День инженерных войск когда

Профессия «Военный инженер»

Военный инженер — трудолюбивый «муравей» армии, постоянно отстраивающий и совершенствующий свой «муравейник». Нужен ремонт? Сделать из дома крепость? Все это под силу инженерным войскам.

Средняя заработная плата: 40000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 74% Оплачиваемость 42% Конкуренция 50% Входной барьер 56% Перспективы 74%

История

Во II веке до н.э., инженерами именовались создатели и операторы боевых машин (катапульт, баллист и т.д.). Также, инженерные функции выполнялись так называемыми «пионерами» — отрядами пехотинцев, возводившими фортификационные сооружения, копавшими рвы, траншеи, подкопы. В России профессия военных инженеров имеет 314-летнюю историю. 21 января, в 1701 году, Петр I учредил «Школу Пушкарского приказа», в которой, впоследствии, готовили военных инженеров и артиллеристов.

Описание

Инженерные войска занимаются оборудованием и обустройством территории, линий обороны, укрепрайнов; осуществляют инженерную разведку, производят минирование и разминирование местности и построек, ведут боевые действия, сопровождают войска при наступлениях. В ИВ входят инженерно-саперные, дорожные, понтонные, военно-строительные, некоторые органы управления и производственные предприятия.

Плюсы и минусы такие, как и в других военных профессиях. Отдельно можно отметить полезный опыт проведения инженерных работ. Эти знания, обязательно, будут крайне полезными на «гражданке»: как минимум, стопроцентно возникнет возможность трудоустройства по данному профилю.

Образование

Профессию военного инженера можно освоить в следующих вузах РФ (специальностей несколько десятков; вид специальности зависит от рода войск, но квалификация одна – инженер):

Есть еще несколько десятков вузов, предоставляющих всем, кто пожелает (при соответствии здоровья, уровня знаний и интеллекта абитуриента требованиям вуза) образование в данном направлении.

Обязанности

В мирное время, задачи военных инженеров, в основном, сводятся к обслуживанию и ремонту техники, оборудования, зданий и сооружений, а также совершенствованию имеющейся техники и оборудования. Во время подготовки и ведения боевых операций, военные инженеры выполняют следующие функции:

  1. Инженерная разведка.
  2. Возведение и устройство фортификационных, а также полевых сооружений.
  3. Устройство заграждений, минных полей; взрывные работы, оборудование заграждений.
  4. Разминирование.
  5. Подготовка и содержание маршрутов движения войск.
  6. Оборудование, содержание переправ, строительство мостов.
  7. Добыча, очистка воды.
  8. Противодействие системам разведки противника, имитация войск, обеспечение дезинформации.

Для того, чтобы успешно выполнять функции профессии военного инженера, нужно обладать такими качествами:

  1. Техническая сообразительность.
  2. Коммуникативные навыки.
  3. Техническая сообразительность.
  4. Организаторские способности.
  5. Пространственное воображение.
  6. Решительность.
  7. Оперативная, а также долговременная память.
  8. Ответственность.
  9. Уравновешенность.
  10. Сила воли.
  11. Распределение внимания, устойчивость и скорость его переключения.
  12. Физическая выносливость.
  13. Эмоциональная устойчивость в профессии.
  14. Способность к самоуправлению, самостоятельности в принятии решений.

Зарплата, перспективы и карьера

После выхода на пенсию, а также просто после досрочной отставки, военные инженеры могут найти применение своим навыкам абсолютно в любой отрасли мирной промышленности, на строительных предприятиях, в административных учреждениях. В зависимости от места службы, звания, уровня квалификации, выслуги лет и должности, военный инженер в РФ сегодня может получать от 40 до 200 тысяч рублей. Перспективы военного инженера, решившего построить военную карьеру, таковы: срочная, затем сверхсрочная служба, первые и очередные звания, повышения квалификации, дополнительное обучение в воинских учебных заведениях – все полностью соответствует особенностям развития карьеры любого военнослужащего.

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА

ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА — специальные вой­ска, пред­на­зна­чен­ные для ин­же­нер­но­го обес­пе­че­ния опе­ра­ций во­ен­ных и бое­вых дей­ст­вий.

Име­ют­ся в воо­ружённых си­лах (ВС) боль­шин­ст­ва го­су­дарств. Ве­дут инженерную раз­вед­ку; вы­пол­ня­ют фор­ти­фи­кационное обо­ру­до­ва­ние ме­ст­но­сти, пунк­тов управ­ле­ния, рай­онов, ру­бе­жей, вклю­чая воз­ве­де­ние ук­ры­тий и ог­не­вых со­ору­же­ний; уст­раи­ва­ют различные инженерные за­гра­ж­де­ния (в пер­вую оче­редь мин­ные по­ля), про­де­лы­ва­ют и со­дер­жат про­хо­ды в них, про­из­во­дят различные раз­ру­ше­ния (мос­тов, до­рог и другого), раз­ми­ни­ру­ют ме­ст­ность и объ­ек­ты; под­го­тав­ли­ва­ют пу­ти дви­же­ния и ма­нёв­ра войск; обо­ру­ду­ют и со­дер­жат ши­ро­кий спектр пе­ре­прав че­рез вод­ные пре­гра­ды; про­ти­во­дей­ст­ву­ют сис­те­мам раз­вед­ки и на­ве­де­ния ору­жия про­тив­ни­ка, вы­пол­ня­ют за­да­чи по мас­ки­ров­ке, ими­та­ции войск и объ­ек­тов; уча­ст­ву­ют в ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий уда­ров про­тив­ни­ка и опас­ных фак­то­ров при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра. Кро­ме то­го, обо­ру­ду­ют и со­дер­жат взлёт­но-по­са­доч­ные по­ло­сы аэ­ро­дро­мов, пор­то­вые морские со­ору­же­ния, обес­пе­чи­ва­ют по­ле­вое рас­по­ло­же­ние войск и другое.

Инженерные войска. со­вре­мен­ных ВС со­сто­ят из со­еди­не­ний, час­тей и под­раз­де­ле­ний различного на­зна­че­ния: инженерной раз­вед­ки, инженерно-са­пёр­ных, инженерных за­гра­ж­де­ний, раз­гра­ж­де­ния и раз­ми­ни­ро­ва­ния, инженерно-до­рож­ных, пон­тон­но-мос­то­вых (пон­тон­ных), пе­ре­пра­воч­но-де­сант­ных, инженерно-по­зиционных, инженерно-тех­нических, инженерно-мас­ки­ро­воч­ных, по­ле­во­го во­до­обес­пе­че­ния, энер­ге­тического и элек­тро­тех­нического обес­пе­че­ния и другого. В со­став инженерных войск вхо­дят так­же во­енно-инженерные учеб­ные за­ве­де­ния и другие ор­га­ни­за­ции.

Не­об­хо­ди­мость в инженерных войсках воз­ник­ла ещё в древ­но­сти для обо­ру­до­ва­ния по­ле­вых ук­ре­п­ле­ний, кре­по­стей, пе­ре­прав че­рез вод­ные пре­гра­ды. Ор­га­ни­за­ци­он­но оформ­лен­ные инженерные войска впер­вые поя­ви­лись во Фран­ции в XVII веке и позд­нее ста­ли при­над­леж­но­стью ар­мий поч­ти всех ев­ропейских го­су­дарств. Про­цесс за­ро­ж­де­ния инженерных войск в Рос­сии свя­зан с дея­тель­но­стью Пет­ра I. По его ука­зу в Мо­ск­ве бы­ла ос­но­ва­на инженерная шко­ла (1701 год), в ко­то­рой осу­ще­ст­в­ля­лась под­го­тов­ка во­енных ин­же­не­ров. В со­от­вет­ст­вии с Ука­зом Пре­зи­ден­та РФ от 31 мая 2006 года день под­пи­са­ния ука­за об от­кры­тии этой шко­лы — 21 ян­ва­ря был объ­яв­лен Днём ин­же­нер­ных войск Рос­сии. Основной ор­га­ни­зационной струк­ту­рой инженерных войск в Рос­сии до 1816 года бы­ла рот­ная, а с 1816 года — ба­таль­он­ная. В 1819 году инженерные ба­таль­о­ны сво­дят в бри­га­ды. К началу 1870-х годов в российской ар­мии на­ме­ти­лась тен­ден­ция объ­е­ди­не­ния всех тех­нических средств в рам­ках инженерных войск. Это при­ве­ло к то­му, что в раз­ное вре­мя в их со­став вхо­ди­ли железнодорожные и элек­тро­тех­нические ба­таль­о­ны, те­ле­граф­ные ро­ты, воз­ду­хо­пла­ва­тель­ные от­де­ле­ния, ав­то­мо­биль­ные от­ря­ды и под­раз­де­ле­ния бро­не­вых сил, ко­то­рые в по­сле­дую­щем вы­де­ли­лись в са­мо­сто­ятельные ви­ды и ро­да войск. В хо­де Первойми­ро­вой вой­ны к ле­ту 1916 года в российской ар­мии са­пёр­ные ба­таль­о­ны ар­мей­ских кор­пу­сов бы­ли раз­вёр­ну­ты в са­пёр­ные пол­ки, а об­щая чис­лен­ность нженерных войск в ар­мей­ском кор­пу­се за го­ды вой­ны уве­ли­чи­лась бо­лее чем вдвое и со­став­ля­ла 5% бое­во­го со­ста­ва.

В РККА инженерные войска соз­да­ва­лись по ме­ре её ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия на ба­зе Глав­ного во­ен­но-тех­ни­че­ско­го управ­ле­ния. В ию­ле 1919 года вве­де­ны долж­но­сти на­чаль­ни­ков ин­же­не­ров фрон­тов и ар­мий, а в ди­ви­зи­ях — ди­ви­зи­он­ных ин­же­не­ров. Од­но­вре­мен­но с об­ра­зо­ва­ни­ем ор­га­нов управ­ле­ния фор­ми­ро­ва­лись инженерные под­раз­де­ле­ния и час­ти. В 1918 году в штат ди­ви­зии вво­дят­ся инженерные ба­таль­он и инженерный парк для хра­не­ния и под­во­за инженерного иму­ще­ст­ва. В стрелковой бри­га­де по­ла­га­лось иметь са­пёр­ную ро­ту, а в пол­ку — са­пёр­ную ко­ман­ду. В 1-й половине 1919 года на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние специального инженерного час­тей ре­зер­ва Глав­но­го ко­ман­до­ва­ния (РГК): пон­тон­ных и элек­тро­тех­нических ба­таль­о­нов, отдельных мас­ки­ро­воч­ных рот и других.

В хо­де Гражданской вой­ны 1917-1922 годов инженерные войска строи­ли обо­ро­нительные ру­бе­жи и ук­ре­п­лён­ные рай­оны, вы­пол­ня­ли за­да­чи по инженерному обес­пе­че­нию бое­вых дей­ст­вий войск. В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од инженерные со­дер­жа­лись в сокращённом со­ста­ве. В 1930-х годах бы­ло про­ве­де­но их тех­ническое пе­ре­ос­на­ще­ние, и в начале 1940-х годов инженерные войска вы­пол­ни­ли боль­шой объ­ём ра­бот по строи­тель­ст­ву обо­ро­нительных со­ору­же­ний.

К на­ча­лу Великой Отечественной вой­ны основной ор­га­ни­зационной струк­ту­рой инженерных войск бы­ли са­пёр­ные и пон­тон­ные ба­таль­о­ны. Кро­ме то­го, бы­ло сфор­ми­ро­ва­но 18 инженерных и 16 пон­тон­ных пол­ков РГК. В октябре 1941 года для про­ве­де­ния ра­бот по инженерному обо­ру­до­ва­нию обо­ро­нительных ру­бе­жей на­ча­лось фор­ми­ро­ва­ние са­пёр­ных ар­мий, к январю 1942 года сфор­ми­ро­ва­но 10 ар­мий. В феврале 1942 пять са­пёр­ных ар­мий бы­ли рас­фор­ми­ро­ва­ны, ос­таль­ные под­чи­не­ны фрон­там, а позд­нее уп­разд­не­ны. В но­ябре 1941 года соз­да­ны штаб инженерных войск Крас­ной Ар­мии, шта­бы инженерных войск на фрон­тах, в ар­ми­ях и уч­ре­ж­де­на долж­ность на­чаль­ни­ка инженерных войск Крас­ной Ар­мии. В вой­сках вве­де­ны долж­но­сти заместителя ко­мандира вой­ска­ми фрон­та (ар­мии) — на­чаль­ни­ка инженерных войск фрон­та (ар­мии). В го­ды вой­ны ор­га­ни­за­ци­он­но-штат­ная струк­ту­ра инженерных войск не­пре­рыв­но со­вер­шен­ст­во­ва­лась. В со­ста­ве об­ще­вой­ско­вых и тан­ко­вых ар­мий бы­ли соз­да­ны штат­ные инженерно-са­пёр­ные бри­га­ды. Для на­ру­ше­ния ком­му­ни­ка­ций в ты­лу про­тив­ни­ка и унич­то­же­ния его во­енных объ­ек­тов сфор­ми­ро­ва­ны отдельные ба­таль­о­ны ми­нё­ров гвар­дей­ских. Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ли инженерные фор­ми­ро­ва­ния ре­зер­ва Вер­хов­но­го Главного Ко­ман­до­ва­ния (РВГК). С 1942 года основной фор­мой ор­га­ни­за­ции инженерных войск РВГК ста­ли инженерные бри­га­ды (штур­мо­вые, инженерно-са­пёр­ные, пон­тон­но-мос­то­вые и другие). Для про­де­лы­ва­ния про­хо­дов в мин­ных по­лях про­тив­ни­ка соз­да­ва­лись инженерно-тан­ко­вые пол­ки, в ко­то­рых тан­ки Т-34 бы­ли обо­ру­до­ва­ны мин­ны­ми тра­ла­ми. К маю 1945 года в инженерных войсках име­лось 111 инж. бри­гад, 13 отдельных инженерных пол­ков и около 150 отдельных инженерных ба­таль­о­нов и рот различной спе­циа­ли­за­ции ар­мей­ско­го, фрон­то­во­го и РВГК под­чи­не­ния.

В го­ды Великой Отечественной вой­ны инженерные войска вы­пол­ня­ли боль­шой ком­плекс за­дач по инженерному обес­пе­че­нию обо­ро­нительных и на­сту­пательных опе­ра­ций. За про­яв­лен­ное му­же­ст­во и ге­ро­изм 655 вои­нов инженерных войск удо­стое­ны зва­ния Ге­роя Советского Сою­за, 294 на­гра­ж­де­ны ор­де­на­ми Сла­вы 3 сте­пе­ней, 6 инженерных бри­гад, 190 инженерно-са­пёр­ных и пон­тон­ных ба­таль­о­нов и 5 отд. рот по­лу­чи­ли зва­ние гвар­дей­ских.

Раз­ви­тие инженерных войск в 1945-1953 годах в СССР осу­ще­ст­в­ля­лось на ос­но­ве опы­та Великой Отечественной вой­ны. Во 2-й половине 1950-х годов впер­вые соз­дан фрон­то­вой ком­плект инженерных войск, вклю­чаю­щий: инженерно-са­пёр­ную бри­га­ду, пон­тон­но-мос­то­вую бри­га­ду; отдельный пон­тон­но-мос­то­вой полк; отдельные ба­таль­о­ны по­ле­во­го во­до­снаб­же­ния, глу­бо­ко­го бу­ре­ния, раз­ми­ни­ро­ва­ния; отдельный инженерно-мас­ки­ро­воч­ный ба­таль­он, а так­же отдельные ро­ты управ­ляе­мо­го ми­ни­ро­ва­ния и элек­тро­за­гра­ж­де­ний. При­чи­ной по­слу­жи­ло рез­кое воз­рас­та­ние объ­ё­мов фрон­то­вых инженерных за­дач в ус­ло­ви­ях уг­ро­зы ядер­ной вой­ны. В середине 1980-х годов про­ве­де­но уточ­не­ние ор­га­ни­за­ции инженерных войск, свя­зан­ное с при­ня­ти­ем но­вой обо­ро­нительной док­три­ны. В со­став фрон­та до­пол­ни­тель­но вклю­че­на инженерная бри­га­да штур­ма и раз­гра­ж­де­ния.

В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од инженерные войска в ВС боль­шин­ст­ва го­су­дарств ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­ни­лись. Современное тех­ническое ос­на­ще­ние и из­ме­нив­шая­ся ор­га­ни­за­ци­он­но-штат­ная струк­ту­ра мно­го­крат­но по­вы­си­ли их бое­вые воз­мож­но­сти. В мир­ное вре­мя инженерные войска вы­пол­ня­ют ряд важ­ных за­дач: очи­ща­ют тер­ри­то­рии от мин и других взры­во­опас­ных пред­ме­тов, уча­ст­ву­ют в ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий раз­ру­ше­ний объ­ек­тов атом­ной энер­ге­ти­ки и хи­мической промышленности, сти­хий­ных бед­ст­вий и других. Современные инженерные войска обес­пе­чи­ва­ют дей­ст­вия войск в воо­ру­жён­ных кон­флик­тах и ми­ро­твор­че­ских опе­ра­ци­ях ООН.

Иллюстрации:

Раз­ми­ни­ро­ва­ние ме­ст­но­сти. 1943. Архив БРЭ;

Во­ен­но­слу­жа­щие ин­же­нер­ных войск РККА: 1 – ком­бриг (1935–49); 2 – крас­но­ар­ме­ец (1935–40); 3 – ав­то­мат­чик са­пёр­но-штур­мо­вых ча­стейв сталь­ном на­груд­ни­ке (1943–45). Архив БРЭ;

Бы­ст­ро­ход­ная тран­шей­ная ма­ши­на БТМ-4М «Тун­д­ра». 1988. Архив БРЭ.

21 января в Российской Федерации отмечается День инженерных войск. По сравнению с десантниками или моряками, танкистами или разведчиками их служба не столь часто освещается в средствах массовой информации, но от этого не становится менее нужной и важной и для вооруженных сил, и для страны в целом.


Инженерные войска – род войск, выполняющий сложнейшие и опаснейшие задачи. «Сапер ошибается только один раз» — это о них, о военных инженерах. Личный состав инженерных войск решает боевые задачи и в военное, и в мирное время. Разминирование местности и объектов, организация инженерных заграждений – минных полей, противотанковых рвов и т.д., устройство фортификационных сооружений – траншей, окопов, ходов сообщений, блиндажей, подготовка и содержание путей для продвижения войск и многие другие задачи решают инженерные войска.
Инженерные войска России принимали участие во всех без исключения военных конфликтах, в которых участвовала наша страна. Боевой путь инженерных войск очень масштабен. Множество подвигов совершено военнослужащими инженерных войск и в военное, и в мирное время. Кстати, инженерные войска «воюют» и в мирное время – они ликвидируют боеприпасы, проводят разминирование, участвуют в ликвидации последствий техногенных катастроф и природных катаклизмов. Специальная подготовка личного состава и наличие разнообразной специализированной техники на вооружении позволяют инженерным войскам решать самые разнообразные задачи.

Что касается праздничной даты, то день 21 января был выбран для профессионального праздника не случайно. Именно 21 января 1701 года Петр I подписал Указ о создании в Москве «Школы Пушкарского приказа». Как понятно из названия, готовить в ней предстояло артиллеристов, но там же начали подготовку и военных инженеров – специалистов по фортификации и минному делу.

В своем указе Петр I отмечал:
…инженеры зело потребны суть при атаке или обороне, какова места и надлежит таких иметь, которы не токмо фортификацию основательно разумели и в том уже служили, но и чтоб мужественны были, понеже сей чин паче иных опасности подвержен есть.
Уже в 1702 г. выпускники Школы Пушкарского приказа отправились в первые минерные подразделения русской армии. Однако, в отличие от артиллерийских подразделений, численность инженерных сил Российской империи первоначально была невелика. За первые двадцать с лишним лет своего существования численность войск увеличилась лишь до 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондукторов.
Тем не менее, в 1722 году офицеры – инженеры были поставлены в Табели о рангах на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Это объяснялось более высокими требованиями, которые предъявлялись к военным инженерам. Им и платили большее жалованье, поскольку статус военного инженера требовал не только хорошей общевоинской подготовки, но и специальных знаний. Военный инженер должен был постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки и иметь к этому должные стимулы. Вот государство и пыталось выделить военных инженеров из общеармейской среды. В том же 1722 г. должность полкового инженера была введена в каждом российском полку. Военный инженер в обер-офицерском чине отвечал за все инженерные работы.
По мере развития и усложнения военного дела повышались требования к подготовке офицеров и унтер-офицеров инженерных служб, росла и численность инженерных войск. Военные инженеры на протяжении XVIII – XIX вв. участвовали в строительстве многочисленных крепостей, различных фортификационных сооружений на границах Российской империи, в приграничных районах, крупных городах. В 1797 году был сформирован специальный Пионерный полк трехбатальонного состава. В каждом батальоне полка были три пионерные и одна минерная роты. Полк выполнял задачи по организации военно-строительных работ во время боевых действий и военных походов, при этом использовать полк разрешалось лишь по указанию главнокомандующего армией.
Настоящим испытанием стала для военных инженеров Отечественная война 1812 года. К этому времени инженерные силы империи включали 10 минерных и пионерных рот, кроме того к ним относились понтонные роты при артиллерийских частях и 14 крепостных понтонных и минерных рот. В состав таких рот входили только офицеры и кондукторы (унтер-офицеры), а солдат как рабочую силу поставляли на время выполнения конкретных задач пехотные полки и местное население. Инженеры смогли только в начале войны возвести 178 мостов, отремонтировать 1920 верст дорог, что позволило русской армии эффективно маневрировать.
Спустя несколько лет после разгрома наполеоновской армии инженерную службу постигла новая реформа – батальоны были сведены в три пионерные бригады, а в 1822 г. понтонные роты передали в состав инженерного ведомства. Были сформированы гвардейский и армейский конно-пионерные эскадроны. В 1844 г. все инженерные части русской армии специальным императорским указом были переименованы в саперные.


Отдельная страница в истории отечественных инженерных войск – Крымская война 1853-1856 гг., когда русские армия и флот столкнулись с превосходящими силами крупных и сильных держав – Великобритании, Франции, Османской империи и примкнувшего к ним Сардинского королевства. К моменту начала боевых действий в состав русской армии входили9 саперных батальонов, 1 учебный саперный батальон, 2 резервных батальона и 2 конно-пионерных дивизиона.
Именно военные инженеры под руководством Эдуарда Тотлебена выстроили такую систему обороны Севастополя, которая позволила на протяжении почти целого года отражать атаки противника. В годы Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. знания военных инженеров также были востребованы. Например, во время знаменитых боев на Шипке удалось отразить атаки османских войск вообще без применения артиллерийских орудий и стрелкового оружия. Секретом успеха было использование электроуправляемых фугасов, обративших в бегство уступавшую в инженерном отношении османскую армию.
К концу XIX века произошло окончательное оформление инженерных войск как самостоятельного рода войск. Инженерные войска никогда не были особо многочисленными и составляли в то время 2-2,5% от общей численности русской армии. Однако, помимо саперных и понтонных частей, в их составе появлялись новые специалисты. Так, именно военным инженерам были поручены организация воздухоплавательной службы, голубиная почта, в состав инженерных войск входили и железнодорожные военные части, созданные в 1870 году.
К началу ХХ века инженерные войска включали в свой состав 7 саперных бригад (25 саперных батальонов), 1 железнодорожную бригаду, 2 отдельных железнодорожных батальона, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 12 отдельных рот, 6 крепостных военных телеграфов и 4 воздухоплавательных парка.
Численность инженерных войск составляла 31 329 человек по состоянию на 1900 год. Кроме того, фактическим резервом инженерных войск были крепостные войска, состоявшие из 53 крепостных артиллерийских батальонов, 2 крепостных полков, 28 отдельных крепостных батальонов, 10 крепостных артиллерийских рот, 3 осадных крепостных батальонов и 5 вылазочных батарей.
В состав инженерных войск позже вошли также электротехнические подразделения, автомобильные подразделения, инженерное ведомство стало отвечать и за дорожное строительство в военных целях. Инженерные войска играли очень важную роль во время Первой мировой войны. Рост их значимости для вооруженных сил способствовал и увеличению доли инженерных частей и подразделений в общей численности русской армии. К 1917 году инженерные войска составляли 6% от общей численности русской армии.
Новая страница в истории отечественных инженерных войск началась после Октябрьской революции. Фактически советская власть, используя опыт старой русской армии, приступила к строительству инженерных войск РККА заново и добилась в выполнении этой задачи колоссальных успехов. К 1929 году штатные инженерные части были созданы во всех родах войск, что позволило повысить их боевую эффективность, сделать более независимыми в выполнении самых разных задач.

В Великой Отечественной войне инженерные войска проявили себя самым лучшим образом, выполняя важнейшие задачи на линии фронта и в тылу. К 1945 году в состав РККА входили 98 инженерно-саперных, 11 понтонно-мостовых бригад, 7 инженерно-танковых полков, 11 понтонно-мостовых полков, 6 огнеметно-танковых полков, 1042 инженерных и саперных, 87 понтонно-мостовых батальонов, 94 отдельные роты и 28 отдельных отрядов. За годы войны военными инженерами было установлено более 70 миллионов противотанковых и противопехотных мин, разминировано 765 тысяч квадратных километров территории и 400 тысяч километров путей. Инженерные войска РККА возвели 11 тысяч постов, проложили почти 500 тысяч километров путей.
Естественно, что столь напряженная и опасная служба, а ведь все эти задачи приходилось решать под артиллерийским огнем противника, под авиаударами, не могла не быть отмеченной наградами. Более 100 тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов, проходивших службу в инженерных войсках РККА, были награждены различными орденами и медалями, 655 военных инженеров получили высокое звание Героя Советского Союза. Стоит отметить и такой немаловажный факт, что 201 инженерная часть получила статус гвардейской.
Период с 1950-х по конец 1980-х гг. стал периодом дальнейшего развития и укрепления инженерных войск Советской Армии. Сотни тысяч советских военнослужащих прошли службу в частях и подразделениях инженерных войск. Война давно закончилась, а военные инженеры продолжали решать боевые задачи уже в мирное время, участвуя в разминировании городов и населенных пунктов, в обезвреживании «подарков войны» — авиабомб, артиллерийских снарядов, других боеприпасов, которые, кстати, периодически обнаруживают и в настоящее время.
Инженерные войска, как и другие рода войск Советской Армии прошли всю афганскую войну. Так, в Афганистан был направлен 45-й отдельный инженерно-сапёрный Краснознаменный, ордена Красной Звезды полк, другие части, соединения и подразделения инженерных войск. Военным инженерам приходилось действовать в незнакомой местности, в сложных климатических условиях, под угрозой атак противника, но они все равно справлялись с поставленными задачами, выполняли функции боевого обеспечения ОКСВА.
Отдельная героическая и трагичная страница в истории советских инженерных войск – Чернобыльская катастрофа. Генерал-лейтенант Николай Георгиевич Топилин, занимавший затем должность заместителя начальника инженерных войск по вооружению, вспоминал, что именно инженерные войска оказались наиболее подготовленными к действиям в условиях Чернобыльской катастрофы, поскольку проходили специальную подготовку для действий в условиях применения оружия массового поражения. Именно военные инженеры выполняли задачи по разведке объекта, затем участвовали в большинстве работ, проводившихся на АЭС.
Распад Советского Союза негативно отразился на состоянии вооруженных сил постсоветских государств и Россия в этом плане не была исключением. Тем не менее, военные инженеры участвовали в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве, в антитеррористических операциях на Северном Кавказе, в различных миротворческих миссиях.


Сегодня инженерные войска Российской Федерации состоят из инженерно-саперных, инженерных, понтонно-мостовых бригад, инженерно-саперных и инженерно-маскировочных полков, включают в свой состав Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, в котором осуществляется подготовка военных специалистов с высшим и средним образованием для нужд инженерных войск Вооруженных сил Российской Федерации. Военные инженеры остаются одним из наиболее важных родов войск, получают качественную подготовку.
В День инженерных войск «Военное обозрение» сердечно поздравляет всех генералов, офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат инженерных войск, курсантов, военнослужащих запаса, имеющих отношение к службе в инженерных войсках, с профессиональным праздником. Самое главное пожелание – это отсутствие боевых и небоевых потерь, а остальное приложится.

День инженерных войск России

21 января свой профессиональный праздник — День инженерных войск — отмечают работники и военнослужащие инженерных войск России. Он установлен Указом Президента Российской Федерации № 1370 от 18 сентября 1996 года, учитывая их вклад в развитие оборонного потенциала страны и исторических традиций. Указом Президента РФ № 549 от 31 мая 2006 года День инженерных войск отнесен к памятным дням в Вооружённых Силах РФ.
Свою историю инженерные войска ведут со времени Указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». В этой школе готовили офицеров артиллерии и военных инженеров. Выпускниками «Школы пушкарского приказа» с 1702 года стали комплектоваться первые минерные подразделения регулярной российской армии.
В 1712 году Петр I приказал отделить инженерную школу от школы пушкарского приказа и расширить ее. Следом по его Указу была создана и Санкт-Петербургская инженерная школа (1719 год). А спустя 4 года Московская школа была переведена в Санкт-Петербург и объединена с Санкт-Петербургской. В этих школах готовили унтер- и обер-офицеров инженерных войск.

Для повышения привлекательности этих школ и для усиления значимости инженерных войск Петр I в своей Табели о рангах 1722 года офицеров инженерных войск числит на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии.
Центральным органом инженерных войск являлась Канцелярия главной артиллерии и фортификации. В 1753 году начальником инженерной школы был назначен инженер-генерал Абрам Петрович Ганнибал, знаменитый «Арап Петра Великого», прадед А.С. Пушкина.
Инженерные войска принимали участие во всех сражениях по защите Отечества. Знания, мужество и отвага военных инженеров в немалой степени способствовали успешному ведению боевых действий в Отечественной войне 1812 года, при обороне Севастополя (1854–1855), во время русско-японской войны (1904-1905) и двух мировых войн.
Особенно отличились воины инженерных войск в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. За подвиги во славу Родины более 100 тысяч военнослужащих инженерных войск были награждены орденами и медалями, около 700 удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы.

Инженерные войска — это специальные войска Вооруженных Сил РФ, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (Фото: mil.ru)
Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, сыграли важную роль в обеспечении боевых действий войск в Афганистане, в разрешении конфликтов в Республике Таджикистан, Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии, миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине, Косово и Сирии. Сегодня они продолжают славные боевые традиции предыдущих поколений, с честью выполняя стоящие перед ними задачи.
В настоящее время Инженерные войска России — это специальные войска Вооруженных Сил РФ, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения общевойсковых операций (боевых действий), требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь противнику путем применения инженерных боеприпасов.
В состав инженерных войск входят: инженерно-разведывательные, инженерно-саперные, инженерно-дорожные, понтонные и другие подразделения, а специалистов для инженерных войск в России готовит Военно-инженерный университет, образованный 1 сентября 1998 года на базе Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева.