Членство в международных организациях США

Роль США в международных организациях

Роль США в международных организациях
ООН НАТО АТЭС ISO ВТО ЛИГА НАЦИЙ МАГАТЭ
Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата.
Одним из важных элементов глобальной стратегии Вашингтона после второй мировой войны стала политика создания блоков, имеющих своей целью установить американскую гегемонию в мире.США в послевоенный период активно занялись созданием по всему миру различных политических коалиций, военных пактов, закрытых региональных организаций и экономических группировок.
Блочная политика была поставлена во главе взаимоотношений Соединенных Штатов с их партнерами, и стала одной из основных форм утверждения себя в качестве мирового лидера. Блок НАТО был дополнен разветвленной системойвоенно-политических организаций и пактов в других географических регионах, созданных в разное время под эгидой США, которые создавали глобальную систему мировой взаимопомощи. В 1954 году по инициативе Вашингтона была создана Организация договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) в составе США, Англии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Таиланд, Филиппины и Пакистан. Блок был создан для борьбы снационально-освободительным движением в Юго-Восточной Азии. Противоречия между самими членами СЕАТО привели к кризису блока и в итоге к его распаду. Официально блок прекратил свое существование 1 июля 1977 года.
В районе Ближнего и Среднего Востока в 1955 году был создан Багдадский пакт, который после выхода из него в 1959 году Ирак был превращен в СЕНТО — Организацию Центрального договора. В его состав вошлиАнглия, Иран, Турция и Пакистан. Хотя США формально входили в СЕНТО в качестве наблюдателя, они активно принимали участие в его деятельности, а американские представители возглавляли ряд его руководящих органов. После падения шахского режима в начале 1979 года правительство Ирана заявил о выходе своей страны из СЕНТО. Пример Ирана последовал Пакистан, о чем было заявлено 13 марта 1979. Эти решения привели ксамороспуска этой организации.
В 1951 году США подписали с Австралией и Новой Зеландией Тихоокеанский пакт безопасности, что привело к созданию трехстороннего военно-политического блока АНЗЮС. В 1986 году из-за противоречий по ядерной политики с США, Новая Зеландия вышла из блока.
В 1966 году США попытались свести к одному блоку всех союзников в cреднеазиатском регионе и южной части Тихого океана.Была создана Азиатско-Тихоокеанский пакт (АЗПАК) в составе Японии, Южной Корее, Тайване, Филиппин, Таиланд, Южного Вьетнама, Малайзии, Австралии, Новой Зеландии. Формально АЗПАК был создан с целью развития сотрудничества стран-членов в экономической, культурной и социальной сферах.
Фактически же это был политический союз, тесно связан с системой военных блоков США в Азии. Все его члены, кромеМалайзии, были связаны двусторонними военными союзническими соглашениями с Соединенными Штатами. На территории большинства из них были размещены военные базы США.У 1973 году из блока вышла Малайзия, а в 1975 году — Южный Вьетнам. Сессии министров иностранных дел стран-членов АЗПАК не созываются уже с 1973 года.
Не менее важной чем участие США в НАТО является участие Америки в ООН
Вместе с другимикрупными странами США сыграли большую роль в создании Организации Объединенных Наций, на которую возлагались большие надежды с точки зрения перспектив развития послевоенного международного сотрудничества в интересах сохранения мира и безопасности народов. Однако на протяжении более пятидесяти лет между линией США и позициями большинства членов ООН продолжался конфликт. В 1985 году Соединенные Штаты одностороннесократили свой вклад в бюджет ООН, чем вызвали обострение финансовых проблем организации; того же года США вышли из ЮНЕСКО. На современном этапе США достаточно эффективно сотрудничают с ООН, стремятся все большего участия в ее операциях.
Кроме непосредственного участия США в этих организациях, Соединенные Штаты не менее активно сотрудничают с рядом европейских…

«Доктрина выхода»: почему США планомерно отказываются от участия в работе международных организаций

Игнорируя ООН

Постоянный представитель США при ООН Никки Хейли 19 июня 2018 года заявила о выходе Соединённых Штатов из Совета ООН по правам человека. В качестве основания для такого решения она назвала предвзятую позицию этой международной структуры — «хронический антиизраильский уклон». Кроме того, Хейли констатировала тщетность предыдущих попыток Вашингтона реформировать совет, который, по её словам, превратился в «выгребную яму политической предвзятости».

  • Никки Хейли
  • © Lucas Jackson / Reuters

«Если организация подрывает наши национальные интересы и интересы наших союзников, мы не будем её членом», — ещё более категорично прокомментировал решение США выйти из Совета ООН по правам человека госсекретарь Майк Помпео.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху оказался единственным мировым лидером, который поддержал действия Вашингтона.

Также по теме«Уходить в кусты неправильно»: почему США покидают СПЧ ООН США хотели бы превратить Совет по правам человека (СПЧ) при ООН в «инструмент продвижения своих интересов», считают в постпредстве РФ…

До 2009 года Соединённые Штаты бойкотировали деятельность созданного в 2006 году Совета ООН по правам человека. Лишь при Бараке Обаме США стали членом этой международной структуры.

Как отмечает Bloomberg, нынешний советник президента Трампа по национальной безопасности Джон Болтон, будучи послом США в ООН при Джордже Буше — младшем, выступал против создания Совета по правам человека. По информации Politico, вопрос о выходе США из этого международного органа начал обсуждаться в первые же недели после инаугурации Трампа. В 2017 году, выступая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, президент США лично раскритиковал деятельность совета.

«Демарши Вашингтона в ООН объясняются критическим отношением ко всемирной организации. В 1990-е годы Соединённые Штаты стали единственной сверхдержавой и поэтому считают, что могут игнорировать требования ООН там, где они не совпадают с национальными интересами», — отметил в интервью RT директор Фонда Франклина Рузвельта по изучению США в МГУ Юрий Рогулёв.

В сторону отчуждения

Совет по правам человека ООН — не единственная международная структура, из которой Соединённые Штаты вышли при Трампе. В октябре 2017-го Вашингтон заявил, что покидает ЮНЕСКО — организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры — причём тоже из-за её якобы антиизраильской позиции.

В том же году США отозвали свою подпись из-под одобренной Генассамблеей ООН ранее Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах. Администрация Трампа также вывела США из Парижского соглашения по климату и Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана, подписанных в 2015 году. Кроме того, США существенно сократили финансирование ООН.

Также по теме Иерусалимский ход Трампа: как настроить против себя весь Совбез и оказаться в изоляции В затянувшемся арабо-израильском конфликте США всегда твёрдо стояли на стороне Иерусалима. Любые попытки Совета Безопасности ООН…

Практически сразу после вступления Дональда Трампа в должность Вашингтон покинул и Транстихоокеанское партнёрство (ТТП) — торговое соглашение между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Остановились переговоры о создании аналогичного экономического союза между США и ЕС — Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (ТТИП).

Между тем такую изоляционистскую политику Трампа нельзя назвать беспрецедентной. Так, при Рональде Рейгане в 1983 году США уже выходили из ЮНЕСКО, а Барак Обама, придя к власти в 2008 году, перезаключил на новых условиях торговые соглашения Джорджа Буша — младшего с Колумбией, Южной Кореей и Панамой. Тем не менее, по словам экспертов, никто из американских лидеров не стремился переформатировать текущие многосторонние соглашения в таком масштабе. В 2017 году председатель влиятельного Совета по международным отношениям (CFR) Ричард Хаас охарактеризовал внешнеполитическую идеологию 45-го американского президента как «доктрину выхода».

«Я полагаю, что Трамп начал фактически разрушать структуру глобальной экономики, которую создавали его предшественники.

Причина таких действий — его предвыборные обещания. Выход из международных торгово-экономических проектов и повышение импортных пошлин — составная часть курса на поддержку отечественной промышленности и увеличение рабочих мест. Это то, с чем он шёл на выборы, чтобы вернуть «величие Америке», — считает Юрий Рогулёв.

Ещё один аналитик CFR Стюарт М. Патрик на сайте организации отмечает, что подход Трампа напоминает тот, что доминировал в США в начале XX века после ухода в 1921 году интернационалиста Вудро Вильсона и до начала Второй мировой войны, — «изоляционистский, думающий лишь о собственном суверенитете».

«Речь не идёт об изоляции, — заявил в интервью RT президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский. — Американская экономика не может существовать сама в себе. Другое дело, что Трамп старается перевести отношения на рельсы, более выгодные США».

«Трамп старается переформатировать миропорядок в выгодном для США ключе. Другое дело, что национальные интересы США он понимает иначе, чем его предшественники. Оттого он рвёт с созданными ими структурами и самим принципом мультилатерализма: вместо многостороннего подхода и первенства «демократических ценностей» — голый и прагматичный интерес», — заявила RT эксперт Центра геополитических экспертиз Дарья Платонова.

Кроме того, по мнению политолога, часть действий Трампа с явными произраильскими мотивами обусловлена влиянием могущественного израильского лобби и солидарных с ним политиков-неоконсерваторов.

  • Разгрузка китайских товаров в порту Окленда (Калифорния)
  • Reuters
  • © Beck Diefenbach

«На изоляцию США играет скорее несогласованность позиций Трампа и части американской элиты, занимающей глобалистскую позицию, — считает политолог. — Она блокирует попытки Трампа договориться с Россией и даже встретиться с Путиным. Он, в свою очередь, расшатывает старые институты евроатлантической солидарности и благоприятные для транснационалов отношения с Китаем. Старые связи рвутся, а новых не возникает».

Стратегия бизнесмена

Как полагают эксперты, многие действия США на международной арене сейчас объясняются деловой коммерческой хваткой и привычками их лидера.

«Трамп действует как бизнесмен, он считает деньги, — отмечает Эдуард Лозанский. — Участие во всех международных организациях не бесплатное, а Америка почти всегда берёт на себя львиную долю расходов на их содержание. Если ты инвестируешь в недвижимость в Нью-Йорке, ты знаешь, что получаешь прибыль, а сейчас возникает ситуация, когда США не только не получают прибыли, но и несут убытки».

По мнению политолога, Трамп привнёс в международную политику стратегию делового человека, подход, который можно назвать утилитарным. «Это новое слово. Трамп совершил революцию, — отмечает эксперт. — То, как он ведёт себя с союзниками, объясняется тем, что он просто посмотрел в бухгалтерские книги и увидел, что США многое теряют».

«Важную роль играет, конечно, и личность самого Трампа, — утверждает Юрий Рогулёв. — Он полагает, что США не должны платить такие большие деньги в бюджет ООН или делать отчисления какой-либо стране, если интересы Америки игнорируются. Это визитная карточка Трампа, хотя понятно, что для ООН такой бизнес-подход неприемлем».

Однако, по словам Эдуарда Лозанского, во внутренней политике этот подход даёт положительные результаты, на которые и рассчитывает Трамп, ведь президента США будут выбирать не французы и не немцы, а американцы. Согласно июньскому опросу Института Гэллапа, рейтинг доверия к Трампу поднялся до рекордных 45%, сравнявшись с показателями популярности Барака Обамы во время первого срока.

«Глава Белого дома старается избегать любых многосторонних институтов, делая акцент на взаимодействии в двухстороннем формате», — отметил ещё одну особенность политики американского лидера Юрий Рогулёв.

Что дальше

Во время своей предвыборной кампании и после вступления в должность президента Дональд Трамп называл заключённый в 1992 году договор о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) худшим в истории и собирался перезаключить его на более выгодных для Соединённых Штатов условиях. Если этого не случится, Вашингтон обещал выйти из соглашения. По мнению Трампа, оно привело к оттоку рабочих мест из США, преимущественно в Мексику, и ухудшению позиций американских товаропроизводителей.

Кроме того, под удар критики Трампа в начале июня 2018-го попала ВТО. Говоря о стихийных бедствиях, он назвал Всемирную торговую организацию «бедствием» для Америки. Как отмечает Politicо.eu, сейчас, в разгар торговой войны с Китаем и ЕС, США блокируют назначение новых судей в апелляционный суд ВТО, что может поставить под вопрос функционирование механизма разрешения споров международной организации и стать угрозой её существованию.

«НАФТА — первый кандидат на заклание, — отмечает Дарья Платонова. — В любом случае в прежнем виде организация уже не будет существовать. Кроме того, торговые войны, развязанные американским президентом, ставят вопрос об эффективности ВТО и доверии к этой структуре».

Торговые разногласия США с ключевыми союзниками — Канадой и ЕС — омрачили саммит «большой семёрки», проходивший 8—9 июня в Канаде. Трамп покинул форум, не подписав итоговое коммюнике, и продолжил атаковать в Twitter канадского премьера Джастина Трюдо и европейских лидеров.

Также по теме «Последний аргумент»: как разногласия между США и ЕС усиливают их стремление договариваться с Россией Президент Соединённых Штатов Дональд Трамп предложил России вернуться за стол переговоров G7. Ранее канцлер Германии Ангела Меркель…

Ещё один объект постоянной критики президента Трампа — НАТО. Несмотря на увеличение американских военных контингентов в Европе, в том числе близ российских границ, по мнению президента Соединённых Штатов, большинство союзников по Североатлантическому альянсу не вносят необходимый вклад в поддержание обороноспособности блока.

«США почти полностью оплачивают работу НАТО, защищая многие из тех стран, которые наживаются на нас при торговле (а они платят лишь малую часть и смеются!). У Евросоюза профицит в $151 млрд, и на оборону он должен тратить больше!» — написал Трамп в своём Twitter 11 июня.

О разногласиях между участниками НАТО 19 июня в статье для The Guardian заявил генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг.

«Трамп выходит из тех соглашений, где Америка теряет деньги, — отмечает Эдуард Лозанский. — Но не ломает всё как слон в посудной лавке. Он ищет компромисса. Взамен старых он будет искать новые соглашения. Возможно, с Китаем или Россией».

Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Соединённые Штаты Америки / Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией

Соединённые Штаты Америки являются активным участником международной жизни, в том числе посредством международных организаций. США стремятся использовать и используют международные организации в качестве инструментов распространения своего влияния, но, сталкиваясь с активным противодействием, во многих случаях не чувствуют себя связанными позициями остальных членов международного сообщества. Со времени окончания холодной войны США используют следующую модель международного поведения: отдавая предпочтение многосторонним действиям, в случае необходимости США оставляют за собой право действовать в одностороннем порядке, создавая видимость широкого международного консенсуса за счёт использования временных союзов и коалиций (ad-hoc coalitions) вместо устоявшихся международных организаций. Наиболее наглядным примером применения подобной модели стала война в Ираке (2003 год), когда США оказались не способны не только получить санкцию Совета Безопасности ООН на проведение военной операции, но и не получили поддержки многих своих союзников по НАТО.

США стояли у истоков создания ООН, являются постоянным членом Совета Безопасности, а также членом специализированных учреждений ООН, таких как МВФ, МБРР, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ, ВОИС, ИКАО, ВМО, ВПС, ФАО и др. США принимают участие и в таких организациях как: Азиатский банк развития (нерегиональный член), Африканский банк развития (нерегиональный член), ЕБРР, ОБСЕ и др.

Главным инструментом военно-политического влияния США является НАТО. Региональный по форме, по сути этот блок (благодаря усилиям США) вышел за пределы так называемого Евро-Атлантического региона как в плане выстраивания партнёрских отношений (развитие таких программ, как «Партнёрство во имя мира», «Совет Евро-Атлантического партнёрства», «Средиземноморский диалог»), так и в расширении зоны своей ответственности (вплоть до Афганистана). Отношения США со своими союзниками по НАТО отличаются неоднозначностью. Наибольшую поддержку США получают со стороны Великобритании и так называемых стран «новой Европы» (в первую очередь — Польши, Эстонии, Литвы, Латвии), в то время как Франция и Германия стремятся к проведению более независимого курса. Наиболее ярко размежевание внутри НАТО по вопросу о поддержке США проявилось в ходе подготовки к войне в Ираке в 2002–2003 годах. Тесные партнёрские отношения США с ЕС в значительной степени связаны пересечением членства многих стран в ЕС и НАТО.

Традиционно значительной является активность США в Западном полушарии. США играют ведущую роль в ОАГ, занимающейся вопросами политического, экономического и гуманитарного сотрудничества в Западном полушарии. После того как заключённый по инициативе США, параллельно с созданием ОАГ, Межамериканский договор о взаимной помощи («пакт Рио») фактически перестал действовать, ОАГ также занимается вопросами обеспечения региональной (межамериканской) безопасности. Важнейшим направлением латиноамериканской политики США, продвигаемым в том числе и через ОАГ, является развитие экономической интеграции в Западном полушарии. США играют ведущую роль в двух субрегиональных интеграционных объединениях — Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) и Центрально-американской зоне свободной торговли (ДР-ЦАФТА), а также имеет двусторонние соглашения о свободной торговле с Чили и Перу.

Важнейшим направлением внешнеполитической активности США является Азиатско-Тихоокеанский регион, где США активно участвуют в экономическом и военно-политическом сотрудничестве как на двусторонней, так и на многосторонней основе. США входят в АТЭС и принимают участие в работе регионального форума АСЕАН, связаны военно-политическими соглашениями с Австралией (АНЗЮС), Японией, Южной Кореей, Филиппинами, Таиландом. Важнейшими экономическими партнёрами США в регионе являются КНР, Япония, Южная Корея, Тайвань. Одним из приоритетных направлений не только в политике США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и в американской внешней политике в целом являются отношения с Китаем.

Магистральным направлением является тесное экономическое сотрудничество (Китай является одним из основных торговых партнёров США) и конструктивный политический диалог (в том числе по вопросу северокорейской ядерной программы), однако существуют и «болевые точки», такие как проблема Тайваня.

Внешние конфликты, в которые вовлечены США, можно сгруппировать в несколько блоков. Во-первых, это так называемые антитеррористические операции в рамках войны с терроризмом: операция в Афганистане 2001 году и операция в Ираке 2003 года. Несмотря на успешное завершение военных действий и свержение существовавших в этих странах режимов (согласно американским обвинениям, поддерживающих международный терроризм) — талибов в Афганистане и Саддама Хусейна в Ираке, — окончательное мирное урегулирование до сих пор не достигнуто. США при поддержке своих союзников вынуждены сохранять значительное военное присутствие в этих странах для поддержки проамериканских режимов (по данным министерства обороны США на весну 2008 года, 195 тысяч солдат были задействованы в иракской операции; в 2011 году операция в Ираке была завершена и американские войска вернулись домой, и 31,1 тысяча — в операции в Афганистане, включая войска, находящиеся за пределами этих стран). Вооружённые силы США (наравне с представителями правительственных сил и мирными жителями) в обоих государствах являются постоянными объектами атак со стороны повстанческих сил. Общие потери США в Ираке (в 2003–2011 годах) составили более 4 тысяч человек, в Афганистане (с 2001 года) — более 450 человек. Война в Ираке была острым источником поляризации американского общества по вопросу о необходимости сохранения военного присутствия в этой стране.

Вторая группа конфликтов связана с невоенным противостоянием США с государствами так называемой «оси зла» (иначе — государства-«изгои») — Ираном, КНДР, Сирией. Все указанные конфликты являются явными, однако в связи с отсутствием вооружённых столкновений им присвоен низкий уровень интенсивности. Наиболее острыми являются противоречия США с Ираном и Северной Кореей в связи с их ядерными программами. Власти Сирии обвиняются в разработке ОМУ, дестабилизации ситуации в регионе и вмешательстве в дела соседнего Ливана.

В третью группу конфликтов (явные, с низкой степенью интенсивности) вовлечены страны Латинской Америки. В первую очередь Куба, также причисляемая к «оси зла», и Венесуэла. Противоречия США с этими странами имеют идеологический характер. Наиболее длительную историю имеет американо-кубинский конфликт, начавшийся с победы кубинской революции и приходом к власти Фиделя Кастро (1959 год). До сих пор по отношению к Кубе США проводят жёсткую политику экономического эмбарго. Конфликт с Венесуэлой, продолжающийся с 2001 года, обусловлен антиамериканской политикой президента этой страны Уго Чавеса, его открытой поддержкой недружественных США режимов (в первую очередь на Кубе и в Иране), а также стремлением создать единый антиамериканский фронт в Латинской Америке (так называемый «красный пояс», иначе — «ось добра»).

Иной характер имеют противоречия США с Мексикой. Главной точкой преткновения является нелегальная иммиграция через американо-мексиканскую границу. Обеспокоенность мексиканской стороны вызвал обнародованный в 2006 году в США проект, предусматривающий строительство вдоль границы стены протяжённостью 1 125 км.

Особое место во внешней политике США занимают отношения с Россией. Отношения между Россией и США являются важным фактором международной стабильности, что находит отражение в высокой интенсивности контактов на высшем уровне. С 2001 года по май 2008 года президенты России и США встречались 24 раза (как в двустороннем формате, так и в рамках многосторонних форумов). В апреле 2008 года в Сочи была принята «Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений», в которой был отражён комплексный характер взаимодействия между Россией и США по основным направлениям. В документе отмечались как основные успехи российско-американского сотрудничества — достижения в сфере обеспечения международной безопасности, нераспространения ядерного оружия, борьбы с терроризмом, в том числе ядерным, мирного использования атомной энергии, развития торгово-экономического и энергетического партнёрства, — так и серьёзные разногласия между Россией и США по таким проблемам, как ПРО, ДОВСЕ, расширение НАТО, вывод ударных средств в космос.

Сотрудничество России и США осуществляется на международных площадках, прежде всего в рамках ООН и «Большой восьмёрки», а также в двустороннем формате. Ведущие региональные вопросы российско-американского взаимодействия касаются поддержания международных усилий по восстановлению Ирака и Афганистана, содействия ближневосточному урегулированию, а также продолжения шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова.

Развиваются, хотя и не без проблем, российско-американские торгово-экономические отношения. Отношения России и США в этой сфере регламентируются соответствующими межправительственными соглашениями, такими как: «Соглашение о торговых отношениях между СССР и США» (1 июня 1990 года; вступило в действие применительно к России в 1992 году); «Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области топлива и энергии» (17 июня 1992 года); «Соглашение относительно использования высокообогащённого урана, извлечённого из ядерного оружия» (17 февраля 1993 года); «Соглашение о воздушном сообщении» (14 января 1994 года, с изменениями и дополнениями от 5 апреля 1999 года); «Соглашение по морскому транспорту» (20 июня 2001 года); «Соглашение об экспорте огнестрельного оружия и боеприпасов из России в США» (3 апреля 1996 года); «Соглашение о научно-техническом сотрудничестве» (16 декабря 1993 года, продлено на 10 лет 15 декабря 2005 год); «Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии» (6 мая 2008 года); а также ряд соглашений о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

США являются важным торговым партнёром России, в то время как доля России в товарообороте США остаётся незначительной. Общий объем товарооборота между Россией и США в 2007 году составил 26 679 миллионов долларов. По экспорту товаров Россия занимает 30-е место в списке торговых партнёров США (7 365 миллионов долларов; 0,64 %), по экспорту — 20-е место (19 314 миллионов долларов; 0,97 %). Торговый баланс складывается в пользу России — в 2007 году сальдо (положительное для России и отрицательное для США) составило 11 949 миллионов долларов. Основу российского экспорта в США составляют нефть и нефтепродукты (57 % экспорта), металлы и металлопродукция (15 %), товары химической промышленности (9,4 %). В импорте из США преобладают продукция машиностроения и транспортные средства (59 % импорта), продовольствие (16 %), прежде всего мясо птицы. По объёму накопленных иностранных инвестиций в России США находятся на 6-м месте (3,9 % от общего объёма в 220,6 миллиарда долларов); прямые инвестиции США в Россию составляют 3,6 миллиардов долларов.

Три четверти прямых американских инвестиций в России вложены в производственный сектор, при этом примерно половина американских капиталовложений приходится на топливно-энергетический сектор. Из российского непроизводственного сектора наиболее привлекательными для американских компаний являются банковская и страховая. Со своей стороны, объём российских инвестиций в американскую экономику превысил 10 миллиардов долларов. Ведущими инвесторами являются ЛУКОЙЛ, «Норильский никель», «Северсталь», «Евраз Груп», «Интеррос».

Вместе с тем в отношениях между Россией и США существует ряд сложностей и разногласий. Основным источником напряжённости являются планы США по созданию системы ПРО, базирующейся в Европе. Хотя, по утверждениям американской стороны, данный проект не направлен против России, а будет служить противодействию ракетно-ядерной угрозе со стороны Ирана, правительство России рассматривает данный проект как угрозу собственной безопасности и резко выступает против его реализации. Не вызывают одобрения у руководства Российской Федерации планы США по дальнейшему расширению НАТО, не находит понимания и агрессивная, зачастую откровенно антироссийская политика США на постсоветском пространстве.

Подписанный президентами России и США в апреле 2010 года Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений сопровождается Положением о возможности выхода РФ из данного договора, если РФ увидит угрозу своей безопасности по мере развёртывания систем ПРО.

← | Участие в международных организациях, основные внешнеполитические контрагенты и партнёры, отношения с Россией | Вперёд →

Участие США в международных организациях АТР

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра Североамериканских исследований

Реферат на тему:

Участие США в международных организациях АТР

Выполнил студент: Попов П. В.

Санкт-Петербург, 2002 г.

I. Функциональные организации

Самой большой категорией среди региональных организаций является группа функциональных организаций. Сюда входят такие организации, которые объединены общностью в решении экономических, социальных и политических проблем и в меньшей степени военными целями. Большинство таких союзов образованы с экономическими целями, а те достижения стран-членов организации, которые получены в результате совместной деятельности не могли бы быть получены самостоятельно.

1. НАФТА

Суть соглашения о НАФТА можно сформулировать одной фразой: это торгово-экономический союз, призванный в течение ближайших 10-15 лет полностью устранить или в значительной степени ослабить действие почти 20 тыс. таможенных тарифов, квот и другого рода ограничений, которые в настоящее время препятствуют экспортно-импортным операциям, свободному передвижению товаров, капиталов и услуг на рынке трех стран, заключивших этот договор. Базовое соглашение о создании НАФТА подписали 7 октября 1992 г. в американском городе Сан-Антонио министры торговли трех стран в присутствии президентов США и Мексики, а также премьер-министра Канады. Однако на пути ратификации договора высшими законодательными органами этих государств возникло немало серьезных препятствий. Соглашение вступило в силу 1 января 1994 г.

Ведущую роль в развитии интеграции на североаме­риканском пространстве, безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу,

Главную линию стратегических мотивов, которыми руководствовался Вашингтон, продвигая договор о НАФТА, достаточно четко определил председатель национального комитета Демократической парии США Дэвид Уилхэм: «…Соглашение о свободной торговле в Северной Америке является частью долгосрочного плана по сокращению бюджетного дефицита, поскольку оно рассчитано на расширение международных рынков сбыта американской продукции и станет мощным стимулом к активному экономическому росту в США».

Переводя эту формулировку на более понятный «среднему американцу» язык, президент США Б.Клинтон, выступая в Новом Орлеане, говорил: «Для американцев откроются новые возможности не только получить хорошую работу, но и увеличить свои доходы… Единственный способ для такой богатой страны, как Америка, стать еще богаче — это иметь больше потребителей, продавать больше товаров. Мы… должны открыть свои границы».

Далеко не случайно, что единственным зарубежным лидером, с которым уже избранный президентом США Б.Клинтон встретился до инаугурации на этот пост, был мексиканский президент К. Салинас де Гортари. Договор о НАФТА стал одним из главных рычагов его экономической политики, и «мексиканский аспект» вопроса Б. Клинтон проработал весьма основательно. Приводимые им аргументы в пользу того, что интеграционный блок с участием такой страны, как Мексика, «сработает», звучали весомо.

Во-первых, Мексика уже значительно снизила протекционистские барьеры в торговле с Соединенными Штатами. Если в 1986 г. американский экспорт туда не превышал 12 млрд. долл., а общий торговый баланс выходил с пассивным сальдо в 5,7 млрд. долл., то теперь США ввозят туда товаров на 40 млрд. долл., а торговый баланс поменял знак минус на почти такой же по размерам плюс в 5,6 млрд. долл. Уже сейчас среднестатистический мексиканец каждый год тратит на покупку американских товаров и услуг свыше 450 долл. — «больше, чем кто-либо в мире, за исключением канадцев», указывал Клинтон. А ведь мексиканские пошлины до сих пор превышают американские как минимум в четыре раза.

Во-вторых, Клинтон отрицал, что с вводом в действие договора о НАФТА американские корпорации устремятся в Мексику в погоне за дешевой рабочей силой. «Напротив, — утверждал он, — после заключения соглашения делать это будет труднее, поскольку в экономическом положении по обе стороны границы произойдут благоприятные перемены». Поэтому, по его словам, американскую экономику ждет не массовый рост безработицы, как предрекают оппоненты договора, а напротив, рост рабочих мест.

Джордж Буш, начавший путь к НАФТА, говорил о 400 тыс. рабочих мест. Оценка Института международной экономики более скромная: 175 тыс. мест через пять лет. В-третьих (а в долгосрочной перспективе это может оказаться решающим фактором), США необходима создаваемая договором о НАФТА и по возможности еще более широкая региональная экономическая зона в качестве прочного тыла перед все более обостряющейся конкуренцией со стороны Западной Европы, Японии и набирающего силы Китая.

Давая согласие на вхождение Мексики в НАФТА, США преследовали ряд тактических и стратегических целей. С одной стороны, Вашингтон надеялся укрепить режим регулирования миграции с юга, придать политическую стабильность Мексике, открыть доступ для американского участия в нефтеразработках в зоне Мексиканского залива и в районе Чяпас, с другой стороны, — это открывало дополнительные каналы воздействия на латиноамериканские страны в региональном разрезе, а также на партнеров США в Западной Европе и в АТР. Думается, что НАФТА в перспективе способна стать достаточно сильным инструментом воздействия в зоне традиционных интересов США в Латинской Америке и оказать существенную поддержку в целом внешнеполитической стратегии Вашингтона. Хотя НАФТА функционирует сравнительно короткий промежуток времени, тем не менее активный интерес к этой организации проявляют ряд стран южнее Мексики. Мексика сама связывает большие надежды с НАФТА и надеется с помощью этого объединения в течение 10-15 лет провести ускоренную модернизацию национальной экономики и приблизиться к уровню развитых стран.

В то время как активное сальдо внешнеторгового баланса США с Мексикой неуклонно растет, дефицит в торговле с Японией, Китаем и другими «азиатскими тиграми» увеличивается катастрофическими темпами. Несмотря на то, что Клинтон по вопросу о НАФТА заручился безусловной поддержкой трех экс-президентов США — Буша, Картера и Форда, полемика с оппонентами получилась нелегкой. На уровне общественного сознания опросы и анкетирования показали, что от 36 до 41 % американцев, главным образом опасаясь за свои рабочие места, выступали против соглашения, примерно 34% не могли составить себе четкого мнения на этот счет, и только 25% поддерживали Клинтона. На политическом уровне это прямо угрожало ратификации договора в конгрессе. И наиболее опасным стал фактор раскола в стане самих демократов. В ходе решающего голосования палата представителей приняла договор о создании НАФТА 234 голосами против 200. «Североамериканский общий рынок» получил, таким образом, свидетельство о рождении.

На переговорах по НАФТА представители США последовательно стремились защитить те отрасли национальной экономики, которые в последние годы испытывают наибольшие трудности из-за наплыва в страну высококонкурентоспособной зарубежной продукции. По настоянию Вашингтона в договор внесены специальные положения, напрямую увязывающие механизм льготных таможенных тарифов с происхождением товаров, на которые они могут распространяться.

Одна из этих сфер — рынок автомобилей и запчастей к ним. В соответствии, с договором на сниженные тарифные барьеры могут рассчитывать только те легковые машины, при сборке которых 62,5% стоимости комплектующих произведено а трех странах, входящих в НАФТА. Еще более высокий, трехступенчатый барьер поставлен на пути заграничной, одежды. Во-первых, она непременно должна быть сшита в одной из стран Северной Америки. Во-вторых, сшита из ткани, которая тоже сошла с местных ткацких, станков. В-третьих, даже нити этих тканей обязаны быть местного производства.

2. АТЭС

Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) образован в ноябре 1989 года. На начальном этапе он функционировал как министерская встреча. С 1993 года проводятся регулярные встречи глав государств и правительств. В настоящее время участниками Форума является 21 страна (экономика): Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (как особая зона Китая), Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония.

Форум АТЭС был создан в ответ на рост взаимозависимости среди экономик стран Азиатско – Тихоокеанского региона. Она начиналась как неформальные встречи и обсуждения с ограниченным числом участников. В дальнейшем организация превратилась в ведущее средство достижения преимуществ открытой торговли и экономического сотрудничества. Ее целью является развитие стран этого региона и объединения их в сообщество. В этом регионе мира находятся самые сильные в, экономическом смысле, страны с высокими устойчивыми темпами роста экономик. Это развитие оказывает существенное влияние на всю мировую экономику: страны-члены производят более 55 % мирового ВНП и на их долю приходится более 46 % мировой торговли.

Несмотря на существенные различия в экономиках стран-членов, в Сеульской Декларации АТЭС провозглашены общие задачи организации:

  • постоянный рост и развитие региона для достижения общей цели его жителей и увеличение вклада в рост и развитие мировой экономики;

  • увеличение позитивных завоеваний для целей региона и мира в целом, основанное на росте экономической взаимозависимости, что стимулирует перемещение товаров, услуг, капитала и технологий между странами;

  • развитие и усиление открытой многосторонней торговли в интересах региона и всех других стран;

  • снижение барьеров в торговле и услугах среди стран-членов в русле следования принципов ГАТТ, без вреда другим экономикам.

Сохраняя консультативный статус, АТЭС фактически превратился в достаточно эффективный механизм, в рамках которого вырабатываются и реализуются региональные правила ведения торгово-экономической, научно-технической и инвестиционной деятельности.
Важнейшими формами деятельности АТЭС являются: саммиты глав государств и правительств (экономических лидеров), встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания старших должностных лиц (СДЛ) экономик-участниц Форума.
В АТЭС действует институт страны — председателя, обязанности которого в 2001 году выполнял Китай. В 2002 году — Мексика, в 2003 году-Таиланд, в 2004 году-Чили.
С ростом взаимозависимости в регионе привлечение прямых инвестиций извне также стало важным аспектом. В АТЭС входят три главнейшие в мире участника движения капиталов: США, Японии и Китай, являющийся к тому же основной сферой приложения инвестиций. Почти половина их поступает в АТЭС из этих стран. Прямые иностранные инвестиции в регионе способствуют его быстрому экономическому росту.

Уже сейчас ясно, что различные страны АТЭС по-разному понимают некоторые аспекты будущности. Так, очевидно, что США, последовательно противостоящие предоставлению односторонних торговых уступок, будут стоять на принципе регионализма. Канадское правительство также выступает против распространения свободной торговли на нечленов организации. Однако азиатские члены АТЭС серьезно противостоят формированию региональной зоны торговли, которая устанавливала бы для них какие-либо ограничения.

На встрече в верхах в Осаке в 1995 году была предпринята попытка добиться компромисса между странами АТЭС по вопросам, связанным с процессом либерализации в области торговли, В ноябре 1996 года на встрече в Маниле лидеры стран выступили с четкими планами, именовавшимися «планами действий». Однако не была определена окончательная дата отмены пошлин. Отсутствовало единство и по вопросу снижения нетарифных барьеров. Только немногие страны приняли твердый график снижения своих внешних барьеров. США и Канада указали, что они пойдут на либерализацию торговли, если другие страны сделают соответствующие уступки, а «в плане действий» новое австралийское правительство подчеркнуло, что оно будет продолжать сокращать тарифы после 2000 года, если другие страны АТЭС выполнят свои собственные планы.

Форум АТЭС — важный канал участия США в делах Азиатско-ти­хоокеанского региона. Развитие АТЭС по-прежнему служит для США од­ним из основных средств углубления эконо­мического взаимодействия и расширения торговых и инвестиционных возможностей в АТР. Поддержка АТЭС со стороны США отчасти также базируется на противодействии создания EAEC (East Asian Economic Caucus), инициатором создания которого выступил премьер – министр Малайзии Махасир. EAEC рассматривался как сугубо Азиатский торговый блок, без внешних участников какими, например, являются США и Канада.

II. Многоцелевые организации

К многоцелевым организациям относятся такие, чьи цели и деятельность идут значительно дальше политических и военных интересов в интересах экономического и социального сотрудничества.

1. ОАГ

Организация американских государств (ОАГ) является одной из наиболее сложных международных организаций, которая имеет большую историю. Первая международная конференция американских государств состоялась в 1890 году и было образовано Центральное бюро организации в г. Вашингтоне (США). Третья международная конференция американских государств, которая состоялась в г. Буэнос-Айресе в 1967 году, сформировала эту организацию такой, какая она и существует сейчас.

ОАГ управляется Генеральной Ассамблеей, которая проводится ежегодно и является высшим органом организации. Существует Постоянный Совет, в котором представлены все страны-члены ОАГ на уровне послов. Этот Совет выполняет директивы Генеральной Ассамблеи, урегулирует спорные вопросы между странами, готовит материалы для Ассамблеи. Кроме этого Совета существует еще два совета: Межамериканский совет по экономическому и социальному развитию и Межамериканский совет по образованию, науке и культуре. В структуре ОАГ существует Межамериканский юридический комитет, как совещательный орган ОАГ, целью которого является урегулирование юридических вопросов и адаптация международного законодательства к странам Западного полушария. Существуют также специальные комитеты и комиссии по разным проблемам: сельское хозяйство, охрана материнства и детства, здравоохранение, проблемы индейского населения и другие. Секретариат ОАГ возглавляется Генеральным Секретарем, в штате которого работает более 700 человек, офис находится в г. Вашингтон (США).

Целями ОАГ являются:

— укрепление мира и безопасности в Америке;

— совместное преодоление трудностей и решение всех спорных вопросов путем мирных переговоров;

— обеспечение совместных действий в случае агрессии как внешней, так и внутренней;

— разрешение проблем в политической, юридической и экономической областях стран-членов;

— путем совместных действий добиваться экономического, социального и культурного прогресса членов организации.

В начале своего создания (1890 г.) союз был преимущественно торговым, но после Второй мировой войны страны Латинской Америки стали больше полагаться на помощь ООН, чем на поддержку со стороны ОАГ для своего экономического развития. В 1961 году были созданы Экономическая комиссия для Латинской Америки (ECLA), Ассоциация свободной торговли стран Латинской Америки (LAFTA), Центральноамериканский общий рынок (CACM), Межамериканский банк развития (IDB). Однако политика США, которую они проводили в связи с конфликтом на Мальвинских островах (выступили на стороне Великобритании против Аргентины), на острове Гренада, кризисом задолженности внутри ОАГ нанесла большой урон организации. Между тем полезные связи и функции организации остались. В 1989 году ОАГ и США объединились против диктаторского режима в Панаме, в 1990-х годах ОАГ была вместе с ООН, когда наступил кризис на Гаити.

2. План Коломбо по совместному экономическому развитию в Южной и Юго-Восточной Азии

Организация созданная на основе британского плана экономической и технической «помощи» экономически менее развитым странам Юго-Восточной Азии. Решение о создании организации было принято на конференции министров иностранных дел Стран Содружества, состоявшееся в январе 1950 в Коломбо (Цейлон, с 22 мая 1972 — Шри-Ланка). Канада является членом организации с 1950, Великобритания с 1950, США с 1951.

3. АСЕАН и связи с США

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (1984г.), Вьетнам (1995г.), Лаос и Мьянма (1997г.), Камбоджа (1999г.). Статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. Население стран-членов АСЕН — 500 миллионов человек, а их совокупный ВВП достигает почти 700 миллиардов долларов США.

Внешнеполитическая деятельность Ассоциации определяется, в первую очередь, концепцией превращения Юго-Восточной Азии в зону мира, свободы и нейтралитета (ЗОПФАН). Важным компонентом ее реализации считается заключение в 1995 году Договора о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия, который вступил в силу в марте 1997 года. Асеановцы ведут консультации с ядерными державами, в том числе с Россией, по доработке текста Протокола об их присоединении к Договору.
В экономической области страны АСЕАН проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе Юго-Восточной Азии. Базой для сотрудничества в этой сфере являются Соглашение о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Схема промышленного сотрудничества (АИКО) и Рамочное соглашение о создании Зоны инвестиций в АСЕАН (АИА).

В 70-е годы зародилась и успешно функционирует система так называемых диалогов Ассоциации с ведущими государствами мира, прежде всего в АТР, поддерживающими с ней активные политические и экономические связи. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Республика Корея, Япония, Индия, Китай, Российская Федерация (с июля 1996 года), а также ЕС. Секторальным партнером Ассоциации по диалогу является Пакистан.

Удельный вес группировки АСЕАН в торговых позициях США в экспорте и в импорте США увеличился с 3% в 1970 г. до 7 и 8% в 1995 г. То же самое наблюдается и в инвестиционной сфере. Их доля в американских ЗПИ равна 4% (1994 г.); это соответствовало аккумулированным накоплениям к 1994 г. для США — 24 млрд долл. Только в Сингапуре США незначительно превосходят Японию в данной сфере. Превосходят они Японию и по количеству работников на своих филиалах. По данным на 1989 г., на американских предприятиях работало 340 тыс. асеановцев, на японских — 275 тыс.

Соединенные Штаты рас­сматривают Региональный форум АСЕАН как полезный механизм развития навыков проведения консультаций и диалогов в целях предотвращения будущих конфликтов в Азиатско-тихоокеанском регионе.

Совсем недавно страны — члены АСЕАН подписали соглашение с Соединенными Штатами о борьбе с террористической деятельностью в регионе. Эта тема доминировала на проходящей в Брунее конференции Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Вашингтон рассматривает регион как второй фронт в своей войне против терроризма и готов оказать местным правоохранительным органам техническую помощь в обмен на более тесное сотрудничество. Правительства многих стран региона также рассматривают организации воинствующих исламистов как серьезную угрозу стабильности. Однако, по словам нашего корреспондента, в договоре предусмотрено не много конкретных антитеррористических мер.

В среду участники конференции вместе с представителями США, Китая и ряда других стран договорились о совместных действиях по борьбе с финансированием воинствующих группировок.

III. Альянсы

К этому типу организаций относятся союзные объединения, чья военная и политическая ориентация направлена на обеспечение безопасности от внешних врагов. На протяжении «холодной войны» противоборствующими сторонами были созданы различные военно-политические и экономические блоки, направленные на увеличение политической и экономической интеграции среди стран, примкнувшим к какой-либо из двух систем.

1. АНЗЮС

АНЗЮС (англ . Australia, New Zealand, United States — ANZUS), военно-политический блок в составе Австралии, Нов. Зеландии и США; договор о союзе подписан 1 сентября 1951 г. и вступил в силу в апреле 1952 г.. Военно-политический блок, направленный против национально-освободительных движений в странах Юго-Восточной Азии. США предложили включить в договор Австралию в качестве компенсации за предстоящее перевооружение Японии. В середине 80-х Новая Зеландия инициировала анти-атомную политику, в рамках которой наложило запрет на базирование американских кораблей в своих портах. В ответ на это в 1986 г. США приостановили свои обязательства в рамках договора в отношении Новой Зеландии, также были сокращены военные связи двух государств. Страны, участники этого договора формально остались членами этого альянса, но с тех пор он в целом показал свою несостоятельность.

Положения договора АНЗЮС об оборон­ном сотрудничестве между США и Австра­лией остаются в силе. Министры обороны одной или обеих стран часто участвуют в ежегодных встречах на уровне министров, в дополнение к регулярным консультациям, проводимым между главкомом США на Тихом океане и командующим силами обо­роны Австралии. Кроме того, на более низ­ком уровне проводятся консультации граж­данских и военных лиц между двумя прави­тельствами. Соединенные Штаты будут при­ветствовать пересмотр Новой Зеландией своего законодательства, что позволит ей вновь примкнуть к организации АНЗЮС.

Взаимоотношения союзников в рамках блока АНЗЮС не так просты. Несколько лет назад США отказались предоставить свои силы для участия в полевых подразделениях Интерфет и уж тем более делегировать Австралии какие-либо полномочия американского «шерифа» в регионе, как это первоначально предполагалось в рамках «доктрины Ховарда», что показало изменение интерпретации США этого блока. Тогдашний секретарь США по обороне Вильям Коэн достаточно прямолинейно дал понять, что Восточный Тимор есть австралийская проблема, которой Австралия должна сама заниматься и которой США не интересуются. Тем не менее, США предоставили значительную помощь в виде транспортных самолетов, коммуникационных и разведывательных средств, вертолетов, средств морской поддержки и соответствующего персонала. Самое при этом главное — это однозначное предупреждение со стороны США, что любое вторжение с Западного Тимора в Восточный при поддержке Индонезии сразу сделает последнюю государством-парией. Однако посеянные сомнения в надежности союзнических связей с США и в том, насколько можно полагаться на сверхдержавного друга, остались и теперь будут только множится.

С приходом Буша мл. ситуация стала меняться. Новая американская администрация Буша хочет, чтобы Австралия играла ведущую роль при разбирательстве с индонезийскими проблемами насилия и политической нестабильности. Об этом заявил госсекретарь Колин Пауэл. Заявление Пауэла стало первым сигналом, что новая администрация Буша хотела бы, чтобы Австралия играла в регионе значительную и активную роль в связке с США. На сенатских слушаниях в Вашингтоне Пауэл заявил, что «мы нуждаемся в помощи друзей и союзников, когда мы смотрим на вызовы безопасности нового столетия». США хотят, чтобы Австралия продолжала играть ведущую роль в том, чтобы помочь снизить напряженность в Индонезии, сказал будущий госсекретарь США. На сенатских слушаниях он сказал, что Австралия все время проявляла острый интерес к региону и должна продолжать свою впечатляющую работу в АТР. Например, в Тихоокеанском регионе американцы очень довольны тем, что Австралия, твердый союзник США, проявляют ключевую заинтересованность в том, что происходит в Индонезии. Поэтому, сказал будущий госсекретарь, «мы продолжим координацию наших политических линий, но позволим нашему союзнику, Австралии, занимать ведущую позицию в отношении этой «страны, погрязшей в проблемах». США, со своей стороны, готовы помочь любой стране, желающей установить демкоратию, сказал Пауэл.

2. СЕАТО

В состав СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии) входили Австралия, США Великобритания, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины, Франция. Организация (Манильский пакт) была создана 8 сентября 1954 г., вступила в силу 19 февраля 1955 г. Договор о создании СЕАТО предусматривал координацию оборонительных мероприятий, экономическое и техническое сотрудничество. Статья IV(1) предусмат­ривает, что в случае вооруженного нападения в регионе, которым подпадает под действие этого договора, все члены организации «будут действовать по отражению общей угрозы в соответствии со своими конституционными принципами».

Пакистан вышел из договора в 1968 г., Франция приостановила финансовую поддержку в 1955 г. Последняя встреча организации была проведена 20 февраля 1976 г., а договор формально прекратил своё существование 30 июня 1977 г.

Несмотря на распад СЕАТО, Манильский пакт остается в силе и наряду с коммюнике Танаты-Раска 1962 г. составляет основу обязательств США по обеспечению безопасности Таиланда.

Список литературы

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.-М.:Юристъ,2001.-368 с.

  1. Фонд сотрудничества Россия-АСЕАН // www.asean-russia.ru

  1. Рогов С.М. США и интеграционные процессы в Западном полушарии // Латинская Америка РАН, Москва, № 8, 1998 г.

Международные организации — одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Возникают они на основании соглашения между участниками. Деятельность международных организаций регламентируется уставом, эффективность их зависит от степени согласованности между государствами. Главными целями и задачами всех международных организаций являются создание конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества, установление глобальных и региональных зон мирного сосуществования. Ныне в мире существует огромное количество разнообразных блоков и союзов стран, которые можно объединить в три группы: политические, экономические и смешанные.

Основная цель деятельности политических блоков – сотрудничество стран-участниц в политической и военной сферах, участие в создании системы коллективной обороны, сотрудничество относительно поддержки мира и безопасности на их территориях и вообще в мире, координация усилий для решения военно-политических и правовых проблем.

Организация Североатлантического договора – НАТО — военно-политический союз 18 стран, созданный 04.05.1949 г. в составе США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Норвегии, Португалии, Дании, Исландии; в 1952 г. к нему присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ, в 1981 г. – Испания. В 1966 г. из военной структуры вышла Франция, в 1983 г. – Испания, а в 1999 г. вошли Чехия, Польша и Венгрия.

Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; общие действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-участников; обеспечения справедливого порядка в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека. Штаб-квартира – Брюссель (Бельгия).

Межпарламентский союз. Международная правительственная организация, которая объединяет национальные парламентские группы. Создан в 1889 г. Цель – объединение парламентеров всех стран для укрепления мира и сотрудничества между государствами. Штаб-квартира – Женева (Швейцария).

Организация Африканского единства – ОАЕ. Создана 26.05.1963 г. на конференции глав государств и правительств африканских стран в Аддис-Абебе. Состав (52 страны Африки. Цель: содействие единства и солидарности между странами Африки, интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни; защита суверенитета, территориальной целостности и независимости; ликвидация всех форм колониализма; согласования сотрудничества в сферах политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры. Штаб-квартира – Аддис-Абеба (Эфиопия).

АНЗЮС. Пятисторонний блок Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Малайзии и Сингапура. Цель – содействие коллективной обороны в Тихоокеанском регионе. Постоянной штаб-квартиры нет.

Организация Американских государств – ОАГ. Военно-политический союз, созданный в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, которая приняла Устав ОАГ. Состав (35 стран. Цель: поддержка мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-участниками; организация общих действий для отпора агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц. Штаб-квартира – Вашингтон (США).

Усиления интеграционных процессов в мировой экономике укрепило статус экономических союзов и группировок стран, ставящих целью содействие экономическому развитию стран-участниц, повышению уровня жизни их населения и защиты экономических интересов этих государств на мировой арене.

Амазонский пакт – торгово-экономический блок, созданный на основе Договора о сотрудничестве в Амазонии, приобрел силу в 1980 г. Состав (8 стран. Цель: ускоренное общее освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна Амазонии, защита ее от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры. Штаб-квартира – Лима (Перу).

Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР — сформировалась в 1961 г. как наследница Организации европейского экономического сотрудничества, образованной с целью оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами – получателями этой помощи. Состав (25 стран). Цель: вклад в развитие мировой экономики с помощью обеспечения оптимального экономического роста, повышения занятости и уровня жизни, сохранение финансовой стабильности государств-участников; содействие экономическому и социальному благосостоянию путем координации политики государств-участников; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам. Штаб-квартира – Париж (Франция).

Союз Арабского Магриба – САМ – создан в 1989 г. В состав вошли 5 стран: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Цель: содействие успешному решению вопросов экономического развития, обеспечение высокой конкурентоспособности товаров стран региона на рынках мира. Штаб-квартира – Рабат (Марокко).

Ассоциация Карибских государств – АКГ – основана представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 г. В состав вошли 24 страны. Цель: содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна. Штаб-квартира – Порт-оф-Спейн (Тринидад и Тобаго).

Андский пакт – АП – торгово-экономический союз, образованный в 1969 г. Боливией, Колумбией, Чили, Перу, Эквадором, Венесуэлой. В 1976 г. из состава вышли Чили. С 1969 г. ассоциированным членом является Панама. Цель: либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка; координация экономической политики относительно иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью общих программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов; сбалансирование экономического влияния Бразилии, Аргентины и Мексики. Штаб-квартира – Лима (Перу).

Вышеградская четверка сформирована в 1991 г. Польшей, Венгрией, Чехией и Словакией. Цель – ликвидация ограниченийи таможенных границ в торговле между членами четверки. Постоянной штаб-квартиры нет.

Европейская Ассоциация свободной торговли – ЕАСТ – создана в 1960 г. В состав вошли 9 стран. Цель – самостоятельная экономическая политика; беспошлинная торговля среди стран-участниц при сохранении ими самостоятельных тарифов по отношению других стран. Штаб-квартира – Женева (Швейцария).

Латиноамериканская ассоциация интеграции – ЛААИ – образована на основе Договора Монтевидео ІІ, подписанного странами-участницами, который приобрел силу в 1981 г. В состав вошли 11 стран. Цель – создание единого Латиноамериканского рынка. В границах ЛААИ сохраняются субрегиональные группы: Договор бассейна г. Ла-Плата (1969 г.), Картахенское соглашение (1969), Договор о сотрудничестве стран Амазонской зоны (1978). Штаб-квартира – Монтевидео (Уругвай).

Ла-Платская группа – торгово-экономический союз, образованный на основе Договора об экономической интеграции и общем освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 г. В состав вошли 5 стран: Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Цель: общее экономическое развитие, использование и охрана ресурсов бассейна Ла-Платы. В 1986 г. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества – „акт интеграции”, к которой присоединился Уругвай, а в 1991 г. – Парагвай. Штаб-квартира – Буэнос-Айрес (Аргентина).

Организация стран-экспортеров нефти – ОПЕК – организована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав принят в 1965 г., со временем испытал многоразовые изменения. Состав (12 стран): Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, Индонезия, Ливия, Алжир, Нигерия, ОАЭ, Габон. Цель: координация и унификация нефтяной политики государств-участников; определение наиболее эффективных средств защиты их интересов; поиск средств обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках; охрана окружающей среды. Контролирует до 50% мировой торговли нефтью. Штаб-квартира – Вена (Австрия).

Североамериканская ассоциация свободной торговли – НАФТА – соглашение о создании было подписано 17 декабря 1992 г. в Вашингтоне, приобрела силу 1 января 1994 г. Состав: США, Канада, Мексика. Цель: создание зоны свободной торговли в Северной Америке на протяжении 15 лет; предполагаются меры по либерализации движения товаров, услуг, капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В перспективе – объединение всех американских государств (подобно к ЕС в Европе). Постоянной штаб-квартиры нет.

Черноморский район экономического сотрудничества – ЧРЕС — создан в 1990-1992 гг. В состав вошли 11 стран: Украина, Россия, Греция, Турция, Албания, Румыния, Болгария, Азербайджан, Грузия, Молдова, Армения. Цель: создание режима свободного перемещения товаров, услуг и капитала с целью расширения производственной кооперации и общего предпринимательства; расширение экономических связей в Азово-Черноморском регионе и близлежащих территориях. Предусматривает общие проекты в сфере транспорта, телевидения, энергетики, экологии, науки и техники, сельского хозяйства, пищевой промышленности, создание СЭЗ. Возможное место штаб-квартиры Главного исполнительного комитета — Стамбул (Турция).

БЕНИЛЮКС – экономический союз, созданный на базе таможенного союза. Договор об учреждении подписан в 1958 г. сроком на 50 лет, начал действовать в 1960 г. Состав: Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Штаб-квартира – Брюссель (Бельгия).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество – АТЭС — создано по инициативе Австралии в 1989 г. в количестве 12 стран. В 2001 г. насчитывало 21 страну. В состав вошли: Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия, Южная Корея, США, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Китай, Сянган, Тайвань, Россия, Вьетнам, Перу. Цель: создание АТЭС; смягчение взаимных торговых барьеров; обмен услугами и инвестициями; распространение сотрудничества в сфере торговли, охраны окружающей среды и т.п. До 2010 г. планируется создание Зоны свободной торговли АТЭС. Постоянной штаб-квартиры нет.

К смешанным блокам принадлежат интеграционные группировки стран, целью которых является сотрудничество в нескольких сферах. Направление сотрудничества определяется целями создания организации.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН – политико-экономический союз, созданный в 1967 г. в Бангкоке. В составе 9 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма. В 2005 году на очередном саммите присутствовал Президент России Путин В.В. Цель: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе с помощью общих действий по принципу равноправия и партнерства; сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговли, транспорте, связи с целью повышения уровня жизни населения; укрепление мира и стабильности и т.п. Штаб-квартира – Джакарта (Индонезия).

Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии – СААРС – политико-экономический союз, созданный в 1985 г. в Дакке. Состав (7 стран): Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивская Республика. Цель: ускорение экономического, социального и культурного развития стран-участниц, установление мира и стабильности в регионе. В 1987 г. в Дели были подписаны договор о создании регионального продовольственного фонда и конвенция по борьбе с терроризмом. Штаб-квартира – Катманду (Непал).

Карибское сообщество – КАРИКОМ – политическая и экономическая организация по сотрудничеству в сферах торговли, кредита, валютных отношений, координации экономической и внешней политики, создание общих объектов. Создана в 1973 г. на основе Договора в Чагуарамасе (Тринидад и Тобаго). В состав вошли 13 стран. Цель: политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита, инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в областях образования и здравоохранения. Штаб-квартира – Джорджтаун (Гайана).

Лига Арабских государств – ЛАГ – создана в 1945 г. в Каире на основе пакта Арабской лиги. Состав (21 страна). Цель: укрепление связей между государствами-участниками в разнообразных областях (экономика, финансы, транспорт, культура, здравоохранение); координация действий государств-участников для защиты национальной безопасности, обеспечение независимости и суверенитета; запрет использования силы для урегулирования споров. Отношения базируются на принципах уважения к существующим в других странах режимам и отказ от попыток их изменения. Штаб-квартира – Каир (Египет).

Организация „Исламская конференция” – ОИК – создана в 1971 г. на конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Раббате (Марокко). Состав (50 стран. Цель: содействие укреплению мусульманской солидарности; охрана святых мест; поддержка борьбы всех мусульман за обеспечение независимости и национальных прав; поддержка борьбы палестинского народа; сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других сферах жизни. Штаб-квартира – Джидда (Саудовская Аравия).

Содружество наций – добровольная ассоциация независимых государств, символом которой является британский монарх, признанный главой Содружества. Создано в 1947 г. Состав (51 страна). Цель: регулярные консультации стран по вопросам экономики, финансов, науки, образования, военной сферы; содействие благосостоянию народов. На встречах глав государств и правительств государств-участников Содружества обсуждаются международное положение, вопросы регионального развития, социально-экономическое положение, вопросы культуры, а также специальные программы Содружества. Штаб-квартира – Лондон (Великобритания).

Содружество Независимых Государств – СНГ – политико-экономический союз, созданный по соглашению от 8 декабря 1991 г. Состав (12 стран): Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Место пребывания Исполнительного Секретариата – г. Минск (Беларусь). Бюджет СНГ формируется из равных взносов государств-участников. Цель: формирование условий стабильного развития стран в интересах повышения жизненного уровня населения; поэтапное создание общего экономического пространства на базе рыночных отношений; создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйственных субъектов; общее осуществление экономических проектов; решение экономических проблем; политическое, военное, экономическое и культурное сотрудничество стран-участниц. Штаб-квартира – Минск (Беларусь).

Организация Объединенных Наций – ООН – создана 24 октября 1945 г., на 2002 г. насчитывала 190 членов. Наблюдатели ООН: Ватикан, Палестина, Организация Африканского Единства, Европейский Союз, Организация „Исламская конференция”, Международный комитет Красного Креста и т.п.. Официально не входит в ООН одна страна – Ватикан. Цель: поддержка и укрепление международной безопасности; развитие отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения; международное сотрудничество по решению мировых проблем политического, экономического, социального, культурного характера; поощрение уважения к правам человека; преобразование ООН в центр согласования усилий наций и народов относительно достижения общих целей. Штаб-квартира – Нью-Йорк (США).

Основные подразделы ООН следующие: Генеральная Ассамблея (ГА) – главный орган ООН, который объединяет всех ее членов (по принципу „одно государство – один голос”). Совет Безопасности (СБ) – единый орган ООН, который может принимать решения, обязательные для членов ООН. Экономический и социальный совет (ЕКОСОР) – отвечает за экономическое и социальное сотрудничество и решает задачи, связанные с реализацией рекомендаций ГА (исследования, доклады и т.п.). Координирует деятельность специализированных учреждений ООН. Совет поопеке – состоит из постоянных членов Совета Безопасности и решает вопросы опеки США над некоторыми островами Микронезии.

Международный суд – главный судебный и юридический орган ООН. Создан в 1945 г., местонахождение – Гаага (Нидерланды). Суд решает споры только между государствами. Секретариат ООН – состоит из Генерального секретаря (избирается на 5 лет) и назначаемого им персонала, который отвечает за выполнение текущей работы ООН. Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем и отвечает за деятельность ООН в сфере прав человека. Официальные языки ООН – английский, испанский, китайский, русский, французский.

К специализированным подразделам ООН относятся: МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии (штаб-квартира — Вена); ВМО – Всемирная метрологическая организация (Женева); ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения (Женева); ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности (защищает авторское права в любых сферах — Женева); ВПС – Всемирный почтовый союз (Берн); ММО – Международная морская организация (безопасность на море и охрана океанов — Лондон); ИКАО – Международная организация гражданской авиации (Монреаль); МОТ – Международная организация труда (Женева); МБРР – Международный банк реконструкции и развития; МВФ; МСЭ – Международный союз электросвязи (радио, телефон, телеграф — Женева); ИФАД – Международный фонд сельскохозяйственного развития — Рим; ЮНЕСКО – Организация ООН по вопросам образования, науки, культуры – Париж;ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН – Рим.