдвинутым к хвостовой части крестообразным крылом, с консолями трапециевидной формы в плане и крестообразно расположенными хвостовыми рулями прямоугольной формы в плане. Конструктивно ракета состоит из пяти отсеков: обтекатель ГСН, отсек системы наведения и взрывателя, отсек БЧ, отсек двигательной установки и хвостовой отсек с системой управления.
Ракета снабжена радиолокационной системой наведения. Разработан вариант ракеты с пассивной радиолокационной ГСН для перехвата самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Она предназначена для применения с самолета оснащенного импульсно-доплеровской РЛС с дальностью сопровождения цели 270 км. Обеспечивает поражение целей, летящих на высотах от 25—50 м над различной поверхностью до 26—28 км при числе М=3,5 с превышением или принижением относительно носителя до 10 км. Возможно применение одновременно четырех ракет по четырем целям на разных высотах и интервалах. Дальность пуска 120 км (по зарубежным данным — более 160 км).
Ракеты Р-33 поступили на вооружение советских ВВС примерно в 1983 г. Самолет МиГ-31 может нести четыре ракеты на подфюзеляжных пилонах.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Максимальная дальность пуска, км 120(160)
Масса, кг
стартовая 490
боевой части 47
Боевая часть ОФ
Взрыватель РВ
Система наведения инерциальная +
+ ПАР ГСН/АР ГСН
Двигатель РДТТ
Средняя скорость полета, число М 3,5
Габариты ракеты, м
длина . 4,15
диаметр 0,38
размах крыла 0,9
AIM-54 «Феникс»
Предназначена для поражения воздушных целей на большой дальности пуска. Носителем является самолет F-14 (несет четыре ракеты «Феникс» под фюзеляжем и две ракеты на подкрыльных пилонах).
AIM-54A «Феникс» имеет аэродинамическую схему со смещенным к хвостовой части корпуса крестообразным стреловидным крылом и крестообразно установленными хвостовыми рулями прямоугольной формы в плане. Модификации AIM-54C и AIM-54C+ имеют те же геометрические размеры, что и модификация А.
Наведение ракеты на цель обеспечивается двумя типами радиолокационной системы: на среднем участке траектории действует моноимпульсная радиолокационная полуактивная система с коррекцией от самолета-носителя, а на конечном участке траектории — импульсно-доплеровская активная радиолокационная ГСН (АР ГСН). На среднем участке траектории, когда самолетная РЛС работает в режиме сопровождения цели при одновременном поиске других целей, ракета захватывает цель и переходит на ее сопровождение. При этом на ракету с самолета-носителя передается информация, уточняющая положение цели. При постановке электронных помех ракета обладает способностью самонаводиться на источник помех.
Ракеты AIM-54C и AIM-54C+ взаимосвязаны с системой управления оружием (СУО) AWG-9. В условиях наличия нескольких целей РЛС работает в режиме сопровождения при одновременном поиске других целей. При таком режиме дальность сопровождения целей несколько превышает 100 км, а дальность действия ракеты не более 90 км. При этом обеспечивается запуск шести ракет с интервалом 3 с по шести различным целям, что было подтверждено при испытаниях, когда шесть ракет, запущенных на дальностях 80—50 км, поразили четыре мишени из шести. Ракета может применяться и для перехвата маневренных целей на относительно небольшой дальности (до 20 км), при этом наведение обеспечивается только активной радиолокационной ГСН, что делает ракету полностью автономной после пуска.
При испытаниях ракеты «Феникс» успешно продемонстрировали перехват целей на высоте 15 м, минимальную дальность пуска около 750 м и максимальную высоту пуска около 30 000 м.
Первые поставки ракет AIM-54A ВМС США начались в 1974 г. и в 1980 г. после выпуска около 2500 ракет производство их было закончено. После проведения работ по модернизации в 1986 г. в производство поступила модификация AIM-54C. Мелкосерийное (6—9 ракет в месяц) производство ракет AIM-54C началось на фонды 1980 финансового года, а первые серийные ракеты стали поступать в ВМС США в середине 1982 г. Однако в процессе войсковых испытаний (1983 г.) было выявлено некачественное производство ракет, в связи с чем фирма летом 1984 г. приостановила выпуск и поставки ракет до февраля 1985 г.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Максимальная дальность пуска, км
Масса, кг стартовая
135 (AIM-54C — 150)
443
(AIM-54C — 454) 59,9 ФС ИК (AIM-54C — активный РВ)
боевой части
Боевая часть
Взрыватель
Система наведения ПАЛ ГСН с коррекцией + АР ГСН
Вероятность поражения цели типа истребитель 0,7
Двигатель РДТТ
Средняя скорость полета, число М 5
Габариты ракеты, м
длина ‘ 3,96
диаметр 0,38
размах крыла 0,92
Небольшая, но интересная статья из журнала «Крылья родины» 1/1993.
«ПУСТИЛ И ЗАБЫЛ»
Московское государственное машиностроительное конструкторское бюро (ГосМКБ) «Вымпел», входящее в ассоциацию «Слецтехника», впервые демонстрировало на «Мосаэрошоу-92» управляемые ракеты класса «воздух-воздух» своей разработки и представило информацию об их характеристиках. Итак, сравнение их с зарубежными аналогами показывает: отечественные имеют несколько большие габаритные размеры и стартовую массу, зато обладают большей дальностью пуска. Правда, преимущество не столь велико. Ведь приведенные КБ цифры а большинстве случаев явно характеризуют максимальную неприцельную дальность.
Обращает на себя внимание акцент на разработке ракет средней дальности. Так, семейство Р-27 представлено большим числом различных вариантов, оснащенных различными системами самонаведения. Зарубежные даже при большом числе вариантов (например, AIM-7 «Спэрроу») имеют ГСН одного типа на всех вариантах ракет.
Ракеты последнего серийного поколения (Р-73) и вновь разрабатываемого (РВВ-АЕ) имеют существенные конструктивные новшества: комбинированное аэрогазодинамическое управление, решетчатые рули, позволяющие обеспечить повышенные маневренные свойства по сравнению с зарубежными аналогами. Познакомимся с этими, еще недавно секретными летательными аппаратами подробнее.
РАКЕТА Р-27 (АА-10 Alamo no кодировке НАТО)
Это авиационная УР класса «воздух-воздух» средней дальности. Применяется с авиационных пусковых (АПУ) и катапультных (АКУ) устройств по высокоманевренным самолетам, вертолетам, крылатым ракетам и другим целям. Обеспечивает их поражение на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при наличии естественных и организованных помех, на фоне земной и водной поверхностей при активном противодействии. Разработана в вариантах:
— Р-27АЭ, имеющей инерциальное управление с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета. В пределах дальности захвата головкой самонаведения осуществляется принцип «пустил-забыл». Многофункциональная моноимпульсная ДЬплеровская активная радиолокационная головка самонаведения разработана МНИИ «Агат». Она обеспечивает поиск, захват и сопровождение движущихся целей по предварительному целеуказанию радиолокаторами воздушных носителей или зенитных комплексов. ГСН имеет следующие режимы работы: полностью автономный (активный) по начальным целеуказаниям без радиолокационной поддержки других РЛС в полете (режим «пустил-забыл»), инерциально-корректируемый со стороны РЛС, режим программирования, при котором пользователь может вводить новую программу для бортовой ЭВМ.
Тактико-технические характеристики ГСН Система наведения инерциальное управление
с радиокоррекцией + активное самонаведение Дальность пуска (с ракетой типа
Р-27 по цели с ЭПР 5 м2), км до 70
Дальность захвата цели
с ЭПР 5 м*, км не менее 20
Дальность действия канала радиокоррекции (с системой управления
вооружением самолета МиГ-29), км до 50
Время готовности после предварительного включения в течение 2 мин, с не более 1,5 Масса (без обтекателя), кг не более 14,5 Диаметр, мм \ 200 Длина (без обтекателя), мм 600
— Р-27Р — вариант с инерциальным управлением с радиокоррекцией и полуактивным радиолокационным самонаведением на конечном участке полета. Дальность пуска представителями ВВС приводилась равной 50 км, в рекламных проспектах разработчика на «Мосаэрошоу» указана 80 км. По-видимому, это максимальная для неприцельного пуска.
Инерциально-полуактивная радиолокационная ГСН 9Б-1101К разработана также в МНИИ «Агат». ГСН предназначена для захвата целей в диапазоне высот от 20 м до 25 км с максимальным превышением (принижением) 10 км при скорости целей до 3500 км/ч и перегрузке 8 ед.
Возможен пуск двух ракет по двум целям. Обеспечена готовность ГСН к применению через 1 с после получения целеуказания от системы управления вооружением носителя типа МиГ-29.
Тактико-технические характеристики ГСН 9Б-1101К Дальность захвата целей с ЭПР 3 ма, км 25
Время инерциального наведения с радио- ‘
коррекцией при максимальном удалении
от носителя до 25 км, с 30
Диаметр корпуса, мм 219
Длина (от носка обтекателя), мм 1173
Масса, кг 33,5
Масса аппаратной части, кг 21,5
Диапазон рабочих температур
окружающего воздуха, град С —55…+60
Допустимая влажность окружающего
воздуха при температуре +35 град С, % 98
Допустимое давление, мм рт. ст. до 14
— Р-27РЭ — модификация варианта Р-27Р с увеличенной дальностью пуска. Применяется на самолетах МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27, Су-27К, Як-141.
1— Р-27Т— вариант с всеракурсным пассивным ИК самонаведением. Применяется по принципу «пустил-забыл». На авиа-шоу «Кубинка-92» представители ВВС «открыли» для журналистов дальность пуска 45 км, в рекламе разработчика на «Мосаэрошоу-92» указана (в переднюю полусферу цели) 72 км. По-видимому, это максимальная дальность неприцельного пуска. Стартовая масса («Кубинка-92») — 246 кг, «Мосаэрошоу-92» — 254 кг.
— Р-27ТЭ — модификация варианта Р-27Т с увеличенной
дальностью пуска. Используется на самолетах МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27, Су-27К, Як-141.
— Р-27ЭМ — вариант, имеющий инерциальное управление с радиокоррекцией и полуактивное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета. Применяется с АПУ, АКУ по высокоманевренным самолетам, вертолетам, крылатым ракетам «Томагавк» на минимальной высоте над водной поверхностью 3 м, противокорабельным ракетам типа «Гарпун» и другим целям. Обеспечивает их поражение на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при наличии естественных и организованных помех, на фоне земной и водной поверхности при активном маневренном, помеховом и огневом противодействии.
РАКЕТА Р-ЗЗЭ (АА-9 Amos)
Авиационная УР класса «воздух-воздух» большой дальности, имеющая инерциальное управление и полуактивное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета. Применяется на МиГ-31 с подфюэеляжных АКУ (подвешиваются четыре ракеты) для перехвата самолетов и крылатых ракет. Обеспечивает поражение целей, летящих на высотах от 25…50 м над различной поверхностью до 26..28 км при числе М = 3,5 с превышением или принижением относительно носителя до 10 км. Возможно поражение одновременно до четырех целей на разных высотах и интервалах. По зарубежным данным дальность более 160 км, на «Мосаэрошоу-92» указано всего 120 км.
РАКЕТА Р-40 (АА-6 Acrid)
Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности с ТГС или полуактивной радиолокационной ГС. Дальность около 72 км. Используется на МиГ-31, МиГ-25 и Су-15.
РАКЕТА Р-60 (АА-8 Aphid)
Авиационная УР класса «воздух-воздух» ближнего боя с ИК ГСН. Используется на МиГ-21, МиГ-23М, МиГ-25ПД, МиГ-29, МиГ-29С, МиГ-31, Су-24(И, Су-25Т, Як-38. РАКЕТА Р-73 (АА-11 Archer)
Авиационная УР класса «воздух-воздух» ближнего высокоманевренного боя. Используется на МиГ-21, МиГ-23МЛ, МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29С. МиГ-29К, Су-27, Су-27К, Су-25Т, Як-141. Имеет всеракурсное пассивное ИК самонаведение и комбинированное аэрогазодинамическое управление. Применяется по высокоманевренным самолетам, вертолетам, крылатым ракетам и другим целям. Обеспечивает их поражение на высотах до 5 м на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при наличии естественных и организованных помех, на фоне земной и водной поверхностей. По маневренным характеристикам превосходит существующие аналоги, не накладывает ограничений на начальные условия пуска, реализует принцип «пустил-забыл». Углы целеуказания — 45 град для варианта РМД1 и 60 для варианта РМД2. Может служить для организации противоракетной обороны, позволяет реализовать режим обратного старта для обороны задней полусферы носителя. На авиашоу «Кубинка-92» указывались длина ракеты 2100 мм, максимальная дальность пуска — 35 км, масса БЧ — 7,4 кг. На «Мосаэрошоу-92» разработчик по этим параметрам ракеты в варианте РМД1
«уточнил»: 2900 мм, 30 км и 8 кг соответственно. РАКЕТА РВВ-АЕ (Р-77)
На выставке был представлен макет этой разрабатываемой авиационной УР класса «воздух-воздух» средней дальности с активной радиолокационной системой самонаведения. Ракета имеет аэродинамические плоскости малого удлинения и расположенные в хвостовой части четыре решетчатых руля. Применяется по высокоманевренным самолетам, крылатым ракетам, ракетам класса «земля-воздух» и «воздух-воздух», стратегическим бомбардировщикам, вертолетам, в том числе на режиме висения. Обеспечивает поражение целей с любого направления на всех ракурсах, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхностей по тому же принципу «пустил-забыл», в том числе с многоканальным обстрелом. В дальнейшем предусматривается комплектация ракеты системой ИК самонаведения с захватом на траектории. Планируется также создание варианта с двигателем увеличенных габаритов для более дальних пусков на малых высотах и поражения целей типа самолетов ДРЛО до 150 км и более. Способна атаковать цели с бортовым углом 90 град (относительно носителя).

Авиационная управляемая ракета AIM-54A Phoenix (США)

Авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности AIM-54A Phoenix предназначена для поражения воздушных целей противника в дальних ракетных воздушных боях, борьбы с противокорабельными крылатыми ракетами. Принята на вооружение в 1973 году. Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме, оснащена комбинированной системой управления с радиолокационной головкой самонаведения с автономным инерциальным управлением на начальном участке полета, полуактивным наведением на среднем и активным радиолокационным на конечном, твердотопливным ракетным двигателем Mk47 Mod1, фугасной боевой частью массой 60,75 кг с неконтактным взрывателем.

В 1973 г. на вооружение ВВС и ВМФ США была принята ракета большой дальности «Феникс» AIM-54A. Она создана с учетом проектирования ракеты «Фолкон» AIM-47A. Система наведения AIM-54A комбинированная. Она состоит из полуактивной радиолокационной импульсно-доплеровской системы, работающей по отраженным от цели сигналам самолетной РЛС на начальном и среднем участках траектории, и активной радиолокационной импульсно-доплеровской системы самонаведения, включающейся в работу на удалении ракеты от цели на расстояние около 16 км.

Ракета AIM-54A имеет обычную самолетную аэродинамическую схему. Длина ракеты — 3,95 м, калибр 380 мм, размах крыла 915 мм. Боевая часть стержневая весом 60 кг с радиовзрывателем. Поверхность ракеты покрыта теплоизоляционным материалом для предотвращения кинетического нагрева конструкции свыше 200 UC. Носовая часть выполнена из керамики.

Ракета AIM-54A оснащена твердотопливным двигателем МК60 мод.0, который работает в двух режимах тяги. Он расположен так, что при выгорании топлива центровка ракеты не нарушается. Вес двигателя с топливом 199 кг, длина 1780 мм.

Носителями ракет «Феникс» были F-111 (2 ракеты в отсеке вооружения и 4 на подкрыльевых пилонах), F-14 «Томкэт» и др. Истребитель F-14A может нести шесть «Фениксов». Его бортовая система управления оружием способна следить за 24 целями и одновременно наводить все 6 ракет на различные цели.

В 1978 г. начались работы по модернизации ракеты «Феникс» AIM-54A. Новая модель получила индекс AIM-54C. Основные отличия новой ракеты кроются в системе самонаведения. AIM-54C оснащена командно-инерционной и активной радиолокационной системой наведения. Командно-инерциальная система наведения включает в себя компьютер, выполняющий также роль автопилота, и бескарданную гиростабилизированную платформу и позволяет осуществлять наведение ракеты по более сложным и оптимальным траекториям, повышать эффективность ее борьбы с высотными и энергично маневрирующими целями, а также увеличивать точность вывода ракеты на конечный участок полета, на котором она переходит в режим самонаведения. Кроме того, цифровая командно-инерциальная система наведения обеспечивает повышение примерно в два раза надежности бортовой аппаратуры, а наличие средств встроенного автоматизированного контроля дает возможность производить ее проверку независимо от системы управления оружием самолета-носителя F-14 «Томкэт».

На конечном участке полета AIM-54C включается активная радиолокационная система управления. В 1986 году на вооружение принята модификация AIM-54C с усовершенствованной системой управления, твердотопливным ракетным двигателем Mk60 с увеличенной тягой и пониженной дымностью, фугасной боевой частью WDU-29/B повышенной эффективности с радиовзрывателем DSU-28. Ракеты применяются палубными истребителями F-14 Tomcat с авиационных катапультных устройств LAU-93 и LAU-132.

Французский авианосец Фош (R99) -French aircraft carrier Foch (R99)

Для крейсера Второй мировой войны, см французского крейсера Фош .

Фош

история
Франция
Название: Фош
Тезка: Фош
Приказал: 1955
Заложен: 15 ноября 1957
Запущенный: 23 июля 1960
По заказу: 15 июля 1963
Списан: 15 ноября 2000
Удостоверение личности: R99
Судьба: Продан в бразильском флоте, переименованный Сан — Паулу .
Заметки: См Nae Сан — Паулу для последующей истории
Общие характеристики
Класс и тип: Клемансо -класса авианосец
Водоизмещение:
  • 24,200 т (23,818 длинных тонн) Стандарт
  • 32800 т (32,282 длинных тонн) при полной нагрузке
Длина: 265 м (869 футов) в 5
Луч: 51,2 м (168 футов) в 0
Проект: 8,6 м (28 футов 3 дюйма)
Привод:
  • 6 × Эндре котлы
  • 4 × паровая турбина 126000 л.с. (94 МВт)
  • 2 валы
Скорость: 32 узлов (37 миль / ч; 59 км / ч)
Спектр: 7500 NMI (13900 км) в 18 кН (21 миль в час; 33 км / ч)
Дополните: 1,338 мужчин, в том числе 64 должностных лиц (1,920 мужчин, включая группы воздуха. 984 мужчин, если только вертолеты несут.)
Датчики и
системы обработки:
  • 1 × DRBV-23B поиска воздушного радара
  • 1 × DRBV-50 на малой высоте или поверхность Поиск РЛС (позже заменен DRBV-15)
  • 1 подход радар × NRBA-50
  • 1 × 10 DRBI-три-мерного поиска воздушного радара
  • Несколько DRBC-31 управления огнем радар (позже DRBC-32C)
  • DRBN-34 навигационные радары
Вооружение:
  • 8 × 100 мм турели (первоначально); в 90 — х, 4 заменены на 2 × ЮАКП Crotale Эдир систем, с 52 ракетами
  • 5 × 12,7 мм пулеметов • 2 × Sadral пусковых установок для 6 Mistral ракет каждый (добавлено в 1994 году).
Самолет перевозится:
  • Около 40 самолетов:
  • 15 × Супер Étendard
  • 4 × Étendard ИВП
  • 10 × F-8E (FN) Крестоносец
  • 6 × Alizé
  • 2 × Dauphin Педро вертолеты
  • 2 × Супер Frelon вертолеты

Фош ( французское произношение: ) был вторым Клемансо -класса авианосец , который служил с ВМС Франции с 1963 по 2000 Носитель второй корабль назван в честь маршала Франции , британского фельдмаршала и маршала из Польша Фош Отслужив с французского флота, судно было продано в Бразилию и переименован в Сан — Паулу .

Авианосцы Франции

Первые французские авианосцы

Первые шаги в оснащении военного флота авианосцами были сделаны французами еще в первой четверти XX века. Вслед за англичанами они превратили в авианосец линкор «Беарн», оснастив его палубой для взлета и посадки самолетов, длина которой составила 182 м, ширина 31 м. В 30-е годы прошлого века корабль модернизировали. Но это не позволило авианосцу проявить себя в годы войны. Как только Париж сдался нацистам, он отправился на Антильские острова, где и простоял до 1944 г.

Военные действия на море в ходе войны 1939 – 1945 гг. показали, что именно авианосцы способны эффективно выполнять боевые задачи в новых условиях. Практически весь флот Франции оказался не способен к сопротивлению и был уничтожен. Руководство страны понимало необходимость оснащения флота кораблями такого типа, в первую очередь, с целью усилить свое присутствие во французских колониях. «Bearn» уже морально устарел, его какое-то время использовали в качестве плавучей базы, а затем вывели из состава вооруженных сил.

Авианосец «Беарн»

Собственных возможностей Франция не имела, былые лидирующие позиции в области кораблестроения были безвозвратно утеряны. Считая, что для решения военно-политических задач ей необходимо 6 авианесущих кораблей, Франция рассчитывала на помощь союзников. Но США и Англия не спешили делиться технологиями, но готовы были дать не новые корабли авианосители. В итоге, первые послевоенные авианосцы Франции были иностранного производства. Великобритания передала 2 судна:

  • 1945 г. конвойный авианосец «Битер» (12 150 т, 20 самолетов). Он был создан в США по ленд-лизу для Англии. Во Франции получил название «Диксмюд». До 1960 г. французы активно использовали судно во время войн за колонии во Вьетнаме и Алжире. Через 6 лет его возвратили в США.
  • 1946 г. у англичан арендован, а через 5 лет выкуплен авианосец «Колоссус» (19 600 т, 24 самолета). Во Франции служил под названием «Арроманш». Был в составе ВМС до 1974 г. За это время несколько раз модернизирован, участвовал в войне против Египта в 1956 г.

Соединенные Штаты также передали 2 легких авианосца типа «Индепедент», водоизмещение 15 800 т, 26 самолетов:

  • 1951 г. «Ленгли» (американцы уже не использовали его, переведя в резерв), во Франции получил название «Лафайет», прослужил до 1964 г.
  • 1953 г. «Белло Вуд» переименованный в «Буа Бле», был необходим для войны в Индокитае в 1954. По возвращению прошёл модернизацию, использовался как авиатранспорт до 1960 г.
Первые авианосцы на службе ВМФ Франции
Название Введен в эксплуатацию Выведен из состава флота
Беарн /Béarn май 1927(Франция) 1949
Битер/ Диксмюд
Biter/Dixmude
1мая 1942 (Великобритания)
9 апреля1945 (Франция)
1966
Колоссус»Арроманш»
Colossus/Arromanches
16 декабря 1944 (Великобритания)
1946 (Франция)
1974
«Белло Вуд»/»Буа Бле»
Belleau Wood/Bois Belleau
31 марта 1943 года (США)
23 декабря 1953 (Франция)
1964
«Лэнгли»/»Лафайет»
Langley/La Fayette
31 августа1943 (США)
2 июня 1951 (Франция)
1963

Многоцелевые авианосцы типа «Клемансо»

За время пользования иностранными кораблями французские специалисты предложили свой проект авианосца. По имени председателя совета министров Франции 1906-1909 и 1917-1920 гг. Ж. Клемансо его назвали «Clemenceau». Он предназначался для поддержки с воздуха десантников и для обезвреживания частей противника. Проект предусматривал, что взлетно-посадочная палуба, развернутая на 8 градусов относительно борта корабля, будет вмещать 40 самолетов. Ее оснащение составляли 2 паровые катапульты, предназначенные для ускорения старта самолетов массой до 18 т., 2 самолетоподъемника, 4 аэрофинишера и аварийный барбет. Под ней расположен ангар, размером 180/25 м, который со всех сторон был закрыт, чтобы защитить самолеты от попадания на них снарядных осколков и воды.

В конце 1955 г. судостроители верфи в Бресте приступили к закладке первого собственного авианосца R-98. Хотя в ходе строительства пришлось немного отступить от первоначального проекта, разведя катапульты в носовую и угловую части палубы. Через 2 года начались его испытания, завершившиеся в 1961 г. В эксплуатацию был введен образец высокого технологического уровня.

Авианосец “Клименсо”

В феврале 1957 года было начато строительство еще одного авианосца такого типа «Foch» (R-99). На этот раз была выбрана одна из самых больших судостроительных верфей в Европе «Шантье д’Атлантик», входящая в подразделение южнокорейской группы в Сент-Назере. Введен в строй ВМФ в 1963 г. По своим характеристикам он практически не отличался от первого авианосца.

Регулярно авианесущие корабли Франции проходили профилактическое обслуживание и ремонт. В конце 1980-х г. была проведена серьезная модернизация. Корабли буквально начинили электроникой разного назначения, усилили боевое оснащение и авиационную группу:

  • Электроника: Были установлены радиолокаторы и радиолокационные станции для управления огнем, обнаружения целей на земле и воде, авиационного предупреждения, гидроакустические системы, навигационная радиолокация, обеспечивающая полеты авиационных машин;
  • Вооружение 4 артиллерийских орудия калибра 100-мм, 2 пусковые установки восьми-ствольных ЗРК «Наваль Кроталь»;
  • Авиация: 16 истребителей-бомбардировщиков «Super Etandard»; 3 фоторазведчика «Etendard»; 10 F-8E «Crusader» истребителей-перехватчиков; 7 противолодочных самолета Alize; 2 вертолета противолодочной обороны «Super-Frelon» 2 вертолета А-316 «Alouette».

Истребитель-бомбардировщик «Super Etandard»

Модернизация позволила продлить службу «Клемансо» до 1997 г., после чего он был отправлен на утилизацию. А «Фош» в 2000 г. был продан Бразилии, переименован в «São Paulo» и с 2001 г. являлся ведущим авианосцем бразильского ВМФ.

Планируя модернизацию судна, в 2014 г. авианосец поставили на ремонт. Для продления срока службы корабля до 2039 г изначально предполагалось заменить двигатели, провести перевооружение, усилить катапульты. Но стоимость ремонта оказалась слишком дорогой для Бразилии. И вместо ремонта начался процесс вывода из эксплуатации.

Авианосцы типа «Клемансо»
Название Введен в эксплуатацию Выведен из состава флота
«Клемансо»/
«Clemenceau»
31 декабря 1961 1 октября 1997
«Фош»/»Сао-Пауло»
«Foch»/ «São Paulo»
15 июля 1963 (Франция)
15 ноября 2000 (Бразилия)
15 февраля 2017 г. принято
решение о его выводе. Демилитаризация
продлится до 2020 г.

Современные авианосцы ВМС Франции

К 80-м гг. оба корабля морально устарели. Для их замены командование флота посчитало необходимым начать разработку атомных кораблей. Планировалась закладка двух кораблей такого типа “Бретань” и “Прованс”. В 1995 г. они должны были введены в эксплуатацию. В результате из-за финансовых проблем был построен только один.

Он получил название по имени президента пятой республики “Шарль де Голль”. Первый атомный авианосец Франции имел водоизмещение 36 000 т. Его строили десять лет, и обошелся он бюджету недешево – 17 миллионов франков.

К сожалению, при строительстве корабля оказались допущены серьезные нарушения, которые выявились в ходе испытаний. Этим же объяснялась задержка с вводом в строй – лишь 30 сентября 2000 г. Дефекты были настолько серьезны, что их не удается устранить полностью, поэтому большую часть своей службы «Шарль де Голль» находится на ремонтных работах.

Несмотря на это, «Шарль де Голль» считается одним из самых мощных авианосцев в мире. Хотя, по проектным решениям он похож на предыдущие корабли. Его водоизмещение составляет 42 000 тонн, наибольшую скорость, которую он может развивать – 27 узлов (50 км/ч), причем, может поддерживать ее достаточно долго. Работу судна обеспечивают два атомных реактора, рассчитанные на 6 лет непрерывной работы. Запасы продовольствия, топлива и боеприпасов обеспечивают 45 суток автономной эксплуатации. Наличие специальной системы позволяет пополнить запасы прямо в море.

Вооружение укомплектовано по американской концепции 16-зарядными ЗРК Aster-154; 6-зарядными зенитно-ракетными системами Sadral, предназначенными для самообороны; 20-мм одноствольными артиллерийскими установками GIAT-20F2.

Авиационная группа включает истребители-бомбардировщики типа «Super Etandard» или «Rafale M», самолеты ДРЛО Е-2С Hawkey и вертолеты Panther. Общая численность авиакрыла составляет 40 единиц.

Особо впечатляет бортовое электронное оснащение:

  • Электронная система «Зенит-8», под контролем которой может одновременно находиться 2000 объектов;
  • 6 радаров для обнаружения различных целей;
  • Уникальная поисково-следящая техника VAMPIR-NG;
  • Всевозможное радиооборудование для перехвата и противодействия;
  • На обслуживание судовых программ работают 50 выделенных каналов связи, 25 компьютеров;
  • Коммуникация осуществляется по спутниковым системам.

Экипаж – 1350 моряков и 600 человек авиакрыла. Дополнительно при необходимости есть возможность разместить 800 человек полка морской пехоты. Причем, на судне обеспечены высокие стандарты комфортности: зоны отдыха, приема пиши, сна, система вентиляции и кондиционирования.

Участие в военных конфликтах

Во второй половине прошлого столетия французские авианосцы принимали участие в составе международных сил в различных военных операциях.

  • В 1962 г. «Клемансо» участвовал в учениях объединенных сил НАТО «Big Game», проводившихся в западной части Средиземного моря и в ряде других проектов.
  • С 1982 по 1984 г. французские авианосцы «Клемансо» и «Фош» использовались руководством ВМФ страны для поддержки с воздуха сил миротворцев в Ливане во время гражданской войны.
  • В 1987 -1988 гг. эти же корабли обеспечивали защиту торговому флоту Франции в Персидском заливе. Опасность составляли иранские боевые катера, которые нападали на любые суда.
  • 1990 г. участие в нашумевшей операции «Буря в пустыне». Французские авианосцы сопровождали ракетный крейсер «Colbert», обеспечивали транспортировку боевых вертолетов и грузовых автомобилей в Ирак.
  • В 1997 г. «Клемансо» осуществил свой последний поход, приняв участие в боевых действиях в Югославии.
  • XXI век – начало боевого пути нового авианосца. Первые учения для «Шарль де Голль» прошли в Средиземном море в 2001 г., после которых он сразу же направился в Персидский залив для участия в операции «Несокрушимая свобода».
  • Частые ремонты не позволяли активно участие в военных конфликтах. Следующим крупным военным мероприятием стала операция “Шамаль” в Ираке и Сирии, начавшаяся 19 сентября 2014 г, Операция направлена на борьбу с боевиками экстремистской группировки “Исламское государство”.

На сегодняшний день Франция является второй страной после США, которая имеют в составе ВМС авианосец с ядерной энергетической установкой. Но уже в течение нескольких обсуждался вариант о списании атомного авианосца. Взамен предполагалось разработать новый корабль на основе строящихся в Англии авианосцев типа «Куин Элизабет». Но пока ситуация находится в стадии неопределенности.

Российский эксперт назвал способ уничтожить сразу все авианосцы США

Чтобы нанести непоправимый ущерб сразу всему авианосному флоту США, нужно ударить по верфи в Ньюпорт-Ньюсе (Вирджиния): она единственная в стране способна строить и ремонтировать атомные авианосцы, написал в «Военно-промышленном курьере» заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) по информационной политике, доктор военных наук Константин Сивков.

Реклама

Как рассказал эксперт, на этой верфи расположены три стапеля, которые могут принять такие корабли. Согласно действующему плану, два таких помоста предназначены для ремонта, а один — для постройки.

По словам Сивкова, в случае военного конфликта по единственной верфи могут ударить крылатые ракета в обычном снаряжении.

В середине сентября министр обороны России Сергей Шойгу рассказал в интервью «Московскому комсомольцу», что США тратят большие средства на авианосные группировки. В связи с этим глава военного ведомства задался вопросом, нужны ли России пять — десять авианосцев, если она «не собирается ни на кого нападать». «Нам нужны средства, которые потенциально могут быть использованы против подобных авианосных групп противника в случае агрессии на нашу страну», — решил Шойгу. Он обратил внимание, что это дешевле и эффективнее.

Некоторое время спустя предположение, какое именно оружие имел в виду Шойгу, высказали китайские журналисты. В издании Sohu выразили мнение, что министр мог говорить о противокорабельной крылатой ракете П-700 комплекса «Гранит».

Журналисты обратили внимание, что за несколько дней до интервью Шойгу атомная подводная лодка К-186 «Омск» выполнила в Тихом океане учебный пуск ракеты П-700, которая успешно поразила морскую цель на расстоянии 350 км. Об этом пуске 16 сентября сообщил телеканалу «Звезда» начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ВВО по Тихоокеанскому флоту, капитан 2-го ранга Николай Воскресенский. Он уточнил, что в качестве мишени в тренировочном пуске использовалось судно, имитировавшее надводный корабль условного противника.

Китайские журналисты задались вопросом, не является ли «Гранит» тем самым оружием, которое, как сказал российский министр, может использоваться против авианосцев.

В Sohu уточнили, что дальность действия П-700 варьируется от 20 до 650 км, а радиус воздушной зоны ограниченного доступа вокруг авианосца США обычно оценивается в 550 км. В статье также указали, что К-186 «Омск» способна переносить до 24 «Гранитов», а такое сочетание оружия еще во время «холодной войны» считалось «кошмаром авианосца».

Капитан 1-го ранга запаса Василий Дандыкин отметил, что китайские журналисты отчасти могут быть правы в своих предположениях. Он рассказал ФАН, что ракеты П-700 на Западе действительно называют убийцами авианосцев.

«Но комплекс «Гранит» далеко не новый. Он был на вооружении ВМФ СССР. В частности, им были вооружены наши тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта «Орлан» — «Петр Великий», «Адмирал Нахимов», который сейчас находится на модернизации», — пояснил Дандыкин.

Он, в свою очередь, предположил, что Шойгу мог иметь в виду более новые вооружения, например, ракеты «Калибр», которые применялись в Сирии, или гиперзвуковые ракеты «Циркон».

Сегодня в России уже проводятся испытания противокорабельной ракеты «Циркон», о которой говорил в своем послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин, сообщал в конце августа гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

«Работа ведется интенсивно, закончится в согласованные с заказчиком сроки», — сказал он на авиасалоне МАКС-2019.

Он не уточнил конкретные даты, но отметил, что пока рано говорить о возможности создания «Циркона» для ударов по наземным целям. По его словам, для этого нужно завершить испытания в ее нынешнем варианте.

Владимир Путин 20 февраля в ходе послания Федеральному собранию заявил, что работа над «Цирконом» будет завершена в срок. Он уточнил, что оружие будет способно развивать скорость полета до девяти Махов и преодолевать в воздухе расстояние более 1 тыс. км.