Граф полусахалинский

Граф Полусахалинский

Граф Полусахалинский

Сергей Юльевич Витте

1-й Председатель Совета Министров Российской Империи

19 октября 1905 — 22 апреля 1906
Предшественник: Должность учреждена
Преемник: Иван Логгинович Горемыкин

13-й Министр финансов Российской империи

30 августа 1892 — 16 августа 1903
Предшественник: Иван Алексеевич Вышнеградский
Преемник: Эдуард Дмитриевич Плеске

14-й Министр путей сообщения Российской империи

1891 — 30 августа 1892
Образование: Новороссийский университет
Учёная степень: Кандидат физико-математических наук
Вероисповедание: Православие
Рождение: 17 (29) июня 1849
Тифлис, Грузия
Смерть: 28 февраля (13 марта) 1915
Петроград
Похоронен: Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры
Отец: Юлий Федорович Витте
Мать: Екатерина Андреевна Фадеева
Супруга: Матильда Лисаневич
Дети: сыновья: Александр, Борис и Сергей
дочери: Ольга и София
Награды:

Запрос «Витте» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения.

Серге́й Ю́льевич Ви́тте (29 июня 1849 — 13 марта 1915) — граф, российский государственный деятель, министр финансов России (1892—1903), председатель комитета министров, Председатель Совета Министров Российской Империи (1905—1906).

  • 1 Основные достижения Сергея Витте
  • 2 Происхождение и первоначальный период жизни (до 1892)
  • 3 Деятельность на посту министра финансов
  • 4 После отставки с поста министра финансов (с 1903)
  • 5 Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
  • 6 Награды
  • 7 Герб графа Витте
  • 8 Библиография
  • 10 См. также
  • 11 Примечания

Основные достижения Сергея Витте

  • Манифест 17 октября 1905, обещавший гражданские свободы.
  • При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи.
  • Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.
  • Провёл денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля.
  • Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.
  • Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провёл реформу налогообложения промышленности.
  • Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.
  • Проявил незаурядные дипломатические способности (Союзный договор с Китаем, заключение Портсмутского мира с Японией, торговый договор с Германией.

Происхождение и первоначальный период жизни (до 1892)

Происходит из немецко-балтийского рода, имеющиего голландские корни, переселившегося в Прибалтику во времена шведского владычества и получившей потомственное дворянство в 1856.

Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. Его отец, Юлий Федорович Витте (нем. Julius Witte, 1814—1867), член совета кавказского наместника, принадлежал к псковско-ливонскому рыцарству (дворянству), изучал металлургию и имел поместье в Пруссии. Перешел из лютеранства в православие для женитьбы на Екатерине Андреевне Фадеевой (из рода князей Долгоруковых), дочери саратовского губернатора А. М. Фадеева, сестре известного писателя, генерал-майора Р. А. Фадеева и Е. А. Ган. Двоюродные сестры Витте — основательница Теософского общества Е. П. Блаватская и писательница Вера Петровна Желиховская.

Сергей Витте учился в I кишинёвской русской гимназии. В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье С.Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора.

Вскоре оставил службу в канцелярии и посвятил себя более денежному железнодорожному делу. Поступил на службу в Управление казённой Одесской железной дороги, где дослужился до начальника эксплуатации. Был отмечен за эффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

После образования «Общества Юго-Западных железных дорог» работал начальником эксплуатационного отделения при правлении в Петербурге (в 1879), с 1880 — начальник эксплуатации (в Киеве).

В 1879 женился на Н. А. Спиридоновой (урождённой Иваненко), дочери черниговского предводителя дворянства. До этого, по словам самого С.Витте, он «знал всех более-менее выдающихся актрис» в Одессе.

В 1883 опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов. Помимо основной темы С.Витте затронул во втором издании этой работы политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

В 1886 занял пост управляющего частного «Общества Юго-Западных железных дорог» (Киев). Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).

Графиня М.И.Витте. фотография Карла Буллы (1905 год)

В этот период познакомился с императором Александром III. По легенде, С.Витте на глазах императора вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С.Витте после крушения царского поезда в 1888.

10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Получал доплату к жалованью из личных денег императора с целью компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу.

Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В своё подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность.

В 1889 опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

В 1890 умирает первая жена С.Витте.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С.Витте. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

В феврале-августе 1892 — Министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов.

В 1892 женился на М. И. Лисаневич, удочерив её ребёнка (своих детей у Витте не было). Женитьбе предшествовал скандал, так как С.Витте начал встречаться с М.Лисаневич до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить С.Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведённой еврейке тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые тёплые отношения С.Витте с высшим светом ещё более ухудшились.

Деятельность на посту министра финансов

Илья Репин. Портрет Витте. 1890-е

В конце 1892 С.Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С.Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием.

Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной.

В 1894 году получает почётное звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.

С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб.

С 1896 — статс-секретарь.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

С. Ю. Витте на посту министра финансов (фото 1902)

Выступал против попыток упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. В 1897 заявил, что «в России теперь происходит то же, что случилось в своё время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон». Выход, по его мнению, для дворянства один — обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства.

При активном участии С.Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.

В 1898 выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур.

Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.

Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С.Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

Впоследствии С.Витте неоднократно подчёркивал, что П. А. Столыпин «обокрал» его, использовав его идеи.

C 1899 — действительный тайный советник.

В этом году добился снятия ряда ограничений для иностранных инвестиций в экономику.

В 1899 C.Витте принял участие в деле по осуждению Саввы Мамонтова. С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

После отставки с поста министра финансов (с 1903)

Портрет С. В. Витте. Художник И. Репин Витте на пароходе во время путешествия в Америку (1905)

В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров. Во время событий 9 января Витте снял с себя всякую ответственность за действия правительства.

С 1903 г. — член Госсовета, назначался к присутствию на 1906—1915.

С 1903 г. — член комитета финансов, с 1911 г. по 1915 г. — его Председатель.

Летом 1905 Николай II посылает Витте в Портсмут (США) для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведён в звание графа. Так как ему удалось выторговать у Японии половину Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

В октябре 1905 г. Витте представил царю записку о необходимости реформ, в которой, в частности, писал: «Ход исторического процесса неудержим. Идея гражданской свободы восторжествует если не путём реформы, то путём революции… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма, — они будут неудачны, но они будут, несомненно, — разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права».

В.И Ленин писал о Витте :

Царю одинаково нужны и Витте, и Трепов: Витте, чтобы подманивать одних; Трепов, чтобы удерживать других; Витте — для обещаний, Трепов для дела; Витте для буржуазии, Трепов для пролетариата… Витте истекает в потоках слов. Трепов истекает в потоках крови.

Руководил подавлением революции 1905 г., организовывал «экзекуционные поезда». В архивах сохранилось его письмо, посланное министру внутренних дел Дурново 11 марта 1906 .

…Для вящего устрашения лиц, стремящихся посеять смуту, Совет министров признал полезным ныне же сформировать на главнейших узловых станциях особые экзекуционные поезда с воинскими отрядами, которые в случае надобности могли бы своевременно быть отправлены на линию для водворения порядка…. Подписал: граф Витте

Могила Витте в Александро-Невской лавре Бюст в СПбГПУ

В 1905 г. под руководством Витте был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства — Государственную думу.

С октября 1905 г. по апрель 1906 г. — председатель реформированного Совета министров.

В 1906 г. провёл успешные переговоры с Францией о получении крайне необходимого займа. Одновременно осуществил проект по улучшению имиджа России в глазах общественного мнения Франции (путём работы с французской прессой и подкупа ряда журналистов). Ранее аналогичную работу вели в прессе США. Витте был одним из первых российских политиков, осознавших важность влияния на общественное мнение.

Витте был отправлен в отставку 22 апреля 1906 года, интриговал, даже пытался использовать Григория Распутина, чтобы вернуться к власти. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти в 1915 г.

Николай II: «Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением».

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

1898 — 28.02.1915 — особняк К. Ф. Штемберга — Каменноостровский проспект, 5.

Награды

  • Орден Святого Александра Невского
  • Орден Святого Владимира
  • Орден Святой Анны
  • Орден Почётного легиона (Франция)
  • Почётный гражданин Екатеринбурга (1896)
  • Орден Прусской короны

Герб графа Витте

С. Ю. Витте после заключения Портсмутского мира с Японией получил титул графа.

11 апреля 1906 Департамент герольдии утвердил следующее описание графского герба С. Ю. Витте:

В лазоревом щите стоящий на задних лапах золотой лев с червлёными глазами, языком и когтями. Он опирается правой лапой на золотой ликторский пук, а левой — держит серебряную оливковую ветвь. В вольной золотой части щита — чёрный государственный орёл с червлёным щитком на груди, на коем вензелевое изображение имени государя императора Николая II. Щит украшен графскою короною и увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: два чёрных орлиных крыла, намёт — лазоревый с золотом.

Пояснялось, что ликторский пук (символ власти, законности) означает административную деятельность Витте, оливковая ветвь (символ мира) — исполненное им поручение по заключению Портсмутского мира, а орёл — символ возведения Витте в графское достоинство.

Герб графа Витте внесён в Часть 18 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 2

Его противники, пародируя специальные почётные фамилии-титулы (пожалование которых зачастую сопровождало награждение родовым титулом), стали называть его графом Полусахалинским (поскольку половина острова Сахалин была уступлена Японии).

Библиография

  • Витте С. Ю. Воспоминания. М., 1960
  • Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве (1902)
  • Витте С. Ю. Всеподданнейший доклад министра финансов…февраль 1899 г.
  • Протокольная запись выступлений министра финансов С. Ю. Витте и министра иностранных дел М. Н. Муравьева на совещании министров под председательством Николая II
  • Степанов С. С. Ю. Витте (исторический портрет)
  • Игнатьев А. В. С. Ю. Витте — дипломат. М., 1987.
  • Корелин А. П. Сергей Юльевич Витте // Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.
  • Тарле Е. В. Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики
  • Троцкий Л. Граф Витте

Ссылки

  • Сочинения Витте на сайте Lib.ru: Классика

См. также

  • Список министров финансов Российской империи
  • 100-летие эмиссионного закона Витте — серия памятных монет Банка России.
  • Векшина Ю. А. Граф В. Н. Коковцов — государственный деятель Российской империи. — СПб.: Нестор-История, 2008.

Примечания

Предшественник:
Иван Дурново
Главы Правительства России
1903—1906
Преемник:
Иван Горемыкин
Предшественник:
Иван Вышнеградский
Министры финансов России
1892—1903
Преемник:
Эдуард Плеске

Премьер-министры России

Комитет Министров
Российской империи

Румянцев • Салтыков • Вязмитинов • Лопухин • Кочубей • Новосильцев • Васильчиков • Левашов • Чернышёв • Орлов • Блудов • Гагарин • Игнатьев • Валуев • Рейтерн • Бунге • Дурново • Витте

Совет Министров
Российской империи

Витте • Горемыкин • Столыпин • Коковцов • Горемыкин • Штюрмер • Трепов • Голицын• Львов

Временное правительство

Львов • Керенский

Российская СФСР

Ленин • Рыков • Сырцов • Сулимов • Булганин • Вахрушев • Косыгин • Родионов • Черноусов • Пузанов • Яснов • Козлов • Полянский • Воронов • Соломенцев • Воротников • Власов • Силаев • Лобов (и.о.) • Ельцин (как президент)

Советский Союз

Ленин • Рыков • Молотов • Сталин • Маленков • Булганин • Хрущёв • Косыгин • Тихонов • Рыжков • Павлов • Силаев

Российская Федерация

Ельцин (как президент) • Гайдар (и.о.) • Черномырдин • Кириенко • Черномырдин (и.о.) • Примаков • Степашин • Путин • Касьянов • Христенко (и.о.) • Фрадков • Зубков • Путин

Дипломатия великих держав в 1871—1913 годах

Великие державы

Британская империя · Германская империя · Третья французская республика · Российская империя · Австро-Венгрия · Италия · Японская империя · США

Договоры и соглашения

Франкфуртский мир · Союз трёх императоров · Берлинский конгресс · Берлинский трактат (1878) · Двойственный союз · Тройственный союз 1882 · Конференция по Конго · Договор перестраховки · Франко-русский союз · Московский договор 1896 · Австро-русское соглашение 1897 · Англо-германское соглашение 1898 · Гаагские конвенции и декларации 1899 и 1907 · Англо-японский союз · Англо-французское соглашение 1904 · Соглашение Кацура — Тафта · Бьёркский договор · Альхесирасская конференция · Англо-русское соглашение 1907 · Русско-итальянское соглашение 1909 · Фесский договор · Потсдамское соглашение (1911) · Балканский союз · Антанта

Дипломатические
кризисы и конфликты

Большая Игра · Колониальный раздел Африки · Англо-германский антагонизм · Англо-русский конфликт 1885 · Франко-германский конфликт 1887 · Англо-португальский кризис 1889—1890 · Багдадская железная дорога · Фашодский кризис · Экономический кризис 1900-1903 годов · Танжерский кризис · Боснийский кризис · Агадирский кризис

Военные конфликты

Русско-турецкая война 1877—1878 · Англо-зулусская война · Англо-бурская война (1880—1881) · Франко-тунисская война · Англо-египетская война · Вторая франко-вьетнамская война · Третья англо-бирманская война · Франко-китайская война · Бой на Кушке · Первая франко-дагомейская война · Вторая франко-дагомейская война · Японо-китайская война (1894—1895) · Итало-эфиопская война (1895—1896) · Англо-занзибарская война ·Испано-американская война · Ихэтуаньское восстание · Завоевание Францией Чада · Англо-бурская война (1899—1902) · Филиппино-американская война · Русско-японская война · Революция 1905—1907 годов в России · Антияпонское сопротивление в Корее в 1905—1910 гг. · Младотурецкая революция · Итало-турецкая война · Русская интервенция в Персию 1911 · Балканские войны

Дипломаты и политические
деятели эпохи

А. М. Горчаков · С. Ю. Витте · Н. К. Гирс · В. Н. Ламсдорф · А. П. Извольский · П. А. Столыпин · С. Д. Сазонов · О. Бисмарк · Б. Бюлов · А. Кидерлен-Вехтер · Г. Ягов · А. Циммерман · Т. Делькассе · Ж. Камбон · Д. Ллойд Джордж · Э. Грей · Дж. Чемберлен · Б. Дизраэли · Д. Андраши · А. Эренталь · Ито Хиробуми · Ямагата Аритомо

Пять интриг «графа Полусахалинского»

Благодаря его реформам в конце XIX века в стране бурно развивалась сеть железных дорог и промышленность, был построен Транссиб и Китайско-Восточная железная дорога, соединившие Владивосток с центральными регионами страны, проведена валютная реформа, укрепившая рубль. Витте заключил мир после Русско-Японской войны (Портсмутский мирный договор) и даже хотел дать России конституцию, однако успел только подготовить знаменитый «Манифест 17 октября», которым была учреждена Государственная Дума, имевшая законодательное право. И сторонники, и противники Витте сходятся в одном: он обладал необыкновенной интуицией, «нюхом», и не гнушался любыми методами, применяя маккиавелливский принцип «цель оправдывает средства». В день его смерти «РГ» вспоминает пять самых ярких интриг Сергея Юльевича Витте.

1. Назначение на должность министра финансов

Сергей Витте сделал фантастическую для своего времени карьеру. Начав со скромной должности в управлении Одесской железной дороги в 1870 году, через несколько лет Витте возглавил службу эксплуатации, а к 1879 году стал начальником эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог и переехал Петербург.

С 1878 года членом правления Общества был Иван Алексеевич Вышнеградский, а с 1881 по 1886 — его председателем. В течение 15 лет на различных должностях он был непосредственным начальником Витте, ему отчасти обязан Сергей Юльевич своим возвышением. Продвигаясь по служебной лестнице, Вышнеградский «паровозом» тащил за собой и Витте. Возглавив в 1887 году министерство финансов, Вышнеградский предложил Витте должность директора департамента железнодорожных дел в «минфине». Вместе с этим креслом Витте получил и чин: из титулярного советника его произвели сразу в статские, что в тогдашней табели о рангах равнялось генеральскому званию. Витте «скакнул» сразу на шесть ступеней по служебной лестнице — это было невероятно! А через год стал уже министром путей сообщения.

Чем же отплатил протеже своему покровителю? Подсидел его!

Когда Вышнеградский получил пост министра финансов, ему было 56 — не так уж много. Однако через несколько лет, в 1892 году, воспользовавшись болезнью Вышнеградского, Витте начал распускать слухи о его неадекватности и психическом расстройстве. Были у Витте покровители посильнее непосредственного руководителя — «железнодорожному» министру благоволил сам царь, еще с тех времен, когда дерзкий и умный начальник службы эксплуатации Одесской железной дороги за год до крушения царского поезда у станции Борки предсказал эту катастрофу. И не просто предсказал, а набрался наглости поспорить с адъютантами Его Величества и добиться, чтобы на вверенном ему участке дороги состав с монаршим пассажиром двигался с соблюдением правил безопасности. Вот государю Витте и начал нашептывать, что старик Вышнеградский, мол, тронулся умом, немощен телом и духом, и пора его отправлять в отставку.

Кроме того, имела место и некрасивая история с обвинением Вышнеградского во взятке в 500 тысяч рублей от Ротшильда, о которой пишет Витте в своих воспоминаниях. Министру финансов удалось оправдаться, но «осадочек остался». Обвиняли Вышнеградского и в голоде 1891 года — из-за его экспортоориентированной политики и вывозу зерна за рубеж.

Александр III внял советам избавиться от старика после того, как совершенно больным и «со странными речами» он приехал на доклад к императору, которого Витте уже успел предупредить о нездоровье сановника. В 1892 году Александр отправил Вышнеградского в отставку, а на его место назначил Витте. Сергей Юльевич прослужил министром финансов рекордных 11 лет.

Впрочем, версию о том, что Витте подсидел своего покровителя, опровергает историк Сергей Ильин в биографии, изданной в серии «Жизнь замечательных людей». «Придворные сплетники пустили слух, что якобы Витте из честолюбия подсидел Вышнеградского, коварно спихнул его с места, — пишет Ильин. — Именно так истолковала поступок Витте небезызвестная Александра Богданович, хозяйка великосветского петербургского салона. Ее дневник, впервые изданный еще в 20-х годах XX века, до сих пор историки используют с полным доверием».

По версии Ильина, Витте относился к Вышнеградскому с пиететом, но напряженная работа на самом деле подорвала его здоровье, а после его ухода единственным реальным претендентом на должность был Витте. Что, однако, не отменяет выгодности сложившихся обстоятельств для самого Витте.

На посту министра финансов Витте провел самую успешную в истории России денежную реформу, введя так называемый «золотой стандарт» — рубль стал свободно обмениваться на золото и превратился в одну из самых устойчивых мировых валют. Рубль стал даже крепче доллара — ни до, ни после Витте этого не удавалось добиться никому. Одновременно в стране уменьшилась денежная масса, а приток иностранных инвестиций в промышленность увеличился. Заслуги в успешно проведенной денежной реформе обычно целиком приписываются Витте, но многие историки говорят о том, что готовить ее стал еще Вышнеградский, и Витте лишь завершил начатое им дело.

2. Строительство КВЖД

«Выходец» из железнодорожного ведомства, одним из залогов успешного развития страны Витте видел строительство сети железных дорог. Особенно важно это было, учитывая российские расстояния и активное заселение Сибири крестьянами после отмены крепостного права. Витте был одним из инициаторов строительства Трассибирской магистрали, он же был автором идеи строительства Китайско-Восточной железной дороги — КВЖД.

Строительство Транссиба началось в 1891 году. Дорогу проложили за 10 лет — в рекордные сроки. По замыслу Витте, она должна была стать связующим звеном между Европой и Азией и составить реальную конкуренцию Суэцкому каналу и Дарданеллам. С началом строительства Транссиба у Витте возникла мысль «срезать» путь — проложить ветку через северные провинции Китая. По мнению одних историков, таким образом Витте надеялся «сэкономить» и одновременно установить протекторат России над Китаем, как можно быстрее получить выход к незамерзающим тихоокеанским портам и усилить свое присутствие в регионе, где все более агрессивно вела себя Япония, в 1894-1895 годах захватившая часть территорий Китая и с островов перешедшая на материк. По мнению других, Витте преследовал меркантильные интересы своей «олигархической группы».

Как бы то ни было, для начала требовалось договориться с китайцами и добиться их согласия на строительство российской железной дороги на их территории.

Еще во время первого визита в Китай в 1890 году Витте подружился с влиятельным китайским сановником Ли Хунчжаном. В 1896 году Ли Хунчжана, бывшего при дворе богдыхана кем-то вроде «канцлера», в качестве официального представителя Китая пригласили на коронацию Николая II. В долгом пути в Петербург китайского посланника развлекал Витте. Министр, предметно изучивший «чайные церемонии» восточной дипломатии, витийствовал и не спешил преступить к своей миссии. «Когда имеешь дело с китайцами, прежде всего не надо спешить, так как это считается у них дурным тоном», — писал Витте в своих воспоминаниях. Витте «обрабатывал» Хунчжана несколько недель, устраивал ему самые пышные приемы, курил вместе с ним кальян, но ни словом не позволял себе обмолвиться о главном.

В конце концов у китайского посланника у первого не выдержали нервы, и он начал говорить без обиняков. Во многих источниках упоминается, что Витте вручил Ли Хунчжану взятку в 500 тысяч рублей. В своих воспоминаниях Витте это отрицает. Тем не менее, в 1896 году в Санкт-Петербурге был подписан секретный российско-китайский договор, а уже на следующий год, в 1897 началось строительство КВЖД. Помимо разрешения на прокладку железной дороги Россия получила торговые льготы, а также разрешение на добычу угля в Китае. Через несколько лет этот договор будет стоит Хунчжану должности, а двоим китайским сановникам — ближайшему помощнику Хунчжана и послу Китая в Петербурге — жизни.

КВЖД обошлась России 1,5 миллиарда рублей — баснословную по тем временам сумму. Для финансирования ее строительства специально был создан Русско-Китайский банк, учредителем которого выступила группа французских банков и Петербургский международный банк. Директором стал Адольф Ротштейн — доверенное лицо Витте. В ряде документов говорится, что на взятки китайским сановникам на счет Витте в банке было перечислено три миллиона рублей, но выплатить Ли Хунчжану успели только миллион.

Стоило ли давать взятку? В середине 1890-х годов китайское правительство выдало европейским государствам, в том числе и России, 19 железнодорожных концессий.

Движение по КВЖД было открыто в 1901 году. Строительство дороги с точки зрения последствий для России историки, опять-таки, оценивают по-разному. Часть исследователей полагает, что Ли Хунчжан преследовал в первую очередь стратегические интересы Китая, с КВЖД получая даже не точку, а целую «зону экономического роста» на китайской территории, чего, собственно, и добился: с запуском в эксплуатацию КВЖД Манчжурия начала бурно развиваться. Кроме того, Хунчжан, возможно, сталкивал лбами Россию и Японию за господство на Дальнем Востоке, желая ослабления обоих. Впрочем, в случае открытого конфликта слабому Китаю могла угрожать оккупация со стороны победителя. Нельзя также забывать об интересах Британии и США в регионе.

Также существует мнение, что со строительством КВЖД Витте обострил отношения России с Японией, создал «капкан» для России и заложил фундамент будущей Русско-Японской войны. Подлила масла в огонь аренда Россией Порт-Артура.

3. Дело Саввы Мамонтова

Известный российский предприниматель, промышленник и меценат Савва Мамонтов был другом Сергея Юльевича Витте. Сошлись они, опять-таки, на почве строительства железных дорог. Савва Мамонтов был председателем правления Московско-Ярославской железной дороги, одной из самых прибыльных в стране. Витте хлопотал за Мамонтова перед царем — добивался для него монарших милостей, наград, престижных званий.

В начале 1890-х годов Мамонтов начинает вкладывать средства в промышленные предприятия, прежде всего «железоделательные». Идея Мамонтова по тем временам была новаторской: он хотел объединить железную дорогу и заводы в единой производственно-логистической цепочке. Если бы все получилось, Мамонтов стал бы владельцем крупнейшего концерна. Если бы. Но Мамонтов потерпел крах.

Предприятия требовали модернизации и огромных вложений. Собственных денег, чтобы поднять заводы, Мамонтову не хватило. И тогда он стал «заимствовать» средства Московско-Ярославской железной дороги, которой руководил. Когда и этих денег не хватило, по совету Витте Мамонтов попросил взаймы у петербургских банкиров. В частности, он обратился к Петербургский Международный банк, которым руководил Адольф Ротштейн, доверенное лицо Витте. Мамонтов продал банку акции Московско-Ярославской железной дороги, а также заложил практически все ценные бумаги своей семьи, и получил ссуду. Это был в буквальном смысле ход ва-банк.

Одновременно, надеясь на протекцию Витте, Мамонтов добивался концессии на строительство большой железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Вятка и надеялся за счет государственных субсидий рассчитаться с кредиторами.

Витте повел себя странно: сначала он отдал эту концессию Мамонтову, а потом отобрал ее. После того, как в 1899 году Мамонтову не удалось вовремя рассчитаться с кредиторами, начали ходить слухи о его крахе. Министерство финансов (которое, напомним, возглавлял в то время Витте), направило на Московско-Ярославскую железную дорогу ревизию. Аудиторы и вскрыли, что деньги Общества Мамонтов направлял на свои частные проекты. Всему правлению железной дороги пришлось уйти в отставку. А вновь избранные «менеджеры» подали на прежнее руководство в суд. Мамонтова арестовали, потом судили. После этого «дела» он уже так и не смог подняться. А делами на Московско-Ярославской дороге, по сути, стал заправлять банкир Ротштейн.

Почему Витте занял странную позицию и сыграл в «деле Мамонтова» неблаговидную и роковую роль, ускорив финансовую катастрофу? Историки объясняют это интригами против самого Витте, борьбой между различными группировками в тогдашнем правительстве. По другой версии — при посредничестве Ротштейна Витте стремился сделать государственной одну из самых крупных частных железных дорог. Тогда получается, что Витте «утопил» Мамонтова сознательно, опять-таки из-за меркантильных интересов.

4. Портсмутский мирный договор

Насколько любил Витте Александр III, настолько же терпеть не мог его преемник Николай II. Тогда как Николаю была нужна «маленькая победоносная война», Сергей Юльевич Витте выступал категорически против открытого вооруженного конфликта с Японией. В результате в 1903 году Витте был переведен на должность председателя комитета министров. По сути, это была почетная отставка — пышно именовавшийся председатель, в отличие от министра финансов, рычагов воздействия тогда не имел.

Шанс вернуться в большую политику Витте получил после поражения России в войне с Японией, когда президент США Рузвельт предложил Портсмут для проведения переговоров и выступил посредником. Кто будет представлять интересы России? «Только не Витте», — писал Николай II. Император хотел, чтобы посланником был министр юстиции Муравьев. Но и тут не обошлось без интриги. Известный писатель-историк Валентин Пикуль в «Исторических миниатюрах» пишет: «По утверждению знающих людей, Сергей Юльевич Витте дал Муравьеву взятку в двести тысяч рублей, чтобы тот уступил ему право ехать в Портсмут». Легенда вполне «в стиле Витте». Факт остается фактом: в США отправился именно он.

Выражаясь современным языком, Сергей Витте был не только блестящим политиком, но и гениальным «пиарщиком». Впрочем, оба таланта, как правило, идут рядом. Проиграв войну на полях сражений, Россия благодаря Витте выиграла ее на информационном поле. Витте всегда, на протяжении всей своей карьеры дружил с журналистами и издателями, был «доступным» политиком. Отправляясь за океан, Сергей Юльевич уже по дороге в США на борту корабля с помощью телеграфа дал первое интервью. В дальнейшем сумел просто очаровать американскую прессу. В Штатах Витте улыбался репортерам, был «свой в доску», совершал откровенно популистские жесты (целовал детей, пожимал руки железнодорожникам). Симпатии газетчиков, за которыми стояли банкиры, были на его стороне, а вслед за ними заколебался и Рузвельт. Подготовив таким образом почву, непосредственно во время самих переговоров Витте умело «играл на нервах» своих оппонентов, например, демонстративно готовясь покинуть отель и сорвать переговорный процесс.

Япония выдвигала России унизительные условия: требовала признать Южную Манчжурию и Корею зонами японского влияния, уступить право аренды Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и портом Дальний, выплатить огромную контрибуцию и отдать Сахалин. Русская делегация приняла требования в отношении Манчжурии и Кореи, но категорически отказалась возмещать военные расходы Японии — Россия никогда этого не делала. Витте напомнил японским послам, что даже Наполеону, сидя в Кремле, не пришло в голову просить денег у России, чтобы выбраться из войны с ней.

Сахалин же стал настоящим «островом преткновения». Переговоры практически зашли в тупик. Витте отказывался уступить Сахалин. Японское правительство было в панике — истощенная страна не могла продолжать войну ради захвата острова. На секретном заседании, которое длилось целые сутки, токийский кабинет в присутствии императора решил отказаться от претензий на Сахалин. Но в это время Рузвельт отправил телеграмму Николаю II, в которой советовал отказаться от острова. Николай согласился уступить его южную часть. Заявление самодержца стало известно японцам, тогда как русские не знали о принятом ими решении. Глава японской делегации получил указание требовать южную часть острова.

После подписания Портсмутского мирного договора Витте был пожалован титул графа, орден Александра Невского и вилла на курорте Биарриц во Франции. Но к нему намертво приклеилось прозвище «Граф Полусахалинский», и до конца дней он был вынужден оправдываться, что передача половина Сахалина Японии — это была личная уступка царя. Чуть-чуть «не дожали» японцев.

Историки, опять-таки, диаметрально противоположно оценивают Портсмутский мирный договор. В советской дипломатической традиции его называют не иначе как «позорным». Современные исследователи пишут, что благодаря подписанию этого документа проигранная война закончилась «почти пристойно». Сергей Ильин, биограф Витте, так вообще считает его «триумфальным». «Сахалинский вопрос, не разрешенный в Портсмуте, — как метко выразился Валентин Пикуль, — был окончательно разрешен в августе 1945 года советскими десантниками».

5. Любовные интриги Витте

Всю жизнь, на протяжении всей своей политической карьеры, Сергей Юльевич Витте не стеснялся достигать намеченных целей с помощью интриг, хитрости и прямого подкупа. В таком же стиле Витте действовал и в личной жизни, добиваясь своего с помощью денег и угроз. Он был настолько влиятельной фигурой в российской политической жизни, настолько своеобразен в общении и в манерах, что мог себе позволить плевать на условности и приличия того времени, не боялся разругаться с высшим светом. Однако амурные дела Витте никогда не влияли на дела государственные.

В юности, как писал Сергей Юльевич в своих воспоминаниях, он «знал всех более или менее выдающихся актрис, которые жили в Одессе». Однако в зрелом возрасте был однолюбом. Великий реформатор был женат дважды, и оба раза «уводил» своих любимых женщин от законных мужей, что по тем временам считалось моветоном.

Со своей первой женой Надеждой Спиридоновой (урожденной Иваненко, дочерью предводителя дворянства Черниговской губернии) Витте познакомился еще в Одессе. Замужняя дама, она не была счастлива в браке. Супруг оказался игроком и мотом, и юная жена сосредоточилась на материнстве, на воспитании дочери. Витте лично занимался оформлением развода Надежды Спиридоновой и добился согласия Ивана Спиридонова на расторжение брака, погасив его карточный долг. На улаживание формальностей ушло несколько лет. Витте смог жениться на Надежде лишь после переезда в Санкт-Петербург в 1879 году. А ее дочь от первого брака, Софья, официально была объявлена воспитанницей Витте, с присвоением имени и отчества воспитателя, только 10 лет спустя, в 1889 году.

У Надежды Спиридоновой было очень слабое здоровье. И хотя она старалась поправить его на курортах, женщина умерла в молодом возрасте в 1890 году от болезни сердца.

Со своей второй супругой, Матильдой Лисаневич, Витте познакомился в театре. Это, что называется, была любовь с первого взгляда. Но о том, чтобы быть вместе, не могло быть и речи. Во-первых, Матильда была замужем. Во-вторых, дамой «честных правил», любовная связь вне брака была для нее немыслима, о чем она сразу же и заявила Витте. А в-третьих, она была крещеной еврейкой, брак с ней мог поставить крест на карьере политика. Но Витте, чтобы добиться Матильды, поставил на карту в буквальном смысле все — и деньги, и карьеру. Через друзей он узнал, что супруг Матильды нуждается в деньгах, и буквально выкупил у него жену, заплатив 30 тысяч рублей отступного (взятка — привычный для Витте способ решения проблем). Причем выкупил «в кредит», заняв деньги у директора «Русского для внешней торговли банка».

Сложнее дело обстояло с разводом. Но и тут Витте добился своего: вместе с бумагами на подпись Александру III он подал сразу два прошения — об отставке с должности министра путей сообщения и на брак с еврейкой. По легенде, на прошении министра о женитьбе на Матильде государь написал: «А хоть бы и на козе!», после чего брак Лисаневичей расторгли буквально за три дня. Но в высшем свете Матильду Витте так и не приняли.

Дочь Матильды от первого брака Веру Витте усыновил и дал ей свою фамилию. Родных детей у него так и не было.

Второй брак Витте был куда счастливее первого. Сергей Юльевич до конца своих дней был привязан к жене. Незадолго до своей смерти писал ей из Одессы в Биарриц: «Каждое твое письмо меня оживляет…», и очень ценил часы, проведенные вместе с семьей.

КОМУРА ДЗЮТАРО

В 1893-94, будучи поверенным в делах в Бэйпине, К. вёл курс на разрыв с Китаем и решительно отклонял переговоры на базе одностороннего увода японских войск из Кореи. В октябре 1895, после убийства японцами корейской королевы Минь, К. был назначен посланником в Корею, где стремился ограничить распространение влияния России. В мае 1896 он подписал временное компромиссное соглашение с русским представителем в Корее Вебером, известное под названием Вебер — Комура меморандум (см.). Вскоре затем К. был назначен посланником в Бэйпин, где участвовал в выработке Боксёрского протокола (см.). Занимая враждебную России позицию, К. решительно возражал против принятия русского предложения 1900 о постоянной нейтрализации Кореи. К. поддерживал идею министра иностранных дел Като о необходимости сближения Японии с Англией. В сентябре 1901 К. занял пост министра иностранных дел в кабинете Кацура. Действуя в тесном контакте с Кацура и против линии Ито (см.), К. ускорил переговоры о подписании союзного договора с Англией. К. дал англичанам формальные заверения в том, что поездка Ито в Россию носит частный характер и не имеет политического значения. В марте 1903 К. послал «предостережение» Китаю против принятия им предложенных Россией условий эвакуации русских войск из Манчжурии. В июне 1903 К. вёл переговоры с прибывшим в Токио русским военным министром ген. Куропаткиным. Настаивая на безусловной эвакуации Манчжурии Россией, он заявил, что Япония будет любой ценой оберегать «независимость» Кореи. 23. VI 1903 японское правительство одобрило меморандум К., формулировавший политику неуступчивости в предстоящих переговорах с Россией, что предрешило русско-японскую войну 1904-05. Телеграфные инструкции, отправленные К. японскому посланнику в России Курино (см.), указывали на необходимость аргументировать неуступчивую позицию Японии тем, что русская оккупация Манчжурии нарушает принцип «равных возможностей» и «территориальной целостности» Китая и создаёт угрозу на фланге Кореи, где Япония имеет «преобладающие политические, торговые и промышленные интересы». Инструкции К. отражали позицию Японии, исходившей из стремления не искать соглашения с Россией, а ускорить развязывание войны. После начала войны К. усилил дипломатическую активность с целью доказать мнимое отсутствие у Японии каких-либо территориальных притязаний за счёт Китая (ноты К. от 9 и 13. II 1904). Всячески стремясь сохранить благожелательное отношение к Японии со стороны Англии и США, К. направил в Лондон и Вашингтон специальных послов для разъяснения японской политики. 3.1. V 1905 К. поручил японскому посланнику в Вашингтоне просить президента Т. Рузвельта посредничать в организации мирных переговоров с Россией. В качестве японского уполномоченного на Портсмутской мирной конференции К. безуспешно допивался от русской делегации (кроме других принятых условий, касавшихся Манчжурии и Кореи) уступки всего о. Сахалина, уплаты контрибуции, ограничения русского военного флота на Тихом океане, выдачи русских военных кораблей, скрывавшихся в нейтральных портах. К. был вынужден последовательно отказываться от всех этих требований и в конце концов под давлением высших военных руководителей Японии, торопивших с заключением мира, согласился на компромиссное решение о разделе территории Сахалина. 5. IX 1905 был подписан Портсмутский мирный договор. 22. XII 1905 К. подписал договор с Китаем о признании последним условий Портсмутского мира, касавшихся китайской территории. Портсмутская мирная конференция, обманувшая ожидания К. (поскольку он надеялся на более благоприятные результаты посредничества США), возбудила в нём сильные антиамериканские чувства. По настоянию К. было аннулировано подписанное во время его отсутствия предварительное соглашение между японским премьером Кацура и американским промышленником Гарриманом о покупке капиталистами США части железных дорог и промышленных предприятий в Манчжурии. В 1906 К. был вынужден выйти в отставку ввиду недовольства японских правительственных кругов результатами, достигнутыми им на мирной конференции в Портсмуте. В 1908 К. вторично занял пост министра иностранных дел. В этот период основное внимание К. было направлено на ограждение японских интересов в Манчжурии от американского вмешательства. Одобряя японо-американское соглашение Рут-Такахира (см.), К. одновременно стремился поддерживать контакт с Россией. 21. I 1910 К. совместно с Россией в решительных выражениях отверг план «интернационализации» или «нейтрализации» железных дорог в Манчжурии, предложенный Ноксом. Расценивая в изменившейся международной обстановке англо-японский союз только как «украшение», К. дал согласие в 1911 на включение в новый текст договора ограничивающей оговорки, которая означала неприменение его против США. В 1911 К. вышел в отставку.

Как Россия пожертвовала Сахалином, но обанкротила Японию

После сражения под Мукденом и Цусимской битвы, закончившихся для России поражением, вопрос мирных переговоров с Японией стал рассматриваться с полной серьезностью. Несмотря на то что Россия все еще могла рассчитывать на успех в сражениях на материке, флот был потерян. Это означало, что ни отвоевать Порт-Артур, ни пойти в наступление на Корейском полуострове не представлялось возможным. О ведении боевых действий на японских островах без флота российские военачальники даже не помышляли.

Не только в Санкт-Петербурге, но и по всей стране бытовали пораженческие настроения. Более того, в стране уже сложилась революционная ситуация. Шел 1905 год.

Несмотря на это, денежных и человеческих ресурсов для продолжения войны у России хватало. Япония же к тому моменту свои ресурсы практически исчерпала и вынуждена была прибегнуть к займам, которые ей охотно предоставили Соединенные Штаты и Великобритания. Президент США Теодор Рузвельт надеялся, что «обе державы будут драться до тех пор, пока не будут полностью истощены, и тогда мир придет на условиях, которые не создадут ни желтой, ни славянской опасности».

Реклама

В Японии активно задумались о мире после Цусимского сражения — вести дальнейшие боевые действия после убедительной победы и уничтожения русского флота не имело смысла. В России также задумались о мире, и в начале июня 1905 года в Санкт-Петербурге состоялось совещание. Ведущую роль в нем сыграл дядя императора Николая II — князь Владимир Александрович, разъяснивший присутствовавшим, и в частности своему племяннику, что «необходимо вернуть внутренний покой России».

Тут же на арене появился американский посол, передавший российскому императору предложение Рузвельта выступить в качестве посредника на русско-японских переговорах. Николай II с радостью согласился, хотя пару дней и сомневался. Тем временем американский военный министр Уильям Говард Тафт отправился в Токио, где договорился с японским премьером Кацурой Таро о том, что Япония оставит за собой протекторат над Кореей, а США оставят за собой Филиппины.

При этом американский Госдеп и сотрудники аппарата Рузвельта игнорировали просьбы корейского императора помочь ему, руководствуясь сугубо своими интересами.

В Санкт-Петербурге решался вопрос о том, кто будет представлять Россию на мирных переговорах. В конце концов, Николай II отправил в США председателя комитета министров Сергея Витте, приказав послу России в США Роману Розену помогать делегату.

Впервые российская и японская делегации встретились на борту яхты Теодора Рузвельта. Президент попытался убедить Витте в том, что Россия обязана выплатить Японии репарации, но не преуспел. Зато с японцами американский политик быстро нашел общий язык и даже смог договориться, что те откажутся от требования полного разоружения Владивостока.

Начались же мирные переговоры 9 августа 1905 года. А происходило это в курортном городке Портсмуте, который впоследствии стал главной верфью для американских подлодок. В качестве официальных языков были приняты французский для русской делегации и английский для японской. За первые четыре дня Россия успела получить список требований от Японии и отвергнуть несколько из них. В частности, Витте и его команда не были готовы к тому, чтобы Россия платила репарации, отдавала Сахалин, а также часть своего флота Японии и делала из своих дальневосточных территорий демилитаризованную зону.

Переговорный процесс преодолел даже такой сложный момент, как судьба Китайско-Восточной железной дороги. Но 15 августа, когда речь пошла о судьбе Сахалина, окончательно зашел в тупик.

Тем временем Россия продолжала войну с Японией, так как последняя отказывалась заключать перемирие. Более того, за месяц до начала переговоров японцы высадили на Сахалине свой десант, а теперь надеялись закрепить свой военный успех юридически.

Пока переговорный процесс находился в тупике, Витте с помощью Розена добрался до американских радиостанций и газет, посредством которых выражал мнение, что требования Японии являются неприемлемыми и что именно из-за них переговоры могут сорваться. При этом Витте сыграл в демократа — дошло до того, что он даже подошел и пожал руку машинисту паровоза, в котором перемещался между американскими городами. На его фоне неразговорчивые и чопорные японцы смотрелись явно невыигрышно.

Вскоре Япония выступила с предложением ограничиться северной частью Сахалина. За южную же Россия должна была выплатить сумму, равную размеру предполагаемых контрибуций, от которых Япония якобы отказалась. Но Витте в очередной раз не пошел на поводу у японцев, хотя уже и сомневался в том, что ему удастся отстоять позиции России на этих переговорах.

«Сказано было — ни пяди земли», — напоминал Витте в телеграммах Николай II.

Японцы уже были готовы отказаться от Сахалина, но получить репарации — страна нуждалась в деньгах. Российская сторона не была готова на выплату денег, но и от Сахалина отказываться не хотела.

Терпение лопнуло у посредников — американцев. Сначала Рузвельт через банкиров напомнил японцам о займах, отметив, что вскоре США и Великобритания могут отказаться от их выплат. В то же время он не преминул потребовать от российской стороны согласиться на выплату репараций и отдать Сахалин. Единственное, чего добился Рузвельт, — это раздражение Николая II, который вскоре перестал принимать американского посла и читать послания от американского президента.

Однако долго игнорировать дипломатов из США Николай II не смог и уже 23 августа договорился о том, что отдаст Японии часть Сахалина.

Услышав радостные новости, уже японские дипломаты вновь вернулись к требованию выплаты Россией репараций.

Ответ России был краток и ясен: «Военные издержки выплачиваются только странами побежденными, а Россия не побеждена. Не может считать себя побежденною страна, территория которой почти не подвергалась нападению со стороны неприятеля… Только в том случае, если бы японские войска победоносно заняли внутренние области России, страна могла бы понять возбуждение вопроса о возмещении военных издержек».

Представлявший Японию министр иностранных дел Дзютаро Комура посоветовал Витте пойти на уступки.

Российский переговорщик ответил ему следующим образом: «Если бы Россия была окончательно разбита, что было бы лишь в том случае, если бы японские войска пришли в Москву, тогда только мы сочли бы естественным возбуждение вопроса о контрибуции».

Комура Дзютаро возразил: «В этом случае уже не было бы никаких переговоров, а мы просто продиктовали бы условия мира».

Витте вновь ответил на это очень просто, но емко: «История говорит иное. Наполеон был в Москве, однако не диктовал нам условия мира».

К консенсусу сторонам прийти не удалось. А 26 августа Витте оплатил счет за гостиницу и готовился к отбытию на родину. Японцы попросили его остаться на два дня и сообщили о происшедшем в Токио, где вскоре приняли решение отказаться от требования о репарациях и продолжить переговоры, которые возобновились 29 августа.

5 сентября был подписан документ, ставший известным как Портсмутский мирный договор. Согласно ему Япония отказывалась от требования выплаты репараций. При этом Россия признавала Корею сферой исключительного влияния Японии. Маньчжурия, за исключением Ляодунского полуострова, который становился японским, возвращалась Китаю.

Кроме того, Россия уступала Японии южную часть Сахалина.

В этот же день вести о заключенном на невыгодных для Японии основаниях мире достигли Токио. В течение дня информация распространилась среди жителей города. Нарастало возмущение — людям не нравилось, что победоносная для Японии война закончилась миром, по условиям которого Российская империя не должна была даже выплачивать репараций.

Около 30 тыс. человек собрались в районе токийского парка Хибия, протестуя против территориальных уступок и колоссальных расходов на выигранную де-факто войну.

Полицейские отказывались пускать людей в парк и не открывали ворота. Тогда протестующие попросту снесли ворота и устроили своеобразный марш несогласных, пройдя даже мимо Императорского дворца Токио. Стихийные волнения продолжались на протяжении еще двух дней, в течение которых протестующие спалили 70% столичных полицейских участков, а также нанесли серьезные повреждения еще 350 зданиям, в том числе и японскому МВД.

Волнения в Японии продолжались вплоть до января 1906 года, когда в отставку решил уйти японский премьер Кацура Таро. Портсмутский договор же был актуальным вплоть до сентября 1945 года, когда Япония капитулировала во Второй мировой войне.