Истребитель ф 18

Содержание

F-18

F-18 Hornet

Галерея F-18

Разработчик McDonnell Douglas
Первый полет 1978
Единиц произведено более 1800
Стоимость единицы (2008 год) $57 млн

McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (Хорнет – Шершень) – американский многоцелевой палубный истребитель, разработанный компанией McDonnell Douglas в 1980-х годах.

История F-18

История истребителя F/A-18 начинается с разработанного в 1960-х компанией Northrop прототипа P.530 Cobra. Позже, переработанная версия этого самолета под именем YF-17 участвовала в конкурсе ВВС США на поставку легкого истребителя четвертого поколения LWF (Lightweight Fighter). Его конкурентом был прототип YF-16 от General Dynamics, который и победил, став истребителем F-16 Fighting Falcon. Проигравший проект был свернут, но о нем вспомнили, когда конкурс на новый истребитель объявили ВМС США. В конкурсе снова участвовали прототипы YF-16 и YF-17, однако, на этот раз флот предпочел более надежный двухдвигательный самолет от Northrop. Из-за отсутствия опыта создания палубных истребителей, компания решила скооперироваться в этом контракте с McDonnell Douglas. В 1977 году новый самолет получил наименование F-18 Hornet.

McDonnell Douglas должна была создать палубный вариант самолета, а Northrop – наземный F-18L. Тем не менее, в сотрудничестве возникли серьезные проблемы с разделением прав на техническую документацию. В результате, кооперация была разорвана, а Northrop, фактически, потеряла проект после того как стало ясно, что наземный вариант самолета не имеет серьезных перспектив – F-18L в серию так и не пошел.

Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. McDonnell Douglas объединила истребитель и штурмовик в одном самолете: от этого и наименование F/A-18A. Двухместная версия получила имя F/A-18B.

Первый полёт Хорнет совершил 18 ноября 1978 года. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года, а в мае новые машины начали поступать в ВМС.

Видео F-18 : Видео демонстрационного полета

Конструкция F-18

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом. Фюзеляж типа полумонокок. Хвостовое оперение стреловидное.

Крыло — многолонжеронное, имеет возможность складываться. На крыле установлены отклоняемые носки по всему размаху, однощелевые закрылки и зависающие элероны. Одной из отличительных особенностей самолета является наличие наплывов сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъемную силу и обеспечивают полет самолета на больших углах атаки.

Силовая установка самолета состоит из двух двигателей F404, разработанных фирмой General Electric специально для F/A-18. Тяги одного двигателя достаточно для возвращения самолета на свою базу.

Модификации

Эксплуатация F-18

F/A-18, по признаниям многих экспертов, является одним из самых технологичных и эффективных боевых самолетов 4 поколения, по уровню развития превосходящий даже куда более дорогой и сложный F-15. Выпущенный в количестве более 1800 единиц, F/A-18 Hornet является основой морской авиации США, а так же стоит на вооружении еще 7 стран, в первую очередь Канады, Автралии и Испании. По планам Пентагона, F/A-18 будет активно эксплуатироваться еще долгое время до того, как на флоте его заменит F-35 Lightning II.

Первым применением F/A-18 была операция «El Dorado Canyon» в 1986 году в Ливии, крайним спустя 28 лет, по иронии судьбы, операция «Odissey Dawn» в 2014 году тоже в Ливии, а так же бомбардировки позиций ИГ в Ираке.

Схема F-18

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ F-18

Тип палубный истребитель
Силовая установка один ТРДДФ General Electric F404-GE-400 тягой по 7,26 тс
Максимальная боевая нагрузка 7,7 тонн
Практический потолок 15 240 м
Дальность полета 3 800 км
Максимальная взлетная масса 22,3 т
Максимальная скорость 2000 км/ч
Размах крыла 11,43 м
Площадь крыла 37,16 кв. м
Длина 17,07 м
Высота 4,66 м

Хорнет

  • Броня (hp) — очки защиты танка. Урон пушки вычитает очки из защиты танка, и при нуле очков танк подрывается.
  • Максимальная скорость (м/с) — скорость, до которой возможно разогнать танк по прямой.
  • Боковое ускорение (м/с²) — отвечает за затухание боковой скорости. Проявляется на танке в виде двух эффектов — чем ниже значение, тем больше танк дрифтует. Чем выше значение — тем сложнее танк толкнуть в бок.
  • Скорость поворота (град/с) — максимальная скорость, с которой танк может поворачиваться.
  • Ускорение поворота (град/с²) — влияет на время, за которое можно разогнать танк до максимальной скорости поворота.
  • Противоинерционное ускорение поворота (град/с²) — ускорение, которое работает, когда танк поворачивается в одну сторону, а игрок нажимает кнопку поворота в другую сторону.
  • Масса (усл. ед) — отвечает за устойчивость при отдаче собственного орудия, за устойчивость под ударами вражеского орудия и в некоторой степени за переталкивание других танков (на скорость танка данный параметр не влияет).
  • Мощность (усл. ед) — параметр, отвечающий за переталкивание других танков и время набора максимальной скорости. Чем больше мощность танка, тем меньше время разгона и эффективнее получается двигать другие танки. Работает вкупе с массой.
  • Противоинерционное ускорение (м/с²) — ускорение, которое работает, когда танк движется в одну сторону, а игрок нажимает кнопку движения в другую сторону. Работает только до тех пор, пока скорость не упадёт до нуля, после этого работает уже обычное ускорение.

USS Hornet (1940)

У этого термина существуют и другие значения, см. Hornet (значения).

Hornet (CV-8)

Служба


США
Исторические данные

30 марта 1939 года Заложен

14 декабря 1940 Спущен на воду

20 октября 1941 Выход на испытания

26 октября 1942 Гибель

Общие данные

19875 / 25484 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)

251,4 / 33,4 / 7,90 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ top 0 1 0 реал 1 док Экипаж

2175 чел. Общая численность

Бронирование

102 — 64 / мм. Пояс/борт

25-76 мм. Палуба

51-102 мм. Боевая рубка

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 8 × 1 — 127-мм/38 орудий Mk 12;
  • 4 × 4 — 28-мм/75 орудий Mk 1;
  • 24 — 12,7-мм пулемётов.

Авиагруппа

  • 96 самолётов.

Однотипные кораблиUSS Hornet (СV-8) (рус. «Хорнет» — «шершень») — американский авианосец типа Yorktown. Во время Второй мировой войны участвовал в событиях в Тихоокеанском регионе. Участвовал в первом воздушном налете на Токио, получившего название рейд Дулитла. Корабль участвовал в битве за Мидуэй, а также в кампании на Соломоновых Островах, где был сильно поврежден и затонул 26 октября 1942 года.

Общие сведения

Авианосец ВМС США USS Hornet (номер вымпела CV-8) стал третьим кораблем типа Yorktown и седьмым кораблем, носившим это имя. Хотя изначально из-за ограничений, наложенных Вашингтонскими и Лондонскими соглашениями, к концу 1930х годов планировалось построить только два ударных авианосца типа Yorktown, начало войны в Европе позволило заложить третий корабль данного типа. USS Hornet был введен в состав флота 20 октября 1940 года, за семь недель до Перл-Харбора и вступления США во Вторую мировую войну.

USS Hornet активно участвовал в первых этапах войны на Тихом океане. Он стал последним ударным авианосцем ВМС США, потопленным вражеским огнем. За время службы корабль заслужил 4 боевых звезды и ряд других наград.

Предшественники

USS Yorktown — головной корабль типа

Авианосцы типа Yorktown создавались как дальнейшее развитие первого специально спроектированного американского авианосца USS Ranger. Работы по проектированию начались в 1931 году, проект был утвержден в сентябре 1932 года, постройка двух первых кораблей этого типа началась в 1934 году.

После начала боевых действий в Европе 25 сентября 1939 года был заложен третий корабль типа Yorktown — USS Hornet (1940). К тому времени первые два корабля USS Yorktown (1936) и USS Enterprise (1936) уже вошли в состав флота.

История создания

USS Hornet на стапеле на раннем этапе постройки, вид с кормы

Как и остальные корабли типа, USS Hornet (1940) построен на верфи Newport News Shipbuilding в городе Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния. Закладка состоялась 25 сентября 1939 года, спуск на воду — 14 декабря 1940 года. Традиционную бутылку шампанского о борт нового авианосца в ходе церемонии разбила жена секретаря военно-морских сил США Анна Рейд Нокс.

Корабль был введен в строй 20 октября 1941 года на военно-морской базе Норфолк, штат Вирджиния. Первым командиром авианосца стал кэптен Марк Митшер (англ. Marc Andrew «Pete» Mitscher).

Описание конструкции

Основная статья: Авианосцы типа Yorktown

Корпус

Длина наибольшая 262 м, ширина 23,3 м, ширина полетной палубы 34,8 м, средняя осадка 8,85 м. Корпус, как и у всех кораблей эпохи, клепаный. Максимальное водоизмещение — 29,6 тысяч тонн.

Встроенный самолетный ангар имел длину 166,4 м, ширину 19,2 м и высоту 5,25 м. Подъем самолетов с ангара на палубу осуществлялся при помощи трех лифтов размерами 14,6 × 13,7 м и грузоподъемностью 7,7 т каждый. Два из лифтов размещались по краям корабля в диаметральной плоскости, третий – по центру (немного смещенный в сторону правого борта). На взлетной палубе в передней части корабля имелось две катапульты типа Н-II, еще одна размещалась на ангарной палубе с возможностью запуска самолетов через боковые отверстия в корпусе корабля (на практике ей пользовались очень редко).

Бронирование

Авианосец обладал неплохим бронированием, аналогичным «вашингтонским» тяжелым крейсерам, пояс составлял 102 мм, траверсы 102 мм, главная палуба была толщиной 76 мм, а нижняя палуба имела 25-76 мм брони. В отличие от USS Ranger, корабли типа Yorktown получили систему противоторпедной защиты (ПТЗ), Правда, последняя рассчитывалась на взрыв торпеды с боевым зарядом в 400 фунтов (181 кг), в то время как на линкорах теоретически она была способна выдержать взрыв 700 фунтов тротила. Тем не менее, как показал боевой опыт, ПТЗ оказалась вполне эффективной.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка мощностью 120 000 л.с. состояла из четырех турбозубчатых агрегатов Parsons и девяти котлов производства Babcock & Wilcox. Котельные отделения размещались перед машинными. Максимальная скорость хода составляла 33 узла.

Дальность плавания при запасе нефти в 4 280 т и скорости хода 15 узлов составляла 23 200 км, при 20 узлах – 15 000 км.

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля состоял из 2 900 человек, в их состав входили штурманы, матросы, летчики боевых самолетов, авиамеханики, электрики, мотористы, повара, метеорологи, медики и другой персонал.

Вооружение

Вспомогательная/зенитная артиллерия

28-мм счетверенные орудия Mk 1/1 ведут огонь с палубы авианосца

Артиллерия авианосца к началу войны включала 8 универсальных 127-мм орудий Mk.12, 4 счетверенных 28-мм автомата Mk 1/1 («чикагское пианино») и 24 12,7-мм пулемета Browning M2. Последние к моменту вступления авианосца в строй уже стали неэффективными и заменялись на 20-мм автоматические пушки Oerlikon. К битве у атолла Мидуэй USS Hornet был вооружен уже 27 такими пушками, пулеметы при этом демонтировались. В июле 1942 года все пулеметы были окончательно сняты, а число «Эрликонов» было доведено до 32 ед.

Авиационное вооружение

После вступления в строй авиагруппа USS Hornet включала в себя четыре эскадрильи (истребительную, бомбардировочную, торпедоносную и разведывательную). Во время прохождения обучения на авианосце базировались различные типы самолетов в том числе и устаревшие: F4F3 Wildcat, тренировочные Т-6, Curtiss SBC Helldiver, Brewster SBA, Douglas TBD Devastator. Перед налетом на Токио в апреле 1942 на вооружении авианосца находилось 64 самолета:

  • 30 истребителей F4F4 из эскадрильи VF-8
  • 10 торпедоносцев TBD-1 из из эскадрильи VT-8
  • 24 пикировщика Douglas SBD Dauntless из эскадрилий VS-8 и VB-8.

Истребители на полетной палубе USS Hornet

К началу битвы за Мидуэй на авианосце базировалось 76 самолетов: 27 истребителей F4F4
35 пикирующих бомбардировщиков SBD-3 (в составе эскадрилий пикировщиков и разведывательных самолетов) и 15 TBD-1.

После сражения, летом 1942 года прошло значительное перевооружение. На авианосце стала базироваться новая истребительная группа VF-72, а прежняя была расформирована.

Вместо погибшей под Мидуэем эскадрильи торпедоносцев VF-8, на USS Hornet разместилась эскадрилья VF-6, вооруженная новыми TBF-1 Avenger. В августе, когда авианосец был направлен к Соломоновым островам он нес рекордно большое число самолетов, предназначенных в том числе и для пополнения сил наземного базирования — 107 единиц:

  • 37 — F4F-4
  • 32 — SBD-3
  • 16 — TBF-1
  • 22 разобранных истребителя F4F-4.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Корабли типа Yorktown в числе первых в американском флоте оснастили радарами. Уже в 1940 г.USS Hornet(1940) получил радиолокационную станцию типа SC. Приборы типа SC-1 компании General Electric предназначены в основном для слежения за воздушным пространством.

История службы

Изначально USS Hornet (1940) базировался в Атлантике, но после атаки на Перл-Харбор был срочно переброшен в Сан-Диего. Ему предназначалась отдельная миссия. После налёта на Перл-Харбор, нации требовалось срочно поднять боевой дух и показать, что Америка пусть и не готова к широкомасштабным боевым действиям, но будет воевать. USS Hornet вошёл в историю войны на море благодаря главной роли в рейде на Токио 18 апреля 1942 года. Бомбардировщики B-25, стартовав с палубы авианосца, почти безнаказанно отбомбились по японской столице. Этот налёт стал известен как «Рейд Дулитла». Несмотря на незначительный эффект, атака имела большое моральное значение для союзников.

Налет на Токио

Основная статья: Рейд Дулиттла Взлёт В-25 с Hornet

Рейд на Токио планировался как пропагандистская акция в условиях неудачного начала войны. Так как авианосцы не могли подойти на расстояние, достаточное для использования палубных самолетов, было принято решение использовать двухмоторные бомбардировщики сухопутного базирования. Подготовка к рейду началась в начале апреля, когда на авианосец в Сан-Франциско были погружены 16 облегченных средних бомбардировщиков B-25B Mitchell и прибыли летчики и техперсонал 17 бомбардировочной группы. Группу возглавлял полковник Джеймс Дулиттл. Вместе с крейсерами авианосец составил 18 оперативное соединение (англ. Task Force 18). Так как бомбардировщики заняли почти всю палубу, USS Hornet не имел возможности использовать свою авиагруппу. Для его прикрытия использовались самолеты с авианосца USS Enterprise (1936). Вместе они составили 16 оперативное соединение (англ. Task Force 16).

Соединение двигалось к берегам Японии, рассчитывая атаковать с расстояния 400 миль, но так как утром 18 апреля соединение было обнаружено японским патрульным судном, было принято решение выпустить самолеты с расстояния 650 миль. Операция была чрезвычайно сложной, так как на море было волнение, а длина свободной палубы для первого самолета составляла всего 143 метра. Тем не менее, все бомбардировщики благополучно взлетели и успешно атаковали цели на Японских островах. Все самолеты в итоге были потеряны, но большинству летчиков удалось (в основном с помощью союзных китайских сил) вернуться домой. Хотя материальный урон от налета был незначительным, но он нанес серьезный удар по японскому боевому духу, показав уязвимость островов и напротив, повысил боевой дух в США.

Сражение у атолла Мидуэй

Основная статья: Битва за Мидуэй Пикирующий бомбардировщик SBD-3 Dauntless на палубе авианосца USS Hornet (1940). 4 июня 1942 года

Из-за участия в рейде на Токио, USS Hornet (1940) не успел оказать помощь американским авианосцам в сражении в Коралловом море. В конце мая авианосец был возвращен в Пёрл-Харбор в связи с ожидавшимся нападением японского флота на атолл Мидуэй . Хотя командование кораблем должен был принять новый командир Чарльз Мейсон, контр-адмирал Марк Митшер по-прежнему находился на корабле, командуя авианосной группой. Перехват японских радиограмм позволил американским кораблям занять позиции до подхода японцев и остаться не замеченными.

Утром 4 июня были обнаружены японские авианосцы и командующий 16 оперативным соединением адмирал Рэймонд Спрюэнс направил самолеты на авианосное соединение противника. Истребители и пикирующие бомбардировщики проведя безуспешный поиск были вынуждены возвратится, причем часть самолетов приземлилась на аэродроме атолла Мидуэй, а 9 истребителей вообще совершили посадку на воду из-за нехватки топлива. Первыми противника нашли торпедоносцы: эскадрилья VT-8 из 15 самолетов TBD-1 с USS Hornet (1940) атаковали в первой волне, но не добившись успеха потеряли все самолеты, причём в живых остался только один пилот.

Самолеты эскадрильи VS-8 авианосца USS Hornet (1940) проходят над тонущим тяжелым крейсером IJN Mikuma (1934)

Сразу же после окончания неудачной атаки торпедоносцев японские корабли были атакованы пикировщиками с USS Enterprise (1936). Внимание японцев было отвлечено на предыдущую атаку и американские самолеты действовали почти без сопротивления. Бомбы поразили два японских авианосца IJN Akagi (1925) и IJN Kaga (1928). В это время самолеты с авианосца Yorktown (1936) атаковали и поразили третий авианосец IJN Sōryū (1935).

Преимущество в сражении сразу же перешло к американскому флоту. Днем эскадрильи пикирующих бомбардировщиков с USS Enterprise и USS Yorktown (1936) обнаружили и поразили последний японский авианосец из японского соединения — IJN Hiryū (1937). Так как USS Hornet к этому времени был вынужден принимать самолеты с поврежденного USS Yorktown, его ударные самолеты поднялись в воздух с опозданием. Прибыв к месту расположения японских кораблей они обнаружили последний японский авианосец смертельно повреждённым и атаковали корабли сопровождения, не добившись попаданий.

6 июня самолеты двух авианосцев 16 оперативного соединения атаковали два японских тяжелых крейсера. В первой атаке самолеты с USS Hornet (1940) добились двух попаданий в крейсер IJN Mogami (1934) и близких разрывов у борта крейсера IJN Mikuma (1934. Во второй атаке американцы добились шести попаданий в IJN Mikuma, одного в IJN Mogami и одного в эсминец IJN Arashio (1937). В итоге IJN Mikuma был потоплен, IJN Mogami и IJN Arashio повреждены. Во время атак 6 июня было потеряно 2 пикирующих бомбардировщика. Всего во время сражения авиагруппа USS Hornet потеряла 12 истребителей, 15 торпедоносцев и 5 пикировщиков.

Бои в районе Соломоновых остров

Успех в сражении резко изменил соотношение сил в войне на Тихом океане. Японский флот теперь не обладал столь явным преимуществом перед своим противником. Более того американцы впервые получили преимущество в тяжелых авианосцах, имея четыре корабля USS Saratoga (1925), USS Wasp (1939), USS Enterprise и USS Hornet против двух японских IJN Shōkaku (1939) и IJN Zuikaku (1939). Это позволило уверенно начать контрнаступление, целью которого стал остров Гуадалканал из архипелага Соломоновых островов. Поначалу USS Hornet оставался в резерве, базируясь на Перл-Харбор, но уже в середине августа был направлен к Соломоновым островам в составе 17-го оперативного соединения.

Находившиеся в этом районе американские корабли находились под постоянной угрозой атак со стороны японских подводных лодок. 31 августа подводной лодкой I-26 был поврежден USS Saratoga, а 15 сентября подводная лодка I-19 (1939) потопила USS Wasp. 17 сентября настала очередь USS Hornet. Японская подводная лодка I-11 (1941) выпустила по авианосцу 3 торпеды, однако одна прошла мимо, а две были уничтожены самолетами на подходе к кораблю. Тем не менее, учитывая, что USS Enterprise к этому времени был отправлен на ремонт в Пирл-Харбор, USS Hornet остался единственным авианосцем в районе боевых действий. В сентябре-октябре самолеты авианосца осуществляли поддержку войск на острове Гуадалканал и охрану конвоев, доставлявших на остров подкрепления и припасы.

Гибель

Покинутый командой авианосец тонет

Во время высадки десанта на Гуадалканал, в августе 1942 года USS Hornet перевозил истребители авиации морской пехоты США. Затем он присоединился к авианосцам USS Wasp и USS Saratoga и выполнял задачи авиационной поддержки войск. Во избежание атак подводных лодок USS Hornet был направлен к острову Эспириту-Санто. Но в начале октября продолжал обеспечивать авиаудары по японцам, а 25 октября вновь встретился с японскими авианосцами в сражении при Санта-Крус.

После того как 26 октября противники обнаружили друг друга, два американских авианосца подняли в воздух 158, а четыре японских — большинство из своих 207 самолетов. Первая атака японцев пришлась на авианосец USS Hornet. Корабль был атакован 20 торпедоносцами B5N Kate с авианосца IJN Shōkaku и 21 пикирующими бомбардировщиками D3A Val с IJN Zuikaku в сопровождении 12 истребителей A6M Zero. Несмотря на сопротивление истребителей, им удалось поразить авианосец четырьмя бомбами и двумя торпедами. Кроме того в корабль врезались два подбитых самолета — один D3A Val и один B5N Kate. Находящийся рядом USS Enterprise не был замечен, так как был скрыт дождевым шквалом. Потери японцев составили 10 B5N Kate, 11 D3A Val и 3 A6M Zero. Американцы потеряли 6 истребителей.

В то время как USS Hornet подвергся нападению, его ударные самолеты атаковали японское соединение. Первая группа из 10 пикирующих бомбардировщиков добилась 6 попаданий в авианосец IJN Shōkaku, тяжело повредив его. Вторая группа самолетов двумя бомбами поразила крейсер IJN Chikuma из группы сопровождения. Повреждения USS Hornet были очень тяжелыми. Пожары распространились по всему кораблю от носа до кормы. Была повреждена система пожаротушения и заклинен руль. Благодаря помощи эсминцев сопровождения через час после атаки удалось потушить пожары и крейсер USS Northampton (1929) попытался взять авианосец на буксир. Однако эта попытка была сорвана одиночным невооруженным B5N Kate, который имитацией атаки заставил обрубить буксировочный трос. После этого с авианосца был снят весь экипаж за исключением аварийных команд.

USS Hornet (1940) на дне океана, отчетливо виден бортовой номер. Зима 2019 года

К 15.00 была предпринята вторая попытка взять повреждённый корабль на буксир. Но в этот момент соединение было атаковано очередной волной японских самолетов. Это были 6 B5N Kate в сопровождении 8 A6M Zero с авианосца IJN Jun’yō (1941). Им удалось попасть одной торпедой в правый борт USS Hornet. Крен увеличился до 14 градусов. Третья и четвертая атаки пикировщиков и горизонтальных бомбардировщиков с IJN Zuikaku были безуспешными. Тем не менее борьбу за живучесть было решено прекратить и аварийные партии начали покидать обреченный авианосец. Вечером корабль, покинутый экипажем был в последний раз атакован, получив попадание бомбой.

Хотя корабль был покинут командой и горел, он тем не менее держался на плаву. Поэтому было принято решение потопить его. Сначала эсминец USS Mustin (1938) выпустил по нему восемь торпед из которых три попало в цель. Затем восемь торпед выпустил эсминец USS Anderson (1939). Хотя он попал ещё 6 торпедами, авианосце продолжал оставаться на плаву. Эсминцы открыли огонь из орудий, выпустив в общей сложности более 150 снарядов. В это время подошли передовые силы японского флота, отогнавшие американские эсминцы. Поначалу было приказано попытаться взять USS Hornet на буксир, но корабль был настолько сильно повреждён и принял столько воды, что японцы отказались от первоначального намерения. Эсминцы IJN Makigumo (1941) и IJN Akigumo (1941) выпустили в общей сложности 6 мощных 610-мм торпед, которые в итоге привели к потоплению корабля. Всего в бою было потеряно 130 членов его экипажа.

Место гибели

Авианосец затонул в водах Тихого океана, в точке (08.61° ю. ш. 166.69° в. д.). В конце января 2019 года корабль был обнаружен на глубине 5200 м с помощью автономных подводных аппаратов исследовательского судна Petrel.

Командиры

За время недолгой службы авианосца у него сменилось 2 командира:

Имя Звание Сроки нахождения в должности
Марк Митшер (англ. Marc Andrew Mitscher) кэптен 20 октября 1941 г. – 15 июня 1942 г.
Чарльз Мэйсон (англ. Charles Perry Mason) кэптен 16 июня – 26 октября 1942 г.

Награды

Наградная планка USS Hornet (CV-8)

В ходе войны авианосец был награждён четырьмя медалями и четырьмя боевыми звездами.

  • Медаль «За оборону Америки» (англ. American Defense Service Medal) с застёжкой «Флот».
  • Медаль «За Американскую кампанию» (англ. American Campaign Medal)
  • Медаль «За Азиатско-Тихоокеанскую кампанию» (англ. Asiatic-Pacific Campaign Medal) с четырьмя звёздами
    • Первую боевую звезду корабль получил в ходе битвы за Мидуэй 3-6 июня 1942 года, за проявленное мужество и отвагу во время операции эскадрилья торпедоносцев VT-8 награждена Presidential Unit Citation.
    • Вторую звезду авианосец получил по итогам рейда на Буин-Фаиси-Тонолай 5 октября 1942 года.
    • Третью звезду USS Hornet получил во время захвата и обороны Гудалканала, в октябре 1942 года.
    • Финальную звезду он заслужил за бой у островов Санта-Крус 26 октября 1942 года, где корабль был потоплен.
  • Медаль «За победу во Второй Мировой войне» (англ. World War II Victory Medal)

Этот корабль в искусстве

Авианосец можно увидеть в фильме «Перл Харбор» (англ. Pearl Harbour), в эпизоде старта бомбардировщиков рейда Дулиттла.

См. также

  • ВМС США
  • Вторая мировая война
  • Авианосец

Литература и источники информации

Книги

  • Крис Бишоп. Крис Шант Авианосцы: иллюстрированная энциклопедия. — Мн.: Омега, 2006. — 256 с. — ISBN 5-465-00850-4

Интернет-источники

  • Uboat.net — USS Hornet (CV 8)
  • California Institute of Technology’s Information Technology Services — USS Hornet (CV 8)
  • Military Factory — — USS Hornet (CV 8)
  • BBC: Найден знаменитый американский авианосец «Хорнет». Он затонул 77 лет назад

Галерея изображений

  • Ангар

  • Взлёт В-25 с авианосца

  • Палуба USS Hornet

  • USS Hornet в процессе постройки

  • B-25 на борту USS Hornet

  • Жесткая посадка поврежденного истребителя Grumman F4F-4 Wildcat во время битвы за Мидуэй.

  • Японская авиация атакует USS Hornet во время битвы у островов Санта-Круз 26 октября 1942 года

  • Тяжелый крейсер USS Northampton пытается буксировать USS Hornet 26 октября 1942 года

  • Трактор International Harvester в ангаре затонувшего USS Hornet

  • 127-мм универсальное орудие на затонувшем USS Hornet

  • 20-мм зенитные орудия Oerlikon на затонувшем USS Hornet

F/A-18 Хорнет Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Макдоннел-Дуглас F/A-18 (англ. McDonnel Douglas F/A-18 Hornet (рус. шершень, произносится «Хорнет») — американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик, разработанный в 1970-х годах. На сегодня является основным боевым самолётом ВМС США. Состоит на вооружении ряда стран Европы и Азии, применялся в военных операциях в Ливии, Ираке, Югославии.

F/A-18 Хорнет — видео

В ряде источников самолёт упоминается как F-18, что является некорректным, поскольку такое обозначение было упразднено в 1982 году. Правильное обозначение самолёта в вооружённых силах США, согласно официальному списку обозначений летательных аппаратов министерства обороны США, (DoD 4120.15-L, 12 мая 2004) — FA-18, однако написание без косой черты мало распространено и обычно не встречается даже в авиационных справочниках. В настоящее время обозначение F-18 официально используется ВВС Финляндии.

История создания

Корни F/A-18 уходят к раннему проекту фирмы Northrop, получившему обозначение P.530 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы General Dynamics. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 Fighting Falcon. На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF, Navy Air Combat Fighter). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой McDonnell Douglas, имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.

1 марта 1977 года было объявлено, что новый самолёт получит название «Хорнет» («Шершень»).

Первоначально планировалось, что Макдоннел-Дуглас будет заниматься палубным вариантом для ВМС США, а Нортроп — вариантом F-18L наземного базирования, предназначенным на экспорт. Однако в 1979 году фирма Нортроп подала судебный иск, обвинив компаньона в том, что тот использует её технологии, разработанные для наземного варианта, в нарушение двустороннего соглашения, и потребовав запрета на экспорт палубной модификации. Судебная тяжба завершилась в 1985 году, когда Макдоннел-Дуглас согласилась выплатить 50 млн долларов за полученную техническую информацию; этим всё и окончилось. Вариант F-18L так и не пошёл в серию, а «Хорнет» полностью стал проектом Макдоннел-Дуглас.

Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модификации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года. Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.

Было построено 9 одноместных и 2 двухместных опытных самолёта. Первый полёт «Хорнет» совершил 18 ноября 1978 года. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года, а в мае новые машины начали поступать в ВМС.

В 1996 году самолёты прошли модернизацию: был усилен планер, установлены новые внутренние топливные баки из полиуретана (что позволило увеличить запас топлива на 160 кг и тактический радиус действия — на 5 %).

В ценах 1979 года закупочная стоимость одного самолёта, без учёта стоимости НИОКР, составляла 10,8 млн долл. США

Стоимость F/A-18C и F/A-18D около 29 млн долл. (Данные 2009 г.)
Стоимость F/A-18E/F «Супер Хорнет» около 57 млн долл. (Данные 2009 г.)

Конструкция

По требованию командования ВМС США при проектировании F/A-18 большое внимание уделялось выживаемости и надёжности. Небольшие габариты этого самолёта, недымящие двигатели, малая величина эффективной площади рассеяния (ЭПР), слабое ИК-излучение, наличие бортовых средств РЭБ — все это затрудняет обнаружение и сопровождение самолёта. Нормальные рабочие перегрузки составляют 7,5 g.

Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом. Планер рассчитан на ресурс 6 тыс. часов при 2 тыс. взлетов с использованием катапульты и 2 тыс. посадок с использованием задерживающего крюка. В конструкции планера самолёта предусмотрено дублирование путей передачи силовых нагрузок.

Фюзеляж типа полумонокок. Отсек кабины лётчика выполнен в виде безопасно повреждаемой конструкции. Хвостовое оперение стреловидное. Дифференциальный цельноповоротный стабилизатор имеет угол обратного поперечного V, равный 2 градусам. Вертикальное оперение с двумя отклоненными наружу на 20 градусов килями смещено вперед относительно стабилизатора для вывода его из зоны аэродинамической тени от крыла и стабилизатора на больших углах атаки.

Крыло — многолонжеронное, складывается по линиям, проходящим через внутренние хорды элеронов с поворотом консолей на 90 градусов. На крыле установлены отклоняемые носки по всему размаху, однощелевые закрылки и зависающие элероны. Носки и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и числа М для повышения маневренности в бою и аэродинамического качества в крейсерском полёте. Одной из отличительных особенностей самолёта является наличие наплывов сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъёмную силу и обеспечивают полёт самолёта на больших углах атаки. Между наплывами и фюзеляжем имеется щель для отвода пограничного слоя фюзеляжа от воздухозаборников.

Выходные сопла F/A-18 австралийских ВВС, март 2009 г.

Силовая установка самолёта состоит из двух двигателей F404 модульной конструкции, разработанных фирмой General Electric специально для F/A-18. Двигатели разделены титановой противопожарной перегородкой. Тяги одного двигателя достаточно для возвращения самолёта на свою базу. Все агрегаты двигателя расположены в его нижней части, под компрессором. В отсеке силовой установки имеются системы обнаружения и тушения пожара. Воздухозаборники боковые полукруглые нерегулируемые, расположены под корневыми наплывами крыла.

Топливная система F/A-18 состоит из шести фюзеляжных протектированных баков и крыльевых мягких кессонных баков. Все топливные ёмкости для исключения взрыва при боевых повреждениях заполнены поропластом. Оба фюзеляжных расходных бака, содержащих топливо, необходимое для возвращения на базу, закольцованы. Питание обоих двигателей возможно из любого расходного бака. Топливная система оборудована отсечными клапанами, а топливные баки вынесены из зоны размещения двигателей. Имеется система контроля повреждения стенок каналов воздушного тракта, примыкающих к топливным бакам. Внутренние свободные отсеки, примыкающие к топливным бакам, для исключения пожара при их совместном боевом повреждении заполнены жёстким пенопластом. Расходные топливопроводы также покрыты протектором.

Самолёт изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов (массовая доля 49,6 %), используются высокопрочные стали (16,7 %), титановые сплавы (12,9 %), композиционные материалы (9,9 %) и другие материалы (10,9 %). Все поверхности управления, хвостовое оперение и закрылки — слоистой конструкции с сотовым алюминиевым заполнителем и обшивкой из эпоксидного углепластика. Часть обшивки крыла и крышки смотровых лючков фюзеляжа также выполнены из углепластика. Носки стабилизаторов и килей изготовлены из титановых сплавов. В конструкции шасси самолёта (цилиндры основных стоек) применена высокопрочная сталь AerMet 100 фирмы Carpenter Technolodgy с пределом прочности 200 кгс/мм2.

Посадка F/A-18B Hornet на авианосце Рональд Рейган

Бортовое оборудование

На F/A-18 установлена цифровая электродистанционная система управления с четырёхкратным резервированием.

Мощный вычислительный комплекс самолёта включает свыше 20 ЭВМ с общим объёмом памяти 741 000 16-разрядных слов. Основными являются две ЭВМ AN/AYK-14 (фирмы Control Data) с объёмом памяти по 64 000 16-разрядных слов. В системе управления полетом четыре бортовых ЭВМ обеспечивают управление самолётом F/A-18 по крену, тангажу и рысканию. Каждая ЭВМ работает автономно и расположена в отдельном отсеке, что обеспечивает повышенную живучесть системы электродистанционного управления самолётом. выработка управляющих команд осуществляется по усредненным сигналам от всех бортовых ЭВМ. При выходе из строя одной, двух или трёх ЭВМ управление осуществляется оставшимися ЭВМ. При выходе из строя всех ЭВМ лётчик переходит на механическую систему управления. На некоторых F/A-18D была установлен комплекс разведки ATARS снабженный ИК сенсорами. Все Хорнеты снабжены РЛС и бортовыми комплексами защиты — системами предупреждения о вражеском облучении а также комплектом для выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей.

F/A-18 из состава 212-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи Корпуса морской пехоты США

Модификации

F/A-18A — первый серийный вариант. Построена 371 машина.

F/A-18B — двухместный учебно-боевой вариант F/A-18A.

F/A-18C — вариант с усовершенствованным БРЭО и вооружением (может нести УР AIM-120, AGM-65).

F/A-18D — двухместный учебно-боевой вариант F/A-18C.

F/A-18E Super Hornet — дальнейшее развитие варианта F/A-18C.

F/A-18F Super Hornet — дальнейшее развитие варианта F/A-18D.

EA-18 Growler — двухместный самолёт РЭБ разработанный на базе F/A-18F

На вооружении

Австралия — 55 F/A-18A, 16 F/A-18B и 24 F/A-18F, по состоянию на 2016 год

Испания — 20 F/A-18A (EF-18A) и 54 EF-18A, по состоянию на 2016 год. Некоторые комплектующие производились испанской фирмой CASA. Кроме того, получены ещё 24 машины полностью американской сборки от ВМС США

Канада — 59 F/A-18A (CF-18AM) и 18 F/A-18B (CF-18BM), по состоянию на 2016 год

Кувейт — 31 F/A-18C и 8 F/A-18D, по состоянию на 2016 год

Малайзия — 8 F/A-18D, по состоянию на 2016 год

США — 272 F/A-18F, 288 F/A-18E, 375 F/A-18C, 56 F/A-18A++, 30 F/A-18A/A+, 16 F/A-18B и 133 F/A-18D, по состоянию на 2016 год

Финляндия — 55 F/A-18C и 7 F/A-18D, по состоянию на 2016 год

Швейцария — 25 F/A-18C и 6 F/A-18D, по состоянию на 2016 год

В разное время возможность приобретения F/A-18 рассматривалась Австрией, Венгрией, Польшей, Сингапуром, Филиппинами, Чехией, Чили. Несколько самолётов были заказаны Таиландом, однако заказ был аннулирован после Азиатского финансового кризиса 1997 года.

Эксплуатация

Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года — это была 314-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья Корпуса морской пехоты США «Чёрные рыцари» (VMFA-314 Black Knights). В эскадрильях ВМС и КМП «Хорнет» постепенно заменял истребители F-4 и штурмовики A-4 и A-7. После снятия с вооружения штурмовиков A-6 в 1990-х годах «Хорнет» остался единственным специализированным ударным самолётом ВМС, а после завершения эксплуатации истребителей F-14 в 2006 году он остаётся единственным боевым самолётом, базирующимся на американских авианосцах. Эта ситуация будет сохраняться до вступления в строй истребителей F-35 Lightning II.

С 1986 года самолёты F/A-18 использует группа высшего пилотажа ВМС США «Голубые ангелы».

К концу 1990-х годов «Хорнеты» состояли на вооружении 26 боевых эскадрилий ВМС США, 4 эскадрилий Резерва ВМС США, 16 боевых эскадрилий Корпуса морской пехоты США.

Некоторые F/A-18A налетали уже 8500 часов

Стоимость одного часа полёта составляет 18 700$

Боевое применение

— Операция «Каньон Эльдорадо» — Ливия, апрель 1986

— Война в Персидском заливе — освобождение Кувейта, 1991. F/A-18 широко применялся для нанесения бомбовых ударов и воздушного прикрытия во время операции «Буря в пустыне». На их счету 2 сбитых иракских МиГ-21, причём оба МиГ-21 сбиты во время вылета на бомбометание; «Хорнеты» несли бомбы, и после уничтожения ракетами «воздух-воздух» иракских истребителей продолжили выполнение боевой задачи, подтвердив таким образом свою многофункциональность — это был первый в истории случай, когда самолёты с тяжёлой бомбовой нагрузкой одержали в воздушном бою победу над лёгкими истребителями. Также F/A-18 уничтожили взлетающий на аэродроме МиГ-23, при этом один «Хорнет» был сбит ракетой ЗРК С-75. В первый день войны группа из 10 «Хорнетов», перехватывается одиночным перехватчиком МиГ-25, один из F/A-18 получает попадание ракеты и падает на землю, пилот погибает, став первой жертвой в операции «Буря в пустыне». Иракский МиГ возвращается на аэродром. Потери составили 7 «Хорнетов» уничтоженными и более 10 повреждёнными.

— Операция «Обдуманная сила» — бомбардировки позиций боснийских сербов, 1995

— Операция «Лиса пустыни» — бомбовые удары по военным объектам Ирака, 1998

— Военная операция в Афганистане — с 2001.

— Иракская война — операция по свержению режима С. Хусейна, 2003—2010. К 2008 году было потеряно как минимум 5 F/A-18.

— Операция Odyssey Dawn — бомбардировки объектов военного потенциала режима Каддафи, Ливия, 2011

— 4 июля 2003 года американский F/A-18 был перехвачен истребителем F-16A ВВС Индонезии. Самолёты разошлись и до открытия огня дело не дошло.

Результат попадания ракеты ПЗРК «Стрела-2» в сопловое устройство левого двигателя F/A-18 в ходе «Войны в заливе» (1991). Самолёт, серийный № 164051 вернулся на базу и был отремонтирован

Тактико-технические характеристики F/A-18

Экипаж F/A-18

— 1 (F/A-18C) 2 (F/A-18D)

Размеры F/A-18

— Длина 17.1 м
— Размах крыла 12.3 м
— Высота 4.7 м
— Площадь крыла 38 m²

Вес F/A-18

— Вес пустого 10,400 кг
— Вес снаряженный 16,770 кг
— Вес максимальный взлетный 23,500 kg

Скорость F/A-18

— Максимальное скорость на высоте 12190 метров — 1.8 маха (1915 км/ч)
— Максимальная скорость у земли — 1.2 маха (1473 км/ч)
— Эксплуатационная перегрузка — 7.5 (ограничена электроникой)
— Крейсерская скорость 1060 км/ч
— Скороподъёмность 50.000 футов в минуту (у земли: 254 метров в секунду)
— Нагрузка на крыло 454 kg/m²
— Тяговооруженность — 1.13 (пустого, на полном форсаже с 50 % топлива)

Практический потолок F/A-18

— 15240 м

Перегоночная дальность F/A-18

— на большой высоте с тремя ПТБ — 3200 км

Боевой радиус F/A-18

— 720 км

Вооружение F/A-18

— 20 мм шестиствольная пушка M61A1 Вулкан, 578 снарядов
— на 9 точек подвески возможно установка в различных конфигурациях:
— Управляемые Ракеты В-В AIM-9, AIM-7, AIM-120 различных модификаций
— Управляемые Ракеты В-З AGM-65, AGM-88, AGM-84, AGM-154, AGM-158, KEPD-350 различных модификаций
— Бомбы с телевизионным наведением типа GBU-10 и AGM-62, лазерным наведением типа Paveway и GPS наведением типа JDAM калибром до 2000 фунтов
— Неуправляемые бомбы типа MK и CBU калибров до 2000 фунтов (кассетные, зажигательные, фугасные, объёмного взрыва, бетонобойные), BLU-107 Durandal для поражения взлётно-посадочных полос.
— Тактические бомбы массового поражения — ядерные (до 340 килотонн) типа B61, MK116 с химическим зарядом (газы Зарин, VX), бактериологическое оружие, заряды с белым фосфором.
— Подвесные топливные баки (до 3-х штук), предусмотрена установка контейнеров ИК обзора AN/AAR-50, AN/AAS-38 «Nitehawk» и AN/ASQ-228 ATFLIR для работы самолета ночью и контейнера AN/AWW-13 для даталинка, контейнер РЭБ AN/ALQ-167

Ф18.18

Основное преимущество применения данных ЖБИ состоит в том, что бетон, армируемый прочными стальными каркасами, является высокопрочным строительным материалом и не подвержен многочисленным воздействиям окружающей среды, благодаря чему конструкция фундамента опоры ВЛ способна удерживать стальные и железобетонные опоры ЛЭП без угрозы их опрокидывания в течение не одного десятка лет. Долговечность, стойкость к нагрузкам и прочность — основные преимущества применения изделий железобетонные фундаменты Ф18.18 унифицированные для опор ВЛ в энергетическом строительстве.

Железобетонные фундаменты Ф18.18 унифицированные для опор ВЛ изготавливаются из тяжелого бетона классом по прочности на сжатие не ниже В30, марка — от М300. Марка бетона по морозостойкости — не ниже F150, по водонепроницаемости — W4 — W6. Цемент и инертные, применяемые для изготовления бетона, должны удовлетворять требованиям СНиП I-В.3-62 и ТП4-68. Наибольший размер зерен в структуре бетона не должен превышать 20-40 мм. Контроль прочности бетона фундаментов опор в соответствии с ГОСТ 10180-67 «Бетон тяжелый. Методы определения прочности» и ГОСТ 10181-62 «Бетон тяжелый. Методы определения подвижности и жесткости бетонной смеси».

В качестве арматуры фундаменты Ф18.18 унифицированные для опор ВЛ применяются: стрежневая горячекатаная арматурная сталь класса А-I, стержневая горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-III, стержневая арматурная сталь периодического профиля класса А-IV и обыкновенная арматурная проволока класса В1. Для монтажных петель применяется только стержневая горячекатаная арматура класса А-I из углеродистой спокойной стали.

Перед фундаментами опор ЛЭП для энергетического строительства стоит ответственная задача — много лет сохранять устойчивость и прочность опор ЛЭП в разных климатических условиях, в любое время года и в любую погоду. Поэтому к фундаментам опор предъявляются очень высокие требования. Перед отправкой заказчику, фундаменты опор Ф18.18 унифицированные для опор ВЛ проходят проверку по различным параметрам, например, таких как степень устойчивости, прочность, долговечность и износостойкость, сопротивляемость отрицательным температурам и атмосферным воздействиям. Перед сваркой детали стыков должны быть очищены от ржавчины. Железобетонные фундаменты с толщиной защитного споя бетона менее 30 мм, а также фундаменты, устанавливаемые в агрессивных грунтах, должны быть защищены гидроизоляцией.

Во время эксплуатации за фундаменты Ф18.18 унифицированные для опор ВЛ подлежат тщательному надзору, особенно в первые годы работы ВЛ. Одним из самых серьезных дефектов сооружения фундаментов, трудноустранимых в условиях эксплуатации, является нарушение технологических норм при их изготовлении: применение некачественного или плохо промытого гравия, нарушение пропорций при составлении бетонной смеси и т.д. Не менее серьезным дефектом является послойное бетонирование фундаментов, когда отдельные элементы одного и того же фундамента бетонируются в разное время без предварительной подготовки поверхности. При этом не происходит схватывания бетона одного элемента фундамента с другим и может произойти разрушение фундамента при внешних нагрузках, которые значительно меньше расчетных.

При изготовлении железобетонных фундаментов опор также иногда нарушаются нормы: используется недоброкачественный бетон, закладывается арматура не тех размеров, которые предусмотрены проектом. В процессе сооружения линий электропередач на сборных или свайных железобетонных фундаментах возможно появление серьезных дефектов, которые не допускает энергетическое строительство. К таким дефектам относятся установка сломанных железобетонных фундаментов, недостаточное их заглубление в грунте (особенно при установке опор на склонах холмов и оврагов), нетщательная трамбовка при засыпке, установка сборных фундаментов меньших размеров и др. К дефектам установки относится неправильный монтаж железобетонных фундаментов, при котором отдельные сборные фундаменты, предназначенные в качестве основания металлической опоры, имеют различные вертикальные отметки или сдвиг отдельных фундаментов в плане. При неправильной разгрузке фундаменты Ф18.18 унифицированные для опор ВЛ могут быть испорчены, может произойти скол бетона и обнажение арматуры. В процессе приемки особое внимание следует обращать на соответствие анкерных болтов и их гаек проектным размерам.

В условиях эксплуатации железобетонные фундаменты Ф18.18 унифицированные для опор ВЛ повреждаются как от воздействий внешней среды, так и от больших внешних нагрузок. Арматура фундаментов, имеющих пористую структуру бетона, повреждается от агрессивного воздействия грунтовых вод. Трещины, образующиеся на поверхности фундаментов, при воздействии эксплуатационных знакопеременных нагрузок, а также ветра, влаги и низкой температуры, расширяются, что в конечном итоге приводит к разрушению бетона и обнажению арматуры. На территориях, расположенных вблизи химических заводов, быстро разрушаются анкерные болты и верхняя часть металлических подножников.

Поломка фундамента опор также может произойти в результате несоосности его со стойками, что служит причиной появления больших изгибающих моментов. Подобная поломка может произойти и при размыве основания фундамента грунтовыми водами и отклонении его от вертикального положения.

В процессе приемки фундаменты Ф18.18 унифицированные для опор ВЛ проверяются их соответствие проекту, глубина заложения, качество бетона, качество сварки рабочей арматуры и анкерных болтов, наличие и качество защиты от действия агрессивных вод. Производятся замер вертикальных отметок фундаментов и проверка расположения анкерных болтов по шаблону. При обнаружении каких-либо несоответствий нормам все дефекты устраняются до засыпки котлованов. Фундаменты, имеющие в верхней части сколы бетона и обнаженную арматуру, ремонтируются. Для этого устраивается бетонное обрамление толщиной 10—20 см, заглубленное ниже уровня земли на 20 — 30 см. Следует иметь в виду, что энергетическое строительство не допускает обрамление из шлакобетона, так как в шлаке имеется примесь серы, которая вызывает интенсивную коррозию арматуры и анкерных болтов. При более значительных повреждениях фундаментов (в том числе и монолитных) поврежденная часть накрывается арматурой, сваренной с арматурой основного фундамента, и после установки опалубки бетонируется.

Серьезные требования предъявляются и к точности геометрических параметров. Максимально разрешенное отклонение поперечных размеров, высоты и длины фундаментов опор — в пределах ±5 мм.

В компании ГК «БЛОК» можно заказать фундаменты Ф18.18 унифицированные для опор ВЛ и проконсультироваться с нашими специалистами, подобрать требуемые конструкции железобетонных изделий. В нашем отделе продаж можно узнать заранее и уточнить цену фундаментов опор и рассчитать общую стоимость заказа. Купить фундаменты опор и проконсультироваться по общим вопросам покупки и доставки жби вы можете позвонив по телефонам компании ГК БЛОК: Санкт-Петербург: (812) 309-22-09, Москва: (495) 646-38-32, Краснодар: (861) 279-36-00. Режим работы компании: Пн-Пт с 9-00 до 18-00. Компания ГК БЛОК осуществляет доставку фундаментов опор ВЛ по всей России прямо к объекту заказчика или на строительную площадку, если позволяет инфраструктура.

По вопросам монтажа фундаментов опор обращаться по телефону (812) 309-22-09.