Иностранные НКО в России

Федеральный закон 121 «Об иностранных агентах»

В законе оговаривается, что к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в сфере содействия благотворительности и добровольчества.

Согласно закону, финансируемые из-за рубежа политические некоммерческие организации должны самостоятельно регистрироваться в Минюсте в качестве «иностранных агентов».

Закон предусматривает ведение реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление о включении в указанный реестр должно быть подано НКО до осуществления ею деятельности в качестве иностранного агента. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность таких организаций, а также структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций подлежит обязательному аудиту.

НКО, выполняющие функции иностранного агента, представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций, документы, содержащие отчет о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, — ежеквартально, аудиторское заключение — ежегодно. Указанные некоммерческие организации обязаны раз в полгода публиковать в интернете отчеты о своей деятельности.

Плановые проверки некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год.

Федеральным законом предусматриваются основания для проведения внеплановых проверок.

Материалы, издаваемые или распространяемые указанными НКО, в том числе через средства массовой информации или интернет, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы или распространены организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Операции по получению любой некоммерческой организацией денежных средств или иного имущества от иностранных источников на сумму, равную либо превышающую 200 тысяч рублей, подлежат обязательному контролю.

За создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан, а также за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, устанавливается уголовная ответственность.

4 июня 2014 года президент РФ подписал закон, который дает право министерству юстиции России самому включать некоммерческие организации в реестр «иностранных агентов», — Федеральный закон № 147 «О внесении изменений в статью 32 федерального закона «о некоммерческих организациях». Также законом предусматривается, что решение о включении НКО в реестр «иностранных агентов» может быть обжаловано в суде.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента »

Принят Государственной Думой 13 июля 2012 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года

Статья 1

1) часть шестую статьи 21 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 131 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон «О некоммерческих организациях») реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.»;

2) в статье 29:

а) абзац восьмой части первой изложить в следующей редакции:

«информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;

б) дополнить частью шестой следующего содержания:

«Общественное объединение, намеревающееся после государственной регистрации получать денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, обязано до начала участия в указанной политической деятельности подать в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения, заявление о включении его в предусмотренный пунктом 10 статьи 131 Федерального закона «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Такое общественное объединение ежеквартально представляет в федеральный орган государственной регистрации сведения, предусмотренные абзацем восьмым части первой настоящей статьи.»;

3) в статье 38:

а) в части третьей слова «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,» исключить;

б) дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, анализирует информацию об операциях общественных объединений, полученную им на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и (или) недостоверности указанной информации либо о том, что общественное объединение не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данного общественного объединения, по запросу указанного органа или по собственной инициативе.».

Статья 2

1) в статье 1:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Действие пункта 6 статьи 2, статей 13 — 19, 21 — 23, 28 — 30, абзаца третьего пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке.»;

б) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Действие пункта 6 статьи 2, абзаца третьего пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения.»;

в) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Действие пункта 6 статьи 2 настоящего Федерального закона не распространяется на объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.»;

2) статью 2 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее — иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.»;

3) в статье 131 :

а) пункт 5 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

«9) заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.»;

б) дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10. Сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.»;

4) пункт 1 статьи 24 дополнить абзацем следующего содержания:

«Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.»;

5) в статье 32:

а) в пункте 1:

абзац первый дополнить предложением следующего содержания: «Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту.»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений.»;

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 31 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, — ежеквартально, аудиторское заключение — ежегодно.»;

в) в пункте 31 слова «от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства» заменить словами «от иностранных источников»;

г) абзац первый пункта 32 после слова «ежегодно» дополнить словами «, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, — один раз в полгода»;

д) пункт 4 дополнить абзацами следующего содержания:

«Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации ежегодно представляет в уполномоченный орган аудиторское заключение, полученное от российской аудиторской организации (российского индивидуального аудитора), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведения, представленные структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации, или предоставляет их средствам массовой информации для опубликования.»;

е) в абзаце третьем пункта 41 слова «в пунктах 42 — 44 » заменить словами «в пунктах 42 — 46»;

ж) дополнить пунктами 45 и 46 следующего содержания:

«45 . Плановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год.

46. Основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, является:

1) истечение содержащегося в предупреждении уполномоченного органа, ранее вынесенном некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, срока устранения нарушения;

2) поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации из средств массовой информации о фактах, свидетельствующих о наличии в деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, признаков экстремизма;

3) поступление в уполномоченный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.»;

з) в пункте 5:

в подпункте 4 слова «учредительными документами;» заменить словами «учредительными документами. Такие проверки могут проводиться в отношении структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, за исключением структурных подразделений иностранной неправительственной некоммерческой организации, обладающих иммунитетом от указанных действий;»;

дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

«6) приостанавливать своим решением на срок не более шести месяцев деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 131 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Решение о приостановлении деятельности такой некоммерческой организации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.»;

и) дополнить пунктом 61 следующего содержания:

«61 . В случае приостановления деятельности некоммерческой организации, указанной в подпункте 6 пункта 5 настоящей статьи, приостанавливаются ее права как учредителя средств массовой информации, ей запрещается проводить массовые акции и публичные мероприятия, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, она подаст в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13 1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, такая некоммерческая организация возобновляет свою деятельность со дня ее включения в указанный реестр.»;

к) пункт 7 дополнить абзацем следующего содержания:

«Некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.»;

л) в пункте 14 слова «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,» исключить;

м) дополнить пунктом 141 следующего содержания:

«141 . Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, анализирует информацию об операциях некоммерческих организаций, полученную им на основании Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и (или) недостоверности указанной информации либо о том, что некоммерческая организация не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данной некоммерческой организации, по запросу указанного органа или по собственной инициативе.»;

н) дополнить пунктом 16 следующего содержания:

«16. Уполномоченный орган ежегодно представляет Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации доклад о деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, содержащий информацию об участии их в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, о поступлении и расходовании денежных средств, а также о результатах контроля за их деятельностью.».

Статья 3

1) статью 239 изложить в следующей редакции:

«Статья 239. Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан

1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Создание некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента) либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией либо структурным подразделением —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Участие в деятельности некоммерческой организации, указанной в частях первой и второй настоящей статьи, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, —

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.»;

2) главу 32 дополнить статьей 3301 следующего содержания:

«Статья 3301 . Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента

Злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в предусмотренный пунктом 10 статьи 131 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.».

Статья 4

«12 . Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 200 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 200 000 рублей, или превышает ее.».

Статья 5

1) подпункт «а» пункта 1 части второй после цифр «328,» дополнить цифрами «3301 ,»;

2) часть пятую после цифр «2291 ,» дополнить цифрами «239,».

Иностранные агенты в законодательстве зарубежных стран. Статус и деятельность

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 декабря 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о расширении списка СМИ, которые могут быть признаны иностранными агентами, а также о присвоении этого статуса физическим лицам, если они распространяют сообщения или материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, и получают финансирование из-за рубежа.

ТАСС подготовил материал о том, как прописан статус иноагента в законодательстве ряда стран.

Иностранный агент — лицо (физическое или юридическое), которое прямо или косвенно занимается политической и финансовой деятельностью в интересах иностранного государства. Законодательства многих стран налагают ограничения на деятельность иностранных агентов — СМИ, некоммерческих организаций (НКО) и физических лиц.

США

Наиболее разработанное законодательство в этой сфере действует в США, где подобная деятельность регулируется Законом о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA). Он был принят в 1938 году в ответ на пропаганду, которую вела Германия в преддверии Второй мировой войны. После ряда изменений (наиболее существенные были внесены в 1966, 1995 и 2007 годах) документ стал инструментом борьбы с лоббированием иностранных политических интересов.

Согласно закону, лица (юридические и физические, в том числе граждане США), представляющие интересы зарубежных правительств, партий, организаций, компаний или частных лиц («иностранные принципалы») — и действующие по их приказу, просьбе и направляющим указаниям обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов в Министерстве юстиции США. Закон распространяется на такие сферы, как политическая деятельность, информационные услуги, политическое консультирование, сбор или раздача финансовых средств, представление интересов иностранного заказчика перед любыми ведомствами, госслужащими США или членами Конгресса.

При регистрации агент должен дать полную информацию о себе, описать свою деятельность, структуру собственности, сообщить информацию об иностранном заказчике, полученных от него средствах (в том числе на что они были потрачены — с указанием получателей), распространяемых информационных материалах. Закон не распространяется на лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью в области религии, образования, науки и искусства. Под действие закона не подпадают официальные представители иностранных государств, в том числе дипломаты.

За нарушение закона предусмотрен штраф до $10 тыс. и/или тюремное заключение сроком до пяти лет. Иностранец, признанный виновным в его нарушении, подлежит депортации.

Деятельность иностранных агентов в США также ограничивается Параграфом 951 раздела 18 Кодекса США. Согласно ему, лица, работающие на территории США под контролем иностранных правительств, обязаны уведомлять генерального прокурора США о своей деятельности (правило не распространяется на дипломатов). Нарушителям грозит штраф (размер не указывается) или тюремное заключение сроком до 10 лет. Возможно применение обеих мер наказания.

На начало декабря 2019 года в списке действующих иноагентов на сайте Минюста США числятся 464 физических и юридических лица.

Австралия

В 2018 году в стране был принят Закон о программе прозрачности иностранного влияния (начал действовать 10 декабря 2018 года). Согласно ему, иностранные агенты — лица, работающие на территории Австралии под контролем иностранных правительств, должны подробно описывать свою деятельность в публичном реестре. Это сделано для того, чтобы члены правительства, принимающие решения, и представители общественности могли получить доступ к информации о характере и степени иностранного влияния в стране. Под действие закона подпадают лоббирование в парламенте и СМИ, предоставление финансовых средств. Осуществление деятельности при отсутствии регистрации, невыполнение обязанностей по Программе прозрачности или предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации является уголовным нарушением, за которое предусмотрен штраф или лишение свободы до пяти лет. В настоящее время в регистре прозрачности зарегистрировано около 50 компаний и частных лиц.

Венгрия

В июне 2017 года парламент страны принял закон, усиливающий контроль над НПО с иностранным финансированием на сумму не менее €24 тыс. в год. Согласно закону, эти НПО должны быть зарегистрированы как «организации, получающие иностранное финансирование», указывать этот факт на всех мероприятиях и в публикациях, предоставлять ежегодную подробную отчетность о своей деятельности. В случае невыполнения этих требований организации могут быть закрыты. В Венгрии прошли регистрацию 152 НПО с иностранным финансированием, однако многие организации проигнорировали закон (всего в стране более 56 тыс. НПО).

Израиль

В июле 2016 года был принят Закон о прозрачности финансирования НПО. Так, если организация получает из иностранных источников более половины своего финансирования, то она обязана указывать своих зарубежных спонсоров в соответствующих документах. Также это должно быть прописано в публикациях СМИ, если речь идет о таких НПО. В случае нарушения этого закона предусмотрен штраф в размере в 29,2 тыс. шекелей (около $8,4 тыс.). В 2018 году в Израиле в статусе иностранных агентов было зарегистрировано 27 НПО.

Разработка законодательства в других государствах

В ряде стран предпринимаются попытки разработать законы об иноагентах. Так, в марте 2018 года стало известно о подготовке такого закона в Эстонии. По словам министра юстиции Урмаса Рейнсалу, документ должен пресечь «деятельность организаций, работающих по заданию и при финансовой поддержке других стран», которые пытаются повлиять на «формирование общественного мнения в Эстонии». В мае 2019 года министр внутренних дел Великобритании Саджид Джавид заявил о необходимости ввести практику «регистрации иностранного агента» с целью уменьшить «враждебную деятельность» против Великобритании со стороны ряда государств, включая Россию.

В ноябре 2012 года вступил в силу закон, который позволил Министерству юстиции признавать некоммерческие организации иностранными агентами, если они получают средства из-за рубежа и занимаются «политической деятельностью». Последний термин может трактоваться весьма широко — под политической деятельностью может пониматься любая попытка повлиять на власть или давать оценку происходящему в стране. Маркировать себя иностранными агентами пришлось даже тем организациям, руководители которых прежде намеревались игнорировать закон. Руководители НКО говорят, что ярлык агента влияет на отношения с представителями властных структур. Директор «Левада-центра» Лев Гудков сказал “Ъ”, что из-за этого статуса доходы центра сократились на 20%.

Поправки, вводящие в закон об НКО понятие организаций, «выполняющих функции иностранного агента», были подготовлены в администрации президента (АП), а в Госдуму внесены группой депутатов накануне окончания весенней сессии 2012 года. Радикальность изменений вызвала шок у некоммерческого сектора: иностранными агентами решили признавать НКО, получающие средства от зарубежных источников и при этом «участвующие в политической деятельности». Такие организации Минюст получил возможность включать в специальный реестр иностранных агентов. У НКО появилась обязанность указывать на своих материалах, что они «распространены организацией, выполняющей функции иностранного агента». Поправки вступили в силу 20 ноября. Закон принимается для того, чтобы россияне «четко понимали, где мнение, высказанное зрелым гражданским обществом, а где мнение, которое высказали НКО, выполняющие функции иностранного агента», говорил депутат-единоросс Александр Сидякин. Единороссы сравнивали поправки с американским законом FARA (The Foreign Agents Registration Act), который, правда, появился в США еще в 1938 году для противодействия нацистской пропаганде, а позже использовался сенатором Маккарти для «охоты на коммунистов».

Сейчас в реестре Минюста находится 88 НКО. В 2012 году директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, член президентского Совета по правам человека (СПЧ), говорил, что организация не будет выполнять требования закона, если окажется иностранным агентом. Сейчас сайт «Совы» снабжен пометкой, что центр «был 30.12.2016 принудительно внесен Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента». Господин Верховский говорит, что такая пометка вынужденная, поскольку штраф за неисполнение требования закона составляет 300 тыс. руб., а «Сова» пытается обжаловать присвоение статуса иностранного агента и уже проиграла в Мосгорсуде. По итогам рассмотрения в российских судах НКО хочет обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). «Отношение к нам не поменялось, но это в Москве, в этом году мы мало выезжали в регионы»,— говорит директор «Совы».

За отсутствие пометки о статусе четыре раза штрафовали правозащитный центр «Мемориал», сообщил “Ъ” председатель совета центра Олег Орлов. Теперь на сайте организации указано, что она включена в реестр Минюста, однако считает «закон об НКО, “иностранных агентах”, противоречащим Конституции РФ и нарушающим право на свободу объединений». «Мемориал» также намерен обжаловать свой статус в ЕСПЧ. «После получения статуса иностранного агента совместные проекты с государством, приглашение ведомств на семинары перечеркнуты,— говорит Олег Орлов.— Провести мероприятие на Северном Кавказе по, казалось бы, интересной для властей теме борьбы с радикализацией молодежи вдруг оказалось невозможным ни в одной из республик». По его словам, резко выросли издержки: «аудит, плановые и внеплановые проверки».

Не хотело добровольно вступать в реестр иноагентов и российское отделение Transparency International (следит за уровнем коррупции), но было включено в него в апреле 2015 года. НКО выполняет требования закона, заявил “Ъ” пресс-секретарь организации Глеб Гавриш, а после включения в реестр увеличилась нагрузка на административный отдел. «Перед Минюстом мы регулярно отчитываемся, предоставляем данные о финансировании и о проектах. Летом мы подали отчет больше чем на тысяче листов»,— говорит он. Давления на НКО нет до того момента, пока «не нужно давление оказывать», считает господин Гавриш: «С тех пор как нас внесли в реестр, мы осознаем, что не можем жить в спокойном режиме».

Аналитический «Левада-центр» включили в реестр 5 сентября 2016 года, после чего директор центра Лев Гудков заявил о несогласии с решением Минюста. Теперь публикация каждого проведенного центром опроса на его сайте сопровождается отсылкой к этому заявлению и упоминанием о том, что НКО состоит в реестре иностранных агентов. Социологи оспаривали решение Минюста в судах и теперь направили жалобу в ЕСПЧ, сообщил “Ъ” господин Гудков. По его словам, пока статус не повлиял на «технологию работы: ни на методику опроса, ни на характер задаваемых вопросов», более того, граждане не придают этому «абсолютно никакого значения». «Но руководящие работники администраций на местах стали отказываться от интервью, порой ссылаясь на якобы запрет ФСБ. За прошедший год было семь таких случаев в различных регионах страны»,— рассказал он. Интервью с представителями властных структур необходимы для качественных исследований. Повлиял статус и на доходы центра, которые сократились на 20%. «Многие клиенты, как отечественные, так и зарубежные, не рискуют работать с организацией, положение которой нестабильно»,— сожалеет Лев Гудков.

Из-за введенных позже законодательных ограничений «Левада-центр» не имеет права теперь вести исследования во время избирательных кампаний, подчеркивает господин Гудков (см. “Ъ” от 23 января 2016 года). Хотя пять лет назад законодатели утверждали, что статус иностранного агента ни в чем не ограничивает права НКО. Это не единственное дополнительное ограничение, появившееся после 2012 года. К примеру, теперь НКО—иностранный агент не вправе направлять своих представителей в общественные комиссии по соблюдению прав человека в тюрьмах. Как считает глава «Мемориала» Олег Орлов, закон серьезно повлиял на региональные НКО: «Они просто не могут выдержать нагрузку. Резко снижается эффективность работы, арендаторы начинают разрывать договоры. В регионах это действительно страшно».

Смягчить и конкретизировать некоторые нормы просил СПЧ. «Мы хотели уточнить понятие “политическая деятельность”, а в результате уточнили его так, что теперь любая публичная деятельность может считаться политической,— сказал “Ъ” глава СПЧ Михаил Федотов.— Также совместно с Минюстом в ручном режиме мы ознакомились со всеми НКО, включенными и включаемыми в реестр иностранных агентов. В результате сократился сам реестр».

Поправки к закону об НКО СПЧ предлагать пока не будет, но продолжит вести мониторинг правоприменения по договоренности с первым заместителем руководителя администрации президента Сергеем Кириенко, сказал господин Федотов. Закон имеет только «политический смысл», поскольку он пять лет назад стал «реакцией на антироссийскую позицию ряда зарубежных стран» по итогам президентских выборов, считает Михаил Федотов: «С того момента и начался большой геополитический раздрай, при котором наша власть обычно начинает “бомбить Воронеж”».

Ольга Лукьянова, Виктор Хамраев, Иван Синергиев

Внесение в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций

Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации предоставляет государственную услугу по принятию решения о внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Информация о государственной услуге размещена в соответствующем разделе официального сайта Минюста России.

Порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций определен Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в указанном федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения – отделения, филиалы и представительства.

Правоспособность филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации возникает со дня внесения в реестр сведений о соответствующем структурном подразделении иностранной некоммерческой неправительственной организации.

При этом филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства. Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» установлена ответственность структурных подразделений в случае нарушения ими действующего законодательства.

Так, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения филиалом или представительством иностранной некоммерческой организации действий, противоречащих заявленным целям и задачам, Минюст России вправе вынести руководителю соответствующего структурного подразделения письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

В случае непредставления структурным подразделением в установленный срок предусмотренной отчетности, соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств либо ликвидировано (применительно к отделениям).

Структурное подразделение может быть также исключено из реестра филиалов и представительств в случае если деятельность филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации не соответствует заявленным в уведомлении целям, а также представленным в порядке отчетности сведениям.

В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» Минюст России направляет структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления на территории Российской Федерации программы или ее части. Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившее указанное решение, обязано прекратить деятельность, связанную с осуществлением данной программы в указанной в решении части. Невыполнение указанного решения влечет за собой исключение соответствующего филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Кроме того, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства Минюст России вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества.