Бс пулемет

Содержание

Крупнокалиберный пулемёт Березина

22 апреля 1941 года на вооружение военно-воздушных сил РККА был принят крупнокалиберный пулемет УБ конструкции Михаила Евгеньевича Березина.

Что значит хороший пулемет на войне? Это можно понять из рассказа фронтовика, стрелка пикирующего бомбардировщика Пе-2, опубликованного в воспоминаниях конструктора завода №22 Леонида Леонидовича Селякова: «На «Пешке» никуда не годится верхняя стрелковая оборонительная установка с пулеметом ШКАС. «Мессер» подходит почти вплотную, у него бронестекло, лупим в него почти в упор из ШКАС-а. Видели, как он улыбается: Сволочи! Отваливает в сторону, делает боевой разворот и спокойно из верхней полусферы тебя расстреливает: Нужен минимум пулемет Березина 12,7 калибра».

Михаил Евгеньевич Березин

На дворе стоял 1942 год. Тем не менее, во фронтовой среде пулемет УБ уже был известен с хорошей стороны. И это вдвойне любопытно, потому что фамилию конструктора в это время знали не все даже в Управлении вооружения ГУ ВВС Красной Армии. В некоторых документах пулемет Михаила Евгеньевича фигурировал как «12,7-мм пулемет «Березина», а сотрудники очевидно полагали, что последний получил свое название от имени реки.

История 12,7-мм универсального пулемета Березина началась в 1937 году, когда 31-летний конструктор Березин работал в КБ Тульского оружейного завода. Взяв за основу проект, в разработке которого он участвовал в 1935 году, Михаил Евгеньевич спроектировал синхронный пулемет под патрон 12,7108 мм. Пройдя в течение 1938 года заводские и полигонные испытания, пулемет БС 12 апреля 1939 года, не дожидаясь окончания проверки в войсковых условиях, был запущен в серийное производство. Однако конструкция требовала доработки, после выполнения которых Березин приступил к созданию крупнокалиберного пулемета УБ в варианте крыльевого (УБК), синхронного (УБС) и турельного (УБТ). В ходе работы для первых двух вариантов нового пулемета Михаилом Евгеньевичем была разработана система пневматической перезарядки. Для турельной модификации УБ конструктором Г.И. Никитиным была разработана рукоятка перезаряжания рычажного типа.

Общая масса крупнокалиберного пулемета УБ составляла 25 кг. Темп стрельбы модификации УБС составлял 600 выстр./мин. В вариантах УБТ и УБК – 800 выстр./мин. Боеприпасы крупнокалиберного пулемета Березина, разработанные Н.М. Елизаровым и А.П. Забегиным, включали пули специальных назначений: бронебойно-трассирующую Б-32, бронебойно-зажигательную-трассирующую БЗТ и зажигательно-разрывную МДЗ-3.

В ходе испытаний конструкция работала на высоте девяти километров, выдерживая температурный диапазон ±48 °С, безотказно ведя огонь в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании. После прохождения войсковых испытаний в период с 7 января по 22 февраля 1941 года, пулемет УБ был рекомендован в серийное производство и принят на вооружение ВВС РККА.

Сборка пулеметов на заводе

Серийное производство было начато на Тульском оружейном заводе в 1941 году. В 1942 году производство пулемета Березина освоили и на Ижевском машиностроительном заводе, что было вдвойне важно из-за частичной эвакуации тульского завода. За период 1941-42 гг. было произведено 6300 пулеметов УБ. В 1943 году количество выпущенных пулеметов было доведено до 43690 единиц, в 1944 году несколько снизилось до 38340 стволов, а затем вновь выросло в 1945 году до 42952 штук.

Однако в первый год эксплуатации крупнокалиберного пулемета УБ возникали частые отказы оружия. В воспоминаниях Степана Анастасовича Микояна можно прочесть об одном из таких эпизодов: «Летчики прилетели, рассказали, что видели, как Володя стрелял по бомбардировщику, потом вышел из атаки вверх, где его атаковал «мессершмитт». Говорили, что один наш летчик наперерез сунулся, хотел отсечь его. Но у него отказало оружие. Тогда это было частым дефектом. Пулеметы Березина у нас были и пушки ШВАК. Пушки стреляли ничего, а пулеметы часто отказывали. Даже говорят, был большой правительственный разбор из-за того, что часто отказывало оружие». Со временем все дефекты были устранены, и пулемет УБ стал одним из лучших в своем классе вооружения. В последующем, на базе пулемета УБ Михаил Евгеньевич создал 20-мм авиационную пушку Б-20, которая, при сохранении высоких боевых качеств другого орудия ШВАК, была в два раза легче последней, что сделало возможным ее эксплуатацию в качестве подвижной оборонительной установки с дистанционным управлением.

Пулемет УБС установленный на истребителе
Яковлева Як-9Т

Исходя из своего основного назначения, пулемет УБ эксплуатировался на 16 типах летательных аппаратов. Однако во время обороны Тулы пулемет Березина использовали в качестве станкового и даже зенитного пулемета после размещения установок с ним на грузовике ГАЗ.

Возвращаясь к началу статьи, нужно сказать, что Л.Л. Селяков вместе с другими конструкторами в десятидневный срок разработали верхнюю крупнокалиберную пулеметную установку для Пе-2, чем заслужили благодарность от Верховного главнокомандующего – И.В. Сталина.

Вот как рассказывает об этом сам Л.Л. Селяков: «Я в этот день остался на заводе, собрал ребят П. Чугунова, А. Архипова и говорю им: «Ребята, мы должны установить у верхнего стрелка «Пешки» пулемет Березина».

До этого момента, кроме Андрея Архипова, мастера-оружейника, никто из нас серьезно оружием не занимался. Ребята согласились.

10 дней мы не уходили с работы, пока не сделали опытную установку, которую можно было на фронте просто установить на самолете взамен старой установки под ШКАС. Установка была сделана. Общий вид установки «ФТ» был мной подписан 28 февраля 1942 г. Надо было ее отстрелять в тире. Взяли пулемет, боекомплект и саму установку и пошли в тир. Тир был расположен на аэродроме, напротив сборочного цеха.

УБ на турельной установке бомбардировщика Ил-4

Мы здорово ослабли. 10 дней титанического труда без сносного питания, без сна, давали о себе знать. В тире нашли какие-то козлы и пристроили установку, которую окрестили «ФТ» (фронт требует). Я зарядил пулемет, не представляя, что это будет за стрельба. Никогда я не стрелял из крупнокалиберного пулемета. Расставил пошире ноги, упер в плечо пулемет и нажал на спусковой крючок. Дальнейшее произошло совершенно мгновенно и по всем законам механики. Я понял, что пулемет мне не удержать. Я стал падать на спину, судорожно хватаясь за пулемет и, естественно, сжимая курок спуска пулемета. Падая на спину со стреляющим пулеметом, я видел, как трассирующие пули описывали в небе дугу. Комплект был боевой: трассирующая для контроля, бронебойная и зажигательная. Мгновенно я понял: еще немного и я расстреляю сборочный цех. Собрав всю свою волю в падении, я отпустил курок и пулемет, замолчав, грохнулся на меня. Как бы то ни было, а установка «ФТ» жила, действовала и это было главное, а что я оказался слабаком и не удержал стреляющий пулемет, это сущие пустяки.

Установку закрепили, отстреляли нужное количество боекомплектов и сдали в серию.

Пришли первые, хорошие вести с фронта, письма с благодарностями в адрес завода и категорическими требованиями о скорейшем переоборудовании всего парка боевых самолетов. Первые боевые испытания были 5 мая 1942 г. под Керчью. Заводские установки «ФТ» испытывал 30-й бомбардировочный полк под командованием полковника Николаева. Их появление было полной неожиданностью для немцев. Когда наши самолеты после выполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители. Уверенные в своей безнаказанности, они, как и прежде, заходя с хвоста, пытались приблизиться метров на 300, чтобы бить наверняка.

Несколько установок «ФТ» открыли огонь почти одновременно, и 3 фашистских истребителя, объятые пламенем, рухнули на землю.

Не поняв, что случилось, другие «мессеры» шаблонно повторили маневр и тоже были сбиты.

Это была победа нового оружия».

Автор теста Матвеев Вадим

С помощью стрелкового вооружения уроженца Вологодской области конструктора Михаила Березина наши летчики сбросили фашистов с неба. Любопытно, что в начале войны фамилию конструктора самого популярного в авиации пулемета не знали даже в Управлении вооружения ВВС Красной Армии, полагая, что оно выбрано по названию реки. Хотя за этим стоял вполне конкретный человек.

Как правило, стрелковое вооружение называется по фамилии его создателя: пистолет-пулемет Шпагина, карабин Симонова, пистолеты Макарова и Стечкина, автомат Калашникова… Нашему земляку, конструктору М.Е. Березину в этом смысле немножко не повезло. Дело в том, что его фамилия созвучна с названием небольшой белорусской реки. Правый приток Днепра, река Березина известна тем, что в ходе Отечественной войны 1812 года на её берегах с 26 по 29 ноября развернулось грандиозное сражение между отступающей армией Наполеона и русскими войсками. Данное сражение оставило серьёзный отпечаток в общественном сознании того времени. С тех пор слово «Березина» употребляется как синоним полного провала и катастрофы для неприятеля. Символично, что авиационный пулемет, созданный нашим земляком, стали называть «Березиной».

Михаил Евгеньевич Березин родился 21 ноября 1906 года в деревне Гончарка Кирилловского уезда Вологодской губернии. В настоящее время Гончарка входит в территорию Алёшинского поселения, располагается в километре от Глухарева – центра бывшего Глазатовского сельсовета. Родители выдающегося конструктора – крестьяне – с раннего детства приучали сына к труду. Как и многие деревенские ребятишки того времени, Михаил начал свою трудовую деятельность с девяти лет. Вначале помогал выполнять сельскохозяйственные работы, а с 15 лет трудился на лесозаготовках, освоил профессию плотника. В 1926 году Михаил Евгеньевич уезжает в Ленинград, устраивается чернорабочим и одновременно учится на рабфаке при Ленинградском политехническом институте. Летом 1934 года выпускник института, молодой инженер М.Е. Березин получает распределение на Тульский оружейный завод, где трудится вначале сменным мастером, а через некоторое время – инженером-конструктором. В 1935 году Михаила Евгеньевича переводят в конструкторское бюро ОКБ-14, где он, помимо основной работы, с группой единомышленников начал проектирование принципиально нового крупнокалиберного синхронного пулемета. Стоит отметить, что на первоначальном этапе создание этого грозного оружия являлось всего лишь увлечением, самодеятельностью молодых инженеров.

Однако 5 августа 1938 года Советское правительство поставило перед изобретателями-оружейниками задачу создания 12,7- миллиметрового крупнокалиберного пулемета. В стране в это время действовало более десяти КБ по созданию стрелкового вооружения. Для оснащения военно-воздушных сил создавали вооружение конструкторы С.В. Владимиров, А.К. Норов, И.В. Савин, Б.Г. Шпитальный, И.А. Комарицкий. Но самым авторитетным считалось конструкторское бюро В.А. Дегтярева. В 1927 году Василий Алексеевич Дегтярев создал ручной пулемет, который состоял на вооружении Красной Армии. Все оружейные КБ страны стали с энтузиазмом выполнять правительственное задание. Организовался некий конкурс, соревнование: чья конструкция пулемета окажется лучшей?

М.Е. Березин создал очень удачную систему авиационного пулемета, рассчитанного на использование бесфланцевого патрона от крупнокалиберного пехотного пулемёта. Его пулемёт отличался простотой конструкции, малыми габаритами, удобством в эксплуатации. Автоматика пулемёта Березина действовала по принципу использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Запирание осуществлялось при помощи особого клина. К одной из характерных особенностей устройства этого пулемета относится подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как это происходит у подавляющего большинства пулеметов, а при их накате, то есть от возвратной пружины. Для обеспечения требуемой надёжности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной. Другой оригинальной особенностью конструкции пулемёта является система удаления стреляной гильзы: она выбрасывалась под действием криволинейного гребня очередным патроном. Питание производилось из металлической рассыпной ленты с непрямой подачей патрона. Высокая скорострельность оружия достигалась буфером подвижных частей автоматики, смонтированных в затыльнике.

Первый пулемет системы Березина был изготовлен в октябре 1938 года. Заводские испытания показали надёжную работу его автоматики и хорошую живучесть. Два других пулемета, изготовленные в декабре 1938 года, также успешно выдержали наземные стрельбы. Однако дальнейшие испытания показали, что, несмотря на все свои положительные качества, пулемет Березина имел некоторые серьезные недостатки. Выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики, требовали устранения причины появления задержек в стрельбе.

Работая над дальнейшим совершенствованием конструкции в целях ликвидации этих недостатков, М.Е. Березин сконструировал пулемет в трёх вариантах, в зависимости от места установки на самолете: турельный, крыльевой и синхронный. Основные детали и механизмы всех трех вариантов пулемета были сохранены, за исключением спускового и ударного механизмов, в которые были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой их применения. В синхронном и крыльевом вариантах было осуществлено дистанционное управление системой перезарядки в случае появления задержек в стрельбе с использованием сжатого воздуха. Это была первая в советской авиации система пневматического перезаряжания пулемета, значительно облегчившая его эксплуатацию в боевых условиях. На турельном варианте, где пневматическую перезарядку пулемета невозможно осуществить из-за малых габаритов кабины, конструктор разработал механическое устройство перезаряжания рычажного типа.

13 апреля 1939 года Комитет Обороны принял постановление о производстве 12,7-миллиметрового синхронного пулемета системы Березина на одном из оружейных заводов в Туле. Войсковые испытания пулемета проводились с 7 января по 22 февраля 1941 года в 116-м авиационном истребительном полку. В ходе испытаний пулемет Березина безотказно работал на 9-километровой высоте, при минус 480С, продолжал стрелять в глубоких виражах, боевых разворотах, петлях, бочках и пикировании. Высокую оценку новому образцу вооружения дали летчики-испытатели, отстреливавшие пулеметы в воздухе. «В процессе войсковых испытаний пулемет Березина показал себя вполне пригодным для принятия его на вооружение ВВС Красной Армии, – докладывал летчик-испытатель старший лейтенант А. Крючков. – За время испытаний пулемет работал бесперебойно, дав несколько легко устранимых задержек. Считаю работу нового пулемета отличной».

Государственная комиссия под председательством Героя Советского Союза полковника Н.П. Каманина в своём заключении отметила, что синхронный пулемёт конструкции Березина испытания выдержал и может быть допущен для принятия на вооружение Военно-Воздушных Сил Красной Армии.

22 апреля 1941 года специальным постановлением Центрального Комитета партии и Советского правительства крупнокалиберный авиационный пулемет системы Березина был принят на вооружение РККА. Вес пулемета составлял 21,5 кг, темп стрельбы в синхронном варианте – 700-800 выстрелов в минуту. В турельном и крыльевом вариантах – от 800 до 1050 выстрелов в минуту.

Начавшаяся через два месяца война выявила неэффективность 7,62-миллиметровых пулеметов при стрельбе по воздушным целям. Таким образом, крупнокалиберный пулемет, созданный нашим земляком, стал одним из основных видов авиационного стрелкового вооружения в годы Великой Отечественной войны. Синхронный пулемет Березина устанавливался на истребителях И-15, И-153 БС, ЯК-16, ЯК-3, ЯК-9, ЯК-76, МиГ-3, ЛаГГ-3. Кормовой пулемет системы Березина был установлен на фронтовом бомбардировщике Пе-2 и самолете МИГ-15. Турельный пулемет Березина устанавливался на бомбардировщиках и штурмовиках СБ, Пе-2, Ер-2, Иа-2, Ил-4, ТУ-2 и Пе-8. Производство пулеметов системы Березина велось на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах. В 1941 году было выпущено 6300 пулеметов, в 1943 году – 43690, в 1944 году – 38340, в 1945 – 42952 пулемета.

Интересен факт, что пулеметы Березина воевали не только в воздухе. Грозное оружие применялось при обороне Тулы, а также пулеметы устанавливали на специальные станки в кузове автомобиля ГАЗ и использовали как передвижные зенитные установки.

В начале войны советская авиация серьезно уступала люфтваффе, в том числе и по вооружению. К примеру, самый массовый пикирующий бомбардировщик второй мировой войны Пе-2 поначалу являлся уязвимой мишенью для вражеских истребителей. Один из летчиков бомбардировочного полка доказывал авиаконструктору: «На «Пешке» никуда не годится верхняя стрелковая оборонительная установка с пулеметом 7,62 миллиметра. «Мессер» подходит почти вплотную, у него бронестекло, лупим в него из пулемета почти в упор. Хорошо видим, как фашист улыбается, сволочь. Отваливает в сторону, делает боевой разворот и спокойно так из верхней полусферы тебя расстреливает. Нам срочно нужна «Березина».

Авиационные конструкторы в срочном порядке начали искать решение по установке на бомбардировщике турельного пулемета Березина. Первые боевые испытания нового авиационного вооружения происходили 5 мая 1942 года под Керчью. Испытания проводили летчики 30-го бомбардировочного полка под командованием полковника Николаева. Появление нового оружия стало полной неожиданностью для фашистов, теперь им стало не до улыбок: когда наши самолеты после выполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители. Уверенные в своей безнаказанности, они, как и прежде, заходили с хвоста, пытались приблизиться метров на 300, чтобы бить наверняка. Несколько березинских пулеметов открыли огонь почти одновременно. Три немецких истребителя, объятые пламенем, рухнули на землю. Не поняв, что случилось, другие «мессеры» шаблонно повторили маневр, и также были сбиты. Это была победа нового оружия. В наркомат вооружений, в адрес конструктора и оружейного завода пошли письма с благодарностями, а также категорические требования летчиков о скорейшем переоборудовании всего парка боевых самолетов. Производство авиационных пулеметов системы Березина в годы войны осуществлялось под особым вниманием Государственного Комитета Обороны. Большое внимание их производству уделял председатель совета оборонной промышленности Н.А. Вознесенский, который всячески способствовал скорейшей организации их массового выпуска.

В годы войны М.Е. Березин трудится над созданием более совершенных образцов авиационного пулеметно-пушечного вооружения. Стремясь создать более эффективное оружие, чем стоящая на вооружении советской авиации 20-миллиметровая пушка ШВАК, наш земляк сконструировал свою пушку, которая получила название Б-20. Примечательно, что масса березинской пушки составляла всего 25 кг, то есть вдвое легче пушки старого образца. Данное обстоятельство – очень важное для авиации, дало возможность использовать ее как во встроенных неподвижных стрелковых установках, так и в подвижных установках с дистанционным управлением. Перезаряжание пушки осуществлялось автоматически, сжатым воздухом. Темп стрельбы для синхронного варианта – 600 выстрелов, для турельного и крыльевого – 800 выстрелов в минуту. Новая авиационная пушка Б-20 принята на вооружение в 1944 году. Таким образом, на заключительном этапе войны советская авиация получила одну из наиболее эффективных и мощных в своём классе систем авиационного вооружения.

М.Е. Березин — автор ряда изобретений, связанных с созданием и совершенствованием систем стрелкового вооружения. Несмотря на то, что знаменитый авиационный пулемет «Березина» как бы отмежевался от фамилии своего создателя, Родина высоко оценила заслуги выдающегося оружейника. Михаил Евгеньевич дважды лауреат Сталинской (Государственной) премии, награждён орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Суворова II степени и орденом Кутузова I степени.

Примечательно, что два последних ордена – это полководческие награды, их не могли заслужить не красноармейцы, не младшие офицеры и тем более гражданские лица. К примеру, орденом Суворова II степени награждались командиры корпусов, дивизий, бригад и их заместители за организацию боя по разгрому вражеского корпуса или дивизии, достигнутому с меньшими силами, в результате внезапной и решительной атаки. При этом доподлинно известно, что М.Е. Березин на фронте не воевал и крупными воинскими соединениями никогда не командовал. Высоких «генеральских» наград наш земляк удостоен по ходатайству военных летчиков за создание новых образцов авиационного вооружения. Эффективность оружия, созданного М.Е. Березиным, соответствует разгрому крупных вражеских соединений.

Конструкторский талант нашего земляка высоко ценили Нарком вооружений Д.Ф. Уcтинов, министр авиационной промышленности М. Хруничев, знаменитый конструктор пулеметов генерал-майор-инженер артиллерийской службы В.А. Дегтярев. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в архиве Кирилло-Белозерского музея-заповедника.. Родственники выдающегося оружейника проживают в Кириллове. В Туле в музее оружия нашему земляку посвящена отдельная экспозиция. На доме, где проживал конструктор легендарного авиационного пулемёта, установлена мемориальная доска.

Авиационный крупнокалиберный пулемет УБ.

Авиационный крупнокалиберный пулемет УБ.

Разработчик: М.Е.Березин
Страна: СССР
Начало разработки: 1937 г.
Испытания: 1938 г.
Принят на вооружение: 1941 г.

В 1937 году М.Е.Березин начал проектировать мощный 12,7-мм синхронный авиационный пулемет с патроном от 12,7-мм пехотного пулемета. В октябре — декабре 1938 года синхронный пулемет успешно прошел заводские и полигонные испытания. 12 апреля 1939 года еще до окончания войсковых испытаний 12,7-мм пулемет БС (Березин синхронный), который по праву заслужил звание лучшего в своем классе, постановлением Комитета Обороны был запущен в серийное производство.

Любопытно, что на момент появления первых прототипов пулемета фамилии конструктора в то время не знали даже в Управлении вооружения ГУ ВВС КА, поэтому в некоторых документах наименование пулемета писали так — 12,7-мм пулемет «Березина» — полагая, что оно выбрано по имени реки.

Михаил Евгеньевич Березин начал трудовую деятельность в девять лет, работая батраком, чернорабочим, лесорубом, плотником. В 1926 году поступил на рабфак при Ленинградском политехническом институте, затем в Ленинградский военно-механический институт, после окончания которого в 1934 году он работал на Тульском оружейном заводе сменным мастером, затем инженером-конструктором. В 1935 году перешел в конструкторское бюро, где разработал 12,7-мм крупнокалиберный пулемет, который стал первой самостоятельной работой молодого конструктора.

Михаил Евгеньевич Березин.

Проектирование мощного 12,7-мм синхронного авиационного пулемета Михаил Евгеньевич Березин начал еще в 1937 году. Характерно, что задания «сверху» на создание оружия в рамках какой-либо государственной программы не было. Видимо работа по проектированию авиационного пулемета была инициирована внутри завода. Пулемет изначально создавался под мощный патрон 12,7 х 108 мм от пехотного пулемета ДШК. В проекте Березин выбрал достаточно популярную в те годы газоотводную схему автоматики, которая имела ряд преимуществ перед другими схемами, в частности, компактность конструкции, надежность работы, меньшую зависимость от разброса мощности патрона, а поскольку ствол при выстреле остается неподвижным, большую кучность стрельбы.

В октябре-декабре 1938 года пулемет БС (Березина-Синхронный) прошел серию заводских и полигонных испытаний, показав исключительно высокие характеристики, хорошую живучесть и надежность работы его автоматики. Так, при массе чуть более 24 кг пулемет имел темп стрельбы до 1000 выстр/мин, при работе с синхронизатором, который неизбежно падал до 700-800 выстр/мин, что все равно превышало таковые показатели у любых современных ему иностранных образцов. А использование исключительно мощного патрона, делало итоговый залп этого оружия самым мощным в мире, сопоставимым с 20-мм системами того времени.

13 апреля 1939 года, еще до завершения войсковых испытаний пулемета, на основании постановления Комитета обороны пулемет был запущен в серийное производство.

К достоинствам данного 12,7-мм пулемета БС можно было отнести:
— удачную компоновку отдельных механизмов и всего автомата в целом;
— простое заряжание и разряжание;
— высокий темп стрельбы;
— быструю смену ствола и устранение задержек;
— сравнительно малое количество деталей и простое устройство механизма.

Несмотря на наличие ярких положительных качеств, пулемет БС обладал и рядом достаточно серьезных недостатков. Главным из них можно назвать трудности с перезарядкой пулемета в воздухе при помощи достаточно архаичной для конца 30-х годов тросовой системы, которая требовала от пилота больших физических усилий, что было недопустимо в бою. Помимо этого, были выявлены дефекты, связанные с недостаточной живучестью некоторых деталей автоматики и также требовали устранения причины появления некоторых задержек в работе пулемета.

Принимая всё это во внимание, Березин приступил к работе над усовершенствованным образцом своего пулемета, который получил обозначение УБ (Универсальный Березина). Пулемет сразу создавался в трех различных вариантах, которые менялись в зависимости от места установки: синхронный — УБС, крыльевой — УБК и турельный — УБТ. При этом основные механизмы и детали всех трех пулеметов были сохранены идентичными, за исключением ударного-спускового механизмов, в который были внесены некоторые изменения, связанные со спецификой использования данного оружия. В УБК и УБС устаревшая тросовая механическая схема перезарядки была заменена пневматической, для чего над газоотводной трубкой расположили пневмоцилиндр.

Это был первый советский авиационный пулемет, в котором была реализована пневматическая система перезарядки, существенно облегчавшая жизнь летчику и эксплуатацию пулемета в боевых условиях. При этом в связи с невозможностью применения данной системы на турельной версии пулемета (причина была в габаритах кабины) конструктор Г.И.Никитин спроектировал для УБТ новую рукоятку перезаряжания рычажного типа, расположенную сверху ствольной коробки в горизонтальной плоскости.

Войсковые испытания новой версии пулеметов состоялись в 1941 году, они проходили с 7 января по 22 февраля. Синхронные пулеметы испытывались в 116-м ИАП на истребителях И-153 и И-16. Всего испытаниям подверглись 6 пулеметов, из которых было выполнено в общей сложности 48 286 выстрелов, в том числе 36 870 выстрелов в воздухе и еще 11 416 выстрелов в наземном тире. В воздухе стрельба из 12,7-мм пулемета велась в диапазоне высот от 1 до 9 тысячи метров очередями по 20-50 выстрелов. Проверка работы автоматики пулемета в условиях низких температур воздуха проводилась стрельбой на высоте около 8-9 тысяч метров, где температура воздуха доходила до -42°С … -48°С.

Действие на работу пулемета Березина инерционных сил проверялось свободным отстрелом патрона во время выполнения различных фигур высшего пилотажа: на боевых разворотах, глубоких виражах, бочках, петлях и во время пикирования. Во всех случаях установленные на истребителях пулеметы отработали надежно, давая небольшое число задержек. При этом при стрельбе пулеметы без дополнительной смазки и чистки могли выпустить в среднем по 1470 патронов, что обеспечивало возможность совершения за день до 5-6 боевых вылетов, не снимая пулемета для обслуживания.

После успешного выполнения основной программы испытаний в воздухе пулеметы были подвергнуты испытаниям на живучесть в наземном тире. Средняя живучесть ствола пулеметов составляла 10-12 тысяч выстрелов. При этом новому пулемету дали высокую оценку летчики-испытатели, которые отстреливали его в воздухе. Старший лейтенант Крючков докладывал, что в процессе проведения войсковых испытаний пулемет БС продемонстрировал себя вполне пригодным для принятия его на вооружение ВВС Красной Армии. Во время испытаний пулемет демонстрировал бесперебойную работу, дав лишь несколько легко устранимых задержек в стрельбе. Поэтому Крючков считал работу пулемета отличной, такого же мнения придерживались и другие летчики, участвовавшие в его испытаниях. Комиссия, которую возглавлял Герой Советского Союза полковник Н.П.Каманин, в своем заключении отмечала, что 12,7-мм синхронный пулемет конструкции Березина выдержал испытания и может быть принят на вооружение.

22 апреля универсальный пулемет конструкции Березина был официально принят на вооружение ВВС Красной Армии. Стоит отметить, что он поспел как раз вовремя, так как начавшаяся через 2 месяца война выявила неэффективность маломощных 7,62-мм пулеметов при стрельбе по различным воздушным целям. Массовое производство пулеметов УБ было развернуто на Ижевском машиностроительном и Тульском оружейном заводах. В 1941 году было выпущено 6300 пулеметов УБ, в 1942-м — около 25 тыс, в 1943 году — 43 690, в 1944 году — 38 340, в 1945 году — 42 952. Таким образом, итоговый объем выпуска пулеметов Березина превысил 150 тыс штук.

Первым самолетом, спроектированным изначально под установку пулемета УБС стал истребитель И-200, будущий МиГ-3. Характерно, что распространенное мнение о слабости вооружения МиГа не совсем корректно, часто довооруженные парой крыльевых пулеметов УБК, «пятиточечные» МиГи имели один из самых мощных залпов среди всех советских истребителей. Позднее синхронные «Березины» стали штатным оружием истребителей ЛаГГ-3, Як-7, Як-9 и Як-3.

Турельный УБТ впервые появился на советском бомбардировщике ТБ-7, в котором даже еще не принятые на вооружение пулеметы Березина располагались в оригинальных установках в гондолах шасси, прикрывая заднюю нижнюю полусферу. Характерно, что на немногочисленных выпущенных ТБ-7 состав вооружения в различных установках постоянно варьировался, но пара УБТ в «шассейных» турелях оставалась неизменной всю войну.

В годы войны основным потребителем турельных пулеметов Березина стали штурмовики Ил-2. Также небезинтересна история появления турельного Березина на пикирующем бомбардировщике Пе-2. Из воспоминаний Л.Л.Селякова, заместителя директора авиазавода № 22, выпускавшего в годы войны бомбардировщики Пе-2:

«… На «Пешке» никуда не годится верхняя стрелковая оборонительная установка с пулеметом ШКАС. «Мессер» подходит почти в плотную, у него бронестекло, лупим в него почти в упор из «ШКАСа». Видели как он улыбается: Сволочи! Отваливает в сторону, делает боевой разворот и спокойно из верхней полусферы тебя расстреливает: Нужен минимум пулемет Березина 12,7 калибра… Я в этот день остался на заводе, собрал ребят П.Чугунова, А.Архипова и говорю им: «Ребята, мы должны установить у верхнего стрелка «Пешки» пулемет Березина.» До этого момента, кроме Андрея Архипова, мастера-оружейника, никто из нас серьезно оружием не занимался. Ребята согласились.

10 дней мы не уходили с работы, пока не сделали опытную установку, которую можно было на фронте просто установить на самолете взамен старой установки под ШКАС. Установка была сделана. Общий вид установки «ФТ» был мной подписан 28 февраля 1942 г. Надо было ее отстрелять в тире. Взяли пулемет, боекомплект и саму установку и пошли в тир. Тир был расположен на аэродроме, напротив сборочного цеха.

Мы здорово ослабли. 10 дней титанического труда без сносного питания, без сна, давали о себе знать. В тире нашли какие-то козлы и пристроили установку, которую окрестили «ФТ» (фронт требует). Я зарядил пулемет, не представляя, что это будет за стрельба. Никогда я не стрелял из крупнокалиберного пулемета. Расставил пошире ноги, упер в плечо пулемет и нажал на спусковой крючок. Дальнейшее произошло совершенно мгновенно и по всем законам механики. Я понял, что пулемет мне не удержать. Я стал падать на спину, судорожно хватаясь за пулемет и, естественно, сжимая курок спуска пулемета. Падая на спину со стреляющим пулеметом, я видел, как трассирующие пули описывали в небе дугу. Комплект был боевой: трассирующая для контроля, бронебойная и зажигательная. Мгновенно я понял: еще немного и я расстреляю сборочный цех. Собрав всю свою волю в падении, я отпустил курок и пулемет, замолчав, грохнулся на меня. Как бы то ни было, а установка «ФТ» жила, действовала и это было главное, а что я оказался слабаком и не удержал стреляющий пулемет, это сущие пустяки.

Установку закрепили, отстреляли нужное количество боекомплектов и сдали в серию. Пришли первые, хорошие вести с фронта, письма с благодарностями в адрес завода и категорическими требованиями о скорейшем переоборудовании всего парка боевых самолетов. Первые боевые испытания были 5 мая 1942 г. под Керчью. Заводские установки «ФТ» испытывал 30-й бомбардировочный полк под командованием полковника Николаева. Их появление было полной неожиданностью для немцев. Когда наши самолеты после выполнения боевого задания возвращались на базу, их перехватили немецкие истребители. Уверенные в своей безнаказанности, они как и прежде, заходя с хвоста, пытались приблизиться метров на 300, чтобы бить наверняка.

Несколько установок «ФТ» открыли огонь почти одновременно, и 3 фашистских истребителя, объятые пламенем, рухнули на землю. Не поняв, что случилось, другие «мессеры» шаблонно повторили маневр и тоже были сбиты. Это была победа нового оружия…»

Кроме вышеперечисленных машин турельные УБ составляли основу оборонительного вооружения на бомбардировщиках Ил-4, Ту-2, Ер-2, Ар-2. Башенную турель ставили на транспортных самолетах Ли-2. На пулеметы Березина меняли штатное вооружение на лендлизовских «Бостонах» и «Харрикейнах».

Во время Великой Отечественной войны, в 1944 году, Березин без каких-то серьезных конструктивных изменений смог легко переделать свой авиационный пулемет в 20-мм авиационную пушку, которая получила обозначение Б-20 и использовала штатные снаряды от пушки ШВАК. Также во время войны было предпринято несколько попыток использовать пулемет Березина в сухопутных войсках. Так, в 1941 году испытания проходила установка И.С.Лещинского, которая предполагала монтаж 12,7-мм пулемета Березина на станке Колесникова от пулемета ДШК.

Уже после завершения войны в СССР была предпринята попытка модернизации пулемета УБ для увеличения его скорострельности. Задачу удалось выполнить за счет повышения скорости ведущего звена. При этом скорострельность пулемета возрастала приблизительно в 1,5 раза, но одновременно с этим резко снижалась надежность работы автоматики пулемета. В результате этого модернизированная версия пулемета УБ так и не была принята на вооружение, да и время авиационных пулеметов подошло к концу.

Если сравнить авиационный пулемет Березина с таким классическим и широко распиаренным пулеметом Браунинга AN/M2, составлявшем основу вооружения союзной авиации в годы 2-й Мировой войны, можно заключить, что Браунинг уступал УБ в темпе стрельбы на 24%, в кинетической энергии на дульном срезе на 15%, массе секундного залпа практически в полтора раза. Будучи почти на 8 кг тяжелее, M2 обладал практически вдвое меньшей поражающей способностью, с единственным превосходством над УБ в начальной скорости снаряда (чуть более 1%). При этом, в номенклатуру боеприпасов пулеметов Березина входили разрывные снаряды, которых не было у американцев и англичан. Единственно, чем творение Браунинга превосходило отечественное оружие была широкая унификация американского пулемета, который в различных исполнениях мог использоваться в армии, авиации и флоте. Пулемет УБ все же был узкоспециализированным чисто авиационным оружием.

Сравнивать же пулеметы Березина с немецкими MG-131, итальянскими «Брэда-Сафат» и «Скотти» вообще не имеет смысла, на столько превосходство советского пулемета было подавляющим. Единственным «одноклассником», превосходившим УБ по комплексу данных, стал японский клон Браунинга флотский пулемет Тип 3, да и то лишь за счет применения значительно более мощного и тяжелого боеприпаса калибра 13,2 мм, к тому же, появился он лишь к концу войны.

Справедливости ради стоит отметить, что пулемет Березина не смотря на свои прекрасные характеристики, все же обладал недостатками. Расположенный в задней кабине штурмовика Ил-2 на шкворневой установке пулемет УБТ, частенько страдал отказами при резких перемещениях, которые приводили к изломам слишком жесткой металлической ленты. Также к серьезным недостаткам следует отнести малую унификацию деталей пулемета. В руководстве к пулеметам Березина категорически запрещалось при одновременной разборке нескольких пулеметов смешивать их детали.

Конструктивно пулемет УБ относился к системам автоматического оружия, действие которых основано на принципе отвода пороховых газов через специальное отверстие в стволе пулемета. Запирание канала ствола при выстреле производится за счет особого клина, в отличие от пулеметов ШВАК и ШКАС, в которых оно осуществлялось за счет перекоса затвора. Пулемет Березина оснащался механизмом ударникового типа, который приводился в действие от специальной боевой пружины.

Имеющийся спусковой механизм обеспечивал ведение лишь автоматической стрельбы, шептало пулемета было оснащено буфером. Стрельба велась с открытого затвора, что предотвращало возможность самовоспламенения очередного патрона при перегреве. Питание пулемета патронами осуществлялось при помощи оригинальной рассыпной металлической ленты суммарной емкостью в 150-250 патронов у турельных версий и до 400 патронов у синхронных и крыльевых версий.

Звенья ленты для пулемета Березина конструктивно были идентичны таковым от пулемета ШКАС, изготавливались штамповкой из низкоуглеродистой стали толщиной 0.95 — 1.1 мм. Шаг ленты, 34 мм был уменьшен по сравнению с неразъемной лентой пулемета ДШК (39 мм) во имя скорострельности. Масса звена составляла 34 грамма. Снаряженную ленту согласно руководства обязательно должны были проверять на гибкость. При этом диаметр окружности ленты, емкостью 100 патронов, уложенной на плоскость и завернуой в окружность фланцами гильз к центру окружности, не должен был превышать 600 мм. Лента не должна была иметь заеданий в шарнирах. К сожалению, на первых порах это требование не всегда выполнялось, что видимо было вызвано отладкой штамповой оснастки на звенья.

Также рекомендовалось звенья ленты использовать не более 8 раз, предварительно при повторном снаряжении подвергая визуальному осмотру. Естественно, в условиях тотальной войны это требования выполнялись далеко не всегда, что также вело к снижению надежности оружия.

Механизм подачи ленты был ползункового типа. При этом подача патронов из приемника в патронник была не прямой. Под стволом пулемета был размещен возвратный механизм пружинного типа, который соединялся с затворной рамой при помощи специального вкладыша. Экстракция стреляной гильзы происходит с помощью зацепов затвора, а ее отражение — последующим в ленте патроном. В затыльнике авиационного пулемета располагался специальный буфер подвижных частей. Крепление ствола пулемета к ствольной коробке производилось при помощи клина.

Модификации:

ТТХ:

Пулемет УБТ (турельный).

Пулемет УБК (крыльевой).

Пулемет УБС (синхронный).

УБТ. Схема.

УБК. Схема.

УБС. Схема.

Список источников:
Евгений Аранов. Авиационное вооружение ВВС РККА.
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения. 12,7-мм мулемёт Березина.
ГУ ВВС КА. Универсальный пулем УБ калибра 12,7-мм. Описание конструкции и экслуатация.

УБ (12,7-мм)

УБ

Описание

УБ (сокр. Универсальный Березина) — 12,7-мм авиационный пулемет оружейника М. Е. Березина. Его модификации (синхронный УБС, турельный УБТ и крыльевой УБК) применялись в отечественной авиации в качестве курсового и в турельных установках.

Автоматика пулемета работала за счет энергии газов, отводимых из канала ствола. Запирание канала клиновое. Характерной особенностью его устройства была подача патронной ленты не при откате подвижных частей, как у подавляющего большинства пулеметов, а при накате их, т. е. от возвратной пружины пулемета. Для обеспечения требуемой надежности подачи ленты возвратная пружина была сделана многожильной. Ударный механизм ударникового типа, действовал от специальной боевой пружины. К достоинствам пулемета Березина относились: удачная компоновка всего автомата и отдельных механизмов; высокий темп стрельбы; простое заряжание, разряжание, устранение задержек и быстрая смена ствола; сравнительно небольшое число деталей и простое устройство механизма.

На момент своего появления являлся, по совокупности качеств, практически самым эффективным крупнокалиберным авиационным пулеметом. Выпускался на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах в 1940-е годы. Всего выпущено: в 1941 году — 6300, в 1943 году — 43690, в 1944 году — 38340, в 1945 году — 42952 штук.

Машины оснащающиеся этим вооружением

УБ, УБТ:

  • Пе-2-31, Пе-2-83, Пе-2-110, Пе-2-205, Пе-2-359
  • Пе-3, Пе-3бис

УБС:

  • Як-1Б
  • Як-3
  • Як-7Б
  • Як-9, Як-9Т, Як-9У, Як-9К
  • ЛаГГ-3-8, ЛаГГ-3-11, ЛаГГ-3-23, ЛаГГ-3-35, ЛаГГ-3-66
  • МиГ-3-15, МиГ-3-15 (БК)

УБТ:

  • Ил-2М тип 3, Ил-2М (1943), Ил-2-37

Основные характеристики

Вид в разрезеУстановка УБС на Як-9Т

Тип пулемёт
Длина 1390 мм
Вес 21,45 кг (УБС)
21,14 (УБК)
21,43 (УБТ)
Калибр 12,7 × 108 мм
Начальная скорость 814—850 м/с
Скорострельность
Крыльевой и турельный вариант 800—1050 выст/мин следующие ленты
Синхронный вариант 700—800 выст/мин

Состав лент

Было проведено небольшое исследование по эффективности каждой отдельной пули со следующими допущениями:

  • «Урон» от пули определяется по количеству попаданий до уничтожения по цели типа «легкий ДОТ»;
  • «Бронепробиваемость» определяется отстрелом по легким и средним танкам, управляемым ИИ;
  • «Взрывное зажигательное» действие определяется из статистики пожаров при стрельбе по деревянным самолетам 1 ранга, управляемым ИИ (в данном случае И-15);
  • «Зажигательное» действие определяется из статистики пожаров при стрельбе по защищенным самолетам 2 ранга, управляемым ИИ (в данном случае Ju-87 G-1);

В ходе исследования были получены следующие результаты:

  • БЗ и БЗТ — обладают приблизительно равными пробивными (способны поражать легкие танки и легкие ДОТы) и зажигательными (средними) способностями;
  • МДЗ — обладает повышенной зажигательной способностью и повышенным уроном против деревянных плоскостей легких истребителей, однако очень низкой бронепробиваемостью (бессильна против даже самых ранних цельнометаллических самолетов, разрывается сразу на поверхности);
  • Б — обладает сходной с БЗ и БЗТ пулями бронепробиваемостью, но, в отличие от них, не имеет иных полезных свойств;
  • БС-41 — не имеет особых преимуществ перед БЗ и БЗТ, результаты отстрелов танков и самолетов под управлением ИИ не выявили ни повышенного урона, ни исключительной бронепробиваемости;

Анализ набивки лент представлен в таблице (выводы сделаны на основе эффективности отдельных пуль и их концентрации в ленте):

Лента Состав Примечание
Стандарт Т-Б-Б-МДЗ базовая лента, вполне способная справляться со своими задачами на первых порах, что позволяет не торопиться с прокачкой ленты
Универсал БЗ-БЗТ-МДЗ-МДЗ среднее бронебойное, слабое зажигательное действие и хорошее разрывное зажигательное действие — очень хороша против низкоранговых самолетов с фанерными элементами корпуса и плоскостей (особенно страдают от этой ленты почти все японские истребители, кроме Ki-61)
Воздушные цели БЗТ-БЗ-БЗ-МДЗ хорошее бронебойное, среднее зажигательное и слабое разрывное зажигательное действие — универсальная лента на средних рангах
Наземные цели БС41-БЗ-БЗ-БЗТ-МДЗ хорошее бронебойное, среднее зажигательное и слабое зажигательное действие разрывными патронами, по эффективности — чуть лучше Воздушной ленты, однако более редкие трассеры по сравнение с ней затрудняют эффективную корректировку огонь начинающим пилотам
Трассеры БЗТ отличное бронебойное и среднее зажигательное действие, разрывные патроны отсутствуют — очень хороша против наземных целей и бронированных самолетов средних рангов. Дополнительным плюсом является возможность удобной корректировки огня, рекомендуется начинающим пилотам.
Скрытая атака БЗ-БЗ-МДЗ среднее бронебойное, среднее зажигательное и хорошее разрывное зажигательное действие — хороший выбор для использования на самолетах низких рангов в Аркадном Режиме

Шаблон:Пулеметы КК

Применение в бою

Пулеметы УБ — классические представители крупнокалиберных пулеметов. В качестве курсового вооружения, в основном, они используются как вспомогательные. Баллистика полета пули этого пулемета очень схожа с баллистикой снаряда пушки ШВАК, что облегчает пристрелку основного калибра (на основном большинстве советских истребителей стояла именно эта пушка).

Отсюда следует, что при игре на самолетах с таким комплектом вооружения будет разумнее короткими очередями пристреливать пушку для экономии боезапаса. Заряды пулемета обладают хорошей эффективностью при стрельбе по пилоту (играючи расправляясь с дистанции в 200 м с почти любой бронезащитой) и по уязвимым агрегатам вражеского самолета (однако крылья и оперение сдаются под его напором крайне неохотно).

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Невысокая масса
  • Хорошее бронепробитие на дистанциях до 300 м (патроны БЗТ, БЗ и БС-41)
  • Хорошая эффективности разрывных патронов (МДЗ) по деревянным элементам конструкции самолетов (японские самолеты особенно уязвимы)
  • Хорошая эффективности на небольших дистанциях

Недостатки:

  • Зачастую малый боезапас (обычно не более 250 патронов на ствол)
  • Небольшая бронепробиваемость на дистанциях свыше 500м
  • У одномоторных истребителей с расположением пулемета в носу — средняя скорострельность

Историческая справка

В 1937—1938 гг. Березин спроектировал синхронный пулемёт под патрон 12,7×108 мм, прошедший заводские и полигонные испытания в конце 1938 года. 12 апреля 1939 (до окончания войсковых испытаний) пулемёт БС («Березин Синхронный») был запущен в серийное производство постановлением Комитета Обороны.

После доработки и устранения отдельных недостатков (несовершенство системы перезаряжания, недостаточная живучесть некоторых деталей автоматики) на базе БС был разработан пулемёт УБ в трёх модификациях: крыльевой, синхронной и турельной, причём для первых двух была создана система пневматической перезарядки, а для последнего конструктором Г. И. Никитиным — рукоятка перезаряжания рычажного типа.

Несмотря на все свои положительные качества, пулемет БС обладал и некоторыми серьезными недостатками. Особенно сказывалась трудность его перезаряжания в воздухе с помощью тросовой системы, требовавшей от летчика больших физических усилий в самые решительные минуты боя. Кроме того, выявились дефекты, связанные с недостаточной живучестью отдельных деталей автоматики, требовали устранения причины появления некоторых задержек.

УБ успешно прошёл войсковые испытания за период с 7 января по 22 февраля 1941, и 22 апреля 1941 был принят на вооружение и к производству.

Интересные факты

  • В 1944 году Березин без всяких конструктивных изменений, путем замены ствола создал 20-мм авиационную пушку Б-20 под штатный патрон от пушки ШВАК.
  • Было сделано несколько попыток использовать 12,7-мм пулемет Березина в пехотном варианте. В частности, в 1941 году испытывалась установка И.С. Лещинского — 12,7-мм пулемет Березина на станке Колесникова от пулемета ДШК

Медиа

См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки

  • Статья на ProWars
  • Статья на Википедии
  • Гайд по крупнокалиберным пулемётам от Thorneyed. Теория
  • Гайд по крупнокалиберным пулемётам от Thorneyed. Практика

История Ижевска

Универсальный пулемёт Березина (сокр.: УБ, «Универсальный Березина») – это советский авиационный пулемёт калибра 12,7 мм, разработанный оружейником Михаилом Евгеньевичем Березиным и широко использовавшийся в годы Великой Отечественной войны на отечественных истребителях и бомбардировщиках различных марок.

В 1937 году М.Е. Березин приступил к разработке нового, синхронного крупнокалиберного авиационного пулемёта под патрон калибра 12,7 ´ 108 мм, использовавшийся в пехотных пулемётах. К началу 1939 года новая разработка прошла заводские, полигонные и почти полностью войсковые испытания и в середине весны 1939 года была принята в производство под обозначением «БС» («Березина Синхронный»). Скорострельность пулемёта вполне позволяла использовать его в качестве оборонительного вооружения боевой авиации. Несмотря на в целом удачную конструкцию, пулемёт Березина синхронный не был лишён и своих недостатков, основным из которых являлась система тросового перезаряжания, требовавшая от стрелка значительного физического усилия. В результате последующего усовершенствования БС конструктор создал пулемёт УБ в крыльевой (УБК), синхронной (УБС) и турельной (УБТ) модификациях, при этом пулемёты УБС и УБК имели систему пневматического перезаряжания. 22 апреля 1941 года – ровно за 2 месяца до начала Великой Отечественной войны – после успешных войсковых испытаний, проведённых в январе-феврале 1941 года, универсальный пулемёт Березина был принят на вооружение РККА и в производство.

УБ представлял собой пулемёт под советский патрон калибра 12,7 ´ 108 мм (для пехотного пулемёта) с воздушным охлаждением и автоматикой перезаряжания, использовавшей силу отводимых из канала ствола пороховых газов. Подача патронов осуществлялась в нём посредством рассыпной патронной ленты с уникальной системой, в которой каждый новый патрон помогал извлекать стреляную гильзу предыдущего патрона. Ещё одной необычной особенностью этого оружия было то, что патронная лента продвигалась во время отката подвижного ствола, а не в момент отдачи. Турельная модификация универсального пулемёта Березина имела механическую систему перезаряжания с рукояткой перезаряжания рычажного типа конструкции Григория Ивановича Никитина, в то время как УБК и УБС – пневматическую.

Универсальный пулемёт Березина производился Тульским оружейным и Ижевским машиностроительным заводами с 1941 по 1945 годы. В общей сложности за этот период было выпущено более 130 тысяч единиц этого оружия.

Все модификации пулемёта УБ устанавливались на подавляющем большинстве советских боевых самолётов периода Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Согласно рассекреченному отчёту военной разведки США от 1952 года, советский авиационный пулемёт ШКАС был сравнительно сложным по конструкции и добротным оружием, стоимость которого, однако, вынуждала как можно дольше поддерживать его в рабочем состоянии за счёт ремонта и замены компонентов. По мнению американцев, универсальный пулемёт Березина был в отличие от ШКАС намеренно сделан разовым, то есть концепция этого оружия предполагала его полное списание после короткого периода эксплуатации по причине случившегося за это время износа или поломки того или иного основного рабочего механизма. В том же отчёте отмечается, что в конструкции пулемёта УБ и других разработок Березина ощущается большое влияние финской 20-миллиметровой автоматической пушки системы Лахти (фин.: Lahti), экземпляр которой был захвачен в качестве трофея.

Технические характеристики УБ:

– масса: 21,45 кг/ 21,14 кг/ 21,43 кг (УБС/УБК/УБТ);

– калибр патрона: 12,7 ´ 108 мм;

– принцип работы автоматики: энергия отводимых пороховых газов;

– скорострельность: 700-800/ 800-1050 выстрелов в минуту (УБС/УБК, УБТ);

– начальная скорость пули: 840-860 м/с;

– система питания пулемёта: ленточная.

< Предыдущая