Этнические конфликты в Африке

Этнополитические конфликты на африканском континенте на рубеже XX-XXI в.в.

CDC. Лагерь руандийских беженцев в Заире. Фото с портала en.wikipedia.org

Этнополитические вооруженные конфликты в качестве отдельного вида геополитических конфликтов в современных международных отношениях негативно влияют на функционирование национальных суверенных государств, препятствуют достижению национальных интересов. Кроме того, они препятствуют реализации общегосударственных целей национальных государств на международной арене, подрывают региональную и международную стабильность и безопасность, а также негативно влияют на международные геополитические процессы и процессы мировой политики. Современные этнические конфликты сопровождаются терроризмом и вносят свой отрицательный вклад в международную нестабильность. Многие современные этнические конфликты практически не поддаются урегулированию, так имеют комплексный, сложный характер и обусловлены многими культурными, историческими, политическими, экономическими и социальными факторами. Изучение этнических конфликтов стало важной академической отраслью в международных отношениях, политологии. Тем не менее, необходимо дальнейшее академическое изучение механизмов, характера и результатов влияния этнических факторов на локальные, региональные и международные конфликты, поиск взаимосвязи между этническими конфликтами и геополитическими процессами.

В начале 1990-х г.г. характер угроз для Африки изменился и к ним добавились новые, и значительно усилились прежние конфликтоопасные ситуации. Такие глобальные феномены, как засуха, опустынивание и голод, расширили регион своего действия. В сегодняшних условиях африканские земледельцы и скотоводы-кочевники не имеют иного выбора, кроме продолжения прежнего использования природных ресурсов, неотвратимо ведущего к коллапсу экологической среды и конфликту за ресурсы. Именно поэтому на африканском континенте по-прежнему в списке угроз одно из первых мест занимают войны и конфликты различной интенсивности. Как правило, они связываются с действием локальных африканских факторов (межэтническая вражда, соперничество политических лидеров в борьбе за власть, схватка из-за природных ресурсов). Катастрофически распространяется СПИД, на рубеже веков на африканском континенте насчитывалось примерно 10 млн. ВИЧ-инфицированных.

Этнополитические конфликты на Африканском континенте обусловлены слабостью африканского национального государства, социальными, политическими и экономическими факторами, «этнической арифметикой», несовпадением этнических и административных границ многих африканских государств. В ближайшие годы данные конфликты остаются потенциально взрывоопасными и чреваты дальнейшим этническим насилием. Кровавые этнополитические конфликты конца ХХ века на Африканском континенте указывают на тот факт, что на современные международные отношения оказывают весьма существенное влияние процессы этнической консолидации и мобилизации. Более того, вспышки межэтнического насилия на Африканском континента показали несостоятельность попыток решать проблему этнополитических конфликтов с помощью коммунистического интернационализма и демократического либерализма, а также на основе концепции неотъемлемых общечеловеческих ценностей, в том числе права личности и права народов. Поэтому необходима разработка новой концепции предотвращения и урегулирования межэтнических конфликтов, особенно в условиях распада концепции национального государства на Африканском континенте.

Исследование конфликтов на африканском континенте и в регионе Великих озер как нельзя значимо и своевременно, поскольку данные исследования послужат ценным средством разработки и применения эффективных моделей и методов урегулирования этнополитических конфликтов на Африканском регионе. Более того, данные исследования будут ценными пособиями в прояснении этнических (национальных) различий, коренных интересов африканских народов, что также весьма полезно для достижения и поддержания мира и сотрудничества на Африканском континенте.

Особенности этнополитических конфликтов в районе Великих озер

Кровавые события в Руанде, начавшиеся в апреле 1994 г., когда в течение ста дней было истреблено приблизительно 500 тыс. человек, то есть три четверти руандийских тутси, считаются наиболее масштабной гуманитарной катастрофой в мире. Подробная хроника геноцида в Руанде, написанная сотрудницей международной организации «Хьюман Райтс Уотч» Элисон Форже, основана на обширной документальной базе (в том числе свидетельствах случайно спасшихся жертв, убийц, иностранных наблюдателей и журналистов, письменных приказах главарей резни) и опровергает ряд расхожих представлений об этой трагедии.

Этнический фактор стал одной из причин, вызвавших небывалый в новейшей истории геноцид. Уничтожение руандийских тутси часто оценивают как «неконтролируемую» вспышку тлевшей веками межэтнической вражды. Сторонники такой точки зрения оперируют весомыми аргументами. У этнической розни между этими двумя народами глубокие исторические корни. Переселившиеся в район Великих озер из верховий Нила воинственные скотоводы-кочевники тутси покорили автохтонное население, земледельцев-хуту. Захватившие Руанду в середине XIX в. немецкие колонизаторы и сменившие их после первой мировой войны бельгийцы использовали монополию тутси на посреднические функции между бельгийской администрацией и местным населением на подмандатной территории Руанда-Урунди. Это обеспечило тутси доступ к образованию, собственности и власти, что вызывало растущую ненависть у хуту.

Когда в 1950-е годы в Африке нарастало национально-освободительное движение антиколониальных выступлений, в Руанде оно приняло форму кровавых межэтнических столкновений. В 1959 г. было вырезано 100 тыс. человек, в большинстве своем — тутси. Погромы неоднократно повторялись с 1962 г., когда Руанда стала независимым государством. В 1990 г. базирующийся в Уганде тутсийский Руандийский патриотический фронт (РПФ) начал военные действия против руандийского правительства, где доминировали хуту.

Признавая исторические корни конфликта, Де Форже утверждает, что события 1994 г. были преднамеренным, заранее и хорошо спланированным геноцидом, осуществленным правящей верхушкой хуту для достижения своих политических целей. «Этот геноцид», — считает она, — «стал результатом осознанного выбора современной элиты, которая стремилась сохранить власть, разжигая ненависть и страх. Эта небольшая привилегированная группа сначала настроила большинство против меньшинства для подавления усиливавшейся внутри Руанды оппозиции. Затем, столкнувшись с военными и дипломатическими успехами РПФ, эти облеченные властью люди трансформировали стратегию разделения по этническому принципу в геноцид. Они считали, что уничтожение тутси будет способствовать восстановлению единства хуту под их руководством и поможет выиграть войну или, по крайней мере, повысит их шансы добиться мира на благоприятных условиях. Они захватили контроль над государством и использовали институты власти для осуществления резни».

Автор подробно и скрупулезно прослеживает осуществлявшийся под руководством президента Руанды Жювеналя Хабьяриманы процесс превращения государства в машину геноцида. В 1992-1993 годах было создано надпартийное движение с символическим названием «Власть хуту» и «Гражданские формирования самозащиты», военизированные отряды молодежи. Вооружать эти отряды огнестрельным оружием было дорого, и для них было закуплено огромное количество мачете, ставших основным орудием убийств. Государственные средства массовой информации целенаправленно разжигали этническую рознь, последовательно создавали из тутси образ врага. Всерьез доказывалось, например, что тутси — это потомки евреев, заблудившееся в Центральной Африке «колено Израилево», которое эксплуатирует «коренных африканцев». Планы действий по уничтожению тутси в час «Х» были доведены руководством страны до каждого правительственного чиновника вплоть до районного уровня. Затем 6 апреля 1994 самолет, на котором летел Хабьяримана, был сбит около аэропорта Кигали, президент погиб. Кто и как сбил самолет, не установлено до сих пор, но в этом тут же обвинили тутси, и конвейер массовых убийств был запущен. В книге множество леденящих кровь сцен зверских расправ, насилия, погромов, грабежей, причем убивали не только тутси, но и отказывавшихся участвовать в этой кровавой вакханалии хуту.

Этот этнический конфликт отразил и противоречия между великими державами, борющимися за сферы экономического и политического влияния на континенте, как и неспособность мирового сообщества предотвратить конфликт и потушить пожар в «горячих точках». В западных СМИ был распространен тезис о том, что события в Руанде были «внутренней войной», и вмешательство мирового сообщества на стороне слабых могло лишь усугубить ситуацию. По мнению Де Форже, слабой в военном отношении стороной было осуществлявшее геноцид руандийское правительство, которое через три месяца было свергнуто РПФ, а не участвовавшие в войне мирные жители были всего лишь заранее намеченными к уничтожению жертвами. Она считает, что ООН и западные страны могли остановить геноцид, но не сделали этого. Две тысячи миротворцев ООН пытались прекратить убийства в Кигали всего лишь в течение нескольких часов, а затем быстро ретировались. В Руанду были срочно переброшены элитные части французской, итальянской и бельгийской армий, которые занялись эвакуацией иностранных граждан, после чего тоже спешно покинули страну. Американские морские пехотинцы и вовсе остановились в соседней Бурунди, когда стало ясно, что граждане США эвакуированы без их помощи. «Большинство лидеров зарубежных стран», — приходит к выводу автор, — «спокойно отнеслись к массовой резне тутси, руководствуясь узко понимаемыми национальными интересами. Это если не вдохновило, то, по меньшей мере, и не остановило главарей и исполнителей геноцида».

Этнический конфликт в Анголе

Геноцид в Руанде дестабилизировал политическую ситуацию в этом регионе. На нестабильность региона Великих озер также влияют конфликты в регионе Центральной Африки. С 1961 года ангольцы воевали против португальских колонизаторов, а с 1975 года воюют друг против друга. Главной причиной гражданской войны, которая не утихает до сегодняшнего дня, является сложность этнической структуры населения Анголы, традиционная вражда и острые межэтнические противоречия между ее крупнейшими народностями, в том числе между амбунду и овимбунду.

Ангольская трагедия, порожденная этническими, региональными и глобальными факторами, преподала дорогостоящий, но важный урок всему человечеству. Этот урок состоит в том, что региональные конфликты и гражданские войны должны урегулироваться не с помощью силы, а только исключительно путем переговоров между противоборствующими сторонами, причем большую помощь, на взгляд А.М. Хазанова, «могут оказать ООН и великие державы».

В настоящее время происходит некоторая стабилизация в регионе. События в Конго, Руанде, Бурунди, которые в предыдущий период охватила гуманитарная катастрофа, позволяют сделать вывод, что в регионе Великих озер возможен путь мирного урегулирования вооруженных межэтнических столкновений. Таким образом, можно прийти к выводу, что на современном этапе проблема этнических конфликтов в Африке и в регионе Великих озер далека от завершения.

Конфликтология / nota bene
Правильная ссылка на статью: Ныгусие Кассае В.М. — Этнические конфликты и проблемы их разрешения в Африке в начале XXI века // Конфликтология / nota bene. – 2016. – № 3. – С. 183 — 189. DOI: 10.7256/2454-0617.2016.3.21948 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21948
Этнические конфликты и проблемы их разрешения в Африке в начале XXI века

Ныгусие Кассае Вольде Микаэль
доктор исторических наук
профессор, кафедра политического анализа и управления, Российский университет дружбы народов
117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10 а
Nygusie Kassae Vol’de Mikael’
Doctor of History
Nigusie Cassaye Wolde Mikael, political analysis and administration department, People’s Friendship University of Russia
117198, Russia, Moscow, Miklukho-Maklaya St., 10 a

ethmil@mail.ru

10.7256/2454-0617.2016.3.21948

Дата направления статьи в редакцию:

08-02-2017

Дата публикации:

22-03-2017

Аннотация.

Предметом исследования являются социокультурные («этнические») и конфессиональные (религиозные) конфликты на африканском континенте. Особое внимание уделено рассмотрению позитивного и негативного опыта разрешения конфликтных ситуаций в странах с федеративным устройством государственности. Рассмотрены специфические особенности федеративного устройства Эфиопии и Нигерии. В этом контексте анализируются различные механизмы разрешения межэтнических и межконфессиональных противостояний на африканском континенте, в частности, федерализация как способ оптимизации отношений культурно-отличительных групп населения. Методологическая основа исследования – исторический материализм и принцип историзма. Использование метода исторической реконструкции позволило обосновать заключение о том, что многочисленные «межэтнические» и «межконфессиональные» конфликты на Черном континенте обусловлены обострением проблем, экономического, а также социального и политического неравенства различных слоев и групп населения африканских стран. Обоснован вывод о том, что внедрение в практику государственного строительства различных моделей «этнического федерализма» на африканском континенте не позволило смягчить противостояние различных социокультурных, лингвистических и конфессиональных общностей. Напротив, выделение субъектов федеративного государства по «этническому» принципу только обострило противоречия между различными группами населения: конфликты происходят как на горизонтальном («этнос-этнос»), так и на вертикальном («этнос-центр») уровнях.
Ключевые слова: этнос, этничность, конфессия, население, этническая сегментация, межэтнический конфликт, этнический федерализм, Эфиопия, Африка, сравнительный федерализм
The subject of the study are social and cultural (ethnic) and confessional (religious) conflicts on the African continent. Particular attention is paid to the study of positive and negative experiences of conflict resolution in the countries with federalism as a form of government structure. The author examines the particular traits of Ethiopian and Nigerian federalism. In this context, the author analyzes various mechanisms for ethnic and religious conflict resolution on the African continent — federalization in particular, as a way for optimizing culturally different population groups.
Methodological basis of research is historical materialism and historicism principle. The method of historical reconstruction allowed to justify the conclusion that numerous ethnic and religious conflicts on the continent are caused by the aggravation of economic and social problems, as well as political inequality of various social layers and groups of the African population.
The conclusion is that implementing different models of «ethnic federalism» on the African continent did not result in the softening of confrontations between various social and cultural, linguistic and religious communities. On the contrary, the «ethnic» basis of federal subject formation only sharpened the contradictions between the various population groups: conflicts occur either on a horizontal (ethnos vs ethnos) or vertical (ethnos vs center) levels.
confession, population, ethnic segmentation, ethnic conflict, populationethnic federalism, Ethiopia, Africa, comparative federalism, ethnicity, ethnos

Проблема социально-экономической стратификации и этнической сегментации африканского общества в течение нескольких десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки (история, этнография, политология, социология, философия и др.)

Одной из причин столь пристального внимания к данному вопросу является сложность политических процессов и отношений африканского общества.

В Африке 54 государства, включая девять непризнанных, но провозгласивших себя независимыми. К концу первого десятилетия XXI века население Африки составляло более 1 млрд. человек, в 2025 г. ожидается его увеличение ещё на 355 млн.

В настоящее время на континенте насчитывается несколько сот больших и малых этнических групп и племен, говорящих более чем на одной тысяче языков. И, как и в настоящее время, в прошлые года между ними мира не было, и межэтнические конфликты, а также межплеменные стычки за ресурсы (вода и пастбище), особенно между кочевниками, скотоводами и крестьянами-земледельцами, происходили часто. Сегодня на африканском континенте проживает около 107 этносов с численностью населения более 1 млн. человек. Наиболее крупными являются: арабоязычные народы в северной, северо-восточной и восточной Африке, хауса в Нигерии, Нигере, Бенине, Судане, Того, Гане, Буркине-Фасо, йоруба в Нигерии, Бенине, Того, фульбе в Гвинее, Камеруне, Нигерии, Сенегале, Центральноафриканской республике, Буркине-Фасо, Бенине, Мали, Нигере, Гамбии, Гвинее-Бисау, Гане, Чаде, Сьерра-Леоне, Мавритании, Судане, игбо в Нигерии, оромо в Эфиопии, Кении, амхара в Эфиопии .

Среди африканских языков, носителями которых являются более 10 млн. человек, можно выделить: амхарский в Эфиопии, ибо и йоруба в Нигерии, малагасийский на Мадагаскаре, оромо в Эфиопии и Кении, суахили в Танзании, Кении и Демократической Республике Конго, суданский в Судане, фула в странах южной Сахары, фульбе в Гвинее, хауса в Нигерии, шона в Зимбабве .

Что касается конфессионального состава населения Африки, здесь исповедуются основные мировые религии: христианство и ислам. Согласно официальным данным, христиане составляют 40% и мусульмане 45% населения. Необходимо отметить, что в Африке очень распространены местные верования и разнообразные представления, относящиеся к фетишизму, анимизму, тотемизму, культу предков и культу вождей. О количестве их последователей нет данных. То, что при официальных опросах (например, во время совершения исповеди или хаджа) многие причисляют себя к христианству или исламу, не означает, что они отреклись от местных традиционных верований.

Моноэтнических государств в Африке почти нет. (Условно только Мадагаскар , Лесото, Ботсвана считаются моноэтническими). Поэтому этническая стратификация (неравномерное распределение этносов по территории страны, неравные возможности доступа к экономическим ресурсам и социальным благам) является одной из наиболее актуальных проблем стран Африки.

Некоторые исследователи полагают, что нынешние проблемы африканского общества насаждались европейскими колонизаторами , разделившими Африку на несколько территориальных образований в конце XIX в., которые спустя 70 лет, в 1960-е годы XX в., трансформировались в государства. Но нельзя полностью согласиться с таким выводом. То, что при формировании будущих независимых «территорий» колонизаторы чаще всего не считались с историческим расселением африканских этносов, племён, народностей и устанавливали границы без учета традиционных этнических, экономических, политических и культурных факторов, определявших многообразные (включая миграционные) связи племен — это факт. Но предположение, что колонизаторы, покидая Африку, надеялись разжечь этноконфессиональную рознь с целью продолжения своего господства, достаточно спорное.

На наш взгляд, колонизаторы не могли действовать иначе, кроме как произвольно устанавливать политические границы в целях раздела сфер влияния. Это было обусловлено, прежде всего, следующими обстоятельствами: во-первых, при подписании Берлинского соглашения 1885 г. европейцы не ставили перед собой задачу сохранения этнических границ в Африке; во-вторых, они действовали при практически полном отсутствии информации об этническом составе объекта их притязаний. В-третьих, колониалисты несколько уменьшили вражду между африканскими этносами, так как не допустили прирост межплеменных стычек в конфликты.

Процесс перехода от территориальных образований к государственности в Африке отличался от европейских, азиатских и американских тем, что он навязывался внешним миром, из метрополий, и не был естественным внутренним процессом, совершался в условиях диффузии самоидентичности населения континента. Государства создавались при отсутствии таких важных составляющих элементов, как общая история, общая культура, общий язык, естественные границы .

Кроме того, сам процесс шёл очень быстро, африканские чиновники не были готовы управлять многонациональными образованиями. И, наконец, политические деятели Африки не имели опыта разрешения проблем путём достижения компромиссов. В итоге в Африке образовались хрупкие, несовершенные, чуждые местным социумам политические системы, которые оказались не в состоянии справиться с требованиями этнических групп, отстаивающих свои интересы.

Эксперты ООН считают, что в большинстве стран Африки угроза межэтнических межконфессиональных конфликтов сохранилась . Более того, она усиливается по мере неизбежного роста национального самосознания и появления политической элиты этнических групп. Существующие в настоящее время конфликты в Африке можно разделить на этноконфессиональные, межэтнические, территориальные, межклановые. По мнению Н.Д. Косухина, значительную роль в отношениях между этносами играют живучие этнические предрассудки и стереотипы, сохранение многих традиционных структур, в том числе этнической стратификации, распространение в массовом сознании этнических предубеждений. Понятие «мы – они» существует не по признаку принадлежности к государству, а по признаку принадлежности к племени, к этнической группе с тенденцией к этноцентризму. Во многих африканских государствах нет общей истории, кроме колониального прошлого, длившегося с 1800 по1970 гг. (У многих африканских народов письменность, главный инструмент выражения культуры, отсутствует.)

Говоря об актуальных проблемах Африки А. М. Васильев и А. А. Потапов пишут, что «… этнические или конфессиональные убеждения и стереотипы как новые, так и архаические, социально-этническая или религиозная психология стали основными факторами в развитии конфликтов или в их провоцировании. Борьба за власть, территорию и ресурсы сопровождается опасениями за свою безопасность, за судьбу своего этноса или конфессиональной группы, за самоидентификацию… Демократические принципы сожительства различных этносов и конфессий закреплены во многих конституциях и законодательных актах, но на деле они игнорируются» .

Даже в таком государстве как Эфиопия, где веками шла этногенетическая миксация (взаимодействие нескольких несвязанных родством этносов, в результате которых возникает новый этнос), не сформировалась этнополитическая общность общегосударственного масштаба. Этносы, проживающие веками вместе, не сливались в один народ. Многочисленные этносы, такие как оромо, амхара, тыграй, не ассимилировались, а мелкие, как фалаша, аргоба, харари, нуэр и др., не растворились в составе крупного этноса.

Среди причин обострения межэтнических конфликтов выделяются: ограниченность доступа к ресурсам (в том числе властным), требования их перераспределения; тенденции к возрождению собственного языка, культуры, конфессии, как это произошло у оромо в Эфиопии; появление этноэлиты, которая требует самоопределения вплоть до отделения (например, туареги Мали); различие в темпах количественного роста или демографические ситуации; внешний фактор (территориальные притязания соседнего государства) .

К моменту получения независимости в 1960 г. многие африканские общественные и партийные лидеры, деятели культуры понимали, что этнические конфликты могут стать причиной кровавых разборок. При создании ОАЕ в 1963 г. в Хартию этой организации был включён принцип территориальной целостности стран членов ОАЕ, и поэтому она не могла стать инструментом для разрешения межэтнических межрелигиозных конфликтов.

Если до начала XXI в. наиболее глубоко были вовлечены в конфликты страны Тропической Африки, то некогда процветавшие и относительно мирные страны Северной Африки стали жертвами революции «Арабская Весна», которая плавно перешла в этнорелигиозную конфронтацию. Во многих странах Африки, в больших или малых, богатых ресурсами или бедных, существует угроза межэтнических конфликтов. Они усиливаются по мере роста этнического самосознания, усиления позиции этнической элиты и экономического кризиса.

В условиях экономического кризиса, перехода к другой формации в людях воспитывается фанатическая преданность своей группе, доходящая до полного отрицания прав других групп. Политики используют любые методы для сплочения населения, оправдываются любые действия, в том числе применение самых жестоких мер и методов по отношению к своим противникам. Негативные стереотипы и образ врага искусственно поддерживаются участниками конфликтов и закрепляются в сознании населения. Более того, негативное восприятие другого этноса или другой конфессиональной группы порой намеренно культивируется правящими кругами для того, чтобы стимулировать продолжение войны и отвлечь основную часть населения от социально-экономических трудностей.

Колониализм пытался блокировать выход на поверхность этнических интересов, вовлечение этноса в политику. Различные этносы, проживавшие на одной территории, устанавливали отношения по вертикали (этнос-колониалист), а не по горизонтали (этнос-этнос). Поэтому этническая иерархия имела место лишь по отношению к центральной власти (колонизатору). Но в 1960-е годы начались разногласия, которые привели к серьёзным конфликтам, и даже геноциду, как это было в Руанде в 1994 г. или в Судане вплоть до настоящего времени.

Можно ли разрешить этнический конфликт? Есть ли пути выхода из состояния экономического и социально-политического неравенства? Единого ответа нет, так как их возникновению содействует множество факторов, среди которых социально-структурное изменение живущих в одном государстве этносов; источники их неравенства (когда меньшинство становится большинством и становится главным потребителем основных благ; когда меньшинство проживает на богатой ресурсами территории, а большинство стоит у власти; когда меньшинство является вершителем судьбы большинства). Типичным примером является Эфиопия. Пришедшие к власти после свержения режима Менгисту Хайле Марияма партизанские группировки официально признали этнический фактор в качестве основного принципа организации политической системы в Эфиопии. «Этничность стала государственной доктриной, что привело к политизации этничности и этнизации политики» . В соответствии с новой системой «этнического федерализма» Эфиопия разделена на 9 регионов по этническому принципу. Однако проведенные административные границы вызывают недовольство некоторых народов, например, населения Оромо, которое входит в разные административные регионы. (При анализе социально-экономической структуры и этнической сегментации африканского общества, нельзя не обратить внимание на влияние такого фактора как миграция .)

При создании того или иного штата власти ориентировались на этническое большинство населения. В тех штатах (преимущественно на юге и западе), где представлено много этносов, выделяются отдельные зоны для наиболее многочисленных народов: камбата, гураге, каффичо, волайта, дорзе и других. Формально каждый штат имеет свое законодательство, обучение в школах ведется на местных языках, в парламенте страны народы Эфиопии имеют своих представителей.

По убеждению правительственных чиновников, подобная система способствует свободе самоопределения каждого народа и каждой конфессиональной группы. В системе «этнического федерализма», введенного в Эфиопии в 1994 г., в качестве принципа территориально-политического устройства сформулировано право выхода из состава федерации. Но данное право сформулировано не как право штатов, а как право национальностей.

На сегодняшний день в Эфиопии действуют несколько десятков политических организаций, ведущих борьбу за освобождение того или другого этноса. Наиболее мощными и организованными по-прежнему являются «Фронт освобождения Оромо» и «Фронт освобождения Западного Сомали». Эти две группировки получили признание некоторых международных организаций, например, ОННН (Организация наций и народов, не имеющих представительства, или Организация непредставленных наций и народов (ОННН) – Unrepresented Nations and Peoples Organization (UNPO)). Эта международная неправительственная организация основана в 1991 г., секретариат располагается в Гааге. В своих официальных документах она признает, что «коренные народы, меньшинства, непризнанные и оккупированные территории», обладают правом на защиту их «человеческих и культурных прав», сохранение окружающей среды, а также поиск ненасильственных путей разрешения конфликтов, в которые вовлечены эти «народы и территории».

Членов ОННН объединяет то, что они не имеют «собственных государств» и, соответственно, лишены представительства на крупнейших международных форумах, таких как Организация объединенных наций. Эти обстоятельства, по мнению участников ОННН, мешают им выходить на мировую арену, а именно это они считают необходимым для отстаивания своих интересов. Ибо решить проблемы «своего народа/своей нации» или «своей территории» на уровне и внутри уже существующего государства выступающие от имени соответствующих «наций и народов» и территорий члены ОННН не видят возможным.

Таким образом, данная организация объединяет представителей отдельных групп, недовольных системами государственного устройства, политическими режимами, социальной и культурной политикой в своих странах. В ОННН действуют силы, в том числе националистические и сепаратистские, желающие быть услышанными на уровне «международного сообщества» и претендующие на то, чтобы на мировой сцене «занять нишу» рядом с ООН, «заполнив разрыв» между «непредставленными» и «представленными» народами. В документах ОННН Оромо обозначены как «непризнанная территория» и представлены «Фронтом освобождения Оромо», а Сомали — «Национальным фронтом освобождения Огадена».

Начиная с 1980-х г. XX в. народы во всем мире стремятся к созданию национальных государств. Этот процесс успешно завершился в странах Западной и Восточной Европы . В Африке после достижения в 2011 г. Южным Суданом самостоятельности, ещё более активизировались борцы за права народа на самоопределение. Если народы Восточной Европы, которые жили в «едином государстве» более чем полувека, посчитали, что наилучшим способом развития является жизнь в отдельности, но в мире и согласии , то и для Африки этот путь, возможно, является более подходящим . Однако сколько времени понадобится народам Африки для того, чтобы «созреть» для этого решения?

Начало создания национальных государств в Африке чревато тем, что может спровоцировать общеафриканский конфликт. Но для того, чтобы трансформировать ныне существующие политические системы стран Африки, необходимы достаточно сильные государства. Как известно, государственная власть в большинстве африканских стран очень слаба, для того, чтобы удерживать этнические общины под крышей единого государственного строя.

В 60–70-е годы XX столетия, когда на континенте преобладали авторитарные режимы, ориентированные на СССР или США любые возникавшие сепаратистские движения, подавлялись исключительно силой и принуждением. Но история показала, что силовыми подходами не всегда удается сохранить государственность. Установление военно-диктаторских режимов в Африке обостряло внутренние социальные, в том числе межэтнические, конфессиональные и этнополитические конфликты, которые часто выливались в полномасштабные войны. Наглядными примерами могут служить Эфиопия и Судан, не сумевшие силой удержать сепаратистов.

Некоторые ученые полагают, что наиболее реальный путь к сосуществованию народов является демократизация государственных институтов власти, которая в свою очередь открывает доступ к ней всем этническим группам . В качестве примера называют федерализм в Эфиопии, о котором говорилось выше.

Но «Эфиопский этнический федерализм», который власти на протяжении 25 лет пытались культивировать, не способствовал созданию многонационального сильного центрального государства, а усиливал этническое самосознание, который привел к открытой конфронтации. Этому свидетельствуют антиправительственные волнения в Эфиопии, которые начались в ноябре 2015 г. Эти выступления начали жители двух крупнейших этнических регионов Оромия и Амхары, представляющих около 60 % жителей страны и недовольные притеснением со стороны этнического меньшинства – тигрийцев, представляющих лишь 6 % жителей Эфиопии, но контролирующих все основные экономические и политические рычаги в стране.

6 августа 2016 года протестное движение превратилось в масштабную силу, угрожающую свергнуть власть. В этот день сразу в 200 городах центрального региона штата Оромия, окружающего эфиопскую столицу Аддис-Абебу, жители вышли на улицы, чтобы выразить свой протест правительству. Несколькими днями позже амхарцы устроили аналогичные антиправительственные выступления в городах Гондаре и Бахир Даре, продемонстрировав солидарность с оромийцами. Представители обеих народностей, ранее конфликтовавшие друг с другом, адаптировали единые лозунги и единый протестный жест – скрещенные над головой запястья.

Для подавления августовских демонстраций эфиопским спецслужбам пришлось применить боевые патроны, что привело к многочисленным жертвам. Правозащитная организация Amnesty International тогда насчитала 97 убитых. После атаки на принадлежащие иностранцам предприятий, власти вынуждены были прибегнуть к введению общенационального режима чрезвычайного положения сроком на 6 месяцев .

В выпущенном 15 октября 2016 г., правительственном распоряжении изложен список жестких ограничений, нарушение которых грозит тюремным сроком от трех до пяти лет .

Всем политическим партиям, а также национальным и зарубежным СМИ запрещено публиковать на территории Эфиопии сообщения, угрожающие «суверенитету, безопасности и конституциональному порядку страны». Жителям не разрешено смотреть и слушать оппозиционные каналы, включая Oromia Media Network и «Спутниковое телевидение и радио Эфиопии».

Сотрудникам сил безопасности даны полномочия останавливать и обыскивать подозрительных лиц, проводить обыски домов и офисов, а также телефонов и компьютеров без судебных ордеров.

В стране запрещено устраивать митинги и собрания без специального разрешения властей. А с 6:00 вечера до 6:00 утра установлен комендантский час, в ходе которого людям запрещено заходить на территории «экономических сооружений, инфраструктурных и сельскохозяйственных проектов, заводов и правительственных зданий».

Дипломаты отныне не имеют права отъезжать далее, чем на 40 км от Аддис-Абебы. А все территории, находящиеся ближе 50 км от государственных границ Эфиопии, объявлены «красными зонами». На них нельзя проносить даже разрешенное огнестрельное оружие и легковоспламеняющиеся материалы.

Таким образом, опыт Эфиопии показывает, что этнический федерализм также не приведет к улучшению межэтнических отношений. Законодательное закрепление и передача властных полномочий местной элите, создание органов самоуправления, придание федеральному центру мультиэтнического характера, предоставление этническим группам возможности изучения в школах, использования в СМИ и делопроизводстве родных языков и т. д., оказались недостаточными шагами для решения проблем. Нерешенность социально-экономических проблем (страна по-прежнему является отсталой и нищей), проблема безработицы и др., ставят под сомнение будущее Эфиопии как федерации.

Библиография References (transliterated) Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

  • Независимость французских территорий
  • Британские владения
  • Бельгийские владения
  • Итальянские владения
  • Испанские владения
  • Португальские владения
  • Южная Африка
  • Год независимости африканских стран

    1960 год

    1960 год означает поворот в истории африканской «деколонизации».

    В 1959 г. в Африке насчитывается не более восьми независимых стран, почти все они (за исключением Либерии и Гвинеи) расположены в северной части континента. К концу 1960 г. 24 из 50 территориальных единиц Африки уже независимые государства. В 1961 г. независимые страны уже составляют большинство. Это означает переход от колониальной эры к эпохе независимости, даже несмотря на то, что на завершение этого процесса потребуется 30 лет.

    Независимость французских территорий

    В 1956 г. IV Республика должна была предоставить независимость французским потекторатам Тунису и Марокко.

    По Конституции 1958 года V Республика сохранила африканские территории в своем составе с помощью «Сообщества», устав которого формально не признавал независимости (Гвинея, избравшая независимость, стала объектом санкций).

    Однако в 1959 г. «Федерация Мали», объединявшая Сенегал и «Французский Судан» (сегодня Мали), требует независимости; ее примеру вскоре последовал Мадагаскар. Мали обретает свободу 20 июня 1960 г., Мадагаскар — 26 июня. Вскоре ее добьются и другие африканские страны, члены «Сообщества»: Дагомея (сегодня Бенин), Нигер, Верхняя Вольта (сегодня Буркина Фасо), Берег Слоновой Кости, Чад, ЦАР (бывший Убанги-Шари), Конго, Габон, Мавритания, а также Того и Камерун, территории под опекой ООН.

    «Сообщество» хотя формально и не исчезло, но реально перестало существовать. Франция сохраняла, кроме заморского департамента Реюниона, французский берег Сомали, ставший «Французской территорией афаров и исса», и Коморский архипелаг, имевший статус «заморских территорий». Коморы станут свободными только в 1975 г. под названием «Исламская республика Комор», за исключением острова Майотт, который остается французским. Бывшая французская Сомали станет свободной в 1977 г. под именем «Республика Джибути».

    В 1960 г. война в Алжире продолжается, но уже в 1962 г. и эта страна станет независимой.

    Британские владения

    Египет, номинально независимый с 1922 г., сбросил британскую опеку после революции Насера в 1952 г. Судан завоевал свободу в 1956 г.

    В Западной Африке колония Золотой Берег получила автономию под руководством Нкрумы в 1952 г. Она стала полностью независимой в 1957 г. и приняла название Гана.

    Но самая населенная страна Африки — Нигерия — получает независимость только в 1960 г.

    Англичанам удалось до своего ухода разделить ее на три штата (Северный, Восточный и Западный) и создать федеральную структуру. Внутренние этнические противоречия станут причиной политической нестабильности в этой стране и приведут к гражданской войне 1967–1969 гг., войне за Биафру.

    В Центральной Африке британцы в 1953 г. создали «Федерацию Центральной Африки», объединившую обе Родезии и Ньясаленд, и предоставили автономию белому меньшинству (200 000 против 5 миллионов африканцев). Она исчезнет с независимостью (в интересах черного большинства) Северной Родезии (ставшей Замбией) и Ньясаленда в 1964 г. «Власть белых» сохранилась в Южной Родезии (которая в одностороннем порядке объявила в 1970 г. о своей независимости, не признаваемой Великобританией). Она вынуждена была уступить место черному большинству в 1980 г., когда была провозглашена независимость (на этот раз признанная международным сообществом). Страна стала называться Республика Зимбабве.

    В Восточной Африке Танганьика, ставшая свободной в 1961 г., потом, соединившись с Занзибаром, приняла название Танзании (1963). Уганда стала независимой в 1962 г. с навязанной британцами федеральной структурой, которая, однако, не устояла. Кения, где восстание «May-May» в 1952–1954 гг., поднятое племенем кикуйу против захвата земель белыми колонистами, было подавлено, пришла к свободе в 1963 г.

    Бельгийские владения

    В Бельгийском Конго «деколонизация» приняла особенно грубые и взрывоопасные формы. Бельгийцы этого не предвидели и до 1959 г. не уступали африканцам никаких прав. Африканцы могли, например, занимать только второстепенные, подчиненные должности (в армии, в частности, не выше сержанта). Волнения начались в 1958 г., независимость обещана в 1959 г., а предоставлена 30 июня 1960 г. За ней последовали хаос, казнь в 1961 г. «отца независимости» Патриса Лумумбы и приход к власти бывшего сержанта Мобуту, ставшего маршалом. Конго-Киншаса в 1972 г. приняла название Заир.

    Руанда-Урунди, территории под мандатом (ставшие Руандой и Бурунди), придут к свободе в 1962 г.

    Итальянские владения

    Италия потеряла свои колонии в 1945 г.

    Ливия после периода британской опеки стала независимой в 1951 г.

    В 1960 г. итальянское Сомали под опекой Италии обретет свободу и объединится с британским Сомалилендом.

    Эритрея, напротив, порученная эфиопской администрации, была ею аннексирована в 1962 г. и только в 1993 г. придет к независимости.

    Испанские владения

    Испанская Гвинея (континентальная часть Рио-Муни и острова Фернандо-По, сегодня Биоко, и Анна-бон, сегодня Погалу) возвратила себе независимость в 1968 г. под именем Экваториальной Гвинеи.

    Испанская Сахара, после возвращения Марокко земель, относившихся к марокканскому протекторату (Ифни и зона Тарфайе), будет разделена между Марокко и Мавританией с согласия Испании в 1975 г. Марокко занял мавританскую часть в 1979 г.

    Борцы за независимость из Фронта Полисарио в 1976 г. провозгласили «Сахарскую арабскую республику» и скрылись в Алжире.

    Португальские владения

    Фашиствующий режим Салазара и его наследника Каэтану сохранит до 1974 г. колониализм под вывеской ассимиляции (колонии стали называться португальскими «провинциями»).

    Партизанские движения за независимость развернулись с 1959 г. по 1974 г. в Анголе, Мозамбике и португальской Гвинее (сегодня Гвинея-Бисау), вызывая военные расходы и массированное применение войск. Это приведет к восстанию офицеров и к «революции гвоздик», которая покончит с салазаровским режимом. Независимость португальских колоний (Гвинея-Бисау, Острова Зеленого Мыса, Сан-Томе и Принсипи, Ангола и Мозамбик) будет достигнута в 1975 г.

    Южная Африка

    Южно-Африканский Союз, британский доминион, ставший Южно-Африканской Республикой в 1961 г., остается в сущности страной колониальной структуры, где политические права сохранились за белым меньшинством. Британский протекторат Бечуаналенд (ставший Ботсваной), Лесото и Свазиленд приходят к независимости первый — в 1966 г., два других — в 1968 г.

    Юго-Западная Африка, бывшая немецкая колония, поставленная под южноафриканский мандат, была фактически захвачена Южной Африкой. ООН в 1966 г. безрезультатно объявила о прекращении мандата. Только в 1990 г. эта страна, принявшая название Намибия, смогла добиться независимости.

    Региональные конфликты в Африке

    Для интересов международной безопасности неблагоприятны последствия многочисленных внутренних и межгосударственных конфликтов в различных районах Африки. За постколониальный период (с 1960 г. по 2009 г.) на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов (без Арабской весны), где погибли около 10 млн. человек, большая часть из которых – гражданское населениеС 1970 г. по 1980 г. – 78 гос. переворотов, которые стоили жизни 25 президентов

    Основные причины региональных конфликтов:

    — Этническая пестрота

    — Особенно осложняет межэтнические отношения в Африке доставшееся ей в наследство от прошлого несоответствие политических и этнических границ, в результате которого многие крупные этносы оказались раздробленными на мелкие части.20% территорий на континенте спорные. 40% протяженности гос. границ недемаркированы (1 км стоит 1 млн. долл. В Европе). 44% границ проведены по параллелям и меридианам, т.е. они нелегитимны. 30% по дугообразным и кривым линиям и только 26% по естественным рубежам, которые отчасти совпадают с этническими.


    — Немалое значение имеют и причины религиозного характера. Ведь в Африке две мировые религии — ислам (2/5 всех верующих) и христианство (1/5) — во многих районах причудливо переплетаются с разнообразными местными религиями. Все это, в особенности с учетом усилившегося в последнее время исламского фундаментализма и экстремизма, еще обостряет возникающие конфликты, превращая некоторые из них в этноконфессиональные.

    — Наконец, нельзя не учитывать и того, что эти конфликты происходят на фоне крайней социально-экономической отсталости большинства стран Тропической Африки, преобладания в них бедного и беднейшего населения, дефицита финансовых и материальных ресурсов, огромного внешнего долга

    Ослабление военно-политического вмешательства в дела Африки со стороны сверхдержав сначала привело к уменьшению числа и интенсивности конфликтов, однако в скором времени возобновились старые и вспыхнули новые, в которых борьба различных политических сил уже на маскировалась противостоянием Востока и Запада, а на самом деле подпитывалась традиционными этническими, конфессиональными и клановыми противоречиями + социальными издержками реформ.

    В 90-ые вооруженные конфликты охватили более 15 государств региона. Больше всего от разрушающих войн, вооруженных этнических конфликтов пострадали Ангола, Либерия, Мавритания, Мозамбик, Эфиопия, Сенегал, Сомали, Чад, Западная Сахара, Судан, Уганда, Мали, Бурунди, Руанда, ДРК. Не обошлось и без военных переворотов.

    В начале 21 в. военные действия периодически велись между Эфиопией и Эритреей, вооруженное насилие вспыхивало в Центрально-Африканской республике, Нигере, Либерии, Кот-д´Ивуаре, Чаде, ДРК, на Мадагаскаре.

    Преодоление этих конфликтов требует десятилетия преобразований и, тем не менее, вероятность новых конфронтаций остается довольно высокой. Пока не будет решена проблема «перекроенной» Африки (àэтнический сепаратизм), искусственных границ, региональные конфликты так и останутся одной из основной характеристик континента. + Постоянный демографический рост также вносит свою лепту. + Борьба за ресурсы.

    Во время холодной войны ООН не осуществляла миротворческих операций в Африке за исключением 4: Конго, Египет (1960-1970), Намибия (1989).

    В 90ые годы заметно возрастает роль неофициальных посредников в урегулировании конфликтов (второе направление дипломатии “track to diplomacy”, которое имеет ряд преимуществ по сравнению с формализованной процедурой традиционных официальных вмешательств третьей стороны)

    Начиная с 1991 г. из 44 миссий ООН 23 приходились именно на Африку. Масштабы: от нескольких десятков наблюдателей до десятков тысяч голубых касок. Пик миротворческих миссий приходится на 1990-ые годы (14 штук). Успешные : в Намибии, Мозамбике.

    1998 г. – специальный план Ген.сека ООН Кофи Аннана, который предусматривал сокращение закупок странами Африки оружия до 1,5% от ВВП и принятие им обязательств в течение ближайшего десятилетия не увеличивать расходы на оборону.

    На сегодняшний день внутриполитические и международные отношения на континенте стали более стабильными. Позитивные изменения в Африке в целом были достигнуты во многом благодаря урегулированию крупных вооруженных конфликтов в середины 90-ых гг.: ликвидация режима апартеида в ЮАР, прекращение затяжной конфронтации в Намибии, Мозамбике и Анголе, нормализация отношений между Угандой, Кенией и Танзанией, предоставление независимости Эритрее. В начале первого десятилетия 21 века удалось выйти на путь урегулирования эфиопско-эритрейского противостояния (более подробная информация http://www.ng.ru/world/2000-03-29/6_grianet.html), ситуации вокруг Судана и Западной Сахары (территории со спорным статусом), 2002 г Ангольское правительство официально заявило о прекращении внутриангольского вооруженного конфликта — самого разрушительного и продолжительного в Африке à как доказательство того, что решение вооруженных конфликтов является делом трудным, но, тем не менее, реальным.

    Растет стремление местных государств усилить контроль за распространением оружия и добиться запрещения его наиболее смертоносных видов на континенте. Важно отметить, что изначально континент характеризовало широкое вовлечение международного сообщества, особенно государств- членов СБ ОНН в установление и поддержание мира в регионе. На данный момент прослеживается более активное стремление самих стран региона к участию в урегулировании конфликтов и миротворчестве..

    Особое место в африканской стратегии США с 2000 г. занимают вопросы создания постоянно действующих сил по поддержанию мира. В качестве основных региональных партнеров в сфере развития миротворческих структур избраны Нигерия, ЮАР, Кения.

    Хронология и территориальное распространение:

    — Войны и вооруженные конфликты на «Африканском роге»

    Эфиопия (1974-92), Сомали (1977-78, 1992, 2010-12), Эритрее (1995, 1998, 2008) до нашего времени

    — Войны и конфликты на севере Африки

    — Войны и конфликты на юге Африки

    Ангола против ЮАР (1961-75, 1975-91, 1993), Замбия (Сев.Родезия) (1964), Зимбабве (1972-79, 1983-84), Мозамбик (1965-75)

    — Войны и конфликты в центральной и восточной Африке

    — Войны и конфликты на западе Африки

    Гана (1981), Гвинея-Бисау (1962-74), Либерия (1985-88, 1989-96), Мали (1989-94), Нигерия (1967-70, 1980-81, 1984)

    Первая панафриканская война произошла на территории ДРК в 90ые.

    Здесь на всякий случай вставила описание основных конфликтов, думаю, пригодится =) Можно наверно будет выбрать какой-нибудь один и описать, а об остальных упомянуть вкратце!

    Основные региональные конфликты:

    — Западная Сахара, которая до 1975 г. была испанской колонией Рио-де-Оро. В 1976 г., когда Испания вывела из бывшей колонии свои войска, Народный фронт (ПОЛИСАРИО) провозгласил создание нового государства — Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Однако тогда же эту территорию оккупировали две претендующие на нее соседние страны: на севере — Марокко, a на юге — Мавритания. Позднее Мавритания отказалась от своих претензий, и Марокко распространило свою власть фактически на всю страну. Намечавшийся еще в начале 90-х годов референдум до сих пор не проведен, а усилия ООН не дали положительных результатов, прежде всего из-за непримиримой позиции Марокко. Поэтому политический статус Западной Сахары остается, можно сказать, двусмысленным: с одной стороны, новое государство признано уже десятками стран мира, а с другой — в число 54 независимых государств Африки его пока не включают, обозначая на картах не как САДР, а как Западную Сахару. Интересно, что в этом конфликте Франция приняла сторону Марокко, Алжир поддерживает ПОЛИСАРИО, а Испания продолжает настаивать на референдуме.

    — Судан, где основу конфликта составляют противоречия между нилотскими народами югa этой страны, исповедующими христианство и местные религии, и народами северной части страны, которые приняли ислам. Эти противоречия привели к возникновению на юге сильного сепаратистского движения. Здешнее население выражает свой протест против действий правительства в Хартуме, проводящего насильственную исламизацию в южных районах страны, и требует независимости. После официального введения в 1983 г. шариата повстанческая деятельность на юге Судана переросла в форму военно-политического противостояния режиму центральной власти. 9—16 января 2011 года состоялся референдум по вопросу создания независимого государства на юге Судана, его предварительные результаты были обнародованы 30 января. По результатам референдума подавляющее большинство жителей Южного Судана проголосовали за независимость. 9 июля Южный Судан провозгласил независимость. Судан стал первым государством, признавшим новое 194-е государство мира. 11 июля совет безопасности ООН принял решение завершить миротворческую миссию в Судане.

    В мае 2011 года, ещё до отделения Южного Судана, начался и продолжался до августа вооружённый конфликт с ним в спорной зоне Южного Кордофана.

    В марте—апреле 2012 года вооружённый конфликт между Южным Суданом и Суданом произошёл в Хеглиге.

    — Противоречия между Эфиопией и Эритреей уходят своими корнями в далекое прошлое, когда первая из этих стран формально считалась независимым государством, а вторая стала итальянской колонией. В начале 50-x годов по рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН Эритрея была присоединена к Эфиопии на федеративных началах. Но Народный фронт освобождения Эритреи тогда же начал длительную вооруженную борьбу с центральным правительством в Аддис-Абебе, которая закончилась в 1993 г. провозглашением независимости Эритреи. Вдоль границы между Эфиопией и Эритреей была создана 25-километровая демилитаризованная буферная зона. Несмотря на заключение мирного договора между двумя странами, враждебные отношения между ними — как следствие более чем 30-летней войны — еще сохраняются. Они уже приводили к новым вооруженным столкновениям.

    — До крушения колониальной системы в Африке северная часть нынешней Сомалийской Демократической Республики была владением Великобритании, а восточная и южная — Италии. После провозглашения независимости в 1960 г. эта страна уже не раз — под лозунгами создания Великого Сомали — начинала вооруженную борьбу с соседними государствами, в первую очередь с Эфиопией, но также с Кенией, предъявляя к ним территориальные претензии. Однако в 90-х годах внутриполитическое положение в Сомали чрезвычайно осложнилось из-за голода, постоянных племенных междоусобиц и других причин. Более того, в 90-x годах произошел фактический распад единого сомалийского государства со столицей в Могадишо, поскольку появились два самопровозглашенных государства — Сомалиленд и Пунтленд со своими столицами и своими президентами. Хотя в 2000 г. был официально провозглашен курс на объединение страны, фактически она продолжает оставаться расколотой

    — В середине 90-х годов весь мир был потрясен самым кровопролитным столкновением на этнической почве, которое произошло в небольшом, но густонаселенном (более 8 млн жителей) государстве Руанда в районе Великих озер. Бывшая бельгийская колония Руанда в 1962 г. получила независимость. Однако это не привело к примирению двух населявших ее и постоянно враждовавших этнических групп — земледельцев хуту и скотоводов тутси, в разное время расселившихся в здешней саванне. Тутси пришли сюда позднее хуту, но именно они заняли господствующее положение в феодальном руандийском государстве XVI— XIX вв. Это положение им удалось сохранить и в колониальный период. Первые кровавые столкновения между тутси и хуту в независимой Руанде произошли еще в 1963—1965 гг. Но особенно трагические события на межэтнической почве имели место в 1994 г. То, что произошло в этой стране, нередко сравнивают с геноцидом армян в Турции в 1915 г., с действиями фашистской Германии во многих оккупированных ею странах или «красных кхмеров» Пол Пота в Камбодже. Этот геноцид начался на фоне продолжавшейся уже четвертый год гражданской войны между народами тутси и хуту, когда тутси, которые составляют только 15% населения страны, устроили кровавую «этническую чистку», истребив за два месяца полмиллиона хуту. Общие же людские потери за время межэтнического конфликта превысили 1 млн человек. Кроме того, из Руанды бежало более 2 млн человек, а в результате едва ли не крупнейшие в мире лагеря беженцев возникли на северо-западе Танзании. Теперь под эгидой ООН учрежден специальный суд, который должен выявить виновных и наказать их.

    — В Анголе вооруженная борьба ведется с начала 60-х годов. Сначала она была направлена против португальских колониальных властей. После достижения независимости в 1975 г. страна стала ареной длительного соперничества между двумя местными военно-политическими группировками — правительственным Народным движением за освобождение Анголы (МПЛА) и оппозиционным Национальным союзом за полное освобождение Анголы (УНИТА). Каждая из этих группировок не только опиралась на определенные племенные образования, но и пользовалась постоянной поддержкой извне: МПЛА — со стороны СССР и Кубы (кубинские войска помогли Анголе отразить агрессию ЮАР в 1975—1976 гг.), а УНИТА — со стороны США. Соглашения между враждующими сторонами заключались неоднократно. Против УНИТА были предприняты санкции Совета безопасности ООН.
    Разрядка напряженности в Анголе произошла только в 2002 г., после того как в начале этого года лидер УНИТА Савимби был убит. Правительство Анголы объявило об одностороннем прекращении огня и об амнистии партизанам УНИТА. В августе 2002 г. УНИТА была официально распущена. Но страна вышла из этой долгосрочной конфронтации совершенно опустошенной. Только вынужденных переселенцев здесь насчитывается до 4,5 млн.

    — Тяжелые испытания выпали и на долю соседней Демократической Республики Конго. В бывшем Бельгийском Конго, которое после достижения независимости в «год Африки» стало независимым государством, вскоре же началось сепаратистское движение в самой богатой полезными ископаемыми провинции Катанга, и это привело к гражданской войне и вводу в страну войск ООН. С середины 60-х годов в стране установился авторитарный, диктаторский режим президента Мобуту. Но во второй половине 90-х годов его политика разжигания этнических конфликтов у границ своей страны привела к вооруженному восстанию племен тутси, населяющих восточную часть этой страны, носившей в то время название Заир. Это восстание, переросшее в гражданскую войну, во время которой погибли 2,5 млн человек, а численность беженцев стала измеряться сотнями тысяч, в конечном счете привело к свержению режима Мобуту в 1997 г. и образованию Демократической Республики Конго (ДРК). Ныне перед страной стоят сложные задачи преодоления последствий длительного авторитарного правления, достижения национального согласия и установления нормальных отношений с соседними странами, в особенности с Руандой. В декабре 1999 г. в ДРК был введен 3,5-тысячный контингент «голубых касок» ООН.

    — В Южной Африке на протяжении многих десятилетий главным очагом постоянных кровопролитных расово-этнических конфликтов была ЮАР, где белым меньшинством (18% всего населения) осуществлялась государственная политика апартеида, что на языке африкаанс означает «обособление», «раздельное проживание». Парламент ЮАР принял законы «О властях банту» (1951), «О развитии самоуправления банту» (1959), «О хоумлендах» (1971) и др., в соответствии с которыми в стране были созданы бантустаны, или хоумленды («национальные отечества»). Некоторые из них были объявлены полностью независимыми, другие находятся на разных стадиях самоуправления. Но фактически это были псевдогосударственные образования, хотя и имевшие каждое свой гимн и флаг, но лишенные возможности решать внешнеполитические, финансовые и другие вопросы.
    Всего к началу 90-х годов бантустанов в ЮАР было десять. Они занимали 14% территории страны, причем, как правило, самые засушливые и неплодородные земли, к тому же расчлененные на отдельные более мелкие участки; раньше здесь находились негритянские резервации. Население бантустанов юридически составляло 15 млн человек, но фактически в них жили только 7—8 млн, а остальные работали в «белой» части страны, обитая там в специальных гетто. Тем не менее все африканцы ЮАР, независимо от реального места жительства, были приписаны к одному из бантустанов, каждый из которых был объявлен «национальным отечеством» той или иной народности.
    Но в конце 80-х — начале 90-х годов режим апартеида в ЮАР был сначала смягчен, а затем фактически ликвидирован. После 342 лет монополии белого населения в мае 1994 г. состоялись первые в истории страны свободные выборы с участием черных жителей. Победу на них одержало черное большинство, а новым президентом ЮАР стал лидер старейшей освободительной организации Африканский национальный конгресс (АНК) Нельсон Мандела. Одновременно произошла полная смена и других государственных структур — парламента, правительства. Временная конституция страны, принятая в июле 1994 г., ликвидировала бантустаны. Однако межэтнические отношения в ЮАР продолжают оставаться сложными. Тем более что к противоречиям между белым и «цветным» населением добавились острые противоречия между различными националистическими группировками самих африканцев. Например, полной автономии требует провинция Квазулу-Наталь, где по-прежнему периодически происходят столкновения между народами зулу и коса.

    2. Лекции Юртаева

    Сепаратистские движения в Африке

    Ниже представлен список действующих на 2012 год сепаратистских движений в Африке. Определение сепаратизм включает в себя как движение за отделение части территории от государства и получение полной независимости, так и получение широкой автономии (сецессионизм и автономизм). Движения в этом списке отвечают следующим критериям:

    • Они являются действующими движениями с активными участниками.
    • Они требуют предоставления широкой автономии или самоопределение для географического региона.

    Для каждого региона перечислен один или несколько пунктов:

    • Де-факто государство: регион со спорным международно-правовым статусом, фактически имеющий независимость; государство с ограниченным дипломатическим признанием.
    • Предложенное государство: движение за создание нового государства путём отделения части территории от существующего государства и создание нового независимого суверенного государства.
    • Предложенная автономия: движение за предоставление региону широкой автономии в составе государства, а не полной независимости.
      • Правительство в изгнании: правительство, находящееся за пределами региона, на территории которого провозглашает себя законной властью.
      • Политические партии: партии, поддерживающие предоставление региону независимость или автономию.
      • Военные (террористические) организации: военные формирования, не являющиеся частью государственных сил.
      • Поддерживающие группы: не военные и не политические объединения сепаратистов.

    Алжир

    • Кабилы
      • Предложенное государство: Кабилия
      • Политические партии: Движение за автономию Кабилии (фр. Mouvement pour l’autonomie de la Kabylie)

    Ангола

    • Кабинда (член Организации наций и народов, не имеющих представительства)
      • Предложенное государство: Республика Кабинда.
      • Правительство в изгнании: Фронт за освобождение анклава Кабинда(порт. Frente para a Libertação do Enclave de Cabinda)
      • Военная организация: Вооружённые силы Освобождения Кабинды (порт. Forças Armadas de Cabinda)
    • Соединённое королевство Лунда-Чокве
      • Движение: Соединённое королевство Лунда-Чокве (англ. United Kingdom of Lunda Tchokwe, чокве Tchifudji Tcha Wanangana wa Lunda Tchokwe

    )

      • Предложенное государство: Соединённое королевство Лунда-Чокве

    Демократическая Республика Конго

    • Катанга
      • Политические партии: Конфедерация племенных объединений Катанги (фр. Confédération des Associations de Katanga Tribales), Союз федералистов и независимых республиканцев (фр. Union des fédéralistes et des Républicains Indépendants)
      • Военные организации: Милиция Май-Май

    Египет

    • Копты
      • Предложенное государство: Коптская Фараонская Республика
      • Поддерживающая группа: Коптские христиане, проживающие за рубежом.
    • Египетская (Северная) Нубия
      • Предложенное государство: Нубия
      • Поддерживающая группа: Нубийцы (ирредентистские настроения как в Судане)
    • Синайский полуостров
      • Предложенное государство: Объединение с Израилем

    Замбия

    • Баротселенд
      • Этническая группа: Лози
      • Предложенное государство: Баротселенд
      • Военные организации: Патриотический фронт Баротсе (англ. Barotse Patriotic Front)

    Испания

    • Канарские острова
      • Политическая партия: Национальный конгресс по Канарским островам (исп. Congreso Nacional de Canarias), Народная группа (исп. Unidad del Pueblo)
      • Предложенное государство: Канарские острова
      • Профсоюзы: Интер-Канария (исп. Intersindical Canaria), Рабочий союз Канарских островов (исп. Frente Sindical Obrero de Canarias)

    Камерун

    • Бакасси
      • Предложенное государство: Демократическая республика Бакасси
    • Южный Камерун (член Организации наций и народов, не имеющих представительства)
      • Предложенное государство: Союзная республика Южного Камеруна, Амбазания
      • Политическая партия: Национальный совет Южного Камеруна (англ. Southern Cameroons National Council)
      • Поддерживающая группа: Освободительное движение Южного Камеруна (англ. Southern Cameroon Liberation Movement)

    Коморы

    • Анжуан
      • Политические партии: Народное движение Анжуана (фр. Mouvement Populaire Anjouanais)
    • Мвали
      • Предложенное государство: Демократическая республика Мвали

    Кот-д’Ивуар

    • Северные регионы
      • Предложенное государство: Республика Северных Регионов, Республика Гимбабве
      • Поддерживающие группы: Патриотическое движение Кот-д’Ивуара (фр. Mouvement patriotique de Côte d’Ivoire), Ивуарийское движение Великого Запада (фр. Mouvement populaire ivoirien du Grand Ouest), Движение за справедливость и мир (фр. Mouvement pour la justice et la paix)

    Маврикий

    • Родригес

    Мали

    • Азавад
      • Предложенное государство: Азавад
      • Этническая группа: Туареги
      • Военная организация: Национальное движение за освобождение Азавада (см. также Арабский исламский фронт Азавада (англ. Arab Islamic Front of Azawad))

    Марокко

    • САДР
      • Предложенное государство: Сахарская Арабская Демократическая Республика
      • Этническая группа: Сахрави
      • Де-факто государство: Свободная зона
      • Политическая партия: Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Полисарио) (фр. Frente Popular de Liberación de Saguía el Hamra y Río de Oro)
      • Военная организация: Фронт Полисарио (фр. Frente Popular de Liberación de Saguía el Hamra y Río de Oro)

    Намибия

    • Полоса Каприви
      • Этническая группа: Лози
      • Предложенное государство: Свободное государство Полоса Каприви/Итэнгэ
      • Политическая партия: Капривийский Африканский Национальный Союз (англ. Caprivi African National Union)
      • Военная организация: Капривийский освободительный фронт (англ. Caprivi Liberation Front)

    Нигер

    • Агадес
      • Этническая группа: Туареги
      • Военная организация: Революционные вооружённые силы Сахары (фр. Forces armées révolutionnaires du Sahara)
      • Политические партии: Таниминнак-Тидот-Н-Тенере (хауса Taniminnak Tidot N Tenere), Тидотский союз Тенере (фр. Tidot Union du Ténéré)
      • Предложенное государство: Тенерская Республика

    Нигерия

    • Бакасси
      • Предложенное государство: Демократическая республика Бакасси
    • Игбо
      • Предложенное государство: Биафра
      • Политическая партия: Движение за возобновление суверенного государства Биафра (англ. Movement for the Actualization of the Sovereign State of Biafra)
    • Иджо
      • Предложенное государство: Республика Дельта Нигера
      • Военная организация: Движение за освобождение дельты Нигера (англ. Movement for the Emancipation of the Niger Delta), Добровольческие народные силы дельты Нигера (англ. Niger Delta People’s Volunteer Force)
    • Огони
      • Политическая партия: Движение за выживание народа Огони (англ. Movement for the Survival of the Ogoni People)
    • Йоруба
      • Предложенное государство: Одудувская Республика Йорубийцев
      • Политическая партия: Конгресс народов Оодуа (англ. Oodua Peoples Congress)

    Руанда

    • Тва (член Организации наций и народов, не имеющих представительства)
      • Политическая партия: Ассоциация по развитию Батва (англ. Association for the Promotion of Batwa)

    Сенегал

    • Казаманс
      • Военная организация: Движение демократических сил Казаманса (фр. Mouvement des forces démocratiques de Casamance)

    Сомали

    • Джубаленд
      • Предложенное государство: Республика Джубаленд
      • Военная организация: Сомалийское патриотическое движение (англ. Somali Patriotic Movement)
    • Маахир
    • Пунтленд
      • Политическая партия: Демократический фронт спасения Сомали (англ. Democratic Front for Salvation of Somalia, сомал. Jabhadda Diimuqraadiga Badbaadinta Soomaaliyeed)
    • Сомалиленд
      • Де-факто государство: Республика Сомалиленд
      • Политическая партия: Сомалийское национальное движение (англ. Somali National Movement, сомал. Dhaq dhaqaaqa wadaniga soomaliyeed)
    • Юго-Западное Сомали
      • Предложенный автономный регион: Государство Юго-Западного Сомали
      • Военная организация: Рахануэйнская Армия Сопротивления (англ. Rahanweyn Resistance Army)
    • прочие государственные образования на территории Сомали

    Судан

    → Сепаратизм в Судане

    • Беджа
      • Военные организации: Конгресс Беджа (англ. Beja Congress)
    • Дарфур
      • Военные организации: Суданская освободительная армия (араб. حركة تحرير السودان)
    • Восточный Судан
      • Военные организации: Восточный фронт (англ. Eastern Front)
    • Суданская (Южная) Нубия
      • Предложенное государство: Нубия
      • Поддерживающая группа: Нубийцы (ирредентистские настроения как в Египте)

    Танзания

    • Занзибар (член Организации наций и народов, не имеющих представительства)
      • Политическая партия: Гражданский Объединённый Фронт (суахили Chama Cha Wananchi)

    Франция

    • Реюньон
      • Политические партии: Народный фронт национального освобождения (фр. Lorganizasion Popilèr po Libèr nout Péi), Мар (фр. Mar), Патриоты Реюньона (фр. Patriot rénioné and Mir), Марксистско-Ленинистская коммунистическая организация Реюньона (фр. Organisation Communiste Marxiste Léniniste de la Réunion)
    • Майотта

    Экваториальная Гвинея

    • Биоко
      • Поддерживающая группа: Движение за самоопределение острова Биоко (исп. Movimiento para la Auto-determinación de la Isla de Bioko)

    Эфиопия

    → Сепаратизм в Эфиопии

    • Гамбела
      • Военные организации: Народно-освободительный фронт Гамбелы (англ. Gambella Peoples Liberation Front)
    • Огаден (Регион Сомали)
      • Предложенное государство: Республика Огадении
      • Политические партии: Фронт национального освобождения Огадена (, сомал. Jabhadda Wadaniga Xoreynta Ogaadeenya), Фронт освобождения Западного Сомали (англ. Western Somali Liberation Front), Республиканская армия Огадена (англ. Ogaden Republican Army)
      • Поддерживающая группа: Молодёжное объединение Огадена (англ. Ogaden Youth Association)

    См. также: Война за Огаден (1977—1978) и Война в Огадене

    • Оромия
      • Военные организации: Оромское движение за независимость (англ. Oromo Independence Movement), Оромский освободительный фронт (англ. Oromo Liberation Front), Исламский фронт освобождения Оромии (англ. Islamic Front for the Liberation of Oromia), Конференция народно-освободительного фронта Оромии (англ. Conference of Oromiya Peoples Liberation Front)

    Южно-Африканская Республика

    • Буры
      • Предложенное государство: Фолькстаат (Народное государство)
      • Политическая партия: Фронт свободы плюс (африк. Vryheidsfront Plus)
      • Поддерживающая группа: Движение Орании (африк. Orania Beweging)
      • Военные организации: Движение сопротивления африканеров (африк. Afrikaner Weerstandsbeweging), Силы Буров (африк. Boeremag)
    • Партия Мыса
    • Племя Тхэмбу
      • Предложенное государство: Тхэмбуландия

    Литература

    Сепаратизм по странам

    Азия

    Индия • Индонезия • Иран • Казахстан • Китай • Пакистан • Таиланд • Шри-Ланка

    Америка

    США • Канада

    Африка

    Судан • Эфиопия

    Европа

    Азербайджан • Грузия • Ирландия • Испания • Россия • Турция • Украина • Франция