Эсминец

Корабль второго эшелона

Корабли типа Minekaze являются не только первыми эскадренными миноносцами Императорского флота, разработанными и построенными в Японии, но и служат примером японской прагматичности. В отличие от своих союзников и противников, также располагавших значительным количеством устаревших эсминцев второго поколения, японцы своевременно провели модернизацию этих боевых единиц, превратив их во вполне боеспособные противолодочные корабли второго эшелона. Эскадренные миноносцы типа Minekaze не снискали победных лавров на просторах Тихого океана, но явились важным этапом в истории японского кораблестроения

Первый образец торпеды был разработан в 1866 году англичанином Робертом Уайтхэдом, проживавшим в Австро-Венгрии и работавшим директором на Технических заводах в Фиуме. Несмотря на скромные характеристики (дальность плавания торпеды образца 1866 года составляла всего 200 м при скорости в 6 узлов), новое оружие, названное в честь изобретателя «миной Уайтхэда», заинтересовало руководителей ведущих флотов мира. Окончательное решение о массовом принятии торпед на вооружение в Великобритании, Италии, Германии и России было принято после событий русско-турецкой войны 1877–78 годов – 15 января 1878 года турецкий сторожевой корабль затонул в течение двух минут после попадания «самодвижущейся мины» (вероятно, речь идёт о «мине Уайтхэда» образца 1871 года с дальностью плавания в 600 м и массой боевой части в 30 кг). Появление нового оружия потребовало создания новых кораблей-носителей.

«Истребитель миноносцев» или «эскадренный миноносец»?

Первым миноносцем принято считать британский Lighting, вступивший в строй в мае 1877 года. Поначалу эти корабли рассматривались как средство береговой обороны, но уже в 1884 году ведущие флоты Европы начали размещать заказы на строительство миноносцев дальнего плавания (другое название – «морские миноносцы») – более крупных боевых единиц, предназначенных для совместных действий с большими артиллерийскими кораблями далеко от баз. Потенциальная угроза «морских миноносцев» оценивалась столь высоко, что уже в феврале 1892 года на английской верфи Yarrow начинается строительство специальных кораблей для борьбы с ними. Авторство идеи создания нового типа кораблей, получившего название Destroyer (англ. – «истребитель»), приписывается будущему «отцу» дредноутов 3-му морскому лорду контр-адмиралу Джону А. Фишеру. Основной задачей «истребителей» являлось уничтожение миноносцев противника, вспомогательной – атака вражеских кораблей торпедами.

Дебют торпедного оружия в полномасштабных морских сражениях русско-японской войны оказался далеко не впечатляющим. В ночь с 23 на 24 июня 1904 года японские миноносцы выпустили по русской эскадре тридцать пять торпед (все мимо цели), в ночь с 10 на 11 августа – сорок четыре торпеды (снова безрезультатно). Несколько сгладили это разочарование результаты Цусимской битвы: выпущено четырнадцать торпед, попали в цель – шесть, потоплено три корабля. Неоднозначными были и результаты знаменитой атаки японских миноносцев на Порт-Артур в ночь с 26 на 27 января (8–9 февраля) 1904 года. С одной стороны, были выведены из строя русские броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер Паллада, с другой – «несмотря на идеальные условия для внезапной торпедной атаки», из шестнадцати торпед в цель попали всего три.

Оценив результаты русско-японской войны, ведущие страны мира приступили к разработке нового типа торпедных кораблей. В британском флоте они сохранили название «истребителей», но более точно их назначение отражали названия, принятые в германском и российском флотах («дивизионные» и «эскадренные» миноносцы соответственно). Эскадренные миноносцы (сокращённо – эсминцы) первого поколения представляли собой своеобразный гибрид морского миноносца и «истребителя» – увеличенный в размерах корабль с мощным торпедным вооружением и значительно усиленной артиллерией, состоявшей из трёх-четырёх орудий калибра 76–102 мм. Задачами эсминцев являлись торпедные атаки вражеских кораблей, защита собственной эскадры от миноносцев противника и ведение разведки.

Поворотным событием в развитии нового класса кораблей стали события 22 сентября 1914 года, когда сразу три английских крейсера (Hogue, Aboukir и Cressy) были потоплены немецкой подводной лодкой в проливе Ла-Манш. После этого эсминцы стали использоваться для противолодочной обороны как корабли, наиболее пригодные для этой цели (из имевшихся). В ходе Первой мировой войны функции эсминцев существенно расширились – их стали использовать и для эскортирования конвоев (в том числе, для организации противолодочного и противовоздушного прикрытия), и в роли тральщиков, идущих впереди эскадры, и в качестве минных заградителей. Корабли времён Первой мировой войны принято считать вторым поколением эсминцев. Их основным оружием продолжали оставаться торпеды, артиллерийское вооружение рассматривалось в качестве вспомогательного, но количество и калибр артсистем неуклонно росли (чаще всего на корабле располагалось четыре-шесть орудий калибра 102–120 мм), а зенитное вооружение, по меркам 30–40-х годов, носило скорее «декоративный» характер (два-три пулемёта или одна-две пушки).

Третье поколение эсминцев своим появлением обязано усилиям ведущих мировых держав по ограничению морских вооружений. После заключения Вашингтонского соглашения от 6 февраля 1922 года, устанавливавшего ограничения по размерам линейных кораблей и авианосцев и их предельному суммарному тоннажу, правительства США, Великобритании, Японии, Франции и Италии подписали Лондонский договор от 22 апреля 1930 года, налагавший ограничения на лёгкие силы флотов. Основное влияние на создание нового поколения эскадренных миноносцев оказали установленные Лондонским договором квоты на строительство лёгких крейсеров – желание «сэкономить» тоннаж лёгких крейсеров породило доктрину об использовании в качестве лидеров эсминцев нового типа. В соответствии с Лондонским договором устанавливались и предельные квоты на суммарный тоннаж эсминцев (по 152 400 т – для США и Великобритании; 107 188 т – для Японии; для Франции и Италии пределы не устанавливались), а также их размеры (максимальное стандартное водоизмещение эсминца не должно было превышать 1880 т, а калибр его артиллерии – 5,1 дюйма (130 мм). Желание получить относительно мощный корабль в условиях ограничений по водоизмещению и калибру артиллерии заставили конструкторов увеличить количество орудий за счёт сокращения торпедного вооружения. В итоге основным вооружением эсминцев третьего поколения стала артиллерия (по четыре-шесть орудий калибра 120–130 мм), кроме того, с учётом возросшей роли авиации, существенно усилили ПВО новых кораблей (по четыре-пять орудий и автоматов калибра 37–76 мм). Возрастающая роль авиации и субмарин уже в 1935 году привела к закладке четвёртого поколения эсминцев, по сути, представлявших собой крупные эскортные корабли с развитым противолодочным и зенитным вооружением, способные при случае атаковать противника торпедами.

Эволюция эсминцев на примере ВМС Великобритании

Тип

Год закладки головного корабля

Водоизмещение, т

855–1027

Торпедное вооружение

Два 457-мм аппарата

Два трёхтрубных 533-мм аппарата

Один четырёхтрубный 533-мм аппарат

Два пятитрубных 533-мм аппарата

Артиллерийское вооружение

Два 102-мм или три 76-мм орудия

Четыре 120-мм орудия

Четыре 120-мм орудия

Шесть 120-мм орудий

Зенитное вооружение

Отсутствует

Одно 76-мм или два 40-мм орудия

Одно 76-мм, шесть 40-мм орудий и 6 пулемётов

Одно счетверённое 40-мм орудие и два счетверённых 12,7-мм пулемёта

Скорость, узлов

35,8

Развитие военной мысли значительно опережало темпы строительства новых кораблей, в результате чего во Второй мировой войне, наряду с эсминцами третьего и четвёртого поколений, активное участие приняли морально устаревшие, но всё ещё многочисленные эсминцы второго поколения. Одними из этих ветеранов были японские эсминцы типа Minekaze.

Схема эсминца типа Minekaze из американского военно-морского справочника времён Второй мировой войны. Вероятно, наличие на эсминце четырёх турбин указано ошибочно

Самые массовые эсминцы

Накануне Первой мировой войны самым бурно развивающимся классом боевых кораблей были эскадренные миноносцы. Всего за десяток лет они втрое-вчетверо выросли в размерах, а по вооружению начали приближаться к лёгким крейсерам. В этом отношении ВМС США несколько отставали от других ведущих флотов мира — но очень скоро мощь американской промышленности позволила наверстать упущенное. В 1917 году в Соединённых Штатах началось строительство самых многочисленных в истории эсминцев, получивших название «флэшдекеры» — «гладкопалубники».

Америка строит эсминцы

Если «истребитель» — destroyer начала ХХ века во всех странах мира нёс одно 76-мм орудие, несколько малокалиберных пушек и два-три торпедных аппарата калибром 15–18 дюймов, то в начале 1910-х годов, когда водоизмещение новых эсминцев уже перевалило за тысячу тонн, они получили по три-четыре 102-мм орудия и до восьми-девяти торпедных труб. Калибр торпед вырос до 533 мм (21 дюйм), а главное — эсминцы стали оснащаться паровыми турбинами, а их максимальная скорость увеличилась с 27–30 до 32–37 узлов.

Американские «тысячетонные» эсминцы типа «Кэссин», заложенные в 1912 году, несли по четыре 102/50-мм орудия и четыре двухтрубных 457-мм торпедных аппарата (по два на борт), но развивали скорость всего в 29 узлов — в эпоху Первой мировой этого уже крайне не хватало. Как и их предшественники (750-тонные эсминцы типов «Смит» и «Паулдинг»), они имели высокий полубак и по четыре дымовые трубы — при этом полубак стал заметно короче, а трубы были придвинуты к нему, а не размещены по центру корабля.

Эсминец DD-63 «Сэмпсон», проектный вид.
Фото из Национального архива США

Всего было построено 26 «тысячетонных» эсминцев (с DD-43 по DD-68), которые относятся к четырём последовательным сериям: «Кэссин» (восемь кораблей), «О’Брайен», «Такер» и «Сэмпсон» (по шесть кораблей). Три последние серии строились во время Первой мировой войны и несли 533-мм торпедные аппараты, на «Сэмпсонах» торпедные аппараты стали трёхтрубными.

Все эти корабли имели важный недостаток — низкую по меркам Первой мировой скорость хода. Это было вызвано соображениями экономии: ещё в 1912 году при проектировании «Такера» Бюро строительства и ремонта ВМС подсчитало, что для достижения 35-узловой скорости потребуются турбины мощностью 40 000 л. с., а стоимость корпуса и машин корабля (без вооружения) при этом составит $1 900 000. В то же время стоимость кораблей первых двух серий при мощности машин в 16 000–18 000 л. с. находилась в пределах $800 000.

Но турбинные установки дешевели, а скорость кораблей во всех странах росла. Поэтому в марте 1915 года Конгресс утвердил строительство шести новых эсминцев со скоростью не менее тридцати узлов и стоимостью (без учёта вооружения и снабжения) не более $925 000 за каждый — при условии, что три из этих эсминцев будут построены на Тихоокеанском побережье. Корабли закладывались с лета 1917 года, получили номера от DD-69 по DD-74 и известны как тип «Колдуэлл». Пять из них удалось ввести в строй до окончания Первой мировой войны.

Вдобавок ко всему в октябре 1915 года командующий Атлантической флотилией эсминцев кэптен У. С. Симс сделал доклад, отметив, что малые миноносцы расходуют топливо слишком быстро, особенно на большом волнении, и что военные игры показали необходимость создания быстроходных миноносцев с большим радиусом действия.

Эсминец DD-74 «Манли» в Панамском канале, 1920-е годы.
Фото из Национального архива США

При том же силуэте архитектура новых кораблей резко изменилась: на смену полубачной схеме пришёл корпус с гладкой палубой, плавно повышавшейся к носу. Именно поэтому корабли стали именовать гладкопалубниками — «флэшдекерами». Эсминцы имели совершенно новую конструкцию корпуса: увеличилась ширина на миделе, несколько уменьшилась осадка. В результате, увеличив водоизмещение на сотню тонн, удалось резко повысить мореходность корабля. Вооружение осталось прежним: четыре 102-мм орудия и четыре трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата при стандартном проектном водоизмещении в 1020 т и нормальном — в 1125 т. Кроме того, по проекту каждый эсминец получил две новые 28-мм зенитные пушки — впрочем, из-за нехватки таких орудий их пришлось заменять одной или двумя короткоствольными 76/23-мм зенитками. На практике водоизмещение кораблей оказалось заметно больше проектного: так, «Гуин» и «Колдуэлл» имели нормальное водоизмещение в 1262 т и полное — в 1379 т.

Теоретический чертёж и поперечный разрез «четырёхтрубного» эсминца по мидель-шпангоуту
Щедролосев В. В. Эскадренный миноносец «Деятельный»

Изменилось и размещение оружия: две центральные 102-миллиметровки, ранее стоявшие по бортам сразу позади среза полубака, теперь перенесли на навесную площадку между второй и третьей трубами — туда, где раньше на правом борту стоял первый торпедный аппарат. Теперь эти орудия могли действовать при любой погоде и на любом ходу. Чтобы защитить палубу от заливания, всё пространство от носовой рубки до этой площадки закрыли фальшбортом. Позднее на большинстве «гладкопалубников» пространство от борта до орудийной площадки закрывали лёгкой стенкой, превратив её в некое подобие лёгкой центральной надстройки. Эта надстройка заподлицо с бортами стала характерной деталью силуэта всех «гладкопалубников»; на третьей серии (тип «Климсон») её боковые стенки стали более капитальными, в них появились иллюминаторы, а переход стенки спереди в фальшборт получил плавный изгиб.

Модель эсминца DD-139 «Уорд».
flickriver.com

Все торпедные аппараты перенесли в корму, разместив их между последней трубой и кормовой рубкой. Такое расположение было не слишком удачным — по два аппарата на борт, при этом аппараты одного борта не могли стрелять на противоположный борт.

Мощность силовой установки возросла до 18 500 л. с., но этого было недостаточно, чтобы развивать скорость свыше 30 узлов. Впрочем, от кораблей иного не ожидали — вся серия строилась как экспериментальная пятью разными фирмами. Эсминцы «Коннер» и «Стоктон» (DD-72 и DD-73) имели котлы Уайт-Форстера и турбины Парсонса с прямым приводом, а также трёхвальную установку (на средний вал работала турбина крейсерского хода); остальные четыре корабля — котлы Торникрофта и редукторные турбины Парсонса с двумя валами. Редукторные турбины показали мощность до 20 000 л. с., дав возможность на испытаниях достичь скорости в 32 узла. Вдобавок головной «Колдуэлл» имел экспериментальный электрический привод на турбину крейсерского хода. Эсминцы различались даже внешне: «Гвин», «Коннер» и «Стоктон» имели лишь по три трубы (в среднюю, более широкую, выводились дымоходы двух котлов).

21 июля 1916 года американский Сенат принял Закон о большом флоте, по которому в течение трёх лет требовалось заложить 10 линкоров и линейных крейсеров, 6 крейсеров, 30 подлодок и 50 миноносцев — на эти цели отпускалось $500 млн. Теперь экономить на мощности машин смысла не имело, более того, скорость новых эсминцев должна была соответствовать скорости запланированных к постройке «капитальных» кораблей: линейных крейсеров типа «Лексингтон» и скаутов типа «Омаха». Поэтому проект был переработан: в тот же корпус ставились новые машины мощностью 27 000 л. с. При сохранении того же вооружения стандартное проектное водоизмещение вырастало до 1090–1150 т — на практике оно оказалось ещё бóльшим, особенно после усиления зенитного вооружения.

Чем больше, тем лучше

Изначально предполагалось построить пятьдесят эсминцев (с DD-75 по DD-124). Однако Законом о Чрезвычайно морском фонде от 3 марта 1917 года (за месяц до вступления США в Первую мировую войну) допускалось строительство большего числа кораблей. В итоге было построено 111 эсминцев, известных как тип «Уикс» (с DD-75 по DD-185), и ещё 156 — типа «Климсон» (с DD-186 по DD-347). Таким образом, всего построили 273 корабля «гладкопалубного» типа — крупнейшую в мире серию эсминцев.

Эсминец типа «Климсон». Боковой вид и продольный разрез по состоянию на 1920-е годы.
Фото из Национального архива США

Основным конструктивным отличием второй серии стало увеличение мощности силовой установки до 26 000 л. с. Благодаря прогрессу в конструировании турбин её вес увеличился всего на сто тонн, а скорость кораблей возросла до 35 узлов. Однако корабли разных верфей сильно различались качеством постройки. По техническому заданию дальность плавания при водоизмещении 1150 т должна была составлять 2500 миль на 20 узлах и 3600 — на 15 узлах. Фактически же у эсминцев фирмы «Бет Айрон Уоркс» (разработчика и наиболее аккуратного строителя) она составила до 5000 миль на 15 узлах и 3400 миль — на 20 узлах. В то же время эсминцы производства фирмы «Бетлхем Стил» не могли пройти и 2500 миль на 15 узлах. Помимо этого, корабли производства «Бет Айрон Уоркс» отличались наиболее высоким качеством изготовления и наилучшими ходовыми характеристиками. Вместе с кораблями проекта этой же фирмы, заложенными на других верфях (всего 59 единиц), они неофициально именовались типом «Либерти» либо «эсминцами большого радиуса действия», хотя далеко не все прочие строители выдерживали исходное качество.

Эсминец DD-280 «Дойен», боковой вид и продольный разрез.
Фото из Национального архива СШАЭсминец DD-280 «Дойен», вид сверху.
Фото из Национального архива СШАЭсминец DD-280 «Дойен», поперечные разрезы.
Фото из Национального архива США

С другой стороны, мощная фирма «Бетлхем Стил», занимавшаяся строительством линкоров и крейсеров, сумела получить заказ на строительство остальных запланированных эсминцев по собственному проекту. Вместо давно и хорошо зарекомендовавших себя турбин Парсонса и котлов Торникрофта здесь ставились турбины Кертисса и котлы Ярроу (как и в проекте «Бет Айрон Уоркс»). В процессе эксплуатации они показали себя очень ненадёжными, часто выходили из строя, требовали много средств на ремонт. В результате в 1929 году из находившихся в строю 163 эсминцев постройки «Бетлхем Стил» 60 оказалось дешевле списать, чем ремонтировать.

Третья серия (162 корабля типа «Климсон») проектировалась в 1917–1918 годах как эскортные корабли, предназначенные для борьбы с германскими подводными крейсерами. Поэтому первоначально решили снизить водоизмещение до 750 т, скорость — до 27–28 узлов, убрать половину торпедных аппаратов, зато оснастить корабли 127-мм орудиями. Однако перспектива создания совершенно нового корпуса не вызвала восторга у производителей, а резкое ухудшение характеристик — у Генерального совета флота. Было решено либо снижать водоизмещение за счёт облегчения машин, либо ставить усиленное вооружение на те же корпуса с увеличением водоизмещения, но без резкого снижения скорости. Предполагалось даже полное снятие торпедного вооружения, что предвосхитило появление эскортных миноносцев Второй мировой войны. Кроме того, требовалось уменьшить чересчур большой радиус поворота эсминцев при минимальных изменениях в конструкции корпуса. Однако в результате всё свелось лишь к незначительным изменениям корпуса, увеличению запаса топлива на 100 т и, как следствие, росту полного водоизмещения до 1700 т. На ряде кораблей заднее 102-мм орудие было поднято на кормовую надстройку, а на его месте установили 76-мм зенитку.

Эсминец DD-231 «Хэтфилд», вооружённый 127-мм орудиями.
navsource.org

Однако идея вооружить корабли 127-мм орудиями не была забыта: в итоге такие установки получили первые пять эсминцев из третьей серии, построенные на верфи «Нью-Йорк Шипбилдинг» (с DD-231 по DD-235): все они были заложены в июне — июле 1918 года и вступили в строй весной — летом 1920 года. Других отличий от остальных кораблей серии они не имели.

Наконец, возникла идея поставить на эсминцы спаренные 102-мм орудия — такая установка была разработана ещё до вступления США в войну. Фактически она представляла собой две 102-мм пушки, установленные на одной тумбе на малом расстоянии друг от друга (затворы открывались в разные стороны). В итоге их получили лишь два корабля: DD-208 «Хоуэй» и DD-209 «Лонг».

В разных модификациях и разных флотах

Конечно же, в мирное время такое количество эсминцев американскому флоту не требовалось. Первыми пошли на слом корабли, оснащённые неудачными котлами Ярроу, — в основном из третьей серии. Всего к концу 1939 года был списан 91 эсминец: два — типа «Колдуэлл»; 32 — типа «Уикс»; 57 — типа «Климсон». Ещё девять кораблей погибли в один день — 8 сентября 1923 года, когда целый отряд эсминцев выскочил на камни в проливе Санта-Барбара.

Варианты переоборудования «флэшдекеров» в 1939–1942 годах.
Щедролосев В. В.. Эскадренный миноносец «Деятельный» Варианты переоборудования «флэшдекеров» в 1943–1945 годах
Щедролосев В. В. Эскадренный миноносец «Деятельный»

Оставшиеся корабли стали хорошим материалом для экспериментов. В конце 30-х годов 8 эсминцев «гладкопалубного» типа были переоборудованы в быстроходные минные заградители, 18 — в быстроходные тральщики, 6 — в быстроходные десантные транспорты; 14 — в плавбазы гидросамолётов. С транспортов и гидроавиатранспортов были сняты по два котла, на оставшихся котлах корабли развивали скорость в 22–25 узлов.

Эсминец «Деятельный». На заднем плане — линкор «Архангельск» (бывший английский «Ройял Соверен»)
Щедролосев В. В.. Эскадренный миноносец «Деятельный»

В сентябре 1940 года пятьдесят эсминцев были переданы Великобритании в обмен на 99-летнюю аренду военных баз в разных уголках океана. В 1941–1942 годах на части оставшихся эсминцев 102-мм пушки были заменены на шесть 76-мм универсальных орудий, сняты два торпедных аппарата, добавлены 12,7-мм пулемёты. Но кораблей всё равно оставалось так много, что модернизацию всех решили не проводить, ограничившись снятием двух кормовых торпедных аппаратов и установкой на их месте 20-мм «эрликонов». Не усиливали даже противолодочное вооружение — лишь взамен устаревших бомбомётов типа «Y» поставили шесть новых бомбомётов типа «К». Переделки в минные заградители, тральщики и быстроходные десантные транспорты продолжались и в ходе войны — интересно, что в 1945 году часть кораблей переоборудовали обратно в эсминцы, которых внезапно стало не хватать из-за высоких потерь.

Эсминец «Деятельный» ведёт огонь из носовой 102-мм установки
Щедролосев В. В. Эскадренный миноносец «Деятельный»

Англичане подвергли переданные им эсминцы более глубокой модернизации. В первую очередь, было усилено их противолодочное вооружение: поставлено восемь бомбомётов и гидроакустическая станция. Девять из английских «гладкопалубников» были переданы Советскому Союзу в счёт кораблей, причитавшихся по репарациям с Италии. Строго говоря, передавалось восемь кораблей, а девятый предназначался на запчасти, но его тоже ввели в строй. Один из них — «Деятельный» (бывший «Черчилль», ранее DD-198) — был потоплен немецкой подлодкой 16 января 1945 года. Остальные восемь вернулись к англичанам в 1948–1949 годах и сразу отправились на слом.

В целом эсминцы «гладкопалубного» типа оказались мореходными и надёжными кораблями. Они не успели поучаствовать в Первой мировой войне, а к началу Второй мировой чрезвычайно устарели, но всё равно активно использовались в качестве эскортных и противолодочных кораблей, успев послужить в составе трёх флотов: американского, британского и советского.

Список литературы:

Что осталось от российских эсминцев «Сарыч»?

Эсминцы, они же эскадренные миноносцы, это класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенный для борьбы с подлодками, летательными аппаратами и кораблями противника, а также они используются для охраны соединений кораблей и группировок кораблей при их переходе.

Эсминцы Северного флота «Адмирал Ушаков» и «Безудержный». / Корабел.ру

История российских эсминцев началась в конце 19 века. До 1898 года в Российской Империи строились миноносцы водоизмещением 90-150 тонн и обладавшие скоростью 20-25 узлов. Такие корабли не имели собственных имен и в простонародье назывались как «номерные миноносцы». Эти корабли имели в носу неподвижный торпедный аппарат и два однотрубных торпедных аппарата на верхней палубе. Их перевоплощение в класс экскадренных миноносцев произошло после Русско-японской войны 1904-1905 года.
Спустя более чем сто лет после окончания Русско-японской войны понятие эсминцев как класса постепенно начало уходить в прошлое, особенно с отказом от советской классификации кораблей, отличающейся от мировой. В данный момент ​во всем мире происходит тенденция к размыванию границ этого класса кораблей между собственно эскадренными миноносцами, крейсерами и тяжеловооруженными фрегатами.
Сегодня под этот клас подходят как большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155, о которых мы писали в одном из предыдущих материалов, так и современные фрегаты проектов 1154 и 22350. Но если говорить о «чистых» эсминцах, то такими являются эскадренные миноносцы проекта 956 «Сарыч».
956 «Сарыч» — кто же ты такой
СССР с 1965 по 1981 годы не классифицировал свои корабли как эсминцы, за исключением ранее построенных.
Единственными кораблями, которые с момента закладки на стапеле классифицировались как эскадренные миноносцы, стали строившиеся с 1981 года эсминцы проекта 956 типа «Сарыч» (по классификации НАТО тип «Современный»). Основным назначением их считается борьба с надводными силами и поддержка десанта и лишь затем противовоздушная и противолодочная оборона.

Торпедный аппарат эсминца «Адмирал Ушаков» / Корабел.ру

Эсминцы проекта 956 — тип эскадренных миноносцев третьего поколения, последний из разработанных и реализованных в СССР проектов кораблей класса «эскадренный миноносец». Проектный шифр — «Сарыч», проектант — «Северное ПКБ». Свое название данный класс эскадренных миноносцев получил в честь краснохвостого сарыча — хищной птицы семейства ястребиных, которая обитает и распространена, в основном, в лесах и пустынях Северной и Центральной Америки.

Артустановка эсминца «Адмирал Ушаков» / Корабел.ру

Главным вооружением кораблей этого проекта стали: 8 пусковых противокорабельных ракет «Москит», зенитно-ракетный комплекс «Ураган» (48 ракет), две спаренные автоматические артустановки калибра 130 мм, два спаренных торпедных аппарата, противолодочные реактивные бомбометы РБУ-1000.
Построенные корабли
Всего в серии планировалось построить 25 кораблей, из которых была построена только 21 единица. Из них 4 корабля впоследствии были достроены для Китая.
Построенные корабли: «Современный» (1980 г.п.), «Отчаянный» (1982 г.п.), «Отличный» (1983 г.п.), «Осмотрительный» (1984 г.п.), «Безупречный» (1985 г.п.), «Боевой» (1986 г.п.), «Стойкий» (1986 г.п.), «Окрыленный» (1987 г.п.), «Бурный» (1988 г.п.), «Ведущий» (1988 г.п.) , «Быстрый» (1989 г.п.), «Расторопный» (1989 г.п.), «Безбоязненный» (1990 г.п.), «Безудержный» (1991 г.п.), «Беспокойный» (1991 г.п.), «Московский комсомолец» (1992 г.п.) , «Бесстрашный» (1993 г.п. далее «Адмирал Ушаков»), «Важный» (1999 г.п. далее «Ханчжоу»), «Вдумчивый» (2000 г.п. далее Фучжоу»), «Внушительный» (2005 г.п. далее «Тайчжоу»), «Вечный» (2006 г.п. далее «Нинбо»).

Эсминец «Тайчжоу» ВМС НОАК / «Википедия»

Боевая служба
Первый корабль проекта, эсминец «Современный», практически сразу После вступления в состав флота приступил к испытаниям корабельного вооружения, во время которого совершил межфлотский переход с Балтийского флота на Черноморский флот, в Севастопольскую военно-морскую базу.
Из четырнадцати эсминцев проекта 956, переданных флоту до 8 декабря 1991 года, восемь кораблей («Современный», «Отчаянный», «Отличный», «Безупречный», «Окрыленный», «Гремящий», «Расторопный» и «Безудержный») вошли в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота, шесть других кораблей («Осмотрительный», «Боевой», «Стойкий», «Быстрый», «Бурный» и «Безбоязненный») вошли в состав разных соединений Тихоокеанского флота — преимущественно в состав 175-й бригады ракетных кораблей).
Во время службы в советском ВМФ эсминцы активно принималми участие в боевых службах и крупных учениях, таких как «Океан-83», «Атлантика-84», «Заполярье-84», «Эскадра-84», «Монкада-85» и многих других. Также корабли практически всегда осуществляли контроль за учениями НАТО в Норвежском и Средиземном морях, где следили за корабельными и авианосными группами флотов США и Великобритании. Помимо боевых задач, эсминцы проекта 956 выполняли и мирные миссии, наносили официальные и дружеские визиты в порты ряда стран.

Эскадренный миноносец «Отличный» у побережья Ливии, 24 марта 1986 года. / «Википедия»

После 1991 года
Распад Советского Союза и последующее за ним сокращение гособоронзаказа, в который включалось не только строительство новых кораблей, но и ремонт уже находящихся в составе флота, сказалось на кораблях проекта 956. Из-за отсутствия финансирования была заморожена достройка новых кораблей, а текущий и средний ремонт уже построенных практически не проводился. Эти проблемы, а также проблемы с эксплуатацией котлотурбинной установки, для которой требовались подготовленные специалисты, сказались на том, что большая часть эсминцев не «прожила» и десяти лет. Практически все корабли были неспособны выйти в море. В итоге, уже к 2002 году из семнадцати построенных эсминцев в строю фактически находилось всего пять кораблей, остальные были либо разделаны на металл, либо отправлены в резерв или на консервацию.
По состоянию на сегодня в боевом составе российского флота находится два корабля данного проекта «Быстрый» (ТОФ) и «Адмирал Ушаков» (СФ). Кроме того, еще два корабля, «Бурный» (ТОФ) и «Настойчивый» (БФ), в ремонте, который может обернуться их отправкой в резерв с последующим списанием. Еще четыре представителя проекта («Ханчжоу», «Фучжоу», «Тайчжоу», «Нинбо») находятся в составе китайского флота и проходят модернизацию.
Стоит отметить, что не все списанные из состава флота корабли утилизированы. Эсминцы «Боевой» и «Безбоязненный» поставлены в резерв в бухте «Абрек», эсминец «Гремящий» в данный момент утилизируют под Североморском, а «Расторопный» в Кронштадте, эсминец «Безудержный» ждет утилизации, а «Беспокойный» переоборудуют в музей для парка «Патриот» в Кронштадте. Практически все эти корабли используются или использовались как ЗИПы для ходовых кораблей.

Эсминец «Гремящий» на утилизации / Корабел.ру

Если говорить о задачах, поставленных перед кораблями сегодня, то у российских эсминцев все задачи в основном в ближней морской зоне, без задач дальних переходов куда-либо.
Пассажирский лайнер — эсминец
Из-за сумасшедшей ситуации, которая сложилась в начале 90-х годов, появились столько же сумасшедших идей на волне конверсии. Зарплаты не выплачивались, финансирование на заводы не поступало, и тогда заводы начали пробовать выпускать гражданскую продукцию.
Если заводы вместо выпуска кораблей начали пробовать себя в выпуске других видов продукции, таких как фляжки, кастрюли, рыбацкие короба, то у конструкторов появились более оригинальные идеи. Кто-то придумал переделывать подводные лодки проекта 941 в подводные перевозчики нефти и газа, а кто-то заложил идею о переоборудовании «Сарычей» в круизные лайнеры.
По этой идее была выполнена проработка пассажирского судна на базе конверсируемых корпусов кораблей проекта 956 (заводские № 879, ныне «Фучжоу», и недостроенный № 880, впоследствие утилизированный). По проекту судно водоизмещением около 7000 тонн и пассажировместимостью в 450 человек относилось к классу пассажирских лайнеров и предназначалось для линейных перевозок пассажиров, а также выполнения кратковременных (до 10 суток) круизных рейсов. Экипаж должен был составлять 161 человек.
Для размещения пассажиров на судне предполагалось устроить 11 кают «люкс», 18 одноместных кают и 205 двухместных. На судне также должны были размещаться два ресторана на 360 мест, четыре бара, казино, помещение игровых автоматов, видеосалон, спортзал, две сауны, пляж «лидо» и универсальный магазин.
Из-за отсутствия инвесторов проект остался неосуществленным.
Сегодня
Сегодня на ходу только два корабля «Адмирал Ушаков» и «Быстрый». Так, в мае-июне текущего года «Адмирал Ушаков» принял участие в артилерийских стрельбах в Баренцевом море. В ходе учений экипаж корабля провел комплекс стрельб по макетам плавающих мин, а также выполнил артиллерийские стрельбы по имитированным воздушным целям в полигонах на море. Эсминец «Быстрый» в июне провел серию военных учений в Японском море.

Эсминец «Адмирал Ушаков» на северодвинском судостроительном предприятии «Звездочка» / Центр судоремонта «Звездочка»

Будущее
Будущее чистокровных эсминев в России очень туманно. Практически все руководство судопромом и флотом мечтает о «Лидере».
Эскизный проект эсминца проекта 23560 «Лидер» был разработан «Северным ПКБ». По проекту корабль имеет длину 200 метров, максимальную ширину 20 метров, осадку в 6,6 метров, сможет развивать скорость до 30 узлов и находиться в автономном плавании до 90 суток. Системы вооружения включают в себя до 60 противокорабельных крылатых ракет, 128 зенитных управляемых ракет и 16 противолодочных управляемых ракет.
По словам заместителя главкома ВМФ РФ по эксплуатации вооружения вице-адмирала Виктора Бурсука, строительство эскадренных миноносцев проекта «Лидер» может стартовать после 2020 года. Кроме того, уже выполнен аванпроект, по результатам которого в ближайшее время начнется разработка технического решения и после 2020 года — строительство.
Будет ли «Лидер»? Возможно. Но сперва необходимо сдать все несданные заказы и закончить, наконец, модернизацию атомного крейсера «Адмирал Нахимов», о котором пойдет речь в одном из следующих материалов.