Италия во второй мировой

Содержание

Итальянский флот накануне Второй Мировой Войны

В 1935 году, впервые после Первой Мировой Войны, итальянский флот провел полную мобилизацию, в связи с подавлением волнений в Эфиопии. Однако, по всему было видно, что приближается новый большой пожар в Европе – кризис следовал за кризисом, и руководство Италии не решалось отменять боевой готовности. Вторая Мировая война, по этой причине, для итальянского военного флота не была какой-то особой неожиданностью, однако насколько флот был готов к противостоянию на море?

Итальянский линкор «Конте ди Кавур» строился ещё к Первой Мировой Войне, перед Второй Мировой прошел глубокую модернизацию

На самом деле, эта постоянная готовность сыграла злую шутку. С одной стороны, пять лет по законам военного времени – это не шутка. От ожидания войны устали и люди и корабли. С другой – никто не ожидал, что случиться все так скоро – ведь по заверениям итальянского правительства, боевые действия в Европе если и должны были начаться, то только к 1942 году, что подтверждалось подписанием договора стран «Оси» между Италией и Германией.

В итоге, к моменту реального начала боевых действий в 1940 г., в полностью боеспособном состоянии из крупных итальянских кораблей находились только 2 линкора и 19 крейсеров.

Итальянский флот перед началом Второй Мировой Войны (крупные корабли, не считая эсминцев и т.п.)

  • Находятся в строю: линкоры «Конте ди Кавур», «Джулио Чезаре», 19 крейсеров.
  • Находятся на дооснащении: линкоры «Литторио», «Витторио Венето», «Дуилио», «Дориа»
  • Находятся в постройке: линкоры «Рома», «Имперо», 12 крейсеров.

То, что делает итальянскому флоту честь

Итальянцы приспели в налаживании второстепенных служб по степени участия, но не по значимости в вопросах войны. На складах всегда было вдосталь необходимых припасов, а верфи и порты работали исправно. Команды кораблей также исправно несли службу и во многом это компенсировало недостатки подготовки к войне.

На высоте была также службы связи, радиоразведки (не забываем, Маркони проводил свои радио опыты именно на кораблях итальянских ВМФ) и криптографии.

итальянский линкор «Витторио Венето» во всей красе.

В начале войны флот имел свою собственную разветвленную и высокоэффективную сеть связи, в которую входили телефон, радио и телеграф. Кроме нее, существовала своя отдельная секретная телефонная сеть, связывавшая все флотские штабы па полуострове и в Сицилии. О её эффективности говорит хотя бы тот факт, что зачастую итальянцы располагали самыми точными и полными сведениями, просто расшифровывая «на лету» радиосообщения англичан.

То, что чести итальянскому флоту не делает

Гораздо хуже обстояли дела с поставками топлива. Муссолини полагал, что война в Европе не может идти больше 3 месяцев. Исходя из этих расчетов, тех 1 800 000 тонн нефти которыми страна располагала к началу войны, хватало с избытком, учитывая, что в месяц флот тратил «всего» 200 000 тонн. Очень скоро итальянцы поплатились за беспечность. Уже к 1943 года флот мог тратить в месяц всего… 24 000 тонны нефти!

Из построенных и ещё только строившихся судов, ни одно не имело радара (экспериментальные установки малой мощности появились к концу войны). Отмечалось плохое взаимодействие судов в ночное время, неудовлетворительность торпедных стрельб. Можно сказать, что итальянский флот немного «опоздал» ко Второй Мировой Войне – даже если бы война и началась в 42-м, двух оставшихся лет вряд ли хватило бы, чтобы из положения, отстающего выйти в лидеры.

Авианосцы — то, чего Италии чрезвычайно не хватало. На снимке — недостроенный корус авианосца «Аквила», вид с носа

Флотская авиация, а вернее отсутствие таковой, было одной из самых больших ошибок Муссолини при подготовке к войне. После Первой Мировой войны флот самостоятельно занимался решением проблем взаимодействия кораблей и самолетов. Но в 1923 году, когда были созданы итальянские ВВС, флоту приказали прекратить все работы в области авиации, провозгласив лозунг «независимая воздушная война по своим собственным законам»!

Тот же «Аквила» с кормы. К выходу Италии из войны, его готовность составляла 80%, вид с кормы

Муссолини был согласен с новой доктриной — самолеты ВВС, действуя с береговых баз, сами превосходно справятся с любыми задачами морской войны. Авианосцы и прочее – выдумки англичан, ненужные на Средиземном море…

Только 1941 году он переменил мнение и отдал приказ срочно переоборудовать два больших лайнера в авианосцы, однако это решение, как и многие другие, просто опоздало.

Источник: компиляция по книге Марка-Антонио Брагадина, Битва за Средиземное море. Взгляд побежденных

Оружие Второй мировой. Торпедные катера

Сделаем небольшое отступление от наших обзоров по авиации и перейдем на воду. Начать я решил вот так, не сверху, где важно пускают пузыри всякие там линкоры, линейные крейсеры и авианосцы, а снизу. Где страсти кипели не менее шуточные, хоть и на мелководье.


Говоря о торпедных катерах, стоит отметить, что перед началом войны страны-участницы, включая даже «Владычицу морей» Британию, наличием торпедных катеров не отягощали себя. Да, малые корабли имелись, но так, скорее в учебных целях.
Например, Королевский флот имел в 1939 году всего 18 ТК, немцы владели 17-ю катерами, а вот у Советского Союза в наличии было 269 катеров. Сказывались мелководные моря, в акваториях которых приходилось решать задачи.
Потому и начнем, пожалуй, с участника под флагом ВМФ СССР.

1. Торпедный катер Г-5. СССР, 1933 год

Возможно, специалисты скажут, что стоило бы сюда поставить катера Д-3 или «Комсомолец», но вот просто Г-5 было выпущено больше, чем Д-3 и «Комсомольцев» вместе взятых. Соответственно, эти катера однозначно взвалили на себя такую часть войны, какая вряд ли сравнима с остальными.

Г-5 был катером прибрежной зоны, в отличии от Д-3, который вполне мог работать на удалении от берега. Это был небольшой кораблик, который, тем не менее, всю Великую Отечественную войну работал на коммуникациях противника.
За время войны претерпел несколько модификаций, моторы ГАМ-34 (да, Микулинские АМ-34 стали глиссирующими) были заменены на импортные «Изотта-Фраскини», а потом на ГАМ-34Ф мощностью 1000 л.с., которые разгоняли катер до сумасшедших 55 узлов с боевой нагрузкой. Пустым катер мог разогнаться до 65 узлов.

Вооружение тоже менялось. Откровенно слабенькие пулеметы ДА заменили сперва ШКАСом (интересное решение, если честно), а потом двумя ДШК.
Пожалуй, минусом нужно считать необходимость разворота для сброса торпед. Но и это было решаемо, ТКА Г-5 провоевал всю войну и на боевом счету этих корабликов довольно приличная куча потопленных кораблей противника.
Кстати, огромная скорость и немагнитный деревянно-дюралюминиевый корпус позволили катерам тралить акустические и магнитные мины.

Достоинства: скорость, неплохое вооружение, дешевизна конструкции.
Недостатки: очень низкая мореходность.

2. Торпедный катер «Воспер». Великобритания, 1938 г.

История катера примечательна тем, что его британское Адмиралтейство не заказывало, а фирма «Воспер» разработала катер в инициативном порядке в 1936 году. Однако катер так понравился морякам, что был принят на вооружение и пошел в серию.

Торпедный катер обладал очень приличной мореходностью (в то время британские корабли были эталоном) и дальностью хода. Еще он вошел в историю тем, что именно на «Восперы» впервые на флоте поставили автоматические пушки «Эрликон», что очень существенно повысило огневую мощь кораблика.
Так как британские ТКА были слабыми соперниками немецким «шнелльботам», о которых речь пойдет ниже, пушка пришлась весьма кстати.

Изначально на катера ставили такие же двигатели, как и на советские Г-5, то есть, итальянские «Изотта-Фраскини». Начавшаяся война оставила и Великобританию, и СССР без этих моторов, так что перед нами еще один пример импортозамещения. В СССР очень оперативно приспособили авиационный двигатель Микулина, а британцы передали технологию американцам, и те стали строить катера со своими двигателями от «Паккарда».
Американцы еще усилили вооружение катера, ожидаемо заменив «Виккерсы» на «Браунинги» 12,7-мм.

Где воевали «Восперы»? Да везде. Участвовали в эвакуации Дюнкерского позорища, ловили немецкие «шнелльботы» на севере Британии, атаковали итальянские корабли в Средиземном море. Отметились и у нас. 81 катер американской постройки был передан нашему флоту в рамках ленд-лиза. 58 катеров приняли участие в боях, два было потеряно.
Достоинства: мореходность, вооружение, дальность плавания.
Недостатки: скорость, большой экипаж для маленького корабля.

3. Торпедный катер MAS тип 526. Италия, 1939 год

Итальянцы тоже умели строить корабли. Красивые и быстрые. Этого вот не отнять. Стандарт для итальянского корабля – более узкий, чем у современников, корпус, потому чуть больше скорость.

Почему я взял в наш обзор именно 526-ю серию? Наверное, потому что они даже у нас нарисовались, и воевали в наших водах, хоть и не там, где большинство подумало.

Итальянцы хитрецы. К двум обычным моторам «Изотта-Фраскини» (да-да, все те же!) по 1000 лошадок они добавили пару движков «Альфа-Ромео» по 70 л.с. для экономичного хода. И вот под такими двигателями катера могли красться со скоростью 6 узлов (11 км/ч) на совершенно фантастические расстояния в 1100 миль. Или 2 000 км.
Но если кого-то надо было догнать, или от кого-то оперативно смыться – с этим тоже был порядок.

Плюс катер получился не только хорошим в плане мореходности, он вышел весьма универсальным. И кроме обычных торпедных атак мог вполне пройтись по подводной лодке глубинными бомбами. Но это больше психологически, поскольку гидроакустического оборудования на торпедный катер понятное дело, не поставили.
Торпедные катера этого типа участвовали в первую очередь на Средиземном море. Однако, четыре катера в июне 1942 года (MAS №№ 526—529) вместе с итальянскими экипажами были переброшены на Ладожское озеро, где они участвовали в атаке на остров Сухо с целью перерезать Дорогу жизни. В 1943 году их забрали себе финны, после чего катера служили в составе финских морских сил.

Итальянцы в России. На ладожском озере.
Достоинства: мореходность, скорость.
Недостатки: многофункциональность в итальянском исполнении. У катера было вооружение, но были проблемы с его применением. Один пулемет, пусть и крупнокалиберный – этого явно мало.

4. Патрульный торпедный катер РТ-103. США, 1942 год

Конечно, в США не могли сделать что-то маленькое и вертлявое. Даже с учетом технологий, полученных от англичан, у них вышел довольно массивный торпедный катер, что в общем объяснялось количеством оружия, которое на нем смогли разместить американцы.
Сама по себе идея заключалась не в создании чисто торпедного катера, а патрульного. Это видно даже из названия, ибо расшифровывается РТ как Patrol Torpedo boat. То есть, патрульный катер с торпедами.
Торпеды, естественно, были. Два спаренных крупнокалиберных «Браунинга» — вещь полезная во всех отношениях, а про 20-мм автоматическую пушку от «Эрликона» мы вообще молчим.
Зачем американскому флоту столько катеров? Все просто. Интересы защиты тихоокеанских баз требовали именно таких кораблей, способных в первую очередь нести патрульную службу и в случае чего оперативно смыться, если вдруг обнаружатся корабли противника.
Самым значительным вкладом катеров серии РТ стала борьба с «Ночным токийским экспрессом», то есть, с системой снабжения японских гарнизонов на островах.
Особенно полезными катера оказались в мелководных акваториях архипелагов и атоллов, куда остерегались заходить эсминцы. А торпедные катера перехватывали самоходные баржи и небольшие каботажные суда, перевозившие воинские контингенты, вооружение и снаряжение.
Достоинства: мощное вооружение, неплохая скорость
Недостатки: пожалуй, что и нет.

5. Торпедный катер Т-14. Япония, 1944 год

Вообще японцы как-то с торпедными катерами на заморачивались, не считая их оружием, достойным самурая. Однако, со временем мнение изменилось, поскольку успешная тактика применения американцами патрульных катеров сильно обеспокоила японское флотское командование.
Но беда крылась в другом: не было свободных двигателей. Факт, но действительно, японский флот не получил достойного торпедного катера именно потому, что для него не было двигателя.
Единственным приемлемым вариантом во второй половине войны сталд проект фирмы «Мицубиси», который назвали Т-14.
Это был самый маленький торпедный катер, даже прибрежный советский Г-5 оказался крупнее. Тем не менее, благодаря своей экономии места, японцы умудрились втиснуть туда столько оружия (торпеды, глубинные бомбы и автоматическую пушку), что кораблик получился весьма зубастым.
Увы, но откровенный недостаток мощности 920-сильного двигателя при всех достоинствах не сделал Т-14 хоть каким-нибудь конкурентом для американского РТ-103.
Достоинства: малый размер, вооружение
Недостатки: скорость хода, дальность.

6. Торпедный катер Д-3. СССР, 1943 год

Есть смысл добавить именно этот катер, поскольку Г-5 был катером прибрежной зоны, а Д-3 как раз обладал более приличными мореходными качествами и мог действовать на удалении от береговой линии.
Первая серия Д-3 строилась с двигателями ГАМ-34ВС, вторая пошла с американскими ленд-лизовскими «Паккардами».
Моряки считали, что Д-3 с «Паккардами» был намного лучше американских катеров «Хиггинс», которые приходили нам по ленд-лизу.
«Хиггинс» был неплохим катером, но низкая скорость (до 36 узлов) и бугельные торпедные аппараты, которые в условиях Заполярья замерзали напрочь, как-то ко двору не пришелся. Д-3 с такими же двигателями был быстрее, а так как еще и оказался меньше по водоизмещению, то и маневренней.
Низкий силуэт, малая осадка и надежная система глушителей делали наши Д-3 незаменимыми для действий у побережья противника.
Так что Д-3 не только ходил в торпедные атаки на конвои, его с удовольствием использовали для высадки десантов, подвоза боеприпасов на плацдармы, постановки минных заграждений, охоты за вражескими подводными лодками, охраны кораблей и конвоев, траления фарватеров (бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины).
Плюс это был самый мореходный из советских катеров, выдерживал волнение до 6 баллов.
Достоинства: набор вооружения, скорость, мореходность
Недостатки: считаю, что их нет.

7. Торпедный катер S-Boat. Германия, 1941 год

В конце у нас «Шнелльботы». Они действительно были весьма «шнелль», то есть, быстрыми. Вообще концепция немецкого флота предусматривала огромное количество кораблей, несущих торпеды. И тех же «шнелльботов» было построено более 20 различных модификаций.
Это были корабли несколько выше классом, чем все перечисленные до этого. Но что делать, если германские корабелы старались выделится всеми возможными способами? И линкоры были у них не совсем линкоры, и эсминец мог озадачить иной крейсер, то же самое и с катерами вышло.
Это были универсальные корабли, способные делать все, почти как наши Д-3, но обладали весьма впечатляющим вооружением и мореходностью. Особенно – вооружением.
Собственно, как и советские катера, немцы взвалили на свои ТКА все те же задачи по охране небольших конвоев и отдельных судов (особенно идущих из Швеции с рудой), в чем, кстати, преуспели.

Рудовозы из Швеции спокойно приходили в порты, потому что крупные корабли Балтийского флота всю войну простояли в Ленинграде, ничем не мешая противнику. А торпедным катерам и бронекатерам, тем более, подводным лодкам, «шнелльбот», напичканный автоматическим оружием, был не по зубам.
Так что контроль над доставкой руды из Швеции считаю главной боевой задачей, которую выполнили «шнелльботы». Хотя и 12 эсминцев, которые были потоплены за войну катерами – это не мало.
Достоинства: мореходные качества и вооружение
Недостатки: размеры, соответственно, не прекрасная маневренность.
Непростая жизнь была у этих корабликов и их экипажей. Не линкоры все-таки… Совсем не линкоры.

Миноносцы типа Spica (1934)

Spica Постройка и служба

32 ед. Заказано

32 ед. Построено

1934-1937 гг. Годы постройки

1935-1964 гг. Годы службы

Ansaldo, BS Napoletani, Riva Trigoso, CNR, CNQ Место строительства

Общие данные

808 / 1040 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)

83.5 / 8.1 / 2.55 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

2 котла 2 паровые турбины Энергетическая установка

34 узл. Скорость хода

1728 миль Дальность плавания

Экипаж

99 чел. Общая численность

6 чел. Офицеры

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 3 × 100-мм орудия OTO 100/47 Mod. 1931.

Зенитная артиллерия

  • 8 (4 × 2) х 13,2-мм пулеметов Бреда Mod. 31.

Противолодочное вооружение

  • 4 x 450-мм торпедных аппарата.

Построенные корабли Миноносцы типа Spica — итальянские миноносцы времён Второй мировой войны. Проект был создан для замены старым эсминцам, сохранившимся с Первой мировой войны, и хотя формально построенные корабли относились к миноносцам, фактически они выполняли обязанности эскортных миноносцев и охотников за подводными лодками. До конца Второй мировой войны дожили лишь 9 из 32 построенных кораблей данного типа.

Общие сведения

Чертеж типа Spica Миноносец Lupo

Кораблям данного типа были даны названия созвездий. Всего было построено 32 корабля, из которых 30 состояли на вооружении итальянского флота и 2 корабля в 1940 году были проданы в Швецию. В Швецию были проданы Spica и Astore, которые были переклассифицированы в эсминцы и получили названия Romulus и Remus соответственно, оба корабля успешно пережили войну и были списаны в 1958 году. Первые 2 корабля были построены в 1935 году и проданы Швеции, остальные же строились 3 подсериями с незначительными отличиями в размерах, зенитном и противолодочном вооружении: 16 кораблей — Тип Alcione; 6 кораблей — Тип Climene; 8 кораблей — Тип Perseo.

Основное различие между подсериями состояло в расположении торпедных аппаратов, в также в том, что первые 2 корабля этого типа старались сделать как можно более компактными чтобы соответствовать установленным ограничениям и не превысить предел водоизмещения в 600 тонн, однако и это не совсем удалось, пустое водоизмещение первых кораблей составило 630 тонн и отрицательно сказалось на характеристиках построенных кораблей. Впоследствии от этих ограничений отказались и пустое водоизмещение кораблей подсерий Climene и Perseo составляло 650 тонн, а кораблей подсерии Alcione — 680 тонн.

Корабли были быстрыми и эффективными, но в итоге практическая скорость была снижена по сравнению с показанной на испытаниях и оказалась ниже чем у некоторых эсминцев.

Карьера этих кораблей была не очень удачной. 23 из 30 кораблей, служивших в итальянском флоте были потеряны в ходе Второй мировой войны. Уже в октябре 1940 г. Airone и Ariel были потоплены британским крейсером HMS Ajax. В том же месяце миноносцы Aldebaran и Altair были потоплены британской подводной лодкой HMS Rorqual.

Другие корабли были более удачливы, например Lupo отличился в сопровождении многих конвоев и записал на свой счет несколько значительных побед. В целом, однако, действия кораблей этого типа, легких и быстрых, оказались безуспешными против британского флота.

История создания

Предшественники

В соответствии с положениями Вашингтонского договора разрешалось без ограничений строить корабли водоизмещением менее 600 тонн. С учетом этих требований был разработан проект миноносца типа Spica с предполагаемым водоизмещением около 600 т. Тип был разработан исходя из двадцатилетнего опыта использования миноносцев типа PN, а за основу был взят немного уменьшенный проект эсминцев типа Maestrale.

Описание конструкции

Миноносец Airone

Корпус оказался очень крепким и позволял развивать большую скорость, однако имел довольно сомнительные мореходные качества и плохо подходил для дальних походов. Основной проблемой было малое количество мест для размещения экипажа, что было особенно остро заметно во время выполнения длительных миссий сопровождения, вместо коротких ночных патрулей, для которых такие корабли они были изначально предназначены. В сочетании с многочисленными мелкими модернизациями и значительным износом, наступившим вследствие почти непрерывного использования кораблей, максимальная скорость сохранившихся в строю к 1943 году миноносцев не превышала 26 узлов.

Вооружение

100-мм орудие OTO 100/47 в деле 13,2-мм пулемет Breda Mod. 31

Главный калибр

Основное вооружение состояло из 3 100-мм орудий OTO 100/47 Mod. 1931, по одному орудию на башню. Одна башня располагалась в носовой части корабля и 2 — на корме. Дальность стрельбы достигала 16 км, но скорострельность составляла всего лишь до 8 выстрелов минуту, а максимальный угол возвышения — всего лишь 45°, что не позволяло эффективно использовать эти орудия для борьбы с воздушными целями.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Зенитное вооружение состояло из 8 пулеметов Breda Mod. 31 калибра 13,2 мм в четырех спаренных установках. Позднее на некоторых кораблях пулеметы были заменены на спаренные 20-мм пушки Breda 20/65 Mod. 1935, а между 1942 и 1943 годами на последних уцелевших кораблях 13,2-мм пулеметы были заменены на 4 х 20-мм пушки Scotti-Isotta Fraschini 20/70 Mod. 1939.

Минно-торпедное вооружение

Расположение торпед было неудачным и, по крайней мере в первых кораблях типа, не позволяло произвести залп из всех аппаратов по одной цели. Кроме того, на корабли устанавливались торпеды калибра 450 мм с массой боеголовки 110 кг что было явно недостаточным для эффективного ведения боевых действий. Также на корабли устанавливались по 2 боковых и 2 кормовых аппарата для сброса глубинных бомб, а также на борту находилось 20 морских мин.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На кораблях устанавливалась гидроакустическая аппаратура итальянского или немецкого производства и радар.

Подсерия Alcione

Миноносец Lupo, видны повреждения после боев за Крит

Миноносцы из подсерии Alcione составляют большую часть построенных миноносцев типа Spica. Подсерия Alcione состояла из шестнадцати единиц, четыре из которых после Второй мировой войны переклассифицированы в фрегат. Корабли этой подсерии были построены: 8 — на верфи Ansaldo в Генуе; 4 — на Cantieri del Quarnaro в Риеке; 4 — на Bacini & Scali Partenopei в Неаполе.

Особенностью вооружения кораблей данной подсерии являлось то, что на них вместо неэффективных пулеметов в качестве орудий ПВО изначально были установлены от 6 до 10 20-мм зенитных орудий Breda 20/65 Mod. 1935 (в 3-5 спаренных установках соответственно). Также на кораблях подсерии Alcione, за исключением четырех построенных в Риеке, были установлены два двухтрубных торпедных аппарата, расположенных по оси судна, что позволяло дать залп всеми торпедами по одной цели.

Из кораблей этой подсерии особенно отличились Lupo и Libra, которые 31 января 1941 повредили большой британский нефтяной танкер Desmoulea и вывели его из строя до конца войны. Миноносец Lupo также отличился в ночь с 21 на 22 мая 1941 во время битвы за Крит, выступив против трех крейсеров и пяти эсминцев британского флота и защитил десантные суда немецких солдат. За этот подвиг его капитан F.Mimbelli был награжден золотой медалью Medaglia d’Argento al Valor Militare. 2 декабря 1942 года Lupo был потоплен британскими эсминцами HMS Jervis, HMS Javelin, HMS Janus и HMS Kelvin.

Однако самыми первыми потерями были Airone и Ariel, которые были потоплены в ночь с 11 на 12 октября 1940 года у мыса Пассеро британским крейсером HMS Ajax.

Корабль Вступил в строй Судьба
Airone 10 мая 1938 года Потоплен 12 октября 1940 года британским крейсером HMS Ajax.
Alcione 10 мая 1938 года Потоплен 11 декабря 1941 года британской подводной лодкой HMS Truant.
Aretusa 1 июля 1938 года Пережил Вторую мировую войну. Отправлен на слом 1 августа 1958 года.
Ariel 1 июля 1938 года Потоплен 12 октября 1940 года британским крейсером HMS Ajax.
Calipso 16 ноября 1938 года 5 декабря 1940 года подорвался на мине к востоку от Триполи.
Calliope 28 октября 1938 года Пережил Вторую мировую войну. Отправлен на слом 1 августа 1958 года.
Circe 4 октября 1938 года Отличился потопив подводные лодки HMS Grampus, HMS P38 и HMS Tempest. Погиб после столкновения 27 ноября 1942 года.
Clio 4 октября 1938 года Пережил Вторую мировую войну. Отправлен на слом в 1959 году.
Libra 19 января 1938 года Пережил Вторую мировую войну. Отправлен на слом в 1959 году.
Lince 1 апреля 1938 года В отличился феврале 1941 года при обстреле Кастелоризо. 28 августа 1943 погиб в бою с подводной лодкой HMS Ultor.
Lira 1 января 1938 года 9 сентября 1943 года после капитуляции Италии потоплен своим экипажем, поднят немецкими войсками и служил в составе немецкого флота под именем TA-49, окончательно потоплен 4 ноября 1944 года ударом авиации союзников.
Lupo 28 февраля 1938 года Потоплен 2 декабря 1942 года британскими эсминцами HMS Jervis, HMS Javelin, HMS Janus и HMS Kelvin.
Pallade 4 октября 1938 года Потоплен 5 августа 1942 в результате удара авиации союзников по Неаполю.
Partenope 26 ноября 1938 года 11 сентября 1943 года после капитуляции Италии потоплен своим экипажем.
Pleiadi 4 июля 1938 года Погиб 14 октября 1941 года во время воздушного налета в порту Триполи.
Polluce 8 августа 1938 года Потоплен в результате авианалета 4 сентября 1942 года.

Подсерия Climene

Миноносец Climene

Тип Climene состоял из шести кораблей, из которых только один, Cassiopea пережил Вторую мировую войну. Два корабля были построены на верфях Cantieri Navali del Tirreno из Riva Trigoso, а остальные 4 — на верфях Cantieri Navali Riuniti из Анконы.

Корабли этой подсерии, также как и корабли подсерии Perseo, были вооружены 4 однотрубными торпедными аппаратами, по 2 на каждый борт, из-за чего они могли атаковать цель только 2 торпедами одновременно.

Во время Второй мировой войны Cassiopea и Canopo проходили службу в 9-й флотилии эсминцев, базирующейся в Ла Маддалена, в то время как Climene, Castore, Cigno и Centauro были отправлены в Ливию, в 11-ю флотилию эсминцев, базирующуюся в Триполи.

Названия Canopo, Castore, Centauro и Cigno унаследовали новые фрегаты типа Centauro, построенные в 50-х годах ХХ века.

Корабль Вступил в строй Судьба
Canopo 31 марта 1937 года Потоплен 3 мая 1941 года во время бомбардировки порта Триполи.
Cassiopea 26 апреля 1937 года Пережил Вторую мировую войну. Отправлен на слом в 1959 году.
Castore 16 января 1937 года Потоплен 2 июня 1943 года британским эсминцем HMS Jervis и греческим Vasilissa Olga.
Centauro 16 июня 1936 года Потоплен 4 ноября 1942 года во время бомбардировки порта Бенгази.
Cigno 15 марта 1937 года Потоплен 16 апреля 1943 года к юго — востоку от острова Мареттимо британскими эсминцами HMS Paladin и HMS Pakenham.
Climene 24 апреля 1936 года Потоплен 28 апреля 1943 года к западу от острова Мареттимо британской подводной лодкой HMS Unshaken.

Подсерия Perseo

Миноносец Perseo

Подсерия Perseo состояла из восьми кораблей, из которых 4 были построены в Генуе и 4 — в Риеке. Корабли этой подсерии, также как и в серии Climene, 4 однотрубных торпедных аппарата, по 2 на каждый борт.

Самым известным из этой подсерии, безусловно, является Sagittario, который служил в составе итальянского флота до 1964 года. Во время Второй мировой войны он отличился во время битвы за Крит где ему удалось защитить конвой с десантом немецких солдат от нападения английской эскадры, состоящей из трех крейсеров и четырех эсминцев, потопив крейсер HMS Gloucester и повредив эсминец HMS Kingston. Командир корабля, лейтенант G.C.Fulgosi был награжден золотой медалью за воинскую доблесть. После этого корабля занимался сопровождением конвоев, потопив британский торпедный катер MTB 639, спас от немецкой торпеды линкор Giulio Cesare, участвовал в эвакуации итальянских войск с острова Корфу, который был блокирован немецким флотом.

Корабль Вступил в строй Судьба
Aldebaran 6 декабря 1936 года Потоплен 20 октября 1941 года британской подводной лодкой HMS Rorqual.
Altair 23 декабря 1936 года Потоплен 20 октября 1941 года британской подводной лодкой HMS Rorqual.
Andromeda 6 декабря 1936 года Потоплен 17 марта 1941 года.
Antares 23 декабря 1936 года Отличился потопив 29 декабря 1940 года греческую подводную лодку Proteus, сам был потоплен 28 марта 1943 года.
Perseo 1 февраля 1936 года Потоплен 4 мая 1943 г. британскими эсминцами HMS Nubian, HMS Petard и HMS Paladin.
Sagittario 8 октября 1936 года Пережил Вторую мировую войну. Отправлен на слом в 1964 году.
Sirio 1 марта 1936 года Пережил Вторую мировую войну. Отправлен на слом в 1959 году.
Vega 12 октября 1936 года Потоплен 10 января 1941 года британским эсминцем HMS Hereward.

Судьба миноносцев после Второй мировой войны

Миноносец Sagittario после модернизации

После Второй мировой войны в составе итальянского флота остались 7 кораблей — Aretusa, Calliope, Cassiopea, Clio, Sirio, Libra и Sagittario . Все они были отремонтированы и в период между 1950 и 1953 года частично модернизированы и переклассифицированы в корвет.

Самый известный из них — миноносец Sagittario, первым был модернизирован в 1949 году. На его борту 100-мм орудия OTO 100/47 были заменены на 1 спаренную и 4 одиночных установки универсальных орудий 40/39 мм, в общей сложности — 6 орудий. Остальные корабли, в отличие от Sagittario, после модернизации сохранили 1 х 100-мм орудие OTO 100/47 в одной башне и 4 х универсальных орудия 40/39 мм в одиночных установках. Кроме того, на все корабли были установлены британские бомбометы «Hedgehog», а торпедные аппараты заменены на дополнительные установки для запуска глубинных бомб.

Но не только Sagittario успел отличиться во время Второй мировой войны. Другие из сохранившихся кораблей тоже записали на свой счет победы — так миноносец Clio потопил британские подводные лодки HMS Grampus и HMS Triton, а Cassiopea потопил британский эсминец HMS Pakenham к юго — востоку от острова Мареттимо 16 апреля 1943 года. Cassiopea и Libra были среди итальянских кораблей, принимавших участие в возвращении Триеста в состав Италии в 1954 году.

Sagittario оставался последним из кораблей данного типа, состоявшим на службе, и был списан в 1964 году.

Литература и источники информации

Ссылки

1. https://it.wikipedia.org/wiki/Classe_Spica_(torpediniera)

2. https://xoomer.virgilio.it/ramius/Militaria/avvisi-torpediniere.html

3. https://www.trentoincina.it/mostrapost.php?id=325

Итальянский флот не подведет!

Смех, как известно, продлевает жизнь, а если речь заходит о Regia Marina Italiana, то жизнь продлевается вдвойне.
Гремучая смесь из итальянского жизнелюбия, халатности и разгильдяйства способна превратить в фарс любое полезное начинание. О Королевских военно-морских силах Италии ходят легенды: в годы войны итальянские моряки добились фантастического результата – потери флота превысили списочный корабельный состав ВМС Италии! Практически каждый итальянский корабль погибал/тонул/был захвачен за время своей службы дважды, а порой и трижды.
Не найти в мире другого корабля, подобного итальянскому линкору «Конте ди Кавур». Впервые грозный бэттлшип был потоплен на своей якорной стоянке 12 ноября 1940 года в ходе налета британской авиации на ВМБ Таранто. «Кавур» был поднят со дна и простоял всю войну в ремонте, пока не был затоплен собственным экипажем в сентябре 1943 года при угрозе захвата германскими войсками. Спустя год немцы подняли линкор, но под конец войны «Кавур» был вновь уничтожен авиацией союзников.

Упомянутая атака на военно-морскую базу Таранто стала хрестоматийным примером итальянской пунктуальности, аккуратности и исполнительности. Погром в Таранто, учиненный британскими летчиками, сопоставим по своему масштабу с Перл-Харбором, однако британцам потребовалось в двадцать раз меньше усилий, чем японскими ястребам для нападения на американскую базу на Гавайях.
Надстройки линкора «Конте ди Кавур» жалобно смотрят на нас из воды
20 фанерных бипланов «Суордифиш» за одну ночь разнесли в клочья главную базу итальянского флота, потопив три линкора прямо на якорных стоянках. Для сравнения – чтобы «достать» немецкий «Тирпиц», прячущийся в полярном Альтен-фьорде, британской авиации пришлось совершить около 700 боевых вылетов (не считая диверсий с использованием мини-субмарин).
Причина оглушительного разгрома в Таранто элементарна – трудолюбивые и ответственные итальянские адмиралы по неясным причинам не натянули, как следует, противоторпедную сеть. За что и поплатились.
Не менее скверно выглядят другие невероятные приключения макаронников итальянских моряков:
— подводная лодка «Ондина» пала в неравной борьбе с южноафриканскими траулерами Protea и Southern Maid (бой у побережья Ливана, 11 июля 1942 г.);
— эсминец «Себенико» был взят на абордаж экипажем немецкого торпедного катера прямо в порту Венеции 11 сентября 1943 года – сразу после капитуляции фашистской Италии. Бывшие союзники вышвырнули за борт итальянцев, отобрали эсминец и, переименовав «Себенико» в ТА-43, использовали его для охраны средиземноморских конвоев вплоть до весны 1945 года.
— итальянская подлодка «Леонардо да Винчи» завалила у берегов Африки быстроходный 21000-тонный лайнер «Императрица Канады». На борту лайнера находилось 1800 человек (погибло 400) – половина из которых, по иронии судьбы, были итальянскими военнопленными.
(впрочем, итальянцы здесь не одиноки – подобные ситуации происходили регулярно в годы Второй мировой)
и т.д., и т.п.
Итальянский эсминец «Дардо» встречает окончание войны
Неслучайно британцы придерживаются мнения: «итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать».
А строить корабли итальянцы и вправду умели – итальянская школа кораблестроения всегда отличалась благородными стремительными линиями, рекордными скоростями хода и непостижимой красотой и грацией надводных кораблей.
Фантастические линкоры типа «Литторио» — одни из лучших линкоров предвоенной постройки. Тяжелые крейсеры типа «Зара» — гениальный расчет, где использованы все преимущества от выгодного географического положения Италии посреди Средиземного моря (к черту мореходность и автономность – родной берег всегда близок). В результате, итальянцам удалось воплотить в конструкции «Зар» оптимальное сочетание защищенности/огня/подвижности с упором на тяжелую броню. Лучшие крейсеры «вашингтонского» периода.
И как здесь не вспомнить черноморский лидер «Ташкент», тоже построенный на верфях Ливорно! Полный ход 43,5 узла, да и в целом, корабль получился отличный.
Линкоры типа «Литторио» ведут огонь по кораблям британской эскадры (бой у мыса Спартивенто, 1940 год)
Итальянцы добились попадания в крейсер «Бервик», серьезно повредив последний
Увы, несмотря на передовое техническое оснащение, Regia Marina – некогда мощнейший из флотов на Средиземном море, бездарно проиграл все сражения и превратился в посмешище. Но так ли все было на самом деле?
Оклеветанные герои
Британцы могут шутить сколько угодно, но факт остается фактом: в боях на Средиземном море флот Её Величества потерял 137 кораблей основных классов и 41 подлодку. Еще 111 надводных боевых единиц потеряли союзники Великобритании. Разумеется, половина из них была потоплена немецкой авиацией и подводниками Кригсмарине – но даже оставшейся части достаточно, чтобы навечно записать итальянских «морских волков» в пантеон великих морских воителей.
Среди трофеев итальянцев –
— линкоры Её Величества «Вэлиент» и «Куин Элизабет» (подорваны итальянскими боевыми пловцами на рейде Александрии). Сами британцы классифицируют эти потери, как constructive total loss. Говоря русским языком – корабль превращен в побитую груду металла с отрицательной плавучестью.
Поврежденные линкоры, один за другим, повалились на дно Александрийской бухты и выбили из строя на полтора года.
— тяжелый крейсер «Йорк»: потоплен итальянскими диверсантами с помощью быстроходных катеров, нагруженных взрывчаткой.
— легкие крейсера «Калипсо», «Каир», «Манчестер», «Нептун», «Бонавенчер».
— десятки подлодок и эсминцев под флагами Великобритании, Голландии, Греции, Югославии, Свободной Франции, США и Канады.
Для сравнения — советский ВМФ в годы войны не потопил ни одного вражеского корабля крупнее эсминца (ни в коем случае не в упрек русским морякам – иная география, условия и характер ТВД). Но факт остается фактом – в активе у итальянских моряков десятки ярких морских побед. Так имеем ли мы право смеяться над достижениями, подвигами и неизбежными ошибками «макаронников»?
Линкор HMS Queen Elizabeth на рейде Александрии
Не меньшую славу Regia Marina принесли подводники — такие асы, как Джанфранко Гаццана Приороджа (потопил 11 транспортов суммарным в/и 90 000 тонн) или Карло Феция ди Коссато (16 трофеев). Всего плеяда из десяти лучших итальянских асов подводной войны потопила свыше ста кораблей и судов союзников суммарным водоизмещением 400 000 тонн!
Ас-подводник Карло Феция ди Коссато (1908 — 1944)
За годы Второй мировой войны итальянские корабли основных классов совершили 43 207 выходов в море, оставив за кормой 11 миллионов огненных миль. Моряки ВМС Италии обеспечили проводку бесчисленного множества конвоев на Средиземноморском ТВД – согласно официальным данным, итальянские моряки организовали доставку 1,1 млн. военнослужащих и более 4 миллионов тонн различных грузов в Северную Африку, на Балканы и на острова в Средиземном море. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.
Статистика гласит: транспортные суда под прикрытием Regia Marina доставили на Африканский континент 28 266 итальянских и 32 299 немецких грузовиков и танков. Кроме того, весной 1941 года были перевезены 15 951 единиц техники и 87 000 вьючных животных по маршруту Италия – Балканы.

Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин. Морская патрульная авиация Regia Marina совершила 31 107 боевых вылетов, проведя в воздухе 125 тысяч часов.
Итальянские крейсера «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Через несколько месяцев на выставленных минах подорвется британское ударное соединение. На дно уйдут крейсер «Нептун» и эсминец «Кандагар»
Как вяжутся все эти цифры с нелепым образом криворуких бездельников, только и делающих, что жующих свои спагетти?
Итальянцы с давних времен были великими мореходами (Марко Поло), и было бы слишком наивно полагать, что в годы Второй мировой они просто так выбросили «белый флаг». ВМС Италии принимали участие в боях по всему миру – от Черного моря до Индийского океана. А быстроходные итальянские катера отметились даже на Балтике и на Ладожском озере. Кроме того, корабли Regia Marina действовали в Красном море, у побережья Китая, и, разумеется, на холодных просторах Атлантики.
Итальянцы здорово потрепали флот Её Величества — лишь одно упоминание о «черном князе» Валерио Боргезе приводило в смятение все британское Адмиралтейство.
Бандито-диверсанто
«…итальянцы, в определенном смысле, куда меньшие солдаты, но гораздо большие бандиты» /М. Веллер/
Верные традициям легендарной «сицилийской мафии», итальянские моряки оказались непригодны для честных морских баталий в открытом формате. Побоище у мыса Матапан, позор в Таранто – линейные и крейсерские силы Regia Marina показали свою полную неспособность противостоять вышколенному флоту Её Величества.
А раз так – значит надо заставить врага играть по итальянским правилам! Подводные лодки, человеко-торпеды, боевые пловцы и катера со взрывчаткой. Британский флот ожидали крупные неприятности.
Схема атаки ВМБ Александрия
…В ночь с 18 на 19 декабря 1941 года британский патруль выловил из Александрийской бухты двух чудаков в «лягушачьих» одеждах. Понимая, что дело нечисто, британцы задраили все люки и двери в водонепроницаемых переборках линкоров, собрались на верхней палубе и приготовились к худшему.
Схваченных итальянцев после короткого допроса заперли в нижних помещениях обреченного линкора, в надежде что «макаронники» наконец «расколются» и все же объяснят, что происходит. Увы, несмотря на грозящую им опасность, итальянские боевые пловцы стойко хранили молчание. До 6:05 утра, когда под днищами линкоров «Вэлиент» и «Куин Элизабет» сработали мощные подрывные заряды. Еще одна бомба разорвала флотский танкер-заправщик.
Несмотря на хлесткую «пощечину» от ВМС Италии, британцы отдали должное экипажам «человеко-торпед».
«Можно лишь восхищаться хладнокровной отвагой и предприимчивостью итальянцев. Все было тщательно продумано и спланировано».
— адмирал Э. Каннигхэм, командующий Средиземноморскими силами флота Её Величества
После случившегося британцы судорожно глотали воздух и искали способы, направленные на защиту своих военно-морских баз от итальянских диверсантов. Входы во все крупные средиземноморские ВМБ – Александрию, Гибралтар, Ла-Валетту были наглухо перекрыты сетями, на поверхности дежурили десятки патрульных катеров. Каждые 3 минуты в воду летела очередная глубинная бомба. Тем не менее, за последующие два года войны жертвами людей-лягушек стали еще 23 судна и танкера союзников.
В апреле 1942 года итальянцы перебросили на Черное море штурмовой отряд из быстроходных катеров и мини-подлодок. Поначалу «морские дьяволы» базировались в Констанце (Румыния), затем в Крыму и даже в Анапе. Результатом действий итальянских диверсантов стала гибель двух советских подлодок и трех грузовых судов, не считая множества вылазок и диверсий на побережье.
Капитуляция Италии в 1943 году застала отдел «специальных операций» врасплох – «черный князь» Валерио Боргезе только что начал подготовку к очередной грандиозной операции – он собирался чуть-чуть «пошалить» в Нью-Йорке.
Итальянские мини-подлодки в Констанце
Валерио Боргезе — один из главных идеологов и вдохновителей итальянских боевых пловцов
Колоссальный опыт команды Валерио Боргезе был по достоинству оценен в послевоенные годы. Все имеющиеся приемы, технологии и наработки стали основой для создания и подготовки специальных подразделений «морских котиков» по всему миру. Неслучайно, именно боевые пловцы Боргезе являются главными подозреваемыми в гибели линкора «Новороссийск» (трофейный итальянский «Джулио Чезаре») в 1955 году. По одной из версий, итальянцы не смогли пережить свой позор и уничтожили корабль, лишь бы он не ходил под вражеским флагом. Впрочем, все это всего лишь предположения.
Эпилог
В начале XXI века военно-морские силы Италии представляют собой компактный европейский флот, вооруженный самым современными кораблями и системами морского оружия.
Современный итальянский флот ничуть не похож на кривую Пизанскую башню: подготовка и оснащение итальянских моряков соответствует самым строгим стандартам и требованиям НАТО. Все корабли и летательные аппараты встроены в единое информационное пространство, при выборе вооружения ориентир смещен в сторону чисто оборонительных средств – зенитные ракетные системы, противолодочное оружие, средства ближней самообороны.
В составе ВМС Италии находятся два авианесущих корабля. Имеется качественная подводная компонента и базовая морская авиация. Военно-морские силы Италии регулярно принимают участие в миротворческих и специальных миссиях по всему Земному шару. Ведется постоянное обновление технических средств: при выборе оружия, радиоэлектронных средств обеспечения навигации, обнаружения и связи приоритет отдается ведущим европейским разработчикам – британской BAE Systems, французской Thales, а также собственной корпорации «Маркони». Судя по результатам, у итальянцев все получается здорово.
Тем не менее, не стоит забывать слова полководца Александра Суворова: Нет земли на свете, которая была бы так усеяна крепостями, как Италия. И нет земли, которая была бы так часто завоевана.
Новейший итальянский авианосец «Кавур»
«Андреа Дориа» — один из двух итальянских фрегатов типа «Горизонт» (Orizzonte)
Статистические данные —
«Итальянский флот во Второй Мировой войне», автор капитан 2 ранга Марк Антонио Брагадин
Иллюстрации –

Италия в войне с СССР

Гитлер скрывал от своего союзника – Муссолини, подготовку к войне с СССР до самого нападения 22 июня 1941 года. Только в ночь перед нападением Рим известили об этом событии. Итальянский вождь (дуче) тут же поручил главе МИД Чиано Галеаццо сообщить советскому посланнику, что Италия, в соответствии с имеющимся у нее с Третьим рейхом т. н. «Стальным пактом» (германо-итальянский Договор о союзе и дружбе, подписанный в мае 1939 года), объявляет войну Советскому Союзу. Письмо А. Гитлеру с предложением послать итальянские войска на Восточный фронт Бенито Муссолини написал лично. Одновременно он отдал приказ о подготовке итальянского военного контингента для войны с СССР.
Муссолини был не против войны с СССР – «Крестовый поход» был его излюбленной идеей. Но дуче считал, что Италия будет готова к такой войне не раньше 1945-1950 гг., когда должны были завершиться программы перевооружения войск, вырасти их боеспособность. Удар Германии, при участии Венгрии, Румынии, Финляндии, когда Рим даже не предупредили, не говоря о предложении принять участие в войне, наносил удар по статусу Муссолини, Италии. К тому же итальянский вождь хотел получить свою долю в дележе «шкуры медведя», а без участия итальянских войск в войне, это было сомнительно.
Гитлер не рассчитывал на серьёзную помощь итальянских войск, прекрасно зная их цену – вермахту уже приходилось выручать итальянскую армию из трудного положения. И поэтому предложил сосредоточить все внимание Рима на Средиземноморском регионе, в Северной Африке.
Но Муссолини настаивал: «Италия не может отсутствовать на новом фронте и должна активно участвовать в новой войне, – сообщил он своим министрам. Интересен тот факт, что дуче, как и многие другие западные политики, считали, что Германия победит быстро в ходе «молниеносной войны» и опасался, что итальянские части не успеют хоть немного повоевать. Согласие об отправке итальянских частей на Восточный фронт Берлин дал только 10 июля 1941 года. Для войны с СССР было создано специальное подразделение: «Экспедиционный итальянский корпус в России» (по итал. Corpo di Spedizione Italiano in Russia, CSIR). В его состав входили 3-и дивизий: 52-я автотранспортируемая пехотная дивизия «Торино»; 9-я автотранспортируемая пехотная дивизия «Пасубио» и 3-я подвижная дивизия «Имени принца Амедео, герцога д’Аосты» (иногда называют дивизия «Челере»). Слово «автотранспортируемая» означало тот факт, что вместо специальной армейской техники в дивизии использовались разнообразные гражданские автомобили. Автотранспортируемые дивизии состояли из 2-х пехотных полков и 1-го моторизованного артполка, плюс вспомогательные подразделения. В состав 3-й подвижной дивизии входили: 2 кавполка (3-й драгунский кавполк «Савойя», 5-й уланский кавполк «Наварра»), 1-н артиллерийский полк, 1-н полк берсальеров (с итал. bersaglieri — элитные стрелки, они были снабжены велосипедами и мотоциклами), танковая группа «Сан Джорджио» — на вооружении незначительное количество танкеток L3/35, лёгких танков Fiat L6/40 и противотанковых самоходных артиллерийских установок Semovente 47/32. В корпус также входили 63-й легион «Тальяменто» из т. н. «Добровольной милиции национальной безопасности» (их ещё называли «чернорубашечники»). Всего в корпусе было 62 тыс. человек (3 тыс. офицеров и 59 тыс. солдат), 5,5 тыс. моторных транспортных средств. Командовал корпусом генерал Джованни Мессе, сменивший заболевшего генерала Франческо Зингалеса.
Командующий Итальянским экспедиционным корпусом в России генерал Джованни Мессе (второй справа) инспектирует транспортную часть дивизии «Торино».
Корпус прибыл на фронт в июле-августе 1941 года: сначала его передали под командование 11-й немецкой армии фон Шоберта, в середине августа включили в 1-ю танковую группу (потом армию) фон Клейста, ему итальянский корпус подчинялся до начала июня 1942 года, затем итальянские части передали в состав 17-й армии генерала Р. Руоффа. Воевал корпус на юге России – в Украине.
В войну части корпуса вступили в августе 1941 года – в составе 11-й армии пытался препятствовать отводу советских войск, которые находились между реками Южный Буг и Днестр. В составе танковой группы Клеста итальянцы участвовали в захвате города Сталино (ныне г. Донецк) и оккупации близлежащих городов Горловка и Орджоникидзе (ныне г. Енакиево). Некоторые подразделения корпуса участвовали в оккупации территории вокруг Одессы. Первоначально у итальянцев был высокий моральный дух – вермахт одерживал победу за победой, они были «победителями» в «лёгкой кампании». Но вскоре – к зиме, начался упадок боевого духа, стала ощущаться нехватка обмундирования, артиллерии, других вооружений. Снабжение шло через вермахт, который сам не был готов к длительной войне, поэтому итальянский корпус снабжали по остаточному принципу. В итоге итальянцы стали мародёрствовать, причём грабили даже немецкие склады. В отношении к местному населению, итальянцы были наиболее «толерантными», не были отмечены в зверствах, как немцы, венгры, румыны. Так генерал Мессе, даже создал свою квалификацию по зверству и имела следующую градацию жестокости к местному населению: «1-е место – русские белогвардейцы; 2-е место – немцы; 3-е место – румыны; 4-е место – финны; 5-е место – венгры; 6-е место – итальянцы».
Итальянские солдаты с прихожанами и священником на крыльце церкви. Павлоград, осень-зима 1941 года.
Итальянские солдаты что-то покупают у местных жителей на украинской железнодорожной станции. Зима 1941—1942 года.
Но Муссолини сам влез в эту войну и поэтому когда Гитлер потребовал увеличить итальянские силы на Восточном фронте, был вынужден отправить дополнительные силы, доведя итальянские силы до полевой армии – была создана 8-я итальянская армия («Итальянская армия в России» — итал. Armata Italiana in Russia, ARMIR). Всего в Россию отправили ещё 7 дивизий, доведя итальянские силы до 10 дивизий, не считая вспомогательных подразделений. Это были: 2-я пехотная дивизия «Сфорцеска»; 3-я пехотная дивизия «Равенна»; 5-я пехотная дивизия «Коссерия», 156-я пехотная дивизия «Виченца» (2-й армейский корпус), и элитный Альпийский корпус в составе 3-х альпийских дивизий – 2-я «Тридентина», 3-я «Юлия» и 4-я «Кунеензе». В армию также вошли 3-ри бригады «чернорубашечников», 1-на хорватская добровольческая бригада и 2-ве немецкие дивизии (298-я и 62-я). Всего в армии было 235 тыс. человек, на её вооружении было около 1 тыс. орудий, более 400 минометов, 17 тыс. транспортных средств, незначительное количество легких танков и САУ (примерно 50 единиц) и 64 самолёта. Командовал армией генерал Итало Гарибольди, Мессе выступал против увеличения итальянских сил на Восточном фронте и был смещён с должности.
Итальянцы бесславно закончили свою «Восточную кампанию»: во время битвы за Сталинград, осенью 1942 года 8-я итальянская армия занимала позиции на реке Дон (участок более 250 км), северо-западнее г. Сталинграда . В декабре 1942 – январе 1943 итальянская армия фактически была уничтожена в ходе наступления Красной Армии – более 20 тыс. погибло, 64 тыс. попало в плен, те кто смог отойти были полностью деморализованы. Оставшиеся в живых были отведены на Украину, затем германское командование отослало большую часть в Италию. После того, как в Италии произошёл переворот, Муссолини арестовали – несколько тысяч итальянцев, оставшихся в России для охраны тыловых коммуникаций, были обезоружены, затем расстреляны немцами. Славы итальянцы в этой войне не сыскали – показав себя слабыми бойцами, не готовыми к настоящей войне.

Джоуэтт Ф. Итальянская армия. 1939- 1943. Европейский театр военных действий. М., 2002.
Дж. Мессе. Война на Русском фронте: Итальянский экспедиционный корпус в России. М., 2009.
Сафронов Э. Г. Итальянские войска на советско-германском фронте. 1941-1943. М., 1990.