День армейской авиации

День создания армейской авиации

Армейская авиация является одним из мощных ударных «инструментов» современного военного искусства и важной составляющей ВКС Российской Федерации. Отличительной особенностью этой структуры выступает оснащение её исключительно винтокрылыми аппаратами. Репутация же отечественной вертолётной техники не нуждается в рекламе. А люди, пилотирующие вертолёты, обслуживающие их и обеспечивающие их работу, безусловно, заслужили в полной мере собственный праздник.

История

Почему праздник военной авиации отмечается именно 28 октября, а датой создания этого рода войск выступает 1948 год? Ведь военное применение летательные аппараты получили даже раньше, чем появились машины «тяжелее воздуха» – первыми в небе войны оказались воздушные шары, а затем дирижабли. Даже в войне 1812 года воздушные шары использовались для наблюдения за неприятелем.

Понятно, что по мере совершенствования летающих машин они находили и всё более широкое применение в военном деле. Авиация не только развивалась технически и расширялась, но и специализировалась. К 1948 году, к моменту появления в войсках новой техники – вертолётов, предназначенных для обеспечения боевой работы армии, была сформирована собственно армейская авиация в виде эскадрильи, на вооружении которой стояли вертолеты Ми 1. Ну а любовь военных людей к традициям хорошо известна, поэтому дата создания армейской авиации, быстро превратилась пусть в неофициальный, но широко отмечаемый праздник.

Традиции

В целом, почти все виды войск и армейские структуры отмечают свои профессиональные праздники примерно одинаково:

  • к этому дню командование старается приурочить присвоение новых воинских званий и государственных наград;
  • отличившиеся воины получают благодарности, премии, грамоты и ценные подарки;
  • в строевых частях проходят торжественные построения и прохождения подразделений, в обеспечивающих структурах – торжественные собрания.

Понятно, что ни один воинский праздник, а, следовательно, и День армейской авиации, не может обойтись без богатого праздничного стола. Но, поскольку речь идёт о государственной структуре, застолья проводятся исключительно дома, где помимо самих военнослужащих собираются их семьи и близкие люди.

День создания армейской авиации России

28 октября отмечают свой профессиональный праздник люди, которые точно знают, что такое романтика неба и манящий простор.Этот день является праздничным для пилотов, штурманов, бортинженеров, наземных специалистов и для всех тех, кто имеет отношение к армейской авиации.


Именно 28 октября в 1948 году в подмосковном Серпухове и было сформировано первое подразделение армейской авиации – авиационная эскадрилья, получившая на вооружение вертолёты Г-3.
Её первоначальными задачами были транспортировка по воздуху различных грузов, ведение разведки и обеспечение связи. Другими словами, задачи ограничивались рамками вспомогательных. Кстати, именно вспомогательной армейская авиация изначально и называлась.
Название армейской она получила уже в начале 70-х годов, после принятия на вооружение вертолёта Ми-24, чьей главной задачей была поддержка действий сухопутных войск с воздуха.

За годы своего существования армейская авиация участвовала в различных поисково-спасательных операциях, а также в операциях по предотвращению природных и техногенных катастроф. В частности профессиональный опыт лётчиков использовался при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Опытные лётчики-«афганцы» совершали невероятные подвиги, буквально останавливая вертолёты над жерлом разрушенного 4-го энергоблока, и давая возможность сбросить вниз мешки с песком и свинцовые болванки. Целесообразность этих мер, как впоследствии оказалось, была весьма сомнительной, однако это никак не отменяет самоотверженности действий экипажей вертолётов в небе над Чернобылем и Припятью.
Экипажи армейской авиации были задействованы в разрешении военных конфликтов на территории России и стран бывшего СССР, защищали интересы нашей Родины в «горячих точках» за границами нашей страны. Это и упомянутый Афганистан, где от действий экипажей и техперсонала армейской авиации часто зависел успех целых операций против группировок боевиков, активно поддерживаемых Западом и монархиями Персидского залива.
В наши дни армейская авиация принимает участие в военной операции против международных террористов в Сирийской Арабской Республике. Сегодня нельзя не вспомнить о гибели экипажа вертолёта Ми-25. Командир экипажа полковник Р.Хабибуллин и лейтенант Е.Долгин ценою своих жизней сорвали наступление боевиков ИГ (*запрещено в РФ) на позиции сирийской армии в районе Пальмиры.
Лётчики армейской авиации РФ участвуют в многочисленных гуманитарных операциях в Африке, на Ближнем Востоке, в странах Центральной Азии. Это незамеченная многими ведомствами и СМИ работа на самом деле несёт порой не меньшие риски, чем участие в прямой боевой операции. Ведь российские вертолёты и российские экипажи, которые входят в состав лётного парка многих международных организаций, не раз подвергались обстрелам со стороны различных бандгрупп. Причём подвергались и в те моменты, когда это ожидалось менее всего.
Современная армейская авиация играет всё большую роль в стратегии и тактике спасательных и боевых операций. Именно по этой причине увеличение и обновление вертолётного парка является одним из приоритетов развития Вооружённых сил Российской Федерации.
В состав армейской авиации ВС РФ на сегодняшний день входят ударные, многоцелевые и военно-транспортные вертолёты.
До 2020 года на вооружение армейской авиации должно поступить более 1 тысячи новых винтокрылых машин. Речь в первую очередь идёт о боевых вертолетах Ка-52 «Аллигатор». Вертолёт предназначен для уничтожения танков, бронированной и небронированной боевой техники, живой силы, вертолётов и других летательных аппаратов противника, способен действовать в любых погодных условиях и в любое время суток.Боевая машина оснащена самым современным и мощным вооружением, которое может конфигурироваться под различные боевые задачи. Кроме того, Ка-52 «Аллигатор» снабжен системой радиоэлектронной защиты и устройствами снижения заметности, уменьшающими, рассеивающими и искажающими тепловой след двигателей, а также средствами активного противодействия.

В 2019 году холдинг «Вертолёты России» намерен выйти на контракт с министерством обороны РФ на поставку российских палубных вертолётов Ка-52К «Катран». Минобороны России данную информацию уже подтвердило.
В настоящее время специалисты холдинга разрабатывают беспилотную версию лёгкого многоцелевого вертолёта Ка-226Т. Эта разработка позволит выйти на новый уровень вертолётостроения в России.
За последние десятилетия армейская авиация несколько раз реформировалась и реорганизовывалась, переходила из Военно-Воздушных сил в Сухопутные войска и обратно. В 1990 году армейская авиация стала самостоятельным родом войск, а в 2003 году вновь была передана в ведение ВВС России, которые в свою очередь стали частью ВКС РФ.
Но преобразования преобразованиями, а главным достоянием армейской авиации всегда были и остаются морально-волевые качества пилотов, их профессионализм и готовность делать своё дело без излишнего пафоса.
«Военное обозрение» поздравляет личный состав и ветеранов армейской авиации с праздником!

Армейская авиация

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Армейская авиация (АА) (тактическая, фронтовая, войсковая, боевая), в вооружённых силах некоторых государств составная часть военно-воздушных сил (флота) (ВВС) (является родом сил) или входит в состав сухопутных войск(СВ) и является родом войск. Используется для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований (объединений, соединений и частей) сухопутных войск (сил), их авиационной поддержки (поражения живой силы и техники противника, разрушения его оборонительных сооружений), ведения тактической воздушной разведки, обеспечения высадки тактических воздушных десантов и огневой поддержки их действий, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), постановки минных заграждений, эвакуации раненых, убитых и больных, доставки материальных средств и выполнения других задач в операциях проводимых СВ и во взаимодействии с другими видами (ВВС, ВМФ — на приморских направлениях) и родами вооружённых сил. По характеру выполняемых задач делится на истребительную, истребительно-бомбардировочную (тактических истребителей), бомбардировочную, штурмовую, транспортную, разведывательную и авиацию специального назначения (вспомогательная). Армейская авиация состоит из родов авиации: истребительной, истребительно-бомбардировочной (тактических истребителей), бомбардировочной, штурмовой, разведывательной и вспомогательной. Но вооружении находятся вертолёты, самолёты и беспилотные летательные аппараты (БПЛА).

История армейской авиации

Зародилась перед и получила опыт боевого применения в годы 1-й мировой войны (1914—1918 годах). Перед началом 2-й мировой войны в ряде государств была представлена главным образом подразделениями разведки, истребительной и бомбардировочной авиации. В послевоенный период нашла широкое применение в локальных войнах и конфликтах, в 70-е годы 20-го века получила дальнейшее развитие, основу её стали составлять вертолёты различного назначения, самолёты и БПЛА.

Армейская авиация СВ ВС России

Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»

Имперский период

Воздухоплавание постепенно занимало свое место в вооружённых силах. Во второй половине XIX в. на вооружении состояли воздушные шары. В конце века действовал отдельный воздухоплавательный парк, состоявший в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. На маневрах 1902—1903 годов в Красном Селе, Бресте и Вильно проверялись способы использования воздушных шаров в артиллерии и для воздушной разведки (наблюдения). Убедившись в целесообразности применения привязных шаров, Военное министерство приняло решение создать специальные подразделения при крепостях в Варшаве, Новгороде, Бресте, Ковно, Осовце и на Дальнем Востоке, в составе которых имелось 65 шаров. К изготовлению дирижаблей в России приступили в 1908 году в то же время, Инженерное ведомство недоверчиво относилось к идее использовать авиации в военных целях. Лишь в 1909 году оно предложило Учебному воздушно-плавательному парку построить 5 аэропланов. Затем военное ведомство закупило у иностранных фирм несколько самолётов Райта и Фармана. Между тем в России возникло несколько частных предприятий по изготовлению моторов и самолётов. Некоторые из них являлись дочерними предприятиями французских заводов. С 1909 по 1917 года в России возникло более 20 авиационных предприятий.

Главное Инженерное Управление получило задание по созданию и боевому использованию аэропланных отрядов в Вооружённых Силах России. Инженерные войска стали колыбелью авиации России которая зародилась и получила опыт боевого применения перед и в годы 1-й мировой войны как новый род войск (сил) — Императорский военно-воздушный флот. Перед началом 1-й мировой войны в России была представлена главным образом подразделениями разведки, истребительной и бомбардировочной авиации, на флоте — военно-морской (разведки, истребительной и бомбардировочной) сведённой в эскадрильи.

Советский период

В Советских Вооруженных Силах стала формироваться в 1918 году, организационно состояла из отдельных авиационных отрядов, входивших в окружные Управления воздушного флота, которые в сентябре 1918 года были переформированы во фронтовые и армейские полевые управления авиации и воздухоплавания при штабах фронтов и общевойсковых армий. В июне 1920 года полевые управления были реорганизованы в штабы воздушных флотов с непосредственным подчинением командующим фронтами и армиями. После Гражданской войны 1917—1923 годов ВВС фронтов перешли в состав военных округов. В 1924 году авиационные отряды ВВС военных округов были сведены в однородные авиационные эскадрильи (по 18—43 самолёта), преобразованные в конце 20-х годов в авиационные бригады. В 1938—1939 годах авиация военных округов была переведена с бригадной на полковую и дивизионную организацию. Основной тактической единицей стал авиационный полк (60—63 самолёта). Авиация РККА, основываясь на основном свойстве авиации — способности наносить противнику быстрые и мощные удары с воздуха на большие расстояния, не доступные для других родов войск. Боевыми средствами авиации являлись самолеты, вооруженные бомбами фугасного, осколочного и зажигательного действия, пушками и пулеметами. Авиация обладала, на тот момент, большой скоростью полета (400—500 и более километров в час), способностью легко преодолевать боевой фронт противника и проникать глубоко в его тыл. Боевая авиация применялась для поражения живой силы и технических средств противника; для уничтожения его авиации и разрушения важных объектов: железнодорожных узлов, предприятий военной промышленности, узлов связи, дорог и т. д. разведывательная авиация имела своим назначением ведение воздушной разведки в тылу противника. Авиация вспомогательного назначения использовалась для корректирования огня артиллерии, для связи и наблюдения за полем боя, для вывоза в тыл больных и раненых, требующих срочной врачебной помощи (санитарная авиация), и для срочной перевозки военных грузов (транспортная авиация). Кроме того, авиация использовалась для переброски войск, оружия и других средств борьбы на большие расстояния. Основной единицей авиации являлся авиационный полк (авиаполк). Полк состоял из авиационных эскадрилий (авиаэскадрилий). Авиаэскадрилья состояли из звеньев.

В СССР в составе армейской авиации были ближние бомбардировщики, штурмовики, истребители, разведчики и корректировщики. Армейская авиация организационно входила в состав ВВС общевойсковых армий. Перед началом 2-й мировой войны разрабатываются современные образцы боевых самолётов (к началу войны составляли лишь 20 % парка авиационной техники, остальные самолёты были устаревших конструкций): — истребители Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3;

— штурмовик Ил-2;

— пикирующий бомбардировщик Пе-2;

К началу Великой Отечественной войны 1941—1945 годов авиация военных округов состояла из отдельных бомбардировочных, истребительных, смешанных (штурмовых) авиационных дивизий и отдельных разведывательных авиационных полков. В мае — ноябре 1942 года армейская авиация упразднена. Задачи, ранее решаемые ею, стали выполнять воздушные армии, армейская авиация стала называться (войсковой авиацией). На базе армейской и фронтовой авиации были созданы воздушные армии, состоявшие из отдельных авиационных дивизий истребительной, бомбардировочной, штурмовой авиации и отдельных авиационных полков разведывательной и вспомогательной авиации, подчинялись командующим фронтами, а в специальном отношении — командующему ВВС Красной Армии. Создание воздушных армий обеспечивало массированное применение авиации на главном направлении действий войск фронтов, групп армий, армий. Осенью 1942 года авиационные полки всех родов авиации имели по 32 самолёта, летом 1943 года количество самолётов в полках штурмовой и истребительной авиации было увеличено до 40 самолётов. Во время Великой Отечественной войны войсковая авиация, решая поставленные задачи, затратила на борьбу за завоевание господства в воздухе 35 %, на поддержку сухопутных войск 46,5 %, на ведение воздушной разведки 11 % и на выполнение других задач 7,5 % боевых самолёто-вылетов.

Военно-транспортный вертолёт Як-24

В 1946 году опять переименована в армейскую. Армейская (тактическая) авиация имела, на тот момент, на вооружении сверхзвуковые самолёты, оснащенные пушечным, ракетным, бомбардировочным оружием и оборудованные радио- и радиолокационными приборами и системами. Она была способна действовать в любых условиях погоды и времени суток, перехватывать и уничтожать на дальних подступах скоростные (сверхзвуковые) воздушные цели, прикрывать свои войска и объекты тыла, содействовать сухопутным войскам в проводимых ими операциях —наносить удары по авиационным, ракетным, сухопутным группировкам противника, отыскивать и уничтожать малоразмерные подвижные объекты (цели), вести воздушную разведку.

Федеральный период

Армейская авиация СВ (с 2003 года) вошла в состав ВВС Вооружённых Сил Российской Федерации, что по мнению отдельных специалистов явилось неправильным решением.

Всё решилось спонтанно, на коллегии Министерства обороны. На это заседание меня не пригласили. Раньше ставился вопрос (1995 г.) о передаче армейской авиации в ВВС страны, но тогда подход был другой. Заранее создали комиссию из 40 человек, опросили всё армейское руководство, проанализировали ситуацию и вынесли решение о нецелесообразности таких преобразований. Здесь же Иванов спросил у Кормильцева, готов ли он передать армейскую авиацию в подчинение главкома ВВС Михайлова. Тот, не задумываясь, ответил: «Авиация должна быть в одних руках». Глупость. Самая настоящая глупость… Через время они одумаются, но это опять упрётся в колоссальные затраты, как людские, так и финансовые. Уверен, что за содеянное ни Кормильцев, ни Квашнин отвечать не будут.

— бывший командующий армейской авиацией генерал-полковник Виталий Павлов, 19.11.2002

Возможно, АА ВВС ВС России вернётся в СВ ВС России в скором времени.

Армейская авиация СВ ВС других государств

Армейская авиация СВ ВС США

Входит в состав Армии США. Вооружена боевыми и транспортно-боевыми вертолетами, беспилотными средствами. Ведет боевые действия в системе армейской операции или совместно с боевыми действиями пехотных, танковых и воздушно-десантных соединений.

Авиация Великобритании — смотри Армейский воздушный корпус.

См. также

  • Армия
  • Армейская авиация Аргентины

Примечания

  1. Михаил Ходаренок . Затянувшееся перевооружение. Независимая газета (15 сентября 2000 года). Архивировано из первоисточника 6 апреля 2012. Проверено 12 августа 2010.
  2. «Не вижу ни одного аргумента в оправдание таких действий нынешнего руководства Минобороны. Сейчас армейская авиация будет отброшена на уровень начала 80-х годов. Именно тогда принималось решение о проведении эксперимента, связанного с переподчинением ее сухопутным командирам. Двадцатилетний опыт, в том числе войны в Афганистане и Чечне, показал эффективность такого взаимодействия» (бывший командующий армейской авиацией генерал-полковник Виталий Павлов) .
  3. «Не оправдывает себя изъятие из Сухопутных войск армейской авиации» (Махмут Гареев) .
  4. http://www.pravda.ru/districts/south/rostovdon/19-11-2002/7386-pavlov-0/
  5. Авиация возвращается в сухопутные войска. Независимая газета (2 октября 2009 года). Архивировано из первоисточника 6 апреля 2012. Проверено 12 августа 2010.

Литература

Ссылки

  • Военный энциклопедический словарь (ВЭС), М., Военное издательство (ВИ), 1984 г., С.45;
  • «АА» в Словаре «Война и мир в терминах и определениях»
  • «АА» в Первой мировой войне.
  • «АА» в НВО

Поздравления с днем создания армейской авиации России

В наше время каждое учение,
Проводится с авиационным обеспечением,
Чтоб страна спокойно жить могла,
Армейская авиация сильной быть должна.
Морально – боевые качества пилотов на высоте,
Уважают авиацию России везде,
Сильной техникой она оснащена,
Армейская авиация духом сильна.

Не сдержать оваций
В праздник авиации,
В день отважных летчиков —
Штурманов высот.
Поздравляем, милые,
Вы, сереброкрылые,
Небо покорившие —
Золотой народ.
Пусть вам ярко любится,
Все на свете сбудется,
И пути заветные
Через жизнь пройдут.
Неба вам высокого,
Дорогие соколы,
И спасибо доброе
За нелегкий труд!

В День военного лётчика пожелать от души хочу бравых сил и успешных полётов, достижения поставленных целей и задач, великолепных идей и лёгких решений проблем, светлой удачи и верных друзей, личного блага и любви.

Пилоты – люди чести и долга,
В крылатых машинах знают толк они,
Боевые задания выполняются отлично,
С праздником поздравляем вас всех лично.
Желаем вам удачи, выдержки, терпенья,
Пускай отличным будет настроенье,
Пускай вас уважают, ценят всегда,
Радости вам, счастья, везенья и добра.

Армейской авиации
Сегодня День большой
Его мне очень хочется
Отметить лишь с тобой.
Отдал ты небу многое
И подарил себя
Надеюсь, что осталось мне-
То лучшее тебя.
Желаю быть я рядышком
А может и звездой
Но только не небесною,
А любящей, земной.
И пусть работа сложная
В сторонке подождёт
Сегодня в славный праздник твой
Тебя подарок ждёт.

В День военного лётчика от души желаю браво летать и добиваться высоких успехов, уверенно стремиться к счастью и своим мечтам, всегда оставаться великолепным и отважным человеком, искренне любить и совершать героические подвиги.

Армейской авиации России – честь и хвала,
На защите родины вы всегда,
Героизм и боевое братство вас объединяет,
Уверенно охранять границы помогает.
Всех лётчиков сегодня поздравляем,
Посадок лёгких от души желаем,
Пусть служба вдохновляет вас всегда,
Мира, счастья вам, удачи и тепла.

День армейской, всероссийской
Авиации в стране
Мы сегодня отмечаем
Это праздник ведь вдвойне.
Ну, во-первых, ты не мальчик
И мы рады за тебя
Что нашёл ты это дело
Что нашёл ты в нём себя.
Во-вторых, я самолёты
А тем более в войсках
Уважаю и я знаю,
Что в надежных ты руках.
Пожелаю в этот праздник
Чтобы был холодным ум
Чистой и надежной совесть
Чтоб не шёл ты наобум.
Чтоб семья могла составить
На земле спокойный тыл,
Ну а к небу ты любовью
Никогда чтоб не остыл.

В День создания армейской авиации России хочу пожелать ясного неба и бравых полётов, доброй удачи и великих побед, отменного здоровья и неугасаемых сил, вечного энтузиазма и заслуженного уважения, блестящих идей и верных решений.

Военный лётчик, поздравления прими,
Пусть ждут тебя удачи впереди,
Пускай ученья будут мирные у вас,
Пусть служба сказкой окажется для вас.
Желаем вам всего, чего хотите сами,
Пусть ангелы – хранители будут с вами,
Пускай сбывается заветная мечта,
Пускай попутный ветер дует вам всегда.

Что говорить, летаете вы классно!
Летать… — совсем не то что на земле!
Хоть служба ваша дьявольски опасна,
Но красота такая в вышине,
Что вам всегда завидуют поэты,
Вы вдохновенно смотрите в окно,
Закаты, тучи, радуги, рассветы…
Там каждый день особое кино!
И есть, конечно, нотки напряженья,
Не описать словами — надо пережить!
И в небе проведенные мгновения
У вас зовутся очень просто — жизнь!

В армейской авиации России
Пилотов подготовят — высший класс.
Любые им задания по силам —
Разведка боем, перевозка грузов, связь…
Машины боевые — мощная армада,
И вооружение, одно из лучших — есть.
Но главное сегодня, мы отметить рады,
Мастерство и мужество, героизм и честь.
За полвека много сделано работы,
Но еще немало — только предстоит….
С праздником ребята, военные пилоты,
Пусть братство боевое вас хранит!

Военный лётчик – ты герой,
За Родину свою стоишь горой,
Армейской авиации предан ты всегда,
Тобой гордится наша страна.
Пусть небо тебе всегда улыбается,
И манит, манит высота,
Пусть всё хорошее с тобою случается,
Пусть возвращенья ждёт всегда семья.

Вы – боевая единица,
Оружие воздушных сил,
Которое всегда стремится
Прикрыть и защитить свой тыл.
Вам пожелаем, чтобы сила
Железных вооруженных птиц
Угрозу мощную носила
Для всех стране враждебных лиц!

Много видишь ты с небес,
Высоко подчас летаешь,
Не встречал пока чудес,
И про них ты мало знаешь.
Чудо-чудное — любовь
Всех на свете охраняет,
Призывает вновь и вновь,
Никогда не оставляет!
Ты же летчик и герой,
Не губи людей напрасно,
Будет пусть всегда с тобой,
Образ Бога безотказный!
Будет мир на всей земле,
Смерть нести уже не надо,
И любовь тогда тебе
Будет лучшая награда!

Армейская авиация России сильна,
Технику могучую представляет она,
Пилоты – родины достойные сыны,
Всегда стоят на страже страны.
Мы желаем счастья вам, удачи,
Мы желаем радости, добра,
Пусть желанья все исполнятся в придачу,
Пускай господь от бед хранит вас всегда.

Эти вензеля воздушные,
Этот высший пилотаж
Не оставят равнодушными!
И в прекрасный праздник ваш
Буду прославлять стараться я
Самых смелых из людей:
С Днем армейской авиации,
Крылья Родины моей!

Авиация армейская страны
Празднует день создания.
И в России из любой стороны
Присылают друзья пожелания.
Пусть будет чистым небо ваше,
И пусть всегда спокоен полет.
Вы честь и сила страны нашей,
И беда вас никогда не найдет!

Армейская авиация в Подмосковье создавалась,
Авиационная эскадрилья вертолётами оснащалась,
В её задачи входила разведка и корректировка огня,
А вскоре в грозное оружие превратилась она.
Верность присяге и мужество, тех, кто сегодня в строю,
Охраняют уверенно Родину свою,
Профессионализм и боевое братство орлят,
Вызывают уважение к авиации у ребят.

Армии нашей могучие крылья
Небо над Родиною охраняют!
Враг перед ними впадает в бессилье,
И моментально назад отступает!
С Днем авиации я поздравляю
Летчика классного, просто мужчину!
Пусть у тебя постоянно бывают
Только для радости в жизни причины!

Наглажена форма, начищены туфли —
С гордостью смотрит на мужа жена.
Летчик военный и муж обалденный —
Рядом с таким не страшна и война.

День армейской авиации

28 октября в России отмечается День армейской авиации. Именно в этот день в 1948 году в городе Серпухове была сформирована авиационная эскадрилья, которую первой оснастили вертолетами Ми-1. В дальнейшем именно из этой воинской части выросла вся вертолетная военная авиация России.

Сегодня на вооружении армейской авиации стоят транспортно-десантные «труженики» Ми-8, крупнейшие серийные вертолеты в мире Ми-26, способные брать на борт 20 тонн груза, и, конечно, ударные Ка-52, Ми-28Н и Ми-35. Все эти машины производятся на предприятиях холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех.

Поддержка с неба

Армейская авиация, которая в прошлом году отметила 70-летний юбилей, сегодня является составной частью Военно-космических сил России и выполняет функции поддержки сухопутных войск. Основным средством армейской авиации являются вертолеты различного назначения. Изначально подобные авиационные объединения выполняли вспомогательную роль, но с развитием вертолетной техники стали самостоятельными боевыми подразделениями в составе сухопутных войск. Части армейской авиации призваны выполнять огневую поддержку, перевозить десант и грузы, помогать разведке и выполнять другие задачи.

В разное время подчиненность армейской авиации менялась. До 1990 года она находилась в составе ВВС, после стала самостоятельным родом войск в составе сухопутных войск. В 2003 году армейская авиация вернулась теперь уже в Военно-космические силы РФ и стала одним из равноправных видов авиации.

За свою историю армейская авиация успела побывать во многих горячих точках России и планеты. Ее подразделения успешно применялись в конфликтах в Афганистане в советское время и в столкновениях с боевиками в чеченских войнах 1990-2000-х годов. Сегодня армейские вертолеты участвуют во всех крупных учениях, а также выполняют миротворческие миссии. В мирное время экипажи и машины армейской авиации помогают ликвидировать последствия природных и техногенных катаклизмов, оказывают гуманитарную помощь, занимаются пожаротушением и поисково-спасательными работами.

Армейская авиация оснащается самой современной техникой, новые вертолеты регулярно поступают в войска. Обучение управлению новыми машинами проводится на базе Сызранского филиала Военного учебно-научного центра ВВС, а также в торжокском 344-м центре боевой подготовки и переучивания летного состава.

Сегодня на вооружении армейской авиации находятся многоцелевые вертолеты Ми-8 в современных модификациях, многоцелевые ударные вертолеты Ми-24 и Ми-35М, тяжелые многоцелевые транспортные вертолеты Ми-26, ударные вертолеты Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор», а также учебные вертолеты Ми-28УБ.

Ми-8: транспортно-десантные «труженики»

Многоцелевое семейство Ми-8/17 – это самые массовые двухдвигательные вертолеты в мире. Всего построено более 12 тысяч машин в различных вариациях. Этот вертолет применяется в гражданских и военных целях более чем в 50 странах. Ми-8 предназначены для перевозки личного состава, а также груза внутри кабины и на внешней подвеске. Они могут использоваться для спасательных операций, а также нести вооружение.

В армейской авиации Ми-8 представлен широким набором модификаций, в том числе специализированной арктической версией Ми-8АМТШ-ВА. Современные модификации Ми-8 могут оснащаться вооружением, аналогичным боевому вертолету Ми-24.

Ми-26: царь-вертолет

Ми-26, разработанный более 40 лет назад, до сих пор остается крупнейшим в мире серийным транспортником среди вертолетов. Машина может принять на борт 82 десантника, 60 носилок с ранеными или 20 тонн груза. Кроме того, Ми-26 способен переносить негабаритные грузы на внешней подвеске, например транспортировать еще один такой же вертолет. Максимальная скорость Ми-26 – 295 км/ч, дальность полета при полной загрузке − 475 км. Боевое крещение машина приняла в 1984 году в Афганистане.

В различных модификациях на сегодняшний день выпущено более трехсот единиц Ми-26. Вертолет широко применяется в армейской авиации. Транспортными задачами роль вертолета не ограничивается. На базе Ми-26 создаются машины для радиоборьбы, топливозаправщики, пункты управления, противолодочные, пожарные и медицинские варианты. Новейшая модификация Ми-26Т2В отличается повышенной безопасностью, получила современную начинку и возможность автопилотирования в сложных условиях.

Ми-28Н: «Ночной охотник» для армии

Ударный Ми-28Н «Ночной охотник», применяющийся с 2009 года, предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника и малоскоростных воздушных целей в любое время суток. В числе основных преимуществ машины не только маневренность и возможность круглосуточного применения, но и повышенная огневая мощь. «Ночной охотник» обладает усиленной бронезащитой, отличается повышенной боевой живучестью, оснащен современным высокоточным комплексом управляемого и неуправляемого вооружения.

В числе преимуществ вертолета – устойчивость к боевым повреждениям, что достигается за счет применения новейших материалов и конструктивных решений. Лопасти несущего винта Ми-28Н сделаны из композиционных материалов, что позволяет безопасно завершить полет при попадании в них снарядов. Конструкция топливной системы исключает взрыв или возгорание топлива. Ми-28Н стал одним из первых российских боевых вертолетов, оборудованных современными средствами связи и цифровым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования.

Главное отличие учебной версии Ми-28УБ – двойная система управления, которая позволяет пилотировать вертолет как из кабины летчика – командира экипажа, так и из кабины летчика-оператора. За счет этого достигается возможность обучения военных летчиков, которым необходима практика налета на «Ночных охотниках». Кроме того, в боевых условиях, в случае возникновения нештатной ситуации, управление машиной может взять на себя второй член экипажа.

Ка-52: ударный «Аллигатор»

Ка-52 – разведывательно-ударный вертолет соосной схемы, у которого пара основных винтов вращается параллельно в разные стороны, а рулевой винт отсутствует. Это придает машине компактность и маневренность, что, например, оказывается очень важным при посадке на небольшие площадки или полетах при сильном боковом ветре. Другой особенностью «Аллигатора» является то, что экипаж сидит рядом в одной кабине, а не друг за другом, как в других ударных машинах.

Ка-52 способен поражать бронированную и небронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя, а также выполнять разведывательную и командную функции. С ноября 2011 года они успешно эксплуатируются в российских ВВС. По состоянию на сегодняшний день в Российской армии «служат» более 110 вертолетов Ка-52.

Боевое крещение Ка-52 прошел во время сирийской операции. В частности, как сообщалось, «Аллигаторы» активно применялись при освобождении Пальмиры. По словам специалистов, сирийская операция подтвердила подавляющее большинство заявленных характеристик Ка-52. Минобороны России уже в 2020 году планирует заключить контракт на закупку 114 модернизированных боевых вертолетов Ка-52М.

Ми-24 и Ми-35М: многоцелевые родственники

Многоцелевой военно-транспортный вертолет Ми-24 стал первым отечественным вертолетом, специально предназначенным для боевых действий. Конструкция оказалась настолько удачной, что сейчас это одна из самых востребованных машин на мировом рынке, высокая эффективность которой многократно доказана в условиях боевых действий. Вертолет оснащен современным высокоточным оружием и способен выполнять боевые задачи круглосуточно в различных метеоусловиях.

Транспортно-боевой вертолет Ми-35М является глубокой модификацией Ми-24 и предназначен для уничтожения бронетанковой техники и огневой поддержки подразделений сухопутных войск. Он оснащен современным высокоточным оружием и способен выполнять боевые задачи круглосуточно в различных метеоусловиях. Одной из наиболее важных особенностей Ми-35М является возможность перевозки личного состава с вооружением, транспортировки до трех раненых с поля боя, а также грузов внутри кабины или на внешней подвеске.

Вертолеты типа Ми-24/35 – одни из самых воюющих в мире, история их боевого применения насчитывает более 30 войн и военных конфликтов. Ми-35М успешно продемонстрировал свою эффективную работу в боевых действиях в Сирии.