Герцогство в Европе

люксембург

единственное в Европе герцогство

Альтернативные описания

• Великое герцогство Люксембург, государство в Западной Европе

• Роза (1871—1919) одна из руководителей и теоретиков польской социал-демократии, леворадикального течения в германской социал-демократии и 2-м Интернационале

• Франсуа Анри де Монморанси-Бутвиль (1628—95) герцог, маршал Франции

• германская, чешская, венгерская династии

• государство в Европе

• достопримечательность: дворец, в Париже

• историческая провинция Бельгии

• столица государства Люксембург

• какое государство имеет домен «lu»?

• как называется город, основанный германцами, название которого состоит из странного сочетания латинского слова «свет» и немецкого «крепость»?

• в какой стране правительство, суд, парламент говорят по-французски, книги, газеты, журналы выходят на немецком, а население в быту пользуется местным языком?

• какое государство расположено в междуречье Мозеля и Мааса?

• в каком государстве находится замок Шенген, в котором было подписано знаменитое одноименное соглашение?

• оперетта венгерского композитора Ф. Легара «Граф …»

• европейское герцогство и опереточный граф

• страна, входящая в Бенилюкс

• провинция в Бельгии

• название этого города происходит от древненемецкого «малый город»

• родина братьев Шлеков

• и Роза, и страна

• Государство в Западной Европе

• Государство в Европе

• Провинция в Бельгии

Анри (великий герцог Люксембурга)

Происхождение и образование
Анри (имена при крещении Анри Альбер Габриель Феликс Мари Гийом) родился 16 апреля 1955 г. в замке Бецдорф, округ Гревенмахер (Люксембург) в семье наследного великого герцога Люксембурга Жана и принцессы Жозефины-Шарлотты Бельгийской. Принадлежит к династии Нассау.
Среднее образование получил в Люксембурге и Франции. В 1975 г. прошел курс подготовки военных офицеров в Королевской военной академии Сандхёрст (Великобритания). В 1980 г. окончил Женевский университет, где изучал политологию. Стажировался в США.
Наследник престола и великий герцог
В ноябре 1964 г. после отречения от престола бабушки по отцовской линии — великой герцогини Люксембурга Шарлотты — и восхождения на трон его отца принц Анри стал именоваться наследным великим герцогом.
В 1978-2000 гг. он занимал пост почетного президента Комитета экономического развития страны. В это время он совершал поездки с целью развития сотрудничества Люксембурга с разными странами и привлечения инвестиций (в 1970-е гг., во время мирового экономического кризиса и резкого скачка цен на нефть, Люксембург диверсифицировал экономику и стал крупным финансовым центром в Европе).
В 1980-1988 гг. принц был членом Государственного совета Люксембурга (консультативный орган при великом герцоге).
В марте 1998 г. он был назначен представителем-наместником (регентом) великого герцога, а 7 октября 2000 г. после отречения его отца взошел на престол и принял конституционную присягу в Палате депутатов (однопалатный парламент).
Общественная и благотворительная деятельность
Анри покровительствует многим организациям, работающим в культурной, спортивной, научной, экологической и социальной сферах.
В 1998 г. он был избран членом Международного олимпийского комитета и активно участвует в пропаганде олимпийских ценностей. С 1999 г. он также состоит в Олимпийской комиссии солидарности.
Великий герцог курирует деятельность по защите дикой природы. Он возглавляет Люксембургский дарвиновский фонд для Галапагосских островов, входит в комитет Фонда им. Чарльза Дарвина для Галапагосских островов.
Он также является членом совета директоров Фонда великого герцога и великой герцогини, целью которого является работа с людьми, терпящими бедствие и нужду, а также поддерживает международные проекты в Африке и Азии.
С 2005 г. — почетный президент Филармонического оркестра Люксембурга.
Звания, степени, награды
В качестве главы армии Люксембурга великий герцог Анри носит звание генерала. Также он является почетным майором парашютного полка Великобритании (1989).
Среди его национальных наград — Большой крест ордена Золотого льва дома Нассау, Большой крест ордена Дубовой короны, Большой крест ордена за гражданские и военные заслуги Адольфа Нассауского. Также он имеет ряд иностранных наград — орден Золотого руна (Испания; 2007), Большой крест ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2009) и др.
Кроме того, у герцога есть почетные степени доктора гуманитарных наук университета Святейшего Сердца (Коннектикут, США), юридических наук Университета Майами (Огайо, США), экономики Университета Кхон Каен (Таиланд) и политологии Трирского университета (Германия).
Личные сведения
Владеет английским, французским и немецким языками.
С 1981 г. женат на Марии Терезе, дочери кубинских эмигрантов. 7 октября 2000 г. получила титул великая герцогиня Люксембурга. В семье четверо сыновей — Гийом (наследный принц; 1981), Феликс (1984), Луи (1986), Себастьян (1992) — и дочь Александра (1991).
Среди увлечений герцога — классическая музыка, охота и спорт (горные и водные лыжи, плавание, яхты, теннис)

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

Задание 8-1

Относительная атомная масса является величиной безразмерной.

Шел 1817 год. У министра Веймарского герцогства, поэта и философа Иоганна Гете собрались за вечерним чаем его друзья и родственники. Среди них были Иоганн Дёберейнер, профессор химии, жена сына герцога Мария Павловна – сестра русского царя Александра I и другие влиятельные лица. Дёберейнер сказал, что если все известные химические элементы сгруппировать по сходству их свойств и расположить по три в ряд по возрастанию атомных масс, то обнаружится нечто удивительное. Мария Павловна заметила: “Бог троицу любит…”

Задание: 1. Сгруппируйте данные химические элементы по свойствам: литий, хлор, натрий, кальций, йод, бром, барий, калий, стронций (3 элемента в каждой группе) и расположите их в порядке возрастания их атомных масс. 2. Попробуйте отгадать, что же удивительного обнаружил Дёберейнер?(5 баллов)

Задание 8-2

Наука не знает, чем она обязана воображению. Ральф Уолдо Эмерсон

Придумывая химические названия, ученые порой принимали во внимание необычные свойства нового элемента. Какие элементы получили названия по цвету и запаху простых веществ или соединений? (За каждый приведенный пример элемента 1 балл)

Задание 8-3

Новые идеи надо поддерживать. Циолковский

Осуществите превращение: Оксид 1 → кислота → соль 1 → основание → соль 2 → соль 3.

Подберите вещества и запишите уравнения реакций. (5 баллов)

Задание 8-4

Случайные открытия делают только подготовленные умы. Блез Паскаль

Какие животные помогли ученым-химикам в открытии химических элементов или спасли им жизнь? (За каждый приведенный пример 2 балла)

Задание 8-5

Нас ждут бездны открытий и мудрости. Циолковский

В четырех пробирках содержатся бесцветные растворы карбоната натрия, фосфата натрия, силиката натрия и нитрата серебра. Как с помощью одного реактива определить каждое вещество? (7 баллов)

Задание 8-6

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Монтескьё

Химический элемент IV группы Периодической системы, при взаимодействии с кислородом образует бесцветный газ, который выделяется при растворении шипучих таблеток в воде, при растворении в растворе щелочи образует среднюю и кислую соль.

Задание: 1. Определите химический элемент. 2. О каких соединениях этого элемента идет речь?3. Составьте уравнения реакций получения этих соединений. (7 баллов)

Решение заданий заочного тура олимпиады для 8 класса с системой оценивания

Задание 8-1

Данные элементы сгруппированы в 3 группы: Литий, Натрий, Калий, Хлор, Йод, Бром; Кальций, Барий, Стронций. При расположении данных элементов по возрастанию атомных масс Дёберейнер установил, что в “триаде”, атомная масса второго элемента оказывается примерно равной средне-арифметическому значению от атомных масс первого и третьего элементов

Задание 8-2

За каждый приведенный пример элемента: Бром – “бромос” — зловонный, рубидий – окрашивает спектр в красный цвет, сера – “сира” светло-желтый цвет и др.

Задание 8-3

Цепочка имеет множество решений. За каждое уравнение, соответствующее условию. 1 балл

Возможный вариант решения: Оксид серы(VI) → сульфатная кислота → сульфат меди(II) → гидроксид меди (II) → хлорид меди (II) → хлорид серебра.

Задание 8-4

Речь идет о Куртуа, открывшего новый химический элемент йод. У него был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. В один из дней кот чего-то испугался, прыгнул на пол, но попал на бутылки, которые Куртуа приготовил для опытов. В одной из них находилась суспензия золы водорослей в спирте, а в другой концентрированная серная кислота. Бутылки разбились, и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на предметах в виде черных кристалликов. Это был йод.

За каждый найденный эпизод … 2 балла

Задание 8-5

Данным реактивом является соляная кислота. Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CO2 + H2O выделяется бесцветный газ Na3PO4 + HCl → ничего не наблюдаем

Na2SiO3 + 2HCl → H2SiO3↓ + 2NaCl наблюдаем выпадение бесцветного желеобразного осадка

AgNO3 + HCl → AgCl↓ + HNO3 наблюдаем выпадение белого осадка

Задание 8-6

1. Химический элемент – углерод 2. Углекислый газ СО2, карбонат натрия Na2CO3, гидрокарбонат натрия NaНCO3 3. С +О2 →СО2 СО2 + NaOH → NaНCO3 СО2 +2 NaOH → Na2CO3 + H2O

Комплект задач для очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

Задача 8-1

Кто ищет – тот всегда найдет!

В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание:Расшифруйте записи геологов. (2 балла)

Задача 8-2

Светлое тело, которое ковать можно. М.В.Ломоносов

Один из химических элементов был выделен еще в XVI в. немецким химиком и металлургом Георгиусом Агриколой. В “Алхимическом словаре” Руланда (1612) он отнесен к металлам и назван “легчайшим, бледнейшим и дешевейшим свинцом”. В России его называли то “нимфой”, то “глаурой”. Происхождение современного названия тоже покрыто тайной. Одни считают, что оно происходит от арабских слов “би исмид” — похожий на сурьму. Другие предполагают, что название элемента древнегерманского происхождения и означает “белый металл”. Третьи утверждают, что название произошло от двух немецких слов – “визе” (луг) и “мутен” (рудник), поскольку в немецкой Саксонии элемент издавна добывают в рудниках, расположенных среди лугов округа Шнееберг. Задание: Что это за элемент? Опишите его положение в Периодической системе.Определите состав высшего оксида данного элемента.

Задача 8-3

Точное логическое определение понятий –условие истинного знания. Сократ

Предложите различные варианты классификации данных неорганических веществ:

CO2, NO, NO2, Na2O, Al2O3, SiO2, P2O5, Cr2O3, CuO, ZnO

Задача 8-4

Хорошая идея состоит из большого количества маленьких идей. Томас Эдисон

Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений. (6 баллов)

Задача 8-5

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших
основой для ее построения. Вернадский

Расшифруйте данную цепочку реакций, составьте к ней уравнения реакций (все вещества в цепочке содержат атомы железа): 56 → 127 → 90 → 72 → 56 (11 баллов)

Задача 8-6

Все соли состоят из какой-либо кислоты и
какой-либо щелочи… Немецкий химик и аптекарь О.Тахений

Приведите примеры солей, в реакциях которых с кислотами и со щелочами выделяются газообразные продукты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

Задача 8-7

Что и требовалось доказать. Евклид

В бутылке, цилиндре, колбе, банке находятся магний, гидроксид бария, сульфат меди (II), серная кислота. Магний и сульфат меди (II) не в бутылке, сосуд с гидроскидом бария стоит между колбой и сосудом с серной кислотой. В банке не гидроксид бария и не вещество, имеющее блеск. Цилиндр стоит около сосуда с веществом голубого цвета.

Задание: Узнайте содержимое каждого сосуда.Составьте уравнения реакций, протекающих при попарном смешивании содержимого этих сосудов. (14 баллов)

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

Задача 8-1

Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром

Задача 8-2

Элемент-путаник – это висмут, легкоплавкий металл красновато-белого цвета, последний по номеру элемент Периодической системы, не обладающий естественной радиоактивностью, порядковый номер 83, 6 период, V группа, главная подгруппа, состав высшего оксида Вi2О5

Задача 8-3

Все приведенные в условии задачи вещества являются оксидами, поэтому необходимо привести классификацию оксидов по различным признакам:

А) оксиды металлов и неметаллов Б) основные, кислотные, амфотерные, другие

В) солеобразующие, несолеобразующие Г) газообразные, твердые

Д) бесцветные, окрашенные

Задача 8-4

Задача 8-5

Так как все вещества в цепочке содержат атомы Феррума, а цепочка начинается с вещества 56, следовательно, в основе шифра лежат атомные и молекулярные массы веществ (Ar (Fe)=56).

Цепочка реакций выглядит так: Fe → FeCl2 → Fe(OH)2→ FeO → Fe

1) Fe + 2HCl → FeCl2 + H2 2) FeCl2 + 2NaOH → Fe(OH)2 ↓+ 2NaCl

3) Fe(OH)2 → FeO + H2O 4) 2FeO + C→ 2Fe + CO2

Задача 8-6

Соли аммония: карбонаты, сульфиты, сульфиды и соответствующие кислые соли.

Например: NH4HCO3 + HCl → NH4Cl + CO2 + H2O NH4HCO3 + NaOH→ NH3 + H2O + NaHCO3

Задача 8-7

Цилиндр — Mg колба — CuSO4 бутылка — Ba(OH)2 банка — H2 SO4

Mg + CuSO4 → MgSO4 + Cu признаки реакции – раствор обесцвечивается, выделяется порошок розового цвета – медь Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2 признаки реакции – выделяется газ без цвета CuSO4 + Ba(OH)2 → BaSO4↓ + Cu(OH)2 ↓ признаки реакции – выпадение осадка

Ba(OH)2 + H2SO4 → BaSO4↓ + 2H2O признаки реакции – выпадение осадка белого цвета

Комплект задач для очного тура олимпиады для 9 класса

Задача 9-1

Всё хорошо, что в меру. Гиппократ

Отрывок из повести Хаггарда “Жемчужина Нила”: “Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин … и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли”.

Задание: Объясните почему Клеопатра смогла выпить “крепкий уксус”, а также составьте уравнение реакции. (3 балла)

Задача 9-2

Вселенная — это разнообразие в единстве. Оноре де Бальзак

Бедному А совсем неудобно в своей квартире: сверху его грозиться сжечь Б, справа – отравить ядовитый Д, а живущий слева тихий Е иногда начинает буянить и совсем не ясно, что от него ждать – либо отравит, либо подожжет квартиру. Но когда Е успокаивается, то начинает светиться бледно-зеленым светом и всех радует. Задание: Определите, кто такие А, Б, Д, Е ?

Задача 9-3

Составьте уравнения реакций к цепочке реакций: Fe0 → Fe+2 → Fe+3 → Fe+2 → Fe0 → Fe+3

Задача 9-4

Опыт — это не то, что происходит с вами;
это то, что вы делаете с тем, что происходит с вами. Сэр Исаак Ньютон

Юный химик насыпал в первую колбу аммиачную, норвежскую и кальциевую селитры; во вторую колбу насыпал мел, а также чилийскую и аммиачную селитру; в третью колбу – натриевую и индийскую селитру, а также поташ. Задание: Сколько веществ окажется в смеси, образованной смешением содержимого: а) первой и второй колбы; б) всех трех колб?

Задача 9-5

Наука борется с суевериями,
как свет с потемками. Менделеев Д.И.

Однажды алхимик сказал своему господину, что может показать ему “шайтана”, принимающего образ жидкости, пожирающей золото. Алхимик показал хану, как рождается “шайтан”. Он поглотилгазообразный красно-бурый оксид другим, жидким оксидом. При этом получилась сильная кислотаи новый бесцветный газообразный оксид, который на воздухе снова превращался в бурый газ.Затем алхимик смешал полученную сильную кислоту с поваренной солью и бросил в смесь золотой перстень. Перстень стал покрываться пузырьками газа, а потом…исчез. Эмир приказал запечатать сосуд с дьявольской жидкостью в землю, а алхимика заключить в подземелье. Задание: Докажите, что алхимик не виновен, и найдите химический смысл его действиям. (7 баллов)

Задача 9-6

В каждой естественной науке заключено столько истины,
сколько в ней есть математики. Иммануил Кант

В 25 мл раствора 20%-ной соляной кислоты растворили 4,0 г сульфида железа (II), после выделения газа в раствор добавили 1,68 г железных опилок. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе. (8 баллов)

Задача 9-7

Знание — настолько ценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника. Фома Аквинский

В доме лондонского ювелира исчез алмаз необычного голубого цвета. Срочно приглашенный в дом знаменитый сыщик Шерлок Холмс обратил внимание на баллон с хлором, отводная трубка от которого была погружена в колбу с раствором пероксида водорода. “Где хранился алмаз?” – спросил Холмс. “В маленьком алюминиевом футляре, который стоял вот здесь”, – ответил ювелир и показал на серую кучку пепла рядом с включенной горелкой. “Алмаза уже не вернуть”, – заметил Шерлок Холмс. Задание:Ювелир прислал нам схему места происшествия и попросил вас объяснить, что же все-таки случилось?

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 9 класса

Задача 9-1

Состав жемчуга – СаСО3 , уксуса – СН3СООН СаСО3 +2 СН3СООН → (СН3СОО)2Са + СО2 + Н2О

Задача 9-2

Определены элементы А, Б, Д, Е: А – Сульфур, Б – Оксиген, Д – Хлор, Е — Фосфор ……4 балла

Задача 9-3

Составлены уравнения реакций: 1. Fe +2HCl →FeCl2 + H2 2. 2 FeCl2 + Cl2 → 2 FeCl3

3. 2 FeCl3 + Fe → 2 FeCl2 4. 3 FeCl2 + 2 Al → 2AlCl3 + 3 Fe 5. 2Fe + 3Cl2 → 2FeCl3

Задача 9-4

Определены формулы названных веществ: аммиачная селитра – NH4NO3, норвежская селитра – Ca(NO3)2, кальциевая селитра — Ca(NO3)2, чилийская селитра — NаNO3, индийская селитра — КNO3, натриевая селитра — NаNO3, мел – СаСО3, поташ К2СО3

Задача 9-5

Определены вещества: красно-бурый газ – это диоксид азота, жидкий оксид – вода, при взаимодействии между собой дают азотную кислоту и монооксид азота, который легко окисляется на воздухе до NO2 При добавлении к азотной кислоте поваренной соли идет образование соляной кислоты, таким образом, получается смесь кислот (азотной и соляной) – “царская водка”, которая химически растворяет золото: Au + 4HCl + HNO3 → H + NO + 2 H2O

Задача 9-6

Составлены уравнения реакций: FeS + 2HCl → FeCl2 + H2S Fe + 2HCl → FeCl2 + H2

Вычислены количества образующихся веществ: n(FeCl2)=0,0455 моль, n(H2S)=0,0455 моль,

Задача 9-7

Составлены уравнения реакций: ювелир не закрыл кран баллона с хлором, начались реакции:

Cl2 + H2O2 → 2HClO HClO + H2O2→ O2 + HCl + H2O 4Al + 3O2 →2 Al2O3 C + O2 → CO2

Комплект задач для очного тура олимпиады для 11 класса

Задание 10-1

То, что мы знаем, — ограничено,
а то, чего мы не знаем — бесконечно. Апулей

Самки бабочки медведицы сигнализируют самцам с помощью пахучего вещества – аттрактанта. Это 2-метил-замещенный алкан. Его относительная молекулярная масса равна 254. Составьте структурную формулу данного алкана. (2 балла)

Задание 10-2

Хлорофилл (от греч. chlorós — зеленый и phýllon — лист),
зеленый пигмент растений, с помощью которого
они осуществляют фотосинтез.

Хлорофилл является важным пигментом обусловливающим зеленый цвет листьев растений. При сжигании 89,2 мг хлорофилла в избытке кислорода получаются следующие вещества: 242 мг газа, которым обычно газируют напитки, 64, 8 мг жидкости, составляющей основу этих напитков, 5,60 мг газа, которого больше всего в земной атмосфере и 4,00 мг белого порошка, который является оксидом металла II А группы. Задание: Определите формулу хлорофилла, учитывая, что его молекула содержит только один атом металла.

Задание 10-3

Недостаточно только получить знания:
надо найти им приложение. Гёте И.В.

Расшифруйте именные реакции в органической химии:

· 13≡13 + 18 → 44

· 16 + 63 → 61 + 18

· 3 * 14 = 14 + 2 * 158 + 4 * 18 → 3 * 62 + 2 * 87 + 2 * 56

· 2 * 95 + 2 * 23 → 15 – 15 + 2 * 103. (8 баллов)

Задание 10-4

Я предпочитаю то, что можно увидеть,
услышать и изучить. Гераклит Эфесский

Перед вами в трех шкатулках находятся: в первой – натуральный и фальшивый бриллианты; во второй – натуральный и фальшивый жемчуг; в третьей – натуральное и поддельное золотое изделие. Задание:С помощью каких химических реакций можно отличить натуральные объекты? (6 баллов)

Задание 10-5

Знание есть сила, сила есть знание. Фрэнсис Бэкон

Составьте уравнения реакций: ан → ин → аль → овая → ат → ол → диен → ен.

Задание 10-6

Опыт всему учитель. Юлий Цезарь

Цианид калия – один из самых сильных ядов, и хранят его обязательно в сейфе под замком. Но однажды утром лаборант, вынув из сейфа банку с надписью KCN, обнаружил, что крышки нет, характерный запах миндаля исчез, а между тем объем содержимого не уменьшился. Анализ показал, что вещество в банке вовсе не цианид калия, при приливании к нему соляной кислоты наблюдалось характерное шипение. Задание: Определите, что за вещество в банке, и кто виноват в пропаже? (5 баллов)

Задание 10-7

Математику уже за то любить следует,
что она ум в порядок приводит.
Ломоносов

При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В.Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г. В пропустили через избыток раствора вещества Д, в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е. При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д. Определите все вещества. (10 баллов)

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 11 класса

Задание 10-1

Определена молекулярная формула алкана: С18Н38

Задание 10-2

Задание 10-3

Реакция Кучерова: СН≡СН + Н2О → СН3 – СНО Реакция Коновалова: СН4 + НNО3 → СН3 NО2 + Н2О Реакция Вагнера:3СН2=СН2 +2KMnO4 + 4Н2О → 3CН2ОН- CН2ОН + 2КОН + 2MnО2

Реакция Вюрца: 2 СН3Br + 2 Na → CH3 – CH3 + 2 NaBr

Задание 10-4

Предложены методы анализа и составлены уравнения реакции:

Бриллианты – правильно отшлифованные алмазы и состоят из чистого углерода. Они полностью сгорают в атмосфере кислорода с образованием только углекислого газа, поддельные бриллианты (стекло, хрусталь) либо не горят, либо при сгорании дают твердые продукты. Натуральный жемчуг представляет собой природную разновидность карбоната кальция, подобно всем карбонатам жемчуг растворяется в кислотах: СаСО3 +2 СН3СООН → (СН3СОО)2Са + СО2 + Н2О, поддельные жемчужины, изготовленные из стекла или пластмассы, не растворяются в кислотах, или не выделяют СО2. Чистое золото растворяется в “царской водке”, образуя желтый раствор: Au + 4HCl + HNO3 → H + NO + 2 H2O, поддельные золотые изделия могут быть изготовлены из сплавов меди и др. веществ, они растворяются в соляной или азотной кислоте.

Задание 10-5

Метан → ацетилен → этаналь → уксусная кислота → этилацетат → этанол → бутадиен → бутен

Задание 10-6

Определено вещество в банке – КНСО3 Виновники пропажи углекислый газ и влага воздуха. Чем дольше банка была открытой, тем быстрее шел гидролиз цианида калия, в результате обратимого гидролиза получались летучий циановодород и гидроксид-ионы.

Задание 10-7

Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия

Составлены уравнения реакций: СаСО3 → СаО + СО2СаО + Н2О → Cа(ОН)2

СО2 + 2КОН → К2СО3 + Н2О К2СО3 + Cа(ОН)2 → СаСО3 + 2КОН

Обобщающий урок в 10-м классе на тему «Страны Зарубежной Европы»

Цели и задачи:

  • обобщить знания об особенностях географии и экономики крупных регионов и стран Зарубежной Европы;
  • формировать представление об уровне развития национальных традиций, культуры европейских стран;
  • закрепить знания о субрегионах Зарубежной Европы;
  • формирование умений работать с разными источниками информации;
  • формирование познавательной активности учащихся на уроке.

Учебно-наглядный комплекс: политическая карта мира, таблицы, раздаточный материал, рисунки, диски с записью

Методы формы: проблемно-поисковый, репродуктивный, частично — поисковый, самостоятельная работа, рассказ: коллективная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Ход урока

Организационный этап.

Наш урок пройдёт в необычной форме, форме устного журнала.

Устный журнал называется: “Я стремлюсь туда мечтою”.

I страница:

Как этот мир дивен и широк,

Там розы цвет, а здесь поток.

Там нивы блеск, здесь светлый сод

То солнца жар, то лютый хлад.

Так называется наша первая страница, которая является и эпиграфом нашего урока. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с субрегионами Зарубежной Европы. Вспомним государства входящие в их состав.

Северная Западная Восточная Южная
Великобритания Австрия Болгария Албания
Дания Бельгия Венгрия Босния и Герцеговина
Ирландия Германия Польша Греция
Исландия Люксембург Румыния Испания
Латвия Нидерланды Словакия Италия
Литва Франция Чехия Македония
Норвегия Швейцария Мальта
Финляндия Португалия
Швеция Словения
Эстония Хорватия

Почему так поделили? (Сходное географическое положение, хозяйственная жизнь, тесное переплетение исторических судеб его народов).

Разминка (определение флага страны)

II страница: Визитная карточка стран

Ребята, вы получили домашнее задание: написать рефераты и подготовить краткие выступления по наиболее понравившимся вам странам. По каждому региону были выбраны по одной стране (Великобритания, Италия, Австрия, Чехословакия).

Дополнение учителя

Великобритания: в Великобритании находятся династии самых древних университетов в Европе – Оксфордский и Кембриджский. Вместе их часто называют Оксбридж. Для получения степени “бакалавр” срок обучения 3 года. На медицинском и лингвистическом факультетах 4-5 лет.

Италия: Рим – “вечный город”, один из самых древних городов планеты, основанный в 753 году н. э. Здесь находятся памятники античности Колизей, Пантеон, триумфальные арки, термы (бани), Ватиканский музей, собор Святого Петра. Колизей — нетленный символ древней цивилизации. Построен примерно 2000 лет назад императором Веспассианом для боёв гладиаторов и гонок колесниц. Вмещает 50 тыс. зрителей.

Австрия: Австрийские курорты сохраняют безмятежную атмосферу старинного крестьянского быта, и эта особенность привлекает любителей спокойствия, и уединения.

Чехословакия: Хрупкость чешской культуры буквальна. Одно из красивейших её проявлений – это богемское стекло. В центре Европы в Богемии исторической чешской области, которая получила название от жившего здесь в древности кельтского племени боев, ещё в средние века зародилось искусство стеклодувов. Богемские мастера создали свой стиль, разработали свои рецепты цветного стекла. Не чужд им был и хрусталь. Хрустальные богемские вазы и стеклянные бокалы, и фужеры расходятся, по Европе и уже 500 лет им почти нет равных.

Наша школа носит имя географа, художника Виктора Петровича Игнатьева. Всю свою жизнь В.П.Игнатьев путешествовал. Вместе со своими студентами изъездил и исходил почти всю Россию, бывал на Дальнем Востоке и Средней Азии. В Карелии и на Байкале, в Закавказье и на Урале. Об этом свидетельствуют его многочисленные фотографии и путевые зарисовки. Неоднократно побывал он и за границей. Как рассказывала его жена Клавдия Владимировна, В.П.Игнатьев бывал в Германии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, во Франции. Несколько раз он посещал Европу вместе с женой. Он был очень любознательным, активным путешественником: фотографировал, изучал, общался с местным населением, и, конечно же, делал многочисленные зарисовки. Многие свои рисунки он сделал на берегу реки Неман, многие зарисовки в Литве.

III страница: Вопрос-ответ – “Галопом по Европе”

  1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега (Греция).
  2. “Молочная ферма” Европы (Швейцария).
  3. “Стальное герцогство” (Люксембург).
  4. Производитель почтовых марок и фешенебельный курорт, игорный рай (Монако).
  5. В 1990 году эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс. кв. км, а население на 17 млн. человек (Германия).
  6. Страна тюльпанов (Нидерланды).
  7. Страна банкир (Швейцария).
  8. Государство – теократическая монархия (Ватикан).
  9. Страна, непрерывно воюющая с морем (Нидерланды).
  10. Страна розового масла (Болгария).
  11. “Лесной цех” Европы (Финляндия).
  12. “Бывшая мастерская мира” (Великобритания).
  13. Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица на острове (Дания-Копенгаген).
  14. В стране работает фабрика “Кох и Нор”,-выпускающая 1 млн. карандашей в день (Чехия).
  15. Страна – родина паровозов и метрополитена (Великобритания).
  16. Страна 80 тысяч озёр (Финляндия).
  17. Древнее название Греции (Эллада).
  18. Как звали Колумба. Откуда он? (Христофор, Испания).

Каждая страна чем-то знаменита, то есть имеет своё лицо.

IV страница: музыкально-поэтическая

На каждой парте конверт, в котором три стихотворения. Определить страну по описанию.

Много стран в Европе! Выбирай любую!
Но я для вас выбрал такую.
Всего их стран 14 похожих на неё,
Относят к странам малым их,
Так всмотримся в неё.
Находится монархия на севере Европы
И каждый год весною борется с потопом.
Там самый крупный в мире порт,
Там жизнь кишит торговлей
Однонациональный там народ:
Он ас по рыбной ловле.
Имеет два названия великая страна
Любимый цвет оранжевый,
В хоккее не сильна.
И газа добывается много в шельфе моря,
Металлургия развита, народ не знает горя
Готовят сыр, растят тюльпаны
И продают во все другие страны. (Нидерланды)
Суровый край: его красам, пугаясь, дивятся взоры
В какую сторону не глянь — повсюду каменные горы.
Синея, всходят до небес их своенравные громады
На них шумит сосновый лес,
С них бурно льются водопады. Там дол
Очей не веселит, гранитной лавой он облит;
Главу, одевши в мох печальный, огромным сторожем стоит
На нём гранит пирамидальный. (Норвегия)
На побережье океана расположилася страна,
Она не очень-то огромна, но, в общем, тоже не мала,
По уровню развития мы средней назовём
Но всё же к странам развитым её мы отнесём.
Народу много там живёт, все нации одной,
Что о религии сказать? Все католической.
Теперь скажу Вам, чем та страна занимается,
Во многом ей благодаря Европа одевается.
Едваль не швейной фабрикой её мы назовём
И, чтобы дать подсказку, к столице переедем.
В названии столицы присутствует зверёк,
Пушистый, рыжий, хитрый, ну, поняли намёк? (Норвегия)

А сейчас вы внимательно послушайте запись. Угадайте, к какой стране можно отнести эти музыкальные произведения?

(Румыния, Норвегия – Эдвард Григ “Утро”, Испания, Германия, Шотландия, Австрия, Штраус – “Сказки Венского леса”).

Игра “ Исключи лишнее”

V. Итог урока

Единственное в Европе герцогство — слово из 10 букв

Определения из сканвордов слова ЛЮКСЕМБУРГ

  • историческая провинция во франции
  • страна, входящая в Бенилюкс
  • Великое герцогство Люксембург, государство в Западной Европе
  • Роза (1871—1919) одна из руководителей и теоретиков польской социал-демократии, леворадикального течения в германской социал-демократии и 2-м Интернационале
  • Франсуа Анри де Монморанси-Бутвиль (1628—95) герцог, маршал Франции
  • в какой стране правительство, суд, парламент говорят по-французски, книги, газеты, журналы выходят на немецком, а население в быту пользуется местным языком
  • в каком государстве находится замок Шенген, в котором было подписано знаменитое одноименное соглашение
  • германская, чешская, венгерская династии
  • государство в Европе
  • достопримечательность: дворец, в Париже
  • европейское герцогство и опереточный граф
  • единственное в Европе герцогство
  • и Роза, и страна
  • историческая провинция Бельгии
  • как называется город, основанный германцами, название которого состоит из странного сочетания латинского слова «свет» и немецкого «крепость»
  • какое государство имеет домен «lu»
  • какое государство расположено в междуречье Мозеля и Мааса
  • название этого города происходит от древненемецкого «малый город»
  • оперетта венгерского композитора Ф. Легара «Граф …»
  • провинция в Бельгии
  • родина братьев Шлеков
  • столица государства Люксембург