Дворяне при Петре

ПРОБНОЕ ОГЭ ПО ИСТОРИИ 9 КЛАСС

Вариант 1

Часть А

Выберите правильный ответ, в каждом случае один, запишите в виде цифр и букв…

А1. В битве на реке Калке участвовали:

А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович

Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян

В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,

Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский

Г) Витовт, Ягайло, Темир-Кутлуг, Едигей

А2. О каком событии говорится в отрывке?

«… Когда взошло солнце, не менее пятисот тысяч человек занимали сравнительно небольшое пространство, и проталкиваясь вперед, напирали на сотню растерявшихся казаков… В одну секунду казаки были сметены и толпа бросилась вперед…Все они попадали в ямы, друг на друга, женщины, прижимая к груди детей, мужчины, отбиваясь и ругаясь…»

А) стачка иваново-вознесенских рабочих Б) бои на Красной Пресне

В) катастрофа на Ходынском поле Г) «Кровавое воскресенье»

А3. Понятие «восточный вопрос» в России XIX в. было связано:

А) со стремлением России присоединить территории на Дальнем Востоке

Б) с установлением мира на Ближнем Востоке

В) с борьбой за свободу плавания через Черноморские проливы

Г) с попытками добиться распада Турецкой империи

А4. Основным источником получения средств для индустриализации России в XIX в. правительство избрало (укажите лишнее):

А) внешние займы, привлечение иностранных капиталов

Б) опору на внутренний капитал

В) продажу хлеба за рубеж и приобретение новой техники

Г) выкупные платежи крестьян

А5. Кто возглавлял работу по кодификации законов Российской империи?

А) И.В.Васильчиков Б) М.М.Сперанский В) А.Х.Бенкендорф

Г) К.В.Нессельроде

А6. Финляндия вошла в состав России в результате войны:

А) с Турцией Б) со Швецией В) с Ираном Г) с Францией

А7. Какое событие объединяет этих людей:

В. Корнилов, П. Нахимов, В. Истомин, Э. Тотлебин?

А8. Что из названного получали дворяне за службу?

      1. пожилое

      2. вотчину

      3. поместье

      4. удел

А9. К какому из указанных событий относятся годы — 1700, 1709, 1721?

      1. городским восстаниям

      2. Северной войне

      3. Семилетней войне

      4. дворцовым переворотам

А10. Кто из названных лиц принадлежал к современникам царя Алексея Михайловича?

A) Иван Болотников

Б) Михаил Скопин-Шуйский

B) патриарх Никон
Г) протопоп Аввакум
Д) Богдан Хмельницкий
Е) Емельян Пугачев

Укажите верный ответ.

1) АБГ 2) АВГ 3) ВГД 4) БДЕ

А11. Прочтите отрывок из сочинения историка СМ. Соловьева и назовите войну, с которой связаны описанные события.

«В сентябре Карл повернул к Украине; сам царь 28 сентября перехватил спешившего к нему Левенгаупта при деревне Лесной, недалеко от Пропойска, и поразил его наголову, взял всю артиллерию и обоз, на которые так надеялся Карл.

«Сия у нас победа, — по словам Петра, — может первая назваться, понеже над регулярным войском никогда такой не бывало, к тому же еще гораздо меньшим число пред неприятелем: тут первая проба солдатская была». Карл вошел в Украину.

Малороссийский гетман Мазепа перешел на его сторону, перешли на его сторону запорожские казаки; но масса народная в Малороссии осталась верна русскому царю».

      1. Ливонская

      2. Смоленская

      3. Северная

      4. Семилетняя

А12. Какую цель преследовал созыв в 1814-1815 гг. Венского конгресса?

      1. Защиту правящих династии и их престолов

      2. пересмотреть условия Парижского договора

      3. заключить мир с Наполеоном

      4. решить восточный вопрос

А13. Кто из перечисленных ниже деятелей культуры принадлежал к художникам-передвижникам?

А) И.Н. Крамской

Б) A.M. Опекушин

В)А.К. Саврасов ,

Г) К.П. Брюллов

Д) В.М. Васнецов

Е) О.А. Кипренский

Укажите верный ответ.

1) АВД 2) БГЕ 3) АБГ 4) ГДЕ

А14. Продвижение русских в Сибирь в XVII в. связано с именем-
1) Ермака Тимофеевича

2) Семена Дежнева

3) Степана Разина

4) Витуса Беринга

А15. Манифест 19 февраля 1861 г. подписал:
1) Александр I; 2) Николай I; 3) Александр II; 4) Николай II.

А16. К истории Крымской войны относятся:
1) Синопская битва, оборона Севастополя;
2) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
3) битва под Аустерлицем, оборона Севастополя;
4) битва под Нарвой, Лейпцигская битва.

А17. Даты 1801 г., 1825 г., 1855 г., 1881 г. относятся к:
1) процессу освобождения крестьян;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) этапам промышленного переворота в России.

А18. Как называлась первая русская летопись?
1) “Слово о полку Игореве 2) “Повесть временных лет” Нестора
3) “Поучение детям» Владимира Мономаха 4) “Слово о законе и благодати

А19. Укажите имя предводителя крестьянской войны, произошедшей во второй половине XVII в?
1) Иван Болотников 2) Емельян Пугачёв 3) Кондратий Булавин 4) Степан Разин

А20. Когда Россия завоевала выход к Черному морю?
1) в результате войны с Крымским ханством в 1661 году
2) в результате присоединения украинских земель в 1654 году
3) в результате войны с Турцией в 1768-1774 годах
4) в результате войны с Турцией в 1806-1812 годах

Часть В

В1. Укажите утверждения, с которыми Вы согласны.

  1. После смерти Святослава на Руси началась междоусобица между сыновьями.

  2. В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор в Киеве.

  3. При Владимире Святом создается свод законов «Русская Правда»

  4. В войне с крестоносцами решающей была Невская битва.

  5. Начало возвышения Москвы связано с Дмитрием Донским.

  6. В XII-XIII вв. возникают различные архитектурные школы.

  7. Несвободными людьми на Руси были холопы.

В2. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь, когда оно произошло? Объясните, на основании чего вы это определили.

«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.

И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских…

И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами».

И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде… Видя это и прочие… от мала до велика бросились в бегство…»

В3. Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали период дворцовых переворотов?

      1. усиление роли гвардии

      2. династические кризисы

      3. усиление крепостного права

      4. борьба за усиление России в Европе

      5. расширение прав посадского населения

      6. разработка проектов российской Конституции

Запишите в бланк ответов в порядке возрастания (без пробелов и каких-либо символов, не более трех цифр).

В4. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь.

Объясните, на основании чего вы это определили.

«Сей святой старец… предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу… окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю…»

В5. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Когда оно произошло.

Объясните, на основании чего вы это определили.

«…Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил. …Царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый…»

В6. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, в каком году происходили описанные события.

Объясните, на основании чего вы это определили.

«С сей минуты дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он душою оных. Ввечеру мы сообщили друг другу собранные сведения: они были неблагоприятны.

Войско присягнуло Константину холодно, однако без изъявления неудовольствия.

В городе ещё не знали, отречётся ли Константин; тайна его прежнего отречения в пользу Николая ещё не распространилась. В Варшаву поскакали курьеры, и все были уверены, что дела останутся в том же положении».

В7. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь».
1) Алексею Михайловичу 2) Петру Алексеевичу
3) Михаилу Фёдоровичу 4) Петру Федоровичу

В8. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

понятие

определение

1. Местничество

А.Люди, получившие «купу» — заем и обязанные за это работать на господина, предоставившего «купу»

2. Закупы

Б. Назначение на государственную должность в зависимости от знатности происхождения.

3. Кормление

В. Порядок содержания должностных лиц за счет местного населения

4. Феодализм

Г. преобразования в управлении государством, жизни общества .

5.Посадские люди

Д. система устройства общества, основанная на отношениях господина и подданного, поземельной зависимости одних людей от других.

6. Реформа

Е. Ремесленники, торговцы и другие слои населения, жившие на посаде; составляли особое сословие.

7.Опричнина

И. политика Ивана Грозного, направленная на укрепление его самодержавной власти.

В9. По отрывку из стихотворения А. Одоевского определите, о каком историческом событии идет речь?

Вы знаете, сыны мои! Для вас,

Для тишины всей Руси православной,

Был съезд князей, где, потушив раздор

Мы клятвою скрепили договор …

Мы на кресте произнесли обет:

Да будет Русь нам общею отчизной.

  1. Нашествие монголо-татар на Русь. 2. Любеческий съезд

  1. Куликовская битва 4. Стояние на Угре

В10. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX века, о которой в нем говорится и её даты.
«Грустно…я болен Севастополем…Мученик – Севастополь!…

Что стало с нашими морями?…

Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях.

Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега…Друзей и союзников у нас нет»

Часть С

Ответьте на вопросы кратко или вставьте пропущенные слова.

Запишите только ответы.

С1. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

«Особенность Комиссии… была в том, что депутаты не только были избраны, но и собрались в Москву к указанному сроку…

Торжественная церемония открытия заседания комиссии в Грановитой палате Кремля, с пышным обрядом прибытия императрицы, с долгим чтением «Наказа» комиссии, казалось бы, символизировала наступившее наконец-то тесное единение общества и власти.

Верховная правительница удивляла народных представителей смелыми фразами «Наказа» вроде таких: «Вопреки ласкателям, которые ежедневно говорят государям, будто народы для них сотворены, Мы думаем и за славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа»…-

Характерно, что «Наказ», изданный в России за 30 лет восемь раз, стал во Франции запрещенной книгой …

Проблема всеобщей свободы и вольности, поставленная… в «Наказе», похоже, мало интересовала депутатов. Куда важнее казалось им отстоять привилегии сословий: купечество хотело исключительных прав на торговлю, просило «о неторговании казаками и мещанами», дворянство стояло за исключительные права и привилегии …

Столкновение мнений по поводу крепостного права отразилось и на самом верху государства Российского… крепостное право порицалось… «противно христианской вере и справедливости делать невольниками людей (они ведь рождаются свободными)», а вот приближенные и сподвижники оказались сторонниками рабства…

Так увядали мечты… о великом и благотворном единении власти и общества. Даже самые человеколюбивые идеи не находили опоры в большинстве… Депутаты вовсю спорили о суде и «расправе», а императрица уже ждала удобного случая завершить грандиозное, но не оправдавшее ее надежд предприятие. Наиболее благовидный предлог был найден после начала войны с Турцией — многим депутатам было велено отправиться к местам, занимаемым ими по службе (прежде всего это касалось военных)».

  1. Напишите имя императрицы, созвавшей Уложенную комиссию. Укажите годы ее правления. Когда начала работу Уложенная комиссия?

  2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех положений «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии.

  3. Укажите не менее трех причин свертывания работы Уложенной комиссии.

С2. Восстановите отрывок, вставив пропущенные слова:

С3. Подпишите название памятников, изображенных на иллюстрациях, и укажите города, где они находятся.

1) 2)

3) 4)

С4. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

«Правящей элите не удалось совершить «прорыв в прошлое». Монархия не могла ограничить свою внутреннюю политику только мероприятиями в русле консервативного реформизма и чисто охранительными функциями…

Политика Бунге и его преемников (таможенный протекционизм, привлечение иностранного капитал с упорядочивание государственного долга и денежного обращение способствовала завершению промышленной революции в Росси утверждению крупного машинного производства, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма.

Это опровергает традиционное представление о царствовании как… «периоде регресса». Но, как и предсказывал Бунге, курс на индустриализацию, не сопровождавшийся преобразованиями в деревне и не предполагавший каких-либо изменений системе общинного землевладения и патриархальном укладе крестьянской жизни, порождал глобальные диспропорции, неизбежно ведущие в будущем к социально-политическому кризису».

1. Определите, о правлении какого императора идет речь. Каким термином историки определяют его правление? Каково отношение автора к политике монарха?

2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех положений его внутренней политики, стимулирующих развитие промышленности.

3. Укажите не менее трех положений, свидетельствующих о попытках сохранить общинно-крепостнические порядки на селе.

С5. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Слова даются в алфавитном порядке в именительном падеже.

Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ГЗВБАЖЕД.

Учтите, что одно из понятий лишнее.

А). Вече Д). Российское единое государство

Б). Русь Е). Феодальная раздробленность

В). Князь Ж). Феодальная республика

Г). Первобытно-общинный З). Феодальный

Позднее ведущее место среди городов Руси заняла Москва. Она возглавила борьбу за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель. В результате активной политики московских князей к XVI в. завершился процесс образования (7) ______.

26 февраля 1714 г. Петр I.Указа о неприсвоении офицерского звания дворянам
(1 фото)

Пётр Алексеевич придерживался другого взгляда на этот вопрос. К Петру можно по-разному относиться, но его отношение к воинской службе, вызывает уважение. Он сам обучался воинскому искусству с юных лет, начинал со службы простым солдатом — барабанщиком в Преображенском полку, тщательно и старательно осваивал службу артиллериста-бомбардира, и только затем стал пехотным офицером (одев мундир капитана после взятия Азова, а унтер-офицером гвардии был объявлен в 1700 году). Ни одно воинское звание царь Петр Алексеевич не перешагнул. Не гнушался он и простой работы, со старанием выполнял любую работу – плотника или кузнеца. Этим он подавал пример всему дворянскому сословию. Встретив однажды вернувшихся после обучения в Европе молодых дворян, царь Петр сказал им: » Я царь ваш, но у меня мозоли на руках. А все для того, чтобы подать вам пример, и хотя бы под старость сделать из вас достойных помощников и верных слуг Отечества».
Он приказал, чтобы все дворяне начинали службу простыми солдатами в полку, к которому были приписаны. Они были должны последовательно постигать военную науку с самого низшего военного чина. В офицерский чин производили по представлению генерала, учтя свидетельства о кандидате всех полковых офицеров.
К тому же для царя Петра главным было не происхождение человека, а его личные качества, мужество, умения. Хорошая служба рядовых солдат поощрялась, за доблесть и храбрость солдаты могли быть награждены офицерским чином. А в конце 1720 года Пётр Алексеевич издал указ, который предписывал обер-офицерам, происходящим не из дворянского сословия, выдавать патенты на дворянское звание и считать дворянами все их потомство. Таким образом, при Петре достижение дворянского звания с помощью службы было возможным, при этом дворянское происхождение сохраняло своё значение. В служебных отношениях царь, предоставлял начальнические должности как дворянам, родившимся в этом звании, так и получившим его верной службой.
Государь Петр Алексеевич очень высоко ценил воинскую службу Отечеству и звание солдата. «Что есть солдат?» — задает вопрос «Воинский Устав» Петра Алексеевича. «Имя солдат содержит в себе всех людей, которые в войске суть. От вышняго генерала, даже до последнего мушкетера, конного, или пешего». В состав полковых судов входили не только штаб-, обер- и унтер-офицеры, но и рядовые солдаты. Причём рядовые, как и офицеры, имели право свободного и решающего голоса. Штаб– и обер-офицерам была запрещено брать солдат в услужение, кроме денщиков, но и тех следовало брать в ограниченном числе и нельзя было жестоко обращаться с ними. В петровской армии была сильна общая спайка, прививалось семейное начало в полках и на кораблях. Воинский Устав требовал от командного состава: «Офицеры солдатам должны быть, яко отцы детям».
Пётр сознательно создавал именно национальную Русскую армию, опередив своё время. Петровская система, когда офицеры начинали службу рядовыми солдатами, познавая все тонкости военной службы, привела к тому, что русская армия превзошла передовую в Западной Европе шведскую армию. Румянцев, Суворов, Ушаков были блестящими продолжателями его дела. Созданная царем Петром армия будет громить грозные прусские войска Фридриха Великого при Цорндорфе и Кунесдорфе, занимать Берлин и Кёнигсберг, бить крымско-турецкие полчища при Кагуле и Рымнике, брать Очаков, Измаил и Анапу, усмирять поляков, бить французов, преодолевать непроходимые зимой горные перевалы в Альпах сбивая врага штыковыми атаками. Русская армия мужественно встретит удар «Великой армии» Наполеона собранной из лучших солдат всей Европы, будет несокрушимо стоять в сражении при Бородине, уничтожит армию великого французского полководца, освободит Европу и победоносно войдёт в Берлин и Париж.
Государь Петр положил конец беде, с которой боролся ещё царь Иван Грозный – ликвидировал остатки местничества (порядок распределения служебных мест с учётом происхождения и служебного положения предков лица). Прежде всего Пётр ценил в человеке его личные качества – ум, знания, умения, старание, ревность и прилежание к делу. Дворянин при нём, если не прослужил на военной службе семь лет, или на гражданской – десять, по приказу царя до старости оставался недорослем (дворянином не поступившим на государственную службу). Тех дворян, которые пытались увильнуть от смотров, он лишал вотчин. Таким образом, царь восстановил изначальный смысл дворянского сословия. Дворяне должны были нести воинскую службу, защищать Отечество, за это он получал право на поместье, чтобы крестьяне содержали его. Для той эпохи это была справедливая система, т. к. Россия всю свою историю воевала. Все сословия и группы населения несли свою службу – смыслом существования дворян была вооружённая защита Отечества. Дворяне были солдатами России, а царь их генералом. К сожалению, другие правители нарушат эту справедливость жизни русского общества. Мифологизированный, очернённый государь-рыцарь Павел попытается восстановить правду, вернуться к правильной системе. Но его убьют, а затем набросают «грязи» на его имя.
В средневековой Руси, чтобы содержать одного человека, который из-за военной службы не мог прокормить себя работой в сельском хозяйстве, ремеслом или иным промыслом (охотой, бортничеством и пр.), нужно было не менее 10 крестьянских дворов. Из-за низкой производительности труда в суровых условиях России — зона рискованного земледелия, именно такое количество дворов давало определённый добавочный продукт, которого хватало на содержание одного воина. Поэтому, князья и цари закрепляли за своими воинами землю и крестьянские дворы. Это было целесообразно. Русский дворянин защищал не только своё государство, но свою землю, своё поместье. Некоторые воины за особые заслуги получали много земли и крестьянских дворов, но в таком случае они были вынуждены за свой счёт сформировать, вооружить, снабдить конями отряд воинов, с которым шли на войну.
Если же дворянин по каким-либо причинам прекращал службу, земля и крестьяне изымались. Вдова погибшего дворянина получала только часть поместья – «опричь», на прокорм, что было справедливо. Если дети умершего, погибшего дворянина к 15 годам не становились в воинский строй, у них имение отца забиралось. Хотя и это не всех останавливало. Некоторые дворяне из-за страха перед ратной службой или по иным причинам записывались в другие сословия, к примеру, купцы, и даже крестьяне. В допетровские времена случалось, появлялись указы, запрещавшие дворянам переходить в холопы.
На начало 17 столетия армия России составляла примерно 200 тыс. человек, четверть её составляли дворяне, остальные были из других сословий. Пётр создал такую систему, что ещё во времена Александра Суворова служба потомственного дворянина (особенно это касалось безземельных дворян) до самой старости рядовым или унтер-офицером было обычным делом, особенно если дворянин был безграмотным.
Однако после смерти Петра, дворяне начинают получать одну привилегию за другой. В 1731 году они получили право собирать подушную подать с крепостных крестьян; в 1736 году манифестом Анны Иоанновны их служба была ограничена 25 годами; в 1746 году Елизавета Петровна запретила всем сословиям, кроме дворян, покупать крестьян и землю. Освободил от военной службы дворян царь Пётр III — «Манифест о вольности дворянства» (Манифест от 18 февраля 1762 года). При этом дворяне сохранили все прежние привилегии, и даже расширили их. Они получили право практически свободного выезда из государства. С этого времени для части дворянства России, германские, итальянские или французские города станут милее российских. Начнётся значительный отток капитала за границу. Аристократы годами жили за границей, забыв о Родине. Одним из следствий Манифеста Петра III стало то, что дворяне с этого момента могли свободно распоряжаться своими землями вне зависимости от отношения к службе. Произошло и усиление крепостного права, дворяне получили право по своей воле принадлежавших им крестьян из одного уезда в другой, были укреплены бюрократические препятствия по переходу крепостных крестьян в купеческое сословие.
Екатерина II в «Жалованной грамоте дворянству» 1785 года подтвердила основные положения указа Петра III. Дворяне окончательно были превращены в привилегированное сословие, которое было не обязано государству службой, не платило налогов, но имело много прав. В частности, право свободного выезда за границу, поступления на иностранную службу, исключительное право владеть землёй и крепостными крестьянами, право заниматься промышленной деятельностью и торговлей, свободу от телесных наказаний, право на собственное сословное самоуправление.
Действия Петра III и Екатерины II, при господстве среди дворянского сословия западной культуры, создали огромную пропасть между дворянами и народом. Фактически в Российской империи появилось два народа. Узкая прослойка дворян, для которых немецкая и французская культура были ближе русской, стала превращаться в социальных паразитов. Первой реакцией народа на эту несправедливость было восстание Пугачёва. Революция 1917 года во-многом была связана именно с этим разделением народа.

Литературная игра по роману «Капитанская дочка»

Игра КВН по роману «Капитанская дочка» для школьников

1-й тур. «Разминка».

— Переведите устаревшие слова на современный язык: челобитье, обиняки, лазутчик, оказия, исполать, супостат, жаловать, пенять.

— Целовальник — это… (продавец вина в трактире).

Инвалид — это… (военнослужащий, состарившийся на военной службе).

Грош — это… (монета достоинством в две копейки).

Существенность — это… (действительность, явь).

— Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия, не состоявший на службе. (Недоросль.)

— Солдат-новобранец. (Рекрут.)

— Любительница рассказывать новости. (Вестовщица.)

— Арестант, узник в колодках. (Колодник.)

— Человек, пользующийся особым доверием. (Наперсник.)

-Гуляка, бездельник. (Шаматон.)

— Крытая повозка. (Кибитка.)

— Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. (Камзол.)

— Дорожный сундучок для посуды и продуктов. (Погребец.)

— Сборник законов о воинских обязанностях (Артикул.) Оценка правильного ответа — 1 балл.

2-й тур. Узнай персонаж романа по одежке.

1. Он совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял заботу о чужом гардеробе, был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча «оголтелому пьянице». (Савельич.)

2. Она вопреки правилам придворного этикета была одета на приёме у императрицы в дорожное платье, т. к. она одевалась по обыкновению просто и мило. (Маша Миронова.)

3. Он получил в подарок заячий тулуп. (Пугачёв.)

4. Она ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок. (Василиса Егоровна.)

5. Впервые появилась перед читателями в белом утреннем чепце, платье, душегрейке. (Екатерина II.)

3-й тур. Разрешите представиться.

Пётр Гринёв.

1. Фамилия, имя, отчество отца героя. (Андрей Петрович Гринёв.)

2. Фамилия, имя, отчество матери героя. (Авдотья Васильевна Ю.)

3. Количество детей в семье Гринёва. (9.)

4. Возраст героя к тому времени, когда он выучился русской грамоте. (На 12-м году.)

5. Предмет, бережно хранимый матерью Гринёва с момента крещения сына. (Сорочка.)

6. Учебное пособие, из которого Гринёв изготовил бумажного змея. (Карта по географии.)

7. Название полка, куда герой был зачислен на службу, ещё до своего появления на свет. (Семёновский.)

8. Город, где Гринёв проигрался в бильярд. (Симбирск.)

9. Алкогольный напиток, который впервые попробовал Гринёв. (Пунш.)

10. Воинское звание, присвоенное Гринёву в Белогорской крепости. (Поручик).

11. Оружие, которым герой был ранен на дуэли. (Шпага.)

12. Русский поэт XVIII века, очень хвалил стихотворные опыты Гринёва. (Сумароков А. П.)

13. Город, куда был отправлен Гринёв после ареста. (Казань.)

14. Наказание, которым заменила императрица герою смертную казнь. (Вечное поселение в Сибири.)

15. Реликвия, которую показывают потомки Гринёва всем гостям своего семейства. (Письмо Екатерины II к отцу Гринёва, содержащее оправдание его сына.)

Маша Миронова.

1. Фамилия, имя, отчество отца героини. (Иван Кузьмич Миронов.)

2. Имя, отчество матери героини. (Василиса Егоровна.)

3. Цвет волос героини. (Светло-русый.)

4. Приданое героини. (Частый гребень да веник, да алтын денег.)

5. Фамилия офицера, сватавшегося к Маше месяца за два до приезда Гринёва. (Швабрин.)

6. Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи. (Гринёв.)

7. Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с лёгкостью добиться благосклонности героини. (Пара серёг.)

8. Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости. (Оренбург.)

9. Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей.

(Отец Герасим и его супруга Акулина Памфиловна.)

10. Лицо, передавшее Гринёву письмо от Маши с просьбой о помощи. (Урядник Максимыч.)

11. Лицо, выразившее желание быть посажённым отцом на свадьбе у Гринёва. (Пугачёв.)

12. Населённый пункт, где Маша встретилась с императрицей. (Царское Село.)

13. Кто сопровождал Машу во время поездки в Петербург. (Палаша и Савельич.)

14. Особа, взявшая на себя обязательства устроить состояние бедной сироты. (Екатерина И.)

15. Губерния, где благоденствует потомство Гринёва. (Симбирская.)

4-й тур. Интервью с героями.

Пётр Гринёв.

Вы, безусловно, не забыли тот день, когда во время бурана заблудились в степи, и прохожий вам помог найти дорогу. По глубоким сугробам кибитка двигалась медленно, и вы задремали. Вам приснился сон, который вы не могли забыть и видели в нём нечто пророческое. Не расскажете ли нам, что это был за сон? (Гринёву приснилось его возвращение домой, где его ожидал гроб отца.)

Какое напутствие вы получили от отца, направляясь на службу? (Береги честь смолоду, а платье снову.)

Вы, конечно, помните ту калмыцкую сказку, которую вам рассказал Пугачёв. Как вы можете её прокомментировать? (Но жить убийством и грабежом значит по мне клевать мертвечину.)

Емельян Пугачёв.

Один из казаков рассказывал о вас буквально следующее: «…В бане, слышно, показывал свои царские знаки на груди…» У вас в самом деле есть царские знаки и какие? (На одной — двуглавый орёл, величиною с пятак, а на другой — персона его.)

Во время бурана вы помогли молодому барину. «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», — отмечал впоследствии Гринёв. В чём же состояла эта чуткость ума? («В самом деле, — сказал я, — почему думаешь ты, что жилье недалече?» «А потому, что ветер оттоле потянул… и я услышал, дымом пахнуло: знать, деревня близко».)

5-й тур. Народная песня.

Определите главу, эпиграфом к которой являются следующие отрывки из песен:

Сторона ль моя сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да конь меня завёз… (Глава II «Вожатый».)

Голова, моя головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года… (Глава VII «Приступ».)

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек… (Глава XII «Сирота».)

Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём… (Глава III «Крепость».)

1. Какую из этих песен пели разбойники на Совете? Какое впечатление произвела эта песня на героя? («Не шуми, мать зелёная дубравушка…» «Невозможно рассказать, какое впечатление произвела на меня эта песня…».)

2. Какую из этих песен Пугачёв назвал своей любимой? В каком произведении Пушкина герои поют эту же песню? («Не шуми, мать зелёная дубравушка…»; «Дубровский».)

Рекомендуем посмотреть:

Пришвин «Кладовая солнца». Викторина с ответами

Викторины с ответами для школьников 5-7 класса на тему «Листая страницы древних книг…»

Лесков «Левша». Викторина с ответами

Викторина по творчеству Лермонтова, 6-7 класс с ответами

Викторины с ответами на тему «Легенды и мифы Древней Греции», 5-7 класс

Сколько служили в Армии

он Князей до наших дней

История призыва
Воинская повинность появилась в нашей стране много столетий назад. Хорошо организованное войско существовало еще в Московском государстве. Постоянную службу несли дворяне, а остальное население призывалось только в случаях особой необходимости. Главной военной силой на рубеже XV–XVI вв. была конница, а при Иване Грозном большую роль в обеспечении безопасности страны стала играть пехота. Первое постоянное пешее войско составили стрельцы.
Однако полноценная регулярная армия появилась в Российском государстве уже при Петре I на основе рекрутского призыва, под который подпадали крестьяне, мещане и другие податные сословия. Воинская повинность была общинной и пожизненной.
Дальнейшие серьезные преобразования связаны с правлением Александра II. В 1862 г. он освободил от повинности дворян, а позднее и представителей некоторых других сословий: купцов и духовенство. Таким образом, основу армии составляли крестьяне и мещане. Однако спустя некоторое время, в 1874 г., российский император ввел всеобщую личную повинность, которой подлежало все мужское население страны, достигшее 21-летнего возраста. Кроме того, с этого момента призыв распространялся на представителей всех национальностей, проживающих в России. В начале XX в. срок действительной службы в пехоте и пешей артиллерии составлял 3 года, в других родах сухопутных войск – 4 года, во флоте – 5 лет. Некоторым категориям граждан были предоставлены льготы. Например, срок службы для молодых людей, окончивших курс учебного заведения 1-го разряда (а также 6 классов гимназии) был 2 года. Совершенно неспособные носить оружие по состоянию здоровья и вовсе освобождались от службы. Также были избавлены от воинской повинности некоторые служители церкви.
Условия призыва вновь были ужесточены после прихода к власти большевиков. Постановление 1918 г. «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию» носило ярко выраженный классовый характер и предусматривало обязательную военную службу для трудящихся, достигших 18-летнего возраста. Позднее, в 1930 г., был принят новый советский закон – «Об обязательной военной службе», – согласно которому оборона СССР с оружием в руках осуществлялась только трудящимися. На нетрудовые классы возлагалось выполнение иных обязанностей – обслуживание армии. Таким образом, сохранялся классовый подход к исполнению гражданами обязанностей военной службы.
Через 4 года после окончания Великой Отечественной войны был принят закон, по которому призыв граждан мужского пола проводился один раз в год в ноябре-декабре. Кроме того, в Вооруженных Силах СССР были установлены новые сроки службы: в Сухопутных войсках (СВ) и Военно-воздушных силах (ВВС) – 3 года, в Военно-морском флоте (ВМФ) – 4. Позднее, в 1968 г., срок срочной службы сократился до 2-х лет в СВ и до 3-х – в ВМФ. Выпускники институтов, не получившие военной подготовки, служили 1 год. Помимо осеннего был введен и весенний призыв.
В настоящее время основным законодательным актом для призывников является Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». Согласно внесенным поправкам, с 2008 г. срок прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации для российских граждан мужского пола составляет 1 год

«Создание регулярной армии»: какую роль в истории России сыграло введение рекрутского набора

20 февраля 1705 года Пётр I издал царский указ о наборе в армию рекрутов из всех сословий русского общества. Это решение существенно повысило боеспособность российской армии, в значительной степени изменило ход Северной войны и оказало позитивное влияние на социально-экономическое развитие страны. В то же время для крестьянства рекрутский набор стал одной из наиболее тяжёлых повинностей. Будущих солдат из родных сёл, по словам историков, в армию провожали почти как в последний путь.

Нехватка кадров

«Нельзя утверждать, что рекрутский набор был исключительно идеей самого Петра. Предпосылки для существования подобной системы комплектования войск возникли ещё во времена его отца Алексея Михайловича и брата Фёдора Алексеевича», — рассказал RT кандидат исторических наук, доцент МГУ имени Ломоносова Олег Айрапетов.

Речь идёт о системе призыва так называемых даточных людей, собираемых преимущественно для тыловых работ в военное время, а также в качестве ополчения и пополнения отдельных полков. Однако такая система не позволяла создать достаточную по численности постоянно действующую профессиональную армию.

Проблемы в вопросе построения вооружённых сил накапливались, поскольку в конце XVII — начале XVIII столетия Россия была потенциальным объектом экспансии для ряда соседних государств.

«Решить проблему создания достаточной по размерам армии, привлекая наёмников, было невозможно, так как это требовало огромных затрат. Оставлять как раньше тоже было нельзя ввиду серьёзных угроз государству», — отметил Олег Айрапетов.

Также по теме«Лишила Швецию великодержавия»: какую роль Полтавская битва сыграла в истории России и Европы 8 июля 1709 года русские войска под предводительством Петра I разгромили шведскую армию в Полтавской битве. Во время сражения Пётр…

Перед глазами у Петра был пример успешного построения эффективной профессиональной армии на основе рекрутского набора в Швеции, вооружённые силы которой считались одними из сильнейших в Европе. Рекрутскую повинность в Швеции ещё в XVII веке ввёл король Густав Адольф, и она себя полностью оправдала. Таким образом, по словам Олега Айрапетова, в петровские времена рекрутская система комплектования вооружённых сил была совершенно нормальным явлением.

«Существует устаревшая точка зрения, что рекрутская повинность в принципе была введена в России только в 1705 году. Это не так. Наборы проводились начиная с 1699 года, но они затрагивали лишь часть сословий. И не касались самого многочисленного из них — крестьянского», — уточнил в беседе с RT доктор исторических наук, профессор СПбГУ Павел Кротов.

Дворян, которые были обязаны лично нести военную службу, обязали также выставлять от своих поместий рекрутов из числа слуг и ремесленников. Призывали в армию также горожан и ямщиков. Крестьян, занятых на сельскохозяйственных работах, не трогали, чтобы не подрывать экономику страны. Однако через некоторое время стало ясно, что призванных ранее кадров армии не хватает.

Первые рекрутские наборы

Как отметил Павел Кротов, изданный 20 февраля 1705 года указ распространил рекрутский набор на наиболее массовую социальную группу — крестьянство.

С этого момента воинская повинность в России стала всесословной. Рекруты стали основным компонентом комплектования вооружённых сил. В регулярные части, по словам историка, изначально старались набирать представителей русского православного населения. Другие народы служили сначала преимущественно во вспомогательных и нерегулярных подразделениях. Однако со временем базу набора стали расширять. Сначала за счёт финнов, а затем и других народов империи.

При Петре I все дворяне должны были служить. Для других сословий были определены квоты, предполагавшие выделение определённого количества рекрутов от каждой общины. Срок службы был пожизненным — до тех пор, пока силы и здоровье позволяли военнослужащему находиться в строю.

«Это и было создание регулярной армии России, отличавшейся от существовавших ранее сословных войск и ополчений», — отметил Кротов.

По его словам, новые вооружённые силы стали залогом победы России в Северной войне и получения доступа к Балтийскому морю. До 1708 года в армию набирали юношей в возрасте 15—20 лет, а после — молодых людей от 20 до 30 лет.

Во время Северной войны рекрутские наборы были массовыми. В армию сначала забирали по одному мужчине с 20 крестьянских домов за призыв. Но после победы в Полтавской битве потребность в таком количестве новобранцев исчезла. Одного солдата стали призывать с 25, 40, а затем и с 75 дворов. Наравне с заимствованным из французского языка словом «рекрут», привлекаемых по призыву на службу достаточно долго по старинке называли «даточными людьми». Сами наборы не были регулярными и производились по мере необходимости.

С 1724 года набор в рекруты производился уже, исходя не из числа дворов, а из определённого количества их населения — душ. А после смерти Петра I в 1725 году и снижения военной активности России рекрутские наборы некоторое время не проводились.

В 1736 году императрица Анна Иоанновна начала менять систему комплектования войск, введённую Петром I. Дворянам разрешили оставлять у себя в поместьях одного из сыновей. А для остальных обязательный срок службы ограничивался 25 годами.

Со временем от воинской повинности стали освобождать и другие категории населения — купцов, почётных граждан, жителей Бессарабии и отдалённых восточных регионов, выходцев из семей духовенства. В 1762 году император Пётр III издал манифест о вольности дворянства, отменивший обязательную военную и государственную службу для дворян в принципе. Правда, для крестьян правила призыва никак не менялись вплоть до 1793 года, когда срок службы был сокращён до 25 лет.

«Чудо-богатыри»

Историк Олег Айрапетов отметил, что всё это время рекрутский набор был для крестьян тяжёлой формой повинности.

«По рекрутам в сёлах плакали, как по покойникам. Это, кстати, было отображено в дошедшем до нас фольклоре. В то же самое время, рекрутская система давала возможность социального лифта. Люди могли дослужиться до офицерского чина. Ну и как минимум получали личную свободу, если только доживали до конца срока службы», — рассказал эксперт.

Также по теме«В одиночку против союза сильнейших армий и флотов мира»: какие уроки вынесла Россия из Крымской войны 165 лет назад Великобритания и Франция объявили войну России, поддержав Турцию. Чуть позже к ним присоединилась Австрия. С этого…

При этом солдаты, служившие десятилетиями и прошедшие по несколько кампаний, становились профессиональными военными высокого класса. Такие ветераны и были «чудо-богатырями» — костяком армии Александра Суворова, одержавшей целый ряд громких побед.

При Екатерине II, когда Россия активно вела войны на нескольких фронтах, наборы выросли. В период русско-турецких войн призыв в рекруты увеличился с одного до пяти человек на 500 душ населения. Согласно подсчётам историков, всего в XVIII веке в российскую армию были рекрутированы более 2 млн человек.

После смерти Екатерины II наборы рекрутов некоторое время не проводились либо шли по щадящим квотам. Однако войны с Францией и Турцией заставили поднять набор до восьми человек с 500 душ за один призыв. Во время Отечественной войны 1812 года были даже снижены критерии отбора рекрутов по состоянию здоровья. Набирали всех, кто мог стрелять из ружья. Российская армия оказалась достаточно боеспособной для победы над Наполеоном, однако уже в 1812 году ощущалась проблема нехватки подготовленного резерва вооружённых сил.

Новая реформа системы комплектования войск произошла в 1834 году. Император Николай I сократил срок действительной военной службы до 20 лет (ещё пять лет солдаты находились в запасе на случай войны). Вся территория страны была поделена на полосы, в которых наборы проводились поочерёдно. Этот подход сохранялся до Крымской войны.

Сама система подбора рекрутов на местах за время существования этой повинности изменилась непринципиально. Обычно это доверяли общине. Семьи с одним или двумя кормильцами либо освобождались от призыва, либо попадали в набор последней очереди. Среди остальных мужчин отбор проходил чаще всего при помощи жеребьёвки. В XIX веке у общин появилась возможность выдавать в качестве рекрутов крестьян, имевших определённые провинности. Кроме того, состоятельные призывники или общины могли за деньги привлекать рекрутов со стороны.

«Служба была чрезвычайно тяжёлой и подрывала здоровье. Судьба отслуживших 20—25 лет ветеранов не всегда складывалась лучшим образом. Вернуться к довоенной жизни часто не получалось, и многим приходилось попросту скитаться и попрошайничать», — рассказал Олег Айрапетов.

«Хорошо было тем, кто умудрялся за годы службы скопить денег или находил себе потом работу. В крупных городах среди состоятельных лиц считалось престижным нанимать в качестве привратников бывших военных, особенно унтеров и георгиевских кавалеров. Те, кому позволяло здоровье, становились нижними чинами в полиции», — добавил историк.

Крупные рекрутские наборы произошли в России во время Крымской войны. Однако в ходе боевых действий стало ясно, что страна утратила то преимущество, которое имела перед другими европейскими государствами несколькими десятилетиями ранее.

  • Оборона Севастополя. Деталь панорамы
  • © Ф.Рубо

Во времена царствования Александра II произошло сокращение времени действительной службы рекрутов. Она составляла в зависимости от года призыва 15, 12, десять и семь лет.

Опыт Крымской войны, а также боевые действия, развернувшиеся в 1860—1870-е годы в Европе, показали, что рекрутская система комплектования войск стремительно устаревает. Необходимость наличия подготовленных резервов и проведения быстрой мобилизации в особый период, а также возможность быстро перемещать резервистов на поездах и пароходах сделали более актуальной всеобщую воинскую повинность. В 1874 году Александр II полностью отказался от рекрутских наборов.

Тем не менее на момент своего создания система рекрутского призыва была весьма эффективна.

«При Петре I рекрутские наборы позволили России создать массовую боеспособную армию, ставшую важным фактором её превращения в великую державу», — подытожил Павел Кротов.