Эсминец и крейсер отличия

Чем крейсер отличается от эсминца, фрегата и т.д.

Классификация современных ударных кораблей довольно условна и варьируется от страны к стране. Поэтому, чтобы не вводить никого в заблуждение, говорить мы будем именно о современном российском флоте. То что у нас относится к конкретному типу кораблей, в других странах может относится к совершенно другому.

Вооружение многоцелевых или ударных кораблей разных классов схоже:

  • Ракеты земля-земля, земля-воздух;
  • Автоматические пушки;
  • Торпедные аппараты;
  • Системы ПВО;
  • Реактивные бомбометы.

Класс корабля влияет лишь на количество и мощность этого вооружения. Кроме этого, все классы могут иметь вертолетную площадку.

Фрегаты

В конце XIX века термин «фрегат» перестал употребляться в актуальной корабельной классификации, но уже в середине XX века вернулся вновь. В России же термин «фрегат» начал употребляться совсем недавно — в начале 2010-х годов.

До этого, все что сейчас именуется фрегатами у нас называлось: «сторожевой корабль», «большой противолодочный корабль» и «противолодочный крейсер».

Корабли этого типа делятся на фрегаты I и II классов. Различаются они по водоизмещению: 4-5 тыс. тонн для фрегатов I класса и все что больше 5 тыс. тонн, но не дотягивает до эсминцев — II класса.

По вооружению фрегаты — это такие эсминцы в миниатюре. Они также могут нести ракетное, торпедное, противолодочное оружие и системы ПВО, но в меньшем количестве нежели эсминцы и, зачастую, меньших калибров.

Назначение фрегатов заключается в сопровождении конвоев в океанских условиях.

Корветы

Самые малые из современных многоцелевых кораблей. Относятся к кораблям ближней морской зоны, обладают меньшей автономностью, нежели фрегаты и все прочие классы. Вооружение аналогичное фрегатам, но его еще меньше.

Водоизмещение: до 4 тыс. тонн.

Применяются для боевых действий в прибрежной зоне, а также поддержки сухопутных сил.

Вплоть до начала ракетной эры в 60-х годах, эсминцы были самым многочисленным, сравнительно недорогим и не сильно то мощным классом кораблей. Сегодня же, эсминец — это крупный, дорогой и хорошо вооруженный корабль.

Вооружение аналогично фрегатам: противолодочное, ПВО, ракетное, торпедное. Но всего этого больше и оно помощнее.

Водоизмещение эсминцев: от 6 до 9 тысяч тонн.

Крейсера

У нас крейсерами считаются корабли с водоизмещением свыше 9 тысяч тонн. Ввиду отсутствия более крупных типов кораблей, не относящихся к авианесущим, верхнего предела нет.

Самым крупным кораблем этого класса в мире является атомный крейсер Петр Великий с водоизмещением в почти 26 тыс. тонн.

По вооружению ничего нового: автоматические пушки, пусковые установки, бомбометы, ПВО.

Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!

Крейсеры — наследники парусных фрегатов и корветов

С давних времен для нанесения ущерба торговому мореплаванию противника, а также для разведки снаряжались корабли, способные на так называемые крейсерские действия — самостоятельные рейды по морским и океанским коммуникациям противника.

Русский минный крейсер «Абрек», предназначенный для борьбы с вражескими миноносцами

В период Гражданской войны в США успешные боевые действия вели 19 паровых судов южан, уничтоживших более 250 кораблей северян. Правда, они еще не назывались крейсерами. Особенно отличился пароход «Алабама», который за 2 года захватил 68 кораблей противника. Это небольшое судно водоизмещением 1000 т обладало солидным вооружением: одним 178-мм орудием, шестью 164-мм пушками по бортам и одним кормовым поворотным 203-мм орудием. Эта артиллерия была в полной мере задействована в сражении с крейсером «Керсердж» северян, в состав вооружения которого входили два 280-мм орудия. Именно они решили исход боя, пробив корпус «Алабамы» ниже ватерлинии.

Спустя всего несколько лет, в 1868 г., в состав английского флота вошел первый корабль нового класса — паровой крейсер «Енконстент». Вооружение состояло из десяти 229-мм и шести 178-мм гладкоствольных дульнозарядных орудий, которые к тому моменту сильно устарели.

Первый русский крейсер — броненосный корабль «Генерал-адмирал»Первые крейсеры вооружались палубными орудиями на тумбовых лафетах для ближнего боя

Следующее поколение кораблей получило пушки с нарезным каналом ствола, заряжаемые с казенной части. Именно такие орудия стали основой мощи британских крейсеров типа «Линдер» водоизмещением 4300 т, строившихся в конце 1880-х гг. Паросиловая установка мощностью 5500 л. с. обеспечивала скорость хода до 17,5 узла. Вооружение состояло из десяти 152-мм нарезных орудий и 16 скорострельных картечниц. Имелись также 4 торпедных аппарата. Бронированная палуба надежно защищала силовую установку.

Морские коммуникации — тыловые пути, по которым осуществляется снабжение военного флота с удобных баз и портов. Рейд по коммуникациям — внешняя операция с целью нарушения путей снабжения противника.

Первыми русскими крейсерами стали корабли «Князь Пожарский», «Минин», «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский» водоизмещением по 4600 т каждый. Они были заложены в 1870 г. как броненосные корветы, после постройки отнесены к классу броненосных фрегатов, а с 1 февраля 1892 г. переведены в класс крейсеров 1-го ранга.

Крейсер «Алабама» тонет, пораженный орудиями крейсера «Керсердж»

Наряду с крейсерами 1-го и 2-го ранга в русском и других флотах появились и минные крейсеры — быстроходные легкие корабли, предназначавшиеся для разведки и борьбы с вражескими миноносцами. Построенный в Англии по заказу русского морского ведомства 650-тонный минный крейсер «Абрек» развивал скорость хода до 21 узла и был вооружен двумя 75-мм и четырьмя 47-мм пушками, а также двумя торпедными аппаратами.

Битва между крейсером «Керсердж» и вооруженным пароходом «Алабама»

Для пополнения флота кораблями, способными вести крейсерские операции, русское морское ведомство строило транспортные пароходы Добровольного флота, на которых заранее делались укрепления под орудия. Для них были заготовлены артиллерийское вооружение, быстросборные пороховые погреба, полные комплекты боеприпасов. Такой пароход мог за считанные дни переквалифицироваться в крейсер.

Этот опыт в полной мере использовало командование германского флота в годы Второй мировой войны, направив в Атлантику несколько вспомогательных крейсеров, переоборудованных из транспортных судов специальной постройки.

Британский крейсер «Линдер» имел бронированную палубуБританские моряки на палубе крейсера с 4-ствольной картечницей Норденфельда калибра 25 мм.Американский крейсер «Керсердж», вооруженный мощнейшими орудиями калибра 280 мм.

«Золотой век» крейсеров

К началу Русско-японской войны крейсеры имелись во флотах практически всех морских держав мира. Морские сражения этого конфликта стали веским доводом в пользу концепции линейного крейсера — быстроходного корабля, лишь немного уступающего линкору по вооружению и бронированию. Считалось, что такие крейсеры смогут принять участие и в сражениях линкоров.

Американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» в битве против японской авиации

Корабли типа «Шарнхорст» представляли собой самые мощные броненосные крейсеры Германии времен Первой мировой войны. Полное водоизмещение этих гигантов составляло 12 780 т. На вооружении имелось 8 орудий внушительного калибра — 210 мм, плюс 6 пушек калибра 150 мм, 18 пушек калибра 88 мм и 4 однотрубных 450-мм торпедных аппарата.

К началу Первой мировой войны на всех флотах числилось 27 линейных крейсеров, количество крейсеров 1-го и 2-го ранга достигало 200 единиц и еще более 50 таких кораблей находились в постройке.

Однако концепция линейных крейсеров в этой войне в целом себя не оправдала. В Ютландском сражении 1916 г. погибли 3 английских и 1 германский линейный крейсер. Против линкоров эти суда не имели «аргументов». В то же время менее крупные крейсеры 1-го и 2-го рангов действовали достаточно эффективно, а русский крейсер 1-го ранга «Аврора» даже вошел во всемирную историю как корабль, подавший сигнал к началу революции в России.

Русский крейсер «Аврора» Германский крейсер «Шарнхорст» времен Первой мировой войны

Опыт войны был учтен при разработке послевоенных кораблей. Линейные крейсеры исчезли как класс. В Японии все 4 имевшихся корабля этого класса переделали в линкоры, а неоконченные корабли достраивали уже в качестве авианосцев. Так же поступили и в Англии.

Германия лишилась кораблей этого класса по условиям Версальского договора, так что к началу Второй мировой войны линейные крейсеры были только в составе ВМФ Англии. Их боевая карьера закончилась по-разному: построенный в 1918 г. «Худ» взорвался 24 мая 1941 г. во время боя с германским линкором «Бисмарк», «Репалз» был потоплен японской авиацией 8 декабря 1941 г., а однотипный «Ренаун» сразу после войны пошел на слом.

Артиллерия крейсера в виде спаренной установки могла вести огонь, в том числе и по самолетам Главный калибр крейсера Киров — трехорудийные башни калибра 180 мм Открытые орудийные установки ставились на крейсеры до появления полностью закрытых башен

На развитие крейсеров 1-го и 2-го ранга значительное влияние оказали заключенные морскими державами в 1922 г. в Вашингтоне и в 1930 г. в Лондоне соглашения о морских вооружениях. Для крейсеров был установлен предел водоизмещения — 10 000 т, калибр орудий не должен был превышать 203 мм.

Схожие характеристики имели американские тяжелые крейсеры проекта «Нортгемптон» водоизмещением 9050 т. Головной крейсер вступил в строй в 1930 г., после чего было построено еще 2 крейсера — «Хьюстон» и «Луисвиль». Двигательная установка имела мощность 107 000 л. с. Вооружение составляло девять 200-мм орудий в 3 башнях, а также восемь 130-мм пушек, девять 530-мм торпедных аппаратов и несколько десятков зенитных установок.

Типичными легкими крейсерами того времени были 6 советских крейсеров проектов 26 и 26-бис. Построенный в 1938 г. по проекту 26 крейсер «Киров» отличался сильным вооружением: девять 180-мм и шесть 100-мм пушек, 16 зенитных автоматов и 2 трехтрубных торпедных аппарата. Энергетическая установка мощностью 113 000 л. с. обеспечивала скорость хода до 35 узлов.

Советский крейсер «Киров»

В морских сражениях Второй мировой войны тяжелые и легкие крейсеры обычно действовали в составе корабельных соединений, эскортировали конвои транспортных и десантных судов, проводили

Ракетные крейсеры — возрождение в новом качестве

Воцарившееся на морях после Второй мировой войны всевластие авианосцев чуть было не положило конец существованию не только линкоров, но и крейсеров. Вообще, корабли всех классов со ствольной артиллерией потеряли всякую ценность для военных. К середине 1974 г. в составе ВМС стран НАТО находилось всего 14 крейсеров — ничтожное количество по сравнению почти с 300 крейсерами, состоявшими на вооружении по всему миру в 1914 г.

Американский ракетный крейсер «Лейк Эри» типа «Тикондерога»

Появление ракетного оружия, можно сказать, спасло существование крейсеров. В 1962 г. появился советский ракетный крейсер 1-го ранга «Грозный» проекта 58. Мощность его двигателей составляла 90 000 л. с., скорость хода достигала 34,5 узла. Корабль водоизмещением 5400 т оснащался новейшим ракетным противокорабельным комплексом П-35, четырьмя 76-мм пушками и шестью 533-мм торпедными аппаратами. Всего было построено 4 корабля этого проекта.

Неотъемлемой частью крейсеров стали радиолокаторы и боевые информационные посты. Новейшая боевая информационно-управляющая система «Иджис», разработанная для американских эсминцев и крейсеров, объединяет все боевые и технические средства корабля и сама управляет их ресурсами. Такая система впервые была установлена на американских ракетных крейсерах типа «Тикондерога». Эти корабли водоизмещением 9800 т вооружены двумя 127-мм артустановками, а также двумя 6-ствольными зенитными установками «Фаланкс» калибра 20 мм и двумя автоматическими установками «Бушмастер» калибра 25 мм. Имеется также 8 пусковых установок ракет «Гарпун», пусковая система на 122 ячейки для ракет «Томагавк» и 2 трехтрубных 324-мм торпедных аппарата. Всего было построено 27 крейсеров типа «Тикондерога».

25-мм автоматическая установка на палубе американского крейсера

Наиболее мощными кораблями своего класса являются российские атомные ракетные крейсеры проекта 1144 (шифр «Орлан») водоизмещением 26 000 т. Закладка головного корабля «Киров» состоялась в 1974 г. До 1991 г. удалось построить еще два таких корабля — «Фрунзе» и «Калинин» (позже переименован в «Петра Великого»). Атомная энергетическая установка этих кораблей мощностью 140 000 л. с. обеспечивает скорость хода до 31 узла при неограниченной дальности плавания. Основу вооружения составляют 20 крылатых противокорабельных ракет комплекса «Гранит», 90 зенитных ракет комплекса С-300 «Форт», 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм (боезапас 20 торпед или противолодочных ракет «Водопад»), 3 вертолета Ка-27.

Атомный крейсер «Пётр Великий» российского ВМФ Советский ракетный крейсер «Варяг» проекта 58
Поделиться ссылкой

Российский корвет «Стерегущий»

Корвет — тип малых боевых судов, предназначенный для выполнения сторожевых и конвойных функций. Основными задачами такого корабля является обнаружение и борьба с подводными и воздушными силами противника.

Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.

Из вооружения корветы, как правило, несут на борту ракетные или артиллерийские установки калибром до 102 миллиметров, зенитные орудия и бомбометы для сбрасывания глубинных бомб. Изредка корвет может быть оборудован торпедным аппаратом.

Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.

В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.

Эсминец

Эсминец «Сарыч»

Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.

Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.

Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.

Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.

К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.

Фрегат

Фрегат проекта 22350

По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.

Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.

Крейсер

Ракетный крейсер «Москва»

Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.

В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.

Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.

Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.

До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.

Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.

Линкоры

Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году

Говорить много о линкорах, думаю, не стоит. Эти корабли в середине ХХ века были настоящими морскими монстрами — огромными и тяжеловооруженными, однако Вторая Мировая война показала их несостоятельность и после нее строительством линкоров больше никто не занимался, а оставшиеся потихоньку выводились из эксплуатации.

Авианосцы

Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»

Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.

Крейсеры

Ракетный крейсер — военный корабль крупного водоизмещения, имеющий многоцелевое назначение и вооружённый пусковыми установками управляемых ракет. Крейсер способен поражать воздушные, надводные и подводные цели, производить артобстрел прибрежных территорий.

Одним из самых мощных кораблей Военно-морского флота России является крейсер «Пётр Великий». Он способен выполнять поставленные задачи в любой точке мирового океана. В настоящее время это самый большой в мире действующий неавианесущий ударный боевой корабль. Основное его предназначение — уничтожение авианосных групп противника.

Крейсер «Пётр Великий». Фото: РИА Новости / Виталий Аньков

Эсминцы

Эскадренные миноносцы представляют собой корабли многоцелевого назначения. Они предназначены для:

  • нанесения мощного ракетного, торпедного и артиллерийского ударов по кораблям противника;
  • разведывательной службы в море;
  • охраны крупных кораблей от надводных, воздушных и подводных атак.

Эсминцы также могут устанавливать минные поля и поддерживать артиллерийской поддержкой высадку десанта.

Эскадренный миноносец «Быстрый» Тихоокеанского флота России. Фото: РИА Новости / Виталий Аньков

Эсминец среднее судно, восновном торпедное вооружение, мины, артиллерия так же средних калибров. Назначение по большей части линейные задачи, удержание территорий.
Крейсер чуть более тяжёлое судно, ракетное вооружение, средства дальнего обнаружения. Артиллерия раньше была довольно мощная, с появлением ракет, значимость её упала. Основное назначение — рейды, нарушение трансопртного сообщения.
Вообщем эсминец для охраны от всего. Крейсер для нападения на всё.

Евгений Мудрец