Чековая приватизация в России

В) концепции ваучерной модели приватизации

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

г) китайской модели приватизации

5. Первый этап приватизации в России осуществляется…

а) через закрытую продажу государственных предприятий трудовому коллективу

Б) с помощью ваучеров

в) через акционирование государственных предприятий

г) через открытую продажу государственной собственности населению

6. Концепция второй модели приватизации основывается на…

а) продаже государственных предприятий по рыночной стоимости

б) соблюдение социальной справедливости в отношении всех слоев населения

В) продаже акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях

г) предоставлении налоговых льгот иностранному капиталу

7. Приватизационные документы в Российской Федерации были в форме…

а) именного документа

Б) документа на предъявителя

в) записей в регистрационном журнале

г) компьютерной регистрации

8. Частично бесплатная форма приватизации построена на методе…

а) приватизации через именные счета

б) тендера

в) аукциона

Г) ваучерной приватизации

9. В законе Российской федерации о приватизации абсолютно преобладающей с незначительными оговорками признается…

а) продажа государственного имущества

Б) бесплатная передача государственной собственности

в) льготный выкуп предприятий

г) сдача предприятий в аренду

10. Существенное отличие приватизации в Российской Федерации по сравнению с приватизацией в западных странах с рыночной экономикой проявляется…

а) в ослаблении роли профсоюзов

б) в акционировании предприятий

в) в привлечении иностранных инвестиций

Г) в потребности формирования слоя частных собственников-предпринимателей и создания конкурентной рыночной среды

11. В Российской федерации преимущественное развитие получило направление антимонопольной политики, связанное…

А) с регулированием прав собственности и препятствующее появлению новых монополий

б) с анализом конъюнктуры рынка

в) с формированием минимальных монопольных цен

г) с формированием естественных монополий

12. К формам приватизации не относится…

а) платная

б) бесплатная

в) частично бесплатная

Г) государственная

13. В условиях недостаточности денежного капитала у населения целесообразно применять такой метод приватизации, как…

а) аукцион

б) целевая продажа

в) тендер

Г) ваучерный

14. Наиболее развитые формы антимонопольное регулирование в России приняло на…

а) фондовом рынке

б) рынке труда

в) денежном рынке

Г) товарном рынке

15. Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется…

а) счетной палатой

б) регистрационной палатой

В) антимонопольным комитетом

г) президентом Российской федерации

16. Основой бесплатной приватизации может быть…

а) аренда

б) тендер

в) аукцион

Г) ваучер

17. Ваучерная приватизация лучше всего подходит, когда…

а) население имеет значительное количество денежного капитала

б) необходимо найти эффективного собственника

В) население не имеет достаточного количества денежных средств

г) имеется возможность притока в страну иностранного капитала

18. Самой управляемой программой массовой приватизации считается модель…

А) российская

б) польская

в) венгерская

г) чешская

19. Одним из достоинств ваучерного метода приватизации является…

а) равенство доходов граждан страны

Б) равенство возможностей граждан страны

в) непременное повышение эффективности производства

г) непременное повышение эффективности собственников

20. Наиболее масштабная программа приватизация по охвату государственных основных фондов и населения прошла…

а) на Украине б) в России

в) в Латвии г) в Венгрии

21. Российская программа предусматривала завершение массовой приватизации в течение…

а) шести месяцев

Б) трех лет

в) десяти лет

г) двух месяцев

22. В России не запрещено (а)

а) формировать соглашения товаропроизводителей

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2256 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

а) развитие рынка продавца

б) ограничение возможностей вхождения в отрасль

в) ограничение внешнеэкономической деятельности

г) развитие инфраструктуры рынка

Контроль за объединением и слиянием крупных корпораций в России осуществляется

а) Президентом Российской Федерации

б) Антимонопольным комитетом

в) Регистрационной палатой

г) Счетной палатой

Одним из элементов государственного контроля за монопольными ценами является …

а) лицензирование

б) регламентирование предельных уровней рентабельности

в) квотирование

г) установление минимального уровня цен

Формирование конкурентной среды в России происходит на основе …

а) монополизации внешнеэкономической деятельности

б) лицензирования всех видов деятельности

в) перехода от рынка продавца к рынку покупателя

г) сохранения достигнутого ранее уровня мобильности ресурсов

Развитие механизма мобильности ресурсов возможно за счет …

а) формирования информационного рынка

б) проведения фискальной политики

в) лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов

г) проведения антиинфляционной политики

Либерализация внешнеэкономической деятельности в России в процессе демонополизации экономики должна осуществляться за счет …

а) отказа от не тарифных мер ограничения импорта

б) образования административных монополий

в) лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов

г) отказа от нетарифных мер ограничения экспорта

В России не запрещено …

а) ограничивать производство для поддержания дефицита

б) формировать соглашения товаропроизводителей

в) прекращать производство в целях необоснованного роста цен

г) горизонтальная интеграция предприятий без технологической взаимосвязи

Антимонопольное законодательство в первую очередь нацелено на обеспечение …

а) условий конкуренции

б) экономической свободы

в) полной занятости

г) потребительского спроса

Ваучерная приватизация лучше всего подходит, когда …

а) имеется возможность притока в страну иностранного капитала

б) население имеет значительное количество денежного капитала

в) население не имеет достаточного количества денежного капитала

г) необходимо найти эффективного собственника

Преимущества ваучерной приватизации состоят …

а) в поступлении больших денежных средств в бюджет

б) в наличии эффективных собственников

в) в сохранении принципа равенства

г) в неравенстве, способствующем повышению эффективности производства

Первый этап приватизации в России осуществляется …

а) через акционирование государственных предприятий

б) закрытую продажу государственных предприятий трудовому коллективу

в) открытую продажу государственной собственности населению

г) с помощью ваучеров

Победителем конкурсной продажи государственной собственности становится тот, кто предложит …

а) максимальную цену, без каких либо условий

б) высоко прибыльный инвестиционный проект

в) инвестиционный проект с минимальными затратами

г) максимальную цену, принимая на себя определенные условия

Аукционный метод приватизации предполагает продажу государственной собственности тому, кто предложит …

а) наибольшую цену

б) заявленную государством цену

в) наилучший инвестиционный проект

г) наименее затратный инвестиционный проект

Основной целью приватизации является …

а) ограничение государственного вмешательства в экономику

б) установление института собственности и формирование класса собственников

в) ликвидация структурных диспропорций в экономике

г) запуск рыночного механизма спроса и предложения

К формам приватизации не относится …

а) бесплатная

б) платная

в) государственная

г) частично бесплатная

Фундаментом бесплатной формы приватизации является метод …

а) приватизации через именные счета

б) аренда с правом выкупа

в) ваучерной приватизации

г) тендер

Частично бесплатная форма приватизации построена на методе …

а) приватизации через именные счета

б) аукциона

в) тендера

г) ваучерной приватизации

Методом реализации платной формы приватизадии не является …

а) аукцион

б) ваучерная приватизация

в) тендер

г) целевая продажа

В законе с незначительными оговорками о приватизации Российской Федерации абсолютно преобладающей признается …

а) бесплатная передача государственной собственности

б) продажа государственного имущества

в) сдача предприятий в аренду

г) льготный выкуп предприятий

Разгосударствление не может осуществляться по такому направлению как …

а) возложение на государство дополнительных функций хозяйственного управления

б) формирование новых организационных структур

в) создание многообразных форм хозяйствования

г) признание каждого работника и трудового коллектива равноправными участниками присвоения

Разгосударствление направлено на …

а) устранение социальной дифференциации

б) преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства

в) повышение уровня доходов населения

г) усиление роли государства в экономике

Одним из достоинств ваучерного метода приватизации является …

а) непременное повышение эффективности производства

б) непременное повышение эффективности собственников

в) равенство возможностей граждан страны

г) равенство доходов граждан страны

В условиях недостаточности денежного капитала у населения целесообразно применять метод приватизации …

а) аукцион

б) тендер

в) целевая продажа

г) ваучерный

История приватизации в России. Справка

Указ президента РФ Бориса Ельцина «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации».

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций — чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году — до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года».

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным «продлить» денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Указ Президента РФ о введении системы приватизационных чеков, начало приватизации госимущества

ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Приватизация госсобственности в России прошла ряд этапов: 1991–92 – подготовка концепции и нормативно-правовой базы; 1993–95 – массовая приватизация в чековой (ваучерной) форме; 1995–96 – передача в частные руки крупных и потенциально привлекательных объектов через «залоговые аукционы»; с 1997 – переход к преимущественно денежной приватизации, ориентированной на пополнение гос. бюджета и стимулирование инвестиционной активности.

Выбор чековой формы массовой приватизации был, в частности, обусловлен отсутствием достаточного платёжеспособного спроса населения, низким интересом иностранных инвесторов к приватизации в условиях нараставшей политической и экономической нестабильности, отсутствием достаточного административного ресурса у государства для проведения приватизации по индивидуальным схемам – вместо них применялись типовые процедуры. Кроме того, выбор этой формы приватизации был связан с необходимостью решительного ограничения и отмены субсидирования предприятий со стороны госбюджета, решения задачи по формированию социальной базы стабилизационной политики, а также обеспечения политических предпосылок укрепления рыночной демократии.

В 1992–94 чековая приватизация проводилась как передача фактического контроля: 1) менеджменту, 2) трудовому коллективу, 3) группе потенциальных инвесторов. Часть пакетов акций предприятий закреплялась в государственной собственности с последующей продажей на «чековых аукционах» или позднее на торгах за реальные деньги.

В 1995–96 правительство пошло на передачу в частные руки ряда крупных предприятий нефтедобычи и металлургии. После 1997 государство начало продавать пакеты акций и целые предприятия на торгах.

В 1991 принят Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». С нач. 1992 начался процесс передачи в муниципальную собственность жилищного и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры городов, предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.

Доля гос. имущества в ЖКХ сократилась уже в сер. 1990-х гг. с 42 до 5%.

Первые инвестиционные компании (НИПЕК и РИНАКО) появились на рос. рынке в 1991. Однако до начала проведения массовой приватизации рынок ещё не был готов к появлению подобных институтов, поэтому их деятельность начала 90-х гг. не была активной.

Появление чековых инвестиционных фондов (ЧИФ) было инициировано принятием программы приватизации и появлением в массовом обороте ваучеров (приватизационных чеков). Аккумулирование принадлежащих населению чеков, их инвестирование в крупные пакеты акций приватизированных предприятий составили основу деятельности ЧИФ и инвестиционных компаний, вкладывавших денежные ресурсы российских и иностранных инвесторов в конкретные проекты. Некоторые ЧИФ сосредоточили в своих руках крупные пакеты акций и принимали в тот период активное участие в управлении приватизированными предприятиями. Конец 1995 – начало 1996 вошел в историю рос. фондового рынка как начало нового периода – после ваучерной приватизации – массового передела собственности посредством залоговых аукционов.

По материалам Большой Российской энциклопедии.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ АКЦИОНИРОВАНИЕ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Приватизация через акционирование в постсоветской России.

Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.

На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.

В сфере городской экономики процесс приватизации оказался наиболее трудным и противоречивым. На государственную собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.

Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.

Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.

1. Базовая модель – с преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.

Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.

2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.

Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.

3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.

Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.

При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).

Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания.

Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).

Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.

Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.

Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.

Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995. По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.

Энциклопедия “Кругосвет”

<href=»#part-1464″>http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/PRIVATIZATSIYA.html?page=0,2#part-1464

ВВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ЧЕКОВ

В целях ускорения передачи государственного имущества гражданам России и привлечения к процессу приватизации широких слоев населения, во исполнение требований Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год п о с т а н о в л я ю:

1. С 1 октября 1992 г. ввести в действие в Российской Федерации систему приватизационных чеков (приватизационных счетов).

2. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить по одному приватизационному чеку равной номинальной стоимости каждого выпуска.

При выдаче гражданам Российской Федерации приватизационных чеков взимается комиссионный сбор.

3. Выпуски приватизационных чеков производятся на основании указов Президента Российской Федерации. Выпуск ценных бумаг или создание иных систем для безвозмездной передачи в собственность гражданам Российской Федерации и их

объединениям государственного и муниципального имущества в республиках, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, в районах и городах не допускается.

4. Утвердить Положение о приватизационных чеках (прилагается).

5. Установить номинальную стоимость приватизационного чека выпуска 1992 года в размере 10 тыс. рублей.

Установить комиссионный сбор при выдаче приватизационных чеков выпуска 1992 года в размере 25 рублей.

Установить, что приватизационные чеки выпуска 1992 года действуют с 1 декабря 1992 года по 31 декабря 1993 года. (Действие приватизационных чеков выпуска 1992 года продлено на период до 1 июля 1994 года – Указ Президента Российской Федерации от 06.10.93 г. N 1591)

6. Правительству Российской Федерации:

до 1 сентября 1992 г. утвердить порядок взимания комиссионного сбора при выдаче гражданам приватизационных чеков;

не позднее 1 октября 1992 г. выпустить и начать выдачу приватизационных чеков выпуска 1992 года гражданам Российской Федерации.

7. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с Государственным правовым управлением Президента Российской Федерации:

до 15 августа 1992 г. обеспечить разработку и принятие нормативных актов, необходимых для выпуска, выдачи и погашения приватизационных чеков;

до 1 сентября 1992 г. разработать и утвердить Положение о специализированных инвестиционных фондах, аккумулирующих приватизационные чеки.

8. Советам Министров республик в составе Российской Федерации, администрациям краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах:

предоставить Сберегательному банку Российской Федерации, его отделениям помещения, необходимые для проведения Сберегательным банком Российской Федерации возложенных на него функций по распространению приватизационных чеков;

совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом решить вопрос о возмещении затрат Сберегательного банка Российской Федерации по выполнению указанных работ.

9. Организациям и предприятиям (в том числе и торгующим) запрещается принимать приватизационные чеки в качестве платежного средства за товары, услуги и работы.

10. Указ вступает в силу на основании и в порядке, установленных постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы».

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Указ президента РФ №914 “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” от 14 августа 1992 г.

ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ

На протяжении 2000-х годов подавляющее большинство опрошенных в той или иной форме поддерживают идею пересмотра итогов приватизации. Однако люди, считающие себя (и государство) ограбленными и обманутыми, по большей части не надеются, что таким путем будет восстановлена «справедливость».

По данным опросов 2004 года, респонденты, полагающие, что сегодня следует принять результаты приватизации «такими, какие они есть» или что вопрос об их пересмотре «не стоит поднимать», составляют от 15 до 22% общего числа, выступающие за полный пересмотр итогов приватизации 1990-х годов — около одной трети. Примерно от одной четверти до одной пятой опрошенных выступают за пересмотр результатов в тех случаях, когда предприятия стали «хуже работать» (уходить от налогов, задерживать зарплату), либо применительно к крупнейшим предприятиям, относящимся к наиболее важным отраслям экономики..

В отношении к итогам приватизации и возможности их пересмотра прослеживается весьма характерная двойственность, которую можно зафиксировать и при ретроспективном анализе данных, полученных в начале реформирования экономики. Подавляющее большинство людей выступает в поддержку пересмотра результатов приватизации, полагая при этом, что приватизация госсобственности, в особенности крупных предприятий энергетики, добывающих отраслей и проч., была незаконной. При этом главными проигравшими опрошенные считают, с одной стороны, «простой народ», с другой — «государство» (в патерналистской, советского образца трактовке). Однако их ожидания относительно результатов возможного пересмотра итогов приватизации весьма скептичны. По данным опроса, проведенного в июле 2004 года, подавляющее большинство респондентов считают, что подобный передел пойдет на пользу прежде всего «чиновникам и бюрократам» (35%) или же «другим олигархам» (35%). В то, что незаконно нажитые «олигархами» богатства достанутся «государству», верит всего около одной пятой опрошенных; в то, что они будут возвращены «народу», — 7%.

Как ваучерная приватизация изменила Россию


2019.07.01

«Приватизацию поддерживаете? Получите и распишитесь!»

Нижний Новгород, 1992 год. Торговые работники на митинге протеста против аукциона как формы приватизацииАлексей Федосеев / РИА Новости

1 июля 1994 года в России закончилась знаменитая ваучерная приватизация. Народ-балагур талантливо окрестил ее «прихватизацией». Приватизация задумывалась как способ быстро и надежно создать слой ответственных собственников, активных предпринимателей. Вместо этого мы получили полную противоположность — монструозное государство Левиафана.

До основанья, а затем

Начиная рассказ о приватизации начала 1990-х, нам придется отойти на пару десятилетий назад. После удушения намечавшихся реформ советского премьера Алексея Косыгина, предполагавших дебюрократизацию производства, расширение хозяйственных прав предприятий, введение хозрасчета, постановку во главу угла таких параметров, как себестоимость, рентабельность, прибыль, к середине 1970-х годов советская экономика пришла в застойное состояние. Растущие цены на экспортируемую нефть и другое сырье убаюкивали дряхлеющих партийных вождей. В то же время, поскольку экономика была построена на командно-административном подходе и «уравниловке», не предусматривавших серьезные стимулы для работников, производительность труда была низкой. Фонды устаревали, качество продукции падало (так, к перестройке в области электроники Советский Союз отставал от Запада на 10-15 лет), рост в нересурсных отраслях сильно замедлился, нарастал товарный дефицит.

Во второй половине 1980-х и в начале 1990-х в рамках отдаленно рыночных реформ были приняты неслыханные для прежних социалистических порядков законы об индивидуальной трудовой деятельности, государственных предприятиях, о кооперации, о собственности. Но преобразования во многом свелись к тому, что директорский корпус освободился не только от диктата министерств, но и от ответственности за положение возглавляемых предприятий. «Рядом» с предприятием учреждался кооператив, который фактически принадлежал директорату. В кооператив переводилось наиболее рентабельное производство, прибыль от реализации продукции часто уходила в карман директора и его ближайшего окружения, а убытки списывались на предприятие, то есть фактически — на государство, ведь предприятие формально принадлежало ему. (Позже это назвали «спонтанной приватизацией»).

Анатолий Чубайс. 1992 годСергей Гунеев / РИА Новости

Полумеры, отказ Михаила Горбачева от введения частной собственности и полноценного рынка, шараханья генсека между программами рыночников Святослава Шаталина и Григория Явлинского и «государственниками» из команды премьера Николая Рыжкова, нелепые попытки объединить их закончились тем, что Советский Союз попросту обанкротился и его не стало. Тотальный дефицит продовольствия и промтоваров, резкий рост цен, талонная система, чудовищные очереди — вот горестная обыденность начала 1990-х.

Поэтому тем, кто помнит умирание и смерть СССР, не надо объяснять, почему российская власть провозгласила курс на приватизацию, исторически беспрецедентную по своим масштабам. Так называемая «малая приватизация» началась в Российской Федерации еще в 1990-91-м, с продажи на аукционах в частную собственность таких объектов, как ателье, столовые, кафе, рестораны, магазины. Но решить задачи коренного разгосударствления экономики, ее демонополизации путем распространения частной собственности и рыночной конкуренции и, на этой основе, привлечь отечественные и иностранные инвестиции, насытить бюджет этот шаг, конечно, не мог.

Чеки вместо счетов

Российская власть объявила о подготовке и проведении широкой «народной» приватизации. Еще в июле 1991 года, то есть до попытки путча ГКЧП и распада Советского Союза, были приняты законы РСФСР о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных счетах и вкладах. Планировалось, что, помимо сбережений населения, средств юридических лиц и заемных ресурсов, в процессе приватизации будут использованы специальные счета в Сбербанке, которые государство откроет на 150 млн граждан — безвозмездные, целевые, именные. Это означало, что условные деньги со счета в сумме 14 тыс. рублей человек мог потратить исключительно на приобретение акций. Принципиально, что покупательная способность счета не размывалась инфляцией, но в зависимости от нее должна была регулярно корректироваться стоимость акционируемых предприятий. Трудовые коллективы наделялись приоритетным правом приобретения акций своих предприятий (приватизация-то «народная»). Таким образом виделось разгосударствление и передача в частные руки госсобственности более чем на 2 триллиона рублей, 70% промышленных и аграрных фондов.

Тем не менее приватизация не началась ни в 1991-м, ни в первом полугодии 1992-го: законодательная власть воевала с исполнительной в лице правительства Бориса Ельцина и Егора Гайдара (сначала кабинет возглавил лично президент — чтобы защитить реформы своим еще не растраченным авторитетом, затем Гайдар стал и. о. председателя).

Первый день выдачи ваучеровВиталий Арутюнов / РИА Новости

Столкнувшись с активным противодействием Верховного Совета, тогдашнего российского парламента, член правительства, председатель комитета по управлению государственным имуществом Анатолий Чубайс убедил Бориса Ельцина выпустить указ о проведении приватизации с использованием приватизационных чеков, ваучеров. Фундаментальная разница в том, что по указу, вышедшему 14 августа 1991 года, приватизационные чеки являлись «документом на предъявителя» и могли покупаться и продаваться без ограничений. Другими словами, по сравнению с приватизационным счетом ваучер перестал быть именным и целевым. Довод Чубайса: став собственниками, трудовые коллективы направят прибыль не на развитие производства, а на потребление — не был голословным, он подтверждался практикой квазисоциалистической Югославии Иосипа Броза Тито и советским опытом конца 1980-х.

Номинальная стоимость чека снижалась до 10 тыс. рублей, так как приватизировавшееся госимущество было оценено в 1,5 трлн рублей. Вводился сбор за получение чека в размере 25 рублей. Впрочем, его номинальная стоимость не имела никакого значения, кроме символического, реальная стоимость определялась конкретными условиями акционирования.

Указ, капитально менявший «стилистику» приватизации, не афишировался, в момент его выхода депутаты находились на каникулах, и, в соответствии с действовавшими тогда правилами, спустя две недели документ автоматически приобрел законную силу (впрочем, некоторые до сих убеждены что с формально-юридической точки зрения этот указ вообще ничтожен).

Вернувшись из отпусков, парламентарии выразили возмущение вероломством Ельцина и Чубайса, но отменять действие указа не стали. Из воспоминаний депутата того Верховного Совета Сергея Полозкова: «Кто то несколько раз звонил мне по телефону и просил зайти в комнату, где располагался представитель Госкомимущества в парламенте. Я несколько раз игнорировал эту просьбу, но потом послал своего помощника, хорошего молодого мальчишку, студента юриста из МГУ. Что же он выяснил? Оказывается, в этой комнате сидел представитель фонда по поддержке приватизации. Между ним и депутатом происходил следующий незамысловатый диалог:

— Вы приватизацию поддерживаете?

— Ну, в целом да!

— Тогда получите и распишитесь.

И депутат получал премию в размере собственного оклада».

Возможно, этим и объясняется то, что с 1 октября 1992 года выдача населению приватизационных чеков, ваучеров, все-таки началась. По словам Сергея Полозкова, к осени 1993 года Верховный Совет подготовил поправки к закону и программе приватизации. Но в начале октября того же года Верховный Совет расстреляли из танков. По мнению, председателя Госдумы в 1996–2003 годах Геннадия Селезнева, ликвидация первого российского парламента была вызвана задачей осуществления именно ваучерной приватизации и предотвращения возврата к приватизационным счетам.

Приватизация в пользу «красных директоров»

Все шло к тому, что из «народной» чубайсовская приватизация превратилась в «элитную». Прежде всего стоит подчеркнуть, что вчерашние советские люди были почти поголовно экономически непросвещенными, а разъяснительная кампания от ошибок не спасала.

Сведения о предстоящих аукционах часто публиковалась «для проформы», а фактически утаивались. Зато газеты пестрели рекламой чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), которые обещали немедленную и огромную прибыль. Население, привычно полагавшее, что «в газетах врать не будут», охотно несло свои ваучеры в ЧИФы. В действительности лишь около 140 из них старались выполнить обязательства, данные пайщикам, и начисляли дивиденды, остальные сотни фондов оказались «пылесосами», которые затем растворились вместе с десятками миллионов чеков. Эти ваучеры достались стоявшим за ширмами ЧИФов «красным директорам», чиновникам, которые по должности организовывали и контролировали процесс приватизации (у нас ведь, по Жванецкому, что «охраняешь, то и имеешь») и криминалитету, Одновременно средства населения полноводной рекой текли в финансовые «пирамиды» — МММ, «Хопер-Инвест», «Русский дом Селенга», «Тибет» и другие подобные. Потери населения исчислялись миллиардами долларов (у идеологов и организаторов приватизации иное мнение: поскольку ваучеры достались гражданам фактически бесплатно, они в худшем для себя случае не потеряли ничего).

Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. 1992 годРИА Новости

К этому нужно добавить, что население позднего СССР накопило огромные суммы — в совокупности 10 триллионов советских рублей. Григорий Явлинский убежден: «Если бы была реализована предложенная нами программа приватизации, тогда к традиционным товарам — костюмам, колбасе — добавились бы другие товары — магазины, парикмахерские, земля, грузовики, все, что является малой и средней приватизацией. Появился бы средний класс, и никто бы не считал себя обманутым». Но в январе 1991 года еще советское правительство Валентина Павлова при одобрении Горбачева провело конфискационную денежную реформу, в результате внезапной и моментальной замены купюр при одновременной заморозке банковских вкладов и троекратном увеличении цен население потеряло 14 млрд рублей. Масштабное изъятие средств продолжилось в 1992-93 годах, в связи с отпуском цен и последовавшей гиперинфляцией, доходившей до 2500%, а затем, летом 1993-го, в ходе обмена советских денежных знаков на российские.

Таким образом, огромное число обездоленных граждан было вынуждено банально продать свои ваучеры скупщикам, которые стояли тогда на каждом углу. При этом чеки стремительно дешевели, к концу 1993 года, то есть через год после начала приватизации, за ваучер давали всего несколько пачек стирального порошка, упаковок гречки или пару-тройку бутылок водки.

Бедственным положением людей пользовались «красные директора» (собственно, команда Чубайса и не скрывала, что проводила приватизацию в первую очередь в их интересах — будущих «ответственных собственников»). Намеренно задерживая зарплаты, привлекая криминалитет и угрожая «разборками», подтасовывая результаты голосований, они принуждали свои трудовые коллективы расставаться с ваучерами и акциями со значительным «дисконтом». Массированной скупке способствовала обширная рублевая эмиссия: в 1992-93 годах Центробанк, возглавляемый Виктором Геращенко, увеличил денежную массу на порядки. При этом предприятия, в том числе нефтедобывающие, металлургические, трубопроводные, шахты, морские пароходства, «уходили с молотка» без учета бушевавшей тогда инфляции, то есть недооцененными как минимум в десятки раз. Соответственно, недополучал и бюджет.

Из интервью Владимира Полеванова, сменившего Анатолия Чубайса на посту председателя Госкомимущества: «Пятьсот крупнейших предприятий России с реальной стоимостью не менее 200 млрд долларов к концу 1994-го ушли в частные руки всего за 7,2 млрд. Лихорадочная приватизация била и по национальной безопасности России. Запад прибирал к рукам оборонные предприятия. Это подтвердили материалы силовых ведомств, которые я запросил через две недели после назначения. Например, подставная российская фирма на средства гражданина США Джонатана Хэя, связанного с ЦРУ, приобрела около 30% акций Московского электродного завода НИИ „Графит“, производящего стратегический графит для военного ракетостроения. И научно-исследовательский институт под давлением американцев отказался принять заказ Военно-космических сил России. Один секретный институт создал уникальную, стопроцентно эффективную технологию противоракетной обороны на основе плазменных зарядов. Но какая-то „светлая“ голова решила приватизировать его помещения и отдать под склады для импортных напитков и сигарет. Подобная участь постигла и ряд других оборонных институтов, предприятий». Через два с половиной месяца после назначения Полеванов был отправлен в отставку.

За что боролись

Какими оказались итоги ваучерной приватизации? К 1 июля 1994 года было разгосударствлено две трети предприятий, создано свыше 20 тыс. акционерных обществ. В 1995 году они произвели 70% ВВП.

Однако плодами приватизации воспользовались в основном «красные директора», чиновники (так, Виктор Черномырдин, сменивший Егора Гайдара на посту премьера, пролоббировал акционирование Газпрома, а бывший первый замминистра нефтяной и газовой промышленности СССР Вагит Алекперов основал и возглавил компанию «ЛУКойл») и криминалитет. При этом приватизированные предприятия зачастую уничтожались: оборудование продавалось как лом, заводы превращались в склады, работников сокращали, налаженные в советское время хозяйственные связи разрушались.

Что касается «простых граждан», то подавляющее большинство не получило от приватизации практически ничего. Кто-то продал свой ваучер перекупщикам, кто-то стал жертвой ЧИФов и финансовых «пирамид», кто-то оставил ваучер на память или подарил, некоторые вообще не помнят, как поступили. И лишь порядка 15% населения стали акционерами, но и это не гарантировало получения дивидендов: мелких собственников «кидали», проводя реорганизацию юридических лиц и размывая их доли собственности.

Работницы кондитерской фабрики «Большевик» покупают акции фабрикиАлексей Бойков / РИА Новости

Со временем выжившие предприятия нашли настоящих хозяев, влились в крупные холдинги, стали успешными. Но «осадок остался». «Изнасилованный» реформами российский народ разуверился в либерализме и либералах и в конце концов выбрал «сильную руку» президента-чекиста. Ваучерная приватизация не привела к образованию массового российского среднего класса, скорее наоборот — загубила его зачатки. Как и зародыш сильного парламентаризма. Произошла значительная деиндустриализация страны. Падение объема национального производства, продолжавшееся до 1996 года включительно, составило до 14,5%. Власть и бизнес пристрастились к криминальному стилю мышления и поведения. Расцвела и стала нормой коррупция. Борьба за собственность приводила не только к мошенничеству и рейдерским захватам, но и к повсеместным убийствам. Сложилась немногочисленная, но влиятельнейшая группа олигархов, слившихся с властью и осуществлявших ее. В народном сознании закрепился отрицательный образ предпринимателя — циника, обманщика, преступника. Иностранные инвестиции так и не пришли: зарубежные бизнесмены опасались российского «дикого капитализма». Более того, под предлогом приватизации ликвидировались производства, составлявшие конкуренцию иностранным производителям, процветал технологический шпионаж.

Спустя время приватизация получила осуждение Государственной думы и Счетной палаты. Академик РАН Олег Богомолов рассказывал: «В ту пору, когда все начиналось, члены нашей академии, экономисты, совместно с американскими коллегами подписывали на имя президентов (сначала Ельцина, потом Путина) обращения с предложением коренной коррекции всех этих реформ, чтобы спасти экономику. Но на это все наплевали. Никто на наши предложения не обратил внимания. Даже ответов не было, хотя стояли подписи крупнейших мировых экономистов».

Рискну предположить почему. Безнравственные, по сути, процедуры и результаты ваучерной приватизации выгодны текущей власти, оформившейся на волне ельцинско-гайдаровско-чубайсовского «либерализма». Прежде всесильные «олигархи» превратились в испуганных и покорных угодников Кремля. Страна — в услужении «вертикали» нового поколения обнаглевшей бюрократии и «правоохранителей». Экономические и политические порядки носят феодально-мафиозный характер: многоликая, но монолитная в главном, объединяющем интересе власть, присвоив ренту от эксплуатации «национальных богатств», обезопасила себя от беднеющего народа заслоном прикормленных силовиков и пропагандистов, ее могущество непоколебимо. Предприниматели — в страхе: за кем придут в следующий раз? Гражданские свободы систематически подавляются. Экономика снова огосударствлена, монополизирована и хиреет. А население, исковерканное госпатернализмом и ответным иждивенчеством, мечтает о воскрешении Советского Союза и Сталина — что и требуется для пролонгации режима, в крайнем для него сценарии.

Известны слова Бориса Ельцина: «Сделать реформу необратимой — такую цель я ставил перед собой». «Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом», — признался как-то Анатолий Чубайс. Бумеранг истории эти оправдания сносит под корень.

Автор — журналист, обозреватель Znak.com.

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор