Голландская ост Индия

Голландская Ост-Индская компания — Dutch East India Company

Не следует путать с голландской Вест — Индской компании . Для использования в других целях, см Ост — Индской компании (значения) .

<Служители шаблон компания Infobox в настоящее время рассматривается для объединения . >
Объединенная Ост-Индская компания

Оригинальное название

Vereenigde Oostindische Compagnie

Публично торгуемых компаний

Промышленность

прото конгломерат

судьба

дезинтеграция

предок

основанный

20 марта 1602

основатель

Олденбарневелт

умерший

31 декабря 1799

Главное управление

  • Амстердам (глобальный)
  • Батавия (за рубежом)

Территория обслуживания

Евразия, Большая Индия

Ключевые люди

Heeren XVII

Товары

Специи, шелк, чай, зерно, рис, соевые бобы, сахарный тростник

Реплика из ЛОС корабль Duyfken под парусом

Голландская Ост — Индская компания , официально Объединенная Ост — Индская компания ( голландская : Vereenigde Oostindische Compagnie ; VOC ) была мегакорпорация основано правительством направленного объединением нескольких конкурирующих голландских торговых компаний ( voorcompagnieën ) в начале 17 — го века. Она была создана 20 марта 1602, в качестве арендованного компании к торговле с Моголов Индии в период прото-индустриализации , из которых были импортированы 50% текстильных изделий и 80% из шелка, главным образом , из его наиболее развитой области , известной как Бенгальская суба . Кроме того, компания торгуется с Indianised стран Юго — Восточной Азии , когда голландское правительство придал ему 21-летнюю монополию на голландской торговле пряностями . Было часто маркированы торговую компанию (т.е. компания купцов , которые покупают и продают товары , произведенные другими людьми) или иногда в транспортной компании . Однако, VOC был фактически прото конгломерат , диверсификации в многочисленных коммерческих и промышленных мероприятий , таких , как международная торговля (особенно внутри азиатской торговли), судостроении и производстве и торговле Востока индийских специй , Формозы сахарного тростника и Южной Африки вина . Компания была трансконтинентальной работодатель и ранний пионер наружу прямых иностранных инвестиций . В начале 1600 — х годов, по широко выпуска облигаций и акций акций для широкой публики, VOC стала первым в мире официально перечисленных публичной компанией . Она оказала большое влияние на рост корпоративных под руководством глобализации в начале современной эпохи. Говорят, что стоили $ 7,9 трлн сегодняшней стоимости.

Основанная в 1602 году, Голландской Ост — Индская компания (VOC), начинала как пряность торговец . В том же году ЛОСЫ провел первый записанный в мире IPO . » Огласка » позволила компании поднять огромную сумму в 6,5 млн гульденов быстро. Институциональные инновации ЛОС и бизнес — практики были заложены основы для возникновения современных глобальных корпораций и рынков капитала , что в настоящее время доминируют экономические системы в мире.

С его новаторские институциональные инновации и мощные роли в мировой истории бизнеса, компании часто рассматривается многими как предтеча современных корпораций. Во многих отношениях современные корпорации все «прямые потомки» модели ЛОС. Это был их 17 — го века институциональных инноваций и бизнес — практика , которые заложили основы для возникновения гигантских глобальных корпораций в последующих столетиях — как весьма значительные и грозная социально-политико-экономическая силу современного мира — стать доминирующим фактором в почти все экономические системы сегодня. Они также служили в качестве прямой модели организационной реконструкции английского / Ост — Индской компании в 1657 компаниях, в течение почти 200 лет своего существования (1602-1800), были фактически трансформировались от юридического лица в государство или империя в своем собственном праве. Один из самых влиятельных и наиболее квалифицированно исследуемых предприятий в истории , мир в ЛОС был предметом огромного количества литературы , которая включает в себя как художественное и научной литературе произведения.

Японский экспорт фарфор пластина ( Арита изделие ) с монограммой логотипа ЛОС

Компания была исторически образцовым компания-государство , а не чисто Некоммерческая корпорация . Первоначально при поддержке правительства военно-коммерческое предприятие, VOC был детищем военного времени ведущий голландский республиканский государственный деятель Олденбарневелт и Генеральных штатов . С момента своего создания в 1602 году, компания не только коммерческое предприятие , но и эффективно орудием войны в молодой революционной глобальной войны голландской республики против могущественной Испанской империи и Пиренейского Союза (1579-1648). В 1619 году компания принудительно установила центральное положение в яванского города Jayakarta, изменив название на Батавии ( современная Джакарта ). В течение следующих двух столетий Компания приобрела дополнительные порты, торговые базы и их интересы охранялись, взяв на окружающей территории. Для того, чтобы гарантировать его поставку, Компания создала позиции во многих странах и стала пионером наружу прямых иностранных инвестиций . В своих зарубежных колониях, ЛОС обладает квази-правительственными силами, в том числе способности к вести войну, заключать в тюрьму и казнить заключенные, переговоры договоров, ударьте свои собственные монеты , и установить колонии . С ростом важности иностранных постов, компания часто считается первой в мире истинной транснациональной корпорации . Вместе с голландской Вест — Индской компании (WIC / GWIC), ЛОС рассматривалось в качестве международного подлокотнике голландской республики и символической силой голландской империи . Для достижения своих торговых путей, ЛОС финансируемая разведочное плаваний, такие как те , которые во главе с Янсзон ( Duyfken ), Генри Хадсон ( Halve Maen ) и Абель Тасман , показали в основном неизвестные суши в западном мире. В Золотой век нидерландской картографии (с. 1570-1670), VOC навигаторов и картографов помогли сформировать географические знания о мире , как мы его знаем сегодня.

Социально-экономические изменения в Европе, сдвиг в энергетическом балансе, и менее успешное финансовое управление привели к медленному снижению в ЛОСЕ между 1720 и 1799. После финансово катастрофической Четвертого англо-голландской войны (1780-1784), компания была национализирована в 1796 году, и , наконец , растворенный в 1799 всех активов были приняты правительством с ЛОС территорий становятся голландское правительство колонии.

Компания была подвергнута критике за ее монопольной политики, эксплуатации , колониализм, использования насилия и рабства.

 I Ост-Индская компания (1602 – 1798 гг.)

ОИК была акционерной компанией, она собирала деньги для своей деятельности с помощью выпуска и продажи акций (общий капитал составил 6,5 миллионов гульденов).

Акция ОИК

Во главе компании находились 17 директоров, так называемые XVII лордов (Heeren XVII). Целью ОИК было не территориальное завоевание, а торговая монополия. Колониальное расширение на Дальнем Востоке стало возможным из-за ослабления Португалии и благодаря постоянной конкуренции с Испанией и Англией – последняя из которых постоянно наращивала силу. Можно выделить следующие ступени этой экспансии:

1605 г. – завоевание острова Амбон и затем следующих островов Архипелага Молуккских островов;

1619 г. – захват части острова Ява и основание там города Батавии;

1624 г. – захват острова Формоза;

1641 г. – захват Молуккских островов;

1658 г. – обратное изъятие португальского Цейлона;

1669 г. – захват г. Макасар;

1682 г. – захват государства Бантам.

В своей колониальной политике ОИК придерживалась трех тактик:

  1. покорение и захват всей территории;
  2. получение монополии на торговлю в результате монополистических соглашений с местными правителями;
  3. ведение переговоров о соглашениях при соблюдении закона свободной конкуренции от торговых компаний других стран.

Тактика № 2 была предпочтительной.

Город Батавия (теперь Джакарта), основанный на острове Ява, был центром путей пересечения, связывая крупнейшие города в Азии.

Коммерческие маршруты ОИК

Tочная копия судна восемнадцатого века Амстердам

В торговле Нидерланды сосредоточились, в основном, на специях: перце, гвоздике и мускатном орехе. В областях, где ОИК осуществляла территориальный контроль, поставки были по установленным квотам, и цена была фиксирована. Поставщиков, не выполнявших обязательства, наказывали смертью или рабством (они были вынуждены работать на плантациях ОИК). Когда цены падали, голландцы уничтожали плантации и даже саму продукцию. В других областях голландцы получали товары по соглашению с местными правителями, которые взамен поставок получали “защиту”. Конечно, они тоже получали выгоду от сотрудничества с голландскими купцами.

Голландская плантация в Бенгалии (Индия), Хендрик ван Шуиленберг, 1665 г.

ОИК также поддерживала торговые отношения с Персией, Сиамом, Японией и Китаем. В течение двух веков голландские торговые отношения с Японией были основаны на привилегии исключительности. Это исключительное положение было достигнуто благодаря избеганию ошибок голландских предшественников – испанцев и португальцев. Голландцы пытались не манипулировать, а именно, миссионерствовать, и, кроме того, они сказали японцам, что не являются католиками! Но их не допустили в Японскую империю, и голландцы были вынуждены остаться на искусственном острове Десима, который был построен специально для них.

Интересное замечание

Один раз в год голландским купцам разрешалось войти на территорию империи под предлогом представления императору дани и уважения (голландцы считали это оплатой налога) – запрет, в то же время, был формально поддержан. В течение этой поездки купцы имели возможность проводить деловые встречи. Эти поездки были описаны в интересных отчетах, которые дошли до наших дней.

Голландцы по дороге в г. Эдо для оплаты дани императору, 1727г.

Такой же запрет действовал в Китае – прямая торговля началась только в 1729 г., когда г. Гуаньчжоу стал местом обмена. (Китайцы предвзято относились к голландцам из-за португальцев, которые выставили их в невыгодном свете). Одним из товаров, приобретаемым в тех странах и экспортируемым в Европу, был чай (голландцы были первыми, кто привез в Европу китайский чай, это произошло в 1610 г.). Даже в 18-м веке Амстердам был крупнейшим рынком этого товара. ОИК также экспортировала в Европу фарфор. Попытки подражания известному китайскому фарфору дали стимул для создания известного Дельфтского фарфора, ставшего очень популярным в Европе.

Существовали также крепкие торговые связи и с арабскими странами – саудовский кофе был привезен голландцами в Европу. ОИК не избежала участи посредника в торговле между азиатскими странами, от чего компания также получила огромную выгоду. Насколько большой была прибыль можно отследить по дивидендам, выплаченным акционерам. В лучший период (начало 18-го века) дивиденды составили целых 40%, далее в течение долгого времени комиссия была между 15-25%.

Склад ОИК в г. Устенберг, Амстердам

Упадок ОИК произошел в период кризиса Республики объединенных провинций (в конце 18-го века). Официальное банкротство было объявлено в 1798 г., и затем Ост-Индская компания прекратила свое существование. В настоящее время ее архивы хранятся в государственном архиве на многокилометровых полках. Помимо слабости Объединенных провинций было еще несколько причин упадка ОИК. Характерной особенностью колонизации ОИК было то, что колонизация не приводила к массовой миграции населения Нидерландов. Безземельные крестьяне склонялись скорее искать счастье в других европейских странах, чем на Дальнем Востоке (Европа была в первой половине 17-го века недонаселена). Они не заботились о быстрой и легкой карьере в колониях. Чиновники ОИК также отказывались уезжать из Нидерландов и часто ездили в Ост-Индию только для заключения контрактов. Зарплата мелких чиновников, солдат, матросов и других служащих была настолько низкой, что процветала крупномасштабная контрабанда, а незаконные сделки, подделанные счета и коррупция являлись обычным делом. Республика объединенных провинций была не способна осуществить эффективный контроль за своими отдаленными землями. И в этом состояла ее ошибка – выжать максимум прибыли при минимуме затрат. Поэтому голландские колонии были недофинансированы, имели слишком мало денег для защиты и не могли эффективно противостоять колониальным конкурентам, по большей части Англии. На фотографии: Амстердамский флаг ОИК

Несмотря на дефицит европейского населения, особенно достойных белых женщин (те, что эммигрировали в Ост-Индию, были обычно мегерами), голландцы в течение долгого времени избегали расового смешения с коренными народами. Затем они постепенно признали браки с местными женщинами – христианками, затем и с нехристианками, но не позволяли им и их детям въезжать на территорию республики. Они не были голландцами. Те, кто родился в Азии, независимо от расы, всегда были низшими, по сравнению с европейцами, и должны были уступать им дорогу при получении работы и должностей.

ОИК также была активна в Африке, что было описано в главе Колонии в Африке.

II Голландская Индия. 19 век

После падения ОИК состав голландских колоний изменился. Цейлон и Малайя (в 1824 г.) безвозвратно отошли к Англии. Англичанам не удалось сохранить под контролем острова Суматра и Ява, которые были захвачены ими в 1811 г. только на три года, и в 1814 г. они были возвращены Нидерландам. С тех пор прежняя Ост-Индия стала называться Голландской Индией. С момента создания Объединенного Королевства Нидерландов в 1815 г. до 1848 г. суверенитет колоний представлял король, и с 1848 г. эта функция была передана Генеральным штатам.

Голландская Индия

Падение ОИК и упразднение торговой монополии, наряду с увеличивающейся конкуренцией со стороны Англии, вынудили Нидерланды определить новые формы эксплуатации Голландской Индии. С этого времени крестьяне, подчиняясь новой системе cultuurstelsel (система культивирования), вмененной голландцами, должны были использовать 1/5 своей земли для культивирования растений, безземельные же должны были отработать на плантациях 1/5 года. Эта система оказалась очень эффективной, и прибыль от продажи сахара и кофе значительно повысилась. (Доход с инвестиций в колонии тратился в Нидерландах.) Но в середине 19-го века, под влиянием либеральных идей, определенная часть голландского общества потребовала реформы в колониях: сокращения государственного контроля и увеличения свободы для частного предпринимательства, что привело к узакониванию частного капитала. Это было введено в 1870 г. правительственным постановлением, которое действовало до 1925 г. Существенным изменением стала замена обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов налогами, были введены: подушный налог, земельный налог и косвенные налоги. На фотографии: сбор смолы с дерева дамарова акация, о. Целебес.

Во время присутствия голландцев в голландской Ост-Индии периодически вспыхивали протесты местного населения. В 1825 г. на о. Ява произошло восстание против колонистов, местных правителей и китайских торговцев. Восстание продлилось до 1830 г., но было жестоко подавлено – были убиты приблизительно 200 000 яванцев. Другое восстание, включавшее Суматру, Сулавеси и Бали, было прекращено с помощью карательных экспедиций. Локальные войны и конфликты были обычным делом.

1873 г. стал годом внезапного начала войны с султанатом Ачеха, расположенного на севере Суматры. В 16-х и 17-х веках это была самая важная страна в регионе. Султанат раньше поддерживал пиратство, но до тех пор, пока это не касалось самых важных морских маршрутов, ОИК об этом не очень заботилась. Ситуация изменилась после создания Суэцкого канала, что означало, что суда должны были проходить мимо побережья Ачеха. Это принудило голландцев к завоеванию султаната, что привело к долгой и дорогостоящей войне (1873 – 1903 гг.), в итоге султанат пал, а голландцы лишились контроля над целым островом.

Голландские офицеры в г. Ачех, 1900 г.

Примерно с 1910 г. Нидерланды контролировали весь Малайский архипелаг, но статус его территорий различался. Больше половины территории было включено в состав Голландской Индии, остальная часть территории имела формальную автономию. Обладание этими колониями имело как плюсы, так и минусы. Частный бизнес извлек выгоду, получив прибыль от торговли сахаром, табаком, оловом, нефтью и углем. Большие возможности получения прибыли в торговле, промышленности, услугах и сельском хозяйстве, а также инвестициях в инфраструктуру, привлекли жителей Нидерландов. Примерно 90 000 голландцев переехали сюда из Европы после Первой мировой войны. С другой стороны, для государства это означало огромные затраты на защиту и ведение войны (особенно дорогостоящей была война с султанатом Ачех), хотя в получении прибыли государство участвовало только частично. Ситуация в казначействе Нидерландов улучшилась только после налоговой реформы 1908г.

В конце 19-го века часть голландского общества задумалась о моральном аспекте эксплуатации дальневосточных колоний, люди пришли к заключению, что у государства был серьезный моральный долг перед теми колониями. Было подсчитано, что государственная прибыль от использования колоний составила приблизительно 1.5 миллиарда гульденов. Так возникла так называемая «этическая политика». Новая политика означала необходимость улучшений условий жизни для местного населения с помощью доступного образования, здравоохранения, улучшения связи, учреждения современной системы управления и правосудия, и т.д. Однако это было сделано не без интереса для самих Нидерландов, поскольку лучший уровень жизни местного населения был выгоден для продажи голландских товаров.

Интересный факт:

Несмотря на интенсивные коммерческие контакты с колониями, Северные Нидерланды в течение долгого времени не считали необходимым модернизировать свой флот – заменять парусные суда на пароходы. Доставка товаров происходила регулярно, и не было причины спешить. В 1858 г. голландский торговый флот состоял из 2397 парусных судов и только 41 парохода, в 1900 г. все еще использовались 432 парусные шлюпки. Но для этого были причины. Паровые двигатели нуждались в заправочных угольных станциях в пути и в самой Индонезии. Также этим станциям требовалась защита и обслуживание. Из-за тяжелых условий работы было трудно набрать команду. Более того – обратно угольные суда должны были возвращаться пустыми, так как были слишком грязными, чтобы перевозить продукты: чай, кофе, рис, специи, и т.д. Таким образом, на отдаленных маршрутах парусные суда обходились дешевле, чем пароходы. На фотографии: судно, плывущее в колонии.

III 20 век – на пути к независимости

В начале 20-го века над голландским руководством голландской Ост-Индии начали собираться черные тучи. Это было связано с пробуждением национального самосознания и повышением антиимпериалистического и революционного настроя (в качестве отголосков Октябрьской революции 1917 г.). Экономические и социальные изменения произвели большое воздействие на эти территории. Феодальные отношения были заменены капитализмом, и промышленное развитие привело к рождению буржуазии и пролетариата, который начали развиваться каждый в своем направлении. В 1927 г. была основана Индонезийская национальная партия.

Голландская колониальная резиденция

Колониальное правительство, представляющее интересы голландской столицы и имеющее там процветающий бизнес, оказало сильное сопротивление освободительным тенденциям индонезийцев. Хотя были проведены политические реформы, столица обеспечила строгий контроль над колониями. Любое действие против колониальных властей (например, восстание в 1926 г. на о. Ява и в 1927 г. на о. Суматра) сильно наказывалось – заключением, ссылкой в лагеря и даже смертной казнью. В этой ситуации индонезийцы начали симпатизировать Японии, которая рассматривалась в качестве освободителя (накануне Второй мировой войны Япония усилила экономическую экспансию на архипелаге).

После начала Второй мировой войны Голландская Индия стала местом войны с Японией. В ответ на японский запрос, который был отклонен голландским правительством в изгнании, Нидерланды объявили войну Японии в декабре 1941 г. С 1942 г. японская армия последовательно занимала принадлежащие голландцам территории, что привело к капитуляции Королевской нидерландско-индийской армии, подписанной 9 марта 1942 г. С этого момента ситуация для голландского населения стала критичной. Голландцев ссылали в лагеря, солдат принуждали к рабскому труду. Несколько тысяч гражданских лиц и заключенных не смогли это пережить.

Захват генерал-губернатора Тджарда ван Старкенборга Стэчувера, 1942 г.

Некоторые индонезийцы, включая бывшего президента Сукарно, видели в японском господстве шанс получить независимость, которую они, в конечном счете, и получили. Военное поражение Японии привело к признанию независимости Индонезии, которая была объявлена 17 августа 1945 г.

В течение долгого времени Нидерланды не хотели мириться с потерей этой колонии и попытались восстановить прежний статус-кво с помощью военной силы. Однако первые попытки решить проблему были предприняты путем переговоров и подписания мирных договоров. Один из таких договоров обеспечил новый статус-кво, основанный на концепции федерации – Объединенных Штатах Индонезии (части Королевства), состоявшей из республики Индонезия (Ява, Мадура, Суматра) и Большого Востока (Борнео и другие острова под прямым управлением Нидерландов). Соответствующее соглашение было подписано 15 ноября 1946 г. в Линггаджати, но это не удовлетворяло ни одну из сторон. (Большой Восток и жители Молуккских островов голосовали за то, чтобы остаться в Королевстве, поскольку они не хотели переходить под Яванское руководство.)

Голландские солдаты проверяют документы женщин Батавии, 1946 г.

Индонезийская борьба за независимость

В последующие годы (1947 и 1948 гг.) Нидерланды инициировали два военных вмешательства, но, несмотря на подписание новых соглашений, были не в состоянии остановить эмансипацию Индонезии. Последней формальной связью между Королевством Нидерландов и республикой Индонезия (основанной 5 января 1949 г.) был нидерландско-индонезийский Союз (подписанный 7 мая 1949 г.), согласно которому Нидерланды осуществляли строгий контроль внешней политики, финансов и военной власти в западной Новой Гвинее. Это было тогда, когда Батавия была переименована в Джакарту, которая стала столицей республики. Индонезия расторгла союз в 1954 г., а в 1957 г. была национализирована голландская собственность (государственная и частная).

Самая длительная битва велась Нидерландами для удержания контроля над западной Новой Гвинеей, что привело в 1960 г. к разрыву дипломатических отношений между странами.

Голландская Новая Гвинея, 1916 г.

В 1961 г. спорная территория была захвачена индонезийцами. В 1962 г. территория была передана временному правительству ООН, чтобы в 1963 г. ее включили в состав Индонезии как Западный Ириан. С конца 60-х гг., особенно после падения Сукарно, отношения между Индонезией и Королевством Нидерландов начали нормализовываться, что было засвидетельствовано визитом королевы Джулианы в 1971 г.

Наследство, оставленное голландцами на этой территории, огромно, но возможно еще больше это можно проследить в материальном плане. Отдельно эта тема обсуждалась в главе Колониальное наследие. Здесь следует отметить, что голландцы послужили фактором, объединявшим различные королевства древней Восточной Индии, а территория современной Индонезии совпадает с прежней Голландской Индией.

Бандунг, Де Грот Поствег Оос – дорога построенная голландцами

Фотографии: Викимедия коммонс, коллекция Тропенмузея

История Голландской Ост-Индии в Кайзеррейхе

Голландская Ост-Индия — это колония Королевства Нидерланды в Азии.Она состоит из многочисленных островов в Тихом и Индийском океанах. Соседние страны включают Австралийскую Конфедерацию, португальскую колонию Восточного Тимора и германские колониальные владения в Тихом океане (Кайзер-Вильгельмсланд, Индокитай, Малайзия и Каролинские острова). Территория управляется из города Батавия на Яве, где проживает генерал-губернатор. Голландская Ост-Индия подразделяется на три Гувернементена(кантона), Грут-Оост (Келебес, Зондские острова, Молуккские острова и Новая Джунея), Борнео и Суматра и три провинции на Яве.

Флаг Голландской Ост-Индии

Флаги приграничных государств:

Флаг Германской Ост-Азии Флаг Австралазийской Конфедерации Флаг Королевства Португалии

Полное название:Голландская Ост-Индия

Краткое название:Ост-Индия

Гимн:Вильгельм

Официальные языки:Голландский,Малайский

Столица:Батавия

Государственная структура:Колония Нидерландов

Глава государства:Бонифаций де Йонг (от имени королевы Вильгельмины)

Глава правительства:Виллем ван Хельсинген

Валюта:Голландский Ост-Индский гульден

Основана:1800 год

Площадь:543 000 кв.км.

Население:66 миллионов человек

История:

Первое присутствие Нидерландов в Индонезии появилось в 1800 году, когда VOC (Голландская Ост-Индская компания) была распущена и ее территории были национализированы в голландскую республику. Во время наполеоновских войн Ост-Индия была оккупирована Великобританией, но в 1816 году вернулась к голландцам. В течение 19-го века администрация Голландской Ост-Индии медленно расширяла свой контроль над архипелагом, подавляя последние очаги сопротивления на Яве в 1830 году, и на севере Суматры в 1904 году,после завоевания султаната Ачех,в итоге голландцы установили полный контроль над островами в 1920 году,захватив Птичий полуостров в Новой Гвинее на востоке.. Нидерланды оставались нейтральными во время Weltkrieg, и как таковые, Индия оставалась не воинственной также. В начале 20-го века первые призывы к независимости начали обретать форму, и Социал-демократическая ассоциация Индии (ISDV) представила в колонию первые марксистские идеи. В 1925 году выросли инсулиндийские социалисты, вдохновленные британской и индийской революциями того же года. Однако это был просчет, который привел к резкому подавлению этих движений, что в конечном итоге привело к его разрушению. После этого вакуума в движении за независимость могут возникнуть новые движения, такие как Национальная партия Инсулиндии (ПНИ), основанная несколькими студентами, во главе которой стоит Сукарно. Уставшие от возможности более изощренной версии восстания 1925 года, колониальные власти действовали быстро, чтобы сдержать эти тенденции, и с 1936 года движение за независимость, в котором ПНИ является наиболее важной главой, остается слабым, хотя некоторые полагают, что когда экономика не будет так хороша, как сейчас, она вырвется наружу.

Политика:

Голландская Ост-Индия-колониальная администрация, которой косвенно управляет Нидерланды через Министерство Колоний, которое назначает генерал-губернатора и Совет Голландской Ост-Индии, который является консультативным органом. В 1918 году Фольксраад был создан в качестве парламента для Ост-Индии и первой попытки самоуправления для колонии. Однако Народный совет избирается только среди небольшой части населения, и генерал-губернатор может отменить его, фактически превратив его в просто консультативный орган.

Закон о воинской повинности: добровольческая армия

Экономический закон: гражданская экономика

Торговый закон: фокус на экспорт

Глава правительства: Виллем ван Хельсинген

Министр иностранных дел: Беп Шрике

Министр экономики: Люббертус Гетцен

Министр безопасности: Питер Дж. Коец

Вооружённые силы Голландской Ост-Индии(Колониальные войска):

Королевская голландская армия Ост-Индии:

Королевская голландская армия Ост-Индии (KNIL) несет ответственность за защиту Ост-Индии на суше и состоит из трех пехотных дивизий и шести колониальных гарнизонных дивизий. Широко распространено мнение, что Армия Ост-Индии не в состоянии эффективно защитить архипелаг сам по себе, однако этого достаточно для поддержания порядка с планированием поставок через местные голландские порты в случае чрезвычайной ситуации. Некоторые генералы считают, что это слишком рискованно, и стремятся привлечь в армию большее число местных жителей.

Военно-морской флот (ВМФ,ВМС):

Ост-Индийский Флот — это отряд Королевского голландского флота в Ост-Индии, номинально управляемый с материковой части Нидерландов. С одним авианосцем, четырьмя линейными кораблями, тремя линейными крейсерами, одним тяжелым крейсером, пятью легкими крейсерами, двенадцатью эсминцами и двенадцатью подводными лодками он считается достаточно большим, но его недостаточно для отражения атаки со стороны Японской Империи.

Воздушный отряд Голландской армии Ост-Индии:

Воздушный отряд KNIL служит военно-воздушными силами Голландской Ост-Индии и очень мал по сравнению с другими ветвями Ост-Индских вооружённых сил и имеет всего 25 морских бомбардировщиков.

Международные отношения:

Будучи колонией,Голландская Ост-Индия не поддерживает дипломатических отношений с другими странами, кроме Королевства Нидерландов(метрополии), которая в Юго-Восточной Азии поддерживает теплые отношения с Германской Восточной Азией, а также враждебные отношения с Коммуной Бхарата и Японской Империей соответственно. Голландская Ост-Индия граничит с Германской Империей и Восточной Азией на Борнео и Новой Гвинее, а также в Австралазией на Новой Гвинее.

Экономика:

Голландская Ост-Индия — это прежде всего экспортная экономика, основанная на сырьевых природных ресурсах, которая продает нефть, каучук и сахар на жаждущие рынки Миттельевропы через Нидерланды.

Промышленность:

Голландская Ост-Индия имеет:

2 военных завода

1 гражданский завод

1 верфь

400 конвоев

Глава 8

Потеря Голландской Ост-Индии

По вопросу о создании АБДА во главе с верховным главнокомандующим правительства Англии, США, Голландии, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Китая обменялись по телеграфу десятками тысяч слов, зашифрованных самым надежным образом. Командование АБДА комплектовалось в строгом соответствии с требованиями отдельных стран, и от каждой из них входили представители армии, флота и военно-воздушных сил. Выдвигались сложные доводы в отношении того, может ли в порядке компромисса голландский адмирал командовать военно-морскими силами; спорили о том, каким образом все должно быть улажено с американцами и англичанами, в какой мере все это касается австралийцев и т. д. Едва все это было согласовано между пятью державами и тремя родами вооруженных сил, как весь обширный район, о котором шла речь, был захвачен японцами, а объединенный союзный флот был потоплен в роковой битве в Яванском море.

* * *

В самом начале возникло недоразумение с Чан Кайши, которое, хотя и не отразилось на ходе событий, все же касалось большой политики. В Вашингтоне я обнаружил, что американцы, даже высшие руководители, придавали удивительно несоразмерное значение Китаю. Мне было известно, что Китаю приписывалась почти такая же боевая мощь, как и Британской империи, а китайскую армию приравнивали в разговорах к армии России. Я сказал президенту о том, насколько, по моему мнению, американцы переоценивают вклад, который может внести Китай в общую войну. Он совершенно не согласился со мной. В Китае насчитывается 500 миллионов человек. Что произошло бы, если бы это колоссальное население развивалось в течение последнего столетия так же, как Япония, и располагало бы современным оружием? Я ответил, что я говорю о нынешней войне, и этого в данный момент вполне достаточно. Я сказал, что я, конечно, всегда буду вежлив с китайцами и буду стараться быть им полезным, потому что восхищаюсь ими, они мне нравятся как нация, и то обстоятельство, что ими постоянно плохо управляют, вызывает у меня жалость. Но он не должен ожидать, что я соглашусь с тем, что, по моему мнению, является совершенно неправильной оценкой.

* * *

Генерал Уэйвелл прибыл в Батавию 10 января и создал свой штаб вблизи Бандунга, где расположилось командование голландской армии. Располагая лишь небольшой группой офицеров и находясь на большом расстоянии от источников получения подкреплений в условиях развития активных действий на многих участках его пятитысячемильного фронта, он приступил к осуществлению сложной и безотлагательной задачи создания первого из нескольких межсоюзных командований в этой войне.

Победы, одержанные Японией, уже угрожали цепи островов, образующей южную оконечность Малайского барьера; самыми большими островами этой цепи являются Суматра и Ява. К востоку от этого района генерал Макартур без какой-либо надежды на спасение продолжал оказывать решительное сопротивление на полуострове Батан, на Филиппинах. На западе большая часть Британской Малайи была захвачена. Сингапур был в опасности. Японские войска продвигались в южном направлении по многочисленным голландским островам. Саравак и Бруней – голландские нефтяные порты на Борнео и Целебесе – были уже захвачены. С каждым шагом противник закреплял свои успехи, создавая воздушные базы, с которых он мог наносить удары по следующей избранной им цели. Его войска никогда не выходили за пределы действия мощного воздушного прикрытия, опирающегося на береговые базы или его авианосцы на море. Это было осуществлением давно взлелеянных и дальновидных планов военизированной страны с полным использованием элемента стратегической неожиданности.

Для Уйэвелла все зависело от прибытия подкреплений. Ничего нельзя было сделать для спасения небольших голландских гарнизонов в ключевых пунктах главных островов, и мы уже знаем, что произошло в Сингапуре. Американцы прилагали все усилия, чтобы послать союзному командованию самолеты морем или по воздуху; однако расстояния были огромные, а японская военная машина действовала быстро и точно.

К концу января был захвачен Кендари на Целебесе и большой нефтяной порт Баликпапан в восточной части Борнео. Остров Амбон, на котором находился важный аэродром, был захвачен значительно превосходящими силами противника. Дальше на восток и вне района АБДА японцы захватили Рабаул на острове Новая Британия и Бугенвиль на Соломоновых островах. Это было первым шагом в серьезной попытке перерезать жизненно важную линию, соединявшую Австралию с США. В начале февраля первые японские войска высадились в Финш-Харборе на Новой Гвинее, но масштабы действий в других районах помешали им в тот момент расширить свой контроль над этими отдаленными районами. На противоположном конце, в Бирме, вторжение развивалось.

Уэйвелл приложил все усилия, чтобы противостоять натиску. Он создал в Палембанге ударные воздушные силы. На море американские и голландские подводные лодки не без успеха действовали против различных сил вторжения восточнее и западнее Борнео. Было оказано сопротивление нападению на Баликпапан, а транспорты были потоплены четырьмя американскими эсминцами.

* * *

На следующий день после падения Сингапура верховный командующий снова проанализировал положение, сложившееся на его театре военных действий, и его деловой отчет дает ясное и полное представление о сложившейся обстановке

Генерал Уэйвелл – премьер-министру

16 февраля 1942 года

1. Как Вы поймете, недавние события в Сингапуре и южной части Суматры поставили перед нами чрезвычайно серьезные и безотлагательные проблемы – стратегические и политические.

2. Географические факторы. Длина Явы – 500 миль, что приблизительно равняется расстоянию от Лондона до Инвернесса; в сущности, практически на всем северном побережье существуют благоприятные условия для высадки.

3. Масштабы атаки и вероятные действия противника. При наличии судов и эскортов противник, вероятно, сможет в течение ближайших 10–14 дней выставить четыре дивизии против Явы и в течение месяца усилить их двумя или более дивизиями. Возможно, что в нападении с воздуха будут участвовать максимально 400–500 истребителей (включая истребители, базирующиеся на авианосцах) и 300–400 бомбардировщиков.

Мы располагаем следующими ресурсами для того, чтобы отразить атаку противника против Явы:

а) Военно-морские силы. Максимум 3–4 крейсера и около 10 эсминцев в качестве ударной силы. Если эти силы будут разделены между двумя угрожаемыми оконечностями острова, то они будут слишком слабы в обоих пунктах. Если они останутся вместе, то, учитывая расстояние, трудно будет вовремя достичь важнейшего пункта. Где бы они ни находились, они могут подвергнуться сильным воздушным атакам.

б) Сухопутные силы. В настоящее время имеются три слабые голландские дивизии. Английские имперские войска состоят из одного эскадрона 3-го гусарского полка, оснащенного легкими танками, и около 3 тысяч австралийцев, сведенных в различные соединения. Имеется несколько тысяч человек из наземного обслуживающего персонала Королевских военно-воздушных сил, но часть из них не вооружена. Американские войска состоят из одного не полностью оснащенного полка полевой артиллерии.

в) Военно-воздушные силы. В настоящее время имеется около 50 истребителей, 65 средних или пикирующих бомбардировщиков и 20 тяжелых бомбардировщиков. Предотвратить высадку на Яве в ближайшем будущем можно, только располагая здесь превосходством морских и воздушных сил. Приведенные факты показывают, что обеспечение этого превосходства крайне мало вероятно. После того как противник совершит высадку, в настоящее время мало что можно сделать для того, чтобы помешать ему быстро оккупировать главные военно-морские и воздушные базы острова.

Первый эшелон австралийского корпуса прибудет на Яву лишь в конце месяца. Он не сможет начать действовать до 8 марта, и вся дивизия не будет доставлена и не сможет начать действовать до 21 марта. Остающаяся дивизия корпуса не может быть доставлена до середины апреля.

Бирма и Австралия имеют чрезвычайно важное значение для ведения войны против Японии. Потеря Явы, хотя и была бы жестоким ударом во всех отношениях, не имела бы рокового значения. Поэтому не следует прилагать усилий для того, чтобы посылать подкрепление на Яву, что может создать опасность для обороны Бирмы или Австралии.

Непосредственная проблема заключается в определении места назначения австралийского корпуса. Если бы имелись шансы на то, что корпусу удастся закрепиться на острове и сражаться с японцами в благоприятных условиях, я, не колеблясь, рекомендовал бы пойти на этот риск, как я это сделал год назад в отношении Греции. Тогда я считал, что у нас были все шансы на то, чтобы приостановить вторжение немцев, и, несмотря на результаты, я все еще считаю, что это был оправданный риск. В настоящий момент я должен заявить, что не считаю риск оправданным с тактической и стратегической точки зрения. Я полностью сознаю связанные с этим политические соображения…

Генерал Уэйвелл предсказал, что вторжение на Яву – наш последний опорный пункт – начнется до конца февраля, а с тем, чем он располагал или что он мог получить, было мало надежды на успех. Поэтому он рекомендовал, чтобы все австралийские войска, находившиеся в пути, были направлены в Бирму. 18 февраля был захвачен прекрасный остров Бали, расположенный восточнее Явы, а через несколько дней был взят Тимор, наше единственное оставшееся звено, которое обеспечивало воздушную связь с Австралией. В этот момент группа быстроходных авианосцев под командованием адмирала Нагумо, известная по действиям у Пёрл-Харбора, состоявшая теперь из четырех больших авианосцев, охраняемых линкорами и крейсерами, появилась в Тиморском море, и 19-го с них была предпринята мощная воздушная атака против порта Дарвин, где было множество судов. В результате этой атаки погибло много людей. До конца этой непродолжительной кампании Дарвин потерял всякую ценность как база.

Как нам теперь известно, японцы наметили вторжение на Яву на 28 февраля. 18 февраля западная штурмовая группа в составе 56 транспортных судов и мощного эскорта вышла из бухты Камрань во Французском Индокитае. 19 февраля восточная штурмовая группа в составе 41 транспортного судна вышла из Холо в море Сулу в направлении Баликпапана, куда она прибыла 23 февраля. 21-го наш объединенный совет начальников штабов заявил генералу Уэйвеллу, что войска, находящиеся уже на Яве, должны защищать этот остров до последнего, но что никакие другие подкрепления не будут посланы. Ему также было приказано перевести свой штаб с Явы. Уэйвелл ответил, что командование АБДА следует не переводить, а ликвидировать, и получил на это согласие.

* * *

Оставшимся на Яве для того, чтобы сражаться до конца вместе с голландцами, я направил следующее послание:

Премьер-министр – вице-маршалу авиации Молтби

26 февраля 1942 года

Мои наилучшие пожелания успеха и почестей в этой великой предстоящей битве Вам и всем чинам английских войск, оставшимся на Яве. Каждый выигранный день бесценен, и я знаю, что Вы сделаете все, что в человеческих силах, чтобы затянуть битву.

Теперь голландский адмирал Гельфрих взял на себя командование сокращающимися военно-морскими силами союзников. Этого энергичного голландца никогда не покидала надежда, и он продолжал решительно атаковать противника, несмотря на тяжелые потери и на преобладающие силы противника. Он был достойным преемником знаменитых голландских моряков прошлых времен. Для того чтобы отразить нападение на Яву, для осуществления которого в море вышли большие конвои, он создал две боевые группы – восточную в Сурабае под командованием адмирала Доормана и западную в составе английских кораблей, находившуюся в порту Батавии Танчжонг-Приок. 28 февраля западная боевая группа в составе крейсеров «Хобарт» (австралийский), «Данаэ» и «Дрэгон» и эсминцев «Скаут» и «Тенедос», после того как она неоднократно пыталась обнаружить противника, получила приказ уйти через Зондский пролив в Коломбо, куда она и прибыла благополучно через несколько дней.

Тем временем 26 февраля в 18 часов 30 минут Доорман на корабле «Де Рейтер», который был под его флагом, вышел из Сурабаи вместе с тяжелыми крейсерами «Эксетер» (английский) и «Хаустон» (американский), у которого кормовая орудийная башня была выведена из строя, легкими крейсерами «Ява» (голландский) и «Перт» (австралийский) и девятью эсминцами, из которых три были английскими, четыре американскими и два голландскими.

Адмирал Гельфрих отдал Доорману следующий приказ:

«Вы должны продолжать атаки, пока противник не будет уничтожен».

Противник, который к этому времени получил подкрепления, был полностью осведомлен благодаря авиации обо всех передвижениях эскадры Доормана. Американские эсминцы выпустили все свои торпеды и были отправлены обратно в Сурабаю. Английский эсминец «Юпитер» подорвался на мине, установленной в этот день голландцами, и тотчас же затонул, причем погибло много людей. Адмирал Доорман, продвигаясь вперед, встретился с двумя японскими крейсерами, и после яростного боя оба голландских крейсера были торпедированы и затонули, а вместе с ними погиб и храбрый голландский адмирал, так хорошо сражавшийся при столь неблагоприятных условиях. «Перту» и «Хаустону» удалось отделиться, и они направились в Батавию, куда и прибыли на другой день.

* * *

Мы должны проследить эту историю до ее печального конца. Пополнив запасы топлива, австралийский и американский крейсера в эту же ночь вышли из Батавии, пытаясь пройти через Зондский пролив. Случайно они отказались в центре главной западной штурмовой группы японцев, в то время как с ее транспортов высаживались войска в бухте Бантен, в самом западном пункте Явы. Прежде чем погибнуть, они отомстили противнику, потопив два транспорта, с которых высаживались войска. 307 офицеров и рядовых «Перта» и 368 человек с «Хаустона» были спасены и отправлены в японские концентрационные лагеря. Капитаны австралийского и американского крейсеров утонули вместе со своими кораблями. «Эксетер», который покрыл себя славой в бою в районе Ла-Платы в 1939 году, вскоре был выведен из строя, еще до полудня торпедирован и погиб. «Инкаунтер» и «Поуп» были потоплены. Японцы подобрали 50 офицеров и 750 рядовых с двух английских кораблей, а также людей, спасшихся с «Поупа».

* * *

Таким образом, наши военно-морские силы были уничтожены, и Ява с трех сторон была окружена японцами. Два американских корабля, на которых находилось 59 истребителей, сделали последнюю отчаянную попытку пополнить быстро истощавшиеся воздушные силы. Один из этих кораблей, старый авиатранспорт «Лэнгли», был потоплен при приближении в результате воздушной атаки. Другой прибыл благополучно, но к тому времени уже не было возможности выгрузить упакованные самолеты на сушу. После того как верховный штаб был расформирован, все союзные силы, оставшиеся для защиты острова, перешли под командование голландцев. Английские воздушные силы после того, как они были отведены с Суматры, были сформированы в 5 эскадрилий, но имели лишь около 40 исправных самолетов. Имелось также десятка два американских истребителей и бомбардировщиков.

На долю этих скудных сил выпала задача защищать остров, протяженность северного побережья которого равнялась 800 милям и где имелось бесчисленное количество удобных для высадки берегов. Японские конвои с востока и запада доставили четыре или пять дивизий. Трудно было оттянуть конец. 8 марта по решению голландцев войска капитулировали. В плен попали тысячи англичан и американцев, включая пять тысяч человек из состава военно-воздушных сил с их прекрасным командующим Молтби. Английские и австралийские войска сражались до конца вместе с голландцами на Яве. Хотя не было никакой надежды на победу, захват новых объектов, к чему стремились значительные экспедиционные силы противника, был задержан.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Чтение статьи займет: 13 мин.

400-летняя схема бизнеса Британской Ост-Индской компании: вооруженный грабеж

Примерно 250 лет назад в английском языке появилось новое слово – loot – переводимое сегодня как «добыча», «трофей» и «халява». Происхождение словесного новоприобретения – Индия, где «lūṭ» означало добычу, полученную грабежом. Именно этим словом можно охарактеризовать всю сущность второй транснациональной корпорации нашей планеты, известной, как Ост-Индская компания.

Герб Ост-Индской компании. Лозунг на нем «Auspicio regis et senatus angliae» переводится с латыни, как «Под властью Короны и Парламента Англии»

Замечу сразу: название «Ост-Индская компания» прямо не относится к Англии. В нем отражена сфера колониальных интересов предприятий Европы – Южная Азия. Свои Ост-Индские компании были у Португалии, Франции, Нидерландов, Швеции, Австрии, Дании и даже Германии (Пруссии). Однако лишь одно акционерное предприятие превзошло по всем масштабам прочие национальные торговые компании и поглотило их колониальные территории – Британская Ост-Индская компания. Поэтому в данной статье под «Ост-Индской компанией» подразумевается именно английское предприятие.

Англия на пути к Великобритании

В XVII веке Британия представляла собой одно из беднейших государств западной Европы. Череда кризисов, оставленных королевству мятежным Генрихом VIII – отказ от католицизма, путаница с престолонаследием и неприкрытая враждебность всех государств-«сестер» по римскому прошлому – казалось, эти проблемы разрешить мог только брачный союз Елизаветы Тюдор с отпрыском королевского дома Испании.

Королева Англии Елизавета I. Ее упорное противостояние Испании, Португалии и Нидерландам стало причиной создания Английской Ост-Индской компании

Но младшая дочь короля-протестанта не интересовалась брачными узами, равно как и не испытывала интереса к католической вере. Она намеревалась оставаться английской королевой и на смертном одре, не делясь властью совершенно ни с кем. Дочь Анны Болейн и Генриха VIII – Елизавета I – демонстрировала королевским домам Европы такой мятежный нрав, что и ее отец.

Англии Елизавета Тюдор, самая почитаемая британская королева, за три года до своей смерти поддержала создание купеческого морского АО «Ост-Индская компания», впоследствии ставшего величайшей транснациональной корпорацией на нашей планете в XVII-XIX веках н.э. Кстати, современная популярность английского языка на Земле во многом случилась именно благодаря Ост-Индской компании.

Между тем вся европейская колониальная история, начиная с конца XV века, базировалась на единственной цели – достичь Индии и Китая морским путем.

Англия становится морской державой

Эту загадочную и баснословно богатую страну пряностей, золота и алмазов 500 лет назад искали все – испанцы, французы, португальцы, голландцы, датчане… В итоге испанцы нашли Южную Америку, принявшись извлекать ресурсы оттуда (конкиста). Остальные, испытав множество морских неудач, сосредоточились на Африке. Колониальной звездой Индия впервые стала в короне Португалии – путь к ней вокруг африканского континента был обнаружен мореплавателем-капером Васко да Гама, прибывшим к индийским берегам в 1498 году на трех кораблях.

Васко да Гама, португальский мореплаватель и капер. Первооткрыватель морского пути вдоль берегов Африканского континента в Индийский океан

Наблюдая, как обогащаются соседние европейские государства с каждым прибытием морских судов из далеких заморских колоний, Генрих VII Тюдор повелел построить для нужд Англии первые крупнотоннажные корабли. К восшествию на английский престол его сына Генриха VIII в 1509 году у королевства было пять морских судов, а спустя пять лет их стало уже 30 и более.

Однако обладание полноценным океанским флотом не создавало само по себе возможностей к колониальному обогащению – у Англии не было ни морских карт, ни опытных капитанов, умеющих следовать курсу по океанским просторам. Маршруты на юго-запад (к Южной Америке), освоенные испанцами и португальцами, для торговых английских экспедиций не подходили – колониальные конфликты с Испанией или Португалией британской короне были совершенно не нужны. Конечно, английские каперы периодически нападали на груженые серебром испанские галеоны, но этот тип мореплавателей власти Англии поддерживали негласно. И они всегда готовы были отказаться от каперов, пойманных при неудачном захвате колониальных грузов.

Поиски Индии англичанами

Генуэзский мореплаватель Джон Кабот (Джованни Кабото) предложил Генриху VII поход на запад через море (о существовании Атлантического океана на тот момент европейцы не знали), чтобы найти Индию. Шансы на успех увеличились с известием, что испанская корона благодаря мореплавателю-португальцу Христофору Колумбу нашла морской путь к Индии в 1492 году (на самом деле была открыта Южная Америка, но ни Колумб, ни кто-либо еще об этом не ведали).

Джованни Кабото (англ. Джон Кабот) генуэзский мореплаватель, в поисках морского пути в Индию открыйший путь через Атлантический океан в Северную Америку

С благословления английской короны и при финансировании бристольских купцов Джон Кабот на одном корабле достиг в 1497 году побережья Северной Америки (территория современной Канады), посчитав эти земли «блаженными островами Бразил» — удаленной восточной частью Индии. Однако английские географы решили, что найденная Каботом земля – часть «царства великого хана» (так назывался в Европе Китай). Впоследствии именно открытие Кабота и объявленное им право Англии на владение землями Северной Америки привели к образованию американской колонии Великобритании и возникновению современных США.

Вторую попытку доплыть до Индии или хотя бы до Китая предприняла эскадра под командованием английских мореплавателей Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслора. Британская экспедиция, состоявшая из трех судов, была послана на восток через северные моря в 1553 году. После многомесячного путешествия и зимовки у берегов Лапландии, единственный корабль Ченслора вошел в Двинский залив Белого моря. Экипажи двух других судов, разминувшихся с Ченслором, погибли во время зимовки у устья реки Варзина.

Ричард Ченслер, английский мореплаватель, на приеме у Ивана Грозного (гравюра). Он открыл северный морской путь в Россию и участвовал в организации с ней торговых отношений,хотя изначально пытался доплыть до Индии

Встретившись с местными рыбаками Ричард Ченслор узнал, что попал не в Индию, а в Россию. Милостивый прием английских моряков Иваном IV Грозным привел к активной многовековой торговле между Англией и Россией с образованием привилегированной купеческой монополии «Московская компания» (Muscovy Company). Однако русского царя, ведшего частые войны, интересовали исключительно английские товары военного назначения (порох, ружья, пушечное железо и т.п.), что вызвало протесты со стороны королей Швеции, Польско-Литовской Унии, Дании и императора Священной Римской империи Фердинанда I. Поэтому высоких прибылей торговля англичан с русскими не давала.

Как Англия нашла Индию

Первым английским мореплавателем, обнаружившим морской путь в Индию, стал капер Джеймс Ланкастер. Добыв подробные копии португальских морских карт у разорившегося голландского купца Яна Гюйгена ван Линсхотена и возглавив флотилию из трех полувоенных судов, Ланкастер за 1591-1592 годы достиг Индийского океана и вышел на восток дальше Индии – к полуострову Малакка. Занимаясь излюбленным делом – грабежом всех попавшихся поблизости судов – Ланкастер провел год близ малазийского Пенанга. В 1594 году он вернулся в Англию, став первооткрывателем Индии для английской короны и первым капитаном, нанятым для перевозки грузов в Южную Азию.

Джеймс Ланкастер, английский мореплаватель и капер (приватир), открывший для Британии путь в Южную Азию. Используя морские карты ван Линсхотена с нанесенными на них маршрутами, глубинами и отмелями, он обогнул Африку и вошел в Индийский океан, где занимался грабежом кораблей азиатских купцов

Однако поводом для образования Ост-Индской компании послужило вовсе не приобретение морских карт с маршрутом к Индии – голландские купцы вдвое задрали стоимость перца. Именно по этой причине английские купцы обратились за поддержкой к королеве Елизавете I, разрешившей на выгодных для британской короны условиях (королевская хартия) прямую монопольную торговлю с заморским государством. Для запутывания португальцев и голландцев Индия была названа страной «Великих Моголов».

Кроме англичан индийскую империю Тимуридов (Бабуридов), контролировавших большую часть современных Индии, Пакистана, Бангладеша и юго-восточных земель Афганистана никто не называл «Великими Моголами». Сами правители (падишахи) этой империи именовали свое государство Гурканиан (от слова «Gurkānī» — с персидского «зять хана»), считая себя потомками великого азиатского завоевателя Тамерлана.

Как Ост-Индская компания решила проблему Португалии

Первые четыре рейса британцев, совершенные в 1601-1608 годах заставили португальцев нервничать, однако поводов для прямых колониальных конфликтов у двух королевств пока еще не было. У Англии пока еще не имелось земельных владений в Южной Азии. Португалия же после нескольких битв с арабскими правителями, прошедших в XVI веке, контролировала большую часть южного побережья Персидского залива, остров Мозамбик, Азорские острова, Бомбей и Гоа полностью, а также несколько городов в индийском штате Гуджарат. И португальцы успешно отбивали атаки османских турок, окончательно утвердив свое главенствующее положение на южно-азиатских территориях.

Флаг Ост-Индской компании на ее торгово-военных кораблях

В попытке восстановить статус-кво четыре корабля португальского флота попытались заблокировать и уничтожить четыре судна Ост-Индской компании в конце ноября 1612 года у городка Сували (штат Гуджарат, Индия). Капитан Джеймс Бест, командовавший английской флотилией, сумел не только отбить атаки португальцев, но и одержать победу в бою.

Что интересно – именно неудачное нападение португальцев убедило падишаха Джахангира империи Великих моголов дать разрешение на создание торговой фактории для Ост-Индской компании. Он видел в англичанах возможность ведения честных сделок, тем более что британская Ост-Индская компания не вмешивалась в дела местных религиозных конфессий. А португальцы активно насаждали католицизм и атаковали суда с мусульманскими паломниками, направляющиеся в Мекку, благодаря чему пользовались полной поддержкой папского престола. Кстати, посланник к английскому королю Джеймсу I, отправленный по суше Джеймсом Бестом после достижения договора с падишахом Великих Моголов – Энтони Старки – был отравлен на пути следования монахами-иезуитами в интересах Папы Римского.

Карл II, король Англии. Его женитьба на Екатерине Браганнской, дочери короля Португалии Жуана IV, решила проблемы Ост-Индской компании в португало-индийских колониях

Именно после морского сражения с португальцами руководители Британской ост-Индской компании приняли решение о создании собственного военного флота и сухопутной армии. Инвестиции в торговлю со странами пряностей нуждались в защите, предоставить которую английская корона не могла и не хотела.

Начиная с 1662 года колониальный конфликт в Южной Азии между Португалией и Англией был исчерпан – после реставрации власти короны в Великобритании Карл II женился на дочери португальского короля, получив в качестве приданого Бомбей и Танжер (король передал их Ост-Индской компании за символическую плату в 10 фунтов стерлингов за год). Португалия нуждалась во флоте Англии, чтобы уберечь свои колонии в Южной Америке от посягательств испанцев – Индия считалась ими не столь ценной.

Как Ост-Индская компания решила проблему Франции

Французская версия Ост-Индской компании возникла в 1664 году и спустя чуть более 10 лет ее представителями были основаны две индийские колонии – Пондишерри и Чандернагор. В течение следующих 100 лет юго-восточная часть полуострова Индостан контролировалась французскими колонизаторами.

Однако в 1756 году в Европе началась Семилетняя война, противниками в которой, в том числе, были Англия и Франция. Спустя год стартовали боевые действия между французскими и английскими колониальными войсками на территории Индостана.

Генерал-майор Роберт Клайв в молодости. Под его руководством армия Британской Ост-Индской Компании захватила под полный контроль весь полуостров Индостан

Французский генерал Томас Артур, граф де Лалли совершил крупнейшую стратегическую ошибку – отказался поддержать молодого наваба Бенгалии Сирадж-уд-Даула, выступившего против англичан и захватившего Калькутту. Лалли надеялся сохранить нейтралитет с колониальными войсками Великобритании, но как только генерал Ост-Индской компании Роберт Клайв вынудил бенгальского правителя сдаться, войска East India Company атаковал французские фактории и военные укрепления.

Потерпев поражение от британцев у форта Вандиваш, граф де Лалли попытался укрыться во французской крепости Пондишерри с теми войсками, что у него остались (около 600 человек). Колониальная военная эскадра Франции под командованием адмирала Антуана д’Аше, понесшая высокий урон в экипажах судов после трех битв с флотом Ост-Индской компании у Куддалора в 1758-1759 годах, ушла к острову Маврикий. Надежды на помощь с моря у генерала де Лалли не было. После 4,5 месяцев осады французы сдали крепость в январе 1761 года войскам Британской Ост-Индской компании.

Последствия битвы при Пондишерри, произошедшей в 1760-61 годах и ставшей частью Семилетней войны. Французский форт Пондишерри был полностью демонтирован Ост-Индской компанией

Впоследствии британцы снесли крепость Пондишерри полностью, чтобы стереть любые напоминания о колониальной власти Франции. Хотя по окончании Семилетней войны Франция частично вернула себе территории индийских колоний, она потеряла право строить укрепленные форты и держать войска в Бенгалии. В 1769 году французы полностью покинули Южную Азию, а Британская Ост-Индская компания забрала под полный контроль весь Индостан.

Как Ост-Индская компания решила проблему Нидерландов

Военные конфликты между Англией и Нидерландами за период 1652-1794 годы произошли четыре раза, наибольшую выгоду в результате этих войн получила Великобритания. Голландцы являлись прямыми конкурентами англичан в борьбе за колониальные рынки сбыта – их торговый флот хотя и был плохо вооружен, но велик.

Зарождающийся класс английской буржуазии нуждался в расширении торговли. Серия государственных потрясений в Англии, приведшая к английской революции и казни Карла I, вывела парламентариев Британии на первое место в решении внешних и внутренних государственных вопросов. Этим воспользовались руководители Ост-Индской компании – они подкупали парламентариев акциями своей корпорации, побуждая поддерживать интересы предприятия ради извлечения наибольшего личного дохода.

Битва английского и голландского флотов в ходе первой Англо-Нидерландской войны

По итогам последней, четвертой войны с Нидерландами, был заключен мирный договор (Парижский) в 1783 году. Голландская Ост-Индская компания вынужденно передала Великобритании Нагапаттинам – город в южной части Индии, принадлежавший Нидерландам свыше 150 лет. В итоге Ост-Индское предприятие голландских купцов потерпело банкротство и в 1798 году прекратило свое существование. А британские торговые суда получили полное право вести беспрепятственную торговлю на бывших колониальных территориях Голландской Ост-Индии, принадлежавших теперь короне Нидерландов.

Национализация Ост-Индской компании Великобританией

Добившись в ходе войн за 17-19 века монопольного владения всеми территориями Колониальной Индии, британская мегакорпорация приступила к выкачиванию максимальной прибыли из туземцев. Ее представители, являвшиеся фактическими правителями многочисленных государств Южной Азии, требовали от марионеточных туземных властей резко ограничить выращивание зерновых культур, растить опиумный мак, индиго и чай.

Также лондонское правление Ост-Индской компании решило нарастить прибыль путем ежегодного повышения земельного налога для земледельцев Индостана – вся территория полуострова и значительные площади, прилегающие к нему с запада, востока и севера принадлежали британской корпорации. В Британской Индии стали частыми голодные годы – при первом случае, произошедшем в 1769-1773 годы, только в Бенгалии от голода умерло свыше 10 миллионов местных жителей (треть населения).

На фото — голодающая семья индусов во время голода в Бенгалии, случившегося в 1943 году, т.е. много позже описываемых событий. Однако ситуация в голодные годы в Индостане, управляемом Ост-Индской компанией была значительно хуже

Показательный нюанс: в ходе борьбы с голодом 1873-1874 годов управляющий компании Ричард Темпл переоценил возможные последствия очередной засухи и затратил «слишком много» средств на приобретение бирманского зерна для голодающего населения колоний – 100 000 тонн зерна были куплены и доставлены попусту. Хотя смертность от голода удалось свести к минимуму (умерли единицы), Темпл был жестко раскритикован и в парламенте и СМИ Великобритании.

Сэр Ричард Темпл II, первый баронет Великобритании. Руководил колониями Ост-Индской
компании в 1846-1880 годах

Чтобы обелить себя, Ричард Темпл провел эксперименты для определения минимальной нормы питания туземцев – приказал отобрать в трудовой лагерь несколько десятков здоровых и крепких индусов, держать каждую тестовую группу на определенном рационе питания и ждать, кто выживет, а кто умрет от голода. В своих мемуарах Темпл написал: некоторые индийские парни в трудовом лагере настолько ослабели от голода, что походили на живые скелеты, полностью неспособные работать. Стоит отметить, что за «индийские заслуги» перед Великобританией Ричард Темпл получил титул баронета.

Недостаток пропитания для населения индийских колоний английских руководителей Ост-Индской компании никак не интересовал. Однако повальный голод вызвал иную проблему – в Индии начались народные восстания. Прежде британцам удавалось сводить риски восстаний к минимуму благодаря общественной разобщенности населения Индостана. Касты, множество религиозных конфессий, межнациональная рознь и родовые конфликты между наследными правителями многочисленных мини-государств – это были роскошные условия для иностранного колониального управления индийскими землями.

83-летний Бахадур Шах II, последний падишах Великих Моголов. На фото, сделанном в 1858 году, он ожидает решения колониального суда за его участие в восстании сипаев. Его дети, способные унаследовать падишахский трон, к этому моменту казнены

Однако участившийся голодомор на фоне откровенно безразличного поведения служащих Ост-Индской компании к коренному населению колоний вызвали восстание в рядах колониального войска, большая часть которого набиралась из жителей Индостана. В 1857-1859 годах произошло восстание сипаев, поддержанное многими местными правителями Южной Азии, включая последнего падишаха Великих Моголов Бахадура Шаха II. Подавление восстания заняло более трех лет, наемные войска Ост-Индской компании утопили земли Индостана в крови, вырезав порядка 10 миллионов человек.

Лорд Генри Джон Темпл, III виконт Палмерстон. Он внес на рассмотрение британского парламент акт о передаче колониальной Индии от Ост-Индской колонии власти английской короны

На фоне некрасивых вестей из индийских колоний парламент Великобритании большинством голосов принимает в 1858 году «Акт о лучшем управлении Индией», внесенный Генри Джоном Темплом, третьим виконтом Палмерстоном (лордом Палмерстоном). По условиям Акта управление английскими колониями в Южной Азии передается британской короне, т.е. королева Великобритании Виктория становится также королевой Индии.

Ост-Индская компания признается не справляющейся с руководством индийскими колониальными территориями, а потому должна быть закрыта. Завершив передачу дел и имущества госсекретарю Ее величества и созданной властями Англии Индийской гражданской службе, в 1874 году Ост-Индская компания прекращает свое существование.

Уникальность Британской Ост-Индской компании

Любая из современных мегакорпораций – Google, Exxon Mobile или Pepsi Co – с их многомиллиардным годовым оборотом средств являются лишь слабым подобием могущественной британской корпорации, созданной в 1600 году. С момента образования Британской Ост-Индской компании на протяжении следующих 100 лет всеми ее бизнес-операциями управляли не более 35 человек, составлявших постоянный штат главного офиса на улице Лиденхолл, Лондон. Весь прочий персонал, включая капитанов и экипажи кораблей, а также обширный военный контингент нанимался на строго ограниченный контрактами срок.

Территория Южной Азии, являвшаяся колонией Ост-Индской компании. После полного закрытия торговой корпорации в 1874 году, отмеченные на карте земли перешли под власть Великобритании

Численность армии и флота Ост-Индской компании втрое превышали размер королевских вооруженных сил. В начале XVIII века численность корпоративной армии составляла 260 000 человек, военный флот насчитывал более 50 многопалубных кораблей с современным пушечным вооружением и подготовленными к бою экипажами.

Кстати, именно на удаленном острове Св. Елены в Атлантическом океане, открытом португальцами, принадлежащем изначально Нидерландам и захваченным у них Ост-Индской компанией в 1569 году, Наполеон Бонапарт до конца своих дней содержался именно под контролем войск торговой корпорации. Бежать с этого острова, как итальянской Эльбы, равно, как и привлечь на свою сторону кого-либо из непальских солдат-гурхов, бывшему императору Франции было совершенно невозможно.

Положение острова Св. Елены, на котором содержался до своей смерти Наполеон Бонапарт

Годовой товарооборот корпорации в лучший для нее период – первую половину 18 века – был равен половине всего годового товарооборота Великобритании (сотни миллионов фунтов стерлингов). Ост-Индская компания чеканила свои монеты на территории своих колоний, совокупно превышающих площадь Британских островов.

Внеся огромную лепту в проект Pax Britannica, руководство Ост-Индской компании повлияло также на развитие обществ и политических сил в самых разных частях Земли. Например, китайские кварталы в США появились из-за Опиумных войн, начатых корпорацией. А повод для борьбы за независимость для американских поселенцев дало «Бостонское чаепитие» — поставки Ост-Индской компанией чая по демпинговым ценам.

Монета, отчеканенная Ост-Индской компанией для расчетов в границах индийских колоний

Массовые убийства без разбора пола и возраста, пытки, шантаж, голодомор, подкуп, обман, запугивание, грабежи, кровавые военные операции «дикими» отрядами чуждых местному населению народов – руководители Британской Ост-Индской компании человеколюбием не страдали. Неудержимая жадность второй мегакорпорации, ее неодолимое желание удержать монопольные позиции на рынках нашей планеты – вот что вело Ост-Индскую компанию вперед. Впрочем, для любой современной корпорации этот подход в бизнесе – норма.

В завершении требуется пояснение для внимательных гостей блога свагор.ком – почему же я назвал Английскую Ост-Индскую второй мегакорпорацией в историческом прошлом Земли? Потому, что я считаю первой и более древней мегакорпорацию, существующую до сих пор – папский престол и католическую церковь.