Что такое кираса фото

«Анатомическая кираса» (часть 1)

В целом ряде статей, опубликованных здесь на ВО, вопросы рыцарского защитного вооружения были рассмотрены достаточно подробно. Но как оказалось, не был рассмотрен вопрос эволюции такой важной детали доспеха, как кираса. То есть второй по значимости после шлема защитной детали военного костюма минувших эпох.


Кираса работы Джованни Паоло Негроли, ок. 1513 – 1569 гг. Милан, Италия. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Вопрос о том, как люди вообще до нее додумались, не менее интригующий, чем и вопросы о том, как появились все остальные детали вооружения. Впрочем, в некоторых случаях мы имеем подсказку в виде археологических находок и также данных этнографии. Например, известна находка древнейшего лука в болоте в Испании, позволившая отодвинуть его появление в эпоху палеолита, находки наконечников копий, трещинноватость на которых дала возможность определить примерный возраст появления метательных копий, так как до них копьем действовали только лишь, удерживая его в руках, и так далее. Мы знаем, что древнейшим предком щита была «парирующая палка» с отверстием для руки посредине, поскольку она, так же как и бумеранг, сохранилась в арсенале аборигенов Австралии. А вот как появился панцирь?

Уникальная кольчуга индо-персидского образца 1816 – 1817 гг., выполненная из стальных и медных колец (из последних сделаны надписи!). Метрополитен-музей.
До нас дошли сообщения, и находки археологов это подтверждают, что уже древние шумеры пользовались панцирями из медных пластинок, причем воину они выдавались поштучно и в виде простой кучи «железяк». А уже он сам должен был их все вместе связать кожаными ремешками и подогнать по фигуре. На основе этой информации можно сделать вывод о том, что, во-первых, существовали некие количественные типоразмеры подобных панцирей, и количество пластинок выдавалось не просто так, а «по росту» пришедшего на службу. А во-вторых, что сделать из них себе доспех в то время умел каждый, либо его этому учили. Ну, а пластинки изготовить было значительно легче, чем тот же панцирь выковать или отлить.

Коринфский шлем, поножи и «мускульная кираса». Даже соски и пупок и те смоделированы, как будто бы это имеет какое-то значение (или имело?). V- IV вв. до н.э. Аукцион Сотбис.
В панцирях из пластинок, судя по барельефам, многие столетия щеголяли ассирийцы, а вот у египтян, видимо, «денег на них не хватало», вернее, не хватало на рядовых воинов, так как изображения фараонов в доспехах имеются.

Германская гравированная кираса 1630 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
А вот дальше неизвестно: то ли изменения в технологии, то ли каноны культуры изменились таким образом, что на территории Древней Греции была изготовлена древнейшая кираса, состоявшая из двух половин. И вот тут защитное предназначение этого доспеха, чисто утилитарное по своей сути, смешалось с эстетикой восприятия древних греков, считавших мускулистого, пропорционально сложенного мужчину идеалом мужской красоты, недаром они так часто изображали именно таких мужчин в мраморе.


«Фигура, закованная в сталь» — типичный «максимилиановский доспех» с желобками». Арсенал в Даксфорде, Англия.
Время появление таких панцирей датируется по-разному, но очевидно, что в VIII в. до н. э. они уже существовали. Это так называемый «Аргосский панцирь» из погребения в Аргосе, состоявший из двух половин с трубочками на правой стороне канта и на плечах. Туда вставлялись штыри, соединявшие эти две детали, а слева на боку кираса стягивалась ремешками. Полукруглая пластина подвешивалась на поясе так, что защищала пах. Панцирь напоминает колокол – его нижняя кромка имеет воронкообразное расширение, и заметно выступающий воротник. Из мускулатуры на нем несколько схематически намечены мускулы груди и лопатки, то есть знанием анатомии его создатели не блистали, но, скорее, и не ставили перед собой задачи показать человеческий торс со всеми его подробностями. Насколько типичными были такие панцири и как долго их выпускали? Известен очень похожий панцирь из Олимпии, относящийся примерно к 525 году, так что производили их более 200 лет!

Доспех императора Карла V, работы Дизедериуса Хельмшмидта, 1543 г. Исторический музей, Вена.
Панцири V – IV вв. потеряли свою колоколообразную форму и высокий воротник, зато приобрели четко проработанный рельеф мускулатуры не только груди, но также и живота, вот паховой пластины они также лишились. Вместо них стали использоваться кожаные ленты – птериги. Интересно, что похожего типа кирасы опять-таки стали делать из мелких пластин, а затем появились так называемые «льняные панцири» из простеганной или приклеенной ткани, опять-таки хорошо известным нам по рисункам из греческой вазописи.

Ахилл перевязывает рану раненому Патроклу. Обе фигуры одеты в линотораксы, усиленные чешуйками, отвязанный левый наплечник у Патрокла выпрямился. Изображение с краснофигурной вазы из Вульчи, около 500 года до н. э. Альтес-музей, Берлин.
Ничего рационального, кстати говоря, в этих «анатомических» панцирях не было. Было бы куда рациональнее делать их либо совсем плоскими, либо с треугольным выступом посредине, который бы играл роль ребра жесткости, но древние греки на это обстоятельство внимания не обращали. Хотя нам известен железный панцирь по типу льняного из так называемой «Могилы Филиппа II» из Вергины. Передняя часть у него совсем плоская и он богато инкрустирован золотыми деталями, но это, скорее всего, следствие неразвитых технологий. Просто прочеканить такую железную «плиту» в то время было сложно, вот поэтому-то ее такой и оставили.

Некоторые считают, что этот панцирь принадлежал Филиппу Македонскому. Музей в Вергине.
У древних римлян доспехи были сначала точно такие же, как и у греков, то есть анатомические панцири, но рационализма в их защитном вооружении мы видим все же несколько больше. Например, бедные воины имели на груди либо квадратную, либо круглую пластину на 3-4 ремнях и все, кирасы у них отсутствовали.
Доспехи 1485 года. Обращают на себя внимание кирасы, состоящие из двух деталей, причем наемник справа имеет на торсе лишь две нижние половинки, надетые поверх кольчуги. Рис. Ангуса МакБрайда.

Затем у них появились тяжелые кольчуги из сведенных колец, а в имперскую эпоху лорики из железных полос, заходящих одна на другую. «Анатомические панцири» носили лишь полководцы, да и то есть подозрение, что только лишь на заказанных ими же собственных статуях (см., например: PR древнего панциря/ https://topwar.ru/100619-pr-drevnego-pancirya.html). То есть сам тип такого доспеха римлянами отнюдь не был забыт, но отошел в область чего-то древнего и героического, пригодного для ношения разве что только императорами.
Облачение в доспехи XV в. Причем показана как двухчастная кираса, так и кираса из четырех частей.
После крушения Великого Рима те же, например, британские историки рассматривают генезис защитного вооружения Западной Европы по следующей схеме: эпоха «темных веков» (476 – 1066 гг.), затем следует «эпоха кольчуги» (1066 – 1250 гг.), затем идет «переходный период» распространения кольчужно-пластинчатой «брони» (1250 – 1330 гг.) с относительно небольшими платинами, затем используются большие пластины, а кольчуга их только дополняет (1330 – 1410 гг.), и, наконец, появляются доспехи из «белого металла», эпоха которых завершилась в 1700 году, а вот кирасы продолжали использоваться вплоть до начала Первой мировой войны!
Испанские и португальские рыцари эпохи кольчужно-пластинчатой брони. Справа: дон Альваро де Кабрера-младший, похороненный в каталонской церкви Санта-Мария де Беллпуиг де Лас Авелланас в Лериде. Рис. Ангус МакБрайд.

А это его сохранившаяся эффигия, позволившая восстановить его облик в деталях. Вот только шлем на ней отсутствует…
Однако вплоть до конца Столетней войны цельнокованые кирасы рыцари в Европе не носили. Восточные рыцари-фарис также использовали кирасы из пластинок, надевавшиеся поверх кольчуги. Известно, что они были тяжелы и очень гремели, поэтому ночью в разведку их не одевали. Судя по документам, первые доспехи из пластин применялись еще в 1290 году, но не были массовыми. Есть эффигия из Першорского аббатства в Вустершире 1270 – 1280 гг., на которой в прорезях сюрко просматривается скрепленная ремешками кираса. Известна эффигия также конца ХIII в. из церкви Тампль в Лондоне, приписываемая Гиоберту Маршалу, на которой в разрезах сюрко едва просматривается стянутая ремешками кираса из двух половин. Но металлическая ли она или из «вареной кожи», сказать, естественно, невозможно.
Опять-таки, судя по эффигиям, кирасы из двух половин появились уже в начале ХV в., как сделанные в Милане, так и германского производства. Обладали они одной интересной особенностью: нагрудная и наспинная их детали состояли каждая из двух пластин – нижней и верхней, заходивших одна на другую. И они обе скреплялась с ней при помощи ремней или двух заклепок, что позволяло им хотя бы как-то смещаться относительно одна другой. Можно было надеть только верхнюю часть или только нижнюю! Но самое значительное изменение кираса миланских доспехов претерпела в 1440 – 1455 гг., когда нижняя ее часть так сильно вытянулась кверху, что уже к концу века она практически закрывала всю верхнюю пластину, к которой крепился шлем. Иногда ремней спереди могло быть и два, но тогда они находились по бокам кирасы слева и справа.
Доспех короля Франции Генриха II (1547–59), изготовлен ок. 1555 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Его кираса спереди.
Его кираса сзади.
Как правило, никакой антропоморфности эти кирасы не имели, но зато обладали выраженным ребром посредине. Периодически, правда, это ребро исчезало, и кираса спереди приобретала глобулярную форму. Затем мастерство оружейников достигло своего пика (или рационализм их возобладал, кто знает?!), но наконец-то появились кирасы, состоящие всего из двух деталей. А затем откуда ни возьмись, вновь пришла мода на все античное, так что в итоге император Карл V уже в 1546 году носил чеканные доспехи с зооморфными наплечниками и… анатомической кирасой, подобной лорике древнеримских полководцев и сделанной в лучших традициях римских оружейников, в чем, безусловно, проявило себя искусство эпохи Возрождения. Интересно, что в них птериги тоже копировались, вот только сделаны они были не из кожи, а уже из металла!
Доспехи Карла I 1546 года работы Филиппо Негроли. Милан.
В Германии глобулярная форма нагрудного панциря пользовалась популярностью до 1530 г., однако затем ее сменила кираса со срединным ребром. Ряд панцирей 60 – 70-х гг. ХVI в. за свою форму получили название «стручков гороха», поскольку их нижняя часть спереди спускалась чуть ли не до самой паховой области.
Еще одно обращение к античной теме «Гарнитур Геркулеса». Исторический музей в Вене.
Обратившись к рукописи «Шахнаме» из Гулистана, датируемой 1429 годом, мы увидим на ее миниатюрах воинов в доспехах из больших пластин прямоугольной формы, которые имели название чарайна («четыре зеркала») и представлявшие собой… кирасу из четырех плоских, скрепленных на боках пластин! Этот доспех был очень популярен на Востоке в течение всего ХVI в. и даже позднее.
Чарайна. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Индийский доспех конца XVIII – начала XIХ вв. Среди пластинчатых восточных доспехов известны латы и совсем удивительные, в которых нагрудная пластина разделялась на груди надвое и соединялась шнурками, что позволяло надевать такой доспех словно куртку или жакет. Но странно, что завязки были спереди. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Интересно, что в коллекции Королевского Арсенала в Тауэре имеется и доспех XVII – ХVIII вв., привезенный из Северной Индии, и состоящий из чисто восточного шлема-мисюрки и… кирасы, очень похожей на европейскую, но украшенную местным растительным орнаментом. Более того, именно в Индии мы встречаем множество вполне европейского вида кирас, но, безусловно, сделанных местными мастерами. То есть они увидели образцы и скопировали их для своей местной знати!
Индийская кираса из Хайдарабада, 1620 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Индийская кираса из Декана – материал – вутц! Середина XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Но опять-таки в более позднюю эпоху средневековья мы нигде не наблюдаем массового возвращения к «мускульным кирасам». Парадные доспехи Карла V, понятно, не в счет. Значит, развивающийся медленно, но верно рационализм в итоге все же доминировал над внешним эстетизмом, и даже Возрождение не смогло навязать людям давно отжившие формы защиты, хотя, как мы знаем, шлемы типа барбют, подобные древним коринфским и рыцари, и пехотинцы одобрили. И хотя в свое время анатомические «мускулистые кирасы» были популярны в течение многих столетий вместе с античной культурой, вернуть им свои былые позиции на новом витке исторического развития так и не удалось!

Раскрашенный шлем и кираса середины XVI века. Вес шлема 3400 г. Вес кирасы 2365 г. Журнал Метрополитен-музея №42 (2007), pp. 107-119.
(Продолжение следует)

Кираса

Эту страницу предлагается объединить с Нагрудник. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/27 ноября 2012.
Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно).
Дата начала обсуждения — 2012-11-27.
Если обсуждение не требуется (очевидный случай), используйте другие шаблоны.
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Французская кираса 1854 года

Кира́са (англ. Cuirass, также панцирь, корслет (Corslet), и так далее — общее название важнейшего компонента старинного защитного снаряжения, прикрывавшего туловище человека и изготовленного из металла или иных сравнительно жёстких материалов. Может выступать как в роли самостоятельного доспеха, так и в виде одной из составных частей доспешного комплекса.

Само слово происходит от фр. Cuirie, первоначально означавшего кожаный нагрудник, и в свою очередь производного от фр. Cuir Bouilli, то есть вываренная кожа.

Современный бронежилет по сути гомологичен кирасе, но его так практически никогда не называют, резервируя этот термин исключительно для защитного снаряжения доиндустриальной эпохи.

Древний мир

Уже микенская Греция знала достаточно совершенный доспех в виде длинной, почти до колен, сегментированной пластинчатой кирасы из бронзы, дополненной шлемом, поножами и наплечниками, вероятно и наручами, и, таким образом, закрывающий практически всё тело воина.

В период архаической и классической Греции происходит упрощение и облегчение защитного снаряжение, при одновременном росте его уровня исполнения. Боевые колесницы исчезают, и на первый план выходит тяжёлая пехота, вооружённая длинными пиками. Основным защитным снаряжением гоплитов (тяжеловооружённая древнегреческая пехота) был большой щит, доспех же прикрывал лишь туловище и выступающие из-за щита части тела — голову и ноги ниже колен. Корпусным доспехом служил торакс — «анатомическая» бронзовая кираса, обычно имеющая форму стилизованного мускулистистого тела, что, помимо эстетических соображений, могло также повышать их жёсткость, так как рельеф играет роль рёбер жёсткости, аналогично гофрированию и рифлению, встречающимся в готических доспехах второй половины XV века. Более дешёвые образцы имели лишь слегка намеченный рельеф. Кираса дополнялась практически полностью закрывающим лицо шлемом и поножами. Бёдра имели лишь символическую защиту в виде свободно свисающих кожаных полос — XIX веке.

Недостатком бронзы была, однако, её дороговизна. Необходимая для изготовления бронзы медь встречается несравненно реже железа, а олово было остродефицитным материалом ещё в глубокой древности. Поэтому основная масса воинов обходилась линотораксом, льняным панцирем — имеющей, судя по всему, египетское происхождение полужёсткой кирасой из множества слоёв проклеенного и, вероятно, простёганного льна общей толщиной до 1 см, напоминающей отчасти современный бронежилет. В отличие от металлических доспехов, линотораксы, судя по всему бывшие в своё время наиболее массовым защитным снаряжением греческих и эллинистических армий, отсутствуют в археологической летописи, поэтому об их конструкции можно судить лишь по изображениям и описаниям. Общепризнанной реконструкции не существует.

Ближе к эллинистическому периоду, по мере развития металлургии, отмечаются и попытки изготовления железных кирас, но они были доступны лишь высшей аристократии; например, такая кираса найдена в гробнице македонского царя Филлипа (или Филиппа II, или Филиппа III Арридея — то есть, соответственно, отца или сводного брата Александра Великого). Железные кирасы не имели ещё устоявшейся конструкции, и могли как повторять по форме «мускульные» бронзовые, так и имитировать линоторакс (как в случае с упомянутой выше кирасой из царской могилы).

Римские воины республиканского периода имели похожее на эллинистическое, но облегченное, по греческим меркам, защитное снаряжение. Туловище обычно прикрывала пектораль — сравнительно небольшая бронзовая пластина круглой, прямоугольной или фигурной формы, крепящаяся на портупейных ремнях (по сути аналог зерцала в его самой ранней форме), дополненная набранным из металлических пластин боевым поясом и открытым шлемом. Тораксы греческого образца имели лишь немногие воины.

Впоследствии, однако, римский комплекс защитного снаряжения стал достаточно интенсивно развиваться, пока, наконец, на рубеже нашей эры уровень производства в римском мире достиг такого уровня, что стало возможно массовое производство железных пластинчатых панцирей. Верхом достижений античных доспешников стала lorica segmentata (условное, не аутентичное римское, название, введённое в XVI веке) — знаменитый доспех римского легионера. Это был достаточно лёгкий, но прочный, сложный по конструкции, но вполне технологичный доспех, состоящий из сравнительно крупных горизонтальных пластин, соединённых друг с другом ремнями, заклёпками и застёжками. Сегментированная кираса дополнялась наплечниками и птеругами, а также шлемом с плюмажем. В таком виде римский пехотный доспех просуществовал до III века н. э., когда, судя по всему, массовое производство пластинчатой брони оказалось уже невозможным ввиду упадка ремесла. Любопытно, что «лорика сегментата» не была только лишь доспехом легионеров, — судя по археологическим находкам, в своё время она изготавливалась в массовых количествах и широко использовалась по всей Империи частными лицами. Характерные для её конструкции развитые наплечники говорят о том, что к тому времени римлянам приходилось нередко сталкиваться в бою с противниками, вооружёнными рубящим оружием вроде длинных мечей или боевых топоров, что вполне может быть сказано, например, о галлах и кельтах, в том числе с вооружённой мечами кавалерией.

Наряду с «сегментатой», были в ходу и доспехи не на основе кирасы — кольчатые (lorica hamata), видимо, кельтского происхождения, и чешуйчатые (lorica squamata), позаимствованные на Востоке у парфян. Как и в случае с lorica segmentata, приведённые названия не являются аутентичными римскими и были введены не ранее эпохи Ренессанса. Даже в период, когда пластинчатые доспехи выпускались в достаточных количествах, эти виды защитного снаряжения оставались на вооружении вспомогательных частей (ауксилариев), а также некоторых провинциальных легионов в Азии и Африке.

Следует иметь в виду, что часто демонстрируемая в «исторических» фильмах кожаная кираса, как из мягкой, так и из многослойной вываренной кожи, судя по всему не имеет ничего общего с историческим доспехом периода античности. Иногда в таком качестве ошибочно демонстрируется кожаная туника с птеригами (subarmalis, thoracomachus), которая на самом деле в эллинистическом доспехе (в отличие от средневекового гамбезона) не играла самостоятельной защитной роли, а лишь надевалась под кирасу в качестве поддоспешника (причём её существование не имеет строгих археологических доказательств и признаётся не всеми специалистами по античному доспеху — иногда считается, что птериги были пришиты к обычной, матерчатой тунике).

  • Микенская бронзовая кираса.

  • Бронзовая кираса периода архаики. 620–580 г.г. до н.э.

  • Древнегреческий бронзовый панцирь (кираса) и различные шлемы.

  • Греческие воины в линотораксах. Хотя сцена и изображает Ахилла и Патрокла, то есть, воинов Микенских времён, их броня соответствует периоду классической античной Греции.

  • Анатомическая бронзовая кираса из южной Италии, 300—350 г.г. до н. э.

  • Исторический реконструктор, изображающий римского легионера, в реплике «лорики сегментаты».

  • Скульптурное изображение античной бронзовой кирасы с торчащими из-под неё птеригами, иногда неверно интерпретируемое как пресловутая «кожаная кираса».

Средневековье

Падение Рима привело к такому упадку кузнечного ремесла, что в Тёмные века жёсткая защита корпуса воина оказалась забыта; основным и практически единственным доспехом рыцарей была кольчуга, реже — чешуя.

Лишь к XIII веку, вероятно — не без влияния со стороны увиденного европейцами в ходе Крестовых походов и войн с монголами восточно-азиатского комплекса защитного вооружения, в Европе стал складываться новый тип доспеха, так называемый «переходный» (от кольчуги к латам). Эволюция его шла параллельно по двум направлениям, причём оба в своём изначальном виде представляли собой различные типы пластинчатого усиления кольчуги. В первом случае использовалась так называемая «бригантина» — надетая поверх кольчуги жилетка с наклёпанными под сукно или кожу металлическими пластинами, по одной из версий происходящая от усиленного металлическими пластинами нарамника-сюрко, а по другой — от аналогичных по конструкции монгольских панцирей хатангу дегель. Со временем размер пластин бригантины увеличивался, пока она не превратилась по сути в обтянутую тканью кирасу из нескольких составных частей. Второе направление эволюции доспеха пошло, судя по всему, от металлических дисков или пластин, которые рыцари носили под кольчугой или поверх неё для повышения защитных свойств (аналогично римским фалерам и азиатскому зерцалу) — к XIV веку из них развился сначала набрюшник (пластрон, плакарт), прикрывающий живот воина, а затем и настоящая латная кираса, первоначально ещё с нагрудником, составленным из двух частей. Разумеется, оба направления не существовали изолированно, а развивались в связке. Известны (и, видимо, даже были достаточно широко распространены) и комбинации бригантной основы корпусного доспеха с латными набрюшником и наспинником.

  • Бригантина конца XV века.

  • Комбинация бригантины и латного набрюшника.

  • Поздний «переходный» доспех с металлическим сегментным набрюшником. Милан, 1360-е годы.

  • Ранний миланский доспех. Около 1410 года.

К концу XIV — началу XV века в Европе кольчуга уже заменялась латами («белый доспех» — в противоположность обтянутой цветной тканью бригантине), а бригантина постепенно стала носиться или небогатыми воинами, или же аристократами, но не во время боевых действий, а в качестве полудоспеха-полуодежды. Причём в Италии и Германии латы быстро завоевали популярность, и уже к начале XV века практически вытеснили бригантины в качестве рыцарского доспеха, в то время, как например во Франции, судя по изобразительным источникам, и в конце того же века ещё использовались «переходные» комбинации бригантины и латного набрюшника. В результате именно Италия и Германия на весь XV век стали «законодателями мод» в доспешном деле Европы.

Первым полным латным доспехом был получивший распространение ещё в конце XIV века так называемый миланский. Миланская кираса традиционно имела выпуклую, бочкообразную форму. Её грудной щиток ещё состоял из отдельных нагрудника и частично перекрывающего его нижний край набрюшника-плакарта. Спину прикрывал наспинник, также нередко составленный из нескольких сегментов для повышения подвижности.

Несколько позднее в Германии появился готический доспех, характерной чертой которого была составная кираса с вертикальным ребром жёсткости посередине, часто в сочетании с дополнительными рёбрами жёсткости, которые образовывали рифлёную поверхность, что не только делало доспех прочнее, но и придавало ему специфический привлекательный внешний вид. Некоторые готические доспехи первой половины XV века имели характерную угловатую форму нагрудника с горизонтальным, а не вертикальным, ребром жёсткости, известную как кастенбруст.

  • Готическая кираса конца XV века.

  • Готический доспех с рифлением мастера Лоренца Хелмшмида. Германия, Аугсбург, конец XV века.

  • Кираса-«кастенбруст».

Изредка нагрудник кирасы мог выполняться наборным из отдельных горизонтальных пластин, соединённых подвижными заклёпками, что отчасти напоминает ламинарный доспех. Такие кирасы назывались «рачья грудь», они были слабее обычных, но более подвижны. Более прочным был переходный вариант, в котором верхняя часть нагрудника была цельной, а нижняя, защищающая живот — наборной. Этот тип в Германии называли «полурак». Такие доспехи были востребованы главным образом в лёгкой кавалерии, к которой в то время относились, в том числе, польские «крылатые гусары».

В первой четверти XVI века черты миланских и готических лат были объединены в максимилиановском доспехе, созданном с учётом широкого распространения огнестрельного оружия. У него нагрудник и наспинник были уже цельными, причём своей общей формой максимилиановская кираса тяготела к итальянским образцам, но сочетала её с рифлением, характерным для поздней готики. Этот доспех был крепче прежних в ущерб подвижности. В Италии примерно в тот же период стали появляться многочисленные доспехи, стилизованные «под античность». У ландскнехтов, служивших в Италии, в первой половине XVI века имела распространение мода на ношение нагрудника с очень сильно выпяченным вперёд ребром жёсткости, иногда даже переходящим в остриё — тапуль (от итал. «бугор»). Рыцарские доспехи обычно тапуля не имели, ограничиваясь простым ребром жёсткости, которое, тем не менее, также становилось со временем всё более и более чётко очерченным. Некоторые кирасы середины XVI века, использовавшиеся лёгкой кавалерией, состояли из трёх частей, за счёт разделения нагрудника на две присоединённые по бокам к наспиннику шарнирами детали — они раскрывались спереди и застёгивались на груди крючками. Это было особенно удобно в жару, когда доспех приоткрывали для вентиляции, а при необходимости быстро застёгивали.

  • «Максимилиановские» латы. 1535 год.

  • Кираса второй пол. XVI века с остриём-тапулью.

  • Кираса второй половины XVI века с «гусиной грудью».

Середина и вторая половина XVI века ознаменовались появлением гладких кирас, состоящих из цельных нагрудника и наспинника, с увеличенной толщиной стального листа и очень чётко очерченным вертикальным ребром жёсткости, переходящим в выступ в районе живота, — такая форма называлась «гусиная грудь». Её введение повышало шанс соскальзывания пики или рикошета пули. К 1620-м годам от выступа отказались, при одновременном значительном укорачивании кирасы, но чёткое ребро жёсткости осталось. Примерно в тот же период на некоторых кирасах появились прикреплённые к ним латные воротники, что позволило избавиться от ожерелья-горжета как отдельной детали доспеха. После этого форма и конструкция кирасы уже не претерпевали существенных изменений — происходило лишь постепенное облегчение и упрощение защитного снаряжения в целом за счёт отказа от отдельных его элементов.

Доспехи крылатых гусар.

XVI и в особенности XVII века, бывшие периодом расцвета европейского латного доспеха, стали одновременно и периодом его постепенного упадка, виной чему было, во-первых, возрождение неизвестной в Европе со времён поздней античности боеспособной линейной пехоты, во-вторых — развитие огнестрельного оружия. Раннее ручное огнестрельное оружие, имевшее относительно короткий ствол, было сравнимо со взводимым воротом арбалетом по мощности, и сплошную металлическую броню пробивало далеко не всегда. Однако с появлением крупнокалиберных длинноствольных мушкетов дни полных доспехов были сочтены. Броня стала постепенно «стягиваться» по направлению к кирасе, при одновременном увеличении толщины последней и сохранении общей массы доспешного комплекта. К XVII веку у кавалеристов в ходу были так называемые «доспехи на три четверти» — до колен. Пехота же всё чаще обходилась «полудоспехом» — кирасой с пристёгнутыми к ней набедренниками и, иногда, наплечниками. Общее утолщение брони позволило несколько улучшить её пулестойкость; среди доспехов этого периода немало сохранившихся экземпляров имеют вмятины от пуль (вероятно, пистолетных или выпущенных из карабинов), полученные при апробировании выстрелом в арсенале или в боевых условиях.

В пехоте доспехи окончательно исчезли к началу XVIII века, после перехода к массовым рекрутским армиям, содержавшимся и снаряжавшимся за счёт государства. Так как дешёвые доспехи из низкокачественного металла всё равно не защищали от пуль на основных дистанциях пехотного боя, выбор был сделан в пользу более дешёвых и мобильных бездоспешных стрелков, которые получили в вооружение облегчённый вариант мушкета — ружьё или фузею, с непременным штыком для ближнего боя. Примерно в то же самое время в европейских армиях исчезают и пикинёры. Тяжёлая кавалерия — кирасиры — сохраняла своё защитное вооружение, состоявшее из одной кирасы и шлема, вплоть до второй половины XIX века, а в некоторых случаях и до Первой мировой войны. К этому времени кираса стала рассматриваться главным образом как защита от холодного оружия, хотя в определённой степени защищала и от пистолетных пуль или даже ружейных на излёте, а также от осколков.

Кирасиры

Кирасы XIX века обычно были крашеными чёрными, а не блестящими, так как на заводах их не полировали. Основная статья: Кирасир

Кирасиры появились в XVI веке во многих странах Европы как тяжёлая кавалерия, созданная в целях компенсации малочисленности рыцарской и одетая в относительно недорогие неполные латы, часто напоминающие дорогие образцы ландскнехтских и называемые кирасирскими. По сравнению с ними, польские гусары XVI—XVII века, одетые в кирасы с крыльями за спиной (или на спинке седла), изначально считались лёгкой кавалерией, хотя при этом их снаряжение было существенно тяжелее, чем у других лёгких конников — казаков, татар или улан. Впоследствии же они стали рассматриваться уже в качестве тяжёлой кавалерии, так как их защитное снаряжение сравнялось с кирасирским за счёт облегчения последнего — к XVIII веку от него остались только шлем и кираса.

Кавалергарды — Военная форма, 1914 год. Кавалергардский Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полк

Кираса начала XIX века полностью защищала носившего её от ударов сабель, штыков и лёгких пик. Видимо, тяжёлый кирасирский палаш её при определённых условиях всё же прорубал (но, естественно, не разрубал — а просто оставлял зарубки той или иной глубины). Относительно пулестойкости, приводятся следующие данные. Обычная железная кираса времён Наполеоновских войн пробивалась из ружья на любой дистанции меньше 75 саженей (160 м), а из пистолета — менее 18 саженей (ок. 40 м). Стальная кираса «из кованой немецкой стали» пробивалась из ружья только с 54 саженей (115 м), а из пистолета с 18 саженей пробивалась только половиной пуль и не пробивалась с 9 саженей (20 м). Тяжёлая кираса из одной передней половинки (нагрудник), «скованная из железа вместе со сталью», более толстая, чем обычная стальная, не пробивалась и с 9 саженей, хотя после 18 саженей ружейная пуля делала в ней ощутимую вмятину. При этом выпущенная с тех же 18 саженей ружейная пуля прошивала навылет четыре поставленные друг за другом обычные железные кирасы, и ещё углублялась в расположенную за ними деревянную доску на свой диаметр, или пробивала две стальные, а в третьей делала углубление. Таким образом, защитные свойства брони сильно зависели от её качества, а стало быть и стоимости: качественная броня обладала вполне приличной пулестойкостью, чего вовсе нельзя было сказать о массовой продукции, условно защищавшей лишь от пистолетных пуль или случайных ружейных на самом излёте их траектории.

На протяжении всего XVIII века неоднократно возникали и рассматривались предложения о возрождении кирасы в пехоте. В частности, в России вновь ввести кирасы одно время намеревался князь Потёмкин. Однако продолжения эти начинания не получили всё по тем же причинам: хорошая броня из качественных материалов стоила дорого и не могла выпускаться в сколь либо массовых количествах ввиду сложностей технологического характера (в частности, вызывала проблемы термическая обработка крупных изделий из листового металла). Дешёвая же броня не обеспечивала какой либо защиты от пуль, а введение её для защиты только от холодного оружия было накладно и чрезмерно отягощало пехотинца, который, в отличие от конника, не имел в то время никакого средства транспорта кроме собственных ног. Сохраняли свой доспех в виде кирасы (Sappenpanzer) и каски (Sappenhelm) только сапёры (пионеры) некоторых стран.

В отличие от других типов доспехов, которые по большей части иcчезли к концу XVII века (по крайней мере в Европе), кираса использовалась боевой кавалерией до середины XIX века. Несмотря на ничтожную эффективность против новых винтовок под патроны с бездымным порохом, французские кавалеристы продолжали носить кирасы в полевых условиях и в 1914 году.

За пределами Европы

На средневековом Востоке защитное снаряжение обычно тяготело к сравнительным лёгкости и мобильности, поэтому там доспех практически нигде не развился до форм, аналогичных цельной металлической кирасе. В этот период единственными более или менее прямыми её аналогами из широко распространённых за пределами Европы доспехов могут считаться характерный для Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, отчасти Руси и Индии зерцальный доспех, представляющий собой обычно четыре-пять щитков, соединённых петлями и вместе образующих некое подобие кирасы, а также ряд японских доспехов в стиле «тосэй-гусоку», имевших кирасу из склёпанных из отдельных горизонтальных пластин нагрудника и наспинника.

Кроме того, весьма оригинальный комплекс доспеха на основе склёпанной или стянутой шнуром из отдельных пластин бронзы или железа кирасы с осевым разрезом спереди был распространён на Дальнем Востоке (царства Кореи и тесно связанная с ней прото-Япония) в середине первого тысячелетии н. э. Однако, уже к концу того же тысячелетия кирасы в этом регионе были полностью вытеснены «континентальными» ламеллярными доспехами, которые оказались более удобны для проникшего в регион из Великой Степи, видимо — через посредство китайцев, боя верхом.

Изредка встречались кирасы и в комплексе вооружения Индии времён Велких Моголов, но они использовались только высшей аристократией; можно предположить, что они представляли собой продукт изучения индийскими оружейниками европейских образцов, которые они напоминают по конструкции. Например, сохранился доспех, состоящий (в современном состоянии) из нагрудника кирасы, шлема и наручей-базубандов, приписываемый падишаху Акбару Великому. Также известны литые латунные «анатомические» кирасы из некоторых местностей Индии, однако они скорее всего имели чисто ритуальное назначение.

В основном же во времена, когда в Европе господствовали латы, на Востоке применялись доспехи, обеспечивающие большую подвижность, со сплошной пластинчатой защитой только в самых уязвимых местах — вроде кольчато-пластинчатых или куячных (пластинчато-нашивных, типа бригантины). Переменный успех, с которым европейцы XV—XVII веков вели войны с Россией или Турцией, может быть свидетельством того, что для тех способов ведения военных действий, которые практиковались на Востоке, защитные свойства принятых там доспехов были вполне адекватными.

Современность

Французские тяжёлые кавалеристы в кирасах на марше в Париже. 1914 Испытание французских кирас. 1918 г.

Во время Первой мировой войны германская армия пыталась применять металлические нагрудники для защиты передней проекции туловища солдат, но в отличие от стальных касок, вернувшихся «в строй» буквально из музеев, стальные кирасы оказались слишком тяжелы для пехотинцев и распространения не получили, по крайней мере, среди стран Антанты, которые экспериментировали с различными типами бронезащиты, но по ряду причин не поставили эти модели на вооружение. Американская армия, например, разработала тяжёлый нагрудник, который весил 18 кг и предназначался для защиты от пулеметного огня, но эта конструкция была признана неподходящей для применения из-за её тяжести.

Во время Второй мировой войны в СССР применялись кирасы, которые назывались «стальной нагрудник» — СН. По форме эти нагрудники отчасти напоминали немецкие варианты времён Первой мировой войны, но были более лёгкими и оставляли правое плечо открытым, для удобства ведения огня. Существовало несколько моделей СН: с сегментированной защитой, напоминающей римскую «лорику сегментату», или с цельным нагрудным щитком различной толщины и формы. Такое защитное растяжение имелось главным образом в штурмовых инженерно-сапёрных бригадах резерва Верховного Главнокомандования (ШИСБр РВГК), которые были сформированы из саперных частей в качестве специальных элитных штурмовых подразделений. При этом отношение солдат к стальным нагрудникам было неоднозначным. Неприятие объяснялось малой пригодностью кирас для боев на открытой местности — спина была не защищена, а типичным методом приближения к позиции противника было ползание по-пластунски и перебежки от воронки к воронке. Однако в городских условиях недовольных ношением этих предшественников современного бронежилета было мало. Это объясняется пулестойкостью стальных нагрудников к поражению из пистолетов-пулеметов, широко используемых неприятелем (в особенности в городских боях). Менее известно, но также имело место применение в Красной Армии пулестойких щитков меньшей площади, закрывавших лишь жизненно важные органы. Иногда в качестве импровизированного щитка использовалась сапёрная лопатка. Позднее, уже в послевоенные годы, на вооружение был принят полужёсткий бронежилет из металлических пластин в чехле из прочной ткани.

В Японии существовали экспериментальные бронежилеты такой же формы, что, возможно, является «переимкой опыта» у немцев. Сложно сказать, в каком количестве и качестве они были там применены, но американцы захватили несколько образцов таких кирас и впоследствии использовали полученные при испытаниях данные для разработки нескольких моделей бронежилетов, которые по форме напоминали старинные бригантины. Однако, как и в Первой мировой войне, бронежилеты распространения не получили, так как к моменту их разработки война уже подходила к концу.

В дальнейшем кирасы применялись американской армией в Корее и Вьетнаме — однако, эти кирасы уже делались не из металла, а из синтетических тканей с пропиткой, наподобие современных армейских шлемов. Как и каски, эти кирасы не предназначались для защиты от мощных винтовочных пуль, но должны были уменьшать тяжесть ранения или защищать солдата от осколочного поражения. Между тем, мягкий бронежилет показал решающее преимущество перед жёсткой кирасой из полимерных материалов в удобстве ношения, при вполне сравнимой защите. Интересно, что в Корее бронежилеты были введены только после проведённых сопоставлений данных, собранных госпиталями, которые показали, что большинство (70 %) ранений вызваны либо осколками, либо шрапнелью, а большинство смертельных ранений вызваны попаданием предметов в туловище (что более или менее совпало с подобными исследованиями проведёнными в Первой и Второй мировых войнах)

Германский «бронежилет» 1918 года Трофейные японские нагрудники

Фотогалерея

Примечания

  1. Вендален Бехайм. «Энциклопедия оружия» (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в.)
  2. Кавалергарды — впервые появились в России в 1724 г., в виде почётного конвоя императрицы Екатерины I,
  3. Гогель И. Подробное наставление о изготовлении, употреблении и сбережении огнестрельного и белаго солдатского оружия с 6-ю чертежами. Росс. Империя, С-Пб., 1825 год.

См. также

  • Готический доспех
  • Кирасирские доспехи
  • Костюмный доспех
  • Панцирь (кольчуга)
  • Ландскнехтский доспех
  • Бронежилет

Ссылки

В Викисловаре есть статья «кираса»

  • Инженерно-штурмовые части РВГК

Части средневековых доспехов

Gousset • Lamé • Рондель

Голова

Шлемы: Армет (разновидность Закрытый шлем) • Барбют • Норманнский шлем • Бацинет (разновидность Хундсгугель) • Бургиньот • Горшковый шлем (разновидности Большой шлем и Сахарная голова) • Гранд-бацинет • Ерихонка • Жабья голова • Железная шляпа • Кабассет • Капеллина • Мисюрка • Морион • Салад • Спангенхелм • Шелом • Шишак • Подшлемник • Черепник • Цервельер • Шапка бумажная
детали шлема: Личина • Наносник • Забрало (разновидность Откидной наподбородник) • Козырёк • Налобник • Гребень • Нашлемник (разновидности Султан • Нашлемная фигура • Яловец • Плюмаж) • Бурлет • Намёт • Нащёчники • Науши • Назатыльник

Шея

Бармица • Бувигер (разновидность Откидной наподбородник) • Горжет

Торс

тип доспеха: Бригантина (разновидность Куяк) • Кольчуга (разновидности Байдана • Панцирь • Хауберк) • Кольчато-пластинчатый (разновидности Бехтерец • Калантарь • Юшман) • Ламелляр • Ламинар • Латы • Поддоспешник • Стёганка (разновидности Дублет и Тегиляй) • Сюрко • Чешуя • Зерцальный доспех
детали защиты корпуса: Гульфик • Кираса • Кулет • Нагрудник • Набрюшник • Наспинник • Латная юбка • Зерцало • Упор для копья • Накрестник • Плакарт

Руки

Набицепсник • Рондели • Ламелярный наплечник • Наплечи • Налокотник • Наплечные щитки • Наручи • Бригантинный рукав • Шина • Неполные латы • Кольчужные перчатки • Кольчужные рукавицы • Чешуйчатые перчатки • Чешуйчатые рукавицы • Латные полурукавицы • Латные перчатки • Латные рукавицы

Ноги

Сабатоны • Кольчатые чулки • Набедренники • Набедренные щитки • Наколенники • Наголенники • Налядвянники • Поножи • Тонлеты • Бригантинная штанина • Шина • Неполные латы

Французская кираса 1854 года

Кира́са (фр. Cuirasse, также панцирь, корслет (Corslet) и так далее) — элемент исторического нательного защитного снаряжения, состоящий из грудной и спинной пластин (иногда — только из грудной), изогнутых в соответствии с анатомической формой груди и спины человека. В древности кираса могла изготовляться из войлока и покрываться прочной кожей или медными листами; несколько позже появилась цельнометаллическая железная кираса, затем ей на смену пришла стальная. Кираса могла выступать как в роли самостоятельного доспеха, так и в виде одной из составных частей доспешного комплекса.

Само слово происходит от фр. Cuirie, первоначально означавшего кожаный нагрудник, и в свою очередь производного от фр. Cuir Bouilli, то есть вываренная кожа.

Современный бронежилет по сути гомологичен кирасе, но его так практически никогда не называют, резервируя этот термин исключительно для защитного снаряжения доиндустриальной эпохи; правда, слово «кираса» или схожие названия могут использоваться в качестве брендового названия современных средств индивидуальной защиты — так, существуют российская модель бронежилета «Кираса» и американский комплекс СИЗ CIRAS — Combat Integrate Releasable Armor System.

Да байка это.
Может, илотов дрючили: греки их за людей не считали.
Рассказы о любви того же Александра к *другу* пошли с Голливуда.
Дело в том, что никакой *браццкой любви* между подобной парой быть не могло: один, как бы сейчас сказали, альфа-самец, другой — пассивный.
В Древней Греции оральный секс считался унижением и уделом или раба или уличной проститутки.
Пассивная же роль ставила в разряд униженного\подчиненного.
А вот выебать кого-то более слабого — считалось, может, нормой — но об близких отношениях речи уже быть не могло.
Я вот сериал Спартак смотрел, там гладиаторам было позволено погудеть. Они там друг друга жучили на оргии.
Так и старый фильмец Калигула.
*станиславский*
Теперь более интересное:
В Афинах классического периода гомосексуалисты обязаны были заявлять о своем пороке в экклисию, после чего лишались всех гражданских прав (в том числе и право быть свидетелем в суде). Если же они скрывали свой порок — их подвергали остракизму или казнили.
В Спарте было ещё суровее — никаких заявлений — кто попадался — казнили! Названия гомосексуалист — не существовало, а существовало слово — кинэдос ( что в приблизительном переводе означало — подверженный проклятию).
Начну с того, что перевод с древнегреческого языка – на какой-либо современный язык таит в себе огромные трудности. И они касаются — перевода смыслового, а не только дословного. Для того чтобы понять смысл написанного, совершенно недостаточно знать дословный перевод слов – необходимо иметь представление о законах и обычаях тех лет, о том мире, в котором создавалась книга!
Итак, Платон — Законы. Читаю в переводе: » …Наслаждение от соединения мужской природы с женской, влекущего за собой рождение, уделено нам от природы, соединение же мужчины с мужчиной и женщины с женщиной — противоестественно и возникло как дерзкая попытка людей, разнузданных в удовольствиях…»
Сравниваю с переводом греческого автора Адониса Георгиадиса — на современный греческий (посматривая и на данный рядом древнегреческий текст): «Понятно, таким образом, что природа побуждает женский пол быть в связи — с мужским полом, от рождения. И ясно, что удовольствие в этом дано СОГЛАСНО ПРИРОДЕ, в то же время (связь) мужского пола — с мужским и женского пола – с женским – ПРОТИВ ПРИРОДЫ…»
Что ж, для начала хоть смысл не украден!
Однако, читая дальше русский перевод – не нахожу, к большому сожалению, ещё одной важной фразы, гласящей: «Тот, кто слушаясь природу, предлагает восстановление закона таким, каким он был до Лайо (мифического первооткрывателя гомосексуализма, который за это был осужден судьбой — на смерть от руки своего сына) и проповедует, что неправильно вступать в связь с мужчинами и юношами, как с женщинами, приводя в доказательство этого природу животных и подчеркивая, что (между собой) существо мужского пола не дотрагивается до другого существа мужского пола с сексуальной целью, ввиду того, что это – неестественно, находится, считаю, на очень сильной позиции…»
Читаю далее: «… Граждане наши, не должны быть хуже птиц и других видов животных, что рождаются в стаях и живут без совокупления до возраста деторождения, непорочные и несвязанные браком, но когда достигнут того возраста, образовывают пары мужское с женским и женское – с мужским, согласно своим желаниям и оставшуюся жизнь живут в благочестии и почитании законов, оставаясь верными тем соглашениям, которые были основой их связи. Они (граждане) должны быть ещё лучше чем животные…» И далее: «… Никто не должен сметь вступать в связь с благородными и свободными, кроме их собственной жены, и даже не позволяется распространять внебрачное семя среди наложниц или вступать в связь с мужчинами, что есть противоестественно, и лучше связь между мужчинами запретим совершенно…» Это говорит Платон, обвиненный некоторыми нечистоплотными историками — в прославлении гомосексуализма……
Теперь немного науки – лексилогии! Возьмем словарь древнегреческого Лиддел-Скотта, как одного из точнейших: «эрамэ» — очень сильно желаю, чувствую влюблённость, нахожусь в состоянии любви, люблю безудержно; «эрастис» — тот, кто имеет «эраме» по отношению к любимым людям; «эроменос» (с ударением на первое «о») в связи с «эрао» — имею влюбленность, люблю. Когда в речи употребляется слово «люблю» – это не значит обязательно – «хочу в сексуальном плане». Также как и в русском языке, выражение «люблю своего отца или мать, сестру, товарища, учителя, Родину …» совершенно не имеет никакой связи с сексом, и слово «люблю» часто означает привязанность и жертвенность по отношению к предмету любви, также и в древнегреческом языке слово «эраме» употреблялось в аналогичном смысле. В современном же греческом языке, сильно обедневшем и выродившемся, слова с корнями «эр» относятся чаще уже к более узкому кругу желаний – сексуальному.
Поэтому, в отличие от древнегреческого, слово «эроменос» переводится как любимый (в сексуальном плане), а «эрастис» – как любовник. Что в корне не соответствует смыслу, имеющему место в древнегреческом.
Перейдем, теперь, к другому слову древнегреческого языка – «педерастия» -«детолюбие». В Древней Греции жизнь текла не по современным законам, а вернее – не по современному беззаконию! Каждый юноша с 12 лет выбирал себе образ для подражания – какого-либо из граждан, либо нескольких граждан. Главная роль в наблюдении за правильностью этих отношений лежала на Димосе (гражданах) Афин. Здесь дело не ограничивалось простым желанием походить на кого-либо, но основывалось на прочных отношениях, зачастую более крепких и основательных чем семейные. Это были отношения ученика и наставника, где роль наставника была неизмеримо выше отцовской. Будущему гражданину предоставлялась, таким образом, возможность избежать плохого влияния родителей и самому выбрать того, на кого он хочет походить!
Поскольку такая связь предполагала большую открытость для контроля со стороны Димоса, чем семейная, она была внушительной гарантией правильного развития граждан – таких, которые были выгодны Афинскому Димосу.
Отношения между учеником и наставником, многими гражданами, считались более высокого уровня — по сравнению с семейными. Любовь наставника к ученику, зачастую, ставилась выше любви отца — к сыну. То же относилось и к любви ученика – к наставнику. Наставник назывался всегда – «эрастис» (любящий) а ученик – «эроменос» (любимый), подчеркивая главенствующую роль первого и подчиненную роль второго.

Античная мускульная кираса Торакс.

Описание

Античная мускульная кираса Торакс.
Торакс или Мускульная Кираса (украшенная стилизация). Ст3, толщина 1.5мм, Полировка. Лорика Мускулата (Lorica Musculata) — это двернеримский панцирь анатомической формы, который произошел от древнегреческого торакса. Самые первые римские доспехи выглядели как две пластины (грудная и спинная) державшиеся на черезплечных ремнях, своего рода портупее. И лишь со временем, после нескольких контактов римской и греческой цивилизации, появилась Лорика Мускулата. Этот панцирь полностью заменил первые доспехи римских легионеров ранней республики, и использовался как стандартный доспех вплоть до конца II начала I вв. до н.э. Лорика Мускулата показывал себя все это время как надежный и практичный доспех, который не сильно стеснял движения, но появился более интересный вариант, который давал большую свободу в движениях, при этом мало чем уступал в защитных качествах. Лорика Хамата в производстве обходилась дороже, чем панцирь мускулата, но служила дольше и ремонт был дешевле, именно поэтому стандартной защитой стала Лорика Хамата. Лорика Мускулата осталась же как доспех высшего офицерского состава, в отличии от Лорики Плюмата, которой пользовались офицеры среднего ранга. Во времена Римской Империи панцирь могли носить только генералы, легаты и сам император. Первые типы римского торакса для солдат республики изготавливались из бронзы и состояли из двух частей (нагрудной и спинной), которые скреплялись между собой с помощью ремней. Длиной они отличались от имперских версий только тем, что закрывали торс воинов только до бедер. Имперские офицерские панцири сильно отличались, потому что изготавливались не только из бронзы (на то время стал одним из самых редких вариантов), но и из кожи, и из железа (более поздние версии начали создаваться из стали). Так же к нижней части доспеха начали закрепляться в вертикальном положении кожаные полосы, зачастую с нашитыми металлическими пластинами, что делало доспех длиной примерно до колен и в этом случае защита распространялась не только на торс, но и на верхнюю часть ног. Помимо всего прочего некоторые доспехи Лорика Мускулата делали не только состоящими из 2-х частей, но и монолитными (конечно за исключением кожаных полос). В любом случае, после снятия с вооружения, Лорика Мускулата в большей степени стала парадным доспехом, нежели боевым.