Фото ми 24 в хорошем качестве

Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ми-24 — советский/российский ударный вертолёт разработки ОКБ М. Л. Миля. Неофициальное название — «Крокодил». Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах.

Ми-24 в Сирии — видео

Серийно в СССР вертолёты строились на заводе № 168 ( Ростовское Вертолётное производственное объединение, затем авиастроительная компаниия «Роствертол»).

На 2014 год является первым по распространённости ударным вертолётом в мире (произведено более 3500 шт.), тогда как занимающего второе место AH-64 Apache — около 2000 шт.

История создания

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.

Опытный вертолёт имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из лётчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолёта находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полёта из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные лётные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолёта Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулемётной установкой НУВ-1 с пулемётом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (лётчик-испытатель Г. В. Алфёров). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолётов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолёт установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлинённую кабину. Первые серийные вертолёты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолётные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд.»241″) получил новую пулемётную установку УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолёта была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, рулевой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолёт получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведённости комплекса «Штурм» вертолёты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошёл в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать… На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолёт официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолёта, широко известного во всём мире.

Конструкция

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трёхшарнирным несущим и трёхлопастным рулевым винтами.

Шасси трёхстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним лётчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка, бортовой техник может размещаться на откидном сиденье в грузовой кабине за кабиной лётчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабжённых системой кондиционирования или системой жизнеобеспечения (для вертолётов Ми-24Р), для предотвращения попадания заражённого воздуха и радиоактивной пыли в них поддерживается небольшое избыточное давление.

Стальными плитами бронировались кабина экипажа, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло лётчика бронированое, откидное с бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, лобовые стёкла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стёкла органические, не бронированные.

Центральная секция фюзеляжа состоит из грузовой кабины, в которой могут разместиться до восьми десантников, и задней конусообразной части для размещения оборудования и ниш уборки основных стоек шасси.

Трансмиссия и дублированная система управления такая же, как на вертолёте Ми-8.

Вал несущего винта наклонён вправо на 2,5° благодаря чему удалось существенно уменьшить углы крена и скольжения вертолёта в полёте, неизбежные для всех винтокрылых летательных аппаратов одновинтовой схемы, и тем самым повысить точность стрельбы из неподвижного оружия.

Одной из главных особенностей вертолёта является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает до 50 процентов подъёмной силы, в зависимости от скорости и других факторов.

Модификации

Ми-24 — Опытные машины. Кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулемётная установка НУВ-1 с пулемётом А-12,7 (боекомплект — 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа.

Ми-24 Super Hind — Глубокая модернизация Ми-24, проведённая южноафриканской фирмой ATE с участием АО «Роствертол». Установлены новые средства связи стандарта НАТО, заменена навигационная аппаратура, система управления вооружением, переработан несущий винт, изменена центровка.

Ми-24 Super Hind Mk. III — Модификация Ми-24В, проведённая южноафриканской фирмой ATE и украинским государственным предприятием «Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон»» для ВВС Алжира в 1999—2004 годах. Для ВВС Алжира было модифицировано 33 бывших украинских вертолёта.

Ми-24 Super Hind Mk. IV — Модификация Ми-24К, проведённая южноафриканской фирмой ATE и украинскими государственными предприятиями «Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон»» и «Государственное Киевское конструкторское бюро «Луч»» для ВВС Азербайджана в 2010—2011 годах. Вооружена ракетами «Барьер-В», в 2010 году принята на вооружение Азербайджана под обозначением Ми-24G. Для ВВС Азербайджана было модифицировано 12 вертолётов.

Ми-24А — серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 годах. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесён на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.

Ми-24Б — Ми-24А с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Вертолёт прошёл испытания в 1971—1972 годах.

Ми-24БМТ — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято всё вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, больше не выпускался.

Ми-24В — Самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7. Вертолёт Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжёлыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 годах. Построено около 1000 вертолётов.

Ми-24ВК-1/2/1.2 — (Экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ — Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до 37 км, наземную, класса «холодный танк» — с 14 км. По планеру ростовские боевые вертолёты (как модернизируемые, так и новые) имеют неукороченное крыло с 4-мя (вместо двух) точками подвески, на двух из которых расположены Р-64В — адаптированные для вертолётов ракеты ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км, а также 4 «Сосна-В» под АПУ-4 «Атака» (для сравнения — ПЗРК «Игла», которыми оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с 2500-3200 м, а гиперзвуковая ЗУР «Сосна» — до 14 км. Тем не менее, и «Игла-С» входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М).

Ми-24ВК-2/ПК-2 — Модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342 и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьёзные различия по планёру и вооружению.

Ми-24ВМ — Модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28А (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Р-60 и «Игла-В». На 2004 год планировалось завершить ГСИ. Поставляется в войска России с 2011 года.

Ми-24ВП — Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 460 снарядов) в подвижной установке НППУ-23 новым БРЭО и вооружением. На позднесерийных вертолётах появились восьмипозиционные АПУ-4 (унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР Атака-В (таким образом общее количество ПТУР доведено до 12-ти, с сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с 20-ю 80-мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет семейства Р-60 монтировались между внешним пилоном и законцовкой, либо, как и на АПУ-60-11, на которой вторая ракета расположена перпендикулярно, устанавливали АПУ-60-1 с внешней стороны, перпендикулярно законцовке. Таким образом на 1989 год Ми-24ВП был единственным вертолётом, способным к эффективной обороне от истребителей при помощи высокоманёвренных и помехозащищённых ракет с дальностью до 14 км. Для поражения дозвуковых и сильнозащищённых в/ц (вертолёты и штурмовики потенциальных противников) в комплекс ПТУР также была введена РВВ (ракета «воздух-воздух») 9М220О с дальностью в 8 км и неконтактным взрывателем. Для поражения лёгких и малоопасных воздушных целей — БПЛА и вертолёты-разведчики — под законцовочные АПУ для двух ПТУР «Атака» подвесили полуавтономный (но управляющийся лётчиком) 72-мм ПЗРК «Игла-С» с дальностью до 5200 м. Главной особенностью БРЭО Ми-24ВП является обновлённый ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомандного наведения для ПТУР, нечувствительными к трассам НАР и ПТУР очками ночного видения для лётчика ОНВ-58В, новый ОЭПС (инфракрасный пассивный локатор целей) и ОПС «Радуга-УН». Выпускался с 1989 года. Выпущено не более 25-30 машин (в ряде источников указывается не соответствующая действительности цифра в 179 машин). Ми-24ВП по всем параметрам — скорости, защищённости, воздушному бою, круглосуточному применению превосходил своего заокеанского конкурента — AH-64A «Apache», как и его усовершенствованный вариант, когда последний ещё только разрабатывался.

Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И — Проект модернизации для вооружённых сил России, поставки для армейской авиации ВС РФ были запланированы с 2006 года, однако данные проекты модернизации строевых и поставки новых машин выполнены не были.

Ми-24В-МСБ — Украинский ремоторизованный вариант Ми-24В, оснащённый двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В производства ОАО «Мотор Сич», что позволило увеличить максимальную высоту полёта на 1500 м и повысить грузоподъёмность вертолёта на 1000 кг.

Ми-24Д — С новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973—1977 годах. Изготовлено более 600 машин.

Ми-24ДУ — Учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.

Ми-24К — Разведчик-корректировщик, с системой наблюдения «Ирис», цифровым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута» и аэрофотоаппаратом АФА-100 для перспективной съёмки в правом борту кабины.

Ми-24М — Противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.

Ми-24П — Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещённой на правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект — 250 снарядов. Пулемёт демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг.

Ми-24ПН — Модификация для выполнения боевых задач в ночное время, телевизор/тепловизионная ночная прицельная подсистема наведения. Поставляется в войска России с 2003 года. 14 вертолётов переданы в 2004 году.

Ми-24ПС — Милицейский патрульно-спасательный вертолёт. Известно два варианта. Один — на базе Ми-24П и вооружён 30-мм неподвижной пушкой ГШ-30К. Оснащён системой спутниковой связи и комплексом связи, применяемым российским спецназом. Установлена поисковая фара ФПП-7, громкоговорители и гиростабилизированный оптический комплекс. Кроме того, в носовой части фюзеляжа установлен метеолокатор. В грузовой кабине может транспортироваться штурмовая группа из шести человек. Для облегчения десантирования на фюзеляже вертолёта установлены поручни, захваты и зацепы (одновременно по канатам могут опускаться на землю четыре человека), а также бортовая лебёдка ЛПГ-4. Второй Ми-24ПС не оснащён метеолокатором и пулемётно-пушечным вооружением. Крыло меньшего размаха, под которым на пилонах крепятся два подвесных топливных бака. В носовой части фюзеляжа машины в подвижном шарообразном контейнере установлен тепловизор, служащий для поиска объектов ночью. Имеются мощные громкоговорители.

Ми-24ПУ1 — Украинская модернизация Ми-24П. Установлены модернизированные двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В-02, станция оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ, система сбора и регистрации полётной информации БУР-4-1-07, модернизированный авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В, лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковая навигационная система GPS МАР-695, ультракоротковолновая радиостанция КY-196В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350. Принят на вооружение ВС Украины в 2012 году.

Ми-24Р — Вертолёт РХБ-разведки с подвижной пулемётной установкой УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ-12,7, с повышенной системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3 ковша). На первом держателе штатно установлен подвесной контейнер с дополнительной аппаратурой, на хвостовой балке установлено пусковое устройство для ракет СХТ. В состав экипажа введены два химика-разведчика. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (Оценка уровня заражения местности). Построено 160 машин.

Ми-24РА — Вертолёт РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращён на одного химика-разведчика.

Ми-24У — Учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемёта, вместо которого в передней кабине лётчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.

Ми-24ХР — Вертолёты Ми-24ХР(Р) предназначены для ведения оперативной радиохимической разведки заражённых районов, для обозначения их границ на местности и на картах. Разведка проводится, в основном, в интересах сухопутных войск. Вертолёты этого типа в количестве 1-2 машин входят в состав вертолётных полков, либо отдельных смешанных авиаполков и эскадрилий, которые во времена СССР придавались воздушным и сухопутным армиям.

Ми-25 — Экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько изменённым составом оборудования.

Ми-35 — Экспортный вариант Ми-24В.

Ми-35ВН/ПН — Экспортный вариант Ми-24ВК-2/ПК-2.

Ми-35М — Экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Шасси неубирающееся.

Ми-35П — Экспортный вариант Ми-24П

Ми-35ПМ — Версия Ми-35П с новым несущим и Х-образным рулевым винтом с лопастями из композиционных материалов.

Вооружение Ми-24

Дополнительное вооружение

Специально для Ми-24 в конце 1970-х годов были разработаны вертолётные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7,62).

Также Ми-24 может нести два пушечных контейнера УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 250 снарядов.

Некоторые Ми-24П в конце 1980-х годов получили по 2 ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для самообороны от истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолётами. АПУ с ракетами устанавливались на внутренних держателях.

Установка УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ и антенна РКСН кРадуга-Ф» на пусковом устройстве 2П32М-К-48 и блоки НАР

ПТУР 9М17П на пусковом устройстве 2П32М-К-4В

Контейнер УПК-23-250 и блок УБ-32А-73

Тактико-технические характеристики Ми-24

— Начало эксплуатации: 1971 год
— Единиц произведено: ~ 3500.

Экипаж Ми-24

— 2—3 человека

Вместимость Ми-24

— до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.

Габаритные размеры Ми-24

Вес Ми-24

— Пустой: 7580 кг
— Нормальная взлётная масса: 10 500 кг
— Максимальная взлётная масса: 11 500 кг

Грузоподъемность Ми-24

— Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг
— Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг
— Внутренний запас топлива: 2100 л
— Запас топлива в ПТБ: до 2000 л

Двигатели Ми-24

— Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117
— Мощность: 2 х 2500 л. с.
— Средний расход топлива: 780 л/час

Скорость Ми-24

— Крейсерская скорость: 270 км/ч
— Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 335 км/ч
— Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3

Дальность полета Ми-24

— Дальность полёта практическая: 450 км
— Дальность полёта перегоночная: 1000 км

Статический потолок Ми-24

— 1400 м

Ми-24 – “Стакан”, “Крокодил”, “Superhind”

Ударный вертолёт Ми-24 стал первой специализированной штурмовой машиной подобного типа, разработанной в Советском Союзе. Да и в мире он уступил первенство только американскому вертолёту AH-1 “Кобра”. Сконструированный в ОКБ Миля на рубеже 60-70-х годов прошлого века, он до сих пор стоит на вооружении армейской авиации множества стран.

Обладая огромным потенциалом модернизации, вертолет не теряет боевой эффективности и по основным параметрам не уступает современным конкурентам. И именно эта машина вошла в массовое сознание, как собирательный образ советского штурмового вертолёта.

История создания и устройство “крокодила”

Первым отечественным боевым вертолётом можно считать опытный Ми-1МУ, вооружённый противотанковыми ракетами “Малютка”. В серию эта машина не пошла, зато следующий образец – транспортно-боевой Ми-4АВ, был принят на вооружение и применялся в фронтовой авиации. А в 1967 году министерство обороны СССР объявило конкурс на создание нового ударного вертолёта, в котором приняли участие Московский и Ухтомский заводы.

Проект КБ Камова представлял собой вариант противолодочной машины Ка-25. КБ Миля предложило проект В-24. Этот вертолёт, оснащённый двумя мощными двигателями ТВЗ-117, значительно превзошёл Ка-25 по максимальной скорости, не уступая по боевой нагрузке. Вооружение обоих проектов составляли пушка ГШ-23, неуправляемые ракеты и ПТУР “Фаланга”. В ходе конкурса вооружение предложили изменить: противотанковые ракеты на более совершенные, а пушку на крупнокалиберный пулемёт.

В мае 1968 года КБ Миля начало полномасштабную разработку В-24, а уже в 1969 году был готов первый опытный образец. Опытная эксплуатация машин началась в 1971 году. Ми-24 создавался в рамках концепции, которую можно назвать “летающий БМП”. Обычно геликоптеры, доставляющие пехоту на поле боя (например, американский UH-1), несли только оборонительное вооружение, а их штурмовые варианты нести десант уже не могли.

Специализированные ударные вертолёты, вроде AH-1, вообще не могли использоваться, как транспортные.

Ми-24, наоборот, обладая мощным стрелково-пушечными ракетным вооружением, имел еще и небольшую кабину десанта, рассчитанную на восемь человек.

Построена “двадцатьчетвёрка” по классической одновинтовой схеме, Вертолёт имеет два турбовальных двигателя и вспомогательную силовую установку со стартёр-генератором. Двигатели передают крутящий момент на несущий винт через трёхступенчатый главный редуктор, и на рулевой – через промежуточную трансмиссию с хвостовым редуктором. Несущий винт пятилопастной, вращающийся по часовой стрелке.

Рулевой винт – трёхлопастной, с механическим изменением шага. Пять топливных баков общим объёмом 2130 л расположены около центра масс, под полом и позади десантного отсека. Под крыльями можно подвесить дополнительный баки ёмкостью 450 л.

Кабины экипажа и десантный отсек герметизированы и оснащены кондиционером. Кабина экипажа и кресло лётчика защищены бронёй из стальных плит, лобовые стёкла бронированные. Грузовая кабина имеет четыре иллюминатора, доступ в неё осуществляется через двустворчатые двери в правом и левом бортах. Шасси убираемое, трёхопорное. Вертолёт оснащён тремя гидросистемами – основной, вспомогательной и аварийной. Подача жидкости выполняется насосами, расположенными на двигателях.

Описание основных модификаций

Первой серийной модификацией вертолёта был Ми-24А, вооружённый пулемётом А-12,7А, ПТРК “Фаланга-МВ” и блоками НАР С-5. Этот вертолёт за характерный вид кабины пилотов прозвали “Стакан” – такое название осталось уникальным для ранних Ми-24. А вот прозвище “Крокодил” впоследствии перешло на все варианты вертолёта.

Уже в 1971 году пошёл на испытания Ми-24Б с улучшенным вооружением.

Пулемёт заменили на ЯкБ-12,7 – оружие с вращающимся блоком стволов (так называемая система Гатлинга), с темпом стрельбы до 4500 выстрелов в минуту. Внедрили новую модель ракет “Фаланга”, оснащенную полуавтоматическим наведением.

Но работы быстро остановили – опыт эксплуатации вертолётов доказал, что конструкция кабины неудачна, обзор с мест экипажа плох. Так в 1972 появился Ми-24В с полностью изменённой носовой частью в которой находилась новая тандемная кабина. Однако разработка новых ПТУР “Штурм” задерживалась, и это привело к появлению переходной модели – Ми-24Д, в которой новая кабина сочеталась с комплексом вооружения от Ми-24Б.

В 1975 завершились испытания Ми-24В с новыми, сверхзвуковыми противотанковыми ракетами “Штурм”. На этой же модификации для повышения эффективности доработали рулевой винт путем переноса с правого борта на левый. В приводе использован редуктор от Ми-14, винт стал тянущим, что позволило улучшить устойчивость полета, и повысило эффективность управления.

Первый “пушечный” вариант Ми-24П пошёл в серийное производство в 1981 году. Его вооружили неподвижно установленной курсовой пушкой ГШ-2-30К калибра 30 мм. Опыт применения такого вертолёта показал недостаточную эффективность неподвижной пушки, и на модификации Ми-24ВП появилась подвижная установка с 23-мм пушкой ГШ-23Л.

Существовал вариант Ми-24 для использования в качестве корректировщика – Ми-24К.

Он оснащался аэрофотоаппаратом и цифровым корректировочным комплексом. Модификация Ми-24Р предназначалась для ведения разведки на заражённых территориях и комплектовалась системой жизнеобеспечения, аппаратурой анализа, а ракетное вооружение заменили дистанционно управляемыми экскаваторами для взятия проб грунта. Такие машины применяли во время Чернобыльской катастрофы.

Ми-24ВМ впервые взлетел в 1999 году. На этот вертолёт установили стеклопластиковый несущий винт, четырёхлопастной рулевой винт, управляемые ракеты “Атака”. Шасси сделали неубирающимся, потому как убирающееся заметного преимущества так и не дало. Фирма ATE из ЮАР предложила собственную программу модернизации вертолётов.

Известные, как “Superhind” (Hind – так Ми-24 называют в странах НАТО), эти машины имеют облегчённую конструкцию, усиленную бронезащиту, может использовать вооружение, соответствующее стандартам НАТО.

Достоинства и слабые места

Боевая эффективность “двадцатьчетвёрок” достигалась совокупностью положительных качеств: мощным комплексом разнообразного вооружения, хорошей бронезащитой и высокой скоростью. Надёжность и неприхотливость вертолёта обусловили его популярность во всём мире, а большой потенциал для модернизаций позволяет и сейчас не устаревать.

Недостатки у “Крокодила”, конечно же, были. Но фатальных конструкторских огрехов среди них не было, а имеющиеся легко устранялись. Уже упомянутую неудачную конструкцию исходного варианта кабины исправили на Ми-24В. Недостаточная эффективность рулевого винта была побеждена на Ми-24Д.

Во время афганской войны вертолёты стали оснащать высотными двигателями.

Бронирование оценивалось, как хорошее, а живучесть повышали путем заполнения топливных баков пенополиуретаном, установкой тепловых ловушек для защиты от ПЗРК и стальной защитой магистралей гидросистемы.

Пулемёт ЯкБ в ходе войны в Афганистане зарекомендовал себя, как мощное, но чрезвычайно капризное и ненадёжное оружие. Пулемет перегревался, заклинивал, лента рвалась. А вот более поздние пушечные модификации оказались гораздо лучше. Отказы, конечно, случались, но в целом пушку полюбили и лётчики и оружейники.

“Крокодила” пытались вооружить и тяжёлыми ракетами С-24 и С-25. Оказалось, что двигатели мощных ракет своим шлейфом газов нарушают режим работы моторов вертолёта, в итоге пуски ракет доверяли только опытным лётчикам. Да и применяли такие ракеты лишь эпизодически. Вплоть до 90-х годов не удавалось решить и проблему обеспечения ночной работы.

ТТХ в сравнении с вертолётами вероятных противников

Применение в боях

Когда американцы создавали свою “Кобру”, вовсю шла война во Вьетнаме, так что конструкторы заранее знали, на какой театр военных действий их машина отправится, и с чем там столкнётся. А вот Ми-24 проектировался не для тех войн, в которых ему пришлось участвовать. Первыми конфликтами для “крокодилов” стали война за Огаден, где они наносили удары по сомалийским силам, и война Ливии с Чадом.

С января 1980 года “двадцатьчетвёрки” начали применяться в Афганистане. Именно эта война стала тем полигоном, где отрабатывалась тактика применения ударных вертолётов и совершенствовалось его вооружение.

Первоначально Ми-24 казался не очень приспособленным для местных условий, его считали слишком тяжёлым и недостаточно маневренным. Однако с течением времени “универсальные” Ми-8 для выполнения ударных задач стали применяться всё реже, а вот Ми-24 – всё чаще. По транспортному назначению “крокодил” почти не применялся. С десантом на борту маневренность падала ещё сильнее, а сама кабина была слишком тесной.

В Афганистане отработали следующую тактику применения: пускались неуправляемые ракеты, за ними следовал огонь из пулемёта или пушки, и, наконец, сбрасывались бомбы.

НАР С-5 калибра 57 мм постепенно заменили более мощными С-8 калибра.

Некоторое количество Ми-24 оставалось в ВВС Афганистана после вывода советских войск. Там они воевали на стороне правительственных войск, а затем принимали участие в новом витке гражданской войны и появились уже и у противников режима.

После развала СССР Ми-24 применялись в Нагорном Карабахе, причём обеими сторонами. Российские “двадцатьчетвёрки” активно использовались в ходе войны в Чечне.
Ирано-иракская война интересна тем, что в её ходе Ми-24 неоднократно применялись для воздушных боёв. При выполнении таких “непрофильные” заданий иракским вертолётам удавалось сбивать даже истребители.

Впрочем, чаще всего схватки проходили между вертолётами. Противником “двадцатьчетвёрок” выступала “Кобра”, тоже слабо (если не хуже) приспособленная для воздушных боёв. Исход таких схваток определялся обычно уровнем подготовки лётчиков, но список побед машин Миля в итоге оказался длиннее.

Воевали Ми-24 в Анголе, в Индокитае расстреливали лагеря “красных кхмеров”, в Перу помогали бороться наркомафией. А в ходе войны в Сьерра-Леоне в 90е годы Ми-24 имелись в распоряжении ЧВК “ExecutiveOutcomes”.

В ходе гражданской войны в Сирии Ми-24 применяются как ВВС Сирии, так и российской авиацией.

К сожалению, именно Ми-24 (конкретно Ми-35М, экспортный вариант Ми-24) стал первым вертолётом, потерянным Россией в этом конфликте.

Разное

Первые макеты Ми-24 (тогда ещё В-24) были окрашены традиционно для советских вертолётов – однотонный тёмно-зелёный цвет и светло-голубой из фюзеляжа. Но уже опытный образец в 1969 году имел двухцветный деформирующий камуфляж.

В 1984 году для съёмок фильма “Красный рассвет” были изготовлены “фальшивые” Ми-24. На французские вертолёты “Пума” установили макеты крыльев с блоками НАР, а нос закрыли обтекателем из тонированного стекла.

В целом получилась довольно сносная имитация ранних “двадцатьчетвёрок”, но обтекатель слишком сильно ухудшал обзор пилотов. В результате, когда те же вертолёты в той же роли появились в фильмах “Рэмбо-2” и “Рэмбо-3”, от их грима остались только крылья с ракетными установками. И сходство с Ми-24 было совершенно утеряно.

В менее известных боевиках, например, в “Красном скорпионе”, роль Ми-24 исполнял S-62, которому декоративные крылья с блоками НАР не обеспечивали даже минимального сходства с “Крокодилом”. А вот в фильме “Огненный лис” использовали не настоящие вертолёты, а радиоуправляемые модели – зато достоверно передающие облик ранних “Стаканов”.

Уже более трёх десятилетий “крокодилы” воюют в разных уголках земного шара.

Когда-то они предназначались для переброски в тыл противника десантно-штурмовых подразделений, поддерживая их огнём. А в итоге им пришлось даже участвовать в воздушных боях, которые раньше считались надуманным сценарием, малоосуществимым в реальности. И “двадцатьчетвёрка” выдержала все испытания с честью, её репутация “классического” ударного вертолёта полностью заслужена.

Возможно Ми-24 не был самым лучшим вертолётом в своём классе. Но результативность его боевого применения, популярность среди пилотов и у заказчиков говорят сами за себя – это выдающаяся боевая машина, грозный враг и достойный соперник.

Boltorezz1977 ›
Блог ›
Ми-24 глазами американцев.

Прошу извинить — сегодня не совсем автомобильная тематика.Точнее — совсем не автомобильная.
Поскольку имею некоторое отношение к производству винтокрылых машин и увлекаюсь стендовым моделизмом в «авиационном» масштабе 1:72, предлагаю интересный (лично для меня)материал из журнала «Аэроплан Плюс», посвященного истории создания и применения «двадцатьчетверки».Приятно, чёрт возьми, слышать от вероятного противника высокую оценку нашей техники.

Полный размерМи-24В в привычном высотном варианте — с ЭВУ (экранно-выхлопные устройства) по бокам капота, и с блоками НАР на пилонах.

Предистория такова : исследуя опыт корейской и вьетнамской войн, армейское командование США было чрезвычайно заинтересовано в получении образцов советской военной техники и вооружений, для последующего его изучения, и выработки способов противодействия в ходе потенциально-возможных конфликтов.Среди немаленького списка техники, находящейся на вооружении стран Варшавского договора, одним из наиболее желанных образцов на тот период был вертолет Ми-24.И не спроста.Эта без всяких оговорок уникальная боевая машина, обладая характеристиками, которые в принципе были известны нашим «партнерам», по примененным техническим решениям оставалась для американцев «темной лошадкой».
Статистика «встреч» американской и советской военной техники на земле и в воздухе, далеко не всегда завершавшихся в пользу первых, подтолкнула командование сначала ВМФ, а позже и Армии США к созданию подразделений, получивших обобщенное название «Агрессор»(помните МиГи-28 из фильма ТопГан с Томом Крузом?Правда это были совсем не МиГи =))Но об этом возможно как нибудь еще…

Полный размерUH-1 Ирокез, задачей которого было *изображать* Ми-24 на учениях.Скажу прямо — сходство весьма отдаленное =) Другая попытка QS-55 — дистанционно управляемый вертолет-мишень На всех настоящих 24-ок не хватало, NAVY — выкручивались по-своему — краснозвездный SH-60 SeaHawk в одном из учебных центров ВМФ США.

В середине 1980-х годов одна из американских спецслужб получила в руки вертолет Ми-24 и переправила его на один из аэродромов в США.В это время старший унтер-офицер Джеф Стейтон, пилот армии США, испытывал новый боевой вертолет AH-64 «Apache».Именно ему предложили провести первые испытания советского вертолета.

Ми-24 рядом с Апачем на одной из авиабаз армии США.Этот иракский Крокодил, как и несколько других машин, относятся к более позднему периоду, чем описанные события, и был захвачен американцами в ходе операции Буря в пустыне.

Впервые получив возможность детально ознакомиться с Ми-24, Стейтон долго осматривал вертолет снаружи, прежде чем открыл дверь и сел в кабину.Он был поражен пол-дюймовым слоем брони, которая окружала кабины стрелка и пилота и защищала жизненно важные части двигателей и трансмиссии.
Не менее американского пилота поразили и крылья Ми-24 с размахом, сопоставимым с размахом крыла истребителя F-104.(Позже, после испытательных полетов, американские специалисты установили, что они обеспечивают от 22 до 28% подъемной силы, в зависимости от скорости и других факторов).
Приступив к полетам, Стейтон сделал немало открытий для себя:»Как только была закрыта дверь, сразу стало тихо» — вспоминает он:»Это потому, что система герметизации была разработана для защиты экипажа от химического и биологического оружия, а не просто для высотного полета.»

Отрыв Ми-24П от земли

Первый полет Стейтона начался без приключений, он был приятно удивлен ровным, спокойным полетом.»Вскоре мы почувствовали себя более уверенно, и я начал всматриваться в прицел противотанковых ракет.Ладно, думаю, а что если я сымитирую пуск ракет?Я нажал кнопку, которая в «Кобре»(AH-1 «Cobra»- американский ударный вертолет) является кнопкой пуска ракет.Однако стало происходить что-то загадочное, мы совершили три принудительных маневра : изменение высоты, вращения и направления.Короче, я вошел в крутой вираж и выполнил некоторые другие маневры, которые не собирался производить!»Оказывается, что нажав кнопку, как он полагал, «пуска ракет», Стейтон включил систему стабилизации полета, которая просто начала компенсировать все ранее произведенные, не совсем правильные маневры машины.

Во время последующих полетов на этом вертолете, Стейтон столкнулся с проблемой крена вертолета, которая была вызвана особенностью конструкции Ми-24.При вираже с креном «нижнее» крыло быстро теряет подъемную силу, в то время как эта сила возрастает на «верхнем» крыле.Таким образом, возникает устойчивая тенденция, особенно при медленном вираже, к переворачивания аппарата.Поэтому, если вы видите как пилот Ми-24 выполняет «воронку» — смело можете причислять его к асам!=)

Ми-24 с возможными вариантами подвесного вооружения.

Традиционная методика по выводу вертолета из этой критической ситуации предполагает компенсацию крена ручкой управления, однако в случае с Ми-24 она не помогает.
К счастью, когда Стейтон первый раз попал в эту ситуацию, он обратился к своему опыту пилотирования самолета и опустил нос вперед.Увеличение скорости добавило подъемной силы на «нижнем» крыле и это позволило выйти из опасного маневра.Проблема была только в том, что нужен запас высоты для выполнения этого маневра, на малой высоте проблема с креном может оказаться фатальной.
«Подъемная сила, которую обеспечивают крылья, позволяет 57-ми футовому ротору работать, в основном, на поступательное движение вертолета, делая Ми-24 одним из самых быстрых вертолётов в мире со скоростью 210 миль в час.»- отмечал Стейтон.»Преимущества такой конструкции также в том, что длинные крылья позволяют разместить множество точек подвески вооружения : кассеты с неуправляемыми ракетами, ракеты «воздух-воздух» и даже бомбы».

Полный размерТакому количеству точек подвески позавидовал бы любой штурмовик =)Одна из голливудских попыток воссоздания Ми-24 на экране — глубоко забутафоренный SH-3 *Sea King* из фильма *Красный скорпион*
Американские специалисты отметили и недостатки вертолета:»Наиболее удивительно для меня то, что Ми-24 не может зависать, как обычный вертолет.Частично из-за главного ротора, предназначенного прежде сего для движения вперед, частично из-за больших крыльев, которые затеняют поток от ротора на режиме висения и уменьшают его подъемную силу.Возможно, длительное висение и не входит в задачу Hind’а, а непродолжительное висение все-таки возможно».
Hind — не слишком проворная машина, у нее то, что наши пилоты называют «ограниченная способность маневра»(неужели у всех американских машин эта способность неограниченная?=) ) Пушечный вариант Крокодила — Ми-24П

Это означает, что Ми-24 не может летать «nap-of-the-earth» — одним из основных способов боевого полета, используемого американскими вертолетами.Такой способ атаки предполагает, что вертолет летит прикрываясь складками местности и естественными укрытиями типа рощи деревьев, зависает, делает подскок, открывает огонь, а затем снова уходит вниз на режим висения.Единственный путь для Hind’а приблизиться к этой тактике — это полет на малой высоте с использованием складок местности, затем набор высоты, удар и уход на большой скорости.»

Ми-35 — вариант*двадцатьчетверки*, предлагаемый на экспорт.Авиасалон МАКС-2004.

В конце испытаний Стейтон произнес то, что говорит о его высокой общей оценке Ми-24- го:
«Это выносливый трактор.Поставьте его в сарай на год, затем зарядите аккумуляторы и вы можете сразу лететь.С нашими вертолетами это не получится.
Вы знаете, если бы я хотел летать на вертолете только для удовольствия, вне всяких сомнений Hind оказался бы первым в списке».
Следует отметить, что в дальнейшем Джеф Стейтон стал летчиком-инструктором одного из армейских подразделений, которое на учениях обозначало «плохих парней», и было укомплектовано военной техникой советского и китайского(бронетехника)производства.Помимо двух Ми-24 на «вооружении «красных» были вертолеты Ми-8/17, Ка-29, несколько военно-транспортных Ан-24, и даже пара Ан-2, которые у нас получили обидное прозвище «кукурузник».В учебном центре же помимо НАТО-вского кода Colt один из бипланов получил еще и имя собственное «Red Baron» — и это вовсе не стёб.Просто после всесторонних испытаний Ан-2 был признан идеальным средством для заброски диверсионных групп в тыл противника, обладая малой заметностю для радаров, а также способностью бесшумно планировать на большие расстояния с выключенным двигателем, и после выброски вернуться не всполошив врага.

Любят модернизировать Ми-24 и за рубежом — Южноафриканская версия — SuperHind. Собака-улыбака — Ми-24 ВВС Перу. Полный размерОчень популярна аэрография на машинах ВВС Венгрии. Еще один венгерский *Орел*. Полный размерНаверное самый эффектный камуфляж Ми-24 Чешский Alien-Tiger . Полный размерМи-24Р(радиационно-химический) на свалке зараженной техники в Чернобыле.Сразу вспоминается Сталкер… Полный размерПодбитый Ми-24 Азербайджанских ВВС. Немного ха-ха.=)
Использованы источники:
Печатное издание «Аэроплан Плюс», номер 2 -2000г.

Схемы окраски Ми-24

Отечественные вертолёты с начала 1950-х гг. имели защитную окраску тёмно-зелёного цвета на верхних и боковых поверхностях фюзеляжа и оперения, а также светло-голубую снизу. Так же выглядела большая часть машин других ведомств, за исключением Управления Полярной авиации. Поэтому макеты двух вариантов В-24, представленные комиссии в 1967 г., имели ту же традиционную однотонную зелёную окраску.

Положение резко изменилось летом того же года после сокрушительного удара израильской авиации по аэродромам Объединённой Арабской Ре$публики. На авиационную технику, поставлявшуюся из СССР Египту и его союзникам, стали наносить двухцветный «пустынный» камуфляж. Поэтому не случайно, что опытный образец будущего Ми-24, появившийся в 1969 г., имел двухцветную деформирующую окраску из пятен зелёного цвета, нанесённых на светло-зелёный (оливково-табачный) фон. Нижние поверхности фюзеляжа, крыльев и оперения окрашивались светло-голубой эмалью. Такую же деформирующую окраску несли первые Ми-24А, изготовленные заводом «Прогресс» в Арсень-еве, поступившие на вооружение 319, 288, 292-го и 330-го обвп.

В то время для окраски внешних поверхностей вертолётов применялась система покрытий, состоявшая из акриловой грунтовки и перхлорвиниловой эмали. И то, и другое наносилось в два слоя. Получившееся покрытие обладало высокими защитными свойствами, хорошей атмосферостойкостью и удовлетворительной светостойкостью. Оно не размягчалось при обливании бензином, керосином и минеральными маслами, легко очищалось от загрязнения, но было нестойким по отношению к синтетическим маслам. Следует указать, что существенными недостатками перхлорвиниловых покрытий являются плохое сцепление с металлическими поверхностями и ограниченная термостойкость.

Второй слой акриловой грунтовки и перхлорвиниловая эмаль ХВ-16 бледно-зелёного, зелёного и светло-голубо-го цветов наносились уже после сборки вертолётов. При этом основной (бледно-зелёный) цвет наносился в два слоя, а более тёмные пятна — в один. Этим можно объяснить заметные при осмотре камуфлированных машин проступания основного цвета через более тёмные пятна через несколько лет эксплуатации.

В октябре 1974 г. вышло новое указание главного инженера ВВС о нанесении маскировочной окраски. Для неё рекомендовались эмали С-38М защитного, светло-зелёного, песочного, светло-пе-сочного и бурого цветов. Нижние поверхности фюзеляжа, крыла и стабилизатора подлежали окраске под фон неба сероголубой или светло-голубой эмалью. На зимний период отдельные пятна маскировочной окраски (до 70% площади) закрашивались временной белой эмалью АС-5130. Камуфляж выполнялся применительно к району базирования.

Окрашиваемая поверхность разбивалась деформирующим рисунком на четыре — шесть пятен. Допускалось нанесение на крупные пятна более мелких, других цветов.

Основной цвет должен был занимать не менее 50% общей площади, а для зимних вариантов — не менее 70%.

Согласно этому указанию вертолёты Ми-24А, находившиеся в эксплуатации, перекрашивались при прохождении ремонта на авиаремзаводах ВВС, новый деформирующий рисунок наносился по старой разметке, так как она по геометрии отвечала и новым требованиям. Машины, прошедшие ремонт, можно было встретить как в ГСВГ, так и на территории самого СССР, поскольку часто после прохождения ремонта Ми-24А передавались для комплектования новых полков. Поставленные в Эфиопию, Ливию, Афганистан, Вьетнам и Сирию вертолёты, вероятно, были взяты из строевых частей, а затем прошли ремонт.

Старались использовать эмали основных цветов, выпускаемые промышленностью. В отдельных случаях при восстановлении покрытия на ремзаводе могли подбирать оттенок путём смешения нескольких эмалей.

В это время появился типовой двухцветный камуфляж Ми-24Д и Ми-24В с «трилистником» или «амёбой» (так называли характерные пятна), внедрённый на заводе в Ростове-на-Дону. Такая окраска применялась не только на вертолётах, поставлявшихся вооружённым силам СССР, но и зарубежным заказчикам. Существовало несколько вариантов основного фона. Возможно, это было связано с требованиями заказчика, а возможно, с существованием оттенков в зависимости от партии краски или изменениями цвета, связанными с условиями эксплуатации и сроком службы машины.

Исключением являются Ми-24Д, поставленные ВВС Кубы, которые несли традиционный для авиации этой страны камуфляж из чередующихся глянцевых полей синего и зелёного цветов. В 1980-е гг. с эмалей С-38М перешли на алкидно-акриловые эмали АС-1115 различных цветов.

Лопасти несущего винта окрашивались сверху и снизу в чёрный цвет, но сверху они могли быть также светло-серыми или зелёными. Рулевой винт — чёрный. Оковка передней кромки лопастей — матовый алюминий с чёрными резиновыми полосками антиобледенительной системы шириной 20 мм. У законцовки лопасти вдоль хорды наносились три 150-мм полосы -красная, жёлтая, красная.

Внутренние поверхности кабин, ниши и внутренние поверхности створок шасси окрашивались серо-голубой, приборные доски и боковые панели с органами управления — зелёно-голубой эмалью С-38М.

Опознавательные знаки на советских Ми-24 — красные звёзды с бело-красной окантовкой. Они наносились на фюзеляже за крылом и на нижней поверхности фюзеляжа (с центром описанной окружности приблизительно посередине створки грузовой кабины) эмалью ХВ-130. В обоих случаях диаметр окружности равнялся 800 мм. Но встречались знаки большего или меньшего размера. Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2010 г. в качестве опознавательного знака стала использоваться звезда с трёхцветной окантовкой.

Кроме опознавательных знаков, на носовой части с двух сторон мог наноситься знак «Отличный вертолёт». Вначале это была надпись «Отличный» с буквами высотой около 150 мм красного цвета. Во второй половине 1970-х гг. ввели знак, использующий дизайнерские решения государственного «Знака качества».

Технические информационные надписи на борту вертолёта выполнялись по трафаретам (высота шрифта — 20 мм) эмалью С-38М чёрного цвета. Чёрной была и надпись «ОПАСНО» на жёлтой полосе на хвостовой балке в зоне рулевого винта. Предупреждающие надписи наносились эмалью красного цвета.

Начиная с Ми-24Д, в зоне утапливаемых ступенек рисовали по две вертикальные полосы чёрного цвета. В районе рукояток створок фонарей и грузовой кабины имелись надписи их положения на жёлтом фоне. Бортовые номера были двухзначными, голубого, жёлтого и красного цветов. Высота цифр без окантовки — 400 мм, ширина -265 мм, толщина линий — 65 мм. Они могли иметь чёрную окантовку шириной 10 мм. Иногда на вертолётах встречались и другие обозначения. В 1982 г. в 513-м овп (Бердичев) по предложению заместителя командира полка подполковника В.М. Верещагина для борьбы с попаданием птиц в двигатели ПЗУ покрасили в оранжевый цвет. Тем самым птиц пытались отпугнуть. В июле 1983 г. с очередной сменой в Дже-лабад в 335-й овп прибыли машины из Бердичева. В 3-й эскадрилье этого полка летали два Ми-24В с белыми ПЗУ и чёрными зрачками на них.

В Афганистане на правых бортах вертолётов на кабине оператора наносились по трафарету белые звёздочки с диаметром описанной окружности 80 — 100 мм. Каждая закрашенная звёздочка означала 10 боевых вылетов, нанесённая белым контуром — неполные 10 вылетов.

На вертолётах миротворческих сил в Абхазии на боковых поверхностях фюзеляжа (от створки редукторного отсека до стыка с концевой балкой) наносилась синяя полоса шириной 400 мм с чёрными буквами «МС» посередине. Российские вертолёты миротворческих сил в Косово наряду со стандартным камуфляжем несли на хвостовой балке белую надпись «KFOR» высотой около 300 мм и «триколор» на створках мотоотсека.

В вертолётной группе из Торжка, входившей в миротворческие силы в Сьерра-Леоне, использовались Ми-24 в белой окраске с чёрными гражданскими регистрационными номерами на концевой балке. На хвостовой балке чёрными буквами было написано «UNITED NATIONS», а на капотах мотоотсека — «UN».

В настоящее время Ми-24 многих стран несут однотонную окраску — от тёмно-зелёной до светло-серой. В других государствах используется разнообразный камуфляж, зачастую довольно причудливый. С 1990-х гг. Ми-24 стали участвовать в различных авиашоу. Машины для них специально ярко раскрашивают. Окраска вертолётов нашей пилотажной группы «Беркуты» из Торжка выглядит скромно на фоне венгерских и чешских машин. Но это отдельная тема.

Эксплуатация и боевое применение

Со времени создания Ми-24 поставлялся во множество государств по всему миру. Во многих странах (включая бывшие государства Варшавского договора, ставшие членами НАТО) он продолжает оставаться на вооружении, несмотря на то, что уступает более современным российским вертолетам.

Ми-24Д Польши Ми-24В Польши Ми-24В Польши

Ми-24 участвовал более чем в 30 военных конфликтах. В боевых действиях вертолет применялся не только непосредственно для огневой поддержки, но и в качестве десантной, транспортной и эвакуационной машины.

Первым военным конфликтом, в котором Ми-24 прошел испытания в боевых условиях, стала Эфиопско-сомалийская война 1977-78 годов.

В Афганской войне Ми-24 стал основным вертолетом армии СССР (потеряно при этом было 127 машин, в основном от воздействия ПЗРК).

Ми-24В Чехии Ми-24В Чехии Ми-24В Чехии

В Ирано-иракской войне (1980-88) Ми-24 довольно успешно применялся для борьбы с воздушными целями.

Российская армия использовала эти вертолеты в обеих Чеченский войнах.

В войнах в Афганистане и Ираке (2001-03) Ми-24 использовался польской армией (в составе коалиции США).

Ми-24П Венгрии Ми-24П Украины Ми-24П Украины

Из последних конфликтов можно отметить использование Ми-24 Российской армией в операциях в Сирии и участие этой машины в войне в Ираке.