День продовольственной службы

Структура

Вещевое управление Министерства обороны Российской Федерации предназначено для организации обеспечения Вооруженных Сил (вещевым имуществом и техническими средствами вещевой службы, банно-прачечного обслуживания военнослужащих Вооруженных Сил, ремонта вещевого имущества и его химической чистки, технического обеспечения Вооруженных Сил по службе), а также выполнения работ и оказания услуг, связанных с этим обеспечением по закрепленной номенклатуре

Управление подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию материально-технического обеспечения войск (сил).

Основные задачи Управления:

  • организация обеспечения Вооруженных Сил товарами (в том числе имуществом вещевой службы), работами, услугами по номенклатуре, закрепленной за Управлением;
  • выполнение в установленном в Министерстве обороны порядке функций государственного заказчика товаров (в том числе материальных и технических средств вещевой службы), работ, услуг по номенклатуре, закрепленной за Управлением;
  • организация и выполнение мероприятий по совершенствованию системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

Начальник Вещевого управления Министерства обороны Российской Федерации кроме возложенных на него должностных обязанностей также осуществляет координацию и контроль за деятельностью Отдела (планово-экономического и организации обеспечения вещевым имуществом военнослужащих Центрального аппарата Министерства обороны и воинских частей центрального подчинения), которому определена задача по своевременному, полному и бесперебойному вещевому обеспечению военнослужащих Центрального аппарата Министерства обороны, организаций и воинских частей центрального подчинения.

29 Октябрь 2018

Вещевая служба: история и современность

«Нет более высокой чести, чем носить русский мундир» М. Кутузов

Элементы военно-хозяйственных учреждений существовали на Руси издавна и представляли собой небольшие отделы общего государственного управления, без эффективных властных полномочий и определенного круга деятельности.

С воцарением Петра Великого началась эпоха коренного преобразования российских вооруженных сил. Взамен поместных войск, стрельцов и различного рода полков была создана регулярная армия и возникла потребность в централизованном и устойчивом ее обеспечении обмундированием и снаряжением.

Все вновь формируемые с 1699 года регулярные полки получали как в мирное, так и в военное время обмундирование, снаряжение и другие виды довольствия за счет казны. Удовлетворение потребностей армии при этом новом порядке содержания стало не под силу существовавшим приказам (Разрядный, Рейтерский, Иноземный и др.) и потребовало учреждения самостоятельных ведомств, которые бы взяли на себя все заботы по обеспечению войск.

Именным царским указом от 18 февраля 1700 года был образован «Особый приказ», на который было возложено снабжение полков обмундированием, снаряжением и жалованием, а также оружием, лошадьми и обозом.

История развития военной формы одежды убедительно свидетельствует о том, что первые лица государства всегда неустанно заботились об оснащении армии не только вооружением и боеприпасами, но и обмундированием — удобным, легким, красивым, практичным в носке, отвечающим боевым условиям. С учетом климатических условий России и роли армии в жизни государства основные предметы верхней одежды изготавливались из шерстяных тканей, с применением меха и других натуральных материалов.

С образованием регулярных войск в России при Петре I вся русская армия была одета в единую, строго регламентированную военную форму одежды, которая выдавалась на определенный срок.

Инициатором коренных изменений в русской армии, особенно в вопросах вещевого обеспечения, стал военный министр России генерал-фельдмаршал Д.А. Милютин.

Преобразования, произведенные им в военном ведомстве в 60- и 70-е годы XIX века, затронули все стороны жизни и быта армии, включая вещевую службу (комиссариатское ведомство). Были систематизированы и направлены для руководства войскам все табели, изданные в разное время по обеспечению армии обмундированием и снаряжением. Увеличены нормы («казенные отпуски») на вещевое довольствие, введены новые предметы в походное снаряжение солдат, изменены образцы сапог и покрой обмундирования в целях его упрощения и облегчения снабжения войск, в первую очередь в период мобилизации. Кроме того, значительно улучшилось качество сукна и холстов, изготовлявшихся для войск, причем пришлось примириться «с немалым возвышением их стоимости для казны».

В советский период руководство государства проявляло особую заботу об обеспечении обмундированием военнослужащих.

В предвоенный период развития вооруженных сил (в 1936 г.) были существенно увеличены нормы снабжения, прежде всего повседневным шерстяным обмундированием.

Несмотря на самый трудный период в истории России — годы Великой Отечественной войны, правительство не только сохранило в это время нормы снабжения предвоенных лет, но и ввело обмундирование для военнослужащих-женщин, парадное обмундирование для всех военнослужащих, погоны.

В послевоенные годы был внесен ряд изменений в номенклатуру обмундирования, существенно улучшен внешний вид военнослужащих. Особое внимание развитию вещевого обеспечения и совершенствованию предметов военной одежды уделял маршал Г.К. Жуков. Под его руководством в 1955 году было введено новое парадное шерстяное обмундирование всем категориям военнослужащих, установлена особая парадная форма одежды роты почетного караула, военнослужащим-женщинам стали выдавать шерстяные китель и платье. Были разработаны новые предметы обмундирования для районов с особо холодным климатом и внесены другие изменения.

В 1959 году для всех офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы Сухопутных войск и Военно-воздушных сил ввели парадно-выходное, повседневное и полевое обмундирование единой расцветки и покроя, значительно увеличили нормы выдачи предметов шерстяного обмундирования.

В последующие годы вещевое снабжение непрерывно совершенствовалось. Нормы обеспечения основными предметами шерстяного обмундирования с 1959 года не уменьшались, для снабжения вводились новые виды одежды, такие как плащи, куртки, костюмы утепленные и т.п., повышалось их качество.

Богатый исторический опыт строительства и применения Вооруженных Сил Российской Федерации свидетельствует о том, что одним из главных условий достижения победы является бесперебойное и полное обеспечение их необходимыми материально-техническими ресурсами, в том числе вещевым имуществом и техническими средствами вещевой службы.

Вещевое обеспечение — вид материального обеспечения войск (сил), предназначенный для осуществления комплекса мероприятий по своевременному и полному обеспечению воинских частей, подразделений и военнослужащих материальными средствами по установленной номенклатуре, нормам снабжения и бытовым услугам, связанным с поддержанием здоровья, образцового внешнего вида личного состава, его банно-прачечным обслуживанием, а также восстановлением эксплуатационных Свойств предметов обмундирования и обуви.

В Вооруженных Силах решение указанной задачи возложено на Вещевую службу. Вещевая служба — составная часть Тыла Вооруженных Сил РФ, имеющая соответствующие силы и средства, предназначенные для вещевого обеспечения войск в мирное и военное время.

Основными задачами Вещевой службы ВС РФ являются:

-определение направлений развития и совершенствования вещевого обеспечения Вооруженных Сил РФ, разработка приказов, положений, наставлений, инструкций и других нормативных документов по организации и осуществлению вещевого обеспечения войск (сил);

-организация вещевого снабжения войск (сил) в мирное и в военное время, обеспечение высокой боевой и мо¬билизационной готовности частей вещевой службы;

-руководство боевой подготовкой специалистов вещевой службы, подбор и расстановка кадров вещевой службы;

-заготовка вещевого имущества, моющих средств, ремонтных материалов и техники в промышленности;

-организация и контроль хранения, сбережения и своевременного освежения запасов материальных средств и техники вещевой службы;

-своевременное обеспечение военнослужащих по установленным нормам снабжения, учет, эксплуатация и ремонт вещевого имущества и технических средств в войсках (силах);

-осуществление банно-прачечного обслуживания войск (сил);

-руководство производственной деятельностью вещевых баз и складов, ремонтных и банно-прачечных предприятий;

-проведение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ;

-организация военно-научной, рационализаторской и изобретательской работы;

-обеспечение контроля за правильным, экономным и целесообразным расходованием материальных и денежных средств, необходимых мер по борьбе с утратами, недостачами, порчей и хищениями материальных средств, организация экономической работы в войсках.

Органы управления: Центральное вещевое управление Министерства обороны Российской Федерации (ЦВУ МО РФ), вещевая служба видов (родов) войск, военных округов, флотов, армий (корпусов), дивизий (бригад) и частей.

Центральное вещевое управление является генеральным заказчиком Министерства обороны Российской Федерации, заключает договоры на поставку Вооруженным Силам материальных средств по установленной номенклатуре: вещевого имущества, моющих средств, ремонтных материалов и банных принадлежностей, другого имущества вещевой службы.

Главная задача при заготовке вещевого имущества состоит в предотвращении поставок в войска некачественной продукции.

Для выполнения этой задачи создана достаточно целостная система контроля, которая включает ряд мероприятий:

до начала производства:
-разработка нормативно-технической документации, патентование;
-утверждение образцов изделий;
-предварительный отбор поставщиков и проведение конкурсов;

в ходе производства:
-проверка качества поступающего сырья и материалов;
-контроль технологии производства;
-приемочный контроль готовой продукции;

при обеспечении войск (сил):
-контроль на складах;
-претензионно-исковая работа;
-контроль работы складов.

В ЦВУ проводится целенаправленная работа по сбору, обобщению и анализу производственной деятельности каждого отдельного предприятия. Создана и ведется компьютерная база данных, в которой аккумулируется вся информация по предприятию.

С целью привлечения к участию в конкурсах большего количества поставщиков из всех регионов страны и создания максимальной конкуренции, всем главам администрации субъектов Федерации направляется письменная информация о конкурсах, проводимых Центральным вещевым управлением по закупке продукции.

История развития военного дела наглядно показывает, что с изменением тактики ведения боевых действий, разработкой и совершенствованием вооружения и военной техники изменяются и требования к военной одежде, обуви, снаряжению и техническим средствам вещевой и других служб Тыла. Эта тенденция остается актуальной и в настоящее время. Анализ боевых действий в Чеченской Республике, в других горячих точках на территории бывшего СССР, участия контингентов наших войск в миротворческих операциях еще раз убедительно доказывает необходимость постоянной научной работы по совершенствованию существующих и разработке новых образцов боевой и специальной одежды, обуви, предметов полевого снаряжения.

Кроме того, существует и такое понятие, как военная мода, и хотя она гораздо более консервативна, чем гражданская, но и у нее есть свои требования, которые со временем меняются. Поэтому ЦВУ МО РФ постоянно работает над совершенствованием форменной военной одежды и обуви.

Совершенствование Вещевой службы, особенно сегодня, в период реформирования армии, является важнейшей задачей.

Другие новости и статьи

» Советкая военная наука в 30-х годах XX века

Открытие памятника погибшим в 1941 году Кремлевским курсантам в с. Ярополец «

Запись создана: Понедельник, 29 Октябрь 2018 в 21:18 и находится в рубриках Вещевое обеспечение, Петровские реформы, Реорганизация 90-х годов.

метки: обмундирование, обеспечение, вещевое обеспечение, мундир, снабжение, форма одежды, тыл

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

ОАО «ВОЕНТОРГ»у — 95 лет

16 ноября 1918 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров об организации на фронте и в прифронтовой полосе базисных складов, передвижных и стационарных лавок, хлебопекарен и прочих торговых структур, призванных обеспечить красноармейцев и командный состав товарами первой необходимости. Эта дата является днем рождения военной торговли.
За свою историю военная торговля прошла сложный путь развития и превратилась в одну из важнейших служб Тыла Вооруженных Сил.
Созданные в 1918 году Центральное управление красноармейских лавок (ЦУКЛ) в Москве и управления красноармейских лавок на фронтах по окончании Гражданской войны в августе 1921 года реорганизуются во Всеармейское военно-кооперативное управление и соответственно управления в округах, а в гарнизонах и на местах создаются военно-потребительские общества.
В 1935 году военная потребительская кооперация в составе Центросоюза ликвидируется и на ее базе в системе Народного Комиссариата внутренней торговли образуется Центральное государственное объединение — Центрвоенторг, который в 1938 году преобразуется в Главвоенторг. В военных округах и на флотах формируются окружные (флотские) военторги.
В период советско-финской войны военторги впервые принимали широкое участие в обслуживании командиров и бойцов в боевой обстановке. Во время войны от военторгов потребовалось умение оперативно развернуться, быстро продвинуться вперед, или отойти в тыл, непрерывно обслуживать части передовой линии, всю свою деятельность приспособляя к боевым условиям.
Полевая сеть военторгов была многообразной. Она включала торговые предприятия -ларьки, киоски, автолавки; общественное питание — столовые, буфеты, красноармейские-чайные; производственно-бытовые предприятия — парикмахерские, сапожные и портновские мастерские, прачечные.
На фронте были развернуты сотни торговых точек, десятки столовых, буфетов и производственно-бытовых предприятий. Каждая часть в зависимости от мощности своего военторга обслуживалась на всех этапах — в пути на фронт, в период боев, при расположении на отдых. Разумеется, не все виды обслуживания доводились полевыми военторгами до полкового района. Например, столовые и производственно-бытовые предприятия ниже дивизионного звена не открывались. Командный состав частей питался обычно из походных кухонь или в столовых, организуемых заботами самих частей. Зато ларьки и автолавки доходили до штабов и батальонов.
Ассортимент товаров, отправляемый на фронт, был весьма разнообразен и находил большой спрос. Однако практика показала, что в большом разнообразии товаров вряд ли есть необходимость. Главное внимание должно быть сосредоточено на заготовке колбасных изделий, сушек, булочек, кондитерских изделий, конфет, шоколада, сгущенного молока, сахара, чая, разных консервов и компотов, масла, сыра, варенья, экстрактов, концентратов, табачных изделий и спичек.
Кроме продовольственных товаров большим спросом пользовались товары военного ассортимента, канцелярские принадлежности, галантерея, трикотаж, хлопчатобумажные ткани, обувь и хозяйственные предметы.
Поступавшие в войсковую часть товары реализовывались в стационарном ларьке, в оборудованной для торговли автомашине или специальной автолавке. Зачастую товары продавали в течении 2-3 часов. Для подразделений, выдвинувшихся вперед, практиковалась высылка товаров в лотках, корзинах и ящиках, приспособленных на лыжах или санках. При прорыве линии Маннергейма работники военторгов добирались до пунктов, куда приходили из подразделений взводные раздатчики за хлебом. Они же забирали и товары.
Были случаи доставки товаров на самолетах. Иногда работники полевых военторгов с мешком на спине ползли по снегу под огнем противника, пробираясь на передовые позиции. С чувством восхищения и благодарности встречали их бойцы.
Первое боевое крещение военторг выполнил с честью. Приобретенный опыт помог и в дальнейшем успешно решать стоящие задачи.
В годы Великой Отечественной войны для обслуживания действующей армии создаются фронтовые и армейские полевые военторги, в составе которых работало около 30 тыс. человек.
С первого дня войны началось формирование управлений фронтов и армий (штабов, служб и довольствующих управлений). Следовательно, с первого же дня надо было организовывать питание генералов, офицеров, которые разрабатывали оборонительные и наступательные операции, управляли боевыми действиями войск. С торговлей на первых порах модно было повременить, ничего не случится, если офицер или генерал остался без коробки гуталина или зубного порошка на два-три дня. А вот без питания даже сутки люди оставаться не могли. Поэтому в походных кухнях регулярно готовилась пища. И не по расписанию кормили в столовых, а когда потребует сложившаяся боевая обстановка. Независимо от времени суток и состояния погоды выполняли свои задачи работники общественного питания. Нередко под проливным осенним дождем или в снежную метель перебазировались военторги с одного места на другое. По ухабистым дорогам тянулись груженые автомашины, а в их кузовах поверх грузов сидели промокшие и озябшие люди.
В архиве Министерства обороны хранятся многие отзывы и о тружениках торговли. Вот, например, оценка начальника штаба 14-й армии генерал-майора Герасева: «Работники столовой № 1 военторга № 67 успешно обеспечивают питанием офицерский состав полевого управления. В трудных осенне-зимних условиях Заполярья, при полном отсутствии населенных пунктов, во время наступательных операций столовая передислоцировалась четыре раза, находясь под открытым небом, а в лучшем случае в палатках. И всегда быстро развертывалась, бесперебойно обеспечивала офицеров вкусной и разнообразной пищей. Труд работников столовой отмечен государственными наградами».
Количество столовых на фронте к концу 1944 года достигло 776. Питание генералов и офицеров, как правило, осуществлялось из плановых продуктов, передаваемых полевыми военторгами. Однако значительное количество продуктов поступало на улучшение питания из децентрализованных источников, прежде всего от подсобных хозяйств и за счет местных заготовок. Так, в 1944 году было заготовлено для полевых столовых в дополнение к продпайкам мяса и рыбы 2540 т, молока и молочных продуктов — 1850, масла животного — 45, яиц — свыше 250 тыс. шт, фруктов и бахчевых — 160, сухофруктов — 65 т, зелени и ягод — 200 т. Одновременно военторгами было организовано собственное производство и реализация безалкогольных напитков.
Стационарной торговой сети в сложных условиях маневренной войны быть не могло. Поэтому ежегодно увеличивалось число автолавок, которых к 1945 году насчитывалось несколько сот. Их работа позволяла улучшить торгово-бытовое обслуживание личного состава. Что характерно, на многих фронтах до 70 процентов всех товаров полевых военторгов продавали солдатам и офицерам, находившимся на передовой.
В войсках одобрение получила продажа заранее скомплектованных торгово-заготовительными базами индивидуальных и групповых посылок с наборами товаров повседневного спроса. Только в 1944 году их было продано более 5 миллионов.
Огромную работу провела на фронте и служба быта. Сеть производственно-бытовых предприятий в 1944 году на всех фронтах возросла с 923 до 1573. Увеличилось число швейных и сапожных мастерских, прачечных, парикмахерских, фотографий.
Но помимо бытовых, у каждого фронта были свои предприятия, которые производили погоны, петлицы, пуговицы, чемоданы, гуталин, зубной порошок и другие товары.
Органы военной торговли в годы Великой Отечественной войны приобрели огромный опыт и усовершенствовали свою организационную структуру и принципы работы. За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с фашистскими захватчиками, свыше 2500 работников полевых военторгов были награждены орденами и медалями.
По окончании войны полевые военторги расформировываются .
В июне 1956 года Совет Министров СССР принимает постановление «О передаче Глав-военторга из Министерства торговли в Министерство обороны СССР». Главвоенторг реорганизуется в Главное управление торговли Ми-нистерства обороны (ГУТ МО) с непосредственным подчинением заместителю Министра обороны — начальнику Тыла Вооруженных Сил. Офицерские и флотские военторги преобразуются в управления торговли округов и флотов.
С этого момента военная торговля — одна из важнейших служб в составе Тыла Вооруженных Сил.
Основными задачами военной торговли являются:
торгово-бытовое обеспечение войск на полевых учениях, маневрах и в лагерях, а также в зонах конфликтов и чрезвычайных ситуаций;
обеспечение товарами и услугами военнослужащих и членов их семей в отдаленных и малочисленных гарнизонах, районах Крайнего Севера, Дальнего Востока, Сибири и в закрытых территориально-административных образованиях;
торгово-бытовое обеспечение не только видов Вооруженных Сил и родов войск МО РФ, но и всех «силовых» структур государства (МВД, ФПС, ФАПСИ, МЧС и др.).
Многоотраслевая структура военной торговли имеет в своем составе:
розничную торговлю;
общественное питание;
бытовое обслуживание;
производственные предприятия;
центральные, окружные предприятия и торгово-закупочные базы;
автохозяйство.
Ведущая роль в организации торгово-бытового обеспечения принадлежит Главному управлению торговли МО РФ, которое является высшим органом управления в иерархической структуре военной торговли и выполняет следующие функции:
организация взаимодействия с командованием и руководством тыла видов Вооруженных Сил в интересах торгово-бытового обеспечения;
взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти;
организация торгово-бытового обеспечения мероприятий, проводимых Министром обороны и начальником Тыла ВС РФ-заместителем Министра обороны РФ;
совершенствование системы статистического и бухгалтерского учета на основе компьютеризации и автоматизации;
совершенствование и оптимизация организационно-штатной структуры в соответствии с дислокацией войск;
организация профессиональной подготовки руководящих кадров;
руководство обеспечением товарными ресурсами войск, дислоцированных в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и других отдаленных регионах.
Под руководством ГУТ МО постоянно совершенствовалась и развивалась материально-техническая база.
В крупных гарнизонах были введены в строй сотни окружных и гарнизонных универмагов, значительно увеличилась сеть специализированных магазинов: «Одежда», «Обувь», «Галантерея». Появились универсамы, в которых армейский покупатель мог приобрести любые продовольственные и промышленные товары.
Но самым главным звеном в розничной торговле стали «войсковые» и «солдатские» магазины на закрытой территории воинских частей, призванные обеспечивать товарами повседневного спроса военнослужащих и членов их семей, а также личный состав подразделений.
Особое значение приобрело в эти годы общественное питание.
Повсеместно в гарнизонах открывались офицерские столовые, важной задачей которых, наряду с повседневным регулярным обслуживанием, стало обеспечение полевых мероприятий, проводимых командованием.
В зимнюю стужу и летний зной, в тяжелейших условиях полевых учений труженики полевых столовых обеспечивали горячей пищей личный состав армейских подразделений.
Особое место в системе общественного питания заняли солдатские (курсантские, матросские) чайные, ставшие не только образцовыми предприятиями общественного питания, где воины всегда могли полакомиться свежей булочкой, выпить стакан горячего чая, но и культурно отдохнуть, посмотреть телевизор, сыграть в шахматы.
В закрытых гарнизонах были открыты сотни офицерских кафе, ставшие местом отдыха и общения старших и младших офицеров, начальников и подчиненных; здесь проводились и проводятся торжественные вечера, свадьбы, юбилеи и т.д.
Значительно возросла сеть бытовых предприятий: ателье по пошиву одежды, фотоателье, мастерских по пошиву обуви, часовых мастерских, прокатных пунктов и др.
За 25 лет была создана мощная складская база, включающая общетоварные склады, охлаждаемые овощехранилища, холодильники.
Говоря о системе военной торговли до 1990 года, нельзя не учитывать, что увеличение товарооборота и развитие материально-технической базы были тесно связаны с увеличением общей численности Вооруженных Сил и дислоцируемых подразделений.
В этот период уровень торгово-бытового обеспечения как в стационарных условиях, так и на полевых учениях, маневрах, в лагерях удовлетворял потребности воинских контингентов в товарах и услугах. И в этом была несомненная заслуга командования Тыла Вооруженных Сил.
Распад Советского Союза и последовавшие события, связанные с началом радикальных экономических реформ и переходом к свободному рынку, вывод и расформирование войск, находившихся в Европе, а также в бывших союзных республиках, наконец, сокращение Вооруженных Сил — все это не могло не отразиться на состоянии системы военной торговли.
Необходимо было, прежде всего, заново разработать нормативно-правовую базу.
В стране повсеместно была приватизирована государственная торговля. В этих условиях в 1995 году на основе Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» военторги получили статус коммерческих государственных предприятий, а с принятием в 1996 году Гражданского кодекса, организационно-правовой формой военторгов стало «унитарное государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения».
Согласно Гражданского кодекса такое предприятие является «коммерческим» и основная его цель получение прибыли. Очевидно, что совместить эффективное торгово-бытовое обеспечение войск, дислоцированных на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и других отдаленных гарнизонах, с получением прибыли, невозможно. Вот почему последующие годы (1995-1997) явились не только жизненным испытанием для системы военной торговли, но и снизили уровень торгово-бытового обеспечения войск.
Инфляция 1992-1993 гг. лишила военную торговлю собственных оборотных средств, финансирование государством фактически прекратилось. К этому следует добавить значительное снижение платежеспособности военнослужащих, зарплата которым систематически задерживалась, что не могло не уменьшить товарооборот предприятий, обслуживающих воинский контингент. При этом многократно возросли издержки обращения в связи с ростом арендной платы, стоимости коммунальных услуг. Кроме того, существующая система многочисленных налогов совершенно не учитывала особенности военной торговли.
Сегодня нельзя не учитывать, что реорганизация армии еще не завершена, а ведь от этого зависит и вся система обслуживания.
Все это создало объективные условия, в результате которых за прошедшие 10 лет товарооборот (в сопоставимых ценах) сократился в 13 раз, количество предприятий уменьшилось в 2,5 раза. Соответственно сократилось и количество работников. Военная торговля стала убыточной. Однако, несмотря на крайне тяжелое финансово-экономическое состояние и значительное уменьшение объемов товарооборота, есть все основания полагать, что возникшие трудности удастся преодолеть, а военная торговля, как важная служба в системе тылового обеспечения, сохранит и приумножит свои былые славные традиции.
Для этого есть следующие основания — приняты постановления Правительства Российской Федерации № 873 от 31.07.98 г. «О создании единой системы военной торговли» и № 743 от 6 июля 1999 г. «Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)» В настоящее время основные усилия ГУТ МО РФ направлены на обеспечение выполнения требований вышеуказанных документов и проведение государственной регистрации вновь образованных федеральных казенных предприятий и дочерних государственных унитарных предприятий, а также на организацию приема-передачи в установленном порядке закрепленного имущества.
Большое внимание уделяется вопросу подбора и назначения руководящего состава на вновь создаваемых федеральных казенных предприятиях и дочерних государственных унитарных предприятиях.
В 2002 г. в системе военной торговли открыто новых 229 предприятий.
Справочно:
предприятий общественного питания — 122: столовых – 15, чайных – 47, кафе – 14, буфетов – 42, баров – 4;
магазинов — 55;
производственно-бытовых предприятий 58, из них: хлебопекарен – 2, швейных ателье – 12, мастерских по ремонту обуви – 7, часов – 2, парикмахерских – 14, фотографий – 5 и других объектов — 16.
На развитие материально-технической базы ФКП израсходовано 156,4 млн. руб., в том числе собственных средств предприятий военной торговли 110,2 млн.руб. и 46,2 млн.руб. были выделены воинскими частями.
Справочно:
20,4 млн.руб. было затрачено на капитальное строительство.
34,1 млн.руб. на капитальный ремонт.
59,1 млн.руб. на текущий ремонт.
43,8 млн.руб. было израсходовано на техническое переоснащение действующих предприятий.
За 2002 год объем розничного товарооборота по торговле и общественному питанию федеральных казенных предприятий ГУТ МО РФ составил 3910 млн. руб. Прирост общего товарооборота по сравнению с 2001 годом в фактических ценах составил 17,3 %. Производственно-бытовыми предприятиями выпущено продукции и оказано услуг на сумму 348,8 млн. руб.
По результатам финансово-хозяйственной деятельности получена прибыль в сумме 92 млн. руб.
Справочно :
В разрезе отраслей результаты следующие:
по общепиту — прибыль в сумме 23млн. руб.
по торговле — прибыль в сумме 18 млн. руб;
по производственно-бытовым предприятиям – прибыль в сумме 25 млн. руб.
После уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды чистая прибыль составила 35 млн. руб.
Предприятия военной торговли, несмотря на значительное сокращение количества объектов в 2001 году, в период реформирования, заплатили в бюджет и внебюджетные фонды налогов за 2001 год — 590 млн. руб., за 2002 год – свыше 700 млн. руб.
В 2002 г. получила развитие отрасль производственно-бытовых предприятий военной торговли. За этот период дополнительно открыто 58 новых предприятия.
На всех этапах исторического пути, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, на Камчатке и Сахалине, в Забайкалье и на БАМе, в Афганистане и Чернобыле, в южных пустынях Монголии, в группах войск, расположенных на территории европейских государств, везде, где дислоцировались войска Советского Союза, труженики военной торговли в сложнейших полевых условиях обеспечивали части и подразделения товарами и услугами.
И сегодня в самых «горячих» точках страны, в зонах межнациональных конфликтов — грузино-абхазском, таджикском, северо-кавказском выполняют задачи торгово-бытового обеспечения труженики военной торговли.
Без военной торговли, как и без любой другой службы тыла, армия не может быть боеспособной, и работники этой важной службы глубоко переживают объективные трудности современного финансово-экономического положения, которое сказывается и на поддержании Вооруженных Сил в постоянной боевой готовности.
Главной опорой и движущей силой военной торговли всегда были люди. Деятельность военной торговли на различных этапах исторического пути — результат плодотворной работы коллектива людей под руководством следующих начальников:
1921-1922 гг. — Начальник военно-кооперативного отдела в составе Центросоюза Радус-Зенькович В. А.
1931-1934 гг. — Начальник центрального военно-кооперативного управления в составе Центросоюза Рыков М.Е.
1941-1942 гг. — Начальник Главвоенторга в составе Наркомата торговли Зайцев Г.А. 1942-1943 гг. — Начальник Главвоенторга в составе Наркомата торговли Хохлов И.Р. 1943-1949 гг. — Начальник Главвоенторга в составе Минторга СССР, генерал-лейтенант Кочетков П.В. 1949-1951 гг. — Начальник Главвоенторга в составе Минторга СССР, полковник Васильченко В.Е. 1951-1953 гг. — Начальник Главвоенторга в составе Минторга СССР, полковник Выходцев В.И.
1953-1956 гг. — Начальник Главвоенторга в составе Минторга СССР, полковник Фадеев Е.В.
НАЧАЛЬНИКИ ГУТ МО
1956-1968 гг.- генерал-лейтенант Кочетков П.В. 1968-1986 гг.- генерал-лейтенант Гольдберг Е. И. 1986-1991гг.-генерал-лейтенант Садовников Н.Г. 1991-1993 гг.- генерал-лейтенант Каракозов А.Г. 1993-1996 гг.- генерал-майор Царьков В.И. 1996-1997 гг.- полковник Морозов И.Г. с 1997 года – генерал-майор Спиридонов В.В.

Военная торговля в России отмечает столетие

МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Акционерное общество «Военторг», которому исполняется 100 лет, занимается восстановлением объектов своей инфраструктуры и намерено расширить присутствие на рынке, в том числе благодаря стартапам, сообщил генеральный директор «Военторга» Владимир Павлов.

Торжественное мероприятие в связи с юбилеем военной торговли в РФ проходит в четверг в Москве.

«Военторг» в своем сегодняшнем виде существует благодаря приходу министра обороны Сергея Шойгу, до этого он был обречен на расформирование. Количество сотрудников «Военторга» увеличилось с 500 человек в 2012 году до 3700 в 2018 году. Сегодня «Военторг» восстанавливает свои объекты. Это мощная организация, которая полностью кормит российскую армию, осуществляет стирку имущества для Минобороны и торгово-бытовое обслуживание на военных базах и в самых удаленных гарнизонах», — сказал Павлов журналистам.

По его словам, «Военторг» совместно с одним из крупнейших российских ретейлеров располагает 69 магазинами по всей стране, в том числе и в закрытых гарнизонах. Кроме того, порядка 50 магазинов торгуют продукцией бренда «Армия России». «В наших ближайших планах — инфраструктурные изменения в бизнесе, есть стартапы и планы по его развитию»,- добавил Павлов.

Наука и военная безопасность, №2/2004, стр.59-60

Продовольственная служба Вооруженных Сил и направления ее совершенствования

М.П. ЗАЙКОВСКИЙ, ведущий научный сотрудник

Научно-исследовательского института

Вооруженных СилРеспублики Беларусь,

кандидат военных наук, доцент

Продовольственное обеспечение является частью материального обеспечения Вооруженных Сил и включает в себя обеспечение воинских частей продовольствием, техникой и имуществом продовольственной службы, а также организацию питания военнослужащих по установленным нормам. Для выполнения задач продовольственного обеспечения в Вооруженных Силах имеется продовольственная служба, включающая органы военного управления, продовольственные базы и склады с запасами продовольствия, техники и имущества, столовые и подсобные хозяйства

К органам военного управления относятся: в центре — продовольственное управление тыла Вооруженных Сил, в Сухопутных войсках, ВВС и войсках ПВО, оперативных и оперативно-тактических командованиях — продовольственные службы. Продовольственное управление было создано в мае 2002 года на базе продовольственной службы тыла Вооруженных Сил. Структурная схема продовольственного управления показана на рисунке 1.

В настоящее время в состав продовольственной службы входят три продовольственные базы, ремонтный завод и школа подготовки младших специалистов.

Возможности продовольственных баз по хранению продовольствия составляют свыше 60 тысяч тонн. В организациях центрального подчинения работает около 400 человек, в том числе около 50 военнослужащих.

В продовольственной службе, кроме организаций центрального подчинения, имеются войсковые продовольственные склады, столовые, овощехранилища, квасильно-засолочные пункты и подсобные хозяйства. Обеспечение воинских частей и организаций продовольствием производится по схеме, показанной на рисунке 2.

Хлебом, мясом, молоком, картофелем и овощами воинские части обеспечиваются непосредственно от поставщиков. Оплату полученных продуктов производят продовольственные базы. Другие продукты

— крупы, макароны, специи, рыбу

— закупает продовольственное управление или продовольственные базы, а затем обеспечивают ими воинские части. Указанная схема в основном удовлетворяет требованиям по обеспечению войск продовольствием, однако в связи с реформированием Вооруженных Сил потребовалось дальнейшее ее совершенствование.

В службах тыла Вооруженных Сил в разное время разрабатывались имущества воинским частям.

Необходимость централизованного подвоза вызвана сокращением количества центральных продовольственных складов и, соответственно, увеличением расстояний подвоза от оставшихся продовольственных баз до воинских частей. Путем сравнения стоимости подвоза продовольствия воинскими частями самостоятельно и стоимости централизованного подвоза силами и средствами центральных баз была определена экономическая эффективность проводимого мероприятия. Установлено, что затраты при централизованном подвозе в 1,5 — 2,0 раза меньше, чем предложения по совершенствованию продовольственного обеспечения.

Все предложения можно сгруппировать по следующим направлениям и провести их краткий анализ.

1. Организация централизованного подвоза продовольствия, техники и при самостоятельном подвозе транспортом воинских частей.

Для централизованного подвоза используются большегрузные автомобили типа МАЗ, КамАЗ, а также железнодорожные вагоны.

Вместе с тем, у этого направления есть и недостатки, касающиеся обеспечения скоропортящимися продуктами, которые надо завозить в воинские части часто и малыми партиями или строить большие, дорогостоящие холодильники для их длительного хранения.

2. Организация закупок продовольствия непосредственно воинскими частями на местах.

Приказом министра обороны Республики Беларусь от 2002 года № 128 были определены пять воинских частей, в которых должен проводиться эксперимент по самостоятельной закупке продовольствия от местных организаций. Сущность данного способа закупок заключается в том, что воинским частям выделяются денежные средства на закупку продовольствия. Тендерная комиссия воинской части во главе с заместителем командира по тылу определяет потенциальных поставщиков продовольствия, проводит тендер по выбору продовольствия с наиболее низкими ценами.

Командир воинской части заключает договора, а продовольственная служба получает продукты, учитывает их и готовит документы на оплату. Продукты могут завозиться и транспортом поставщиков. Положительными сторонами данного способа являются сокращение сроков оплаты и транспортных расходов, уменьшение отрыва личного состава от боевой учебы.

Вместе с тем при таких закупках требуется полное и своевременное финансирование, четкость работы тендерной комиссии, постоянный контроль над закупками. Отдельные командиры воинских частей, предвидя трудности, отказываются внедрять предложенный способ обеспечения продовольствием.

3. Обеспечение воинских частей хлебом, мясом, молочными продуктами силами и средствами поставщиков и оплатой продовольствия центральными базами. Этот способ экономически выгоден, но не все поставщики согласны завозить продукты своим транспортом, особенно в отдаленные гарнизоны.

4. Организация питания летного, инженерно-технического состава авиации и больных силами и средствами РУП «Военсервис».

Такой способ целесообразно применять там, где нет своих столовых, оборудования, поваров и продовольственных складов. Важным моментом при заключении договоров является оплата за оказываемые услуги. Если стоимость пайка может объявляться ежеквартально или даже ежемесячно и использоваться при расчетах, то стоимость обслуживания является отдельной темой для переговоров и контроля.

Проведенный в Военной академии Республики Беларусь эксперимент по питанию в столовой «Военсервиса» курсантов летного факультета в целом выявил много положительного, однако еще есть вопросы, требующие дальнейшей проработки при массовом внедрении такой системы. Это прежде всего вопросы передачи собственности Министерства обороны другим организациям.

5. Организация питания военнослужащих в гарнизонах с использованием базовых комбинатов питания.

В этом случае на базе одной из столовых гарнизона создается комбинат питания, где готовится пища для военнослужащих всего гарнизона. Прием пищи личным составом производится в столовых воинских частей, куда готовая пища доставляется из комбинатов питания. Положительными сторонами здесь являются: сокращение поварского состава, технологического оборудования, расхода электроэнергии, пара и воды. Вместе с тем есть целый ряд недостатков, препятствующих широкому внедрению данной системы обеспечения. Это прежде всего необходимость в специальном транспорте и таре для подвоза пищи, наличия технических средств для подогрева пищи, штата поваров для раздачи пищи и мойщиков посуды.

6. Закупка картофеля и овощей в течение года вместо массовой заготовки и закупки в осенний период. Эксперимент по этим вопросам проводился еще в 1995 — 1996 годах на базе 12-го отдельного учебного полка связи (г. Несвиж). В ходе эксперимента было установлено, что такой способ может быть использован, но только в тех частях, где нет своих овощехранилищ, а овощные базы, где могут производиться закупки, размещаются не далее 5 км от воинских частей.

7. Сокращение нерентабельных подсобных хозяйств воинских частей.

Анализ деятельности подсобных хозяйств, проведенный военно-экономическим управлением и продовольственной службой в 2002 году, показал, что при подсчете всех расходов на ведение подсобных хозяйств почти все они являются нерентабельными. В связи с этим идет их постепенное сокращение. В соответствии с директивой министра обороны штатные начальники подсобных хозяйств имеются только в 23 воинских частях, которые имеют хорошую материально-техническую базу и способны обеспечить хотя бы минимальную рентабельность.

8. Организация ремонта и обслуживания техники продовольственной службы силами и средствами местных организаций.

Ремонт техники продовольственной службы в настоящее время производится в основном на 366-м ремонтном заводе, а также выездными бригадами от завода непосредственно в воинских частях. Такая организация в целом позволяет проводить необходимый ремонт техники в установленные сроки. Однако анализ повторного выхода техники из строя в воинских частях показывает, что качество ремонта выездными бригадами, да и на самом заводе не всегда удовлетворительное, гарантий завод не дает, ссылаясь на то, что техника в основном уже отслужила гарантийные сроки.

В 2002 году в некоторых гарнизонах проводился эксперимент по ремонту техники продовольственной службы гражданскими организациями по месту дислокации воинских частей с заключением договоров на техническое обслуживание и ремонт. Такая организация ремонта позволяет поддерживать технические средства столовых и складов в исправном состоянии и быстро устранять возникающие неисправности. Однако ремонтные организации требуют своевременной и полной оплаты выполненных работ, а иногда и предоплаты. Кроме того, они не всегда ставят старую технику на гарантийное обслуживание.

9. Разработка новых норм продовольственного обеспечения различных категорий военнослужащих.

Действующие в настоящее время нормы продовольственных пайков были утверждены министром финансов по распоряжению Совета Министров в 1996 году. Нормы пайков были составлены с учетом требуемой энергетической ценности, наличия в нормах продуктов белков, жиров и углеводов в требуемом соотношении, наличия животных белков, содержащих незаменимые аминокислоты, наличия микроэлементов и витаминов. Нормы были согласованы с министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты, экономики, юстиции, сельского хозяйства и продовольствия, транспорта и всеми силовыми министерствами и республиканскими органами государственного управления. В бюджете Республики Беларусь на закупки продовольствия по этим нормам ежегодно предусматривается выделение необходимой суммы денежных средств.

Конечно же, существующие нормы имеют ряд недостатков, о них было указано и в отзыве Министерства здравоохранения и других министерств и органов управления. Это недостаточное количество животных белков, свежих фруктов, соков и напитков. Частично эти недостатки могут устраняться применением норм замены одних продуктов другими.

Коренное изменение норм продовольственных пайков необходимо, но оно может быть произведено только при обеспечении достаточного их финансирования. На наш взгляд, в новых пайках набор продуктов должен обеспечивать приготовление 2-3 равноценных блюд на каждый прием пищи, чтобы военнослужащий сам смог выбирать блюда по вкусу и в достаточном количестве.

Таким образом, продовольственная служба в настоящее время возложенные на нее задачи выполняет. Реформирование продовольственного обеспечения в мирное время направлено на сокращение расходов на содержание большого количества организаций и обслуживающего персонала, организацию перевозок продовольствия и техники и в то же время на увеличение денежных средств на закупки продовольствия в достаточных количествах и более качественного. Анализ направлений совершенствования продовольственного обеспечения поможет должностным лицам тыла принять правильные решения при разработке планов дальнейшего реформирования продовольственной службы.