Факты о танках

Появившись почти 100 лет назад и сыграв решающую роль во многих сражениях, танки сегодня по-прежнему остаются одним из основных видов вооружений, без которых сложно представить успешные наступательные операции на суше. В этом посте — интересные факты о танках.

Само название «танк» на английском означает «бак» или «цистерна». Такое странное название танки получили потому, что англичане, впервые применившие танки в первой мировой войне, вплоть до начала операции тщательно скрывали наличие нового оружия. При отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что российское правительство заказало у Англии партию цистерн для питьевой воды. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн. Интересно, что у нас поначалу перевели это слово и называли новую боевую машину «лохань».

Англичане начали строить танки в 1915 году. К концу лета 1916-го количество машин, готовых к бою, доходило до полусотни. Эти ромбовидные бронированные чудовища на гусеничном ходу назывались Mark I или Mk I и выпускались в двух модификациях. Танки с чисто пулемётным вооружением назывались «самками» и предназначались только для борьбы с живой силой. «Самцы» были оснащены пулемётом и двумя 57-мм пушками. После транспортировки танков на материк они с максимальной секретностью начали движение к сборным пунктам у передовой. Ночные переходы по неразведанным маршрутам оказались серьёзным испытанием для Mk I — 17 машин завязли в грязи или остановились из-за механических поломок. На исходные позиции прибыло 32 танка.

Танк Mk I в бою на Сомме

Первое появление танков привело немецкие войска в шок. Когда в первой линии окопов кто-то из немецких солдат выкрикнул фразу «Дьявол идёт!», его слова распространились по траншеям со скоростью пожара. Из танковых смотровых щелей было видно, как фигуры в серой униформе «фельдграу» бежали с позиций. Попытки отдельных храбрецов открыть огонь по стальным чудовищам были бесполезны.

Танки наступали. Ещё несовершенные машины с грохотом падали в немецкие убежища или беспомощно застревали в снарядных воронках. Экипажам приходилось экстренно покидать боевое отделение застрявших машин, чтобы постараться вернуть их в строй. Однако те Mk I, которых миновала эта участь, проявили себя должным образом.

К примеру, танк-«самец» D17 «Диннакен» лейтенанта Хасти первым вошёл в деревню Флёр, неспешно следуя за убегающими и прячущимися в погребах немцами. Британский авиационный разведчик, пролетавший над полем боя, сообщил: «Танк движется по главной улице деревни Флёр, и английские солдаты идут вслед за ним в хорошем настроении».

Другие машины оказали большую помощь пехоте, проделав проходы в проволочных заграждениях и раздавив пулемётные гнезда. Один из Mk I остановился над германской траншеей и зачистил её пулемётным огнём, а затем двинулся вдоль окопа. С его помощью удалось захватить в плен около 300 солдат противника. Всего в ходе атаки по разным причинам было выведено из строя 10 танков. Ещё 7 получили незначительные повреждения.

Большая часть из примерно 20 тыс. танков, состоявших в 1941 г. на вооружении Красной Армии, были устаревшими, однако новые модели танков Т-34 и КВ значительно превосходили немецкие. Средний танк Т-34 позднее был признан лучшим танком второй мировой войны. Своей славе он обязан во многом превосходным ходовым характеристикам. Их обеспечил дизельный двигатель В-2 мощностью 500 лошадиных сил. Благодаря ему средний танк с противоснарядным бронированием практически не уступал более легким машинам в скорости: 54 км/ч по шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности. Хорошее соотношение мощности двигателя и боевой массы танка в сочетании с широкими гусеницами делали его необычайно маневренным и способным без особых проблем проходить через самую вязкую грязь и огромные снежные сугробы. Во время Великой Отечественной войны маневренность Т-34 во многом решила судьбу их противостояния с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». Норман Дейвис, профессор Оксфордского университета и автор книги «Европа в войне. 1939-1945. Без простой победы», оценивая советскую машину, писал: «Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Американские и британские танки были не столь успешны в противостоянии немецкой технике». Но Т-34 отличала не только высокая скорость и проходимость, но и хорошая броня, мощное вооружение, высокая ремонтопригодность. «Т-34 с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны», вспоминает танковый ас Отто Кариус. — «В то время 37-мм пушка все ещё была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезёт, мы могли попасть в погон башни «Т-34″ и заклинить его. Если ещё больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Конечно, не очень-то обнадеживающая ситуация! Единственный выход оставляло 88-мм зенитное орудие. С его помощью можно было эффективно действовать даже против этого нового русского танка.»

Американский телеканал Military Channel опубликовал рейтинг самых лучших танков. Американские и британские эксперты выносили оценки по пяти параметрам: «огневая мощь», «качество брони» (защищенность), «подвижность» (мобильность) , «легкость производства» и так называемый «фактор устрашения» (психологическое воздействие на противника). Сумма баллов по всем параметрам давала общую оценку танка. При этом оговаривается, что каждый танк сравнивался с другими и оценивался, исходя из технических требований своего времени. Почти высшие оценки по огневой мощи, подвижности и защите получил Т-34, который и занял первое место в рейтинге. Кроме того, эта модель самая простая в изготовлении, поэтому она получила максимальное количество очков в категории «легкость производства». Впрочем, «фактор устрашения» также оказался практически недостижим — танк одним видом сеял ужас и панику среди врагов.

Советские танки “КВ-1″ и “КВ-2″, встретившие немцев сразу после начала операции “Барбаросса”, оказались для вермахта серьезной угрозой. Дело в том, что броня этих тяжелых танков не пробивалась ни немецкими противотанковыми пушками калибра 37 миллиметров, ни орудиями танков Pz-III, Pz-IV и Pz-38, стоявших на вооружении панцерваффе. Немцам приходилось применять против “КВ” способ борьбы, очень схожий с охотой первобытных людей на мамонта. Немецкие танки лишь отвлекали внимание экипажа “КВ”, пока позади него расчет устанавливал и наводил 88-миллиметровое зенитное орудие . Только после этого и только попаданием снаряда в щель между корпусом и башней удавалось подбить советский танк.

Танк КВ-2

Из воспоминаний немецких офицеров о проблеме, который создал немецкой армии всего один советский танк в начале войны: «Один из КВ сумел перекрыть маршрут снабжения немецких войск в районе северного плацдарма. Он блокировал его несколько дней. Сначала он сжег колонну грузовиков с боеприпасами и продовольствием. Подобраться к этому монстру было невозможно — дороги проходили среди болот. Передовые немецкие части лишились снабжения. Тяжелораненые не могли эвакуироваться в тыл и умирали. Попытка уничтожить танк 50-мм противотанковой батареей с расстояния 500 м окончилась тяжелыми потерями личного состава и орудий. КВ остался невредимым, несмотря на, как выяснилось впоследствии, 14 прямых попаданий — но они оставили лишь синие пятна на его броне. Была подтянута 88-мм зенитка, танк позволил ей встать на позицию в 700 м, а затем расстрелял, прежде чем расчет смог произвести хотя бы один выстрел. Ночью были посланы минеры. Они заложили взрывчатку под гусеницы КВ. Заряды взорвались как положено, однако смогли лишь вырвать несколько кусков из траков. Танк остался мобильным и продолжал блокировать маршрут снабжения. В первые дни экипаж танка снабжался припасами окруженцами и местными жителями, но потом вокруг танка была установлена блокада. Однако даже эта изоляция не заставила танкистов покинуть позицию. В итоге немцы применили хитрость. 50 немецких танков стали обстреливать КВ с трех направлений, чтобы отвлечь его внимание. В это время 88-м зенитка была скрытно установлена в тылу КВ. Она 12 раз попала в танк, и три снаряда пробили броню, уничтожив его.»

Однако не все предвоенные разработки советских конструкторов оказались удачными. Например, не оправдала себя идея создания тяжёлых многобашенных танков Т-28 и Т-35. Т-28 имел три башни, а Т-35 — пять башен. К сожалению, они оказались слишком неповоротливыми, ненадёжными и уязвимыми.

Многобашенный танк Т-35

Ещё одной, так и не доведённой до конца идеей, был летающий танк А-40. Летом 1942 года был выпущен прототип летающего танка А-40 или ЛТ («летающий танк») на базе серийного Т-60. На танк крепилась бипланная коробка крыльев с двухбалочным хвостовым оперением, имевшая размах 18 метров и общую площадь крыла 85.5 кв. м, по расчетам танк должен был совершать взлет, буксируемый тяжелым бомбардировщиком ТБ-3РН. При приземлении танк легко освобождался от крыльев и мог с ходу вступить в бой. Первый полёт состоялся 2 сентября 1942 года, но двигатели ТБ неожиданно стали сильно греться и танк пришлось отцепить. А-40, планируя, приземлился на ближайшем аэродроме, чем вызвал немалый переполох, была обьявлена боевая тревога. Так собственно и закончилась история этого необычного танка.

Летающий танк А-40

Непобедимый: интересные факты о танке Т-34, которые можно обсудить с детьми

В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом лучшем оружии ответил так: «Их три: английская пушка, немецкий самолет «Мессершмитт» и русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне понятно, как это было сделано, то в третьем я совершенно не понимаю, как появился такой танк…»

Т-34 был создан в конце 1930-х годов, находился в вооруженных силах СССР и России с июня 1940 г. по сентябрь 1997 г. Он стал самым массовым танком в мире, состоял на вооружении в 46 государствах и успешно применялся во всех часовых поясах и на всех широтах — от Заполярья до Южной Африки.

Непобедимый!

При изготовлении Т-34 применялась автоматическая сварка под флюсом. До этого никто в мире не использовал такую технологию в массовом производстве. Благодаря ей производительность сварочных работ выросла в 10 раз.

По-настоящему революционным у Т-34 было и вооружение. Он оснащался длинноствольным 76-миллиметровым орудием. На первые экземпляры ставилась пушка Л-11, а потом на смену ей пришла более совершенная Ф-34. В начальном периоде Второй мировой ни один иностранный танк не мог похвастать ничем даже близко подобным. Эта пушка без всяких проблем могла уничтожить любую вражескую бронемашину с дальней дистанции.

Помимо прочего, Т-34 обязан своей славе и превосходным ходовым характеристикам. Их обеспечил дизельный двигатель В-2 мощностью 500 лошадиных сил. Благодаря ему средний танк с противоснарядным бронированием практически не уступал более легким машинам в скорости: 54 км/ч по шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности. Хорошее соотношение мощности двигателя и боевой массы танка в сочетании с широкими гусеницами делали его необычайно маневренным и способным без особых проблем проходить через самую вязкую грязь и огромные снежные сугробы.

Еще один секрет успеха Т-34 крылся в его броне. Толщина её не была рекордной: на образцах 1940 года она составляла 40-45 миллиметров. Помогло решение Михаила Кошкина расположить бронелисты под углами, а не строго вертикально. Таким образом, основная часть снарядов попадала в машину по касательной траектории и не могла ее пробить. Рациональные углы наклона брони повышали её эффективность в полтора-два раза по сравнению с тем, если бы их не было.

Но и это ещё не всё! Как и многие другие образцы русского оружия, Т-34 стал эталоном простоты в обслуживании и надежности. Это была на самом деле практически неуничтожимая машина. Да, танк можно было подбить и вывести из строя, но при должных навыках его же можно было отремонтировать прямо на поле боя в условиях минимального наличия запчастей. Ремонтопригодность Т-34 во многом определялась конструкцией броневого корпуса, верхний лист кормы которого откидывался на петлях, а крыша снималась. Это позволяло без особых проблем получить доступ к агрегатам трансмиссии или двигателю, а также заменить их.

Т-34 был поистине танком-конструктором: из двух не пригодных к восстановлению машин легко собиралась одна боеспособная. В начале Великой Отечественной, когда новых танков катастрофически не хватало, именно высокая ремонтопригодность имеющихся танков во многом позволила остановить наступление немцев.

Также весьма кстати оказалась и простота в управлении. Особенно в самом начале войны, когда на подготовку экипажей выделялось очень мало времени, а люди, направлявшиеся на учебу, как правило, не имели никаких технических навыков. Естественно, обучаемые не становились асами, но все же они могли вести и вели бой.

В августе 1941 года, когда до Москвы оставалось всего три сотни километров, Адольф Гитлер приказал 2-й танковой группе генерал-полковника Хайнца Гудериана повернуть на юг — на Харьков, чтобы захватить завод, разработавший и производящий Т-34.Кстати, к лету 1943 года основным танком вермахта становится Т-V «Пантера», формы броневого корпуса и башни которого были скопированы с Т-34.

К 1944 году стоимость отечественного танка Т-34 была по приблизительным подсчетам в 40 раз ниже стоимости немецкого «Тигра». Хотя вопрос, уместно ли сравнивать средний танк с 85-мм орудием и тяжелого бронированного монстра с 88-мм пушкой, до сих пор остается открытым.

Т-34 нередко называют оружием Великой Победы, однако эта машина принимала участие и во многих военных конфликтах уже после Второй мировой. К примеру, танк был свидетелем Гражданской войны в Китае (1946–1949 г.г.), Суэцкого кризиса (1956–1957г.г.), войны во Вьетнаме (1965–1975 г.г.) и Гражданской войны в Йемене (2014–2015 г.г.).

Кроме того, Т-34 имеет и самую широкую географию эксплуатации. Это первый в мире средний танк, который использовался от заполярья до южной Африки, во всех часовых поясах.

В России официально Т-34 был снят с вооружения только в 1993 году. До 2005 года большое количество машин оставалось на базах хранения вооружения и техники, затем они были переданы в музеи по всей стране.

Рекорды танка Т-34

Оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности.

Самое мощное пушечное вооружение: 76,2-мм пушка при создании и 85-мм пушка после модернизации.

Самая рациональная форма противоснарядного броневого корпуса.

Самый быстроходный танк: Vmax = 55 км/ч.

Наибольший запас хода по топливу: 370-420 км.

Самый экономичный танк по расходу топлива: благодаря быстроходному танковому дизелю.

Самый массовый танк в мире: В СССР только в 1940-1946 годах выпущено свыше 58000 танков Т-34.

Наиболее приспособленный к серийному производству на различных заводах, в том числе — на предприятиях, изначально не предназначенных для производства танков.

Первый в мире танк, при массовом производстве которого применена автоматическая сварка под флюсом, позволившая в 10 раз повысить производительность сварочных работ.

Наиболее приспособленный к проведению ремонта в полевых условиях (среди однотипных танков).

Находился в вооруженных силах СССР — России с июня 1940 г. по сентябрь 1997 г.

Находился в вооруженных силах 46 государств.

Первый средний танк эксплуатировавшийся от заполярья до южной Африки, во всех часовых поясах.

Самое большое число танков — символов победы и воинских памятников — Т-34.

Самый экспонируемый образец вооружения и военной техники в музеях мира.

Единственный в мире образец вооружения и военной техники, которому посвящен персональный музейный комплекс.

Наиболее часто изображаемый на медалях, грамотах, памятных знаках, благодарственных письмах, монетах, значках, открытках, конвертах, почтовых марках, этикетках и т.п.

Больше всего представлен в документальных и художественных фильмах.

Наиболее часто упоминаем в прозе, поэзии, средствах массовой информации, интернет-изданиях.

Наиболее часто упоминаемый в научно-технической литературе конкретный образец бронетанкового вооружения.

Баллада о танке «Т-34», Михаил Анчаров

Впереди колонн

Я летел в боях,

Я сам нащупывал цель,

Я железный слон,

И ярость моя

Глядит в смотровую щель.

Я шёл как гром,

Как перст судьбы,

Я шёл, поднимая прах,

И автострады

Кровавый бинт

Наматывался на тракт.

Я разбил тюрьму

И вышел в штаб,

Безлюдный, как новый гроб,

Я шёл по минам,

Как по вшам,

Мне дзоты ударили в лоб.

Я давил эти панцири

Черепах,

Пробиваясь в глубь норы,

И дзоты трещали,

Как черепа,

И лопались, как нарыв.

И вот среди раздолбанных кирпичей, среди

разгромленного барахла я увидел куклу.

Она лежала, раскинув ручки,- символ чужой

любви… чужой семьи… Она была совсем рядом.

Зарево вспухло,

Колпак летит,

Масло, как мозг, кипит,

Но я на куклу

Не смог наступить

И потом убит.

И занял я тихий

Свой престол

В весеннем шелесте трав,

Я застыл над городом,

Как Христос,

Смертию смерть поправ.

И я застыл,

Как застывший бой.

Кровенеют мои бока.

Теперь ты узнал меня?

Я ж любовь,

Застывшая на века.

(Из книги «Этот Синий Апрель»)

Текст: Анна Федулова по материалам:

«Интересные факты о легендарном танке Т-34»

«Как поставить на дыбы советский танк Т-34 и другие интересные факты о нём»

«Факты о Т-34»

«М.И. Кошкин: биография создателя легендарного Т-34»

Фото из книг:

«Танки и бронетехника»

«Самые знаменитые танки мира»

«Русские танки. Иллюстрированная энциклопедия для детей»

«Танки. Иллюстрированная энциклопедия»

Фото танков: Википедия, личный архив

В США рассказали о малоизвестных козырях российских «танков-убийц»

Российские танки Т-72, ​​Т-80 и Т-90 на первый взгляд могут показаться очень похожими, однако это не так. Эти боевые машины имеют большое количество важных конструктивных особенностей, которые влияют на их характеристики. Журналисты американского издания The National Interest назвали несколько вещей, которых вы могли не знать о российских «танках-убийцах».

Многоканальный прицел «Сосна-У»

Американские журналисты обратили внимание на системы наведения в танках. По их словам, внедрение цифровых технологий в бронетехнику позволило значительно расширить возможности боевых машин. В частности, некоторые российские танки получили многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». Данное устройство позволяет вести эффективный огонь всеми типами боеприпасов. Лазерный дальномер определяет расстояние от 50 до 7500 метров.

Система защиты от напалма «Сода»

Зажигательные вещества, такие как бензин или напалм, всегда были опасны для бронетехники. Напалм может «задушить» двигатели танков и вывести их из строя. Для того, чтобы обезопасить технику от этой угрозы, российские танки оснащаются системой защиты от напалма «Сода», представляющую собой комплект прокладок и уплотнителей из негорючего материала. Это весьма простое, но в то же время эффективное решение позволяет избежать вышеупомянутой проблемы.

Башня танка Т-80

Танк Т-80 представляет собой боевую машину, оборудованную газотурбинной силовой установкой. Для того чтобы обеспечить передвижение воздуха от верха башни к входу в турбину, был создан специальный воздушный ковш, который расположился на задней части башни. Таким образом, удалось добиться максимальной эффективности работы от турбины.

Зенитный пулемет танка Т-90

Пулемет командира танка может оказаться жизненно важным оружием в защите машины от пехоты и легких транспортных средств. Танк Т-90 оснащен зенитным пулеметом, размещенным на командирском люке, он имеет дистанционное управление. Оружие предназначено для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка. Интересной особенностью этой системы является то, что она не стабилизируются в горизонтальном положении, что позволяет вести стабильную стрельбу в широком диапазоне.

Станислав Блохин