Как расшифровать ВТО

Основные понятия

Что такое ВТО, что стране дает вступление в эту организацию?

История создания ВТО

На протяжении истории попытка человечества гармонизировать мировую торговлю была вызвано желанием предотвратить международные торговые конфликты, которые не редко приводили к конфликтам военным. Пережив ужасы первой мировой войны, начавшейся как раз в результате серии торговых войн, мировое сообщество предприняло первую попытку ввести какие-либо общие правила международной торговли. Попытка Лиги наций, созвавшей еще в 1927 году международную конференцию по торговле для создания документа, регламентирующего торговые отношения, не увенчалась успехом. Не в последнюю очередь из-за этого провала мир столкнулся с еще большими ужасами второй мировой войны.

Чтобы больше не испытывать мир на прочность 22 страны 14.11.1947 г. подписали в Женеве Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение почти 50 лет выполняло функцию международной организации по развитию мировой торговли и унификации ее правил, снятия ограничений и преодоления конфликтов в этой области. Пять десятилетий жарких и иногда бесплодных дискуссий, тем не менее, привели к подписанию представителями 76 стран 15.04.1994 г. в Маракеше декларации, объявлявшей о создании с 01.01.1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО).

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

  • взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
  • взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных и иных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

  • контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
  • проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
  • разрешение торговых споров;
  • мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
  • техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
  • сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
  • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Присоединяясь к ВТО, ее члены принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения». Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно большая часть всей мировой торговли товарами и услугами.

На настоящий момент в ВТО насчитывается 159 членов.

С 22.08.2012 г. официальным членом ВТО является Российская Федерация. Именно с этого дня у нас начал действовать новый импортный тариф, более низкий, чем до присоединения. Поэтапное снижение пошлин будет происходить каждый год 22 августа еще в течение семи лет.

К списку

ВТО

ВТО

World Trade Organization
Organisation Mondiale du Commerce
Organización Mundial del Comercio

Основатели ВТО (1 Января 1995) Последующие члены

Членство:

153 государства-члена

Штаб-квартира:

Женева

Официальные языки:

Английский, Французский, Испанский

Руководители

Глава ВТО
(ген. директор)

Паскаль Лами

Основание

Основание

1 января 1995

Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC)) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.

На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.

Преимущества торговой системы ВТО

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Выгоды ВТО для потребителей
Понижение стоимости жизни

Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов.

Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем импорта.

Более широкий выбор товаров и услуг
Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Выгоды ВТО для экономики страны в целом
Экономические выгоды
Повышение доходов
Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

Повышение занятости
Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.

Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности
Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективностьвнешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

Политические выгоды
Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды.

Защита от лоббирования
У правительства появляется больше возможностей защищать себя отдействий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.

Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

Борьба с коррупцией
Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами — т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами
Обеспечение равных шансов для всех участников
Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голосанебольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

Эффективный механизм разрешения споров
Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.

Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.

Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.

Укрепление международной стабильности
Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.
Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.

Повторения предвоенного напряжения в торговле после Второй мировой войны в Европе удалось избежать через развитие международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.

Система ГАТТ/ВТО, в которой соглашения заключаются путем консенсуса в результате переговоров и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Kогда правительство уверено в том, что другие страны не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое. Государства также будут гораздо более расположены к сотрудничеству друг с другом, и это позволит избежать ситуаций, подобных торговой войне 1930-х годов.

Для чего нужна ВТО, что она может дать и что требует взамен?

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

12

ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.

ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды).

Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.

Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами..

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.

Россия и ВТО.

Вопрос вступления России во Всемирную Организацию Торговли поднимался не один раз, но всё время находились какие-то причины для отсрочки этого момента на неопределенное время.

До сегодняшнего дня РФ оставалась последней крупной мировой экономикой, не входящей в ВТО. Соседями России по времени вступления в организацию являются два небольших островных государства Океании. Недавно 155-м участником ВТО стало Самоа, отметившееся в конце прошлого года решением отменить 30 декабря, чтобы жить по времени Восточного полушария, хотя находится в Западном. Буквально через пару дней компанию ей и России в ВТО составит Вануату, мелькающее на российских информационных лентах благодаря частым землетрясениям и признанию независимости Абхазии. Последней европейской страной, вступившей в ВТО, была Черногория, отделившаяся в 2006г. от Сербии.

16 декабря 2011 года ВТО окончательно одобрила вступление РФ в организацию. Такое решение было одобрено на министерской конференции ВТО в Женеве. После этого остались лишь некоторые формальности, а именно ратификация соглашения о присоединению к ВТО в российском парламенте, а потом, ровно через 30 дней после уведомления руководства организации о ратификации (23 июля 2012), страна станет полноценным членом этого престижного международного клуба (22 августа 2012).

Вступлению России в ВТО предшествовали целых (!) 18 лет напряженных переговоров. Это абсолютный рекорд. Причем за Россию хлопотали даже многие страны-партнеры, но все бесполезно. Путь был действительно очень долгим:
1. Стать участником Генерального соглашения по тарифам и торговле (предшественника ВТО) попытался еще Советский Союз в далеком 1986 году. Тогда этому жестко воспротивились США. Москва могла рассчитывать только на статус наблюдателя, который получила только в конце 1990 г.
2. В 1993 году переговоры вновь возобновились и велись с разной степенью интенсивности. Команды переговорщиков тоже все время менялись, что, естественно, не способствовало скорому разрешению противоречий. Активизировался переговорный процесс после 1999 года, это связывают с назначением Германа Грефа министром экономического развития и торговли.
3. Будучи президентом России, Владимир Путин заявлял, что стране не следует стремиться в ВТО на любых условиях. Однако переговоры велись все время.
4. Препятствия вступления России в ВТО. В последнее время вступлению России в ВТО препятствовала только Грузия (член ВТО с 2000года), однако при посредничестве Швейцарии осенью 2011 года это противоречие удалось уладить.

Для чего нужна ВТО, что она может дать и что требует взамен?

В ВТО входят 157 членов, в том числе: 153 международно-признанных государства-члена ООН, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз (экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.)., ВТО определяет юридически обязывающие правила международной торговли и посредничает при разрешении разногласий.

ВТО создана с единой целью: для поддержания режима низких пошлин в мировой торговле, при этом пошлины при торговле между развитыми странами не должны превышать 3,3%, а странам с не очень развитой экономикой разрешается иметь пошлины до 9%.

Всемирная Торговая Организация открыта для всех (если никто из ее членов не против), она лишь контролирует в открытие рынков и внедрение единых правил против нечестной торговли:
■ одно из главных требований при вступлении страны в ВТО — отказ от политики протекционизма, то есть государство должно перестать ставить экономические барьеры для импортных товаров. Хотя все развитые страны в свое время поднялись именно на жестком протекционизме и на защите в первую очередь своего производителя. Среди наиболее популярных и распространенных «завлекаловок» в ВТО всегда обещается бурный подъем экономики, технологический рывок, диверсификация экономики или ускорение модернизации.

■ требования от России в ВТО. От России требуют после присоединения к ВТО снизить с 10% (в 2011г.) до 7,8% средний тариф на импорт по всем продуктам. Максимальный размер импортной пошлины РФ в среднем по сельскохозяйственным продуктам снизится до 10,8% по сравнению с 13,2% в 2011г. Россия лишь сможет использовать тарифные квоты на говядину, свинину и мясо птицы, а также некоторые продукты из молочной сыворотки. Пошлины на лекарства планируется опустить с 15 до 5%, на импорт самолетов – с 20 до 12%, обнуление пошлин на компьютеры, комплектующие и другую продукцию сектора информационных технологий.

Условия присоединения

В декабре 2006 года была опубликована подробная предварительная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что, как утверждают, является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО.

Согласно этим данным, в течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долларов в год (сейчас объём помощи составляет 4,5 млрд долларов в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Непосредственной частью Протокола, которая и определяет условия, на которых Россия вступила в ВТО, являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных лиц из членов ВТО на тот или иной российский рынок услуг (деловые, финансовые, транспортные услуги и т. д.). Если же такие ограничения Россией не оговорены или если они оговорены в этом перечне, но не закреплены в российском праве, то согласно правилам ВТО должны будут действовать два принципа: 1) принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц будут действовать те же правила (часто-правовые, налоговые, процессуальные и т. д.), что и для российских лиц (если иное не будет следовать из российского федерального закона, который не противоречит правилам ВТО и обязательствам России как её члена); 2) принцип «наиболее благоприятствуемой нации», означающий, что если Россия предоставит какой-то благоприятный правовой режим для иностранных лиц из одного члена ВТО (но не для российских лиц), то он должен автоматически действовать и для иностранных лиц из любого другого члена ВТО. Наиболее существенные изменения правового режима доступа и работы иностранных лиц на российском рынке произошли в сфере страховых, финансовых, телекоммуникационных услуг. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

Всемирная торговая организация (ВТО) – международная организация, играющая роль регулятора торговых отношений между представителями разных государств. Основными функциями ВТО является разработка правил торговли на мировом рынке, наблюдение за их исполнением странами-участницами ВТО.

Промышленно развитые страны стали координировать свою деятельность в отношении таможенных пошлин с конца 19 столетия.

В период Великой депрессии 30-х годов 20 века государства делали попытки создать преимущества для национальных производителей увеличением таможенных пошлин. Что приводило к ответным контрмерам и, в конечном итоге, к падению общего объема международной торговли. Осознание этого факта вело к пониманию необходимости регулирования торговли через принятие международных правовых норм.

В 1944 году США и Великобритания сделали первые попытки создания наднациональной организации для координации и регулирования международной торговли. На Бреттон-Вудской конференции были приняты решения об основании Международного валютного фонда (МВФ) и международного банка реконструкции и развития (МБРР).

С 1 января1948 года вступило в силу в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Соглашение предполагалось временным, юридически не являлось международной организацией, но помогало в регулировании торгово-политических отношений и либерализации торговли между странами-участницами в течение 50 лет.

СССР и другие страны соцлагеря не поддержали соглашение, опасаясь слишком сильного влияния США и других экономически сильных капиталистических государств.

Целями ГАТТ были заявлены меры по либерализации мировой торговли.

Несмотря на неучастие в ГАТТ многих государств, соглашение привело к общему снижению таможенных пошлин с примерно 40% в 40-х годах до 6-10% в 90-х.

На основе ГАТТ 1 января 1995 года была создана и приступила к работе Всемирная торговая организация (ВТО), со штаб-квартирой в Женеве.

Подготовкой к этому были решения Уругвайского раунда принятые с 1986 по 1994 год и более ранние соглашения в рамках ГАТТ.

Следующим этапом переговорного процесса стал Дохийский раунд. Одна из главных его задач, укрепление позиций развивающихся стран на мировом рынке. Однако, раунд далек от завершения, многие ожидаемые решения до сих пор не приняты.

Высшим органом управления ВТО является Министерская конференция ВТО. Главой организации считается генеральный директор, в настоящий момент – Роберту Карвалью ди Азеведу. Ему подчиняется Генеральный Совет, которому, в свою очередь подчиняются комиссии, в том числе специальная комиссия по торговой политике, контролирующая выполнение правил организации.

Для разрешения противоречий между участниками сформирован Орган по разрешению споров (ОРС).

Следует отметить, что Всемирная торговая организация ограничивается сферой международной торговли и не выдвигает политических требований.

Принципами ВТО заявлены:

  • Равные права – взаимно предоставляемый участниками режим наибольшего благоприятствования в торговле товарами и услугами.
  • Взаимность – все применяемые льготы являются взаимными.
  • Прозрачность – обязательства страны открыто и полностью публиковать действующие правила торговли
  • Создание действующих обязательств – отношения, касающиеся торговых тарифов определяются, главным образом, ВТО, а не соглашениями между государствами.
  • Защитные клапаны – для защиты окружающей среды, животных и растений, здравоохранения, государства вправе создавать торговые ограничения.

В правилах ВТО закреплены льготы для развивающихся стран, однако, как показывает мировая статистика, основные выгоды от торговли получают, все-таки, экономически сильные экономики.

Вступление в ВТО новых членов процесс занимающий обычно 5-7лет.

Перспективы развития в рамках ВТО, для вновь вступающих членов, представляются неоднозначными. Некоторые государства, лучший пример тому – Китай, заметно выиграли от вступления. Другие, например Болгария, Венгрия, Молдова, понесли потери в промышленности и сельском хозяйстве, оказавшимися неподготовленными к конкуренции с соответствующими отраслями других членов ВТО.

На 2015 год в ВТО вступило 161 государство. С ВТО связано более 95% общего объема мировой торговли. Ее объем за последние 50 лет вырос примерно в 25 раз. По этим причинам вступление в ВТО для стран еще не являющихся ее членами представляется скорее неизбежностью. Главным вопросом становятся стартовые условия вступления, которые могут существенно различаться, и перспективы дальнейшего развития экономики.

Можно заметить, что после вступления в ВТО происходит перераспределение средств от государств, получавших пошлины, к участникам международной торговли. Как правило, это крупные частные корпорации. Для стран имеющих сильные бизнес структуры, такое изменение оказывается в целом благоприятным, страны же со слабой экономикой опасаются конкурентных потерь для собственных производителей при невозможности защитить свой рынок государственными запретами. Особенно это заметно в попытках защитить национальное сельское хозяйство.

Не вступили: Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан.

Беларусь и ВТО

Республика Беларусь подала заявку на вступление в ВТО еще в 1993 году, однако на протяжении следующих десятилетий не было заметно значительного продвижения в этом направлении.

2019 год стал определяющим по согласованию параметров вступления Беларуси в ВТО. В этой связи совместно с Секретариатом ВТО разработана индикативная дорожная карта завершения присоединения Беларуси к ВТО, которая содержит перечень мероприятий, необходимых для реализации на внешнем контуре заинтересованными республиканскими органами государственного управления и организациями, с целью завершения переговорного процесса о членстве Беларуси в Организации. Предложения Секретариата ВТО в целом одобрены Правительством Республики Беларусь.

Главной целью проекта является оказание помощи Правительству Республики Беларусь при вступлении в ВТО посредством укрепления экспертного и институционального потенциала национальных (государственных) институтов, а также повышения осведомленности общественности относительно процесса и последствий вступления страны в ВТО.

5-ая фаза проекта запланирована до 31 декабря 2020 года, в рамках которой планируется создание Национального центра по вопросам ВТО. Предполагается, что указанный Центр будет выполнять консультативную функцию, в том числе по вопросам анализа экономических последствий вступления в ВТО; выработке рекомендаций по совершенствованию национального законодательства; оказанию экспертной поддержки по вопросам работы Беларуси в органах ВТО.

Следует понимать, что система Всемирной торговой организации, как и мировой торговли в целом, основана на капиталистических принципах, которые не совпадают с унаследованными от советского периода методами управления экономикой. В Беларуси многие отрасли, в первую очередь агропромышленный комплекс, зависят от государственной поддержки, являются объектом постоянного регулирования. Формы хозяйствования, способные конкурировать в условиях свободного рынка, составляют небольшую часть экономики республики.

Вступление в ВТО предполагает, после определенного переходного периода, существенное снижение государственной поддержки и защиты отечественного производителя, предоставление равных условий внутренним и иностранным участникам рынка.

По распространенному мнению, в первые годы это может привести к значительному вытеснению импортом отечественных товаров на внутреннем рынке. Продвижение же своих товаров и услуг за рубежом будет не слишком успешным ввиду низкой конкурентоспособности. В дальнейшем предполагается некоторый рост производства и экспорта, но только у предприятий, которые сумеют повысить свою эффективность до мирового уровня. Наиболее вероятным представляется, что это будут предприятия, получившие значительные внешние инвестиции и, скорее всего, перешедшие в собственность крупных международных корпораций.

С другой стороны следствием затягивания процесса могут более жесткие, чем предлагаются сейчас, условия вступления, продолжающееся отставание производства из-за отсутствия возможности получить зарубежные инвестиции и технологии.