История британского флота

Содержание

«Могучая бабуля» – история самого титулованного корабля британского флота

История военно-морского флота знала несколько технических революций, но две главнейшие произошли в XIX и начале ХХ века: во-первых, повсеместное внедрение парового двигателя и цельнометаллических корпусов взамен парусному деревянному флоту, и во-вторых — строительство знаменитого линкора HMS Dreadnought, ставшего родоначальником принципиально нового класса боевых кораблей, созданных по принципу «all-big-gun»: «только большие пушки».

На появление дредноутов — супер-броненосцев с единообразной артиллерией главного калибра, управляемой с единого поста главного артиллерийского офицера корабля, — серьёзно повлияли выводы, сделанные военно-морскими державами после русско-японской войны 1904–1905 годов. Стало окончательно ясно, что дальнейшая модернизация классических броненосцев невозможна и бесперспективна. HMS Dreadnought по суммарной мощи залпа превосходил целую эскадру обычных броненосцев, а учитывая преимущества централизованного управления огнём на одном корабле в сравнении с трудностями управления огнём эскадры — важность даже одного линкора нового типа была неоспорима. В свою очередь эскадра дредноутов давала грандиозное превосходство над всеми противниками.

Неслыханное английское изобретение перед Первой мировой войной вызвало буйную гонку военно-морских вооружений, новомодные (и чего скрывать, очень полезные!) дредноуты бросились строить не только все морские державы Европы, но даже весьма отдалённые государства вроде Аргентины или Чили. Впрочем, Британская империя в данном вопросе была впереди планеты всей: в соответствии с Naval Defence Act от 1889 года и концепцией Two Power Standart, Королевский флот обязан превосходить два любых других флота вместе взятых.

«Уорспайт» в доках

Если самый первый HMS Dreadnought, как и всякая новейшая техника, страдал от «детских болезней» и конструкторских ошибок (например, расположение контрольно-дальномерного поста на фок-мачте, установленной сразу за передней трубой, отчего на полном ходу имелось задымление поста), то корабли последующих серий были куда более совершенными — к 1912 году Первый лорд Адмиралтейства и будущий премьер Уинстон Черчилль приказывает отправить в серию проект супердредноутов типа Queen Elizabeth, вооружённых 15-дюймовыми орудиями.

Вторым после первенца серии, линкора HMS Queen Elizabeth, в строй вступил наш герой — HMS Warspite/»Уорспайт», ставший одним из самых легендарных британских дредноутов. Корабль был спущен на воду 26 ноября 1913 года и вошёл в состав Королевского флота 8 марта 1915.

Боевая биография

HMS Warspite прошёл через обе мировых войны и был отправлен в резерв в начале 1946 года, то есть служил Британской короне три полных десятилетия, участвовал в полутора десятках сражений и множестве менее значительных операций.

Надо заметить, что «Уорспайту» повезло почти сразу оказаться в самой гуще событий. Британский «Гранд Флит» и «Флот открытого моря» Германской империи давно искали встречи для генерального сражения — до 1916 года произошло две крупные стычки, бой в Гельголандской бухте и бой у Доггер-банки, в которых преимущество осталось за англичанами, но обеим сторонам требовалась решительная победа на море и полный разгром флота неприятеля. Возможность такой встречи представилась в мае 1916, когда немцы вышли в Северное море, а им на перехват отправились британские военно-морские силы под командованием адмиралов Джеллико, Битти и Худа.

«Уорспайт» и «Уорриор» в Ютландском сражении

«Уорспайт» входил в Пятую эскадру линкоров, более чем на час опоздавшую к началу линейного артиллерийского боя. Тем не менее с подходом тяжёлых кораблей англичане получили превосходство в огневой мощи, и германская эскадра вынуждена была отвернуть для разрыва дистанции. «Уорспайт» успел повредить линейный крейсер неприятеля «Фон дер Танн», а час спустя Пятая эскадра оказалась под перекрёстным огнём, линкор получил попадание в машинное отделение, в результате заклинило рули, и до устранения неполадок «Уорспайт» успел дважды описать циркуляцию, непрерывно находясь под обстрелом.

Шестидюймовки «Уорспайта» после Ютланда

Броня не подвела — «Уорспайт» выдерживает полтора десятка попаданий снарядов крупного калибра (от 280 миллиметров и выше), а затем отступает своим ходом в гавань Росайт в Шотландии. Эффективность данного супердредноута в Ютландском сражении довольно сомнительна, но корабль показал прекрасную живучесть. Потери за время боя составили всего 14 человек убитыми и 16 ранеными при общей численности экипажа в 925 человек.

Повреждения «Уорспайта» после Ютланда

В течение всей Первой мировой «Уорспайту» катастрофически не везло с авариями: всего за два года он успел протаранить линкоры «Бархам» и «Вэлиант», столкнулся с эсминцем сопровождения, пережил серьёзный пожар в машинном отделении и даже сел на мель в устье реки Форт, отчего значительное время провёл в ремонтных доках. В 1918 году линкор конвоировал сдавшуюся германскую эскадру в Скапа-Флоу, затем был переведён в состав Атлантического флота, а в середине тридцатых годов (1934) отправляется на капитальную модернизацию, после которой приступает к службе в Средиземноморском флоте.

Час триумфа «Уорспайта» настал с началом Второй мировой войны, первые месяцы которой выдались для флота Британии не самыми удачными — прямиком на базе ВМФ Скапа-Флоу германская подлодка U-47 под командованием Гюнтера Прина топит линкор «Ройал Оук», и «Уорспайт» срочно отзывают со Средиземноморского театра для усиления Флота Метрополии. 12 апреля 1940 года английская эскадра, состоящая из линкора и девяти эсминцев, одерживает решительную победу во Втором бое при Нарвике, целью которого было предотвращение прорыва германских кораблей из Нарвик-фьорда (Норвегия) — немцами были потеряны восемь эсминцев, а гидросамолёт «Суордфиш», запущенный с борта «Уорспайта», потопил подводную лодку.

«Уорспайт» в сопровождении эсминцев. Нарвик, 13 апреля 1940 г.

Командующий соединением адмирал Уильям Уитворт сильно рисковал, отправляя линкор в узкие фьорды, где у миноносцев было гораздо больше возможностей для манёвра, но обошлось — «Уорспайт» увернулся от торпедного залпа, а затем начал бомбардировку порта Нарвик. 24 апреля этого же года линкор при поддержке трёх крейсеров и десяти эсминцев пытается подавить береговую оборону противника в Офут-фьорде, но безрезультатно. Вскоре «Уорспайт» отзывают в Британию и снова переводят на Средиземное море.

Сражение у Пунта-Стило

В начале июля 1940 года главной заботой английского и итальянского командующих морскими силами в Средиземноморье была проводка важнейших конвоев. Итальянцам было совершенно необходимо максимально усилить свои войска на ливийской границе, так как они готовили вторжение в Египет — требовалось перебросить в Африку 13 000 солдат и 40 000 тонн грузов. Всё это нельзя было отправить на одиночных транспортах и подводных лодках, поэтому флот Италии был вынужден пойти на риск организации крупного конвоя. Итальянцы были уверены, что противник обязательно воспользуется предоставленной возможностью и попытается перехватить важный конвой, поэтому были приняты дополнительные меры по усилению эскорта, в итоге состоявшего из двух линкоров, шести тяжёлых и восьми лёгких крейсеров, а также шестнадцати эсминцев.

«Уорспайт» входит в гавань Ла-Валетты, Мальта. 1938

Англичане также начали подготовку операции, так как тоже должны были охранять конвои, в данном случае два, отправленные с Мальты в Александрию. На острове находилось много необходимых запасов, и планировалось перевести их, пока было время, для дальнейшего усиления главной оперативной базы флота в Египте. Британский адмирал Каннингхэм с главными силами Средиземноморского флота вышел в море вечером 7 июля, 8 июля часу ночи последние корабли покинули гавань. В самом начале операции флот был разделён на три группы, основная из которых сосредотачивалась вокруг флагмана — линкора «Уорспайт», на котором поднял флаг сам главнокомандующий, адмирал Эндрю Каннингхэм. В общей сложности в Александрийскую эскадру входили три линкора, один авианосец, пять крейсеров и шестнадцать эсминцев.

ВМС Великобритании (Англии)

Военно Морские Силы Великобритании (Англии)

Великобритания, страна вписавшая свое имя в историю, благодаря своему Королевскому Флоту. Для того чтобы объяснить их структуру, историю и общие характеристики лучше разделить эту статью на пункты.

Официальной датой образование Королевского военно-морских сил считается 1717-ый год, год образование парламентского королевства (после гражданской войны Великобритании 1642-1651 гг.), строй правление, которым Великобритания пользуется по сей день. Однако первые военно-морские силы были созданы еще в конце девятого века, между 871-899 годами. Король Вессекса Альфред впервые использовал флот для защиты королевства. До тринадцатого века боевые судна использовались для защиты прибережных территорий. Первое морское сражение Британского флота произошло в морском сражение «Слуиз» 1340-го года. В шестнадцатом веке, во время правления королевы Елизаветы Первой, военно-морские силы стали основным родом войск Великобритании.

Несмотря на то, что Великобритания морская страна, флот Англии еще долгое время не мог получить статус сильнейшего в мире. Сильные флотилии Франции, Испании, Португалии, Османской Империи тормозили развитие Королевского флота. Так продолжалось до восемнадцатого века. Гражданская Война построила новый строй в стране, после чего Великобритания стала развиваться быстрыми темпами во всех направлениях. Впервые название «Королевский Флот» было использовано как раз после гражданской войны, во время правления Короля Чарльза III-го.

Впоследствии поисков новых торговых путей, человечество узнало о существование Америки. Началась активная борьба за колонии всеми державами того времени. Благодаря своевременному развитию морского флота, Великобритания смогла провести успешную колониальную компанию. В итоге чего, оппоненты Великобритании в лице Испании и Франции создали коалицию против нее. Решающее сражение произошло 21-го октября 1805-го года при морском сражение «Трафалгар», где Флот Англии во главе с Адмиралом Нельсаном нанесли позорное поражение силам коалиции. В составе Королевского флота было 21 боевой корабль, в то время как коалиция 39 кораблей. Особенность этого сражение в том, что после него Великобритания стала сильнейшей морской державой в мире и разрушила идею Наполеона по захвату Великобритании. Более того морское сражение «Трафалгар» считается одним из трех великих морских сражений в истории. После этого ничего не могло остановить Великобританию в их колониальной компании и получение статуса «Империи, над которой не садится солнце». Такое положение дел продлилось вплоть до Первой Мировой Войны.

История морского флота Англии

Первыми военными кораблями Англии были гребные. На их место со временем пришли парусные корабли, которыми Великобритания пользовалась долгое время. С появлением технологии паровых машин, Адмиралтейство обратили на это свое внимание и в начале девятнадцатого века начали постройку боевых кораблей на паровых двигателях. Первым боевым судном с паровым двигателем является «Комет». Со временем параходофрегаты перешли с колесной системы хода на винтовую систему. Для этого они провели тест на мощность, где винтовые корабли показали свое превосходство. Первым большим винтовым боевым судном является фрегат «Агамемн», на борту которого было 91 корабельного орудие. Первый броненосец «Вариор» появился в 1860-ом году. В 1870-х годах с появлением торпед и морских мин, появились первые миноносцы и эсминцы. Благодаря своей развитой отрасли кораблестроение в отличие от других стран, Великобритания не имела особых проблем с постройкой кораблей и их содержанием. Однако после экономического роста других стран, Адмиралтейство ввело Двухдержавный стандарт, в следствие чего Королевский Флот должен был быть сильнее двух любых флотов мира вместе взятых. Это привело к замедлению развития мощи Великобританского Флота. 1890-х годах началась эпоха линкоров, в которой Великобритания имела весомое преимущество над остальными державами благодаря своим линкорам с 12-и дюймовыми корабельными орудиями. Однако появление подводных лодок в начале двадцатого века развеяли все мысли о преимуществе линкоров. Первая подводная лодка «Холланд I» была построена и спущена в 1901-ом году. Длина этого типа подводных лодок «7» была 19,3 метра.

Королевский Флот во время Первой Мировой Войны

Во время Первой Мировой Войны Королевский Флот еще был самым сильным в мире. Благодаря успешным военным действиям неоднократно одерживал победу в таких сражениях как в Гельголандской Бухте, при Коронеле, Фолкленский, у Доггер-Банки и конечно же в Ютландском. В последнем из перечисленных сражений Великобритания лишила всех надежд Германии на успех в море. В 1914-ом году Королевский Флот уничтожил Восточно-Азиатскую флотилию Германии. Более того военно-морской флот являлся основным защитником торговых судов своих союзников.

Другой важной стороной времен Первой Мировой Войны является использование авиации и строительство гидроавианосцев. Первый гидроавианосец «Аргус» был построен в 1918-ом году.

Королевский Флот во время Второй Мировой Войны

После Первой Мировой Войны настало время проповедей Вилсона о всемирном мире, впоследствии чего были подписаны «Вашингтонское» соглашение и «Лондонские» соглашения, ограничивающие страны в наличие флота. В связи с этим Великобритания встретила реальные проблемы, вследствие чего ей пришлось уменьшить размер своего флота.

Несмотря на ограничивающие соглашения, Великобритания вошла во Вторую Мирою Войну одним из лидеров в военно-морском показателе. Королевский Флот сыграл огромную роль в остановке фашисткой Германии, не дав последней захватить Великобританский остров. Более того военно-морские силы Британии снабжали провизиями Мальту, Северную Африку, Италию (после смерти Муссолини); проводили артиллерийскую поддержку и перекрывали стратегически важные места.

Королевские морские силы понесли реальные потери во время Второй Мировой. Успешные действия немецкого флота, в частности субмарин, потопили авианосец «Арк Роял», около 10 крейсеров, 20 эсминцев, 25 фрегатов и многие другие второстепенные военные корабли.

Королевский Флот Англии во время «Холодной» Войны

После серьезных потерь во Второй Мировой, Королевский Флот потерял статус морской державы. Безопасность Северо-Атлантического региона перешли на плечи Соединенных Штатов. Однако политика Черчилля, а затем и последователей старались восстановить былую мощь боевых кораблей. Таким образом в 1950-х и 1960-х годах Великобритания начала масштабную постройку боевых кораблей: 2 авианосца типа «Одейшес», 4 авианосца типа «Центавр», фрегаты типа «Линдэр» и эсминцы типа «Коунти». Впоследствии чего Великобритания перегнала морскую военную мощь Советского Союза. Однако Реформы 1964-го года уменьшили значимость флота, включили Адмиралтейство в состав Министерство Обороны и вывели флот с Суэцкого канала.

Во время Холодной Войны Королевский Флот был задействован во многих региональных кризисах: Ирано-Иракская Война 1962-го года, кризис в Таньганьики в 1964-ом году, кризис в Индонезии 1964-66 гг, Тресковые Войны 1965-го года и Фолелендская Война. Последняя показала мощь ВМС Великобритании.

Современное состояние флота

После сокращение финансов, Королевский Флот вновь потерял темп своего развитие. В наши дни Великобритания имеет на счету 33 боевых корабля с суммарным водоизмещением 260 000 тонн и средним возрастом 16 лет (27% кораблей моложе 10 лет). Боевые корабли:

  1. 2 авианосца типа «Квин Элизаббет» («Квин Элизаббет» и «Принц оф Уэлс»)
  2. Десантный вертолетоносец «Оушен» («Оушен» – персонал 450 человек, макс. скорость 16 узлов, проходимость 8000 морских миль).
  3. 2 Универсальных десантных корабля типа «Альбион» («Альбион» и «Булварк» – макс. скорость 17.8 узлов, длина 176 м, проходимость 8000 морских миль)
  4. 6 дестроеров типа «Даринг» («Даринг», «Даунтлесс», «Даямонд», «Дефендер», «Драгон» и «Дункан» – длина 152м, ширина 21.2, проходимость 8000 морских миль)
  5. 13 фрегатов типа «23» («Эргил», «Ярон Дьюк», «Кент», «Ланканстер», «Монмоут», «Норламберлэнд», «Монтрос», «Ричмэнд», «Портлэнд», «Сомерсэт», «Албанс», «Вестиминстер» и «Соудернлэнд»)
  6. 1 фрегат типа «26» («Глэзгоу»)
  7. 8 минных тральщика типа «Сандаун»
  8. 8 минных тральщика типа «Хант»
  9. 4 сторожевого корабля типа «Ривер»
  10. 16 патрульных катеров типа «Р2000»
  11. 4 баллистической субмарины типа «Вангуард»
  12. 6 субмарины типа «Астьют»
  13. 4 субмарины типа «Трафалгар»

Королевский Флот также имеет множество вспомогательных кораблей, авиацию и морскую пехоту.

Более того Великобритания имеет план на строительство подводных лодок типа «Дреднаут» и фрегатов типа «26».

Военно-морские силы Великобритании в какой-то период времени был самым сильным флотом в мире. Сейчас он является 4-ым флотом в мире по своей мощи и силе.

Корабли будущего — ВМС Великобритании нового поколения

  • Фрегаты «Тип 26»
    • Технические характеристики
    • Вооружение
  • Эсминцы «Тип 45»
    • Технические характеристики
    • Вооружение
  • Авианосцы «Королева Элизавета»
    • Технические характеристики
    • Вооружение

В последние года Министерство Обороны Великобритании серьезно задумалось о модернизации как армии в целом, так и флота в частности. Этому свидетельствуют немалые субсидии на развитие вооруженных сил и военной науки.

Программа по созданию современных кораблей будущего типа существует с 1998 года, но в активную свою фазу она вошла с 2010 года, когда компания BAE-Systems выиграла 4х летний контракт на разработку фрегатов «тип 26».

В этой заметке я постараюсь познакомить вас с некоторыми разработками кораблей нового типа для Королевского флота Великобритании, которые по планам Министерства Обороны должны поступить на службу в ближайшие 20 лет и оставаться там еще на ближайшие 40-50 лет.

Фрегаты «типа 26» (Type 26 Global Combat Ships)

В соответствии с утвержденной программой военные фрегаты нового «типа 26» должны быть готовы к 2021 году и начать к середине 2030х гг. заменять нынешние модели «тип 22» и «тип 23». Уже сейчас над новыми кораблями работают порядка 80 групп военных и гражданских инженеров, и число привлеченных специалистов будет увеличиваться.

Технические данные:

Изначальный проект корабля предполагал создание судна водоизмещением 6850 тонн, длинной 141 метр и стоимостью порядка 500 миллионов фунтов. 30 ноября 2010 года компания BAE объявила о том, что были произведены ряд улучшений в проекте, что позволило снизить стоимость производства одного корабля до 250-300 миллионов и улучшить некоторые характеристики будущего корабля, о которых было объявлено в мае 2011 года. По новому проекту будущий фрегат будет длинной 148 метров водоизмещением 5400 тонн и будет построен по принципу модульности. Ширина будущего судна составит 18 метров, а максимальная крейсерская скорость 24 узла. Для снижения общей стоимости корабля BAE-Systems предложила заменить газотурбинные двигатели на более низкие по стоимости дизельные, однако, это снизит максимальную скорость корабля на 2-3 узла.

Вооружение:

На будущие фрегаты предполагается устанавливать новейшие системы разведки и вооружения. Например, 3D сканеры «Артизан» (Artisan), «Сонар 2087» и ракеты противовоздушной обороны «морские перехватчики» (Sea Ceptor CAMM), которые способны поражать цели на дистанциях от 1 до 25 км. Так же, как и нынешние типы фрегатов, новые корабли будут вооружены торпедным пусковым аппаратом с легкими торпедами с акустическим наведением или торпедами нового поколения. Так же, предполагается, что эти корабли будут вооружены двумя системами для запуска противолодочных ракет «Гарпун» (Harpoon). Однако, по опубликованному в 2012 году дизайну новых кораблей можно предположить, что на них могут быть установлены новые мульти задачные (противолодочные и противовоздушные) крейсерские ракеты, например, «Персей» (CVS401 Perseus). Так же, пусковые установки могут быть заряжены противоназемными крейсерскими ракетами «Томагавк» (Tomahawk).

Стоит отметить, что при всем этом фрегат этого типа будет иметь на своем борту 1 вертолет типа «Рысь» или «Мерлин».

Дополнительное вооружение фрегата «тип 26»:

1 пушка калибра 127мм, или 1× 4.5 дюймовая пушка Mk8
2 автоматических противовоздушных систем «Фаланкс» (Phalanx CIWS)
2 30мм автоматических пушки DS30M
2 пулемета «Миниган»
4 пулемета общего назначения

Эсминцы класса «Даринг тип 45» (Type 45 destroyers)

Корабли этого класса – это военные суда нового поколения, известные так же как военные суда «класса D» или «Daring class». Первый корабль этого класса «Даринг» (HMS Daring) был спущен на воду 1 февраля 2006 года, а с 23 июля 2009 года приступил к полноценному несению службы. В данное время еще один эсминец данного типа HMS Diamond спущен на воду и проходит серию тесовых плаваний и испытаний.

Экипаж: 190 человек
Водоизмещение: 8000 тонн
Длинна: 152.4м
Ширина: 21.2м
Осадка: 7.4м
Двигатели: 2 вала комплексной электрической тяги, 2 газотурбинных двигателя «Роллс-Ройс» WR-21, 2 дизельных генератора «Wärtsilä» и 2 электромотора
Скорость: до 29 узлов
Запас топлива: 7000 миль (около 13000 км) на скорости 18 узлов

Вооружение и электроника:

Противовоздушные системы и вооружение:

Эсминцы «тип 45», корабли будущего, вооружаются принципиально новыми системами противовоздушных ракет «Sea Vipers», которые были разработаны британскими, французскими и итальянскими учеными.

Многозадачный радар для обнаружения и сопровождения воздушных целей «Сампсон» (SAMPSON) дальностью до 400км.

S1850M 3D радар, который может одновременно обнаруживать и сопровождать до 1000 целей на дальности до 400км.

3D air surveillance radar, capable of tracking up-to 1,000 targets. (range 400 km)

Цифровые электронные радары UAT Mod2.0, которые уже были установлены на HMS Daring и HMS Diamond в 2012 году

48-ми шахтная ракетная система SYLVER A-50 VLS для запуска 48 ракет «Астер» (MBDA Aster) различного типа. «Астер 15» — ракеты дальностью от 2 до 30 км против воздушных целей. Астер 30 дальностью от 3 до 120км, так же, против воздушных целей, однако, они могут поражать и баллистические ракеты.

Пушки и пулеметы:

1 пушка Mk 8 mod 1 «BAE Systems» калибром 4.5 дюйма
2 пушка KCB «Оерликон» (Oerlikon) калибром 30мм на одиночной платформе DS-30B
2 пулемета «Миниган»
6 пулеметов общего назначения (GPMG)
2 системы «Фаланкс» (Phalanx)

Противолодочное вооружение эсминца:

2 4х шахтовых ракетных установок для ракет «Гарпун» (Harpoon)
Так же, вертолеты «Lynx», которые способны взлететь по тревоге с палубы корабля, могут быть вооружены противолодочными ракетами «Sea Skua»

Противоподлодочные средства обнаружения и вооружения:

Сонар MFS 7000
Вертолеты «Lynx» и «Merlin» могут быть вооружены торпедами «Стинг Рэй» (Sting Ray)

Вооружение против наземных целей:

На текущий момент корабли данного типа не имеют ракетдля поражения наземных целей, однако, если нужда в этом появится, то пусковые шахты могут быть быстро модифицированы для запуска американских ракет «Томагавк» BGM-109.

Системы защиты и создания помех:

Система «Сигнат» (Seagnat decoy system) способна создавать помехи для радаров управляемого оружия противника. Планируется, так же, установка системы создания инфра-красных помех.

На кораблях установлена система создания помех для воздушных целей «Airborne Systems’s IDS300»

Система создания помех для торпед (Surface Ship Torpedo Defence System)

Дополнительно на кораблях будущего данного типа могут быть размещены 1-2 вертолета моделей «Lynx» или «Merlin», а так же до 60 морских пехотинцев.

Британские эсминцы класса «Даринг» или «тип 45» — это новейшие боевые корабли, и, пожалуй, самые крупные корабли сопровождения в своем классе в мире. 1 эсминец этого класса способен обнаружить и уничтожить больше целей чем 5 эсминцев существующего класса «тип 42».

Авианосцы класса «Королева Елизавета» (Queen Elizabeth class)

Строительство двух авианосцев этого нового класса идет полным ходом в британских верфях. По планам Министерства Обороны Великобритании первый корабль «Королева Елизавета» (HMS Queen Elizabeth) должен быть спущен на воду в 2016 году, а корабль «Принц Уэльский» (HMS Prince of Wales) в 2018. Всего пока запланировано построить два авианосца.

Впервые контракт на строительство этих авианосцев стоимостью в 3.9 миллиарда фунтов был анонсирован 25 июля 2007 года, но подписан был спустя лишь год – в 2008 году.

Из особенностей нового класса авианосцев можно выделить следующее:
— новейшие электронные системы и вооружение
— новый принцип к строительству корабля, когда он состоит из отдельных взаимозаменяемых модулей. Эти модули могут быть с легкостью заменены новыми взамен устаревающих или поврежденных
— новый подход к строительству кораблей будущего с обтекаемой формой, когда на палубе корабля нет практически никаких выступающих частей. Это позволяет ему быть менее заметным на радарах

Технические характеристики будущих авианосцев:

Водоизмещение: 65000 тонн
Длинна: 280м
Ширина: 70м
Осадка: 11м
Палубы: общая площадь 16000 м²
Скорость: 25 узлов
Запас топлива: 10000 миль
Экипаж: 679 человек (1600 с членами экипажей авиации)
Сенсоры и системы: S1850M радар дальнего действия, 3D радар среднего радиуса действия «Артизан» (Artisan), Электронно-оптическая система «Ultra Electronics Series 2500»

— Система «Фаланкс» (Phalanx CIWS)
— 30мм пушки и пулеметы «Миниган»
— корабль способен нести более 40 единиц авиотехники. Планируется разместить на кораблях: бомбардировщики-невидимки F-35 «Lightning II», вертолеты «Chinook», «Apache», «Merlin», «Lynx», «Wildcat»

Уважаемые читатели морского портала woships.com !

Особым интересом среди игроков World of Warships пользуются Британские военные корабли. Британское королевство во времена Второй Мировой войны имело в своем распоряжении внушительный список тяжелых военных кораблей. Сегодня мы поговорим именно о них.

Линкоры Великобритании

Появление «Дредноута» вызвало потрясение в военно-морских кругах всего мира и привело к началу «дредноутной лихорадки». Все заслуживающие внимания морские державы проявили огромное желание обзавестись кораблями нового типа. При этом, тон в начавшейся гонке морских вооружений задавала именно Великобритания. В конце 1906 — начале 1907 годов были заложены первые серийные линкоры Королевского флота — три единицы типа «Беллерофон». С технической точки зрения они представляли собой несколько усовершенствованный вариант «Дредноута». Водоизмещение незначительно увеличилось, за счёт установки более тяжёлой противоминной артиллерии и противоторпедных переборок. Толщина бортовой брони при этом уменьшилась.

Следующая серия британских дредноутов — три корабля типа «Сент-Винсент», была заложена в 1907 — 1908 годах. Являясь развитием проекта «Беллерофон», они отличались от них в основном орудиями главного калибра. Их 305-мм пушки имели длину ствола 50 калибров, вместо 45 калибров на предшественниках. Таким образом, британцы пытались увеличить бронепробиваемость своих орудий, но опыт показал недостатки этого решения. Бронепробиваемость возросла лишь на 3 %, вес башен увеличился на 50 тонн, а точность стрельбы снизилась из-за повышенной вибрации стволов. Несмотря на неудачу с новыми орудиями, следующая серия, включавшая «Нептун» и две единицы несколько отличавшихся от него типа «Коллосус», также получила их на вооружение. Основным отличием новых кораблей, заложенных в 1909 году, стало иное размещение башен, с целью обеспечить бортовой залп всеми стволами. Попытка оказалась неудачной, так как из-за риска повреждения дульными газами надстроек, огонь на борт реально могли вести лишь восемь пушек из десяти.

На дальнейшее развитие британских линкоров повлияли как политические обстоятельства, так и первый опыт эксплуатации дредноутов. Первоначально Адмиралтейство планировало закладывать ежегодно по четыре корабля дредноутного типа, но преувеличенные данные о строительстве линкоров в других странах, прежде всего в Германии, вызвали политический кризис в Великобритании, что привело к удвоению кораблестроительных программ в плане закладки капитальных кораблей.

На линкорах типа «Орион», заложенных в 1909 — 1910 годах, в количестве четырёх единиц, были применены серьёзные усовершенствования. Линкоры впервые оснастили 343-мм орудиями с длиной ствола 45 калибров, что дало солидный выигрыш в весе снаряда при повышении точности стрельбы. Все пять двухорудийных башен удалось разместить в диаметральной плоскости, благодаря чему на борт теперь действительно могло стрелять десять орудий. Бронирование усилилось, а водоизмещение существенно выросло. По сути, это были первые британские линкоры, спроектированные без особой поспешности и потому лишённые явных недостатков предшественников. Недочётами «орионов» стали низкая остойчивость и подводная защита

Следующий тип линкоров — «Кинг Джордж V», четыре единицы которых были заложены в 1911 году, практически повторял «Орион», но с некоторыми усовершенствованиями. Эту линию продолжили четыре линкора типа «Айрон Дюк». Их закладка состоялась в 1912 году. Более крупные, чем предшественники, они несли 152-мм артиллерию противоминного калибра, хотя и неудачно расположенную. Бронирование вновь усилилось. Как и предыдущие линкоры, тип «Айрон Дюк» имел скорость около 21 узла
Первоначально предполагалось заложить в 1912 году новую серию линкоров как улучшенный «Айрон Дюк», однако У. Черчилль, ставший за год до этого Первым морским лордом, приказал переработать проект под пушки калибра 381-мм, которых ещё даже не существовало. Волюнтаристское решение оказалось очень удачным и привело к появлению линкоров типа «Куин Элизабет». Число орудийных башен на них сократилось до четырёх, но размещённых по линейно-возвышенной схеме в носу и корме, но вес бортового залпа оказался больше, чем у более ранних линкоров. Освободившееся в средней части линкоров пространство было использовано для размещения дополнительных энергетических агрегатов, что позволило увеличить скорость до 24 узлов. Бронирование незначительно усилилось, увеличилось водоизмещение. Линкоры типа «Куин Элизабет» стали первыми линейными кораблями с чисто нефтяным отоплением котлов. Планировалась постройка четырёх кораблей, но фактически в 1912 — 1913 годах заложили пять единиц.

Поскольку тип «Куин Элизабет» казался слишком несбалансированным по критерию огневая мощь/броневая защита, а также слишком дорогими, на следующих линкорах типа «Ривендж» вернулись к более консервативной конструкции. При том же вооружении, скорость снизилась, но уровень защищённости несколько вырос. Пять кораблей этого типа были заложены в 1913 — 1914 годах

Список линкоров Великобритании

В времена Второй Мировой войны Великобритания обладала следующими линкорами, находящимися на боевом дежурстве на службе Королевства:

  1. «Беллерофон»
  2. «Сент-Винсент»
  3. «Нептун»/»Коллосус»
  4. «Орион»
  5. «Кинг Джордж V»
  6. «Айрон Дюк»
  7. «Куин Элизабет»
  8. «Ривендж»

Британские военные корабли — мониторы

Британский военно-морской влот обладал также рядом военных кораблей типа «Монитор». Одним из представителей этого класса кораблей является Британский монитор «Северн».

Британские броненосцы

Первый же британский по-настоящему мореходный башенный броненосец «Кэптен», низкобортный и перегруженный, перевернулся и затонул из-за малой остойчивости всего через 4 месяца службы.

Одним из мощнейших в истории броненосцев можно считать английские броненосцы серии «Лорд Нельсон».

История ВМС Великобритании

Королевский флот Великобритании достиг зенита своей славы в эпоху Наполеоновских войн. В 1797 году произошла битва при мысе Сент-Винсент, в ходе которой британская эскадра под командованием адмирала Джона Джервиса разбила испанский флот под командованием Хосе де Кордоба. 1-2 августа 1798 года, британский флот под командованием Горацио Нельсона разгромил французский в битве при Абукире, в результате которой Франция лишились флота.

Первая мировая война

Англия закончила Первую мировую войну с самым многочисленным флотом в мире, насчитывавшим 44 дредноута и линейных крейсера, 59 современных легких крейсеров, не считая трех десятков броненосцев, более сотни крейсеров возрастом старше 15 лет и свыше 400 эсминцев. Содержание подобной армады истощенной войной стране было не под силу, и в 1920-1921 годах подавляющее большинство старых кораб­лей продали на слом.

Межвоенный период. Военно-морские соглашения

По окончании Первой мировой войны Великобритания сохранила за собой лидирующее положение ведущей мировой державы с самым мощным военно-морским флотом. Однако США на западе и Япония на востоке, развивая свои военно-морские силы, явно указывали, что это лидерство вскоре будет оспорено. Так, в 1920 году Конгресс США одобрил программу создания «первоклассных военно-морских сил», в результате чего промышленности были заказаны пять новых линкоров и четыре линейных крейсера. В Японии в 1920 году правительство принимает план развития ВМС страны от существующего на тот момент флота «четыре-четыре» до флота «восемь-восемь» к 1927 году (8 линкоров + 8 линейных крейсеров). В 1921 году в Великобритании в ответ на увеличения флотов США и Японии заказываются четыре линейных крейсера по проекту G3, которые впоследствии должны были дополниться четырьмя линкорами проекта N3. Таким образом, в начале 1920-х годов сложилась ситуация, сходная с «дредноутной» гонкой вооружений первого десятилетия ХХ века.

Решения Вашингтонской, а затем и Лондонской конференций по ограничению роста морских вооружений, а также финансовые за­труднения сильно замедлили обновление материальной базы флота Великобритании в межвоенный период. На протяжении 1920-х годов бюд­жетные ассигнования неуклонно снижались и достигли своего минимума в 1932 году, составив всего 50,5 млн фн. ст. Едва заметный рост наметился лишь в середине 1930-х, и только в 1936 году выделенных средств (около 81 млн фн. ст.) оказалось достаточно, чтобы приступить к постройке новых лин­коров, а кроме того, значительно увеличить число заказанных крейсеров, эсминцев и подводных лодок.

Промышленный спад конца 1920-х — начала 1930-х годов серьезно повлиял на возможности Англии проводить перевооружение ВМС. Часть верфей закрылась, некоторые пере­ориентировались на производство, не связанное с судостроением. С расширением военного заказа стала сказываться нехватка квалифи­цированного персонала как на производстве, так и среди конструкторов. Финансовые ограничения сменились ограничениями производственного характера. Поэтому к началу Второй мировой войны большая часть все еще самого многочис­ленного в мире флота состояла из физически и морально устаревших кораблей, а большинство крупных единиц, заложенных перед войной, все еще находилось в постройке.

Вторая мировая война

Корабли ВМС Великобритании периода Второй мировой войны

На момент вступления Великобритании во Вторую мировую войну основу Королевских ВМС составлял Флот Метрополии, главной задачей которого было обеспечение господства на море, в прибрежных водах и на океанских торговых путях, ведущих к Британским о-вам. Флот Метропо­лии базировался на Скапа-Флоу и состоял из 5 линейных кораблей (Royal Sovereign, Ramillies, Royal Oak, Nelson и Rodney), 3 линейных крейсеров (Hood, Renown и Repulse), 2 авианосцев (Furious и Ark Royal), 7 крейсеров, 17 эсминцев и 22 ПЛ.

Для срыва попыток легких сил противника развернуть активные действия в южной части Северного моря из состава Флота Метрополии был выделен отряд в составе 2 крейсеров и 8 эсминцев с базированием на Хамбер. Это соединение («Силы Хамбера»), формально входя в состав Флота Метрополии, непосредственно подчинялось Адмиралтейству.

Оборону подходов к Ла-Маншу и Ирландскому морю с запада и при­крытие войсковых транспортов, идущих в порты Франции и обратно, обеспечивала базирующаяся на Портленд эскадра, получившая назва­ние «Силы Канала», в составе 2 однотипных линкоров (Revenge и Resolution), 2 авианосцев (Courageous и Hermes), 3 крейсеров и 9 эсминцев.

Дозорную службу в Датских проливах несли 8 крейсеров «Северного патруля».

Кроме того, в прибрежных водах Англии были развернуты четыре командования ВМС (Росайтское, Портсмутское, Морское и Западных под­ходов), обеспечивавшие местные оборонительные задачи, борьбу с ПЛ, траление. В состав росайтского (Росайт) входили 11 эсминцев и 4 шлюпа; портсмутского (Портсмут) — 6 эсминцев и 7 ПЛ; Норского (Дувр) — 8 эсминцев (в октябре 1939 года на его базе было развернуто Дуврское командование); Западных подходов (Плимут и Портленд) — 25 эсминцев.

Вне Британских островов самым крупным соединением являлся Средиземноморский флот. По предвоенным оперативным планам он должен был обеспечивать господство в восточной части Средизем­ного моря (западная часть входила в зону ответственности союзной Франции) и базировался в основном на Мальту, но незадолго до начала войны был переведен в Александрию. В его составе насчитывалось 3 однотипных линкора (Warspite, Barham и Malaya), авианосец (Glorious), 7 КР, 32 ЭМ и 10 ПЛ. Кроме того, в Красное море накануне войны перевели 3 ЭМ для уси­ления обороны морских сообщений, проходящих вблизи итальянских морских баз в Восточной Африке.

Еще одним подразделением ВМС Великобритании были океанские командования. В их задачу входили поиск и уничтожение вражеских рей­деров и патрулирование в узловых районах судоходства, где ожидалось появление противника.

В водах Австралии находились 6 крейсеров, 5 эсминцев и 2 шлюпа австралийских ВМС, так же как и т.н. «Новозеландский дивизион», имевший в своем сос­таве 2 крейсера и 2 шлюпа. В прибрежных водах Канады — 6 канадских эсминцев. С началом войны австралийские и канадские корабли перешли под контроль британского Адмиралтейства.

В годы войны организация английского флота претерпела ряд сущест­венных изменений, в частности, летом 1940 г. в Гибралтаре было сформировано Соединение «Н» (линейный крейсер Hood, линкоры Resolution и Valiant, авианосец Ark Royal, 2 крейсера и 11 эсминцев), призванное заменить в Западном Среди­земноморье флот капитулировавшей Франции. С вступлением в войну Японии в Индийском океане на основе Ост-Индийского командования сформировали Восточный флот, в начале 1942 года насчитывавший 5 линкоров (Warspite, Royal Sovereign, Ramillies, Revenge и Resolution), 3 авианосца (Formidable, Indomitable и Hermes), 7 крейсеров и 11 эсминцев. В конце 1944 года уже на его основе создали Тихоокеанский флот для наступления на Японию, в состав которого вошли все современные корабли английского флота, высвободившиеся после завершения войны в Европе.

Примечания

  1. для сравнения: в 1922 году на эти цели выделялось 65 млн фн. ст.