К 147 подводная лодка

1964 год 16 сентября
Заложена на стапеле ССЗ №196 «Судомех» в г.Ленинград как КрПЛ;
1965 год 27 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1965 год — 1966 год
Экипаж прошел обучение в УЦ ВМФ г.Обнинск;
1967 год
Экипаж проходил стажировку на АПЛ проекта 671 в составе 3-й ДиПЛ в поселке Заозерном. По возвращению со стажировки экипаж вошел в состав 39-й ОБрСПЛ ЛенВМБ;
1968 год 17 июня
Спущена на воду;
1968 год 30 июня — 21 сентября
Выполнила программу швартовых испытаний;
1968 год 21 сентября — 8 октября
Переведена по внутренним водным системам в г.Северодвинск на СРЗ «Звездочка», где размещалась достроечная база Ново-Адмиралтейского завода, для прохождения сдаточных испытаний. Вошла в состав 203-й(?) ОБрРПЛ БелВМБ;
1968 год 29 октября
Поднят Военно-Морской флаг СССР;
1968 год 3 — 11 ноября
Прошла программу заводских испытаний;
1968 год 12 — 24 ноября
Прошла программу Государственных испытаний;
1968 год 21 декабря
Вступила в строй (по данным завода). Подписан приемный акт. По другим данным — 25.12.1968;
1968 год 24 — 29 декабря
Совершила переход из г.Северодвинск к месту постоянного базировния в губу Лопаткина (Большая Лопаткина) в Западной Лице. Вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;
1969 год 3 (20?) января
Включена в состав КСФ;
1969 год 6 — 7 октября
Глубоководное погружение на 410 метров;
1969 год 30 октября — 30 декабря
Выполнила задачи БС в районе Северной Атлантики. За 60 суток плавания пройдено 12000 миль;
1969 год 12 декабря
Экипаж завоевал приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам. Экипаж был награжден грамотой КСФ от ГК ВМФ СССР «За первое место в состязаниях на первенство ВМФ по поиску и слежению за «иностранной ПЛАРБ»;
1970 год 9 июня — 9 августа
Выполнила задачи БС в Средиземном море, пройдя за период длительного плавания 13000 миль (12950 миль в подводном положении, 50 миль в надводном положении);
1970 год
Экипаж передал корабль 166-му экипажу КрПЛ и принял у них КрПЛ К-323 для подготовки ее к БС;
1970 год 9 декабря
Экипаж занял первое место в состязаниях на первенство Военно-морского флота по тактической и огневой подготовке;
1970 год 19 декабря — 1971 год 24 февраля
Экипаж выполнил задачи БС (командир — кап.1р. Сидельников В.А., старший на борту — контр-адмирал Михайловский А.П.) на борту КрПЛ К-323 в Средиземном море. За 68 суток боевой службы ПЛ прошла 16500 миль из них 16410 миль в подводном и 90 миль в надводном положении. Имела около 30 часов слежения за американской ПЛАРБ;
1971 год 18 сентября — 25 октября
Арктический поход с экипажем КрПЛ К-323 на борту (командир — Анохин В.В., старший на борту — контр-адмирал Михайловский А.П.). Прошла подо льдами Северного Ледовитого океана более 10000 миль (в течении 33 суток прошла подо льдом 7789 миль). 11.10 при всплытии ударилась о крупную льдину и получила вмятины и пролом в ограждении рубки. По некоторым данным поход проходил совместно с КрПЛ К-38;
1971 год
Экипаж завоевал приз ГК ВМФ по торпедным стрельбам и занял 1-е место на СФ по выполнению задач разведки. Объявлена лучшим кораблем соединения;
1971 год — 1972 год
Прошла восстановительный ремонт;
1972 год
Экипаж передал КрПЛ К-323 основному экипажу и принял у них свой корабль;
1972 год лето
После завершения ремонта при сдаче курса задач БП обнаружено парение и негерметичность крышки реактора. Поставлена в ремонт;
1972 год
Всего за год корабль находился в море 8 суток, было пройдено 485 миль;
1973 год лето
После окончания ремонта вошла в линию;
1973 год
На борту АПЛ находился 289-й экипаж для отработки цикл задач;
1973 год
Находилась в море 65 суток, пройдено: в надводном положении — 2959,7 миль, в подводном — 5510,5 миль;
1973 год
Экипаж занял 1-е место на СФ по минным постановкам;
1973 год
Принята 289-м экипажем;
1974 год
С 289-м экипажем на борту в начале года выполнил задачи БС (командир — кап.1р. Решетов В.К.) в Северо-восточной Атлантике;
1974 год 15 мая
Выполнена минная постановка с фактической постановкой 8 мин образца РМ-2Г с оценкой отлично. Экипаж занял 1-е место на СФ по минным постановкам;
1974 год
Прошла 11258 миль, из них 8322,5 миль в подводном положении;
1974 год июнь
Выведена в резерв;
1975 год -1976 год
Экипаж выполнил задачи двух БС;
1976 год 6 марта
Поставлена в средний ремонт на СРЗ «Нерпа» (г.Вьюжный);
1976 год 14 октября — 1978 год лето
На СРЗ «Нерпа» (г.Вьюжный) прошла средний ремонт и модернизацию, в ходе которой ГАК «Рубин» был заменен на ГАК «Рубикон». Была оборудована СОКС (системой обнаружения кильватерного следа);
1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;
1978 год лето — 1980 год лето
Прибыла в Западную Лицу и приступила к программе испытаний нового оборудования;;
1980 год
Экипаж прошел обучение в УЦ ВМФ г.Обнинск;
1981 год 28 мая — 15 августа
Выполнила задачи БС (командир — кап.2р. Харлашкин В.В.) в Средиземном море;
1981 год 25 сентября
Переформирована в состав 3-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ и перебазирована в губу Гремиха (п. Островной);
1981 год осень
На СРЗ-10 в губе Пала (г. Полярный) прошла доковый ремонт. Ремонт обеспечивал 343-й экипаж;
1981 год декабрь — 1982 год июнь
Выполнила задачи БС с 426-м экипажем (командир — кап.1р. Мазовка Е.К.) в Индийском океане с деловыми заходами в порт Луанда (Ангола) и дважды — в порт Аден (Йемен). Осуществила ряд длительных слежений за иностранными ПЛ с использованием СОКС. Выполнила походы в район острова Диего-Гарсия и в Аравийское море с целью ведения разведки и слежения за авианосной многоцелевой ударной группой кораблей ВМС США с флагманом атомным ударным авианосцем «Америка». В марте после смены экипажа в ПМТО на архипелаге Дахлак в Красном море (республика Эфиопия) продолжила БС с экипажем АПЛ К-438 (командир — кап.1р. Русаков Ю.К.).После выполнения поставленной задачи сменный экипаж возвратил ПЛ на базу;
1982 год
Экипаж АПЛ К-147 выполнил задачи БС (командир — кап.2р. Харлашкин В.В.) на АПЛ К-438 и осуществил ряд длительных слежений эа иностранными ПЛ;
1982 год
Прошла межпоходовый ремонт в Гремихе. Предположительно была временно подчинена командованию 17-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ;
1983 год 4 января — 16 марта
На СРЗ-10 в губе Пала (г. Полярный) прошла доковый ремонт;
1983 год 15 ноября — 1984 год 21 января
Выполнила задачи БС в Средиземном море. Задачи БС выполнены с оценкой «отлично»;
1985 год 29 мая — 7 августа
Выполнила задачи БС (командир — кап.1р. Харлашкин В.В., старший на борту — НШ ДиПЛ кап.1р. Никитин В.В.) в Саргасовом море. Участвовала в операции «Апорт» (29.05-01.07). Пять раз устанавливала длительное слежение за иностранными ПЛ. 6 суток осуществляла слежение за ПЛАРБ SSBN 641 «Симон Боливар» (тип «Benjamin Franklin») ВМС США;
1986 год 24 ноября — 1994 год
На СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный) прошла средний (капитальный?) ремонт;
1992 год 3 июня
Отнесена к подклассу АБПЛ. Переименована в Б-147;
1993 год
Предположительно 173-й экипаж был переформирован в экипаж АПЛ Б-147, а экипаж АПЛ Б-147 — расформирован;
1994 год апрель — ноябрь
Прошла швартовые и ходовые испытания;
1993 год — 1994 год
Ввод в строй АПЛ после среднего ремонта продолжался 14 месяцев. 21 раз подводная лодка выходила в море, в общей сложности в море находилась 60 суток;
1994 год 24 — 26 декабря
Совершила переход из г.Полярный в п.Островной в состав 3-й ДиПЛ Йоканьгского района базирования СФ (в некоторых источниках указывается ошибочное наименование 341-я ДиПЛ, которое являлось «народным» — из-за слияния штабов 3-й ДиПЛ и 41-й ДиПЛ);
1995 год сентябрь
После расформирования 3-й ДиПЛ, по данным источника 10, подчинена командованию 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ СФ (требует уточнения) с прежним местом базирования;
1995 год — 1997 год
Обеспечивала электроэнергией п.Островной. Выполняла задачи боевой подготовки;
1997 год 8 сентября
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и утилизации и в губе Гремиха (г.Островной) поставлена на прикол для долговременного хранения. Переформирована в состав 14-й БрПЛ (с 1998 — 319-й ДнПЛ), выведенных из боевого состава, Йоканьгского района базирования СФ;
2003 год 22 августа
Переведена в акваторию ФГУП «СРЗ-10» (г.Полярный) для последующей утилизации;
2006 год август
С помощью судна «Трансшельф» переправлена для утилизации в г.Северодвинск;
2007 год 8 ноября
Поставлена в заводскую док-камеру ФГУП «ЦС «Звёздочка» (г.Северодвинск) для утилизации;
2008 год март
Завершена утилизация в рамках программы «Глобального партнерства» с финансированием Канадой. Сформирован 3-х отсечный ректорный блок и поставлен на плаву в акватории завода для временного хранения. В дальнейшем блок переведен на СРЗ «Нерпа», разделан до одноотсечной секции и переведен для временного хранения на плаву в ПДХ «Сайда». Позже установлен на стапельное основание в ПДХ РО «Сайда» для долговременного хранения.

1962 год 3 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1963 год 12 апреля
Заложена на стапеле ССЗ №196 «Судомех» в г.Ленинград как КрПЛ;
1963 год — 1964 год
Экипаж прошел обучение в УЦ ВМФ г.Обнинск. Экипаж после прибытия а г.Ленинград вошел в состав 39-й БрСПЛ ЛенВМБ;
1966 год 28 июля
Спущена на воду;
1966 год август
Переведена на Северный флот по системе внутренних водных путей в в г.Северодвинск на СРЗ «Звездочка» для прохождения сдаточных испытаний;
1967 год июль
Во время проведения швартовых испытаний, на ПЛ возникло несколько аварийных ситуаций, вызванных опрессовкой парогенераторов и забросом сорбентов фильтров в конденсатно-питательную систему;
1967 год
На испытаниях ПЛ развила кратковременную максимальную скорость — 34,5 узлов, на тот момент максимальную для ПЛ в мире. На испытаниях в Белом море ПЛ установила сразу три рекорда: полной подводной скорости, глубины погружения и глубины использования оружия, и один антирекорд – дифферент на нос более 50 градусов, к счастью не завершившийся трагедией;
1967 год 5 ноября
Вступила в строй;
1967 год 27 ноября
Включена в состав КСФ, вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Лопаткина (Большая Лопаткина) в Западной Лице;
1968 год осень
Выполнила задачи БС (командир — кап.1р. Чернов Е.Д.) в Норвежском море в течении месяца;
1968 год
Завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке;
1968 год
Объявлена лучшим кораблем дивизии;
1969 год
С 289-м экипажам на борту выполнила курсовые задачи;
1970 год весна
Приняла участие в маневрах «Океан»;
1970 год
Завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке;
1970 год
Объявлена лучшим кораблем дивизии;
1971 год сентябрь — октябрь
Поход в Арктику совместно с КрПЛ К-147 с экипажем К-323 на борту. 21.10 имел место факт радиационной аварии;
1972 год
На борту АПЛ находился 343-й экипаж для подготовки и отработки элементов курсовой задачи Л-1. Экипаж подготовил и сдал штабу дивизии курсовую задачу Л-1 с оценкой «хорошо»;
1972 год
Перегрузка активной зоны;
1973 год 30 ноября — 1979 год 17 августа
На ССЗ «Звездочка»(?), а затем с 1975 года на ЛАО в г.Ленинград (переведена в доке) прошла капитальный ремонт и модернизацию, в ходе которой ГАК «Рубин» был заменен на ГАК «Рубикон»;
1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;
1977 год
Перегрузка активной зоны;
1979 год
Переведена в г.Северодвинск. По завершении выполнения программ заводских швартовых и государственных ходовых испытаний прибыла к месту постоянного базирования;
1980 год 15 февраля — август
Совершила полугодовой поход на боевую службу в Аравийское море и Персидский залив. Сначала на ПЛ был 91-й экипаж (командир — кап.2р. Петров О.А.), а после смены в ПМТО — экипаж АПЛ К-481 (командир — кап.1р. Шпортько А.Н.), который и привел ПЛ в базу. Сменный экипаж находился на судне снабжения «Березина», смена экипажей происходила в Аденском заливе;
1980 год — 1981 год
Принялша участие в съемках художественного телесериала по мотивам одноименной повести Леонида Борича «Третье измерение» (Одесская киностудия, 1981 год.);
1981 год 25 сентября
Перечислена в состав 3-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ;
1981 год — 1982 год
Находилась в ремонте. По окончании ремонта переведена для постоянного базирования в губу Гремиха (п.Островной);
1982 год сентябрь — декабрь
Выполнила задачи БС (командир — кап.1р. Балашов В.М.) на Средиземном море;
1982 год — 1983 год
Есть данные о временном подчинении командованию 17-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования (требует уточнения);
1983 год
Выполнила задачи БС с 173-м экипажем на борту (командир — кап.1р. Зуенко И.С.);
1983 год
Выполнила задачи БС (командир — кап.1р. Балашов В.И.);
1985 год 20 марта
При отработке задач боевой подготовки пострадала в результате пожара в турбинном отсеке, возникшего от короткого замыкания и, потеряв ход, на буксире была приведена в губу Оленья для производства аварийного ремонта. При аварии погиб матрос;
1986 год
Выполнила задачи БС с 91-м экипажем на борту (командир — кап.1р. Криветченко А.А.) на Средиземном море;
1986 год ноябрь
На борту АПЛ находился 343-й экипаж и проводил ее планово-профилактическое обслуживание и доковый осмотр в СРЗ-10 (г.Полярный);
1987 год февраль
343-й экипаж осуществил переход (командир — кап.2р. Крюков А.Н., старший на борту — кап.2р. Пахомов И.И.) из г.Полярный в Гремиху в сложных ледовых условиях. Северо-восточным ветром из района Новой Земли в сторону Кольского полуострова пригнало значительную массу льда. Проводку обеспечивал ледокол «Добрыня Никитич». Следуя за ним в кильватере на дистанции 2–3 кабельтова, АПЛ приходилось многократно приостанавливать движение, так как ледовое поле часто смыкалось за кормой ледокола, и ему приходилось маневрировать для создания приемлемого прохода по чистой воде. Переход осложнялся непрекращающимися снежными зарядами и сильным северным ветром;
1991 год 24 июня
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для утилизации и в губе Гремиха (г.Островной) поставлена на прикол для долговременного хранения. За время службы выполнила 7 (?) БС;
1992 год 3 июня
Отнесена к подклассу АБПЛ. Переименована в Б-38;
1992 год 29 декабря
Перечислена в состав 285-го ОДнПЛ 11-й ФлПЛ СФ с прежним местом базирования;
1995 год 1 октября
Переформирована в состав 14-й БрПЛ (с 1998 — 319-й ДнПЛ), выведенных из боевого состава, Йоканьгского района базирования СФ;
2004 год февраль — март
Расформирован экипаж;
2005 год
Утилизирована. В дальнейшем, оставшийся реакторный блок, доставлен в губу Сайда для временного хранения на плаву;
2015 год январь
Реакторный блок поднят для проведения работ по подготовке для долговременного хранения на ПДХ «Сайда» (губа Сайда). Установлен на стапельное основание.

Как устроена атомная подлодка (10 фото)

Бесшумные «хищники» морских глубин всегда наводили ужас на неприятеля, причем как в военное, так и в мирное время. С подлодками связано бесчисленное количество мифов, что, впрочем, неудивительно, если учесть, что их создают в условиях особой секретности. Экскурс в устройство атомных подводных лодок предложен вашему вниманию в этой фишке.

Принцип действия субмарины

Система погружения и всплытия подводной лодки включает в себя балластные и вспомогательные цистерны, а также соединительные трубопроводы и арматуру. Основной элемент здесь – это цистерны главного балласта, за счет заполнения водой которых погашается основной запас плавучести ПЛ. Все цистерны входят в носовую, кормовую и среднюю группы. Их можно заполнять и продувать по очереди или одновременно.

У подлодки есть дифферентные цистерны, необходимые для компенсации продольного смещения грузов. Балласт между дифферентными цистернами передувается при помощи сжатого воздуха или же перекачивается с помощью специальных помп. Дифферентовка – именно так называется прием, целью которого является «уравновешивание» погруженной ПЛ.

Атомные подлодки делят на поколения. Для первого (50-е) характерна относительно высокая шумность и несовершенство гидроакустических систем. Второе поколение строили в 60-е – 70-е годы: форма корпуса была оптимизирована, чтобы увеличить скорость. Лодки третьего больше, на них также появилось оборудование для радиоэлектронной борьбы. Для АПЛ четвертого поколения характерны беспрецедентно малый уровень шума и продвинутая электроника. Облик лодок пятого поколения прорабатывается в наши дни.

Важный компонент любой субмарины – воздушная система. Погружение, всплытие, удаление отходов – все это делается при помощи сжатого воздуха. Последний хранят под высоким давлением на борту ПЛ: так он занимает меньше места и позволяет аккумулировать больше энергии. Воздух высокого давления находится в специальных баллонах: как правило, за его количеством следит старший механик. Пополняются запасы сжатого воздуха при всплытии. Это долгая и трудоемкая процедура, требующая особого внимания. Чтобы экипажу лодки было чем дышать, на борту субмарины размещены установки регенерации воздуха, позволяющие получать кислород из забортной воды.

АПЛ: какие они бывают

Атомная лодка имеет ядерную силовую установку (откуда, собственно, и пошло название). В наше время многие страны также эксплуатируют дизель-электрические подлодки (ПЛ). Уровень автономности атомных субмарин намного выше, и они могут выполнять более широкий круг задач. Американцы и англичане вообще прекратили использовать неатомные подлодки, российский же подводный флот имеет смешанный состав. Вообще, только пять стран имеют атомные подлодки. Кроме США и РФ в «клуб избранных» входят Франция, Англия и Китай. Остальные морские державы используют дизель-электрические субмарины.

Будущее российского подводного флота связано с двумя новыми атомными субмаринами. Речь идет о многоцелевых лодках проекта 885 «Ясень» и ракетных подводных крейсерах стратегического назначения 955 «Борей». Лодок проекта 885 построят восемь единиц, а число «Бореев» достигнет семи. Российский подводный флот нельзя будет сравнить с американским (США будут иметь десятки новых субмарин), но он будет занимать вторую строчку мирового рейтинга.

Русские и американские лодки отличаются по своей архитектуре. США делают свои АПЛ однокорпусными (корпус и противостоит давлению, и имеет обтекаемую форму), а Россия – двухкорпусными: в этом случае есть внутренний грубый прочный корпус и внешний обтекаемый легкий. На атомных подлодках проекта 949А «Антей», к числу которых относился и печально известный «Курск», расстояние между корпусами составляет 3,5 м. Считается, что двухкорпусные лодки более живучи, в то время как однокорпусные при прочих равных имеют меньший вес. У однокорпусных лодок цистерны главного балласта, обеспечивающие всплытие и погружение, находятся внутри прочного корпуса, а у двухкорпусных – внутри легкого внешнего. Каждая отечественная субмарина должна выжить, если любой отсек будет полностью затоплен водой – это одно из главных требований для подлодок.

В целом, наблюдается тенденция к переходу на однокорпусные АПЛ, так как новейшая сталь, из которой выполнены корпуса американских лодок, позволяет выдерживать колоссальные нагрузки на глубине и обеспечивает субмарине высокий уровень живучести. Речь, в частности, идет о высокопрочной стали марки HY-80/100 с пределом текучести 56-84 кгс/мм. Очевидно, в будущем применят еще более совершенные материалы.

Существуют также лодки с корпусом смешанного типа (когда легкий корпус перекрывает основной лишь частично) и многокорпусные (несколько прочных корпусов внутри легкого). К последним относится отечественный подводный ракетный крейсер проекта 941 – самая большая атомная подлодка в мире. Внутри ее легкого корпуса находятся пять прочных корпусов, два из которых являются основными. Для изготовления прочных корпусов использовали титановые сплавы, а для легкого – стальной. Его покрывает нерезонансное противолокационное звукоизолирующее резиновое покрытие, весящее 800 тонн. Одно это покрытие весит больше, чем американская атомная подлодка NR-1. Проект 941 – воистину гигантская субмарина. Длина ее составляет 172, а ширина – 23 м. На борту несут службу 160 человек.

Можно видеть, насколько различаются атомные подлодки и сколь отличным является их «содержание». Теперь рассмотрим более наглядно несколько отечественных ПЛ: лодки проекта 971, 949А и 955. Всё это – мощные и современные субмарины, несущие службу на флоте РФ. Лодки принадлежат к трем разным типам АПЛ, о которых мы говорили выше:

Атомные подлодки делят по назначению:

· РПКСН (Ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Будучи элементом ядерной триады, эти субмарины несут на борту баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Главные цели таких кораблей – военные базы и города противника. В число РПКСН входит новая российская АПЛ 955 «Борей». В Америке этот тип субмарин называют SSBN (Ship Submarine Ballistic Nuclear): сюда относится самая мощная из таких ПЛ – лодка типа «Огайо». Чтобы вместить на борту весь смертоносный арсенал, РПКСН проектируют с учетом требований большого внутреннего объема. Их длина часто превышает 170 м – это заметно больше длины многоцелевых подлодок.

ЛАРК К-186 «Омск» пр.949А OSCAR-II с открытыми крышками пусковых установок ракетного комплекса «Гранит» Лодки проекта во Флоте имеют неофициальное название «Батон» — за форму корпуса и внушительность размеров.

· ПЛАТ (Подводная лодка атомная торпедная). Такие лодки еще называют многоцелевыми. Их предназначение: уничтожение кораблей, других подлодок, тактических целей на земле и сбор разведданных. Они меньше РПКСН и имеют лучшую скорость и подвижность. ПЛАТ могут использовать торпеды или высокоточные крылатые ракеты. К числу таких АПЛ относятся американский «Лос-Анджелес» или советский/российский МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б».

Подводная лодка проекта 941 «Акула»

· ПЛАРК (Подводная лодка атомная с ракетами крылатыми). Это самая малочисленная группа современных АПЛ. Сюда входят российский 949А «Антей» и некоторые переоборудованные в носители крылатых ракет американские «Огайо». Концепция ПЛАРК перекликается с многоцелевыми АПЛ. Субмарины типа ПЛАРК, правда, крупней – они представляют собой большие плавучие подводные платформы с высокоточным оружием. В советском/российском флоте эти лодки также именуют «убийцами авианосцев».

АПЛ К-323 «50 лет СССР» проекта 671 «Ёрш», 1/350

Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская АПЛ 2-ого поколения проекта 671 «Ёрш» (по классификации НАТО – Victor I), выполненная в масштабе 1/350 отечественной фирмой Polar Bear.
Прототип:
Если отечественные атомоходы 1ого поколения (пр. 627, 627А и 645) создавались для борьбы с надводными кораблями противника, то во второй половине 50-х гг. стало очевидно, что и Советскому Союзу необходимы АПЛ с «противолодочным уклоном», способные вести борьбу с ракетными ПЛ потенциального противника на позициях вероятного использования ими оружия, обеспечить развертывание собственных ПЛАРБ (осуществляя противодействие подводным и надводным силам, действующим на противолодочных рубежах), а также защищать корабли и транспорты от вражеских ПЛ. Разумеется, не смнимались и традиционные для торпедных лодок задачи борьбы с надводными кораблями противника (в первую очередь – авианосцы), действия на коммуникациях, осуществления минных постановок и т.п.
3 ноября 1959 года было утверждено техническое задание на новую торпедную атомную субмарину водоизмещением 2 000 тонн и глубиной погружения не менее 300 м. Особо в задании оговаривались габариты гидроакустического комплекса, которым планировали оснащать лодки. Главным конструктором проекта стал Г. Н. Чернышев, выпускник Николаевского кораблестроительного института (1943). Лодки разработаны в СКБ-143 (с 1974 г. СПМБМ «Малахит»).
В основу нового проекта подоводных лодок были положены:
— одновальная АЭУ, обеспечивающая высокий КПД гребного винта и его минимальную шумность;
— форма корпуса в виде тела вращения;
— увеличенный диаметр прочного корпуса и размещение в одном отсеке паротурбинной установки (ПТУ) с автономными турбогенераторами (АТГ);
— совмещение торпедного и жилого отсеков в одном.
Как и на атомоходах 1-го поколения, на новой лодке было решено применить двухреакторную энергетическую установку, полностью удовлетворяющую требованиям надежности. Была создана компактная паропроизводящая установка с высокими удельными показателями, почти вдвое превышающими соответствующие параметры предшествующих энергетических установок.
«В виде исключения» Главком ВМФ С.Г. Горшков дал согласие использовать в проекте 671 один гребной вал, что позволило уменьшить водоизмещение и шумность. За счет перехода на одновальную схему обеспечивалось получение значительно более высоких, чем у зарубежных аналогов, подводных скоростей.
Реализация одновальной схемы позволила разместить в одном отсеке главный турбозубчатый агрегат и оба автономных турбогенератора со всем сопутствующим оборудованием. Это обеспечило уменьшение относительной длины корпуса лодки. Т. н. адмиралтейский коэффициент, характеризующий эффективность использования мощности силовой установки корабля, превзошел аналогичный показатель АПЛ проекта 627 примерно в два раза и фактически сравнялся с коэффициентом американских АПЛ типа «Скипджек». В конструкции прочного корпуса было решено применить новую сталь марки АК-29, что позволяло увеличить глубину погружения.
В отличие от АПЛ 1-го поколения, новый корабль было решено оснастить автономными (а не навешенными на ГТЗА) турбогенераторами, что повышало надежность работы электроэнергетической системы.
Согласно первоначальным проектным проработкам, торпедные аппараты планировалось сдвинуть к центру корабля, как на американских АПЛ типа «Трешер», расположив их под углом к диаметральной плоскости АПЛ. Однако в дальнейшем выяснилось, что при подобной компоновке скорость подводной лодки в момент торпедной стрельбы не должна была превышать 11 узлов (что оказалось неприемлемым по тактическим соображениям: в отличие от американских АПЛ типа «Трешер», советская лодка предназначалась для борьбы не только с подводными лодками, но и крупными надводными кораблями противника). Кроме того, при «американской» компоновке серьезно осложнялись торпедопогрузочные работы, и становилось полностью невозможным пополнение боекомплекта в море. В результате торпедные аппараты на АПЛ 671-го проекта было решено установить в носовой части корабля, над антенной ГАС.
Вооружение корабля состояло из шести 533-мм торпедных аппаратов, обеспечивающих стрельбу на глубинах до 250 м.
Двухкорпусная подводная лодка с характерным «лимузинным» ограждением выдвижных устройств имела прочный корпус, выполненный из высокопрочной стали АК-29, толщина листов которой достигала 35 мм. Внутренние плоские переборки были рассчитаны на давление 10 кгс/см2. Корпус корабля делился на семь водонепроницаемых отсеков:
1-й — торпедный, аккумуляторный и жилой;
2-й — центральный пост, провизионные и вспомогательные механизмы;
3-й — реакторный;
4-й — турбинный (в нем же размещены и автономные турбоагрегаты);
5-й — электротехнический и вспомогательных механизмов (в нем же находился и санблок);
6-й — жилой и дизель-генераторный;
7-й — рулевой (здесь же расположены гребные электродвигатели и камбуз).
Балластные цистерны имели кингстонную (а не шпигатную, как на всех предыдущих советских ПЛ послевоенных проектов) конструкцию.
При создании АПЛ проекта 671 определенное (хотя и недостаточное) внимание уделялось и вопросам снижения шумности. В частности, было применено гидроакустическое резиновое покрытие легкого корпуса (со второго корпуса серии), сократилось количество шпигатов. В результате акустическая заметность лодки по сравнению с атомоходами 1-го поколения уменьшилась приблизительно в пять раз.
По сравнению с наиболее современным американским аналогом — атомной подводной лодкой SSN-637 «Стерджен» (головной корабль серии вступил в строй 3 марта 1967 г.) советская субмарина имела более высокую подводную скорость (соответственно 29 и 33,5 узлов), несколько большую глубину погружения и соизмеримый боекомплект. В то же время американская АПЛ обладала меньшей шумностью и более совершенным гидроакустическим оборудованием, что обеспечивало ей лучшие поисковые возможности. Среди советских подводников бытовало мнение, что «если американская лодка обладает дальностью обнаружения 100 км, то наша — лишь 10 км». Вероятно, это было преувеличением, однако проблемы скрытности и повышения дальности обнаружения противника на лодках пр. 671 в полной мере так и не удалось решить.
Всего было построено 15 лодок данного проекта. Строительство велось на Адмиралтейском ССЗ (Ленинградское Адмиралтейское Объединение) в г. Ленинграде (Санкт-Петербурге).
ТТХ АПЛ:
Водоизмещение:
надводное: 3 500 (4 250?) т
подводное: 4 700 (6 085?) т
Длина: 92,5 м
Ширина (корпуса): 10,6 м
Осадка (средняя): 7,2 м
Скорость:
надводная: 11,5 уз.
подводная: 33,5 уз.
Глубина погружения:
рабочая: 320 м
предельная: 400 м
Экипаж: 76 (68?) человек
Автономность: 60 (50) суток
Вооружение: 6х533 торпедных аппарата (боезапас 18 торпед или до 36 мин)
Информацию взял отсюда: РАЗ и ДВА
Прототипом выбрал шестую лодку серии – К-323.
Заложена 05 июля 1968 г., спущена на воду 14 марта 1970 г., вступила в строй 23 сентября 1970 г.
8 декабря 1972 г. лодке присвоено наименование «50 лет СССР» (снято в 1992 году) присужден юбилейный почетный знак ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР.
С 10 февраля 1984 года по 1986 год модернизирована по проекту 671К (установлен новый ракетный комплекс с крылатыми ракетами большой дальности РК-55 «Гранат» (SS-N-21).
3 июня 1992 года переименована в «Б-323».
30 июля 1993 года исключена из боевого состава флота.
Осенью 2006 г. утилизирована.
Более подробно о службе корабля здесь: СМОТРИМ ИСТОРИЮ СЛУЖБЫ КОРАБЛЯ
Набор:
Корпус лодки выполнен одной деталью с рубкой и кормовым оперением. Отдельно идут только гребной винт, НГР и несколько ВУ. Декалей в наборе нет, есть несколько невнятных наклеек.
Длина модели составляет 270 мм, ширина (корпуса) – 29 мм. Выполнена модель из очень твердой смолы, поверхность не гладкая, пошкурить можно не везде из-за опасения утраты тонких элементов поручней, лючков и т.п. Расшивка на корпусе прямо скажем траншейная. Плюс ко всему отсутствуют гребные винты вспомогательных движителей. Их придется делать вручную.
Сборка:
Сборку выполнял на нашем сайте в рамках GB: Советско-Российский ВМФ. Более подробно можно посмотреть здесь: СМОТРИМ СТРОЙКУ ЛОДКИ
По сборке особо рассказывать нечего, т.к. собирать тоже практически нечего. Самое основное, как на модели АПЛ проекта 661 – это шлифование продольного шва от стыка пресс-форм. Местами присутствовали смещения этих самых пресс-форм, в общем, работа занудная, но от нее никуда не деться. Шпаклевки и шкурки ушло изрядное количество на эту операцию, но обводы были выведены. Также на корпусе высверлил посадочные места для АСБ, их же выточил из пластикового прутка D = 3.2 мм.
Далее подработал НГР, обточил их до нормально толщины, восстановил расшивку.
Затем дошло дело до ПМУ. Те заготовки, что были в наборе, пошли в помойку. РКП взял из набора от Хобби Боссовского 671РТМ, остальные сделал из медицинских игл и пластиковых прутков из запасов.
Гребной винт сделан очень грубо, но переделывать не стал. Выточить новую ступицу из пластикового прутка мне не сложно, но сделать нормальные лопасти (учитывая опыт с «Варшавянкой») у меня не получается.
Гребные винты вспомогательных движителей изготовлены с нуля, поскольку в наборе их не было.
Окраска:
Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалями Tamiya, Gunze Mr. Color. Схема уже отработанная: сначала WL, затем низ и в последнюю очередь верх лодки. Следы эксплуатации – пудреницы Tamiya.
Итак, коллеги модель перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!

Петров Игорь Дмитриевич
11.08.1938 — 30.01.2017
Герой Советского Союза

Даты указов

25.05.1976 Медаль № 11419

Предыдущая

Петров Игорь Дмитриевич — командир электромеханической боевой части (БЧ-5) атомной подводной лодки (АПЛ) «К-469» 45-й дивизии подводных лодок Краснознамённого Тихоокеанского флота, капитан 2-го ранга.
Родился 11 августа 1938 года в селе Полуэктово Рузского района Московской области в семье служащего. Русский. Окончил 10 классов.
В Военно-Морском Флоте с 1956 года. В 1961 году окончил Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского (Ленинград). Служил на подводных лодках Тихоокеанского флота: командир группы и командир дивизиона БЧ-5. Член КПСС в 1964-1991 годах.
С 1972 года — командир БЧ-5 торпедной АПЛ проекта 671 «К-469», строящейся в Ленинграде. Лодка вступила в строй в 1974 году и была зачислена в состав Северного флота.
Командир БЧ-5 АПЛ «К-469» капитан 2-го ранга Игорь Петров в составе экипажа этой субмарины (командир капитан 2-го ранга Урезченко Виктор Семёнович; старший на борту – капитан 1-го ранга Соколов В.Е.) участвовал в первом дальнем походе тактической группы подводных лодок под командованием контр-адмирала Коробова В.К. (старший политработник отряда контр-адмирал Падорин Ю.И.) с Северного на Тихоокеанский флот: через Атлантический океан, пролив Дрейка, в Тихий океан. В течение 80-суточного перехода с 15 января по 24 марта 1976 года протяженностью в 21399 миль, электромеханическая боевая часть атомохода «К-469» под командованием И.Д. Петрова безукоризненно выполнила свою функцию.
Поставленная перед участниками этого исторического перехода задача была выполнена: обе подлодки («К-171» под команованием капитана 1-го ранга Ломова Э.Д. и «К-469») вошли в состав Краснознамённого Тихоокеанского флота, и кроме этого был положительно решён вопрос об использовании торпедных атомоходов для охраны не только районов патрулирования советских стратегических ракетоносцев, но и для ближнего охранения отдельных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН), выходящих на боевое патрулирование.
За успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 мая 1976 года капитану 2-го ранга Петрову Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Командир АПЛ «К-469» капитан 2-го ранга Урезченко В.С. награждён орденом Ленина.
Капитан 1-го ранга Петров И.Д. продолжал военную службу на той же АПЛ. С 1982 года — научный сотрудник и начальник лаборатории в системе Гражданской обороны СССР. Капитан 1-го ранга И.Д. Петров уволен в запас в 1989 году.
Жил в Москве. Умер 30 января 2017 года. Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах.
Награждён орденом Ленина (25.05.1976), медалями.