К 141 Курск

Книга памяти… 12 августа 2000 года затонул АПРК К-141 «Курск»…

12 августа 2000 года в Баренцевом море в 175 км от Североморска (координаты: 69.666667° с. ш. 37.583333° в. д.) на глубине 108 метров затонул атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 «Курск» со всем экипажем. Все 118 членов команды погибли. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Г.П. Лячин.

(Мемориал памяти экипажа АПК Курск в Москве)
Правды о том, что на самом деле случилось в тот трагический для России день мы, наверное, никогда не узнаем. А смысла доверять разнообразным слухам и домыслам я не нахожу причин. Но что бы ни случилось тогда, в любом случае, экипаж подлодки мы должны помнить, как героев, погибших на службе своему Отечеству — России.
АПРК «Курск» проекта 949А (шифр «Антей», обозначение НАТО — «Оскар-II») был заложен в Северодвинске в 1992 году, спущен на воду в мае 1994 года, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. Основное назначение – нанесение ракетных ударов по корабельным группировкам и береговым объектам. «Антей» способен уничтожить авианосную группу кораблей противника с дальности до 600 км, оставаясь при этом практически недосягаемым. Надводное водоизмещение 14700 тонн, полное подводное – 24000 тонн. Максимальная длина 155 метров. Вооружение: 24 противокорабельных крылатых ракеты типа «Гранит», 24 ПЛУР и торпед в различных комбинациях. Экипаж согласно штатному расписанию – 107 человек. С 1995 по 2000 год находился в составе Северного флота России.
По итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 «Курск» — лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей — «отличные». 23 % членов экипажа — мастера военного дела. Остальные 77 % — специалисты 1-го и 2-го классов. В последний год XX века капитан 1-го ранга Г. П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки.
10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Геннадий Лячин. Утром 12 августа крейсер условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Пётр Великий». «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.
В 11:28 гидроакустик на крейсере «Пётр Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир «Петра Великого», капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: «включилась антенна радиолокационной станции».
Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 корабли и вертолеты из состава ОБК по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК «Курск». «Курск» не вышел на связь в установленное время — 17:30. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда в 23:00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23:30 АПЛ «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной».
Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей во главе с Вячеславом Поповым. В 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров.
Возможные причины гибели подлодки
Среди возможных причин гибели подлодки рассматривались следующие:
— Взрыв учебной торпеды;
— Торпедирование;
— Столкновение с подводным объектом.
Маловероятные причины (отвергаемые специалистами, как несостоятельные или практически невозможные):
— Мина времён 2-й мировой войны;
— Попадание ракеты;
— Террорист-смертник (речь о прикомандированному к экипажу на время похода гражданском специалисте завода «Дагдизель» Мамеде Гаджиеве, уроженеце Дагестана, находившемуся в I отсеке и тело которого так и не нашли. Однако, следствие установило его невиновность).
Уголовное дело, возбуждённое 23 августа 2000 г. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ, было прекращено в августе 2002 года.
К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Тела двух матросов — Дмитрия Коткова и Ивана Нефедкова (Нефеднова), а также главного специалиста «Дагдизеля» Мамеда Гаджиева обнаружить не удалось.
По заключению криминалистической медицинской экспертизы, находившиеся в 9-м отсеке подводники погибли от острого отравления окисью углерода в течение 7-8 часов после катастрофы.
Уникальная операция по подъему АПК «Курск» была осуществлена с привлечением 120 компаний 20 стран мира. Детальный проект непосредственно подъёма и транспортировки «Курска» осуществлялся компанией Mammoet Transport BV (Голландия). Общий проект всей операции в целом — ЦКБ МТ «Рубин», при участии ЦНИИ имени академика Крылова, 1-го и 40-го институтов ВМФ (Россия). В результате операции подъёма лодки «Курск» были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков-подводников. Со дна Баренцева моря были эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора. Изучение лодки в сухом доке дало возможность с высокой степенью точности восстановить последовательность трагических событий последних часов жизни лодки и её экипажа, а также установить причину катастрофы.

(повреждения на АПК «Курск» — после завершения операции по поднятию)
Рубка АПЛ «Курск» была 15 июня 2009 года установлена в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах, а 26 июля состоялось открытие памятника, ставшего частью мемориала «Морякам, погибшим в мирное время».
Записка Колесникова

(Дмитрий Романович Колесников (1973—2000))
Дмитрий Романович Колесников (1973—2000) — российский офицер-подводник, капитан-лейтенант ВМФ, командир турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК) К-141 «Курск»; погиб в составе экипажа «Курска».
Записка Дмитрия Колесникова, написанная им 12 августа 2000 года, была обнаружена в октябре 2000 года в ходе водолазных работ. Она состоит из двух листов бумаги А4, в ней содержится список 23 моряков, находившихся в тот момент в 9-м отсеке, а также информация личного характера, которая адресована жене Дмитрия Колесникова.
Записка опровергла официальную версию, что весь экипаж Курска погиб 12 августа из-за взрыва. В то же время, по мнению следствия, записка не может помочь определить причины трагедии, потому что все упомянутые в ней члены экипажа были из отсеков с 6 по 9, то есть вряд ли могли точно что-то знать о произошедшем в первом отсеке. В фильме «Курск. Подводная лодка в мутной воде» упомянуто, что в СМИ показана только часть записки, а другие страницы были засекречены.
В 2001 году, перед подготовкой «Курска» к подъёму, главный водолазный врач ВМФ полковник медицинской службы Сергей Никонов рассказывал:
«…Опять же записка, она ведь опубликована практически полностью. Там нет ни одного слова упущенного. Поверьте мне, пожалуйста, вы увидите это, когда действительно будет возможность в этом убедиться, может быть, фотография её будет опубликована или еще что-то. Ни одного слова не упущено из неё. То, что в этой записке прозвучало, — это та информация, которая касается всех. А дальше личное, для жены. Это буквально одна строка. Она действительно сугубо личного характера, в ней нет никакой информации, позволяющей о чем-то судить, о каких-то причинах или о том, что там творилось в лодке, там вообще ничего такого нет. В той части, в которой она прозвучала, это повлияло очень серьезно на характер водолазных работ. Стало ясно, что ребята были сконцентрированы в 9 отсеке, а значит, нечего искать в других отсеках, значит, не надо больше в другие отсеки лезть, резать, а это достаточно большая работа. Записка Колесникова, она не просто сузила, она серьезно облегчила работу. Мы бы изрезали всю лодку, а тут мы сконцентрировались на 9 отсеке, и, в общем-то, стало ясно, что если стоит задача — подъем тел, то в другие отсеки лезть нечего».
Спустя год после гибели «Курска», помощника Президента РФ Сергея Ястржембского спросили: «Когда будет полностью опубликована записка Колесникова?» Он ответил: «Сроки опубликования записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова определяются следственными органами. Только Главная Военная Прокуратура определит этот срок».

(Записка Коласникова — первый лист. Второй лист засекречен)
В соответствии с указом президента РФ от 26.08.2000 № 1578 все находившиеся на борту были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации.
Упокой, Господи, души усопших православных воинов, в трагедии в Баренцевом море пострадавших в Своих Небесных Селениях и буди милостив ко всем другим погибшим яко Благ и Человеколюбец!

К-141 «Курск»

К-141 «Курск»

Служба


Россия
Исторические данные

1992 Заложен

16 мая 1994 Спущен на воду

30 декабря 1994 Сдан

12 августа 2000 Выведен из боевого состава

12 августа 2000 Гибель

Общие данные

14 700 / 23 860 т. Водоизмещение
(надводное/подводное)

154 / 18.2 / 9.2 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

15 узл. Скорость хода надводная

33 узл. Скорость хода подводная

420 / 500 м. Глубина погружения
(рабочая/предельная)

не ограниченно миль Дальность плавания надводная

не ограниченно миль Дальность плавания подводная

120 суток Автономность (макс)

Энергетическая установка

атомная, 2 реактора ОК-650В . Тип энергетической установки

Вооружение

2 × 650-мм и 4 × 533-мм ТА, 24 шт Торпедное

ЗМ-45, 24 шт Ракетное

Экипаж

130 чел. Общая численность

52 чел. Офицеры

22 чел. Матросы

К-141 «Курск» — российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Был введён в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы действовал в составе Северного флота России, базировался в поселке Видяево. 12 августа 2000 года затонул в Баренцевом море на глубине 108 метров из-за взрыва торпеды 65-76А (“Кит”) в торпедном аппарате №4, который привел к пожару и детонированию остальных торпед.

Общие сведения

12 августа 2000 года затонул в Баренцевом море на глубине 108 метров. При этом погиб весь экипаж в полном составе (118 человек). Эта катастрофа по количеству погибших стала одной из крупнейших в истории российского подводного флота.

Постройка и испытания

Крейсер заложили на верфи в Северодвинске в 1992 году, спустили на воду в мае 1994, а принят в эксплуатацию он был 30 декабря того же года. Экипаж К-141 был сформирован на Северном флоте в июне 1991 года, первым командиром стал капитан 2-го ранга Рожков В.Н. Своё название АПРК «Курск» получил в честь победы РККА в битве на Курской дуге.

Описание конструкции

Корпус

Двухкорпусный корабль с прочным корпусом цилиндрической формы, разбитым на 9 отсеков. Легкий корпус покрыт специальным противогидролокационным покрытием. Для того что бы было легче всплыть во льдах, боевая рубка имела усиленную крышу закругленной формы. Носовые горизонтальные рули субмарины установлены в носовой части и убираются вовнутрь легкого корпуса. Также имеется два подруливающих устройства.

Энергетическая установка и ходовые качества

  • Атомная энергоустановка типа ОК-650 и модификации с двумя водо-водяными реакторами, с тепловой мощностью — 2х190 мегаватт и с мощностью на валу ‑ 2х50000 л.с.
  • 2 паровые турбины (по 90 000 л.с.);
  • 2 семилопастных винта.

Вооружение

Минно-торпедное вооружение

  • 8 торпедных аппаратов, из них 4 ‑ 533‑мм и 2 ‑ 650‑мм. Боекомплект ‑ 24 торпеды.

Ракетное вооружение

История службы

Экипаж «Курска» был сформирован 18 марта 1991 года. Тогда еще названия «Курск» не было, а крейсер именовался куда более прозаично «К-141». Сначало подобрали офицеров и командиров боевых частей. В июле экипаж отправился в учебный центр в Обнинск. Кадры подбирал лично первый командир капитан 1-го ранга В. Н. Рожков. Старпомом стал капитан 2-го ранга И. Сидоров, командирами боевых частей — А. Беликов, С. Чередниченко, М. Коцегуб, М. Байгарин, А. Байбаков и В. Воробьев. Основу первого экипажа «Курска» составили вчерашние выпускники военно-морских училищ, а потому его порой в шутку именовали экипажем старлеев.

В феврале 1993 года экипаж прибыл в Видяево и до октября стажировался на однотипном «Воронеже». После этого доукомплектовались матросами и поехали в Северодвинск на завод, где уже достраивался их родной корабль. Огромный корпус к этому времени уже возвышался Монбланом в знаменитом 55-м цеху. Весной 1993 года на завод пришла директива Главнокомандующего ВМФ «О присвоении АПРК К-141 почетного наименования «Курск». Экипаж с радостью воспринял это известие.

К октябрю 1993 года экипаж доукомплектовался матросами и старшинами контрактной службы, став на сто процентов профессиональным.
14 мая 1994 года К-141 был спущен на воду. Там же в Северодвинске корабль впервые посетила делегация из Курска. А вскоре была подписана и директива о присвоении атомному подводному ракетному крейсеру К-141 наименования «Курск» в честь победы на Курской дуге. Потом начались швартовые, заводские и ходовые испытания, проверка торпедного, ракетного комплексов, ракетные и торпедные пуски.
30 декабря 1994 был подписан Государственный акт о приемке корабля флотом от промышленности. 20 января на «Курске» подняли Андреевский флаг. Поднимал его старший боцман корабля старший мичман Николай Мизяк. На Татьянин день, 25 января, покинули Северодвинск и взяли курс на родное Видяево.

В 1995 году «Курск» в сопровождении спасательного судна ходил к месту гибели «Комсомольца», где совершил глубоководное погружение.
В январе 1998 года в плавдоке «Сухона» северодвинского производственного объединения «Севмаш» «Курск» прошел плановый доковый ремонт. Перед этим там же, на «Севмаше», была проведена модернизация торпедных аппаратов лодки под новые торпеды.

В 1998 же году в Видяево прибыл епископ Белгородский Иоанн, который освятил «Курск». Он окропил святой водой рубку атомохода и его флаг. Экипажу епископ подарил копию 700-летней иконы Курской Божией Матери, а каждому подводнику — маленькую иконку Николая Угодника, заступника и покровителя всех мореплавателей.

В августе-октябре 1999 года лодка участвовала в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, перед этим выполнив на «отлично» ракетные стрельбы на приз Главкома ВМФ России.

В 1999 году экипаж «Курска» являлся лучшим во всей дивизии. Почти четверть членов экипажа были мастерами военного дела, а остальные три четверти — специалистами 1-го либо 2-го классов.

В последний год XX-го века капитан 1-го ранга Г. П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки. Россия, после распада СССР, вновь готовилась вернуться в Средиземное море.

30 июля 2000 года экипаж «Курска» принимал участие в военно-морском параде, посвящённом Дню Военно-морского флота в Североморске.

На 15 октября 2000 года из Североморска планировался выход в Средиземное море авианосно-маневренной группы Северного флота, включавшей «Курск».

Гибель

10 августа 2000 года «Курск» отправился на выполнение учебной задачи неподалёку от Кольского залива. Задача заключалась в поражении условной цели крылатой ракетой и учебном торпедировании группы кораблей. На вооружении лодки состояли 24 крылатые ракеты П-700 Гранит и столько же торпед. Командовал лодкой капитан 1-го ранга Г. Лячин.

12 августа в соответствии с задачей «Курск» начал и успешно провёл атаку крылатой ракетой «Гранит» условного неприятеля — эскадры во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флотским флагманом, крейсером-атомоходом «Пётр Великий». В отрезок времени с 11:40 до 13:40 К-141 должен был провести атаку авианосцев. Последние записи в обнаруженных впоследствии бортжурналах были сделаны в 11:15.

В 11:28 гидроакустическая аппаратура на корабле «Пётр Великий» зафиксировала негромкий хлопок, а затем крейсер сильно тряхнуло. Командир корабля, капитан 1-го ранга В. Касатонов, ознакомившись с докладом о зафиксированном звуке, не обратил на него внимания. Командующему Северным флотом Вячеславу Попову (он тоже присутствовал на крейсере) доложили, что причина хлопка во включении антенны радиолокационной станции. Запланированные торпедные атаки не были произведены. Всплытия подводной лодки ни один человек не видел, доклада о выполнении учебной задачи также не последовало.

В 14:50 группа кораблей и вертолётов начала изучение района предполагаемого нахождения и всплытия К-141. «Курск» не дал о себе знать в положенное время — в 17:30, и спустя 5 часов командир лодки по прежнему хранил молчание.

В 23:30 АПРК «Курск» в соответствии с инструкциями был объявлен аварийным.

13 августа на поиски исчезнувшей лодки были направлены корабли под командованием В.Попова. А в 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустикой флагмана «Пётр Великий». АПЛ лежала на грунте на глубине 108 метров.

Спасательные работы

Работы производились силами Северного флота в период с 13 по 22 августа, но безрезультатно, несмотря на использование подводных аппаратов (автономных снарядов) АС-15, АС-32, АС-34 и АС-36. По утверждениям Главного штаба ВМФ, непреодолимыми препятствиями стало сильное подводное течение, а также низкий уровень прозрачности воды, слишком сильное волнение моря и значительный крен подлодки, составлявший приблизительно 60 градусов.

Однако, в свою очередь, капитан 3-го ранга А. Шолохов объяснял неудачу тем, что из-за неправильного расположения противошумного покрытия невозможно было пристыковаться к комингс-площадке люка лодки.

20 августа новым участником спасательной операции стало норвежское судно «Seaway Eagle», и именно его водолазы 21 августа вскрыли кормовой аварийно-спасательный люк. Норвежские специалисты произвели предварительные вырезы в корпусе лодки (в районе трёх отсеков). В отсеках же работали уже российские водолазы — они занимались извлечением на поверхность тел и секретной документации. Можно считать крупным везением тот факт, что ядерная установка лодки не дала утечки радиации.

Все моряки-подводники, служившие на подлодке, были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Версии гибели

Существует несколько версий относительно причин гибели АПРК «Курск».

Согласно официальной версии, основная причина заключалась во взрыве торпеды 65-76А (“Кит”) в торпедном аппарате №4. Взрыв произошёл из-за утечки пероксида водорода (один из компонентов торпедного топлива) и стал причиной сильного неконтролируемого пожара, который привёл к детонации и подрыву других торпед в 1-ом отсеке.

По версии В.Д. Рязанцева, который входил в состав государственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств катастрофы, к взрыву торпеды 65-76 ПВ привело её пополнение необезжиренным воздухом высокого давления, произведённое 11 августа экипажем подводного крейсера. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода наступила через некоторое время после помещения торпеды в торпедный аппарат. Из-за недоработок в конструкции подлодок этого класса экипаж для предотвращения повышения давления в 1-м отсеке при залповой стрельбе торпедами вынужден оставлять открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции, поэтому ударная волна от взрыва торпеды 65-76 ПВ, не ослабленная никакими препятствиями, попала во 2-й отсек и весь личный состав командного отсека был контужен, потеряв способность исполнять свои обязанности. Второй же взрыв случился в результате столкновения АПЛ с грунтом, а не по причине объемного пожара в первом отсеке — АПЛ К-141 «Курск», с заполненным водой первым отсеком, на скорости около 3 узлов и дифферентом на нос 40-42 градуса на глубине 108 метров столкнулась с грунтом. Торпедные аппараты № 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряженными взрывателями, смялись и разрушились, а сами торпеды взорвались.

Авторство третьей версии принадлежит французскому режиссёру Жан-Мишелю Карре. В своём документальном фильме он утверждает, что «Курск» был торпедирован американским подводным крейсером-наблюдателем «Мемфис». Вместе с другой подлодкой, «Толедо», «Мемфис» наблюдал за действиями «Курска», и неожиданно «Толедо» и «Курск» столкнулись. Командир «Мемфиса», опасаясь торпедного выстрела российской лодки по «Толедо», открыл превентивный огонь, которым и была уничтожена К-141. Таким образом, гибель подлодки стала следствием недоразумения, вызванного фатальным стечением обстоятельств.

Сравнение размеров «Курска» и «Толедо»

Этот взгляд разделяют канадские документалисты и несколько военных в отставке.

Вице-премьер Илья Клебанов изложил свою версию гибели «Курска». По его словам, подлодка могла столкнуться с подводной миной времён Великой Отечественной войны. Впрочем, лица, осведомлённые о характеристиках прочности этого типа АПЛ, не рассматривали высказанное предположение всерьёз.

Капитан 1-го ранга М. Волженский полагает, что торпеду в пусковом аппарате могло заклинить в результате тяжёлого удара по корпусу подводного крейсера: например, ставшего следствием столкновения с другой подводной лодкой. По его словам, «скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов “Курска“». В пользу этой версии говорит тот факт, что обе торпеды — УСЭТ-80 и 65-76 — обычно заряжают в правые торпедные аппараты. При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ сразу же был бы смят именно правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и находилась практическая торпеда 65-76А. При высокой скорости относительного встречного сближения подлодок (около 10 м/с), этот ТА был повреждён вместе с торпедой в первую же секунду. Этого времени хватило, чтобы практически моментально в замкнутом объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), а произошедшая в результате реакция привела к их взрыву, который ещё дополнительно был усилен взрывом порохового ускорителя, устанавливаемого в хвостовой части торпеды. Резкое направленное давление корпуса иностранной лодки от головной части торпеды к её хвосту направило этот взрыв (150 кг в тротиловом эквиваленте, как определила норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА. Крышка, разумеется, была вырвана, и сноп огня заполнил первый отсек, в результате сразу начался пожар.

Есть и ещё одна версия.Капитан 1-го ранга А. Лесков утверждал, что подводный аппарат таких габаритов не имел права совершать плавание в данном месте по чисто физическим причинам. В связи с этим он предположил, что в АПЛ попала противокорабельная баллистическая ракета. Впрочем, моряки-подводники расценивают данное предположение как абсурдное.

Спустя месяц после катастрофы была высказана мысль, что «Курск» был уничтожен случайным попаданием ракеты П-700 Гранит с боеголовкой, предназначенной для поражения подводных целей, которая была пущена с крейсера «Пётр Великий». Данная версия стала умалчиваться по причине вероятной дискредитации всего российского военного командования.

Расследование

14 августа по указанию президента В. В. Путина для расследования причин гибели АПЛ «Курск» была создана Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ И. И. Клебановым.

В 2000 году комиссия руководила несколькими обследованиями потонувшего АПРК — в сентябре и октябре-ноябре. В 2001 году в целях тщательного обследования поднятого «Курска» была сформирована следственная группа из 43 человек. Также к осмотру привлекались 50 специалистов ЦКБ «Рубин», наряду с командирами отсеков подводных лодок того же класса.

Следователи выясняли причину, по которой спасательный аппарат не смог закрепиться на площадке в районе 9-го отсека. Было установлено, что причина заключалась в сколах «зеркальной» площадки, а в 4-м отсеке находилось больше людей, чем должно было быть согласно распорядку.

В день катастрофы была выключена аппаратура аудиозаписи «Снегирь», фиксирующая переговоры по громкой связи, хотя по регламенту её запрещалось отключать. Стало известно, что на лодке не была включена сигнализация аварийного буя, а система аварийного выброса антенны и вовсе не функционировала уже три года. С самого буя не сняли заводское крепёжное устройство, в результате буй не смог всплыть.

Идентификация погибших проводилась в течение года. Следователи опрашивали родных и близких погибших, обращались за идентификационными данными в медицинские учреждения. К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Ещё три тела так и не были обнаружены.

Адвокат Б.А. Кузнецов в 2002-2005 годах представлял интересы потерпевших по уголовному делу «О гибели АПРК „Курск“ и членов его экипажа». Он резко критиковал итоги официального расследования обстоятельств аварии. Кузнецов утверждал, что в случае своевременного принятия иностранной помощи можно бы было спасти тех 23 членов экипажа, которые были в девятом отсеке и погибли только по прошествии двух с половиной суток (в соответствии с официальной версией они были живы только несколько часов).

Подготовка к подъёму

Перед подъёмом «Курска» требовалось провести подробный внешний осмотр корабля и поверхности дна в районе затопления. Необходим был и специальный радиационный мониторинг. Для решения этих задач были проведены две экспедиции в сентябре и начале октября 2000 года.

Затем, в октябре 2000 года, была осуществлена операция «Регалия» по вскрытию корпуса АПЛ «Курск» и поиску погибших подводников. Операция проводилась американской фирмой Halliburton при поддержке российских специалистов. В ходе операции водолазы эвакуировали из 9-го отсека 12 тел (в т.ч. тело капитана Колесникова, сумевшего написать предсмертную записку), однако достичь других отсеков не получилось, как и эвакуировать 11 других тел.

Фрагмент записки Дмитрия Колесникова

Оставалось отрезать деформированную взрывом часть первого отсека и вырезать отверстия, предназначенные для закрепления зацепов. Было предложено для отрезки остатков первого отсека применить технологию, предназначенную для резки трубопроводов больших диаметров. Основная часть применяемого механизма состояла из своеобразной пилы, “собранной” из троса и нанизанных на него цилиндрических элементов с ассиметрично расположенными островерхими горушками разной высоты, произведёнными из режущего материала повышенной прочности. Пробег троса в одну сторону составляет около 20 метров. С обоих бортов подлодки в районе первого отсека предполагалось установить большие цилиндрические башни, у которых были только верхние днища. На башнях прикреплялись колёсные направляющие блоки с заведёнными на них ходовыми тросами пилы и гидроцилиндры для поперечно-возвратной протяжки троса. В результате откачки воды из башни за счёт перепада давления на верхнем днище снаружи создавалось огромное усилие, которое вдавливало башню в грунт по мере распиловки перекинутой через верх лодки пилой.

Процесс отпиливания первого отсека оказался крайне трудоёмким и сложным, трос пилы постоянно обрывался, и для его восстановления привлекались водолазы, как и при отрезке вручную тех или иных частей конструкции корпуса. Операция осуществлялась в августе 2001 года с участием двух судов: баржи «Carrier» и судна «Mayo».

К съёмкам операции подъёма была допущена съёмочная группы Виталия Федько. Получить допуск ко всем этапам проводимой операции было очень сложно, на финальном этапе генеральный прокурор запретил было съёмки, но впоследствии разрешение было выдано вновь.

После удачного завершения операции Виталий Федько получил награду «За подъём Курска», специально учреждённую ЦКБМТ «Рубин» за освещение в СМИ операции по подъёму погибшей АПЛ К-141 «Курск».

Подъём «Курска»

19 августа 2000 года главный конструктор ФГУП ЦКБ МТ «Рубин» И. Д. Спасский предоставил Президенту РФ В.В.Путину план работ по ликвидации последствий катастрофы АПЛ «Курск».

Поскольку механизмы АПЛ были деформированы, а информация о состоянии боезапаса оставалась крайне недостаточной, подъём лодки необходимо было проводить с крайней осторожностью. В феврале 2001 года голландская фирма Mammoet Transport BV предложила поднимать К-141 при помощи гидравлических домкратов, установленных на судне. Каждый домкрат был оборудован динамическим компенсатором, который предназначался для компенсации динамических усилий при отрыве «Курска» от грунта и на финальном этапе его подъёма недалеко от поверхности.

Наряду с этим ЦКБ МТ «Рубин» вместе с Институтом им. Академика Крылова, 1-м и 40-м институтами ВМФ разработали конструкцию захватов подъёмных устройств. В прочном корпусе лодки между шпангоутами вырезались отверстия, в них помещались зацепы с выдвижными лапами.

При расчете параметров подъёма возникли две технические проблемы.

Схема расположения АПК «Курск» при транспортировке

  • Во-первых, было крайне затруднительно подсчитать, с какой точно силой грунт притягивает лодку. Разумеется, грунт исследовали, но результаты исследований значительно отличались, соответственно, в целом оставались крайне ненадёжными.
  • Во-вторых, существовал риск, что во время подъёма первый отсек мог оторваться, что привело бы к катастрофическим последствиям.

В результате долгих обсуждений было достигнуто следующее решение: вначале дать на подъёмную систему равномерную нагрузку (приблизительно 50 % веса лодки), подождать 6 часов, а потом увеличивать нагрузку на корму. Первый же отсек пришлось просто отрезать.

Используемые технические средства для подьема «Курска»

Роль платформы для всех технических средств подъёма сыграла баржа Giant 4. Её корпус был дополнительно упрочнён, чтобы выдержать тяжесть 26 домкратов и компенсаторов с катушками большого диаметра, всей необходимой энергетикой и рабочими средами. Каждый домкрат обеспечивал подъём с использованием 54 стрендов (специальных прочнейших тросов).

Стренды были намотаны на катушки диаметром около трёх метров. Рабочая часть стрендов от домкрата шла через шлюзовую трубу, вваренную в корпус баржи, к зацепу и закреплялась на нём. Пучок из 54 стрендов выдерживал нагрузку около 1000 тонн.

Был изменён контур днища баржи, чтобы подводная лодка могла успешно состыковаться с ним. Во время подъёма баржа усилием домкратов опускалась вниз и увеличивала свою осадку. В итоге возникшая архимедова сила буквально отрывала «Курск» от грунта, после чего подлодка притягивалась к днищу баржи усилием тросовых гидродомкратов, одновременно пучки стрендов наматывались на катушки.

Зацепы опускались к отверстиям по специальным тросам, а после их попадания в вырезы в корпусе лапы зацепов раздвигались при помощи гидравлики и надёжно фиксировались стопором.

Для заведения лодки в плавучий док ПД-50 были изготовлены два L-образных понтона, спроектированных фирмой Mammoet Transport BV.

Итоги операции

В результате операции подъёма подлодки были обнаружены, эвакуированы и захоронены 115 тел погибших членов экипажа. Три тела так и не были обнаружены. С грунта был эвакуирован потенциально опасный боезапас лодки, как и оба её ядерных реактора. В сухом доке атомная подводная лодка «Курск» была изучена самым тщательным образом, что позволило выяснить обстоятельства катастрофы и проследить за последними часами жизни подлодки и её экипажа.

К марту 2009 года от «Курска» остался лишь блок из трёх отсеков с предварительно снятыми реакторами, а также ограждение рубки, которое отправили в Мурманск.

Место гибели

Лодка затонула в Баренцевевом море на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года во время учений. Координаты: 69°39’59″N 37°34’57″E Посмотреть на карте

Командиры

  • Капитан 2-го ранга — Рожков Виктор Николаевич
  • Капитан 1-го ранга — Лячин Геннадий Петрович

Память

Произошедшей трагедии были посвящены памятники и мемориалы, установленные в разных городах России. Многие школы были названы в честь моряков, погибших на борту затонувшей подводной лодки. О катастрофе было снято более 10 документальных фильмов и написано множество песен.

Литература и источники информации

Литература

Ссылки

К-141 «Курск»

Галерея изображений

  • Баржа Мамут для подъема АПЛ «Курск»

  • Лодка в доке ПД-50

  • Лодка в доке ПД-50

  • Лодка в доке ПД-50

  • Общий вид разрушений носа

  • Вид разрушений снаружи

  • Вид с носа в корму

  • Мемориал экипажу атомного подводного крейсера «Курск» установленный в Москве

  • Рубка АПЛ «Курск» в Мурманске

Сбывшееся пророчество о «Курске»

Еще в 1980 году известная прорицательница Ванга произнесла пророчество, которое не воспринял бы серьезно любой здравомыслящий человек. Кто знал, что это предсказание в точности сбудется, заставив похолодеть от ужаса миллионы людей.

«В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Кто тогда, в далекие восьмидесятые, мог понять, что речь идет не о городе Курске, который находится на большом отдалении от ближайшего моря, а о будущей субмарине, названной в честь этого города. Пророчество оказалось страшной правдой, и 12 августа 2000 года весь мир узнал об ужасной трагедии в холодных водах Баренцева моря. Катастрофа подводной лодки К-141 «Курск» и по сей день остается загадочным, полным противоречий событием, оставшимся глубоким шрамом на истории современной России.

История создания

Атомная подводная лодка «Курск» – субмарина, долгое время считавшаяся лучшей в Военно-морском флоте России. Проект подводных кораблей 949А «Антей» был разработан в СССР в конце 1960-х годов.

Советский союз значительно уступал своему главному противнику, США, в количестве авианосцев, поэтому главной целью атомоходов «Антей» – была возможность тихо подойти к хорошо охраняющемуся вражескому кораблю на расстояние удара и уничтожить цель.

Подводная лодка «Курск» была заложена в Северодвинске в 1992 году.

Уже в 1994 году ее спустили на воду и прикрепили к составу Северного флота. Субмарина считалось особой гордостью еще и потому, что ее построили в очень тяжелое для страны время. Она считалась символом новой России.

Вооружение

АПЛ «Курск» вооружилась ракетами «Гранит» и торпедами для противодействия атомным подводным лодкам противника. Являясь малозаметным судном, с низким уровнем шума, она могла доставить противнику массу неудобств одним своим нахождением в акватории базирования вражеских кораблей. Вооружение подводной лодки было самым современным и позволяло наносить высокоточные удары как по надводным, так и подводным целям.

Размеры субмарины впечатляли. Ее длина составляла исполинские 154 метра, а водоизмещение в режиме погружения оценивалось почти в 24 тысячи тонн.

Служба подводной лодки К-141 «Курск»

Подводная лодка «Курск» была гордостью и флагманом не только Северного флота, но и всего ВМФ России.

Неоднократно субмарина была задействована в военных учениях, в том числе и широкомасштабных.

Так, в 1999 году в акватории Средиземного моря подлодка в режиме автономного плавания успешно произвела учебное уничтожение кораблей НАТО. Тем самым, «Курск» ликвидировал основные силы противника в одиночку, на деле доказав свою высокую эффективность.

Катастрофа и спасательные работы

Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».

Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.

В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.

Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.

В этот же день, в 23-30 объявляется режим «тревога» – с этого момента военные начинают поиск пропавшего судна.

В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.

Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.

Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.

Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.

Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.

По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.

Список погибших составил 118 человек.

Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.

Альтернативные версии гибели подводной лодки

Так случилось, что катастрофа «Курска» стала одной из самых больших загадок в российской истории. И причин для этого оказалось более, чем достаточно.

Во-первых, действия руководства России подчас не поддаются логическому обоснованию.

Во-вторых, очень много сомнений порождает спасательная операция, которая, казалось, искусственно затягивалась, насколько это возможно.

В-третьих, российские военные крайне неохотно отнеслись к идее поднять субмарину, хотя логично предположить, что это упростило бы следствие и пролило бы свет на причину трагедии. В итоге, решено было поднимать АПЛ по частям, с отпиленной носовой частью, а это как минимум настораживает.

Оправдания руководства страны, что это была необходимость из-за непонятного состояния атомного двигателя все же оставляли сомнения.

В-четвертых, на сегодня известно огромное количество материалов, похожих на правду, доказывающих пребывание в акватории Баренцева моря американских подводных лодок, которые могли по чистой случайности послужить причиной гибели флагмана российского флота.

Узнать всю правду о трагедии с «Курском», вероятно, не получится уже никогда. Понять, что это было: возможное начало Третьей Мировой войны или банальная безалаберность, скорее всего, не удастся даже будущим поколениям.

И вся эта загадочность, безусловно, порождает большое количество конспирологических версий и теорий с массой доказательств и опровержений. Самые популярные альтернативные версии трагедии с «Курском» следующие:

  • Случайное столкновение с американской субмариной-шпионом;
  • Преступная халатность при установке боевых торпед;
  • Умышленный саботаж учений. Известно, что на флоте были представители Китая, которые были заинтересованы в заключении больших контрактов на поставки русского оружия. Вероятно, из-за действий некой третьей стороны подводная лодка по неизвестной причине была ликвидирована. Разумеется, на высшем уровне правда была раскрыта быстро, но дальше последовала политическая игра, а народу «скормили» наиболее правдоподобную версию произошедшего.

Пожалуй, ни одна версия не была столь популярна, как вероятное столкновение со слишком «любопытными» натовскими субмаринами.

Точно известно, что масштабные учения на Севере России привлекли особое внимание со стороны США.

Позже выяснилось, что подводная лодка «Мемфис» имела задачу максимально близко приблизиться к арене учений и наблюдать за разворачивающимися событиями. С этого момента начинаются самые спорные гипотезы, которые зачастую подкрепляются множеством фактов.

Одним из главных двигателей этой версии является фильм-расследование французского режиссера Жана Мишеля Карре «Подводная лодка в мутной воде». Так, известно, (для этого даже приводились фото и видеодоказательства) что «Мемфис» становился на срочный ремонт в ближайшей норвежской базе сразу после катастрофы с русской подводной лодкой.

Многие очевидцы и спасатели утверждают, что слышали сигналы бедствия с «Курска», а это означает, что экипаж мог оставаться в живых долго. Это не вяжется с официальным заключением, что практически все моряки погибли мгновенно от взрывов и затопления.

С другой стороны, сигналы бедствия могли исходить с поврежденного «Мемфиса», который либо столкнулся с русской подводной лодкой, либо был подбит ответным запуском торпеды.

О возможной «перестрелке» говорит и доказанный факт фиксации двух взрывов.

Кроме того, в акватории неподалеку от места катастрофы был найдет спасательный буй, выпущенный с подводной лодки. В свою очередь, в большинстве источников утверждается, что на «Курске» буй остался на своем месте.

Большой резонанс вызвала и официальная версия взрыва учебной торпеды на борту АПЛ. В некоторых источниках можно встретить факты, которые гласят просто о недопустимом разгильдяйстве на российском флоте.

Новейшая торпеда, заправляемая водородным топливом, была поставлена неправильно, что привело к утечке горючего вещества, его дальнейшему воспламенению, а потом и детонации основного боезаряда. Согласно этой теории подводная лодка не была приспособлена к установке вооружения такого класса, а при подготовке к учениям был допущен ряд вопиющих ошибок, которые, накладываясь друг на друга, в итоге привели к трагическому исходу.

Через некоторое время после трагедии набрала высокую популярность версия, согласно которой Владимир Путин умышленно скрывал от общественности истинные причины катастрофы в Баренцевом море. В пользу данной теории говорит тот факт, что все большие начальники, которые имели доступ к информации или вели спасательные работы, были отправлены на отдых вскорости после окончания расследования.

Принятое, безусловно, президентом решение, согласно которому субмарину поднимали в распиленном состоянии – тоже заставило общественность усомниться в прозрачности расследования.

Всему экипажу присвоили ордена мужества посмертно, а капитан удостоился чести стать героем России. И даже здесь создавалось впечатление, что правительство пытается выкрутиться, потому что формально высокие звания давались за учения в Средиземном море в 1999 году.

Существует большое количество доказательств того, что руководство России плотно контактировало с американскими спецслужбами сразу после случившегося. Кроме того, стало известно, что через несколько дней США простили России большой долг, а директор ЦРУ тайно посещал Россию уже через несколько часов после случившегося, когда лодку еще даже не искали. В свою очередь, это заставляет поверить, что президент России умышленно принял во внимание версию с ошибкой собственных военных и придал ее огласке для того, чтобы избежать вероятного военного конфликта с США.

Народное недовольство спровоцировало и последовавшее значительно позже интервью Владимира Путина известному американскому журналисту и телеведущему Ларри Обрайану. На вопрос ведущего «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?», президент России с ухмылкой ответил: «Она утонула».

Широкий общественный резонанс вспыхнул вновь, когда были подняты тела подводников. Среди прочего стало известно о письме капитана Дмитрия Колесникова. Народные умы взбудоражила часть записки, которая сразу подверглась грифу «Секретно». Руководство сослалось на то, что вырезанная часть письма носит сугубо личный характер, но жена капитана до сих пор не получила оригинал записки своего мужа.

Кто знает, возможно, выжившие моряки, в полной темноте, на ощупь, написали слова, которые простым людям знать не положено.

Память

Трагическая гибель новейшей российской субмарины не оставила равнодушным, казалось бы, никого. С той поры написано много стихов и книг, которые посвящены памяти погибших моряков. Широкий успех в кинотеатрах получил снятый по мотивам трагедии фильм «72 метра».

Народная память увековечена в множестве памятников и монументов, которые установлены по всей стране.

Наиболее известные из них расположены в Москве, Курске, Северодвинске и Мурманске.

Все это свидетельство того, что трагедия с АПЛ «Курск» – большая рана в памяти народа России, именно поэтому в этой истории так много непонятого и непринятого, а недосказанное до сих пор отзывается болью и бессилием в умах миллионов человек.

12 августа исполняется пятнадцать лет со дня трагедии атомной подводной лодки «Курск», в которой погибли все 118 членов экипажа.

«ПРИБОРЫ БЫЛИ ЗАКРЕПЛЕНЫ»

Звезда героя на кителе командира спецотряда водолазов капитана 1-го ранга Андрея Звягинцева — единственная награда, которая одновременно повод и для гордости, и для скорби. Ничто в этом мире не сможет заставить его забыть август 2000 года, когда его команде, неспешно собирающейся на плановые учения, был дан срочный приказ отправляться в Баренцево море. На связь не вышел атомоход «Курск».

— Сразу стало понятно, что дело серьезное, — вспоминает Андрей. — Однако мы даже близко не понимали, насколько все страшно. Никакой паники не было. Собрались, поехали. По пути разговоры были только о работе.

Водолазы узнали о трагедии одними из первых. И неспроста. На учениях они как раз планировали отрабатывать подобный сценарий. Вот только на то, что с ним придется столкнуться в жизни и так скоро, они не рассчитывали.

Командир честно признается: спасатели были не готовы. Не духовно или профессионально, а технически.

— У нас не было той технической мощи, которая имелась в Советском Союзе, — грустно объясняет водолаз. — Были подготовленные люди, это да. Но этого не хватило.

Спасатели долго готовились к погружению. Однако время поджимало. А тут еще и погода, словно намерилась помешать вытащить подводников из стального гроба. Было тяжко осознавать, что они не в силах помочь морякам. Все это давило на психику.

— Первая мысль была о том, что гибнут моряки российского флота. Наши коллеги. Наши братья. Наши друзья, — вспоминает Андрей.

К счастью, спасателям было не до новостей и они не слышали критику в свой адрес, которая звучала со страниц газет и телеканалов. А вот прибывшие на помощь иностранные коллеги оценили их действия как профессиональные и правильные. Правда, легче от этого не стало.

ПЕРВЫЙ СПУСК

И вот, наконец, спуск под воду. Погружение шло в не самых простых условиях, но спасатели не собирались отступать. Двадцать метров, пятьдесят, сто…

Внутри все было перевернуто. На местах остались только закрепленные приборы. Фото: личный архив

— Знаете, даже сейчас мне больно вспоминать, каким я увидел «Курск» в тот раз, — Звягинцев делает паузу, пытаясь подобрать слова. — Представляете, атомный крейсер, гордость российского флота. И вот он безжизненный там, во тьме воды. Видеть мертвую лодку на глубине и в таком состоянии — это больно.

Андрей совершил больше погружений к «Курску», чем кто-либо другой. Более 870 часов, проведенных под водой на глубине ста метров. Но именно тот первый раз стал для него моментом, который он будет помнить всю жизнь, который будет ему сниться.

Водолаз не любит рассказывать, что он первым вошел в искореженную подлодку. Хотя тогда с этой работой не смогли справиться даже иностранные профессионалы. А вот его отряд смог. Возможно, помогло напутствие родственников экипажа.

— Мы как раз решали, насколько опасно было бы попытаться проникнуть на борт, когда к нам пришли родные ребят с «Курска», — делится Звягинцев. — Они тогда уже знали, что мы хотим сделать, и попросили наше руководство не разрешать нам эту операцию, если риск слишком большой. Сказали: «Если море уже забрало наших ребят, то пусть хоть остальных не тронет». Но мы все равно решились.

МЕРТВАЯ ПОДЛОДКА

12 августа исполняется пятнадцать лет со дня трагедии атомной подводной лодки Курск.На субмарине погибли все 118 членов экипажа

Мало кто знает подробности первого посещения лодки. В то время спасателям было не до журналистов. Они отчитывались только перед своим начальством и прокуратурой. Так что кошмар затонувшей субмарины не стал достоянием общественности.

— Внутри все было перевернуто. На местах остались только закрепленные приборы. Везде на стенах черные разводы. Видно было, что вода несколько раз то заполняла отсеки, то наоборот спадала, — рассказывает спасатель. — Безжизненный корпус, а не боевое судно.

Звягинцев вспоминает, что никакие личные вещи в тот момент ему на глаза не попадались. Да и не время было их искать. Уже потом, когда нашли тело капитана Колесникова и записку при нем, а также другие личные вещи моряков, удалось составить картину трагедии.

— Нам необходимо было оценить состояние субмарины, что могло в ней произойти. Но в отличие от многих, кого там не было, мы не делали никаких предположений о том, почему произошла авария, — предрекая мой будущий вопрос, уточняет Андрей. — Мы — трансляторы. Увидели что-то, поднялись на поверхность и рассказали. Времени строить теории у нас не было.

Через несколько лет за эту работу Звягинцев получит звание Героя России. Но почетная награда для него менее ценна, чем благодарности родных экипажа. Со многими из них он общается до сих пор. И временами не может понять, чем он заслужил их внимание, ведь ребят они спасти все же не смогли. И тогда хочется снять с кителя высокую награду.

СКАЗАНО!

«Я надеюсь, государство продолжит работу по подъему всех советских и российских лодок и кораблей, покоящихся на дне океана».

(Андрей ЗВЯГИНЦЕВ, капитан 1-го ранга.)

ПРЕДЧУВСТВИЙ НЕ БЫЛО

Вдова капитана 1-го ранга Владимира Багрянцева Екатерина долгие годы отказывалась от общения с прессой. Но для журналистов «Комсомолки» все-таки сделала исключение.

Мы встречаемся в сетевой закусочной на окраине Петербурга, и Екатерина Дмитриевна торопит: давайте уже скорее задавайте вопросы. Видно, что 56-летней женщине физически тяжело возвращаться в август 2000 года, и она просто пытается сделать эту боль чуть менее громкой.

— Я с двумя сыновьями отдыхала в Крыму, в Севастополе. С Володей созвонились 9 августа, все было нормально. Ни у меня, ни у него не было никаких дурных предчувствий, — признается Екатерина Дмитриевна.

На следующий день Багрянцевы сели в поезд до Москвы. Женщина планировала провести время в столице с пользой. На носу 1 сентября — надо бы мальчишкам присмотреть что-то. Да и для мужа сделать несколько покупок.

Но все это стало уже неважным на перроне Курского вокзала, где семью встречали друзья.

— Они меня спросили, знаю ли я новости. Я говорю: нет, откуда? И они мне рассказали, что лодка легла на грунт, — вспоминает Екатерина Багрянцева.

МЛАДШИЙ СЫН ПОШЕЛ ПО СТОПАМ ОТЦА

Дальнейшее, по ее собственным словам, было как в тумане. Куда-то шли, доставали билет до Видяево, где жили тогда, а потом уже в своей квартире ждали вестей. Десять долгих дней.

У журналистов есть верный прием: мол, родные до последнего верили в лучшее. Это уже штамп, избитая фраза — ну кто не будет верить, когда любимый человек в смертельной опасности? Но спустя годы Багрянцева признается: жены офицеров всегда смотрят правде в глаза.

— Да, я надеялась, но у нас с Володей на глазах погиб «Комсомолец» (подлодка утонула в 1989 году в Норвежском море. — Прим. ред.). И когда ты замужем за военным, ты знаешь: может случиться все, что угодно. Как-то подсознательно готова ко всему, — рассказывает Екатерина Дмитриевна.

Багрянцев не должен был быть на «Курске», но в последний момент руководство назначило его как одного из самых опытных командиров.Фото: Тимур ХАНОВ

Спустя всего несколько месяцев она переехала с сыновьями в родной Петербург. Тогда при помощи клуба подводников губернатор выделил трехкомнатную квартиру в новостройке. Останки Владимира Багрянцева опознали только в феврале 2002 года.

Он, кстати, вообще не должен был быть на «Курске», но в последний момент руководство назначило его как одного из самых опытных командиров.

Комментировать ход спасательной операции Екатерина категорически отказывается: мол, это политический момент.

И о семье поначалу говорит с осторожностью: старший сын — ему 33 — стал инженером, женат, растит двух дочек. А младший, 26-летний Игорь, пошел по стопам отца. Служит на атомоходе на Северном флоте. Неужели не пытались отговорить?

— Нет, ну что вы! — удивляется Багрянцева. — Это мужская работа, это его желание. Я всегда его в этом поддерживала.

Чуть позже Екатерина нашла в мобильном и показала нам фото Игоря. Симпатичный парень с удивительно ясным взглядом и обворожительной улыбкой держит на руках племянницу. Своей семьи у Багрянцева-младшего пока нет. На уме только служба.

ОТЕЦ ВАСИЛИЙ СПАС

Мы беседуем уже почти час, и вроде бы все ключевые вопросы заданы, но разговор никак не клеится. Багрянцева держит самое сокровенное при себе. Где познакомились с мужем? Почему выбрали Северный флот? «Посмотрите в интернете, ведь уже столько всего написано…»

И только когда заговариваем о духовнике семьи, известном питерском священнике Василии Ермакове, глаза у Екатерины Дмитриевны в буквальном смысле загораются.

Отец Василий более 35 лет служил настоятелем в храме Преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Багрянцевы впервые приехали к нему в 1996 году.

Для кадрового военного советской закалки ходить в церковь и тем более иметь своего духовника — это было, мягко говоря, нетипично. Владимир Багрянцев не видел в этом ничего противоестественного.

— Наверное, его душа была готова. Он этого не скрывал и не стеснялся, — рассказывает теперь Екатерина.

Останки Владимира Багрянцева опознали только в феврале 2002 года.Фото: Тимур ХАНОВ

Отец Василий, узнав о трагедии «Курска», позвонил женщине в Видяево: возвращайся домой, в Петербург. И если бы не он, еще неизвестно, как сложилась бы судьба Екатерины и мальчишек.

— Он не то что поддержал нас — только благодаря ему я встала на ноги, смогла вернуться к жизни, — говорит Багрянцева. Она произносит это так искренне и с таким жаром, что я точно знаю: отец Василий разделил эту боль вместе с ее семьей.

Екатерина работала при храме Серафима Саровского до самой смерти отца Василия в 2007-м. Все эти годы она была рядом с могилой мужа — он похоронен как раз на Серафимовском кладбище. Теперь она работает уже в другом храме, но название просит не упоминать — не хочет повышенного внимания к себе.

Как драгоценную реликвию хранил у себя отец Василий картину художницы Марины Подгаевской «Памяти АПЛ «Курск», подаренной ему Клубом моряков-подводников. На фото слева Екатерина Багрянцева ФОТО: Клуб моряков-подводников

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА СЕВЕР

Годовщину гибели «Курска» Екатерина Дмитриевна встретит в Мурманске. Мероприятия запланированы и в Видяево. Она вернется туда впервые за четырнадцать лет.

— Я еду отдать дань памяти мужу, — объясняет Багрянцева. И добавляет: ничего не ждет ни от властей, ни от сослуживцев супруга.

Удивительный факт: почти за месяц до гибели Владимир подарил отцу Василию штурвал с часами. Он долго раздумывал над подарком. Хотел, чтобы это была не простая побрякушка, а вещь со смыслом. Так и получилось в итоге.

— Это символично: Володя передал штурвал управления нашей семьей отцу Василию. И никто бы не сделал для нас больше, чем батюшка, — говорит Багрянцева.

Спустя пятнадцать лет после гибели любимого мужчины Екатерина, кажется, нашла ответы на все вопросы: почему так вышло и как быть дальше. И хотя воспоминания о днях, когда погибал «Курск» по-прежнему даются ей непросто, она приняла свою судьбу — судьбу жены морского офицера.

ЭХО ТРАГЕДИИ

Помощь для родных экипажа собирал весь Петербург

О том, как пытались спасти экипаж, как родственники ждали новостей, а власти пытались разобраться в ситуации, написано множество статей и книг. Но вот только мало кто знает о той значительной роли, которую сыграли в помощи семьям экипажа обыкновенные петербуржцы. «Комсомолка» узнала, как жители Северной столицы пытались оказать содействие в те страшные для семей подводников дни.

АТОМНЫЕ ЛОДКИ НА ГРУНТ НЕ ЛОЖАТСЯ

Как и все россияне, петербуржцы узнали о трагедии «Курска» не 12 августа и даже не 13-го, а лишь утром 14-го, в понедельник, когда включили радио. И первые же слова диктора выбили многих моряков из колеи. Серьезным, почти механическим голосом он произнес, что в Баренцевом море во время учений одна из атомных лодок вынуждена была лечь на грунт.

— Первое, что пришло мне тогда в голову: «Атомные лодки на грунт не ложатся». Ведь они конструктивно не предназначены для этого, — рассказывает руководитель петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин. — Ну и, конечно, сразу в голову закралась мысль, что ситуация гораздо хуже, чем ее описывают СМИ. К сожалению, предчувствие нисколько нас не обмануло.

Он еще не знал, что в тот момент журналисты и родственники членов экипажа буквально организовали дежурства у всех мест, где можно было получить информацию.

— Именно к нам первой обратилась семья офицера Милютина. Он был командиром дивизиона борьбы за живучесть на «Курске», — вспоминает руководитель клуба. Позвонила его мама, учительница. Она сказала, ей знакомые посоветовали обратиться к нам. До остальных дозвониться не могли. Люди терялись в догадках, а им никто ничего не объяснял. Ужасная ситуация.

В тот день первую точную информацию петербуржцам «слили» в конструкторском бюро «Рубин». Сказали немного: все произошло в субботу и лодка действительно лежит на грунте на глубине более ста метров с огромным креном. Правда, потом оказалась, что и эта информация не совсем точная. Лодка фактически лежала на ровном киле. Тогда и стало ясно, что это не проблема с всплытием. Субмарина реально затонула.

Звонки от родных стали массовыми. Им срочно требовалась помощь.

ПЕРВЫХ РОДСТВЕННИКОВ УВОЗИЛИ ЖУРНАЛИСТЫ

— Все началось как раз с Милютиных, семьи командира дивизиона живучести БЧ-5 «Курска». Они только приехали из отпуска, денег не было совсем, а лететь туда надо было, — рассказывает Курдин. — Я тогда поймал журналистов, которые ко мне обращались за комментариями, и давай их шантажировать. Мол, если они хотят контактов с родственниками, должны купить этой семье билет до Мурманска. И репортеры не подкачали. Купили этот билет.

Ну а потом начало работать «сарафанное радио», и все завертелось. Тогда в Северной столице жило не более десяти семей с «Курска». Остальные прилетали лишь на время — мало у кого хватало средств, чтобы купить и билеты, и необходимые в поездке вещи сразу на весь путь. Люди летели даже не с сумками — просто с пакетами.

Тогда петербургские подводники и моряки самостоятельно организовывали отправку родственников экипажа на Север. За сутки процесс довели до автоматизма.

— Мы дружили тогда с аэропортом Пулково. Что говорить, я тогда на своей машине подъезжал к трапу самолета, — уточняет подводник. — А в Мурманске их встречал наш человек — Олег Горелов, капитан 1-го ранга. Мы звонили ему и просто говорили: «Встречай». И он несся к аэропорту, чтобы забрать людей. Я помню, как в один день собрал очередную группу в Пулково, чтобы посадить на рейс до Мурманска. И вдруг ко мне подошел пожилой мужик в короткой рубашке, под которой было видно тельняшку. Говорит: «Послушайте, я тут пытаюсь в Мурманск улететь, а вы тут что-то делаете, как-то помогаете». А я ему: «Вы кто?» И тихий ответ: «Отец капитана 1-го ранга начальника штаба дивизии Багрянцева. Из Севастополя лечу, нас обещали отправить военным бортом, но за два дня ничего так и не решилось. А вот денег до Мурманска мне не хватает». И тут я достаю пачку денег из кармана и только одно прошу: «Куртку теплую где-нибудь найдите, холодно там». В итоге ему ее передали уже по прилете.

Погибли все 118 подводников. Фото: Станислав ЛЕВШИН

СТЕРЛИНГИ В УПАКОВКЕ ДЛЯ ТЕЛЕВИЗОРА

С первых дней петербуржцы стали приносить деньги на помощь морякам.

Вначале организаторы даже растерялись: помощи было так много, что всех не успевали запоминать. Создали ведомость. Но и тут были курьезы.

— К нам приходили люди с золотыми цепями толщиной с большой палец на шеях и резонно говорили, что ничего подписывать не будут. В жизни ничего не подписывали и здесь не собираются, — делятся воспоминаниями те, кто пытался организовать сборы. — Однако деньги при этом свои давали.

— Ну а еще тогда в момент аварии военный атташе Великобритании, капитан 1-го ранга Джеф Макриди привез коробку из под телевизора с деньгами. Представляете, целая коробка, в которой было около десяти тысяч фунтов мелкими купюрами от английских подводников, — до сих пор удивляется Курдин. — Он приехал вручать ее вместе со своим младшим 6-месячным сыном.

Кстати, именно англичане первыми из иностранных моряков решили поддержать российских подводников. Даже организовали благотворительную лотерею, собрав двадцать тысяч фунтов.

Простые петербуржцы приносили лекарства — от валерьянки до дорогих препаратов, теплые вещи. Город был постоянно на связи с Видяево. Необходимо было все. Ведь тогда еще верили, что экипаж до сих пор жив. Что говорить, но даже на крейсере «Аврора» стоял небольшой ящичек, в который люди бросали купюры. Приносили и по несколько тысяч и по сто рублей.

Официальная версия: «Курск» затонул из-за взрыва торпеды в торпедном аппаратеФото: Тимур ХАНОВ

ХРОНОЛОГИЯ ТРАГЕДИИ

Суббота, 12 августа

23.30 — во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море на сеанс связи не вышла атомная подводная лодка К-141 «Курск».

Воскресенье, 13 августа

03.21 — эхолот крейсера «Петр Великий» обнаружил на морском дне «аномалию», которой, как стало ясно впоследствии, оказался лежащий на дне «Курск».

10.00 — первый спасательный корабль прибыл на место происшествия и начал попытки спасения подводной лодки.

Понедельник, 14 августа

11.00 — ВМФ впервые сообщает о затоплении «Курска». По словам военных, с лодкой установлена радиосвязь, однако затем эта информация опровергается сообщениями о том, что единственным способом общения с экипажем является «перестук».

14.00 — НТВ сообщает о затоплении носовой части субмарины.

16.00 — военные отрицают затопление и впервые сообщают о времени аварии.

Вторник, 15 августа

05.00 — жестокий шторм не дает спасателям начать работу.

09.00 — по словам военных, они слышали акустические сигналы от экипажа и знают, что моряки живы.

15.00-18.00 — по словам официальных лиц, спасательная операция началась. Представитель ВМФ утверждает, что кислорода на борту «Курска» осталось немного.

21.00 — под воду опускается первая спасательная капсула. Менее чем через час попытка прекращена из-за сильного шторма.

Среда, 16 августа

15.00 — глава правительственной комиссии первый вице-премьер Илья Клебанов говорит, что признаков жизни на борту подводной лодки нет.

16.00 — Москва официально запросила помощи у Лондона и Осло.

Четверг, 17 августа

Предпринимается шесть попыток пристыковать спасательную капсулу к люку подводной лодки, однако все они оканчиваются неудачей из-за тяжелых погодных условий.

Пятница, 18 августа

Утро. Предпринимается очередная попытка стыковки спасательного аппарата. Сила шторма — два балла, скорость ветра — десять метров в секунду. Данные о состоянии лодки и экипажа по-прежнему недостоверные.

Вечер. Руководитель пресс-службы ВМФ России называет ситуацию на борту «Курска» закритической.

Суббота, 19 августа

Ночь. Владимир Путин по возвращении из Крыма в Москву заявляет, что остается мало надежды на спасение кого-либо из находящихся на борту атомохода.

17.00 — начальник штаба Северного флота адмирал Михаил Моцак делает заявление, что на борту «Курска» в живых никого не осталось.

Воскресенье, 20 августа

Утро. К спасательной операции подключаются британцы и норвежцы.

12.30 — норвежский робот-манипулятор достиг подлодки.

17.00 — появляются сообщения о том, что норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка «Курска», но поднять крышку они не могут. Тем не менее водолазы считают, что в шлюзовой камере есть человек, который, похоже, пытался выбраться наружу.

Понедельник, 21 августа

07.45. Норвежским водолазам удалось открыть люк. В шлюзовой камере людей не обнаружено.

17.00 — начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К-141 «Курск».

«Курск». 10 лет спустя. Фильм Аркадия Мамонтова.Эта была трагедия новой России, которая затронула сердце каждого… В августе 2000 года у российских моряков в Баренцевом море наступил праздник — в соответствии с годовым планом на Северном флоте начала проводиться комплексная подготовка кораблей многоцелевой группы. Это были широкомасштабные учения. Все проходило штатно. Но вдруг срочное сообщение. 12 августа в 23:00 командир АПЛ «Курск» не вышел на связь. Началась спасательная операция, борьба за жизни 118 моряков-подводников. В район операции прибыли норвежские и английские специалисты. На 100-метровую глубину начали погружаться спасательные подводные аппараты. Самыми тяжелыми для всех были часы ожидания. Все надеялись, что в подводной лодке еще могут быть живые моряки… За ходом спасательной операции следил весь мир. На 100-метровую глубину, несмотря на тяжелые погодные условия, опускались подводные аппараты. Но вскоре стало понятно, что спасать некого. Весь экипаж АПЛ «Курск» погиб. Версий трагедии было много…

Военный обозреватель «КП» Виктор Баранец — о выводах после трагедии:

Виктор Баранец: После «Курска» с должностей полетели «шишки» и были сделаны серьезные выводы.»Тема дня» на Радио «Комсомольская правда»

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ

К годовщине трагедии подводной лодки «Курск»: родственники на месте гибели экипажа

«Это плохая пародия на трагедию»: офицер-подводник раскритиковал фильм Люка Бессона «Курск»

Координатор штаба родственников погибших офицеров подлодки «Курск» объясняет, как британцев показали героями, а русских – «хуже пиратов» (подробности)

В Севастополе почтили память погибших моряков с подводной лодки «Курск»

15 лет назад взрыв на атомной подводной лодке «Курск» унес жизни 118 моряков. Среди них были и военнослужащие Черноморского флота из Севастополя. Каждый год на кораблях в этот день чтят погибших минутой молчания. В городе-герое установили в 2005 году мемориал в память о погибших подводниках (подробности)

Атомная подводная лодка «Курск»: от создания до трагедии. Справка

Технические характеристики атомной подводной лодки К-141 «Курск» — класс — Антей (Оскар‑II по классификации НАТО), проект 949А.

Лодки этого класса считаются самыми эффективными в мире многоцелевыми АПЛ.

Длина — 154 м

Ширина — 18.2 м

Осадка — 9 м

Водоизмещение — 13400/18000 тонн (14700/23860)

Скорость в надводном положении — 30 узлов; под водой — 28 узлов; (31/15)

Максимальная глубина погружения — 500 м (до 600 м)

Корпус — прочная сталь

Количество отсеков — 10

Экипаж: 130 (107 человек, из них 52 офицера)

Атомная энергоустановка типа ОК-650 и модификации с двумя водо-водяными реакторами, с тепловой мощностью — 2х190 мегаватт и с мощностью на валу ‑ 2х50000 л.с.

2 паровые турбины (по 90 000 л.с.); 2 семилопастных винта

Ракетное вооружение ‑ 24 ПУ крылатых ракет комплекса П‑700 «Гранит» (SSN‑19). Вес ракеты 6,9 тонн. Длина 10,5 м. Вес боевой части 1000 кг. Дальность полета 555 км. Скорость 1,5 М. Ракеты с атомным боезарядом согласно Договору по СНВ сняты с кораблей
4 торпедных аппарата (калибр 533 мм); 2 крупнокалиберные глубинные бомбы; (вариант: 8 торпедных аппаратов, из них 4 ‑ 533‑мм и 2 ‑ 650‑мм. Боекомплект ‑ 18 торпед)

Запас плавучести 30%

Способна ложиться на грунт

Автономность — более 120 дней.

В декабре 1996 года командиром АПЛ «Курск» был назначен капитан 1 ранга Геннадий Лячин.

В январе 1998 года в плавучем доке «Сухона» производственного объединения «Севмаш» в Северодвинске АПЛ прошла плановый доковый осмотр. Здесь же была проведена модернизация оружия субмарины.

В июне‑сентябре 1999 года «Курск» совершил поход в Средиземное море.
В последнее воскресенье июля 2000 года «Курск» участвовал в военно‑морском параде в честь Дня ВМФ. После празднования Дня флота «Курск» должен был принять участие во флотских учениях, где отрабатывалось взаимодействие авианосно‑маневренной группы. Непосредственно АПРК должен был выполнить: 11 августа 2000 года — учебную ракетную стрельбу, 12 августа — учебную стрельбу торпедой. После этого корабль должен был вернуться в базу и заниматься уже непосредственно подготовкой к предстоящей боевой службе.

10 августа 2000 года АПЛ «Курск» вышла в море на учения.

12 августа 2000 года подводная лодка «Курск» затонула в Баренцевом море в результате катастрофы, произошедшей во время учений. Всего на борту подводной лодки в момент катастрофы находилось 118 человек. Все они погибли. Останки некоторых были позднее подняты на поверхность и захоронены.

29 июня 2002 года на заключительном заседании комиссии по расследованию гибели АПЛ «Курск» была названа официальная причина — взрыв торпеды.