Фабричное законодательство 1886

Возникновение трудового законодательства в России

130 лет назад, 15 июня 1885 г., в России запретили ночную работу женщин и подростков. Закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» запрещал ночную работу подростков до 17 лет и женщин на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Закон был расширен для вредных работ в фарфоровом и спичечном производствах. В 1897 году этот закон охватил всё текстильное производство, его ввели на предприятия льняной промышленности и по обработке смешанных тканей. Таким образом, при русском императоре Александре III были заложены основы фабричного законодательства в России.
Из истории рабочего вопроса
Рабочий вопрос был одной из самых тяжёлых проблем Российской империи. Рабочие работали в тяжелейших условиях, не имели практически никаких прав. В XIX веке понимали необходимость фабричного законодательства, но проекты, разработанные различными комиссиями, не были введены в жизнь. Поэтому, не считая правила о десятичасовой работе в день в ремесленных заведениях, установленного ещё при императрице Екатерине II в 1785 г. и не действовавшего XIX веке, то первые шаги в фабричном законодательстве были сделаны только при Александре III.
60-70-е годы XIX в столетия были временем больших перемен в России. Правительство активно реформировало страну, происходили коренные изменения в политической и социально-экономической жизни Российской империи. Крестьянская реформа 1861 года имела огромное значение. Одним из её последствий было образование свободного рынка наемного труда людей, лишенных средств производства и живущих исключительно продажей своей рабочей силы. Система наемного труда превратилась в основу развития экономики Российской империи. Быстрое развитие капиталистических отношений в пореформенной России умножило количество рабочих.
Наёмные рабочие стали одним из самых многочисленных классов российского общества. Промышленная революция, которая происходила в России в 50-90-е годы XIX столетия, превратила рабочих в неотъемлемую и необходимую часть российского общества. Быстрыми темпами шёл процесс увеличения количества рабочих крупных капиталистических предприятий, пролетариата, лишенного средств производства, не имеющего постоянной связи с деревней (землей), весь год трудившегося на фабриках и заводах.
Обычно, вплоть до 1880-х годов, наём рабочих на капиталистических предприятиях происходил на основе словесного или письменного договора сроком на один год («от Пасхи до Пасхи»). До истечения срока договора у рабочего изымался в контору паспорт, и они фактически были лишены свободы. Рабочему запрещалось оставлять предприятие до истечения срока договора без согласия хозяина и требовать расчёт. Фактически произвол хозяев ничем не ограничивался, хотя правительство и предпринимало шаги, направленные на «попечение» и «опеку» рабочих. Этим занималось Министерство внутренних дел. Но частичные и локальные меры не могли изменить ситуации.
При этом хозяева могли по своему желанию в любое время уволить рабочего за «дурную работу» или за «дерзкое поведение». Регламентировался не только труд, но личная жизнь рабочих. На многих предприятиях рабочие обязаны были в принудительном порядке покупать товары в хозяйственной лавке, принадлежащей хозяину, где цены были завышены. Такие спекулятивные лавки были направлены на понижение заработка рабочих и на повышение косвенным путем барыша хозяина. На многих предприятиях существовала несправедливая система штрафов, направленная на увеличение источников хода фабрикантов и возврата в его пользу значительной части заработной платы. Кое-где было ростовщичество, рабочим давали деньги в долг под проценты. В целом на большинстве предприятий господствовал типичный для капитализма материальный расчёт, когда богатые становились ещё богаче, а бедные — беднее. Кроме того, рабочие не были защищены от оскорблений и побоев со стороны хозяина и его подручных. Розги были обычным делом. Женщины и подростки находились не в лучшем положении.

Передовой отраслью в период промышленной революции в Российской империи была лёгкая промышленность. С 1861 по 1881 гг. хлопчатобумажное производство возросло втрое. Московский, Петербургский и Прибалтийский промышленные районы сконцентрировали до 75% всех механических станков, около 80% мощности паровых машин и 85% общей численности рабочих. В 1879 году в Европейской части России было до 40 крупных индустриальных городов, на промышленных предприятиях которых трудилось более трети всех индустриальных рабочих. Крупнейшими индустриальными центрами были Москва и Петербург (там трудилось более 1/3 всех фабрично-заводских рабочих) и города Южной России — Харьков, Ростов-на-Дону, Одесса. Петербург был центром становления российского машиностроения, и оставался ведущим торговым портом, а Москва — текстильной, пищевой и металлообрабатывающей промышленности.
Внедрение машинного производства привело к серьёзному увеличению рабочего дня в России (от 12 до 15 часов в сутки). Наиболее длительным рабочий день был на предприятиях текстильной, пищевой и горнозаводской промышленности. Женщины и подростки, труд которых стали широко использовать в пореформенной России, составляли 15-17% всей рабочей силы на предприятиях Москвы и Петербурга. Особенно широко женский и детский труд использовался на текстильных, пищевых, резиновых, спичечных и табачных фабриках. Большинство профессиональных рабочих начинали работать на предприятиях в чрезвычайно раннем возрасте (треть начала работать в 10-11-летнем возрасте и ранее, две трети — до 14 лет). Широко распространенные ночные смены на заводах и фабриках европейской части России серьёзно увеличили тяжёлый травматизм и массовые заболевания, особенно среди детей.
Правление либерального Александра II самым негативным образом повлияло на экономику Российской империи. Либеральная политика в сфере таможенных тарифов нанесла вред промышленности. Война с Османской империей подорвала устойчивость экономики. В начале 1880-х годов возникла угроза финансового банкротства. Негативное состояние финансово-валютной системы отражало положение всей российской экономики. Ухудшилось положение русского крестьянства. С конца 1870-х годов Россию сотрясали становившиеся хроническими неурожаи. Обнищание и разорение основной производительной силы страны — крестьянства — снижало его платежеспособность и внутренний рынок. Это ещё более ухудшало положение промышленности. Многие предприятия сократили производство и число рабочих. Аграрный кризис привел к длительному промышленному застою, который продолжался до 1887 года. Наиболее сильно кризис сказался на текстильной отрасли. Только такие молодые отрасли промышленности, как угольная и нефтяная, продолжали наращивать производство.
Тяжелейшим испытанием для рабочего класса стала массовая и длительная безработица. Сотни тысяч человек были охвачены полной или частичной безработицей. Люди голодали. Тысячи людей месяцами ждали работы. Застой был настолько длительным, что многим рабочим пришлось вернуться в деревню и к натуральному хозяйству. Ухудшение положения рабочих сопровождалось снижением заработной платы. При этом сократилась реальная зарплата — из-за инфляции. Так, если в пореформенные 20 лет (1861-1880 гг.) в крупнейшем центре российской текстильной промышленности — Иваново-Вознесенске, зарплата рабочих выросла на 15-20%, то цены на ржаной хлеб — на 100%, а на мясные продукты — более чем на 220%. Резко уменьшала зарплату существовавшая повсеместно в различных формах изощрённая система штрафов.
Морозовская стачка 1885 года имела общероссийское значение, так как требования рабочих (о полном изменении условий найма и пересмотре системы штрафов) впервые в истории этого движения вышли за пределы отдельного предприятия. В этот период сильно расширилась география стачечного движения, которое охватило почти все промышленные районы России от Царства Польского до Восточной Сибири. Рабочий вопрос становился всё жестче и требовал внимания общества и правительства.
Таким образом, значительно ухудшилось положение основной массы населения — двух главных производящих слоев, крестьян и рабочих. В России, кроме крестьянского вопроса, возник и рабочий вопрос. Всё это заставило государство принять конкретные меры для улучшения ситуации. Необходимо было регламентировать жизнь рабочих, чтобы избежать социального взрыва.
1 июня 1882 г. с подачи министра финансов Николая Бунге был принят закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах». Закон запретил работу детей до 12 лет, для детей 12-15 лет время работы было ограничено 8 часами в день (не более 4 часов без перерыва). Запрещалась ночная (с 9 часов вечера до 5 часов утра) и воскресная работа, также запретили труд детей на вредных производствах. Хозяева должны были дать возможность детям, не закончившим по меньшей мере одноклассного народного училища, посещать школу не менее 3 часов в день, или 18 часов в неделю. Правда, в дальнейшем закон несколько раз редактировали. Одновременно учредили фабричную инспекцию. Однако её надзор был распространен только на европейскую часть России.
12 июля 1884 года был выпущен закон о школьном обучении детей. 3 (15) июня 1885 года появился закон «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах». 3 июня 1886 г. появился закон, который касался правил взаимоотношений фабрикантов и рабочих.
2 июня 1897 г. приняли закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности». Рабочий день мужчин был ограничен 11,5 часа для мужчин, а в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками — 10 часами, для женщин — 10 часами. Работа запрещалась в воскресенье, было установлено 14 обязательных праздников (позднее к ним прибавили ещё 3). Так в России возникло трудовое законодательство.

История трудового законодательства

Предпосылки возникновения трудового законодательства

Данные предпосылки появились в древнейшем мире, однако первые законодательные акты по вопросам трудовых отношений в Западной Европе были приняты лишь в 14 веке. Необходимо сказать, что государство активно вмешивалась в общественные отношения по вопросам труда. В трудовых отношениях имелись публично правовые начала. Однако, с конца 18 века государство отошло от регулирования вопросов труда, и его вмешательство было минимальным. Следовательно, появились частноправовые начала. Данная тенденция повлекла за собой негативные последствия. Такие как:

  • неправомерная эксплуатация женского и детского труда,
  • неограниченное рабочее время,
  • отсутствия санитарно-гигиенических условий.

Первый самостоятельный массив законодательных актов о труде возник в Англии в конце 19 века.

В России. развитие трудового законодательства шло примерно одинаково с Западом с отставанием в пол века. С середины 19 века активно развивалось законодательство о труде на фабриках.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, самостоятельная отрасль трудового права появилось в 19 веке.

Советский период

До Революции 1917 года индивидуальные трудовые споры не рассматривались, а трудовое право не являлась самостоятельным институтом. После Революции 1917 года. советы рабочих и солдатских депутатов активно занялись разрешению проблем в трудовых отношениях. Но столкнулись с тем, что присутствовало недостаточное нормативное закрепления и регулирование данных вопросов.

После октябрьского переворота был создан Народный комиссариат труда, возглавлял его Шляпников А.Г. Первым Декретом стал Декрет о восьмичасовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени. Этим декретом была введена 48 часовая трудовая неделя, и было предусмотрено сокращение рабочего времени на особо вредных для здоровья работах, а также был запрещен ночной труд женщин. Данный. комиссариат распространил страхование за счет средств предпринимателей на всех наемных работников и на все виды потери трудоспособности, с возмещением полного заработка.

22 декабря 1917 года был принят Декрет о страховании на случай болезни в котором были предусмотрены выплаты пособий при родах, а также лечение с полным содержанием для застрахованных лиц.

Во время военного коммунизма (918 1921 год) все трудовые вопросы разрешались преимущественно в административном порядке. В советское время трудовое право стало самостоятельным институтом и возникли отдельные законодательные акты, которые регулировали трудовые отношения.

В период НЭПа (после 1922 года) с принятием Кодекса Законов о труде РСФСР в России была введена смена курса, которая отразилась на регулировании трудовых отношений.

В советский период было принято 4 самостоятельных кодекса, которые регулировали трудовые отношения. Необходимо отметить, что при проведенных кодификациях:

  • Учитывалось единство частных и публичных начал при регулировании трудовых отношений,
  • Учитывался приоритет интересов работников, над интересами работодателей, а также социальные функции трудового права,
  • В трудовых кодексах были предприняты попытки найти баланс данных интересов,
  • Был закреплен высокий правовой статус профсоюзов, а также представительных органов работников. Профсоюзам в советский период принадлежали решающие полномочия, и так же в Трудовом кодексе Российской Федерации роль профсоюзов по-прежнему зафиксирована, но объем полномочий все же ограничен,
  • Были введены и регламентированы все основные права работников.

Замечание 1

Таким образом, трудовое законодательство начало зарождаться в Древнем мире, первый обширный массив нормативно-правовых актов появился в Англии. В России в советский период трудовое законодательство активно развивалось.

5. РАБОЧЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

При Александре III в связи с развитием капиталистических отношений и бурным ростом пролетарского движения правительство было вынуждено обратить серьёзное внимание на «рабочий вопрос». Жизнь заставляла власть имущих разрабатывать определённые правовые нормы, которые бы регулировали положение работающих по найму и принимать специальные меры оказания помощи лицам, не имеющих средств к существованию. Не секрет, что работа на фабриках и заводах изменила жизнь миллионов людей. Рабочий день тянулся по 12 и более часов. Среди работников было много женщин и детей, труд которых оплачивался весьма дёшево. Непосильный труд приводил к физической и моральной деградации детей и подростков, к высокой их смертности.

Ещё в предыдущее царствование в 60-70-е гг. проявлялся необычайно высокий общественный интерес к рабочему вопросу. В либеральной прессе правительство призывалось следовать европейскому опыту, пропагандировались популярные на Западе идеи «кооперативного социализма» и «производственных ассоциаций», поощрялось устройство товариществ взаимопомощи и ссудных касс для рабочих (392, 1880, № 6. Отд. 2, с. 3—4). Правительство вынуждено было создать специальные комиссии для выработки проектов сводного законодательства о наёмном труде под руководством члена Совета министра внутренних дел А. Ф. Штакельберга (1859-1862 гг.), члена Государственного совета П. Н. Игнатьева (1870-1872 гг.) и министра государственных имуществ П. А. Валуева (1874-1875).

Однако, тщательно изучив зарубежный опыт законоположений об отношениях между хозяевами, работниками и прислугой, комиссии не смогли предложить всеобъемлющую систему фабричного законодательства по западному образцу.

В феврале 1880 г. Государственный совет, рассматривая рабочий вопрос, обратил внимание на то, что «злоумышленники», т. е. революционеры, «постоянно возбуждают рабочих против нанимателей». Как говорится, лёд тронулся при Александре III. По воле монарха к участию в обсуждении проектов законодательной регламентации по вопросам наёмного труда были приглашены владельцы крупнейших фабрично-заводских предприятий. Наиболее откровенным и решительным противником какого бы то ни было рабочего законодательства выступил московский фабрикант Т. С. Морозов. Он безапелляционно утверждал, что «основанием найма рабочих служит на практике добровольное с ними соглашение фабриканта в отношении всех условий найма» (300, с. 118).

Тем не менее благодаря усилиям министра финансов Н. X. Бунге, 1 июня 1882 г. был принят закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», по которому запрещался труд детей до 12 лет и ограничивалась дневная работа подростков (12-15 лет) 8 часами при 4-часовой непрерывной работе, запрещалась ночная работа и работа в воскресные и высокоторжественные дни.

Предусматривалось составление списков особо вредных и изнурительных работ, на которых запрещалось применять труд малолетних. Работодателям, фабрикантам вменялось в обязанность предоставлять не имеющим одноклассного образования возможность отводить не менее трёх часов для посещения школы.

1 июня 1882 г. для надзора за исполнением фабричного законодательства при Департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов учреждалась фабричная инспекция (в 1905 г. передана Министерству торговли и промышленности). Вначале она состояла из главного инспектора (в 1882-1883 гг. — Е. Н. Андреев, в 1883-1884 гг. — Я. Т. Михайловский) и двух окружных инспекторов (профессора Московского университета И. И. Янжула и врача П. А. Пескова). Постепенно штат фабричной инспекции увеличивался. Надзор фабричной инспекции распространялся сначала на 3 губернии — Петербургскую, Московскую и Владимирскую, затем он охватил всю Европейскую Россию, которая с 1884 г. была разделена на 9 фабричных округов во главе с окружными инспекторами, у которых имелись помощники. В 80-е гг. были опубликованы «Отчёты фабричных инспекторов по отдельным губерниям, содержащие яркий обличающий материал о тяжёлом положении рабочих России».

12 июня 1884 г. последовал закон о школьном обучении малолетних, работающих на фабриках. К сожалению, за несколько лет с 1884 по 1885 г. существенных перемен в деле образования малолетних рабочих не произошло. Закон не обязывал предпринимателей устраивать школы для малолетних рабочих и «понуждать» их посещать школу. По сведениям попечителей округов, существовало всего 97 школ для обучения малолетних, из них 37 специально устроенных, 60 — приспособленных. Обучалось в них 5 тыс. детей (300, с. 253). Среди предпринимателей замечалось стремление вербовать грамотных детей, чтобы не тратиться на обучение. Только весьма небольшое число фабрикантов либо сами строили школы или заботились посылкой малолетних в соседние народные училища.

Временным законом 3 июня 1885 г. была воспрещена ночная работа подростков (15-17 лет) и женщин в хлопчатобумажном, полотняном и шерстяном производствах. Затем он был распространён на некоторые работы в фарфоровом и спичечном производствах, в 1897 г. — на все предприятия по обработке волокнистых веществ. Закон 3 июня 1885 г. возник при следующих обстоятельствах. В связи с обострением промышленного кризиса усилилась конкуренция между петербургскими и московскими фабрикантами. Петербургские прибегали к ночной работе гораздо меньше, чем московские фабриканты. Желая подорвать конкурентов и ослабить кризис, они стремились заставить московских фабрикантов также отказаться от ночных работ. Под давлением петербургских фабрикантов правительство издало означенный закон в виде опыта на трёхлетний срок. Серьёзное влияние на разработку рабочего законодательства оказала Морозовская стачка 1885 г. Под её воздействием 3 июня 1886 г. были изданы «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры» и «Особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Ими предусматривались: заключение договора о найме с записью его условий в расчётной книжке; ограничение размеров штрафов и поступление их в особый штрафной капитал для выдачи пособий рабочим; вычеты из заработной платы по таксе, утверждённой фабричной инспекцией, которая получала право утверждения правил внутреннего распорядка на предприятиях, подлежащих контролю. Закон воспрещал расплату товарами, взимание с рабочих платы за врачебную помощь, за пользование орудиями производства, освещение и т. п. Закон 3 июня 1886 г. резко увеличивал уголовные репрессии за стачки. Подстрекатели к стачке приговаривались к тюремному заключению от 4 до 8 месяцев, а рядовые её участники — к заключению от 2 до 4 месяцев. Были усилены и карательные меры за самовольный уход рабочих до истечения срока найма. По этому закону вводились губернские по фабричным делам присутствия и устанавливался ряд штрафов: за неисправную работу (производство по небрежности недоброкачественной продукции, порча машин и др.), за прогул (неявка свыше 0,5 рабочего дня без уважительной причины), за нарушения порядка (опоздание или самовольный уход, нарушение правил, порядка, приход на работу пьяным, устройство азартных игр — за каждое нарушение штраф не превышал 1 руб. В целом штрафы не должны были превышать 1/3 заработка; распоряжения о штрафах не подлежали обжалованию, но правильность их назначения контролировалась в ходе проверок фабричной инспекцией. Новые фабричные законы, несмотря на свою умеренность, вызвали целую бурю возмущения и негодования со стороны фабрикантов и заводчиков. Министр финансов Н. X. Бунге был обвинён в непонимании условий российской действительности и в увлечении тлетворными западноевропейскими теориями. В одной частной беседе М. Н. Катков пренебрежительно заметил, что вся мудрость Бунге взята «из немецких книжек» (177, с. 310). Под нажимом консерваторов Бунге в начале января 1887 г. был заменён И. А. Вышнеградским, который действовал по правилу «фабрикантам нужно помогать, а не мешать». Работодатели в отношениях с наёмными рабочими широко использовали различные способы обхода законов.

Опираясь на закон 3 июня 1886 г., Министерство внутренних дел циркуляром от 12 августа 1887 г. предписало всех лиц, прекращавших работу с соблюдением законных сроков, отправлять на родину, а забастовщиков — по этапу. Введение закона в действие растянулось. С 1 октября 1886 г. он распространялся лишь на Петербургскую, Московскую и Владимирскую губернии, в 1891-1894 гг. — ещё на 15 губерний и лишь в 1899 г. — на районы горной промышленности. В конце 80-х гг. в период корректировки реформ рабочее законодательство было урезано. Закон 24 апреля 1890 г. расширил сферу применения труда малолетних, разрешив работу детей (до 12 лет) до 6 часов и ночную работу детей (12-15 лет) до 9 часов в тех случаях, когда по роду производства это оказывалось необходимым.

В конце XIX в. остро встал вопрос о страховании рабочих на случай увечья, болезни, по старости и т. д. По закону от 9 марта 1892 г. на частных горнозаводских предприятиях могли учреждаться горнозаводские товарищества (существовавшие на аналогичных казённых предприятиях согласно закону от 8 марта 1861 г.). Однако их возникновение зависело от обоюдного согласия владельцев и рабочих. В целом, надо признать, что с дальнейшим развитием капитализма в России рабочее законодательство всё в большей мере учитывало интересы буржуазии и сохраняло во многом попечительно-охранительные черты. К сожалению, оно было более отсталым в сравнении со многими странами Европы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Усиление рабочего движения, беспокойство общественного мнения и настойчивые предложения административных органов крупных фабрик и заводов по «упорядочению» отношений рабочих и капиталистов приводят заинтересованные ведомства к попытке выработки фабричного законодательства.

В 1882 году был принят закон запрещающий труд детей до 12 лет на фабриках и заводах и ограничивающий труд малолетних детей (от 12 до 15 лет) 8 часами в сутки, а также запрещающий их работу в ночное время, воскресенье и праздничные дни. На администрацию была возложена обязанность составлять списки вредных для здоровья работ. Закон обязал хозяев предоставлять возможность малолетним работникам посещать училище не менее 3 часов в день. Для надзора за исполнением закона был учрежден специальный орган фабричных инспекторов.

В 1884 году был издан закон о школьном обучении малолетних, занятых на промышленных предприятиях.

3 июня 1885 года был издан закон, запрещающий ночной труд женщин и подростков до 17 лет на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Необходимо отметить, что закон был принят только на три года.

Владельцы текстильных предприятий Центрально-промышленного района, где ночной труд был наиболее распространен, пытаясь обойти закон, перевели работниц из ночной смены в дневные, а мужчин — в ночные смены. На это рабочие ответили стачками протеста, заставив фабрикантов исполнить закон.

3 июня 1886 года после длительных проволочек, вступил в силу закон «О надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Принятию этого закона способствовала Морозовская стачка в Орехово-Зуеве в январе 1885 года, которая получила не только широкий резонанс в России, но стала известна и за границей. В соответствии с законом, на фабриках и заводах предусматривалось составление правил внутреннего распорядка, утвержденных фабричной инспекцией. Вводилась обязательная выдача расчетной книжки, устанавливался перечень взысканий. Подробно были уложены пункты о дисциплине рабочих.

В 1886 году выходит закон «О штрафах», в соответствии с которым была упорядочена система штрафов. По новому закону предприниматели могли штрафовать рабочих только за прогул, нарушение порядка, неисправную работу. В случае прогула более трех дней хозяин мог уволить работника. Размер штрафа не должен был превышать более 1/3 зарплаты рабочего. Штрафные деньги должны были идти не заводчикам, а в особый фонд, из которого в случае необходимости (увечье, болезнь, беременность, погребение и др.) выдавались пособия рабочим.

В тоже время законом были значительно, по сравнению с практикой прошлых лет, ужесточены наказания за стачки. Участников стачки могли подвергнуть тюремному заключению от 2 до 4 месяцев, а «зачинщиков» — от 4 до 8 месяцев.

Но принятые законы часто нарушались, не выполнялись, что приводило к разногласиям между министерством финансов, связанным с предпринимателями, и министерством внутренних дел, стремящимся к сохранению общественного порядка.

4 февраля 1885 года министр внутренних дел граф Д.А. Толстой писал, что изучение причин беспорядков требует настоятельной необходимости разработки таких правил, которые ограничивали бы произвол фабрикантов.

В 1886г. были изданы постановления, регулирующие наем рабочих на фабрику и взаимоотношения хозяев и рабочих. Запрещена была выдача зарплаты натурой. Расчёт должен был производиться не реже одного или двух раз в месяц. Запрещалось производить вычеты из зарплаты, брать проценты за ссуду, ограничивались права хозяина в расторжении договора о найме, расширялись права фабричной инспекции, которая должна была определять размеры штрафов и могла не разрешать открытия фабричных лавок.

Однако, позднее, под давлением предпринимателей, правительство в 1890 году «исправило» законы в сторону, желательную фабрикантам.

Сплоченность, массовый характер стачек заставили правительство дать обещание сократить рабочий день.

23 января 1897 года Николай П. предложил учредить комиссию по составлению закона, а 2 июня был издан закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», устанавливающий продолжительность рабочего дня для взрослых в 11,5 часов без времени обеда, а накануне праздничных дней – 5 часов. Кроме того, ночная работа ограничивалась 10 часами, воскресения и праздничные дни объявлялись выходными. Сверхурочные работы могли производиться только по особому соглашению рабочих с фабрикантами и не должны превышать более 120 часов в год.

Но этот закон, как и предыдущие, часто нарушался и не исполнялся, так как одновременно с принятием законов об охране труда, путем различных циркуляров, их действие сводилось на нет. Циркуляр министра финансов от 14 марта 1898 года отменил для всех фабрик и заводов установленную норму сверхурочных работ. Практически одновременно был поставлен вопрос об усилении фабрично-заводской полиции. По закону от 1 февраля 1899 года учреждалось 160 новых должностей полицейских надзирателей и 2320 городовых на фабриках и заводах с численностью 200 и более рабочих.

Чем дальше развивалось рабочее движение, чем более широкие массы оно охватывало и чем больше принимало революционный характер, тем грубее и жестче становилось вмешательство властей в борьбу рабочих, когда, например, правительство приравнивало сосланных стачечников к уголовным поселенцам и лишало их в ссылке обычных пособий.

Выступление рабочих 1895-1897 годов и принятие закона 2 июня 1897 года показали силу и значимость пролетариата в общественном развитии России. Рабочее движение поднялось на новый качественный уровень.

Царская власть, обеспокоенная таким ходом развития событий, вновь пошла на выполнение некоторых требований рабочих, издав 2 июня 1903 года Закон об ответственности предпринимателей за увечья и смерть рабочих и 10 июня того же года – Закон об учреждении старост в фабричных предприятиях.

Закон о старостах намечалось принять ещё в начале 1901 года после рабочих выступлений. Совещание из представителей ведомств решило, что в интересах предупреждения волнений среди фабричных рабочих необходимо предоставлять им возможность избирать из своей среды старост, которые могли бы обращаться с заявлениями о нуждах рабочих в заводоуправление.

Государственный совет отметил, что лучше избранные старосты, чем наиболее обеспокоенные личности, которые выдвигаются при возникновении беспорядков на почве решения экономических вопросов, а «этим обстоятельством политическая агитация пользуется для своих целей».

Закон о старостах от 10 июня 1903 года позволил создавать первые легальные организации рабочих на отдельных фабрично-заводских предприятиях. Принимая закон, правительство предусмотрело в нем различные «условия», которые не давали рабочим возможности развивать свои объединения на свободной, демократической основе.

  • Во-первых, рабочие не могли собираться и организовываться на общем собрании, а разбивались на разряды по усмотрению правления предприятия.
  • Во-вторых, рабочие могли избирать только кандидатов в старосты, из числа которых администрация определяла старосту по собственному выбору.
  • В-третьих, в старосты не допускалась молодёжь, так как для рабочих избираемых на данную должность, был установлен возрастной порог в 25 лет.
  • В-четвёртых, местные власти, в лице губернатора, могли отстранить любого старосту своим распоряжением, не считаясь с мнением рабочих.

Закон не допускал придания рабочим старостам прав юридического лица. Он запрещал собрания рабочих всего предприятия, ограничив их только собраниями различных разрядов или цехов. Старосты имели право ходатайствовать только исключительно по коллективным прошениям.

Закон о старостах не пользовался популярностью среди рабочих. Со своей стороны, предприниматели всячески тормозили его проведение в жизнь. В результате, в 39 губерниях данный закон практически не применялся.

Более значимым для рабочих был закон от 2 июня 1903 года об ответственности предпринимателей за увечья и смерть рабочих. Он обязывал владельцев предприятий оказывать рабочим, получившим увечья, бесплатную медицинскую помощь и расходы на лечение: выдавать увечному пособие во время болезни в размере половины заработка, а в случае смерти потерпевшего выдавать на похороны 30 рублей для взрослого, 15 рублей для малолетнего рабочего. Но действие закона распространялось только на фабрично-заводские предприятия, горную и горнозаводскую промышленность. Предприниматели освобождались от выплат, если рабочий получил увечье в случае «грубой» неосторожности или злого умысла.

До 1905 года государство запрещало свободную организацию профсоюзов. Любая профессиональная организация рабочих, которая создавалась для борьбы за экономические интересы работников, сразу же включалась в число «противозаконных сообществ». Данные общества подлежали запрету «под опасением суда и ответственности по всей строгости законов, почему всем начальствам и полиции поставляется в обязанность, чтобы нигде и ни под каким предлогом таковых сообществ не учреждалось».

Практическое влияние правительственного законодательства на условия жизни рабочих в течение второй половины XIX века было незначительным. Противодействие промышленников всякий раз сводило усилия правительства по улучшению положения рабочих к минимуму. На всей территории Российской империи могли существовать только «благонамеренные», «полезные» и «разрешённые» объединения. Таковыми являлись общества взаимопомощи, пенсионные и похоронные кассы, ссудо-сберегательные и вспомогательные кассы ремесленников, приказчиков и рабочих. Всё что выходило за рамки данных сообществ, подвергалось преследованию и запретам, как вредное и опасное для государства.

4.»Зубатовские профсоюзы» и крах политики «полицейского социализма» (1901 -1904гг.)

Одновременно с робкими попытками законодательным путем регулировать взаимоотношения между рабочими и работодателями предпринимались и более изощренные меры. Представители МВД считали, что дальнейшее развитие законодательства в сфере трудовых отношений неизбежно приведёт к легализации профсоюзов. По их мнению, это было опасно для существующей политической системы. Исходя из этого, они попытались решить рабочий вопрос административным путём, подчинив рабочее движение влиянию полицейского аппарата.

Попытка наладить взаимодействие между трудом и капиталом была предпринята московской полицией и жандармерией в мае 1901 года. Главным идеологом этого процесса выступил начальник московского охранного отделения полковник С. В. Зубатов. Он понимал, что основной причиной недовольства рабочих является тяжелое экономическое положение и социальное бесправие. В рабочей среде к тому времени сформировался довольно широкий слой прошедших через разочарования в социалистическом радикализме и желающих легально и немедленно улучшить свое положение. Существенную идейную мощь в поисках законного основания для самоорганизации рабочих оказали такие известные ученые, как академик И.И. Янжул, профессор Московского университета И.Х. Озеров и доцент В. Ден. В феврале 1901 года И. Озеров и В. Ден разработали проект Устава общества рабочих механического производства Москвы и губернии. А 18 марта группа рабочих обратилась в полицию за разрешением собраться для обсуждения Устава общества и проведения постоянных собраний по воскресеньям. Такое разрешение было получено. И в мае 1901 гола была образована организация – «Общество взаимного вспомоществования рабочим в механическом производстве». Во главе общества стоял совет из 17 членов, председателем которого был рабочий М. Афанасьев.

В докладе директору департамента полиции С. Зволянскому С. Зубатов отмечал, что «члены совета организуют встречи рабочих в различных районах города, но мы знаем время и место каждой встречи, и вообще этот совет под нашим полным контролем». И даже темы лекций, докладов, совещаний через председателя совета согласовывались с департаментом полиции.

Лекции для рабочих по самым разным вопросам: о фабричном законодательстве, о квартирном вопросе, о бирже труда и др. читали московские преподаватели: профессор И.Х. Озеров, доценты В. Ден, А.А. Мануйлов. После лекций, докладов проводился обмен мнениями. По выходным, особенно для молодежи, организовывались так называемые семейно-танцевальные вечера.

Таким образом, С. Зубатов, с одобрения московского полицмейстера Д.Ф. Трепова и московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, для ослабления влияния социал-демократии на рабочие массы, начал создавать сначала в Москве, а затем и в других городах России организации рабочих, которые при содействии полиции и жандармерии вели экономическую борьбу с предпринимателями. В Минске, Вильно, Одессе действовала под контролем С. Зубатова так называемая Независимая рабочая еврейская партия, вербовавшая своих сторонников среди рабочих легкой и кустарной промышленности. Такая политика властей получила название «полицейский социализм».

В августе 1902 года С. Зубатов за успехи в борьбе с рабочим движением был переведен в Петербург и назначен заведующим особого отдела департамента полиции, где он с помощью своих «инициативных» рабочих В.И. Пикунова, С.А. Горшкова, И.С., Соколова и др. попытался развернуть деятельность своего общества. Осенью произошла первая встреча С.В. Зубатова с Г. Гапоном, который часто присутствовал на различных собраниях организации, но особой активности не проявлял.

Несмотря на определенные успехи зубатовских организаций, их деятельность встречала серьезные трудности не только в рабочем движении, но и среди работодателей. Заводчики и фабриканты предпочитали говорить с рабочими с позиции силы, а не уступок, тем более экономических. В тоже время предприниматели справедливо полагали, что отношения с рабочими должны строиться на основании закона, а не путём административного вмешательства полиции. Шел противоречивый процесс, пугавший предпринимателей и ставивший в двойственное положение правительство, с ведома которого в центре и на местах действовали зубатовские организации.

Предпринимателей интересовала только прибыль и они не хотели в угоду «затеям» охранки идти ни какие издержки, тем более, когда рабочие начинали борьбу за свои интересы. Поэтому буржуазия, в подавляющем большинстве, выступала против зубатовских организаций. В этих условиях организация С. Зубатова не смогла остановить развитие рабочего движения, несмотря на все усилия. Это убедительно показали забастовки на юге страны весной – летом 1902 года, выступления пролетариата на московских заводах и фабриках с требованиями повышения заработной платы.

В начале августа 1903 года министр внутренних дел фон Плеве вызвал С. Зубатова и, не разбираясь в причинах забастовок, приказал ему в 24 часа освободить должность и покинуть Петербург. Затем последовала ссылка во Владимир. В марте 1917 года, узнав об отречении царя от престола, С.В.Зубатов покончил жизнь самоубийством.

«Зубатовские профсоюзы» оставили заметный след в рабочем движении России. Но поражение С. Зубатова не остановило попытки правительства в поиске путей ограничения рабочего и стачечного движения. Полиция решила повторить московский опыт в Петербурге.

15 февраля 1904 года в министерстве внутренних дел утверждается устав «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» под руководством священника Г. Гапона. В соответствии с уставом, основным направлением собрания была культурно-просветительская деятельность. В частности: борьба с пьянством и азартными играми, организация различных кружков, создание библиотек и читален.

Г. Гапону и его Собранию разрешалось открывать свои отделения по всему Петербургу. Число членов организации быстро росло. Если в мае 1904 года в нем состояло 170 рабочих, к осени — 1200 человек, то к декабрю 1904 года — почти 8 тысяч человек.

По воскресеньям члены общества посещали лекции, танцы, чаепития. Рабочие слушали лекции по самым разным отраслям знаний: литературе, истории, экономике и т.п. Постепенно из самих рабочих образовалась группа лекторов и пропагандистов, которые собирались у Г. Гапона и обсуждали политические вопросы. В этих обсуждениях принимали участие и рабочие социал-демократы. В середине ноября часть уполномоченных от отделов стали требовать у Гапона подготовки заявления правительству о необходимости установления некоторых политических свобод. После опроса участников Собрания, проходившего в конце ноября на квартире Гапона, было принято решение о разработке петиции и мирного шествия к царю 19 февраля 1905 года – в день освобождения крестьян. Но военные неудачи России в русско-японской войне резко активизировали антиправительственные выступления рабочих. А заурядный незначительный конфликт на Путиловском заводе привел к событиям, которые потрясли страну.

В середине декабря 1904 года мастером завода Тетявкиным было уволено четверо рабочих, входящих в организацию Г. Гапона. Рабочие обратились за помощью к Собранию. Переговоры делегации рабочих с директором завода Смирновым о восстановлении на работе уволенных не принесли результата. 1 января 1905 года Г. Гапон предложил начать забастовку на заводе. Руководству завода был предъявлен ультиматум. Но ответа не поступило. 3 января Путиловский завод остановился, а к 7 января забастовали все заводы и фабрики столицы. Бастующие требовали установления восьмичасового рабочего дня, улучшения условий труда, отмены сверхурочных и воскресных работ и др. Вновь всплыла мысль о необходимости шествия к царю с петицией. В течение нескольких дней, вплоть до субботы 8 января 1905 года, петицию читали по отделам собрания. В ней, составленной в духе верности престолу и отечеству, был призыв к царю защитить народ от обнищания, надругательства, непосильного труда. По инициативе представителей социал-демократических организаций, присутствующих на обсуждениях петиции, в нее были внесены пункты о введении политических свобод. Николай II знал о предстоящем шествии и дал распоряжение о наведении порядка. В ночь с 8 на 9 января в город были введены дополнительные войска. О событиях 9 января 1905 года хорошо известно. Расстрел рабочих стал не только концом существования гапоновского Собрания, но и начальным пунктом конца династии Романовых.

Кроме Собрания Г. Гапона, примерно в это же время в Петербурге под контролем полиции действовали малочисленные рабочие организации М.А. Ушакова и В. Смесова, которые не имели серьезного влияния среди рабочих и с образованием независимых профсоюзов перестали существовать.

Борьба российских рабочих против жестокой эксплуатации, законодательного и политического бесправия прошла непростой путь – от бунтарских стихийных выступлений до организованных действий и привела к созданию профсоюзов. Уже в 80-90 годы XIX века стачки становятся главной формой борьбы рабочих. В ходе их организации создавались стачечные комитеты, стачечные кассы, кассы взаимопомощи, другие формы объединения в том числе «зубатовские», которые стали предшественниками профессиональных союзов. Правительство не смогло удержать рабочее движение в допустимых властью пределах. Провал политики «полицейского социализма» привёл к появлению независимого профсоюзного движения в России.

Раздел 2. Возникновение и развитие профсоюзов в России (1905 — февраль 1917гг.)

На протяжении многих веков общество развивало различные сферы деятельности людей. Согласно марксисткой концепции оно постоянно переходило из одной формации в другую.

Самой первой была рабовладельческая формация, в которой рабы признавались объектами и их труд был обязательным и не порождал никаких правовых отношений между работником и нанимателем.

На смену ей пришла феодальная формация, в которой селяне и прочий работающий люд все еще признавались объектами права, но государство уже в некоторой степени защищало их интересы от противоправных посягательств со стороны феодалов.

Следующий этап – это новое время, когда в Европе после череды буржуазных революций впервые возникли новые классы – пролетариев и буржуазии, которые имели равную защиту и свободу экономической деятельности, что повлекло за собой активное развитие трудового права. Благодаря Кодексу Наполеона оно отделится от гражданского права и станет самостоятельной отраслью.

В законодательных актах первые нормы трудового права закреплены в древнейших документах Киевской Руси – «Русской правде», созданной князем Ярославом Мудрым. Основные нормы касались социального положения купцов.

Так, например, если купец стал жертвой кораблекрушения и утратил весь товар, кредиторы не имели права требования возмещения убытков. Если же купец пропивал товар, который ему поручил перевезти иностранный купец, то ему присуждалось наивысшее наказание — поток и разграбление. (ст.54 «Русской правды»).

Соборное уложение 1649 года окончательно закрепило определенные экономические свободы за крестьянами, которые уже признавались субъектами правоотношений. Они получали право менять помещика, перебираться в город на работы, уезжать на сезонные работы.

Положение 1835 года «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оныя по найму» являлось первым нормативным актом, регулирующим трудовые отношения на территории России.

Положение состояло из 10 статей и возлагало на работодателя создание правил внутреннего распорядка. Касательно самого содержания данных правил в положении ничего не упоминалось, а поэтому работодатель мог действовать по своему усмотрению без вмешательства кого-либо.

В самом начале установления Советской власти было урегулированы трудовые отношения.

Эти реформы имели политическое основание, а поэтому носили скорей декларативный, чем практический характер.

Так, устанавливался восьмичасовой рабочий день, гарантировались достойные условия труда, социальное страхование, охрана труда.

В период военного коммунизма выходит Кодекс законов о труде 1918 года. В нем все нормы имеют императивный характер, что полностью исключает возможность договорных отношений между администрацией и трудящимся или профсоюзом.

В кодексе закладывался принцип всеобщей трудовой повинности. Все аспекты трудовой деятельности строго регламентировались.

Так, например работник не имел права самостоятельно наниматься на работу, за него это делала биржа труда (раздел VI «О вознаграждении за труд»).

Каждый род занятия имел определенную заработную плату. Ее размер зависел от опасности условий труда, тяжести работы, степень обученности и опытности для ее выполнения (ст. 58).

Впервые было введено понятие сверхурочных работ как единственной причины дополнительной оплаты труда рабочего.

К другим правам относились право на больничный – во время болезни каждый получал пособие через больничные кассы и право на отпускные – во время отпуска каждому гарантировались отпускные (ст. ст. 106 и 107).

Каждый работник обязан был иметь трудовую книжку, которая являлась доказательством его трудового стажа. Ее отсутствие являлось правонарушением.

Кодекс законов о труде 1922 имел уже принципиальные отличия от предыдущего. Так, он закрепил право заключать индивидуальные и коллективные трудовые договора.

Кодекс существенно расширил права рабочих. Они получили право на гарантированную заработную плату в соответствии с тяжестью и количеством выполненной работы, которая не могла быть ниже прожиточного минимума.

Он не отменил обязательную трудовую повинность, но расширил границы возможного неучастия в ней.

Были введены и нормы, защищающие права несовершеннолетних. Оплата труда несовершеннолетнего должна была быть такой же, как у совершеннолетнего работника за полный рабочий день.

Переход к развитому социализму закрепил новый кодекс законов о труде 1971 года.

Он не только не отменил трудовую повинность, но и ввел ее новый особый вид – трудовую мобилизацию. Реформировалась система оплаты труда.

Теперь заработная плата не должна была быть ниже не прожиточного минимума, а минимального размера, установленного государством, что уменьшило трудовые гарантии.

Все предприятия, фабрики и заводы лишались права устанавливать заработную плату работникам. Эту функцию взяло на себя государство в лице специально уполномоченных органов.

Вас может заинтересовать ментальная карта «Сколько мы должны работать?», где объясняется сколько длиться рабочий день

Или узнайте , в каком порядке взыскивается причиненный ущерб

Новый виток развития трудовое право России получило после развала Советского союза с принятием нового кодекса в 2001 году.

В данном кодексе уже отображены основные мировые стандарты трудового права за счет ратификации Конвенции МОТ «Относительно защиты заработной платы». Закреплены основные принципы труда: равенство, свобода выбора труда, недопустимость дискриминации, принудительного труда, обязательность возмещения вреда, справедливые условия труда и другие.

Понятие заработной платы существенно расширилось – к нему добавились разного рода компенсационные и стимулирующие выплаты. Наконец-то в трудовом праве отобразился уход от изжившей себя тарификации заработной платы.

Постановлением правительства N 583 был окончательно закреплен переход на новую систему оплаты труда.

Согласно новому кодексу работники получили право приостановить трудовую деятельность, если работодатель не выплатил им заработную плату в течение 15 дней (ст. 142 ТК РФ).

Минусом данного кодекса является отсутствие законодательного закрепления механизма индексации заработной платы, что является необходимым элементом в связи с постоянным изменением цен на потребительские товары.

Другой момент состоит в некоторой коллизии, связанной с ст. 130 Трудового кодекса и ст. 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно статье работник имеет право требовать заработную плату даже в том случае, если его работодатель разорился, но закон о банкротстве говорит, что в случае неправоспособности должника все его долги считаются погашенными.

Другими нормативными документами, регулирующими сферу трудовых отношений, являются законы «О занятости населения», «О минимальном размере оплаты труда», «Закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Хоть нынешний Трудовой кодекс и имеет целью нормативное обеспечение законных прав и свобод в трудовой сфере, он не в состоянии решить ряд нынешних проблем этой сферы.

Одной из острых проблем является дискриминация женщин. Очень часто работодатели отказывают им в приеме на работу ввиду того, что они могут в скором времени уйти в декретный отпуск, или принуждают уйти с места работы тех женщин, которые находятся в положении.

Это является односторонней формой дискриминации, поскольку мужчин детородного возраста и имеющих детей эти проблемы не касаются.

Необходимо в скором времени законами обеспечить защищенность прав женщин, поскольку эта проблема влияет не только на трудовую сферу, но и на демографию страны в целом, так как женщинам приходится выбирать работу или семью.

Другой проблемой является возрастной ценз при приеме на работу. Все чаще работодатели отказывают людям старше 35 лет в приеме на работу.

Это с точки зрения практичности неправильно, поскольку у людей данного возраста уже имеется определенный опыт работы, который они, к сожалению, не могут реализовать на благо страны.

Для успешного функционирования экономической системы необходимо, чтобы процент работающих возрастал, а не уменьшался.

Еще одной распространенной проблемой является неофициальное трудоустройство.

Сложилась практика, когда работник и работодатель лишь устно состоят в правовых отношениях и заработная плата выплачивается по факту выполненной работы. Это делается для того, чтобы избежать налогов и сборов.