Эсминец проекта 956

«Матросы поскальзывались и падали в горящий мазут»

В пятницу, 24 сентября, в 4 часа утра при плановой подготовке к выходу в море на стоявшем у пирса эсминце «Быстром» произошел пожар в носовом машинном отделении, где на боевых постах несли вахту как минимум трое матросов. Все они получили ожоги различной степени тяжести. Матрос Алдар Цыденжапов позднее скончался от 100-процентного ожога в госпитале Тихоокеанского флота (ТОФ) во Владивостоке.

Эсминец «Быстрый» проекта 956 «Сарыч» входит в состав 36-й дивизии ракетных кораблей Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота, базируется на военно-морской базе бухты Абрек, в ЗАТО Фокино.

Сегодня «Быстрый» — единственный эсминец ТОФ первой линии, то есть находящийся в состоянии постоянной боевой готовности. Остальные или тихо ржавеют у заводских стенок, или находятся в стадии спорадического ремонта матчасти. Задачей планировавшегося похода «Быстрого» на Камчатку было сопровождение с полуострова во Владивосток нескольких десантных кораблей и плавмастерской атомных подводных лодок флота.

Плановая подготовка корабля к выходу в море — мероприятие длительное, а потому муторное для командования корабля: на борту положено находиться всему старшему офицерскому составу. Тем не менее большинство старших офицеров — командир, старпом, помощник и проч. — на ночь сошли с «Быстрого» на берег, прощаться перед дальней дорогой. Ибо никак не упоминаются в отчетах о борьбе с пожаром. А старшим на борту вопреки всем уставам, наставлениям, руководствам и приказам главкома они же оставили, видимо, младшего механика — командира группы движения капитан-лейтенанта Коноплева.

Ночью же случилось вот что (ниже следует «перевод» на гражданский язык нескольких страниц официального расследования ЧП). Матросы-трюмные Цыремпилун и Микешев «без чьего-либо приказания» решили перелить мазут из большой корабельной цистерны в расходную, откуда он подается в топку корабельной кочегарки.

Трюмные Цыремпилун и Микешев открыли на трубопроводе все положенные клапаны, топливо начало переливаться, однако проконтролировать наполнение расходной цистерны на корабле оказалось некому и нечем. Как говорится в расследовании, на цистерне не было «сигнализации верхнего уровня». Проще говоря, ее наполнение, скорее всего, определяли на глазок или через футшток — это такая дырка в палубе, в которую механик опускает линейку-мазутомер…

В 4 часа утра, во время «собачьей вахты», когда спит даже якорь-цепь и нередко засыпают часовые, на «Быстром» случился пожар. Цистерну переполнили топливом, но ночью этого никто из вахты не увидел. Топливо под давлением «прессануло» там, где соединение трубы футштока и цистерны было плохо поджато тем же самым трюмным матросом Микешевым, мазут из-под гайки хлестанул в машинное отделение и его струей «коротнуло» электрокабель: вспышка, пожар и т.п.

…Говорят, что стоявший на вахте машинист котельной команды матрос Алдар ЦЫДЕНЖАПОВ сориентировался моментально. В секунды он понял: если энергоустановка (два котла и турбина правого двигателя, но непонятно, что и как из перечисленного работало во время стоянки эсминца у пирса) рванет, могут погибнуть все. Алдар (по официальной версии) кинулся закрутить какой-то «неисправный вентиль», возможно, перекрыл подачу мазута в котел (если котел все же работал). Закрутив вентиль, матрос, простоявший целых 9 секунд в костре пылающего мазута, сумел самостоятельно выбраться из отсека! Это притом что медики потом диагностировали у него ожог 100% поверхности тела.

Убедившись, что из носового машинного выбрались все, капитан-лейтенант Алексей Коноплев лично задраил люки горящего помещения и включил систему объемного пожаротушения, то есть подал в котельное отделение инертный газ фреон, который пожар и ликвидировал.

Как рассказывает пресс-служба ТОФ, Алдару помогали еще двое вахтенных — Павел Осетров и Александр Коровин. Они тоже получили ожоги различной степени тяжести. Сейчас их уже выписали из больницы. Еще два человека — Сергей Турутин и Олег Ерзюков — надышались угарным газом. Все они якобы четко выполняли инструкцию по борьбе за живучесть корабля.

Алдара в тяжелейшем состоянии увезли в госпиталь ТОФ во Владивосток. Врачи четыре дня боролись за его жизнь. 28 сентября Алдар умер. До дембеля ему оставался месяц…

— Ребята действовали как настоящие герои, не струсили, — рассказал капитан 1 ранга Роман Мартов, пресс-секретарь командующего ТОФ. — По решению командования Цыденжапова — посмертно, а также Коноплева, Коровина и Осетрова представят к высоким государственным наградам.

А вот что о пожаре написано в боевом донесении ОД (оперативного дежурного) флотилии командованию ТОФ: «24 сентября в 4 часа 03 минуты при пополнении расходной цистерны произошла ее разгерметизация и разлив котельного топлива с растеканием и попаданием топлива на кабельтрассы освещения с коротким замыканием кабеля освещения и воспламенением разлитого мазута. Размер возгорания составил площадь 2 на 2 метра…

В момент возгорания на носовом машинно-котельном отделении находился расчет ходовой вахты, в том числе:

— старшина вахты старшина 1-й статьи контрактной службы Сергей Турутин;

— вахтенный питания матрос Алдар Цыденжапов;

— вахтенный на горении матрос Павел Осетров.

В момент эвакуации из машинного отделения через очаг огня вахтенные матросы поскальзывались и падали в горящий мазут (выделено ред.). В результате возгорания матрос Цыденжапов получил термический ожог 3-А степени, 100% тела , а также ожог верхних дыхательных путей.

Матрос Александр Коровин — ожог верхних и нижних конечностей 2-й и 3-й степени, 8% поверхности тела.

Матрос Павел Осетров — ожог правого плеча и правого бедра.

Старшина 1-й статьи контрактной службы Сергей Турутин и матрос Олег Ерзюков — острое отравление угарным газом.

В 4 часа 23 минуты очаг возгорания был ликвидирован. Все указанные военнослужащие были госпитализированы».

Обратите внимание: во время первичного расследования ЧП, еще до того, как обгоревшие матросы были задним числом объявлены героями, никто ни слова не сказал о борьбе за живучесть корабля. Сказано о неудачной эвакуации («матросы падали в горящий мазут») и (между строк) об отсутствии у вахты индивидуальных средств защиты. Обратите внимание: все пострадавшие, даже те, что обошлись без ожогов, надышались угарным газом. Для непосвященных: все члены экипажа корабля на вахте обязаны носить через плечо ПДА — портативный дыхательный аппарат, противогаз, проще говоря, который позволяет нормально дышать и работать в сильно задымленном помещении в течение целых 15 минут!

Погибшего молодого парня жалко. Он уже перевезен на родину на Алтай и похоронен с воинскими почестями… Он их достоин. Но элементарное «спецрасследование» демонстрирует: задним числом раздавая пострадавшим на пожаре звания «героев», командование ТОФ тем самым прежде всего прикрывает собственную, скажем мягко, безалаберность. Вы только представьте, что могло случиться с кораблем в открытом море, если бы трюмный матрос Цыремпилун решил вдруг подкачать мазут в расходник? А котельный матрос Цыденжапов отсутствовал в отделении?

Не знаем, как проявили себя на пожаре командир, старпом, помощник и другие офицеры «Быстрого», но никто из них не упомянут в числе борцов с огнем. Хотя руководит ликвидацией аварии всегда самый старший по должности на борту…

P.S. «Новая» благодарит за помощь в подготовке материала следователя по особо важным делам ВСУ СКП РФ по ТОФ майора юстиции Ивана Суховольского и пресс-секретаря командующего ТОФ капитана 1 ранга Романа Мартова.

В это время

Срок передачи атомной подлодки «Нерпа» в лизинг Индии передвинут из-за «неполадок», обнаруженных в ходе корабельной практики. Согласно планам Минобороны, лодку должны были передать до конца с.г. Теперь называют март 2011-го, причиной переноса сроков стали неполадки в оборудовании субмарины. По некоторым данным, это «приборы боевого механизма». По информации из осведомленных источников, неполадки могли возникнуть из-за срока давности изготовления приборов, установленных на АПЛ. Подлодки проекта 971 не вводились в строй с 2001 года и широкая кооперация их строительства давно утрачена. Поэтому, скорее всего, приборы для АПЛ были поставлены со складов.

«Настойчивый» в море: Флагман Балтфлота вернется после ремонта

Минобороны вернет в строй флагман Балтики — эскадренный миноносец «Настойчивый» проекта 956 «Сарыч». Принятый в состав флота в 1993 году, эсминец обладал самой мощной на тот момент артиллерией. Однако из-за проблем с силовой установкой его постоянно приходилось ремонтировать, а несколько лет назад «Настойчивый» вообще перестал выходить в море. Однако в этом году восстановительные работы будут завершены и корабль снова выйдет на боевую службу.

Как заявили «Известиям» в командовании Балтфлота, в ближайшее время «Настойчивый» пройдет плановый ремонт — все необходимые средства для этого выделены. В настоящее время работы на корабле проводятся непосредственно в месте постоянной дислокации. В течение этого года на «Настойчивом» будет произведена замена двигательной установки и ремонт целого ряда систем жизнеобеспечения. Также будет проведен осмотр и очистка подводной части корпуса, проведен ремонт винто-рулевой группы.

Справка «Известий»

«Настойчивый» – флагманский корабль Балтийского флота водоизмещением 6,5 тыс. т. Построен в 1991 году по проекту 956 «Сарыч». Корабли этого проекта предназначены в первую очередь для борьбы с надводными силами противника. Они были оснащены 130-миллиметровыми автоматическими пушками АК-130, противокорабельными ракетами «Москит», зенитной артиллерией, 533-миллиметровыми торпедами и глубинными бомбами. «Настойчивый» несет на борту противолодочный вертолет Ка-27. Главный калибр эсминца АК-130 стреляет со скоростью пулемета и может за секунду разрезать пополам корабль или смести прибрежные укрепления.

В годы холодной войны «Сарычи» планировалось применять при непосредственном столкновении с авианосными ударными группами потенциального противника, а также для огневой поддержки десанта. Эсминцы способны развивать скорость до 32 узлов, в автономном плавании они могут находиться месяц.

Всего для ВМФ СССР и России было построено 17 кораблей этого типа. Однако из-за недофинансирования и сложности в обслуживании их силовых установок в 1990-х годах большинство из эсминцев было списано. Они даже не прослужили запланированное время, хотя рассчитаны минимум на 20 лет службы. Сейчас на боевом посту находятся два эсминца проекта 956. «Адмирал Ушаков» входит в состав Северного флота. «Быстрый» несет службу на Тихоокеанском флоте. В 2010 году на этом корабле в результате короткого замыкания и утечки топлива начался пожар. Утечку ценой своей жизни остановил матрос Алдар Цеденжапов —за это он был удостоен звания Героя России посмертно.

«Настойчивый» станет третьим «Сарычем» в строю. Еще один корабль — «Бурный» — находится сейчас в ремонте. Будет ли он доработан и возвращен в строй, в последнее время не сообщалось.

Слабое место «Настойчивого» — энергетическая установка с высоконапорными котлами, рассказал военный историк Дмитрий Болтенков. Такая стоит только на «Сарычах».

— С одной стороны, такая силовая установка является относительно экономичной, имеет высокий КПД, требует не так много времени для подготовки к работе, — сказал Дмитрий Болтенков. — Но в то же время она очень требовательна к качеству воды, важна квалификация обслуживающего персонала. С водой нужной степени очистки в 1990-е годы были проблемы.

Однако бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов убежден, что никаких проблем с силовыми установками кораблей не было и если и случались поломки, то только по вине личного состава.

— «Настойчивый» мне памятен, — говорит Валентин Селиванов. — Он был спущен на воду, когда я был командиром Ленинградской военно-морской базы — я поднимал на нем флаг, когда его передавали флоту. Хороший корабль. Он выполнял большие задачи. Не раз был на боевой службе в Средиземном море и даже ходил в Атлантику и в Индийский океан. Он эффективен и в противолодочном отношении, и в ударном. Это незаменимый эсминец.

В ближайшие годы Балтийский флот ждет усиление. Помимо «Настойчивого», ожидается поступления новейших малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Так, в боевой состав БФ уже вошел головной корабль «Мытищи».

Во время празднования Дня Военно-морского флота в Североморске у жителей столицы Северного флота была уникальная возможность попасть на борт корабля — доступ на эсминец «Адмирал Ушакова» был свободен для всех желающих.

2. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».

Трудно поверить, но находясь у эсминца я думал — а стоит ли мне подниматься на палубу? Не представляете, как тяжело снимать на борту корабля, когда вокруг много людей! Экипаж или корабелы — другое дело. Их можно построить и попросить принять участие в фотосессии, или сделать вид активной работы. Но все-таки праздник это праздник, поэтому недолго думая решил подняться на борт и присоединиться к оживленной массе радостных североморцев. Не пожалел!

3. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».

Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» является 17-м кораблем в серии из 20 кораблей проекта 956 «Сарыч», разработанных в Северном проектно-конструкторском бюро.

4. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».

Североморский «Адмирал Ушаков» построен на ленинградском заводе № 190 им. Жданова. Ныне этот завод известен под названием «Северная верфь».

5. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».

Его закладка, то есть день рождения, состоялась 6 мая 1988 года. Отмечу, что в тот день он был «Бесстрашным», а наименование «Адмирал Ушаков» он обрел позже, в 2004 году.

Через три года, 28 декабря 1991 года, эсминец спустили на воду, а спустя три дня после спуска был сформирован экипаж.

6. Корма эсминца «Адмирал Ушаков».

30 декабря 1993 года наступил долгожданный момент — на корабле был поднят Военно-морской флаг, а 17 апреля 1994 года корабль вступил в состав Военно-морского флота.

7. РБУ-1000 — советский реактивный морской бомбомет со стационарной наводящейся в двух плоскостях установкой с шестью радиально расположенными стволами. Предназначен для уничтожения подводных лодок и атакующих торпед противника.

Стоит отметить, что из четырнадцати эсминцев проекта 956, переданных флоту до 8 декабря 1991 года, восемь кораблей, включая «Адмирал Ушаков», вошли в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота.

8. Кормовая установка зенитно-ракетного комплекса «Ураган».

Если говорить про всех представителей проекта 956, то во время службы в ВМФ СССР эсминцы принимали активное участие в большом числе боевых служб и военно-морских учений, таких как «Океан-83», «Атлантика-84», «Заполярье-84», «Эскадра-84», «Монкада-85» и другие.

9. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».

Корабли проекта выполняли контроль за учениями ВМС стран НАТО в Норвежском и Средиземном морях, следили за корабельными и авианосными группами флотов США и Великобритании.

10. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».

Помимо боевых задач, эсминцы проекта 956 выполняли и мирные миссии, наносили официальные дружеские визиты в порты ряда стран: Алжира, Вьетнама, ГДР, Греции, Египта, Индии, КНР, Кубы, Ливии, Сирии, США, ФРГ, Югославии, стран Африки и других, демонстрируя советский военно-морской флаг. 11. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».

После 1991 года активность эксплуатации эскадренных миноносцев проекта 956 многократно снизилась, и в составе ВМФ России этим кораблям удалось поучаствовать лишь в нескольких выходах на боевую службу. ​​

12. Практическая мина.

Распад Советского Союза привел к резкому сокращению государственного заказа для ВМФ, включающего как строительство новых кораблей, так и комплексный ремонт кораблей, уже находящихся в составе флота.

13. Корабельная автоматическая пушка калибра 130 мм АК-130.

Недофинансирование затронуло и корабли проекта 956: строительство новых эсминцев было прекращено (достраивались лишь уже заложенные), а текущий и средний ремонт уже построенных кораблей задерживался, либо вообще не проводился.

Это, а также проблемы с эксплуатацией котлотурбинной энергетической установки привели к тому, что большинство эсминцев проекта 956 находилось в строю менее десяти лет, хотя расчетный срок их службы должен был превышать два десятилетия. Так, всего пять лет эксплуатировался эсминец «Стойкий», шесть лет — «Окрыленный», семь лет — «Безудержный» и «Осмотрительный», восемь лет — «Безупречный», «Гремящий» и «Расторопный», девять лет — «Боевой» и «Безбоязненный».

14. Корабельный колокол эсминца «Адмирал Ушаков».

В итоге, уже к 2002 году из семнадцати эсминцев, построенных для ВМФ СССР и ВМФ России, в строю фактически находилось всего пять кораблей: «Боевой», «Бурный», «Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный» («Адмирал Ушаков»), остальные корабли были либо разделаны на металл, либо отправлены в резерв или на консервацию.

15. Корабельный колокол эсминца «Адмирал Ушаков».

Сегодня из семнадцати эсминцев в строю фактически осталось всего три корабля: «Настойчивый» — на Балтийском флоте, «Быстрый» — на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» — на Северном флоте.

16. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».

Кратко о боевой службе эсминца «Адмирал Ушаков»:

1995 год

4 апреля 1995 года совместно с эсминцем «Расторопным» участвовал в проведении зенитной ракетной стрельбы (получил оценку «хорошо»). Под флагом контр-адмирала В. Д. Верегина нанес визит в Осло (Норвегия) (с 6 по 9 мая), 22 ноября выполнял артиллерийские стрельбы в присутствии министра обороны и главнокомандующего ВМФ. 21 декабря «Бесстрашный» под флагом адмирала И. В. Касатонова вышел совместно с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» на боевую службу в Средиземное море.

17. Минные дорожки. Предназначены для установки, крепления и сброса за корму мин, а также для погрузки торпед.

1996 год

4 января 1996 года прошел через Гибралтарский пролив. С 29 января по 3 февраля осуществил деловой заход в Тартус (Сирия). С 17 по 18 февраля совместно с «Адмиралом Кузнецовым» находился с визитом в Валлетте (Мальта), где эскадренный миноносец посетил президент республики Мальта. 22 марта вернулся в Североморск, пройдя за время боевой службы 14156 морских миль и выполнив 7 учений и 49 боевых упражнений. В августе-сентябре прошел докование на судоремонтном заводе № 82 в Росляково.

18. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».

1997 год

Для комплексной проверки боеготовности 14 апреля 1997 года эсминец совершил выход в море.

С 16 по 17 апреля и с 23 по 25 апреля участвовал в командно-штабных учениях флота в составе двух эсминцев и двух больших противолодочных кораблей. 21 августа выполнил артиллерийскую стрельбу с постановкой помех из ПК-10 и ПК-2М (получил общую оценку «хорошо»). 2 сентября стрелял «Москитом», получил оценку «отлично». 16 сентября совершил в составе корабельной группы выход в море. В период с 22 по 26 сентября нанес визит в Портсмут (Англия). 4 октября в проливе Каттегат была осуществлена заправка эсминца топливом кильватерным способом от танкера «Генрих Гасанов». Пройдя 4391 морскую милю, эскадра возвратилась в Североморск 08 октября 1997 года.

19. Торпедный аппарат калибра 533 мм.

1998 год

1 мая 1998 года был включен в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры.

Во время похода летом 1998 года в условиях шторма произошла остановка котлотурбинной установки корабля, из-за чего он едва не был выброшен на скалы.

20. Шахты с противокорабельными ракетами «Москит-М».

2000 год

20 июня 2000 года эсминец «Адмирал Ушаков» прибыл в Северодвинск для прохождения ремонта на судоремонтном предприятии «Звездочка».

21. Эсминец «Адмирал Ушаков» на северодвинском судостроительном предприятии «Звездочка» (zvezdochka_ru).

Через небольшой промежуток времени после завершения ремонтных работ, с октября 2004 года по августа 2005, эсминец принял участие в своем крайнем дальнем походе в составе корабельной авианосной группы с авианосцем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». С тех пор эсминец не совершал выходы дальше Баренцева моря. Возможно, всему виной необходимость ремонта ГЭУ (КТУ). Она нуждается в серьезном (капитальном) ремонте, на который нет воли, жалко денег и дефицитных производственных мощностей, а посему красавцу-эсминцу придется доживать свой век в качестве корабля 1 ранга ближней морской зоны.

22. Шахты с противокорабельными ракетами «Москит-М».

Вооружение эсминца «Адмирал Ушаков:

РЛС общего обнаружения «Фрегат». Гидроакустическая станция «Платина-С».

23. Бак эсминца «Адмирал Ушаков».

Зенитно-ракетный комплекс «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой.

24.Шахты с противокорабельными ракетами «Москит-М», ходовая рубка и часть надстройки корабля, внутри которой находится погреб зенитно ракетного комплекса «Ураган».

Боекомплект — 48 «9М38М1» — зенитных управляемых ракет. Система управления зенитно-ракетным комплексом «Орех» — 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров.

25. Часть надстройки корабля, внутри которой находится погреб зенитно-ракетного комплекса «Ураган». Также там находятся кладовые, вентиляторный отделения.

На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. Система управления АК-130 — многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас — 500 выстреловна каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению, заведены в ленту). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. Система управления позволяет вести только однобортное применение артустановок.

26. По правому борту эсминца стоял тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота «Петр Великий».

АК-630М — зенитный скорострельный комплекс противовоздушной обороны. Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея — две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и системой управления «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса — 16 тысяч выстрелов.

27. Цепной стопор якоря. Якорь в клюзе.

Противокорабельный ракетный комплекс «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас — 8 крылатых ракет. Дальность поражения — 120 километров. Скорость — до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ — 0.3 тонны. Способен нести спец. боезапас. СУ эсминца проводит полный залп за полминуты.

28. Корабельная автоматическая пушка калибра 130 мм АК-130.

РБУ-1000 — реактивная бомбометная установка — 1000. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 реактивных глубинных бомб. Дальность поражения до одного километра. Основная задача — обеспечение противоторопедной защиты корабля. Стрельба производится полным залпом.

29. На борту эсминца «Адмирал Ушаков».

2 торпедных аппарата калибра 533 мм. Используются торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.

30. Торпедный аппарат калибра 533 мм.

РМ-1/УДМ/ПМ-1 — минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.

31. Корабли и суда Северного флота по левому борту корабля.

Вертолет КА-27ПЛ. Для использования вертолета на корабле имеется площадка и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.​​​​​​

32. Спасательный круг.

Несмотря на проблемы с ГТУ, корабль не стоит у причала. Эсминец, можно сказать постоянно, находится в Баренцевом море. Так сегодня, во время учений проходящих в Баренцевом море, в соответствии с планом боевой подготовки сил и войск Северного флота в летнем периоде обучения, корабельная ударная группа в составе эскадренного миноносца «Адмирал Ушаков», больших противолодочных кораблей «Вице-адмирал Кулаков» и «Североморск» провела артиллерийские стрельбы по морским и закрытым береговым целям в полигонах флота в Баренцевом море и на побережье Кольского полуострова.

Командующий вице-адмирал Константин Сиденко. Начальник штаба вице-адмирал Александр Толстых.

Приморская флотилия разнородных сил (Фокино)

Командующий контр-адмирал Сергей Авакянц.

36-я дивизия надводных кораблей (Фокино)

Командир контр-адмирал Александр Носатов.

«Варяг» — гвардейский ракетный крейсер проекта 11641. Бортовой номер 011, в составе флота с 1989 года. Командир гвардии капитан 1-го ранга Эдуард Москаленко.

«Адмирал Лазарев» — тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 11442. Бортовой номер 015, в составе флота с 1984 года. Командир капитан 1-го ранга Андрей Гранин. В консервации.

«Безбоязненный» — эсминец проекта 956. Бортовой номер 754, в составе флота с 1990 года. Командир капитан 1-го ранга Роман Машек. В ремонте.

«Боевой» — эсминец проекта 956. Бортовой номер 720, в составе флота с 1986 года. Командир капитан 1-го ранга Вадим Глущенко. В консервации.

«Бурный» — эсминец проекта 956. Бортовой номер 778, в составе флота с 1988 года. Командир капитан 1-го ранга Алексей Иманов. В ремонте.

«Быстрый» — эсминец проекта 956. Бортовой номер 715, в составе флота с 1989 года. Командир капитан 1-го ранга Андрей Сапрыкин.

44-я бригада противолодочных кораблей (Владивосток)

Командир капитан 1-го ранга Андрей Нелидин.

«Адмирал Виноградов» — большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 572, в составе флота с 1988 года. Командир капитан 1-го ранга Петр Подкопайло.

«Адмирал Пантелеев» — большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 548, в составе флота с 1991 года. Командир капитан 2-го ранга Иван Ковалев.

«Адмирал Трибуц» — большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 564, в составе флота с 1986 года. Командир капитан 2-го ранга Сергей Собокарь.

«Маршал Шапошников» — большой противолодочный корабль проекта 1155. Бортовой номер 543, в составе флота с 1985 года. Командир капитан 1-го ранга Анатолий Вислов.

100-я бригада десантных кораблей (Фокино)

Командир капитан 1-го ранга Александр Кузьминец.

БДК-11 «Пересвет» — большой десантный корабль проекта 775М. Бортовой номер 077, в составе флота с 1991 года. Командир капитан 2-го ранга Андрей Огнев. В ремонте.

БДК-98 — большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 055, в составе флота с 1982 года. Командир капитан 2-го ранга Игорь Акулов. В ремонте.

БДК-101 «Ослябя» — большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 066, в составе флота с 1981 года. Командир капитан 3-го ранга Сергей Комолов.

«Николай Вилков» — большой десантный корабль проекта 1171. Бортовой номер 081, в составе флота с 1974 года. Командир капитан 3-го ранга Александр Ким. В ремонте.

«Александр Николаев» — большой десантный корабль проекта 1174. В составе флота с 1982 года. В консервации.

19-я бригада подводных лодок (Малый Улисс)

Врио командира капитан 2-го ранга Александр Саутин.

Б-187 — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1991 года. В ремонте.

Б-190 «Краснокаменск» — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1992 года. Командир капитан 2-го ранга Сергей Волков.

Б-260 «Чита» — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1981 года. Командир капитан 2-го ранга Андрей Дергоусов.

Б-345 — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1994 года. Командир капитан 2-го ранга Александр Бардовский.

165-я бригада надводных кораблей (бухта Улисс)

Командир капитан 2-го ранга Игорь Осипов.

2-й и 25-й гвардейские дивизионы ракетных катеров

Р-11 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 940, в составе флота с 1991 года. В ремонте.

Р-14 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 924, в составе флота с 1991 года. В ремонте.

Р-18 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 937, в составе флота с 1992 года.

Р-19 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 978, в составе флота с 1992 года.

Р-20 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 921, в составе флота с 1993 года. Командир гвардии капитан 3-го ранга Илья Страхов.

Р-24 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 946, в составе флота с 1994 года.

Р-29 — ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 916, в составе флота с 2003 года. Командир гвардии капитан 3-го ранга Александр Сидун.

Р-79 — ракетный катер проекта 1241Т. Бортовой номер 995, в составе флота с 1984 года. Командир гвардии капитан-лейтенант Валерий Попов.

Р-261 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 991, в составе флота с 1988 года. В ремонте.

Р-297 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 951, в составе флота с 1990 года. В ремонте.

Р-298 — ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 971, в составе флота с 1990 года.

11-й дивизион кораблей охраны водного района

МПК-17 — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 362, в составе флота с 1991 года. Командир капитан 3-го ранга Максим Кулигин. В ремонте.

МПК-64 «Метель» — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 323, в составе флота с 1990 года. Командир капитан 3-го ранга Сергей Панков. В ремонте.

МПК-221 — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 354, в составе флота с 1987 года. Командир капитан 3-го ранга Андрей Лебедев.

МПК-222 «Кореец» — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 390, в составе флота с 1989 года. В ремонте.

БТ-114 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 542, в составе флота с 1987 года. Командир капитан-лейтенант Николай Корнилов.

БТ-232 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 525, в составе флота с 1988 года.

БТ-245 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 553, в составе флота с 1989 года.

БТ-256 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 560, в составе флота с 1991 года.

31-я бригада судов обеспечения (Владивосток)

Командир капитан 1-го ранга Игорь Селиверстов.

34-я бригада спасательных судов (Владивосток)

72-я бригада строящихся и ремонтируемых подводных лодок (Большой Камень)

Командир капитан 1-го ранга Сергей Захарченко.

Дивизион разведывательных кораблей (Владивосток)

55-я дивизия морской пехоты (Владивосток)

Командир генерал-майор Сергей Пушкин.

165-й полк морской пехоты (Владивосток)

Командир подполковник Олег Кацан.

390-й полк морской пехоты (Славянка)

921-й артиллерийский полк

923-й зенитно-ракетный полк

568-й отдельный смешанный авиаполк (Каменный Ручей)

Командир полковник Владимир Пушкарев.

289-й отдельный смешанный противолодочный авиаполк (Николаевка)

Командир полковник Виталий Власенко.

71-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья (Кневичи)

Командир подполковник Александр Козак.

72-й отдельный береговой ракетный полк

Командир подполковник Сергей Павлов.

217-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы (Шкотово)

Совгаванский военно-морской район

Командир капитан 1-го ранга Сергей Алекминский.

38-й дивизион кораблей охраны водного района (Советская Гавань)

Командир капитан 2-го ранга Кирилл Тараненко.

МПК-125 «Советская Гавань» — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 350, в составе флота с 1990 года. Командир капитан-лейтенант Алексей Денисов. В ремонте.

МПК-191 «Холмск» — малый противолодочный корабль проекта 1124. Бортовой номер 369, в составе флота с 1985 года. Командир капитан 3-го ранга Алексей Иевлев.

БТ-100 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 565, в составе флота с 1984 года.

БТ-215 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 593, в составе флота с 1991 года.

Группировка войск и сил на северо-востоке

Командир контр-адмирал Александр Витко.

16-я эскадра подводных лодок (Вилючинск)

10-я дивизия подводных лодок (Бухта Крашенинникова)

Командир контр-адмирал Владимир Гришечкин.

К-132 «Иркутск» — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А. В составе флота с 1988 года. Командир капитан 1-го ранга Вячеслав Циткин. В ремонте.

К-150 «Томск» — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А. В составе флота с 1996 года. Командир капитан 1-го ранга Андрей Екименко.

К-173 «Красноярск» — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А. В составе флота с 1986 года. Командир капитан 1-го ранга Юрий Савин. В консервации.

К-186 «Омск» — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А. В составе флота с 1993 года. Командир капитан 1-го ранга Владимир Дмитриев.

К-442 «Челябинск» — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А. В составе флота с 1990 года. Командир капитан 1-го ранга Владимир Куашев.

К-456 «Вилючинск» — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 949А. В составе флота с 1992 года. Командир капитан 1-го ранга Леонид Молдованов. В ремонте.

К-263 «Барнаул» — атомная подводная лодка проекта 971. В составе флота с 1987 года. Командир капитан 1-го ранга Олег Михалевский. В ремонте.

К-295 «Самара» — гвардейская атомная подводная лодка проекта 971. В составе флота с 1995 года. Командир гвардии капитан 1-го ранга Роман Щурий.

К-322 «Кашалот» — атомная подводная лодка проекта 971. В составе флота с 1988 года. В ремонте.

К-331 «Магадан» — атомная подводная лодка проекта 971. В составе флота с 1990 года. Командир капитан 1-го ранга Олег Гагкаев.

К-391 «Братск» — атомная подводная лодка проекта 971. В составе флота с 1989 года. Командир капитан 2-го ранга Сергей Трегуба. В ремонте.

К-419 «Кузбасс» — атомная подводная лодка проекта 971. В составе флота с 1992 года. Командир капитан 1-го ранга Дмитрий Барковский. В ремонте.

25-я дивизия подводных лодок (бухта Крашенинникова)

Командир контр-адмирал Сергей Рекиш.

К-211 «Петропавловск-Камчатский» — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР. В составе флота с 1979 года. Командир капитан 1-го ранга Валерий Кравченко.

К-223 «Подольск» — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР. В составе флота с 1979 года. Командир капитан 1-го ранга Андрей Хайдуков.

К-433 «Святой Георгий Победоносец» — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР. В составе флота с 1980 года. Командир капитан 1-го ранга Рамиль Бадртдинов.

К-506 «Зеленоград» — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 667БДР. В составе флота с 1978 года. Командир капитан 1-го ранга Алексей Кравченко.

182-я бригада подводных лодок (бухта Ильичева)

Командир капитан 1-го ранга Вадим Поворов.

Б-394 — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1988 года.

Б-445 — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1988 года.

Б-464 «Усть-Камчатск» — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1990 года. Командир капитан 2-го ранга Александр Бутник.

Б-494 «Усть-Большерецк» — дизельная подводная лодка проекта 877. В составе флота с 1990 года. Командир капитан 1-го ранга Магаран Адигюзелов.

114-я бригада кораблей охраны водного района (Завойко)

Командир капитан 1-го ранга Игорь Садов.

117-й дивизион кораблей охраны водного района

Командир капитан 2-го ранга Василий Опрышко.

МПК-82 — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 375, в составе флота с 1991 года. Командир капитан 3-го ранга Кирилл Стеглик.

МПК-107 — малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 332, в составе флота с 1990 года. Командир капитан 3-го ранга Сергей Бор.

МТ-264 — морской тральщик проекта 266МЭ. Бортовой номер 738, в составе флота с 1989 года. Командир капитан 3-го ранга Дмитрий Лиденхо.

МТ-265 — морской тральщик проекта 266МЭ. Бортовой номер 718, в составе флота с 1989 года. Командир капитан-лейтенант Вячеслав Гришаев.

БТ-325 — базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 586, в составе флота с 1974 года. Командир капитан 3-го ранга Евгений Долгопятный. В ремонте.

66-й дивизион малых ракетных кораблей

Командир капитан 2-го ранга Евгений Кравченко.

«Иней» — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 418, в составе флота с 1986 года. Командир капитан 3-го ранга Валерий Лепетухин.

«Мороз» — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 409, в составе флота с 1989 года. Командир капитан 3-го ранга Андрей Тихомиров.

«Разлив» — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 450, в составе флота с 1991 года. Командир капитан 3-го ранга Александр Коломеец.

«Смерч» — малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 423, в составе флота с 1985 года. Командир капитан 3-го ранга Денис Кафтанчиков. В ремонте.

84-я бригада судов обеспечения

Командир капитан 1-го ранга Олег Третьяков.

438-й отдельный дивизион спасательных судов

Командир капитан 2-го ранга Борис Дороганов.

40-я отдельная бригада морской пехоты

Командир полковник Валерий Жила.

865-й отдельный истребительный авиаполк (Елизово)

Командир полковник Александр Конистяпин.

317-й отдельный смешанный авиаполк (Елизово)

Командир полковник Юрий Иващенко.

520-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада (п. Англичанка)

Командир полковник Олег Буданов.

216-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы (п. Англичанка)

Командир капитан 1-го ранга Геннадий Ажмеденов.

Боевые корабли Тихоокеанского флота

*В скобках указано, сколько кораблей и подводных лодок находится в ремонте, резерве или на консервации.

Эсминец «Быстрый» вернули с учений во Владивосток раньше других кораблей

Из длительного морского похода во Владивосток вернулся эскадренный миноносец «Быстрый». Пробывший Тихом океане 36 дней эсминец вернули домой, в то время как противолодочный корабль «Адмирал Трибуц», морской танкер «Борис Бутома» и буксир-спасатель «Алатау» продолжают учения, сообщили РИА PrimaMedia в Тихоокеанском флоте.

«Быстрый» вернулся на главную базу ТОФ во приморской столице после выполнения задач дальнего морского похода, начавшегося 15 октября. Вместе с ним в поход тогда отправили противолодочный корабль «Адмирал Трибуц», большой морской танкер «Борис Бутома» и буксир-спасатель «Алатау».

«Дальний поход эсминца проходил в соответствии с планом боевой подготовки ВМФ России. ЭМ «Быстрый» находился в море 36 дней. Кораблем пройдено свыше 5,5 тысяч морских миль за 26 ходовых суток», — сообщил начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ВВО по ТОФ, капитан 2 ранга Владимир Матвеев.

В военном ведомстве также добавляют, что экипаж «Быстрого» за время похода выполнил артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям, провел учения и тренировки по противовоздушной, противолодочной и противодиверсионной обороне, обеспечению навигационной безопасности, организации связи и управления. Также морские пехотинцы, находившиеся на борту корабля, провели десятки занятий по огневой подготовке с выполнением практических стрельб из различных видов стрелкового оружия.

Боевой корабль «Адмирал Трибуц» с судами обеспечения «Борис Бутома» и «Алатау» продолжают выполнять задачи дальнего морского похода в Тихом океане.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Напугавший жителей коптящий эсминец вернулся во Владивосток

Отряд кораблей Тихоокеанского флота находится с визитом в порту Шанхай