Гетман сагайдачный фрегат

Фраза.ua — авторский взгляд на жизнь

Так уж сложилось, что, несмотря на раздел такого достаточно мощного и современного Черноморского флота СССР между РФ и Украиной якобы по принципу 50 на 50, флагманом нашего флота и поныне является пограничный сторожевой корабль. Причин этому много: тут, в частности, и откровенное предательство нашей политической элиты, и имперский комплекс Кремля, который на тот момент не выглядел слишком уж угрожающим для украинской государственности, однако довлел над всеми решениями.

История кораблей проекта 11351, к которому относится фрегат «Гетман Сагайдачный», началась в конце 1970-х годов, когда у СССР возникла острая необходимость контроля океанских и морских акваторий 200-мильной экономической зоны. Поэтому в Северном конструкторском бюро в Ленинграде по заказу КГБ СССР был разработан технический проект пограничного сторожевого корабля.

За основу был взят проект противолодочного сторожевого корабля аналогичного проекта 1135. Причем на «пограничнике» проекта 11351 оставили тот же отработанный корпус, энергетическую установку и основные механизмы. Наиболее кардинально поступили с вооружением — отказались от противолодочного комплекса «Метель», зато оставили реактивно-бомбовую установку РБУ-6000 и торпедные аппараты. ПВО корабля было усилено за счет установки двух автоматических 30-мм артустановок АК-630М, было также предусмотрено базирование вертолета.

Корабль получился универсальным и весьма сбалансированным по своим характеристикам. С 1981 года его начали строить на керченском судостроительном заводе «Залив». Головной корабль серии, получивший наименование «Менжинский», был сдан КГБ в 1983 году (служил в составе погранслужбы РФ, списан в 1998 году).

Всего до развала СССР было построено 7 кораблей, в постройке находилось еще два корабля. По состоянию на лето 2017 года в составе пограничных сил РФ остаются три корабля этого типа — «Воровский», «Дзержинский» и «Орел». Отметим, что списание сразу трех кораблей этого проекта в 2002 году было вызвано проблемами с турбинами. Дело в том, что, как и почти все в российском флоте, они проектировались и изготавливались на николаевском Южном турбинном заводе. До 2000 года поставка комплектующих, ЗИП, а также ремонт и обслуживание осуществлялись за валюту, однако потом россияне от этого отказались, так как, по их словам, «курс гривны по отношению к рублю был завышен». В итоге, оставшись без запчастей, после выбитого ресурса через два года корабли пришлось «пустить на иголки».

Один из недостроенных пограничных кораблей — «Киров» — был заложен 5 октября 1990 года и спущен на воду 29 марта 1992 года. В июне того же года недостроенный корабль перешел в собственность Украины и был переименован в «Гетман Сагайдачный». После достройки 2 апреля 1993 года корабль вошел в состав ВМСУ, а военно-морской флаг Украины был поднят 4 июля 1993 года.

Свой первый официальный международный визит команда корабля совершила в июне 1994 года во Францию. Затем таких визитов было много.

Интересно, что на его борту побывали четыре президента Украины: Кучма — в 1996, 2000, 2001 гг., Ющенко — в 2005 г., Янукович — в 2010 г. и Порошенко — в 2017 г.

Корабль активно привлекался к международным операциям как под флагом НАТО, так и ЕС. Впервые это случилось в 2008 году, когда «Гетман Сагайдачный» три месяца принимал участие в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море, совершая мониторинг морских перевозок.

С сентября 2013 года по январь 2014 года был привлечен к операции «Океанский щит» под эгидой НАТО по противодействию пиратству на море. В рамках операции фрегат с группой спецназа на борту участвовал в совместных учениях с китайским фрегатом «Хен Шуй», в ходе которых были выполнены задачи по спасению пострадавших от пиратского нападения. Во время первого патрулирования в Аденском заливе украинские военные оказали первую медицинскую помощь капитану иностранного судна, а во время второго патрулирования фрегат «Гетман Сагайдачный» задержал подозрительное судно и совершил его контрольный осмотр. 3 января 2014 года операция была закончена, а уже 20 января «Сагайдачный» присоединился к операции ЕС «Аталанта» в Средиземном море.

Именно поэтому на момент аннексии Крыма его не было на территории полуострова и корабль не был захвачен россиянами.

Контр-адмирал Андрей Тарасов, который от штаба ВМСУ руководил миссией, вспоминал: «28 февраля мы прибыли на остров Крит для пополнения запасов. Связались с Крымом, прочитали в СМИ о блокировании частей, о психологическом давлении, акциях протеста с заезжими казачками и „туристами из России“. Я понимал, что ситуация усложняется. Я докладывал Березовскому. Сказал, что нет смысла идти в Севастополь, надо идти в Одессу. На следующий день принял окончательное решение. Об этом рассказал только командиру корабля. 1 марта отправил Березовскому шифровку для утверждения нашего возвращения в Одессу. Он не ответил. 2 марта, когда Березовский изменил, я полностью оборвал все связи с Севастополем. Мы понимали, что шифровка могла попасть в руки противника. Переход осуществляли по другому плану. Меня вызвал министр обороны. Ему доложил без деталей об Одессе. Он это решение утвердил и дал мне полную свободу действий».

5 марта в 05:00 корабль под флагом Украины прибыл в Одессу. Впоследствии из 211 человек команды фрегата дезертировали 28 (это если судить по официальным спискам, а тот же Тарасов приводит другие цифры: 4 человека дезертировали и 30 ушли в запас с выездом в Крым). Тем не менее уже летом 2014 года был сменен фактически весь личный состав команды фрегата — было назначено много офицеров «новой формации», что называется «сразу после училища».

Тогда же сменили и капитана корабля (капитан 2-го ранга Роман Пятницкий, который привел корабль в Одессу, официально вышел в отставку). Учитывая, что его родители живут в Симферополе, а семья осталась в Севастополе, то, вполне вероятно, сейчас он живет в оккупированном Крыму.

Интересно, что в 2002–2005 годах кораблем командовал еще один известный флотский дезертир — Денис Березовский. После 2005 г. он перешел на штабную должность, а в 2012-2013 гг. руководил совместными учениями ВМС Украины и США «Си Бриз».

1 марта 2014 года указом и. о. президента Украины А. В. Турчинова он был назначен командующим Военно-морскими силами Украины, а уже на следующий день перешел на сторону России. С 24 марта — заместитель командующего Черноморским флотом России. С 2015 года проходит обучение в Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации.

Начиная с марта 2014 г. корабль привлекался для патрулирования акватории Черного моря, при этом несколько раз произошли инциденты с российскими кораблями и вертолетами без применения бортового оружия. Крайний случай имел место в сентябре 2016 г., когда совместными действиями фрегата и артиллерийских катеров «Аккерман» и «Бердянск» был выдворен российский противолодочный корабль «Сметливый».

В ноябре 2014 г. фрегат «Гетман Сагайдачный» стал на ремонт на судоверфи «Украина» Одесского морского порта, а уже через полгода (в июне следующего года) принял участие в совместных учениях с американским эсминцем USS Ross (DDG-71) в водах Чёрного моря.

В 2015—2017 годах экипаж участвовал в многочисленных международных военно-морских учениях как в Украине, так и за рубежом. По состоянию на август 2017 г. корабль базируется в Одессе.

В целом можно сказать, что у фрегата крайне ограниченные боевые возможности, так как он не имеет на вооружении противокорабельных ракет, а его системы ПВО представлены лишь ракетными и артиллерийскими комплексами ближнего радиуса действия.

Однако предпринимаются серьезные усилия, чтобы повысить уровень боеготовности «Гетмана Сагайдачный». Так, недавно корабль был поставлен на доковый ремонт, который предусматривал не только комплексный ремонт корабельных систем, но и модернизацию систем вооружения и радиолокационных систем. По словам командующего ВМСУ Воронченко, «новое оборудование, которое будет установлено, изготовлено в Украине и в странах-партнерах. В общем, модернизация позволит вывести флагман на уровень, соответствующий кораблям такого типа».

Тактико-технические характеристики фрегата «Гетман Сагайдачный»

Водоизмещение стандартное: 3274 т.
Водоизмещение полное: 3642 т.
Размеры: длина — 123 м, ширина — 14,2 м, осадка — 4,8 м.
Скорость полного хода: 31 уз.
Дальность плавания: 3636 миль при 14 узлах, 1600 миль при 30 узлах.
Силовая установка: 1×46000 л.с. ГТА М7К
Вооружение: 1×1 100-мм артустановка АК-100, 2×6 30-мм автоматы АК-630М, 1×2 пусковая установка ЗИФ-122 зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА2», 2×4 533-мм торпедных аппарата ЧТА-53-1135, 2×12 реактивные бомбовые установки РБУ-6000 «Смерч-2», 1 вертолет Ка-27ПС.
Радиотехническое вооружение: РЛС общего обнаружения МР-760 «Фрегат-МА», РЛС РЭБ МП-401С «Старт-С», НРЛС «Волга», ГАС МГК-335С «Платина-С», ГАС МГ-345 «Бронза», ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста», ГАС приема сигналов гидроакустических буев МГС-407, станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110КМ, комплекс связи Р-782 «Буран», СУ МР-114 «Лев».
Экипаж: 193 чел.

Гетман Сагайдачный (фрегат)

«Гетман Сагайдачный»

«Гетман Сагайдачный» (укр. «Гетьман Сагайдачний») — украинский фрегат проекта 11351 (шифр «Нерей», англ. Krivak-III class по классификации НАТО) многоцелевой корабль Военно-Морских Сил Украины. Бортовой номер U130. Назван в честь Петра Сагайдачного. Корабль проекта 1135. Флагман ВМС Украины.

Особенности проекта

Проект пограничных сторожевых кораблей 11351 (или 1135П) является эволюцией сторожевиков проектов 1135 и 1135М, которые массово строились для ВМФ СССР в 70-х-80-х годах XX века.

Проект 1135 был создан на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей советского флота — малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время главной задачей Советского ВМФ считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника в мировом океане. Тактико-техническое задание на проект 1135 было сформировано в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля было «длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охрана кораблей и судов в море». В результате был создан проект газотурбинного корабля, который считается довольно удачным. Впервые на советском корабле относительно небольшого водоизмещения удалось разместить мощное противолодочное вооружение, включая противолодочный ракетный комплекс (ПЧРК) «Метель».

Проект 11351 является дальнейшей модернизацией проекта 1135М. В конце 70-х годов возникла необходимость контроля крупных морских акваторий 200-мильной экономической зоны. В связи с этим в Ленинграде в Северном ПКБ по заданию КГБ СССР на базе проекта 1135/1135М был разработан технический проект пограничного сторожевого корабля, получившего шифр 11351. Корпус, энергетическая установка, главные механизмы и оборудование корабля остались аналогичными, как и в проекте 1135М. Конструкторы отказались от ПЧПК Метель, но оставили реактивно-бомбовую установку РБУ-6000 и торпедные аппараты. В носовой части установили арткомплекс АК-100. На корме оборудована взлетно-посадочная площадка и ангар для постоянного базирования вертолета. Зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» был оставлен только один, на носу корабля. В кормовой части надстройки установили на бортах по две автоматические 30-мм артустановки АК-630М. Гидроакустические станции (ГАС) «Титан» и «Вега» заменили комплексами «Платина» и «Бронза». В результате водоизмещение корабля возросло на 300 тонн, однако корабль стал универсальным с вполне сбалансированными характеристиками.

С 1981 по 1992 год корабли проекта 11351 строились на керченском судостроительном заводе «Залив». Всего было построено восемь кораблей по данному проекту.

История корабля

Корабль был заложен 5 октября 1990 года как сторожевой корабль «Киров» на эллинге ССЗ Залив в Керчи, по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР. Был восьмым кораблем этой серии. Отличием от базового проекта было оснащение корабля активными успокоителями качки. Спущен на воду 29 марта 1992 года. В июне того же года правительством Украины было принято решение о достройке корабля для ВМС, формирование которых только началось. Кораблю было присвоено имя «Гетман Сагайдачный» в честь гетмана реестрового казачества и Войска Запорожского Петра Кононовича Конашевича-Сагайдачного.

Включен в боевой состав ВМС Украины 2 апреля 1993. 4 июля 1993 на флагмане Военно-Морских Сил Украины был торжественно поднят военно-морской флаг. Флаг командиру корабля капитану 3 ранга Владимиру Катушенко вручил первый командующий ВМС Украины вице-адмирал Борис Кожин.

В июне 1994 года корабль совершил официальный визит во Францию, в 1995 году — деловой визит в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95», в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия). В 1996 году совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же осуществлены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах.

В 1996 году посетил Поти, Стамбул и Варну. В июне 1999 года с официальным визитом в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа. В 2000—2004 годах самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции и Болгарии.

В 2008 году корабль в течение трех месяцев принимал участие в антитеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море.

С 22 августа и до 21 декабря 2012 находился на плановом ремонте в ПАО «Севастопольский морской завод». Предприятие осуществило плановый доковый ремонт корабля, текущий и поддерживающий ремонт ракетно-артиллерийского вооружения, радиотехнического вооружения, ремонт внутренних помещений судна.

Согласно достигнутым договоренностям в рамках военного партнерства Украины с НАТО в период с сентября 2013 года по январь 2014 в составе украинских сил и средств привлекался к выполнению задач в составе антипиратской операции НАТО «Океанский щит» (вместе с палубным вертолетом Ка-27 и группой специального назначения — обзорной командой).

Неоднократно принимал на своем борту высших государственных деятелей — Президента Украины Леонида Кучму в 1996, 2000, 2001 годах, Президента Российской Федерации Владимира Путина в 2000, 2001 годах, Президента Украины Виктора Ющенко в 2005 году, Президента Украины Виктора Януковича в 2010 году.

1 марта 2014 во время присоединения Крыма к России капитан Роман Пятницкий отказался выполнять приказы российского командования и остался верен присяге Украине. Тем не менее, согласно украинским источникам, из 211 человек команды фрегата дезертировали 28 человек.

14 марта 2014 корабль столкнулся с военно-морской группой российских кораблей в украинских территориальных водах, когда фрегат подошел к группе, они вышли в международные воды.

В ноября 2014 г. судоверфь «Украина» Одесского морского порта начала ремонт одного из важных узлов «Гетьмана Сагайдачного».

В данное время базируется в Одессе.

9 сентября 2016 малые бронированные артиллерийские катера (U174) «Аккерман» и (U175) «Бердянск» на учебных стрельбах в сопровождении фрегата «Гетман Сагайдачный» обнаружили российский противолодочный корабль «Сметливый», который провел захват цели и вел украинские корабли своим бортовым вооружением. «Гетман Сагайдачный» поставил дымовую завесу под покровом которой катера подошли ближе к российскому корабля, разделились и приняли его в полуобхват. Корабли были готовы к бою, снаряды были уже в люфе. «Сметливый» был вынужден отступить. Таким образом «Украинский москитный флот» одержал свою первую победу.

В 2017 году был проведен доковый ремонт на Ильичёвском судоремонтном заводе, а потом началась модернизация корабля. В мае 2017 фрегат вышел из строя из-за поломки двигателя почти сразу после ремонтных работ.

Литература

Ссылки

  • Страница фрегата в Facebook

Гетьман Сагайдачный

«Гетьман Сагайдачний»

«Гетьман Сагайдачний» Служба


СССР

Украина

Исторические данные

5 октября 1990 Заложен

29 марта 1992 Спущен на воду

2 апреля 1993 года Введен в строй

Общие данные

3180 / 3545 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)

123 / 14,2 / 4,7 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ top 0 1

Газотурбинная силовая установка / 56000 Главная ЭУ
(тип/мощность)

2 ед. Количество валов

32 / узл. Скорость хода
(полная/экономичная)

3500 / миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)

0 реал 1 док Экипаж

180 чел. Общая численность

22 чел. Офицеры

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 1 х 2 — ПУ ЗРК 4К33 «Оса-МА2».

Артиллерийское вооружение

  • 1 x 1 — 100-мм АУ АК-100;
  • 2 x 6 — 30-мм АУ АК-630М.

Минно-торпедное вооружение

  • 2 х 4 — 533-мм ТА;
  • 2 х 12 — 213-мм РБУ-6000 «Смерч-2».

Авиационная группа

  • 1 вертолёт Ка-27ПЛ.

Однотипные корабли

9 единиц («Менжинский», «Дзержинский», «Имени 70-летия погранвойск» и др.)

«Киров» (заводской № 208) — сторожевой корабль проекта 11351, строившийся для пограничных войск КГБ СССР. 5.10.1990 заложен на эллинге ССЗ «Залив» в Керчи и 9.7.1991 зачислен в списки кораблей МПЧ КГБ, спущен на воду 29.3.1992, но в июне 1992 г. перешёл в собственность ВМС Украины, переклассифицирован во фрегат и переименован в «Гетьман Сагайдачний» (рус. «Гетман Сагайдачный»), вступил встрой 2.4.1993 и 11.7.1993 поднял военно-морской флаг Украины. Получил номер U130, со времени вступления в строй и по настоящее время является флагманом ВМС Украины.

Общие сведения

К концу 70-х годов возникла необходимость контроля обширных морских акваторий на Дальнем Востоке и Севере — прежде всего, 200-мильной экономической зоны. В связи с этим Северное ПКБ по заданию КГБ СССР на базе апробированного проекта 1135 разработало техпроект пограничного сторожевого корабля, получившего шифр 11351 «Нерей» (главный конструктор Н.П.Соболев; с 1980 года доработку проекта вел А.К.Шныров).

Корпус, энергоустановка, главные механизмы и оборудование корабля остались прежними. Главное противолодочное оружие — УРПК «Метель» — убрали, оставив, однако, РБУ-6000 и торпедные аппараты. В носовой части установили одну башню АК-100. За счет сэкономленного веса на корме удалось разместить взлетную площадку и ангар для постоянного базирования вертолета Ка-27ПС. Зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» остался только один, в носу. В кормовой части надстройки установили побортно по две автоматические 30-мм артустановки АК-630М. ГАС «Титан» и «Вега» заменили комплексами «Платина» и «Бронза». Водоизмещение возросло на 300 т, но в итоге получился универсальный корабль с вполне сбалансированными характеристиками.

Строили «нереи» на керченском заводе «Залив». Всего вошло в строй восемь единиц, причем последний из кораблей — в состав ВМС Украины. Девятый ПСКР был законсервирован на стапеле. Он тоже перешел в собственность Украины, но перспективы его достройки выглядят нереальными.

Постройка и испытания

Вступил в строй 2 апреля 1993 года, 4 июля поднял военно-морской флаг Украины. Флаг поднимал командир корабля капитан 3 ранга Катушенко В. С. Первоначально (до июля 1994 г.) носил бортовой номер «201», затем U-130. Переклассифицирован во фрегат.

В июле 1994 году «Гетман Сагайдачный» принял участие в фестивале парусников «Руанская Армада» (в 1994 г. «Армада свободы»), посвящённом 50-летию высадки десанта англо-америкаснких войск в Нормандии. В 1995 году совершил деловой визит в Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95», в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия). В 1996 году совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах.

В 1996 году посещал Поти, Стамбул и Варну. В июне 1999 года совершил официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа. В 2000—2004 годах самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции, Болгарии.

Неоднократно принимал на своём борту высших государственных деятелей — Президента Украины Л. Д. Кучму в 1996, 2000, 2001 гг., Президента Российской Федерации В. В. Путина в 2000, 2001 годах, Президента Украины В. А. Ющенко в 2005 году, Президента Украины В. Ф. Януковича в 2010 году (в 2004 году в качестве премьер-министра).

В июне-августе 2008 года корабль принимал участие в операции «Активные усилия» в Средиземном море, совершая мониторинг морских перевозок.

Фрегат «Гетман Сагайдачный» на выходе из порта

24 сентября 2013 года фрегат «Гетман Сагайдачный» с вертолётом Ка-27 на борту и группой специального назначения вышел в море из порта Севастополя, чтобы присоединиться к операции «Океанский щит» НАТО по противодействию пиратству на море. В рамках операции украинский фрегат принял участие в совместных учениях с китайским фрегатом «Хен Шуй», в ходе которых были выполнены задачи по спасению пострадавших от пиратского нападения. Во время первого патрулирования в Аденском заливе украинские военные оказали первую медицинскую помощь капитану иностранного судна, а во время второго патрулирования фрегат «Гетман Сагайдачный» задержал подозрительное судно и совершил его контрольный осмотр. 3 января 2014 года операция была закончена, и 20 января «Сагайдачный» присоединился к операции ЕС «Аталанта» (англ. Operation Atalanta). 5 марта прибыл в Одессу.

В ноябре 2014 «Гетман Сагайдачный» стал на ремонт на судоверфи «Украина» Одесского морского порта.

В июне 2015 года «Гетман Сагайдачный» принял участие в совместных учениях с американским эсминцем Ross (DDG-71) в водах Чёрного моря.

В сентябре 2015 фрегат принял участие в международных военно-морских учениях Sea Breeze-2015.

В марте 2016 фрегат и судно размагничивания «Балта» прибыли из Одессы в Стамбул, где провели общие тактические учения с фрегатом ВМС Турции.

В июле 2016 фрегат провёл общие манёвры типа PASSEX с кораблями-участниками учений «Морской щит-2016» флотов Болгарии, Канады, Польши, Румынии и Турции.

В мае 2017 фрегат вышел из строя из-за поломки двигателя почти сразу после ремонтных работ.

Командиры

Награды

Этот корабль в искусстве

  • РКР «Украина»/»Адмирал флота Лобов»
  • Сторожевые корабли проекта 1135
  • Сторожевые корабли проекта 1135М

Литература и источники информации

  • Новость мая 2017 года об афере с ремонтом фрегата
  • Фотографии фрегата «Гетман Сагайдачный» на navsource.narod.ru

Галерея изображений

  • «Гетман Сагайдачный» в порту

  • «Гетман Сагайдачный» в порту, вид с кормы

  • «Гетман Сагайдачный» на ходу, 2004 год

  • «Гетман Сагайдачный» на якоре

Украина осталась без военно-морского флота

Несколько дней назад как в украинских, так и затем в российских средствах массовой информации проскочила новость о выходе из строя единственного боеспособного корабля военно-морских сил Украины фрегата «Гетман Сагайдачный».

Ремонт, закончившийся… ремонтом

В начале мая 2017 года стало известно, что «Сагайдачный» был отправлен для прохождения текущего ремонта на Ильичевский судоремонтный завод (в 2016 году в рамках декоммунизации город Ильичевск Одесской области переименован в Черноморск, вследствие чего завод стал Черноморским судоремонтным, который главное не путать с Черноморским судостроительным заводом в Николаеве — прим.автора). На ремонт корабля было выделено 14,5 миллионов гривен. Крайне примечательно, что этим делом занялся Киевский судостроительный завод «Кузница на Рыбальском» (до конца марта 2017-го — «Ленинская кузня»), который и арендовал док на Ильичевском заводе. А, как известно, собственником «Кузницы на Рыбальском» является украинский президент Пётр Порошенко.

В ходе этого ремонта на «Гетмане Сагайдачном» планировалось заменить бортовую арматуру, почистить и покрасить корпус корабля. Сразу же после завершения этих работ вышел из строя дизельный двигатель украинского флагмана. Об этом стало известно после того, как украинская военная прокуратура обратилась в суд с требованием взыскать с подрядчика 668 тысяч гривен «за возможные негативные последствия для боеготовности ВМСУ». В настоящее время кораблю предстоит еще куда более продолжительный ремонт. Сможет ли он принять участие в ежегодных совместных учениях Украины и НАТО «Sea Breeze — 2017», проведение которых намечено на июль, пока большой вопрос.

По факту с выходом из строя «Гетмана Сагайдачного» украинский флот лишился своего единственного относительно боеспособного корабля. Находящиеся в составе ВМСУ корвет «Винница» 1976 года, ракетный катер «Прилуки» 1980 года, десантный корабль «Юрий Олефиренко» (бывший «Кировоград») 1971 года и рейдовый тральщик «Геническ» 1985 года таковыми считать крайне сложно. В 2016 году в рамках активно распиаренной киевскими морскими стратегами концепции «москитного флота», о которой уже неоднократно писал Царьград, в состав ВМСУ вошли два малых бронированных артиллерийских катера проекта «Гюрза-М» «Бердянск» и «Аккерман», которые были построены на «Ленинской кузне» Порошенко. О них речь пойдет чуть ниже.

Морской пограничный флот. Фото: A_Lesik/.com

Первый украинский корабль, названный в честь врага Москвы

За исключением оставшихся в Крыму в 2014 году корветов «Луцк» и «Тернополь», построенных уже после распада Советского Союза, фрегат «Гетман Сагайдачный» являлся одним из наиболее современных кораблей ВМСУ. Его история начинается 5 октября 1990 года. В этот день на судостроительном заводе «Залив» в Керчи был заложен восьмой по счету сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей», получивший название «Киров». Изначально он строился как пограничный корабль (построенные ранее семь кораблей данного типа к этому моменту уже несли службу в морских частях погранвойск КГБ СССР, а затем в составе береговой охраны погранслужбы ФСБ России. Три из них: «Дзержинский», «Орёл» и «Воровский» и ныне несут охрану морских рубежей России на Дальнем Востоке — прим.автора). За несколько месяцев до крушения Советского Союза в июле 1991 года он был принят в состав погранвойск КГБ СССР, а 29 марта 1992 года «Киров» был спущен на воду.

Однако последовавшие вслед за этим события, связанные с захватом киевскими властями части советских кораблей и началом процесса раздела Черноморского флота, коренным образом изменили судьбу недостроенного пограничного корабля «Киров». Уже в июне 1992 года он перешел под контроль Украины, был переклассифицирован во фрегат и получил новое наименование «Гетман Сагайдачный» — в честь жившего в начале XVII столетия предводителя запорожских казаков Петра Конашевича-Сагайдачного, прославившегося лихими морскими и сухопутными походами на крымских татар, турок и… на Москву в составе войск польских интервентов в 1618 году. Иными словами, уже в 1992 году получившая независимость Украина пыталась таким жестом как присвоение кораблю имени крайне неоднозначной фигуры в русской истории продемонстрировать свою линию.

На тот момент доставшийся Украине советский военный потенциал еще не был разворован и распродан. В итоге «Гетман Сагайдачный» был быстро достроен и в апреле 1993 года введен в строй военно-морских сил Украины, став флагманским кораблем. Изначально предполагалось, что данный его статус станет временным, так как тогдашние киевские власти рассчитывали достроить уже готовый на три четверти ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал флота Советского Союза Лобов»), спущенный на воду на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Однако последовавшие приватизации, дележки дорвавшимися до власти деятелями до халявы доставшегося от великой страны наследия и майданы с пресловутой националистической мишурой перечеркнули эти планы. В итоге в марте 2017 года президент Порошенко постановил продать недостроенную поржавевшую «Украину» на металлолом.

Фрегат «Гетман Сагайдачный» с 1994 года активно принимал участие в совместных военных учениях с НАТО и даже в антипиратских операциях у берегов Сомали. В момент государственного переворота в Киеве он находился на пути в Севастополь из Аденского залива. 1 марта 2014 года, когда в Крыму уже происходили известные события, закончившиеся воссоединением полуострова с Россией, в СМИ появилась информация о том, что «Гетман Сагайдачный» выступил против киевского режима и поднял Андреевский флаг. К сожалению, она оказалась недостоверной. Командир корабля капитан 2-го ранга Роман Пятницкий увёл корабль в Одессу. Однако, по некоторой информации, впоследствии он уволился в запас и вернулся в уже российский Крым, равно как и многие бывшие военнослужащие ВМС Украины.

Украина. 1 апреля 1993 г. Сторожевой корабль «Гетман Петро Сагайдачный». Первый сторожевой корабль военно-морских сил Украины «Гетман Петро Сагайдачный» во время прохождения испытаний. Фото: Телеоров Дмитрий/Фотохроника ТАСС

Кто заработает на модернизации украинского флота?

Любопытно, что на ремонт и модернизацию «Гетмана Сагайдачного» украинское правительство в феврале 2017 года планировало выделить 91 миллион гривен. Где в итоге осядут эти средства, по крайней мере, их значительная часть, догадаться несложно. В конечном итоге «Сагайдачный» наверняка ждет участь подводной лодки «Запорожье», которая до 2014 года постоянно пребывала в небоеспособном состоянии. Изредка ее, правда, выводили, подчас при помощи буксиров, на военные парады и учения, где она имитировала наличие у Украины подводного флота. Вместо крупных боевых кораблей «Кузница на Рыбальском» построит и помпезно введет в строй некоторое количество артиллерийских катеров, вроде уже упомянутых нами «Бердянска» и «Аккермана», которые и составят основу «обновленного» украинского «москитного» флота. Несмотря на ажиотаж вокруг этих катеров, которых Киев планирует иметь аж в количестве 20 штук, в реальном морском столкновении они бесполезны и по большому счету предназначены для несения пограничной службы на реках и в прибрежной зоне. Все рассказы украинских «экспертов» о том, что эти «москиты» способны составить серьезную угрозу российскому Черноморскому флоту происходят от лукавого. А если быть точнее, от того, кто собирается заработать на производстве в целом бесполезных посудин очередные несколько десятков миллионов долларов (вспоминаем, кому принадлежит предприятие-производитель!) Зато с каким пафосом на них будут поднимать жовто-блакитные флаги!

Нет никаких сомнений в том, что текущее небоеспособное состояние «Сагайдачного» и остатков ВМСУ в целом является следствием тотальной коррупции и воровства со стороны украинских чиновников во главе с президентом Порошенко. Прикрываясь патриотическими лозунгами и символикой, они продолжают грабить свою (свою ли?) страну, при этом объявляя врагами, предателями и агентами Кремля всех, кто пытается хоть как-то противостоять этому. Выход из строя «Гетмана Сагайдачного» в данном отношении очень показателен. Вот только откроет ли это глаза многочисленным «патриотам», которые с воодушевлением жертвовали по 5-10 гривен на украинскую армию или даже добровольно отправлялись в Донбасс воевать с мифическим «российским агрессором»? Поймут ли они рано или поздно, как жестоко и цинично их все время обманывали, заставляя быть участниками и соучастниками преступлений против своих бывших сограждан, восставших против преступного олигархического режима, сдавшего Украину в колониальное рабство своим западным хозяевам и уничтожившего остатки доставшегося ей в наследие от Советского Союза мощного экономического и военного потенциала?

Фрегат «Сагайдачный» как зеркало предсмертной агонии ВМСУ

Этой зимой прошла информация о запланированных на 2017 год мерах по восстановлению боеспособности корабельного состава военно-морских сил Украины. Точнее, того, что на сегодня от этого состава осталось.

Насколько реальны подобные планы? В этом разбирался корреспондент Федерального агентства новостей.

Чтоб было!

За свою недолгую историю військово-морські сили України прошли короткий и достаточно бесславный путь. Бывший командующий Краснознаменным Черноморским флотом и бывший первый заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Игорь Касатонов охарактеризовал этот путь следующим образом:

«Образованный на волне предательства отдельных офицеров (ВМФ) в 1992 году, за двадцать четыре года своего существования украинский флот так и не смог превратиться в настоящий боевой организм с традициями воинской чести, преданности флагу и воинской присяге. Март 2014 года подвел красную черту под историей военно-морских сил Украины. Тогда более 80% ее офицеров, мичманов и матросов одновременно добровольно приняли российскую присягу и перешли на службу в Российский флот».

По сути, ВМСУ создавались не эволюционно, а ситуативно — для исполнения единственной задачи «Чтоб было!». ВМСУ создавались государством, которому флот изначально был не то что не по карману — он был просто не нужен. Вся дальнейшая судьба украинского флота стала лишь доказательством этого.

Показательный момент: за вычетом прочего колоссального объема имущества флота, Украина из числящихся к моменту раздела в составе КЧФ 525 боевых кораблей, катеров, судов и плавсредств получила 137. Естественно, не все из них были на ходу или достроены, но, тем не менее, факт есть факт — ВМСУ получили 137 плавединиц.

В итоге к концу 2012 года эта армада «ужалась» до 2–3 десятков плавединиц! Все остальное было распродано, сдано в металлолом, проржавело насквозь, утонуло или оказалось просто заброшенным, как недостроенный ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов», помпезно переименованный в «Украину» и… забытый.

Когда же грянула Русская весна, ВМСУ мигом потеряли почти все из той малости, что еще имели. Нечто подобное произошло с ВМС Грузии в результате Пятидневной войны в августе 2008 года. Впрочем, официальный Тбилиси оказался прагматичнее и честнее постмайданного Киева. Лишившись большей части своих боевых вымпелов, грузины упразднили ВМС, а л/с и оставшуюся от флота матчасть передали в свою береговую охрану.

Украинцы же поступили иначе. Сохранив после потери Крыма всего одну военно-морскую базу — Одессу, два пункта базирования — Николаев и Очаков, один фрегат (без ударного оружия), корвет (имеющий проблемы с ГТУ), ракетный катер (без ракет), средний десантный корабль (вместимостью аж 180 морских пехотинцев), рейдовый тральщик и артиллерийский катер (общая численность экипажа на обоих — чуть больше 20 человек), а также несколько вспомогательных судов в сомнительном техническом состоянии, ВМСУ не только не были упразднены, но даже нарастили общее количество адмиралов и генералов в своих рядах — до 13 человек.

Военно-морская немощь

Что после изгнания из Крыма на свой боевой счет могли записать ВМСУ? Несколько следований параллельными курсами с иностранными военными кораблями в Черном море, что было обозначено украинскими СМИ как «участие в международных военно-морских учениях». Несколько выходов фрегата «Гетман Сагайдачный» к кромке украинских госвод якобы для отпора «российским кораблям-агрессорам». Да «дерзкий прорыв» все того же «Гетмана» и судна размагничивания «Балта» в марте 2016 года в Стамбул за бесплатными турецкими одеялами. И это все.

Бывший командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук любил грезить о будущем величии украинского военного флота. Он регулярно рассказывал о том, что до конца 2020 года в составе ВМСУ должно числиться 66 кораблей (включая 2 сверхсовременные малые подводные лодки) и судов обеспечения. Но с пополнением своих военно-морских сил новыми кораблями у Украины, несмотря на крайне амбициозные планы, не задалось — помешала деградация судостроительной отрасли и хроническое недофинансирование.

После 2014 года с большим трудом состав украинских боевых кораблей удалось пополнить лишь парой артиллерийских катеров проекта 58155, имеющих серьезные ограничения по мореходности и перманентные «косяки» с вооружением.

Адмиральские мечты о многочисленных армадах ВМСУ, грозно бороздящих Черное и Азовское моря, смотрелись еще более странно на фоне проблем, связанных с базированием флота в красавице Одессе. Город банально не справлялся с нуждами даже тех остатков ВМСУ, которые сумели туда перебраться из Крыма. Нет судоремонтных мощностей, нужного количества боеприпасов и ГСМ, мест размещения и обучения личного состава на суше… Ничего нет.

К чему это привело, стало понятно, когда достоянием общественности стали планы Киева по реанимации того немногого, что не просто еще числилось в составе ВМСУ, но и могло самостоятельно оторваться от причальной стенки. В число единиц, подлежаших первоочередному ремонту, попали фрегат «Гетман Сагайдачный», артиллерийский катер «Скадовск», судно размагничивания «Балта», учебный катер «Чигирин», а также морской водолазный бот «Нетешин».

Не будем растекаться мыслью по древу и коснемся лишь состояния украинского фрегата. Пусть и опосредованно, но оно способно дать довольно точное представление о боеспособности других вымпелов ВМСУ.

Корабль, на котором бывал Путин

Тут, пожалуй, к месту придется небольшой экскурс в историю «Сагайдачного».

Считающийся флагманом ВМСУ и именующийся в украинских СМИ «главным кораблем страны» фрегат был заложен в 1990 году в Керчи как пограничный сторожевой корабль «Киров». Переданный после раздела КЧФ Украине, он новыми владельцами был переименован в «Гетмана Сагайдачного» и переклассифицирован во фрегат.

От чего он мощнее, правда, не стал. Вошедший в строй ВМСУ 2 апреля 1993 года, «Сагайдачный» как был ПСКРом, так им и остался. Флагман украинского флота исходно был лишен ударного вооружения, за что заработал в определенных кругах ехидное прозвище «голубь мира».

Это не означало, что «Сагайдачный» был вовсе лишен вооружения. 100-мм носовая артустановка АК-100, пара шестиствольных зенитных 30-мм артавтоматов АК-630М, пара пусковых установок ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2», пара двенадцатиствольных противолодочных реактивных бомбометов РБУ-6000, пара счетверенных 533-мм торпедных аппарата с противолодочными торпедами и палубный вертолет (правда, не противолодочный, а поисково-спасательный) превращали ПСКР-фрегат во вполне дееспособный патрульный корабль. Как, собственно, это и предусматривал советский проект 11351 (шифр — «Нерей»), по которому строился «Киров»-«Сагайдачный». Но отсутствие противокорабельных ракет делало новый украинский фрегат «беззубым» при встрече буквально с любым иностранным «одноклассником»…

Зато, будучи самым новым и современным кораблем ВМСУ, «Сагайдачный» практически с самого начала своей службы стал главным представительским кораблем украинского флота. На борту фрегата в разное время побывали не только все без исключения президенты Украины, но и президент России Владимир Путин.

Не раз и не два «Сагайдачный» отправлялся демонстрировать «Військово-Морський Прапор Збройних Сил України» за пределы своих государственных вод. В 2013–14 годах кораблю даже довелось принять участие в операции НАТО «Ocean Shield», направленной на борьбу с сомалийским пиратством в Аденском заливе и у берегов Африканского Рога.

Можно сказать, что «Ocean Shield» буквально спас фрегат для Украины. Если бы не патрулирование за тридевять земель от родных берегов, «Гетман Сагайдачный» с почти стопроцентной вероятностью в конце февраля 2014 года оказался бы в своем обычном месте базирования — в Севастополе. И, как следствие, поднял бы во время известных событий в Крыму Андреевский флаг. По крайней мере, именно это произошло с другими украинскими кораблями, делившими севастопольскую бухту с кораблями КЧФ.

Фрегат как раз возвращался в Черное море, когда на нем было получено известие о «беспорядках» в Симферополе и Севастополе. Тогда же член комитета Совета Федерации РФ по международным делам Игорь Морозов заявил СМИ, что «Сагайдачный» перешел на сторону России и поднял Андреевский флаг. Но, как позже выяснилось, заявление Морозова не соответствовало действительности.

Фрегат миновал Босфор под флагом ВМСУ — и под ним же прибыл в Одессу. Заход корабля в Севастополь был отменен «по политическим причинам»… Так, с весны 2014 года «Сагайдачный» обосновался в Одессе.

Впрочем, события Русской весны корабль все же не обошли стороной. Едва фрегат 5 марта 2014 года пришвартовался к одесскому причалу, как из 211 человек команды корабля дезертировали 28. Это по официальной информации. Неофициально же число моряков, не вернувшихся на борт «Сагайдачного» после схода на берег, оказалось гораздо больше цифры, фигурирующей в украинских СМИ.

Курс на упадок

Забавно, но слухи о «взбунтовавшемся «Сагайдачном» еще не раз будут будоражить интернет. В реальности же флагман ВМСУ, с существенно обновившимся после прихода в Одессу экипажем, не давал никаких поводов для того, чтобы кто-то усомнился в его лояльности по отношению к постмайданному правительству Украины.

Другое дело, что сформировавшийся в блогосфере образ «Сагайдачного» как потенциального украинского «броненосца «Потемкина» все же изрядно отравлял жизнь экипажу корабля. Один из офицеров фрегата как-то кулуарно признался, что их «просто задолбали проверками». Потом тот же офицер сообщил, что считает «распространяемые пророссийскими блогерами» слухи о неблагонадежности «Сагайдачного» элементом «тщательно спланированной в Кремле психологической войны».

Так или иначе, но лишенный после весны 2014 года нормальных условий для базирования «Сагайдачный» большую часть времени проводил в акватории Практической гавани Одессы. Вызвано это было не только «политическими причинами», но и банальным исчерпанием техресурса корабельных систем.

Одновременно с затянувшимся простоем корабля падал уровень подготовки экипажа, лишенного возможности оттачивать свое умение в море. Соцсети стали полниться фотографиями моряков «Сагайдачного», гуляющих по Одессе, пьющих пиво, что-то празднующих, снова пьющих пиво, всячески валяющих дурака, но не стоящих на боевых постах.

Зато на борт флагмана зачастили гости из стран НАТО и украинские журналисты. Первые неизменно, но без каких-либо реальных последствий, обещали ВМСУ масштабную и скорую помощь. Вторые столь же неизменно восхищались кораблем и пафосно описывали фрегат в своих статьях как «смесь металла, резины и стекла с хищными обводами и торчащими орудиями».

Словом, чем дальше, тем больше фрегат приходил в упадок. Еще в ноябре 2015 года «скисла» американская РЛС яхтенного образца, заменявшая собой не функционирующую в отсутствие ЗИПа штатную советскую аппаратуру. На новую навигационную РЛС Furuno FAR-2 117/27 для «Сагайдачного» пришлось собирать деньги всем украинским волонтерским миром.

Читайте также: Балтийский щит России: ДКБФ, Калининград и зона недоступности по-русски

С другими корабельными проблемами таким же образом справиться оказалось просто невозможно. В первую очередь, это относится к системам вооружения «Сагайдачного».

По открытой информации, в последний раз фрегат проводил реальные пуски ракет и торпед еще до 2014 года. Отсутствие сведений о подобных учениях после 2014-го можно, конечно, списать на военную цензуру. Но специалисты склонны больше кивать не на нее, а на истекшие гарантийные сроки хранения зенитных ракет и торпед, имеющихся (а возможно, уже и вовсе не имеющихся) в распоряжении ВМСУ.

То же самое относится к бомбометам РБУ-6000, из которых «Сагайдачный» тоже подозрительно давно не стрелял…

Ситуация с артиллерийскими комплексами фрегата считалась относительно нормальной, благо нехватки боеприпасов к той же АК-100 у ВМСУ не ощущалось. Но датированный 24 июля 2016 года видеорепортаж с борта «Сагайдачного» зафиксировал не только тот факт, что 100-мм «гармата» бахает с диким грохотом, но и то, что во время стрельбы у артустановки фиксируются постоянные задержки.

Печальная реальность

В общем, реальные боевые возможности украинского флагмана представлялись весьма туманными. По крайней мере — до начала 2017 года. После чего украинская сторона стала публиковать результаты дефектовки на «Сагайдачном» — и далее прикрывать патриотическими текстами истинное положение дел на фрегате стало невозможно.

Поскольку перечень признанных необходимыми ремонтных работ вряд ли уступит по объему «Войне и миру», перескажем его крайне фрагментарно.

Корабль срочно нуждается в доковом ремонте, так как последний раз проходил его в декабре 2012 года. Срок последующего докования истек еще в декабре 2014 года. Толщина обрастания подводной части корпуса корабля составляет 15–20 мм, износ протекторной защиты — 60–70%, пять единиц забортной арматуры утрачены, зафиксирована течь дейдвудных устройств.

Рулевая машина РЭГ8-3. Утечка масла из насосов, трубопроводов гидравлики. Внезапно исчезает дистанционное управление с ходовой рубки.

Вертолетная площадка. Сквозное растрескивание сварных швов палубы длиной 10 погонных метров.

Котлоагрегат. Изготовлен заводом «Ленинская кузница» в 1990 году. Наработал 11.553 часа и 26 лет при полном среднем ресурсе 60.000 часов и полном среднем сроке службы 12 лет. Вывод (неожиданный!): срок эксплуатации котлоагрегата закончился.

Шпиль швартовый электрический. Находится в эксплуатации 23 года, наработал 13.240 часов. При работе на 3-ей скорости срабатывает тепловая защита по току нагрузки электродвигателя.

Система автоматического контроля температуры «САКТ-01». Изготовлена в 1989 году. В эксплуатации 23 года, что по наработке составило 93.740 часов. Неверные показания, ложное срабатывание предупредительной сигнализации температуры.

ЗРК «Оса-МА2». Горит индикация неисправности большей части блоков. Неисправен привод наведения антенной колонки. Неисправны станции определения и сопровождения целей. Не работает схема автозахвата целей. Не работают индикаторы определения дальности. Не работает стабилизация антенного поста по бортовой и килевой качке. Гидросистемы не герметичны. Нестабильна работа стартовой автоматики (еще бы, после всего-то перечисленного!). Не работают стопоры антенн.

100-мм артиллерийская установка АК-100. Не работает противооткатное устройство. Не работает приемник автомата. Не работает механизм предупреждения стрельбы в небезопасных зонах. Необходим ремонт поворотной платформы. Не работают приводы наведения артустановки. Не работает затвор. Подтекает гидросистема. Неисправен механизм подачи боеприпасов из подбашенного отделения в камору ствола. Неисправна система охлаждения и продувания ствола. Амбразурный щит не держит воду. Нестабильна работа электрооборудования. Нестабильна работа электрических следящих приводов. Требуется ремонт прицельного устройства.

Можно еще часа два перечислять неисправности, но общая картина, думается, ясна. Остается только поражаться тому, сколь велик оказался ресурс советских корабельных систем, позволивший «Сагайдачному» без серьезного ремонта находиться в строю так долго. Но у любой детали есть свой предел прочности, и флагман ВМСУ, похоже, его достиг.

Таким образом, стоит констатировать, что на февраль 2017 года «главный корабль» Украины полностью небоеспособен. Напомним, что речь идет о флагмане. О корабле, на поддержание которого в линии тратилась львиная доля ресурсов ВМСУ. Что при таком раскладе творится на других вымпелах украинского флота, представить не трудно.

Мозг умер, но пятки скребут

Командование ВМСУ надеется «вылечить» фрегат ценой четырехмесячного докового ремонта «Сагайдачного», что обойдется государству в 14,89 млн грн. (около 551 тысяч долларов) плюс комплексный ремонт корабельных систем, что будет стоит еще 91 млн грн. (3,37 млн долл.).

Командующий ВМСУ контр-адмирал Игорь Воронченко объявил, что в озвученную стоимость ремонта также «впишется» модернизация систем вооружения и радиолокационных систем фрегата. Украинские СМИ процитировали следующее высказывание Воронченко: «Новое оборудование, которое будет установлено, изготовлено в Украине и в странах-партнерах. В общем, модернизация позволит вывести флагман на уровень, соответствующий кораблям такого типа».

Кстати, это говорит тот самый Воронченко, который весной 2014 года, по его собственным словам, «предлагал вывести танки и расстрелять Верховную раду Крыма». «Танкист» во главе огрызка флота! Как говорится, дожили…

Впрочем, желание Воронченко как-то модернизировать радиолокационное оборудование своего флагмана вполне понятно. Согласитесь — иметь на «главном корабле страны» навигационную РЛС коммерческого образца просто не солидно. Но вот получится ли у контр-адмирала махнуть Furuno FAR-2 117/27 на что-то более подходящее боевому кораблю? На сей счет есть большие сомнения.

Добавим еще кое-что. Почти нет сомнений в том, что «реанимация» «Сагайдачного» серьезно превысит как заявленные сроки, так и озвученную стоимость ремонта. Это если данный ремонт вообще Украине удастся довести до конца…

Читайте также: С рабами не договариваются: Польша требует от Украины отречься от Бандеры

При этом нет никаких сомнений в том, что серьезно модернизировать вооружение своего флагмана у ВМСУ не получится. Ну, если, конечно, не считать «серьезной модернизацией» установку на палубе и надстройках «Сагайдачного» еще пары-четверки станковых пулеметов. Которыми так любят после 2014 года «качественно усиливать» вооружение своих вымпелов украинские моряки.

Как мы видим, несмотря на все усилия Киева, «смесь металла, резины и стекла с хищными обводами и торчащими орудиями» как была беззубым «голубем мира», так им и останется. И хорошо если при этом она еще сохранит возможность передвигаться своим ходом!..

В целом же, знакомясь с современным состоянием ВМСУ, остается лишь согласиться с писателем-маринистом, капитаном 1 ранга Владимиром Шигиным, написавшим в 2014 году: «Украинский флот бесславно «почил в бозе». Честно говоря, рано или поздно это и должно было произойти, но никто не предполагал, что это случится так быстро и так позорно. Тщедушное тело украинского флота судорожно дергается в последних агонистических конвульсиях. Мозг уже умер, но пятки еще скребут по влажной гальке одесского Лонжерона…»

Короче, пациент скорее мертв, чем жив. И, вопреки громадью ремонтных планов, совершенно не операбелен.