История военного образования

§ 10. Характер современных войн и вооружённых конфликтов

Учебник для 10 класса

ОБЖ

В настоящее время характер современных войн определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.

Анализ вооружённых конфликтов, имевших место в 90-х гг. прошлого века и в начале XXI в., позволил сделать выводы, что войны и вооружённые конфликты будущего будут порождаться не одним каким-либо фактором, а сложным переплетением различных социально-политических, экономических, национальных и религиозных противоречий и причин.

Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации1 наше государство поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооружённых конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России, а также её союзников в соответствии с международными договорами.

В связи с этим современная война может быть локальной, региональной, крупномасштабной.

Локальная война — война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Региональная война — война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные во-енно-политические цели;

Крупномасштабная война — война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации2 вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участииков.

Военный конфликт — форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооружённого противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооружённые конфликты).

Вооружённый конфликт — вооружённое столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооружённый конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооружённый конфликт).

Военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, — важнейшая задача Российской Федерации.

Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) её союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Применение Вооружённых Сил и других войск в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством.

1 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146. г

2 Эскалация — постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, эскалация войны).

Выводы

  1. Вооружённые Силы Российской Федерации должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооружённых конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового поражения всех разновидностей.
  2. Современная война может локальной, региональной, крупномасштабной.

Вопросы

  1. Какие известные войны XX в. можно отнести к несправедливым (для стороны, совершившей нападение), а какие — к справедливым (для обороняющейся стороны)?
  2. Какое оружие является важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения?
  3. Как подразделяются современные войны по масштабам их проведения?
  4. Какие основные цели определяют готовность Российской Федерации к ведению войн и участию в вооружённых конфликтах?

Задания

  1. Обоснуйте необходимость в современных условиях укрепления воинской дисциплины и повышения эффективности моральнопсихологической подготовки личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации.
  2. Подберите материалы из специальных изданий и подготовьте сообщение на тему «Ведение информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника (на примере одной из войн или одного из военных конфликтов)».

Основные направления модернизации
Вооружённых Сил Российской Федерации

В 2008 г. высшим военно-политическим руководством страны было принято решение по модернизации Вооружённых Сил Российской Федерации.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера

При этом с учётом состояния экономики, демографических показателей в Российской Федерации и их прогноза численность военнослужащих была определена в 1 млн человек.

Министерством обороны Российской Федерации были определены пять основных задач на перспективу.

Первая задача. Перевод в категорию постоянной готовности всех соединений и воинских частей, укомплектованных на 100% по штату военного времени.

Вторая задача. Переоснащение Вооружённых Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники, отвечающими требованиям времени.

К 2016 г. планируется оснастить войска современными и перспективными образцами вооружения и военной техники на 30%, а к 2020 г. — на 70%.

Третья задача. Формирование новых офицеров и сержантов, разработка программ их обучения, создание современной сети военно-учебных заведений.

Определён облик перспективной сети военно-учебных заведений с учётом реальных потребностей в офицерах, развёрнута многоуровневая система обучения сержантов.

Четвёртая задача. Переработка программно-уставных документов для обучения, подготовки военнослужащих и ведения боевых действий Вооружёнными Силами, а также планирующих и руководящих документов обеспечения повседневной деятельности войск и сил.

В настоящее время разработка уставных документов завершена.

Пятая задача. Обеспечение военнослужащих достойным денежным содержанием, удовлетворение потребностей в постоянном и служебном жилье, решение всего комплекса проблем социальной защищённости.

(По материалам журнала «Российское военное обозрение»)

Основные направления совершенствования военной организации государства определяются общей ориентацией на повышение ее эффективности, упрочение морально психологического состояния, улучшение материально-технического и социального обеспечения и включают:

оптимизацию системы органов военного управления, структуры, состава и численности военной организации, сбалансированное развитие ее компонентов;
сведение к минимуму числа министерств и ведомств, которым разрешено иметь в своем составе войска и воинские формирования;
совершенствование стратегического планирования, приведение объема и содержания задач военной организации в соответствие с реальными потребностями обороны и безопасности Российской Федерации, исключение несвойственных военной организации государства функций и задач;
совершенствование систем боевой и мобилизационной готовности, мобилизационной подготовки в военной организации Российской Федерации;
повышение эффективности системы оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих;
переход на единую систему заказов вооружения и военной техники общего применения;
структурное, технологическое и качественное преобразование материально-технической базы военной организации, оборонного промышленного комплекса;
переход к единой, интегрированной и унифицированной системе тылового обеспечения всех компонентов военной организации государства;
повышение социального статуса военнослужащих;
проведение активной государственной политики по укреплению авторитета военной службы, а также по военно-патриотическому воспитанию граждан и подготовке их к военной службе;
совершенствование нормативной правовой базы развития военной организации, ее правоотношений с гражданским обществом и государством на демократических принципах.

Несмотря на то, что военная безопасность России обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении средств, особое место в решении этой задачи отводится Вооруженным Силам, боевая мощь которых направлена на сдерживание, пресечение и военное устранение любой агрессии.
Задача создания Вооруженных Сил как главного силового элемента обеспечения военной безопасности со всей остротой встала перед руководством России сразу же после развала СССР. От правильного и взвешенного подхода к ее решению зависели роль и место нашего государства на международной арене, его влияние на современный мир, обеспечение условий для выхода из экономического кризиса, стабилизация социальной ситуации в стране. Вооруженные Силы РФ составляют основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При этом основная роль в «обычных» вооруженных конфликтах и войнах принадлежит Силам общего назначения.
Цель и замысел реформирования заключаются в создании высокооснащенных, обладающих достаточным потенциалом сдерживания, отвечающих современным требованиям профессиональной и морально-психологической подготовки, боеготовых, компактных и мобильных Вооруженных Сил оптимального состава, структуры и численности, приведении их в соответствие с современными военно-политическими реалиями и возможностями государства.
Это позволит обеспечить системный подход к строительству Вооруженных Сил РФ и скоординировать усилия силовых министерств и ведомств в вопросах организации обороны.
Основной путь достижения цели строительства эффективной военной организации — придание ей оптимальных характеристик: по численности, боевому составу, организационно-штатной структуре, системам управления и всех видов обеспечения. Одно из непременных условий — оптимизация расходов материальных ресурсов и денежных средств, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного реформирования всех компонентов военной организации государства.
Сделать это жизненно необходимо. Па решение этой задачи направлены доктринальные установки о единых принципах, приоритетах и направлениях строительства и подготовки военной организации, о приведении объема и содержания ее задач, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности и экономическими возможностями страны.
Этой же цели подчинены меры по совершенствованию стратегического планирования на принципах единства применения Вооруженных сил и других войск РФ.
В военной сфере необходимо определить характер и направленность военного строительства, основные требования к Вооруженным Силам по решению стратегических задач в возможных военных конфликтах, основные принципы обеспечения безопасности государства в оборонной области, а также направления их строительства и развития. Очевидно, что состав, структура и состояние Вооруженных Сил государства должны соответствовать объему и степени сложности возлагаемых на них задач.
Это позволит обеспечить системный подход к строительству Вооруженных Сил РФ и скоординировать усилия силовых министерств и ведомств в вопросах организации обороны.
Исходными посылками для создания Вооруженных Сил, как эффективного средства обеспечения военной безопасности, должны быть:

  1. Четкая формулировка понятия «Вооруженные Силы».
  2. Определение основных задач, решаемых Вооруженными Силами.
  3. Разработка оптимальной, исходя из поставленных задач, структуры Вооруженных Сил.

Следствиями же данных посылок должно быть решение вопросов финансирования, всестороннего обеспечения, развития и, при необходимости, реформирования Вооруженных Сил.
Очевидно, что состав, структура и состояние Вооруженных Сил государства должны соответствовать объему и степени сложности возлагаемых на них задач.
Вооруженные Силы не смогут выполнять задачи в том объеме, который определен Военной доктриной, если они не будут оснащены современными типами вооружения и военной техники. При этом основными направлениями их совершенствования должны являться:

развитие интегрированных систем и средств разведки, освещения обстановки, управления и связи, координатно-метрического и других видов обеспечения, создание интегрированной информационной среды и разработка единой для всей военной организации государства системы хранения и обмена данными;
развитие высокоточного оружия как составляющего всех основных систем и подсистем вооружения видов Вооруженных Сил;
универсализация, информатизация, «интеллектуализация» вооружения и военной техники, их интегрирование и комплексирование для придания им многофункциональных свойств;
создание малогабаритных и сверхмалых средств на основе микроминиатюризации, особенно в сферах разведки, контрразведки и боевого управления;
снижение всех видов заметности образцов вооружения, военной техники и военных объектов;
повышение мобильности и транспортабельности вооружения и военной техники;
снижение эксплуатационных расходов на вооружение и военную технику на основе внедрения передовых средств и методов технического обслуживания;
автоматизация процессов управления и материально-технического обеспечения войск, создание единой, интегрированной и унифицированной системы тылового обеспечения всех компонентов военной организации.

Мы прекрасно понимаем, что решение задач реформирования возможно только при соответствующем финансово-экономическом обеспечении. Поэтому задачи реформирования Вооруженных Сил должны быть тесно увязаны с долгосрочным макроэкономическим прогнозом развития экономики государства.
Отсутствие в течение длительного времени единого понимания в вопросах национальной, политической и, как следствие военной безопасности, привело к тому, что у нас практически отсутствовали вероятные противники, существовали лишь «истинно преданные партнеры и доброжелатели». В такой ситуации, в условиях постоянно прогрессирующего финансового кризиса, нет необходимости иметь сильную армию. Слишком сложно содержать ее. Только агрессия США и НАТО против Югославии заставила наше политическое руководство осознать, что подобный сценарий применим и к нашей стране. Отсюда и новые редакции Концепции национальной безопасности и Военной доктрины.
Основным недостатком существующего подхода к вопросам строительства армии является субъективный, волюнтаристский подход к вопросам ее строительства, а точнее нынешнего «реформирования».
Установление оптимальной численности личного состава, вооружения и военной техники должно производиться только после решения ряда задач:

  1. Оценка военно-политической обстановки, определение места России в современном мире.
  2. Анализ возможных угроз для России и оценка состояния вооруженных сил государств — потенциальных противников.
  3. Определение задач Вооруженных Сил России по отражению возможной внешней агрессии.

Основным «рабочим фоном» должны стать такие категории, как территория России, ее экономические возможности и демографическая ситуация.
Получив ответы на поставленные вопросы, можно говорить о количественном и качественном составе Вооруженных Сил России.
Структурно армия должна иметь две компоненты: стратегические ядерные силы (в дальнейшем удобнее оперировать понятием «силы сдерживания») и силы общего назначения.

Военное образование

Военное образование – это процесс подготовки, повышения квалификации и переподготовки военных специалистов, сопровождающийся констатацией достигнутого образовательного уровня. Основная цель В.о. – обеспечение комплектования войск (сил) квалифицированными военными кадрами. В РФ В.о. включает начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное образование. Начальное В.о. имеет целью приобретение знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов по специальностям (профессиям), требующим соответствующего уровня квалификации. Среднее В.о. предусматривает подготовку военных специалистов среднего звена, предназначенных для замещения должностей прапорщиков, мичманов и офицеров. Высшее В.о. включает подготовку офицеров для замещения первичных офицерских должностей (с высшим военно-специальным образованием) и офицеров-специалистов в области управления крупными воинскими коллективами (с высшим военным образованием). Послевузовское В. о. направлено на подготовку высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров. Дополнительное В.о. проводится с целью непрерывного повышения квалификации и переподготовки военнослужащих, освоения новых профессиональных функций, образцов вооружения и военной техники. В.о. получают, как правило, в образовательных учреждениях, что удостоверяется соответствующим документом (удостоверением, свидетельством, дипломом).

Армия в России комплектуется за счет призывников и служащих по контракту. Профессиональным военным можно стать, подписав контракт после срочной службы, либо по окончании высшего или средне-специального гражданского учебного заведения. Чтобы стать кадровым офицером, нужно получить профильное военное образование в специализированном учебном заведении министерства обороны. Юноши, определившиеся с выбором профессии, должны заблаговременно обратиться в военкомат по месту жительства, ознакомиться со списком военных училищ страны и со специальностями, которым они обучают. Чтобы получить направление на поступление в военный вуз, кандидат проходит медицинскую комиссию, психологический отбор и сдает нормативы по физической подготовке. Вместе с тем его документы проходят проверку по линии МВД и госбезопасности. Если юноша соответствует всем требованиям, предъявляемым к будущему офицеру, он получает направление для поступления в армейский вуз.

Плюсы и минусы военного образования

Приняв решение о получении военного образования, нужно понимать, что требования к дисциплине, посещаемости и успеваемости будут выше, чем в гражданском вузе.

Сбор и подача документов в военные училища происходит раньше, чем в гражданские вузы. Узнать все тонкости нужно как минимум за год до поступления, чтобы подтянуть необходимые дисциплины и своевременно пройти необходимые проверки и комиссии.

В системе военного образования с первых дней обучения предусмотрены ношение форменной одежды и казарменный режим. Плюсы и минусы училищ стоит рассматривать в зависимости от целей, поставленных курсантом на будущее.

Преимущества:

  • образование бесплатное;
  • жесткая дисциплина;
  • контроль над посещаемостью и успеваемостью;
  • специально отведенное время для самоподготовки;
  • режим дня;
  • сбалансированное бесплатное питание;
  • форменное обмундирование;
  • денежное довольствие.

Помимо того, министерство обороны заботится о физической подготовке и состоянии здоровья будущих офицеров – курсанты вправе получать бесплатное медицинское обслуживание в ведомственных поликлиниках и госпиталях. Запрет на свободный выход с территории училища гарантирует безопасность личного состава. Образование в профилирующем вузе позволит получить именно те знания и навыки, которые нужны в выбранном роде войск, а соблюдение армейского распорядка готовит студентов к жизни по Уставу. После окончания училища выпускники получают звание лейтенанта. В дальнейшем им гарантировано:

  • трудоустройство;
  • денежное довольствие выше среднего уровня зарплат по региону;
  • льготы и соцпакет, предусмотренные для военнослужащих и их семей;
  • выход на пенсию после 20 лет выслуги;
  • участие в госпрограмме по обязательному обеспечению жильем.

Время обучения входит в трудовой и воинский стаж.

Недостатки обучения в военных училищах относятся преимущественно к ограничению свободы курсантов:

  • постоянный контроль со стороны руководства;
  • необходимость подчинения старшему по званию;
  • запрет на свободный выход с территории и праздное перемещение по ней;
  • нечастные встречи с родственниками;
  • дежурства и наряды:
  • взыскания за нарушение уставных требований и иные проступки.

Распорядок дня в училищах максимально приближен к армейскому. Юношам, привыкшим к домашней свободе, поначалу тяжело загнать себя в жесткие рамки устава. Несмотря на кажущуюся строгость распорядка, легко привыкнуть к размеренности и предсказуемости учебных будней. Если молодой человек осознанно выбрал профессиональное служение родине, он должен понимать, что его ждут тяготы, лишения и ограничение некоторых гражданских свобод.

Список военных учебных заведений

Полный перечень образовательных заведений находится в военкоматах. Министерство обороны готовит специалистов для всех видов и родов войск. Требования к поступающим достаточно строги во всех военных училищах. Некоторые войска вооруженных сил страны выдвигают повышенные требования к абитуриентам в отношении:

  • здоровья;
  • уровня умственного развития;
  • физической выносливости;
  • знаний школьной программы в целом и углубленных познаний в отдельных дисциплинах;
  • психологического соответствия выбранной специальности.

Как правило, конкурс в такие учебные заведения выше, чем в общевойсковые, т. к. их выпускники будут направлены для прохождения службы в элитные войсковые части. Абитуриентам и их родителям следует понимать, что и уровень риска в таких войсках, как ВДВ, авиация, надводный или подводный флот, будет выше.

Военные учебные заведения для школьников

После пятого класса некоторые мальчики могут быть приняты в детские средние военно-образовательные учреждения. В настоящее время МО РФ курирует 22 таких заведения, в числе которых президентские кадетские и суворовские училища, нахимовское, военно-музыкальное и пансион для девочек. Преимуществом поступления в эти специальные учебные заведения обладают:

  • дети военнослужащих;
  • дети гражданских служащих системы МО РФ;
  • дети без попечения родителей;
  • сироты.

Воспитанники обеспечиваются питанием, всем необходимым вещевым и личным имуществом. Дети учатся и живут на территории учебного заведения с 5 по 11 класс, получая всестороннее высококачественное образование. По окончании училищ они получают преимущественное право на получение военного среднего профессионального и высшего образования.

Какое военное образование доступно уже после 9 класса

Кадетские, суворовские и нахимовские училища принимают преимущественно детей на базе 4 классов. Тем не менее среди них есть те учебные заведения, куда могут поступить мальчики после 9-го класса, а в некоторые и после 8-го:

С 9-го класса принимают на учебу в некоторые учебные заведения МВД.

Поступление в военный вуз после 11 класса

Высшее военное образование доступно выпускникам 11 класса, успешно сдавшим выпускные экзамены, а также отвечающим требованиям по здоровью, физической подготовке и психологическому соответствию. Потенциальный курсант не может быть судимым, должен иметь положительные характеристики с места жительства и учебы. Для поступления в военные вузы необходимо заранее выбрать род войск, в которых хотелось бы служить впоследствии, и узнать, каких именно специалистов готовит то или иное образовательное учреждение.

Рейтинг военных учебных заведений России

Рейтинг военных университетов составлен по десятибалльной системе на основании анализа качества образования, востребованности специалистов и бытовых условий.

Выбор учебного заведения должен основываться по их принадлежности к выбранному роду войск и территориальной близости к дому.

Военное образование для девушек

Профессия «Родину защищать» традиционно считалась мужской, но история знает немало примеров, когда женщины были вынуждены вставать с оружием в руках в один ряд с мужчинами. В современной российской армии для девушек предусмотрена служба, а с 2013 года девочкам открыта дорога и в профильные военные училища на базе 9 и 11 классов. Получить там образование можно по направлению из военкомата по месту жительства.

Требования к девушкам и юношам одинаковы, за исключением нормативов по физподготовке. Перечень специальностей, по которым обучаются женщины, несколько иной, и не все училища принимают девушек в ряды своих курсантов. Предлагаем краткий список заведений военного образования, где могут учиться девушки.

Вузы Минобороны России по программам высшего образования с полной военно-специальной подготовкой:

По программе среднего профессионального образования со средней военно-специальной подготовкой:

Подробную информацию об учебных заведениях, о требуемом пакете документов, уровне образовательной подготовки и ограничениях по здоровью можно получить в военном комиссариате или на сайте выбранного военного училища.

Главному управлению кадров 100 лет

Главная Главному управлению кадров 100 лет Структура Управление военного образования Главного управления кадров

Управление военного образования Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации

Организация функционирования и развития системы военного образования – одна из важнейших функций управления военного образования Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации. Реализация этой функции включает в себя следующие задачи:

определение направлений совершенствования системы образования Министерства обороны;

разработка с участием заинтересованных центральных органов военного управления предложений по созданию, реорганизации и ликвидации образовательных организаций Министерства обороны;

координация работы органов военного управления по вопросам руководства военным образованием;

организация работы по разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов подготовки специалистов с высшим образованием и средним профессиональным образованием для Вооружённых Сил;

обеспечение разработки примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны и др.

Всего на 1 января 2018 г. в системе военного образования Минобороны России действуют 14 военных академий и 8 их филиалов, Военный университет, 12 высших военных училищ и Военный институт физической культуры, а также два средних военно-учебных заведения
(161-я школа техников и 183-й учебный центр).

В рамках развития системы военного образования и перевооружения Российской армии Минобороны России особое внимание уделяет комплексной модернизации инфраструктуры и учебно-материальной базы военно-учебных заведений.

Эта работа проводится на основе утвержденных Министром обороны Российской Федерации программ развития каждого военно-учебного заведения на период до 2020 года.

Программы предусматривают:

  • упреждающую поставку в вузы современных образцов вооружения, военной и специальной техники, а также перспективных учебно-тренировочных средств;
  • наращивание научного потенциала военно-учебных заведений;
  • создание инновационной материально-технической базы для проведения научно-исследовательских работ в области обороны и безопасности государства.
  • Уже сейчас вузы обеспечены современными и перспективными образцами вооружения на 62%, а к 2020 году их доля возрастет до 70%
  • и более.

В учебный процесс активно внедряются современные информационные образовательные технологии.

По решению Министра обороны Российской Федерации с 1 сентября 2016 года подготовка слушателей и курсантов ведётся по электронным учебникам и учебным пособиям.

В каждом вузе созданы электронные библиотеки, а в Минобороны России – единый электронно-цифровой образовательный ресурс. Все вузы подключены к федеральным и региональным электронным библиотекам,
а также к библиотекам ведущих вузов страны.

Для подготовки слушателей и курсантов подготовлено свыше 9 тысяч электронных учебников и учебных пособий, в том числе более 70 базовых электронных учебников по общим дисциплинам, которые обеспечивают общие подходы в обучении одновременно во всех вузах.

Их отличают современные способы представления информации (3D-моделирование, интерактивные приложения, видеофрагменты и др.), возможность не только изучать учебный материал, но и самостоятельно проверять свои знания и умения.

В систему подготовки военных кадров введены новые специальности, связанные с эксплуатацией и применением робототехнических систем военного назначения и комплексов с беспилотными летательными аппаратами, IT-технологиями и автоматизированными системами управления, защитой информации и информационной безопасностью.

Кроме того, на основе современных достижений науки и техники и с учетом развития средств вооруженной борьбы скорректированы программы обучения вузов по всем высокотехнологичным специальностям. Для подготовки офицеров по эксплуатации и применению робототехнических комплексов ведущими учеными и педагогами военных вузов разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности «Робототехника военного и специального назначения».

Вузы Минобороны России реализуют актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования с учетом современных достижений военной науки и техники, передового опыта войск (сил), полученного в ходе учений и тренировок, мобилизационного развертывания войск (сил), особенностей боевого применения и обеспечения боевых действий при проведении специальных операций, в том числе за пределами Российской Федерации. При этом войсковые стажировки и практики слушателей и курсантов спланированы с учетом сроков проведения мероприятий боевой подготовки войск (сил) на учениях и тренировках.

Для организации взаимодействия органов управления военным образованием министерств обороны государств – участников Содружества Независимых Государств сформирован Координационный комитет по вопросам военного образования при Совете министров обороны государств – участников СНГ и принято решение о создании Ассоциации высших военно-учебных заведений государств – участников СНГ.

С открытием Петрозаводского президентского кадетского училища завершено выполнение поручения Президента Российской Федерации о формировании сети президентских кадетских училищ, охватывающей все федеральные округа. Всего в настоящее время в Минобороны России успешно функционируют 29 довузовских учебных заведений.

В последние годы Минобороны России особое внимание уделяется привлечению в военное образование и научную деятельность наиболее способной молодежи.

В этих целях созданы школы для одаренных детей (школа IT-технологий в Военной академии связи, инженерная школа в Военно-воздушной академии и спортивная школа в Военном институте физической культуры). В Московском и Тульском суворовских военных училищах созданы научные классы суворовцев.

Первые результаты деятельности школ показали высокую мотивацию обучающихся на развитие их творческих способностей и формирование научных интересов, вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.

Планируется открытие физико-математической школы в Военной академии РВСН и школы для одаренных детей в Военном инновационном технополисе «ЭРА» в Анапе.

Кроме специализированных школ для одаренных детей во всех довузовских учебных заведениях Минобороны России особое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности по различным направлениям науки и техники. Ежегодно среди воспитанников и воспитанниц проводится фестиваль инновационных научных идей «Старт в науку». Он является своеобразной интеллектуальной площадкой, где дети не только представляют свои разработки, но и защищают их перед профессиональным жюри.

Для подготовки суворовцев используется материальная база государственных корпораций, научно-исследовательских институтов и предприятий военно-промышленного комплекса.

Для всестороннего информирования общественности о процессах, происходящих в системе военного образования, в Министерстве обороны издаётся научно-популярный журнал «Вестник военного образования». На его страницах публикуются нормативные правовые документы, освещаются вопросы истории образования, его современного состояния и перспектив развития, обсуждается образовательные технологии, методики обучения и особенности подготовки военных кадров.

Таким образом, в Минобороны России выстроена четкая система подготовки кадров от воспитанника до офицера, которая позволяет с учетом новейших достижений науки и технологий готовить специалистов для эксплуатации и боевого применения современных и перспективных образцов вооружения и военной техники.

Дальнейшее развитие системы военного образования направлено на обеспечение высокого качества подготовки военных специалистов, поддержание требуемого уровня подготовленности научно-педагогических работников, выполнение аккредитационных требований к укомплектованности профессорско-преподавательским составом вузов, модернизации учебно-материальной базы военно-учебных заведений.