К 139 Белгород

АПЛ специального назначения К-329 «Белгород» усилит подводный флот России «особого назначения»

Оказались в погружении: на что способны российские подводные беспилотники.

Автор – Дмитрий Юров

В 2019 году в состав Военно-морского флота России должна войти уникальная атомная подлодка специального назначения К-329 «Белгород». Подлодка этого типа уже вызвала ажиотаж среди военных экспертов на Западе — американский журнал Covert Shores даже опубликовал вероятную схему оснащения субмарины специальным оборудованием и вооружением. В чем уникальность подводного флота «особого назначения» и почему субмарины вызывают такой интерес на Западе — в материале «Известий».

Подводные наблюдатели

Подготовке подразделений для задач особой важности командование ВМФ России всегда уделяло особое внимание. Кроме боевых пловцов и особого отряда подводных лодок в составе Северного флота действует подразделение, точная численность и структура которого засекречены до сих пор. На протяжении нескольких десятков лет задачи и география деятельности кораблей ГУГИ (Главного управления глубоководных исследований) беспокоят военно-морские силы США и страны НАТО. Корабли, которые с завидным постоянством западные СМИ официально связывают с ГУГИ, действительно обладают большим потенциалом. Например, головной корабль проекта 22010 «Крюйс» до сих пор на Западе называется не иначе, как «охотник за секретными данными» и «убийца интернета».

Океанографическое исследовательское судно «Янтарь» в порту Калининграда

«Страшное» прозвище справедливо лишь отчасти — океанографическое исследовательское судно «Янтарь», построенное для выполнения сложнейших задач в водах Мирового океана, действительно обладает внушительными возможностями — на борту корабля находятся глубоководные аппараты «Русь» и «Консул», с помощью которых операторы могут осуществлять удаленный доступ к объектам на глубине. С их помощью экипаж корабля может проводить практически не только любые работы по исследованию морского дна, будь то оценка геологических особенностей или изучение сейсмической активности на определенных участках, но и проверку целостности кабелей связи военного назначения.

В 2019 году в состав флота специального назначения ГУГИ должен быть принят модернизированный корабль такого типа. И хотя формально океанографические исследовательские суда строятся по одному проекту, второй корабль серии «Алмаз» будет иметь серьезные отличия от предшественника. Кроме футуристического облика головным разработчиком кораблей этого проекта ЦМКБ «Алмаз» отмечено, что новое ОИС с одноименным названием будет длиннее на 10 м, получит новое радиоэлектронное и исследовательское оборудование и сможет выполнять более широкий круг задач.

Проектное изображение океанографического исследовательского судна «Алмаз»

Главная особенность кораблей этого типа состоит в практически неограниченной дальности хода — для продолжения непрерывной работы и выполнения поставленных задач требуется лишь заходить в порты для дозаправки и пополнения других запасов. Автономность плавания при этом составляет 60 суток, а практическая дальность хода — до 8 тыс. морских миль.

Кроме исследовательских и разведывательных операций корабли проекта 22010 могут выполнять и специальные задачи, включая поиск затонувших на большой глубине объектов. Одну из таких операций экипаж «Янтаря» проводил относительно недавно — в конце 2017 года корабль особого назначения вместе с судами ВМС Аргентины задействовали для поисков подводной лодки «Сан-Хуан», затонувшей в Атлантическом океане.

Атом специального назначения

Через год после сдачи исследовательского корабля «Янтарь» специалистам ГУГИ ВМФ России принял в состав флота одну из самых засекреченных атомных субмарин. БС-64 «Подмосковье» простояла на стапелях судостроительного завода 16 лет и за время длительной реконструкции превратилась из подводного крейсера стратегического назначения в АПЛ специального назначения. В рамках переоборудования подлодку лишили знаменитого «горба» — части корпуса, предназначенного для размещения шахт с баллистическими ракетами, а на его месте появился «отсек для стыковки» малоразмерных глубоководных аппаратов.

Автономный необитаемый подводный аппарат «Клавесин-2Р-ПМ»

В ряде источников отмечалось, что операторы, находящиеся в специальных отсеках, могут использовать для выполнения задач глубоководные аппараты нескольких типов, среди которых находятся как «легкие» подводные разведчики «Клавесин» и их модернизированная версия «Клавесин-2Р-ПМ», так и специализированные атомные глубоководные станции проектов 1910 «Кашалот», 1851 «Палтус» и 10831 «Лошарик».

Точных данных о составе радиоэлектронного оборудования атомных глубоководных станций нет, однако в ряде источников сообщается, что с помощью аппаратов подобного типа экипаж подводной лодки сможет проводить операции по «обезвреживанию» любых, в том числе глубоководных, систем слежения и способен деактивировать любые устройства по сбору информации, включая гидроакустические датчики для слежения за многоцелевыми и стратегическими АПЛ, установленные в предполагаемых районах боевого дежурства стратегических и многоцелевых АПЛ.

Ответный удар

В ноябре 2018 года практически незамеченной осталась сенсационная новость — Минобороны России впервые официально подтвердило формирование экипажа для самой секретной атомной подводной лодки в составе ВМФ. И хотя подробные данные об экипаже К-329 «Белгород», по понятным причинам, отсутствуют, атомная субмарина, способная проводить как разведывательные, так и ударные миссии, уже вызвала огромный интерес не только у отечественных специалистов, но и у американских военных. Повышенное внимание к атомной подлодке К-329 связано в первую очередь с «полезной нагрузкой». Основное ударное вооружение АПЛ «Белгород» составят глубоководные комплексы «Посейдон» с дальностью хода не менее 10 тыс. км.

Уникальность ударной системы, перехват которой современными боеприпасами практически невозможен, уже отметили американские специалисты. Журнал Covert Shores даже опубликовал возможную схему размещения «Посейдонов» на борту К-329. Если верить догадкам американских специалистов, то на борту может находиться до шести сверхскоростных «ядерных торпед» с боевой частью по 2 мегатонны каждая. Глубоководные аппараты, судя по опубликованным изображениям, могут быть размещены по правому и левому борту субмарины в специальных кассетах, а их пуск может осуществляться «по-торпедному».

Океанская многоцелевая система «Посейдон»

Военный эксперт Василий Кашин в разговоре с корреспондентом «Известий» отметил, что особенностями конструкции российской подлодки и носимого оборудования гражданские и военные специалисты из США интересуются давно.

«Посейдон» — опасный аппарат, который, во-первых, имеет большую скорость, а во-вторых, большую (гораздо большую, чем у обычных ПЛ) глубину хода», — отметил Кашин. По словам эксперта, ударный потенциал «Посейдона» — лишь часть заложенных в конструкцию аппарата возможностей, а прямых аналогов российскому глубоководному аппарату с ядерным реактором на борту на вооружении ВМС США и стран НАТО до сих пор нет.

Носитель «ядерных» беспилотников справедливо занесли в категорию разведывательно-ударных АПЛ. Кроме атомной глубоководной станции «Лошарик» и беспилотных разведчиков «Клавесин-2Р-ПМ» для работы на небольших глубинах в составе оборудования АПЛ находится атомная турбогенераторная установка (АТГУ) «Шельф», от которой, при необходимости, можно запитать любые электронные системы с высоким энергопотреблением, включая автономные станции слежения как на берегу, так и под водой.

Быстрее и дальше

Отдельно стоит отметить, что в 2020 году в состав подводного флота особого назначения, способного проводить целый ряд операций на глубине в любой точке Мирового океана, должна войти вторая «разведывательно-диверсионная» АПЛ «Хабаровск», строительство которой ведется с 2014 года по проекту 09851. Отличительной чертой субмарины этого типа станет еще большая автоматизация и насыщение роботизированными аппаратами, предназначенными в том числе для работы подо льдами Арктики.

В создании подлодок специального назначения, а также глубоководных аппаратов преуспели и американцы, хотя на фоне заявленных характеристик «ядерного» беспилотника «Посейдон» достижения Военно-морского института США и агентства по перспективным оборонным проектам DARPA выглядят неоднозначно. Главной «спецлодкой» — носителем подводных аппаратов в составе ВМС США по-прежнему остается USS Jimmy Carter — третья и последняя из электрических АПЛ класса Seawolf. Учитывая особенности конструкции субмарины, Jimmy Carter, скорее всего, используется как подводная лаборатория для отработки применения глубоководных аппаратов, однако данные о постоянных выходах на боевое дежурство этой АПЛ отсутствуют.

Подводная лодка ВМС США USS Jimmy Carter

Единственным направлением развития ВМС США, по которому в открытых источниках нельзя найти достоверной информации, остается создание и использование атомных глубоководных станций, способных погружаться на 1000 м и более. Единственным жизнеспособным и рабочим проектом в этом направлении считается подводный беспилотник Boeing Echo Voyager, опытное применение которого в водах Тихого океана началось в 2017 году. Однако отсутствие миниатюрного атомного реактора и ограниченный запас топлива на борту сильно ограничивают функционал такого устройства.

Учитывая количество и характеристики специализированных подводных кораблей в составе ВМС США, можно сделать осторожный вывод о том, что в развитии средств для наступательной подводной войны, которые считают магистральным направлением в войнах будущего, Россия достигла гораздо более серьезных успехов.

Источник

Океанская многоцелевая система с беспилотными подводными аппаратами

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Подводная лодка Проекта 09852 «Белгород» предназначается для реализации двух прорывных российских подводных проектов. Первым проектом является доведенная до ума система «Статус-6», тогда как вторым – строительство арктической подводной сети раннего предупреждения (российский аналог SOSUS). Кроме того, «Белгород» является носителем уникальной АПЛ «Лошарик» об особенностях которой я писал в предыдущей статье.
КС-139 «Белгород» — это форк незаконченной субмарины Проекта 949А (NATO Оскар-II). АПЛ была заложена на ПО Севмаш 24 июля 1992 года, но уже в 1994 из-за отсутствия финансирования была законсервирована и исключена из списков ВМФ. В сентябре 2000 года, после катастрофы «Курска», было принято решение о достройке лодки. При этом 4 следующих года Севмаш достраивал субмарину по собственной инициативе. В 2006 году «Белгород» попал в список Гособоронзаказа. В июле того же года было принято решение не вводить лодку в состав ВМФ, хотя ее готовность оценивалась в 80%. В течение следующих 6 лет судьба «Белгорода» оставалась под вопросом. В частности, ее хотели переоборудовать в нестандартизированного носителя «Булавы». Однако, в 2012 году было решено перестроить «Белгород» по проекту 09852 и превратить АПЛ в шпионскую субмарину.

АПЛ проекта 09852 — самая большая АПЛ когда-либо построенная в России (СССР). Однако ее водоизмещение уступает водоизмещению АПЛ проекта 941 «Акулы» (Тайфуна, см. выше). В нижней части изображения расположена атомная станция АС-12 «Лошарик».
Экипаж «Белгорода» будет состоять из служащих ВМФ, тогда как сама АПЛ будет принадлежать 10 Департаменту глубоководных морских исследований министерства обороны (ГУГИ). Спуск «Белгорода» на воду должен состояться в 2018 году.
С «Белгородом» неразрывно связан проект «Шельф» (известный также, как «Гармония»), который представляет собой арктическую сеть обнаружения американских подводных лодок. «Белгород» и его дочерние субмарины будут вовлечены в создание подводной сети датчиков, раскинувшихся за полярным кругом. Фактически «Шельф» является арктическим аналогом SOSUS. Его подводные датчики и оборудованные сонарами буйки будут фиксировать передвижение вражеских субмарин на расстоянии в 100 км.

Энергоблок автономной подводной АЭС.
Арктический океан состоит из двух обширных водных пространств разделенных массивным подводным хребтом. Глубина шельфа по периметру хребта такова, что шпионские субмарины могут установить на нем широкомасштабную систему слежения за вражескими подводными лодками. Кроме того, датчики можно устанавливать на вершинах подводных пиков, которые вздымаются из бесконечной темноты полярных морей. Согласно американским источникам, в 2012 году российские субмарины проводили целую серию экспериментов, связанных с установкой стационарных объектов на вершинах подводных хребтов.

Область Арктики, которая будет находится под контролем российских систем глубоководного слежения. (с) http://www.hisutton.com
Работоспособность российского SOSUS будет обеспечивать целый комплекс подводных сооружений, для нормального функционирования которых потребуются значительные затраты энергии. Простейшим способом решения данной проблемы являются энергетические кабеля, проведенные от береговой станции к подводному комплексу. Однако, инженерное решение данной проблемы сопряжено с многочисленными трудностями. Не удивительно, что российские инженеры решили пойти другим путем. Согласно известной информации, современный подводный арктический комплекс будет функционировать при помощи подводного ядерного реактора. Установка последнего будет осуществлена на океанское дно с помощью миджета или другого подводного управляемого устройства. После установки реактор будет соединен с другими элементами подводной станции, а также с датчиками слежения.

Клавесин-2Р-РМ. Карликовая субмарина, носителем которой также является «Белгород». Согласно некоторым источникам этот таинственный аппарат может погружаться на глубину 2,000 метров.
ПРОЕКТ 09852 «БЕЛГОРОД»
Водоизмещение: 14,700 т. (надводное) / 24,000 т. (подводное)
Длина: 184 м.
Ширина: 18,2 м.
Скорость: не более 32 узлов.
Оперативный радиус действия: Не ограничен
Глубина погружения: 500-510 метров
Двигательная установка: 2 ядерных реактора ОК-620М.02 мощностью 190MW, которые приводят в действие 2 паровые турбины с 2 винтами.
Экипаж: 110 человек
Вооружение: 6 торпед Статус-6, 2х650мм и 4х533м торпедных аппарата (28 торпед) (в этом имеет смысл усомниться, учитывая диаметр пусковых установок Статус-6 для обычных торпедных аппаратов в носу места не останется).

Проект 09852

Атомная подводная лодка специального назначения

проект 09852 создается на базе недостроенной атомной подводной лодки с крылатыми ракетами проекта 949АМ «Белгород». Разработку проекта выполнило ЦКБ МТ «Рубин» по заказу ГУГИ ВМФ России. Подводная лодка-носитель спасательных глубоководных обитаемых и автономных необитаемых подводных аппаратов предназначена для проведения разноплановых научных исследований в удаленных районах океана, участия в поисково-спасательных операциях. Так же лодка-носитель будет обеспечивать как установку различного подводного оборудования, а так же и его инспекцию, участвовать в испытаниях новых образцов научно-исследовательской аппаратуры, вести мониторинг подводных транспортных магистралей. Лодка проекта 09852 будет первым носителем самоходных подводных аппаратов 2М39 «Посейдон».

Государственный контракт на разработку проекта заключен между ЦКБ МТ «Рубин» и Министерством обороны России в 2009 г. Впервые информация о планах по переоборудованию подводной лодки «Белгород» (заказ №664) в лодку-носитель подводных аппаратов опубликована в 2010 г. Еще в феврале 2012 г. Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявлял о планах использования в качестве лодки специального назначения недостроенной лодки Белгород».

20 декабря 2012 г. в цехе №55 ПО «Севмаш» (г.Северодвинск) по пр.09852 была перезаложена ПЛА К-329 «Белгород» проекта 949АМ (заводской №664). Вывод лодки из цеха и спуск на воду планируются на 2019 г. Лодку планируется принять в состав Флота в 2020 г.

Подводная лодка К-139 «Белгород» в цеху №55 ПО «Севмаш», июль 2006 г. (http://pilot.strizhi.info)

Проект 09852 в ВМФ России

Атомная подводная лодка-носитель подводных средств КС-329 «Белгород» скорее всего войдет в состав 29-й дивизии подводных лодок Северного флота (губа Оленья) и будет являться штатным носителем нескольких типов атомных глубоководных станций, самоходных подводных аппаратов 2М39 «Посейдон», а так же других типов перспективных необитаемых подводных аппаратов.

Конструкция подводной лодки

Конструкция лодки классическая двухкорпусная полностью идентичная конструкции подводной лодки-прототипа (проект 949АМ), но с установкой в штатный корпус подводной лодки большой врезки со специальным оборудованием для выполнения функций лодки-носителя атомных глубоководных станций и других подводных средств.

Двигательная установка

Энергетическая установка подводной лодки-прототипа (проект 949АМ) включает в себя:
— 2 х водо-водяных ядерных реактора ОК-650М.01 (головная К-148) и ОК-650М.02 (остальные лодки проекта) мощностью по 190 мВт;
— 2 х паропроизводящих установки — система охлаждения ППУ до 30% мощности обеспечивается самопротоком охлаждающей забортной воды, что обеспечивает значительное снижение шумности ПЛ;
— 2 х блочных паротурбинных установки «Азурит» разработки Калужского турбинного завода с ГТЗА ОК-9ДМ мощностью по 49000-50000 л.с.;
— 2 х резервных электродвигателя ПГ-106 малого хода мощностью по 306 л.с. (225 л.с. по др. данным)

Двухвальная движительная установка с 6 лопастными двойными винтами фиксированного шага.

ТТХ подводной лодки

Экипаж — не менее 109 чел Длина — ок.185 м Ширина — 18.2 м Осадка — более 9 м Водоизмещение подводное — более 25000 т Скорость надводного хода — не более 14 уз Скорость подводного хода — до 30-32 уз Дальность плавания — неограниченная Глубина погружения рабочая — 500 м Автономность — 90-120 суток

Предполагаемый вид подводной лодки КС-329 «Белгород» пр.09852 и других специальных лодок-носителей ВМФ России (http://militaryrussia.ru)

Вооружение

4-6 (точных данных нет) пусковых установки самоходных подводных аппаратов 2М39 «Посейдон». Возможно на подводной лодке сохранено некоторое количество обычных торпедных аппаратов калибра 533 мм. Зенитные комплексы — несколько переносных зенитных ракетных комплексов типа «Игла-1М» или аналогичных.

В цеху №55 ПО «Севмаш» недостроенная подводная лодка К-329 «Белгород» (справа, 2010 г., фото — ПО «Севмаш»)

Оборудование

◊ БИУС (боевая информационно-управляющая система) «ИУС МН-ПМ», пульты БИУС размещены в главном командном пункте во втором отсеке ПЛ ◊ Система автоматического управления ◊ Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-400ЭМ или более совершенный ◊ ПМУ (подъемно-мачтовое устройство) с обзорной РЛС ◊ Цифровой комплекс средств радиосвязи ◊ Навигационный инерциальный комплекс типа «Симфония» ◊ Автоматизированная комплексная система управления техническими средствами ПЛА

Модификации:

Проект 09852 — проект переоборудования в лодку-носитель недостроенной атомной подводной лодки «Белгород» проекта 949АМ.

Российская подлодка «Белгород» получила неотразимое оружие возмездия

Атомная подводная лодка К-329 «Белгород» проекта 09852, несущая беспилотные подводные аппараты океанской многоцелевой системы вооружения «Посейдон», будет спущена на воду 23 апреля 2019 года. Об этом заявил источник ТАСС в ОПК.

Достройку «Белгорода» на плаву, швартовые испытания подлодки и испытания ее ядерного реактора планируется завершить в течение 2019 года. В 2020 году должны состояться заводские ходовые и государственные испытания К-329. Таким образом, в конце будущего года первая подлодка-носитель «Посейдона» должна быть передана ВМФ России.

Эта информация сразу приковала к себе внимание отечественных и иностранных военных аналитиков. Дело в том, что передача «Белгорода» в состав ВМФ России будет означать не просто пополнение отечественного флота еще одной атомной субмариной, а появление у нашей страны новейшей системы вооружения, способной заметно скорректировать баланс сил на международной арене.

К подобным выводам приходят почти все эксперты, так или иначе отслеживающие этапы разработки в России «главного калибра» К-329 — океанской многоцелевой системы вооружения «Посейдон», чья родословная восходит к советской суперторпеде Т-15.

Федеральное агентство новостей решило напомнить о легендарной «пятнашке» и разобраться, с какой угрозой столкнулись Соединенные Штаты.

Дотянуться до США

Эта история началась 12 сентября 1952 года, когда председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». За нейтральным термином «объект» скрывалась К-3 — первая советская подводная лодка с атомным двигателем.

Международная обстановка была крайне напряженной — вовсю раскручивался маховик Холодной войны. Объединенный комитет начальников штабов в США утвердил на случай начала открытых боевых действий план «Дропшот» — операцию, предусматривающую нанесение американскими стратегическими бомбардировщиками массированных ядерных авиаударов по советской территории. Воспрепятствовать этому мог лишь советский удар возмездия. Точнее — его неизбежность в случае, если бы Советский Союз получил возможность «дотянуться» до территории США.

Проблема была в том, что ядерное оружие у СССР уже было, а вот надежных средств его доставки на Североамериканский материк не имелось. Теоретически немногочисленные советские дальние бомбардировщики могли бы долететь до побережья США. Но, во-первых, топлива «сталинским соколам» хватило бы только «в один конец», а во-вторых, многочисленные американские РЛС и реактивные истребители F-86 заведомо превращали подобную акцию в неосуществимую. Альтернативой «налету самоубийц» могли бы стать советские межконтинентальные баллистические ракеты, но первая из них — Р-7 Сергея Королева — находилась еще на стадии эскизного проекта.

Все эти обстоятельства и натолкнули высшее политическое руководство СССР на весьма нетривиальную идею. По ней носителем ядерного оружия должен был стать тот самый «объект 627», а средством доставки ядерной боеголовки… Нет, не ракета, а ядерная суперторпеда, которой предполагалось атаковать Североамериканский материк. Атомный двигатель должен был позволить подлодке месяцами скрытно патрулировать рядом с побережьем США.

После получения приказа нанести удар возмездия субмарина должна была приблизиться на 40 км к берегу и выпустить по американской военно-морской базе или расположенному на берегу крупному городу гигантскую торпеду. Неподалеку от цели специальный механизм суперторпеды привел бы в действие термоядерный заряд мощностью 100 мегатонн, что имело бы для береговой инфраструктуры противника фатальные последствия.

…Сначала где-то далеко в океане, у самого горизонта, вспухли невиданных размеров паровые пузыри. Затем из них в небо вырвались быстро растущие султаны ядерных взрывов. Светового излучения не было — вода поглотила свет и тепло. Но подводная ударная волна породила мегацунами.

Стена воды, добравшаяся до мегаполиса на берегу, снесла его до основания, уничтожила находившиеся неподалеку военные базы и аэродромы, после чего покатилась дальше вглубь материка. Обрушившийся на землю воздушно-капельный поток принес с собой такую дозу радиации, что если бы в зоне поражения остался хотя бы один работающий счетчик Гейгера, его бы зашкалило. Но такого счетчика, как и вообще чего-либо целого или живого, на удалении в десятки километров от береговой черты не осталось…

Примерно так западные аналитики описывали гипотетическое применение советской ядерной суперторпеды. Словом, это было бы настоящее оружие Судного дня, беспощадное и неотразимое. В советских документах проект суперторпеды получил название Т-15.

Смерть и возрождение концепции

По расчетам, «пятнашка» должна была иметь массу 40 тонн. Под стать торпеде планировался и размер торпедного аппарата. Его длина составила бы более 22% от общей длины подлодки.

Проект суперторпеды стратегического назначения считался настолько секретным, что долгое время о нем не знало даже командование ВМФ СССР. А когда узнало, то… разразился скандал.

Адмиралы жестко раскритиковали проект Т-15, указав на следующие нюансы. Нет гарантии сохранения подлодкой устойчивости после пуска столь массивной торпеды. После использования Т-15 лодка остается фактически безоружной. Наконец, весьма сомнительна возможность создания термоядерного заряда требуемой мощности, помещающегося в габариты суперторпеды.

Неизвестно, как на подобную эскападу отреагировал бы Сталин, но занявший после его смерти пост главы государства Никита Хрущев к доводам моряков прислушался. Тем более, к этому моменту уже закончились испытания МБР Р-7. В итоге проект Т-15 был закрыт, а подлодку К-3 достроили с обычным торпедным вооружением.

Казалось, что на этом концепция «суперторпеда против берега» умерла. Но так только казалось. К 2015 году в результате создания американцами системы противоракетной обороны в Центральной и Восточной Европе возможность нанесения нашей страной ядерного удара возмездия по США вновь была поставлена под вопрос, по крайней мере западными аналитиками. Вот тут-то и рванула российская бомба. Информационная, но от этого не менее убойная.

10 ноября 2015 года, во время трансляции встречи представителей министерства обороны РФ и ОПК с президентом страны Владимиром Путиным, в объектив видеокамеры попала страница презентации многоцелевой океанской системы «Статус-6». Схема действия «Статуса» иллюстрировалась изображениями атомных подводных лодок и… большой торпеды, нейтрально именуемой в лучших традициях 1950-х «самоходным подводным аппаратом».

Из имевшегося на той же страницы описания явствовало, что «Статус-6» представляет собой необитаемый подводный дрон, за счет компактного реактора имеющий дальность хода до 10 тысяч километров, способный погружаться на глубину до 1 км и развивающий скорость до 185 км/ч.

При этом дроны «Статуса-6» заявлялись как многоцелевые и, в зависимости от комплектации боевого модуля, могли бы вести разведку, ставить мины, атаковать противника ракетами или обычными торпедами. Был предусмотрен вариант использования «Статуса-6» и для удара возмездия. С этой целью в боевом модуле дрона должен был быть размещен термоядерный боеприпас особо высокой мощности — так называемая «кобальтовая бомба».

«Назначение системы: поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного загрязнения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени», — сообщалось в презентации.

Его величество «Посейдон»

Судя по имеющейся в открытом доступе информации, многоцелевая океанская система «Статус-6» разрабатывалась еще с начала 1990-х ЦКБ МТ «Рубин» и СПМБ «Малахит» в рамках опытно-конструкторских работ по теме «Скиф», предусматривающих создание роботизированного подводного средства лодочного базирования. Как уже указывалось выше, проект Т-15 так и не был реализован. Но наработки по нему, несомненно, легли в основу концепции «Скифа», из которого, в свою очередь, родился «Статус-6».

Основным отличием последнего от советской «пятнашки» стала универсальность беспилотных подводных аппаратов, что позволяло использовать их не только для термоядерного удара по объектам береговой инфраструктуры вероятного противника. Кроме того, научно-технические достижения последнего времени позволили заметно уменьшить габариты как атомной силовой установки, так и оснащенного ею беспилотного подводного аппарата. Это дало российским разработчикам возможность без особых проблем вооружить подлодку сразу несколькими дронами.

Реинкарнация в России на качественно новом техническом уровне идеи Т-15 стала для Вашингтона серьезным потрясением. Ни под один договор о нераспространении ядерных вооружений подводные дроны не попадали. Средств противодействия подобному оружию или своего аналога «Статуса-6» Америка не имела. Мало того, даже если бы американцам удалось создать свой «Статус-6», он априори не являлся ультимативным оружием против России, ведь у той, в отличие от США, большая часть промышленных и населенных объектов РФ находилась в глубине континента.

Некоторое время американские аналитики убеждали всех и, прежде всего, самих себя, что «Статус-6» — это «кремлевская дезинформация». Но после того как 19 ноября 2015 года ЦРУ подтвердило существование системы «Статус-6», по кодификации НАТО — Kanyon, дальше заниматься самообманом Вашингтон не мог.

Вряд ли слив Москвой информации о «Статусе-6» был случайностью. Скорее, это был сигнал заокеанским «партнерам». По его итогам Штаты оказались перед непростым выбором — тратя миллиарды долларов, лихорадочно создавать средства противодействия «Статусу-6» или же… пойти навстречу предложениям России и прекратить дальнейшее развертывание систем ПРО в Европе. В последнем случае, очевидно, Москва была готова заморозить разработку своей многоцелевой океанской системы.

Сейчас мы уже знаем, какой выбор сделали американцы, — и работы над «Статусом-6» были продолжены.

В 2017 году в прессе всплыли сведения о завершении в России многолетнего цикла испытаний инновационной ядерной энергоустановки для оснащения автономного необитаемого аппарата. При объеме в сто раз меньше, чем у установок современных атомных подводных лодок, аппарат якобы имел большую мощность и в 200 раз меньшее время выхода на боевой режим…

Спустя еще год все точки над «i» окончательно расставил президент России Владимир Путин. 1 марта 2018 года в своем послании Федеральному собранию глава государства сообщил, что в России разработаны беспилотные подводные аппараты, способные двигаться на большой глубине и на межконтинентальную дальность со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей. Эти аппараты обладают низкой шумностью и высокой маневренностью, они практически неуязвимы для противника. Средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует. При этом беспилотные подводные аппараты могут быть оснащены как обычными, так и ядерными боеприпасами.

Непростая судьба «Белгорода»

18 марта 2016 года представители ОСК, комментируя сообщения о «Статусе-6», подтвердили разработку «беспилотного подводного робота», достаточно крупного, чтобы нести собственные торпеды, а также разработку атомных подводных лодок-носителей для таких роботов.

Через некоторое время после путинского послания система вооружения «Статус-6» стала фигурировать в открытых источниках под названием «Посейдон». А в январе 2019 года появилась информация о полигонных морских испытаниях «Посейдона». На них были подтверждены ранее заявленные ТТХ подводного беспилотника — практически неограниченная дальность хода на глубине около 1 км и высокие скоростные характеристики.

Итак, работы по «Посейдону» явно выходили на финишную прямую. Однако оставался открытым вопрос о сроке ввода в строй его первого носителя — атомной подводной лодки К-329 «Белгород» проекта 09852. Заложенный на Севмаше еще 24 июля 1992 года под заводским номером 664 будущий «Белгород» изначально должен была стать еще одним атомным подводным крейсером типа «Антей». Таким же, как К-141 «Курск».

6 апреля 1993 года строящаяся подлодка получила название «Белгород». 16 мая 1994 года, в связи с развалом СССР и последовавшим вслед за этим сокращением военного бюджета, все работы на К-329 «Белгород» были остановлены. Субмарину исключили из состава ВМФ и законсервировали. Решение о том, что «Белгород» все же следует достроить, было принято лишь в 2000 году, после трагической гибели «Курска».

Экономическая ситуация в стране была непростая, поэтому финансирование достройки «Белгорода» велось по остаточному принципу. Не раз и не два случались моменты, когда Севмаш вел работы на К-329 исключительно за свой счет. Несмотря на это, к лету 2006 года готовность подлодки удалось довести до 80%, после чего на Севмаш прибыл министр обороны Сергей Иванов и объявил, что «Белгород» в состав ВМФ России… вводиться не будет. Недостроенную подлодку вновь законсервировали.

«Работа идет по плану»

Скорее всего, «Белгород» так и умер бы не родившись, но тут грянули Мюнхенская речь Владимира Путина, а затем «война трех восьмерок» в Южной Осетии. Конфронтация в отношениях России и Запада стала стремительно усиливаться. Вероятно, именно это обстоятельство подтолкнуло военно-политическое руководство страны к решению форсировать работы по ОКР «Скиф», плавно превратившиеся в создание системы вооружения «Статус-6».

Но «Статусу» был нужен подводный носитель. Вот тут-то в Москве и вспомнили о «Белгороде».

20 декабря 2012 года «Белгород» перезаложили по новому проекту 09852. Подлодка лишилась основного вооружения «Антеев», крылатых противокорабельных ракет комплекса «Гранит», зато превратилась в носителя беспилотных подводных аппаратов. Для этого корпус «Белгорода» пришлось удлинить до 184 метров, что превратило К-329 в самую длинную подлодку в мире.

Срок завершения строительства «Белгорода» долгое время оставался под вопросом, пока 20 февраля 2019 года Владимир Путин в своем 15-м послании Федеральному собранию не объявил дословно следующее:

«Хочу сделать одно важное замечание. Ранее об этом не говорилось, теперь можно сказать. Весной этого года будет спущена на воду первая атомная подводная лодка — носитель… беспилотного комплекса. Работа идет по плану».

То, что при этом речь шла именно о «Белгороде», сомнений ни у кого не было. Косвенным подтверждением того, что К-329 действительно готовится к спуску на воду, стала рабочая поездка 12 марта в Северодвинск министра обороны Сергея Шойгу.

Наконец, ровно через месяц стал известен не только точный срок спуска «Белгорода» на воду — 23 апреля 2019 года, — но и предполагаемое время передачи подлодки в состав ВМФ РФ. Еще раз подчеркнем — подлодки, вооруженной уникальной системой вооружения, гарантирующей России возможность нанесения неотразимого удара возмездия по территории США.

К-329 «Белгород»

Субтитры

Спущенная с верфи «Севмаш АПЛ «Белгород» — первая из серии подводных лодок, укомплектованных роботизированными торпедами с термоядерным оружием. «Белгород» несет на борту 6 беспилотных торпед «Посейдон-6» — 25-метровые роботы-субмарины с межконтинентальным радиусом действия, вооруженные 100-мегатонной боеголовкой. Судно начали строить еще в 1992 году, затем заморозили. В 2010-м году проект получил кодовое имя 09852 и статус научного судна, оснащенного беспилотниками для подводных исследований. В 2015 году принято окончательное решение, субмарина станет носителем «Посейдонов» ВМФ России должен получить подлодку после пробных морских маневров, к концу 2020 года. Подлодка намного больше, чем что-либо, эксплуатируемое любыми другими военно-морскими силами, включая ВМС США и может погружаться на глубину около 1700 метров. Корпус корабля стал длиннее и достиг 184 метров, а водоизмещение достигло 30 000 тонн-более чем в 2 раза больше, чем у подводных лодок класса «Огайо» ВМС США. Помимо этого, одной из главных задач «Белгорода» будет скрытое размещение сети обнаружения подводных лодок «Гармония». Специальная подводная лодка будет материнским кораблем и для других подводных судов. Субмарина сможет нести мини-подлодку класса «Лошарик», которая крепится к днищу корпуса. Ее предназначение проведение тайных операций. «Лошарик» длиной 70 метров, оснащенный ядерным и роботизированным оружием, способен погружаться на 1000 метров. Также «Белгород» сможет нести автономный подводный аппарат «Клавесин», транспортируя его в рабочую зону, а затем использовать его сонар для картирования дна океана или поиска искусственных объектов. При спуске судна, журналистам запретили снимать субмарину, по причине секретности, так что по большей остальные части остальные параметры самой большой субмарины в мире пока не известны ни в России не тем более за рубежом.